Шпага вообще или «Шпага или рапира?» | Екабу.ру


Шпага ровесница огнестрельного оружия. С появлением первых пушек и ружей, доспехи перестают быть актуальными, а вместе с ними перестаёт быть актуальным тяжёлый меч, способный прорубать или проколоть доспехи. Постепенно одноручные мечи вытесняются шпагами, это начинает происходить в Испании в середине 15-го века. Точнее, в 60-х годах 15-го века, дворяне начали носить клинки, которые были несколько уже, чем боевые мечи и имели более сложную гарду – появились дужки, для защиты пальцев, кольца пас-дане (кольцо на боку крестовины меча или кинжала, расположенные перпендикулярно оси клинка), и т.д. Эти шпаги достаточно быстро распространились среди знати и дворян: они были легче мечей, что позволяло носить их при себе всё время; и они оказались «красивее» — постепенный отказ от доспехов (в частности от латных перчаток, которые мешали пользоваться огнестрельным оружием), привёл к тому, что у шпаг, для защиты кисти руки, развились сложные гарды: корзинки из полос металла, чашки, тарелки с перекрестьями и пальцевыми дугами – эти гарды стали украшаться позолотой, камнями, чеканкой и т.д. А главное, шпаги позволяли не хуже мечей защитить свою жизнь в случае необходимости, позволяли успешно, как атаковать, так и защищаться в бою. Постепенно шпага распространилась практически на все роды войск, вытесняя меч. До 18-го века боевая шпага стояла на вооружении и пехоты, и кавалерии, пока не начала вытесняться саблей и палашом. Но полностью не исчезла. Ещё во времена своего рассвета, шпага разделилась на боевую и гражданскую. Гражданские шпаги были немногим более лёгкими и узкими, часто имели заточку только около острия. Такие шпаги носились как оружие – не смотря на лёгкость, такая шпага была именно оружием, и как деталь одежды. Военные носили их в мирное время вместо боевого оружия, дворяне и буржуа при парадных одеяниях, некоторые разночинцы. Право, а можно сказать, что и обязанность, на ношение шпаг имели даже студенты. Практически до 20-го века шпаги остаются деталью парадной одежды для дворян, не боевым оружием офицеров (в России до 1917 года, шпага была обязательна для офицеров-кирасир вне строя, генералов), для гражданских чиновников при параде (даже чиновники министерства просвещения, образования, при парадных мундирах носили шпаги), и оружием для дуэлей. Итак, где-то в середине 19-го века шпага становится церемониальным, часто наградным, дуэльным и спортивным оружием.
Шпага и её появление дала мощнейший толчок к развитию искусства фехтования длинным клинковым оружием. Не хочу сказать, что до этого мечами рубились без обучения, как Бог на душу положит, но именно лёгкость шпаги позволила изобрести всё разнообразие фехтовальных приёмов. Возникают школы фехтования: испанская, английская, французская, немецкая и итальянская, каждая из которых имела свои особенности, и, адепты которых, спорили, чья же школа лучше. Пишутся учебники по фехтованию: например, Ридольфо ди Каппо Ферро «Gran Simulacro dell’arte e dell’uso della Scherma» («Великий образ искусства и практики фехтования») 1610-го года. В каждой стране знания по фехтованию систематизируются и дополняются чем-то новым. Например, первые системы шпажного фехтования в Германии и Испании ориентировались на рубящую технику, а принцип «убийство остриём, а не лезвием» появился в Италии только в середине 17-го века и, постепенно именно итальянская школа стала главенствующей. Фехтование стало модным, его изучали в престижных учебных заведениях. В царствующих домах, и не только, появилась должность фехтмейстера – учителя фехтования. Шпага становится признаком благородного человека, дворянина, буржуа, иногда и разночинца, защитницей чести человека на дуэли (не только для мужчин, но и для женщин), лишаясь чести, человек лишался и шпаги – её попросту ломали над головой человека. Производство шпаг находилось в тех же местах, что и производство другого холодного оружия. Немецкий Золинген, в котором изготавливались всемирно известные образцы холодного оружия, английский Шеффилд, французский Тир, испанский Толедо. Клинки ковались, металлические ручки и навершия отливали, гарды могли штамповать или сваривать. Но если при изготовлении меча достаточно было быть кузнецом, то со шпажный мастер должен был быть более универсален. Гарды шпаг, а потом и клинки, украшали чеканкой и резными узорами, позолотой, чернили, вправляли драгоценные камни и прочее.

Итак, непосредственно сама шпага: длинный относительно узкий клинок, обоюдоострый или имеющий только отточенное остриё; одноручная прямая рукоять с массивным навершием-противовесом; сложная гарда, хорошо защищающая руку. Кстати, именно разные гарды являются критерием при классификации шпаг, созданной Эвортом Окшоттом. Он выделяет: гарды плетённые из полос или прутьев — корзинки; гарды-чаши в виде полого полушария; тарелчатые гарды – слегка изогнутый диск; гарды-петли – в виде простой дуги, защищающей пальцы, и так далее. Ну, вот так как-то.


Как и практически любой предмет, который используется достаточно долго, шпага прошла некий путь видоизменений. Во-первых, это касалось клинка – от довольно широкого обоюдоострого, до тонкого гранённого, имеющего только острый конец. Во-вторых, это касалось гарды: от простой крестовины с пальцевой дугой, до сложно-плетённой корзинки или сплошной чаши, и снова до простого небольшого диска. Исторически многие исследователи, Окшотт, например, делит шпаги на три типа:
— reitschwert (буквально «меч всадника») — тяжёлая шпага годная для рубящих ударов — именно её называют «боевой шпагой». Появившись в XV веке, этот тип шпаги был самым популярным в кавалерии XVI века, но с XVII века начинает вытесняться саблями и палашами. Хотя в некоторых странах, Россия, Швеция, использовался и в XVIII веке и в кавалерии, и в пехоте.
— espada ropera (буквально «меч для одежды») — предназначенная для ношения с гражданской одеждой, немногим легче и уже боевой шпаги, но с двусторонней заточкой. Этот тип шпаги был наиболее популярен в XVI веке, но с середины XVII века начинает вытесняться ещё более лёгкими шпагами.
— smallsword (буквально «малый меч») — был ещё более лёгким вариантом шпаги с укороченным клинком. Появившись в середине XVII века под влиянием французской школы фехтования в конце 16-го века, впоследствии практически вытеснил другие типы шпаг. Именно этот тип стал исключительно колющим типом шпаг, даже имея лезвие им неудобно было рубить из-за малого веса. Большинство же этих шпаг имело граненый клинок шестигранной формы, который заменился трехгранным сечением с долами, который и сейчас можно видеть у спортивной шпаги. Кстати, лёгкость этого типа шпаги позволила «безболезненно» удлинить клинок и появились шпаги почти полутораметровой длины.

Ну а теперь непосредственно вторая часть темы: «Шага или рапира?»

Для начала цитата из «Трёх мушкетёров»: «…вырвалось у Атоса, когда он увидел, как шпага Каюзака отлетела на двадцать шагов. Д’Артаньян и Каюзак одновременно бросились за ней: один — чтобы вернуть ее себе, другой — чтобы завладеть ею. Д’Артаньян, более проворный, добежал первый и наступил ногой на лезвие. Каюзак бросился к гвардейцу, которого убил Арамис, схватил его рапиру и собирался вернуться к д’Артаньяну, но по пути наскочил на Атоса, успевшего за эти короткие мгновения перевести дух…» Итак, судя по тексту, пускай и художественному, в одном месте, в одно время и, практически, у одного рода войск, встречается два вида оружия, если судить по названию. Каюзак теряет шпагу, а поднимает рапиру. Что это, ошибка автора или переводчика? Или люди из одного рода войск имеют разное оружие? Имеют ли отличия шпага и рапира? Вот давайте попробуем разобраться. Самое распространённое мнение: шпага – оружие, которым можно рубить и колоть, рапира – только колющие оружие. Современный фехтовальщик, не задумываясь, ответит точно также.


Четырехгранная в сечении рапира, без выраженных режущих граней, которой допускаются только колющие удары, и шпага, имеющая в сечении — плоский треугольник, с намёком на острые грани, которые позволяют акцентировать рубящий удар. Но это спортивное оружие. А что же касается оружия старинного? Если обратится к литературе, художественной и научной, то увидим описания рубящих ударов рапирой или только колющую технику работы шпагой. Иногда рапиру описывают, как нечто обоюдоострое и широкое, а шпагу, как что-то узкое, только с острым концом. Снова несоответствия.
Чтобы разобраться, надо заглянуть в историю. Точнее на первое название шпаги. В Испании в XV веке появляется «espadas roperas» — «меч для одежды». Многие исследователи в переводе этого названия делают две ошибки: переводят «espadas roperas» либо, как «меч для гражданской одежды»; или переводят, как «шпага для одежды». Например, такой перевод даёт известный в кругах исторических фехтовальщиков Джон Клемментс. А, исходя из этого неточного перевода, строятся неправильные умозаключения относительно шпаги и рапиры. Но слово «espadas» происходит от латинского «spata» — меч, так назывался длинный кавалерийский меч древнего Рима. А «для одежды» имеется в виду «одежда, а не доспех», а не гражданская одежда, так как понятия «гражданская одежда» ещё не существовало Прочтя внимательно «espadas roperas», легко увидеть , что слова «шпага» и «рапира» являются двумя частями этого названия: «espadas» — шпага, «roperas» — рапира. Во многих языках этих двух названий просто не существует: на испанском языке всё выше описанное оружие называется «espada»; на итальянском — «spada»; на французском — «epee»; англичане используют слово «sword» — меч: court sword — придворный меч, town sword — городской меч, scarf sword — меч для орденской ленты, small sword — малый меч, для обозначения шпаги по отношению к более массивным английским мечам; в немецком языке словом «degen» называют всё то, что мы привыкли именовать шпагой или рапирой. Практически, только в русском языке используют эти два названия, в других языках используют только одно: или «рапира», или «шпага». Да и эти названия – сборные, среди шпаг или рапир есть и названия собственные – папперхеймер и валонская шпага, например, комишелард – тип шпаги, у которой 1/3 клинка отличалась гораздо большей шириной, чем остальные 2/3. Даже если эти умозаключения, основанные на анализе названий, ошибочны, то очень трудно поспорить с коллекциями музеев, в которых хранятся экспонаты с подобными, явно колюще-режущими, клинками, отличные только формой гард, но называемые то шпагами, то рапирами. При этом изготовлены они в разных странах и в разное время, а для оружия, его изменений и развития, и 20 лет – много.

На фото с разнообразными гардами все четыре вида оружия называются рапирами, не глядя на то, что только 3-й и 4-й клинки можно назвать колющими, а у первых двух клинки выраженные рубящие. Странно, правда? Вот, пять видов клинков: два чётко рубящих, один нечто среднее и два тонких колющих. Но все они названы рапирами.
Так что, можно смело сделать предположение, что, появившиеся в Испании в 15-м веке колюще-рубящие лёгкие мечи, которые, впоследствии, отличались только устройством гарды и длиной клинка, можно называть и шпагой, и рапирой одновременно, и не ошибиться. Потому что, изначально, шпага и рапира – это одно и тоже. И возможно, что первым было название именно рапира.
А путаница возникла уже в последствии, когда одновременно начали существовать «старые» рубяще-колющие шпаги-рапиры и «новые» исключительно колющие шпаги-рапиры. Потом уже эти названия закрепились для спортивного оружия, чтоб подчеркнуть отличия строения и принципа действия спортивных шпаг и рапир.
Самое интересное, что доказать или опровергнуть мои выводы, основываясь на трудах специалистов-оружейников достаточно трудно, поэтому я и не ссылаюсь, например, на фон Винклера, Окшотта или Бехайма в этом вопросе – их мнения в этом вопросе сильно различны. А некоторые исследователи называют шпагами или рапирами и эстоки с кончарами – исключительно колющие мечи (хотя это просто нелепо – шпага появилась, когда начал исчезать доспехи, а кончар или эсток появились для пробивания этого самого доспеха), и древние узкие ирландские мечи из меди и бронзы.
______________________
Автор Хольгер Виксон

PS
Немножко добавлю от себя о фехтовании (хотя сам полнейший дилетант), всего лишь замечания от практикующих знакомых (КМС и МС еще СССР).

Истфех, ножевой бой, кендо — это все хорошо и замечательно. Но нельзя посредственно относится к спортивному фехтованию и особенно к прикладному аспекту. Именно в спортивных секциях бойцам дается техника, скорость, реакция. Все это благодаря методике преподавания. Над спортивными дисциплинами работают институты, совершенствуя методическую часть и технику боя.

Кто-то скажет что фехтование, как спорт, лишает бойца некоторых преимуществ и навыков, вносит ограничения в технику из-за правил поединков. Например, экипировка спортсмена не дает нарабатывать технику защиты. Но это всего лишь мнение дилетанта, который не практиковал спортивные рапиру, шпагу и эспандон.

Я общаюсь в ЖЖ с френдом с Украины, который там развивает спортивный ножевой бой. Он отметил, что наиболее подготовленные и неуязвимые бойцы получаются именно из спортсменов фехтовальщиков и рукопашников. Они не зашорены. У них есть физическая и спец. подготовка. Они легче других вникают в специфику ножевого боя, при этом привносят из своих видов спорта очень много полезных и эффективных моментов, тем самым развивая технику СНБ.

ekabu.ru

Чем шпага отличается от рапиры?

Ваш вопрос не достаточно точен ))) «Чем шпага отличается от рапиры? » Это ваш вопрос А теперь если не возражаете маленький вопрос от меня )) Где и когда )) сейчас обьясню в какое время в то время когда они «шпага и рапира » было необходимым оружием или в настоящие время где она используеться только на соревнованиях по фехтованию?? ? Я конечно извиняюсь за придирчивость )) но всеже )) А посуществу в фехтовании используеться три оружия это шпага рапира и сабляНе буду углубляться в технику фехтования а отвечу рапира используеться в бою как колющее оружее с квадратным лезвием клинка и малой гардой защищающей только пальцы как в прошлые так и в настоящие времена Шпага тоже ипользуються как колющее оружее только клинок равной треугольной формы и присутствует кровостеек т. е на одной из граней по всей длине проходит желобок. И гарда уже защищает не только пальцы но и частично кисть видоизменений не было как в прошлом так и в настоя щем И наконец сабля хоть за нее вопроса не было но все же отвечу )) используеться в бою как колеще рубяшее оружее клинок вытянутой треугольной формы с двумя равными сторонамии кровостеком повсей длине а так же гарда защищающая всюкисть до запясья )) Вот такие отличаи от средних веков они мало чем оличаються но есть одно отличие на современых есть одна маленькая деталь )) На зываеться пуандаре )) это накручиваеться на острие оружия чтобы в бою не ранить противника так как бой идет на очки а не наЖИЗНЬ )))Надеюсь я ответил на ваш вопрос. И чтебы всегда бои шли только на очки а не на ЖИЗНИ ))

лезвием кажется.. . и ручкой

По моему рапира оружие колющее, а шпага ещё и рубящее.

Рапира — колющее оружие, шпага — колюще-рубящее.

если я не ошибаюсь, у рапиры боевой кончик защищён ограничителем, чтобы не поранить..

Рапира учебное, а шпага- боевое

Ну если противотанковая «рапира» то отличаются!; -))

главным критерием, отличающим боевую шпагу от рапиры, является способность рубить, имеющаяся у боевых шпаг, но отсутствующая (из-за недостаточной тяжести клинка) у рапир. В то же время из-за большей длины рапира тяжелее коротких шпаг.

Рапира это разновидность шпаги. Ранее шпаги мало чем отличались от мечей и они носились с доспехами, поэтому шпагами на этом периоде можно было рубить. Потом появилась более короткая рапира, которая применялась для ношения с одеждой, а не с доспехами и она так и осталась колюще-рубящим оружием. А шпага, уменьшаясь в весе постепенно стала только колющим из-за того, что при её малом весе невозможно нанести сильный рубящий удар.

touch.otvet.mail.ru

Рапира и шпага.

Серрргей 29-07-2005 09:14

Подскажите, чем рапира от шпаги отличается. Сам фехтованием занимался, там все понятно, а вот настощее боевое оружие прошлого?

bulawog 29-07-2005 10:41

Грубо говоря рапира — с граненым колющим клинком. Чисто боевым оружием не была никогда.Так,дуэльным разве что. А вот боевая шпага — это песня,особенно 16 века — с достаточно широким и тяжелым рубящим клинком чуть полегче палашного.

Bonart 29-07-2005 11:36

Всем, здравствуйте! Я снова здесь, чему очень рад. Поправочка сходу: рапира была таки боевым оружием (ее дворяне предпочитали тяжелой шпаге в дуэлях и уличных стычках), но никогда не состояла на вооружении у регулярных частей, здесь царила шпага, могущая не только колоть, но и рубить. Некоторые рапиры были настолько длинны, что их не удобно было носить на боку. Такие рапиры за дворянами носили специальные слуги, аналог средневековых оруженосцев. Эти рапиры не имели ножен.

IL 29-07-2005 12:54

Тоже когда-то давно занимался фехтованием, как раз рапирой… Что касается боевых рапир и шпаг, то, ежели мне не изменяет память, их различают не только по форме и назначению клинка (вроде были и рапиры с колюще-рубящими клинками — надо будет глянуть по книгам, не помню точно источник… скорее всего, Бехайм). Одно из характерных отличий — конструкция и форма гарды: у рапиры — чашка, у шпаги — корзинка с крестовиной и дужкой. Причем, как раз форма гарды многое говорит о манере и технике работы, для которой клинок преимущественно предназначен — понятно, что с большой чашеобразной гардой без дужки сподручнее работать уколами против колющего же клинка… но ничто не мешает и рубануть/резануть при необходимости (правда, с большой симметричной чашкой это не всегда удобно). Шпажные же дужки с крестовинами лучше защищают кисть при смешанной технике ударов и уколов, плюс меньше ограничивают кисть в рубке.

Bonart 29-07-2005 13:13

РК у рапир были, это точно. Что же касается чашевидной гарды, то рапиры, с таковыми имеют испанское происхождение и называются «брета». Производное во французском языке — «бретер» т.е. дуэлянт, профессиональный фехтовальщик.

мак 29-07-2005 20:13

Вечером покажу фото, сами разницу увидите. Показываю эти экземпляры, поскольку здесь отчетливо видна разница, т.к. два сменных клинка одного изготовителя для исторического фехтования.

Bonart 29-07-2005 22:09

Ждем-с…

Dimitriuss 30-07-2005 02:22

Рапира-как бы стилет переросток)Шпага-наследница меча.Особенно валлонка.Почти что палаш.

Bonart 30-07-2005 11:18

Рапира ведет родословную не от стилета и даги, а от эстока. ЭСТОК (итал. estoc), европейский тяжелый меч с клинком длиной 112 — 115 см, предназначенным для колющих ударов.
Эсток имел квадратное, ромбовидное или шестигранное сечение; долов не было.

Dimitriuss 30-07-2005 12:55

Да я не говорил,что ведёт.Я образно сказал.

Серрргей 31-07-2005 12:17

В музеях к сожалению в основном шпаги, на фото тоже, явно шпага. Посмотреть бы фото рапир…

Кстати, в исторических романах встречал, что рапирой могли и кисть руки отсечь???

мак 31-07-2005 01:30

На фото слева шпага, справа- рапира.

Серрргей 31-07-2005 10:51

Понятно, правда видно плохо, и вроде форма одна и та же, только разная длина, да ширина в основании.

Серрргей 31-07-2005 11:05

И кстати, в кино какое оружие используется? У меня подозрение, что современная спортивная шпага, только эфес от старинного оружия. Ну уж очень гибкие, с клинком в виде палаша такие фокусы не пройдут. Но может я ошибаюсь?

мак 31-07-2005 11:26

У рапиры не заточены грани и совсем другой сгон с боевому концу, гораздо круче, чем у шпаги. Держал в руках старые шпаги, некоторые экземпляры очень похожи по профилю клинка на современную спортивную шпагу. Было очень много вариантов. Основное отличие-шпагой можно рубить, а рапира в основном колющее оружие.

Knox 16-08-2005 12:25
quote:
Originally posted by bulawog:
Грубо говоря рапира — с граненым колющим клинком. Чисто боевым оружием не была никогда.Так,дуэльным разве что. А вот боевая шпага — это песня,особенно 16 века — с достаточно широким и тяжелым рубящим клинком чуть полегче палашного.

немецкий панцерштехер 15-16 веков это какразтаки и есть рапира только утяжелённая, 3-4 гранный клинок, с балансом на гарде

Knox 16-08-2005 12:29
quote:
Originally posted by Bonart:
Рапира ведет родословную не от стилета и даги, а от эстока. ЭСТОК (итал. estoc), европейский тяжелый меч с клинком длиной 112 — 115 см, предназначенным для колющих ударов.
Эсток имел квадратное, ромбовидное или шестигранное сечение; долов не было.

сечение у эстока было не шестигранным, изредко квадратным а преимущественно треугольным, а то что ты привёл пределы длинны, это чушь, ибо всё зависело от физических данных воина, от его роста и т.д.
кстати эсток это итальянское название панцерштехера

Knox 16-08-2005 12:30
quote:
Originally posted by Серрргей:

Кстати, в исторических романах встречал, что рапирой могли и кисть руки отсечь???


однозначно чушь

Knox 16-08-2005 12:35

bulawog, кстати, я не дописал, панцерштехер(он же и Эсток) и есть именно боевое оружие, отличается от рапиры только тем что использовался для пробивания латных доспехов в местах сочленения или неровностях, а рапира использовалась для уколов в незащищённые места, использовалась позднее эстока, когда с появлением огнестрельного оружия доспехи потеряли функциональность

bulawog 16-08-2005 10:23
quote:
Originally posted by Knox:
bulawog, кстати, я не дописал, панцерштехер(он же и Эсток) и есть именно боевое оружие, отличается от рапиры только тем что использовался для пробивания латных доспехов в местах сочленения или неровностях, а рапира использовалась для уколов в незащищённые места, использовалась позднее эстока, когда с появлением огнестрельного оружия доспехи потеряли функциональность

Строй клинка в чем-то схожий,это так — но рукояти разные

Hunt11 16-08-2005 12:43

Кстати, трехгранной рапирой можно вполне нормально рубить. Не так как шпагой, но можно.

мак 17-08-2005 22:57

Шпага безусловно. Обычная мундирная шпага, это не оружие, а деталь костюма, поэтому лезвие есть, а рубить без толку.

мак 18-08-2005 12:00

Вот так выглядели шпаги, когда они были оружием, а не аксессуаром.

Knox 29-08-2005 15:07
quote:
Originally posted by Hunt11:
Кстати, трехгранной рапирой можно вполне нормально рубить. Не так как шпагой, но можно.

чушь

bulawog 29-08-2005 15:10
quote:
Originally posted by Knox:

чушь


Очень содержательный «камент». А обосновать можете,г-н Эксперт?

Hunt11 29-08-2005 15:19
quote:
Originally posted by Knox:

чушь


Пробовали ?

Возьмите,для примера, трех- четырехгранный штык, подправьте грани и попробуйте. Потом и говорите.

bulawog 29-08-2005 15:21
quote:
Originally posted by Hunt11:

Пробовали ?

Возьмите,для примера, трех- четырехгранный штык, подправьте грани и попробуйте. Потом и говорите.


Функционировать будет,раны будут достаточно болезненными,но не очень глубокими.

Hunt11 29-08-2005 15:24
quote:
Originally posted by bulawog:

Функционировать будет,раны будут достаточно болезненными,но не очень глубокими.


Все верно, но отрубить пальцы или повредить кисть хватит

bulawog 29-08-2005 15:27
quote:
Originally posted by Hunt11:

Все верно, но отрубить пальцы или повредить кисть хватит


Ну это так,но у клинков рапирного типа рубящие свойства все же второстепенны. Кстати,у меня лебелевский штык есть — у него уже рубящих свойств вообще никаких,хуже раннего мосинского — у того хоть канты острые были,а у этого тупые,плюс он ощутимо тоньше и длиннее…

Алексей Г 29-08-2005 15:33

Рубящий удар оправдан, если есть шанс нанести серьезное ранение, то есть клинок должен как минимум рассечь одежду и тело. По моим оценкам, для рубящего удара подходит только шпага валлонского типа (действительно массивный плоский клинок с реальной режущей кромкой).
Все остальные шпаги(рапиры) как ни точи — в лучшем случае рассекут кожу и оставят ссадину (особенно это касается клинков с количеством граней больше двух).

bulawog 29-08-2005 16:36

Вот такие шпаги для рубки

Knox 30-08-2005 20:27
quote:
Originally posted by Hunt11:

Все верно, но отрубить пальцы или повредить кисть хватит


если на рукояти есть корзинка или чашечка то пальцы не отрубишь, массы не хватит для успешных рубящих ударов, «повредить кисть хватит » с таким же успехом можно повредить кисть ударом ноги

Knox 30-08-2005 20:29
quote:
Originally posted by Алексей Г:
Рубящий удар оправдан, если есть шанс нанести серьезное ранение, то есть клинок должен как минимум рассечь одежду и тело. По моим оценкам, для рубящего удара подходит только шпага валлонского типа (действительно массивный плоский клинок с реальной режущей кромкой).
Все остальные шпаги(рапиры) как ни точи — в лучшем случае рассекут кожу и оставят ссадину (особенно это касается клинков с количеством граней больше двух).

кстати ты прав

Bonart 30-08-2005 20:59
quote:
Originally posted by Knox:

кстати ты прав


Весьма многословный эксперт у нас тут завелся. Вероятно из каких-нибудь ролевиков, или того приятней, реконструктивистов. Обоснования, плз, милейший. Здесь люди спорят аргументированно, да и «ты» следовало бы говорить далеко не всем, а только тем, кто разрешает.

Алексей Г 31-08-2005 13:04

Справедливо, уважаемый Бонарт. Только почему Вы мне тыкаете?

Bonart 31-08-2005 13:25
quote:
Originally posted by Алексей Г:
Справедливо, уважаемый Бонарт. Только почему Вы мне тыкаете?

Согласен, был не прав. Пост в топике по сабле исправил, а по ккинжалу не буду исправлять — так колоритнее. Не воспринимайте, как хамство, просто речевая стилизация

Knox 02-09-2005 19:11
quote:
Originally posted by Bonart:

Весьма многословный эксперт у нас тут завелся. Вероятно из каких-нибудь ролевиков, или того приятней, реконструктивистов. Обоснования, плз, милейший. Здесь люди спорят аргументированно, да и «ты» следовало бы говорить далеко не всем, а только тем, кто разрешает.


это называется оффтопик, кого хочу, того на «ты» и называю, не устраивает — можешь пожаловаться в милицию или маме

Тоётоми 02-09-2005 19:33
quote:
Originally posted by Knox:

это называется оффтопик, кого хочу, того на «ты» и называю, не устраивает — можешь пожаловаться в милицию или маме


это называется хамить и борзеть. если ты такой эксперт конкретный, то как то аргументируй свою точку зрения. и научись культуре общения.

guns.allzip.org

Шпага или рапира?

Шпага (или рапира) – лёгкое и длинное, универсальное, способное рубить и колоть, длинно клинковое оружие. Представляет из себя меч с узким, достаточно гибким лезвием, длинной до 1-го метра, с прямой рукоятью с навершием, со сложной гардой самых разнообразных форм, которая обеспечивала хорошую защиту кисти. Весом до 1,5 килограмм.

Шпага ровесница огнестрельного оружия. С появлением первых пушек и ружей, доспехи перестают быть актуальными, а вместе с ними перестаёт быть актуальным тяжёлый меч, способный прорубать или проколоть доспехи. Постепенно одноручные мечи вытесняются шпагами, это начинает происходить в Испании в середине 15-го века. Точнее, в 60-х годах 15-го века, дворяне начали носить клинки, которые были несколько уже, чем боевые мечи и имели более сложную гарду – появились дужки, для защиты пальцев, кольца пас-дане (кольцо на боку крестовины меча или кинжала, расположенные перпендикулярно оси клинка), и т.д. Эти шпаги достаточно быстро распространились среди знати и дворян: они были легче мечей, что позволяло носить их при себе всё время; и они оказались «красивее» — постепенный отказ от доспехов (в частности от латных перчаток, которые мешали пользоваться огнестрельным оружием), привёл к тому, что у шпаг, для защиты кисти руки, развились сложные гарды: корзинки из полос металла, чашки, тарелки с перекрестьями и пальцевыми дугами – эти гарды стали украшаться позолотой, камнями, чеканкой и т.д. А главное, шпаги позволяли не хуже мечей защитить свою жизнь в случае необходимости, позволяли успешно, как атаковать, так и защищаться в бою. Постепенно шпага распространилась практически на все роды войск, вытесняя меч. До 18-го века боевая шпага стояла на вооружении и пехоты, и кавалерии, пока не начала вытесняться саблей и палашом. Но полностью не исчезла. Ещё во времена своего рассвета, шпага разделилась на боевую и гражданскую. Гражданские шпаги были немногим более лёгкими и узкими, часто имели заточку только около острия. Такие шпаги носились как оружие – не смотря на лёгкость, такая шпага была именно оружием, и как деталь одежды. Военные носили их в мирное время вместо боевого оружия, дворяне и буржуа при парадных одеяниях, некоторые разночинцы. Право, а можно сказать, что и обязанность, на ношение шпаг имели даже студенты. Практически до 20-го века шпаги остаются деталью парадной одежды для дворян, не боевым оружием офицеров (в России до 1917 года, шпага была обязательна для офицеров-кирасир вне строя, генералов), для гражданских чиновников при параде (даже чиновники министерства просвещения, образования, при парадных мундирах носили шпаги), и оружием для дуэлей. Итак, где-то в середине 19-го века шпага становится церемониальным, часто наградным, дуэльным и спортивным оружием.

Шпага и её появление дала мощнейший толчок к развитию искусства фехтования длинным клинковым оружием. Не хочу сказать, что до этого мечами рубились без обучения, как Бог на душу положит, но именно лёгкость шпаги позволила изобрести всё разнообразие фехтовальных приёмов. Возникают школы фехтования: испанская, английская, французская, немецкая и итальянская, каждая из которых имела свои особенности, и, адепты которых, спорили, чья же школа лучше. Пишутся учебники по фехтованию: например, Ридольфо ди Каппо Ферро «Gran Simulacro dell’arte e dell’uso della Scherma» («Великий образ искусства и практики фехтования») 1610-го года. В каждой стране знания по фехтованию систематизируются и дополняются чем-то новым. Например, первые системы шпажного фехтования в Германии и Испании ориентировались на рубящую технику, а принцип «убийство остриём, а не лезвием» появился в Италии только в середине 17-го века и, постепенно именно итальянская школа стала главенствующей. Фехтование стало модным, его изучали в престижных учебных заведениях. В царствующих домах, и не только, появилась должность фехтмейстера – учителя фехтования. Шпага становится признаком благородного человека, дворянина, буржуа, иногда и разночинца, защитницей чести человека на дуэли (не только для мужчин, но и для женщин), лишаясь чести, человек лишался и шпаги – её попросту ломали над головой человека. Производство шпаг находилось в тех же местах, что и производство другого холодного оружия. Немецкий Золинген, в котором изготавливались всемирно известные образцы холодного оружия, английский Шеффилд, французский Тир, испанский Толедо. Клинки ковались, металлические ручки и навершия отливали, гарды могли штамповать или сваривать. Но если при изготовлении меча достаточно было быть кузнецом, то со шпажный мастер должен был быть более универсален. Гарды шпаг, а потом и клинки, украшали чеканкой и резными узорами, позолотой, чернили, вправляли драгоценные камни и прочее.

Итак, непосредственно сама шпага: длинный относительно узкий клинок, обоюдоострый или имеющий только отточенное остриё; одноручная прямая рукоять с массивным навершием-противовесом; сложная гарда, хорошо защищающая руку. Кстати, именно разные гарды являются критерием при классификации шпаг, созданной Эвортом Окшоттом. Он выделяет: гарды плетённые из полос или прутьев — корзинки; гарды-чаши в виде полого полушария; тарелчатые гарды – слегка изогнутый диск; гарды-петли – в виде простой дуги, защищающей пальцы, и так далее. Ну, вот так как-то.

Как и практически любой предмет, который используется достаточно долго, шпага прошла некий путь видоизменений. Во-первых, это касалось клинка – от довольно широкого обоюдоострого, до тонкого гранённого, имеющего только острый конец. Во-вторых, это касалось гарды: от простой крестовины с пальцевой дугой, до сложно-плетённой корзинки или сплошной чаши, и снова до простого небольшого диска. Исторически многие исследователи, Окшотт, например, делит шпаги на три типа:
— reitschwert (буквально «меч всадника») — тяжёлая шпага годная для рубящих ударов — именно её называют «боевой шпагой». Появившись в XV веке, этот тип шпаги был самым популярным в кавалерии XVI века, но с XVII века начинает вытесняться саблями и палашами. Хотя в некоторых странах, Россия, Швеция, использовался и в XVIII веке и в кавалерии, и в пехоте.
— espada ropera (буквально «меч для одежды») — предназначенная для ношения с гражданской одеждой, немногим легче и уже боевой шпаги, но с двусторонней заточкой. Этот тип шпаги был наиболее популярен в XVI веке, но с середины XVII века начинает вытесняться ещё более лёгкими шпагами.

— smallsword (буквально «малый меч») — был ещё более лёгким вариантом шпаги с укороченным клинком. Появившись в середине XVII века под влиянием французской школы фехтования в конце 16-го века, впоследствии практически вытеснил другие типы шпаг. Именно этот тип стал исключительно колющим типом шпаг, даже имея лезвие им неудобно было рубить из-за малого веса. Большинство же этих шпаг имело граненый клинок шестигранной формы, который заменился трехгранным сечением с долами, который и сейчас можно видеть у спортивной шпаги. Кстати, лёгкость этого типа шпаги позволила «безболезненно» удлинить клинок и появились шпаги почти полутораметровой длины.

Ну а теперь непосредственно вторая часть темы: «Шага или рапира?»

Для начала цитата из «Трёх мушкетёров»: «…вырвалось у Атоса, когда он увидел, как шпага Каюзака отлетела на двадцать шагов. Д’Артаньян и Каюзак одновременно бросились за ней: один — чтобы вернуть ее себе, другой — чтобы завладеть ею. Д’Артаньян, более проворный, добежал первый и наступил ногой на лезвие. Каюзак бросился к гвардейцу, которого убил Арамис, схватил его рапиру и собирался вернуться к д’Артаньяну, но по пути наскочил на Атоса, успевшего за эти короткие мгновения перевести дух…» Итак, судя по тексту, пускай и художественному, в одном месте, в одно время и, практически, у одного рода войск, встречается два вида оружия, если судить по названию. Каюзак теряет шпагу, а поднимает рапиру. Что это, ошибка автора или переводчика? Или люди из одного рода войск имеют разное оружие? Имеют ли отличия шпага и рапира? Вот давайте попробуем разобраться. Самое распространённое мнение: шпага – оружие, которым можно рубить и колоть, рапира – только колющие оружие. Современный фехтовальщик, не задумываясь, ответит точно также. Четырехгранная в сечении рапира, без выраженных режущих граней, которой допускаются только колющие удары, и шпага, имеющая в сечении — плоский треугольник, с намёком на острые грани, которые позволяют акцентировать рубящий удар. Но это спортивное оружие. А что же касается оружия старинного? Если обратится к литературе, художественной и научной, то увидим описания рубящих ударов рапирой или только колющую технику работы шпагой. Иногда рапиру описывают, как нечто обоюдоострое и широкое, а шпагу, как что-то узкое, только с острым концом. Снова несоответствия.

Чтобы разобраться, надо заглянуть в историю. Точнее на первое название шпаги. В Испании в XV веке появляется «espadas roperas» — «меч для одежды». Многие исследователи в переводе этого названия делают две ошибки: переводят «espadas roperas» либо, как «меч для гражданской одежды»; или переводят, как «шпага для одежды». Например, такой перевод даёт известный в кругах исторических фехтовальщиков Джон Клемментс. А, исходя из этого неточного перевода, строятся неправильные умозаключения относительно шпаги и рапиры. Но слово «espadas» происходит от латинского «spata» — меч, так назывался длинный кавалерийский меч древнего Рима. А «для одежды» имеется в виду «одежда, а не доспех», а не гражданская одежда, так как понятия «гражданская одежда» ещё не существовало Прочтя внимательно «espadas roperas», легко увидеть , что слова «шпага» и «рапира» являются двумя частями этого названия: «espadas» — шпага, «roperas» — рапира. Во многих языках этих двух названий просто не существует: на испанском языке всё выше описанное оружие называется «espada»; на итальянском — «spada»; на французском — «epee»; англичане используют слово «sword» — меч: court sword — придворный меч, town sword — городской меч, scarf sword — меч для орденской ленты, small sword — малый меч, для обозначения шпаги по отношению к более массивным английским мечам; в немецком языке словом «degen» называют всё то, что мы привыкли именовать шпагой или рапирой. Практически, только в русском языке используют эти два названия, в других языках используют только одно: или «рапира», или «шпага». Да и эти названия – сборные, среди шпаг или рапир есть и названия собственные – папперхеймер и валонская шпага, например, комишелард – тип шпаги, у которой 1/3 клинка отличалась гораздо большей шириной, чем остальные 2/3. Даже если эти умозаключения, основанные на анализе названий, ошибочны, то очень трудно поспорить с коллекциями музеев, в которых хранятся экспонаты с подобными, явно колюще-режущими, клинками, отличные только формой гард, но называемые то шпагами, то рапирами. При этом изготовлены они в разных странах и в разное время, а для оружия, его изменений и развития, и 20 лет – много.

На фото с разнообразными гардами все четыре вида оружия называются рапирами, не глядя на то, что только 3-й и 4-й клинки можно назвать колющими, а у первых двух клинки выраженные рубящие. Странно, правда?

Вот, пять видов клинков: два чётко рубящих, один нечто среднее и два тонких колющих. Но все они названы рапирами.

Так что, можно смело сделать предположение, что, появившиеся в Испании в 15-м веке колюще-рубящие лёгкие мечи, которые, впоследствии, отличались только устройством гарды и длиной клинка, можно называть и шпагой, и рапирой одновременно, и не ошибиться. Потому что, изначально, шпага и рапира – это одно и тоже. И возможно, что первым было название именно рапира. А путаница возникла уже в последствии, когда одновременно начали существовать «старые» рубяще-колющие шпаги-рапиры и «новые» исключительно колющие шпаги-рапиры. Потом уже эти названия закрепились для спортивного оружия, чтоб подчеркнуть отличия строения и принципа действия спортивных шпаг и рапир. Самое интересное, что доказать или опровергнуть мои выводы, основываясь на трудах специалистов-оружейников достаточно трудно, поэтому я и не ссылаюсь, например, на фон Винклера, Окшотта или Бехайма в этом вопросе – их мнения в этом вопросе сильно различны. А некоторые исследователи называют шпагами или рапирами и эстоки с кончарами – исключительно колющие мечи (хотя это просто нелепо – шпага появилась, когда начал исчезать доспехи, а кончар или эсток появились для пробивания этого самого доспеха), и древние узкие ирландские мечи из меди и бронзы.

спасибо


feldgrau.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *