Валирийская сталь | Энциклопедия Песни Льда и Пламени

Валирийская сталь — сплав особого рода, создавать который умели только мастера древней Валирии. Из валирийской стали делают оружие непревзойденной остроты и прочности, прежде всего мечи. Если верить легендам, валирийские кузнецы плавили металл в драконьем огне[1] и закаляли его заклинаниями[2]. Мечи из валирийской стали необычайно прочны, легки и прекрасно сохраняют остроту[3].

Валирийская сталь и во времена Валирии стоила дорого, а теперь, когда секрет ее изготовления утрачен, она поистине бесценна. Многие кузнецы впоследствии пытались собственноручно создать подобную сталь, но все они терпели неудачи. Некоторые мастера, однако, умеют работать со старой валирийской сталью, перековывая ее; так, Тобхо Мотт хвастался умением ковать валирийскую сталь, которому он выучился в Квохоре[4].

Производство

Валирийская сталь не встречается в природе, это искусственный материал[5]. Рассказывают, что валирийцы выучились ковать железо у ройнаров — первой цивилизации в Эссосе, освоившей это искусство — и со временем превзошли своих учителей

[6].

Мартин подтверждал, что производство валирийской стали не обходилось без магии, и что обычный кузнец не смог бы создать ее, даже зная, как это делается и имея в наличии самые лучшие материалы[7]. Валирийцы использовали для создания стали железо из руды, добытой в рудниках Четырнадцати Огней[8]. Мартин отвечал отрицательно на вопрос, делали ли валирийскую сталь из драконьей кости: нет, не делали[9].

Кразнис мо Наклоз говорил, что валирийскую сталь закаляют и куют годами, пока она не станет крепче всех металлов на свете[10]; Тирион Ланнистер также думал про себя, что валирийскую сталь закаливают и перековывают несколько тысяч раз до готовности[11]. Эта перековка делается для того, чтобы удалить и сбалансировать примеси, присутствующие в металле[8].

Мейстер Пол, проживший некоторое время в Квохоре — единственном месте в мире, где из старой валирийской стали делают новые клинки — утверждал, что квохорские кузнецы втайне занимаются кровавыми человеческими жертвоприношениями, в том числе детскими, надеясь с их помощью выковать сталь, не уступающую валирийской[12].

Особенности

Ничто не держит заточку так хорошо, как валирийская сталь; говорят «нет меча острее, чем валирийский»[2]. Даже случайно притронувшись к острию, нетрудно порезаться до крови[13]. Дозорный Жаба шутливо утверждал, что однажды некто сделал себе бритву из валирийской стали и отрезал себе голову, пытаясь побриться[3].

Валирийская сталь почти всегда темно-серая, почти черная, и на поверхности у нее виден узор в виде волнистых разводов — следствие многократной перековки. Даже у хорошо отполированной валирийской стали матовая, словно подернутая дымкой поверхность. Тирион Ланнистер также вспоминал выражение «Валирийская сталь всегда подернута дымом, ибо душа ее темна»

[14]. Тобхо Мотт, перековывая валирийскую сталь по приказу Тайвина Ланнистера, пытался придать металлу красный цвет — что ему удалось, однако сталь стала темно-красной.

Валирийская сталь почти всегда бывает темно-серая, до черноты. Эта тоже такая, но при этом отливает густо-красным. Цвета не смешивались, и каждая извилина на стали выделялась четко, словно волны крови и тьмы накатывали на берег.<…>
Валирийская сталь упряма. Говорят, будто эти старые мечи наделены памятью, и их не так легко изменить. Я много раз старался сделать красный цвет поярче, но он всегда темнел, словно клинок выпивал из него солнце.Буря мечей, Тирион IV

«Драконова» сталь и Иные

Сэмвелл Тарли находил в библиотеке Черного замка упоминания о том, что во времена Долгой Ночи некий герой убивал Иных мечом из «драконовой» стали: хотя для обычной стали они неуязвимы, против «драконовой» устоять не могут, как и против обсидиана. Сэмвелл и Джон Сноу, обсуждая это открытие, сразу вспомнили о валирийской стали

[15]. Джон саркастически заметил, что для спасения мира достаточно уговорить вестеросских лордов расстаться со своими валирийскими мечами, и подумал про себя, что это «не труднее, чем уговорить их расстаться с замками и монетой»[16].

Эта информация пересекается с преданиями об Азоре Ахае и его мече Светозарном — возможно, Азор Ахай и был тем самым героем, и это может значить, что Светозарный был валирийским мечом. В преданиях об Азоре Ахае утверждалось, что пронзенное клинком чудовище (было оно Иным или нет) словно бы сгорело изнутри — «кровь бестии закипела, из пасти повалил дым, глаза вытекли и все тулово вспыхнуло будто факел»[17]. Это описание также сильно напоминает гибель Иного от обсидианового кинжала[18] — возможно, «драконова сталь» и обсидиан оказывают на Иных одинаковое действие.

В книгах у Джона не было возможности испытать свой валирийский меч Длинный Коготь на Иных, но в телесериале HBO есть сцена с поединком Джона и одного из Белых Ходоков. Длинный Коготь не ломается при соприкосновении с ледяным мечом, в отличие от обычного оружия, а при ударе валирийским клинком Белый Ходок вместе с доспехами рассыпается в мелкую ледяную крошку. Точно так же в сериале была оформлена и смерть от обсидианового кинжала.

Мечи

Наиболее распространенные изделия из валирийской стали — это мечи. В мире их насчитывается несколько тысяч, в одних Семи Королевствах штук двести[11]. Архимейстер Тургуд насчитал в Семи Королевствах 227 валирийских мечей, но этот счет уже успел устареть ко временам основной саги[8].

Каждый лорд и рыцарь Вестероса желает обладать подобным клинком — это показатель знатности, богатства и силы дома. В древности валирийские мечи доставлялись прямо из Валирии — со времен строительства Драконьего Камня за 200 лет до Рока Валирии они начали просачиваться в Семь Королевств

[8]. В современные времена богатые и влиятельные, но не столь древние дома стараются всеми силами заполучить такой меч — например, выкупить у более бедного дома. Некоторые лорды или герои, мечтающие о славе, отправлялись прямо на дымящиеся руины Валирии, чтобы там попытаться добыть валирийский меч[11].

Если верить преданиям, меч Леди Отчаянье использовал сначала андальский король из дома Корбреев, а потом король Первых Людей Робар Ройс во время андальского завоевания Долины Аррен от двух до четырех тысяч лет назад[19]. Если это действительно так, Леди Отчаянье — древнейший известный валирийский меч в Вестеросе и во всем мире.

Список мечей

Лед. Иллюстрация Сары Биддл для © FFG

В Вестеросе известны следующие мечи из валирийской стали:

  • Лед, фамильный меч Старков, очень длинный и широкий, почти в человеческий рост. Позже был перекован на два одноручных меча, Вдовий Плач и Верный Клятве.
  • Губитель Сердец, фамильный меч Тарли. Подобно Льду, это длинный двуручный меч, который носят за спиной. Находится у Рендилла Тарли.
  • Чёрное Пламя, фамильный меч Таргариенов, собственное оружие Эйгона Завоевателя. Эйгон IV Таргариен подарил его своему бастарду Дэймону Блэкфайру; когда восстание Блэкфайра провалилось, уцелевшие мятежники увезли Чёрное Пламя в Вольные Города.
  • Темная Сестра, меч Висеньи Таргариен. Также передавался в роду Таргариенов из поколения в поколение, но его носили родственники и защитники. Последним его владельцем был Бринден Риверс; что случилось с мечом дальше — неизвестно.
  • Светлый Рёв, пропавший фамильный меч Ланнистеров. Был куплен за огромное количество золота, которого хватило бы на наем целой армии. После Рока Валирии король Томмен II Ланнистер предпринял экспедицию на руины Валирии, где и сгинул со своим мечом. Герион Ланнистер незадолго до событий саги также отправился в Валирию за мечом, но пропал, как и его предок.
  • Длинный Коготь, фамильный меч Мормонтов. Джиор Мормонт подарил этот меч Джону Сноу в благодарность за спасение своей жизни.
  • Сумрак, фамильный меч Харлоу, изначально принадлежал Дальтону Грейджою.
  • Леди Отчаянье, фамильный меч Корбреев. Принадлежит Лину Корбрею. Согласно преданиям, его когда-то носил король Первых Людей Робар Ройс.
  • Багряный Дождь, фамильный меч Драммов. Согласно преданию, Хильмар Драмм отобрал его у некоего рыцаря с помощью смекалки и увесистой палицы. Мечом владеет глава дома Дунстан Драмм. По названию меча можно предположить что им ранее владел кто-то из дома Рейнов.
  • Бдительность, фамильный меч дома Хайтауэр. Принадлежал лорду Ормунду Хайтауэру.
  • Делатель Сирот, фамильный меч дома Рокстон.
  • Плач, фамильный меч дома Ройсов. Был утерян во время штурма Драконьего Логова.
  • Истина, принадлежал одному из членов дома Рогар.

Меч Рассвет, принадлежащий дому Дейнов, возможно, также сделан из валирийской стали или очень похожего на нее материала. Он обладает всеми свойствами валирийской стали — невероятной прочностью, легкостью и остротой — но заметно отличается внешне: сталь Рассвета бледная, точно молочное стекло, и словно светится изнутри.

Доспехи

Доспехи из валирийской стали поистине уникальная вещь, были в ходу до Рока Валирии. Если за меч из валирийской стали можно нанять армию, то доспех стоит целое королевство. Единственные известные валирийские доспехи принадлежат Эурону Грейджою, которые он нашел на руинах Валирии. Данные доспехи имеют темный цвет, легки как шелк, исписаны валирийскими иероглифами[20].

Другие предметы

Кроме мечей, из валирийской стали делают и другие предметы. Мартин в переписке с читателями отвечал утвердительно на вопрос о том, существуют ли столовые приборы, украшения и тому подобные вещи, сделанные из валирийской стали. Однако, он подчеркивал, что всё же большинство предметов из валирийской стали — это мечи

[21].

Один кинжал из валирийской стали и с рукоятью из кости дракона, принадлежащий Петиру Бейлишу, сыграл свою роль в повествовании — с его помощью убийца в Винтерфелле покушался на жизнь Брана Старка, что стало одной из причин Войны Пяти Королей. Несколько других валирийских кинжалов Эурон Грейджой, побывавший на руинах Валирии, вместе с прочими сокровищами подарил капитанам Железных Островов.

У Селтигаров есть боевой топор из валирийской стали, хранящийся в их замке на Клешне[22]. Наемнику Кагго, капитану из отряда Гонимых Ветром, принадлежал черный аракх (кривая сабля), выкованный из валирийской стали. Подобное оружие большая редкость — известны сотни мечей из валирийской стали, но лишь несколько аракхов, выкованных из этого благородного материала[23].

Валирийская сталь шла и на изготовление других предметов, помимо оружия. Так, например, Эйгон Завоеватель носил корону из валирийской стали, которая перешла к его потомкам; последним ее носил Дейрон I. Неизвестно, что с ней стало, вероятно, она пропала в последнем дорнийском походе, когда Дейрон I был разгромлен и погиб.

Мейстеры Цитадели, прошедшие курс «тайных наук», получают звено из валирийской стали, которое вплетают в нашейную цепь — знак их принадлежности к ордену. Такое звено было у мейстера Лювина. «Тайные науки» не слишком популярны среди мейстеров, так что только у одного мейстера из сотни есть такое звено[24]. Архимейстер, специализирующийся в этой области, носит маску, кольцо и жезл из валирийской стали[25].

Драконий рог Эурона Грейджоя был окован кольцами из червонного золота и валирийской стали[26].

Согласно дополнительным материалам к третьему сезону телесериала, в роду Болтонов от отца к сыну передавался свежевальный нож из валирийской стали.

За кулисами

Мартин называл ближайшим аналогом валирийской стали из реального мира дамасскую сталь, но подчеркивал, что валирийская сталь — металл магический, созданный при помощи волшебства[5].

С точки зрения металлургии дамасская сталь является композитным материалом (переплетение стальных полос с разными физическими свойствами), поэтому в случае перековки такая сталь теряет все свои свойства. Ближайший аналог из реального мира — это булатная сталь, рецепт выплавки которой был несколько раз утерян и вновь открыт. Из-за крайней чувствительности к пропорциям и примесям получить более пуда булата за один раз проблематично; по этой причине материал был дорогим и редким.

Источники

  1. ^ Игра престолов, Дейнерис X
  2. 2,02,1 Игра престолов, Бран I
  3. 3,03,1 Игра престолов, Джон VIII
  4. ^ Игра престолов, Эддард VI
  5. 5,05,1 SSM
  6. ^ Мир Льда и Пламени, Появление андалов
  7. ^ Так сказал Мартин
  8. 8,08,18,28,3 Мир Льда и Пламени, Дети Валирии
  9. ^ Так сказал Мартин
  10. ^ Буря мечей, Дэйнерис II
  11. 11,011,111,2 Буря мечей, Тирион IV
  12. ^ Мир Льда и Пламени, Квохор
  13. ^ Игра престолов, Кейтилин IV
  14. ^ Буря мечей, Тирион VIII
  15. ^ Пир стервятников, Сэмвел I
  16. ^ Танец с драконами, Джон II
  17. ^ Танец с драконами, Джон III
  18. ^ Буря мечей, Сэмвелл I
  19. ^ Мир Льда и Пламени, Долина
  20. ^ Ветра зимы, Покинутый
  21. ^ Так сказал Мартин
  22. ^ Буря мечей, Давос IV
  23. ^ Танец с драконами, Гонимый ветром
  24. ^ Битва королей, Бран IV
  25. ^ Пир стервятников, Приложение
  26. ^ Пир стервятников, Утопленник

7kingdoms.ru

Мечи палачей.

«Чем будем казнить, топором или мечом? Мечом дороже…», люди моего поколения эту фразу из советской экранизации романа А. Дюма знают наизусть.
Так вот, при отправлении правосудия в полевых условиях годился любой клинок (и не только клинок). Другое дело, торжественная, публичная, ритуализированная казнь. Там палач чаще всего использовал свое собственное, сугубо специализированное оружие.

Германский “Меч правосудия” (Richtschwert). Германия, Золинген. 1660 г. Сталь, дерево. Ковка, плетение. Общая длина 1050 мм, длина клинка 820 мм, ширина клинка 50 мм. На перекрестье надписи: «ANNO», «1660». На клинке клеймо «Золинген». Клинок стальной, кованый, гладкий. Конец закруглен. На клинке с одной стороны клеймо, использовавшееся мастерами Золингена. С другой стороны выгравировано изображение виселицы. Рукоять деревянная, витая, оплетена проволокой. Навершие конусообразное, стальное, граненое. Перекрестье прямое с восьмигранными концами.

Появление специализированного палаческого меча связано с окончательным закреплением сословно-принадлежной системы в средневековой Европе. Палаческое искусство (а это тоже искусство, чтобы там не говорили)и связанные с ним ритуализированные формы публичных казней и пыток всегда было важной составляющей средневековой культуры. Достаточно сказать, что одним из главных развлечений простолюдинов (да и знати) в период всего европейского средневековья, начиная с ранней его стадии и заканчивая даже «новым временем» (17-18 века) были публичные казни и пытки осужденных. Это для малонасыщенной событиями жизни людей того времени было яркое, запоминающееся событие. Практически праздник (ну только если ты не занимал место на эшафоте). На него приходили всеми семьями, с детьми и престарелыми родичами, с едой и выпивоном))). Как на пикник.

Палаческий меч, Германия ок. 1540 г. Общая длина 1150 мм, ширина клинка у гарды 55 мм, длина клинка 850 мм. На клинке выбиты три креста.

Меч, как инструмент палача использовался спорадически и в раннем европейском средневековье. Но как уже говорилось ранее пик применения палаческого меча пришелся на более позднюю эпоху — 15-17 века. Хотя появляется он раньше, примерно в середине 13 века. В силу сословных привилегий дворянства казнь путем отрубания головы (а по меркам этих столетий, это весьма милосердный вид умерщвления преступника) стала применяться практически только к людям благородного происхождения. Опять же внутри интимного процесса головорубства на эшафоте тоже была некая градация. И если захудалому рыцарю, за какой-то жуткий проступок сносили башку простым топором, то родовитое дворянство теряло свои буйны головы лишь с помощью «благородного» меча. Наряду с особой «статусной» ролью палаческого меча по сравнению с грубым «крестьянским» топором, это имело и практические причины. Меч обладал другой геометрией клинка, нежели топор, рез был чище, осуждeнный испытывал меньше мучений (ну понятно, что в теории, никто из обезглавленных не рассказывал, каково это)

Меч палача, Германия, XVII век. Размеры: Клинок 807 мм, рукоять 230 мм. Создатель: Петер Мюних (Peter Munich).

Вторая жена Генриха VIII Анна Болейн была обезглавлена мечом, причем во избежание неумелых действий над тонкой и благородной королевской шеей был нанят французский специалист по «мечевому сечению», которому была уплачена круглая по тем временам сумма в 32 фунта, 6 шиллингов и 8 пенсов…

Ситуация изменилась в XVI веке, когда преступников из бюргерского сословия всe чаще стали обезглавливать мечом. Форма клинка мечей для экзекуций оставалась неизменной до XVIII века. Его изготавливали широким, равновыпуклым, закруглeнным у острия или тупым, поскольку этот меч не использовали для нанесения колющих ударов. Рукоять была рассчитана на двуручный хват, но короче, чем у боевых двуручных мечей. естественно, что и точился Richtschwert совсем по-другому нежели боевое оружие.

Германский Richtschwert 1520 года. Крестовина рукояти в типичном стиле, черен рукояти приспособлен для хвата двумя руками, навершие грушевидное восьмиугольное. Оригинальный черен из дерева и кожи, но кожа сохранились плохо. Широкий линзовидный клинок 813 мм с интересным расположением долов. Общая длина 1016мм (40″). Лезвия клинка имеют следы многократной заточки.

Таким образом к середине 15 века в Европе вообще, и в Германии в частности сложился вполне определенный тип длинноклинкового оружия, так и называвшийся «палаческий меч», или «меч правосудия» по-немецки Richtschwert.

Как правило такой – меч характеризуется широким клинком без острия, а иногда даже расширяющимся к концу клинка. У закругленного конца клинка иногда делались отверстия для того чтоб его можно было вешать на стену. На клинке часто присутствуют символы и надписи, говорившие об их печальном предназначении — на клинках изображали сцену казни: четвертование, виселицу, колесование, богоматерь, и тому подобное. Ширина у пяты клинка 50-70 мм, длина 1000-1300 мм. Вес от 1500 грамм и выше.

Еще один подобный клинок 1603 года и снова из Германии. В данном случае известен даже его владелец))). Рукоять с грушевидным граненым навершием и прямой расширенной крестовиной. Широкий, тяжелый (863 мм) клинок с притуплением у острия и длинным широким (254 мм) долом. На клинке глубоко выгравированы «Fuehr durch deine Barmherzigteit ano 1603» с одной стороны и «herr Jesu Christ der du der Guender heiland» с другой стороны, и «Martin Heintze/*zu Borna » на рикассо. Глубоко посажен знак креста производителя с каждой стороны. Клинок имеет, следы ковки и некоторые недостатки, все еще держа острые края. Тяжелый меч, но очень хорошо сбалансирован. Гарда и рукоять плотно прилегают к клинку, без движения. Martin Heintze указан как палач в различных немецких городах на севере между 1586 и 1606. В том числе и в г. Борна, что неподалеку от Лейпцига.

Меч палача города Берген. Германия 1637 год.

Тут надо упомянуть и то, что меч правосудия — «тонкий инструмент мастера». И если топором головы рубили на плахе, то благородные сиры, сэры и прочие фоны встречали свою стремительную смерть от клинка либо стоя, либо преклонив колена. Для отрубания головы с одного удара в таком положении требовалась недюжинная физическая сила и мастерство. Отнюдь не каждый палач мог достойно справится с такой задачей. Особым же шиком среди истинных мастеров являлось отрубание с одного удара голов сразу двух казнимых. Знаменитый палач Шарль-Генрих Сансон из Парижа известен тем, что снес головы одним ударом сразу трем осужденным. Надо ли говорить, что подобный удар требовал исключительного владения своим инструментом?


Опытные палачи пользовались мечом очень ловко, почти не причиняя страданий осуждeнному. Так, маршал де Бирон, казнeнный во Франции при Генрихе IV, стоял на ногах и что-то говорил народу, при этом, оживлeнно жестикулируя, когда палач вдруг снeс ему голову одним ударом.
Осуждeнный на смерть по надуманному обвинению, молодой дворянин де ла Барр, отказался вставать на колени, так как не считал себя преступником и решил принять смерть стоя. И тот же Шарль-Генрих Сансон из Парижа, был немало смущeн этим обстоятельством, однако, изловчившись, нанeс удар так точно и с такой силой, что голова ещe несколько секунд держалась на плечах, перед тем как упасть к ногам.

При казни женщины благородного происхождения в Германии порой жертве позволяли сидеть на кресле, а палач работал мечом сзади, дабы не травмировать нежную психику дамы.

Неумелый палач рисковал испытать на себе гнев зрителей. Одного такого палача в 1509 г. забросали камнями до смерти в Пражском замке. Вальтера Дeссера — бамбергского палача, который в 1641 г. только с третьего удара обезглавил жертву, от ярости толпы спасла вооружeнная городская стража. В него уже кидали камни, и голова его была разбита до крови. Другой палач-неумеха, в июне 1665 г. был посажен в мешок за неудачную казнь одной женщины. После пяти ударов она всe ещe кричала. В конце концов, ей отрубили голову, когда она уже лежала ничком на земле.

Напомню, что казнь с помощью отрубания головы была не только «милосердной» по средневековым понятиям, но и «статусной». Так, например, в 1609 г. две дочери одного бюргера обратились к прославленному нюренбергскому палачу Францу Шмидту, чтобы он отрубил голову их отцу, так как их женихи откажутся на них жениться, если он будет повешен.

Последний известный случай публичной казни в Европе при помощи отрубания головы зафиксирован в Германии в 1886 году. Вот такое сообщение появилось в газете Steele Scrapbook — 24 января этого года:

«Женщина по имени Badmewski была обезглавлена в пятницу в Берлине рукой палача за то, что отравила своего мужа. Она, по всей вероятности, будет последней преступницей, казненной таким образом. Германский император обратил внимание на методы смертной казни и Его величество решил отменить нынешнюю варварскую систему. Им выбран тот метод, когда преступник сидит на стуле, ассистент палача удерживает руками голову жертвы, в то время как палач, используя острый, как бритва, меч, отсекает голову от тела».

По крайней мере это последнее известное автору официальное сообщение о публичной казни человека в Европе с помощью обезглавливания.

Палаческий меч. Германия. Середина XVI в. Сталь, дерево, латунь; ковка, таушировка, гравировка. На клинке с обеих сторон в долах контурными готическими буквами выполнена надпись AGLA. На крестовине с правой стороны высечено изображение косого (т.н. Андреевского) креста. Общая длина 1059 мм, длина клинка 848 мм, ширина клинка у основания 62,8 мм, у окончания 43 мм. Надпись на клинке может трактоваться как надпись-оберег, выполненная в традициях каббалы на старом иврите. Сочетание начальных букв первых четырех слов Attax Gibbor Leolan Adonai благословения «Esreh Schemoneh» можно перевести как «Могуч и искусен Господь всегда». Данная надпись использовалась в качестве оберега от болезней и злых влияний. В то же время данная надпись по своей стилистике и технике исполнения соответствует надписям на клинках мечей, датируемых 1300-1330 гг. В этом случае надпись может читаться как латинское изречение A(alme)G(genitricis)LA(laudis) — Божьей Матери Слава. Клеймо в виде Андреевского креста может быть определено как надпись-сигла, раскрывающаяся как «Христос». Вследствие этого можно предположить, что клинок этого Richtschwert ранее являлся клинком меча начала 14 века по классификации Э.Окшотта — меч типа ХIII

Меч палача из Кёнигсберга.
Длина общая: 130 см;
вес:- 2,1 кг;
ширина клинка: от 7 до 5 см (сужается).
Рукоять двуручная резная деревянная, обтянута кожей и обвита проволокой. Сейчас остатки кожи и оплётки сохранились только около гарды и навершия. Гарда — простое перекрестье с «каплями» на концах, а навершие – массивное «яйцо со шляпкой».

Клинок обоюдоострый, с ромбическим сечением. Конец клинка срезан немного неровно и скруглён.
По клинку гравированы надписи на немецком языке: «Jacob Stafter Оldesloe im jahr des Heiles 1683 (Оружейник Яков из Ольдесло в год 1683)», и «Mein Hoffnung Zv(?) Gott Sol I Deo Gloria (Моя надежда, единый Господь, и слава Господня»).

спасибо


feldgrau.info

Мечи и палачи. — ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ — LiveJournal

«Чем будем казнить, топором или мечом? Мечом дороже…», люди моего поколения эту фразу из советской экранизации романа А. Дюма знают наизусть.

Так вот, при отправлении правосудия в полевых условиях годился любой клинок (и не только клинок). Другое дело, торжественная, публичная, ритуализированная казнь. Там палач чаще всего использовал свое собственное, сугубо специализированное оружие.


Германский “Меч правосудия” (Richtschwert). Германия, Золинген. 1660 г. Сталь, дерево. Ковка, плетение. Общая длина 1050 мм, длина клинка 820 мм, ширина клинка 50 мм. На перекрестье надписи: «ANNO», «1660». На клинке клеймо «Золинген». Клинок стальной, кованый, гладкий. Конец закруглен. На клинке с одной стороны клеймо, использовавшееся мастерами Золингена. С другой стороны выгравировано изображение виселицы. Рукоять деревянная, витая, оплетена проволокой. Навершие конусообразное, стальное, граненое. Перекрестье прямое с восьмигранными концами.

Появление специализированного палаческого меча связано с окончательным закреплением сословно-принадлежной системы в средневековой Европе. Палаческое искусство (а это тоже искусство, чтобы там не говорили)и связанные с ним ритуализированные формы публичных казней и пыток всегда было важной составляющей средневековой культуры. Достаточно сказать, что одним из главных развлечений простолюдинов (да и знати) в период всего европейского средневековья, начиная с ранней его стадии и заканчивая даже «новым временем» (17-18 века) были публичные казни и пытки осужденных. Это для малонасыщенной событиями жизни людей того времени было яркое, запоминающееся событие. Практически праздник (ну только если ты не занимал место на эшафоте). На него приходили всеми семьями, с детьми и престарелыми родичами, с едой и выпивоном))). Как на пикник.

Палаческий меч, Германия ок. 1540 г. Общая длина 1150 мм, ширина клинка у гарды 55 мм, длина клинка 850 мм. На клинке выбиты три креста.

Меч, как инструмент палача использовался спорадически и в раннем европейском средневековье. Но как уже говорилось ранее пик применения палаческого меча пришелся на более позднюю эпоху — 15-17 века. Хотя появляется он раньше, примерно в середине 13 века. В силу сословных привилегий дворянства казнь путем отрубания головы (а по меркам этих столетий, это весьма милосердный вид умерщвления преступника) стала применяться практически только к людям благородного происхождения. Опять же внутри интимного процесса головорубства на эшафоте тоже была некая градация. И если захудалому рыцарю, за какой-то жуткий проступок сносили башку простым топором, то родовитое дворянство теряло свои буйны головы лишь с помощью «благородного» меча. Наряду с особой «статусной» ролью палаческого меча по сравнению с грубым «крестьянским» топором, это имело и практические причины. Меч обладал другой геометрией клинка, нежели топор, рез был чище, осуждeнный испытывал меньше мучений (ну понятно, что в теории, никто из обезглавленных не рассказывал, каково это)

Меч палача, Германия, XVII век. Размеры: Клинок 807 мм, рукоять 230 мм. Создатель: Петер Мюних (Peter Munich).

Вторая жена Генриха VIII Анна Болейн была обезглавлена мечом, причем во избежание неумелых действий над тонкой и благородной королевской шеей был нанят французский специалист по «мечевому сечению», которому была уплачена круглая по тем временам сумма в 32 фунта, 6 шиллингов и 8 пенсов…

Ситуация изменилась в XVI веке, когда преступников из бюргерского сословия всe чаще стали обезглавливать мечом. Форма клинка мечей для экзекуций оставалась неизменной до XVIII века. Его изготавливали широким, равновыпуклым, закруглeнным у острия или тупым, поскольку этот меч не использовали для нанесения колющих ударов. Рукоять была рассчитана на двуручный хват, но короче, чем у боевых двуручных мечей. естественно, что и точился Richtschwert совсем по-другому нежели боевое оружие.

Германский Richtschwert 1520 года. Крестовина рукояти в типичном стиле, черен рукояти приспособлен для хвата двумя руками, навершие грушевидное восьмиугольное. Оригинальный черен из дерева и кожи, но кожа сохранились плохо. Широкий линзовидный клинок 813 мм с интересным расположением долов. Общая длина 1016мм (40″). Лезвия клинка имеют следы многократной заточки.

Таким образом к середине 15 века в Европе вообще, и в Германии в частности сложился вполне определенный тип длинноклинкового оружия, так и называвшийся «палаческий меч», или «меч правосудия» по-немецки Richtschwert.

Как правило такой – меч характеризуется широким клинком без острия, а иногда даже расширяющимся к концу клинка. У закругленного конца клинка иногда делались отверстия для того чтоб его можно было вешать на стену. На клинке часто присутствуют символы и надписи, говорившие об их печальном предназначении — на клинках изображали сцену казни: четвертование, виселицу, колесование, богоматерь, и тому подобное. Ширина у пяты клинка 50-70 мм, длина 1000-1300 мм. Вес от 1500 грамм и выше.

Еще один подобный клинок 1603 года и снова из Германии. В данном случае известен даже его владелец))). Рукоять с грушевидным граненым навершием и прямой расширенной крестовиной. Широкий, тяжелый (863 мм) клинок с притуплением у острия и длинным широким (254 мм) долом. На клинке глубоко выгравированы «Fuehr durch deine Barmherzigteit ano 1603» с одной стороны и «herr Jesu Christ der du der Guender heiland» с другой стороны, и «Martin Heintze/*zu Borna » на рикассо. Глубоко посажен знак креста производителя с каждой стороны. Клинок имеет, следы ковки и некоторые недостатки, все еще держа острые края. Тяжелый меч, но очень хорошо сбалансирован. Гарда и рукоять плотно прилегают к клинку, без движения. Martin Heintze указан как палач в различных немецких городах на севере между 1586 и 1606. В том числе и в г. Борна, что неподалеку от Лейпцига.

Меч палача города Берген. Германия 1637 год.

Тут надо упомянуть и то, что меч правосудия — «тонкий инструмент мастера». И если топором головы рубили на плахе, то благородные сиры, сэры и прочие фоны встречали свою стремительную смерть от клинка либо стоя, либо преклонив колена. Для отрубания головы с одного удара в таком положении требовалась недюжинная физическая сила и мастерство. Отнюдь не каждый палач мог достойно справится с такой задачей. Особым же шиком среди истинных мастеров являлось отрубание с одного удара голов сразу двух казнимых. Знаменитый палач Шарль-Генрих Сансон из Парижа известен тем, что снес головы одним ударом сразу трем осужденным. Надо ли говорить, что подобный удар требовал исключительного владения своим инструментом?

Опытные палачи пользовались мечом очень ловко, почти не причиняя страданий осуждeнному. Так, маршал де Бирон, казнeнный во Франции при Генрихе IV, стоял на ногах и что-то говорил народу, при этом, оживлeнно жестикулируя, когда палач вдруг снeс ему голову одним ударом.
Осуждeнный на смерть по надуманному обвинению, молодой дворянин де ла Барр, отказался вставать на колени, так как не считал себя преступником и решил принять смерть стоя. И тот же Шарль-Генрих Сансон из Парижа, был немало смущeн этим обстоятельством, однако, изловчившись, нанeс удар так точно и с такой силой, что голова ещe несколько секунд держалась на плечах, перед тем как упасть к ногам.

При казни женщины благородного происхождения в Германии порой жертве позволяли сидеть на кресле, а палач работал мечом сзади, дабы не травмировать нежную психику дамы.

Неумелый палач рисковал испытать на себе гнев зрителей. Одного такого палача в 1509 г. забросали камнями до смерти в Пражском замке. Вальтера Дeссера — бамбергского палача, который в 1641 г. только с третьего удара обезглавил жертву, от ярости толпы спасла вооружeнная городская стража. В него уже кидали камни, и голова его была разбита до крови. Другой палач-неумеха, в июне 1665 г. был посажен в мешок за неудачную казнь одной женщины. После пяти ударов она всe ещe кричала. В конце концов, ей отрубили голову, когда она уже лежала ничком на земле.

Напомню, что казнь с помощью отрубания головы была не только «милосердной» по средневековым понятиям, но и «статусной». Так, например, в 1609 г. две дочери одного бюргера обратились к прославленному нюренбергскому палачу Францу Шмидту, чтобы он отрубил голову их отцу, так как их женихи откажутся на них жениться, если он будет повешен.

Последний известный случай публичной казни в Европе при помощи отрубания головы зафиксирован в Германии в 1886 году. Вот такое сообщение появилось в газете Steele Scrapbook — 24 января этого года:

«Женщина по имени Badmewski была обезглавлена в пятницу в Берлине рукой палача за то, что отравила своего мужа. Она, по всей вероятности, будет последней преступницей, казненной таким образом. Германский император обратил внимание на методы смертной казни и Его величество решил отменить нынешнюю варварскую систему. Им выбран тот метод, когда преступник сидит на стуле, ассистент палача удерживает руками голову жертвы, в то время как палач, используя острый, как бритва, меч, отсекает голову от тела».

По крайней мере это последнее известное автору официальное сообщение о публичной казни человека в Европе с помощью обезглавливания.

Палаческий меч. Германия. Середина XVI в. Сталь, дерево, латунь; ковка, таушировка, гравировка. На клинке с обеих сторон в долах контурными готическими буквами выполнена надпись AGLA. На крестовине с правой стороны высечено изображение косого (т.н. Андреевского) креста. Общая длина 1059 мм, длина клинка 848 мм, ширина клинка у основания 62,8 мм, у окончания 43 мм. Надпись на клинке может трактоваться как надпись-оберег, выполненная в традициях каббалы на старом иврите. Сочетание начальных букв первых четырех слов Attax Gibbor Leolan Adonai благословения «Esreh Schemoneh» можно перевести как «Могуч и искусен Господь всегда». Данная надпись использовалась в качестве оберега от болезней и злых влияний. В то же время данная надпись по своей стилистике и технике исполнения соответствует надписям на клинках мечей, датируемых 1300-1330 гг. В этом случае надпись может читаться как латинское изречение A(alme)G(genitricis)LA(laudis) — Божьей Матери Слава. Клеймо в виде Андреевского креста может быть определено как надпись-сигла, раскрывающаяся как «Христос». Вследствие этого можно предположить, что клинок этого Richtschwert ранее являлся клинком меча начала 14 века по классификации Э.Окшотта — меч типа ХIII

Меч палача из Кёнигсберга.
Длина общая: 130 см;
вес:- 2,1 кг;
ширина клинка: от 7 до 5 см (сужается).
Рукоять двуручная резная деревянная, обтянута кожей и обвита проволокой. Сейчас остатки кожи и оплётки сохранились только около гарды и навершия. Гарда — простое перекрестье с «каплями» на концах, а навершие – массивное «яйцо со шляпкой».

Клинок обоюдоострый, с ромбическим сечением. Конец клинка срезан немного неровно и скруглён.
По клинку гравированы надписи на немецком языке: «Jacob Stafter Оldesloe im jahr des Heiles 1683 (Оружейник Яков из Ольдесло в год 1683)», и «Mein Hoffnung Zv(?) Gott Sol I Deo Gloria (Моя надежда, единый Господь, и слава Господня»).


p-i-f.livejournal.com

5 лучших орудий убийства из «Игры Престолов»: песнь крови и стали

Сегодня на экраны вышла первая серия знаменитого сериала «Игра Престолов». В связи с этим, мы предлагаем вам взглянуть в прошлое и окинуть взглядом историю славного оружия из вселенной Льда и Пламени.

Как и подобает хорошему фентези, на страницах «Песни Льда и Пламени» оружие часто обладает не меньшими персональными данными, чем живой человек. Клинки правящих Домов, сверхъестественное оружие живых мертвецов и просто красивые военные «игрушки» — все они таят в себе историю, полную крови и жестокости.

Лед — Огромный широколезвийный палаш, изготовленный из легендарной валирийской стали, передавался в доме Старков из поколения в поколение. Он был выкован в Валирии за 400 лет до событий «Игры Престолов», но имя клинка еще более древнее: его носил меч, который Старки владели еще в Век Героев. Сам по себе меч слишком массивен для боевых действий, а потому он служит для осуществления правосудия, в том числе и смертных приговоров

Верный Клятве и Вдовий Плач — мечи дома Ланнистеров. Материалом для них послужила валерийская сталь, оставшаяся при переплавке Льда, фамильного меча Старков. Мастер Тобхо Мотт выковал два клинка, богато украсив рукоятки мечей самоцветными камнями. Один, более широкий и длинный, стал собственностью Джейме Ланнистера, который позже подарил его Бриенне Тарт. Другой был подарен Тайвином внуку Джоффри Баратеону

Любимый арбалет короля Джоффри, богато украшенный орнаментом из золотой проволоки

Копье Белого Ходока изготовлено из неизвестного материала, напоминающего серый лед, обладает сверхъестественными свойствами и легко разрушает любой металл, с которым соприкоснется. Противостоять ему может только обсидиан (вулканическое, или «драконово» стекло), а также валирийская сталь. Этим оружием сражаются Белые Ходоки, могущественные колдуны, возглавляющие армию живых мертвецов

Принц Оберин Мартелл по прозвищу Красный Змей — младший брат текущего правителя Дорна, завзятый дуэлянт и отравитель. Его копье обвивает змея, символизирующая «фирменный» дорнийский характер принца, а также яд, которым тот покрывает лезвие своего оружия. Достаточно всего лишь маленькой царапины, чтобы противник в скором времени умер от яда

www.popmech.ru

Справедливый Меч — Славянская культура

На территории нашей страны мечи появляются в погребениях древних славян с конца IХ века. Первые научно зафиксированные находки их были сделаны в 70-х годах XIX столетия, когда археологи успели уже хорошо изучить мечи, открытые в Скандинавии, в основном – в Норвегии. Наши мечи оказались очень похожи на них и характерной формой клинка, и видом рукояти. Не являлось, правда, секретом, что скандинавы не были изобретателями тяжёлого рубящего меча: по отзывам зарубежных учёных, культура, породившая их, была не более скандинавской, чем славянской. Этот тип меча сформировался к VIII веку в Западной и Средней Европе: специалистам удалось проследить предшествовавшие стадии его развития. 

Тем не менее российские находки с завидным упорством объявлялись сплошь скандинавскими по происхождению. В исторической науке XIX века господствовал норманизм – теория, согласно которой викинги были «завоевателями и колонизаторами славянской равнины», принесшими в «дикие» земли все приметы цивилизации. В соответствии с такими воззрениями лучшую часть мечей безоговорочно признавали «импортом из Швеции» и лишь скверным или необычным экземплярам отводили роль неумелых «туземных» подражаний.

При этом совершенно не принимали в расчёт, что на «славянской равнине» обитали не дикари, а талантливый и гордый народ, обладатель мощной культуры, за которой, как и у всех соседних племён, стояли века традиций – воинских и ремесленных. 

Время и научные исследования, к счастью, расставили всё по местам. Выяснилось, что и викинги нас не завоёвывали, и наши кузнецы-оружейники в своих мастерских создавали не жалкие подражания, а настоящие шедевры. 

Современные учёные подразделяют мечи IХ—ХI веков, найденные на территории Древней Руси, почти на два десятка типов с подтипами. Однако различия между ними сводятся в основном к вариациям в размерах и форме рукояти, клинки же практически однотипны. Средняя длина клинка составляла около 95 см. Известен только один «богатырский» меч длиной 126 см, но это – исключение. Его в самом деле нашли вместе с останками человека, обладавшего статью богатыря.

Мечи. IX–XI века

Ширина клинка у рукояти достигала 7 см, к концу он плавно сужался. Посередине клинка проходил «дол» – широкое продольное углубление. В художественной литературе, желая подчеркнуть «свирепость» эпохи, дол иногда называют «желобком для стекания крови». На самом же деле он служил для некоторого облегчения меча, который весил около 1,5 кг. Толщина меча в области дола была около 2,5 мм, по сторонам дола – до 6 мм. Однако выделка металла была такова, что это не влияло на прочность клинка.

Составной меч скандинавского типа: 1. Рукоять («крыж»): а – набалдашник («яблоко»), б – рукоять («черен»), в – перекрестье («огниво»). 2. Клинок: г – дол

Особое внимание хочется обратить на закруглённый кончик меча. В IХ—ХI веках меч был чисто рубящим оружием и для колющих ударов вовсе не предназначался. Об этом иногда забывают авторы, которые заставляют своих героев, викингов или славян, сплошь и рядом пронзать кого-то мечами. Если это и делали, то большей частью в безвыходной ситуации, когда отчаяние придаёт сил. Между прочим, таким образом воины иногда совершали самоубийство, смывая невыносимый позор. «Он воткнул рукоятку меча в лёд и навалился на остриё», – рассказывает скандинавская сага…
Как же изготавливали наши предки клинки своих мечей, которые в Х веке вывозились на Восток и там пользовались исключительной популярностью, поскольку их, по словам мусульманского автора тех времён, можно было «сгибать пополам и когда отнять, они возвращаются в прежнее положение»?

Говоря о холодном оружии из высококачественной стали, мы привычно оглядываемся на арабский Восток. Всем знакомы слова «булат» и «дамасская сталь». Однако в эпоху викингов, о которой здесь в основном говорится, исламские мечи не ввозили в Европу, ибо они значительно уступали местным по качеству. Замечательную сталь делали несколько дальше, в Персии и Индии. Как пишут историки, название древнего царства Пулуади, занимавшего часть территории современных Турции, Армении, Грузии и Ирана, где с древнейших времён выделывали железо, дало персидское слово «пулад» (сталь), которое в устах наших предков и превратилось в «булат». 
Слово «булат» слышали все, но далеко не все знают, что же это такое.

Вообще сталь – это сплав железа с другими элементами, в основном с углеродом. Булат – сорт стали, издревле славившийся удивительными свойствами, трудно сочетаемыми в одном веществе. Булатный клинок был способен, не тупясь, рубить железо и даже сталь: это подразумевает высокую твёрдость. В то же время он не ломался, даже будучи согнут в кольцо.

Рукояти мечей. IX–XI века 

Как выяснили учёные-металлурги, противоречивые свойства булата объясняются высоким (более одного процента) содержанием углерода и в особенности его неоднородным распределением в металле. Достигалось это путём медленного охлаждения расплава железа с минералом графитом – природным источником чистого углерода. Клинок, выкованный из полученного металла, подвергали травлению, и на его поверхности проявлялся характерный узор – волнисто извивающиеся, прихотливые светлые полоски по тёмному фону. Фон получался тёмно-серым, золотисто– или красновато-бурым и чёрным. По мнению некоторых языковедов, именно этому тёмному фону мы и обязаны древнерусским синонимом булата – словом «харалуг»: его сопоставляют с тюркским «каралук» – «чёрная сталь». Другие учёные, впрочем, приводят название афганского племени (карлук, харлук, харлуж), которое славилось изготовлением стальных клинков.

Булатный узор бывал белым или светло-серым, матовым или блестящим. Булат с чёрным фоном считался более хрупким, знатоки предпочитали золотисто-бурый фон. Различались сорта булата и по виду узора. Крупный (признак высшего качества) узор достигал 10–12 мм, меньше ценился средний – 4–6 мм, ещё меньше – мелкий, 1–2 мм. 

Играл свою роль и рисунок узора. «Полосатый» состоял из прямых, почти параллельных линий: такой булат считался низкосортным. Когда среди линий попадались изогнутые, булат стоил дороже и назывался «струйчатым». Ещё лучше был «волнистый» узор из сплошных изогнутых линий. Если они сплетались в пряди, это был «сетчатый» узор, ценившийся очень высоко. Но всех лучше был «коленчатый» булат. Узор на таком клинке располагался прядями, как на «сетчатом», только в виде поперечных поясков-«коленец», повторявшихся по всей длине клинка.

На высших сортах персидских и индийских булатов отчётливо виден белый «коленчатый» узор – повторяющиеся грозди, клубки, мотки и пряди волокон по тёмно-бурому с золотистым отливом фону. Когда же рисунок узора напоминал человеческую фигуру – мечу поистине не было цены. 

По отзывам среднеазиатских авторов Х—ХI веков, литая булатная сталь боялась лишь одного – лютых северных морозов, делавших её хрупкой. Так или иначе, подобных мечей той эпохи в Европе не найдено ни одного. Однако булат с похожими свойствами делали и здесь. Только не литой, а «сварочный». 

Чтобы получить металл с неравномерным содержанием углерода, западноевропейские и славянские кузнецы брали прутья или полосы железа и стали, складывали или скручивали их вместе через один и затем множество раз проковывали, вновь складывали в несколько раз, перекручивали, собирали «гармошкой», резали вдоль, проковывали ещё раз и так далее. Получались полосы красивой и очень прочной узорчатой стали, которую травили для выявления характерного рисунка «ёлочкой». Эта-то сталь и позволяла делать мечи достаточно тонкими без потери прочности, это благодаря ей клинки распрямлялись, будучи согнуты вдвое. 

Часто полосы сварочного булата («дамаска») составляли основу клинка, по краю же приваривали лезвия из высокоуглеродистой стали: её предварительно подвергали так называемой цементации – нагреванию в присутствии углерода, который пропитывал металл, придавая ему особую твёрдость. Подобный меч вполне способен был рассекать панцири и кольчуги врага, ведь их, как правило, делали из стали или железа более низких сортов. Перерубали они и клинки мечей, изготовленных менее тщательно. 

Специалисты подчёркивают, что сварка железа и стали – сплавов, заметно различающихся температурой плавления, – процесс, требующий от кузнеца высочайшего мастерства. И археологические данные подтверждают, что в IХ—ХI веках наши предки вполне владели этим мастерством, а не только «умели изготавливать простые железные предметы», как полагали норманисты! 

В связи с этим нелишне рассказать историю меча, найденного в местечке Фощеватая, что в Полтавской области на Украине. Его долгое время считали «бесспорно скандинавским», поскольку на рукояти просматриваются узоры в виде переплетающихся чудовищ, очень похожие на орнамент памятных камней Скандинавии ХI века. Правда, скандинавские учёные обращали внимание на некоторые особенности стиля и предлагали искать родину меча в Юго-Восточной Прибалтике. Но когда в конце концов клинок обработали специальным химическим составом, на нём неожиданно проступили чёткие кириллические буквы: «ЛЮДОТА КОВАЛЬ». В науке разразилась сенсация: «бесспорно скандинавский» меч оказался сделан у нас, на Руси!

Меч, изготовленный русским оружейником. Надпись на клинке: «Людота коваль»

Любопытно, что покупателю тех времён, вознамерившемуся приобрести клинок настоящего (то есть литого) или сварочного булата, приходилось опасаться подделки. Техника, о которой выше рассказывалась, очень сложная и, естественно, дорогая. Хороший булатный меч покупали за равное по весу количество золота и не жаловались на дороговизну: он того стоил. Ничего удивительного, что жуликоватые ремесленники иной раз пускались на хитрость: делали основу меча из простого железа и покрывали с двух сторон тонкими пластинками булата. Чтобы не обмануться, покупатель первым делом проверял меч по звону: хороший меч от лёгкого щелчка по клинку издавал чистый и долгий звук. Чем он выше и чище, тем лучше булат. Испытывали и на упругость: не останется ли искривлённым после того, как его положили себе на голову и пригнули (к ушам) за оба конца. Напоследок меч должен был легко (не тупясь) перерубить толстый гвоздь и разрезать тончайшую ткань, брошенную на лезвие. В Западной Европе ещё пускали комок непряденой шерсти плыть по течению речки на подставленный клинок – сложнейшее испытание для меча.

Не всякий воин обладал мечом, – это было в первую очередь оружие профессионала. Но и не каждый обладатель меча мог похвастаться великолепным и чудовищно дорогим «харалужным» клинком. У большинства мечи были попроще. Скандинавская сага рассказывает о викинге, которому туго пришлось в бою из-за того, что его меч всё время гнулся: чуть не после каждого удара приходилось выправлять его, наступая ногой. Различия в способах изготовления разных по качеству мечей прослеживаются и археологически: во все времена существовал как «штучный товар», так и «ширпотреб». У одних мечей стальные лезвия приварены к основе из простого железа. 

Меч с замысловатым растительным узором на рукояти. Первая половина XI века

У других при стальных лезвиях основа состоит из трёх полос – двух железных и стальной. У третьих и лезвия, и основа стальные, разного качества. У четвёртых – стальная основа сделана из нескольких пластин. У пятых – весь клинок из одного куска железа, впоследствии цементированного…

«Каких-либо технологических трудностей и секретов в производстве клинков мечей, не известных русскому кузнецу-оружейнику, не было», – с законной гордостью утверждает современный учёный, автор большой специальной работы о технике металлообработки в Древней Руси. 
Рукояти древних мечей, как легко убедиться, богато и разнообразно отделаны. Мастера умело и с большим вкусом сочетали благородные и цветные металлы – бронзу, медь, латунь, золото и серебро – с рельефным узором, эмалью и чернью. Особенно любили наши предки замысловатый растительный узор.

Шедевром национального ремесла называют учёные меч первой половины ХI века, у которого бронзовая рукоять украшена замечательным растительным узором, рельефно выделенным на чернёном фоне. Целое Мировое Древо со стволом, ветвями и листьями цветёт на его рукояти… 
Носили мечи в ножнах, которые делались из кожи и дерева. В погребениях от них остаются только фигурные металлические наконечники. Зарубежные учёные пишут даже о влиянии русского производства наконечников ножен на скандинавское: во всяком случае, со второй половины Х века в орнаменте наконечников ножен у мечей викингов, для которых ранее были характерны изображения животных, всё чаще появляется растительный узор, перенятый на Руси.

Насколько можно судить по материалам погребений, ножны с мечом располагали не только у пояса, но и за спиной, так, чтобы рукоять торчала над правым плечом. Подобный способ ношения был распространён в Х веке во многих странах Европы, что нетрудно понять, если вспомнить о тяжести и метровой длине клинка и о том, насколько подвижен должен быть воин. Плечевую портупею охотно использовали всадники. (Заметим, что «портупея» – французское слово, означающее буквально «перевязь для меча».)

1. Мечи и ножны к ним. XI–XIV века. 2. Портупея. Реконструкция

В дальнейшем мечи, как и прочее вооружение, существенно изменяются. Сохраняя преемственность развития, в конце ХI – начале ХII века мечи становятся короче (до 86 см), легче (до 1 кг) и тоньше, их дол, занимавший в IХ—Х веках половину ширины клинка, в ХI—ХII веках занимает лишь треть, чтобы в ХIII веке вовсе превратиться в узкий желобок. В ХII—ХIII веках, по мере усиления воинского доспеха, клинок снова вытягивается в длину (до 120 см) и утяжеляется (до 2 кг). Становится длиннее и рукоять: так появились на свет двуручные мечи. Мечами ХII—ХIII веков по-прежнему большей частью рубили, но ими можно было и колоть. Такой удар впервые упоминается в летописи под 1255 годом.
Меч, пожалуй, наиболее мифологизированное оружие.

В главе «Кузница и мельница» уже рассказывалось о том значении, которое наши предки-язычники придавали железу. Этот металл, относительно новый и очень важный для человечества, считался подарком Богов. Сходные легенды о железе распространены у многих народов: из-за этого некоторые учёные пришли даже к выводу, будто древние люди сперва познакомились с метеоритным железом, а руду обнаружили позже. Мастер-кузнец, связанный со стихиями огня и железа, по всему миру предстаёт помощником и побратимом светлых Богов. Он выручает их из беды, куёт им оружие, помогает одолеть страшного Змея. Священная сила кузнеца распространяется и на изделия его рук: любой железный предмет является оберегом, защитой от нечисти, вот почему мы по сей день хватаемся за железо, «чтобы не сглазить». 

Разумеется, могущество подобного оберега тем больше, чем больше труда и вдохновения вложил в него мастер. Мы уже видели, что приготовление качественного металла и ковка клинка требовали массу времени, сил и искусства. К тому же необходимой частью «технологического процесса» были молитвы, заговоры и заклинания: работа кузнеца, впрочем как и любого ремесленника древности, оказывалась своего рода священнодействием. (Заметим, что, по мнению некоторых исследователей, размеренно произносимые заговоры и молитвы ещё и помогали поддерживать нужный ритм технологического процесса.) Изготовление новой вещи, в особенности сложной, означало для древнего человека участие в Сотворении Мира – дело, требовавшее помощи свыше. Наше выражение «работать с душой» – лишь бледное отражение того, о чём я говорю… 

Понятно, что меч, родившийся при таких обстоятельствах, никак не мог быть «просто железкой». Это было живое, разумное существо. Более того, он был своего рода личностью. 

Между мечом и его хозяином-воином возникала таинственная связь; нельзя сказать однозначно, кто кем владел. А если учесть, что во многих языках слово «меч» женского рода, становится ясно, что меч зачастую был для воина не только другом, но как бы и любимой подругой…

Воин с мечом

К мечу обращались по имени. Меч легендарного короля Артура звался Экскалибур. Мечи короля Карла Великого и его рыцаря Роланда носили женские имена: Жуайёз («Радостная») и Дюрандаль. Были имена у мечей викингов: Хвитинг, Тюрвинг, Атвейг и другие. Нет причин сомневаться, что и славянские воины нарекали свои клинки торжественными и грозными именами. Жаль только, эти имена до нас не дошли. Может быть, славяне считали их слишком священными и редко произносили вслух? А может быть, летописцы, работавшие в христианских монастырях, сочли этот обычай языческим и оттого о нём умолчали?

Вера в священную силу мечей ощущается и в легендах о происхождении многих знаменитых клинков. Иные мечи считались прямым подарком Богов. Могущественные силы вручают их воинам: так, Экскалибур, согласно сказанию, был передан юному Артуру сверхъестественной рукой, воздетой из озера. Когда земной путь Артура приблизился к концу, та же рука унесла меч обратно в пучину… Отважные герои скандинавских саг нередко добывают свои мечи из древних курганов, порою выдерживая нелёгкий поединок с призраком погребённого. А о том, при каких обстоятельствах обретали свои мечи-кладенцы русские богатыри, можно прочитать в любом сборнике сказок. Не забудем всё же, что сказка – тот же миф, только утративший значение «священной истории». 

Каким бы путём ни достался меч герою сказания, эта встреча никогда не бывает случайной. Не только воин подбирает себе добрый меч, но и меч ищет владельца под стать. Никогда священное оружие не отдаст себя в недостойные, нечистые руки. Обладание чудесным мечом зачастую уже означает избранничество героя. Будущий король Артур вырос в безвестности, вдали от столицы. Он доказал своё право на трон, сумев вытащить меч, неведомо кем воткнутый в камень. Заколдованное оружие покорилось только ему. 

Кстати, по некоторым вариантам легенды, меч был вонзён в наковальню, что снова выводит нас на чародея-кузнеца… 
Избрав себе хозяина, меч верно служит ему до смертного часа. Или до тех пор, пока воин не обесчестит себя, что равносильно гибели, если не хуже. Скандинавский вождь Гейррёд не знал поражений, пока не запятнал себя нарушением закона гостеприимства. И тотчас выпал у него из руки любимый клинок, и Гейррёд «умер без всякой славы, напоровшись грудью на остриё»…

Если верить сказаниям, мечи древних героев сами собой выпрыгивали из ножен и задорно звенели, предвидя сражение. Любопытный эпизод сохранила для нас скандинавская сага. Один человек слишком долго медлил с местью за убитого родича. Тогда жена этого человека потихоньку подрезала ножны его меча таким образом, чтобы меч то и дело вываливался наружу. Муж нисколько не удивился, увидев, как меч «побуждает» его к отмщению…

Мечи. XII–XIV века

Иные мечи «запрещали» владельцам обнажать их без достойного повода; но будучи вынуты, «отказывались» возвращаться в ножны, не отведав вражеской крови. Они жалобно стонали и покрывались кровавой росой, если другу-хозяину суждено было погибнуть. Меч мог и отомстить за погибшего. Когда пал великий Кухулин, любимый герой ирландских легенд, вражеский вождь подошёл срубить ему голову. Тогда меч Кухулина вдруг выскользнул из мёртвой ладони и отсёк руку врага…

Во многих воинских погребениях рядом с человеком лежит его меч. И нередко оказывается, что меч – мы помним, это живое существо! – перед похоронами «убивали»: старались согнуть, сломать пополам. Однако бывало и так, что меч «отказывался» уходить в курган, предвидя встречу с новым героем и новые славные подвиги. 

В начале этой главы уже говорилось о том, что мечи появляются в славянских погребениях с конца IХ века. Учёные пишут: это отнюдь не значит, что до тех пор славяне не знали мечей. Скорее всего, в более ранние времена ещё сильна была традиция, согласно которой меч не мог являться личным имуществом: это было наследие рода, передававшееся от отцов к сыновьям. Как положить его в могилу? 

Наши предки клялись своими мечами: предполагалось, что справедливый меч не станет слушаться клятвопреступника, а то и покарает его. Западноевропейские рыцари, молясь накануне сражения, втыкали в землю свои мечи с крестообразными рукоятями и преклоняли перед ними колена.

Рукояти мечей. XII–XIV века

Мечам доверяли вершить «Божий суд» – судебный поединок, которым, согласно тогдашнему «уголовному кодексу», порою оканчивалось разбирательство. Происходило подобное и у древних славян, судебный поединок назывался у них «поле». И можно представить, с какими чувствами выходил подлец и обманщик на «Божий суд» против оклеветанного им человека, предчувствуя, как возмущённый меч вотвот задрожит и вывернется из преступной руки, а то и переломится от первого же удара. Ведь его, меч, только что клали перед изваянием Перуна и заклинали именем грозного и справедливого Бога: «Не дай совершиться неправде!»

Сознание правоты придаёт силы и порою выводит нас из безнадёжных, казалось бы, ситуаций. А в древности за справедливость сражался не только сам человек, но и его меч, наделённый разумом и нравственным чувством… 

Герою одной из славянских легенд довелось изобличить собственную мать в гнусной измене: злая женщина надумала погубить сына-богатыря и погубила бы, не выручи его любимая девушка. Потрясённый злодейством, богатырь тем не менее отказался поднять руку на мать. 
«Рассуди нас», – сказал он мечу и бросил его высоко в небо. Преступница-мать подскочила к сыну и прижалась как можно теснее, но всё напрасно: справедливый меч поразил её насмерть…

Надо упомянуть и ещё об одном обычае. Знаменитые мечи во все времена отличались не только великолепным клинком, но и богато отделанной рукоятью. Чаще всего в этом видят лишь стремление к красоте да тщеславие воина плюс желание мастера изготовить и выгодно продать драгоценное оружие. Всё это так, хотя учёные доказывают, что богатый наряд воина и дорогое оружие представляло собой скорее дополнительный вызов врагу: «Попробуй-ка отними, коли не боишься…» 

Однако в первую очередь драгоценные украшения были… своего рода подарками мечу за верную службу, знаками любви и благодарности хозяина. Вот сколько удивительного и таинственного можно рассказать о мече. А ведь здесь упомянуты лишь немногие свойства из тех, что ему приписывались. 

Отнюдь не случайно даже персонажи современных «космических» боевиков, путешествующие на звездолётах, очень часто решают смертельный спор не на бластерах, а… на вполне средневековых мечах. Причём меч положительного героя почти наверняка какой-нибудь «особенный». Что поделаешь – никуда нам не деться от исторической памяти, более того – от глубинной памяти мифа. 

У тех, кто носил мечи, был совсем другой закон жизни и смерти, другие отношения с Богами, чем у обычных мирных людей… Учёные упоминают и о любопытной иерархии разных видов оружия, существовавшей, к примеру, у древних германцев. Лук в ней стоит на самом последнем месте. Оно и понятно, ведь застрелить врага можно из укрытия, не подходя к нему близко и не подвергаясь опасности. А на самой высшей ступени – меч, спутник истинных воинов, исполненных мужества и воинской чести.

Статья из книги М.Семёновой «Мы — славяне!»

Похожие статьи:

Музыка → VA – Славянский меч третий (2010)

Музыка → Славянский Меч — Второй удар! (2010)

Музыка → Славянский Меч Первый (2010)

Традиции → Славянские мечи

Музыка → Славянский Меч — Третий (2010)

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *