Авиационный полк Википедия

Авиационный полк — авиационное формирование (воинская часть, полк), основная тактическая единица военно-воздушных сил (ВВС) вооружённых сил государства, предназначенная для решения тактических и оперативно-тактических задач.

История[ | ]

СССР[ | ]

В советских ВВС авиационные полки впервые созданы в 1938 году, так как авиация военных округов и флотов была переведена с бригадной на полковую и дивизионную организацию. Основной тактической единицей стал авиационный полк (60 — 63 самолёта).

К началу Великой Отечественной войны в ВВС авиационные полки состояли из 4—5 эскадрилий общей численностью до 60 самолётов. По мере накопления боевого опыта в ходе войны авиационные полки стали включать по три эскадрильи и насчитывали 32 самолёта (бомбардировочный авиационный полк) или 40 самолётов (истребительный и штурмовой авиационный полк).

Участие авиационных полков в боевых действиях во время Великой Отечественной войны отражено в перечнях, разработанных Институтом военной истории Генерального штаба Вооруженных Сил:

  • Авиационные полки ВВС, принимавшие участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны включены в Перечень № 12 авиационных полков Военно-воздушных сил Красной армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.[1].
  • Авиационные полки ПВО, принимавшие участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны включены в Перечень № 11 соединений, частей и подразделений войск ПВО страны, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.[2].
  • Авиационные полки авиации дальнего действия, принимавшие участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны включены в Перечень № 9 соединений и частей авиации дальнего действия[3].
  • Авиационные полки авиации военно-морского флота — в соответствующих перечнях Флотов[4][5][6].

Виды и типы[ | ]

899-й гвардейский Оршанский дважды Краснознаменный ордена Суворова штурмовой авиационный полк им. Ф. Э. Дзержинского. Боевое знамя.

По своему типу авиационные полки бывают (или были)[7]:

ru-wiki.ru

ШТАТЫ АВИАЦИОННЫХ ПОЛКОВ ОДНОМОТОРНЫХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ ВВС КА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ.

ШТАТЫ АВИАЦИОННЫХ ПОЛКОВ ОДНОМОТОРНЫХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ ВВС КА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ.

Штат 15/21 (мирного времени) и 015/21 (военного времени)

Утвержден 31.01.1941

Положенопо мирному временипо военному времени
Начальствующего состава4751
Младшего начсостава244251
Рядового состава840
Итого299342
Материальная часть
Самолетов боевых6363
Самолетов тренировочных4
Самолетов связи33
Итого7066
Автомобилей специальных22
Автофотолаборатория11
Командование
Командир полка11
Зам. КП-штурман11
Зам. КП по политчасти11
Старший врач11
Адъютант11
Итого55
Штаб
Начальник штаба11
Зам. НШ-нач. оперчасти11
Пом. НШ по разв-ке и аэрофотослужбе11
Нач. связи-пом. НШ11
Нач. химслужбы11
Нач. ШШС11
Писарь старший11
Итого77
а) Отделение аэрофотослужбы
Начальник отделения11
Механик по фотооборудованию1
Фотограммерист-дешифровальщик12
Фотолаборант младший12
Электромеханик-шофер22
Итого58
б) Отделение строевое и кадров
Начальник отделения11
Старшина-писарь11
Итого22
Итого в штабе1417
Партийно-политический аппарат
Ответственный секретарь парторганизации11
Ответственный секретарь бюро ВЛКСМ11
Инструктор пропаганды11
Итого33
Техническо-эксплутационная служба
Старший инженер полка11
Инженер по вооружению11
Инженер по электроспецоборудованию11
Писарь старший11
Итого44
Авиационное звено управления
Механик авиационный звена11
Механик авиационный22
Моторист авиационный66
Итого99
Самолетов боевых33
Самолетов связи33
Итого66
Авиационные эскадрильи (в полку 4)
Командир эскадрильи44
Зам. командира эскадрильи (один из них – штурман)88
Зам. командира эскадрильи по политчасти44
Начальник связи4
Адъютант44
Старшина эскадрильи44
Писарь старший44
Итого2832
а) Авиационные звенья (в эскадрилье – 5)
Командир звена1616
Пилот (ст. сержант)1616
Пилот (сержант)1616
Итого4848
б) Техническо-эксплуатационная часть
Старший техник эскадрильи44
Техник авиавооружения44
Механик авиационный звена2020
Механик авиационный (сержант)2020
Механик авиационный (мл. сержант)4040
Моторист авиационный (сержант)2020
Моторист авиационный (мл. сержант)2020
Механик авиавооружения44
Мастер авиавооружения (сержант)55
Мастер авиавооружения (мл. сержант)15
15
Стрелок авиавооружения840
Механик по радио44
Механик электрооборудования44
Механик по приборам4
Мастер по кислород. оборуд-ю44
Итого176212
в) Резервные экипажи эскадрилий
Командир звена44
Пилот (ст. сержант)44
Пилот (сержант)44
Итого1212
Итого в эскадрильях264304
Самолетов боевых6060
Самолетов тренировочных4
Итого6460

Штат 015/134

Утвержден 05.08.1941

Начальствующего состава 33

Младшего начальствующего состава 140

Рядового состава 18

Всего 191

Материальная часть

Самолетов боевых 32

Самолетов транспортных типа ПС-84 1

Самолетов связи 1

Всего 34

Управление

Командир полка 1

Военный комиссар полка 1

Зам. командира полка – он же штурман 1

Старший врач 1

Адъютант 1

Итого 5

Штаб

Начальник штаба 1

Начальник связи – помощник НШ 1

Начальник воздушно-артиллерийской службы – пом. НШ 1

Начальник химслужбы 1

Начальник ШШС 1

Писарь старший 1

Итого 6

а) Отдепение строевое и кадров

Начальник отделения 1

Старшина-писарь 1

Итого 2

Итого в штабе 8

Партийно-попитический аппарат

Ответственный секретарь парторганизации 1

Ответственный секретарь бюро ВЛКСМ 1

Итого 2

Техническо-эксппуатационная часть

Старший инженер полка 1

Инженер по электроспецоборудованию 1

Механик по фотооборудованию старший 1

Зав. складом, он же старшина-писарь 1

Укладчик парашютов, он же пом. зав. складом 1

Писарь старший, он же кладовщик 1

Итого 7

Авиационное звено управления

Командир корабля ПС-84 1

Воздушный стрелок-радист 1

Механик авиационный бортовой 1

Механик авиационный (ст. сержант) 2

Механик авиационный (сержант) 2

Моторист авиационный 4

Мастер авиавооружения 2

Итого 13

Самолет боевой 2

Самолет транспортный 1

Самолет связи 1

Итого 4

Авиационные эскадрильи (в полку – 3)

Командир эскадрильи 3

Военный комиссар эскадрильи 3

Зам. командира эскадрильи 3

Адъютант эскадрильи 3

Старшина эскадрильи 3

Писарь старший 3

Итого 18

а) Авиационные звенья (в эскадрилье – 3)

Командир звена 6

Пилот 18

Итого 24

б) Техническо-эксплуатационная часть

Старший техник эскадрильи 3

Механик авиационный звена 9

Механик авиационный 30

Моторист авиационный 21

Техник по вооружению 3

Механик пo вооружению 3

Мастер авиавооружения 12

Стрелок авиавооружения 18

Механик пo радиооборудованию 3

Механик по электро– и спецоборудованию 3

Механик по приборам 3

Мастер по приборам 3

Мастер по кислородному оборудованию 3

Итого 114

Всего в эскадрильях 156

Самолетов боевых 30

Штат 015/174

Утвержден 10.09.1941

Начальствующего состава 27

Младшего начсостава 84

Рядового состава 12

Всего 123

Вольнонаемного состава 1

Материальная часть

Боевые самолеты 20 (в звене управления – 2)

Самолеты связи 2 (У-2 или УТ-2)

Управление полка

Командир полка 1

Военный комиссар 1

Старший врач 1

Штаб полка

Начальник штаба 1

Начальник связи – помощник НШ 1

Штабной писарь 1

Начальник воздушно-артиллерийской службы 1

Начальник химической службы 1

Помощник НШ по спецсвязи 1

а) Отделение строевое и кадров

Начальник отделения 1

Старшина-писарь 1

Машинистка 1

Партийно-политический аппарат

Секретарь первичной парторганизации 1

Секеретарь первичной организации ВЛКСМ 1

Техническая эксплуатационная служба

Старший инженер 1

Инженер по электроспецоборудованию 1

Техник по фотооборудованию старший 1

Укладчик парашютов – зав. складом 1

Авиационное звено управления полка

Механик авиазвена 1

Механик авиационный 2

Моторист авиационный 2

Механик авиавооружения 1

Мастер авиавооружения 1

Авиационные эскадрильи (в полку – 2)

Командир эскадрильи 2

Военный комиссар эскадрильи 2

Зам. командира эскадрильи – штурман 2

Адъютант эскадрильи 2

Старшина эскадрильи 2

Писарь старший 2

Командир звена 6

Пилот 10

Старший техник эскадрильи 2

Техник авиавооружения 2

Механик авиазвена 6

Механик авиационный 18

Моторист авиационный 12

Механик авиавооружения 2

Мастер авиавооружения 6

Стрелок авиавооружения 12

Механик по радиооборудованию 2

Механик по электрооборудованию 2

Мастер по электрооборудованию 2

Механик по приборам старший 2

Мастер по приборам 2

Мастер по кислородному оборудованию 2

Штат 015/284

Утвержден 23.11.1942

Начальствующего состава 33 (с мая 1943 – 63)

Младшего начсостава 123 (с мая 1943 – 95)

Рядового состава 18

Всего 174 (с мая 1943 – 176)

Материальная часть

Боевые самолеты 32 (в звене управления – 2)

Самолеты связи 1

Управление полка

Командир полка 1

Заместитель командира по политчасти 1

Штаб

Начальник штаба 1

Зам. НШ по оперативно-разведывательной части 1

Начальник связи – помощник НШ 1

Помощник НШ по спецсвязи 1

Писарь старший 1

а) Отделение строевое и кадров

Начальник отделения 1

Писарь старший 1

Машинистка 1

б) Начальники служб

Штурман полка 1

Начальник ВСС 1

Начальник химслужбы 1

Старший врач 1

Партийно-политический аппарат

Секретарь первичной парторганизации 1

Секретарь первичной комс. организации 1

Технико-эксплуатационная служба

Старший инженер 1

Зам старшего инженера по авиавооружению 1

Зам.старшего инженера по спецоборудованию 1

Техник по фотооборудованию 1

Укладчик парашютов 3

Писарь старший по учету самолетов и моторов 1

Техник по радио старший 1

Авиационное звено управления полка

Механик авиационный 3

Моторист авиационный 2

Мастер авиавооружения 2

Авиационные эскадрильи (в полку – 3)

Командир эскадрильи 3

Зам. командира эскадрильи – штурман 3

Адъютант эскадрильи 3

Командир звена 3

Пилот старший 5

Пилот 14

Старший техник эскадрильи 3

Механик авиазвена 6

Механик авиационный 30

Моторист авиационный 24

Техник авиавооружения 3

Механик авиавооружения 3

Мастер авиавооружения 12

Стрелок авиавооружения 18

Механик по радио 3

Механик электроспецоборудования 3

Механик авиаприборов 3

Мастер авиаприборов 3

Мастер кислородного оборудования 3

Штат 015/364

Утвержден 23.11.1943

Начальствующего состава 76

Младшего начсостава 151

Рядового состава 10

Всего 237

Вольнонаемные 1

Материальная часть

Боевые самолеты 40 (в звене управления – 4)

Самолеты учебно-тренировочные 1

Самолеты связи 1

Управление полка

Командир полка – 1

Заместитель командира полка – 1

Заместитель командира по политчасти – 1

Штаб

Начальник штаба 1

Зам. НШ по оперативно-разведывательной части 1

Начальник связи – помощник НШ 1

Помощник НШ по спецсвязи 1

Писарь старший 1

Старшина 1

а) Отделение строевое и кадров

Начальник отделения 1

Писарь старший 1

Машинистка 1

б) Начальники служб

Штурман полка 1

Помощник командира полка по ВСС 1

Начальник химслужбы 1

Старший врач 1

Партийно-политический аппарат

Парторг 1

Комсорг 1

Технико-эксплутационная служба

Старший инженер – зам. комполка 1

Зам. старшего инженера по авиавооружению 1

Зам. старшего инженера по спецслужбам 1

Техник по радиооборудованию старший 1

Механик фотооборудования 1

Укладчик парашютов 3

Писарь старший по учету самолетов и моторов 1

Авиационное звено управления полка

Пилот 1

Техник авиазвена 1

Механик авиазвена старший 6

Моторист авиационный 5

Механик авиавооружения 1

Мастер авиавооружения 3

Механик электроспецоборудования 1

Стрелок авиавооружения 1

Авиационные эскадрильи (в полку – 3)

Командир эскадрильи 3

Зам. командира эскадрильи – штурман 3

Адъютант эскадрильи 3

Командир звена 6

Летчик старший 6

Летчик 18

Старший техник эскадрильи 3

Зам. старшего техника эскадрильи по спецслужбам 3

Зам. старшего техника эскадрильи по вооружению 3

Техник авиазвена 9

Механик авиационный старший 9

Механик авиационный 27

Моторист авиационный 36

Механик авиавооружения 9

Мастер авиавооружения 27

Стрелок авиавооружения 9

Механик по радиооборудованию 3

Мастер по радиооборудованию 3

Механик по электроспецоборудованию 3

Механик авиаприборов и кислородного оборудования 3

Мастер авиаприборов и кислородного оборудования 3

В авиаполках, вооруженных самолетами «Аэрокобра» или «Харрикейн», дополнительно содержится по 10 стрелков авиавооружения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть VI

Данная статья продолжает цикл публикаций, призванный систематизировать информацию о материальной части советских истребительных авиаполков периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

129-й истребительный авиационный полк был сформирован в мае 1940 года в Белорусском Особом военном округе на базе 123-го ИАП в составе четырех эскадрилий на самолетах И-153. В боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны полк участвовал с 22 июня 1941 года до ее победного окончания в мае 1945-го (с перерывами на доукомплектование, перевооружение и отдых).

6 декабря 1941 года за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм в оборонительных сражениях под Москвой приказом НКО СССР 129-й ИАП был преобразован в 5-й Гвардейский истребительный авиационный полк.

Всего за период участия в боях ВОВ летным составом полка, по официальным данным, было выполнено 15 464 боевых вылета, в воздушных боях сбито 657 самолетов противника. Таким образом, 5-й Гв.ИАП стал самым результативным из всех советских авиационных полков, принимавших участие в войне. Свои безвозвратные потери составили 320 самолетов и 83 летчика (из них 74 машины и 23 пилота – небоевые потери).

В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолетов-истребителей:

Поврежденный И-153, предположительно из состава 129-го ИАП,
захваченный противником на аэродроме летом 1941 г.
(фото предоставлено Михаилом Тиминым) Замаскированный МиГ-3 из состава 129-го ИАП на полевом аэродроме, Западный фронт, осень 1941 г.
(фото предоставлено Артемом Драбкиным)

И-153 и МиГ-3. На этих самолетах, находясь в стадии переучивания и перевооружения и имея двойной комплект материальной части, 129-й ИАП вступил в боевые действия 22 июня 1941 г. Провоевав до конца июня, полк передал все оставшиеся бипланы в другие части, и к середине июля на аэродроме г. Орел был переформирован по трехэскадрильному штату и полностью перевооружен на МиГ-3. Безвозвратные потери И-153 по всем причинам составили 32 машины, большинство которых было уничтожено (либо повреждено и брошено за невозможностью эвакуации) на аэродромах в первые дни войны. «МиГи» находились на вооружении части до 20 октября 1941 г., после чего 129-й ИАП был выведен в тыл на доукомплектование. Всего за период эксплуатации по всем причинам полком было потеряно 67 МиГ-3.

ЛаГГ-3 из состава 5-го Гв.ИАП, вооруженный реактивными снарядами РС-82,
выруливает на взлетную полосу. Калининский фронт, зима 1941–42 гг.
(фото предоставлено Артемом Драбкиным) Летчик 5-го Гв.ИАП И. П. Лавейкин (второй справа) со своим наземным экипажем перед
полковым ЛаГГ-3 с окрашенным в белый цвет коком воздушного винта. Калининский фронт, зима 1941–42 гг.
(фото предоставлено Артемом Драбкиным)

ЛаГГ-3. Самолетами данного типа 129 иап был полностью оснащен в октябре 1941 г. в 1 запасном истребительном авиаполку Московского ВО (г. Арзамас), где переформирован по 2-эскадрильному штату. Истребители Лавочкина-Горбунова-Гудкова находились на вооружении полка ровно год – до конца октября 1942 г. За этот период в боях и летных происшествиях было потеряно 79 ЛаГГ-3.

Группа летчиков 5-го Гв.ИАП обсуждает обстоятельства воздушного боя на фоне ЛаГГ-3 (бортовой № 67)
с интересной индивидуальной эмблемой на борту.
Справа налево: П. Радченко, П. Песков, Н. Макаренко, Д. Штоколов, В. Попков. Калининский фронт, май 1942 г.
(фото предоставлено Артемом Драбкиным)

Ла-5. В период с ноября по декабрь 1942 г. во 2-м ЗИАП Московского ВО (ст. Сейма Горьковской области) летный состав 5-го Гв.ИАП освоил истребители Ла-5. К боевой работе на новой матчасти полк приступил в 20-х числах декабря на Юго-Западном фронте и действовал на различных вариантах этого типа (Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН) до окончания войны. Безвозвратные потери истребителей Лавочкина 5-й модели всех модификаций за весь период эксплуатации в 5-м Гв.ИАП составили 125 самолетов.

Ла-5Ф из состава 5-го Гв.ИАП, на котором летал Герой Советского Союза ст. лейтенант И. Н. Сытов. Юго-Западный фронт, осень 1943 г. Самолет построен на средства, собранные трудящимися Горьковской области
(рисунок автора) Один из двух самолетов Ла-5Ф, приобретенных для 5-го Гв.ИАП коллективом джаз-оркестра
Леонида Утесова, 1944 г.
Самолет назван в честь известного кинофильма, в котором снимался артист вместе со своим коллективом.
(фото предоставлено Артемом Драбкиным) Летчик Игорь Глазков у одного из подаренных Ла-5Ф, 1944 г.
(фото предоставлено Артемом Драбкиным) Летчики 5-го Гв.ИАП у одного из полковых Ла-5ФН, осень 1944 г. Слева направо: Г. Баевский, В. Попков и Е. Яременко.
(фото предоставлено Артемом Драбкиным) Лучший ас 5-го Гв.ИАП дважды Герой Советского Союза Виталий Попков у своего истребителя Ла-5ФН, осень 1944 г.
(фото предоставлено Артемом Драбкиным) Ла-5ФН из состава 5-го Гв.ИАП, 1-й Украинский фронт, осень 1944 г.
(рисунок автора)

Ла-7. Единичные экземпляры новейшего и наиболее совершенного на тот момент отечественного истребителя стали поступать в боевой состав полка в январе 1945 г. и эксплуатировались (параллельно с Ла-5ФН) на завершающем этапе войны, но целиком 5-й Гв.ИАП на «семерки» перевооружен не был. Всего полк получил не более 10 Ла-7, из которых было потеряно две машины.

Як-9У из состава 5-го Гв.ИАП, на котором летал Герой Советского Союза Георгий Баевский, весна 1945 г.
(рисунок автора)

Як-9У. 28 апреля 1945 г. полк получил 12 истребителей Як-9У и, не прерывая боевой работы на Ла-5 и Ла-7, начал их освоение с целью унификации самолетного парка с двумя другими полками 11-й Гв.ИАД, которые летали на истребителях Яковлева. Решение вскоре было отменено, а самолеты переданы в другие части дивизии. В боевых действиях самолеты Яковлева летным составом 5-го Гв.ИАП не применялись, потерь данной матчасти не было.

Пятая часть статьи

Седьмая часть статьи

warspot.ru

Авиационный полк — Википедия. Что такое Авиационный полк

Авиационный полк — авиационное формирование (воинская часть, полк), основная тактическая единица военно-воздушных сил (ВВС) вооружённых сил государства, предназначенная для решения тактических и оперативно-тактических задач.

История

СССР

В советских ВВС авиационные полки впервые созданы в 1938 году, так как авиация военных округов и флотов была переведена с бригадной на полковую и дивизионную организацию. Основной тактической единицей стал авиационный полк (60 — 63 самолёта).

К началу Великой Отечественной войны в ВВС авиационные полки состояли из 4—5 эскадрилий общей численностью до 60 самолётов. По мере накопления боевого опыта в ходе войны авиационные полки стали включать по три эскадрильи и насчитывали 32 самолёта (бомбардировочный авиационный полк) или 40 самолётов (истребительный и штурмовой авиационный полк).

Участие авиационных полков в боевых действиях во время Великой Отечественной войны отражено в перечнях, разработанных Институтом военной истории Генерального штаба Вооруженных Сил:

  • Авиационные полки ВВС, принимавшие участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны включены в Перечень № 12 авиационных полков Военно-воздушных сил Красной армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.[1].
  • Авиационные полки ПВО, принимавшие участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны включены в Перечень № 11 соединений, частей и подразделений войск ПВО страны, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.[2].
  • Авиационные полки авиации дальнего действия, принимавшие участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны включены в Перечень № 9 соединений и частей авиации дальнего действия[3].
  • Авиационные полки авиации военно-морского флота — в соответствующих перечнях Флотов[4][5][6].

Виды и типы

899-й гвардейский Оршанский дважды Краснознаменный ордена Суворова штурмовой авиационный полк им. Ф. Э. Дзержинского. Боевое знамя.

По своему типу авиационные полки бывают[7]:

  • бомбардировочные,
  • дальнебомбардировочные,
  • истребительно-бомбардировочные,
  • истребительные,
  • штурмовые,
  • смешанные,
  • разведывательные,
  • армейской авиации,
  • транспортной авиации,
  • санитарной авиации,
  • вертолётные.
  • и др.

По своей подчиненности авиационные полки бывают:

Состав

Авиационный полк состоит из:

Как правило, авиационный полк оснащён однотипными летательными аппаратами. В войсках ПВО существовали полки, вооруженные различными типами самолётов, однако полк имел наименование обычного полка[8][9][10]. Смешанные авиационные полки имеют в своём составе разнородную авиацию[7].

Для обеспечения боевых действий авиационного полка в оперативном подчинении командира полка находятся:

  • Батальон аэродромно-технического обеспечения (ОБАТО, БАО), как правило — отдельный батальон;
  • Батальон связи и радиотехнического обеспечения полётов (ОБСиРТО), как правило — отдельный батальон.
  • Другие авиационные части обеспечения.

Командир авиационного полка является старшим авиационным начальником на военном аэродроме и прямым командиром для всего личного состава авиационного гарнизона.

В составе

Авиационный полк, как правило, входит в состав авиационного соединения (отдельный авиационный полк — в состав высшего авиационного соединения или авиационного объединения). Исключение составляли отдельные формирования во время Великой Отечественный войны — 11-й смешанный авиационный корпус (переформированный позднее в 14-й истребительный авиационный корпус). Корпус сформирован по новому (по состоянию на 1942 год) принципу управления, который сводился к тому, что все авиационные полки подчинялись непосредственно командованию корпуса, минуя дивизионную инстанцию. Это был единственный корпус Фронтовой авиации в Великой Отечественный войне с таким принципом управления. Дальнейшего применения данный принцип управления не получил.

В Войсках ПВО страны авиационный полк входит в состав соединения (отдельный авиационный полк — в состав объединения) ПВО. Во время Великой Отечественной войны все истребительные авиационные корпуса ПВО состояли из авиационных полков, минуя дивизионное звено:

Сокращения наименований авиационных полков, принятые в ВС СССР

Сокращения наименований авиационных полков, принятые в ВС СССР[11][12][13][14][15]:

См. также

Примечания

  1. Коллектив авторов. Перечень № 12 авиационных полков Военно-воздушных сил Красной армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. / Покровский. — Министерство обороны СССР. Военно-научное управление Генерального Штаба. — Москва: Воениздат, 1960. — Т. Приложение к директиве Генерального штаба от 18 января 1960 г. № 170023. — 96 с.
  2. Коллектив авторов. Перечень № 11 соединений, частей и подразделений войск ПВО страны, входивших в состав Действующей армии в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов / Завизион. — Министерство обороны СССР. Военно-научное управление Генерального Штаба. — Москва: Воениздат, 1973. — Т. Директива Генерального штаба 1973 г. № ДГШ-044. — 112 с.
  3. Коллектив авторов. Перечень № 9 соединений и частей авиации дальнего действия со сроками их вхождения в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны. / Покровский. — Министерство обороны СССР. Военно-научное управление Генерального Штаба. — Москва: Воениздат, 1956. — Т. Директива Генерального штаба 1956 г. № 168906. — 24 с.
  4. Коллектив авторов. Перечень № 19 органов управления, соединений кораблей, частей и учреждений Краснознаменного Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и Ильменского отряда кораблей, входивших в состав Действующей армии в период Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) / Н. Миненко. — Министерство обороны СССР. Центральный военный архив.. — Ленинград: Воениздат, 1960. — 247 с.
  5. Коллектив авторов. Перечень № 17 органов управления, соединений кораблей, частей и учреждений Северного флота и Беломорской военной флотилии, входивших в состав Действующей армии в период Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) / Н. Миненко. — Министерство обороны СССР. Центральный военный архив.. — Ленинград: Воениздат, 1960. — 189 с.
  6. Коллектив авторов. Перечень № 20 органов управления, соединений, кораблей, частей и учреждений Тихокеанского Флота и Северо-Тихоокеанской флотилии, входивших в состав Действующей армии в период Великой Отечественной войны (1941—1945 гг. ) / контр-адмирал Н. Миненко. — Министерство обороны СССР. Центральный военный архив. — Москва: Воениздат, 1960. — Т. Приложение к директиве Генерального штаба от 2 апреля 1960 года № 170183. — 140 с.
  7. 1 2 А — Бюро военных комиссаров / [под общ. ред. А. А. Гречко]. — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1976. — С. 43. — (Советская военная энциклопедия : [в 8 т.] ; 1976—1980, т. 1).
  8. А. Г. Ленский, М. М. Цыбин. Часть I // Советские Войска ПВО в последние годы Союза ССР. Справочник». — СПб.,: ИНФО ОЛ, 2013. — 164 с. (с илл.) с. — (Организация войск). — 500 экз.
  9. А. Г. Ленский, М. М. Цыбин. Часть II // Советские Войска ПВО в последние годы Союза ССР. Справочник». — СПб,: ИНФО ОЛ, 2014. — 108 с. (с илл.) с. — (Организация войск). — 500 экз.
  10. А. Г. Ленский, М. М. Цыбин. Часть III // Советские Войска ПВО в последние годы Союза ССР. Справочник». — СПб,: ИНФО ОЛ, 2015. — 144 с. (с илл.) с. — (Организация войск). — 500 экз.
  11. Коллектив авторов. Боевой состав Советской Армии. Часть I (июнь — декабрь 1941 г.) / Грылев А. Н.. — Военно-Научное управление Генерального Штаба. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР. — 84 с.
  12. Коллектив авторов. Боевой состав Советской Армии. Часть II. (Январь — декабрь 1942 г.) / Грылев А. Н.. — Военно-Научное управление Генерального Штаба. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1966. — 266 с.
  13. Коллектив авторов. Боевой состав Советской Армии. Часть III. (Январь — декабрь 1943 г.) / Г. Т. Завизион. — Военно-Научное управление Генерального Штаба. — Москва: Ордена Трудового Красного Знамени Военное издательство Министерства обороны СССР, 1972. — 336 с.
  14. Коллектив авторов. Боевой состав Советской Армии. Часть IV. (Январь — декабрь 1944 г.) / П. А. Жилин. — Институт Военной Истории Министерства обороны СССР. Историко-архивный отдел Генерального Штаба Вооруженных сил СССР. Центральный архив Министерства обороны СССР. — М.: Военное издательство, 1988. — 376 с.
  15. Коллектив авторов. Боевой состав Советской Армии. Часть V. (Январь — сентябрь 1945 г.) / М. А. Гареев. — Министерство обороны СССР. Историко-архивный отдел Генерального Штаба. — М.: Военное издательство, 1990. — 216 с.

Литература

Ссылки

wiki.sc

Сталинские соколы. Как воевал элитный истребительный авиаполк

Широко распространено мнение, что к началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе не было летчиков, которые на равных могли бы сражаться с асами люфтваффе. Однако это не так. Конечно, в подготовке молодых летчиков и освоении новых моделей истребителей и другой авиационной техники было огромное количество проблем, но были и такие части в составе советских ВВС, которые к 22 июня обладали колоссальным боевым опытом. Одним из таких подразделений был 19-й отдельный истребительный авиаполк (ИАП), который был сформирован под Ленинградом 80 лет назад – 22 марта 1938 года. В состав полка входили советские асы, которые воевали в испанском небе, в годы войны они воевали на 7 фронтах, сбив в общей сложности 445 самолетов врага.

Формирование нового истребительного авиаполка из числа летчиков, воевавших во время гражданской войны в Испании, велось как формирование части, предназначенной для выполнения ответственных заданий военного командования и советского правительства. Формирование нового ИАП началось 22 марта 1938 года в Горелово под Ленинградом, полк создавался на базе 58-й и 70-й истребительных эскадрилий, а также 33-й отдельной разведывательной эскадрильи. После завершения формирования новая часть носила название 19-й отдельный истребительный авиаполк.


В 1939 году именно летчикам 19-го отдельного ИАП доверили проведение войсковых испытаний новой версии истребителя И-16 с двигателями М-63. В дальнейшем уже в ходе Великой Отечественной войны данный полк одним из первых в ВВС РККА получил на вооружение новые истребители Ла-5 в конце октября 1942 года, а 16 июня 1944 года первым в ВВС РККА получил на вооружение истребители Ла-7.

Пара истребителей И-16 в полете


В сентябре-октябре 1939 года полк в составе ВВС Украинского фронта принимал участие в освобождении Западной Украины, совершив 1420 вылетов. Участвовал в боях на Халхин-Голе и в Советско-финской войне, где выполнил 3412 боевых вылетов, повредив или уничтожив 74 паровоза, 5 эшелонов, два самолета на земле и еще 3 в воздушных боях. За образцовое выполнение заданий командования во время Советско-финской войны и проявленные личным составом мужество и доблесть Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 апреля 1940 года полк был награжден орденом Красного Знамени, став краснознаменным.

Первая победа в Великой Отечественной войне

К 22 июня 1941 года 19-й краснознаменный ИАП входил в состав ВВС Северного фронта и базировался на аэродроме Горелово. В состав полка входили 4 штатных эскадрильи и 5-я прикомандированная, всего в полку имелось 50 истребителей И-16, 20 истребителей И-153 «Чайка» и 15 истребителей МиГ-3, 85 летчиков. С первых дней войны немецкие, а затем и финские самолеты-разведчики методично прощупывали оборону Ленинграда, пытаясь установить расположение аэродромов и позиционные районы зенитной артиллерии, так как бомбить хорошо защищенный город вслепую было безумием. Небо над Ленинградом прикрывал 7-й истребительный авиационный корпус ПВО, в состав которого и входил 19-й ИАП.

Свою первую победу в воздушном бою летчики полка одержали 6 июля 1941 года. В этот день лейтенант Дмитрий Титоренко на истребителе И-16 сбил немецкий двухмоторный самолет-разведчик Ju-88D недалеко от поселка Беззаботное. Титоренко поднялся на высоту 4500 метров, зашел противнику в хвост и двумя аккуратными очередями сумел буквально перерубить консоль левой плоскости. После этого немецкий самолет рухнул на землю, а его экипаж, выпрыгнувший с парашютами, попал в плен. Вскоре после этого в штаб истребительной группы доставили немецкую карту с данного самолета. На этой уцелевшей после падения самолета карте были проставлены синим карандашом треугольники возле действующих аэродромов Керстово, Котлы, Комендантский, Горская, Касимово и других. Благодаря полученной информации стало понятно, что гитлеровцы готовят атаку на сеть аэродромов вокруг Ленинграда. Одержанная лейтенантом Титоренко воздушная победа позволила вывести из-под удара противника большую часть самолетов, сохранив их для дальнейших воздушных сражений. За этот бой летчик-истребитель был награжден орденом Красного Знамени.


Дмитрий Титоренко прошел затем всю Великую Отечественную войну, а когда в 1944 году 19-й краснознаменный ИАП переименовали в 176-й гвардейский истребительный авиаполк, он стал летать ведомым у самого результативного советского аса Ивана Кожедуба, который занял должность заместителя командира полка в августе 1944 года.

Первый таран летчиком полка

20 июля 1941 года летчик-истребитель 19-го краснознаменного ИАП Виктор Павлович Клыков совершил воздушный таран. В своем 28-м боевом вылете в районе деревни Березнево в составе звена истребителей полка он атаковал превосходящие силы противника – 8 немецких бомбардировщиков в сопровождении 10 истребителей, направлявшихся к Ленинграду.

В оперативной сводке штаба полка уточнялось, что 20 июля 1941 года лейтенант Клыков на самолете ЛаГГ-3 в 10:30-10:50 вел воздушный бой в районе деревни Березнево с истребителями врага Me-109 и Me-110. Первой атакой он сбил истребитель Me-109, однако и сам был подбит, у самолета горел мотор. Несмотря на повреждение, ему удалось догнать и таранить Me-110, заходом снизу сзади он отрубил немецкому истребителю хвостовое оперение. При этом летчику удалось успешно катапультироваться (его просто выкинуло из истребителя после удара, удерживающие ремни он заранее отстегнул). Сбитые Клыковом истребители врага упали возле деревни Ознанка. При этом из Me-110 выбросилось двое парашютистов, которые на земле были пойманы колхозниками. Сам лейтенант Клыков при приземлении ушиб ногу и был доставлен в санчасть в Горелово.

лейтенант Виктор Павлович Клыков


За воздушный таран, совершенный 20 июля 1941 года, Виктор Павлович Клыков был представлен к званию Героя Советского Союза, однако награда нашла его лишь в 1998 году, когда ему было представлено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Награждению летчика в годы Великой Отечественной войны помешало то, что 6 октября 1941 года он не вернулся на аэродром с боевого задания. Формулировка «не вернулся с боевого задания» приравнивалась тогда к формулировке «пропал без вести». Это обстоятельство не позволило дать ход ходатайству о присвоении летчику звания Героя Советского Союза. Только после войны было установлено, что лейтенант Клыков погиб в бою, его самолет атаковали два немецких истребителя, поисковиками были найдены и перезахоронены останки героя.

Всего в воздушных боях под Ленинградом летчики 19-го краснознаменного ИАП сбили 63 самолета противника, повредив еще 13 боевых машин. До 40 немецких самолетов было уничтожено ими в результате штурмовых действий на аэродромах противника. При этом личный состав полка совершал в день по 5-6 самолетовылетов, что давалось ценой величайшего перенапряжения сил и следовавших за этим потерь. В этих боях полк потерял 57 самолетов и 30 летчиков.

Первые «свободные охотники»

С января 1944 года летчики-истребители 19-го ИАП первыми в ВВС РККА освоили тактику так называемой «свободной охоты». К этому моменту советские летчики сумели окончательно и бесповоротно закрепить за собой господство в воздухе. Чтобы удержать его, они взяли на вооружение тактические приемы, которые ранее применяли в воздухе только немцы. На «свободную охоту» отправлялись исключительно самые опытные и подготовленные пары «ведущий – ведомый». Четкой задачи перед ними не ставилось – командование лишь обозначало квадрат, в котором должны были действовать истребители. Уже в воздухе офицеры должны были самостоятельно искать немецкие самолеты и принимать решение – вступать с ними в бой или лучше отступить, преследовать самолеты противника или нет. У каждой пары обычно был свой квадрат, поэтому к выполнению 2-3 вылета летчики-истребители очень хорошо в нем ориентировались. Нередко случалось так, что «охотников» наводили на обнаруженные воздушные цели дежурные группы на земле.


Прославленный советский ас Александр Покрышкин называл «свободную охоту» самой высшей формой боевой деятельности для воздушного бойца: «Используя исключительную хитрость и владение своим самолетом, летчик смело и уверенно поражает противника, делая это молниеносно и внезапно. У аса должны быть сильно развиты сообразительность и инициатива, уверенность в себе и в принимаемых в боевой обстановке решениях. Паника и растерянность чужды для аса». За четыре года Великой Отечественной войны летчики 19-го краснознаменного ИАП, а с 19 августа 1944 года – 176-го гвардейского ИАП выполнили более 3,5 тысяч вылетов на «свободную охоту».

Так, уже в самом конце войны, 19 апреля 1945 года, пара Александра Куманичкина и Сергея Крамаренко (оба на тот момент являлись Героями Советского Союза) под Кюстрином атаковала четверки немецких истребителей FW-190. Исход воздушного боя решился буквально за секунды. Куманичкин поразил ведущего одного звена противника, а Крамаренко сбил командира другого. Немцы, поняв, с кем они имеют дело, запаниковали и 6 истребителей противника просто вышли из боя. Стоит отметить, что в разные годы в этом полку проходили службу 29 Героев Советского Союза.

Первые пилотажники

Именно со дня формирования 19-го отдельного ИАП ведет свою историю легендарный ЦПАТ – 237-й гвардейский Проскуровский центр показа авиационной техники. Известные сегодня во всем мире пилотажные группы «Русские Витязи» и «Стрижи» – это прямые потомки тех «свободных охотников» времен Великой Отечественной войны. В августе 1945 года 176-й гвардейский ИАП был перебазирован на расположенный в Подмосковье аэродром «Теплый Стан». Летчики полка отрабатывали здесь высший пилотаж, как одиночный, так и групповой. В дальнейшем они принимали участие в воздушных парадах над Москвой, а также осваивали новые реактивные истребители. Летом 1950 года летчики данного полка на авиапоказе в Тушино впервые продемонстрировали общественности групповой пилотаж «пятерок» на новейших истребителях МиГ-15. На этих же истребителях советские ветераны сражались в корейском небе с американскими летчиками на «Сайберах», записав на свой счет 107 самолетов противника.


В конце 1950-х годов началось формирование на основе летчиков-пилотажников 176-го гвардейского ИАП нового 234-го ИАП. В феврале 1952 года новая авиационная часть перебралась в Кубинку, где она базируется и сегодня. Именно «свободным охотникам» бывшего 176-го полка выпала высокая честь сопровождать в небе самолеты всех советских космонавтов, начиная с первого из них – Юрия Гагарина. Эти же летчики в конце 1967 года впервые в послевоенной истории посетили с дружеским визитом иностранное государство – Швецию. С тех пор они были желанными гостями на многих крупных авиашоу по всему миру.

В 1989 году 234-й ИАП был переформирован в 237-й гвардейский центр показа боевой техники. 4 апреля 1991 года на базе его первой эскадрильи, которая была вооружена тяжелыми истребителями Су-27, была сформирована пилотажная группа «Русские Витязи», а 6 мая 1991 года из лучших летчиков второй эскадрильи, на вооружение которой находились легкие истребители МиГ-29, была официально сформирована пилотажная группа «Стрижи».

Источники информации:
https://ria.ru/defense_safety/20180322/1516843519.html
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=7968
Материалы из открытых источников

topwar.ru

Структура Военно-воздушных сил СССР | ajerodromkolezhma

Структура Военно-воздушных сил СССР во время Великой Отечественной войны

// Опубликовано: 3.05.2015 // Просмотров: 5474

С марта 1932 г. в соответствии со стратегическим и оперативно-тактическим назначением ВВС РККА (Рабоче-крестьянской Красной Армии) разделились на войсковую, армейскую и фронтовую авиацию. В ноябре 1940 г. отдельно выделилась авиация Главного Командования, или дальняя бомбардировочная авиация (ДБА). Авиация Главного Командования предназначалась для проведения самостоятельных воздушных операций по нанесению бомбовых ударов по объектам в глубоком тылу противника и состояла из авиационных корпусов и отдельных дивизий. Ее наименования последовательно менялись с АГК на АДД (авиация дальнего действия) с марта 1942 г., а затем на 18-ю воздушную армию с декабря 1944 г. и до конца войны.

Войсковая авиация состояла из отдельных эскадрилий, по одной на каждый стрелковый, механизированный и кавалерийский корпус. На вооружении эскадрилий находились легкие самолеты, для разведки, связи и корректировки артиллерийского огня. Вероятно, в начале войны эскадрильи были выведены из состава корпусов, но с апреля 1943 г. стали появляться вновь, когда в состав механизированного корпуса было включено авиационное звено связи — 3 самолета. Авиационный полк связи (на самолетах По-2) с конца января 1943 г. входил в состав танковой армии, иногда, правда, это был не полк, а авиаэскадрилья.

Армейская авиация состояла из отдельных смешанных авиационных соединений (авиадивизий), входивших в общевойсковые армии, как правило, по одному авиасоединению на армию. В мае 1942 г. с образованием воздушных армий, объединивших ВВС фронтов и ВВС армий, в общевойсковой армии остался один смешанный авиаполк. В ноябре того же года он был заменен авиаполком легких самолетов для воздушной разведки и связи. В первой половине 1943 г. смешанный авиаполк был заменен эскадрильей связи в составе 12 самолетов По-2.

Фронтовая авиация входила в военные округа, состояла из частей и соединений различных родов авиации и действовала в соответствии с планами округа (фронта). Существовала до ноября 1942 г. Самолетами располагали также учебные заведения ВВС, ВМФ, ГВФ, аэроклубы Осоавиахима, НКВД и пограничные войска.

В соответствии с задачами, летно-тактическими данными и вооружением военная авиация подразделялась на истребительную, бомбардировочную, штурмовую и разведывательную. К началу войны бомбардировочная авиация была представлена ближней (фронтовой) и дальней бомбардировочной авиацией. С октября 1941 г., с появлением ночных легкобомбардировочных полков, фронтовая бомбардировочная авиация стала подразделяться на дневную и ночную.

Звено. Первичное подразделение ВВС РККА. Для всех родов военной авиации в состав звена входило три самолета, но в сентябре-ноябре 1942 г. в истребительной авиации перешли к звену из двух пар, т. е. четырех самолетов. К концу 1943 г. четырех-самолетное звено было введено и в штурмовой авиации.

Авиаотряд. Основное тактическое подразделение отечественной авиации до 1922 г. Количество самолетов s отряде различалось и зависело от рода авиации. С 16 сентября 1924 г. отряд истребительной авиации состоял из трех звеньев (9 самолетов), разведывательной легкобомбардировочной из двух звеньев (6 самолетов). В отряде тяжелых бомбардировщиков имелось 3 самолета. В мае 1925 г. в штат стрелковых корпусов были введены авиационные отряды по 6, 8 и 12 самолетов, предназначавшихся для ближней разведки и обслуживания артиллерии. С переходом на полковую организацию авиационные отряды сохранились в военно-транспортной авиации и авиации ВМФ.

Эскадрилья. С 16 сентября 1924 г. эскадрилья состояла из двух или трех отрядов. Истребительная эскадрилья — из трех отрядов по три звена в каждом. Всего в эскадрильи имелось 46 самолетов, из них 12 запасных. Легкобомбардировочная и разведывательная эскадрильи включали по три отряда из двух звеньев и насчитывали 31 самолет, из них 12 запасных. Тяжелобомбардировочная эскадрилья состояла из двух отрядов по 3 самолета. Всего 6 самолетов. В 1938 г. было принято решение об изменении структуры и численности самолетов эскадрилий. Бомбардировочная авиационная эскадрилья состояла из четырех звеньев по 3 самолета (12 самолетов). Штурмовая эскадрилья — из трех боевых звеньев и одного резервного (12 самолетов). Истребительная эскадрилья насчитывала 15 самолетов и состояла из пяти звеньев. Опыт войны и большие потери вызвали необходимость новых изменений. 10 августа 1941 г. приказом командующего ВВС эскадрильи в штурмовой, бомбардировочной и истребительной авиации определялись по 10 самолетов (три звена и самолет командира). Через десять дней, 20 августа, последовал новый приказ для подразделений, получавших самолеты новых типов «вроде Ил-2, Пе-2, Як-1 и т. д.». Эскадрилья при этом насчитывала 9 самолетов , т. е. три полных звена. В середине 1943 г. в истребительной авиации вернулись к составу эскадрильи в 10 самолетов, двух звеньев и пары (командира и его ведомого). В конце 1943 г. эскадрильи истребительной и штурмовой авиации перешли на трехзвенный состав и насчитывали 12 самолетов. Эскадрилья бомбардировочной авиации насчитывала 10 самолетов, три звена и самолет командира эскадрильи. Эскадрилья связи состояла из четырех звеньев из 12 самолетов.

Авиаполк. В СССР авиационные полки впервые были сформированы в 1938г. Статус авиаполка — воинская часть. Ближнебомбардировочный полк состоял из пяти эскадрилий и двух самолетов в управлении полка (62 боевых самолета), дальнебомбардировочный полк состоял из трех-четырех эскадрилий и двух самолетов в управлении полка (38-42 боевых самолета). Истребительный полк включал четыре-пять эскадрилий и два самолета управления полка (63—77 боевых самолетов). Штурмовой авиаполк состоял из пяти эскадрилий и имел на вооружении 61 боевой, 5 тренировочных и 1 самолет связи. В боях в июле-августе 1941г. наблюдались проблемы в управлении в полках и дивизиях большим количеством самолетов, а громоздкость этих частей и соединений затрудняло рассосредоточение самолетов на аэродромах и облегчала противнику их уничтожение на земле. 10-12 августа была принята новая организация ближнебомбардировочных, штурмовых и истребительных авиаполков. Ближнебомбардировочный полк теперь стоял из трех эскадрилий смешанного состава — две бомбардировочные, одна истребительная эскадрилья и 2 бомбардировщика в управлении полка, всего 32 самолета. Штурмовой авиаполк также смешанного состава насчитывал 33 самолета (две эскадрильи самолетов Ил-2, звено самолетов Су-2, одна эскадрилья истребителей). Истребительный полк должен был состоять из трех эскадрилий и двух самолетов управления полка, всего из 32 самолетов. В связи с большими потерями и трудностями восполнения самолетного парка, особенно самолетами новых типов, организация была вновь пересмотрена. С 20 августа 1941 г. авиационные полки, на вооружение которых поступали самолеты новых типов (Пе-2, Ил-2, Як-1 и т. д.), а позднее и большинство других полков, стали формироваться однородными, состоящими из двух эскадрилий и двух самолетов в управлении полка, всего 20 самолетов. К весне 1943 г. многие авиационные полки состояли из трех эскадрилий. Истребительный авиаполк состоял из трех эскадрилий по 9 самолетов и 4-5 самолетов в управлении полка, всего из 31-32 самолетов. В середине 1943 г. в истребительном полку насчитывалось 34 самолета в составе трех эскадрилий по 10 истребителей и по 4 самолета в управлении полка. В конце 1943 г. бомбардировочные полки состояли из трех эскадрилий и двух самолетов в управлении полка (32 боевых самолета). Штурмовой авиаполк состоял из трех эскадрилий и четырех самолетов в управлении полка (40 боевых самолетов), истребительный авиаполк — из трех эскадрилий и 4 самолетов в управлении полка (40 боевых самолетов). Кроме того, в каждом авиаполку имелся 1 самолет связи и 1 самолет с двойным управлением (там, где была необходимость в таком самолете). В авиации ВМФ смешанные авиаполки встречались и в 1942, и 1943 г.

Авиабригада. Основное тактическое подразделение ВВС РККА до 1938-1940 гг. Первые авиабригады стали формироваться в 1927 г. и состояли из трех-четырех эскадрилий. Существовали бомбардировочные, штурмовые, истребительные авиабригады. Упраздненные в 1938-1940 гг. в связи с переходом на полковую организацию, они остались в составе ВМФ и учебных подразделениях. Авиабригады ВМФ состояли из двух авиаполков.

Авиагруппа. Временное формирование под единым командованием. 21 июля 1941 г. началось создание штатных резервных авиационных групп (РАГ), которые находились в подчинении Ставки Верховного Главнокомандования и предназначались для решения самостоятельных задач и для помощи ВВС фронтов. В авиагруппу входили от четырех до пяти авиаполков (60-100 самолетов). Осенью 1941 г. создавались временные (не штатные) авиационные резервные группы из частей фронтовой авиации и вновь формируемых авиаполков. С марта по мaй 1942 года были созданы десять ударных авиационных групп (УАГ) смешанного состава от трех до восьми авиаполков, в том числе и тяжелобомбардировочных. Авиагруппы действовали до начала июня 1942 г. и позднее ее как подразделения гидроавиации ВМФ и транспортной авиации.

Авиадивизия. Первые были образованы во второй половине 1940г., командование ВВС старалось учесть «чужой» опыт Второй Мировой войны в Европе и «своей» войны с Финляндией. Дивизия стала основным тактическим соединением ВВС РККА. Как правило, авиадивизия состояла трех-четырех полков, в некоторых пяти-шести авиаполков и насчитывала до 350 самолетов. Существовали однородные (бомбардировочные, истребительные) и смешанные (истребительно-штурмовые и истребительно бомбардировочные) авиадивизии время войны, примерно до 1943 года встречались смешанные дивизии состоявшие из штурмовых и бомбардировочных полков. В июле 1941 было признано целесообразным постепенно перейти к организации двухполкового состава, но вместе с тем встречались авиадивизии из трех, четырех и пяти авиаполков. В мае-июне 1942 г. были созданы штурмовые авиадивизии, состоявшие из двух — четырех штурмовых авиаполков (численностью до 80 самолетов), и ночные ближнебомбардировочные авиадивизии. В конце 1943 г. большинство авиадивизий перешли на трехполковой состав (от 100 до 120 самолетов).

Авиакорпус. Формирование авиационных корпусов началось в СССР еще в 1933 г., когда объединением двух-четырех бригад дальнебомбардировочной авиации получали корпуса ДБА. В ноябре 1940 г. в составе корпусов ДБА находилось две авиадивизии. В начале Великой Отечественной войны в каждом корпусе ДБА было сформировано по одной истребительной авиадивизии дальнего сопровождения. В июне-августе 1941 г. корпуса ДБА были расформированы, а 30 апреля 1943 г. организованы вновь. В их составе находились две авиадивизии. В августе-сентябре 1942 г. началось формирование авиакорпусов резерва Верховного Главнокомандования. Создавались однородные и смешанные авиакорпуса двух и более дивизионного состава. В корпусе насчитывалось от 120 до 270 самолетов. Смешанные авиакорпуса включали две истребительные и одну штурмовую или бомбардировочные авиадивизии. В дальнейшем от организации смешанных авиакорпусов отказались, а часть уже имевшихся была переведена в однородные. В 1941 г. началось формирование истребительных авиационных корпусов ПВО, состоявших из двух-трех истребительных авиадивизий.

Армия. В январе 1936 г. на основе авиационных бригад тяжелых бомбардировщиков, дислоцировавшихся в европейской части СССР, была создана авиационная армия особого назначения (АОН-1). 15 марта 1937 г. На Дальнем Востоке была сформирована АОН-2. Позднее в Северокавказском военном округе образована АОН-3.Вначале штатная структура и состав АОН были неодинаковыми. Только апреля 1937 г. была установлена единая организация, которая включала две тяжелобомбардировочные одну, легкобомбардировочную и одну истребительную авиабригады. Подчинялись АОН непосредственно Главному Командованию. 5 ноября 1940 г., вскоре после войны Финляндией, АОН были упразднена как не оправдавшие себя в боевой обстановке. 5 мая 1942 г. приказом НКО СССР была создана 1-я воздушная армия объединившая армейскую и фронтовую авиацию Западного фронта, армия включала в себя две истребительные авиадивизии (по четыре истребительных авиаполка) две смешанные авиадивизии (каждая имела в составе два истребительных авиаполка, два штурмовых и один бомбардировочный авиаполк), учебно-тренировочный авиаполк, дальнеразведывательную авиаэскадрилью, эскадрильи связи и ночной ближнебомбардировочный авиаполк. В течение 1942 г. были реорганизованы в воздушные армии все остальные ВВС действующих фронтов. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 13, 14, 15, 16 и 17-я воздушные армии). В декабре 1944 г. подразделения АДД были сведены в воздушную армию, которая получила обозначение 18 ВА. 1 июля 1942 г. началось формирование двух истребительных и одной бомбардировочной авиационной армии. Предполагалось, что каждая будет включать три-пять авиадивизий и насчитывать по 200-300 самолетов. Практически была создана и приняла участие в боевых действиях только 1-я Истребительная авиационная армия. Серьезные недостатки организационной структуры авиационной армии и практика боевых действий показали, что иметь в составе одного фронта воздушную и авиационную армии нецелесообразно. Выбор был сделан в пользу воздушной армии как высшей формы оперативного объединения. Вместо авиационных армий, резервных и ударных авиационных групп было решено создавать авиационные корпуса и отдельные авиационные дивизии РВГК (Резерва Верховного Главнокомандования).

Метки: ВВС

ajerodromkolezhma.ru

Авиационный полк — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 марта 2017; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 марта 2017; проверки требуют 6 правок.

Авиационный полк — авиационное формирование (воинская часть, полк), основная тактическая единица военно-воздушных сил (ВВС) вооружённых сил государства, предназначенная для решения тактических и оперативно-тактических задач.

История[ | ]

СССР[ | ]

В советских ВВС авиационные полки впервые созданы в 1938 году, так как авиация военных округов и флотов была переведена с бригадной на полковую и дивизионную организацию. Основной тактической единицей стал авиационный полк (60 — 63 самолёта).

К началу Великой Отечественной войны в ВВС авиационные полки состояли из 4—5 эскадрилий общей численностью до 60 самолётов. По мере накопления боевого опыта в ходе войны авиационные полки стали включать по три эскадрильи и насчитывали 32 самолёта (бомбардировочный авиационный полк) или 40 самолётов (истребительный и штурмовой авиационный полк).

Участие авиационных полков в боевых действиях во время Великой Отечественной войны отражено в перечнях, разработанных Институтом военной истории Генерального штаба Вооруженных Сил:

  • Авиационные полки ВВС, принимавшие участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны включены в Перечень № 12 авиационных полков Военно-воздушных сил Красной армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.[1].
  • Авиационные полки ПВО, принимавшие участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны включены в Перечень № 11 соединений, частей и подразделений войск ПВО страны, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.[2].
  • Авиационные полки авиации дальнего действия, принимавшие участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны включены в Перечень № 9 соединений и частей авиации дальнего действия[3].
  • Авиационные полки авиации военно-морского флота — в соответствующих перечнях Флотов[4][5][6].

Виды и типы[ | ]

899-й гвардейский Оршанский дважды Краснознаменный ордена Суворова штурмовой авиационный полк им. Ф. Э. Дзержинского. Боевое знамя.

По своему типу авиационные полки бывают (или были)[7]:

  • (),
  • ,
  • корабельные (истребительные, штурмовые, вертолётные)
  • ,
  • истребительные (в т.ч ПВО),
  • штурмовые,
  • ,
  • (дальне-разведывательные),
  • армейской авиации,
  • ,
  • ,
  • учебные
  • специального назначения
  • и некоторые др.

По своей подчиненности авиационные полки бывают:

Состав[ | ]

Авиационный полк состоит из:

Как правило, авиационный полк оснащён однотипными летательными аппаратами по основному предназначению полка. В состав полка может включаться звено, отряд, максимум — эскадрилья вспомогательных или транспортных летательных аппаратов. Если же полк штатно комплектуется разнородной авиационной техникой, то он носит название смешанного[7]. Однако, в войсках ПВО СССР существовали авиационные полки, вооруженные различными типами самолётов-истребителей, однако такой полк имел наименование обычного полка

encyclopaedia.bid

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *