Георгий Победоносец. Символ Москвы и защитник православного воинства

https://ria.ru/20080506/106655399.html

Георгий Победоносец. Символ Москвы и защитник православного воинства

Георгий Победоносец. Символ Москвы и защитник православного воинства — РИА Новости, 25.07.2008

Георгий Победоносец. Символ Москвы и защитник православного воинства

Русская православная церковь отмечает 6 мая память cвятого Георгия Победоносца. Святого Георгия как воплощение воинской доблести и преданности долгу чтят не только христиане. Мусульмане почитают его под именем Джурджис и приписывают ему совершение подвигов.

2008-05-06T08:26

2008-05-06T08:26

2008-07-25T19:15

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/106655399.jpg?1216998929

москва

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.

xn--p1ai/awards/

2008

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

справки, москва

Справки, Москва

Русская православная церковь отмечает 6 мая праздник cвятого великомученика Георгия Победоносца. В этот день Патриарх Московский и всея Руси Алексий II по традиции совершаетт праздничное богослужение в храме святого Георгия на Поклонной горе.

По преданию, Георгий родился в III веке в городе Бейруте (в Малой Азии) в христианской семье. Поступив на службу в римское войско, он прославился своей храбростью, был замечен императором Диоклетианом (284-305) и выдвинут в старшие военачальники.

Георгий совершил немало ратных подвигов и чудес, за что был назван Победоносным. Однако когда император Диоклетиан начал гонения на христиан, воин раздал свое имущество нищим, явился к императору и объявил себя последователем Христа. Ни уговоры, ни мучения не смогли склонить его к язычеству — и по приказу императора Георгий был обезглавлен. Казнь совершилась 6 мая (по новому стилю) 303 года.

Из многих чудес, совершенных святым великомучеником Георгием, наиболее известное запечатлено в иконографии. Это поражение змея, обитавшего в озере у подножья Ливанских гор, близ Бейрута, и пожиравшего людей. Убив змея, святой Георгий избавил от верной гибели царскую дочь, которой надлежало стать очередной жертвой змея. Залив, на берегу которого расположен Бейрут, и сегодня носит имя святого Георгия.

На Руси Георгий Победоносец издавна почитается как защитник православного воинства и помощник земледельцам в полевых работах. Со времен принятия христианства он является ангелом-хранителем и покровителем великокняжеской семьи. Сын великого князя Владимира Ярослав Мудрый, во крещении Георгий, первым способствовал почитанию Победоносца среди православных. Он основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия в Киеве. Имя Георгия Победоносца носил основатель Москвы Юрий Долгорукий. С княжением великого князя Дмитрия Донского святой Георгий выступает как покровитель Москвы, его изображение становится гербом государей московских, а позже входит в состав русского государственного герба — Российского орла. В 1856 году учреждается герб Московской губернии с образом Георгия Победоносца.

Герб российской столицы восстановлен Законом Москвы от 1 февраля 1995 года. В основу герба положен сюжет «Чуда Георгия о Змие». Герб представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами и заостренный в оконечности темно-красный геральдический щит с изображением развернутого вправо от зрителя всадника — Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного Змия.

Примечательно, что Георгия Победоносца как воплощение воинской доблести и преданности долгу чтят не только христиане. Мусульмане почитают его под именем Джурджис и приписывают ему совершение подвигов, в том числе и на территории нынешнего Дагестана, где, по мнению некоторых историков, расположена могила Георгия. А в Российской Империи орден «Георгия Победоносца» (высшая награда для солдат) существовал в двух разных формах: кресты — для воинов-христиан и восьмиугольные щиты — для воинов-мусульман. 

Юрьев день
Юрьевым днем (весенним и осенним) назывались церковные праздники, посвященные христианскому святому Георгию (Юрию, Егорию) Победоносца (23 апреля и 26 ноября по ст. ст.). К осеннему Юрьеву дню заканчивались все полевые работы, поэтому в этот день происходили расчеты крестьянина со своим владельцем по денежным и натуральным повинностям. В этот же день после выплаты «пожилого», т.е. после расчета, крестьянин раз в году получал возможность переменить владельца. Однако с введением так называемых «заповедных лет» право крестьянина поменять владельца стало постепенно исчезать. Судебник 1649 г. окончательно отменил это право «Юрьева дня», что означало полное закрепощение крестьян. Отсюда поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

Герб Москвы и Георгий Победоносец

Все мы привыкли к Московскому гербу, к изображению Георгия Победоносца на коне, поражающего змея. Однако, мы не задумываемся о его истории, о том, откуда и когда он попал в Россию. Стоит сказать, что святой Георгий – общехристианский святой, почитаемый и во многих других странах, например он покровитель Англии. И иностранцы порой очень удивляются, откуда он тут – в Москве, на гербе города и даже страны.

Так кем же был Георгиий Победоносец, где произошла история со змием, как он попал ни герб Москвы и почему ему очень удивляются иностранцы —>

Официально герб города Москвы существует с 20 декабря 1781 года. В этот день он был «высочайше утвержден» вместе с гербами других городов Московской губернии. В Полном собрании законов Российской империи наш столичный герб описан так: «Святый Георгий на коне против того ж, как в средине государственного герба, в красном поле, поражающий копием чернаго змия». Отмечалось также, что герб «старый». Это означало, что эмблема была известна ранее. Действительно, всадник, поражающий копьем дракона, использовался в течение нескольких столетий как составная часть державного российского герба. То есть как такового герба в древности не существовало, но зато были печати и монеты, с подобными изображениями.

Обычай помещать на печатях и монетах портрет князя, а также изображение святого, которого князь считал своим покровителем, пришел на Русь из Византии в конце Х столетия. В начале XI века на монетах и печатях князя Ярослава Мудрого, принявшего имя Юрий (Георгий), появляется изображение святого Георгия. Основатель Москвы Юрий Долгорукий продолжил эту традицию. На его печати тоже святой, стоящий во весь рост и вынимающий меч из ножен. Изображение святого Георгия было на печатях и брата Юрия Долгорукого Мстислава, воин-змееборец присутствовал на многочисленных печатях Александра Невского, встречается он на монетах Ивана II Красного и сына Дмитрия Донского Василия. А на монетах Василия II Темного эмблема святого Георгия приобретает вид, близкий к тому, что позднее утвердился на московском гербе. Покровителем Москвы святой Георгий считается со времён Дмитрия Донского.


Печать Ивана III

Первое письменное сообщений о всаднике, поражающем дракона, приносит Ермолинская летопись. В ней говорится, что в 1464 году скульптурный образ святого Георгия был помещен над въездными воротами Фроловской башни — главной башни Кремля. Ставил сей образ Василий Ермолин.

Ряд историков XIX века принимали это изваяние знаменитого русского зодчего за московский герб, ведь Фроловские ворота считались главными, даже князья снимали шапку, проходя через них. Очень заманчиво было бы считать эту скульптуру гербом Москвы, но здесь, скорее всего, это скульптурное изображение имело охранительные функции, так как через два года тот же Ермолин поставил над воротами башни с внутренней стороны образ святого Дмитрия.

Окончательное утверждение всадника-змееборца как герба Московского княжества произошло при Иване III (княжил с 1462 по 1505 гг.) и совпало по времени с завершением объединения основной части русских земель вокруг Москвы. Сохранилась печать 1497 года, на которой всадник, поражающий копьем змея-дракона, окружен надписью: «Печать великого князя Ивана Васильевича», а на обороте печати, не имеющей рисунка, надпись повторена, но к ней добавлено — «всея Руси». С этого момента можно считать, что герб Московского княжества на какое-то время становится и гербом всея Руси.

Интересно, что до XVIII века «московский ездец» не воспринимался никем из современников как святой Георгий.
Простые жители, объясняя это символическое изображение, говорили, что это «царь на коне победил змия», или «великий государь наш на аргамаке», или «сам царь с копьем», а то и «человек на коне с копьем колет змея». «Святым Егорием» называет всадника царь Петр I только в XVIII веке.


Герб Москвы, 1730.

Окончательное имя всадника как Георгий Победоносец утвердилось в связи с развитием в России геральдики и созданием городских гербов. Городская символика в петровское время появилась вместе с созданием системы формирования и размещения полков русской армии. Полки распределялись по городам и получали название по имени города, реже — губернии. Вместе с названием полк получал на свое знамя и эмблему города. Московские полки с 1712 года помещали на своих знаменах двуглавого орла под тремя коронами, а на груди орла, в щитке, располагался всадник, колющий копьем дракона.


Герб Москвы, 1781.

В 1729 — 1730 годах на знаменах московских полков остался только всадник в короне, колющий копьем змея. С утверждением статуса городского знака святой Георгий, будучи частью государственного герба, именовался гербом Москвы — исторического центра Российской империи. Московский герб сделан был по «образу и подобию» фигуры, размещенной на груди орла в государственном гербе.


Герб Москвы, XVIII век.

В указе 1781 года об утверждении гербов Московской губернии описание московского герба почти полностью повторяет герб 1730 года: «Москва. Святой Георгий на коне против того же как в середине Государственного герба, в красном поле, поражающий копьем черного змия». Герб Москвы просуществовал в таком виде вплоть до середины XIX века, когда в результате реформы в русской геральдике, проведенной по указанию императора Николая I, он был значительно изменен. Подобный же вид имеет «герб столичного города Москвы», который высочайше утвержден несколько позднее — 16 марта 1883 года, он и просуществовал до 1917 года. А в 1993 году был введен новый московский символ, созданный по мотивам герба Москвы, утвержденного в 1781 году.


Герб Мосвквы, 1856.


Герб Москвы, 1883.


Современный герб Москвы, c 1993 года. За основу взят герб не XIX века, а XVIII.

Георгий победоносец и змей
Убийство змея (дракона) является одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия. По легенде, змей опустошал землю одного языческого царя в Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство. Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна — церковь, змей — язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием».
Существует вариант описания данного чуда, относящегося к жизни Георгия. В нём святой покоряет змея молитвой и предназначенная в жертву девушка ведёт его в город, где жители, видя это чудо, принимают христианство, а Георгий убивает змея мечом.


Святой Георгий на иконе второй половины XVI века, из Новгорода.

Почитание святого Георгия в других странах
Этот святой стал необычайно популярен ещё со времен раннего христианства. Он претерпел муки в Никомидии, а вскоре его стали почитать в Финикии, Палестине, затем и на всем востоке. В Риме в VII веке было уже две церкви в честь него, а в Галлии его почитают с V века.


Святой Георгий на Грузинской иконе.

Георгий считается покровителем воинов, земледельцев и пастухов, а в ряде мест — путешественников. В Сербии, Болгарии и Македонии верующие обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя. В Грузии к Георгию обращаются с просьбами о защите от зла, о даровании удачи на охоте, об урожае и приплоде скота, об исцелении от недугов, о чадородии. В Западной Европе считается, что молитвы святому Георгию (Джорджу, Хорхе) помогают избавиться от ядовитых змей и заразных болезней. Святой Георгий известен исламским народам Африки и Ближнего Востока под именами Джирджис и аль-Хадр. Георгий является также покровителем Португалии, Генуи, Венеции (вместе с ап. Марком) и Барселоны. Ну, и конечно же, Англии. Ещё в X веке в Англии строили церкви, посвящённые св. Георгию, а в XIV веке он был официально признан небесным покровителем Англии.


Святой Георгий на русской иконе XVI века, из города Устюжна.

Изображения святого Георгия
Самой популярной темой для изображений конечно же является «чудо о змие». Рисовали его во все времена и во многих странах, но особенно много – в эпоху ренессанса, в Италии. В качестве примеров несколько икон и картин про Георгия Победоносца, убивающего змея.


1471 год, Джованни Беллини (Италия).


1456 год, Паоло Уччелло (Италия)


1505-06 годы, Рафаэль Санти (Италия)


1606-07 годы, Рубенс (Голландия)


1890 год, Гюстав Моро (Франция)


1912, Август Маке (Германия)

В цвете всего этого становится понятным, почему иностранцы так странно реагируют на изображения святого Георгия в Москве.

Эта запись была опубликована в Четверг, декабря 6, 2012 в 10:18 в теме: ГОРОД, Городские парадоксы, Старый город. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .

Российская версия Поминального Мака

Орден Святого Георгия имеет богатую историю, которая восходит к 1769 году, когда он был учрежден Екатериной Великой как высшая боевая награда, присуждаемая Императорской Россией.

Как одна из немногих «царских» боевых наград, не отвергнутых большевиками, ее наследие было сохранено и развито при Советском Союзе. После Второй мировой войны он стал символом победы России над нацизмом.

Сегодня оранжево-черные полосы можно увидеть в виде лент и флажков и даже наклеек на бамперах.

Связь награды с российским правительством привела к тому, что некоторые страны, в том числе Украина, которая запретила ленту в 2017 году, отвергли ее.

Орден Святого Георгия

Екатерина Великая учредила в 1769 году награду для офицеров Русской Армии за храбрость на поле боя — Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. .

Первоначально цвета были желтым и черным, что символизировало порох и огонь.

Историки также отмечают, что эти цвета не только символизируют пламя и дым, но и символизируют национальный герб – двуглавого орла на золотом фоне.

Орден Святого Георгия 1-й степени был самым редким в Императорской России, всего 23 человека были удостоены этой награды.

В 1807 году Александр I, известный своей прогрессивной и реформаторской политикой, учредил для нижних чинов Георгиевский орден. С 1913, он назывался Георгиевским крестом.

Наследие Георгиевского креста было продолжено в Советской России.

В 1943 году для награждения отличившихся военнослужащих всех званий был учрежден орден Славы. Он был почти полностью таким же, как «солдатский Георгий», за исключением одной большой разницы — христианский крест был заменен на коммунистическую звезду. Цвета также получили небольшое обновление, став более насыщенными — желтый в новой версии «Солдатского Георгия» стал выглядеть более оранжевым.

Во время Второй мировой войны награду получили около миллиона человек.

Екатерина Великая с георгиевской лентойВторая мировая война
Сталинград – акт ужаса и героизма искусства, памятников, в именах бригад, колхозов, улиц мы храним память о подвигах наших доблестных борцов и героев, это будет наша гордая воинская почетная доска, которую будут хранить многие поколения советских народ… Отечественная война оставит в нашем народе нетленный памятник славы. И на памятнике будут начертаны имена всех тех, кому Родина обязана своей будущей победой!»

Известия, 22 января 1942

Пророчество, высказанное в газете «Известия» через год после начала войны, сбылось – память о Второй мировой войне пронизывала все стороны жизни Советского Союза. Как утверждала Нина Тумакин в «Живые и мертвые », победа во Второй мировой войне заполнила пустоту там, где когда-то была религия, став идеологическим объединителем Советского Союза.

Придя к власти в 1999 году, Владимир Путин занялся возрождением патриотических настроений через память. Он использовал память о жертвах Великой Отечественной войны, чтобы объединить страну, пережившую катастрофический экономический и социальный упадок после распада Советского Союза в начале XIX века.90-е.

Согласно опросу, проведенному новостным каналом «Мир», большинство россиян согласны с мнением социолога Льва Гудкова, что Вторая мировая война была самым значительным событием в истории.

В частности, опрос, проведенный в 2015 году, показал, что 86% респондентов из различных регионов страны считают важнейшим историческим событием «победу СССР в Великой Отечественной войне».

Официальные государственные PR-кампании способствуют повышению осведомленности о значимости события в истории. Тем не менее было бы ошибочным приписывать это исключительно гегемонистскому влиянию государства. Как утверждает историк Ольга Кучеренко, некоторые фундаментальные компоненты, «такие как огромные жертвы, беспрецедентное насилие, направленное против мирных жителей, масштабность задачи, стоящей перед обороняющимся народом, и его стойкость перед лицом огромных трудностей, остаются неоспоримыми».

Подсчитано, что 27 миллионов человек, включая гражданских и военных, погибли в СССР во время Второй мировой войны. Травматический опыт войны для российской психики нельзя недооценивать, поэтому он является надежной основой для объединяющей истории, которая узаконила СССР и, возможно, затмила даже Гражданскую войну по своему значению в формировании советской и российской идентичности.

Встреча принца Филиппа с русскими ветеранами Второй мировой войны
Рекламная кампания памяти

Только в 2005 году лента получила национальное признание как символ памяти о победе над нацизмом, когда она была запущена в массовое производство в ознаменование 60-летия Дня Победы, российского национального праздника, посвященного капитуляции нацистской Германии в 1945 г.

По некоторым данным, идея создания символа к годовщине окончания Второй мировой войны принадлежала Наталье Лосевой, журналистке государственного информационного агентства РИА Новости.

Идея аналогична розыгрышу красного мака на западе в ноябре, когда отмечается годовщина перемирия в Великой войне.

Инициатива получила широкую государственную поддержку. Тысячи добровольцев вышли на улицы, чтобы раздать черные и оранжевые ленточки.

С 2005 года лента превратилась из эмблемы, знаменующей официальную годовщину окончания конфликта, в де-факто национальный символ, означающий поддержку государства.

Каждый ноябрь миллионы людей по всей Великобритании носят красный мак как символ памяти не только о тех, кто погиб в двух мировых войнах, но и о всех, кто погиб в конфликте.

Мак бывает разных размеров и из разных материалов. Часто это бумажная бутоньерка, которая продается по всей стране Королевским британским легионом или в виде блестящего значка. Тем не менее, его, как правило, не так часто можно увидеть за пределами ноября.

И наоборот, Георгиевскую ленту можно увидеть во многих формах независимо от месяца. Прокремлевских активистов часто можно увидеть не только с лентами, но и с оранжево-черными полосатыми флагами.

Лента Святого Георгия быстро приобрела политическое значение.

С начала конфликта на востоке Украины в 2014 году военизированные группировки использовали георгиевскую ленту для обозначения своей лояльности. Пророссийские активисты носят этот символ, даже привязывая его к военной технике.

Это побудило бывшего президента Украины Петра Порошенко подписать закон о запрете георгиевской ленточки. Однако многие были замечены в нарушении закона, особенно в восточных районах Украины.

С тех пор страна официально приняла свой собственный символ в честь Дня Победы – слегка измененную версию британского красного мака. К цветку часто прикрепляют ленту — полосы желтого и голубого цвета, официальные цвета Украины, как видно на флаге страны.

Предложения о запрете российской военной символики Z и георгиевской ленточки вынесены на рассмотрение парламента

«Мы должны осознать, что тоже живем на пороге обычной войны. Информационная война уже давно идет в полную силу , и мы не можем позволить себе легкомысленно относиться к мерам мягкой войны, пропаганде и различным связанным с ними символам», — говорит Моника Осмянскене, представляющая Партию свободы, входящую в правящий блок Литвы, которая представила одно из предложений.

Представляя правящий консервативный Союз Отечества – Христианские демократы Литвы, депутат Пауле Кузьмикене, представившая другой проект, сказала, что в ее проекте используется более широкий термин «авторитарные режимы», чтобы включить больше символов.

Депутаты должны проголосовать в начале дня, чтобы дать эти предложения их первоначальную поддержку.

Согласно разработанным поправкам, указанная символика будет запрещена во время массовых мероприятий и митингов, а лица, использующие их, будут подвергаться штрафам.

Депутаты предлагают обновить действующий Закон об ассоциациях, чтобы указать, что во время собрания или индивидуального действия «распространение, использование (…) или иное демонстрирование двухцветной черно-оранжевой георгиевской ленты, Z -буквенное обозначение вооруженных сил Российской Федерации, флаги, знаки, основанные на этих обозначениях, или сходные до степени смешения обозначения».

Также предлагают ввести штрафы от 300 до 500 за несоблюдение этого положения.

В настоящее время Закон об ассоциациях запрещает вывешивание флагов, гербов, униформы, символов нацистских или коммунистических организаций, а также исполнение национальных гимнов нацистской Германии, Советского Союза или Советской Литвы.

Кузьмикене предлагает внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие штрафы не только за распространение и демонстрацию символики нацистского и коммунистического режимов, но и других авторитарных режимов (двухцветная черно-оранжевая георгиевская лента, буквы » Z» и/или «V»).

Согласно законопроекту, несоблюдение требований будет наказываться штрафом в размере от 300 до 700 евро для физических лиц и до 1200 евро для юридических лиц.

Георгиевская лента была одним из знаков различия солдат в царской России, но стала нежелательной после прихода к власти большевиков. Ленты возродились во время Второй мировой войны с воссозданием так называемых гвардейских частей, что позволило отличившимся воинам носить грузинские медали.