Пурпурный цвет в геральдике
Шраффировка пурпурного цвета |
Пурпурный цвет имеет также названия: темно-лиловый, сиреневый, а также фиолетовый имеет окраску цветка мальвы. Во времена античности это растение получило название «пурпура Таранто». Использование
Родовой герб фамилии Гаст «Пурпурный с двумя синими поясами». |
пурпура в геральдике является редким. Начал использоваться в геральдике с периода Возрождения. В настоящее время встречается в соотношении 1:10000 гербов.
Значение пурпура двояко: он может обозначать металл, когда его наносят на эмаль, или же наоборот, считается эмалью в сочетании с металлом.
В итальянской геральдической традиции цвет символизирует цветущую землю, а также верность, воздержание, чистоту, целомудрие, скромность, смирение, набожность, могущество верховной власти, честь, богатство, щедрость, превосходство, и кроме того — достоинство.
Для участников турниров этот пурпур являлся символом любви.
оттенки пурпурного, которые можно встретить в геральдике |
В французской геральдической традиции пурпур может обозначать
хитрость, изворотливость, а также обман.
В английской геральдической традиции получил название «аметист»
В Шотландской геральдической традиции использовался как цвет «новой знати», т.е. в тех гербах, владельцы которых недавно обрели благородный статус.
В российской геральдической традиции олицетворяет достоинство и могущество.
Графически пурпурный цвет изображался в виде заштрихованной поверхности, образованной диагональными линиями, проведенными из нижнего левого угла в верхний правый
Чтобы придать щиту пурпурный цвет, его окрашивали специальной краской — смесью синильного красителя и кармазинного лака в равных долях.
Источники
- Методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований (Раздел 2, главы I—VII).
- История, терминология, символы и значение гербов и эмблем» / Джованни Санти-Мадзини; предисл. А. П. Черных; пер. с итал. Т.А. Бобровой, И.Л. Замойской, Т.М. Котельниковой и др. — М.: Астрель: ACT, 2007.-593 ISBN 88-370-2290-5.
- «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи с 1649 по 1900 годы» П.П. фон-Винклер.
Синий цвет в геральдике
Полностью синий родовой герб фамилии Ла-Барж (Лотарингия) |
Синий цвет в геральдике символизирует преданность, чистоту, целомудрие, верность, набожность, справедливость, красоту, благородство происхождения, силу, бдительность, стремление к победе, настойчивость, упорство, любовь к родине, доброе предзнаменование, гордость, славу и величие.
На турнирах синий цвет олицетворял ревность. При использовании синего и белого (серебряного) цвета вместе он обозначал стремление к победе.
Синий цвет является самым распространенным геральдике Франции (можно встретить более чем на 85% французских гербов). Также он преобладает в подавляющем большинстве на гербах тех областей Франции, которые были подчинены представителям династии Капетингов, а в тех областях, где в течение длительного времени правили Плантагенеты, число этих гербов сокращается до 72-75%. В районах, граничащих с Испанией, этот процент составляет около 60%, здесь большое распространение получил красный цвет.
Морские и речные воды передавались при помощи оттенка «аквамарин», т.е. светло-голубого цвета.
Для окрашивания щитов в синий цвет использовали кобальт, а для передачи тени и цветовых контрастов — более темный синильный краситель.
Шраффировка и другие обозначения синего цвета
Графически синий цвет изображается с помощью горизонтальных линий. В древних итальянских источниках можно найти его символическое обозначение в виде буквы «Т», т.е. «turchino» в переводе с итальянского это значит «темно-синий». В английской и французской геральдике иногда можно встретить обозначение синего цвета с помощью латинской буквы «A», что означает по-английски «Azure», или по-французски «Azur». Заметьте, что русское слово «лазурь» имеет также начало от «азурь»!
Источники
- История, терминология, символы и значение гербов и эмблем» / Джованни Санти-Мадзини; предисл. А. П. Черных; пер. с итал. Т.А. Бобровой, И.Л. Замойской, Т.М. Котельниковой и др. — М.: Астрель: ACT, 2007.-593 ISBN 88-370-2290-5.
- «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи с 1649 по 1900 годы» П.П. фон-Винклер.
f-gl.ru
Чёрный цвет в геральдике
Геральдисты считают черный наименее благородным из всех цветов, используемых в геральдике. Чёрный цвет ассоциируется с темнотой и мраком, а также с траурной одеждой, которую носили рыцари. Интересно, но с помощью данного цвета на государственных гербах чаще всего изображали орлов.
На турнирах чёрный цвет в сочетании с другими принимал противоположные значения: в сочетании с зеленым черный олицетворял смирение и сдержанность, с красным — скуку или тоску. Понятия, символизируемые черным, могли противоречить друг другу: постоянство, строгость, скорбь, полная достоинства, смирение — и несчастье, предательство, измена, т.е. «зло» во всех смыслах этого слова.
Черный цвет, «подобный стали», символизирует одновременно силу и стремление к победе, терпение, твердость, упорство, постоянство в принятии решений, мудрость, осторожность, безмолвие, честь, веру и преданность до самой смерти. В геральдике же на первое место выходят траур и различные негативные аспекты.
В 1610 году геральдист Филиберто Кампаниле, занимавшийся глубоким изучением цветов и их символики, писал: «хотя черный и является самым последним из цветов геральдики, тем не менее он символизирует силу и могущество; он может заглушить и омрачить любой другой цвет, а другие цвета не могут подавить и заглушить его, посему можно утверждать, что он олицетворяет постоянство, стойкость, силу и непобедимость».
Черный круг (см. статью безанты) называется «ogress» или «pellet» у англичан (в итальянской традиции «pallattola», «pallino» или «»alla di pietra» — «пуля», «дробь» или «каменное ядро») и «ogoesse» у французов.
Полностью чёрные гербы
Полностью черные гербы можно встретить в родовой геральдике Франции.
Фамильные гербы французских семей де Турнэ и Дегабэ д’Омбаль использовали полностью чёрные гербы.
Шраффировка и другие обозначения чёрного цвета в геральдике
шраффировка чёрного цвета | Обозначение черного цвета с помощью надписи |
Графически этот цвет изображают с помощью штриховки из пересекающихся горизонтальных и вертикальных полос. Иногда чёрный цвет изображают с помощью полного закрашивания фигуры. Для окрашивания щитов применяли жженую кость.
Термин «sable» (в английском и французском языках), возможно, имеет отношение к черной окраске спинного ворса соболиной шкуры, на немецком языке это животное называется «zobel» (более архаичная форма «zable»), на арабском — «zebel» или «zibel»; таким образом, можно предположить, что во французский, немецкий и английский языки это слово вошло во времена крестовых походов.Источники
- История, терминология, символы и значение гербов и эмблем» / Джованни Санти-Мадзини; предисл. А. П. Черных; пер. с итал. Т.А. Бобровой, И.Л. Замойской, Т.М. Котельниковой и др. — М.: Астрель: ACT, 2007.-593 ISBN 88-370-2290-5.
- «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи с 1649 по 1900 годы» П.П. фон-Винклер.
Цветовые значения при создании герба семьи — Образ жизни
Процесс создания герба семьи имеет массу особенностей, среди которых нужно отметить необходимость правильного выбора форм, размеров, цветовых решений, изображений символов. Каждый атрибут данного герба имеет очень важное значение. Нужно учитывать, что герб также имеет особенную структуру. Состоит он из нашлемника, шлема, щита, намета и девиза. Фактически, каждый элемент должен быть проработан очень детально, чтобы был сформирован полноценный герб, имеющий достаточно значительное отражение характеристик рода, то есть, представителей фамилии. Немаловажное значение в процессе оформления герба имеют цветовые значения. Геральдика позволит вам узнать особенности значения всех символов и цветов. Правильное сочетание символов и цветов – основа создания индивидуального и неподражаемого герба семьи.
Значение цветов
Помните о том, что создание герба семьи потребует от вас достаточно глубоких познаний. Именно по этой причине, мы рекомендуем вам начать с изучения истории, постепенно переходя к изучению значений символов и знаков.
1. Желтый цвет на гербе означает символ справедливости. Как правило, изображается желтое солнце, которое отражает великодушие и щедрость представителей рода;
2. Белый цвет является символом невинности и чистоты. Чаще всего данный цвет используется в создании образа воды, снега, луны. Белый цвет в геральдике нередко заменяли серебром;
3. Красный цвет – символ любви, храбрости, мужества своеобразной отваги. Заметим, что практически на всех гербах используется данный цвет. Впрочем, цвет не всегда импонирует современным людям, которые нередко ассоциируют его с агрессией;
4. Синий цвет считается символом веры, верности, правдивости. Практически все известные родовые гербы в своем составе имели элементы синего цвета. Так как верность и правдивость всегда считались самыми востребованными чертами характера;
5. Зеленый цвет, цвет надежды, радости и молодости. Данный цвет может быть весьма насыщенным, что будет символизировать молодость и активность, может быть более блеклым, что станет основой формирования символа надежды и радости. Данный цвет, как правило, компонуется с желтым или же синим;
6. Черный, символ смирения, образованности, скромности.
Правила составления герба
Вы должны понимать, что герб имеет четко определенную структуру строения. Так, если посмотреть на герб Орловых, становится понятно, что выдерживаются все необходимые элементы. Фактически, если вы стремитесь создать герб, который будет поражать своей оригинальностью и индивидуальностью, вам также нужно выдержать все элементы эмблемы, а также в обязательном порядке придумать девиз.
Ещё больше интересного на сайте http://dom-i-semya.com
17.11.2016 09:47detstvovmeste.ru
6. Материалы и цвета в гербе и их символическое значение
Гербы составлялись обычно как рельефные изображения. В качестве материала для их составления употреблялись металлы, цветные эмали (финифти) и меха.
Металлы употреблялись только драгоценные – золото и серебро. На цветных изображениях золото давалось золотой или желтой краской, серебро – серебряной.
Финифти использовались только пяти цветов – красного, голубого, зеленого, пурпурного и черного. Для удобства типографского исполнения справочников по геральдике с XVII в. приняты условные графические изображения металлов, финифти и мехов – шраффировка. Поверх металла или финифти мог быть нанесён тонкими линиями узор – дамаскировка.
Основное правило при составлении гербов: металл на металл и финифть на финифть не накладываются. Можно накладывать либо финифть на металл, либо металл на финифть. Если поле золотое, то фигуры на нем могут быть только финифтяные, серебряных накладывать нельзя. Золотые или серебряные фигуры могут быть даны только на поле, покрытом финифтью того или иного цвета.
Металлы, финифти и меха имеют символическое значение. Символическое значение металлов: золото – справедливость, милосердие, сила, богатство; серебро – правдивость, невинность, чистота.
Символическое значение цветов (эмалей или финифтей): красный цвет (червленый, червлень) – храбрость, кровопролитие; голубой (лазурный) – величие, красота, ясность; зеленый – надежда, свобода, изобилие; пурпурный – достоинство, могущество, мужество, сила; черный (чернь) – скромность, образованность, смирение, печаль.
Символическое значение мехов: горностай – власть, чистота; белка – преданность, честность (уточнить).
Допускалось графическое изображение гербов и на бумаге. Золото графически изображалось черными точками на белом поле, серебро – в виде белого поля без заштриховки. Красный цвет изображался красной краской, а графически – вертикальными линиями; голубой цвет – голубой краской, графически – горизонтальными линиями; зеленый цвет – зеленой краской, графически – диагональными линиями справа. Пурпурный цвет обозначался сиреневой краской, а графически – диагональными линиями слева; черный цвет – черной краской, а графически – взаимно пересекающимися линиями. Горностаевый мех изображался в виде белого поля, усеянного черными хвостиками. Беличий мех изображался по белому полю голубыми значками, напоминающими развернутую шкуру белки.
7. Происхождение и развитие гербов в России
Гербы как социальное явление возникают вместе с государством и являются обязательными атрибутами государственной власти и основных социальных институтов общества.
Герб – это особая символическая фигура, составленная по строго определенным правилам, имеющая наследственный характер и выполняющая функцию социальной идентификации отдельного лица, рода, сообщества, учреждения, территории (от города до государства).
Главной характерной чертой герба является его наследственность. Индивидуальный символ, присвоенный тому или иному лицу, еще не является гербом, хотя может изображаться на печати, имуществе. С появлением территориальных образований знак главного рода становился общим для данного сообщества. Родовые символы наносились также на щиты и шлемы воинов как защита-оберег и средство устрашения врага.
Особое значение гербы-символы получили в Западной Европе в XI-XII веках во время крестовых походов, приобретая значение индивидуального определительного знака. Причиной этого были особенности рыцарского вооружения той эпохи. Огнестрельного оружия не было: сражались мечами, саблями, копьями, стрелами. Необходимость предохранить воина от поражения этим оружием вызывала особый характер вооружения. Рыцари – лица, принадлежащие к социальным верхам общества, были с головы до ног закованы в металл: шлем, кольчуга, латы, наколенники, сапоги, щит. Шлем и забрало целиком закрывали голову рыцаря. Узнать, кто именно скрывается под вооружением было невозможно. Необходимостью отличать рыцарей друг от друга объясняется появление на рыцарских щитах изображений знаков, особых для каждого рыцаря.
В Западной Европе в средние века были распространены военные игры, военные состязания, так называемые рыцарские турниры. Перед турниром объявляли перечень лиц, явившихся участвовать в турнире, при этом они не только называли имя рыцаря, но и описывали его герб. Чтением и объяснением гербов занимались герольды, они же составляли гербы, вырабатывали специальные правила составления. Появились требования к гербам и возникла критика того или иного герба с точки зрения соответствия этим требованиям.
Впоследствии рыцарские знаки сделались родовыми, стали передаваться по наследству от отца к сыну и называться гербами. В гербе могло отражаться и происхождение рыцаря и его заслуги. Являясь символом суверенного владельца, герб изображался на знамёнах, печатях и монетах.
Российская геральдика отличается богатством и многообразием геральдического материала и геральдических традиций. Это объясняется тем, что российское дворянство в ходе развития Российской империи и расширения ее территории включило в свой состав дворянство польское, финляндское и остзейское. Последнее происходило из Ливонского ордена, который соединял в себе рыцарство большинства стран Европы. К этому разнообразному по национальному составу и культурно-историческим традициям объединению добавились представители большого числа европейских дворянских фамилий, прибывших в Россию. Поэтому российскую геральдику отличает смешение различных национальных элементов и традиций.
В России геральдика была заимствована из Западной Европы во второй половине XVII в. Первые сочинения носили характер гербовников и имели целью обосновать высокое положение русского царя среди европейских монархов: «Титулярник» (1672 г.), сочинение Л. Курелича о родстве русского монарха с европейскими (1673 г.). Более широкая потребность в геральдике возникла после уничтожения местничества и с началом составления родословных книг (1692 г.), для внесения в которые требовались доказательства благородного происхождения. У членов фамилий, выехавших из других государств, основным доказательством было употребление их предками на родине фамильного герба.
Необходимость частой проверки таких представлений привела к составлению в Посольском приказе специального справочника: «Книга в десть о родословии и о гербах российских разных шляхецких фамилий» (1686-1687 гг., рукопись которой не сохранилась). С начала XVIII в. делами геральдики ведала Герольдия. С 1726 г. при Петербургской Академии наук профессор И.С. Бекштейн начал обучение студентов «геральдической науке». В 1731 году в Петербурге издано первое в России руководство по теоретической геральдике (на немецком, французском и латинском языках), составленное И.С. Бекштейном. Во второй половине XVIII века с ростом числа лиц, получавших дворянство, объём работ Герольдии возрастал, хотя многие новые дворяне так и не ходатайствовали об утверждении их гербов (т. к. это требовало крупных денежных затрат; к концу XIX в. почти половина дворянских фамилий пользовалась неутверждёнными гербами). В 1785 г. А.Т. Князевым был составлен первый российский гербовник «Собрание фамильных гербов, означающих отличия благородных родов обширной Российской империи», куда вошли 533 рисунка гербов, снятых им с личных печатей (без различия между утверждёнными и неутверждёнными). С 1797 г. начал составляться «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи», включавший только гербы, получившие имперское утверждение.
11
studfiles.net
Что обозначает символика цвета герба?
Геральдика — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. Является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур. Корни геральдики уходят в Средневековье, когда и был разработан специальный геральдический язык.Цвета в геральдике:
Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали или тинктуры). В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей. Первоначально было только четыре цвета — красный, синий, черный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зелёный, жёлтый и пурпурный. Жёлтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла, и как самостоятельные уже не использовались. Особым типом геральдических цветов являются меха — горностаевый и беличий.
Золото — король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.
Серебро — символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.
Червлень — символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.
Лазурь — символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.
Зелень — символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую траву.
Пурпур — символизирует благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.
Чернь — символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.
Трактовка цветов флага РФ
Белый, синий и красный цвета с древних времён на Руси означали:
белый цвет — благородство и откровенность;
синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;
красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.
Геральдика цвета
qna.center
Зелёный цвет в геральдике
Зелёный цвет олицетворяет землю с зеленой травой, а также луга. Также зелёный цвет символизирует любовь, дружбу, изобилие, вежливость, обходительность, воспитание, честь, а также стремление к победе. На турнирах зелёный цвет являлся символом надежды. Странствующие рыцари предпочитали зеленый цвет для украшения нарядов и доспехов.
Зеленый цвет является одним из редких цветов (эмалей). В геральдике первое упоминание относится только к 1415 году.
Листва передавалась с помощью зеленого цвета, то есть своим «естественным» цветом, за исключением некоторых специфических случаев; подобным же образом изображались земля, покрытая травой, и зеленые луга. В данном случае зеленый передавал естественную, природную окраску, поэтому мог наноситься на другой цвет (не забываем, что по правилам геральдики эмали могли накалываться только на металлы).
Шраффировка зелёного цвета и другие обозначения
Графически зеленый изображался посредством диагональных линий, проведенных справа налево; при окраске щитов использовалась изумрудная зелень, а для передачи тени и выделения контуров применялся оксид хрома. Французское слово «sinople» заменил ранее существующую форму «prasina» (который был цветом одной из группировок римского цирка, прасинов).
Источники
- История, терминология, символы и значение гербов и эмблем» / Джованни Санти-Мадзини; предисл. А. П. Черных; пер. с итал. Т.А. Бобровой, И.Л. Замойской, Т.М. Котельниковой и др. — М.: Астрель: ACT, 2007.-593 ISBN 88-370-2290-5.
- «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи с 1649 по 1900 годы» П.П. фон-Винклер.
f-gl.ru