Технологическая карта урока для 5 класса на тему:«Чрезвычайные ситуации (ЧС) техногенного характера»

Предмет: «Основы безопасности жизнедеятельности»

Класс: 5 «Б»

Модуль: I

Раздел: I

Тема урока: «Чрезвычайные ситуации (ЧС) техногенного характера»

Учитель: Лопатин Максим Александрович

I. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

Цель урока: «Познакомить учащихся с ЧС техногенного характера и правилами поведения при их возникновении».

  1. Предметные цели:

    1. Способствовать формированию представления о ЧС техногенного характера.

    2. Создать условия для выявления причинно-следственных связей:

    1. Способствовать пониманию закономерности происхождения Чрезвычайных ситуации техногенного характера.

  1. Личностные цели:

    1. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).

    2. Способность к самооценке своих интеллектуальных способностей.

    3. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

    4. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся

  2. Метапредметные цели:

    1. Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических, экологических, экономических и других качеств личности.

    2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям на примере своего здоровья.

    3. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Методическое оснащение урока:

  1. Материально-техническая база:

компьютер; мультимедийный проектор; экран;

  1. Дидактическое обеспечение:

Учебник, материалы для контроля знаний учащихся:

Методы обучения: метод проблемного изложения

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Вид урока: смешанный

Ход урока:

I. Организационный момент

Цель этапа:

  • настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний

  • создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

  • приветствие

  • проверка явки учащихся

  • заполнение учителем классного журнала

  • проверка готовности учащихся к уроку

  • настрой учащихся на работу

Сегодня мы с вами продолжим изучать Основы Безопасности Жизнедеятельности знания, по которым как мы с вами выяснили, нам необходимы в нашей жизни. Но прежде чем перейти к новой теме с помощью практической работы проверим, как вы усвоили материал, который мы прошли на прошлых уроках.

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

Формируемые способы деятельности:

Познава тельные УУД

Осуществляемые действия:

  • активное слушание

  • выдвижение предположений о своей деятельности на уроке и т.д.

Формируемые способы деятельности:

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

Формируемые способы деятельности:

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • прогнозирование учебно-познавательной деятельности

  • самоконтроль выполнения задания

  • взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

самооценивание своей деятельности

Формируемые способы деятельности:

планирование своего действия в соответ­ствии с поставлен­ной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане

  • формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

  • формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

  • формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

  • формирование умения слушать и понимать других

  • формирование умения формулировать свои мысли в устной форме

формирование умения работать в парах, в группах

II. Актуализация знаний

организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания

— актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания

— предъявить задания, близкие жизненному опыту детей

через выполнение практической работы «ЧС природного характера» с самопроверкой, по эталону

Цель практической работы:

-тренировать способность к самоконтролю, самооценке

— организовать самостоятельную работу учащихся

-организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы

Вводный инструктаж учителя:

2Самостоятельная работа учащихся

Целевые обходы:

  • оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

  • рациональное использование учебного времени учащимися.

2.4. Самопроверка:

  • анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

  • разбор типичных ошибок учащихся;

  • вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности

  • выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся

-восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

Формируемые способы деятельности:

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • самоконтроль выполнения задания

  • взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

  • самооценивание своей деятельности

Формируемые способы деятельности:

  • планирование своего действия в соответ­ствии с поставлен­ной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

  • усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации

Формируемые способы деятельности:

  • умение структурировать знания

  • установление причинно-следственных связей

  • построение логической цепи рассуждений

  • выдвижение гипотез; их обоснование

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель этапа:

  • зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний

  • организовать фиксацию затруднений

просмотр видео сюжета

и так что же мы с вами увидели???

А с какой признак связывает все эти аварии и ЧС?

Тогда тема нашего урока сегодня будет звучать как?

Записываем тему: «Чрезвычайные ситуации техногенного характера»

На какие вопросы нам нужно ответить, изучая данную тему и для чего?

  • Чем отличается ЧС от аварии?

  • Причины аварий?

  • Как нам действовать?

Правильно нам все это нужно чтобы сберечь свою жизнь и здоровье

Мы можем сейчас ответить на эти вопросы?

Потому что нам не хватает знаний

Давайте их добывать…

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • активизация имевшихся ранее знаний

  • выдвижение предположений о теме урока и т.д.

  • активное погружение в тему

  • высказывание различных вариантов решения данной проблемы

Формируемые способы деятельности:

  • умение слушать в соот­ветствии с целевой установкой

  • принимать и сохранять учебную цель и задачу

  • дополнять, уточнять высказанные мнения по существу получен­ного задания

Познавательные УУД

Осуществляемые действия

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

  • слушают вопросы учителя

  • отвечают на вопро­сы учителя

  • осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов

  • формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;

  • формирование умения на основе анализа объектов делать выводы

  • формирование умения обобщать и классифицировать по признакам

  • формирование умения находить ответы на вопросы

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • взаимодействие с учителем во время опроса

  • участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений

Формируемые способы деятельности:

  • формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности

  • формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения

Практический этап

IV. Проблемное изложения нового знания

Цель этапа:

  • зафиксировать причину затруднения у учащихся

  • сформулировать и согласовать цели урока

  • организовать уточнение и согласование темы урока

  • организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала

  • организовать фиксацию преодоления затруднения

досмотрим видео сюжет… что увидели? где происходят ЧС?

ЧС техногенного характера в основном происходят на различных ПОО (потенциально опасных объектах) сейчас ваша задача прочитать текст и понять о каком объекте идет речь

Первая группа РОО (Радиационно опасные объект) какие вы знаете РОО опасные объекты на территории Саратовской области?

Балаковская АЭС

Она находиться от нас в 360 км может ли она нести опасность для нас с вами?

Все верно т.к. при аварии на территорию нашего района могут выпасть радиоактивные осадки. Следующий объект ХОО (химически опасный объект)назовите примеры ХОО на территории нашей области и района

Это системы очистки воды, которые есть, в каждом городе там применяют ХЛОР, который несёт опасность для человека. Вы продолжите знакомство с ним на уроках химии и на ОБЖ в 8-ом классе.

Следующий ПВОО (пожаровзрывоопасный объект)

Назовите мне примеры ПВОО

Газовые заправки, железнодорожный транспорт, который перевозит пожаровзрывоопасные вещества.

Назовите, пожалуйста, причины аварий на примере транспортной аварии. Теперь запишем все, что вы сказали

Причины аварий:

— Грубые нарушения требований техники безопасности;

-Износ технологического оборудования;

-Повышение сложности производства;

-Нарушение трудовой и технологической дисциплины;

Мы весь урок используем такое понятие как авария, что же такое авария и чем она отличается от ЧС?

Вывод: авария может стать причиной ЧС

Давайте вы теперь составите общий алгоритм по действием в случае ЧС техногенного характера, заслушаем представителя каждой группы и запишем

Действия во время ЧС

1) если находимся дома включить СМИ и выслушать рекомендации специалистов

далее действовать согласно их инструкции

2) если мы стали свидетелями ЧС, то

Нам нужно позвонить на номер 112 и сообщить о ней.

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • осознание целей и задач обучения

  • восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с распечатанным материалом и учебником

  • формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

  • формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

  • формирование умения слушать и понимать других

  • формирование умения формулировать свои мысли в устной форме

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

  • развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме

  • развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям

  • развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации

  • развитие умения строить простые рассуждения

Формируемые способы деятельности:

V. Физкультминутка

VI. Первичное

закрепление знаний учащихся

Цель этапа:

  • зафиксировать алгоритм действий при возникновении ЧС.

  • организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах)

Вспомним, на какие вопросы нам нужно было ответить в начале урока

  • Чем отличается ЧС от аварии?

  • Причины аварий?

  • Как нам действовать?

Начнем по порядку, кто сможет ответить на первый вопрос и т.д.

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

  • формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Формируемые способы деятельности:

Рефлексивно-оценочный этап

VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Цель этапа:

  • включить новый способ действий в систему знаний учащихся

  • тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации

Д/З: привезти пример техногенных чрезвычайных ситуаций которые могут произойти на земле, на воде и воздухе, а также запомнить (можно доработать) порядок ваших действий при ЧС техногенного характера

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • творческая переработка изученной информации

  • поиск (искать в словарях, в энциклопедиях).

  • поиск в компьютерных источниках (в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных)

  • поиск в других источниках (в социуме, в радиовещании, телевещании, в аудио-, видеоисточниках)

  • переработка (на основе анализа, на основе синтеза)

Формируемые способы деятельности:

  • поиск и выделение информации

  • применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств

X. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа:

  • организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

  • организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока

  • организовать проведение самооценки учениками работы на уроке

  • по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности

  • рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока

  • объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке

  • выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся

  • высказывание учащихся по поводу своей деятельности на уроке, что понравилось, что узнали нового, что ещё хотели бы узнать и т.д.

подведения итога урока

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • оценка и самооценка учебной деятельности

  • обобщение и систематизация знаний

  • учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

Формируемые способы деятельности:

infourok.ru

Чрезвычайные ситуации техногенного характера основные понятия. 5 класс. 2016г.

Чрезвычайные ситуации

Техногенного характера

  • Классификация чрезвычайных ситуация техногенного характера
  • Мероприятия по защите населения о ЧС техногенного характера
  • Заключение

Преподаватель ОБЖ

Ковалев

Александр

Прокофьевич

СОШ № 2

г. Моздок

Для удовлетворения своих жизненных потребностей человек создал различные промышленные объекты:

  • для выработки электроэнергии – электростанции;
  • для производства необходимых предметов – заводы и фабрики;

Всё это необходимо для обеспечения нормальной жизни человека.

Однако на промышленных объектах по различным причинам иногда выходит из строя оборудование, происходит повреждение механизмов, что может привести к производственной аварии.

Производственная авария при определённых условиях может привести к производственной аварии

Чрезвычайные ситуации

техногенного характера

Производственные аварии и катастрофы

приводят

Опасное явление

Аварии на трубопроводах

Примерное количество в год

Авиационные катастрофы

60-80

Крупные автомобильные аварии

20-40

Крупные крушения на ЖД

120-150

Гидродинамические аварии

15-20

4-8

АВАРИЯ – это повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ АВАРИЯ это внезапная остановка работы или нарушение установленного процесса производства на промышленных предприятиях, транспорте и др. объектах экономики, которые приводят к повреждению или уничтожению материальных ценностей, поражению или гибели людей.

КАТАСТРОФА это крупная авария с большими человеческими жертвами, т.е. событие с весьма трагическими последствиями.

Основными источниками чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются радиационно опасные, пожаро, взрыво опасные и химически опасные объекты.

Аварии

с выбросом

химически

опасных веществ

Транспортные аварии

Аварии

с выбросом

биологически опасных веществ

Аварии

с выбросом

радиоактивных

веществ

Аварии

на очистных сооружениях

Аварии

на энергетических

системах

Внезапное обрушение зданий и сооружений

Аварии

на коммунальных системах жизнеобеспечения

Гидро-динамические аварии

Пожары

и взрывы

Чрезвычайная ситуация (ЧС)это обстановка на

определённой территории, сложившаяся в результате :

Человеческие жертвы

аварии,

Могут

повлечь

или

повлекли

Опасного

природного явления,

Ущерб здоровью людей

Ущерб окружающей природной среде

катастрофы,

Нарушение условий жизнедеятельности людей

стихийного или иного бедствия

Радиационно опасные объекты – это прежде всего атомные электростанции (АЭС), исследовательские ядерные установки и предприятия использующие радиоактивные вещества.

Аварии на таких объектах приводят к тяжёлым последствиям.

При радиационной аварии происходит выброс радиоактивных веществ в окружающую среду, что приводит к нарушению жизненно важных функций и болезням человека (нарушается работа нервной системы, органов кроветворения и желудочно-кишечного тракта

Пожаровзрывоопасный объект – это предприятие, на котором используются легко воспламеняющиеся и взрывоопасные вещества.

К таким предприятиям относятся предприятия нефтяной, газовой, химической металлургической, деревообрабатывающей промышленности.

Особую опасность представляют производства, на которых используются газы метан, этан, пропан.

Источником возникновения чрезвычайной ситуации являются пожары и взрывы на этих промышленных объектах.

Основными отрицательными последствиями пожара являются тепловое излучение, высокая температура, отравляющее действие продуктов горения.

Химически опасный объект – это объект, использующий химически опасные вещества. Первое место среди химически опасных веществ занимают аммиак и хлор.

Аммиак используется в промышленных холодильных установках, а хлор широко применяется в жилищно-коммунальном хозяйстве и в системах очистки воды.

Химическая авария сопровождается выбросом химически опасных веществ в атмосферу.

Опасность химической аварии для здоровья людей заключается в нарушении нормальной деятельности организма из-за ядовитого воздействия на него химически опасных веществ.

Эти вещества могут попадать в организм человека через органы дыхания, кожу, раны, с пищей.

Мы познакомились с наиболее часто встречающимися чрезвычайными ситуациями техногенного характера. Как вы видели, причинами этих чрезвычайных ситуаций являются аварии на промышленных объектах, из которых мы выделили наиболее опасные.

Для того, чтобы уменьшить опасность последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера, необходимо знать общие правила безопасности поведения, разработанные специалистами МЧС России.

Домашнее задание

§ 4.2 стр.83-88

multiurok.ru

План-конспект урока по ОБЖ (5 класс) на тему: Технологическая карта урока по ОБЖ 5 класса Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели: 

Активизация учащихся.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Уточняет тематические рамки.

— Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

II. Формулирование темы урока, постановка цели

(7  мин)

Цели:

Закрепить общие правила поведения при возникновении ЧС природного и техногенного характера

Работать  с информацией

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов.

Организовать фронтальную работу по теме, показать учащимся насколько важно взаимоуважение в ходе обсуждения проблемных вопросов.

Фронтальный опрос:

Что является причиной создания экстремальной ситуации в природе? 

Что такое ЧС техногенного характера?

Перечислите природные явления, которые могут привести к ЧС природного  характера.

 — Какую роль играет ОБЖ в вашей жизни? Для чего они вам нужны?

Познавательные УУД

III. Закрепление изученного материала     (15 мин)

Цель:

Проверить умение учащихся применять полученные знания на практике

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Выявление качества и уровня знаний и способов действия

Тест «Безопасность и защита человека в опасных ситуациях»,

2 варианта

Моделирование и построение логической цепи ответов.

Самостоятельная работа. Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

 Познавательные УУД

IV. Контролирующее задание (12 мин)

Цель:

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

Участвовать в работе по заполнению пропусков.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать  в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах)

Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия

Задания с пропусками.

Физкультминутка

Оценка действий партнера.

 Работа в парах

— Почему не справились с заданием? Регулятивные УУД

 Познавательные УУД

 Личностные УУД

Коммуникативные УУД

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

Подвести итог проделанной работе на уроке

Анализ, рассуждение детей

Соотнести полученный результат с поставленной целью и провести самоанализ и самооценку собственной деятельности по выполнению тестового задания в рамках изучаемой темы.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

— Чему вы научились на уроке?

Расскажите по схеме:    Я знаю …

                                         Я запомнил …

                                         Я смог …

Умение полно выражать свои мысли;

Смыслообразование;

 Итог урока

— Чему вы научились?

— Понравилось ли вам на уроке?

—  Что больше всего понравилось?

nsportal.ru

Чрезвычайные ситуации техногенного характера — обж, презентации

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация. Понятие аварии и катастрофы. Транспортные аварии и катастрофы.  Пожары, взрывы, угрозы взрывов. Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически и биологически опасных веществ. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ. Внезапное обрушение зданий, сооружений. Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии в электроэнергетических системах. Аварии на очистных сооружениях. Гидродинамические аварии (прорывы плотин, дамб, шлюзов, перемычек). Чрезвычайные ситуации техногенного характера в зависимости от природы происхождения. Последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Просмотр содержимого документа
«Чрезвычайные ситуации техногенного характера »

Урок 1 Тема: Понятие аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера и их классификация

Автор: Толстых А.С. Преподаватель – организатор ОБЖ МОУ СШ № 6 г. Волжска РМЭ

Понятие чрезвычайной ситуации (ЧС) техногенного характера

  • ЧС Техногенного характера — это аварии, пожары, взрывы и т.п. спровоцированные хозяйственной деятельностью человека. По мере насыщения производства и сферы услуг современной техникой и технологией резко возрастает число катастроф.

Авария

это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте (определенной территории или акватории) угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.

Классификация ЧС техногенного характера в зависимости от природы происхождения:

Транспортные аварии и катастрофы

Пожары, взрывы, угрозы взрывов;

Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически и биологически опасных веществ;

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ;

Внезапное обрушение зданий, сооружений

Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения

Аварии в электроэнергетических системах

Аварии на очистных сооружениях

Гидродинамические аварии (прорывы плотин, дамб, шлюзов, перемычек).

аварии,

Могут повлечь или повлекли

Человеческие жертвы

ущерб здоровью людей

опасного природного явления,

ущерб окружающей природной среде

катастрофы,

значительные материальные потери

стихийного или иного бедствия,

нарушение условий жизнедеятельности людей.

В опросы.

1. Что такое чрезвычайные ситуации техногенного характера

2. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

3. Последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера

kopilkaurokov.ru

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЖ. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА.. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ. 5 КЛАСС.

Урок № 14.

«Чрезвычайные ситуации природного характера.

Правила поведения».

Основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс.

 Сформировать у учащихся представление о ЧС природного характера, их последствиях и правилах безопасного поведения;

 Развивать логическое мышление и совершенствовать навыки сравнения и обобщения;

 Воспитывать чувство коллективной и личной безопасности.

 Рассмотреть понятие ЧС природного характера ;

 Предъявить учащимся классификацию ЧС природного характера ;

 Рассмотреть поражающие факторы ЧС природного характера ;

 Рассмотреть действия населения при угрозе и во время ЧС природного характера ;

 Компьютер и электронные носители по теме;

Руководство: учебник ОБЖ, федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,

— Что понимается под чрезвычайной ситуацией?

  — Какие стихийные бедствия возможны на территории нашей страны?

  — Приведите примеры значительных стихийных бедствий.

  — Какие стихийные бедствия возможны в нашей местности?

(Заслушиваются и обсуждаются ответы учащихся.)

          Стихийные бедствия вызывают крупномасштабные разрушения, приводящие порой к возникновению большого количества пораженных. Создавая неблагоприятные условия для жизнедеятельности населения, они также способствуют возникновению массовых инфекционных заболеваний.

          Что такое чрезвычайная ситуация природного характера?

(Ситуация, не зависящая от деятельности человека.)

2. 3накомство с содержанием федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

                        «Статья 1. Основные понятия.

                       Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

                       Учащиеся обсуждают данное определение, высказывают свои мысли по поводу его полноты и насыщенности, вносят возможные изменения и дополнения.

                       Как вы думаете, что включает в себя понятие «предупреждение чрезвычайных ситуаций»? (Учащиеся дают предположительные ответы.) Сравним ваши ответы с определением, зафиксированным в федеральном законе.

                       «Статья 1. Основные понятия.

                       Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения».

                       З. Рассмотрение примеров ЧС природного характера.

Учитель подводит учащихся к необходимости детального уточнения примеров ЧС природного характера:

Учащиеся вместе с учителем определяют перечень ЧС природного характера, в наших природных условиях.

4.Составление алгоритма действий при ЧС.

1.Получение сигнала 2. Получение информации 3. Знание сигналов оповещения 4. Обращение за помощью 5. Изготовление простейших средств защиты и спасения 6. Действия по само спасению 7. Оказание помощи окружающим.

5.Ваши действия при чрезвычайных ситуациях природного характера.

Землетрясение.

Слайд4

Слайд5

Слайд6

Ощутив колебания здания, увидев качание светильников, падение предметов, услышав нарастающий гул и звон бьющегося стекла, не поддавайтесь панике (от момента, когда Вы почувствовали первые толчки до опасных для здания колебаний у Вас есть 15 – 20 секунд). Быстро выйдите из здания, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости. Покидая помещение спускайтесь по лестнице, а не на лифте. Оказавшись на улице – оставайтесь там, но не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство.

Сохраняйте спокойствие и постарайтесь успокоить других! Если Вы вынужденно остались в помещении, то встаньте в безопасном месте: у внутренней стены, в углу, во внутреннем стенном проеме или у несущей опоры. Если возможно, спрячьтесь под стол – он защитит вас от падающих предметов и обломков. Держитесь подальше от окон и тяжелой мебели. Если с Вами дети – укройте их собой.

Не пользуйтесь свечами, спичками, зажигалками – при утечке газа возможен пожар. Держитесь в стороне от нависающих балконов, карнизов, парапетов, опасайтесь оборванных проводов. Если Вы находитесь в автомобиле, оставайтесь на открытом месте, но не покидайте автомобиль, пока толчки не прекратятся. Будьте в готовности к оказанию помощи при спасении других людей.

Цунами.

Слайд7

Ваши действия во время цунами:

Когда поступит сигнал об опасности цунами, реагируйте немедленно. Каждую минуту используйте для обеспечения личной безопасности и защиты окружающих людей. Вы можете располагать временем от нескольких минут до получаса и более, поэтому, если будете действовать спокойно и продуманно, сможете увеличить Ваши шансы уберечься от воздействия цунами.

Если находитесь в помещении, немедленно покиньте его, предварительно выключив свет и газ, и переместитесь в безопасное место. Кратчайшим путем переберитесь на возвышенное место высотой 30-40 м над уровнем моря или быстро переместитесь на 2-3 км от берега. Если Вы едете на автомобиле, следуйте в безопасном направлении, забрав по пути следования бегущих людей. При невозможности укрыться в безопасном месте, когда времени на перемещении не осталось, поднимитесь как можно выше на верхние этажи здания, закройте окна и двери. Если есть возможность, переберитесь в наиболее надежное здание.

Слайд8

Извержение вулкана.

Слайд9

Слайд10

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЯ ИЗВЕРЖЕНИЯ ВУЛКАНА

Защитите тело и голову от камней и пепла. Извержение вулканов может сопровождаться бурным паводком, селевыми потоками, затоплениями, поэтому избегайте берегов рек и долин вблизи вулканов, старайтесь держаться возвышенных мест, чтобы не попасть в зону затопления или селевого потока.

Слайд11

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ ИЗВЕРЖЕНИЯ ВУЛКАНА

Закройте марлевой повязкой рот и нос, чтобы исключить дыхание пепла. Наденьте защитные очки и одежду, чтобы исключить ожоги. Не пытайтесь ехать на автомобиле после выпадения пепла – это приведет к выходу его из строя. Очистите от пепла крышу дома, чтобы исключить ее перегрузку и разрушение.

Слайд12

Физкультминутка

Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.

Вверх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

Квадрат.

Предлагается детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Покорчимрожи.

Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримасочка ёжика-губки вытянуты вперёд — влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону.

Рисование носом.

Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.

Слайд13

ПОЖАРЫ В ЛЕСАХ И НА ТОРФЯНИКАХ

Массовые пожары в лесах и на торфяниках могут возникать в жаркую и засушливую погоду от ударов молний, неосторожного обращения с огнем, очистки поверхности земли выжигом сухой травы и других причин. Пожары могут вызвать возгорания зданий в населенных пунктах, деревянных мостов, линий электропередачи и связи на деревянных столбах, складов нефтепродуктов и других сгораемых материалов, а также поражение людей и сельскохозяйственных животных.

Слайд14

Наиболее часто в лесных массивах возникают низовые пожары, при которых выгорают лесная подстилка, подрост и подлесок, травянисто-кустарничковый покров, валежник, корневища деревьев и т.п

Слайд15

Слайд16

Слайд17

При горении торфа и корней растений могут возникать подземные пожары, распространяющиеся в разные стороны. Торф может самовозгораться и гореть без доступа воздуха и даже под водой. Над горящими торфяниками возможно образование «столбчатых завихрений» горячей золы и горящей торфяной пыли, которые при сильном ветре могут переноситься на большие расстояния и вызывать новые загорания или ожоги у людей и животных.

ЕСЛИ ВЫ ОКАЗАЛИСЬ ВБЛИЗИ ОЧАГА ПОЖАРА В ЛЕСУ ИЛИ НА ТОРФЯНИКЕ

Если Вы оказались вблизи очага пожара в лесу или на торфянике и у Вас нет возможности своими силами справиться с его локализацией, предотвращением распространения и тушением пожара, немедленно предупредите всех находящихся поблизости людей о необходимости выхода из опасной зоны. Организуйте их выход на дорогу или просеку, широкую поляну, к берегу реки или водоема, в поле. Выходите из опасной зоны быстро, перпендикулярно к направлению движения огня. Если невозможно уйти от пожара, войдите в водоем или накройтесь мокрой одеждой. Выйдя на открытое пространство или поляну дышите воздухом возле земли – там он менее задымлен, рот и нос при этом прикройте ватно-марлевой повязкой или тряпкой.

После выхода из зоны пожара сообщите о месте, размерах и характере пожара в администрацию населенного пункта, лесничество или противопожарную службу, а также местному населению.

Слайд18

НАВОДНЕНИЕ

К особому типу относятся наводнения, вызываемые ветровым нагоном воды в устья рек. Наводнения приводят к разрушениям мостов, дорог, зданий, сооружений, приносят значительный материальный ущерб, а при больших скоростях движения воды (более 4 м/с) и большой высоте подъема воды (более 2 м) вызывают гибель людей и животных.

Слайд19

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЯ НАВОДНЕНИЯ

По сигналу оповещения об угрозе наводнения и об эвакуации безотлагательно, в установленном порядке выходите (выезжайте) из опасной зоны возможного катастрофического затопления в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности, захватив с собой документы, ценности, необходимые вещи и двухсуточный запас непортящихся продуктов питания. В конечном пункте эвакуации зарегистрируйтесь.

Перед уходом из дома выключите электричество и газ, погасите огонь в отопительных печах, закрепите все плавучие предметы, находящиеся вне зданий, или разместите их в подсобных помещениях. Если позволяет время, ценные домашние вещи переместите на верхние этажи или на чердак жилого дома. Закройте окна и двери, при необходимости и наличии времени забейте снаружи досками (щитами) окна и двери первых этажей. При отсутствии организованной эвакуации, до прибытия помощи или спада воды, находитесь на верхних этажах и крышах зданий, на деревьях или других возвышающихся предметах. При этом постоянно подавайте сигнал бедствия: днем – вывешиванием или размахиванием хорошо видимым полотнищем, подбитым к древку, а в темное время – световым сигналом и периодически голосом. При подходе спасателей спокойно, без паники и суеты, с соблюдением мер предосторожности, переходите в плавательное средство. При этом неукоснительно соблюдайте требования спасателей, не допускайте перегрузки плавсредств. Во время движения не покидайте установленных мест, не садитесь на борта, строго выполняйте требования экипажа. Самостоятельно выбираться из затопленного района рекомендуется только при наличии таких серьезных причин, как необходимость оказания медицинской помощи пострадавшим, продолжающийся подъем уровня воды при угрозе затопления верхних этажей (чердака). При этом необходимо иметь надежное плавательное средство и знать направление движения. В ходе самостоятельного выдвижения не прекращайте подавать сигнал бедствия.

Слайд20

ЛАВИНА СНЕЖНАЯ

Падение лавины сопровождается образованием воздушной предлавинной волны, производящей наибольшие разрушения. Лавиноопасными районами России являются: Кольский полуостров, Урал, Северный Кавказ, Восточная и Западная Сибирь, Дальний Восток.

Слайд21

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ, ЕСЛИ ВЫ НАХОДИТЕСЬ В ЗОНЕ ОПАСНОСТИ

Соблюдайте основные правила поведения в районах схода лавин:

не выходите в горы в снегопад и непогоду;

находясь в горах, следите за изменением погоды;

выходя в горы, знайте в районе своего пути или прогулки места возможного схода снежных лавин.

Избегайте мест возможного схода лавин. Они чаще всего сходят со склонов крутизной более 30’, если склон без кустарника и деревьев – при крутизне более 20’. При крутизне более 45’ лавины сходят практически при каждом снегопаде.

Помните, что в лавиноопасный период в горах создаются спасательные отряды.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ СХОДЕ ЛАВИНЫ

Если лавина срывается достаточно высоко, ускоренным шагом или бегом уйдите с пути лавины в безопасное место или укройтесь за выступом скалы, в выемке (нельзя прятаться за молодыми деревьями). Если от лавины невозможно уйти, освободитесь от вещей, примите горизонтальное положение, поджав колени к животу и сориентировав тело по направлению движения лавины.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ, ЕСЛИ ВАС НАСТИГЛА ЛАВИНА

Закройте нос и рот рукавицей, шарфом, воротником; двигаясь в лавине, плавательными движениями рук старайтесь держаться на поверхности лавины, перемещаясь к краю, где скорость ниже. Когда лавина остановилась, попробуйте создать пространство около лица и груди, оно поможет дышать. Если представиться возможность, двигайтесь в сторону верха (верх можно определить с помощью слюны, дав ей вытечь изо рта). Оказавшись в лавине не кричите – снег полностью поглощает звуки, а крики и бессмысленные движения только лишают Вас сил, кислорода и тепла. Не теряйте самообладания, не давайте себе уснуть, помните, что Вас ищут (известны случаи, когда из-под лавины спасали людей на пятые и даже тринадцатые сутки).

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ СХОДА ЛАВИНЫ

Если Вы оказались вне зоны схода лавины, сообщите любыми способами о происшедшем в администрацию ближайшего населенного пункта и приступайте к поиску и спасению пострадавших.

Выбравшись из-под снега самостоятельно или с помощью спасателей, осмотрите свое тело и, при необходимости, окажите себе помощь. Добравшись до ближайшего населенного пункта, сообщите о происшедшем в местную администрацию. Обратитесь в медпункт или к врачу, даже если считаете, что здоровы. Далее действуйте по указанию врача или руководителя спасательного отряда.

Сообщите своим родным и близким о своем состоянии и местонахождении.

Ураганы, бури, смерчи.

Слайд22

Слайд23

Слайд24

. Для защиты от летящих обломков и осколков стекла используйте листы фанеры, картонные и пластмассовые ящики, доски и другие подручные средства. Старайтесь быстрее укрыться в подвалах, погребах и противорадиационных укрытиях, имеющихся в населенных пунктах. Не заходите в поврежденные здания, так как они могут обрушиться при новых порывах ветра.

При пыльной буре закройте лицо марлевой повязкой, платком, куском ткани, а глаза очками. При поступлении сигнала о приближении смерча необходимо немедленно спуститься в укрытие, подвал дома или погреб, либо укрыться под кроватью и другой прочной мебелью. Если смерч застает Вас на открытой местности, укрывайтесь на дне дорожного кювета, в ямах, рвах, узких оврагах, плотно прижимаясь к земле, закрыв голову одеждой или ветками деревьев. Не оставайтесь в автомобиле, выходите из него и укрывайтесь, как указано выше.

Оползни, обвалы, сели.

Слайд26

Слайд27

Слайд28

Слайд29

Слайд30

Слайд31.

infourok.ru

Тест по ОБЖ (5 класс) на тему: Тестирование по теме: Опасные ситуации техногенного характера

Тестирование по теме:

Опасные ситуации техногенного характера

  Из предложенных вариантов ответов выбрать правильный

1. Как ты будешь переходить дорогу, если опаздываешь?

А) шагом.

Б) бегом.

В) шагом, предварительно приостановившись для наблюдения.

2. Можно ли оглядываться на оклик товарища при переходе через проезжую часть?

А)  Можно

Б)  Нельзя

3. Безопасно ли начинать переход при зеленом мигающем сигнале светофора?

А)  Безопасно, так как горит разрешающий сигнал.

Б)  Небезопасно, так как к перекрестку может подъезжать машина, водитель которой попытается преодолеть перекресток с ходу.

В) небезопасно, так как запрещающий сигнал может застать на проезжей части.

Г) Верны п. 1 и 2.

4. Какие «бытовые» привычки опасны на дороге?

А)  Болтать во время движения.

Б) Внезапно выбегать из-за кустов, из-за углов дома или из-за других препятствий.

 В)  Оглядываться на оклик товарища.

Г)  Все вышеперечисленные привычки — не для дороги.

5. К противоположной стороне улицы подъезжает «твой» автобус. Твои действия?

А)  Побыстрее перебежать дорогу, чтобы успеть на автобус.

Б)  Остановиться, посмотреть налево и направо и только после этого переходить дорогу, продолжая наблюдать.

6. Что делать, если во время перехода уронил какой-то предмет?

А)  Быстро поднять предмет и продолжить движение.

Б)  Сначала посмотреть в обе стороны. Поднять предмет’, только убедившись, что опасности нет.

7.Ты подошел к перекрестку. На светофоре горит зеленый сигнал. Как долго — ты не знаешь. Как безопаснее поступить в этой ситуации?

А)  Перейти дорогу, соблюдая обычные меры предосторожности, если во время перехода загорится красный сигнал — переждать на осевой.

Б)  Быстро перебежать через проезжую часть.

В)  Дождаться следующего зеленого сигнала.

8. В сумерки или в темное время безопаснее, если ты одет…

 А)  В темную одежду.

Б)  В светлую одежду или одежду со световозвращающими вставками.

9. Какие правила безопасности нужно соблюдать при переходе проезжей части?

А)  Не отвлекаться

Б)  Внимательно наблюдать за дорогой.

В)  Не бежать через дорогу

Г)  Все вышеперечисленные правила.

10. Как безопасно переходить дорогу, выйдя из автобуса?

А)  Сзади автобуса.

Б)  Спереди автобуса

В)  Дождаться, когда автобус отойдет от остановки на достаточное расстояние, и перейти

11. Как правильно и безопасно перейти дорогу, если на проезжей части не видно машин?

А)  Остановиться у края проезжей части, посмотреть налево и направо и только после этого переходить, продолжая наблюдать.

Б)  Машин нет — значит можно переходить.

В)  Быстро перебежать дорогу, пока на проезжей части нет машин.

12. Где разрешается пешеходам пересекать железнодорожные пути?

А) На переезде, а при его отсутствии — в местах, где видимость в обоих направлениях не менее 1000 м.

Б) В местах, наиболее удобных с точки зрения пешехода.

В) Только на железнодорожных переездах.

Г) Не ближе 1000 м от железнодорожной станции.

13. Разрешается ли перевозка детей на переднем сиденье легкового автомобиля?

А) Разрешается перевозка детей в возрасте не моложе 7 лет.

Б) Разрешается перевозка детей до 12 лет при наличии специального детского сиденья.

В) Разрешается независимо от возраста при наличии взрослого пассажира.

14. В каком случае разрешается посадка и высадка пассажиров со стороны проезжей части?

А) При вынужденной остановке транспортного средства.

Б) По усмотрению водителя при условии, что это будет безопасно и не создает помех другим участникам движения.

В) Если это невозможно сделать со стороны тротуара или обочины и при условии, что это будет безопасно и не создает помех другим участникам движения.

Г) На дорогах с односторонним движением, имеющих две полосы или более.

15. Как должны обозначаться колонны людей при движении по дороге днем?

А)  Белыми флажками спереди и сзади.

Б) Красными флажками только сзади.

В)  Красными флажками спереди и сзади.

Ключ к тесту

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

В

Б

Г

Г

Б

Б

В

А

Г

В

А

А

Б

В

В

90 %  и  более  правильных ответов  —  «отлично»

70 %  и  более  правильных ответов —  «хорошо»

50 %  и  более  правильных ответов —  «удовлетворительно»

Менее  50 %  правильных ответов —  «неудовлетворительно»

nsportal.ru

Тест по ОБЖ (5 класс) на тему: Тест «ЧС природного и техногенного характера»

Тесты 5 класс

Чрезвычайные  ситуации

ЧС природного  и техногенного характера

1 вариант

1. Назовите признаки землетрясения:

а хлопанье дверей;

б — звон стекол и посуды;

в — скрип дверей;

г — качание люстры;

д — дрожь воды в стакане.

1) все;  2) все, кроме — а; 3) только  б, г, д.

2. Потоки с гор воды, песка, щебня, осколков скал и глины. Какое явление описано?

1)обвал; 2)лавина; 3) сель.

3. Смещение масс почвы горных пород вниз под действием силы тяжести в результате нарушения равновесия склонов, чаще всего по берегам рек и водоемов — что это

1) оползень; 2) обвал; 3) сель

4. Отрыв и катастрофическое падение больших масс горных пород, их дробление и скатывание с крутых склонов:

1) оползень; 2) обвал; 3) сель.

5. Какие действия предпринять для подготовки дома к наступлению урагана?

а — плотно закрыть окна и двери, чердаки, вентиляционные отверстия;

б — стекла окон защитить ставнями или оклеить; в — подготовить запас воды, пи щи, лекарств, взять документы и деньги;

г — убрать с балконов и подоконников легкие предметы;

 д — погасить огонь в печах, отключить электричество, газ, воду;

е — оставить включенным радио.

 1)все; 2) кроме—е; З) а, в, г, д, е.

6. Если во время урагана вы оказались на улице, надо:

а — спрятаться в кювете или яме, прижавшись к земле;

 б — добежать до своего дома, укрыться в заранее подготовленном подвале;

в — укрыться в подвале ближайшего дома.

 1) любое верно; 2) только б; З) а, в.

7. Если буря застала вас в здании, пройдите в самое безопасное место:

1) в ванну;

2) на лестницу;

З) коридор в средней части дома на первом этаже.

8. Что делать, если ваш дом попадает в зону затопления?

а — отключить газ, воду, электричество;

б — перенести на чердак ценные вещи;

в — погасить огонь в печах;

г — оклеить стекла;

д — закрыть окна и двери.

1) все; 2) все, кроме — г; З) а, в, д.

9.Способы подачи сигналов бедствия при внезапном наводнении

1)фонарем;

2)по телефону;

3)голосом

4)подручными средствами

10. К основным причинам аварий относят:

А) Износ оборудования

Б) Недостаточный контроль за состоянием производства

В) недостаточная технологическая надёжность систем безопасности

Г) Соблюдение норм техники безопасности

Найдите ошибку.

2 вариант

1. Причинами транспортных аварий бывают:

А) поломка транспорта;

Б) плохие погодные условия;

В) нарушение правил дорожного движения;

Г) внимательность участников дорожного движения.

2. Разрушительное природное явление, происходящее в определенных участках земной коры, в результате которого возникает угроза жизни и здоровью людей, происходят разрушения построек и элементов рельефа. Какое явление здесь описано?

1) стихийное бедствие; 2) катастрофа; 3) землетрясение

3. К ЧС техногенного характера относятся:

А) Землетрясения

Б) Пожары и взрывы

В) Транспортные аварии

Г) Обрушение зданий

Найдите ошибку.

4.Известно, что сила ветра измеряется его скоростью. Назовите, кто из учёных создал шкалу силы ветра? Выберите ответ:

а) Рихтер; б) Ломоносов; в) Бофорт; г) Менделеев.

5.Находясь на улице, вы увидели, что приближается буря. До ближайшего дома примерно 100 м.  Времени укрыться в доме или других постройках у вас фактически нет. Неподалёку  от себя вы увидели канаву. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:

а) внимательно, но быстро определите расстояние до границы бури;

б) быстро рассчитаете время, когда буря приблизится к вам;

в) прыгнете в канаву, ляжете на дно и прижмётесь к земле;

г) забежите и спрячетесь за угол первого попавшегося на пути  здания;

д) будете ждать, когда утихнут порывы ветра;

е) перебежите и спрячетесь под деревом;

ж) перебежите в дом и укроетесь в нём.

6.Вы проживаете в селеопасном районе. Находясь дома, услышали по радио сообщение об угрозе схода селя. У вас в запасе 30 минут. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия:

а) соберёте всё ценное имущество во дворе и укроете его в помещении;

б) выйдете из здания и направитесь в безопасное место;

в) плотно закроете вентиляционные и другие отверстия;

г) закроете все двери, окна;

д) предупредите соседей об угрозе селя;

е) будете выходить на склон горы, находящейся на селебезопасном направлении;

ж) будете выходить на склон горы через ущелье;

з) укроетесь в погребе.

7. Где чаще всего происходят пожары и взрывы?

А) на транспортных магистралях

Б) на пожаро-и взрывоопасных объектах

В) на социальных объектах

Г) на объектах сельского хозяйства

8.   Перечислите, к каким последствиям приводят оползни, сели, обвалы и    снежные лавины? Выберите правильные ответы:

а) перекрытие русел рек и изменение ландшафта;

б) изменение климата и погодных условий;

в) гибель людей и животных;

г) лесные пожары;

д) разрушение зданий и сооружений;

е) сокрытие толщами пород населённых пунктов, объектов

народного хозяйства, сельскохозяйственных и лесных угодий;

ж) извержение вулканов.

9. Лучшей защитой от урагана являются (выберите ответы):

а) подвальные помещения; б) мосты; в) большие деревья;

г) будки на автобусных остановках; д) подземные сооружения.

10.Область повышенного давления в атмосфере это (выберите ответ):

 а) смерч;  б) антициклон;  в) буря;  г) тайфун.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *