Президент Кыргызстана. История и персоналии

Республика Кыргызстан являет собой уникальный случай страны, в конституции которой не закреплено ее государственное устройство. Таким образом, политическая жизнь страны определяется традицией, которая, не смотря на молодость республики, была насыщенна событиями в последние двадцать пять лет.

Глава государства

Первым президентом Кыргызстана после провозглашения независимости стал Аскар Акаев, который правил страной на протяжении пятнадцати лет – с 27 октября 1990 по 11 апреля 2005, кода он был вынужден подать в отставку под серьезным давлением оппозиционеров, возглавивших уличные протесты, вошедшие в историю под названием Тюльпановой революции. Кыргызская революция стала одной из так называемых цветных революций, прокатившихся по постсоветскому пространству в середине нулевых.

В результате этих событий новым президентом Кыргызстана стал Курманбек Бакиев, на долю которого выпали существенные испытания. В 2006 году в стране разразился парламентский кризис, выявивший противоречия между парламентом и президентом, а также засвидетельствовавший необходимость вносить изменения в конституцию.

21 октября 2007 ода состоялся референдум, на котором был поставлен вопрос о новой конституции. За введение нового основного закона проголосовали 76,1% избирателей. Столь массовая поддержка позволила президенту Кыргызстана распустить парламент и назначить новые выборы. Таким образом, оформилась политическая система, при которой де-факто в стране существует парламентско-президентский строй.

Кризис 2010 года

Однако ни реформы, ни отстранение от власти прошлой элиты не привели к сколько-нибудь значимым переменам в жизни людей. В стране все еще сохранялся слишком низкий уровень жизни при довольно высоком уровне коррупции, которая была выражена также и в открытой борьбе между различными кланами севера и юга республики. В довершение ситуации, в стране к 2010 году резко выросла стоимость коммунальных услуг.

Все эти факторы послужили поводом для второй за пять лет революции в стране. В марте в Бишкеке прошел съезд оппозиционных сил, на котором было принято решение избрать лидером движения Розу Отунбаеву, уже имевшую к тому моменту значительный опыт работы в государственных структурах.

Уже через месяц после оппозиционного съезда в стране случился переворот, в результате которого оппозиция взяла власть в стране в свои руки. Этот переход осуществился в кратчайшие сроки и сопровождался межэтническими столкновениями, погромами и массовым мародерством.

Последствия революции

Однако беспорядки были вскоре прекращены, а государственное устройство по итогам революции претерпело значительные изменения. 27 июня 2010 года в стране прошел референдум о новой Конституции, по которой Кыргызстан становился фактически парламентской республикой.

С мая 2010 по декабрь 2011 ода Роза Отунбаева исполняла обязанности президента страны, но не по результатам всенародных выборов, а согласно декрету Временного правительства.

Однако в соответствии с договоренностями, она в назначенное время покинула этот пост и в стране прошли прямые выборы, на которых новым главой государства стал президент Атамбаев, срок полномочий которого истекает в декабре 2017 года.

15 октября 2017 года в стране прошли очередные президентские выборы, в которых участвовали одиннадцать кандидатов. По результатам голосования новым президентом Кыргызстана стал Сооронбай Жээнбеков.

fb.ru

Атамбаев Алмазбек Шаршенович - биография. Бывший Президент Киргизской Республики

Киргизский политический деятель. Герой Киргизии.
Президент Киргизской Республики с 1 декабря 2011 по 24 ноября 2017 года.
Премьер-министр 2010-2011. Председатель Социал-демократической партии Киргизии.


Алмазбек Атамбаев родился 17 сентября 1956 года в селе Арашан, Киргизская Республика. После школы получил высшее образование, окончив в 1980 году в московском Государственном Университете Управления, по специальности «инженер-экономист, организатор управления производством». Трудовую деятельность Атамбаев начал в должности инженера, затем ведущего экономиста на предприятиях Министерства связи Киргизии. В 1981 году назначен главным инженером дорожно-эксплуатационного управления № 4.

     С 1983 года являлся редактором и старшим референтом в Президиуме Верховного Совета Киргизской Республики. Тогда же вошел в Союз писателей России. С 1987 по 1989 год занимал пост заместителя Председателя Первомайского районного исполнительного комитета города Бишкек. В 1989 году начал предпринимательскую деятельность, уйдя с парламентской работы.

     До 1997 года Алмазбек Шаршенович возглавлял научно-производственную фирму «Форум». Затем, руководил Акционерным обществом «Кыргызавтомаш». С 1999 года на протяжении пяти лет занимал должность Председателя Совета директоров Промышленной группы «Форум». Весь следующий год руководил советом директоров Корпорации «Кыргызавтомаш». 

     Параллельно с предпринимательской деятельностью, до 2000 года Атамбаев побеждал на выборах в депутаты Собрания народных представителей Жогорку Кенеша II созыва. 

     С сентября 2005 по апрель 2006 год занимал пост Министра промышленности, торговли и туризма Киргизской Республики. С 30 марта 2007 по 28 ноября 2007 год Атамбаев назначен Премьер-министром Республики.

     После государственного переворота, с 7 апреля 2010 года Алмазбек Атамбаев избран заместителем главы временного правительства по экономике. В июле 2010 подал в отставку. С 17 декабря 2010 года занял должность Первого Премьер-министра по новой конституции Киргизской Республики.

     Избран Президентом Киргизской Республики в первом туре выборов 30 октября 2011 года. Вступил в должность 1 декабря 2011 года. Находился на высоком посту до 24 ноября 2017 года.

     Депутаты парламента Киргизии 17 июня 2019 года выдвинули обвинения в отношении экс-президента страны Алмазбека Атамбаева, которые могут привести к лишению бывшего главы государства неприкосновенности. Перечень возможных нарушений закона зачитал депутат Талант Мамытов. По его словам, Атамбаев, будучи президентом, подарил 123 единицы огнестрельного оружия гражданам России, причем некоторые из награжденных являлись представителями организованных преступных групп. Кроме того, нардепы полагают, что экс-президент незаконно получил во владение несколько земельных участков.

     Парламент Киргизии 27 июня 2019 года, большинством голосов, одобрил постановление о лишении неприкосновенности бывшего президента республики Алмазбека Атамбаева. Решение поддержало 106 из 120 парламентариев. Против выступили несколько депутатов от Социал-демократической партии Киргизии. Заседание прошло без экс-президента.

Награды Алмазбека Атамбаева

Герой Киргизской Республики (2017)

Орден «Манас» II степени, 1 декабря 2011 - за гражданскую ответственность и мужество, проявленные в годы борьбы с авторитарными семейно-клановыми режимами, последовательное отстаивание идей демократии, свободы слова и мирных собраний, активное участие в проведении конституционной реформы, формировании основ парламентской демократии, а также в связи с успешным завершением переходного периода после Апрельской народной революции 2010 года

Орден «Данакер» (Примиритель), 28 ноября 2007 - за вклад в социально-экономическое развитие республики, плодотворную работу по сохранению межнационального согласия

Медаль «Данк» (Слава), 1999 год - за плодотворную деятельность в сфере промышленного производства Киргизии

Лента ордена Республики Сербия (Сербия, 2013)

Президентский орден «Сияние» (Грузия, 2013)

Орден Достык I степени (Казахстан, 7 ноября 2014) - за вклад в развитие дружбы между Казахстаном и Киргизией

Орден Александра Невского (Россия, 17 сентября 2016) - за большой вклад в укрепление многопланового сотрудничества между Российской Федерацией и Киргизией в духе взаимного доверия и стратегического партнерства

Почетный знак «За укрепление мира и дружбы народов» (Россия, Республики Саха (Якутия), 2016)

Орден «Друг Азербайджана» (Редакция журнала «Мой Азербайджан», 2016)

Семья Алмазбека Атамбаева

Первая жена - Буажар.
В этом браке родилось четверо детей:
сыновья Сейитбек, Сейтек и дочери-близнецы Диана и Динара/

Вторая жена - Раиса Минахмедовна Атамбаева. Врач, доктор медицинских наук (с 5 июля 2016).
Сын - Кадыр;
Дочь - Алия.

ruspekh.ru

Бывший президент Киргизии может лишиться статуса неприкосновенности

Депутаты киргизского парламента на прошлой неделе активно обсуждали вопрос о лишении неприкосновенности экс-президента Алмазбека Атамбаева и будущих президентов. Одной из причин этой инициативы можно назвать борьбу бывшего и нынешнего президентов за влияние. Еще до президентских выборов в октябре прошлого года предполагалось, что А. Атамбаев выдвинет кандидатом тогдашнего премьера Сооронбая Жээнбекова, через которого будет продолжать активно влиять на политическую жизнь страны. Однако у нового лидера планы поменялись. Инициатива по лишению экс-президента неприкосновенности и является отражением противостояния бывшего и нынешнего лидеров страны.

Эксперты разделились во мнениях. Некоторые из них полагают, что на данный момент юридических инструментов для осуществления этого шага нет и их необходимо формировать самому парламенту. Закон «О гарантиях деятельности президента КР», где упоминается статус, был принят в 2003 году. Инициатором же лишения экс-президента статуса неприкосновенности стал депутат от парламентской партии «Онугуу-Прогресс», бывший председатель коммунистической партии Киргизии Ицхак Масалиев. Одновременно с ним представители «гражданского общества» выступили с обвинениями Атамбаева в коррупции. Один из них, бизнесмен и бывший сотрудник органов безопасности Таалайбек Джумадылов призвал Генеральную прокуратуру открыть уголовное дело против бывшего президента.

Юрист Нурбек Токтакунов полагает, что не следует принимать какие-то законы персонально в отношении Атамбаева. Он полагает, что вначале надо прописать в законе процедуру лишения неприкосновенности, а уж затем принимать решения. В свою очередь, депутаты заверили прессу, что обязательно разработают такой юридический механизм.

Экс-президент может быть лишен статуса неприкосновенности

«В какой-то степени это очищение страны от коррупции, – считает бишкекский политолог Марс Сариев. – Если не убрать из конституции пункты и статьи о неприкосновенности бывшего президента, то у нас в стране будет продолжаться правовой, экономический хаос, который мы наблюдаем. Если Атамбаев чист, то он докажет, что чист. Если нет, то попадет под статью. В любом случае инициативу депутата Масалиева можно назвать плюсом».

Эксперт не исключает, что эта инициатива «является борьбой за ресурсы, чтобы лишить возможности бывшего президента вернуться во власть в той или иной ипостаси. С этим связаны и громкие уголовные дела против чиновников, которые заняли свои посты еще при Атамбаеве», – полагает М. Сариев.

Согласно опросу, проведенному одним из киргизских информационных агентств, на вопрос, согласны ли читатели с обвинениями Атамбаева в коррупции, 56% ответили: «Да. Он как руководитель страны должен отвечать за все действия чиновников». И лишь 2% полагают, что есть презумпция невиновности, из неё и надо исходить, прежде чем обвинять. 

Сам Алмазбек Атамбаев пока никак не комментирует сложившуюся ситуацию и не общается с прессой.

Наш корр.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1

www.ritmeurasia.org

Президент Кыргызской Республики | Законодательство стран СНГ

Президент Кыргызской Республики

Сооронбай Шарипович Жээнбеков - избран Президентом Кыргызской Республики на выборах, прошедших 15 октября 2017 года, набрав 54,76 % голосов избирателей.

Официально вступил в должность Президента Кыргызской Республики 24 ноября 2017 года.

Биография

Родился 16 ноября 1958 года в селе Кара-Кульджа Советского района Ошской области.

Трудовую деятельность начал в 1976 году учителем русского языка и литературы школы имени Ленина Узгенского района Ошской области.

В 1983 году окончил Кыргызский сельскохозяйственный институт им. К. И. Скрябина по специальности "зооинженер".

В 2003 году - окончил экономический факультет Кыргызского аграрного университета по специальности "бухгалтер".

С 1983 по 1988 год - работал главным зоотехником совхоза "Совет" Советского района Ошской области.

С 1988 по 1989 год инструктор районного комитета Советского района Ошской области Коммунистической партии Кыргызстана, с 1989 по 1991 год — секретарь ткома совхоза имени Ульянова Ошской области.

C 1991 по 1993 — директор совхоза им. Ульянова Советского района Ошской области.

C 1993 по 1996 год — председатель правления колхоза "Кашка-Жол" Кара-Кульджинского района Ошской области.

С 30 марта 2007 по 28 ноября 2007 премьер-министр Республики

В 1995 году избран депутатом Собрания народных представителей Жогорку Кенеша I созыва, за период депутатской деятельности был заместителем и председателем Комитета по аграрным вопросам.

С 2000 по 2005 год — депутат Жогорку Кенеша II созыва, заместитель Торага Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

С 2005 по 2007 год — депутат Жогорку Кенеша III созыва, председатель Комитета по агропромышленному комплексу и экологии.

С 3 апреля по 24 октября 2007 года — министр сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики.

С 2008 по 2010 год — частный предприниматель.

С апреля 2010 года до декабря 2015 года был руководителем государственной администрации Ошской области - и. о. главы государственной администрации — губернатор области, с сентября 2010 года — глава государственной администрации — губернатор, с августа - полномочный представитель Правительства в Ошской области.

С 11 декабря 2015 года — директор Государственной кадровой службы.

С марта 2016 года — первый заместитель Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики.

13 апреля 2016 года избран Премьер-министром Кыргызской Республики.

15 октября 2017 года избран в первом туре Президентом Киргизии.

В статье использована информация с сайта www.president.kg

www.kg.spinform.ru

Зачем новый президент Киргизии едет в Москву: эксперты

Новый президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков свой первый зарубежный визит совершит в Россию. Об этом заявила завотделом внешней политики аппарата президента Айзада Субакожоева, подчеркнув, что это произойдет 29 ноября — по приглашению российской стороны.

Напомним, что Жээнбеков вступил в президентские полномочия в минувшую пятницу. А уже с 1 декабря он (если успел освоиться с президентскими полномочиями) ощутит, как эти полномочия сужаются — в этот день вступают в силу поправки в Конституцию Киргизии, принятые на референдуме 11 декабря 2016 года. Внесенные изменения расширят полномочия премьер-министра и парламента, но сократят функции президента.

Визит в Россию Сооронбая Жээнбекова не только символичен в плане демонстрации приоритета во внешней политике, но может носить и практический характер. В Киргизии стремительно ухудшается социально-экономическая ситуация. Последствия неурегулированных отношений с Казахстаном, по-прежнему держащим границу с Киргизией в жестком режиме, как проказа распространяются по всем отраслям хозяйства, парализуя их полностью или частично. Ситуация такова, что в Бишкеке все громче говорят о досрочных парламентских выборах, словно именно эта мера является требованием Астаны для смягчения пограничного режима.

«Рост цен на бензин и товары народного потребления, неурегулированный спор с Казахстаном могут эти выборы спровоцировать», — поделился своим мнением с EADaily киргизский политолог Марс Сариев. Он считает, что досрочные выборы могут быть использованы для того, чтобы контрэлиты не смогли сплотиться. «Все будут заняты борьбой за теплое депутатское кресло. Экс-президент Алмазбек Атамбаев, имея все рычаги управления властью, несмотря на то, что он покинул руководящий пост, заинтересован в том, чтобы в парламент пришла новая когорта политиков, которая будет обязана ему — „отцу нации“ — своим попаданием во власть. Поэтому он, занятый укреплением своей Социал-демократической партии (СДПК), может сыграть на досрочные выборы, попутно реанимировав обанкротившиеся партии типа „Кыргызстан“. Поэтому следующий парламент я вижу в таком составе: сильная СДПК и одна-две партии, которые будут работать на развитие, а не на обогащение олигархов, и за которыми стоят чьи-то интересы», — считает Сариев.

С учетом этого, московский визит Жээнбекова может показать: будет ли новый президент хотя бы какое-то время играть по правилам прежнего, как, возможно, обговаривалось, или сразу начнет демонстрировать признаки самостоятельности. Если Жээнбеков не будет искать в Москве помощи для преодоления кризиса и устранения причин противостояния с Казахстаном или сымитирует это, то досрочных парламентских выборов и реализации сценария Атамбаева, во всяком случае, на начальном этапе, пожалуй, не миновать. Если же новый киргизский президент реально добьется поддержки Москвы, то можно говорить об ошибке Атамбаева в выборе своего «наследника».

По мнению Сариева, для того, чтобы так не произошло — есть премьер-министр Сапар Исаков. «Атамбаев, расставляя своих людей на ответственные места, подстраховался, чтобы не произошла узурпация власти. С 1 декабря, когда заработает новая Конституция, появится среда, когда президент будет вынужден считаться с премьер-министром. Это дает гарантии Атамбаеву, что у Жээнбекова не появится соблазн уйти в самостоятельное политическое плавание. Но Жээнбекову сейчас конфликты не нужны, ему нужно достаточно укрепиться. Растущий Исаков не скоро сможет составлять конкуренцию Жээнбекову хотя у него и большие полномочия, и на 100 процентов за ним стоит Атамбаев. Исаков будет действовать, если Жээнбеков все-таки решит выйти из-под контроля, он со своими расширенными полномочиями сумеет нейтрализовать попытки президента», — сказал EADaily Марс Сариев.

На вопрос, не попробует ли Жээнбеков в таком случае убрать и переназначить правительство, чтобы вначале избавиться от назойливой опеки Исакова, а потом начать редактирование Конституции в сторону увеличения своих полномочий, политолог заметил, что на данный момент у нового президента нет ресурсов для перемалывания ситуации. «Атамбаев занимался расстановками в правительстве чуть ли не до последнего дня. Он закончил эту работу за пару дней до инаугурации Жээнбекова. Он тщательно готовил свой отход с президентского поста, и расставил все фигуры на шахматной доске так, как хотел. У Жээнбекова нет такой группы, которая конструировала бы реальность, какая была у экс-президента. В этом свете хочу напомнить историю спикера парламента, одного из лидеров правящей СДПК Чиныбая Турсунбекова. Он получил месседж из Москвы о поддержке на президентских выборах, затеял внутрипартийную игру и заявил о желании баллотироваться на пост президента. В итоге не добился ничего и ушел на второй план. Тогда Атамбаев показательно продемонстрировал, чтоб неповадно было, что будет, если не соблюдать правила игры», — сказал Сариев.

С тем, что президент и премьер Киргизии, во всяком случае, до поры до времени будут «ходить парой», согласен и директор «Центра исследований региональных проблем» Айбек Султангазиев. «Отношения между ними будут конструктивными. Сооронбай Жээенбков — это бюрократ, знающий предел своих полномочий. А Сапар Исаков — это молодой способный чиновник, который быстро учится и может овладеть ситуацией», — заявил он на тематическом обсуждении ситуации в бишкекском Центре политико-правовых исследований.

В таком свете ситуация казахстано-киргизского конфликта следует рассматривать отдельно. Если киргизская власть решилась на досрочные парламентские выборы, то она может быть заинтересована в продолжении противостояния с соседним государством, ухудшающим социально-экономическую обстановку в родной стране. «Я не считаю, что выпады Атамбаева против Астаны были спонтанными и эмоциональными, как склонны говорить многие наблюдатели. Экс-президент продуманно создал образ врага в лице Казахстана, попутно слепил образ того, кто предает интересы родин, — это бывший премьер Омурбек Бабанов. Очень технологичная и очень дешевая акция, которой Атамбаев достиг поставленной цели», — сказал EADaily Марс Сариев. По его мнению, с Казахстаном отношения будут все-таки выправлены. В Бишкеке надеются, что поскольку ЕАЭС — детище российского лидера Владимира Путина, то он поможет разгрести «Авгиевы конюшни», а попутно и Нурсултан Назарабаев узду чуть-чуть отпустит. «В принципе эта ситуация устраивает и Москву. Действия Назарбаева с постепенным отказом от кириллицы, военные учения с американцами — все это несколько насторожило Москву. Сканадал, устроенный Атамбаевым в некоторой степени может даже отвечать интересам Москвы. Потому что ослабленный Назарбаев может устраивать Москву больше, чем сильный, и, пользуясь этой ситуацией можно будет оказывать влияние на его действия», — полагает Марс Сариев.

Центральноазиатская редакция EADaily

allpravda.info

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о