«Вечный враг арийской расы» / История / Независимая газета
Сентябрьский 1935 года съезд нацистской партии в Нюрнберге дал старт «людоедской» политике Берлина
Тэги: гитлер, третий рейх, германия, адлер, брокгауз, евреи, ссср, нсдап, гиммлер, эйхман
За решения, принятые в Нюрнберге в 1935 году, им пришлось ответить там же, но уже в 1945-м. Фото Национального управления архивов и документации
В гитлеровском рейхе расизм стал не просто государственной политикой, но самой основой государства, целью которого было господство «арийской расы». Ради установления этого господства и завоевания жизненного пространства для «высшей расы» нацисты и развязали Вторую мировую войну.
ВПЕРЕД – К ВЕЛИКОЙ ГЕРМАНИИ
Для консолидации «арийского народного сообщества» нацистам нужен был «вечный враг нации», роль которого со Средних веков традиционно отводилась евреям.
Даже проиграв Вторую мировую войну, Гитлер в составленном накануне самоубийства «политическом завещании» призывал «неукоснительно соблюдать расовые законы и безжалостно противостоять общему отравителю всех народов – международному еврейству».
Какова же была «еврейская угроза» для Германии и что представляли собой нацистские расовые законы?
НЕГРАЖДАНЕ
До 1933 года евреи были полноправными гражданами Германии, полностью интегрированными во все сферы жизни общества. По данным главного управления Службы безопасности СС, в 1933 году в Германии проживали 672 тыс. евреев, из них 515 тыс. исповедовали иудаизм. Таким образом, на год прихода нацистов к власти евреи составляли чуть больше 1% населения Германии, насчитывавшего более 65 млн человек. Несмотря на столь малый процент населения, евреи до прихода нацистов к власти играли заметную роль в общественно-политической, деловой, научной и культурной жизни страны.
Среди наиболее известных в Германии и мире еврейских имен были промышленники Р. Геснер и Ф. Мандель, банкиры О Вассерман и М. Варбург, философы Г. Коген и Э. Гуссерль, социолог Г. Зиммель, математики Г. Кантор, Г. Минковский, бактериолог П. Эрлих, химик Ф. Габер, физики А. Эйнштейн, М. Борн, Д. Франк, О. Штерн, Ф. Блох, О. Вигнер, Г. Бете, Д. Габор, Л. Сциллард, Э. Теллер, медики Б. Хаин и Г. Кребс, художник М. Либерман, писатели Э. Людвиг, Л. Фейхтвангер, А. Цвейг, режиссеры М. Рейнхардт и Г. Фукс. Евреи были лидерами социал-демократов и коммунистов: Э.
Дискриминация евреев началась сразу после прихода Гитлера к власти. В апреле 1933 года нацисты развернули кампанию бойкота против магазинов и лавок, принадлежавших евреям. В том же месяце был принят «Закон о восстановлении профессионального чиновничества», преградивший «неарийцам» доступ на госслужбу; накладывались ограничения на адвокатов еврейского происхождения; началось изгнание евреев-профессоров из высших учебных заведений, а для студентов-евреев была установлена 5% норма. «С 1933 года евреи в Германии подлежат государственно-правовым ограничениям как неарийцы», – разъяснялось, например, в «Народном Брокгаузе» – словаре для школы и дома.
Cтепень расовой нетерпимости нацистов с годами все более нарастала: нацистский антисемитизм был не только религиозным, политическим или социально-бытовым, но и прежде всего расовым: еврейство определялось по крови. К евреям нацисты относили не только тех, чьи предки во втором колене исповедовали иудаизм или имели еврейских предков. К евреям приравняли тысячи человек, отошедших от веры или перешедших из иудаизма в другую религию, вплоть до католических священников и монахинь, а также пасторов-протестантов, чьи предки во втором колене были евреями.
НЮРНБЕРГСКОЕ СБОРИЩЕ
15 сентября 1935 года на съезде НСДАП в Нюрнберге провозглашены расовые законы – «О гражданстве рейха» и «Об охране германской крови и германской чести», единогласно принятые сессией рейхстага, специально созванной в Нюрнберге по случаю партийного съезда.
Согласно закону «О гражданстве рейха», гражданином мог быть лишь тот, кто обладает «германской или родственной ей кровью и кто своим поведением доказывает желание и способность преданно служить германскому народу и рейху». Такая формулировка фактически означала лишение немецкого гражданства в первую очередь евреев и цыган.
Закон «Об охране германской крови и германской чести» запрещал «осквернение расы» – брак и внебрачное сожительство между евреями и «гражданами германской или родственной ей крови», наем евреями домашней прислуги из женщин «германской или родственной ей крови» моложе 45 лет, а также вывешивание евреями национального или имперского флага и использование тканей сходной расцветки.
14 ноября 1935 года принимается поправка к закону о гражданстве, где было определено, кого считать евреем, и установлены категории лиц с еврейской кровью: «Евреем считается тот, у кого трое из родителей его родителей были чистокровные евреи… Евреем считается также человек, родившийся в смешанном браке, подданный государства, происходящий от двух чистокровных евреев-родителей его родителей, если он: а) в момент издания закона принадлежал к иудейской общине или был принят в нее позднее; б) в момент издания закона состоял в браке с евреем или вступил в такой брак позднее; г) является внебрачным ребенком, один из родителей которого был евреем». Потомки евреев, которые не считались евреями, были разделены на две категории «мишлингов»: в первую входили те, у кого двое из дедушек и бабушек были евреями, а во вторую – те, у кого только один из дедушек или одна из бабушек были евреями.
Осенью 1937 года началась систематическая «ариизация», то есть изъятие имущества и собственности евреев, а в 1938 году власти ввели новые принудительные меры против евреев, наложили на них «контрибуцию» и запретили посещение театров и концертов, завершили конфискацию «еврейских предприятий».
В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года организованный нацистами еврейский погром смерчем прошел по всей Германии. Тысячи еврейских домов, 7500 еврейских универмагов, магазинов и лавок были разгромлены. Надругательству подверглись еврейские кладбища, 267 синагог были сожжены и разграблены. 91 человек был убит, сотни покончили жизнь самоубийством или умерли позже от увечий. Тысячи евреев были арестованы и отправлены в концлагеря. Еврейское население Германии должно было выплатить «искупительный штраф» в размере 1 млрд рейхсмарок, а все разгромленное восстановить за свой счет. До 1 января 1939 года евреи были обязаны продать все свои предприятия и ценные бумаги. 30 января 1939 года Гитлер заявил в рейхстаге: «Если мировой еврейский финансовый капитал еще раз столкнет народы Европы в мировой войне, то результатом будет не большевизация мира и тем самым победа еврейства, а уничтожение еврейской расы в Европе».
В 1939 году и особенно с началом Второй мировой войны нацисты перешли от преследований меньшинств к их уничтожению. Развернулась массовая отправка в концлагеря цыган. Уже в 1939–1940 годы национал-социалисты приступили к депортациям и эпизодическим казням еврейского населения европейских стран: на территориях, оккупированных гитлеровскими войсками, создавались гетто, власти разрабатывали планы выселения евреев из Европы. Наконец, с 1941 года после нападения Германии на СССР развернулось систематическое массовое уничтожение еврейского и цыганского населения, а на Ваннзейской конференции 20 января 1942 года – принят план «окончательного решения еврейского вопроса». Всего от нацистского расового террора погибло до 6 млн евреев и сотни тысяч цыган.
ФАБРИКА СМЕРТИ
В Третьем рейхе расовыми вопросами ведали: «генеалогическое бюро» при личном штабе рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера, управление по расовым вопросам при центральном аппарате НСДАП, соответствующий отдел главного управления имперской безопасности, децернат (отдел) в составе гестапо, который возглавлял Адольф Эйхман. Всего в центральном аппарате нацистского государства, партии и СС «окончательным решением еврейского вопроса» занимались 124 подразделения.
В 1943 году в советский плен попал бывший офицер личного штаба Гиммлера гауптштурмфюрер СС Эрих Цильке – эксперт по вопросам «чистоты расы». Судьба сыграла с ним злую шутку. Эсэсовец, не лишенный плохо скрываемых гомосексуальных наклонностей, домогался сексуального расположения юноши, который был объектом его экспертизы. Дело получило огласку: Цильке был лишен эсэсовского чина, уволен со всех постов и в звании армейского капитана отправлен на Восточный фронт, где и попал в плен. В Суздальском лагере для военнопленных его допрашивал лейтенант Александр Бланк. После войны доктор исторических наук А.С. Бланк стал одним из ведущих советских германистов, у которого автору этой книги посчастливилось учиться.
Профессор Бланк вспоминал: «Цильке служил под началом оберфюрера СС д-ра Вальтера Вюста в «генеалогическом бюро» при личном штабе рейхсфюрера СС и был экспертом по расовым вопросам.

Национал-социалистический режим планировал массовое истребление других «неарийских» европейских народов, в частности славян. Генеральный план «Ост» предусматривал порабощение, изгнание или уничтожение более 30 млн поляков, русских, украинцев, белорусов и поселение на землях «упраздненной» нацистами Польши и на европейской части Советского Союза 5 млн немцев.
В рамках политики «расовой гигиены» нацистский режим расправлялся и с теми немцами, кто, по его мнению, занимался «порчей расы» или «выродился» – «асоциальными» элементами и душевнобольными. Уже в 1933 году были приняты законы о принудительной стерилизации «асоциальных» лиц и людей, которые, как опасались нацисты, могли дать «потомство, страдающее наследственными заболеваниями». В 1935 году был введен аборт по генетическим и наследственным показаниям, тем, кого признали больными, запрещалось вступать в брак. В 1937–1938 годы «антисоциальных» стали в массовом порядке отправлять в концлагеря. В 1939 году власти ввели программу эвтаназии для душевнобольных и наследственно больных детей, в 1940-м распространили ее на взрослых и на «антиобщественные» элементы, а в 1942 году заключенных, принадлежавших к этой последней категории, передали СС для «уничтожения посредством труда». Всего от рук нацистов погибло не менее 70 тыс. человек, объявленных «душевнобольными».
АРИЙСКАЯ РАСА — что такое в Большой советской энциклопедии
Смотреть что такое АРИЙСКАЯ РАСА в других словарях:
АРИЙСКАЯ РАСА
лженаучный термин, выдвинутый в середине 19 в. авторами реакционных расовых «теорий». Ложность термина заключается в смешении понятий языковой … смотреть
АРИЙСКАЯ РАСА
термин, выдвинутый в середине 19 в. авторами реакционных расовых «теорий». В середине 19 в. появились первые обобщающие «труды» по расизму. В сочинении «Опыт о неравенстве человеческих рас» Ж. А. Гобино объявил «высшей» расой светловолосых и голубоглазых «арийцев». Эта «идея» была развита в расистской литературе, в особенности в фашистской Германии, придавшей ей тенденциозное значение. Ложность термина заключается в смешении понятий языковой и расовой классификации. В языкознании арийскими называются индоиранские языки. Но их носители не обладают общими физическими свойствами и не образуют какой-либо расы. Термин «арийская раса» был использован германскими фашистами, которые утверждали существование особой «высшей» арийской расы, причем к ней относили преимущественно немцев, которых немецкие фашисты считали создателями всех высоких цивилизаций, сохранившимися в наиболее «чистом» виде среди аристократии германских народов. Теория Гобино, основанная на неправомерном отождествлении рас и языковых семей, стала краеугольным камнем многих расистских концепций. В дальнейшем расистские идеи тесно переплелись с социальным дарвинизмом…. смотреть
АРИЙСКАЯ РАСА
Арийская раса термин, используемый в расистских концепциях для обозначения «высшего» расового типа — белокурых арийцев (ариев), основателей великой ци… смотреть
АРИЙСКАЯ РАСА
Псевдонаучный термин, выдвинутый в середине XIX века авторами реакционных расовых теорий. Ложность термина заключается в смешении понятий языковой и расовой классификации. В языкознании арийскими называли индоиранские языки. Но их носители не обладают какими-либо общими физическими свойствами и не образуют отдельной расы. Термин «арийская раса» широко использовался нацистскими идеологами, утверждавшими существование особой «высшей» арийской расы, относя к ней прежде всего немцев.<br>… смотреть
АРИЙСКАЯ РАСА
АРИЙСКАЯ РАСА, термин, используемый в расистских концепциях для обозначения «высшего» расового типа — белокурых арийцев (ариев), основателей великой цивилизации (см. Расизм).<br><br><br>… смотреть
АРИЙСКАЯ РАСА
АРИЙСКАЯ РАСА — термин, используемый в расистских концепциях для обозначения «высшего» расового типа — белокурых арийцев (ариев), основателей великой цивилизации (см. Расизм).<br>… смотреть
АРИЙСКАЯ РАСА
АРИЙСКАЯ РАСА , термин, используемый в расистских концепциях для обозначения «высшего» расового типа — белокурых арийцев (ариев), основателей великой цивилизации (см. Расизм)…. смотреть
АРИЙСКАЯ РАСА
АРИЙСКАЯ РАСА, термин, используемый в расистских концепциях для обозначения «высшего» расового типа — белокурых арийцев (ариев), основателей великой цивилизации (см. Расизм)…. смотреть
АРИЙСКАЯ РАСА
— термин, используемый в расистских концепциях дляобозначения «»высшего»» расового типа — белокурых арийцев (ариев),основателей великой цивилизации (см. Расизм)…. смотреть
АРИЙСКАЯ РАСА
термин, используемый в расистских концепциях для обозначения «высшего» расового типа — белокурых арийцев (ариев), основателей великой цивилизации (Расизм). … смотреть
АРИЙСКАЯ РАСА
ист. арий нәсілі
АРИЙСКАЯ РАСА
арий нәсілі
Разведение новой немецкой «расы»
Узнайте о законе о стерилизации в нацистской Германии и других мерах, принятых нацистами для обеспечения чистоты арийской расы.
Последнее обновление:
Чтение
Английский — США
- История
- Холокост
- Права человека и гражданские права
В 1925 году Адольф Гитлер писал в «Майн кампф»: «Все, чем мы восхищаемся сегодня на этой земле — наука и искусство, технология и изобретения — всего лишь творческий продукт нескольких народов и изначально, возможно, одной расы [«арийцев»]. От них зависит существование всей этой культуры. Если они погибнут, красота этой земли канет с ними в могилу». С самого начала нацисты были полны решимости обеспечить силу и чистоту «арийской» расы. По словам историка Ричарда Эванса, они считали, что «сильных и расово чистых нужно поощрять заводить больше детей, а слабых и расово нечистых нужно нейтрализовать теми или иными средствами».0023 1
Одним из способов, которым нацисты поощряли «сильных и чистых» арийцев иметь больше детей, была программа «брачного кредита». Начиная с июня 1933 года, правительство предоставило беспроцентные ссуды в размере до 1000 марок молодым парам, которые намеревались пожениться, при условии, что они соответствовали определенным критериям. Одним из критериев было то, что и мужчина, и женщина могли доказать свое «арийское» происхождение. Другим критерием было то, что невеста должна была проработать шесть месяцев в течение двух лет, предшествующих свадьбе, и она должна была пообещать оставить работу и оставаться дома до тех пор, пока ссуда не будет выплачена. Это требование было направлено на то, чтобы побудить работающих женщин уйти с рынка труда и предоставить больше рабочих мест мужчинам. Наконец, за каждого ребенка, родившегося у пары, прощалась четверть суммы кредита. Поэтому, если бы у пары было четверо детей, им не пришлось бы возвращать первоначальную сумму кредита. Таким образом, программа поощряла здоровые «арийские» пары иметь больше детей и укрепляла то, что, по мнению нацистов, было надлежащей ролью женщин в обществе. 2
- 1Ричард Дж. Эванс, Третий рейх у власти (Нью-Йорк: Penguin, 2005), 506.
- 2Ричард Дж. Эванс, Третий Рейх у власти (Нью-Йорк: Penguin, 2005), 330–331.
Афиша выставки нацистской евгеники
Этот плакат с выставки евгеники 1930-х годов гласит: «Стерилизация — это освобождение, а не наказание». Трое детей-инвалидов также изображены с подписью: «Кто захочет нести за это ответственность?»
Кредит:
Колледж Кальвина, Немецкий архив пропаганды
Нацисты считали размножение высшей расы, поощряемое такой политикой, как программа брачных займов, «позитивной евгеникой» (см. чтение «Самые приспособленные» Общества разведения в Главе 2). Они также практиковали «негативную евгенику», не позволяя размножаться людям, которых они считали генетически неполноценными. Новый закон, обнародованный в июле 1933 г., стал первым шагом в этом процессе. Это позволяло правительству стерилизовать всех, кто страдал так называемыми «наследственными» заболеваниями, такими как «слабоумие», шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, генетическая эпилепсия, хорея Гентингтона, генетическая слепота, глухота и некоторые формы алкоголизма.
Идея не нова. В то время законы о стерилизации существовали в нескольких других странах, включая Соединенные Штаты. Между 1907 и 1930 годами в 29 штатах США были приняты законы об обязательной стерилизации, и было стерилизовано около 11 000 женщин. Во многих штатах также были законы, запрещающие браки между белыми и цветными людьми, включая афроамериканцев, коренных американцев и азиатов. Оба свода законов были продиктованы желанием устранить «штаммы, которые являются бременем для нации или для них самих, и поднять уровень человечества путем подавления потомства дефективных классов». 1 (см. чтение «Отношение к жизни и смерти» в главе 4). Нацисты пошли в этом направлении гораздо дальше, чем когда-либо американцы.
Грегор Цимер, американский педагог, ознакомился с результатами закона, когда посетил немецкую больницу, где проводилась стерилизация. Проводник сообщил ему, что пациентки были «психически больными, женщинами с низким сопротивлением, женщинами, которые в ходе других рождений доказали, что их потомство не было сильным. Это были женщины, страдающие дефектами. . . некоторых стерилизовали, потому что они были политическими врагами государства». Ему сказали: «Мы даже искореняем дальтонизм в Третьем рейхе. . . ». Когда Цимер спросил, кто принимал решения, гид похвастался: «У нас есть суды. Все делается очень законно, будьте уверены. У нас закон и порядок». 2
Чтобы обеспечить соблюдение закона, нацисты создали отделы здравоохранения для «заботы о генах и расах» и создали «суды по генетическому здоровью». Там врачи и юристы работали вместе, чтобы решить, кого стерилизовать. Человек не имел права голоса в решении. За первые четыре года после принятия закона немцы стерилизовали более 50 000 человек. К концу нацистского режима в 1945 году они стерилизовали почти 360 000 человек. 3
Вопросы по подключению
- Изучив насилие, санкционированное правительством, социолог Ирвинг Горовиц приходит к выводу: «Непременным условием массового истребления была искусственная дегуманизация: превращение граждан в чужаков». 6 Что такое дегуманизация? Какие доказательства преднамеренного процесса дегуманизации вы можете найти в этом прочтении?
- Как вы думаете, как старые предубеждения об инвалидах и «менее достойных расах» повлияли на то, как люди отреагировали на новый закон о стерилизации? Как, по вашему мнению, тот факт, что закон был разработан врачами и профессорами, повлиял на то, как люди отреагировали на него? Как язык, используемый для описания таких законов, мог повлиять на то, как люди реагировали на них?
- Какова была цель закона о стерилизации? В чем опасность предоставления правительству власти контролировать, кто может иметь детей?
- 1Франц Боас, «Евгеника», Scientific Monthly 3, no.
5 (1916): 476–77.
- 2Грегор Цимер, Образование для смерти: создание нацистов (Оксфорд, Великобритания: Oxford University Press, 1941), 19.
- 3 Ричард Дж. Эванс, Третий Рейх у власти (Нью-Йорк: Пингвин, 2005), 508.
- 6Ирвинг Луи Горовиц, Забирание жизней: геноцид и государственная власть, 3-е изд. (Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Transaction Books, 1980), 302. .
Больше подобных Учебные ресурсы Обучение и события
Ресурсы, которые я получаю от своих коллег через Facening History, просто бесценны.
— Клаудия Баутиста, Санта-Моника, Калифорния,
Иранская идентичность, «арийская раса» и Джейк Джилленхол — Тегеранское бюро | FRONTLINE
Тревожные отголоски приверженности голливудскому видению прошлого.
Все слышали о Prince of Persia: The Sands of Time, , недавнем блокбастере Уолта Диснея с участием Джейка Джилленхола в роли… принца Персии. То, что довольно светлый актер шведского и ашкеназского происхождения играет главную роль в истории, действие которой происходит в древнем Иране, вызвало небольшие споры. Некоторые просвещенные люди считают, что Голливуд упустил возможность выйти за рамки своих стереотипных изображений неевропейцев, особенно выходцев с Ближнего Востока, предложив роль коричневому герою. Конечно, в частных беседах многие иранцы, всегда стремившиеся изображать себя «арийцами», согласились с тем, что Джилленхол точно воплощает то, как должны были выглядеть их предки до того, как арабы вторглись и навязали свою религию и цвет лица на острие меча.
Пока ничего необычного. Удивительно и тревожно, однако, то, что серьезные интеллектуалы потворствовали этим взглядам. На просьбу прокомментировать заявление продюсера Джерри Брукхаймера в лондонском номере The Times о том, что многие иранцы были «блондинами и голубоглазыми», пока «турки вроде как все не изменили», американо-иранский писатель Реза Аслан заявил, что иранцы действительно были арийцами. «Если мы вернемся на 1700 лет назад, в мифологическую эпоху, — сказал Аслан, — всех иранцев будут выглядеть как Джейк Джилленхол». Это заявление подчеркивает устойчивость того, что я называю «арийским синдромом» в современном Иране. Необходим исторический экскурс, чтобы показать, почему это так проблематично.
Арийство — это система взглядов, зародившаяся в Европе начала девятнадцатого века и разделяющая человечество на различные «расы». Он считает арийскую расу «высшей», более творческой и нравственной, чем «низшие» расы. Считалось, что этим семитам, «неграм» и другим свойственны порочная простота, жадность, вероломство и неспособность понять метафизику. Все началось вскоре после того, как сэр Уильям Джонс обнаружил в 1786 году, что санскрит и персидский языки родственны латыни и греческому языку, которые позже стали называться индоевропейской семьей языков.
Сам термин «арийцы» является неологизмом, придуманным французским востоковедом той эпохи Абрахамом-Гиацинтом Анкетилем-Дюперроном. Это синоним «индоевропейца», хотя последнее имеет более географический оттенок. В духе времени, когда нации и национальные культуры обретали форму, когда мифы о генеалогии были особенно привлекательны для интеллектуалов и когда некоторые боролись с моральной дилеммой колонизации людей в далеких землях, лингвистическая теория Джонса быстро превратилась в расовую. — предполагалось, что языковое сходство обозначает расовое родство.
На протяжении девятнадцатого века арийство было вовлечено в научный дискурс. Расовая антропология возникла как дисциплина, претендующая на классификацию людей по разным расовым категориям с неизменными психологическими характеристиками путем измерения носов, черепов и ушей. Как мы слишком хорошо знаем, арийцы, в частности некий Адольф Гитлер, становились все более одержимыми расовой чистотой и возводили оппозицию между арийцами и семитами на уровень парадигматического антагонизма. Это открыло путь к следующему этапу: истреблению. Арианство стало идеологической основой зверств нацистов.
Сегодня разговоры об «арийской расе» на Западе ограничиваются кругами сторонников превосходства белой расы в Северной Америке и неонацистскими боевиками в Европе. Само понятие «раса», хотя оно до сих пор используется в политических дискуссиях, особенно в Соединенных Штатах, с научной точки зрения несостоятельно. Ведущие научные ассоциации утверждают, что генетические вариации между человеческими группами настолько постепенны, что проведение линий неизбежно является произвольным и субъективным упражнением. «Индоевропейский» сегодня относится к языкам, а не к людям, не говоря уже о людях, которые должны обладать присущими им характеристиками. Даже его теперь ограниченное использование было поставлено под сомнение. По мнению выдающихся лингвистов, таких как Мерритт Рулен и покойный Джозеф Гринберг, теория, согласно которой индоевропейские языки не связаны с другими языковыми группами, такими как «семитские», преувеличена, если не откровенно вымышлена.
Несмотря на довольно бесславное наследие арийства, многие иранцы до сих пор беспечно используют любую возможность, чтобы подчеркнуть свою «арийскую принадлежность». Но как арианство вообще попало в Иран? Иранские арийцы хотят, чтобы мы поверили, что мы называли себя арий с незапамятных времен, и что этот эпитет является расовым, используемым для того, чтобы отличить тех, кто ария , от тех, кто ими не является. Утверждение ложное. Этот термин встречается всего несколько раз в древних надписях Авесты и на барельефах Накш-е Ростам и Бисотун. Из этих случаев нельзя извлечь абсолютно никакого последовательного смысла.
Несмотря на многочисленные попытки навязать арий арийские предположения, недавние исследования — в частности работа Герардо Гноли — показали, что ария не совсем расовая категория. Согласно Гноли, во времена Ахеменидов ария был культурным и религиозным термином, указывающим на происхождение царей, как титул особой знати. По своей очень ограниченной, исключительной природе это совершенно отличается от расовой категории. Более того, как уже было сказано, термин «ариец» был придуман Анкетилем-Дюперроном. Неологизм обвиняется в современных и романтических европейских представлениях о «расе», которых не существовало в восточной древности. Что еще более важно, во всем корпусе персидской литературы, стихов и прозы, до двадцатого века нет упоминаний об арийской расе.
Родственный миф — тот, согласно которому «Иран» означает «землю ариев». Этот миф был распространен Максом Мюллером, который утверждал в 1862 году, что термин airyanem vaejah , встречающийся в Авесте, является предком «Ирана» и означает «арийское пространство». Этот миф получил такое распространение, что серьезные ученые пропагандируют его и по сей день. Достаточно заглянуть в словарь.
Напротив, Гноли утверждает, что airyanem vaejah — это не историческая земля, а легендарная космогоническая концепция зороастризма. Кроме того, «земля ариев» предполагает, что жители ахеменидской или сасанидской империй обладали расовым сознанием, как и европейцы девятнадцатого века. Это, конечно, крайне маловероятно, особенно с учетом того, что иранское нагорье уже — как и всегда — отличалось сложным составом населения. Из 30 000 табличек, раскопанных в Персеполе, ни одна не была написана на персидском языке (большинство на эламском и несколько на арамейском). По сути, империя была плавильным котлом. Представить себе, что его жители считали, что территория должна принадлежать одному народу, — это анахроничная проекция современных представлений на далекое прошлое. Присутствие арабов на Иранском нагорье и иранцев на Аравийском полуострове также засвидетельствовано, но почему-то игнорируется пророками арийства.
Повсеместное ныне понятие «арийской расы» впервые появилось в Иране в 1890-х годах. Мирза Ага Хан Кермани, один из идеологов особенно фанатичной версии иранского национализма, был первым, кто упомянул об этом в письменной форме. Интересно, что он написал это как ariyàn (آریان), транслитерацию французского aryen. Позже Садег Резазаде Шафаг придумал àriyàyi, термин, который теперь обычно используется в персидском языке. Хасан Приния подробно остановился на арийцах и «науке о расе» в учебниках, которые он написал для первой когорты детей, массово обучавшихся в государстве Пехлеви в XIX веке. 30 с.
К тому моменту странная идея ирано-германского расового братства уже появлялась в различных произведениях, таких как стихотворение, посвященное «Германии» Вахида Дастгерди во время Первой мировой войны. После прихода к власти нацистов эта идея активно распространялась. немецкой пропагандистской машиной. Чрезвычайно популярный журнал Nàmeh-ye Iràn Bàstàn, , передачи Радио Берлина на персидском языке, публикации и лекционные туры Deutsch-Persische Gesellschaft, фонды Немецкой научной библиотеки — все это продвигало идею арийского братства, как Германия стремилась убедить иранцев поддержать ее дело против «уродливой лисы» (Великобритания) и «лживого медведя» (Советский Союз). Все работало очень хорошо. Обратите внимание, как немецкую футбольную команду до сих пор встречают в Иране, иногда с восторженными коллективными нацистскими приветствиями.
Почему арианство в Иране так устойчиво? Почему она никогда не подвергалась сомнению, критике или переоценке? На мой взгляд, Иран конца девятнадцатого века был восприимчивой средой для арийства, которое сыграло решающую роль в определении современной иранской идентичности. В девятнадцатом веке Каджарский Иран вступил в контакт с Европой. Это столкновение не было гладким, так как оно впервые произошло через поражения в русско-персидских войнах. Элиты Каджаров были глубоко травмированы открытием достижений Европы и отсталостью Ирана. Иранские интеллектуалы десятилетиями пытались разобраться в упадке нации.
Примерно в 1860-х годах несколько интеллектуалов, таких как Мирза Фат’али Ахундзаде и Мирза Ага Хан Кермани, первыми изложили удобоваримое и обнадеживающее повествование, поражающее своей простотой: доисламский Иран был утопией славы, могущества, утонченности и процветания. Причины конца этого великолепного прошлого должны были полностью лежать на пороге арабов и их религии, ислама. С момента появления ислама иранцы были несчастны. Если бы только арабы не принесли ислам в Иран, страна была бы такой же, если не более развитой, как Франция и Англия. Решение? Искоренение всего, что считается «арабским» или «исламским» в иранских обычаях и верованиях, включая алфавит, заимствованные слова и все религиозные обряды. Такой проект, который эти интеллектуалы искренне считали достижимым, в одночасье вернет Ирану его древнюю славу. Они полностью упустили из виду недавние достижения Ирана, которых было немало, но все это, конечно же, было направлено на то, чтобы избежать рассмотрения собственных недостатков нации. Национализму всегда нужны козлы отпущения для защиты первозданной природы «родины» и ее «настоящих» людей.
В таком контексте иранские интеллектуалы услышали или, скорее, прочитали в востоковедной литературе, что иранцы принадлежат к той же высшей расе, что и европейцы. Арийство было для них манной небесной. Это внезапно — и следует добавить, неожиданно — предоставило им привлекательные средства для закрепления их причудливых теорий. Удивительно, насколько глубоко арианство было совместимо с зарождающимся националистическим дискурсом: противопоставление между иранцами и арабами прямо вписывалось в парадигму арийцев и семитов. Тоже пришло из Европы. Как могли ошибаться прославленные европейцы, которым подражали? Гордость иранцев, серьезно уязвленная столкновением с Европой, могла быть успокоена убеждением, что они разделяют расовое превосходство европейцев. Неудивительно, что они так крепко придерживались мифа об арийской расе.
Это присоединение служит двум стратегиям. Первую я называю самоориентализацией. Это приверженность всем европейским предрассудкам, считающим мусульман или вообще людей Востока отсталыми. Иранский ариец поддерживает эти предрассудки (которые, по сути, также нацелены на него) и просто считает себя арийским исключением. Самоориентация всегда включает в себя элемент стыда за традиционные иранские обычаи и особенности. Это очевидно в оправдании, которое Реза Шах Пехлеви дал, когда он передавал Европейскую девятку.0089 вводная часть (котелок) обязательна в 1935 году: «Все, что я пытаюсь сделать, это чтобы мы выглядели как [европейцы], чтобы они не смеялись над нами».
Вторая стратегия — это стратегия дислокации, попытка вытеснить Иран из его восточной и исламской реальности и заставить его стать европейской, под предлогом того, что иранцы — члены европейской семьи, заблудшие на отсталом Ближнем Востоке. Менталитет дислокации имеет очень глубокие корни в психике иранцев, поскольку он постоянно продвигался государством Пехлеви с помощью всех средств образования и пропаганды. Сам Мохаммад Реза Шах Пехлеви был сторонником «дислокации». Например, однажды он сказал журналисту: «Мы — азиатская арийская держава, чей менталитет и философия близки европейским государствам, прежде всего Франции». Он признался британскому послу Энтони Парсону, что то, что Иран оказался на Ближнем Востоке, было «исторической случайностью», поразительным отрицанием эмпирической реальности страны.
Арианство является не только пережитком европейской мысли девятнадцатого века с позорным наследием, но и его иранская разновидность является симптомом укоренившегося комплекса неполноценности, отчаянной попыткой быть кем-то другим, а не «просто иранцем». Этот комплекс уходит корнями в травматическое столкновение с Европой, которое произошло два века назад. Поэтому меня тревожит, что по сей день серьезные иранские интеллектуалы говорят широкой аудитории, что «иранцы — это арийцы».