Москитный флот. Украина строит военно-морские базы

Украина продолжает создание двух новых военно-морских баз на Черном и Азовском морях. Помощь в этом оказывают союзники. Участие в строительстве баз, согласно недавним договоренностям Киева и Лондона, примут и британские специалисты. Кроме того, состав обновленного «москитного флота» Украины то есть флота небольших быстрых кораблей скоро пополнят иностранные ракетные катера. Такие планы вызывают раздражение России. Когда будут построены новые базы? Какова стратегия развития Военно-морских сил Украины? Сможет ли Украина на своих верфях наладить производство отвечающих стандартам НАТО небольших военных кораблей – не только для себя, но и для стран Североатлантического союза?

В результате аннексии Россией Крыма в 2014 году около 80 процентов военного флота Украины были захвачены и остались у берегов полуострова. Сейчас Военно-морские силы Украины насчитывают около 50 кораблей, катеров и вспомогательных судов.

Большинство устарели, и многие не выходят в море. Флагману ВМС – фрегату «Гетман Сагайдачный» – уже 27 лет. Одним из ведущих кораблей флота является и средний десантный корабль «Юрий Олефиренко», спущенный на воду в 1970 году. В течение 2016–2018 годов, впервые за много лет, в корабельный состав флота вошли шесть построенных в Украине малых бронированных артиллерийских катеров и два десантно-штурмовых катера проекта «Кентавр». В октябре 2019-го ВМСУ получили два патрульных американских катера класса Island. В процессе восстановления военного флота возникает немало проблем, в том числе с подготовкой кадров, созданием береговой инфраструктуры и базированием кораблей.

Новые базы ВМСУ – в Бердянске и Очакове

После аннексии Россией Крыма ВМС Украины разместили свои корабли на Западной военно-морской базе (Одесса), на Южной военно-морской базе (Николаев) и в портах Мариуполя (Донецкая область) и Бердянска (Запорожская область). Сейчас создается Азовская военно-морская база «Восток» в Бердянске.

Еще предстоит провести работы по углублению дна, построить причалы, административные здания, дома для семей военных. Замглавы офиса президента Украины Игорь Жовква в интервью агентству «Интерфакс-Украина» подчеркнул, что новые военно-морские базы будут «не иностранными, а украинскими», их будут строить с привлечением британских специалистов. В ближайшие месяцы Киев и Лондон обсудят этот вопрос на переговорах, к которым, по словам Игоря Жовквы, могут присоединиться и другие стратегические партнеры Украины. Кроме базы в Бердянске, продолжается сооружение и военно-морской базы в Очакове (Николаевская область). В июле 2017 года здесь началось строительство морского операционного центра для ВМСУ. В работах были задействованы военные строители флота США, а также представители американской компании KVG. Инфраструктура центра будет использоваться как украинским флотом, так и партнерами во время международных учений с участием кораблей стран НАТО Sea Breeze, которые традиционно проходят летом в Черном море начиная с 1997 года, их организаторами выступают Украина и США.
В июле 2019 года американские военные завершили строительство операционного центра ВМСУ и ремонтной мастерской в Очакове.

«Москитные силы» – ударный потенциал обновлённых ВМСУ

Год назад в Украине разработали программу развития военного флота на ближайшие 15 лет. Документ «Стратегия ВМС-2035» предусматривает три главные задачи: защиту от агрессии на море и с морского направления, защиту национальных экономических интересов Украины (включая свободу судоходства), участие в международных операциях по морской безопасности. Стратегия предполагает создание в ближайшие три-четыре года «москитного флота», состоящего из небольших скоростных и хорошо вооруженных кораблей. Основой такой модели должны стать британские, турецкие и американские катера и корветы.

7 октября Украина и Великобритания подписали в Лондоне Меморандум об усилении сотрудничества в военной и военно-технической сферах. Киев получит кредит в 1,25 млрд фунтов стерлингов (более 1,6 млрд долларов) на 10 лет для оснащения украинского флота современными ракетными катерами и на строительство новых военно-морских баз. Соглашение предполагает поставку для ВМСУ 8 британских быстроходных ударных катеров Barzan. Корпуса первых двух Barzan будут собраны в Британии, остальные – в Украине. И 16 октября Украина и Турция подписали в Стамбуле Меморандум о намерениях в области оборонно-промышленных проектов. Речь идет о совместном строительстве турецких корветов для украинских ВМС, беспилотников и турбинных двигателей. Детальные переговоры относительно этих проектов пока только планируются. Кроме того, минувшим летом государственный департамент США одобрил продажу Украине 16 патрульных катеров Mark VI и оборудования к ним на общую сумму в 600 миллионов долларов. Американские катера будут оснащены ракетными комплексами малой дальности типа ВGM-176В Griffin.

В интервью Радио Свобода капитан первого ранга запаса, бывший замначальника штаба ВМСУ по евроинтеграции и экс-помощник министра обороны Украины Андрей Рыженко прокомментировал подписанные с Британией и Турцией документы, а также рассказал о стратегии для флота и строительстве для него новых баз на Черном и Азовском морях.

– «Стратегия ВМСУ-2035» создавалась более года с участием специалистов как минимум четырех других стран и пятидесяти офицеров командования ВМСУ. Учитывая, что после аннексии Крыма России присвоила часть нашего флота, а ресурсы у нас ограничены, оптимальным будет выполнять задачи стратегии в три этапа, по пять лет каждый. У нас 12 портов на Черном и Азовском морях, их необходимо охранять и защищать. Эти порты позволяют держаться на плаву и отечественной экономике. На ВМСУ из государственной казны выделяется в год минимум необходимого – лишь 3–4 млрд гривен (примерно 100–140 млн долларов). Этих средств очень мало. Тем не менее мы должны создать надежную защиту Украины со стороны моря, поскольку противник находится не так далеко от нашего побережья. Россия за последние годы серьезно нарастила свои военные силы в Крыму, они фактически могут сейчас оказывать воздействие, как огневое, так и неогневое, фактически до украинских территориальных вод. Россияне доминируют. Симметрично решать эту проблему, то есть строить такой же флот, как у России, мы не можем.

Поэтому строим асимметрично, ищем те лазейки, которые позволят преодолеть баррикады на море и позволят нанести удар противнику, если возникнет угроза с его стороны. Это и есть «москитный флот», который выбран для решения военных задач на море на первом этапе. Такой флот дешёвый. И к тому же большие корабли сейчас нам не нужны.

– Договоренности с Британией и Турцией – речь идет в общем примерно о двадцати турецких и британских корветах и катерах. Когда их построят и введут в состав ВМСУ?

– «Москитный флот» Украины должен быть создан до 2025 года. И договоренности с Британией учитывают именно это срок. В чем плюс британско-украинского проекта? Деньги под него могут поступать на строительство кораблей сначала в Британии, а позже – в Украине. Это натовский проект, все корабельные системы спроектированы под натовские стандарты. И у нас есть предприятие, которое готово собирать британские ударные катера. Национальным ВМС нужны катера трех серий. Первая – патрульные американские катера класса Island.

Два уже есть в составе ВМСУ, еще три войдут через квартал. И в целом планируется дивизион из 6–7 катеров Island (предназначены для проведения поисково-спасательных работ и патрулирования в прибрежных водах). Вторая серия – американские катера Mark VI – силы быстрого реагирования на море. Mark VI быстроходны, предназначены для сил специального назначения морской пехоты – для рейдовых и антидиверсионных действий. И третья серия – британские катера (класса Barzan), так же как и Mark VI, быстроходны и должны стать ракетным щитом флота. На борту одного Barzan может размещаться до 64 ракет. Касательно Турции – она важный игрок в Черноморском регионе. Попытки сотрудничества с турецкими кораблестроителями предпринимались нами еще в 2016 году, тогда это не удалось из-за амбициозных планов по строительству собственных кораблей. Однако украинские проекты, к сожалению, утонули в бюрократии. А за три последних года в сотрудничестве с Турцией сделан шаг вперед. Турция – страна НАТО, лидер региона, контролирует критически важные для судоходства проливы Босфор и Дарданеллы и не признает аннексию Россией Крыма.
Анкара наш союзник и партнёр. Кораблестроение в Турции развивается очень успешно, их школа построена на стандартах НАТО и на качестве Евросоюза. Турецко-украинский проект по строительству корветов (на базе турецкого проекта корвета типа «Ада») перспективен, но сейчас на него нет денег. Это сравнительно большой военный корабль (стандартное водоизмещение турецкого корвета – 1524 тонны). Турецкий проект строительства корветов нам интересен, но полагаю, что можно будет его рассматривать где-то к 2025 году. К тому времени, возможно, появится опыт создания кораблей такого класса на украинских возрождающихся предприятиях. И к тому же для корветов у нас нет военных баз. На тех государственных предприятиях, где когда-то строились еще советские проекты ракетных крейсеров, сейчас растут деревья. А небольших, частных предприятий, использующих в том числе и западные технологии, пока, правда, только в гражданском судостроении, немного, и они не готовы к такому большому проекту с Турцией.

Британия выделяет деньги не только на катера, но и на строительство двух современных баз ВМС – в Бердянске и в Очакове. Кремлевские пропагандисты утверждают, что эти базы будут британскими.

– Базы будут украинскими, они будут принадлежать Военно-морским силам Украины. Для новых кораблей потребуются и новые места базирования, и решение всех социальных вопросов для военных. Если не будет нормальных условий – никто не пойдёт на службу в ВМСУ. База должна решать весь комплекс возникающих проблем, включая размещение и ремонт кораблей, подготовку личного состава, квартиры для семей военных моряков, школы и детские сады, магазины, инфраструктуры для досуга. Это должны быть современные военные базы, такие же, как в США и Великобритании. И эти базы, повторюсь, будут принадлежать нашему флоту. Готовиться к созданию новых мест базирования мы начали три года назад. Изучали потенциальные площадки в Бердянске, Мариуполе, Геническе. В итоге решили, что основная база ВМСУ на Азовском море будет построена в Бердянске. С точки зрения географии здесь самое удобное место, позволяющее выполнять задачи по всей акватории Азова – и на севере, и на юге.

А база ВМСУ на Черном море разместится в Очакове. Очень важна инфраструктура. Возле Очакова находится Бугско-Днепровский лиманный канал (БДЛК) – (канал расположен в северо-западной части Черного моря, иногда его называют Николаевским морским подходным каналом), и его также необходимо защищать.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что планы Украины создать две военно-морские базы могут негативно сказаться на атмосфере стабильности в Черноморском регионе. Москва раздражена тем, что страны НАТО оказывают Украине помощь в строительстве современных военных баз.

– Конечно, Россия стремится доминировать в Черноморском регионе. Но Крым и размещение в нем Черноморского флота требуется России не только для господства в Черном море, но и для российского влияния в Северной Африке, Восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке. Базирующиеся в Севастополе российские военные корабли в основном выполняют задачи там. В Крыму они просто готовятся. Так происходит еще с советских времён – уже более пятидесяти лет. Что касается наших военно-морских баз, то флот Украинского государства базировался в Крыму, мы доверяли России, а она украла у нас Крым, украла наши военные корабли, украла наших людей. И Украина сейчас восстанавливает свои ВМС. Мы разработали стратегию военного флота. Она понятна нашим партерам, и они оказывают нам содействие в строительстве баз. Две новые современные базы, естественно, они обеспечат развитие ВМС в контексте евроатлантической интеграции Украины.

– Какой вклад США вносят в создание базы в Очакове?

– Что касается базы в Очакове, то помощь в создании и реконструкции военно-морской инфраструктуры США предоставляют нам не в первый раз. Еще до аннексии РФ Крыма они помогли нам восстановить инфраструктуру, например, в Одессе и в Крыму – в Новоозёрном (размещалась Южная военно-морская база Украины) и немного – в Севастополе. И еще до российской аннексии полуострова был наш запрос к американской стороне на восстановление инфраструктуры в Очакове. За последние годы там проведены отдельные работы. Построено здание операционного центра, где может размещаться штаб дивизиона ВМСУ плюс локальный пункт контроля рейда. Появились небольшие объекты инфраструктуры. Однако США оказали помощь в создании и восстановлении в Очакове лишь отдельных объектов и элементов, а не всей базы полностью. Украине нужна целостная военно-морская база на Черном море для решения комплекса задач подготовки и поддержания боевой готовности наших кораблей. В Очакове еще предстоит отремонтировать причалы, подвести к ним необходимые коммуникации. Также необходимо построить и здание для размещения личного состава, поскольку моряки не могут спать в небольших кораблях, в них нет для этого места. Поэтому для создания полноценной базы требуется еще очень многое.

Военно-морская база в Бердянске будет полностью построена, как заявляли ранее украинские руководители, в течение двух лет?

– Объем работ там очень большой. И основные средства, которые планируется выделить (Великобритания), они пойдут в основном на создание именно базы в Бердянске. Ее придется строить не совсем, конечно, с нуля. Но не уверен, что в течение двух лет удастся завершить строительство всех объектов. Полагаю, что до 2025 года, окончания первого периода реализации «Стратегии ВМСУ-2035», обе базы, и в Бердянске, и в Очакове, будут действовать.

– Договорённости по флоту с Британией и Турцией – это наработки ещё прежней украинской власти? Спрашиваю об этом, поскольку некоторые представители команды действующего президента Украины говорят, что Владимир Зеленский сделал больше для развития ВМСУ, чем его предшественник Петр Порошенко.

– Нет, абсолютно это не так. Зеленский, может, меньше мешает развитию флота. Последние договоренности – это, по сути, отголоски того, что закладывалось еще в 2017–2018 годах, когда готовилась «Стратегия ВМСУ-2035». В ней сбалансирован треугольник: задачи – ресурсы – возможности. В принципе, и нынешний глава государства, как и предыдущий, уделяет внимание флоту. Важно понять и Зеленскому, и Порошенко, что сейчас мы живем в период фактически необъявленной войны с Россией. Морской участок – слабый для Украины. Эта слабость закамуфлирована Россией. Необходимо думать не только о том, как поднимать украинские предприятия ВПК, но и о том, как в кратчайшие сроки воссоздать боеспособные и военно-морские силы, и войска противовоздушной обороны, и сухопутные войска для отражения атак противника при вероятной высадке десанта. А уже затем, когда мы укрепим возможности обороняться, можно думать, как развивать нашу морскую индустрию и экономику. Потому что может возникнуть ситуация, когда и развивать будет нечего. Приоритетом для украинских властей должна быть национальная безопасность.

– В публикации «Москитный флот»: болезненный укус для противника» в еженедельнике «Зеркало недели» вы написали: «Нужно создать военно-морской кулак, который сможет асимметрично и эффективно противодействовать агрессору».

– Да, именно так формулируется основная цель стратегии флота. Сейчас один из приоритетов государства – создание рабочих мест. Конечно, нужно их создавать. Но, понимаете, в 2014 году мы ставили оружие 30-х, 40-х, 50-х годов минувшего столетия на корабли обеспечения ВМСУ, и это оружие остаётся на них до сих пор. Другого – нет. У россиян (на Черноморском флоте) тоже есть проблемы, но они наращивают свой военный потенциал. Оружие у них – новое. Поэтому нам необходимо создать кулак ВМСУ в виде «москитного флота». И мы должны у нас выпускать американские, британские корабли и здесь их ремонтировать. И не забывать о региональном сотрудничестве с Грузией, Румынией, Болгарией. Очевидно, что в перспективе, причем не в далекой, а в средней, военные катера по стандартам НАТО будут строиться на украинских верфях и для стран Североатлантического союза, – говорит капитан первого ранга запаса Андрей Рыженко.

Сводное плавание: для чего корабли всех флотов РФ соберутся в Средиземноморье | Статьи

В Средиземном море соберутся корабли четырех флотов России, чтобы провести крупнейшие за последние годы учения. В них примут участие почти два десятка «вымпелов» — в их числе два крейсера, фрегаты, большие противолодочные корабли. Активно будет задействована и авиация. Параллельно маневры начались в акватории Черного моря. К ним привлекут сразу два десятка кораблей и судов. Как уточнили источники «Известий» в Минобороны, планируется отработать взаимодействие между группировками кораблей в дальней и ближней морской зонах, эффективность авиации и вспомогательных сил. Командование разыграет сценарий одновременного задействования корабельных соединений в случае масштабного кризиса, полагают эксперты. В том, с какой целью проводятся эти масштабные морские маневры и почему военное ведомство отводит им такую важную роль, разбирались «Известия».

Сборный пункт

Учения флотов в Средиземном и Черном морях свяжут единым замыслом. План маневров уже утвержден, рассказали «Известиям» источники в Министерстве обороны России. Помимо ударных и противолодочных задач, отработают также спасение людей на море и оказание помощи терпящим бедствие кораблям.

Сосредоточение кораблей в Средиземном море должно завершиться в конце января — начале февраля. Правда, источники отказались ответить на вопрос, примут ли участие в средиземноморских учениях российские самолеты с авиабазы «Хмеймим». Не стали они раскрывать и планы по развертыванию в Сирии в рамках учений групп дальних бомбардировщиков Ту-22М3 и самолетов МиГ-31К с гиперзвуковыми ракетными комплексами «Кинжал».

Объединенный отряд из шести больших десантных кораблей Северного и Балтийского флотов уже отмечен у побережья Португалии, но пока не прошел Гибралтарский пролив. Кроме пяти единиц больших десантных кораблей (БДК) проекта 775, впервые в таком дальнем походе оказался «Пётр Моргунов» проекта 11711, принятый в состав флота чуть больше года назад.

Новый большой десантный корабль проекта 11711 «Пётр Моргунов»

Фото: РИА Новости/Павел Львов

25 января минобороны Норвегии сообщило, что отслеживает у своих берегов движение корабельной группы Северного флота, и продемонстрировало фотографии, сделанные патрульным самолетом. На них попали ракетный крейсер «Маршал Устинов», фрегат «Адмирал флота Касатонов», БПК «Вице-адмирал Кулаков» и буксир СБ-406. На следующий день уже российское военное ведомство опубликовало видео с выходом боевых кораблей из Кольского залива. Ожидается, что этот отряд проведет учения с боевой стрельбой и пусками ракет недалеко от побережья Ирландии.

Еще один крейсер движется в Средиземноморье в составе отряда Тихоокеанского флота (ТОФ). Это флагман «Варяг» в сопровождении противолодочного корабля «Адмирал Трибуц» и большого морского танкера «Борис Бутома». По дороге они уже провели совместные учения в Аравийском море с кораблями Китая и Ирана.

В Средиземном море постоянно дежурят корабли и подводные лодки Черноморского флота, входящие в состав оперативного соединения ВМФ России, базирующегося в сирийском порту Тартус. А 26 января Минобороны объявило о начале учений и в акватории Черного моря. В них задействуют свыше 20 боевых кораблей и судов.

До этого глава военного ведомства Сергей Шойгу заявлял, что крупные учения в Средиземноморье «будут проводиться на постоянной основе». По словам министра, там поддерживается крупная межфлотская группировка ВМФ, способная автономно решать широкий круг задач с учетом меняющейся обстановки.

Фактически это элемент больших маневров, которые сейчас проходят на разных театрах с участием крупных сил флота, — рассказал «Известиям» директор центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин. — Отрабатываются возможности одновременного задействования корабельных соединений на случай какого-то масштабного кризиса. Задачи на каждом театре разные, но сами учения связаны с напряженной военно-политической ситуацией в мире. Это демонстрация твердости нашей позиции и силы.

Цель маневров — показать возможности России в отношении Ближнего Востока и Северной Африки, считает эксперт. У РФ есть интересы в Ливии, Сирии, кроме того, тесное партнерство с рядом государств. Важно продемонстрировать, что возможности отечественного флота позволяют обеспечивать присутствие и влияние на ситуацию в любой стране региона.

Учения Черноморского флота в Черном море

Фото: РИА Новости/Пресс-служба Минобороны РФ

— Это важно для наших партнеров, которые могут на нас опираться в своей политике, и это важно для продвижения нашего авторитета, — отметил Василий Кашин.

Министерство обороны объявляло, что в январе–феврале задействует основные силы ВМФ России в ряде учений. Кроме Средиземноморского и Черноморского регионов, их проведут также в акватории Северного и Охотского морей, в северо-восточной части Атлантического океана и Тихом океане. Всего привлекут свыше 140 боевых кораблей и судов обеспечения, более 60 летательных аппаратов, 1000 единиц военной техники, около 10 тыс. военнослужащих.

Учебные моря

С 2015 года Россия регулярно проводит крупные морские учения у берегов Сирии, опираясь на базу в Тартусе. В регионе сформировано оперативное соединение ВМФ России в Средиземном море. По принципу ротации в нем постоянно присутствуют 10–15 кораблей и судов, в основном из состава Черноморского флота.

В июне прошлого года в учениях в восточной части Средиземного моря задействовали пять крупных кораблей. В их числе — ракетный крейсер «Москва», фрегаты «Адмирал Макаров», «Адмирал Эссен» и две дизель-электрические подводные лодки. Временно на авиабазу «Хмеймим» перебросили противолодочные самолеты, дальние бомбардировщики Ту-22М3 с противокорабельными ракетами и истребители МиГ-31К с гиперзвуковыми «Кинжалами».

Ракетный крейсер «Москва»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

С 1 по 8 сентября 2018 года впервые в истории современной России в Средиземном море прошли крупномасштабные совместные учения группировки ВМФ и ВКС России «Океанский щит». Тогда тренировали захват прибрежного плацдарма противника. На берег у сирийской Латакии высадились подразделения российской морской пехоты.

В масштабных маневрах были задействованы 26 кораблей, две подлодки, три больших десантных корабля, корабль огневой поддержки, катера, а также 34 летательных аппарата ВМФ и ВКС России, включая стратегические ракетоносцы Ту-160, вертолеты Ми-8, Ми-24, самолеты Су-33 и Су-30СМ.

Регулярно подготовка ведется и в акватории Черного моря. По сообщению пресс-службы ЧФ РФ, только за 2021 год российский флот провел там около 250 различных учений, в ходе которых выполнено более 600 боевых упражнений, в том числе с боевой стрельбой.

В апреле прошлого года на крымском полигоне Опук впервые проверили крупномасштабный комбинированный десант сразу с семи БДК и нескольких быстроходных катеров. Он был поддержан высадкой полка ВДВ с Ил-76, а также морпехов и мотострелков Южного военного округа с вертолетов. Тогда в маневрах приняли участие отряды из состава трех флотов.

В ноябре 2021 года в Черном море — на фоне захода в акваторию американского ракетного эсминца Arleigh Burke — провели учения с применением противоракетных комплексов «Бал» и «Бастион». Учения прошли в соответствии с планом боевой подготовки сил Черноморского флота. Тренировались и около 10 экипажей самолетов, патрульный корабль «Василий Быков» и малые противолодочные корабли.

Создание Черноморского флота России

Изображение файла

Опубликовано 29 марта 2017 г. , 12:51 КИМСЕК

[От LT Alex Schneider]

Заброшенный Черноморский флот

После распада Советского Союза в 1991 году военно-морской флот России находился в крайне запущенном состоянии. Коррупция, нехватка оборонного бюджета и более высокие военные приоритеты являются одними из факторов, препятствующих модернизации и наращиванию российского военно-морского флота. Из четырех отдельных военно-морских флотов — Балтийского, Черноморского, Северного и Тихоокеанского — Черноморский флот России остается одним из самых запущенных и устаревших. Российско-грузинская война 2008 года показала России необходимость модернизации и увеличения численности ее Черноморского флота, который был усилен во время российской аннексии Крыма в 2014 году, когда в регионе увеличилось военно-морское присутствие НАТО.

Российская аннексия Крыма была авторитетным стратегическим переворотом России, который имел два непосредственных эффекта: она лишила Киев возможности сдерживать наращивание и модернизацию российского Черноморского флота, а также увеличила численность и численность российского Черноморского флота. До аннексии Крыма между Киевом и Москвой было соглашение, известное как Харьковское соглашение, которое было подписано 21 апреля 2010 года Дмитрием Медведевым, тогдашним президентом России, и Виктором Януковичем, тогдашним президентом Украины. По Харьковскому соглашению Россия арендовала у Украины Черноморский флот, который в основном располагался в украинском Севастопольском военно-морском порту в Крыму. Благодаря условиям аренды Киев смог предотвратить любое наращивание или модернизацию российского Черноморского флота. Однако, присоединив Крым, Россия насильно освободила Черноморский флот от ограничительных условий Киева.

Текущий состав и ограничения

Черноморский флот в настоящее время состоит из 45 боевых кораблей и 7 подводных лодок, дислоцированных в основном за пределами Севастополя, расположенного на западной стороне Крыма, и Новороссийска, расположенного на западном берегу собственно России. Боевые корабли флота составляют 21 процент от общего числа находящихся на вооружении кораблей ВМФ России и 10 процентов от общего числа подводных лодок. С аннексией Крыма Россией в 2014 году Россия вернула себе известный стратегический порт Севастополь в Крыму, в котором находится около 80 процентов всего тоннажа Черноморского флота и который является единственным круглогодичным незамерзающим и незамерзающим портом. Глубоководный порт, принадлежащий русским в регионе, способный швартоваться крупными военными кораблями. Крым также предлагает порт Феодосии, в котором находится примерно девять процентов российского Черноморского флота. Примерно с 90 процентов Черноморского флота, дислоцированного в Крыму, значение аннексии Крыма Россией становится совершенно очевидным: это дает России более сильные структуры безопасности и свободу маневра для подавляющего большинства ее Черноморского флота.

Кроме того, ВМФ России состоит в основном из советских старых кораблей, которые значительно устарели и нуждаются в серьезном техническом обслуживании и ремонте из-за запущенности в 1990-е и до середины 2000-х годов. Например, по оценке Управления военно-морской разведки, возраст большинства российских кораблей и подводных лодок превышает 20 лет, а их срок службы составляет 25 лет. В настоящее время унаследованные от Советского Союза корабли Черноморского флота в основном способны выполнять задачи только в зеленой воде, которые поддерживают локальную оборону в Черном море, и имеют ограниченные возможности в голубой воде для развертывания за пределами региона.

Очевидно, что срок службы российских кораблей советского наследия подходит к концу. В результате многие из них будут выведены из эксплуатации в ближайшие годы. Однако при надлежащем обслуживании и современных модернизациях срок службы этих кораблей может быть увеличен на 15–20 лет. Россия признает свое затруднительное положение и знает, что для того, чтобы претендовать на статус великой державы в Черноморском регионе, она должна ремонтировать и модернизировать свои нынешние военные корабли, а также вводить в строй новые корабли с использованием самых современных технологий.

Строительство и модернизация военно-морского флота

Из-за состояния своего военно-морского флота Россия амбициозно реализует свою инициативу Государственной программы закупок вооружений на 2011-2020 годы (ГПВ-2020), которая планирует модернизировать и увеличить численность своего военно-морского флота. В результате Черноморскому флоту была выделена большая часть финансирования и материальных средств, поскольку Москва считает это одним из главных приоритетов инициативы, в то время как он предоставляет ВМФ эквивалент 112,4 млрд евро оборонного бюджета России для достичь своей цели к 2020 году. Ожидается, что к 2020 году в состав Черноморского флота войдет 18 новых боевых кораблей, а в последующие годы — еще больше. Финансирование также выделяется Севастопольской и Новороссийской военно-морским базам для модернизации их объектов для повышения боевой готовности.

В дополнение к модернизации многих старых кораблей советского наследия, чтобы они оставались в строю в ближайшем будущем, в рамках этой инициативы также планируется добавить много новых боевых кораблей и подводных лодок в состав Черноморского флота России. Некоторые из этих единиц уже сданы в строй и в настоящее время находятся в строю, а к 2020 году ожидается поступление новых. Предполагается, что к 2020 году в повестку дня Черноморского флота будут введены следующие военные корабли: шесть многоцелевых кораблей «Адмирал Григорович- фрегатов класса «Адмирал Горшков», один или два многоцелевых фрегата типа «Адмирал Горшков», один или два «Ястреб-9».0008– фрегатов, шесть подводных лодок класса «Кило», один или два десантных корабля типа «Иван Грен» и до четырех ракетных корветов для прибрежных операций.

Однако существуют некоторые ограничения инициативы SAP-2020. Например, аналогичные инициативы в недавнем прошлом не увенчались успехом из-за высокого уровня коррупции и отсутствия финансирования. Было опубликовано несколько отчетов, в которых описывается, как примерно 50 процентов денег, выделяемых российскими военными на закупки, тратится на общую коррупцию, особенно на взятки. В 2009По данным Счетной палаты России, только коррупция привела к потере одного миллиарда рублей средств на военные закупки.

Кроме того, поскольку оборонный бюджет России привязан к процветанию экспорта нефти и газа страны, которые составляют такую ​​большую часть ее валового внутреннего продукта (ВВП), продолжение бюджета ГПВ-2020 будет зависеть от стабильного и растущего цены на эти экспортные товары в будущем. В случае стагнации экономики и сокращения экспорта весь бюджет, выделенный на инициативу, может быть сокращен, а средства перераспределены на более насущные нужды в рамках гражданского сектора государства.

С приобретением крымских нефтегазовых месторождений, а также репрессиями против коррупции в военных расходах в последние годы инициатива все же может оказаться успешной. Многие из запланированных кораблей уже сданы в эксплуатацию, что свидетельствует о стремлении России довести дело до конца. Как только эти корабли будут введены в строй, Черноморский флот станет грозной военно-морской силой в Черноморском регионе и за его пределами.

Будущее Черноморского флота

Ожидается, что после реализации инициативы ГАП-2020 Россия продолжит наращивание военно-морского флота как минимум в течение следующих 10–20 лет, предоставив более современные и совершенные корабли в распоряжение командующего Черноморским флотом — в настоящее время адмирала Александра Витко. . Это очевидно, поскольку Россия уже работает над планами следующего цикла закупок, который охватывает период с 2018 по 2025 год. 2025 г. В последующие годы Черноморский флот станет еще более способным выступать в качестве инструмента государственной поддержки национальных интересов России в регионе.

Основные задачи Черноморского флота в ближайшее время кардинально не изменятся, а инициатива ГПВ-2020 послужит лучшей поддержке текущих задач; Ожидается, что инициатива SAP-2025 последует этому примеру. Эти задачи включают, помимо прочего, защиту расширенной Российской исключительной экономической зоны (ИЭЗ), обеспечение безопасности судоходства и морских путей сообщения, осуществление военного и политического контроля в регионе, продвижение и защиту российских экономических интересов и интересов безопасности на территории и вокруг нее. Средиземное и Черное моря, поддерживая другие российские флоты, действующие в Средиземном море, и сохраняя военное превосходство против предполагаемых угроз США и НАТО в Черном море.

Усиленный Черноморский флот также сможет обеспечить России стратегическую эшелонированную оборону, которую может обеспечить только ее флот. Новые подводные лодки класса «Кило» и фрегаты класса «Адмирал Горшков» смогут обеспечить передовую оборону, развертываясь для угрозы ракетным платформам. Однако Черноморский флот, вероятно, будет наиболее эффективен в промежуточной и ближней обороне. В этом плане новые платформы обеспечат усиленный противоракетный щит вокруг южного фланга России, а также противокорабельные крылатые ракеты для береговой обороны.

Заключение

Инициатива по модернизации и наращиванию Черноморского флота предоставит России возможность выхода в большие океаны и оказания своего влияния в районах, расположенных вдоль основных мировых судоходных путей. Расширение присутствия России в Мировом океане создаст новые проблемы для Соединенных Штатов и их союзников по НАТО, а также предоставит дополнительные возможности для России в реализации ее давних интересов. Увеличенный и более совершенный Черноморский флот может спровоцировать существенную напряженность в отношениях с США и НАТО, особенно в Средиземном море. Тем не менее, он также может выступать в качестве партнера Североатлантического союза по обеспечению безопасности в операциях против регионального и межрегионального терроризма, торговли людьми и пиратства. Стремление к региональному сотрудничеству пойдет на пользу всем сторонам; однако продолжающаяся модернизация и наращивание его Черноморского флота свидетельствует о том, что интересы России не идут параллельно интересам Соединенных Штатов и их союзников по НАТО.

LT Алекс Д. Шнайдер — офицер надводных войск ВМС США. Он имеет степень магистра Государственного университета Боуи и Военно-морской школы последипломного образования. В настоящее время он заканчивает обучение и учится на инструктора по тактике морских десантов (WTI). С ним можно связаться по адресу [email protected]. Мнения и взгляды, выраженные в этой статье, носят личный характер и не обязательно отражают точку зрения Министерства обороны США или ВМС США.

Эта статья любезно предоставлена ​​CIMSEC, и ее оригинальную форму можно найти здесь.

Мнения, выраженные здесь, принадлежат автору и не обязательно принадлежат The Maritime Executive.

Черноморский флот (ЧФ) Морская флота (ВМС)

Ранее Черноморский флот носил прозвище «музей морских кораблей». Например, сторожевой корабль «Сметливый» в этом году отметит 50-летие службы. Пара десантных кораблей еще старше. А спасательный корабль с подводными аппаратами «Коммуна» был построен еще во времена Российской империи. Однако сейчас, спустя пять лет после аннексии, такое прозвище для Севастополя уже не актуально.

Подконтрольный России Черноморский флот базируется на Крымском полуострове. Штаб-квартира находится в Севастополе, с дополнительным портом приписки в Одессе. Интерес России к Черному морю насчитывает более двух столетий. Екатерина Великая аннексировала Крым в 1783 году и впоследствии создала российскую военно-морскую базу в Севастополе. К 2010 году флот, который когда-то был доминирующей силой в Черном море и соперником НАТО в Средиземном море, уступал по численности Черноморским военно-морским силам Турции (хотя он превосходил флот всех других черноморских стран вместе взятых), которые появлялись лишь спорадически. в Средиземноморье.

Военный обозреватель РИА Новости Илья Крамник отметил, что флот имеет два основных назначения. Первый – контроль над бассейном Черного моря и обеспечение безопасности южных рубежей России. Учитывая текущую геополитическую ситуацию и военно-морские возможности соседних флотов, эту задачу могли выполнить относительно небольшие группы легких кораблей при поддержке береговых ракетных комплексов и авиации. Но проблема совсем в другом, если рассматривать Севастополь как базу для дислокации флота в Средиземноморье и Индийском океане. При этом флот должен иметь глубоководные и океанские суда, способные обеспечить военно-морское присутствие вдали от российских берегов. Россия не скрывает своего интереса к Средиземному или Индийскому океану, а ее Черноморский флот по-прежнему обладает океанскими возможностями. Такова была роль Черноморского флота в советское время.

В 1991 году Черноморский флот насчитывал около 100 000 человек личного состава, 60 000 военнослужащих и насчитывал 835 кораблей практически всех существующих классов, в том числе 28 подводных лодок, два противолодочных крейсера, шесть ракетных крейсеров 1-го класса и большие противолодочные корабли, 20 больших противолодочных кораблей 2-го класса, эсминцы и сторожевые корабли 2-го класса, около 40 многоцелевых сторожевых кораблей, 30 малых ракетных кораблей и катеров, около 70 минных тральщиков, 50 десантных кораблей и катеров, более 400 самолетов ВМФ. . Флот имел две дивизии кораблей (противолодочные и транспортные), одну дивизию подводных лодок и две авиационные дивизии (штурмовые и морские ракетоносцы), одну дивизию кораблей береговой обороны и десятки отдельных бригад, полков, батальонов. , дивизии, взводы и батареи.

Ежегодно через Черноморские проливы в Мировой океан выходило до сотни боевых кораблей и судов обеспечения. Флот имел разветвленную сеть баз от Измаила до Батуми (Измаил, Одесса, Николаев, Очаков, Киев, Черноморское, Донузлав, Севастополь, Феодосия, Керчь, Новороссийск, Поти и др.). Его подразделения дислоцировались на Украине, в Молдове, России, Грузии и автономных республиках Северного Кавказа. Эксперты Международного института стратегических исследований подсчитали, что в начале 1992 стоимость всего имущества Черноморского флота, включая боевые корабли, превысила 80 миллиардов долларов.

К 2010 году Черноморский флот насчитывал 50 боевых кораблей и десяток судов обеспечения. Во много раз уменьшилось и количество береговой авиации и казначейских судов. Ранее Черноморский флот доминировал в Черном море и конкурировал с союзными силами НАТО за господство в Средиземном море; сейчас на ЧФ судов меньше, чем в ВМС Турции. Тем не менее, Черноморский флот мощнее, чем флоты всех других причерноморских стран, вместе взятых, и боевая мощь его главных боевых кораблей позволила бы ему добиться успеха в противостоянии с более сильным противником.

Переговоры о мерах укрепления доверия между черноморскими государствами — Турцией, Украиной, Болгарией, Румынией, Грузией и Россией — были начаты в виде двух отдельных процессов в конце 1998 года. Один из них касается осуществления мер укрепления доверия в Черном море. , которые включают переговоры по вооружениям, а другой — создание дежурных сил в духе ПРМ, известных как Черноморские силы (Блэксифор), с участием всех стран региона. Целью Blackseafor является расширение сотрудничества и оперативной совместимости между военно-морскими силами государств-членов. Инициативы будут включать совместные портовые и военно-морские учения для гуманитарных и поисково-спасательных операций, а также операции по поддержанию мира в гуманитарных целях, таких как разминирование и защита окружающей среды. Члены Blackseafor создадут комитет командующих военно-морскими силами Черного моря и группу планирования, при этом командующий силами будет меняться каждый год.

30 октября 2002 года Государственная Дума ратифицировала Соглашение о Рабочей группе Черноморского военно-морского сотрудничества (Блэксифор). Полтора года назад шесть причерноморских государств — Россия, Болгария, Грузия, Румыния, Турция и Украина — подписали соглашение Blackseafor, которое на сегодняшний день ратифицировано пятью его участниками и уже два сезона навигации действует в режим временного использования (состоялось два учебных рейса). Значение проекта «Блэксифор» состоит в том, что группа государств одного бассейна разработала принципиально новую модель многонационального военно-морского сотрудничества и закрепила ее в межгосударственном соглашении, придав этой инициативе высокий политический статус.

Трагические события на морях, которые, к сожалению, являются частью морского судоходства, убедительно показали, насколько дальновидными оказались причерноморские страны, создав Blackseafor. Немаловажно, опять же, и то, что деятельность «Блэксифор» будет способствовать повышению военно-морского мастерства экипажей и квалификации командного звена, развитию стандартов взаимодействия офицеров в условиях многонациональной структуры командование отрядом кораблей.

Черное море, как и Балтийское, представляло собой крупный судостроительный и торговый район бывшего Советского Союза. Однако с распадом старого Советского Союза крупные портовые и военно-морские объекты Севастополя, Одессы и Николаева перешли под юрисдикцию вновь созданной Украины. Чтобы эффективно управлять своим флотом, Россия теперь должна арендовать такие объекты у Украины или, возможно, построить новые центры вдоль своего восточного побережья Черного моря. В настоящее время в Черном море господствуют три основные страны, а именно Украина, Россия и Турция, последняя из которых является членом НАТО.

Россия имеет существенные обязательства в этом районе со своей бывшей штаб-квартирой в Севастополе и крупными строительными площадками в Николаеве, где были построены четыре авианосца класса «Киев» и более поздний обычный авианосец «Адмирал Кузнецов». Кроме того, Черное море было полигоном для исследований и разработок многочисленных кораблей, самолетов, судов на подводных крыльях, судов на воздушной подушке, экранопланов и систем вооружения.

В то время как Черное море имеет, пожалуй, самый приятный климат и условия во всей России, оно, возможно, имеет худшее стратегическое расположение из всех четырех флотов. Единственный выход из Черного моря — через контролируемые Турцией Турецкие проливы протяженностью 180 миль. Проливы с северо-востока на юго-запад состоят из Босфора, Мраморного моря и Дарданелл. В Босфоре, на северной оконечности проливов, корабли должны пройти проход, который сужается всего до 800 ярдов, прежде чем они достигнут Мраморного моря. После Мраморного моря корабли проходят последние 40 миль проливов Дарданеллы, ширина которых составляет от одной до четырех миль.

В дополнение к большим географическим ограничениям на транзит существуют и юридические ограничения. В соответствии с Конвенцией Монтре 1936 года Турция должна быть уведомлена за восемь дней до транзита через проливы. Авианосцам не разрешается проходить через проливы, а подводные лодки должны проходить через проливы в надводном положении. Такое ограничение, однако, не помешало нелегальному транзиту первого киевского перевозчика в 1976 году.

После прохождения проливов корабли должны пройти через Эгейское море. Он усеян примерно 2500 небольшими островами и контролируется/патрулируется военно-морскими силами Греции и Турции, которые оснащены специально разработанными кораблями и катерами для действий в таких районах на больших скоростях. Суверенитет над островами является одной из причин продолжающейся напряженности между греками и турками. Далее следует отметить, что оба государства являются членами НАТО.

Выход Черноморского флота в открытые воды Атлантики из восточной части Средиземного и Эгейского морей зависит от прохождения в западном направлении еще двух узких мест — Сицилийского и Гибралтарского проливов. Длина Гибралтарского пролива составляет около 35 миль, а ширина в самом узком месте — 8 миль. Из-за ограниченного доступа к Черному морю и важности Средиземного моря как театра военных действий бывший Советский Союз сохранил ряд портов захода и якорных стоянок в Средиземном море, в основном у берегов Египта, Ливии и Туниса. Однако сегодня российское присутствие в регионе сильно ограничено из-за внутренних экономических ограничений.

На юге доступ к Средиземному морю и выход из него осуществляются через Суэцкий канал (контролируемый Порт-Саидом), Красное море и пролив Баб-эль-Мандеб.

Черноморский флот России использует ряд военно-морских объектов в украинском Крыму, в том числе главную базу в Севастополе, в рамках соглашения 1997 года, в соответствии с которым Украина согласилась сдать базы в аренду России до 2017 года. Согласно двусторонним соглашениям, ВМФ России может разместить на военно-морских объектах Украины до 25 000 человек личного состава и до 100 боевых и вспомогательных кораблей. Если Россия приняла решение о ротации своих военно-морских сил в согласованных пределах, Россия должна была сообщить об этом решении Киеву, но не должна была ждать разрешения Украины.

Напряженность в отношениях между Россией и Украиной обострилась после того, как несколько боевых кораблей Черноморского флота бросили якорь у берегов Грузии во время и после вооруженного конфликта с Тбилиси в августе 2008 года из-за отколовшейся Южной Осетии. Украина, которая во время конфликта была на стороне Грузии, неоднократно заявляла, что российские боевые корабли часто перевозят незадекларированные грузы и отказываются подавать таможенные декларации при пересечении украинских территориальных вод.

К 2010 году ситуация особенно обострилась для Черноморского флота. В его состав входили в основном фрегаты и корабли противолодочной обороны (ПЛО) 19 века.70-е годы. Срок службы флагмана флота, ракетного крейсера «Москва», безусловно, может быть продлен благодаря его значительному модернизационному потенциалу. Несмотря на то, что судно было построено в начале 1980-х годов, были все шансы, что судно будет передислоцировано из Севастополя на Тихоокеанский театр военных действий. Ожидалось, что Черноморский флот станет одним из самых активных флотов России, проецируя свою военно-морскую мощь в Средиземное море и Индийский океан. В этих условиях немедленное обновление Черноморского флота было уже не просто желательно, а необходимо.

Черноморский флот стал самым устаревшим в России, поскольку большинство его крупных боевых кораблей были спущены на воду в 1970-х годах. Хотя крейсер «Москва», противолодочный корабль «Керчь», а также сторожевые корабли «Ладный», «Пытливый» и «Сметливый» имеют долгую и славную службу, сейчас они должны быть заменены. «Москва» — единственный корабль в этом списке, который после капитального ремонта может продолжать службу после 2020 года. Основные элементы Черноморского флота, за исключением крейсера «Москва», хорошо подходили для решения задач противолодочной обороны (ПЛО), но имели довольно скромный ударный потенциал и относительно слабые системы ПВО.

Главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий в октябре 2010 года заявил, что до 2015 года Черноморский флот должен получить пять новых фрегатов. Корабль противолодочной обороны. К 2020 году Черноморский флот России пополнится 15 новыми боевыми кораблями и дизель-электрическими подводными лодками, сообщил главком ВМФ. «До 2020 года мы планируем построить для Черноморского флота 15 фрегатов и дизель-электрических подводных лодок», — заявил 23 июня 2010 года адмирал Владимир Высоцкий9. 0006

Более 30 боевых кораблей и судов обеспечения, ранее входивших в состав ВМС Украины, могут войти в состав Черноморского флота России до конца года, но только после того, как пройдут проверки, сообщил источник в штабе флота 27 марта 2014 года. под украинским флагом не будут автоматически включены в состав Черноморского флота до тех пор, пока они не пройдут техническую оценку и мы не сможем решить, какие корабли войдут в состав флота, а какие будут отправлены на слом», — сказал источник. Он добавил, что состояние кораблей будут оценивать специалисты ВМФ России и верфей Черноморского флота. «Этот процесс может занять некоторое время, но мы надеемся, что он будет завершен к концу года», — сказал источник, добавив, что в настоящее время наиболее близки к боеготовности корабли, в том числе три корвета, два десантных корабля и командный корабль. . Источник выразил сомнение в готовности нескольких судов, стоящих на якоре в Стрелецкой бухте Севастополя, в том числе тральщиков и ракетных катеров. «Эти корабли мало выходили в море, поэтому у нас есть несколько вопросов [об их готовности]», — сказал он.

МИД Украины заявил 28 марта 2014 года, что денонсация Россией российско-украинских договоренностей о пребывании Черноморского флота России в Крыму будет означать, что последний находится в Крыму незаконно. «Если российская сторона денонсирует эти соглашения, присутствие российского флота в Крыму будет нарушением закона», — заявил в пятницу на брифинге официальный представитель МИД Украины Евгений Перебийнис. Он заявил, что после такого шага «Россия должна подумать о выводе российского Черноморского флота».

Россия начала подготовку к расторжению двусторонних соглашений с Украиной, касающихся статуса и деятельности Черноморского флота. Решение было принято на заседании Совета безопасности страны под председательством президента Владимира Путина. По словам пресс-секретаря Дмитрия Пескова, среди мер, которые должны быть отменены, — соглашение 1997 года об условиях пребывания флота в Крыму, которое было продлено на 25 лет по соглашению президента Украины Виктора Януковича 2010 года. Взамен Украина получила скидку в размере 100 долларов на каждую 1000 кубометров природного газа, импортируемого из России, которая была обеспечена за счет снижения экспортных пошлин на газ, деньги, которые должны были пойти в российский государственный бюджет.

Черноморский флот России будет усилен примерно 30 боевыми кораблями, подводными лодками и вспомогательными судами в ближайшие шесть лет, заявил главком ВМФ России 13 мая 2014 года. По данным Минобороны, среди новых кораблей, строящихся для флота, шесть фрегатов типа «Адмирал Григорович» и шесть дизель-электрических подводных лодок типа «Варшавянка» (улучшенный класс «Кило»).

Корабли новой постройки Черноморского флота могут базироваться либо в Крыму, либо в Новороссийске, заявил 15 апреля 2015 года председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов. «В Новороссийске строится хороший порт. Все объекты, которые были, в Крыму еще в советское время тоже надо использовать, чтобы не тратиться на строительство новых», — заявил адмирал Комоедов СМИ в Севастополе.

«Я имею в виду научно-исследовательскую базу в Феодосии, собственно Севастополь и Крымскую военно-морскую базу. Они расположены достаточно удачно, чтобы на время рассредоточить силы флотов, а в каком-то районе снова свести их в одну силу, если понадобится», — сказал Комоедов.

К 2022 году корабельный состав Черноморского флота России, основная база которого находится в Севастополе, был относительно невелик. Это оперативно-стратегическое соединение не имеет ни флотилий подводных лодок, ни смешанных флотилий, ни оперативных эскадр, ни каких-либо других эскадр. В настоящее время в составе флота имеются следующие части, соединения и корабли:

  • 30-я дивизия надводных кораблей: ракетный крейсер «Москва» (флагман ЧФ), сторожевые корабли «Ладный» и «Пытливый», а также фрегаты «Адмирал Григорович», «Адмирал Макаров», «Адмирал Эссен»; в/ч
  • Бригада десантных кораблей: БДК «Николай Фильченков», «Орск», «Саратов», «Азов», «Новочеркасск», «Цезарь Куников» и «Ямал»;
  • Подводные лодки: «Новороссийск», «Старый Оскол», «Краснодар», «Великий Новгород», «Колпино» и одна лодка проекта 877, «Алроса»;
  • 901:40 Бригада кораблей охраны гавани в составе малых противолодочных кораблей «Александровец», «Муромец» и «Суздалец»; базовые тральщики Иван Антонов, Владимир Емельянов и Георгий Курбатов и морские тральщики Иван Голубец, Турбинист и Ковровец;
  • Судно на воздушной подушке «Бора» и «Самум»; малые ракетные катера Вышний Волочек, Орехово-Зуево, Ингушетия, Грайворон, Циклон; Р-60, Шуя, Р-109, Набережные Челны и Ивановец;
  • 184-я бригада кораблей обороны гавани: три малых противолодочных корабля «Поворино», «Ейск» и «Касимов»; сторожевые корабли «Василий Быков», «Дмитрий Рогачев», «Павел Державин», «Сергей Котов»;
  • 170-я дивизия тральщиков: тральщики и десантные катера «Железняков», «Валентин Пикуль» и «Вице-адмирал Захарьин».

На первый взгляд, это очень внушительный список. Однако следует отметить, что на Черноморском флоте относительно мало кораблей новых проектов. Среди них фрегаты серии «Адмирал» (проект 11356), дизельные подводные лодки проекта 636.3, малые ракетные корабли типа «Вышний Волочек» (проект 21631), тральщики типа «Иван Антонов» (проект 12700), сторожевые корабли типа «Василий Быков» (проект 22160). ).

Остальные корабли Черноморского флота имеют весьма солидный возраст, обычно несколько десятков лет. Например, ракетный фрегат «Ладный» находится в составе флота с 1981 года, значит, служил при Леониде Брежневе. В настоящее время Черноморский флот не имеет современных ракетных крейсеров и ракетных эсминцев. И, к сожалению, даже не ясно, когда они могут появиться на флоте.

Что касается возможных сравнений с флотами других стран региона, то уместнее сравнивать Черноморский флот с силами ВМС Турции. В конце концов, эти две страны являются основными региональными морскими заинтересованными сторонами. Согласно открытым источникам, военно-морской флот Турции состоит из 16 фрегатов, 10 корветов, 16 патрульных кораблей, 13 подводных лодок, 11 тральщиков, 33 десантных кораблей и катеров, 18 ракетных катеров, 16 морских патрульных самолетов и 38 вертолетов, общей численностью более 48 тысяч человек. В то же время Черноморский флот России имеет 48 надводных кораблей, 7 дизель-электрических подводных лодок, 20 самолетов и 10 вертолетов, в которых работает около 14 тысяч человек.

Может показаться, что у Турции абсолютное численное преимущество, но это не совсем так. Российские черноморские подводные лодки намного новее турецких: шесть из них введены в строй после 2013 г., а четыре турецкие подлодки были введены в строй в период с 2006 по 2008 г. Российские подлодки проекта 636.3 оснащены крылатыми ракетами корабельного базирования «Калибр-ПЛ» с 2600 километров, что дает им преимущество над турецкими моделями. Это легко относит российские подводные лодки к категории стратегических вооружений. У Турции больше крупных надводных кораблей, чем у России, но большинство из них довольно старые, введенные в строй еще в прошлом веке.

Черноморский флот действует в Средиземном, Красном морях, части Атлантического и Индийского океанов, а также в Черном и Азовском морях. Некоторые россияне считают, что он слишком мал и не оснащен для решения поставленных задач.

Идеальный состав флота мог бы включать на юго-западном стратегическом направлении и в регионе в целом еще один дивизион надводных кораблей. Например, пять-шесть ракетных крейсеров и не менее сотни установок вертикального пуска, бригада эсминцев (шесть-семь ракетных эсминцев и не менее сотни установок вертикального пуска), морской десантный дивизион (пять-шесть универсальных десантных установок крафт типа пр.23900, недавно заложенный в Керчи), и дивизия подводных лодок (1214 ДЭПЛ).

В этом случае Севастополь может разместить все эти силы. Морскому десантному дивизиону лучше было бы базироваться на озере Донузлав (после капитального ремонта базы). С учетом этого целесообразно сформировать хотя бы еще одну бригаду морской пехоты.

Черноморскому флоту также было бы полезно создать морское транспортное управление, курирующее морские и морские перевозки как флота, так и всего Министерства обороны. Сирийская кампания убедительно продемонстрировала необходимость этого. Командование должно фрахтовать торговые суда (ролкеры и контейнеровозы, сухогрузы и лихтеровозы, танкеры и т. д.). Использование больших десантных кораблей для переброски техники, как это делалось во время российской кампании в Сирии, нецелесообразно по многим причинам. И для решения гипотетического кризиса может потребоваться большая грузоподъемность.

Иными словами, по мнению военного обозревателя RT.com Михаила Ходарёнка, полковника в отставке, служившего офицером Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ, Черноморскому флоту нужно как минимум вдвое больше столько надводных кораблей и подводных лодок, сколько она имеет в настоящее время. Кто-то может сказать, что это излишество, но Ходаренок утверждает, что это необходимый минимум, как в оборудовании, так и в персонале.