Джихад с оружием в руках. Правила ведения вооруженного джихада
Вопросы военного права в исламе приобретают большую актуальность в связи с происходящими в разных уголках планеты процессами.
Термин «джихад» известен многим, равно как и то, что он имеет два значения. Говоря обобщенно, первое значение этого термина можно определить как борьбу человека с собственными страстями и несовершенством («большой джихад»), а второе – как ведение военных действий по защите собственной родины («малый джихад»).
Несмотря на это общее знание, мало что известно о понимании джихада в его узком, сугубо военном смысле. И здесь следует найти ответ сразу на ряд вопросов:
– когда по Шариату дозволено применять оружие;
– какие ограничения на использование оружия существуют;
– когда должно закончиться применение военной силы.
В исламском праве можно выделить две теории «малого джихада» – оборонительную и наступательную.
Джихад как средство обороны
Священный Коран позволяет верующим использовать оружие в качестве самообороны:
«Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им» (22:39)
В этом кораническом тексте мусульмане рассматриваются как жертвы вероломного нападения. Последующий аят проясняет ситуацию ещё больше:
«Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь – Аллах»…» (22:40)
В аяте суры «Бакара» чётко отмечено, что ведение оборонительной военной кампании не должно переходить через обозначенные Всевышним пределы:
«Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников» (2:190)
В Священном Писании рассматривается ещё один аспект военных действий:
«Отчего вам не сражаться на пути Аллаха и ради слабых мужчин, женщин и детей, которые говорят: «Господь наш! Выведи нас из этого города, жители которого являются беззаконниками. Назначь нам от Себя покровителя и назначь нам от Себя помощника»?» (4:75)
То есть мусульмане могут браться за оружие не только в целях самообороны, но и для защиты от агрессора единоверцев, которые объективно не способны противостоять нападкам в свой адрес. Более того, защита жертвы агрессии, если она [жертва] не исповедует ислам, также возможна (см. сура 5, аят 32), равно как и дозволено противостояние другой группе мусульман, если та выступает в роли агрессора. В общем, всё предельно обоснованно, и отвечает тем общественным и международным реалиям, в рамках которых живут люди не только в настоящее время, но и в прошлом.
«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернётся к повелению Аллаха. Когда же она вернётся, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны…» (49:9)
К слову, данный аят в эпоху правления в качестве халифа Али (р.а.) служил обоснованием для подавления мятежей.
Таким образом, оборонительный принцип ведения военных действий в исламе имеет чёткий фундамент в виде коранического текста. Согласно этой теории, мусульмане могут вести военные кампании только в целях самообороны, для защиты угнетаемых мусульман, не могущих постоять за себя, для предотвращения гуманитарной катастрофы и ради подавления бунта, который грозится вылиться в разруху и никому не нужное кровопролитие.
Джихад как средство нападения
Наступательная теория «малого джихада» опирается на две предпосылки:
- представления о применении военной силы в самом Коране претерпевали изменения;
- использование «малого джихада» в качестве наступательной стратегии возможно и необходимо ввиду универсальности исламского вероучения.
Остановимся подробнее на каждом из этих тезисов.
Согласно первому аргументу, коранические аяты про оборонительную концепцию военных действий были ниспосланы Всевышним тогда, когда мусульмане были слабы. После создания мусульманского государства в Медине ситуация изменилась, исламская умма окрепла. В 9 году по Хиджре появились аяты (9:5 и 9:29), которые, по мнению сторонников наступательной теории «малого джихада», аннулировали ранее процитированные аяты. Для начала приведём построчный перевод обоих аятов из девятой суры «Тауба», сделанный Эльмиром Кулиевым:
«Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду. Если же они раскаются и станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный» (9:5)
«Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными» (9:29)
Исторически суры 8 и 9 Откровения относятся к мединскому периоду становления исламской религии. Их объединяет общая тематика – вопрос ведения боевых действий. И то обстоятельство, что вторая из этих сур не начинается с фразы «БисмиЛлях ир-Рахман ир-Рахим», также свидетельствует о тесной связи между этими кораническими стихами. Важно подчеркнуть, что с 1 по 29 аяты суры «Тауба» рассматривается ситуация, когда врагом нарушаются достигнутые ранее договорённости и имеет место предательство.
В суре ведётся речь о трёх категориях людей: многобожниках, людях Писания и лицемерах.
К 9 году по Хиджре (630 по Милади) существовало четыре вида многобожников:1) Многобожники (курайшиты), с которыми был заключён договор в местечке Худайбия, неподалеку от Медины (628 год по милади). Согласно нему, сторонам запрещалось совершать атаки друг на друга, а также союзников противоположной стороны. Другим племенам также разрешалось присоединяться к договору на стороне одной из двух главных сил – курайшитов и мусульман. Так, племя Бакр примкнуло к курайшитам, а племя Хузаа – к мусульманам. Вскоре Бакр нарушили договор при Худайбии, напав на Хузаа. Это стало причиной военного похода мусульман на Мекку в 629-630 годах по милади, которая была успешно взята.
2) Многобожники, с которыми Посланник Аллаха Мухаммад (с.г.в.) заключил договор на фиксированный период, в течение которого условия соглашений не были нарушены ни одной из сторон (здесь имеются в виду племена Замрах и Мадлеж).
3) Многобожники, с которыми действовали соглашения, не ограниченные по времени.
4) Многобожники, с которыми у первых последователей ислама не было никаких договорённостей.
Первые три аята суры «Тауба» были ниспосланы в контексте взаимоотношений с первой и второй группой многобожников.
«Аллах и Его Посланник освобождены от договоров, которые вы заключили с многобожниками. Посему странствуйте по земле в течение четырёх месяцев и знайте, что вам (многобожникам) не сбежать от Аллаха и что Аллах опозорит неверующих. В день великого паломничества Аллах и Его Посланник объявят людям о том, что Аллах и Его Посланник отрекаются от многобожников… » (9:1-3)
Четвёртый аят касается племён Замрах и Мадлеж:
«Это не относится к тем многобожникам, с которыми вы заключили договор и которые после этого ни в чём его не нарушили и никому не помогали против вас. Соблюдайте же договор с ними до истечения его срока…» (9:4)
Пятый аят, выступающий одним из обоснований наступательной теории «малого джихада», относится к племени Курайш, которое не сумело выполнить взятые ею обязательства по договору при Худайбии. То есть этот аят имеет свой собственный контекст, серьёзно влияющий на понимание его смысла.
Аят 29 касается взаимоотношений с людьми Писания. Исторически его ниспослание было сопряжено с подготовкой византийской армии к военному походу против мусульман и вторжению на Аравийский полуостров. Услышав от Всевышнего этот аят, Пророк Мухаммад (с.г.в.) собрал 30-тысячную армию, которая двинулась в сторону Сирии, чтобы отразить атаку противника подальше от своей территории. Однако как таковой битвы между мусульманами и византийцами не произошло. Армия Пророка (с.г.в.) без боя заняла Табук, заслужив при этом хорошую репутацию и заключив договора с христианскими и иудейскими племенами.
Итак, анализ контекста этих аятов из суры «Тауба» показывает, что они касаются определённых категорий людей, имевших не самые простые отношения с мусульманами на самой заре становления ислама как мировой религии. Здесь не происходит отмена ниспосланных ранее аятов, в которых регулируются вопросы ведения военных действий. Ведь, по сути, речь также идёт об агрессии, с которой сталкиваются мусульмане. Они не являются инициаторами разрыва договорённостей, ставя в затруднительное положение противоположную сторону. Наоборот, именно в их отношении поступают несправедливо многобожники и люди Писания, как следует из текста суры «Тауба». В этом случае ни в коем случае нельзя трактовать рассмотренные аяты как призыв к насильственному распространению ислама и уничтожению людей.
История ислама и сложившаяся практика в мусульманских странах показывает несостоятельность наступательной теории «малого джихада». На протяжении веков люди Писания и другие немусульманские народы жили на землях мусульман. Так, испанские евреи во времена Кордовского халифата встретили свою «золотую эпоху». Миллионы индусов и сикхов жили в Индии, когда ею правила династия Моголов. Вдобавок, все нынешние мусульманские страны входят в состав ООН, устав которой запрещает применение оружия, за исключением оборонительных действий.
***
Вторым аргументом наступательной теории «малого джихада» является тезис, согласно которому ислам ниспослан всему человечеству. В этом случае на мусульманах лежит обязанность распространять свою религию. Если не получается сделать это обычной проповедью, то следует браться за оружие. Такой логики придерживаются архитекторы наступательной концепции «малого джихада» Саид Кутб и Сайид Абу А’ля Маудуди, жившие в ХХ веке.
Маудуди утверждал, что главная цель мусульман – служение интересам всего человечества. И лучшим способом является призыв со стороны верующих совершать добрые поступки и сторониться злодеяний. Отталкиваясь от оборонительной концепции джихада, Маудуди потом развил её в противоположном русле. Мыслитель утверждает, что в случае достижения мусульманами власти они должны расширять зону своего влияния, тем самым устраняя пороки и устанавливая власть Бога на земле. Главным инструментом в этом деле, безусловно, является мирный призыв, однако в случае его неэффективности нужно браться за оружие.
Саид Кутб, разделяя мнение Маудуди, весьма вольно трактует коранические аяты о необходимости призывать людей к вере и добрым деяниям. Например, 104 аят суры «Маида» Кутб считает одним из аргументов насильственного распространения исламского учения:
«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104)
Такую же роль в доводах Кутба играет другой аят:
«Если Мы одарим их властью на земле, они будут совершать намаз, выплачивать закят, велеть совершать одобряемое и запрещать предосудительное» (22:41)
Нет каких бы то ни было сомнений в том, что ислам является религией для всего человечества, как и в том, что мусульмане должны распространять своё вероучение. Однако истинность наступательной концепции «малого джихада» не может проистекать из подобной аргументации по трём причинам. Во-первых, интерпретация используемых мыслителями аятов характеризуется приданием им совершенно противоположных смыслов. Аяты никак не подразумевают поддержку изобретённой в ХХ веке наступательной теории джихада. Во-вторых, сам Коран устанавливает правила призыва к исламу, которые не предполагают использования для этого силы. В-третьих, интерпретация коранического текста Саида Кутба противоречит выше описанному принципу войны как самообороны, который совершенно органично вытекает из Священного Писания.
Кто может объявлять войну?
Огромное значение представляет вопрос о том, кто, согласно исламскому вероучению, имеет право объявлять военные действия. Это особенно актуально сегодня, когда многочисленные «проповедники» в Интернете объявляют джихад всему и вся, вводя неокрепших умом и верой мусульман в пучину греховного бедствия.
Принципам государственного устройства и другим вопросам политики в Коране уделено минимальное внимание. Тем не менее, можно выделить следующий аят, который очерчивает иерархию авторитетов по разнообразным вопросам (в т.ч. и объявления «малого джихада»):
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день» (4:59)
После смерти Мухаммада (с.г.в.) другим источником власти у мусульман стал халиф – правитель исламского государства. При этом важен в первую очередь вопрос легитимности правителя. В случае соблюдения данного условия никакая подпольная организация в государстве не имеет права объявлять джихад, тем более в её ложной – наступательной – интерпретации. В такой ситуации власти страны действуют в соответствии с процитированным в начале статьи аятом из суры «Худжурат»:
«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернётся к повелению Аллаха. Когда же она вернётся, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны…» (49:9)
Какие рамки имеет война в исламе?
В правилах ведения военных действий, согласно исламскому праву, выделяются четыре принципа:
1. Военная необходимость
Сила должна применяться до той поры, пока не разрешится проблема, из-за которой и возник конфликт; чрезмерное использование оружия запрещено.
«Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение, и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху. Но если они прекратят, то враждовать следует только с беззаконниками» (2:193)
2. Различение
Применение силы в отношении не воюющей части населения недопустимо.
«Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного» (2:190)
3. Пропорциональность
Наносить вред в ходе военной кампании можно ровно в той мере, в которой мусульмане сами претерпели в результате нападения со стороны противника, чрезмерное применение силы и нанесение ущерба запрещены.
«Если вы подвергнете их наказанию, то наказывайте их так, как они наказывали вас» (16:126)
4. Гуманность
Этот важнейший принцип проистекает из предыдущего аята, а также сунны Пророка Мухаммада (с.г.в.). После завоевания Мекки Посланник Всевышнего (с.г.в.) объявил амнистию всем мекканцам, несмотря на то, что те творили издевательства в отношении мусульман и всячески препятствовали распространению подлинного единобожия. Уважение должно также проявляться и по отношению к погибшим в ходе военных столкновений противникам.
Таковы общие правила, касающиеся ведения боевых действий мусульманами. Тем не менее, необходимо помнить, что мирное сосуществование всегда лучше конфликта. Наш Создатель в Своей Книге весьма красноречиво выделяет этот момент:
«Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру и уповай на Аллаха» (8:61)
В свете всего вышесказанного, естественно, ни в коем случае нельзя рассматривать самоподрывы и другого рода террористические акты в качестве какого-то особенного проявления «борьбы на пути ислама». Подобного рода утверждения ничто иное, как провокация, которая имеет своей целью представить мусульман как гнусных преступников, что не имеет с реальностью ничего общего. Ислам является религией, исповедующей гуманизм во всех сферах, в том числе и тех, где приходится решать проблемы силой, о чём убедительно свидетельствует этот текст. Нельзя ни в коем случае позволять провокаторам спекулировать на теме насилия, которое в исламе рассматривается в качестве недопустимой манеры поведения. Это касается применения силы в отношении как других людей, так и самого себя.
islam.global
Джихад: определение, виды и история
29.04.2019
В настоящее время в мире отношение к исламу можно назвать неоднозначным. Причина этому – настоящий взрыв пассионарности, который происходит в мусульманском мире в последние несколько десятилетий. Сегодня остальной мир с огромным удивлением и опаской наблюдает за страстями, кипящими на Ближнем Востоке и Средней Азии. Еще бы, ведь религиозные войны последний раз сотрясали Европу еще в XVI веке.
Однако вряд ли у кого-то получится остаться просто сторонним зрителем этих грозных процессов, отголоски бури все чаще докатываются до «цивилизованного» мира в виде взрывов и р сстрелов ни в чем не повинных людей.
Терроризм – это одна из самых серьезных опасностей, стоящих сегодня перед человечеством. Нельзя сказать, что все мусульмане являются террористами, но практически все нынешние террористы исповедуют ислам. Увы, это является правдой. У современного европейца, американца или россиянина многие мусульманские религиозные символы или понятия вызывают ужас, ибо ассоциируются с террором или войной против людей, исповедующих другую религию.
Одним из самых страшных слов для западного и российского обывателя является «джихад» и «моджахед». Именно с этим понятием ассоциируются взрывы, расстрелы заложников, массовые убийства и другие проявления беззакония и экстремизма. По сути, слово «джихад» стало синонимом терроризма, а «моджахед» – синонимом религиозного фанатика. Джихад объявляли советским войскам афганские моджахеды, затем против российских федеральных войск его вели сепаратисты Чечни и Северного Кавказа, сегодня под знаменем джихада ведут борьбу радикалы в Сирии.
В настоящее время в общественном сознании между понятием «джихад» и преступлениями, творящимися от имени ислама, практически стоит знак равенства. Но отвечает ли это действительности или подобное мнение – это просто стереотип, навязанный средствами массовой информации?
Что такое джихад?
На самом деле, все немного сложнее. Ислам – очень сложная и многогранная религия, которая имеет множество течений и школ. В Коране джихад – это одно из основных понятий, которое означает не столько войну против носителей другой религии, сколько проявление усердия в защите ислама и утверждения его в мире. Джихад не следует отождествлять с агрессией и насилием.
В переводе с арабского это понятие означает «усилие или борьба на пути Аллаха». В широком смысле этого слова, джихад – это любое деяние, направленное на распространение и защиту принципов и заветов, заложенных в исламе. То есть, джихадом можно назвать любую борьбу со злом и несправедливостью, она не обязательно должна быть направлена вовне и вестись с оружием в руках.
Любое распространение (мирное) идей ислама среди людей – это также джихад, а человек, который совершает его — моджахед. Согласно Корану, каждый правоверный мусульманин не должен жалеть сил и материальных средств на подобные цели.
Если говорить еще шире, то джихад – это постоянная борьба, которую каждый мусульманин должен вести против собственных страстей и пороков. Или, если хотите, против дьявола, который ежесекундно искушает человека. Любой правильный и благородный поступок – это тоже своего рода джихад. Если вы увидели, что у человека из кармана выпали сто долларов и вернули ему их, то, значит, вы преодолели искушение и победили.
Кстати, если проанализировать все значения слова джихад в Коране, то становится понятно, что оно в подавляющем большинстве случаев не несет призывов к насилию. Часть из них подразумевают борьбу за Бога (веру) в духовном смысле, чаще всего джихад – это защита своей земли или имущества, и только несколько раз это понятие связано с борьбой против представителей других религий.
Виды джихада
Это понятие одно из самых сложных и многогранных в исламе.
Существует несколько видов джихада. Самым важным из них является так называемый джихад сердца. Он означает борьбу человека со своими пороками или нафсом (животной составляющей). Считается, что, не победив в этой борьбе, человек не может стать ближе к Богу и проповедовать идеи ислама другим людям. Этот вид джихада можно назвать «базовым».
Следующим уровнем этого понятия является джихад языка. Он означает, что верующий может нести идеалы ислама другим людям, призывая их жить согласно мусульманским правилам. Однако чтобы проповедовать, верующий сам должен побороть страсти и пороки, то есть пройти джихад сердца.
Еще более высоким уровнем данного понятия является джихад руки. Он означает, что человек с еще более высоки
м развитием может пресекать чьи-то неправильные действия. Например, карать преступников. То есть человек не просто проповедует (джихад языка), а активно действует.Самым последним уровнем является джихад меча. К нему можно прибегать только в крайнем случае, если других способов решения вопроса уже не осталось. То есть, насилие разрешено использовать, если ни слово, ни действие не дает результатов.
Есть и еще одна классификация джихада, которая основывается на хадисах. В ней различается большой (духовная борьба) и малый джихад. К малому джихаду как раз относится вооруженная борьба, которую правоверные должны вести для защиты своей земли, близких, собственной жизни и, конечно же, защиты ценностей ислама (в самом широком понимании этого слова). Чаще всего, моджахед – это человек, который идет по пути малого джихада.
Следует отметить, что в исламе существует огромное количество интерпретаций относительно джихада меча: когда его можно применять, при каких условиях, а также о его методах и задачах.
То есть, в теории все выглядит довольно мирно и весьма благопристойно, но на практике термин «джихад» чаще всего все-таки употребляется в отношении борьбы с неверными.
Не следует забывать и исторический контекст, в котором это понятие применялось. Пророк Мухаммед действительно делал упор на мирные стороны джихада, но после этого последовали столетия активной экспансии мусульман (отнюдь не мирной) и борьба с многочисленными врагами, которые угрожали исламскому миру. Здесь можно вспомнить и монгольское нашествие в Средние века, которое стало настоящим потрясением для мусульман, и Крестовые походы, предпринятые против Востока Европой. Именно в этот период призыв к джихаду стал одним из основных мобилизационных факторов для последователей пророка Мухаммеда.
Как объявляется джихад и правила ведения войны в исламе
Естественно, что не каждый мусульманин может объявить джихад и пойти на войну. Такое решение принимается уважаемыми богословами, которые должны детально разобраться в ситуации и только потом высказать свою волю. Решение должно быть принято консенсусом.
В случае агрессии джихад объявляется по умолчанию, и участвовать в нем должен каждый мусульманин.
Кстати, в Коране даны четкие правила ведения боевых действий, они во многом противоречат тому, что сегодня террористы делают в Сирии и Афганистане. Исламское право, которое основано на Коране, излагает правила, обязательные для мусульман во время военного джихада.
В них запрещается убийство и наказание мирных граждан, особенно женщин, стариков, детей и священников. Также в этих правилах говориться о соблюдении соглашений и договоров с неприятелем и стремлении к скорейшему прекращению конфликтов.
История джихада
История малого джихада насчитывает уже более XIV столетий. Первый джихад объявил еще пророк Мухаммед, когда совершал походы на другие племена и города Аравийского полуострова (начало VII века).
Мусульмане неоднократно объявляли джихад против своих противников. Например, афганские моджахеды объявили войну англичанам во время Первой англо-афганской войны в середине XIX века. В конце XX столетия джихад был объявлен советским войскам, вторгшимся в Афганистан.
Несколько слов следует сказать о значении слова «моджахед». Его также можно трактовать по-разному. В широком смысле моджахед – это человек, чьи усилия или борьба подходит под одно из определений джихада. Моджахед должен вести свою борьбу ради славы Аллаха, а не для денег, честолюбия или мести. Это определение подходит не только воину, но и священнику или учителю, которые несут знания или слово Бога людям. Даже мать, правильно воспитывающая своего ребенка, — это тоже моджахед. Однако не слишком корректно так называть террористов в Сирии или Афганистане, которые режут безоружным заложникам головы или заживо сжигают людей.
России часто объявляли джихад. Первый раз это случилось в конце XVIII века, после начала войны на Кавказе. Тогда его объявил шейх Мансур – лидер чеченцев, сражавшийся против России. В начале XIX столетия с аналогичным призывом к мусульманам обратился Гази-Мухаммад. Он призывал объявить России священную войну и изгнать русских с территории Чечни и Кавказа. Его борьбу продолжил знаменитый Шамиль, который объединил горцев Кавказа и несколько десятков лет сражался против русских войск.
Во время Первой мировой войны джихад России и остальным странам Антанты объявила Турция. Впрочем, этот призыв не слишком подействовал на мусульман, которые массово участвовали в восстаниях против Османской империи.
Во время следующей мировой войны джихад нацистской Германии объявили мусульмане СССР.
Джихад был объявлен СССР после вторжения в Афганистан. Первый джихад современной России был объявлен после начала войны в Чечне. Последний раз он был объявлен в конце прошлого года террористической группировкой ИГИЛ, после начала российских бомбардировок Сирии.
Если вам надоела реклама на этом сайте — скачайте наше мобильное приложение тут: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.news.android.military или ниже, кликнув на логотип Google Play. Там мы уменьшили кол-во рекламных блоков специально для нашей постоянной аудитории.
Также в приложении:
— еще больше новостей
— обновление 24 часа в сутки
— уведомления о главных событиях
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Автор статьи:
Егоров ДмитрийУвлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.
Свежие публикации автора:
С друзьями поделились:
militaryarms.ru
это что такое? Значение слова «джихад». Что такое джихад в Исламе?
К исламу в современном мире отношение неоднозначное. Некоторые без доли сомнения принимают решение стать покорным слугой Аллаха. Другие же называют эту религию агрессивной. Приверженцы второго мнения считают, что ислам призывает уничтожать всех неверных (не мусульман), и даже приводят отдельные высказывания из Корана, которые это подтверждают. Например, в Священном Писании отведено особое место джихаду, который должен соблюдать каждый мусульманин. Это понятие обозначает «священную войну», которую ведут мусульмане во имя Творца против неверных, дабы они тоже поклонялись Аллаху. Так ли это на самом деле? Выясним, джихад – это что такое и какова его роль в исламе.
Война с самим собой
Значение слова «джихад» понимает далеко не каждый образованный человек. В юридических и многих богословских трудах джихад трактуется как война. И это понятие воспринимается большинством людей в его буквальном смысле. Мало кто задумывается, о какой войне здесь идет речь. На самом деле джихад – это борьба за установление слова Аллаха. Это значит, что каждый мусульманин должен защищать свою религию и пропагандировать ее среди «неверных». Джихад также подразумевает войну за сохранение слова Создателя при нападении врагов. Если хорошенько проанализировать понятие, то можно увидеть, что оно не означает убийство или истребление «неверных». Скорее, это война с самим собой и со своими страстями, а также духовная борьба в защиту слова Аллаха. Это священная война, которую ведет мусульманин с дьяволом, собственными страстями, и направлена она на распространение истины.Большой джихад
Понятие подразумевает борьбу со своими страстями. Что такое джихад в исламе? Это когда человек просыпается посреди ночи, чтобы поправить одеяло своему ребенку. Поступок этот считается большим джихадом. Война с самим собой самая сложная. Ведь так тяжело не поддаваться страстям! Но если человек не совершает блуд, который мог бы совершить, это его бесценная заслуга перед Аллахом. Большой джихад – это любой «красивый поступок». Например, человек, увидев, как у прохожего из кармана выпало 100 долларов, поднимает и отдает ему купюру. Это тоже большой джихад. Это значит, что мусульманин не поддался искушению — не забрал выпавшие деньги себе.
Малый джихад
Он обязывает мусульманина защищать свою родину, близких людей, а также нравственность и Божьи законы. В жизни бывают такие ситуации, когда слово не может помочь, поэтому приходится брать в руки оружие, чтобы не убили тебя и твоих близких. Это и есть малый исламский джихад. Когда человек пытается защитить свое государство от врагов, это тоже считается малым джихадом. Понятие означает и защиту нравственных ценностей при попытке недоброжелателей оклеветать их.Флаг
Практически все видели черный флаг джихада с изображением меча и надписью на арабском языке. Знамя, представленное в таких мрачных тонах, навевает мысли о войне, терроре и убийствах. Почему же у джихада черный флаг? В Священном Писании пророк упоминал, что в будущем на земле будет армия с черными знаменами. Поэтому флаг джихада – черный. Надпись на арабском языке переводится как: «Нет Бога, кроме Аллаха». Выполнена она в белых тонах как символ выделения единобожьей истины среди мирового куфра. Изображение меча символизирует «священную войну». У некоторых мусульман флаг джихада зеленый, но надпись на арабском языке и изображение меча тоже белые. Про зеленый цвет ислама упоминается в Коране. Поэтому флаги джихада можно увидеть как в черных, так и в зеленых тонах.Существует ли женский джихад?
Исламские женщины освобождаются от некоторых обязанностей, которые касаются только мужчин, с целью их защиты и проявления уважения. Это относится и к джихаду. Однажды Аиша спросила у пророка: «Должна ли женщина соблюдать джихад?» И он ответил: «Только тот, который не подразумевает сражения». Поэтому у женщин в исламе нет обязанности делать джихад, сражаясь с кафирами. Для девушки джихад – это усердие для ее души. Однако известно, что многие мусульманские женщины участвовали в военных походах, сопровождая своих мужей. Там они не воевали, а помогали раненым, лечили и обслуживали воинов. Это тоже считается джихадом, к которому призывает женщин шариат.Брачный джихад
В Сирии появилось новое понятие — «брачный джихад». Что это значит? Девушек направляют «служить» невестами в места боевых действий. Такие поступки спровоцировали на территории страны случаи изнасилования молодых женщин боевиками. Религиозные представители некоторых арабских государств одобряют подобное явление, полагая, что после этого в Сирии возникнет исламское религиозное государство. И хотя многие опровергают слухи о «брачном джихаде», нашлись свидетельницы, которые пострадали от насильственных действий солдат. Кроме того, в некоторых мусульманских странах, в частности в Египте, Сирии, существует понятие «сексуальный джихад». Он означает, что женщина должна оказывать интимные услуги мужчинам, тем самым «поощряя» их борьбу. Некоторые мусульманки утверждают, что такие действия их призывает совершать религия. Таким образом они могут показать свою причастность к джихаду – «священной войне».
Джихад в Священном Писании
Что говорит Коран о джихаде? В святой книге написано, что джихад должен совершать каждый мусульманин. В суре 61 (аят 4) сказано, что Аллах любит тех, кто воюет рядами на Его пути так, будто они плотное здание. Коран призывает пропагандировать ислам среди «неверных». Если же кто-то оскверняет религию, то мусульманин обязан защищать слово Аллаха (сура 9, аят 12). В Священном Писании сказано, что если человек другой религии принимает ислам, то он должен быть с почетом принят в ряды мусульман. Для Аллаха большая радость видеть, что в него веруют (сура 9, аят 11). В Коране также сказано, что в религии нет принуждения. Но Всевышний поддерживает только тех, кто верует в него, а не поклоняется идолам. И если человек сам захочет стать мусульманином, это будет лучшим подарком для Создателя. Ислам для мусульман – это несокрушимая опора в их жизни (2:256).
«Священная война» в современном мире
Сегодня по телевизору можно увидеть так много «антиисламских» новостей и программ, что при слове «мусульманин» у человека возникают мысли: «Он террорист, убийца». Это стереотип о мусульманах, распространенный в современном мире. Сейчас больший процент населения Земли с опаской и даже агрессией относится к представителям ислама. Для многих это не люди, а беспощадные солдаты-смертники, готовые во имя религиозных ценностей убить любого человека.
Люди называют происходящее джихадом или «священной войной», которая ведется в современном мире. Военные события в Египте, Тунисе, Сирии, Ливии – прямое тому подтверждение. Но не все понимают, что «кровавый» джихад больше пропагандируется и «приукрашается» Западом. Только Коран дает правильный ответ на вопрос о том, что такое джихад в исламе. Священное Писание говорит, что политическая война против правителей-угнетателей, за которую отдельные мусульмане получают хорошее вознаграждение, не является джихадом. Шариатское значение этого понятия таково: джихад – это борьба и все, что с ней связано (мысли, слово, имущество, призыв и другое). Распространение слова Аллаха – обязанность каждого мусульманина. Но это не означает применение для этих целей оружия и других силовых методов. Каждый мусульманин лишь должен защищать свою веру, государство и при необходимости принимать участие в законной войне.
fb.ru
Что такое Джихад в исламе, как его объясняют? — Topkin
У людей, которые никогда в жизни не интересовались различными культурами вероисповедания, хоть раз в жизни возникает вопрос: «Что такое Джихад в Исламе?» В переводе с арабского языка, это слово имеет значение усердия.
За последнее время среди людей, не исповедующих Ислам, сложилось представление что Джихад, это война за веру. Многие трактуют это понятие как «священная война». Политологи и ученые считают, что такое значение не совсем уместно. Связано это, прежде всего, с тем, что понятие «Джихад» имеет более широкое значение и не имеет никакого отношения к кровопролитию.
Понятие «Джихад»
Джихадом в исламе принято считать любое противоборство по отношению к неравноправию, несправедливости, нарушению порядков и общественных норм. Более того, этот термин на арабском языке означает усердие, то есть любое усилие в своем деле.
Если следовать Корану, то любой верующий мусульманин должен защищать свою религию. Для борьбы с теми, кто посягает на святое, он должен применять любые возможные средства, в том числе и материальные. Он не должен жалеть ни сил, ни энергии для противоборства с теми, кто оскверняет веру.
Основная цель джихада
В мире распространено мнение известного историка Д. Пайпса. Он выделяет следующие цели джихада:
- Завоевание территорий и подчинение их джихаду.
- Увеличение господства людей, проповедующих ислам.
- Распространение мусульманства во всем мире.
Различные точки зрения историков на понятие «джихад»
Существуют различные взгляды мыслителей и политологов на то, что же такое джихад. На сегодняшний день выделяются следующие точки зрения:
- Идеолог Кутб уверен, что джихад это не что иное, как противоборства с теми, кто против ислама.
- Известный русский политолог Хохлов относит джихад к глобальной проблеме экстремизма. Он уверен в том, что если когда-то давно любая борьба была основана на свержении правящего режима в стране, государстве, регионе, то теперь это явная война джихада с США и странами ЕС.
- Доктор Боаз Гонар относится к числу тех, кто считает, что глобальный джихад – это, прежде всего организация, чья деятельность направлена на порабощение мира и навязывания ценностей, которые ею исповедуются. Кроме всего, прочего джихад не принимает возражения и рассматривает чужие интересы.
Использование термина
Многие люди, которые относятся к приверженцам ислама, считают, что термин «джихад» нужно делить на два понятия и четко их разграничивать. Так, например, они разграничивают понятия следующим образом:
- Большой джихад – это борьба за духовную составляющую человечества.
- Малый джихад – это война с применением оружия.
Точнее сказать, джихад нельзя воспринимать как что-то агрессивное в современном обществе, это еще и усердная борьба с тем, что отвергает ценности ислама. Из Корана следует, что верующий в Ислам человек – это, прежде всего, тот, кто уверовал в Аллаха, и чтит все ценности своей веры.
Виды джихада
Основываясь на словах пророка Мухаммеда можно сделать вывод, что большой джихад превозносится над малым. В первую очередь, это следует из его фразы: «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому». То есть, духовное противоборство возвышается над вооруженной маленькой борьбой.
На основе этого выделяют виды джихада. Каждый из них является основной для различных доктрин.
- «Джихад руки» или еще называют «военный». Это сопротивление на поле боя или иными словами, любой верующий в ислам человек, должен защищать свой дом и свою веру от агрессии. Те, кто участвует в военных действиях, называются «муджахидами». Те, кто погиб на поле боя относятся к шахидам. Ну а все участники войны называются Гази. Что самое интересное, участники и погибшие на войне, те, кто защищал ислам, должны после смерти непременно оказаться в раю. Связано это с тем, что именно эти воины имеют наивысшую ценность для Аллаха.
- «Джихад сердца» или война со своими пороками. Это тяжелая война мусульманина с самим собой. Она основывается на том, чтобы человек вел бой со своими пристрастиями и желаниями. Становился духовно чище. Если мусульманин не может побороть свои пороки, то он не сможет защищать ценности своей веры.
- «Джихад меча» или военный джихад. Этот вид джихада возникает только тогда, когда мусульманина притесняют и причиной тому является вера. Любой запрет доносить свою религию до остальных людей является не правильным. На этой почве возникает джихад меча.
- «Джихад языка» основывается на том, чтобы не отвергать то, что является приемлемым для ислама и отвергать то, что противоречит вере.
- «Джихад познания». Каждый мусульманин должен заниматься познанием. К таковому относится изучение наук, культур, развитие интеллекта и эрудиции.
- «Джихад на основе материальных благ». К данному виду джихада можно отнести любые действия, которые нацелены на решение проблем с помощью денег.
Проявления джихада в истории
Первые проявления джихада появились еще в 1832 году, когда началась первая англо-афганская война. Последующие проявления джихада можно усмотреть в военных действиях против Британии, СССР и НАТО. Основная цель джихада тех лет являлась борьба против попыток оккупации территорий Афганистана.
Первые джихады в Российской империи появились еще в 1784 году. Тогда, под предводительством шейха Мансур, была объявлена война мусульманским народом России. Через семь лет предводитель джихада был пленен. Попытки противоборства мусульманского народа не прекращались и в 1829 году. Гази-Мухаммад активно призывал народ, исповедующий ислам, к борьбе с русским населением. В скором времени предводитель восстания погиб. Отголоски джихада отразились в Кавказкой войне (1834-1859 г.г.)
Во времена Великой Отечественной войны, Духовное управления мусульман СССР объявило джихад Гитлеру и его войску. Целью джихада было противоборство против нацистских захватчиков. Основным призывом было уничтожение врага, который посягнул на их территорию, так как любовь к своей Родине – это неотъемлемая часть веры. Призыв этот был сделан муфтием на съезде мусульман в середине Великой Отечественной войны.
topkin.ru
Джихад — Википедия
Джиха́д (от араб. الجهاد [dʒɪˈhɑːd] — «усилие») — понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха, борьба за веру[1].
Понятие военного джихада (вооружённой борьбы за распространение ислама) стало основным значением слова для немусульман и получило название «священная война»[1]. Многие мусульманские авторы, особенно современные[1], настаивают на более широкой интерпретации понятия, не обязательно подразумевающей кровопролитие, и называют словосочетание «священная война» неточным и неприемлемым переводом[2].
Джихадом в исламе также является борьба со своими духовными или социальными пороками (например, с ложью, обманом, развращённостью общества и так далее), устранение социальной несправедливости, постоянное усердие в деле распространения ислама, ведение войны с агрессорами, наказание преступников и правонарушителей[3]. Кроме того, в арабском языке слово «джихад» означает любое усилие или усердие, в частности в работе, учёбе и так далее.
Согласно Корану, каждый мусульманин должен[4] проявлять усердие в утверждении и защите ислама, расходовать для этого свои материальные средства и все свои силы. В случае опасности необходимо подниматься на вооружённую борьбу против врагов веры. Отдача всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама — одна из главных обязанностей мусульманской общины.
Цели
По мнению историка ислама Даниэля Пайпса «целью джихада является не столько распространение исламской веры, сколько расширение сферы влияния суверенной мусульманской власти… Таким образом, джихад по своей натуре беззастенчиво агрессивен, а его конечная цель состоит в том, чтобы добиться господства мусульман над всем миром». Он же указывает, что всегда джихад проявлялся в виде территориальной экспансии. При этом Пайпс отмечает, что «многие учёные и исламские апологеты утверждают, что согласно идеологии джихада разрешается вести только защитные военные действия, или что джихад является всецело ненасильственным движением»[5].
Джихад в исламизме
Радикальный мусульманский мыслитель, идеолог организации «Братья-мусульмане» Сейид Кутб считал, что джихад — это форма борьбы с врагами ислама[6].
Российский политолог И. И. Хохлов пишет, что тенденции в деятельности исламистских экстремистов следует считать «глобальным джихадом». По его мнению, «если ранее основное внимание уделялось революциям в отдельных странах или регионах с целью изменения правящего режима или государственного строя, то теперь приоритет отдан борьбе с Соединёнными Штатами Америки, Израилем и европейскими странами»[7]. Аналогичного мнения о связи радикального исламизма с глобальным джихадом придерживается профессор Дамасского университета Садик Аль-Азм, полагающий, что это борьба за реисламизацию мира[8].
Как считает исполнительный директор Института международной политики по борьбе с терроризмом доктор Боаз Ганор, радикальные исламисты делят мир на две части «мир войны» и «мир ислама». Их целью является всемирная террористическая война против тех, кто не исповедует их ценности — глобальный джихад[9].
В 2014 году Совет безопасности ООН в связи с деятельностью международной террористической организации «Исламское государство» принял резолюцию № 2170 о борьбе с джихадизмом являющимся важнейшим источником международного терроризма[10]
Видео по теме
Использование термина
Некоторые исламские богословы, основываясь на хадисах, делят джихад на большой (духовная борьба) и малый (газават — вооружённая борьба). Как уже было отмечено, понятие джихада относится не только к ведению войны, но и в широком смысле означает постоянное действие и усердие во имя торжества идеалов исламской религии. Об этом в частности говорится в Коране:
Верующие — это только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и положили своё имущество и свою жизнь на путь Аллаха. Они-то и есть искренние верующие.
— Коран, 49:15
Также «великий (или большой) джихад», то есть духовный, ставится гораздо выше «малого джихада», то есть вооружённой борьбы. В подтверждения этого мусульмане приводят слова пророка Мухаммеда:«Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому»[11].
Поэтому в исламской доктрине имеются положения о различных видах джихада, в частности выделяют следующие:
- Джихад на поле боя («джихад руки»)[11]. Ведение боевых действий для охраны жизни и имущества людей, защиты государства от агрессии является обязательным (фард) в исламе. Мусульмане, участвующие в войнах, называются муджахидами. Погибшие в войнах мусульмане называются шахидами. Они занимают одно из наивысших мест у Аллаха и будут введены в рай. А живые участники войн называются газиями (Гази).
- Джихад против своих пороков (нафс, «джихад сердца»)[11]. Индивидуальная борьба каждого мусульманина против своих пороков является самой сложной формой джихада, так как не поборов свои греховные страсти и духовные пороки человек не может вести борьбу за торжество идеалов религии. Это определение ввёл Аль-Газали.
- Военный джихад (газават) («джихад меча»)[11]. Необходимость этого возникает в том случае, если в какой-либо стране мусульманам запрещают исповедовать свою религию в полном объёме, если мусульман притесняют и т. д. Также если мусульмане, обратившиеся с исламским призывом к представителям других религий в странах их проживания, встретили препятствие со стороны властей этих государств. Другими словами, если мусульманам фактически запрещено доводить до людей слово Господа и вести проповедь ислама.
- Джихад языка. Повеление одобряемого и запрещение порицаемого[11].
- Джихад своими познаниями. Изучение различных наук, эрудиция, учёность ведёт к совершенствованию человеческой личности и противопоставляется невежеству. Джихад посредством распространения истинных знаний об исламе.
- Джихад материальными средствами. Решение проблем при помощи денег, имущества.
Анализ текстов принадлежащих имаму аль-Бухари — исламскому богослову, автору наиболее авторитетного и достоверного суннитского сборника хадисов «Сахих аль-Бухари», составляющего основу мусульманской предания (сунна), много писавшего о джихаде показывает, что в 97% случаев речь идёт о священной войне как о религиозном долге правоверных и лишь в 3% — о внутренней борьбе за нравственную чистоту[12].
Этические ограничения
В исламском праве, основанном на Коране и практике пророка Мухаммада, изложен ряд законов, которые должны соблюдаться во время военного джихада. В частности, этот закон запрещает убийство некомбатантов[прояснить]: стариков, женщин, детей, священнослужителей и других мирных людей, не принимающих участия в сражениях[13].
История Джихада
Афганистан
Со времён Первой англо-афганской войны (1838-42), как и в последующих войнах против Британии и Советского Союза, а позже против войск НАТО, афганское сопротивление приняло традиционную мусульманскую форму Джихада — войны против оккупации[14].
Россия и СССР
В 1784 году шейх Мансур, чеченский воин, во главе отряда мусульман, объявил газават (войну) России. В 1791 году был взят в плен и умер в заточении. В 1829 году Гази-Мухаммад начал призыв к изгнанию русских из региона. В 1834 году он погиб в битве, и имам Шамиль занял его место в качестве лидера кавказского сопротивления. Шамилю удалось закончить начатое шейхом Мансуром — объединить северокавказских горцев в борьбе против Российской империи. Он был лидером сопротивления в Кавказской войне в Дагестане и Чечне (1834—1859)[15][16].
Во время Великой Отечественной войны Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМ ЕС) объявило священную войну — джихад — нацистской Германии. Тогдашний муфтий ДУМ ЕС Габдрахман Расулев призвал мусульман встать на защиту Родины. «Нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец не дрались бы сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках нашу общую Родину. Так же, как и нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах. Ибо мы, мусульмане, хорошо помним слова пророка Мухаммада: „Любовь к Родине — это часть твоей веры“», — сказал муфтий на съезде мусульманского духовенства в Уфе в 1942 году[17][18].
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 3 Джихад // Ислам: Словарь атеиста / Авксентьев А. В., Акимушкин О. Ф.[ky], Акиниязов Г. Б. и др.; Под общ. ред. М. Б. Пиотровского, С. М. Прозорова . — М.: , . — 254 с. — ISBN 5-250-00125-4.— С.68
- ↑ Rudolph Peters, Islam and Colonialism. The doctrine of Jihad in Modern History (Mouton Publishers, 1979), p. 118
- ↑ Догматы ислама. Ислам
- ↑ Коран, 2:216
- ↑ Что такое джихад?
- ↑ John Calvert. Qutb and the Origins of Radical Islamism. (недоступная ссылка) New York: Columbia University Press, 2010, pp. vii+377, (Hardback). ISBN 978-0-231-70104-4
- ↑ Исламский терроризм — Глобальный джихад Салафи — международная террористическая сеть Аль-Каида
- ↑ http://world.lib.ru/a/amusxja_m/060222_amper_islam.shtml — «Что такое Исламизм?». Проверено 7 сентября 2017.
- ↑ Ганор Б. Угроза глобального джихада и международных криминальных сетей // Глобальный терроризм и международная преступность : Материалы 4-го Всемирного антикриминального и антитеррористического форума. — Герцлия: Институт международной политики по борьбе с терроризмом, 2008. — С. 53. — ISBN 9789659127702.
- ↑ Воробьёв, 2016, с. 278.
- ↑ 1 2 3 4 5 Ефим Резван Зеркало Корана Архивная копия от 24 июля 2012 на Wayback Machine //«Звезда» 2008, №11
- ↑ Дуализм как принцип ислама. Проверено 1 июля 2014.
- ↑ Aboul-Enein, H. Yousuf and Zuhur, Sherifa, Islamic Rulings on Warfare, p. 22, Strategic Studies Institute, US Army War College, Diane Publishing Co., Darby PA, ISBN 1-4289-1039-5
- ↑ Reason to hope Canadians don’t repeat history in Afghanistan, Alan G. Jamieson, The Edmonton Journal, July 31 2006
- ↑ Imam Shamil of Dagestan
- ↑ Tough lessons in defiant Dagestan
- ↑ Хотят ли мусульмане войны. О джихаде в России. Дню Победы посвящается Архивная копия от 15 мая 2009 на Wayback Machine
- ↑ Суходеев В. В. Сталин. Военный гений
Литература
Ссылки
wiki2.red
Что такое «джихад»? Кто такие «шахиды?
Джихад — «священная война мусульман против неверных», шахиды — то же, что камикадзе в Японии во второй мировой войне — люди, сознательно идущие на смерть, если она повлечёт гибель «неверных»
джихад — война против неверных, шахид — воин мученик, в общем то же самое что крестовый поход и крестоносец соответственно
джихад — священная война мусульман за распространение ислама. Шахиды — это воины, намеренно жертвующие своей жизнью для достижения победы
джихад-это война против неверных, т.е. представителей иной веры (у мусульман), шахид-террорист-смертник, «мученик за веру»
На Ваш вопрос отвечает Муфтий Музаммиль Сиддик. Традиционное толкование джихада таково, что это средство защиты мусульман против агрессии, а также сдерживающий фактор против любого замысла врагов ислама, однако его ни в коем случае не следует отождествлять с агрессией. Джихад — это не война против невинных и не притеснение слабых и униженных. Джихад в исламе — это уникальное средство, призванное защитить послание Бога от посягательств врагов и обеспечить ему свободный путь для распространения. Аллах говорит: «И проявляйте [в служении] Аллаху достойное усердие: Он избрал вас и не наложил на вас в [исполнении обрядов] религии никакого затруднения. [Следуйте] вере отца вашего Ибрахима. Именно он называл вас муслимами прежде, [как зоветесь] вы в этом [Писании] , чтобы Посланник (т. е. Мухаммад) был свидетелем вашим, а вы [соответственно] были свидетелями для людей. Совершайте же обрядовую молитву, раздавайте закат и держитесь Аллаха. Он — ваш покровитель. И как прекрасен покровитель, и как прекрасен заступник! » (Коран, 22:78). Джихад – один из аспектов ислама, сущность которого часто извращают ради корыстных политических целей, причем как мусульмане, так и немусульмане. А некоторые немусульмане извращают концепцию джихада для дискредитации ислама и мусульман. Что такое Джихад? Слово «джихад» означает не “священную войну”, а «борьбу» или «стремление». Война в Коране обозначается словами «харб» или «киталь». Джихад означает серьезную и искреннюю борьбу как на личном, так и на социальном уровне. Такая борьба предполагает стремление к благому и искоренение несправедливости, угнетения и зла в обществе. Эта борьба должна быть как духовной, так и социальной, как экономической, так и политической. Джихад — это усердие в совершении праведных деяний. В Коране это слово использовано в различных формах 33 раза – часто наряду с такими понятиями, как «вера» , «раскаяние» , «праведные деяния» и «переселение» [имеется в виду хиджра] . Джихад должен защищать веру и права человека. Джихад — это не обязательно война, хотя он может быть реализован и таким образом. Ислам — религия мира, но это не подразумевает, что ислам приемлет гнет. Ислам учит тому, что нужно сделать все возможное, чтобы не допустить напряженности и конфликта. Ислам пропагандирует ненасильственные методы реформ. Ислам призывает к устранению зла мирными средствами и по возможности без применения силы. В исламской истории со времен Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и до наших дней мусульмане в основном сопротивлялись гнету [внешней агрессии] и боролись за освобождение ненасильственным и мирным способом. Ислам также учит нас правильной этике ведения войны. Война допустима в исламе, но только в случае неуспеха мирных средств разрешения противоречий – диалога, переговоров и соглашений. Война – это последнее средство, которого нужно по возможности избегать. Она не нацелена на колонизацию других стран и насильственное обращение их жителей [в ислам] лишь во славу ислама или по прихоти конкретных исламских политиков. Ее предназначение – защита жизни, имущества, земли, чести и свободы в случае внешней агрессии либо освобождение от деспотизма и гнета в своей стране.
Предписанная Кораном священная война против иноверцев с целью распространения ислама; газават.
Претендует на вытеснение социума, правового, законодательного права народов и стран. Главенствующего статуса во славу ислама. На свою исламскую, главенствующую, прерогативу. Я и подтверждаю, что это религиозный фанатизм, на уровне зомбирования. Религия опиум. Вера и Религия перепутанные понятия. В одном флаконе. Оба вышестоящих аппонента объяснили, что ислам это социальный, революционный и демократический аппарат насилия к вере, к духовной сфере никакого отношения не имеющий. Ислам это не вера это инструкция по исламизации (смесь иудаизма, конфуцианства, буддизма). Раньше это называлась кухонная распря, а теперь пропуст ительство в мозгах.
touch.otvet.mail.ru
Джихад в исламе Википедия
Джиха́д (от араб. الجهاد [dʒɪˈhɑːd] — «усилие») — понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха, борьба за веру[1].
Понятие военного джихада (вооружённой борьбы за распространение ислама) стало основным значением слова для немусульман и получило название «священная война»[1]. Многие мусульманские авторы, особенно современные[1], настаивают на более широкой интерпретации понятия, не обязательно подразумевающей кровопролитие, и называют словосочетание «священная война» неточным и неприемлемым переводом[2].
Джихадом в исламе также является борьба со своими духовными или социальными пороками (например, с ложью, обманом, развращённостью общества и так далее), устранение социальной несправедливости, постоянное усердие в деле распространения ислама, ведение войны с агрессорами, наказание преступников и правонарушителей[3]. Кроме того, в арабском языке слово «джихад» означает любое усилие или усердие, в частности в работе, учёбе и так далее.
Согласно Корану, каждый мусульманин должен[4] проявлять усердие в утверждении и защите ислама, расходовать для этого свои материальные средства и все свои силы. В случае опасности необходимо подниматься на вооружённую борьбу против врагов веры. Отдача всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама — одна из главных обязанностей мусульманской общины.
Цели
По мнению историка ислама Даниэля Пайпса «целью джихада является не столько распространение исламской веры, сколько расширение сферы влияния суверенной мусульманской власти… Таким образом, джихад по своей натуре беззастенчиво агрессивен, а его конечная цель состоит в том, чтобы добиться господства мусульман над всем миром». Он же указывает, что всегда джихад проявлялся в виде территориальной экспансии. При этом Пайпс отмечает, что «многие учёные и исламские апологеты утверждают, что согласно идеологии джихада разрешается вести только защитные военные действия, или что джихад является всецело ненасильственным движением»[5].
Джихад в исламизме
Радикальный мусульманский мыслитель, идеолог организации «Братья-мусульмане» Сейид Кутб считал, что джихад — это форма борьбы с врагами ислама[6].
Российский политолог И. И. Хохлов пишет, что тенденции в деятельности исламистских экстремистов следует считать «глобальным джихадом». По его мнению, «если ранее основное внимание уделялось революциям в отдельных странах или регионах с целью изменения правящего режима или государственного строя, то теперь приоритет отдан борьбе с Соединёнными Штатами Америки, Израилем и европейскими странами»[7]. Аналогичного мнения о связи радикального исламизма с глобальным джихадом придерживается профессор Дамасского университета Садик Аль-Азм, полагающий, что это борьба за реисламизацию мира[8].
Как считает исполнительный директор Института международной политики по борьбе с терроризмом доктор Боаз Ганор, радикальные исламисты делят мир на две части «мир войны» и «мир ислама». Их целью является всемирная террористическая война против тех, кто не исповедует их ценности — глобальный джихад[9].
В 2014 году Совет безопасности ООН в связи с деятельностью международной террористической организации «Исламское государство» принял резолюцию № 2170 о борьбе с джихадизмом являющимся важнейшим источником международного терроризма[10]
Использование термина
Некоторые исламские богословы, основываясь на хадисах, делят джихад на большой (духовная борьба) и малый (газават — вооружённая борьба). Как уже было отмечено, понятие джихада относится не только к ведению войны, но и в широком смысле означает постоянное действие и усердие во имя торжества идеалов исламской религии. Об этом в частности говорится в Коране:
Верующие — это только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и положили своё имущество и свою жизнь на путь Аллаха. Они-то и есть искренние верующие.
— Коран, 49:15
Также «великий (или большой) джихад», то есть духовный, ставится гораздо выше «малого джихада», то есть вооружённой борьбы. В подтверждения этого мусульмане приводят слова пророка Мухаммеда: «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому»[11].
Поэтому в исламской доктрине имеются положения о различных видах джихада, в частности выделяют следующие:
- Джихад на поле боя («джихад руки»)[11]. Ведение боевых действий для охраны жизни и имущества людей, защиты государства от агрессии является обязательным (фард) в исламе. Мусульмане, участвующие в войнах, называются муджахидами. Погибшие в войнах мусульмане называются шахидами. Они занимают одно из наивысших мест у Аллаха и будут введены в рай. А живые участники войн называются газиями (Гази).
- Джихад против своих пороков (нафс, «джихад сердца»)[11]. Индивидуальная борьба каждого мусульманина против своих пороков является самой сложной формой джихада, так как не поборов свои греховные страсти и духовные пороки человек не может вести борьбу за торжество идеалов религии. Это определение ввёл Аль-Газали.
- Военный джихад (газават) («джихад меча»)[11]. Необходимость этого возникает в том случае, если в какой-либо стране мусульманам запрещают исповедовать свою религию в полном объёме, если мусульман притесняют и т. д. Также если мусульмане, обратившиеся с исламским призывом к представителям других религий в странах их проживания, встретили препятствие со стороны властей этих государств. Другими словами, если мусульманам фактически запрещено доводить до людей слово Господа и вести проповедь ислама.
- Джихад языка. Повеление одобряемого и запрещение порицаемого[11].
- Джихад своими познаниями. Изучение различных наук, эрудиция, учёность ведёт к совершенствованию человеческой личности и противопоставляется невежеству. Джихад посредством распространения истинных знаний об исламе.
- Джихад материальными средствами. Решение проблем при помощи денег, имущества.
Анализ текстов принадлежащих имаму аль-Бухари — исламскому богослову, автору наиболее авторитетного и достоверного суннитского сборника хадисов «Сахих аль-Бухари», составляющего основу мусульманской предания (сунна), много писавшего о джихаде показывает, что в 97 % случаев речь идёт о священной войне как о религиозном долге правоверных и лишь в 3 % — о внутренней борьбе за нравственную чистоту[12].
Этические ограничения
В исламском праве, основанном на Коране и практике пророка Мухаммада, изложен ряд законов, которые должны соблюдаться во время военного джихада. В частности, этот закон запрещает убийство некомбатантов[прояснить]: стариков, женщин, детей, священнослужителей и других мирных людей, не принимающих участия в сражениях[13].
История Джихада
Афганистан
Со времён Первой англо-афганской войны (1838—1842), как и в последующих войнах против Британии и Советского Союза, а позже против войск НАТО, афганское сопротивление приняло традиционную мусульманскую форму Джихада — войны против оккупации[14].
Россия и СССР
В 1784 году шейх Мансур, чеченский воин, во главе отряда мусульман, объявил газават (войну) России. В 1791 году был взят в плен и умер в заточении. В 1829 году Гази-Мухаммад начал призыв к изгнанию русских из региона. В 1834 году он погиб в битве, и имам Шамиль занял его место в качестве лидера кавказского сопротивления. Шамилю удалось закончить начатое шейхом Мансуром — объединить северокавказских горцев в борьбе против Российской империи. Он был лидером сопротивления в Кавказской войне в Дагестане и Чечне (1834—1859)[15][16].
Во время Великой Отечественной войны Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМ ЕС) объявило священную войну — джихад — нацистской Германии. Тогдашний муфтий ДУМ ЕС Габдрахман Расулев призвал мусульман встать на защиту Родины. «Нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец не дрались бы сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках нашу общую Родину. Так же, как и нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах. Ибо мы, мусульмане, хорошо помним слова пророка Мухаммада: „Любовь к Родине — это часть твоей веры“», — сказал муфтий на съезде мусульманского духовенства в Уфе в 1942 году[17][18].
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 3 Джихад // Ислам: Словарь атеиста / Авксентьев А. В., Акимушкин О. Ф.[ky], Акиниязов Г. Б. и др.; Под общ. ред. М. Б. Пиотровского, С. М. Прозорова . — М.: , . — 254 с. — ISBN 5-250-00125-4.— С.68
- ↑ Rudolph Peters, Islam and Colonialism. The doctrine of Jihad in Modern History (Mouton Publishers, 1979), p. 118
- ↑ Догматы ислама. Ислам
- ↑ Коран, 2:216
- ↑ Что такое джихад?
- ↑ John Calvert. Qutb and the Origins of Radical Islamism. (недоступная ссылка) New York: Columbia University Press, 2010, pp. vii+377, (Hardback). ISBN 978-0-231-70104-4
- ↑ Исламский терроризм — Глобальный джихад Салафи — международная террористическая сеть Аль-Каида
- ↑ http://world.lib.ru/a/amusxja_m/060222_amper_islam.shtml — «Что такое Исламизм?». Проверено 7 сентября 2017.
- ↑ Ганор Б. Угроза глобального джихада и международных криминальных сетей // Глобальный терроризм и международная преступность : Материалы 4-го Всемирного антикриминального и антитеррористического форума. — Герцлия: Институт международной политики по борьбе с терроризмом, 2008. — С. 53. — ISBN 9789659127702.
- ↑ Воробьёв, 2016, с. 278.
- ↑ 1 2 3 4 5 Ефим Резван Зеркало Корана Архивная копия от 24 июля 2012 на Wayback Machine //«Звезда» 2008, № 11
- ↑ Дуализм как принцип ислама (неопр.). Дата обращения 1 июля 2014.
- ↑ Aboul-Enein, H. Yousuf and Zuhur, Sherifa, Islamic Rulings on Warfare, p. 22, Strategic Studies Institute, US Army War College, Diane Publishing Co., Darby PA, ISBN 1-4289-1039-5
- ↑ Reason to hope Canadians don’t repeat history in Afghanistan, Alan G. Jamieson, The Edmonton Journal, July 31 2006
- ↑ Imam Shamil of Dagestan
- ↑ Tough lessons in defiant Dagestan
- ↑ Хотят ли мусульмане войны. О джихаде в России. Дню Победы посвящается Архивная копия от 15 мая 2009 на Wayback Machine
- ↑ Суходеев В. В. Сталин. Военный гений
Литература
Ссылки
wikiredia.ru