Царь-пушка
ЦАРЬ-ПУШКА
Одним из замечательных памятников древней артиллерии и литейного искусства русских мастеров XVI в. является Царь-пушка — самое большое по калибру орудие в мире. Она стоит на декоративном лафете с восточной стороны собора «Двенадцать апостолов».
Царь-пушка отлита Андреем Чоховым в 1586 г. в Москве, на Пушечном дворе, стоявшем на берегу реки Неглинной (современный Театральный проезд). На ней сделана надпись: «Слита бысть сия пушка в преименитом и царствующем граде Москве, лета 7094 (1586), в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов».
Название пушки связано с изображением на ее стволе царя Федора Ивановича, сына Ивана IV. Более достоверно, что название Царь-пушки происходит от ее огромной величины. В свое время она была больше всех известных пушек в мире.
Последние исследования ученых показали, что Царь-пушка предназначалась для стрельбы, а не для устрашения неприятеля, хотя сведений о стрельбе из Царь-пушки не сохранилось.
Так как из пушки предполагали стрелять каменным дробом — картечью, то ее называли еще Дробовик российский. Длина пушки — 5,34 м; калибр — 890 мм; средняя толщина ствола—15 см. Пушка отлита из бронзы. Вес ее — 40 т (2400 пудов).
В старину Царь-пушка стояла в Китай-городе и предназначалась для защиты Спасских ворот Кремля и переправы через Москву-реку. Стрелять из нее можно было только со специального станка. Декоративный лафет, на котором стоит сейчас Царь-пушка, отлит в 1835 г.
Чугунные ядра, лежащие у подножия пушки — декоративные, изготовлены в XIX в.
Царь-пушка — это шедевр русской тяжелой крепостной артиллерии. Она ярко свидетельствует о высоких технических знаниях русских пушкарей XVI в. и большом мастерстве литейщиков, сумевших отлить самое большое артиллерийское орудие того времени.
На территории Кремля, кроме трофейных пушек 1812 г., сохраняется еще 40 различных древних очень интересных пушек. 19 из них поставлено на красивые чугунные декоративные лафеты, отлитые на заводе Берда в 30-х годах прошлого столетия.
Лафеты украшены орнаментами и затейливыми геральдическими изображениями в соответствии с названием каждой пушки.
Некоторые из пушек использовались в военных походах XVI—XVII вв. Наиболее известные из них:
1. Пищаль «Троил», с изображением Троянского царя. В надписи сказано: «Сделана сия пищаль Троил лета 7098 (1590). Делал Ондрей Чохов, вес 430 пудов».
2. Пищаль 1637 г. Отлита Иваном Михайловым.
3. «Волк», с изображением волчьей головы. Вес 118 пудов. Лил мастер Яков Дубина в 1679 г.
4. «Перс», с изображением персиянина. Вес 353 пуда. Лил мастер Мартьян Осипов в 1685 г.
5. «Гамаюн», с изображением мифической птицы Гамаюн. Вес 102 пуда. Лил Мартьян Осипов в 1690 г.
6. «Лев», с гербом гетмана Ивана Мазепы и с изображением льва. Вес 220 пудов. Лил мастер Карп Балашевич в Глу-хове в 1705 г.
Почти все древние пушки имеют клейма, в которых указаны имя мастера, дата отливки и вес.
kreml-msk.ru
Царь-пушка — загадка Московского Кремля
Одним из главных вопросов, интересующих гостей Московского Кремля, является факт боевого использования Царь-пушки. Проще говоря, стреляла она когда-нибудь или нет. Экскурсоводы утверждают, что орудие бутафорское. Однако специалисты Артиллерийской академии им. Дзержинского еще в советские годы заявили, что как минимум однажды из данного орудия стреляли, а само оно создавалось вовсе не для украшения Кремля, а для его защиты.
Игрушка юного царя
На белый свет Царь-пушка, точнее ее ствол, появилась в 1586 году на литейном дворе Москвы. «Отцом» пушки стал известный в те годы литейщик Андрей Чохов, отслуживший на литейном, или, как его еще называли, пушечном, дворе Москвы более восемнадцати лет. Приказ о создании чудо-оружия поступил от недавно взошедшего на московский престол сына Ивана Грозного, молодого царя Федора Иоанновича. Самое удивительное, что правление этого монарха оказалось достаточно миролюбивым, а прославился он постройкой городов, но никак не созданием новых видов оружия.
Тем не менее огромное орудие массой 39 310 килограммов, при длине 5,4 метра и калибре 890 мм появилось именно по его именному распоряжению. Мало того, рельеф, украшавший Царь-пушку, содержал конный портрет венценосного заказчика орудия. Впоследствии, за время своего многовекового существования, Царь-пушка несколько раз меняла свое месторасположение, но ни разу не покидала черты города. С момента своего создания до 1706 года орудие находилось на возвышенности Китай-города, и только затем ее переместили во двор здания Арсенала. Следующим местом прописки Царь-пушки стала площадь перед фасадом старого здания Оружейной палаты, откуда она переехала на свое окончательное место жительства — на Ивановскую площадь Московского Кремля.
Царь-камнемет
Если с происхождением и авторством Царь-пушки вопросов у историков не возникает, то дальше начинается полная неразбериха. Каждый, кто видел грозное оружие в Московском Кремле, наверняка слышал от экскурсоводов историю о том, что металлические ядра и лафет пушки были изготовлены значительно позже ствола и являются целиком декоративными. Это действительно так. Лафет и ядра пушки отлили лишь в девятнадцатом веке. Металлический станок был создан по эскизам Александр Брюллова и чертежам П. Я. Витте в 1835 году. Изготовление лафета взял на себя петербургский завод Берда, при этом вес каждого из металлических ядер оказался более двух тонн.
Сегодня среди экскурсоводов бытует малоубедительная версия, объясняющая причину изготовления Царь-пушки. Считается, что Андрей Чохов еще до создания данного грозного орудия отлично знал, что стрелять оно никогда не будет. Пушка была изготовлена исключительно как символ мощи русского оружия, призванный пугать иностранных послов во время посещения ими Кремля. В качестве довода приводится любопытный факт: если зарядить Царь-пушку необходимым количеством пороха, вложить двухтонное железное ядро и выстрелить, то ствол просто разорвет на части! Это действительно так. Но вот только в шестнадцатом веке металлическими ядрами никто никогда не стрелял. В противника летели каменные ядра, которые более чем в два с половиной раза были легче металлических.
Но даже при выстреле из такой пушки 800-килограммовым каменным ядром ствол еще мог выдержать необходимую нагрузку, но лафет непременно разлетелся бы вдребезги. При полете ядра со скоростью 100 метров в секунду ствол должен был бы поехать в обратную сторону со скоростью около 2 метров в секунду. И это при весе ствола пушки в 39,31 тонны! В таком случае, зачем же было изготавливать подобного монстра, если стрелять из него было нельзя? Однако хорошо известно, что наши предки просто так никогда и ничего не делали, особенно если учесть дороговизну бронзы, как и любого металла в Средневековой Руси.
Ответ прост: Царь-пушка предназначалась для стрельбы, но являлась бомбардирой, или, по-современному, мортирой. Подобное орудие служило для ведения навесного огня при осаде и обороне крепостей. Для выстрела из такого орудия никакой лафет не требовался вовсе. Ствол пушки, как правило, просто зарывали в землю и укрепляли деревянными сваями. Таким образом, при выстреле каменным ядром отдача полностью гасилась землей. Стреляло подобное орудие не быстро — в день удавалось произвести не более шести выстрелов. Зато ядра, выпущенные подобной пушкой, словно смерч, сносили крепостные сооружения неприятеля.
Царь-артиллерия
Загадка изготовления Царь-пушки сыном Ивана Грозного сразу же прояснится, если внимательно посмотреть на события, предшествовавшие ее изготовлению. Дело в том, что в годы перед правлением Федора Иоанновича его знаменитый отец, как известно, вел многочисленные войны: взятие Казани, Астрахани, длительные военные конфликты со Швецией, Польшей и Литвой. Царь-пушку отлили в 1586 году, то есть всего через два года после кончины Ивана Грозного. Но еще при его жизни на Пушечном дворе Москвы был отлито одиннадцать подобных орудий! Из них особенно выделялись размерами отлитая в 1555 году Кашпирова пушка весом 19,65 тонны и пушка «Павлин», отлитая в том же 1555 году московским мастером Степаном Петровым весом в 16,7 тонны.
Оба орудия по приказу царя были доставлены к осажденному русскими войсками Полоцку. Применяли их по назначению как стенобитные орудия. В летописях сохранилось упоминание, что от грохота выстрелов из этих орудий дрожала земля. Гигантские осадные пушки сровняли с землей городские ворота, и Полоцк пал к ногам войск Ивана Грозного.
Спустя тридцать лет Царь-пушку изготовлял Андрей Чохов, числившийся в учениках у Кашпира, создателя первого гигантского орудия. Но, поскольку сын Ивана Грозного вел миролюбивую политику, применить гигантское осадное орудие по назначению не пришлось. Его оттащили к Спасскому мосту и уложили рядом с предшественником — пушкой «Павлин». В 1626 году обе пушки установили на специальные деревянные помосты. В 1702 году, после основания Петром I Арсенала Московского Кремля, Царь-пушка стала его истинным украшением. В 1835 году ее переместили на металлический бутафорный лафет. И только в 1960-е годы Царь-пушка заняла свое нынешнее положение на Ивановской площади Кремля. Последний ремонт пушки был произведен в Серпухове в Артиллерийской академии им. Дзержинского в 1980 году.
Дальние родственники
Самое интересное, что история знает достаточно много примеров изготовления и использования по назначению аналогичных крупных орудий. Так, в Индии в 1548 году была отлита пушка Малик-э-Майдан массой 57 тонн! При ее перемещении использовали 10 слонов и 400 буйволов. Индийская царь-пушка оказалась тяжелее московской на целых 17 тонн. В России же получило широкую известность 20-дюймовое орудие из литого чугуна. Изготовленное в Перми, это необычное орудие отлично показало себя на тренировочных учебных стрельбах. Сегодня пермская царь-пушка находится около проходной «Мотовилихинских заводов», где когда-то и была изготовлена. Испытания орудия проводились 16 августа 1869 года снарядами весом 53 килограмма. Всего было сделано более 300 выстрелов. Копия Царь-пушки Московского Кремля сегодня установлена в Гомельском дворцово-парковом ансамбле во Дворце Румянцевых-Паскевичей, а также на площади Оболенского-Ноготкова в Йошкар-Оле.
Оставить эмоциюНравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
mir-znaniy.com
Царь-пушка
Царь-пушка, установленная в настоящее время с западной стороны Ивановской площади, между колокольней Ивана Великого и церковью Двенадцати апостолов, является самым выдающимся произведением русского оружейного мастерства. Она изготовлена по приказу царя Федора Ивановича в 1586 г. придворным литейщиком Андреем Чоховым на московском Пушечном дворе. По калибру, который составляет 890мм, это самая большая пушка в мире, за что она и названа Царь-пушкой. Ее вес приближается к 40 тоннам. Бронзовый ствол пушки украшен литыми фигурными фризами, орнаментальными поясами, памятными надписями и конной фигурой царя Федора Ивановича.По своему устройству Царь-пушка является боевым орудием, однако некоторые особенности конструкции не позволяют отнести ее ни к одному из известных нам типов артиллерийских орудий. В старых документах пушка называлась «Дробовиком». Это, а также конструкция ствола позволяют предположить, что пушка предназначалась для стрельбы картечью. В силу исторических обстоятельств Царь-пушке ни разу не пришлось участвовать в боевых сражениях. Четыре ядра, сложенные пирамидой у ее подножья, носят декоративный характер, они полые внутри и были отлиты вместе с лафетом из чугуна в 1835 г. на заводе Берда в Петербурге.
Вскоре после отливки пушка была установлена на специальном станке на Красной площади недалеко от Спасских ворот, возможно для их защиты. Там она и находилась вплоть до начала ХVIII в., когда Петр I задумал строительство в Кремле Цейхгауза и организацию в нем хранилища древнего отечественного и трофейного оружия. В 1706 г. Царь-пушка наряду с другими орудиями, в том числе и трофейными, была перевезена в Кремль и находилась сначала во дворе Арсенала, а затем вместе с другой пушкой у главных его ворот. В 1835 г. обе пушки были установлены на новые чугунные лафеты, изготовленные по эскизам академика А.П. Брюллова. В 1843 г. Царь-пушку и другие русские старинные орудия разместили вдоль фасада Оружейной палаты, предназначавшейся для «хранения достопамятностей», а трофейные пушки оставили у Арсенала.
В связи с началом в 1960 г. работ по строительству Кремлевского дворца съездов старое здание Оружейной палаты было разобрано, а древние орудия вновь перевезли к Арсеналу. Позже Царь-пушку установили отдельно на то место, где она находится сейчас.
Во второй половине 1970-х гг. Царь-пушка и чугунный лафет с ядрами были вывезены на реставрацию и в 1980 г. вновь установлены на место.
um.mos.ru
Царь-пушка в Московском Кремле. Фото
Путешествуй с нами:
Достопримечательности Москвы
Рубрика: Москва
Многие cо школьных лет знают о том, что на территории Московского Кремля есть Царь-Пушка, но все равно ее размеры при первом знакомстве очень впечатляют. Грозное орудие весом почти 40 т находится на чугунном лафете. Рядом лежат четыре ядра; вес каждого приближается к 2 т. Диаметр ствола – 1,2 м. Если судить по калибру, это самая большая пушка в мире, но вот стреляла ли она когда-нибудь – вопрос, который пока остается без ответа. Есть версия, что орудию не приходилось участвовать в сражениях; главным его предназначением было держать в страхе неприятеля. Сегодня это часть нашей истории и неотъемлемая составляющая музейной экспозиции Кремля.
Из истории Царь-пушки
Этот памятник отечественного военного искусства появился в 1586 г., когда российской державой правил царь Федор Иванович. По его приказу литейных дел мастер Андрей Чохов отлил пушку на заводе Берда и украсил ее ствол орнаментом и памятными надписями.
За четыре сотни лет ей приходилось неоднократно менять локацию. Изначально место для орудия было выбрано неподалеку от Спасских ворот. Там пушка простояла полтора века, пока Петр Великий не задумал построить в Кремле Цейхгауз с хранилищем старинного оружия. Так в начале XVIII в. Царь-пушка вместе с другими образцами артиллерийскими сооружениями оказалась у главных ворот Кремля. В 1835 г. по эскизу академика Брюллова для этого и других орудий были изготовлены лафеты, на которых их и разместили вдоль фасада Оружейной палаты.
При Советской власти орудия временно убрали на старое место (к Арсеналу), а позже Царь–пушку установили туда, где она находится сегодня – между колокольней Иван Великого и церковью Двенадцати апостолов.
Конструкция орудия
Устройство пушки продолжает интересовать ученых и инженеров. Ее конструкция не поддается классификации и не позволяет причислить ее к какому-либо из известных артиллерийских орудий. Судя по сохранившимся документам, это был «дробовик». Однако проведенное специалистами в конце ХХ в. исследование показало, что это «бомбарда», стреляющая каменными ядрами весом около 800 кг. Если бы пушка применялась в боевых условиях, она вполне могла бы разрушить крепостные стены. То есть, бронзовые двухтонные ядра возле Царь-пушки это не более чем декорация, призванная устрашать посланцев Крымского хана.
Царь-пушка вошла в книгу рекордов Гиннеса как самое из известных крупнокалиберное орудие в мире.
Адрес: Ивановская площадь, 119072 Москва, Россия.
Карта расположения:
JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.
← Царь-колокол | Московский Кремль → |
---|
Похожие публикации:
Памятник Сергею Прокофьеву
Одиннадцатого декабря 2016 г. на территории Камергерского переулка г. Москвы в торжественной обстановке был позиционирован монумент в ознаменование 125-летней годовщины со дня рождения выдающегося русского и советского композитора Сергея Сергеевича…
Памятник Юрию Долгорукому
Мемориал, посвящённый легендарному основателю Москвы Юрию Долгорукому, открылся в начале лета 1954 года на Советской площади (современное название — Тверская). Авторами проекта выступали С. Орлов, Н. Штамм и А. Антропов, мастер по архитектурному ди…
Памятник А.С. Пушкину
6 июня достаточно широко отмечается в культурной среде и сегодня, однако в 1880 году в столице день рождения А. С. Пушкина праздновался с особенным размахом — к торжеству в честь знаменательной даты было приурочено ещё одно событие — открытие памят…
Театральная площадь
Театральная площадь — один из ключевых туристических объектов Москвы с богатой историей и целым рядом достопримечательностей. Это красивейшее место по известности, культовости и значимости для столицы вполне может конкурировать с Красной площадью. …
«ВДНХ» — выставка достижений народного хозяйства
Комплекс ВДНХ, расположенный в северо-восточной части российской столицы, можно назвать огромной выставкой под открытым небом. Его общая площадь составляет более 300 га, половину занимают павильоны, возведённые ещё до Великой Отечественной войны и …
www.hobbysalon.ru
Царь-пушка в Московском Кремле — история, фото, где находится
/ / / Царь-пушкаВ самом центре Московского Кремля туристов встречает огромное артиллерийское орудие, весящее почти 40 тонн. Его называют Царь-пушкой, хотя на самом деле орудие пушкой не является. Это гигантский дробовик, который предназначался для стрельбы каменной дробью.
Кто отлил Царь-пушку
В Средневековье колокола и оружие делали на московском Пушечном дворе. О месте его нахождения говорит сохранившееся название одной из центральных улиц города. Двор, где работали оружейники и литейщики, располагался там, где Пушечная улица пересекается с просторной Лубянской площадью. В Средние века здесь можно было услышать кузнечный звон и увидеть большие плавильные печи, а изготавливать пушки и колокола в Москву приглашали самых именитых мастеров чеканного и колокольного дела.
При Иване Грозном ведущим литейщиком Пушечного двора считался Кашпир Ганусов. О его происхождении почти ничего не известно, но предположительно мастер был выходцем из Литвы. В 1554 году Ганусов отлил огромный колокол, который весил почти 35 тонн и за светлый оттенок металла был назван «Лебедем». Известный литейщик воспитал немало учеников. Один из них — Андрей Чохов — и стал тем мастером, который сумел сделать необычную Царь-пушку. О самом Чохове известно мало. Андрей родился в семье Чоха или Чеха в 1545 году и много лет обучался колокольному делу.
В 1571 году Москва была разорена крымским ханом Девлетом-Гиреем. От пожара получил повреждения и знаменитый «Лебедь». Чтобы восстановить благовестный колокол, его нужно было расплавить и отлить заново. Непростую работу поручили Андрею Чохову. После того, как ему удалось сделать обновлённый «Лебедь», мастера назначили главным на Пушечном дворе.
Чохов трудился в Москве более 40 лет, он сумел изготовить множество пушек и обучить талантливых литейщиков. Своё первое орудие мастер отлил в 1568 году. В Смутные времена оно находилось в Смоленске и помогало оборонять город от польско-литовских войск.
Орудие, получившее имя «Царь-пушки», появилось в 1586 году, Его производство заняло долгое время — только на изготовление форм Чохов с подмастерьями затратили больше года.
Когда-то учитель Чохова — Кашпир Ганусов сделал крупнейшую для своего времени мортиру, названную «Кашпировой пушкой». Она имела длину 4,48 м и весила почти 19,5 тонны. Новая пушка Чохова по весу в два раза превосходила свою предшественницу. Гигантское орудие весило почти 40 тонн и имело длину 5,34 м. В честь правящего государя Фёдора Иоанновича его назвали «Царём».
По деревянным бревнам-каткам огромную пушку перевезли на Красную площадь. Для того, чтобы сдвинуть её с места, потребовались усилия более чем двухсот лошадей. Они тащили тяжёлую ношу за канаты, закреплённые к восьми массивным скобам.
Вначале пушка лежала у ведущего к Спасской башне моста, а её дуло смотрело на каменные стены Китай-города. Потом под орудие сделали набитый землей деревянный настил и поместили его рядом с Лобным местом. Во времена Петра I пушку перевезли к зданию Арсенала, а в 1846 году поставили рядом с Оружейной палатой. На своё теперешнее место — Ивановскую площадь огромная бомбарда попала в 1960-е годы, когда в Кремле строили огромное здание Дворца Съездов.
До наших дней сохранилось 27 уникальных пушек Чохова. Все они — штучные экземпляры, т.к. после отливки мастера разбивали глиняную форму и не могли произвести отливку во второй раз. Ещё одно знаменитое творение мастера — большой колокол «Реут» до сих пор висит на Успенской звоннице Кремля.
Стреляла ли Царь-пушка?
Бытует мнение, что самая большая российская пушка не произвела ни единого выстрела. Так стали считать благодаря табличке, установленной перед орудием в XIX веке. На ней написано, что ядра для стрельбы имеют вес 120 пудов, то есть 1920 кг. Историкам было нетрудно подсчитать, что если бы в пушку калибром 890 мм зарядили такое ядро, пороховые газы разорвали бы её на части. Специалисты по оружию предполагают, что из Царь-пушки мог быть сделан один выстрел. Дело в том, что на бронзовом орудии красуется клеймо изготовившего его мастера. А именные печати ставили лишь на те пушки, которые прошли испытания.
Против версии оружейников говорит тот факт, что внутри дула сохранились наплывы бронзы. Такие дефекты остаются после отливки и удаляются, когда через дуло проходит ядро. Есть и ещё один веский аргумент против того, что пушка не могла стрелять ядрами — в ней нет запального отверстия. Это значит, что заряд, как у мортир или бомбард, можно было поджечь только со стороны дула.
Гигантские орудия делали для обстрела крепостей. Бомбарды играли главную роль при осаде укреплений неприятеля и стреляли не огромными ядрами, а дробом — небольшими каменными ядрами весом до 800 кг. Учитывая сложность загрузки в дуло крупной «картечи», а также время для прицеливания, самый большой из российских дробовиков мог произвести только от одного до шести выстрелов за день.
Любопытно, что во всех документах до начала прошлого века орудие называлось «дробовиком». И только в 1930-е годы, уже при советской власти его ранг повысили до «пушки».
Лафет и украшения Царь-пушки
Огромным бомбардам не требовались лафеты и цапфы. Тяжелые орудия вкапывали в землю, а позади них для упора возводили кирпичные стены или вбивали деревянные сваи. С места на место бомбарды перевозили, используя деревянные катки из круглых брёвен.
Царь-пушка красуется на большом металлическом лафете, который был отлит в 1859 году мастерами Санкт-Петербургского чугунолитейного завода Берда и с тех пор служит для декоративного оформления памятника. Рядом лежат отлитые тогда же полые чугунные ядра. Примечательно, что массивный лафет изготовлен из другого металла, чем само орудие, поэтому они имеют разные цвета. Пушка выполнена из бронзового сплава, со временем покрывшегося зеленоватой патиной.
На передней части лафета можно увидеть барельеф в форме головы льва, а боковые части и крупные колёса украшены затейливым растительным орнаментом и изображением льва, сражающегося со змеей. Как и все чоховские орудия, кремлёвская пушка тоже оформлена надписями и узорами. На ней помещён рельефный портрет царя Фёдора Иоанновича на коне, и сделана памятная надпись о том, что орудие появилось во время его правления. С обеих сторон от дула видны по четыре массивных скобы, которые использовались для крепления пушки к канатам.
Чоховская пушка давно превратилась в исторический памятник и стала одним из символов России. Это орудие так знаменито, что имеет несколько копий. Репликами, выполненными в масштабе один к одному, обладают жители Донецка и Ижевска. А стальная копия один к двум стоит в центре Йошкар-Олы.
С середины XIX века любопытное орудие калибром 508 мм находится в Перми. Пермская пушка прошла настоящие испытания, и из неё сделали более трёхсот выстрелов. Орудие признали годным для ведения боя, но ему так и не довелось поучаствовать ни в одном сражении.
Царь-пушка на карте Москвы
trave-l.ru
Царь-пушка. Достопримечательности — Путеводитель по Москве
Описание
Длина пушки — 5,34 м, наружный диаметр ствола — 120 см, диаметр узорного пояса у дула — 134 см, калибр 890 мм (35 дюймов), масса — 39,31 т (2400 пудов).
Украшена поясами рельефов, на правой стороне дульной части — изображение царя Фёдора Ивановича (в короне и со скипетром в руке) верхом на коне. На стволе с каждой стороны размещаются по четыре скобы, предназначенные для крепления канатов при перемещении пушки.
Выше передней правой скобы над изображением царя вылито: «Божиею милостию царь и великий князь Фёдор Иванович государь и самодержец всея великая Россия».
Царь-пушкаНа верхней части ствола отлиты ещё две надписи:
- справа — «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине»,
- слева — «Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Андрей Чохов».
По одной из версий, название Царь-пушки связывают с изображением царя Фёдора Ивановича, однако более вероятно, что название произошло в связи со значительными размерами орудия.
Царь-пушкаВ древности пушку называли также «Дробовик Российский», поскольку она была рассчитана на стрельбу «дробом», то есть картечью. Пушка классифицировалась также как василиск. По длине ствол пушки имеет 6 калибров, тогда как у мортир XVII—XVIII вв. он доходил до 2-2,5 калибра, а у дальнобойных мортир — до 3,5 калибра.
История
Отлита из бронзы в 1586 г., во времена правления царя Фёдора Ивановича, на Пушечном дворе, русским мастером Андреем Чоховым.
Лафеты и декоративные ядра для пушки, украшенные литыми орнаментами, изготовили в 1835 г. на петербургском заводе Берда, по эскизу архитектора А. П. Брюллова и чертежам инженера П. Я. де Витте.
Изначально задуманная для обороны Кремля oт зaхвaтчикoв, Царь-пушка была установлена на пушечном раскате (специальный деревянный настил из бревен) около Лобного места на Красной площади, однако в боевых действиях не участвовала.
Царь-пушка. XIX век. Фото «Шерер, Набгольц & Ко».В XVIII в. пушку переместили в Московский Кремль: сначала во двор здания Арсенала, а затем к его главным воротам. В советское время, в 1960-е годы в связи с постройкой Кремлёвского дворца съездов, Царь-пушку торжественно переместили на Ивановскую площадь Кремля, к собору Двенадцати Апостолов. В настоящее время орудие находится на декоративном чугунном лафете, а рядом лежат декоративные чугунные ядра весом 1,97 т, отлитые в 1834 г. (стрелять такими ядрами орудие не может).
Вид на Никольскую башню от главных ворот здания Арсенала (Цейхгауза) и Царь-пушку у главных ворот Арсенала, где она простояла с 18 века по 1960-е гг.В 1980 г. в Серпухове был произведен ремонт пушки, одновременно она была обследована специалистами Артиллерийской академии им. Дзержинского. По строению ствола Царь-пушка оказалась классической бомбардой, предназначенной для стрельбы каменными ядрами весом около 800 кг. Также было выяснено, что из Царь-пушки стреляли, как минимум, один раз. По Гумилёву, единственный выстрел был произведен прахом Лжедмитрия.
Царь-пушка была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как пушка самого большого калибра (самой большой по размерам и весу является немецкая «Дора», в XIX веке существовали также мортиры большего калибра).
Копии Царь-пушки
Копия Царь-пушки в Донецке
Весной 2001 г. по заказу правительства Москвы удмуртское предприятие «ОАО Ижсталь» изготовило копию пушки А. Чохова из чугуна. Новодел весит 42 т (одно колесо весит около 1,5 т, ядро — 1,2 т, а диаметр ствола — 89 см).
Копия Царь-пушки, подаренная Москвой ДонецкуКопия Царь-пушки стала подарком Москвы украинскому городу Донецку, где и была установлена перед зданием мэрии в мае 2001 г.
Копия Царь-пушки в Йошкар-ОлеКопия Царь-пушки в Йошкар-Оле
В 2007 г. В Йошкар-Оле на площади Оболенского-Ноготкова у входа в Национальную художественную галерею установлена копия Царь-пушки, специально отлитая на Бутяковском судостроительном заводе.
moscow.drugiegoroda.ru
Царь-пушка и Царь-колокол. 100 великих достопримечательностей Москвы
Царь-пушка и Царь-колокол
И Царь-пушка, и Царь-колокол уже давно стали одними из символов России. Своим видом и размерами они словно бы напоминают о временах, когда на Руси жили и творили удивительные мастера-умельцы, чей талант и золотые руки до сих пор вызывают уважение и восхищение.
Они установлены на Ивановской площади в Кремле.
Ивановская площадь в Кремле – одна из древнейших площадей Москвы. Размеры и облик Ивановской площади складывались на протяжении многих столетий. Но особый колорит ей придали два всемирно известных памятника.
Существует расхожее мнение, что из Царь-пушки не было сделано ни единого выстрела. Но как доказали учёные, выстрел из этой пушки всё же был произведён.
Царь-пушку отлил знаменитый русский мастер Андрей Чохов по приказу царя Фёдора Ивановича. Гигантское орудие весом в 2400 пудов (39 312 кг) отлили в 1586 году на московском Пушечном дворе. Длина Царь-пушки – 5345 мм, внешний диаметр ствола – 1210 мм, а диаметр утолщения у дула – 1350 мм. Орудие украшено поясами рельефов, на правой стороне дульной части – изображение царя Фёдора Ивановича в короне и со скипетром в руке, верхом на коне. На стволе с каждой стороны размещаются по четыре скобы, предназначенные для крепления канатов при перемещении пушки. Выше передней правой скобы над изображением царя вылито: « Божиею милостию царь и великий князь Фёдор Иванович государь и самодержец всея великая Россия ».
Документы об испытаниях Царь-пушки или применении её в боевых условиях не сохранились, что дало основание для длительных споров о её назначении. Большинство историков и военных считали, что Царь-пушка – это дробовик, то есть орудие, предназначенное стрелять дробью, которая в XVI–XVII веках состояла из мелких камней.
Царь-пушка
Царь-пушка в XIX и начале ХХ века так и именовалась во всех официальных документах дробовиком.
Тайна Царь-пушки была раскрыта лишь в 1980 году. Тогда пушку отвезли в Серпухов на реставрацию. После того как орудие исследовали специалисты, то стало ясно, что Царь-пушка – это не пушка, а классическая бомбарда! Название «бомбарда» произошло от латинских слов bombus (громовой звук) и arder (гореть). Царь-пушка (бомбарда) была предназначена для стрельбы каменными ядрами. Вес каменного ядра Царь-пушки составлял около 50 пудов (819 кг). А записали Царь-пушку в дробовики потому, что в России все старые орудия, находившиеся в крепостях, за исключением мортир, со временем автоматически перечислялись в дробовики.
Судьба Царь-пушки складывалась так. После того, как Царь-пушку отлили и отделали на Пушечном дворе, её перетащили к Спасскому мосту и уложили на землю. Чтобы передвинуть орудие, к восьми скобам на его стволе привязывали веревки, в эти веревки впрягали одновременно 200 лошадей, и те катили пушку, лежащую на огромных бревнах – катках.
В 1626 году её подняли с земли и установили на бревенчатых срубах, плотно набитых землей. Эти помосты назывались роскаты. Роскат с Царь-пушкой поставили у Лобного места. В 1636 году деревянные роскаты заменили каменными, внутри которых устроили склады и лавки, торговавшие вином.
После «нарвской конфузии», когда царское войско потеряло всю осадную и полковую артиллерию, Пётр I велел срочно лить новые пушки. Необходимую же для этого медь царь решил добыть переплавкой колоколов и старинных пушек. По «именному указу» было «велено перелить в пушечное и мортирное литье» все старинные орудия. Пётр не пощадил самые древние творения московских мастеров-литейщиков. Исключение было сделано лишь для самых крупных орудий. В числе их и оказалась Царь-пушка.
Позднее пушку переместили в Кремль. Сначала она стояла во дворе здания Арсенала, а затем у главных ворот. Мало кто знает, что в 1941 году, во время наступления гитлеровцев на Москву, oбсуждaлся вопрос об испoльзoвaнии пушки при oбoрoне. В 60–е годы ХХ века, в связи с постройкой Кремлёвского дворца съездов, Царь-пушку переместили на Ивановскую площадь Кремля.
В настоящее время Царь-пушка, являющаяся одним из крупнейших орудий в мире по калибру, находится на чугунном декоративном лафете. Такими же декоративными являются и чугунные ядра, отлитые в 1834 году в Петербурге на чугунолитейном заводе Берда.
Вторым выдающимся произведением русского литейного искусства на Ивановской площади является Царь-колокол. Его значительные размеры, удивительная четкость и красота декора вызывают всеобщее восхищение.
Создание этого произведения явилось закономерным итогом длительного развития бронзолитейного дела – старейшей отрасли русского ремесла.
Техника литья колоколов на протяжении многих столетий определялась общим уровнем развития литейного искусства. Процесс отливки изделия был действительно искусством. Изготовление своеобразно и мощно звучащего колокола всегда становилось большим событием для мастеров литейного дела.
Царь-колокол
Бронзовый гигант возвышается на 6,14 метра, а его диаметр равен 6,6 метра. Вес его составляет 201 тонну 924 килограмма. Он высится на своём каменном постаменте с 1836 года.
История создания колокола началась в 1600 году. Тогда по приказу Бориса Годунова мастер Андрей Чохов отлил 40–тонный колокол, получивший название Большого Успенского. Но пожар уничтожил деревянную колокольню, в которой он находился. Колокол упал и разбился. Отлить новый, больше и лучше прежнего, распорядился уже царь Алексей Михайлович. Осколки старого колокола собрали, добавили нового металла, и в 1652 году появился второй Царь-колокол. Он весил уже 130 тонн, а его диаметр был 5,4 метра. Но спустя два года этого гиганта разбили при Рождественских звонах.
В 1655 году Александр Григорьев из остатков предыдущего колокола и опять-таки с прибавкой нового металла отлил 160–тонный Царь-колокол. Только язык его весил четыре тонны. За 10 месяцев его изготовления на колоколе успели выгравировать изображение царя, царицы, патриарха Никона, херувимов. Этот исполин протянул дольше других – до 1701 года. Случился очередной пожар. Огонь не пощадил деревянные постройки Кремля. И шедевр литейного мастерства вновь разбился.
В 1730 году императрица Анна Иоанновна приказала отлить новый колокол «чтобы в нём в отделке было весу 10 000 пуд».
Мастер Иван Фёдорович Моторин, потомственный литейщик, с сыном Михаилом взялись за подготовительные работы. Декоративные украшения на колоколе выполнили скульптор Фёдор Медведев и мастера «пьедестального и формовочного дела» Василий Кобелев и три Петра – Кохтев, Галкин и Серебряков.
Предполагалось, что изготовление закончится в 1733 году, поэтому надпись на колоколе была подготовлена соответствующая. Но проект слишком долго утверждали, затем произошла авария в печах. Только в ноябре 1735 года колокол был отлит.
Ещё два года готовый колокол доводили до полной готовности – заканчивали чеканные работы и украшения. Это и стало причиной очередной беды – не стой он в яме, полной деревянных лесов, может быть, пожар 1737 года и обошёл бы его стороной. Ну, а когда на раскалённый колокол попала вода, он треснул. И повреждённый колокол пролежал в яме почти сто лет. Только в 1836 году Царь-колокол был поднят из литейной ямы и установлен на постамент, выполненный по проекту Августа Августовича (Огюста) Монферрана.
Интересно, что затем не раз поднимался вопрос о ремонте (спайке) колокола. Но в итоге от этого отказались, так как выяснилось, что восстановить нормальное звучание будет невозможно.
Как и Царь-пушка, Царь-колокол стал лишь выдающимся памятником русского литейного искусства минувших веков.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru