Содержание

Всемирная История 5 класс 4 параграф

2.

На прошлом уроке вы изучали тему «Люди каменного века». Итак, давайте с вами вспомним:

  1. Когда появился «Человек умелый»? Чем он отличался от человекообразной обезьяны? (>2 млн. лет; создавал первые орудия труда)

  2. Когда появился человек прямоходящий? почему его так назвали? (1,5 млн. лет)

  3. Как назывался коллектив древнейших людей? (первобытное человеческое стадо)

  4. Когда появились неандертальцы и с чем связано их название?

  5. Какие особенности были у неандертальцев по сравнению с предшественниками?

Таким образом, в истории древнейших людей важным этапом было становление прямой походки и развитие человеческого мозга. Возникновение речи и мышления, умение изготовлять орудия труда стали важнейшими отличиями древнейшего человека от животных.

Учащиеся отвечают на вопросы

Трудовая деятельность человечества началась очень давно. Но потребовались миллионы лет, чтобы усовершенствовать орудия труда. Сначала древние люди научились изготавливать палки-копалки и дубины, затем заостренные камни – ручные рубила.

Постепенно люди овладели обработкой кости и рога, и смогли изготавливать новые орудия труда – скребки, копья и гарпуны. «Скажите, что такое гарпун?» (копье, которое бросают в животное при охоте).

Чтобы уберечься от непогоды и хищников, первобытные люди стали создавать жилища. Зачастую это были пещеры. «Но везде ли были пещеры?».

Поэтому люди сооружали землянки и шалаши из жердей, костей и шкур животных.

Укрощение огня.

Важным явлением жизни древних людей стало использование огня. Давайте вместе прочитаем об этом. В жилищах горел костер, который согревал ночами, защищал от зверей и позволял готовить пищу. Испеченное в углях мясо было полезнее и вкуснее. Человек стал получать больше энергии от пищи и он развивался, становился сильнее и умнее.

Сразу ли умел человек самостоятельно добывать огонь?(нет, он собирал его на пожарищах)

Спустя тысячи лет человек сам научился добывать огонь. Для этого он высекал искры из кремня и поджигал сухую траву.

Таким образом, труд человека и овладение огнем выделило его из ряда животных. Все это происходило в каменном веке. Запишите в тетради — Длился каменный век более 2 миллионов лет.

2.Похолодание

Около 100 тысяч лет назад на Земле наступило резкое похолодание. Зимы стали продолжительными и морозными. Северная часть Европы, Азии и Америки покрылась ледником – огромной многометровой толщей льда (Запишите это понятие в тетради). Теплолюбивые животные погибли или ушли далеко на юг. Но человек выжил, потому что к тому времени он овладел огнем, научился шить одежду и строить жилища.

(Продолжает другой ученик)В холодном и суровом климате важнейшим занятием для людей стала охота на диких животных. Люди охотились на диких лошадей, оленей и бизонов, пещерных медведей. Особенно желанной добычей был мамонт – огромный слон, покрытый шерстью, с сильно изогнутыми бивнями (Запишите это понятие в тетради). Первобытные охотники придумали загонную охоту

(Обратите внимание на иллюстрацию на стр. 12). С помощью огня они загоняли крупных и тяжелых животных в ямы-ловушки или в болото, овраг – любое место, откуда им было трудно выбраться. Основным орудием охоты было деревянное копье. Со временем его усовершенствовали, привязав к древку острый каменный наконечник. Часто в схватках со зверями люди погибали сами или погибали от голода в долгих поисках пищи.

Таким образом, чтобы выжить, уцелеть и оставить после себя потомство, первобытный человек преодолел огромные трудности. Его спасло то, что он не только приспосабливался к окружающей природе, но и взялся активно ее осваивать.

Объяснение учителя. Ученики отвечают на вопросы.

Работа с учебником. Комментированное чтение первого пункта.

Учащиеся записывают в тетради

Комментированное чтение

Записывают в тетради

Объяснение учителя

Подведение выводов

studfiles.net

копье — это… Что такое копье?

  • КОПЬЕ — или копие ср. обоюдоострое железко на древке ратовище, пика, южн. дротик, оружие, б.ч. конное. Пешее копье: бердыш, протазан, алебарда, копье с топорком; охотничье: рогатина; копье для метания: бросковое, швырковое, метное, одноручное. Копье… …   Толковый словарь Даля

  • копье — КОПЬЕ, арх., церк. – Здесь: обоюдоострый нож, в форме копья, употребляемый в церковном обиходе для соврешения обрядов над просфорами. Образы, местные, и книги, и двери царские, и ризы, и поручи, и покровы, колокола и кадило, копье и всякие… …   Словарь трилогии «Государева вотчина»

  • копье — дротик, гез, пика, сулица, сариса, джерид, оружие, протазан, копьецо Словарь русских синонимов. копьё пика Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • Копье —     Копье снится к появлению врагов, способных на любые действия. Люди с копьями предвещают угрозу вашим интересам.     Если во сне вас ранили копьем – приготовьтесь к ошибке правосудия.     Сломали копье – ваши заветные и, казалось,… …   Большой универсальный сонник

  • КОПЬЕ — 1) колющее оружие древко с каменным, костяным или металлическим наконечником. Известно с эпохи раннего палеолита; в древнем мире и в средние века главное оружие пехоты и конницы.2) Легкоатлетический снаряд для метания; деревянное или… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Копье — см. Оружие и орудия труда …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • копье — КОПЬЁ, я, мн. копья, пий, пьям, ср. Колющее или метательное оружие на древке. Метание копья (вид лёгкой атлетики). • Копья ломать из за чего (ирон.) ожесточённо спорить, препираться. Копья ломать из за пустяков. | уменьш. копьецо, а, мн. а, ср. | …   Толковый словарь Ожегова

  • копье — Контактное и (или) метаемое древковое колющее или колюще режущее оружие с наконечником, крепящимся к древку насадом. [ГОСТ Р 51215 98] Тематики оружие холодное EN lancespear DE der Speer FR lance …   Справочник технического переводчика

  • Копье — КОПЬЕ, холод. колющее оружіе, извѣстное съ древнѣйш. временъ и составлявшее, до введенія огнестр. оружія, глав. вооруженіе пѣхоты. К. состояло изъ желѣз. или стального, обычно плоскаго и остраго, наконечника (копья) и длин. кругл. древка. К. у… …   Военная энциклопедия

  • копье — Небольшой изолированный холм в Южной Африке, состоящий из большой груды горной породы …   Словарь по географии

  • Копье — Битва. На первом плане сошлись два отряда наемной пехоты. Первая линия воинов вооружена пиками, вторая различным древковым оружием, алебардами и альшписами. У правого отряда охрана знамен еще не вступила в бой, между пехотинцами изображен капитан …   Энциклопедия средневекового оружия

  • etymological.academic.ru

    Родовые общины охотников и собирателей. Видеоурок. Всеобщая история 5 Класс

    Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик человека, увеличивался его мозг. Возникла речь. Появились новые изобретения, которые помогли человеку выжить. Но выживал он не один, а в тесном коллективе сородичей.

    Родовые общины охотников и собирателей

    Предпосылки

    Охота, наряду с собирательством и рыболовством, была основным занятием кроманьонцев. Охотиться на мамонтов и других крупных животных в тех условиях в одиночку было невозможно. И строить жилища, и охотиться приходилось сообща, поэтому кроманьонцы стали жить родовыми общинами.

    Родовая община – сплоченный коллектив, основанный на родственных связях. В одну общину входило несколько больших семей. Территория, жилища, орудия труда, запасы пищи в такой общине были общими. Возникла родовая община в эпоху позднего палеолита (около 40–10 тыс. лет назад).

    Родовые общины

    Родовые общины образовывали и неандертальцы, и кроманьонцы.

    Неандертальцы – боковая ветвь эволюционного древа, к которому принадлежит современный человек. Не считается непосредственным предком человека современного типа.

    Кроманьонец – человек современного типа. Кроманьонцы стали жить родовыми общинами. (Дополнительная информация по теме)

    Охота: ею занимались мужчины сообща. Охотились на мамонтов, диких лошадей, бизонов, быков, шерстистых носорогов. Использовали не только мясо, но и шкуры (шили одежду), кости (строили жилища).

    Собирательство: это в основном женское занятие. Они собирали клубни, грибы, ягоды, личинки насекомых, мед диких пчел.

    Рыболовство

    Орудия (их делали из камня, а также из бивней мамонта и рогов оленей):
    • каменный гарпун,

    • лук и стрелы, изобретены 12 тыс. лет назад,
    • каменный топор.

    Заключение

    Родовая община становится важнейшей формой человеческого объединения на тысячелетия. Над ней нарастают более крупные и сложные формы – племена, государства. Постепенно родовая община заменяется соседской – общинники не обязательно должны быть кровными родственниками. Но сам общинный принцип проходит через всю историю.

     

    Конспект

    Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик человека, увеличивался его мозг. Возникла речь. Какие еще изменения произошли в  поведении и образе жизни человека? Данные археологии помогут воссоздать ставшую многообразной жизнь наших древних предков.

    Более полумиллиона лет назад человек появился на юге России. Наши предки сумели выжить морозными зимами. Они научились добывать огонь, шить одежду из шкур животных. Жилищами становились пещеры, служившие убежищем от непогоды и хищников. В местности, где не было пещер, люди рыли землянки и строили шалаши из веток деревьев, костей и шкур крупных животных.

    Охота становится важнейшим занятием человека. Главным охотничьим орудием долгое время было копье. Заостренная рубилом длинная и прочная палка для придания большей твердости обжигалась на огне. Потом появилось новое изобретение — составные орудия. К древку копья волокнами растений или тонкими кожаными ремешками привязывали острый каменный наконечник (Рис. 1).

    Рис. 1. Составное оружие: копье, гарпун (Источник)

    Действуя слаженно и дружно, десятки мужчин гнали стадо к крутому обрыву, в болото или глубокий овраг. Попавшее в западню животное добивали копьями.

    Люди охотились на диких лошадей, оленей, бизонов, вымерших в древности шерстистых носорогов, пещерных медведей и мамонтов.

    40 тыс. лет назад на земле появились люди современного типа. По месту обнаруженной археологами стоянки их называют кроманьонцами. Ученые также называют представителей данного типа «человеком разумным» (рис. 2).

    Рис. 2. Кроманьонцы («человек разумный») (Источник)

    На смену человеческого стада пришла родовая община. В таких общинах родственные связи являлись главными. Все близкие и дальние родственники считались сородичами. Общими у рода были жилища, запасы пищи, очаг, где горел огонь. Мужчины охотились, женщины занимались собирательством, готовили пищу, заботились о детях. Существовал культ женщины — прародительницы и хранительницы домашнего очага. Об этом свидетельствуют найденные археологами фигурки женщин, вырезанные из камня или кости («палеолитические венеры») (рис. 3).

    Рис. 3. «Палеолитическая венера» (Источник)

    Климатические изменения привели к вымиранию крупных животных, на которых охотились первобытные люди. Для охоты на мелких и быстробегающих животных нужно было создать оружие, способное поразить цель на расстоянии. Величайшим изобретением человека стали лук и стрелы. Для охоты на крупную рыбу люди изобрели костяной гарпун.

                       

    Список литературы

    1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
    2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
    3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

     

    Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    1. Энциклопедия кругосвет (Источник).
    2. Академик (Источник).
    3. Содружество русской сети (Источник).

     

    Домашнее задание

    1. Когда люди современного типа появились на земле?
    2. Чем «человек разумный» отличался от древнейших предков человека?
    3. Какими преимуществами обладали лук и стрелы сравнительно с копьем и дубиной?
    4. Чем родовая община отличалась от первобытного стада?

    interneturok.ru

    Копьё — это… Что такое Копьё?

  • копь — копь, и; мн. копи, ей …   Русское словесное ударение

  • копь — см. Копи …   Энциклопедический словарь

  • копьё — копь/ё [й/о] …   Морфемно-орфографический словарь

  • копьё — 1. КОПЬЁ, я; мн. копья, пий, пьям; ср. Колющее или метательное оружие, состоящее из длинного древка с острым металлическим наконечником. Пронзить копьём. Вооружиться копьями. Метание копья (вид лёгкой атлетики). ◊ Копья ломать. С жаром спорить о… …   Энциклопедический словарь

  • Копьёво — русский топоним. Копьёво деревня в Кологривском районе Костромской области (ОКАТО 34 212 824 003). Копьево  деревня в Муромцевском районе Омской области (ОКАТО 52 234 822 003). Копьёво  посёлок городского типа, административный центр… …   Википедия

  • КОПЬЁ — КОПЬЁ1 Брать/ взять на копьё что. Разг. Устар. Захватывать что л. штурмом, приступом. Ф 1, 255. Егорьево копьё. Сиб. Полевая дикая гвоздика. СФС, 69. Биться в копья. Сиб. Ревностно защищать кого л., что л. ФСС, 12; СРНГ 14, 307. Ломать (приломить …   Большой словарь русских поговорок

  • КОПЬЁ — 1. КОПЬЁ1, копья, мн. копья, копий, ср. Колющее оружие, состоящее из длинного древка с металлическим острием; то же, что пика. В древности воины были вооружены копьями. Метание копья (один из видов спортивных упражнений). ❖ Копья ломать из за… …   Толковый словарь Ушакова

  • КОПЬЁ — 1. КОПЬЁ1, копья, мн. копья, копий, ср. Колющее оружие, состоящее из длинного древка с металлическим острием; то же, что пика. В древности воины были вооружены копьями. Метание копья (один из видов спортивных упражнений). ❖ Копья ломать из за… …   Толковый словарь Ушакова

  • копьё — копьё, копья, копья, копий, копью, копьям, копьё, копья, копьём, копьями, копье, копьях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • копьё — копьём копьё, копьём …   Словарь употребления буквы Ё

  • КОПЬ — КОПЬ, копи, жен. см. копи. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • dic.academic.ru

    Trojden | Словарь: Уколова В. И.

    Август (в переводе с латыни «священный, возвеличенный») — титул римского императора.

    Австралопитек — древнейший вид человекообразных существ.

    Агора — рыночная площадь в древнегреческом городе.

    Акведук — римский водопровод.

    Акрополь (в переводе с греческого «верхний город») — место, где возводились храмы в честь богов.

    Алфавит — ряд букв (знаков), расположенных в определённом порядке. Создание первого алфавита приписывают финикийцам.

    Амфитеатр — римское сооружение для зрелищ; центральное место в нём занимала арена.

    Антропология — наука о происхождении и эволюции человека, происхождении человеческих рас.

    Апостолы (в переводе с греческого «посланцы») — ученики и ближайшие последователи Иисуса Христа.

    Арена — площадка для поединков или представлений в центре амфитеатров в Древнем Риме.

    Аристократия (в переводе с греческого «власть лучших») — форма правления, при которой власть принадлежит родовитой знати; также название высшего слоя древних обществ.

    Археология — наука, изучающая древнее прошлое человечества по материальным остаткам жизни и деятельности людей.

    Архив — хранилище документов.

    Астрономия — наука о строении и движении космических тел.

    Атрий — закрытый внутренний двор в центре римского дома. В атрий выходят остальные помещения.

    Ахейцы — одно из древнегреческих племён.

    Ахиллесова пята — уязвимое место.

    Бамбук — растение с длинными отвердевшими стеблями, которые расщепляли, получая полоски для письма.

    Библиотека — собрание книг.

    Библия — Священное Писание христиан.

    Брахманы — высшая варна в Древней Индии, жрецы.

    Буддизм — одна из трёх мировых религий, получившая название по имени её основателя Будды.

    Вайшьи — варна земледельцев в Древней Индии.

    Вандалы — германский народ.

    Варвары — так древние греки называли все другие племена и народы, не говорившие на греческом языке. Позже так назывались народы, находившиеся вне влияния греко-римской культуры.

    Варны — особые разряды, на которые делилось общество в Древней Индии.

    Веды — священные книги древних ариев.

    Великий понтифик — глава жреческой коллегии понтификов в Древнем Риме, глава римской религии.

    Весталка — жрица римской богини Весты.

    Вето (в переводе с латыни «я запрещаю») — право наложения запрета на решения сената или консулов, принадлежавшее трибуну.

    Ветхий Завет — древнейшая часть Библии. Ветхий Завет — священная книга евреев.

    Вилла — имение в Древнем Риме. Так же назывался древнеримский загородный дом.

    Вождь — глава племени.

    Всадники — второе после сенаторов сословие в Древнем Риме с имущественным цензом 400 тысяч сестерциев.

    Вселенский собор — высшее собрание епископов всего христианского мира.

    Галлы — так римляне называли племена, жившие на территории современной Франции.

    Гарпун — метательное охотничье орудие.

    Гасты — римские длинные копья.

    Герусия — совет старейшин в Спарте.

    Гиганты — в греческой мифологии огромные, вызывавшие ужас великаны, порождённые Геей.

    Гимнасий — в Древней Греции помещение для занятий спортом, здесь также могли заниматься философией. Самые известные из гимнасиев — Академия и Ликей, где философии обучали Платон и Аристотель.

    Гипотеза — научное предположение.

    Гладиаторы — в Древнем Риме профессиональные бойцы, участвовавшие в боях на аренах амфитеатров. Бои гладиаторов были любимыми общественными зрелищами в Древнем Риме.

    Гладиус — римский короткий меч.

    Гоплит — древнегреческий тяжеловооружённый воин-пехотинец.

    Горгоны — в греческой мифологии женщины-чудовища. Самая известная из Горгон — Медуза.

    Готы — союз германских племён.

    Гражданин — полноправный член древнегреческого полиса, римской общины.

    Грифоны — фантастические существа с головой орла и туловищем льва.

    Гунны — кочевой народ из Внутренней Азии, совершали набеги на Древний Китай.

    Даки — племена, родственные скифам. Жили на территории между Дунаем, Днестром и Карпатскими горами.

    Дарик — золотая монета, которую стали чеканить в Персидской империи при царе Дарии.

    Дельта — низменность в низовьях реки, впадающей в море, прорезанная водными рукавами и протоками.

    Демократия (в переводе с греческого «власть народа») — форма государственного устройства.

    Денарий — римская серебряная монета.

    Деспотия — форма государства с неограниченной властью правителя на Древнем Востоке.

    Десять заповедей — в Ветхом Завете десять обязательных правил, которые Бог открыл Моисею.

    Диктатор — в Древнем Риме назначался в случае войны или тяжёлых чрезвычайных обстоятельств.

    Династия — ряд правителей из одного рода, последовательно сменяющих друг друга по праву наследования.

    Дискуссия — научное обсуждение проблемы.

    Догмат — в религии утверждённое высшими церковными властями положение вероучения.

    Дорога процессий — главная улица Вавилона в период Нововавилонского царства.

    Дравиды — древнейшее население Индии.

    Дротик — короткое копьё.

    Евангелие (по-гречески «Благая весть») — повествование о жизни Иисуса Христа. Четыре Евангелия входят в Новый Завет.

    Епископ — высшее духовное лицо в христианской церкви.

    Жрец — служитель, занимающийся отправлением религиозных культов (жертвоприношениями, молитвами, другими религиозными обрядами) в древних языческих религиях.

    Жреческая коллегия — объединение жрецов в Древнем Риме.

    Зиккурат — храм в виде высокой ступенчатой башни в Месопотамии.

    Зороастризм — древнеперсидская религия, получившая название по имени пророка Зороастра.

    Иды — по римскому календарю день в середине месяца.

    Иероглифы — древние рисуночные знаки египетского письма. Также знаки китайского письма.

    Илоты — государственные рабы в Спарте.

    Император — первоначально военачальник в Древнем Риме. Впоследствии титул монарха в Древнем Риме.

    Индоевропейцы — народы, говорившие на индоевропейских языках. К индоевропейским народам принадлежали индийцы, иранцы, кельты, греки, римляне, славяне, германцы. Древнейших индоевропейцев иногда называют ариями.

    Индуизм — древнейшая религия индийцев.

    Инсула — многоэтажный дом в Древнем Риме.

    Ирригация — искусственное орошение земель и осушение почв посредством сооружения каналов и дамб.

    Йога — особая система духовного и физического совершенствования человека, созданная в Древней Индии.

    Каллиграфия — искусство красивого письма.

    Капитолий — один из семи холмов Древнего Рима.

    Карма — одно из основных понятий древних индийских религий. Общая сумма совершённых человеком и всяким живым существом поступков, определяющая характер его нового рождения.

    Касты — замкнутые группы людей в Индии, они образуют сложную структуру индийского общества.

    Катакомбы — система подземных помещений, в которых в Риме совершали свои богослужения христиане, когда христианство ещё было запрещено. Там же находились захоронения христиан.

    Кентавры — в греческой мифологии полулюди, полулошади.

    Клиент — человек, находившийся под покровительством патрона.

    Клинопись — древняя письменность, распространённая в Месопотамии. Знаки этой письменности выдавливались палочкой на влажной глине и были похожи на клинья.

    Ковчег завета — главная святыня древних евреев.

    Когорта — подразделение легиона в Древнем Риме.

    Колизей — крупнейший римский амфитеатр.

    Колония — поселение, основанное на чужой территории.

    Колоны — крестьяне, прикреплённые к земле своего хозяина, зависимый слой сельского населения в Древнем Риме.

    Комедия — жанр театрального представления, в комедиях высмеивались нравы и люди.

    Комиции — народные собрания в Древнем Риме.

    Компас — прибор, служащий для ориентирования относительно сторон горизонта. Изобретён в Древнем Китае.

    Консулы — высшие должностные лица Римской республики.

    Конфуцианство — учение древнего китайского мудреца Конфуция, главное в котором правила поведения человека.

    Копты — потомки древнего населения Египта, ещё в древности принявшие христианство.

    Крещение — одно из таинств в христианской церкви. Крещение вводит человека в лоно церкви.

    Кроманьонец — древнейший человек современного вида, появился около 40 тысяч лет тому назад.

    Курия — здание, где заседал сенат.

    Кшатрии — варна воинов в Древней Индии.

    Лабиринт — сооружение со сложнейшей системой переходов и заграждений. Наиболее известен по греческим мифам лабиринт на Крите.

    Лаконизм — отличающаяся краткостью и чёткостью речь. Такой стиль речи был характерен для спартанцев.

    Лары — в Древнем Риме домашние боги.

    Легион — основное подразделение в армии Древнего Рима.

    Ликторы — должностные лица при высших римских магистратах. Римляне в этом подражали этрускам.

    Маги — древнеперсидские жрецы.

    Магистраты — избираемые должностные лица в Древнем

    Магия (в переводе с греческого «колдовство, волшебство») — обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на людей и явления природы. Возникла в первобытном обществе.

    Магнаты — в императорском Риме крупные землевладельцы.

    Манипулы — боевые подразделения в легионе.

    Массагеты — кочевые племена, жившие к северу от Каспийского моря и в районе реки Сырдарьи и Центральной Азии.

    Матрона — мать семейства в Древнем Риме.

    Мегалиты — сооружения из огромных необработанных или полуобработанных камней, в основном относящиеся к 3—2-му тысячелетиям до н. э.

    Мезолит — средний каменный век, примерно 10—5 тысяч лет до н. э.

    Мессия (по-гречески Христос) — помазанник, посланник Бога, Спаситель. В христианстве Иисус Христос.

    Меценат — личное имя сподвижника императора Октавиана Августа, стало нарицательным. Так называют покровителей искусства, способствующих его развитию своими материальными средствами.

    Минойцы — древний народ, создавший государство на острове Крит.

    Минотавр — в греческой мифологии чудовище, обитавшее в лабиринте на острове Крит.

    Миф — сказание, повествование о происхождении богов, мира, деяниях героев. Последовательное изложение мифов образует мифологию.

    Мозаика — узор или изображение, выполненное из кусочков камней или разноцветных плиток.

    Молитва — обращение верующего к Богу, божествам в язычестве.

    Монархия — форма государства, власть в котором принадлежит одному человеку — монарху (царю, фараону, шаху, императору).

    Монотеизм — вера в единого Бога, единобожие.

    Музы — в древнегреческой мифологии богини поэзии, искусств и наук.

    Мумия — неразлагающееся мёртвое тело, подвергавшееся специальной обработке. Искусство мумификации достигло особого развития в Древнем Египте, что было связано с особенностями египетской религии.

    Мусей — храм муз в Древней Греции.

    Налог — обязательный платёж или натуральный побор, взимаемый с подданных государства.

    Народное собрание — в Древней Греции и Древнем Риме собрание полноправных граждан, принимавшее решения по важнейшим вопросам жизни греческого полиса и римской гражданской общины.

    Неандерталец — древнейший человек, живший 200 — 35 тысяч лет тому назад.

    Неолит — новый каменный век, около 8—3-го тысячелетия до н. э.

    Нимфа — женское божество, олицетворявшее в Древней Греции силы природы.

    Нобилитет — правящий слой знати в Римской республике.

    Ном — небольшой древнейший город-государство в долине Нила.

    Обелиск — сооружение в виде высокого гранёного столба, возникшее как форма памятника в Древнем Египте.

    Обетованная земля — согласно Ветхому Завету земля, обещанная Богом ветхозаветному патриарху Аврааму.

    Община — форма объединения людей, зародившаяся в эпоху первобытности.

    Олигархия (в переводе с греческого «власть немногих») — господство нескольких немногочисленных, но могущественных знатных родов.

    Олимпийские игры — спортивные состязания в честь Зевса Олимпийского, проводившиеся с 776 г. до н. э. в Древней Греции каждые четыре года.

    Олимпионики — победители Олимпийских игр.

    Оптиматы (в переводе с латыни «лучшие») — сторонники сенаторской аристократии в Древнем Риме.

    Оракул — в Древней Греции священное место, где люди могли получить предсказания от богов.

    Оратор — человек, обладающий красноречием, умеющий построить и произнести речь в соответствии с правилами ораторского искусства.

    Ордер — в древнегреческой архитектуре особое соотношение несущих частей (колонн) и лежащего на них перекрытия. Сложились два ордера — дорический и ионический. Дорический более тяжёлый, ионический более лёгкий, изящный. Позже появился коринфский ордер.

    Орхестра — основная часть театрального здания в Древней Греции; площадка, на которой выступали хор и актёры.

    Остракизм — в Афинах «суд черепков», голосование посредством подсчёта голосов с помощью черепков.

    Палеолит — древний каменный век. Продолжался с возникновения человека примерно до 10-го тысячелетия до н. э.

    Палестра — место для занятий спортом в Древней Греции.

    Панкратий — вид соревнований, в котором сочетались кулачный бой и борьба в Древней Греции.

    Папа римский — глава римско-католической церкви.

    Папирус — материал для письма, делавшийся из особого вида тростника в Древнем Египте.

    Парфенон — храм Афины-Девы на афинском Акрополе.

    Патриции — высшее сословие в Древнем Риме.

    Патрон — патриций, который покровительствовал бедным, простым гражданам и иноземцам.

    Пенаты — в Древнем Риме божества, охранявшие домашний очаг.

    Пергамен — материал для письма, который делали из кожи овец, телят.

    Периэки — неполноправное население Спарты.

    Пиктография — древнейшее письмо с помощью рисунков.

    Пирамиды — древнеегипетские культовые сооружения. Фараоны Древнего Египта строили себе гробницы в виде пирамид.

    Пиррова победа — победа, добытая слишком дорогой ценой.

    Питекантроп — древнейший ископаемый человек, живший 500 тысяч лет тому назад.

    Плебеи — в Древнем Риме население, которое не принадлежало к семьям патрициев. Плебеи сначала не имели важных гражданских прав, но в результате долгой борьбы стали полноправными гражданами.

    Плебисцит — постановления, принимавшиеся народным собранием плебеев в Древнем Риме. В наши дни означает один из видов общенародного голосования по важнейшим для страны вопросам.

    Плебс — простой народ в Древнем Риме.

    Племя — в конце эпохи первобытности союз общин, в котором люди говорили на одном языке, почитали общих богов и предков, имели общую территорию, следовали общим правилам жизни.

    Полис — небольшое независимое государство в Древней Греции, центром которого был город.

    Популяры (в переводе с латыни «народные мужи») — противники оптиматов, защитники демократических принципов в Древнем Риме.

    Право — система законов, норм, установленных или закреплённых государством.

    Пресвитер — в раннем христианстве глава общины.

    Преторианские когорты — дворцовая императорская гвардия в Древнем Риме.

    Принцепс — в Древнем Риме первый в списке сената. Впоследствии титул римского императора.

    Причастие — христианское таинство. Во время него верующие приобщаются к Христу, вкушая хлеб и вино, в которые согласно христианскому вероучению превращаются в тело и кровь Христа.

    Провинция — в Древнем Риме подчинённая область вне Италии.

    Пропилеи — парадный вход на афинский Акрополь.

    Пророки — согласно Ветхому Завету люди, избранные Богом для того, чтобы проповедовать религиозную истину.

    Проскрипции — в Древнем Риме особые списки, на основании которых лица, попавшие в них, объявлялись вне закона, подлежали казни.

    Пуны — так римляне называли жителей Карфагена.

    Пурпур — краска, делавшаяся в Финикии из морских моллюсков. Ею окрашивали ткани. Пурпур считался цветом царей.

    Рабство — наиболее грубая, жестокая форма власти одного человека над другим, при которой раб является собственностью своего хозяина — рабовладельца. Раб не имеет никаких прав. Раба в Древнем Риме называли «говорящим орудием».

    Расы — группы людей, в которых характерный внешний облик обусловлен общими наследственными признаками (цветом кожи, глаз, формой головы, формой лица и носа, типом и цветом волос, размерами тела и т. д.). Три основные расовые группы — европеоидная, монголоидная, негроидная.

    Религия — вера в Бога или в богов в сочетании со специальными богослужебными обрядами и действиями.

    Ремесло — мелкое ручное производство изделий.

    Республика (в переводе с латыни «общее дело») — форма государственного устройства в Древнем Риме, при которой высшая власть принадлежала народным собраниям, сенату, выборным должностным лицам.

    Реформа — преобразование, переустройство.

    Род — коллектив кровных родственников, ведущих своё происхождение от общего предка.

    Самниты — народ, живший в горных районах Центральной Италии.

    Санскрит — древнейшая сохранившаяся до наших дней форма некогда единого языка индоевропейцев.

    Саркофаг — гроб, сделанный в виде человеческой фигуры в Древнем Египте. Также каменный гроб в Античности.

    Сатиры — в греческой мифологии лесные божества, входившие в свиту бога Диониса.

    Сатрапия — в Персидской империи область, во главе которой стоял назначенный царём управляющий — сатрап.

    Семиты — народы, говорившие на семитских языках, к которым относились вавилонский, ассирийский, арамейский, древнееврейский, арабский и другие.

    Сенат — сначала совет старейшин в Древнем Риме. Высший орган власти в республиканском Риме. Сохранил важное государственное значение и в императорском Риме.

    Синантроп — древнейший человек, близкий по виду к питекантропу. Останки синантропа обнаружены в Китае.

    Сирены

    trojden.com

    копье — это… Что такое копье?

  • КОПЬЕ — или копие ср. обоюдоострое железко на древке ратовище, пика, южн. дротик, оружие, б.ч. конное. Пешее копье: бердыш, протазан, алебарда, копье с топорком; охотничье: рогатина; копье для метания: бросковое, швырковое, метное, одноручное. Копье… …   Толковый словарь Даля

  • копье — КОПЬЕ, арх., церк. – Здесь: обоюдоострый нож, в форме копья, употребляемый в церковном обиходе для соврешения обрядов над просфорами. Образы, местные, и книги, и двери царские, и ризы, и поручи, и покровы, колокола и кадило, копье и всякие… …   Словарь трилогии «Государева вотчина»

  • Копье —     Копье снится к появлению врагов, способных на любые действия. Люди с копьями предвещают угрозу вашим интересам.     Если во сне вас ранили копьем – приготовьтесь к ошибке правосудия.     Сломали копье – ваши заветные и, казалось,… …   Большой универсальный сонник

  • КОПЬЕ — 1) колющее оружие древко с каменным, костяным или металлическим наконечником. Известно с эпохи раннего палеолита; в древнем мире и в средние века главное оружие пехоты и конницы.2) Легкоатлетический снаряд для метания; деревянное или… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Копье — см. Оружие и орудия труда …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • копье — КОПЬЁ, я, мн. копья, пий, пьям, ср. Колющее или метательное оружие на древке. Метание копья (вид лёгкой атлетики). • Копья ломать из за чего (ирон.) ожесточённо спорить, препираться. Копья ломать из за пустяков. | уменьш. копьецо, а, мн. а, ср. | …   Толковый словарь Ожегова

  • копье — Контактное и (или) метаемое древковое колющее или колюще режущее оружие с наконечником, крепящимся к древку насадом. [ГОСТ Р 51215 98] Тематики оружие холодное EN lancespear DE der Speer FR lance …   Справочник технического переводчика

  • Копье — КОПЬЕ, холод. колющее оружіе, извѣстное съ древнѣйш. временъ и составлявшее, до введенія огнестр. оружія, глав. вооруженіе пѣхоты. К. состояло изъ желѣз. или стального, обычно плоскаго и остраго, наконечника (копья) и длин. кругл. древка. К. у… …   Военная энциклопедия

  • копье — Небольшой изолированный холм в Южной Африке, состоящий из большой груды горной породы …   Словарь по географии

  • Копье — Битва. На первом плане сошлись два отряда наемной пехоты. Первая линия воинов вооружена пиками, вторая различным древковым оружием, алебардами и альшписами. У правого отряда охрана знамен еще не вступила в бой, между пехотинцами изображен капитан …   Энциклопедия средневекового оружия

  • dic.academic.ru

    Копьё Лонгина — это… Что такое Копьё Лонгина?

    «Распятие», Нижнерейнский мастер, XV в.

    Копьё Лонгина (Копье Судьбы, Копье Христа) — одно из Орудий Страстей, пика, которую римский воин Лонгин вонзил в подреберье Иисуса Христа, распятого на Кресте. Как и все Орудия Страстей, копьё считается одной из величайших реликвий христианства.

    Евангельские и апокрифические свидетельства

    В Новом Завете эпизод прободения тела Христа копьём содержится только в Евангелии от Иоанна: «один из воинов копьём пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода»  (Ин.19:34). Согласно евангельскому рассказу, воин пронзил копьём уже мёртвого Иисуса (это утверждение имело критическую оценку у известного античного критика христианства — Цельса).

    В апокрифической литературе, самое раннее упоминание этого эпизода встречается в Евангелии от Никодима (предположительно IV век). Пронзивший тело Иисуса римский солдат назван в этом апокрифе по имени: сотник Лонгин.

    Толкование богословов

    Августин в «Толковании на Евангелие от Иоанна» (XIX, 34) пишет, что, подобно тому как из ребра спящего Адама была сотворена Его невеста, Ева, из раны в боку спящего смертным сном Христа была создана Его невеста, Церковь. По Августину, вода и кровь — символы святых таинств Крещения и Евхаристии (в воспоминание этого перед совершением Евхаристии в Латинской Церкви во время оффертория, а на Востоке — во время проскомидии в вино добавляется вода). В трактате «О Граде Божием» (XV, 26) Августин соотносит рану в боку Иисуса с дверью Ноева ковчега, сделанной, по божественному указанию, «с боку его» (Быт 6:16) — «через эту дверь входят все, приходящие к Нему, поскольку из неё истекли таинства». В богослужении Православной церкви используется копие — обоюдоострый нож для изъятия частиц из просфор, который символизирует собой копьё Лонгина.

    В христианском искусстве

    Одно из самых ранних изображений сцены распятия — миниатюра из Евангелия Рабулы, иллюминированной сирийской рукописи VI века — включает и имя солдата, надписанное над его головой по-гречески в изменённой форме: Логин, ΛΟΓΙΝΟС (не исключено, однако, что имя могло быть добавлено в миниатюру позднее).

    Средневековые легенды

    Предыстория

    Существует ряд средневековых легенд, в которых рассказывается о предыстории копья, прежде чем оно попало в руки Лонгина (по тому же принципу была создана предыстория другого орудия Страстей — Животворящего Креста).

    Согласно им, изначально оно принадлежало Финеесу, внуку Аарона и третьему по счету первосвященнику Иудеи, пронзившего копьём Хазву мадианитянку. Он приказал отковать это копье в качестве символа магических сил крови израильтян как избранного народа. Затем с этим копьем бросился в атаку на укрепленный Иерихон Иисус Навин. Упоминали также, что именно его Саул бросил в юного Давида в бессилии и ревности к будущей славе. Другим владельцем копья был Ирод Великий.

    После Голгофы

    Чудесное обретение копья в Антиохии. Благодаря этой находке рыцари Первого крестового похода в 1098 году одержали победу над атабеком Мосула
    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
    Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
    Эта отметка установлена 11 ноября 2012.

    Легенды также рассказывают о судьбе копья после Распятия Христова, называя в его числе следующих владельцев:

    Затем оно стало упоминаться в руках императоров Священной Римской империи, что заставляет предполагать, что с какого-то момента речь идет о реальном предмете, экспонирующемся в наши дни в Вене (венская реликвия), или же о нескольких копьях, выдаваемых за одно:

    • в рассказе о победе Генриха I Птицелова в Унструтском сражении упоминается могущественное копьё-талисман в его руках.
    • первый известный владелец собственно венской реликвии — Оттон I, в хронике о короновании которого оно упоминается. Затем оно упоминается в описании его сражения у города Леха (955 г.)
    • Фридрих Барбаросса. Существует предание, что незадолго до его смерти в реке копьё выпало из его слабеющей руки.
    • Фридрих II[источник не указан 36 дней]
    • В 1277 г. им владел Рудольф Габсбургский

    Копьё в средневековых хрониках

    Был среди франков Боэмонд, их предводитель, но был ещё один очень хитрый монах, который уверил их, что в Кусьяне, большом здании в Антиохии, зарыто копьё мессии, мир его праху. Он сказал им: «Если вы найдёте его, вы победите, в противном случае – это равносильно смерти». А перед этим он закопал копьё в земле Кусьяна и уничтожил все следы. Он велел франкам поститься и каяться три дня. На четвёртый день он позволил им войти в здание вместе со слугами и ремесленниками, которые всё раскопали и нашли копьё. Тогда монах воскликнул: «Радуйтесь, победа обеспечена!»[1]

    Артефакты, претендующие называться «Копьём судьбы»

    Статуя Лонгина в Ватикане, выше — балкон, где хранится реликвия

    В различных церквях мира хранится несколько реликвий, которые считаются копьем Лонгина, либо его фрагментом. С целью установления возраста, наиболее соответствующего евангельскому времени, учеными проводятся экспертизы.

    Армянское копьё

    Эта реликвия находится в Армении, в сокровищнице Эчмиадзина (новое название Вагаршапат).

    Там оно хранится с XIII века; до этого находилось в Гегардаванке (Армения), куда было привезено, как считается, апостолом Фаддеем. (Гегардаванк дословно переводится как «Монастырь копья».)

    Ватиканское копьё

    Хранится в Базилике святого Петра в Риме. Оно отождествляется с копьём, хранившимся в Константинополе, а прежде в Иерусалиме, по крайней мере с VI века.
    Первое упоминание о копье встречается у Антония из Пьяченцы (570)[2], который, совершив паломничество в Иерусалим, написал, что в храме Святого Сиона он видел «…терновый венец, которым был увенчан наш Господь, и копье, которым он был пронзён». В 614 г. Иерусалим был захвачен персами, к ним же попали и все Страстные реликвии. Согласно Пасхальной хронике[2] наконечник копья был отломан, и в том же 614 году оказался в Константинополе, где с тех пор хранился сначала в храме Святой Софии, а позже в церкви Фаросской Богоматери вместе с другими святынями христианства.[3] Впрочем, по другим сообщениям, копье продолжало оставаться в Иерусалиме на галереях храма Гроба Господня. Епископ Аркульф, побывавший на Святой земле ок. 670 г., говорил следующее: «…копие находится вделанным в деревянный крест в портике базилики Константина; древко этого копья расколото на две части…»[4] , то же видел и византийский паломник первой половины IX в. Епифаний. «А между темницей и распятием есть двери святого Константина… Здесь же лежат Копие, и Губка, и Трость…».[5] После IX в. сведений о нахождении копья в Иерусалиме в источниках нет.

    В Константинополе он оставался до 1492 года, когда был подарен султаном папе Иннокентию VIII, увезён в Рим и помещен в соборе Святого Петра.

    Венское копьё

    Венское копьё ведёт свою историю со времен Оттона I (912—973 годы). Оно характеризуется вкраплением металла, считающимся гвоздем с распятия. Копьё вместе с другими атрибутами императорской власти с конца XVIII века хранится в палате сокровищ Венского дворца. В 1938 году, после аннексии Австрии, обербургомистр Либель (Willy Liebel) перенес из Венского дворца атрибуты императорской власти, которые он выставлял в течение года в церкви св. Катарины. Обстоятельства перевоза атрибутов императорской власти из Вены в Нюрнберг и их возвращение Австрии генералом Джорджем Паттоном, обросли многочисленными легендами. Благодаря этому, копьё является важной составной частью современной мифологии, возникшей вокруг замка Вевельсбург, см. Вевельсбург и «Копье Судьбы».

    Краковское копьё

    После исследования оказалось копией венского копья[6].

    • Зарисовка ватиканского копья

    • Венская реликвия в нынешнем виде с золотыми накладками

    • Венское копьё со снятыми золотыми накладками

    • Краковское копьё, официально признанное копией венского, но при этом несколько отличающееся от него по форме

    • Армянское копьё

    В искусстве

    В массовой культуре

    См. также

    Примечания

    1. цитата из хроники приведённая в книге Amin Maalouf «Les crosaides vues par les arabes», перевод
    2. 1 2 Catholic Encyclopedia. The Holy Lance
    3. Лидов А. М. О константинопольском прототипе царского храма // Материалы и исследования. Выпуск XIX. Царский храм. Благовещенский собор Московского Кремля в истории русской культуры. — М.: Федеральное государственное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 2008. С. 7-42.
    4. Аркульфа рассказ о святых местах, записанный Адаманом ок. 670 года. Издал и перевел И. Помяловский // ППС. СПб., 1898. Т. 17, вып. 1. С. 67-68.
    5. Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест первой половины IX в., под ред. В. Г. Василевского // ППС. СПб., 1886. Т. 4, вып. 2, кн. 11. С. 1, 10, 16. Комм. с. 49-58.
    6. Justin Griffin. The Grail procession

    Ссылки

    dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *