Из легенды в реальность. Почему страны НАТО боялись советского «поезда-призрака»

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

28.11.2022 17:45

Рубрика:

Общество

Кирилл Чмеленко

В 1987 году Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) обозначили новый виток в своем развитии — именно тогда мистический боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) под условным наименованием «Молодец» официально заступил на боевое дежурство. За океаном новую единицу вооружения Советского Союза негласно окрестили «поездом-призраком», который в условиях холодной войны вызывал у США и всего блока НАТО неподдельный ужас.

George Shuklin / wikipedia.org

Курсировавшие по всей стране 17 вагонов с загруженными межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) серьезно нарушали стратегические планы вероятных противников: возникла срочная необходимость найти защиту от потенциальной угрозы, распознать которую было просто невозможно — внешне «Молодец» практически ничем не отличался от обычных железнодорожных составов. Однако главный успех заключался в другом: принятый на вооружение БЖРК стал отражением гения отечественных военных инженеров, доказавших всему миру, что мифические проекты иногда выливаются в реальность.

Великий и ужасный: как СССР пришел к неповторимому «поезду-призраку» и почему «Молодец» превратился для НАТО в кошмар наяву?

БЖРК в экспозиции музея Октябрьской железной дороги на бывшем Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге. Фото: George Shuklin / wikipedia.org

Обман — себе дороже

Геополитическое противостояние сверхдержав и сплотившихся вокруг них стран порой требовало от конфликтующих лагерей применять хитрость, пуская в ход любые способы по дезинформации врага. Так, одна из легенд гласит: в попытках экономически ослабить СССР, а в долгосрочной перспективе — лишить его финансовой дееспособности, США поручили собственной разведке распространить информацию о планах по реализации беспрецедентного проекта — передвижного железнодорожного ракетного комплекса. По задумке Пентагона, Советский Союз должен был незамедлительно заняться разработкой аналогичного вооружения и в итоге впустую потратить баснословные суммы на воплощение невозможного. Итог известен: БЖРК «Молодец» увидел свет, став единственным и неповторимым в своем роде.

Правда, по доступным данным, Америка действительно плотно и тщательно искала пути достижения намеченной цели еще в начале шестидесятых годов. Ядерное оружие развивалось небывалыми темпами, что диктовало необходимость всегда быть на шаг впереди своего идеологического конкурента. Разветвленная сеть железнодорожных коммуникаций сделала свое дело, и американские военные эксперты пришли к единогласному выводу: ракеты, размещенные в поездах, станут высокоэффективным оружием. Так и родился проект Mobile Minuteman — МБР именно этого семейства предполагалось использовать при установке на железнодорожные составы. Воплощение идеи в жизнь происходило в авральном режиме: уже к середине шестидесятых первые рабочие экземпляры должны были войти в состав вооруженных сил США.

С момента запуска проекта — февраля 1959 года — до его официальной заморозки, а затем и вовсе отмены прошло меньше двух лет. Уже в декабре 1960 года было отдано распоряжение прекратить дальнейшие исследования перспективности «ракетных поездов» — слишком дорого обходились США собственные грандиозные замыслы. Финальную точку в этих военных мечтах в марте 1961 поставил президент Джон Кеннеди, опубликовав приказ, согласно которому акцент смещался на проторенную и изведанную тропу — МБР шахтного базирования.

Через эти тернии несколько позже решит пройти Советский Союз и в конечном счете выйдет к звездам.

Миф оживает на глазах

13 января 1969 года в СССР отдельным распоряжением «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» ознаменовалось начало целой эпохи, подарившей стране в гонке вооружений неоспоримое преимущество. Роль головного разработчика отводилась конструкторскому бюро «Южное», в котором в 1971 году место главного конструктора занял Владимир Федорович Уткин. Под его талантливым руководством и при неоценимой помощи брата Алексея Федоровича Уткина — не уступавшего в техническом мастерстве инженера ЦКБ — «поезд-призрак» или получивший в железнодорожных кругах обозначение «поезд номер ноль» смог появиться на свет.

Фото: George Shuklin / wikipedia. org

На первый взгляд задача казалась не просто монументальной — непосильной: остро встали многочисленные вопросы, ответов на которые не могла предоставить даже мировая практика из-за отсутствия прецедентов. Как поместить ракету массой более 150 тонн в вагон поезда? Как при этом гарантировать безопасность движения БЖРК, особенно если учитывать, что железнодорожный состав с МБР внутри будет курсировать по общегосударственным путям?

Вплоть до 1980-х В.Ф. Уткин активно занимался разработкой будущего железнодорожного пускового устройства. Эскиз за эскизом, и уже в 1975 году на Павлоградском механическом заводе началось строительство корпуса сборки для МБР РТ-23.

Пожалуй, наиболее важный импульс всему проекту БЖРК придало постановление правительства от 9 августа 1983 года, предусматривавшее создание единой ракеты для трех вариантов базирования, один из которых включал в себя размещение МБР в железнодорожном составе. Это приоритетное направление и легло на плечи Уткиных. Алексей Федорович взялся за проектирование самого поезда, в то время как Владимир — за ракетный комплекс в целом.

Ключевой для конструкторов оставалась проблема маскировки, и здесь как нельзя лучше подошел облик грузопассажирского поезда: появлялась отличная возможность разместить и целый персонал (до 70 человек), в задачи которого входило обслуживание ракетного комплекса, и сами ракеты — причем в рефрижераторные вагоны, которые в гражданском режиме отводились под перевозку скоропортящихся грузов. В планах и, как оказалось позже, в действительности «Молодец» не просто обладал незаметностью — он буквально сливался с местностью и другими составами. «С БЖРК у наших противников возникла масса вопросов, на которые они так и не смогли найти ответы. Для их отслеживания в начале девяностых американцы даже создали группировку военных спутников. Но и из космоса обнаружить их следы было не так-то просто. Поэтому даже самая современная техника часто теряла их из виду», — вспоминал впоследствии Алексей Уткин.

Чудеса на бумаге, результат — на путях

Технические находки ведущих инженеров в практическом воплощении «поезда-призрака» до сих пор вызывают удивление. Не только потому, что они и по сей день носят беспрецедентный характер, но и потому, что они охватили и решили широкий спектр проблем — от грузоподъемности вагона-ракетоносца до обесточивания контактных проводов над путями.

Вагон-пусковая установка с открытой крышей и приподнятым ТПК Фото: wikipedia.org

Баллистическая ракета РТ-23 УТТХ (улучшенные тактико-технические характеристики), удостоенная в классификации НАТО кодового наименования «Скальпель», представляла собой один из главных «флагманов» РВСН. Производилась она с разделяющейся головной частью и тремя ступенями, а дальность пуска составляла 10100 километров. Встроенный комплекс преодоления вражеской ПРО позволял поразить цель 10 термоядерными боеголовками, мощность каждой из них равнялась 500 килотоннам. Необходимо было также учитывать ограничения, накладываемые размерами отдельно взятого вагона, и для решения габаритного вопроса Владимир Уткин изобрел «складную форму» ракеты — сопла и обтекатель стали выдвижными.

Параллельно изысканиям брата Алексей Уткин совершил революционный прорыв в железнодорожном деле, оформив вагоны-ракетоносцы в функциональном плане. Каждый из таких рефрижераторов оснащался открывающейся крышей, гидравлическими домкратами, упиравшимися в бетонную поверхность, и даже специально сконструированными устройствами закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС), открывавшими пространство для пуска ракеты.

Единственное, что отличало БЖРК от регулярных составов, — это наличие у пусковых вагонов четырех колесных тележек вместо привычных двух. Однако установить их количество при помощи спутников оставалось чрезвычайно тяжелой задачей. К слову, на ранних этапах испытательных работ «Молодца» использовались локомотивы, но в скором времени их число было сокращено до двух благодаря внедрению более мощных тепловозов. Так, «поезд номер ноль» и вправду обрел призрачный оттенок. Как впоследствии выражался генерал Армии США Колин Пауэлл, искать БЖРК на территории СССР — «все равно что иголку в стоге сена».

Испытания БЖРК «Молодец» с ракетами РТ-23 УТТХ начались 27 февраля 1985 года — тогда «состав номер ноль» проехал более 400 тысяч километров, побывав во всех климатических поясах страны. Результаты советское руководство оценило высоко, что позволило проложить дальнейший путь для серийного производства «поезда-призрака». Так, к 1991 году на вооружении страны находились 12 железнодорожных ракетных комплексов.

Жизнь БЖРК «Молодец» оказалась недолгой: в составе РВСН «поезд-призрак» пробыл с 28 ноября 1989 года до мая 2005. Утилизировать военную технику, не имеющую аналогов во всем мире, требовал Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), заключенный в 1993 году.

Несмотря на непродолжительную службу, «поезд-призрак» остался в исторической памяти народа как уникальный образец инженерного гения — беспримерного и способного на все, даже на невозможное.

ИсторияИстория

Главное сегодня

  • В отношении мужчины, толкнувшего подростка под поезд в метро, возбуждено дело о покушении на убийство

  • Минэкономразвития рекомендовало российским туристам воздерживаться от поездок в Грузию

  • Песков: С трудом верится, что теракт на «Северных потоках» организовал проукраинский «Доктор Зло»

  • Захарова: Создание польского военного учебного центра на Украине втянет Варшаву в конфликт

  • Прокурор запросил пожизненный срок для бывшего начальника ОВД Исаева по делу о терактах в метро

  • Правящая партия Грузии специально провалит голосование по законопроекту об иноагентах

Обсуждение:Боевой железнодорожный ракетный комплекс — Википедия

Согласно договору — на БЖРК были установлены лазерные маячки (для информирования о. ..), вроде как. —Tpyvvikky (обс.) 22:54, 26 сентября 2018 (UTC)Ответить[ответить]

Содержание

  • 1 Низкое качество статьи
  • 2 Дополнить
  • 3 Название не соответствует содержанию
  • 4 Ссылки
  • 5 Воениздат

После добавления занимательных историй про братьев Уткиных резко упало качество статьи. Внезапно появился «сенсационный» стиль бульварной газеты, в новом тексте нет ни одной ссылки вообще. Уж не копивио ли это? — csman 19:11, 28 января 2008 (UTC)Ответить[ответить]

ссылки здесь, странно, что их вам не видно.—Андрей! 20:40, 28 января 2008 (UTC)Ответить[ответить]
«сенсационный» стиль бульварной газеты? На грубость провоцируете?—Андрей! 20:40, 28 января 2008 (UTC)Ответить[ответить]
Полность согласен, поставил шаблон «Стиль». —Panther 
@
11:51, 8 февраля 2008 (UTC)Ответить[ответить]
Прошу пояснить. Я не понимаю стиль бульварной газеты.—Андрей! 12:21, 8 февраля 2008 (UTC)Ответить[ответить]

С начала 1990-х годов происходило активное разоружение под нажимом вероятных американцев. Взрывали шахты, резали ракеты, ракетные железнодорожные космодромы гонять по всей стране было признано нецелесообразным, и было принято решение о переводе «Скальпелей» на дежурство в закрытых зонах. К радости потенциального союзника, все они там и находились…

Американская сторона поставила условием на переговорах по разоружению уничтожение именно ракет СС-18, «ласково» ими называемых «Сатана», и уникального ракетного поезда «Скальпель». Ответственность за это решение несёт тогдашний президент Советского Союза Горбачёв, принявший эти условия. Американская сторона

поспешно выделила деньги на уничтожение ненавистных им ракет и даже предоставили новейшие режущие аппараты.

Нелогично выглядело уничтожение комплексов, над созданием которых трудился весь цвет в разных отраслях отечественной науки. Несмотря на то, что была возможность последующего использования ракет для запуска спутников для народного хозяйства, всё было пущено на металлолом.

Вот это и есть стиль бульварной газеты, а не энциклопедии. —Panther @ 17:08, 8 февраля 2008 (UTC)Ответить[ответить]


Будете смеяться, но я совершенно случайно зашёл почитать эту статью и обнаружил, что многие фрагменты (ещё до привнесения «бульварной сенсационности») целиком, слово в слово, заимствованы из моей статьи о БЖРК, написанной ещё в 2000 или 2001 году и размещённой по адресу [1] Я по этому поводу сильно не огорчаюсь и не требую вычистить статью, как плагиат. Просто обидно, что там были приведены ссылки на источники, а здешний «автор» поленился их перетащить сюда. —Дмитрий Сутягин 13:33, 6 марта 2008 (UTC)Ответить[ответить]

  • Откатил по многочисленным просьбам. У меня нет времени дорабатывать статью, а кроме меня в РуВики авторов на эту тему не найдёшь, одни критики кругом. —Андрей! 14:49, 6 марта 2008 (UTC)Ответить[ответить]

Я бы добавил/изменил так:

Алгоритм запуска следующий:

  • состав останавливается,
  • далее комплекс переводится в соответствующую боевую готовность,
  • производится прицеливание,
  • после приказа на пуск, специальное устройство отводит в сторону контактную сеть, открывается крыша агрегата с ракетой, транспортно-пусковой контейнер принимает вертикальное положение.

Плюсом еще где-нибудь можно добавить:

В качестве автоматизированной системы боевого дежурства использовалась «Сигнал-А». Для пуска необходимо двум офицерам дежурной боевой смены пуска ввести информацию о пуске в систему и одновременно повернуть особым образом ключи. В командном пункте РК находятся шесть человек: 3 офицера (1 и 2 номер ДБСП, 1 связист), 1 прапорщик (дизелист) и 2 солдата (связист и шифровальщик).

Боевых пусков компекс никогда не осуществлял. Единственный учебно-боевой пуск осуществлялся с полигона в г.Мирном 161-м ракетным полком (пункт постоянной дислокации в Перми). —PankovKA 05:16, 21 сентября 2009 (UTC) Konstantin A. PankovОтветить[ответить]

Про единственный УБП — это дезинформация, запущенная в сети фан-клубом пермской дивизии. Я служил в костромской дивизии и точно помню, что в предверии сокращений один из наших полков (по местной нумерации — 6-й полк) проводил УБП. У меня даже видео есть об этом пуске. Правда, дату уже не назову, но это примерно вторая половина 2002 года. И вот на сайте ВКО: «На полигоне в Плесецке испытывался боевой железнодорожный ракетный комплекс. Было проведено 32 учебно-боевых пуска ракет» http://old.vko.ru/article.asp?pr_sign=archive.2004.15.08 —Anderles66 08:52, 23 июля 2013 (UTC)Ответить[ответить]

  • Непонятно, откуда взята информация про то, что на новом БЖРК на базе Ярса будет «боеголовка, несущая неядерное оружие» Pet74Alex 09:57, 18 декабря 2013 (UTC)Ответить[ответить]
Из этого источника.—Leonrid 11:53, 18 декабря 2013 (UTC)Ответить[ответить]
  • Подозреваю, что упомянутая «неядерность» в вашем источнике относится только к «Мгновенному глобальному удару США», а не к новому российскому БЖРК, ведь симметричность ответа на эту угрозу вовсе не является обязательной. Pet74Alex 19:25, 18 декабря 2013 (UTC)Ответить[ответить]
  • кто имеет информацию о том, что для тяги БЖРК разрбатывался Локомотив с ядерной энергетической установкой, дополните статью плиз. Rail-model 02:27, 10 декабря 2007 (UTC)Ответить[ответить]
  • по ТВ анонсируют (в честь праздника) возрождение сабжа, под именем «Баргузин»… —Tpyvvikky 17:31, 17 декабря 2014 (UTC)Ответить[ответить]

Статья о конкретном изделии, а не о типе вооружения в целом. Поэтому и называться должна по другому… Sas1975kr 13:36, 25 января 2010 (UTC)Ответить[ответить]

Полностью согласен
МБР 15П961 «Молодец» (индекс 15Ж61, код СНВ РС-22B, по классификации НАТО — SS-24 «Sсаlреl» Моd 3 (РL-4) — БЖРК — боевой железнодорожный ракетный комплекс оснащенный ракетами РТ-23 УТТХ «Молодец» (по классификации НАТО SS-24 Scalpel).
  • 15П9.. — это не МБР — это индекс комплекса в целом (см. индекс ГРАУ — отдел 15), 15Ж61 — конкретно ракета, PL-4 — временное НАТОвское обозначение для экспериментальных изделий ещё не пошедших в серию (даётся по месту отработки, в данном случае — Плесецк).
  • РТ-23УТТХ «Молодец» — вот из этого надо строить название статьи. Leoni 18:59, 25 января 2010 (UTC)Ответить[ответить]

в т/п цикла «Кузькина мать. Итоги» — «БАМ — молодец!» (РТР, 2014) —Tpyvvikky 08:20, 27 октября 2014 (UTC)Ответить[ответить]

В настоящий момент в России ведется разработка БЖРК нового поколения — «Баргузин» (на основе МБР «Ярс»), опытный образец которого вроде как появится к 2019 году.

2015: китайский вариант — «Дунфэн-41» (DF-41), некоторые американские публикации указывают стартовую массу в 80 тонн, дальность действия — от 10 до 14 тыс. км. [2]

…даже опытные железнодорожники с 50 метров не различали состав[8].

Опытные с 50 м не различали восьмиосный вагон нестандартной длины в окружении таких же с окошками?!.. Подполковник Сергей Ганусов, автор этих слов в [8], всё-таки пьёт слишком много водки, нельзя так…

…однако, после проведения режимов по приведению в необходимую степень готовности…

Что это значит? Пожалуйста, сделайте перевод с офицерского на русский.