Броненосец-монитор «Уаскар»: злоключения надежды перуанского флота: y4astkoviu — LiveJournal



Зачастую самый совершенный боевой корабль своего времени «тянет лямку» тихо и незаметно, постепенно устаревает морально и физически, исключается из состава флота и остается от него только строка в справоч­нике.
Но случается и наоборот — неказистый кораблик второстепенной морской державы вдруг «вплывает» на страницы газет, ему посвящаются целые книги. К числу подобных кораблей с полным правом можно отнести перуанский броненосец «Уаскар» , названный в честь вождя инков.

Морская война за пустыню
Вторая тихоокеанская война началась 5 апреля 1879 года. Её причиной послужило желание Чилийской селитряной компании прибрать к рукам месторождения селитры, которые находились в боливийской и перуанской частях самой засушливой на планете пустыни Атакама. С самого начала боевых действий было понятно, что захватить и удержать пустынные территории с жестоким климатом, расположенные вдоль тихоокеанского побережья, невозможно без достижения господства на море.

Флагманом флота Перу был монитор «Уаскар», построенный в английском Биркенхеде в 1865 году. Корабль, названный в честь предпоследнего правителя империи инков, был заказан перуанцами для участия в Первой тихоокеанской войне, в ходе которой Перу и Чили противостояли бывшей метрополии — Испании.

Для своих небольших размеров «Уаскар» был неплохо бронирован, а его вооружение состояло из двух нарезных дульнозарядных орудий калибром 10 дюймов, размещённых во вращающейся башне, и трёх пушек поменьше по бортам и на корме. Судно было так же вооружено тараном и, кроме парового двигателя, имело оснащение двухмачтовой бригантины. Для ближнего боя на мониторе имелась картечница Гатлинга.

Схема «Уаскара»: 1 – пик фала; 2 – марс и картечница Гатлинга; 3 – компас; 4 — кормовое 12-фунтовое орудие; 5 – шканцы; 6 – перо руля; 7 – винт; 8 – угольные ямы; 9 – главная палуба; 10 – таран; 11 – бак; 12 – трубы вентиляции; 13 – орудия главного калибра; 14 — башня; 15 – боевая рубка; 16 – дымовая труба; 17 – 40-фунтовое орудие; 18 – грот-мачта; 19 – рея.

К окончанию боевых действий с испанцами «Уаскар» опоздал, и его первыми настоящими противниками стали британцы. В 1877 году часть экипажа монитора поддержала мятеж опального политика Николаса де Пьеролы против правительства Перу и, воспользовавшись отсутствием на борту командира, увела судно в море. Там оно вынуждено было пополнять запасы угля, останавливая встречные суда, большинство из которых принадлежали британской Pacific Navigation Company.

Чтобы пресечь беззаконие, англичане направили против «Уаскара» фрегат «Шах» и корвет «Аметист», которые не несли брони, но обладали орудиями, теоретически способными поражать монитор.

Исход боя между этими судами оказался обескураживающим. «Уаскар» не сумел нанести ущерба противнику, но выдержал два с половиной часа ожесточённого обстрела и даже смог уклониться от первой в истории торпедной атаки.

В марте 1879 года на капитанский мостик «Уаскара» возвращается адмирал Мигель Грау Семинарио, уже командовавший монитором с 1868 по 1876 год. С именем этого человека связан звёздный час «Уаскара» во Второй тихоокеанской войне.


Контр-адмирал Мигель Грау Семинарио (1834–1879), командир «Уаскара» и национальный
герой Перу. За гуманное отношение к противнику получил прозвище «Рыцарь морей»

Абордаж против тарана
Боливия (союзница Перу) не располагала собственным флотом, а чилийский флот был сильнее перуанского. Основу его мощи составляли два однотипных казематных броненосца британской постройки, «Кокран» и «Бланко Энкалада». Несмотря на более архаичную по сравнению с башенным «Уаскаром» конструкцию, они превосходили последнего по водоизмещению, незначительно в скорости и очень существенно — в броневой защите. Грау небезосновательно полагал, что снаряды, выпущенные из 9-дюймовых орудий оппонентов, способны поражать его корабль, а «Уаскар» не сможет ответить им взаимностью. Оставалось одно: как можно дольше избегать встречи с опасными противниками.

С первых дней войны чилийцы захватили инициативу. Их эскадра безнаказанно обстреливала прибрежные города и железнодорожные линии, охотилась за транспортными судами. 16 мая чилийцы направили основные силы своего флота на север, к главной военно-морской базе Перу Кальяо, чтобы уничтожить или блокировать вражеский флот, а затем начать наступление на суше. Но в тот же самый день перуанские монитор «Уаскар» и броненосец «Индепенденсия» покинули Кальяо и двинулись на юг. Противники разминулись в море, не заметив друг друга. Вскоре президент Перу получил известия о том, что южный перуанский порт Икике блокирован неприятелем, после чего отдал приказ Грау снять блокаду.


Броненосец «Уаскар» на картине 1866 года.Силы чилийцев у Икике состояли из трёх слабейших судов их эскадры: корвета «Эсмеральда», шхуны «Кавадонга» и транспорта «Ламар». Все они были деревянными, со слабой артиллерией, а «Эсмеральда» ещё и с основательно изношенными машинами, которые требовали срочного ремонта. Командиром всех этих сил был капитан «Эсмеральды» Артуро Прат.

Когда 21 мая 1879 года на горизонте показались корабли перуанцев, «Ламар» поднял американский флаг и заблаговременно ретировался с поля боя. Его примеру последовала «Кавадонга», за которой (как оказалось впоследствии, на свою беду) устремилась «Индепенденсия». Но «Эсмеральда» с её 6 узлами скорости против 11 у «Уаскара» не имела шансов уйти и вынуждена была принять бой.


Корвет «Эсмеральда», фото 1879 года. Сначала на «Эсмеральде» взорвались два паровых котла, из-за чего её скорость упала до 2 узлов, и Прат занял позицию в 200 метрах от берега. Комендант перуанского порта сообщил Грау, что вокруг «Эсмеральды» якобы стоит минное заграждение. Опасаясь подходить к корвету ближе, чем на 500 метров, «Уаскар» вступил с ним в артиллерийскую дуэль, которая длилась полтора часа без особых результатов. Снаряды «Уаскара» летели с перелётами, а «Эсмеральда» не могла пробить броню монитора.

Спустя какое-то время перуанский генерал, командовавший гарнизоном в Икике, приказал доставить на пляж 4 тяжёлых орудия и открыть огонь по чилийцам. Чтобы уйти из-под перекрёстного обстрела, Прат решил передвинуть «Эсмеральду» немного севернее.
Но этот манёвр открыл Грау, что слухи о минном заграждении не соответствуют действительности, и он двинул «Уаскар» на таран, который в то время считался одним из важнейших тактических приёмов в морском бою.

Столкновение сопровождалось артиллерийскими залпами с обеих сторон и десятками убитых и раненых среди чилийцев. Артуро Прат, которому не откажешь в доблести, с револьвером в одной руке и саблей в другой перепрыгнул на палубу «Уаскара»; за ним последовало всего два моряка, причём один из них не рассчитал силы и упал в воду. Тремя выстрелами в упор Прат убил юного перуанского лейтенанта Хорхе Веларде. Он и стал единственной жертвой сражения со стороны перуанцев. Сам Прат тут же замертво упал, пробитый градом пуль.

Грау рассчитывал на сдачу «Эсмеральды», но её офицеры прибили флаг к мачте и продолжили сопротивление. Последовали ещё два таранных удара от «Уаскара» и новая попытка абордажа со стороны чилийцев, которая была отбита огнём картечницы.


«Уаскар» таранит «Эсмеральду» в бою при Икике 21 мая 1879 годаПосле третьего удара «Эсмеральда» начала быстро погружаться в воду. Бой закончился, и перуанцы начали спасать уцелевших чилийцев. Сами они потеряли одного человека убитым и семерых ранеными, потери чилийцев были куда тяжелее — 143 погибших и 57 пленных.

Однако радость победы для Мигеля Грау омрачилась неожиданной гибелью «Индепенденсии», на которую он так рассчитывал. Ведь по огневой мощи она даже превосходила «Уаскар». В погоне за «Кавадонгой» перуанский броненосец сел на скалы 9 милями южнее, и Грау, сняв его экипаж, вынужден был добить «Индепенденсию».

Звёздный час «Уаскара»
Чилийцы не считали бой у Икике своим поражением. После гибели «Индепенденсии» баланс сил ещё больше склонился в их пользу. К тому же, у них появился национальный герой, которым с полным основанием мог гордиться любой флот — Артуро Прат. Но главные неприятности для Чили только начинались.

«Уаскар» вернулся в Кальяо 7 июня, успев за две недели захватить или уничтожить несколько чилийских судов, выиграть бой против батарей береговой артиллерии в Антофагасте, перерезать подводный кабель, связывавший этот город с Чили, и избежать преследования со стороны «Кокрана» и «Бланко Энкалады». В течение месяца перуанский монитор находился в ремонте. Грау, как мог, старался повысить его боеспособность. Чтобы улучшить сектор стрельбы он приказал убрать фок-мачту, повреждённую в бою с «Эсмеральдой», перекрасить судно в серый, менее заметный цвет, перенести картечницу с палубы на защищённый бронёй марс. А главное, экипаж усилили опытные артиллеристы, британцы и греки.


Центральная артиллерийская башня броненосца.В июле «Уаскар» снова вышел в море и одержал свою самую громкую победу в крейсерской войне. Вместе с корветом «Юнион» он взял на абордаж транспорт «Римак» и захватил в плен целый кавалерийский полк из 258 человек с лошадьми, вооружением и амуницией. Такой удар вызвал отставку правительства Чили и смену командующего флотом.

В августе Мигель Грау безуспешно пытался найти и уничтожить чилийские броненосцы «Кокран» (по данным разведки, у него произошла поломка машин) и «Бланко Энкалада». Против последнего «Уаскар» должен был применить секретное оружие — торпеды американца Джона Луиса Лэя, управляемые дистанционно по электрическим проводам.
В 1872 году торпеду принял на вооружение флот США, а единственная возможность опробовать её в бою выпала на долю «Уаскара». К сожалению для перуанцев, запуск торпеды по «Кокрану» прошёл неудачно, а «Бланко Энкалада» вообще не находился в порту Антофагасты. Он получил отсрочку, но в 1891 году, уже во время гражданской войны в Чили, «Бланко Энкалада» стал первым в истории броненосным кораблём, уничтоженным торпедной атакой. По иронии судьбы, в этот момент «Уаскар» находился неподалёку.

Последний бой Мигеля Грау
За четыре месяца крейсерской войны «Уаскар» потопил шестнадцать транспортов противника и захватил шесть, вернул два ранее захваченных перуанских корабля, обстрелял ряд портов и городов. Успешные действия одного монитора сковывали наступление чилийской армии, и военно-морское командование Чили не собиралось с этим мириться.

4 октября 1879 года монитор «Уаскар» и корвет «Юнион» были обнаружены в районе чилийского города Уаско, два дня спустя — севернее, возле Чаньяраля. Эскадра Чили в это время находилась ещё севернее, у Антофагасты и Мехильонеса.
Она подразделялась на два дивизиона по три корабля в каждом: 1-й, во главе с командующим чилийским флотом Гальварино Риверосом, на «Бланко Энкаладе», и 2-й, более манёвренный, под командованием капитана Хуана Хосе Латорре на «Кокране». Командованию флота было очевидно, что Грау идёт на север, и Риверос с Латорре разработали план по уничтожению «Уаскара». Согласно этому плану, 1-й дивизион должен был курсировать у побережья рядом с Антофагастой, а второй — находиться в море севернее, на расстоянии 20 миль от берега.


Схема сражения у мыса Ангамос 8 октября 1879 года Ночью 8 октября «Уаскар» и «Юнион» вошли в залив Антофагасты и, не найдя там целей, двинулись дальше на север.
В 3:30 утра Грау и Риверос обнаружили друг друга. Чтобы уклониться от встречи, «Уаскар» взял курс на юго-запад, а затем повернул на север. 1-й дивизион чилийцев преследовал его, но явно отставал. Ситуация решительно изменилась, когда на северо-западе появились дымы 2-го дивизиона.

Против 11 узлов «Уаскара» «Кокран» дал 12, и расстояние между судами начало сокращаться.
В 9:40 пушки «Уаскара» открыли огонь с дистанции в 1000 метров и сумели добиться 5 попаданий, из которых одно не пробило брони, а остальные не повлияли на боеспособность «Кокрана».

Ответный огонь чилийцев с 200 метров был куда более сокрушительным. Одно из первых попаданий вывело из строя 12 человек, которые вручную поворачивали артиллерийскую башню «Уаскара», и повредило поворотный механизм. За время боя перуанский монитор дважды получал повреждения руля.

В 10:00 снаряд попал в боевую рубку «Уаскара», где находился контр-адмирал Грау, и убил его. Было повреждено одно из 10-дюймовых орудий перуанцев. «Уаскар», «Кокран» и «Бланко Энкалада» пытались таранить друг друга, но промахивались, причём последний едва не столкнулся с союзником. Командование горящим и искалеченным монитором менялось уже четвёртый раз, когда случилась новая беда — упал уровень воды в одном из котлов, и судно начало терять ход.
Лейтенант Педро Гаресон, занявший пост командира «Уаскара», отдал приказ открыть кингстоны и затопить судно. Когда абордажная партия чилийцев ворвалась на корабль и закрыла клапаны, вода в трюме поднялась уже на 1,2 метра.


​«Уаскар» (в центре) под обстрелом «Кокрана» и «Бланко Энкалады» Долгое время поражение Мигеля Грау у мыса Ангамос объясняли отсутствием у «Уаскара» бронебойных снарядов Палисьера, которые эффективно использовали его противники. Однако впоследствии выяснилось, что «Уаскар» располагал ими. Другое дело что пробивная способность его орудий была ниже, а толщина брони меньше, чем у чилийских броненосцев.
Сыграла свою роль лучшая подготовка чилийских артиллеристов и серия роковых для «Уаскара» попаданий, которых они сумели добиться. Но главный урок боя у Ангамоса заключается в том, что как бы не был хорош одиночный корабль и его командир, рано или поздно он станет жертвой более многочисленного и организованного противника.

Чилийцы отремонтировали «Уаскар» и ввели его в состав своего флота. В ходе Второй тихоокеанской войны монитор на стороне чилийцев сражался с перуанским монитором «Манко Капак» и в этом бою вновь потерял командира – чилийского капитана Мануэля Томсона. Также в 1891 году «Уаскар» принял участие в Гражданской войне в Чили на стороне Конгресса.


Фото 1903 года. На закате своей военной карьеры с 1917 по 1930 годы монитор был базой для чилийских подводных лодок, а с 1934 года по наше время является кораблём-памятником.


y4astkoviu.livejournal.com

Броненосец-монитор «Уаскар»: злоключения надежды перуанского флота: karhu53 — LiveJournal

Зачастую самый совершенный боевой корабль своего времени «тянет лямку» тихо и незаметно, постепенно устаревает морально и физически, исключается из состава флота и остается от него только строка в справоч­нике.
Но случается и наоборот — неказистый кораблик второстепенной морской державы вдруг «вплывает» на страницы газет, ему посвящаются целые книги. К числу подобных кораблей с полным правом можно отнести перуанский броненосец «Уаскар» , названный в честь вождя инков.



Морская война за пустыню
Вторая тихоокеанская война началась 5 апреля 1879 года. Её причиной послужило желание Чилийской селитряной компании прибрать к рукам месторождения селитры, которые находились в боливийской и перуанской частях самой засушливой на планете пустыни Атакама. С самого начала боевых действий было понятно, что захватить и удержать пустынные территории с жестоким климатом, расположенные вдоль тихоокеанского побережья, невозможно без достижения господства на море.

Флагманом флота Перу был монитор «Уаскар», построенный в английском Биркенхеде в 1865 году. Корабль, названный в честь предпоследнего правителя империи инков, был заказан перуанцами для участия в Первой тихоокеанской войне, в ходе которой Перу и Чили противостояли бывшей метрополии — Испании.

Для своих небольших размеров «Уаскар» был неплохо бронирован, а его вооружение состояло из двух нарезных дульнозарядных орудий калибром 10 дюймов, размещённых во вращающейся башне, и трёх пушек поменьше по бортам и на корме. Судно было так же вооружено тараном и, кроме парового двигателя, имело оснащение двухмачтовой бригантины. Для ближнего боя на мониторе имелась картечница Гатлинга.

Схема «Уаскара»: 1 – пик фала; 2 – марс и картечница Гатлинга; 3 – компас; 4 — кормовое 12-фунтовое орудие; 5 – шканцы; 6 – перо руля; 7 – винт; 8 – угольные ямы; 9 – главная палуба; 10 – таран; 11 – бак; 12 – трубы вентиляции; 13 – орудия главного калибра; 14 — башня; 15 – боевая рубка; 16 – дымовая труба; 17 – 40-фунтовое орудие; 18 – грот-мачта; 19 – рея.

К окончанию боевых действий с испанцами «Уаскар» опоздал, и его первыми настоящими противниками стали британцы. В 1877 году часть экипажа монитора поддержала мятеж опального политика Николаса де Пьеролы против правительства Перу и, воспользовавшись отсутствием на борту командира, увела судно в море. Там оно вынуждено было пополнять запасы угля, останавливая встречные суда, большинство из которых принадлежали британской Pacific Navigation Company.

Чтобы пресечь беззаконие, англичане направили против «Уаскара» фрегат «Шах» и корвет «Аметист», которые не несли брони, но обладали орудиями, теоретически способными поражать монитор.

Исход боя между этими судами оказался обескураживающим. «Уаскар» не сумел нанести ущерба противнику, но выдержал два с половиной часа ожесточённого обстрела и даже смог уклониться от первой в истории торпедной атаки.

В марте 1879 года на капитанский мостик «Уаскара» возвращается адмирал Мигель Грау Семинарио, уже командовавший монитором с 1868 по 1876 год. С именем этого человека связан звёздный час «Уаскара» во Второй тихоокеанской войне.


Контр-адмирал Мигель Грау Семинарио (1834–1879), командир «Уаскара» и национальный
герой Перу. За гуманное отношение к противнику получил прозвище «Рыцарь морей»

Абордаж против тарана
Боливия (союзница Перу) не располагала собственным флотом, а чилийский флот был сильнее перуанского. Основу его мощи составляли два однотипных казематных броненосца британской постройки, «Кокран» и «Бланко Энкалада». Несмотря на более архаичную по сравнению с башенным «Уаскаром» конструкцию, они превосходили последнего по водоизмещению, незначительно в скорости и очень существенно — в броневой защите. Грау небезосновательно полагал, что снаряды, выпущенные из 9-дюймовых орудий оппонентов, способны поражать его корабль, а «Уаскар» не сможет ответить им взаимностью. Оставалось одно: как можно дольше избегать встречи с опасными противниками.

С первых дней войны чилийцы захватили инициативу. Их эскадра безнаказанно обстреливала прибрежные города и железнодорожные линии, охотилась за транспортными судами. 16 мая чилийцы направили основные силы своего флота на север, к главной военно-морской базе Перу Кальяо, чтобы уничтожить или блокировать вражеский флот, а затем начать наступление на суше. Но в тот же самый день перуанские монитор «Уаскар» и броненосец «Индепенденсия» покинули Кальяо и двинулись на юг. Противники разминулись в море, не заметив друг друга. Вскоре президент Перу получил известия о том, что южный перуанский порт Икике блокирован неприятелем, после чего отдал приказ Грау снять блокаду.


Броненосец «Уаскар» на картине 1866 года.Силы чилийцев у Икике состояли из трёх слабейших судов их эскадры: корвета «Эсмеральда», шхуны «Кавадонга» и транспорта «Ламар». Все они были деревянными, со слабой артиллерией, а «Эсмеральда» ещё и с основательно изношенными машинами, которые требовали срочного ремонта. Командиром всех этих сил был капитан «Эсмеральды» Артуро Прат.

Когда 21 мая 1879 года на горизонте показались корабли перуанцев, «Ламар» поднял американский флаг и заблаговременно ретировался с поля боя. Его примеру последовала «Кавадонга», за которой (как оказалось впоследствии, на свою беду) устремилась «Индепенденсия». Но «Эсмеральда» с её 6 узлами скорости против 11 у «Уаскара» не имела шансов уйти и вынуждена была принять бой.


Корвет «Эсмеральда», фото 1879 года.Сначала на «Эсмеральде» взорвались два паровых котла, из-за чего её скорость упала до 2 узлов, и Прат занял позицию в 200 метрах от берега. Комендант перуанского порта сообщил Грау, что вокруг «Эсмеральды» якобы стоит минное заграждение. Опасаясь подходить к корвету ближе, чем на 500 метров, «Уаскар» вступил с ним в артиллерийскую дуэль, которая длилась полтора часа без особых результатов. Снаряды «Уаскара» летели с перелётами, а «Эсмеральда» не могла пробить броню монитора.

Спустя какое-то время перуанский генерал, командовавший гарнизоном в Икике, приказал доставить на пляж 4 тяжёлых орудия и открыть огонь по чилийцам. Чтобы уйти из-под перекрёстного обстрела, Прат решил передвинуть «Эсмеральду» немного севернее.
Но этот манёвр открыл Грау, что слухи о минном заграждении не соответствуют действительности, и он двинул «Уаскар» на таран, который в то время считался одним из важнейших тактических приёмов в морском бою.

Столкновение сопровождалось артиллерийскими залпами с обеих сторон и десятками убитых и раненых среди чилийцев. Артуро Прат, которому не откажешь в доблести, с револьвером в одной руке и саблей в другой перепрыгнул на палубу «Уаскара»; за ним последовало всего два моряка, причём один из них не рассчитал силы и упал в воду. Тремя выстрелами в упор Прат убил юного перуанского лейтенанта Хорхе Веларде. Он и стал единственной жертвой сражения со стороны перуанцев. Сам Прат тут же замертво упал, пробитый градом пуль.

Грау рассчитывал на сдачу «Эсмеральды», но её офицеры прибили флаг к мачте и продолжили сопротивление. Последовали ещё два таранных удара от «Уаскара» и новая попытка абордажа со стороны чилийцев, которая была отбита огнём картечницы.


«Уаскар» таранит «Эсмеральду» в бою при Икике 21 мая 1879 годаПосле третьего удара «Эсмеральда» начала быстро погружаться в воду. Бой закончился, и перуанцы начали спасать уцелевших чилийцев. Сами они потеряли одного человека убитым и семерых ранеными, потери чилийцев были куда тяжелее — 143 погибших и 57 пленных.

Однако радость победы для Мигеля Грау омрачилась неожиданной гибелью «Индепенденсии», на которую он так рассчитывал. Ведь по огневой мощи она даже превосходила «Уаскар». В погоне за «Кавадонгой» перуанский броненосец сел на скалы 9 милями южнее, и Грау, сняв его экипаж, вынужден был добить «Индепенденсию».

Звёздный час «Уаскара»
Чилийцы не считали бой у Икике своим поражением. После гибели «Индепенденсии» баланс сил ещё больше склонился в их пользу. К тому же, у них появился национальный герой, которым с полным основанием мог гордиться любой флот — Артуро Прат. Но главные неприятности для Чили только начинались.

«Уаскар» вернулся в Кальяо 7 июня, успев за две недели захватить или уничтожить несколько чилийских судов, выиграть бой против батарей береговой артиллерии в Антофагасте, перерезать подводный кабель, связывавший этот город с Чили, и избежать преследования со стороны «Кокрана» и «Бланко Энкалады». В течение месяца перуанский монитор находился в ремонте. Грау, как мог, старался повысить его боеспособность. Чтобы улучшить сектор стрельбы он приказал убрать фок-мачту, повреждённую в бою с «Эсмеральдой», перекрасить судно в серый, менее заметный цвет, перенести картечницу с палубы на защищённый бронёй марс. А главное, экипаж усилили опытные артиллеристы, британцы и греки.


Центральная артиллерийская башня броненосца.В июле «Уаскар» снова вышел в море и одержал свою самую громкую победу в крейсерской войне. Вместе с корветом «Юнион» он взял на абордаж транспорт «Римак» и захватил в плен целый кавалерийский полк из 258 человек с лошадьми, вооружением и амуницией. Такой удар вызвал отставку правительства Чили и смену командующего флотом.

В августе Мигель Грау безуспешно пытался найти и уничтожить чилийские броненосцы «Кокран» (по данным разведки, у него произошла поломка машин) и «Бланко Энкалада». Против последнего «Уаскар» должен был применить секретное оружие — торпеды американца Джона Луиса Лэя, управляемые дистанционно по электрическим проводам.
В 1872 году торпеду принял на вооружение флот США, а единственная возможность опробовать её в бою выпала на долю «Уаскара». К сожалению для перуанцев, запуск торпеды по «Кокрану» прошёл неудачно, а «Бланко Энкалада» вообще не находился в порту Антофагасты. Он получил отсрочку, но в 1891 году, уже во время гражданской войны в Чили, «Бланко Энкалада» стал первым в истории броненосным кораблём, уничтоженным торпедной атакой. По иронии судьбы, в этот момент «Уаскар» находился неподалёку.

Последний бой Мигеля Грау
За четыре месяца крейсерской войны «Уаскар» потопил шестнадцать транспортов противника и захватил шесть, вернул два ранее захваченных перуанских корабля, обстрелял ряд портов и городов. Успешные действия одного монитора сковывали наступление чилийской армии, и военно-морское командование Чили не собиралось с этим мириться.

4 октября 1879 года монитор «Уаскар» и корвет «Юнион» были обнаружены в районе чилийского города Уаско, два дня спустя — севернее, возле Чаньяраля. Эскадра Чили в это время находилась ещё севернее, у Антофагасты и Мехильонеса.
Она подразделялась на два дивизиона по три корабля в каждом: 1-й, во главе с командующим чилийским флотом Гальварино Риверосом, на «Бланко Энкаладе», и 2-й, более манёвренный, под командованием капитана Хуана Хосе Латорре на «Кокране». Командованию флота было очевидно, что Грау идёт на север, и Риверос с Латорре разработали план по уничтожению «Уаскара». Согласно этому плану, 1-й дивизион должен был курсировать у побережья рядом с Антофагастой, а второй — находиться в море севернее, на расстоянии 20 миль от берега.


Схема сражения у мыса Ангамос 8 октября 1879 годаНочью 8 октября «Уаскар» и «Юнион» вошли в залив Антофагасты и, не найдя там целей, двинулись дальше на север.
В 3:30 утра Грау и Риверос обнаружили друг друга. Чтобы уклониться от встречи, «Уаскар» взял курс на юго-запад, а затем повернул на север. 1-й дивизион чилийцев преследовал его, но явно отставал. Ситуация решительно изменилась, когда на северо-западе появились дымы 2-го дивизиона.

Против 11 узлов «Уаскара» «Кокран» дал 12, и расстояние между судами начало сокращаться.
В 9:40 пушки «Уаскара» открыли огонь с дистанции в 1000 метров и сумели добиться 5 попаданий, из которых одно не пробило брони, а остальные не повлияли на боеспособность «Кокрана».

Ответный огонь чилийцев с 200 метров был куда более сокрушительным. Одно из первых попаданий вывело из строя 12 человек, которые вручную поворачивали артиллерийскую башню «Уаскара», и повредило поворотный механизм. За время боя перуанский монитор дважды получал повреждения руля.

В 10:00 снаряд попал в боевую рубку «Уаскара», где находился контр-адмирал Грау, и убил его. Было повреждено одно из 10-дюймовых орудий перуанцев. «Уаскар», «Кокран» и «Бланко Энкалада» пытались таранить друг друга, но промахивались, причём последний едва не столкнулся с союзником. Командование горящим и искалеченным монитором менялось уже четвёртый раз, когда случилась новая беда — упал уровень воды в одном из котлов, и судно начало терять ход.
Лейтенант Педро Гаресон, занявший пост командира «Уаскара», отдал приказ открыть кингстоны и затопить судно. Когда абордажная партия чилийцев ворвалась на корабль и закрыла клапаны, вода в трюме поднялась уже на 1,2 метра.


​«Уаскар» (в центре) под обстрелом «Кокрана» и «Бланко Энкалады»Долгое время поражение Мигеля Грау у мыса Ангамос объясняли отсутствием у «Уаскара» бронебойных снарядов Палисьера, которые эффективно использовали его противники. Однако впоследствии выяснилось, что «Уаскар» располагал ими. Другое дело что пробивная способность его орудий была ниже, а толщина брони меньше, чем у чилийских броненосцев.
Сыграла свою роль лучшая подготовка чилийских артиллеристов и серия роковых для «Уаскара» попаданий, которых они сумели добиться. Но главный урок боя у Ангамоса заключается в том, что как бы не был хорош одиночный корабль и его командир, рано или поздно он станет жертвой более многочисленного и организованного противника.

Чилийцы отремонтировали «Уаскар» и ввели его в состав своего флота. В ходе Второй тихоокеанской войны монитор на стороне чилийцев сражался с перуанским монитором «Манко Капак» и в этом бою вновь потерял командира – чилийского капитана Мануэля Томсона. Также в 1891 году «Уаскар» принял участие в Гражданской войне в Чили на стороне Конгресса.

karhu53.livejournal.com

Броненосец «Уаскар». 100 великих кораблей

Броненосец «Уаскар»

Зачастую самый совершенный боевой корабль своего времени «тянет лямку» тихо и незаметно, постепенно устаревает морально и физически, исключается из состава флота и остается от него только строка в справочнике. Но случается и наоборот – неказистый кораблик второстепенной морской державы вдруг «вплывает» на страницы газет, ему посвящаются целые книги. К числу подобных кораблей с полным правом можно отнести перуанский броненосец «Уаскар» (Huascar, чаще его называют «Хуаскар»), названный в честь вождя инков.

Стремление Перу усилить свой флот было обусловлено крайне неприязненными отношениями с бывшей метрополией; в конечном итоге между Испанией, с одной стороны, и Чили и Перу, с другой, разразилась Первая Тихоокеанская война.

«Уаскар» строился на заводе Лэрда в Биркенхеде (Англия). Он был заказан в 1864 г., спущен на воду 7 октября 1865 г. и вступил в строй в следующем году. Корабль представлял собой низкобортный башенный броненосец полным водоизмещением 2030 т, длиной 59,43 м, шириной 10,66 м, осадкой 4,6 м. Максимальная скоростью хода —12,3 узла. Вооружение состояло из дульнозарядных орудий системы Армстронга: двух установленных в башне 10 дюймовых 12,5 тонных, называемых по весу снаряда 300 фунтовыми, двух стоявших на шканцах 40 фунтовых и одного 12 фунтового. Позднее на корабле появилась картечница Гатлинга. Броня (железная): пояс – 4,5 дюйма, башня – 5,5 дюймов. Экипаж (по штату) – 135 человек.

После завершения постройки «Уаскар» с «Индепенденсией» (еще одним броненосцем, созданным для перуанского флота английскими корабелами) отправились к берегам Южной Америки. Плавание получилось непростым, корабли столкнулись между собой, после чего их пришлось ремонтироваться в Рио-де-Жанейро. Но зато «Уаскакр» смог в Южной Атлантике захватить два испанских торговых парусника. Пройдя Магеллановым проливом, броненосцы летом 1866 г. пришли в один из чилийских портов, но к этому времени боевые действия завершились.

Следующие 11 лет в судьбе «Уаскара» не происходило никаких примечательных событий. Все изменилось 6 мая 1877 г., когда спокойно стоявший в Кальяо броненосец захватили противники тогдашнего президента Перу. Они воспользовались тем, что капитан и часть команды находились на берегу. Не поднимая лишнего шума, мятежники под парусами вышли в море, они собирались идти в Чили и там принять на борт своего лидера – Пьеролу. Но угля на переход до Чили не хватало, поэтому пришлось заняться «самоснабжением», отбирая топливо у встреченных в море судов. А поскольку значительную часть перевозок вдоль Тихоокеанского побережья осуществляли пароходы принадлежавшей британским подданным Тихоокеанкой навигационной компании, то получилось форменное пиратство. Этого англичане терпеть не пожелали и командующий британской Тихоокеанской станцией контр-адмирал де Хорсей начал охоту на мятежный корабль.

«Уаскар»

Не осталось безучастным и правительство Перу, против «Уаскара» была выслана правительственная эскадра в составе броненосца «Индепенденсия», монитора «Атауальпа» (шел на буксире парохода), корвета «Унион» и канонерской лодки «Пилкомайо». После того как 28 мая десант с «Уаскара» захватил город Писагуа, он был застигнут «Индепенденсией», корветом и канонеркой. Произошел «грандиозный» бой, в результате которого «Уаскар» практически не получил повреждений, а из его противников пострадала «Индепенденсия», в которую попал один тяжелый снаряд.

Уже на следующий день у Ило «Уаскар» встретился с более опасным противником: британскими фрегатом «Шах» (флаг де Хорсея) и корветом «Аметист». Это были небронированные крейсера, имевшие, однако, сильное вооружение, причем «Шах» по водоизмещению примерно в три раза превосходил «перуанца». Тем не менее мятежники сдаваться отказались, после чего начался бой.

Английские артиллеристы стреляли хорошо, хотя им заметно мешало опасение угодить снарядом в город. Перуанский корабль, на котором не действовало одно из тяжелых орудий, так ни разу и не попал в своих противников, в то время как его буквально засыпали снарядами. Но изготовленная в Британии броня неплохо выдержала испытание, из примерно 70 попавших в цель снарядов лишь один, выпущенный с «Шаха», пробил пояс «Уаскара» (по иронии судьбы, не бронебойный, а фугасный). Выпущенная с фрегата (впервые в истории!) торпеда в цель не попала. Внешне избитый броненосец выглядел ужасно, но серьезных повреждений не имел и благополучно ускользнул на мелководье. Тогда де Хорсей решил уничтожить его с помощью катеров, вооруженных торпедой и шестовыми минами, но мятежники успели сдаться правительственной эскадре и атака не состоялась.

В 1879 г. началась Вторая Тихоокеанская война, на сей раз из-за богатых месторождений селитры схватились Перу и Боливия, с одной стороны, и Чили – с другой. Для начала чилийские корабли блокировали Икике, но спустя некоторое время у города остались только корвет «Эсмеральда», канлодка «Ковадонга» и транспорт. Этим воспользовались перуанцы: 21 мая «Уаскар» под командованием Мигеля Грау и «Индепенденсия» подошли к порту и атаковали врага. «Эсмеральда» пыталась укрыться у берега, но перуанцы обстреляли корвет из полевых орудий, а отойдя мористее, пришлось вступить в безнадежный бой с броненосцем. Перуанцы вновь стреляли не слишком хорошо, но все же смогли добиться попаданий в противника. На «Эсмеральде» взорвались котлы, вышла из строя машина, корабль потерял ход. Тогда броненосец пошел на таран, но первые две попытки оказались не очень удачными – удар приходился по касательной. Лишь с третьего раза корвет удалось отправить на дно. А вот «Индепенденсии» не повезло, во время погони за «Ковадонгой» она села на мель, и после снятия «Уаскаром» экипажа броненосец пришлось уничтожить. Продолжая поход, Грау обстрелял захваченную чилийцами «Антофагасту» и повредил укрывшуюся под берегом «Ковдонгу», а затем счастливо избежал боя с более сильными вражескими броненосцами.

Продвижение чилийских сухопутных войск на север и все снабжение полностью зависели от морских коммуникаций. «Уаскар» же под командованием неутомимого Грау, получившего за победу в Икике звание контр-адмирала, едва не прервал их полностью. Он атаковал корабли и суда, чуть было не отправил на дно канлодку «Магальянес», захватил шесть вражеских судов и отбил два ранее захваченных чилийцами перуанских. Особенно важный успех был одержан 23 июля, когда добычей Грау оказался транспорт «Римак». Он перевозил 260 кавалеристов вместе с лошадьми и снаряжением.

Для борьбы с «Уаскаром» чилийцы собрали все силы. Они сумели привести в хорошее состояние машины своего броненосца «Альмиранте Кохрейн» и теперь могли рассчитывать на успех в случае погони (превосходство в силах у более новых и крупных «Альмиранте Кохрейна» и «Бланко Энккалады» и так было немалым). Но Грау долго оставался неуловимым. Лишь 8 октября «Кохрейн» смог обнаружить противника у Ангамоса. Уйти «Уаскар» не мог, поэтому пришлось принимать бой. Первый выстрел прогремел в 09:25, а вскоре попадания в «перуанца» начали следовать одно за другим. Адмирал Грау был буквально разорван на части вражеским снарядом, один за другим гибли офицеры, вышел из строя рулевой привод. «Кохрейн» попытался пойти на таран, но неудачно. Тем временем к месту боя подошли другие чилийские корабли, включая броненосец «Бланко Энкалада».

В 10:50 командовавший «Уаскаром» лейтенант Гаресон приказал затопить корабль. Однако в момент, когда на броненосце уже открыли кингстоны, часть экипажа решила сдаться. Высадившиеся на борт чилийцы смогли предотвратить затопление. Они отвели трофей в Вальпараисо, где его отремонтировали и модернизировали. Были заменены орудия главного калибра, башня вместо цепного ручного получила механический привод. Уже в конце осени он вошел в состав чилийского флота, участвовал в боях против бывших хозяев и даже был поврежден огнем монитора «Манко Копак», причем чилийский командир был убит.

Во время гражданской войны в Чили в 1891 г. броненосец находился в строю, однако в активных боевых действиях не участвовал. Спустя шесть лет на нем произошла серьезная авария, после чего корабль вывели из боевого состава флота. Однако он еще послужил в качестве вспомогательного судна, например, с 1917 по 1930 г. был плавбазой подводных лодок. В 1934 г. броненосец превратили в корабль-музей. Ему возвращен облик 1870 х гг. И ныне он является памятником «всем погибшим чилийским и перуанским морякам».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

История серии «Almirante Cochrane» | www.korabli.eu

Еще в 1865 году Чили и Перу выступили против своего бывшего «хозяина» — Испании. Война оказа­лась тяжелой для Чили: испанские корабли заблоки­ровали длинную береговую линию своей бывшей ко­лонии и обстреливали главные порты. Это ясно проде­монстрировало чилийскому правительству, что необ­ходимо создавать собственный флот. Начало ему положили однотипные броненосцы «Almirante Cochrane» и «Valparaiso», построенные в Англии по проекту Эдварда Рида.

Они имели солидное для своего времени (и для своих небольших размеров) бронирование и типич­ное для кораблей с центральным казематом располо­жение артиллерии. Имея 6 орудий главного калибра, они могли сосредоточить огонь даже двух из них толь­ко в очень редких случаях, зато в любую точку гори­зонта можно было навести одно орудие. Для того что­бы это оставалось справедливым для носа и кормы, оба борта перед казематом и позади него были среза­ны, как на британском «Alexandra». Такое расположе­ние пушек заставляло броненосцы в бою непрерывно «вертеться», разряжая в противника то одну, то дру­гую пушку.

При модернизации в 1886—89 гг. на обоих броне­носцах установили более современные 203-мм ору­дия Армстронга вместо старых 229-мм, сняли парус­ное вооружение.

«Valparaiso» получил в 1890 г. новое название — «Blanco Encalada». Спустя год в Чили разразилась очередная гражданская война. Как и в Бразилии, флот восстал здесь против президента-диктатора Бальмаседа, но добился гораздо большего успеха. На стороне тирана остались всего несколько небольших кораблей, зато в их число входили торпедные кано­нерские лодки «

Almirante Condell» и «Almirante Linch». В апреле 1891 г. однажды ночью они атаковали стояв­ший на якоре броненосец. Семь торпед прошли мимо, но восьмая отправила корабль на дно. Чилийский броненосец оказался первым в истории, потоплен­ным торпедой.

«Almirante Cochrane» с 1900 г. стал учебным ко­раблем. Тяжелые пушки с него сняли, к 1919 г. он имел лишь 4—120-мм и 2—76-мм орудия. Бывший броненосец вывели в резерв в 1908 г., но сдали на слом только в 1933 г.

Добавить в закладки:

www.korabli.eu

Боевые действия монитора «Huascar» | www.korabli.eu

Боевые действия монитора «Huascar» (май 1877 — октябрь 1879 гг.).

После сражения на Хэмптонском рейде во всем мире началось повальное увлечение мониторами. Одним из самых знаменитых мониторов стал «Huascar», построенный англичанами в 1865 году по заказу перуанского правительства. Забронирован­ный по ватерлинии корабль имел два 10-дюймовых орудия в одной башне и две 40-фунтовые пушки, ус­тановленные открыто на палубе.

В мае 1877 г. в чилийский порт Арика, где нахо­дилась английская военно-морская база, поступило тревожное известие: перуанский монитор «Huascar» преследует и задерживает английские торговые суда. Вечером 22 мая английский броненосный фрегат «Shah» под флагом контр-адмирала Де Хореи вышел в море. Вскоре к нему присоединился корвет «Amethist», и корабли на всех парах двинулись вдоль побережья. 29 мая в час пополудни они настигли «Huascar» в виду маленького прибрежного городка Ило. Чтобы не дать противнику уйти на недосягаемое для английских кораблей мелководье, Де Хореи при­казал командиру «Amethist» отсечь монитор от бере­говой линии, а сам преградил ему выход в море. «Huascar» остановился, и с «Shah» отправили парла­ментера с требованием капитулировать. Перуанские моряки отказались сложить оружие, и как только шлюпка вернулась на фрегат, «Shah» дал холостой выстрел, возвестивший начало боя.

Малые размеры юркого, низко сидящего в воде монитора и опасение попасть снарядами по городу сильно мешали английским артиллеристам, тем не менее они стреляли метко. В «Huascar» попало около 70 снарядов: с него были снесены мостик, шлюп­ки, мачта и труба. Как только стало темнеть, Де Хор-си приказал спустить на воду паровые катера, воору­женные торпедами и шестовыми минами, чтобы до­бить противника. Но под покровом темноты «Huascar» по мелководью ускользнул от англичан.

В истории морских войн немного найдется сра­жений, в которых превосходство одного противника над другим было бы столь значительным и столь без­результатным. Против 200 человек и устаревшего ти­хоходного корабля, вооруженного двумя старыми дульнозарядными 10-дюймовками, англичане выста­вили 800 человек и два современных крейсера, имевшие более 40 орудий калибром от 178 до 229 мм. Неравенство сил усугублялось отвратитель­ной подготовкой перуанских артиллеристов: на про­тяжении почти трехчасового боя они ни разу (!) не попали в английские корабли. «Huascar» остался не­побежденным благодаря своей броне.

Итоги боя ошеломили английских адмиралов. Ведь доказывая необходимость создания «наступа­тельных крейсеров», адмиралтейство утверждало; что благодаря высокой скорости эти крейсеры смогут выбирать такую дистанцию боя, на которой их могучие пушки пробьют любую бро­ню. И вот теперь оказалось, что эти рассуждения были не­верными.

«Huascar» еще раз просла­вился два года спустя в ходе чилийско-перуанской войны. Она началась из-за спора меж­ду Чили и Боливией, не поде­ливших богатую селитрой про­винцию на границе этих госу­дарств. Боливию поддержало Перу, в ответ чилийцы блокиро­вали перуанский порт Икике. В мае 1879 г. командующий чи­лийской эскадрой адмирал Ри­боделло получил сообщение о появлении в море перуанских кораблей. Он тут же поспешил на перехват, оставив возле Икике две де­ревянные канонерки — «Esmeralda» и «Covandonga». Однако противники разошлись в ту­мане, и перуанская эскадра благополучно прибыла в порт Арику. Там-то и выяснилось, что в Икике оста­лись всего два чилийских корабля. Туда немедленно послали монитор «Huascar» под командованием ка­питана Грау и броненосную батарею «Independencia» (14 тяжелых орудий).

Командир «Esmeralda» ка­питан Артур Пратт обнаружил вражеские корабли на рассве­те 21 мая. Понимая, что кано­нерки обречены, Пратт тем не менее приказал изготовиться к бою, решив применить особую тактику.

Во-первых, еще до появле­ния противника он распустил слухи, будто вокруг чилийских кораблей в изобилии наброса­ны мины. Губернатор блокиро­ванного перуанского города поспешил уведомить об этом Грау, и опасение подорваться на мине действительно сильно сковывало действия монитора.

Во-вторых, Пратт поставил «Esmeralda» так близко к бере­говой черте, что снаряды с «Huascar» неизбежно попали бы в городские здания. Однако перуанцы быстро нашли проти­водействие: по «Esmeralda», стоявшей всего в 300 метрах от берега, открыла огонь берего­вая батарея. Ядра ее пушек сразу же вывели на канонерке из строя два котла. «Esme­ralda» ушла с мелководья и двинулась навстречу монитору. В этот момент единственная из сорока бомб, выпущенных «Huascar», попала в цель — она пробила борт кано­нерки и взорвалась в машинном отделении.

В 10.30 «Huascar» решил таранить «Esmeralda», но удар оказался скользящим. Пратт подал команду идти на абордаж и перепрыгнул на монитор, однако его приказ не услышали в грохоте боя, и он оказался на вражеском корабле один. Отказавшегося сдаться в плен Пратта перуанцы застрелили. Вскоре пошла на дно получившая три таранных удара «Esmeralda». Что касается «Covandonga», то ей удалось не только уйти от преследования, но и заманить броненосную батарею на камни, после чего перуанцам пришлось сжечь «Independencia».

Через полгода — 8 октября 1879 г. — она вновь встретилась с «Huascar», на борту которого находил­ся все тот же Грау, но уже в качестве адмирала. Чи­лийские броненосцы «Almirante Cochrane» и «Valparaico» пошли в атаку. Последовала трехчасо­вая погоня, увенчавшаяся полуторачасовым боем, в ходе которого броненосцы выписывали петли вокруг монитора на дистанции всего 1—2 кабельтова, «уго­щая» его то из одного, то из другого орудия.

Что касается скорострельности, то монитор ока­зался на высоте. Он произвел 40 выстрелов в своих противников против их 76, хотя у чилийцев было шестикратное превосходство в артиллерии (12 ору­дий против 2). Однако его артиллеристы стреляли не­достаточно метко: в цель попали только три снаряда, два из которых разбились о броню. Напротив, «Huascar» поразили 25 снарядов, причем 13 из них пробили железную броню монитора.

Недостаточно меткую стрельбу перуанские моря­ки попытались восполнить личным мужеством: от снарядов и от пуль картечниц Гатлинга пали большин­ство их офицеров и командующий флотом, адмирал Грау. Разрыв снаряда буквально разорвал Грау на куски.

Последний оставшийся в живых лейтенант с ре­вольвером в руке долго не давал спустить флаг, но в конце концов дело завершилось сдачей сильно по­врежденного монитора. Чилийцы отбуксировали ко­рабль в Вальпарайсо и после ремонта включили в со­став своего флота. Ныне он сохраняется как ко­рабль-музей.

Добавить в закладки:

www.korabli.eu

В Чили раскопали древний броненосец

Высоко в Андах, на территории северного Чили, американским и чилийским палеонтологам удалось обнаружить частичный скелет существа, жившего около 18 миллионов лет назад.

Учёные уверены, что они раскопали останки млекопитающего, которое при жизни внешне напоминало огромного броненосца. Фрагменты скелета учёные обнаружили еще в 2004 году.

«Когда мы обнаружили окаменелости, мы не предполагали, что нашли останки представителя нового вида. Мы подозревали, что совершили важную находку, но только после проведения многолетнего анализа мы поняли, насколько необычны останки», — отметил ведущий исследователь Дэрин Крофт из Университета Кейс-Вестерн Резерв.

Останки принадлежат представителю нового вида, получившего название Parapropalaehoplophorus septentrionalis. В свою очередь, особи этого вида являлись глиптодонтами (Glyptodontidae), иначе говоря, входили в состав ныне вымерших млекопитающих отряда неполнозубных, которые считаются одними из близких родственников современных броненосцев (Dasypodidae).

На территорию современной Северной Америки животные распространились лишь 3 миллиона лет назад, когда два континента оказались соединены друг с другом сушей.

Несмотря на установленное родство, глиптодонты обладали некоторыми характерными признаками, не сохранившимися у броненосцев. Так, панцирь древних млекопитающих состоял, главным образом, из неподвижных пластин, тогда как покрытие броненосцев представляет собой толстый панцирь из роговых щитков, расположенных рядами, причем некоторые ряды связаны эластичной соединительной тканью, что придает панцирю некоторую подвижность. Кроме того, вес глиптодонтов явно превышал вес родственных им современных животных семейство млекопитающих отряда американских неполнозубых.

По оценкам исследователей, представители septentrionalis весили примерно 90 килограмм, в то время как их дальние потомки, появившиеся через миллионы лет и к настоящему моменту вымершие, могли набирать в весе до пары тонн. Что же касается размеров тела, то современные броненосцы не превышают 1 метра, тогда как размеры глиптодонтов во взрослом состоянии могли доходить до 3 метров. Судя по представленным реконструкциям, обнаруженный septentrionalis отличался более скромными размерами — длина его тела, скорее всего, составляла 2,5 метра.

По словам палеонтолога Грега Макдональда, не принимавшего участия в исследовании, septentrionalis является примером раннего представителя группы глиптодонтов, и именно этим может объясняться то, что это существо по своим размерам уступает другим особям.

Как отметил Макдональд, в ходе эволюции увеличение размеров стало наилучшим для доисторических млекопитающих решением имеющихся проблем. Во-первых, имея такие крупные размеры и такую плотную защиту, было легче противостоять хищникам.

Во-вторых, большая масса тела способствовала накоплению тепла под панцирем, что помогало животным спасаться от холода.

Находка останков septentrionalis стала не только палеонтологическим открытием, но и позволила уточнить географическую историю региона.

Как отметили палеонтологи, останки глиптодонта были обнаружены на высоте более 4 тысяч метров над уровнем моря, что само по себе удивительно. Жизнь на такой высоте в Андах сопряжена с недостатком воды и постоянным холодным разреженным воздухом, однако вовсе не таковы были условия жизни доисторических животных в этом регионе 18 миллионов лет назад.

Согласно данным разных палеонтологических экспедиций, которые проводились на территории Северного Чили за последние десятилетия, учёным удалось собрать несколько сот окаменелостей, принадлежащих различным доисторическим млекопитающим. В эту своеобразную «коллекцию», получившую название Chucal Fauna, входят представители, по крайней мере, 18 разновидностей броненосцев, глиптодонтов, грызунов, родственных опоссумам, а также разнообразные представители вымерших семейств копытных.

На основе полученных данных о флоре и фауне этого региона исследователи сделали вывод: в период, когда на этих территориях жил P. septentrionalis, район представлял собой открытую саванну, возвышающуюся над уровнем моря менее чем на километр.
Скорее всего, саванна была населена, в основном, пастбищными животными.

Скорость подъёма этого боливийского участка плоскогорья Центральных Анд интересовала учёных и раньше. Так, около 2 лет назад Кармале Гарцоне американского Рочестерского университета удалось показать, что основной подъём этого участка произошёл за 7-10 миллионов лет назад — гораздо быстрее, чем традиционно считается, со скоростью около километра за тысячелетие. Помочь геологам в их работе теперь могут и ограничения на высоту Альтиплано, полученные на стыке палеонтологии, биологии и экологии.

alltravels.com.ua по материалам Газета.ru

www.alltravels.com.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *