герб России c 1800 года, история герба России, герб царской России, царский герб, великие императоры России,
Герб России с 1800 года
Смерть Павла I в марте 1801 года от рук масонских заговорщиков, практически полностью остановило развитие проекта по модернизации герба. А вступление на престол молодого Александра I (1801 – 1825)лишает герб приобретенных мальтийских атрибутов и перед коронованием Императора Орел предстает в более привычном свете.
Война с Францией и последующее влияние французской культуры на общество отразилось на внешнем виде герба и в частности изменило облик Орла. Крылья орла широко раскинуты в стороны, а перья опущены вниз, одна из голов имеет больший наклон в сторону, чем другая. В лапах орла, вместо привычных — традиционных, державы и скипетра, появляются новые атрибуты власти: громовые стрелы (перуны), факел, лавровый венок (иногда ветвь), ликторский пучок (символ французской власти) перевитый лентами. Именно такие орлы характерны для начала XIX века.
В Таганроге в 1825 году умирает Александр I, и на престол вступает решительный и сильный волей Император Николай I (1825 – 1855). С этого момента происходит культурное и духовное возрождение страны, что тут же сказывается и на орле. С 1830 года Орел окончательно изображается с поднятыми крыльями, что символизирует становление России на мировой арене.
После коронации Николая I на Польское царство в 1829 году, с 1832 года на крыльях орла впервые появляется герб этого царства.
При императоре Николае I официально было закреплено одновременное существование двух видов государственного орла.
Первый вид — орел с расправленными крыльями, под одной короной, с образом Святого Георгия на груди и со скипетром и державой в лапах.
Второй тип — орел с поднятыми вверх крыльями, на которых изображались титульные гербы: на правом — Казанский, Астраханский, Сибирский, на левом — Польский, Таврический, Финляндский. Некоторое время имела хождение и другая версия — с гербами трех «главных» древнерусских Великих Княжеств (Киевского, Владимирского и Новгородской земли) и трех царств — Казанского, Астраханского и Сибирского. Орел под тремя коронами, со Святым Георгием (как гербом Великого княжества Московского) в щитке на груди, с цепью ордена Святого Андрея Первозванного, со скипетром и державой в лапах.
<<предыдущая страница следующая страница>>
xn--c1acka2adbjffahn4l.xn--p1ai
Символ единства. Откуда на гербе России появился двуглавый орел? | События | КУЛЬТУРА
SPB.AIF.RU вспоминает историю появления двуглавого орла, как он видоизменялся и в каком виде дошел до сегодняшних дней.
Запад и восток
Государственный герб России — это древний символ нашей государственности. Орел присутствует на гербах множества государств, а вот двуглавый сохранился всего на нескольких: Российском, Сербском и Албанском. Впервые подобный символ появился в XIII веке до нашей эры и позже возникал на многих эмблемах.
Вопрос, откуда на Руси взялся образ двуглавого орла, по сей день является спорным. Еще в «Истории государства Российского» на этот факт обратил внимание Николай Карамзин. Он предположил, что впервые подобный герб появился в России в XV веке, когда царь Иван III венчался c племянницей византийского императора. Желая подчеркнуть родство с правителями сильного государства, царь велел изобразить на обратной стороне княжеской печати двуглавого орла, герб Византии.
Есть и другие версии происхождения герба: по одной Иван III просто хотел сблизиться со странами Западной Европы, где в то время подобный символ активно использовался. По другой – наладить отношения с близкими с южнославянскими государствами, такими как Сербия или Черногория.
Так или иначе, а с 15 века этот символ прочно закрепился на российских эмблемах.
Во времена царствования Ивана Грозного на груди орла стали располагать изображение Георгия Победоносца. В XVII веке в лапах птицы появились скипетр и держава. Они символизировали единство и целостность империи, защиту суверенитета.

Позже появились три короны: две на головах орла, третья большая сверху посередине. Они означали Святую Троицу, хотя впоследствии их трактовали еще и как символ единства великороссов, малороссов и белорусов.
Большой вклад в отечественную геральдику внес Петр I, давший Российскому государству титул империи. Он распорядился добавить в герб цепь ордена Андрея Первозванного. Затем орел из золотого стал черным, а фон, на котором он находился, желтым.
Правое крыло украшали щиты с гербами Киева, Новгорода и Астрахани, а левое – Владимира, Казани и Сибирского царства.
После принятия Петром I титула императора царские короны были заменены на гербе императорскими.
Двуглавый орёл стал символом нераздельности Европейской и Азиатской России, объединённых под одной императорской короной: одна коронованная голова взирает на Запад, другая – на Восток.
Возвращение орла
Александр II привел изображение герба в соответствие с правилами международной геральдики. Ведь ни при Петре, ни при следующих российских императорах так и не было создано ни одного официального документа, утверждающего изображение герба Российской империи. Поэтому цари нередко экспериментировали в области государственной геральдики. Например, при Александре I орел опустил крылья вниз.

11 апреля 1857 года утверждаются Большой, Средний и Малый гербы, составленные художником Борисом Васильевичем Кене. Большой государственный герб стал одним из самых сложных гербов за всю историю государств мира. Одно лишь его описание занимает несколько страниц текста. При создании автором было допущено несколько неточностей. Например, московский всадник, который поражает копьем змея, был развернут вправо, хотя до этого всегда был повернут налево.

В таком виде герб России оставался неизменным вплоть до Октябрьской революции 1917 года. В СССР появился новый герб, который выглядел совсем иначе. Он представлял изображение серпа и молота на фоне земного шара в лучах солнца и в обрамлении колосьев. На них находилась надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», написанная на всех языках союзных республик. Позже в верхней части герба расположилась пятиконечная звезда. Окончательный вид советский герб принял в 1978 году.
Лишь в 1993 году двуглавый орел вернулся на герб Российского государства. Он вновь стал символом вечности Русской государственности, ее преемственности с великими империями древности.
Двуглавый орел значение символа на гербе россии
Герб России
Версии Детали Утверждён Корона Щит Прочие элементы Номер в ГГР Авторский коллектив Автор герба Идея герба Руководительпроекта Геральдическая
доработка Художник Компьютерный
дизайн Консультант
Герб России | |
Многоцветный без геральдического щита |
|
Одноцветный в геральдическом щите |
|
30 ноября 1993 года[1] |
|
три короны Петра Великого |
|
четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит |
|
всадник, поражающий копьём дракона[2] |
|
3 |
|
Е. И. Ухналёв |
|
Комиссия по геральдике Российской Федерации |
|
Е. И. Ухналёв |
|
Е. И. Ухналёв |
|
Е. И. Ухналёв |
|
Е. И. Ухналёв |
|
Комиссия по геральдике Российской Федерации |
|
Герб России на Викискладе |
Госуда́рственный герб Росси́йской Федера́ции — официальный государственный символ Российской Федерации[2]; один из главных государственных символов России, наряду с Государственный флагом Российской Федерации и Государственным гимном Российской Федерации. Утверждён Указом Президента Российской Федерации 30 ноября 1993 года.
Описание
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона[2].
История герба России
Подробнее по этой теме см. История герба России.Древнерусские печати
Подробнее по этой теме см. Символы Московского княжества. Печать Александра Невского (после 1236 года)Самого понятия рыцарского наследственного герба, принятого в Западной Европе, на Руси не существовало. Во время боёв знамёнами служили чаще всего вышитые или нарисованные изображения Христа, Богородицы, святых или православного креста. Встречающиеся на древнерусских военных щитах изображения тоже не были наследственными. Поэтому история герба России — это прежде всего история
великокняжеской печати.На своих печатях древнерусские князья изображали, прежде всего, своих святых покровителей (как, например, на печати Симеона Гордого изображен св. Симеон, а на печати Дмитрия Донского — св. Димитрий), а также надпись, указывающая, кому именно принадлежит эта печать (обычно в форме «Печать (великого) князя такого-то»). Начиная с Мстислава Удатного и внуков Всеволода Большое гнездо, на печатях (так же, как и на монетах) стал появляться «ездец» — символическое изображение правящего князя. Оружие ездеца могло быть разным — копьё, лук, меч. На монетах времён Ивана II Красного впервые появляется пеший воин, поражающий мечом змея (дракона). Изображение ездеца было присуще печатям не только князей Владимирских и Московских, но и других. В частности, во время правления Ивана III изображение всадника, поражающего змею, имелось на печати не Великого князя Московского (там был просто ездец с мечом), а его шурина Великого князя Тверского Михаила Борисовича. С тех пор, как Московский князь стал единоличным правителем Руси, всадник на коне, поражающий копьём дракона, (символическое изображение победы добра над злом) стал одним из главных символов Русского госуда
zna4enie.ru
Герб России — Русский эксперт

Герб России — один из официальных государственных символов России.
Изображение Герба России регламентировано Федеральным конституционным законом. [1] Автором современного варианта герба является Народный художник Российской Федерации Евгений Ильич Ухналёв.
[править] История российского герба
Герб России состоит из двух частей: двуглавого орла и всадника, поражающего змея. Во времена древней Руси было две государевых печати: Малая и Большая. Малая печать прикреплялась с двух сторон к документу, на одной стороне был орёл, на другой — всадник. Большая печать располагалась с одной стороны документа и совмещала оба символа. Малая печать с двуглавым орлом впервые появилась при Иване III (1497 год). Большая печать впервые встречается во времена Ивана Грозного.
Государственная печать Ивана III — первый пример использования двуглавого орла в качестве герба России[править] Происхождение двуглавого орла
[править] Византийская версия
Двуглавый орёл был фамильным гербом Палеологов — последней и самой долговечной династии византийских правителей.
В 1472 году племянница последнего византийского императора София Фоминична Палеолог стала женой великого князя Ивана III. Она была матерью великого князя Василия III и бабушкой царя Ивана IV Грозного.
Считается, что благодаря этому браку гербовой двуглавый орёл был унаследован Россией от Византии, хотя данный символ присутствовал в русском искусстве задолго до этого (см. #Древнерусские двуглавые орлы).
Византийский двуглавый орёл в качестве герба России стал выражением идеи «Москва — Третий Рим», согласно которой Русское государство стало продолжателем и наследником Византии (Второго Рима) и древней Римской империи (Первого Рима).
История двуглавого орла (рассказывает историк Игорь Данилевский) (альтернативные гипотезы о происхождении герба России)
[править] Болгарская версия
По некоторым предположениям, идея Третьего Рима была принесена на Русь болгарскими книжниками, бежавшими в Москву во время покорения Второго Болгарского царства турками-османами. Видя ослабление Византии в XIV веке сербский царь Стефан Душан и болгарский царь Иоанн-Александр, имевшие родственные связи с византийской династией, объявляли себя наследниками Рима. В болгарской литературе той эпохи встречается идея, что новым Константинополем («Третьим Римом») является Тырново, тогдашняя столица Болгарии. Но в 1396 году Болгарское Царство пало, а затем в 1453 году пал и Константинополь. После этого на роль Третьего Рима православные беженцы из Болгарии и Греции выдвинули Москву.
Орёл был одним из популярных в Болгарии царских символов, наряду со львом. В христианстве орёл и лев считаются символами евангелистов Иоанна и Марка соответственно. В болгарской традиции в качестве основного государственного символа постепенно закрепился лев, однако так было не всегда.
Евангелист Иоанн Богослов был небесным покровителем великого князя Иоанна III, объединителя Руси, равно как и его внука Иоанна IV, первого русского царя (отметим, что уже Иван III в некоторых дипломатических документах назывался царём). Поэтому выбор орла в качестве царского символа представляется крайне логичным.
[править] Трёхглавый орёл
То, что у орла две головы, однако над ними три короны, может быть связано с текстом из 3-й книги Ездры, одной из неканонических книг Ветхого завета, которая была известна в Болгарии и Византии, и вероятно, известна также на Руси в XV веке. В этой книге говорится о трёхглавом орле, правящем миром, как о символе последнего, третьего царства:
И видел я сон, и вот, поднялся с моря орёл, у которого было двенадцать крыльев пернатых и три головы. И видел я: вот, он распростирал крылья свои над всею землею, и все ветры небесные дули на него и собирались облака. |
И вот, орел стал на когти свои и испустил голос к перьям своим и сказал: не бодрствуйте все вместе; спите каждое на своем месте, и бодрствуйте поочередно, |
После того я видел, что и средняя голова внезапно исчезла, как и крылья; оставались две головы, которые подобным образом царствовали на земле и над её обитателями. Третья книга Ездры. Глава 11. |
В процессе речи средняя голова орла исчезает (становится невидимой). Именно это отражается в символизме трёх корон над двумя оставшимися (видимыми) головами.
[править] Немецкая версия
По другой версии, двуглавый орёл был заимствован из западноевропейской геральдики. Скорее всего, прототипом послужил герб Священной Римской империи. В пользу этой гипотезы говорит то, что цвет русского гербового орла на некоторых ранних изображениях — чёрный, как и у священноримского герба.
В конце XV—XVI веках Священная Римская империя обладала гораздо большим престижем, чем погибшие к тому времени Византия и Болгарское царство. Двуглавый орёл стал официальным символом СРИ сравнительно поздно, в 1434 году.
Россия спустя полвека могла сознательно последовать геральдическому примеру СРИ, заявив таким образом свои претензии на наследство Рима.
[править] Древнерусские двуглавые орлы
Герб Черниговского воеводства Речи Посполитой (1633 год)По одной из гипотез, символом Черниговского княжества уже во времена Древней Руси был чёрный двуглавый орёл. Прямых доказательств его использования черниговскими князьями в домонгольский период нет, однако есть косвенные свидетельства:
В 1633 году, когда Чернигов был в составе Речи Посполитой, польский король Владислав IV утвердил на сейме герб Черниговского воеводства — чёрного двуглавого орла.
На монетах Русского Королевства, которые чеканились во Львове в XIV веке (так называемые русские грошики), изображались орёл и лев.
Также орлы на Руси встречаются на серебряной пряжке из Гнёздовского клада (датируется 950 годом), на фреске с изображением Бориса и Глеба в церкви Спаса Преображения на Ковалёве (Великий Новгород, 1345 год). По одной из версий, орёл присутствует на фреске киевского Софийского собора на одежде Ярослава Мудрого, где изображены «светлые» двуглавые орлы (середина XI века).
Ещё до появления в Москве, в середине XV века двуглавый орёл стал эмблемой Великого княжества Тверского, где правил в то время князь Борис Александрович. Туда символ мог попасть из Византии, Болгарии или Священной Римской Империи, а уже затем, после присоединения Твери к Москве, быть воспринятым в качестве герба московским князем Иваном III.
[править] Происхождение всадника, поражающего змея
Издавна древнерусские князья изображали на своих печатях всадника. Оружие могло быть разным: копье, лук, меч. Наездник символизировал самого князя. Во времена Ивана II на монетах впервые появляется пеший воин, поражающий мечом змея или дракона. Подобные гербы были во многих древнерусских землях, но всадник, поражающий копьём змея, закрепился за московскими князями. Герб Москвы и поныне такой. Всадник и змей символизируют победу добра над злом. Намного позже, в 1710 году, Пётр I официально назвал всадника Святым Георгием Победоносцем [2]. Однако стоит отметить, что упоминание Святого Георгия в современном официальном описании герба отсутствует, изображение описывается как «серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне». [3]
[править] Символизм российского герба
В разные периоды над головами орла было две или три короны, которые в геральдике традиционно указывают на ту или иную меру суверенитета, в зависимости от вида короны. На российском гербе они императорские (ранее — царские). Царь Алексей Михайлович впервые дал официально толкование, три короны означают три царства: Казанское, Астраханское, Сибирское. Затем три короны символизировали три титула Петра Великого, включая императорский. В новых условиях три короны обозначают три уровня власти (федеральную, региональную и муниципальную), либо три ветви власти (исполнительной, законодательной и судебной).
Скипетр и держава в лапах орла также олицетворяют государственную власть и государственное единство.
В 1917 году Временное правительство Российской республики приняло решение лишить герб трёх корон. Поскольку в своих основных чертах эмблема представляла собой двуглавого орла Российской империи, лишённого государственно-монархической атрибутики, в народе она получила прозвище «Ощипанная курица».[1]
Две головы российского орла часто трактуются как символ двусторонней политики России, направленной как на Запад, так и на Восток — при этом Россия является отдельной цивилизацией, отличной и от Запада, и от Востока. Иногда под двумя головами орла понимается европейская и азиатская части России — государственный герб таким образом подчёркивает трансконтинентальный характер российской державы.
Следует отметить, что во времена Российской Империи орёл был чёрным, поскольку власти взяли для герба традиционные цвета Священной Римской Империи, а соответствующую работу по определению исконно русских геральдических цветов провели только при Николае II, но внедрили только в современной России.
Золотой цвет орла в геральдической традиции является символом величия и богатства. В русской иконописной традиции золотой цвет является символом Божьего присутствия, небесного света, вечности и благодати.
Красный цвет гербового щита на официальном варианте герба — это традиционный символ российского народа; цвет любви, мужества и отваги; цвет крови, пролитой в защиту Отечества. Изначальное его значение на древнерусских стягах — иконописный цвет Пасхи, то есть цвет настоящей, жертвенной Любви.
ruxpert.ru