Неизвестный штурм Грозного. Как начиналась Первая чеченская
https://ria.ru/20191126/1561574315.html
Неизвестный штурм Грозного. Как начиналась Первая чеченская
Неизвестный штурм Грозного. Как начиналась Первая чеченская — РИА Новости, 11.12.2019
Неизвестный штурм Грозного. Как начиналась Первая чеченская
Несколько штурмовых колонн на пути к центру города, массированный ответный огонь, захлебнувшееся наступление и итоговое решение — разобраться с чеченской… РИА Новости, 11.12.2019
2019-11-26T08:00
2019-11-26T08:00
2019-12-11T15:03
безопасность
борис ельцин
т-72 «урал»
ми-24
бтр-80
павел грачев
шамиль басаев
чеченская республика (чечня)
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/103682/88/1036828868_0:130:1737:1107_1920x0_80_0_0_9b3b182987db56c35b04cb008e53bb71.jpg
МОСКВА, 26 ноя — РИА Новости, Андрей Коц. Несколько штурмовых колонн на пути к центру города, массированный ответный огонь, захлебнувшееся наступление и итоговое решение — разобраться с чеченской проблемой силами армии. Ровно четверть века назад провалилась попытка Временного совета взять Грозный. Спустя трое суток российский Совбез дал добро на принятие мер по поддержанию конституционного порядка, что обернулось затяжной кровопролитной кампанией. О событиях того дня — в материале РИА Новости.Предыстория штурмаЧечня затрещала по швам еще в 1991-м, когда появилось самопровозглашенное государство Чеченская республика Ичкерия, которое возглавил бывший генерал советских ВВС Джохар Дудаев. На протяжении нескольких лет Чечня была фактически неподконтрольна российским властям. Республика стремительно превращалась в черную дыру, засасывающую людей и материальные ценности. Ситуацию осложняли оставленные на ее территории огромные запасы советского армейского оружия.Однако власть Дудаева устраивала далеко не всех в республике. В середине 1993-го между ним и чеченским парламентом возник серьезный конфликт, завершившийся разгоном законодательного органа власти и кровопролитием.
В столкновениях погибли, по разным данным, от семи до 50 человек. Дудаев, по сути, остался без легальной оппозиции, вооруженные сторонники которой отступили в Надтеречный и Урус-Мартановский районы Чечни. В декабре того же года противники главы самопровозглашенной ЧРИ сформировали Временный совет, объявленный в июне 1994-го высшим органом власти в Чечне. На том же съезде решили отправить Дудаева в отставку. Тот, естественно, отказался. После этого начались боевые действия между боевиками ЧРИ и подразделениями Временного совета, возглавляемого Умаром Автурхановым.Федеральное правительство помогало чеченской оппозиции. Так, в сентябре Временному совету поставили десять БТР-80 и шесть ударных вертолетов Ми-24 под управлением российских летчиков. А в сентябре — октябре около 120 бойцов чеченской оппозиции прошли подготовку на полигоне Прудбой 8-го Волгоградского армейского корпуса. Москва намеревалась сбросить Дудаева одним мощным ударом и сосредоточила для этого значительные силы.Тяжелые потериПервого ноября Северокавказский военный округ передал в распоряжение Временного совета 40 танков Т-72.
Экипажи для них набирали в частях Московского военного округа. Эти машины должны были стать основной ударной силой грядущего штурма. Непосредственная подготовка к нему началась 17 ноября 1994-го. В прилегающие к Чечне районы активно стягивались внутренние войска.Ранее, в октябре, в соответствии с указаниями президента Бориса Ельцина, министр обороны Павел Грачев распорядился о создании в Генштабе оперативной группы по Чечне. Ей поручили разработку сценариев развития событий при силовом давлении на республику, включая ввод войск и боевые действия, а также обеспечение координации армии, МВД, ФСК, пограничных войск.Двадцать шестого ноября 1994-го сконцентрированные под Грозным силы двинулись на город. Войска входили в чеченскую столицу с трех направлений. В колоннах шли танки Т-72 с российскими экипажами и грузовики с ополченцами Временного совета. С воздуха их прикрывали ударные вертолеты Ми-24 под управлением российских летчиков. Поначалу войска практически не встречали сопротивления. Силы Временного совета без боя заняли телецентр, выставив в охранение три танка, и направились к президентскому дворцу.
Взять его с ходу не получилось. Боевики, занявшие позиции на верхних этажах жилых домов, били из гранатометов в слабозащищенные проекции боевых машин, из-за чего наступающие понесли тяжелые потери. К дворцу прорвался всего один танк, эвакуировавший с поля боя спецназ. Этот же отряд успел сделать по дворцу несколько выстрелов из реактивных пехотных огнеметов «Шмель», и в здании начался пожар. Позиции танкистов у телецентра вскоре атаковали боевики «абхазского батальона» Шамиля Басаева, нескольких военнослужащих взяли в плен. К исходу дня 26 ноября силы Временного совета покинули Грозный. Закрепиться в городе и добраться до Джохара Дудаева так и не удалось. В плен к боевикам попал 21 российский танкист. Информация о потерях в технике противоречива. По одним данным, из 40 имевшихся у оппозиции танков из города вышли лишь 18 машин, по другим и того меньше — четыре. Начало Первой чеченскойПосле неудачной попытки свержения Джохара Дудаева силами оппозиции операция с использованием федеральных войск осталась единственным способом решить чеченский вопрос.
«В конце ноября состоялось памятное заседание совета, где были поставлены все точки. Президентом? Увы, — вспоминал министр обороны Павел Грачев в 2001-м в интервью газете «Труд». — Доклад о текущем моменте делал министр по национальным вопросам — Егоров Николай Дмитриевич. Он говорил, что в Чечне все нормально: «В результате работы с населением» мы достигли прогресса — 70 процентов чеченцев ждут, когда войдут российские войска. Остальные 30 в основном нейтральны. Сопротивление окажут только отщепенцы. <…> Мне кажется, что он хотел как-то замазать, что ли, горький осадок от первого поражения. Отвлечь внимание, списать гибель батальона на дикую случайность. А может, и увести кого-то от ответственности за провал ноябрьской операции».В результате уже 30 ноября Борис Ельцин подписал секретный указ «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики». В начале декабря боевая авиация приступила к ударам по объектам на территории непризнанной республики.
А 11 декабря вперед двинулись сухопутные войска.
https://ria.ru/20170616/1496686613.html
https://ria.ru/20190821/1557670874.html
https://ria.ru/20150925/1281112538.html
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/103682/88/1036828868_44:0:1692:1236_1920x0_80_0_0_900ae8690502cebbd2018d82d2b1fe83.jpgРИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
безопасность, борис ельцин, т-72 «урал», ми-24, бтр-80, павел грачев, шамиль басаев, чеченская республика (чечня)
МОСКВА, 26 ноя — РИА Новости, Андрей Коц. Несколько штурмовых колонн на пути к центру города, массированный ответный огонь, захлебнувшееся наступление и итоговое решение — разобраться с чеченской проблемой силами армии. Ровно четверть века назад провалилась попытка Временного совета взять Грозный. Спустя трое суток российский Совбез дал добро на принятие мер по поддержанию конституционного порядка, что обернулось затяжной кровопролитной кампанией. О событиях того дня — в материале РИА Новости.
Предыстория штурма
Чечня затрещала по швам еще в 1991-м, когда появилось самопровозглашенное государство Чеченская республика Ичкерия, которое возглавил бывший генерал советских ВВС Джохар Дудаев. На протяжении нескольких лет Чечня была фактически неподконтрольна российским властям. Республика стремительно превращалась в черную дыру, засасывающую людей и материальные ценности. Ситуацию осложняли оставленные на ее территории огромные запасы советского армейского оружия.
16 июня 2017, 21:10
Найти и уничтожить: как спецслужбы России ликвидировали главарей боевиковОднако власть Дудаева устраивала далеко не всех в республике. В середине 1993-го между ним и чеченским парламентом возник серьезный конфликт, завершившийся разгоном законодательного органа власти и кровопролитием. В столкновениях погибли, по разным данным, от семи до 50 человек. Дудаев, по сути, остался без легальной оппозиции, вооруженные сторонники которой отступили в Надтеречный и Урус-Мартановский районы Чечни.
В декабре того же года противники главы самопровозглашенной ЧРИ сформировали Временный совет, объявленный в июне 1994-го высшим органом власти в Чечне. На том же съезде решили отправить Дудаева в отставку. Тот, естественно, отказался. После этого начались боевые действия между боевиками ЧРИ и подразделениями Временного совета, возглавляемого Умаром Автурхановым.
Федеральное правительство помогало чеченской оппозиции. Так, в сентябре Временному совету поставили десять БТР-80 и шесть ударных вертолетов Ми-24 под управлением российских летчиков. А в сентябре — октябре около 120 бойцов чеченской оппозиции прошли подготовку на полигоне Прудбой 8-го Волгоградского армейского корпуса. Москва намеревалась сбросить Дудаева одним мощным ударом и сосредоточила для этого значительные силы.
Тяжелые потери
Первого ноября Северокавказский военный округ передал в распоряжение Временного совета 40 танков Т-72. Экипажи для них набирали в частях Московского военного округа. Эти машины должны были стать основной ударной силой грядущего штурма. Непосредственная подготовка к нему началась 17 ноября 1994-го. В прилегающие к Чечне районы активно стягивались внутренние войска.
Ранее, в октябре, в соответствии с указаниями президента Бориса Ельцина, министр обороны Павел Грачев распорядился о создании в Генштабе оперативной группы по Чечне. Ей поручили разработку сценариев развития событий при силовом давлении на республику, включая ввод войск и боевые действия, а также обеспечение координации армии, МВД, ФСК, пограничных войск.
21 августа 2019, 08:00
«Силовиков убивали на месте». Как Доку Умаров захватывал ГрозныйДвадцать шестого ноября 1994-го сконцентрированные под Грозным силы двинулись на город. Войска входили в чеченскую столицу с трех направлений. В колоннах шли танки Т-72 с российскими экипажами и грузовики с ополченцами Временного совета. С воздуха их прикрывали ударные вертолеты Ми-24 под управлением российских летчиков. Поначалу войска практически не встречали сопротивления. Силы Временного совета без боя заняли телецентр, выставив в охранение три танка, и направились к президентскому дворцу.
Взять его с ходу не получилось. Боевики, занявшие позиции на верхних этажах жилых домов, били из гранатометов в слабозащищенные проекции боевых машин, из-за чего наступающие понесли тяжелые потери. К дворцу прорвался всего один танк, эвакуировавший с поля боя спецназ. Этот же отряд успел сделать по дворцу несколько выстрелов из реактивных пехотных огнеметов «Шмель», и в здании начался пожар. Позиции танкистов у телецентра вскоре атаковали боевики «абхазского батальона» Шамиля Басаева, нескольких военнослужащих взяли в плен.
К исходу дня 26 ноября силы Временного совета покинули Грозный. Закрепиться в городе и добраться до Джохара Дудаева так и не удалось. В плен к боевикам попал 21 российский танкист. Информация о потерях в технике противоречива. По одним данным, из 40 имевшихся у оппозиции танков из города вышли лишь 18 машин, по другим и того меньше — четыре.
Начало Первой чеченской
После неудачной попытки свержения Джохара Дудаева силами оппозиции операция с использованием федеральных войск осталась единственным способом решить чеченский вопрос.
25 сентября 2015, 12:21
Минобороны поблагодарило родителей павших на чеченской войне солдатПотери Вооруженных сил РФ во время Первой чеченской войны составили более 4,1 тысячи человек убитыми, почти 19,8 тысячи ранеными.
«В конце ноября состоялось памятное заседание совета, где были поставлены все точки. Президентом? Увы, — вспоминал министр обороны Павел Грачев в 2001-м в интервью газете «Труд». — Доклад о текущем моменте делал министр по национальным вопросам — Егоров Николай Дмитриевич. Он говорил, что в Чечне все нормально: «В результате работы с населением» мы достигли прогресса — 70 процентов чеченцев ждут, когда войдут российские войска. Остальные 30 в основном нейтральны. Сопротивление окажут только отщепенцы. <…> Мне кажется, что он хотел как-то замазать, что ли, горький осадок от первого поражения. Отвлечь внимание, списать гибель батальона на дикую случайность. А может, и увести кого-то от ответственности за провал ноябрьской операции».
В результате уже 30 ноября Борис Ельцин подписал секретный указ «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики». В начале декабря боевая авиация приступила к ударам по объектам на территории непризнанной республики. А 11 декабря вперед двинулись сухопутные войска.
История — Государственное учреждение — региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чеченской Республике
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
(краткая справка)
Идея об обязательном страховании рабочих в России возникла в 1889 году: в Государственный совет был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих.
Спустя 14 лет — 2 июня 1903 г. был принят первый общероссийский закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».
Закон 1903 года вводил не только обязательное страхование
рабочих, но и содержал в себе ряд статей, которые имели важное значение для
становления в России государственного социального страхования.
Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.
В 1929 году государственное социальное страхование обрело
единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато
финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных
учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование
детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется
понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской
санаторно-курортной «фабрики здоровья». С 1933 года социальное
страхование перешло под управление советских профсоюзов.
С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года N 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации (смотри:
Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года N 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ от 26 октября 1993 года N 1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации»;
Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации
Управление системой
обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской
Федерации в соответствии с Конституцией Российской
Федерации(пункт 1 статьи 13 федерального
закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. N
165-ФЗ Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру,
обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного
социального страхования.
Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.
В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.
С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации
федерального закона от 22. 08.2004 N 122-ФЗ в части обеспечения граждан
получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также
их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального
бюджета.
В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года N 771″Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета» на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.
Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.
Фонд организует исполнение бюджета государственного
социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом,
контролирует использование средств социального страхования. В необходимых
случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами
и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом
разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию
социального страхования, охраны здоровья работников.
Кадыров заявил о «кучке провокаторов» из-за стройки на границе Чечни — РБК
Несколько дней назад в соцсетях раскритиковали стройку на границе Чечни и Ингушетии. Ингушские власти говорили, что в ходе работ «Чеченавтодора» было изменено русло реки Фортанга. Глава парламента Чечни опровергал этот факт
Глава Чечни Рамзан Кадыров призвал представителей ингушского народа остановить «кучку провокаторов», которые пытаются «разыграть националистическую карту».
«Призвал братский народ остановить кучку провокаторов, которые пытаются разыграть националистическую карту. Тем более что этот вопрос закрыт раз и навсегда и полностью соответствует букве закона», — сказал он.
Таким образом Кадыров прокомментировал информацию о том, что на границе Чечни и Ингушетии велись строительные работы, в ходе которых было изменено русло горной реки Фортанга. Данные о том, что в приграничном с Чечней сельском поселении Даттых Сунженского района Ингушетии тяжелая техника проводит ремонтные работы, появилась в соцсетях несколько дней назад. Один из пользователей, который также опубликовал видеозапись проводимых работ, назвал происходящее «очередной провокацией соседей».
Председатель парламента Чечни Магомед Даудов во время прямого эфира в Instagram заявил, что работы на берегу реки никак не могли повлиять на линию границы с Ингушетией.
Как писала интернет-газета «Ингушетия», власти Сунженского района, узнав о проведении строительных работ, оперативно выехали на место. Прибывший туда глава района Магомед Дзейтов выяснил, что техника и рабочие там отсутствовали, однако были видны следы работ техники и измененное русло реки Фортанга.
Самопровозглашенная жестокость: как Дудаев правил в Чечне
Самопровозглашенная жестокость: как Дудаев правил в Чечне
30 лет назад, 27 октября 1991 года, президентом самопровозглашенной Чеченской республики Ичкерия (организация запрещена в России) был избран бывший генерал советских ВВС Джохар Дудаев — лидер чеченских сепаратистов, выступавший за отделение Чечни от России. Именно он возглавил боевые действия против федеральных сил, которые начались в декабре 1994 года.
Сама Ичкерия появилась в нарушение российского законодательства и просуществовала до 2000 года. Федеральные власти попытались воспрепятствовать созданию государства внутри государства. Несмотря на нелегитимность и непризнание ни одной страной мира по указу Дудаева у «республики» даже появились собственные гимн, флаг и герб, а также шариатские суды.
Еще одной особенностью Ичкерии стал многократный рост преступности — убийств, похищений, грабежа, работорговли, а также этнические чистки.
Как появилась и существовала Ичкерия — в фотогалерее «Газеты.Ru».
close
Непризнанное государственное образование Чеченская Республика Ичкерия появилась после распада СССР на части территории бывшей Чечено-Ингушской АССР в нарушение российского законодательства, с 1993 года эта территория считалась Чеченской Республикой в составе РФ. Первым президентом непризнанной республики стал бывший командир авиационного соединения в Тарту Джохар Дудаев. При этом результаты выборов, которые организовал возглавляемый Дудаевым Общенациональный конгресс чеченского народа (ОКЧН), не были признаны ни местными, ни федеральными властями. На фото: президент Чеченской Республики Джохар Дудаев, 1992 год Первым указом Дудаев провозгласил независимость самопровозглашенной Чеченской Республики (Нохчи-чо) (ЧРН) от РСФСР и СССР, новое образование не было признано ни союзными, ни российскими властями, ни какими-либо иностранными государствами.


Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Отделение по Чеченской Республике
Осуществляет общее руководство деятельностью Отделения ПФР по по Чеченской Республике и Управлений ПФР в городах и районах Чеченской Республики.
В 1997 году окончил Грозненский нефтяной институт им. Академика Д.И. Миллионщикова, по специальности инженер-экономист. В 2001 году окончил Чеченский государственный университет, по специальности юрист. В 2005 году окончил Северо-Кавказскую академию государственной службы и государственного муниципального управления по специальности – «экономика управления». В 2010 году защитил докторскую диссертацию. Доктор экономических наук. В 2011 году окончил Международный институт менеджмента Линк, присвоена квалификация — мастер делового администрирования МВА.
Свою деятельность в пенсионной системе начал в 1999 году в должности начальника Ленинского пенсионного отдела г. Грозный. С 2003 по 2.11.2005г. – начальник Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Грозном и Грозненском районе. С 2.11.2005г. по 19.01.2006г. – исполняющий обязанности Управляющего Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Чеченской Республике. С 19.01.2006г. – Управляющий Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Чеченской Республике.
Награжден: в 2006 году медалью «За заслуги перед Чеченской Республикой», орденом «За заслуги перед Отечеством» 2 степени; в 2007 году — Орденом «Кадырова», почетным званием «Заслуженный работник социальной сферы Чеченской Республики»; в 2008 году — «Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации»; в 2009 году «Почетный работник Пенсионного фонда Российской Федерации»; в 2010 году — благодарностью Председателя правления ПФР, Почетной грамотой Минздравсоцразвития Российской Федерации и Почетным знаком «20 лет ПФР».
Прием граждан проводит с 09:00 до 12:00 часов последний четверг месяца по предварительной записи.
Запись на прием производится по телефону 8 (871) 262-86-60.
При отсутствии управляющего прием граждан осуществляется должностными лицами, исполняющими его обязанности.
Чечня-1994: упущенный шанс на мир
Двадцать лет назад, 11 декабря 1994 года, на территорию Чечни со стороны соседних республик (Ингушетии, Северной Осетии и Дагестана) вошли армейские части и подразделения внутренних войск России. Так начиналась первая военная операция, направленная на уничтожение инфраструктуры Чеченской Республики Ичкерия — сепаратистского образования, возникшего за три года до этого. Впоследствии политики, журналисты, правозащитники введут в оборот словосочетание «первая чеченская война». Оно станет широко употребляемым понятием при разговорах и дискуссиях о событиях 1994-1996 гг. на Северном Кавказе.
Между тем, данное словосочетание не кажется мне корректным в силу нескольких причин.
Следуя подобной логике, мы должны рассматривать «довоенный» (1991-1994 годы) и «межвоенный» (1996-1999 годы) периоды как периоды мира в «мятежной республике». Но даже поверхностный анализ реальных событий тех лет показывает, что подобная оценка, мягко говоря, не выдерживает критики.
Реклама на Forbes
Ввод российских армейских и военно-полицейских подразделений в республику не был нарушением мирной жизни Чечни. Первая кровь пролилась задолго до декабря 1994 года. Еще до 1994-го республика оказалась вовлечена в серию внутренних братоубийственных междоусобиц. Приведу лишь несколько примеров. В ночь с 4 на 5 июня 1993 года верные первому президенту Чеченской Республики Ичкерия Джохару Дудаеву вооруженные формирования штурмом овладели зданием грозненского Городского собрания (одного из главных оппозиционных центров). В ходе этих действий погибли 50 человек и 150 получили ранения. 6 июня 1993 года Дудаевым был распущен Конституционный суд Чечни. Эти события означали, по сути дела, полномасштабную внутричеченскую гражданскую войну. Как отмечалось тогда в совместном заявлении Чеченской партии справедливости и газеты «Справедливость»: «4 июня из САУ (самоходная артиллерийская установка. — С.М.) расстреляно не здание Городского собрания муниципальной полиции, а идея национальной солидарности всех чеченцев».
Помимо Грозного в Чечне «довоенной» были и другие очаги напряженности. В первую очередь речь идет о Надтеречном районе (на начало 1990-х в нем проживало около 46 000 человек). После событий 4-5 июня 1993 года в Грозном Надтеречный район Чечни стал северокавказской Вандеей для непризнанного государства, рожденного «чеченской революцией» 1991 года. «Надтеречный» сепаратизм в свою очередь спровоцировал «внутрирайонный» сепаратизм (в селе Гвардейском против руководства района выступили сторонники Дудаева).
Таким образом, на момент решения о начале антисепаратистской кампании в Чечне была принципиальная для де-факто властей этой республики проблема — отсутствие единого центра принятия решений и эффективной власти. Этим, кстати говоря, конфликт в Чечне отличался от других противостояний на территории Большого Кавказа. Там тоже случались конфликты де-факто властей с полевыми командирами (можно вспомнить противостояние Самвела Бабаяна и Аркадия Гукасяна в Нагорном Карабахе). Однако оно разрешалось не в пользу последних.
И сегодня, через два десятилетия, не утихают споры о том, можно ли было избежать военного решения проблемы в 1994 году.
С нашей точки зрения, дискутировать о том, почему не встретились Борис Николаевич и Джохар Мусаевич, не самое продуктивное дело. Хотя для постсоветского пространства личный фактор играл и продолжает играть не последнюю роль, его не стоит переоценивать. Личная встреча президента России и лидера непризнанной республики могла бы, наверное, что-то решить, если бы партнером главы РФ был человек, чья, пусть и непризнанная, легитимность признавалась бы всем населением и всеми группами влияния внутри Чечни. События лета 1993 года (а также последующие за ними события, включая создание оппозиционного Дудаеву Временного Совета Чеченской Республики, а также несколько неудачных попыток его свержения) показали, что т. н. президент Ичкерии — это самый сильный, но все же не единственный лидер внутри «мятежного субъекта». Внутри Чечни были и сторонники России как наименьшего зла, а также ситуативные союзники, ненавидевшие Дудаева. Идти в этой связи на контакт с ним значило бы отказаться от тех, кто связывал свои надежды с Москвой, а также легитимировать амбиции «неистового Джохара». Во-вторых, пора уже давно опровергнуть миф о том, что в 1991-1994 годах с Дудаевым никто из федерального центра не работал. С ним велись переговоры по многим форматам (президентскому, парламентскому), а в 1991-1993 годах он получил из Москвы одиннадцать различных вариантов разграничений полномочий с федеральной властью!
Ближе всего к достижению компромисса Москва и Грозный были в апреле 1994 года, когда президент Ельцин дал поручение правительству подготовить проект договора, аналогичный «татарстанской модели».
Хочу напомнить, что эта модель (основанная на договоре между Москвой и Казанью 15 февраля 1994 года) давала республике такие права, как совместное с федеральным центром решение вопросов, связанных с «экономическими, экологическими и иными особенностями» субъекта федерации, в частности с «длительным использованием нефтяных месторождений». Органы власти республики также получили право оказывать государственную поддержку соотечественникам и выдавать проживающим на территории республики гражданам паспорта с вкладышем на татарском языке и с изображением герба республики. Для претендентов на пост президента республики было введено дополнительное требование: он должен владеть двумя государственными языками республики, русским и татарским. Первый российско-татарстанский договор был бессрочным. Но даже такие широкие полномочия не получили поддержки в Грозном.
Втягивание же Москвы в гражданскую войну внутри республики на стороне противников Дудаева помимо всякого субъективного интереса подталкивало ее к тому моменту, когда надо было открыто выйти из окопа. Штурм Грозного 24-27 ноября 1994 года был самой серьезной военной акцией антидудаевской оппозиции с участием солдат российской армии. Ноябрьская акция со всей очевидностью продемонстрировала причастность российской власти к поддержке противников лидера Ичкерии. Она стала своеобразным рубежом российской политики по отношению к сепаратистской Чечне. Отказ от прямого вовлечения в дела «чеченской революции» в 1994 году означал бы для России признание второго поражения сепаратистам за период с 1991 года. Этого Кремль допустить не мог и прибегнул к «последнему доводу королей». Он был оформлен в виде Указа Президента РФ № 2137с «О мерах по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики».
Однако и сегодня, через двадцать лет, вобравших в себя две антисепаратистские кампании, «чеченизацию власти» и многое другое, говорить о том, что задачи, сформулированные указом № 2137с, реализованы, значит сильно грешить против истины. Первая кампания 1994-1996 годов окончилась для России тяжелым поражением, не столько военным, сколько политико-психологическим.
На несколько лет Хасавюрт стал неким подобием Брестского мира для ядерной державы.
Именно это поражение во многом предопределило новый вооруженный конфликт. Не только из-за стремления Москвы сломать установившийся статус-кво, но и из-за провала государственности непризнанной Ичкерии, а также попыток боевиков экспортировать нестабильность за пределы собственно Чечни. Прежде всего, в самый крупный субъект Северного Кавказа Дагестан. Однако победа над противниками российского государственного проекта лишь закрыла один набор проблем, открыв другие, среди которых и высочайшая степень властной автономии республиканской элиты (на его фоне «татарстанский вариант» выглядит жестким унитаризмом), слабые властные институты и де-факто личная уния первых лиц в Москве и в Грозном. Но даже жесткая вертикаль, как мы увидели хотя бы в декабре 2014 года, не гарантирует защиты от диверсионно-террористических атак.
Значит ли это, что первая антисепаратистская операция была никому не нужной авантюрой? Думается, подобный вывод стал бы серьезным упрощением. Конфликт 1994-1996 годов высветил несколько моментов принципиальной важности. Во-первых, он продемонстрировал, что аутизм в отношении Чечни невозможен.
Россия может бросить Чечню. Но погруженная в хаос и гражданскую войну Чечня никогда не оставит Россию.
И не только ее, но и другие страны, прежде всего соседние. Грузинские, азербайджанские и армянские политики и эксперты могли бы многое рассказать об участии того же Шамиля Басаева в военных действиях в Абхазии и в Нагорном Карабахе, а Панкисское ущелье даже называли «Ичкерией для Грузии». Поэтому идея о том, что можно было просто «переждать конфликт», доказала свою несостоятельность.
Во-вторых, события 1994-1996 годов показали, что военная операция без программы социально-экономической и политической реабилитации не достигает цели. Чечня — это не иностранная территория. И все военные методы недостаточны в работе с собственными гражданами (или теми, кого мы бы хотели видеть в этом качестве). В-третьих, в 1994 году на примере Чечни мы увидели, что такое недостаток знания о предмете управления, а также отсутствие стратегии. Чеченский сценарий писался (и во многом пишется сейчас) по ходу пьесы.
Реклама на Forbes
Но, пожалуй, самое главное — это отсутствие серьезного общественного интереса у российских граждан к Чечне. В конце концов, власти могут ошибаться и заблуждаться, но аутизм общества — вещь намного более опасная. За все эти двадцать лет большинство россиян интересовалось Чечней только в двух случаях: либо в связи с повестками из военкоматов для своих отпрысков, либо как сюжетом для низкопробных псевдопатриотических сериалов. То, что реально происходит в северокавказской республике, иностранных наблюдателей волнует гораздо больше, чем наших сограждан. Все это не создает необходимых предпосылок для успешной интеграции Чечни в общероссийское пространство, делает ее «особым островом», хотя и не имеющим водного окружения.
“Без знаков различия”: как повторяется трагедия Первой чеченской войны
26 ноября 1994 года в Грозный вошли танки с российскими военными под прикрытием чеченской оппозиции. Тогда властям казалось, что войны не будет. Но военные колонны разбили в центре Грозного, танки сожгли, а президент Чечни Джохар Дудаев поставил российским властям ультиматум: солдат убьют, если Россия не признает в них своих. Россия не признала.
Пока власти отнекивались, в Чечню спасать танкистов поехали депутаты. Освобожденных солдат и гробы с тремя военными, погибшими в Грозном, в Москву привозил лидер партии “Яблоко” Григорий Явлинский. Он до сих пор помнит, как плакали их родители.
Два поколения спустя Россия продолжает использовать тактику войны без погон, правда уже в других странах. Для обычных людей чеченская война навсегда изменила отношение к Чечне и ее жителям. Про войну сегодня на государственном уровне почти не вспоминают — нет траурных дней, праздников. Зато есть негласный пакт, который и сделал Чечню особым регионом внутри России.
1 декабря 1994 г., когда шум, доносившийся из Кремля, наводил на мысль, что правительство предпринимает судорожные попытки установить контакт с Грозным, журналисты «Новой газеты» сели у стационарного телефона и попытались дозвониться до Джохара Дудаева по телефону, который лежал в его приемной. При первом звонке, пятом звонке, трубку снял мужчина.Услышав журналистов на другом конце провода, он отправился на поиски своего начальника, и через несколько минут мы вступили в диалог с президентом Чечни. Вышло так:
«Новая газета»: Джохар Мусаевич, что сейчас происходит?
Джохар Дудаев: Здесь, в Грозном, мы сейчас справляемся с последствиями очередного ракетного обстрела, успешно, я бы добавил…
НГ: Вы можете точно сказать, кто атаковал город? У вас есть доказательства участия российских военных?
ДД: Странный вопрос, молодой человек. Всем давно известно, что здесь воюет Россия, а не оппозиция… Что это за оппозиция, я не знаю… Что касается ответственности за последний ракетный обстрел, то с этим вы в Москве лучше разберетесь, генералы. делать. Я знаю, что на окраину Грозного прорвалось 150 единиц бронетехники, из них 67 танков. Мы отразили атаку, уничтожили большую часть техники и взяли экипажи в плен. Повторяю, российские съемочные группы… Сюда приехало около 70 журналистов со всего мира, и они тоже это видели.
НГ: Мы очень обеспокоены судьбой российских военнопленных. Как они поживают?
ДД: Я делаю все возможное, чтобы сохранить им жизнь. Я даже отдал приказ перевести их всех в безопасное место, чтобы по ним не стреляли. Но кто-то узнал, и сразу после их переброски был нанесен ракетный удар с вертолета. Понятно, что не все хотят, чтобы они вернулись [в Россию] и рассказали [свои истории].
НГ: Это была российская авиация?
ДД: Конечно, как вы думаете? В отличие от меня, российские командиры и генералы, похоже, не заботятся о жизнях своих солдат.
НГ: Неужели нельзя решить этот конфликт мирным путем?
ДД: Всегда есть надежда. Сейчас я сдерживаю их всех, но это не может продолжаться долго. Ельцин даже по телефону со мной не разговаривает.
Эта статья впервые появилась в «Новой газете». Перевод Кэмерона Джонстона
Россия, Конституционность указов о Чечне | Как закон защищает на войне?
[ Источник : Human Rights Journal , vol.17 (3-6), 1996, стр. 133-138; аутентичный текст опубликован в Российской газете от 11 августа 1995 г., с. 3 (решение), стр. 4-7 (отдельные мнения).]
N.B. Согласно отказу от ответственности ни МККК, ни авторы не могут быть отождествлены с мнениями, выраженными в Делах и документах. Некоторые дела даже приходят к решениям, явно нарушающим МГП. Тем не менее, они заслуживают обсуждения, хотя бы для того, чтобы поставить задачу проявлять больше гуманности в вооруженных конфликтах. Аналогичным образом, в некоторых текстах, используемых в тематических исследованиях, факты не всегда могут быть доказаны; , тем не менее, они были выбраны, потому что освещают интересные вопросы МГП и, таким образом, публикуются в дидактических целях.
Конституционный суд Российской Федерации, Москва
Указы президентских указов и резолюция федерального правительства
о ситуации в Чечне
J Udgement от 31 июля 1995 года
«Во имя Российской Федерации относительно рассмотрения Конституционность Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г.№ 2137 «О мерах по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики»; Указ Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта»; Постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан и разоружении незаконных вооруженных формирований на территории Российской Федерации». Чеченская Республика и прилегающие районы Северного Кавказа; Указ Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г.1833 г. об Основных положениях Военной доктрины Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации […] рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности постановлений. […]
Основанием для рассмотрения дела, предусмотренного частью 1 статьи 36 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде Российской Федерации, явился запрос группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Российской Федерации проверить конституционность Указа […] об Основных положениях Военной доктрины Российской Федерации в части, касающейся применения Вооруженных Сил Российской Федерации при разрешении внутренних конфликтов [. ..], запрос Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проверить конституционность Постановлений […] № 2137 и […] № 2166, а также Постановления Правительства Российской Федерации […] № 1360, а также как запрос группы депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации того же содержания.
[…] Эти запросы, […] были объединены в единое производство. […]
Конституционный Суд Российской Федерации установил:
1. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации […] настаивает на том, что оспариваемые постановления […] и Постановление Правительства […] сформировало единую систему нормативных правовых актов и повлекло за собой противоправное применение Вооруженных Сил Российской Федерации с момента их применения на территории Российской Федерации, а также иные меры и действия предусмотрено […] юридически возможны только в рамках режима чрезвычайного или военного положения. В запросе подчеркивается, что эти меры привели к незаконным ограничениям и массовым нарушениям конституционных прав и свобод граждан России. […]
2. В 1991-1994 годах на территории Чеченской Республики, являющейся субъектом Российской Федерации, возникла чрезвычайная ситуация. Отрицалась действительность Конституции Российской Федерации и федеральных законов, разрушалась система легитимных органов власти, создавались регулярные незаконные вооруженные формирования, вооруженные новейшим вооружением, происходили массовые нарушения прав и свобод граждан. место.[…]
Эта чрезвычайная ситуация исторически связана с тем, что в период сталинских репрессий чеченский народ был депортирован и последствия этой депортации не были должным образом устранены. Государственная власть сначала в СССР, а затем и в России не смогла правильно оценить законные острые чувства чеченцев, происходящие в республике события и их движущие силы. Федеральные органы власти Российской Федерации ослабили свою правоохранительную деятельность в Чеченской Республике, не обеспечили охрану государственных складов боеприпасов на ее территории и в течение нескольких лет проявляли пассивность в решении проблем с этой республикой как субъектом Российская Федерация. […]
Конституционная цель сохранения целостности Российского государства соответствует общепризнанным международно-правовым принципам права наций на самоопределение. Из Декларации принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, принятой 24 октября 1970 г., следует, что осуществление права на самоопределение «не должно толковаться как санкционирование или поощрение любых действий, ведущих к расчленению или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных независимых государств, действующих в соответствии с принципом равенства и самоопределения наций».
Помня об этом, федеральные власти, Президент, Правительство и Федеральное Собрание предпринимали неоднократные попытки выхода из кризиса в Чеченской Республике. Однако они не привели к мирному политическому решению.
Указы […] предусматривали применение мер государственного принуждения в целях обеспечения безопасности государства и территориальной целостности Российской Федерации, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации не рассматривает политическую целесообразность принимаемых решений или целесообразность действий, совершенных на их основа.[…]
5. В соответствии с принципом правового государства, закрепленным в Конституции Российской Федерации, органы власти в своей деятельности связаны как внутренним, так и международным правом. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются в соответствии со статьей 15 части 4 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы и должны добросовестно соблюдаться, в том числе путем учета во внутренней законодательство.
Верховный Совет СССР при ратификации 29 сентября 1989 г. […] Протокола II […] поручил Совету Министров СССР подготовить и представить в Верховный Совет предложения о внесении соответствующих изменений в законодательство. Однако этому направлению не последовало. Тем не менее, положения настоящего дополнительного протокола о человеческом обращении со всеми лицами, не принимавшими непосредственного участия или прекратившими участие в боевых действиях, о раненых, больных, о защите гражданских лиц, о средствах, необходимых для выживания гражданского населения, объектов и сооружений, содержащих опасные силы, по охране культурных ценностей и мест отправления культа являются обязательными для обеих сторон в вооруженном конфликте.
В то же время ненадлежащее учёт этих положений во внутреннем законодательстве явилось одной из причин несоблюдения правил вышеупомянутого дополнительного протокола, согласно которому применение силы должно быть соразмерно целям и все усилия должны быть во избежание нанесения ущерба гражданским лицам и их имуществу. […]
6. […] Международные договоры, участником которых является Российская Федерация, также исходят из возможности применения вооруженных сил для защиты национального единства и территориальной целостности государства. Согласно части IV статьи 15 Конституции Российской Федерации они являются составной частью ее правовой системы. Принимая во внимание возможность возникновения таких ситуаций, международное сообщество формулирует […] в Протоколе II […] нормы о защите жертв немеждународных вооруженных конфликтов. […]
7. […] Основные положения военной доктрины Российской Федерации не содержат нормативных положений. По этой причине Указ Президента […], которым они были приняты, также лишен нормативного содержания.Следовательно, данные документы не относятся к категории правовых актов, подлежащих проверке Конституционным Судом Российской Федерации […]
8. […] С другой стороны, положения части V абзаца 1, пункт 3 постановления «О выдворении за пределы Чеченской Республики лиц, представляющих угрозу общественной безопасности и личной безопасности граждан, не проживающих на территории указанной Республики», не может рассматриваться как равносильно тому, что установлено пунктом 22 статьи 11 Закона Российской Федерации о милиции как право милиции не допускать граждан к определенным населенным пунктам, объектам, обязывать их оставаться в них или покинуть эти населенные пункты и объектов в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения оперативно-розыскных мероприятий. […]
На основании изложенного и исходя из части I статьи 71, статей 72 и 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации: [. ..]
(3) Признать, что положения о выселении с территории Чеченской Республики лиц, представляющих угрозу общественной безопасности и личной безопасности граждан, содержащиеся в Постановлении Правительства Чеченской Республики № 1360 Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан и разоружении незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней Северных Кавказ» части V пункта 1 пункта 3, а также о лишении журналистов, работающих в зоне вооруженного конфликта, аккредитации, пункт 2 пункта 6, не соответствуют Конституции. Российской Федерации […]
(4) В соответствии со статьей 68 и пунктом 1 части 1 статьи 43 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде Российской Федерации слушания по делу о проверке конституционности Постановления № Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. 1833 об основных положениях военной доктрины Российской Федерации, а также в части экспертизы конституционности основных положений военной доктрины Российской Федерации, должны быть закрыты.
(5) Рассмотрение практических действий сторон в ходе вооруженного конфликта с точки зрения соблюдения […] Протокола II в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации, и части I, II и III статьи 3 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде, не могут быть предметом рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации и должны осуществляться иными компетентными органами. В соответствии со статьями 52 и 53 Конституции Российской Федерации и Международным пактом о гражданских и политических правах, частью III статьи 2, жертвам любых нарушений, преступлений и злоупотреблений властью должны быть предоставлены эффективные средства правовой защиты и компенсация нанесенный ущерб.
(6) Федеральное Собрание Российской Федерации урегулирует законодательство о применении Вооруженных Сил Российской Федерации, а также о регулировании иных конфликтов и вопросов, возникающих вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе подпадающих под [ . ..] Протокол II. […]
Бостонские бомбардировщики приносят отголоски наследия насилия в Чечне
* Подозреваемые во взрыве в Бостоне гордятся чеченским наследием
* Пока нет доказательств мотивов терактов
* Чеченская заявка на независимость подавлена российскими войсками после двух войн
* Чеченские боевики имеют историю нападений на мирных жителей
Томас Гроув и Питер Графф
19 апреля (Рейтер) — За время жизни двух подозреваемых во взрыве в Бостоне их родная Чечня стала свидетелем двух российских вторжений, вызвавших одни из худших в Европе кровопролитие в поколениях и породило бойцов, совершавших ужасающие нападения на мирных жителей.
До сих пор никто не брал на себя ответственность за теракты на Бостонском марафоне и не было обнародовано доказательств мотивов подозреваемых, братьев Тамерлана и Джохара Царнаевых.
Оба оставили след в Интернете, предполагая, что они были набожными мусульманами, гордились своим чеченским происхождением и поддерживали стремление региона к независимости от Москвы.
Хотя неясно, жили ли они когда-либо в Чечне, они оба учились в школе в Дагестане, соседнем регионе, который был втянут в чеченские конфликты в 1990-е годы и с тех пор стал центром кипящего исламистского повстанческого движения.
Обе провинции являются частью Северного Кавказа, гористой полосы юга России, населенной в основном мусульманскими этническими меньшинствами, с многовековой историей восстаний против Москвы и жестоких российских репрессий.
В царское время русские войска вели постоянные войны с боевиками из чеченцев, дагестанцев, ингушей и других этнических групп. При Сталине весь чеченский народ был депортирован в далекую Среднюю Азию как потенциально враждебный народ. Хотя некоторые вернулись, некоторые остались, и есть сообщения, что Царнаевы выросли в далеком Кыргызстане.
Когда в 1991 году распался Советский Союз, чеченцы стремились к независимости, как и жители 14 других бывших советских республик, вышедших из орбиты Москвы. Но Москва решила бороться, а не позволить им уйти.
Подозреваемый во взрыве Джохар Царнаев родился в 1993 году, когда Чечня добивалась своей независимости, и его настоящее имя Джохар — это имя Джохара Дудаева, лидера чеченских сепаратистов того времени. Дудаев был убит российской ракетой в 1996 году, когда его повстанческие силы нанесли унизительное поражение российским войскам.
Москва вывела свои войска после двухлетней борьбы, но Владимир Путин, тогдашний премьер-министр, отправил их обратно в 1999 году, на этот раз подавив движение за независимость и поставив на место избранного лоялистского лидера, чей сын теперь управляет регионом с стальной кулак.
В ходе двух чеченских войн погибли десятки тысяч мирных жителей, в основном в результате массированных российских бомбардировок столицы Грозного и горных сел. Сотни тысяч людей были изгнаны из своих домов.
Во время и после конфликтов чеченские боевики все чаще применяли исламистскую риторику и тактику все более смертоносных и наглых атак в России, часто нанося удары по мирным жителям в ходе массовых взрывов и захватов заложников.
В 2002 году чеченские боевики захватили московский театр. При штурме его российскими войсками было убито 129 заложников и 41 чеченский боевик.
Кульминацией терактов стал захват начальной школы в городе Беслан за пределами Чечни в 2004 году.Они заложили школу взрывчаткой и взяли в заложники детей. При штурме здания российскими войсками был убит 331 заложник, половина из них дети.
Теракты в Бостоне могут поддержать Путина, нынешнего президента, который давно утверждает, что чеченские сепаратисты — не что иное, как террористы, и просит поддержки у Запада.
Сегодня регион Северного Кавказа по-прежнему сталкивается с насилием со стороны повстанцев, возглавляемых исламистской группировкой «Имарат Кавказ», возглавляемой бывшим командиром чеченских партизан Доку Умаровым.Большая часть насилия сосредоточена на Дагестане.
Имарат Кавказ взял на себя ответственность за теракт в московском аэропорту Домодедово в январе 2011 г., в результате которого погибли 37 человек, и за теракт в московском метро, в результате которого в 2010 г. погибло 40 человек. который пройдет в Сочи, мирной части Северного Кавказа, в сотнях километров от Чечни.
На своей странице в соцсети подозреваемый во взрыве в Бостоне Джохар Царнаев шутит о репутации выходцев с Северного Кавказа из-за конфликта с властями: «Проезжает машина, в которой чеченец, дагестанец и ингуш.Вопрос: кто за рулем?»
Ответ: полиция. (Отчетность Томаса Гроува, редакция Тимоти Херитэдж)
Россия с 1991 г. по настоящее время
Флаг России
EuroDocs > История России: первичные документы > С 1991 г. по настоящее время
-
- Письма и другие различные документы из России 20 века.
- (20 век; русская транскрипция)
- Всеобщая перепись населения Российской Федерации
-
- 2002
- 2010
-
- «3 874 видеоролика, снятых на русском и восьми других языках советским Центральным телевидением (1985-1991) и Останкинским телевидением (1992-1994) и записанных Отделом мониторинга РСЕ/РС и правопреемниками, в общей сложности почти 840 часов материалы, изображающие различные аспекты жизни в Советском Союзе и Российской Федерации в конце 1980-х — начале 1990-х годов.
»
- Из цифрового репозитория архива OSA.
- (1985-1994; видео на русском, английском, немецком, украинском, польском, французском, венгерском, казахском, японском языках)
- «3 874 видеоролика, снятых на русском и восьми других языках советским Центральным телевидением (1985-1991) и Останкинским телевидением (1992-1994) и записанных Отделом мониторинга РСЕ/РС и правопреемниками, в общей сложности почти 840 часов материалы, изображающие различные аспекты жизни в Советском Союзе и Российской Федерации в конце 1980-х — начале 1990-х годов.
-
- Документы Экономической программы «500 дней», в которой предлагалось перевести постсоветскую Россию из коммунистической в рыночную экономику.
- Программа не была реализована в пользу более умеренных «Основных направлений стабилизации экономики и перехода к рыночной экономике».В этой программе использовались многие меры из «Плана 500 дней», но «отсутствовал график и не упоминалось о разделении экономической власти между Союзом и республиками».
- (1990-е; русская транскрипция)
-
- Новости
- (1991; английская транскрипция)
-
- Соглашения о роспуске Советского Союза и создании Содружества Независимых Государств (СНГ).
- Соглашение между Беларусью, Россией и Украиной.
- Отчет очевидца об обстоятельствах, окружающих Аккорд.
- Русская транскрипция также доступна здесь.
- (8 декабря 1991 г.; русская транскрипция, английский перевод и комментарии очевидцев)
-
- Новости и заявления об отношениях США и России
- (1991–1999; английский)
-
- Межправительственный военный союз между Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном
- (1992; английский перевод)
-
- (17 июня 1992 г.; факсимиле на английском языке)
-
- (10 декабря 1992 г.; русская транскрипция)
-
- (3 января 1993 г.; факсимиле на английском языке)
-
- Отчет Комитета о политическом кризисе в правительстве и в Москве.
- (21 сентября — 5 октября 1993 г.; русский текст)
-
- Видео о политическом кризисе российского правительства.
- (3-5 октября 1993 г.; русский текст)
- Видео о политическом кризисе российского правительства.
-
- Официальные документы российской ядерной политики.
- (1993 — 1998; русская транскрипция)
-
- США, Россия и Великобритания приветствуют присоединение Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия при условии, что Украина уничтожит все ядерное оружие в установленный срок.
- (5 декабря 1994 г.; английская транскрипция)
-
- (16 декабря 2000 г.; факсимиле на английском языке)
-
- Россия официально признает свои репрессии против польских военнопленных.
- Автор Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
- (5 марта 2005 г.; факсимиле РФ)
-
- (2000; видео)
-
- Справочник Библиотеки Конгресса по конституционным, юридическим и правительственным документам.
- Справочник Библиотеки Конгресса по конституционным, юридическим и правительственным документам.
-
- Коллекция фотографий онлайн.
- (1994-2000)
-
- Включает в себя галерею различных сертификатов и плакатов.
- (русский интерфейс и факсимиле)
-
- Свидетельства очевидцев Первой чеченской войны из первых рук.
- Включает записанные устные интервью.
- Часть проекта «Память народов».
- (1994-1996; русское аудио, английский перевод)
-
- Закончилась Первая Чеченская война
- (1996; английский перевод)
-
- СЛУШАНИЯ В ПОДКОМИТЕТЕ ПО ДЕЛАМ ЕВРОПЫ КОМИТЕТА ПО ИНОСТРАННЫМ ОТНОШЕНИЯМ СЕНАТ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ СТО ШЕСТОЙ КОНГРЕСС ПЕРВАЯ СЕССИЯ
- (24 февраля 1999 г .; английская транскрипция)
-
- Свидетельства очевидцев Второй чеченской войны из первых рук.
- Включает записанные устные интервью.
- Часть проекта «Память народов».
- (1999-2009; русское аудио, английский перевод)
-
- Гимн Российской Федерации. Принят в 2000 г.
- (английский перевод; 2000 г.)
-
- Между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией
- (2001; английский перевод)
-
- Обновления по делу, цитаты свидетелей и график.
- (2002; английская транскрипция)
-
- Также известный как Московский договор
- От Государственного департамента США
- (24 мая 2002 г.; английский язык)
-
- Архив Митрохина состоит из кратких записей, сделанных Василием Никитичем Митрохиным, бывшим архивариусом КГБ, бежавшим в Великобританию после распада Советского Союза. В первую очередь эта коллекция содержит предметы из его «Антологии чекистов», которая освещает деятельность секретной советской организации ЧК в таких местах, как Чехословакия, Афганистан и Египет.
- Из цифрового архива Уилсона
- (2004-2007; русский и английский языки)
- Архив Митрохина состоит из кратких записей, сделанных Василием Никитичем Митрохиным, бывшим архивариусом КГБ, бежавшим в Великобританию после распада Советского Союза. В первую очередь эта коллекция содержит предметы из его «Антологии чекистов», которая освещает деятельность секретной советской организации ЧК в таких местах, как Чехословакия, Афганистан и Египет.
-
- Официальные файлы данных и документы Российской Федерации, включая файлы стран, профессию родителей и выборочные данные.
- Файлы доступны для скачивания
- (2006-2016; английский интерфейс с русскими файлами)
-
- Договор между Норвегией и Российской Федерацией о делимитации морских пространств и сотрудничестве
- (2010; английский перевод)
-
- Взгляд на последние политические события в России.
- Из коллекций цифровой библиотеки Принстонского университета.
- (2013; российские факсимиле)
-
- Полная расшифровка показаний соучредителя Fusion GPS Гленна Симпсона перед Юридическим комитетом Сената.
- Бывший британский шпион и исследователь Fusion GPS Кристофер Стил был одним из первых, кто предположил вмешательство России в выборы в США в 2016 году.