Топор бронзового века | НаукаPRO

Каков в работе бронзовый топор? Практическая разница с каменными орудиями. Отношение древнего человека к изделиям из бронзы. Символика. Социальное значение. Тяга человека к улучшению жизни, к обновлению того, что нас окружает. Об этом нам расскажет Андрей Цыбрий, археолог, кандидат исторических наук, научный сотрудник Донского археологического общества, соавтор этно-археологического комплекса «Затерянный Мир».

«Сегодня мы рассматриваем топоры раннего бронзового века.

Это реплика, точная копия, отлитая в «Затерянном мире». Это относительно небольшое изделие, внешне напоминающее современный туристический топорик. Как он работал? Можно попробовать перерубить довольно толстую ветку тополя, а полученный материал использовать для строительства хижины.

Конечно, тополь не относится к прочной древесине, но главной целью не ставится показать, что бронзовый топор – это что-то совершенно феноменальное по своим рабочим качествам. Основная задача – показать, что открытия, которые были ключевыми для целых эпох и целых периодов – это не выдумка учёных, а те реалии жизни людей бронзового века, которые позволяли делать им работу более быстро и более эффективно, а, самое главное – каменный топор тоже рубил неплохо.

Но, если он сломался, его нельзя починить, он утрачивается, нужно делать новый. А если сломается бронзовый топор (а они тоже ломались, мы находим целые клады из сломанных бронзовых вещей), это не страшно, он вечен. В глазах первобытного человека это вечный материал, потому что сломанная вещь шла в переплавку и опять превращалась в топор или серп. Если наступали грозные времена, он становился кинжалом или наконечником копья. А если наступали мирные времена, он превращался в украшение для любимой девушки.

Бронзовые серпы

Бронза – металл многоликий, разнообразный и одновременно это солнечный, светлый металл. Светит яркое солнце и на нём блестит бронзовый топор. В природе нет ничего, что было бы на него похоже, кроме солнца. Для древнего человека такой солнечный топор, появляется вследствие магии, какого-то волшебства.

Что такое процесс плавки металла был для первобытного человека? Это магия высшей пробы. Даже сейчас, если бы нам не объясняли в своё время в школе, что плавить металл – это норма, что он расплавляется и течёт, как вода, принимает любую форму, а потом остывает и опять становится прочным, для нас до сих пор это было бы волшебство.

Волшебством это было и для древнего человека. Ему невероятно хотелось обладать не просто рубящим изделием, утилитарным, полезным практически – ему хотелось, чтобы это изделие было принадлежностью солнечного божества, чтобы это изделие было вечным, чтобы это изделие перешло от него к его детям, а потом к его внукам. Это всё металл позволял.

Все эти свойства не только сделали металл полезным, но сделали его престижным. А престижность – это то, что и сейчас в значительной мере определяет наши мотивы, когда мы приобретаем ту или иную вещь. Эти брюки ещё можно носить, но мы приобретаем новые. Блузка женщине идёт и даже нравится, но такое уже «никто не носит» и приобретается что-то новое. Эти моменты, по-человечески и сейчас нам понятные, присутствовали и в бронзовом веке. Археологическим выражением тяги к новому, к модным вещам, являются находки каменных топоров.

В бронзовом веке были ещё каменные топоры, и довольно долго они существовали наряду с бронзовыми, и даже больше было каменных, чем бронзовых. На некоторых каменных топорах мастер любовно вывел литейный шов, который получается, когда отливают в форме топор и образуется рантик, литейный шов.

Вот нет возможности у человека приобрести бронзовый топор, то он, конечно же, будет для него дорог. В донских степях руд никаких нет, а везти – это Урал, Кавказ, Балканы… Конечно же, металл был очень дорог. Древнему человеку хотелось, чтобы его каменный топор хоть чем-то внешне напоминал бронзовый. И вот изобразил он на каменном топоре литейный шов бронзового топора.

Это всё, что и нам сейчас так близко и знакомо. Это то, что не подчиняет нашу жизнь только утилитарным мотивам и проявлениям. То, что делает её интереснее, и то, что делает нашу жизнь более разнообразной. Эта тяга к новизне, к обновлению того, что нас окружает.

В бронзовом веке это была бронза, первый сплав в истории человечества.»

nauka-pro.ru

Закладуха топоров бронзового века — Находки ТОП

/

/

Закладуха топоров бронзового века

bookmarkКлад access_time personnahodka chat_bubble0

Сегодня находками из бронзы никого не удивишь. Кельты, акинаки, наконечники и украшения той поры уже не редкость. Бывают случаи когда само изделие представляет собой произведение искусства, а бывает и по-другому. Так и в этот раз сама находка значима количеством изделий, это целая закладуха кельтских топоров.

Закладуха топоров бронзового века

Если говорить кратко, то поисковик с Англии ходил по полю и наткнулся на хороший сигнал. Когда стал копать докопал до слоя зеленой патины. Вытащил первый кельт и был этому рад, но проведя катушкой еще раз сигнал не пропал. Как бывает в таких случаях их там оказалось больше чем можно было ожидать.

Общее количество указанное поисковиком 7 штук целых топоров, но на фотографиях видим только шесть. Также в яме было еще 2 обломка и 3 больших слитка бронзы. Последнее наводит на мысль о мастерской по изготовлению бронзовых изделий. это объяснит и такое количество топоров в одном месте.

Если вам интересен поиск монет и кладов загляните в нашу рубрику Монеты .

labelбронза, бронзовый век, закладуха, кельт, клад, топор

nahodki.top

Каменный век против бронзового века: apxiv — LiveJournal

Специально спрашивал детей о каменном, бронзовом и железном веках. В большинстве своем они считают что каменный век — отстой, а бронзовый — рулит, как только появилась бронза, все сразу забросили каменные орудия.

Когда появились планшетные компьютеры, то остальные — отстой. Наступил век планшетных компьютеров. Везде. Во всём мире. Все предыдущие компьютеры «каменного века» выбросили. Айфон N+1 — прогресс, Айфон N-1 — каменный век. И т.п.

Идея каменного-бронзового-железного веков появилась в 1818-1819 годах, когда датский музейный работник Томсен расставил книги по материалу переплета распределил собрание первобытных древностей по материалу, из которого они сделаны. Свою систему «трех веков» он изложил в работе «Путеводитель по северным древностям» («Ledetraad til nordisk Oldkyndighed», Kbh., 1836). via

Логика Томсена была по-детски проста: эти века должны сменять друг друга в определенном порядке, так как камень не стали бы употреблять для орудий, если бы располагали бронзой, а бронзу – если бы имелось железо. (из книги английских археологов У. Брей, Д. Трамп, «Археологический словарь», написана в 1969 г., изд. Прогресс, Москва, 1990 г.)

Каким-то чудесным образом эта вводящая в заблуждение точка зрения датского музейного работника настолько закрепилось в мировой науке, что археологи никак не могут избавиться от наваждения и выработать другую, более адекватную периодизацию, хотя уже давным-давно убедились в полной несостоятельности системы «трех веков».

Особенно сбивает с толку слово «орудия», что как бы намекает на прогресс в производственных навыках, приемах и технологии. Ничего подобного! Вся система сельхозпроизводства осталась в каменном веке, только система присвоения и роскоши продвинулась в бронзовый век.

С наступлением бронзового века вся бронза шла на изготовление оружия и украшений. Орудия для производства так и продолжали делать из камня.

Эта особенность бронзового века настолько  важна, что она трижды повторяется  в разных местах главы 5 «Европа во II тыс. до н.э.» via в 1 томе капитального труда «История Европы с древнейших времен до наших дней (в восьми томах)» М.,Наука, 1988 via, откуда приводятся три обширных цитаты (добавлены изображения и выделен текст мною — I.Grek):

«Бронзовый век Европы не принес существенных изменений в способах производства пищи и вообще средств существования. Бронзовые орудия почти не затронули область сельскохозяйственного производства, во всяком случае вплоть до позднего бронзового века. Изделия из бронзы в первой половине бронзового века — это многочисленные украшения: серьги и височные кольца,

шейные гривны,

сердцевидные и полулунные подвески, кованые пластинчатые

и литые спиралеобразные браслеты,

перстни и многочисленные булавки, снабженные разнообразными головками.

Из бронзы изготавливалось и оружие — кинжалы, вислообушные топоры, немного позже — втульчатые наконечники копий.

Орудия включают плоские топоры с полукруглым лезвием, проушные топоры, ножи. В конце среднего бронзового века появляются первые бронзовые мечи — мощное оружие, которое достигает высокого совершенства в позднем бронзовом и раннем железном веках.

Поздняя часть бронзового века, которая продолжалась около 600 лет начиная с 1300/1250 гг. до н. э., — важный период в истории Европы. Хотя, судя по количеству оружия и по укрепленным поселениям на вершинах холмов, это было довольно беспокойное время, все же в различных областях материальной и духовной культуры наблюдается значительный прогресс. Развивается полое литье бронзы, широко применяются обработка листовой бронзы для изготовления посуды и других изделий, новые сплавы. Значительно совершенствуется наступательное оружие, появляются бронзовые шлемы, поножи, панцири — развитой доспех.

(изображения оружия и прочей бронзовой амуниции 2 тыс. лет до н.э. пока не нашел, пока довольствуемся мастерством 1-го тысячелетия до н.э. — прим. I/Grek)

Кельтский бронзовый шлем и щит. Найдены: Spalt, Indling, Германия
Датируются  10-9 вв. до н.э. Находятся: Mainz, Munich

греческие доспехи 1 тысячелетия до н.э. слева — конринфский шлем, справа — халкидонский. защита ног, анатомический бронежилет, не хватает только  «кубиков» пресса

картинки ancient bronze armor

«Металла, особенно в первой половине бронзового века, было еще мало для удовлетворения всех потребностей. Каменные орудия продолжали изготавливать и использовать на протяжении всего бронзового века, но им часто придавали формы металлических.

Ладьевидный боевой топор из Финляндии

Металл — бронза, серебро и золото — находился преимущественно в руках верхушки общества. Из него — в раннем и среднем бронзовом веке изготавливали украшения и оружие, и лишь в начале позднего бронзового века были сделаны первые сельскохозяйственные орудия — серпы

«Сельскохозяйственные орудия бронзового века известны недостаточно. Использование бронзовых орудий в земледелии начинается довольно поздно, не ранее середины II тыс. до н. э. Речь идет главным образом о серпах различной формы со стержнем для прикрепления рукояти, ручкой и пр.

Только в конце II — начале I тыс. до н. э. металла стало больше и бронзовые изделия действительно вошли в обиход населения южных и центральных регионов Европы. К этому времени относится и появление поселков ремесленников-металлистов, таких, как Велем-Сентвид (ВНР). Здесь на большом поселении, расположенном террасами на горе, ремесленники на протяжении 500 лет занимались изготовлением бронзовых изделий и оружия и снабжали ими обширные области Паннонии.» via (конец цитирования)

Жатва с помощью бронзовых серпов в Древнем Египте via

Интересно что на продажу вот этот кельтский серп выставлен с мистическим эпитетом «ритуальный», что видимо должно повышать его цену по сравнению с простым сельскохозяйственным орудием:

Ancient Celtic Ritual Bronze Sickle

В прогрессивном деле обработки металлов каменный без технологий каменного века не обходились (изображение тыкабельно):

Литейная форма для отливки 5 серпов, бронзовый век. Из коллекции музея УОЛЕ (Екатеринбург).

Использование абразива для сверления и полировки тоже изобретение каменного века:

Каменный, сверленый боевой топор. Фатьяновская культура (2 пол. III — сер. II тысячелетия до н. э.)

Ещё примеры качества обработки камня в каменном веке:

Ладьевидный боевой топор из Нерке, Швеция via

Топор в форме лосиной головы. Полированный камень. Неолит via

Фатьяновские каменные топоры. Бронзовый век via

ИМХО в качестве гипотезы: огромное количество артефактов 18-19 веков из камня, качество обработки которых поражает современных людей вполне возможно связано с использованием людей «каменного века», владевших привычными им технологиями. Скульптор лепит из глины/гипса образец и осуществляет авторский надзор, а исполнение — народное, мастерами из каменного века.

В любом случае люди каменного века в камнях разбирались очень хорошо: «В районе неолитического поселения Исетское Правобережное I (VI — V тыс. до н.э.) обнаружены мастерские по обработке камня: шлифовальные плиты, наковальни, скопления кусков породы, заготовок орудий и законченных изделий. Согласно анализу артефактов, жители поселения использовали для изготовления орудий свыше 50 различных пород и минералов, что говорит о хорошем знании населением тех времён природных богатств края.» via Это из статьи, где упоминается показанная выше форма для выплавки бронзовых серпов.

Современные люди в большинстве своем вспомнят только кремень, а ведь реально используемых пород и минералов было больше сотни:

«В неолите вторым после кремня по распространению камнем был нефрит. Достоинства его состоят в исключительной прочности и вязкости. Для раздавливания нефрита нужны усилия, во много раз большие, чем для разрушения других прочных камней. Вместе с тем при такой поразительной прочности нефрит мягче кварца и кремня. Из него изготовляли различное оружие, предметы домашнего обихода и украшения.

Геологам и археологам не всегда ясно, в каких местах неолитический человек добывал нефрит. Ведь это мало распространенный камень и месторождений его не так уж много. К тому же во многих странах и даже континентах месторождения нефрита неизвестны (например, в Африке). И тем не менее нефритовые изделия обнаружены в стоянках первобытного человека очень многих стран.

В неолите очень широко использовался обсидиан — вулканическое стекло, обычно черного, коричневого или красного цвета. Подобно обычному стеклу, обсидиан при ударе дает острые режущие края и довольно легко обрабатывается. Главными центрами производства изделий из обсидиана были районы молодой вулканической деятельности — Закавказье (особенно Армения), Охотское побережье, Южная Италия, Мексика, острова Карибского моря и некоторые другие районы.

Археологические раскопки последних десятилетий показали, что в неолите появились города на основе «горнодобывающего» промысла. Таков, например, город Чатал-хюйюк в Южной Анатолии, существовавший в VII тысячелетии до н. э. На площади в 32 акра располагались дома с плоскими крышами, разделенные узкими улочками, взбегавшими по склону холма к подножию потухших вулканов Караджидаг и Гасандаг. Жители древнейшего города занимались скотоводством, земледелием и охотой, но основой их существования была добыча на склонах соседних вулканов обсидиана — прекрасно

apxiv.livejournal.com

Кельт — бронзовый топор. | Блог молодого искателя

Как часто бывает, что очередной выкопанный сигнал твоего металлоискателя, датируется тысячелетиями? По своему опыту могу сказать, что найти предмет которому несколько тысяч лет, очень не просто. Такие находки не лежат на поверхности – они скрыты под много сантиметровой толщей земли. В силу разных причин, не все рарики глубоко прячутся, поэтому некоторые из них мы, люди с детекторами металла, можем время от времени находить. Такой находке, как правило, способствуют богини удачи.

Намедни на копе с металлоискателем АКА Беркут 5, меня коснулась богиня Доля. И я с глубины сантиметров 10 с чистым цветным откликом и ВДИ 61-63 достал из темноты веков бронзовый клин.

находка Беркутом бронзового клина

Он весь был измазан почвой и то, что это рарик я уже понял только дома.

Что это такое откопал – вариантов сразу было много. Но только сидя перед монитором, определил приблизительный возраст и предназначение своей бронзовой находки.

А нашел я двоухий кельт – бронзовый втульчатый топор позднего Бронзового века (1600—1200 лет до н. э.). Представляете, моей находке чуть больше 3000 лет! 

мой двоухий кельт

Чтобы понять почему топорик такой формы, нужно знать как и куда он крепился.

Тут ничего сложного: бронзовый кельт набивался на деревянный клин, а клин забивался в рукоять. За уши веревками он дополнительно фиксировался. Таким вот оружием, легко можно было нанести смертельный удар противнику. Мой кельт, по прошествии трех десятков столетий, все так же имеет острую заточку лезвия.

топор бронзового века

Найденные кельты, классифицируют и делят на типы. Так можно с некой точностью знать возраст бронзового артефакта. Я же провел час в Интеренете, но так и не смог ничего узнать о своем кельте. Видимо, только специалист в этой области, может рассказать о моей находке больше, нежели я сам смог выяснить.

Своей находкой многим уже успел похвастаться. 

 Мои камрады не поднимали кельтов, правда, при них такие находки делали.

vremenami.com

Древности Сочи и его окрестностей

 

Ю. H. ВОРОНОВ
Оформление художника Б. Д. Недоспасова
 

к содержанию раздела :: к содержанию книги

 

Век бронзового топора

 

На этом этапе бронзовый век входит в свою заключительную, позднюю стадию, которую в окрестностях Сочи характеризует серия случайных находок, происходящих в своем большинстве из разрушенных погребений и кладов литейщиков. Памятники северокавказского облика представлены бронзовыми топорами, теслами и наконечниками копий. К этой группе изделий примыкают топоры-кельты, рыболовные крючки и наконечники стрел. Колхидская культура характеризуется бронзовыми топорами, наконечниками дротиков И стрел, застежками-фибулами, булавками, фигурками животных, височными подвесками, так называемой «текстильной» керамикой,

Рис. 26. Изделия позднебронзовой эпохи из окрестностей Сочи: бронзовое тесло (1), кинжалы (2, 13), топоры (4, 5, 8—12), наконечники копий (6, 7) и стрел (18, 19), кельты (14—16), фибула (17), нашивки (20,21), рыболовный крючок (22), височная подвеска (23), зооморфная подвеска (24), фалар (25), булавки (26— 29), обломки глиняных солеварных сосудов (30—36) и их реконструкция (37).

Хозяйственный облик района, характеризуют мотыжное земледелие и скотоводство, носившее по-прежнему главным образом придомный характер. Как показывают зооморфные изображения, это был в первую очередь мелкий рогатый скот. Развиваются металлургия, керамическое производство, ткачество, соляной промысел, ювелирное дело. Свое место занимают рыболовство и охота.

Население района продолжает поддерживать торгово-экономические и культурные связи с Северным Кавказом и Закавказьем. Один из сосудов, найденный в верхних слоях Большой Воронцовской пещеры мог быть доставлен сюда из Урарту. Все большее значение как источник дохода начинают играть войны.

Особо следует остановиться на упомянутой выше «текстильной» керамике, поверхность которой несет следы отпечатков тканей. Стоянки с такой керамикой выявлены в ряде пунктов на побережье Колхиды и убедительно связываются с солеварным промыслом. В последнее время высказывается мнение, что эти сосуды имели отношение к железоплавильному производству, основанному на добыче и обработке магнетитовых песков. При этом «текстильная» керамика рассматривается как тара для магнетитового песка. Однако отсутствие конкретных сведений о связи этих стоянок с железоплавильными мастерскими, хрупкость и форма «текстильной» керамики, ее тяготение исключительно к прибрежной зоне, а также тот факт, что она появляется еще во II тысячелетии до и. э., т. е. тогда, когда ни о какой железоплавке в рассматриваемой зоне не могло быть и речи, заставляет по-прежнему считать «текстильную» посуду как элемент соледобывающего промысла.

Рис. 27. Бронзовые культовые статуэтки из окрестностей Сочи.

 

Эта посуда представляла собой небольшие четырехугольные корыта, имевшие средний размер 25X40 см при глубине 15—20 см. Сформованы они из грубой глины с крупными примесями, изнутри неровно заглажены, снаружи имеют отпечаток ткани, с помощью которой их вынимали из формы. Обжиг производили на открытом костре.. Углы сосудов приспособлены для слива жидкости. Производственный цикл можно восстановить следующим образом. В искусственных небольших лагунах морская вода испарялась. Полученный таким образом рассол сливали в сосуд, укреплявшийся затем над костром. Влага превращалась в пар, а в сосудах оставалась соль. Такая мастерская была обнаружена на берегу моря западнее устья реки Псоу.

Преобладание в металлических изделиях черт колхидской культуры, а также наличие поселения с «текстильной» керамикой позволяют допускать этническое единство обладателей этих изделий с населением более южных районов, т. е. предполагать их принадлежность к древнеабхазским племенам, известным позже под именем гениохов. Исследователи допускают возможность проникновения в рассматриваемый район во второй половине VIII в. до н. э. киммерийцев, с культурой которых могут быть связаны бронзовые кельты, а также кинжалы. На одном из них заметно влияние степных форм (срубная культура), а на другом появляются черты, характерные для последующей скифской культуры. Большинство перечисленных находок из окрестностей Сочи должно быть отнесено к X—VII вв. до н. э.

 

к содержанию книги

к содержанию раздела


Комментариев нет — Ваш будет первым!

budetinteresno.info

Древний мир бронзового литья: paulus_raul — LiveJournal

Сенсационные знания древних, которые утаивают от простых людей: Вторцветмет в древнем мире, Причины хромоты Гефеста, Преимущества олова, Кипение холодной воды и иные секреты древнего бронзового литья.

Для тех, кто только присоединился — данный цикл показывает поступательное развитие металлургии от неолита до …


Древний мир бронзового литья

До тех пор пока люди не научились использовать железо, цветные металлы и их сплавы были основным материалом для изготовления вооружения, орудий труда, инструментов, предметов домашнего обихода и, естественно, украшений.

Главными металлургическими технологиями были литейные: искусство обработки жидкого металла позволяло получать уникальные бронзовые изделия и бытовые предметы. Именно в эту эпоху появились вещи, сопровождающие человека в его повседневном существовании, и инструменты, являющиеся символами основных технических профессий. Это время получило название бронзового века.

В 2000 г. Япония первой в мире провозгласила себя страной с «рециркуляционной» экономикой. Был принят ряд законов, направленных на максимальное использование вторичных ресурсов, в том числе металлического лома. Принцип «3R» сегодня знает каждый японский первоклассник: это «Recycling» (использование в качестве вторичных ресурсов), «Reuse» (повторное использование) и «Recovery» (восстановление вторичных материалов). Впервые официальное определение приведенных понятий было дано в Постановлении о переработке использованных автомобилей, принятом Евросоюзом в 1997 г. Однако подобные, причем очень строгие, законы о порядке переработки металлического лома существовали во всех великих империях Древнего мира: в Ассирии, Китае, Египте, Риме. Использование технологий бронзового литья и ковки позволяло с успехом воплощать принцип «3R» в древней цветной металлургии.

Древняя цветная металлургия

Ключевыми техническими преобразованиями бронзового века, продолжавшегося в течение двух тысячелетий, принято считать освоение ирригационного земледелия и полного металлургического цикла производства металлов, включавшего добычу руды, выжиг древесного угля, подготовку материалов, выплавку и рафинирование чернового металла, литье, ковку, волочение проволоки, другие виды металлообработки и рециклинг металлолома.

В этот период были освоены технологии выплавки и обработки металлов, получивших название «семь металлов древности»: меди, золота, свинца, серебра, железа, ртути и олова. Общепризнано, что определяющую роль в техническом прогрессе в бронзовую эпоху сыграло появление литых топоров, мечей и мотыг – основных видов орудий труда и оружия. Основой цивилизации стала металлургия меди и бронзы.

Топор. Село Кобан, Северная Осетия. Конец 2-го – начало 1-го тысячелетия до н.э.

Для производства меди повсеместно использовались как окисленные, так и сернистые руды. Месторождения меди обычно делятся на две зоны. Верхняя часть, находящаяся над уровнем грунтовых вод, представляет собой зону окисления. В ней располагаются минералы, основу которых составляют легковосстановимые оксиды меди – малахит, азурит. Нижняя, основная часть месторождения формируется сульфидными рудами – халькопиритом (CuFeS2) и халькозином (Сu2S). Содержание меди в сульфидных рудах намного ниже, чем в окисленных. После истощения верхних слоев человеку пришлось использовать более бедные сульфиды, а это потребовало разработки принципиально новых (инновационных) металлургических технологий.

Древние металлурги нашли решение проблемы. Было обнаружено, что добавление в шихту в достаточном количестве (около 30 %) красноватого или коричневого материала приводит к увеличению объема выплавки и повышению качества меди. Этим материалом была железная руда в виде гематита или лимонита, часто присутствующая на открытых частях месторождений халькопирита. Добавление железной руды принципиально изменяло процесс выплавки меди. Одним из продуктов реакций восстановления становился монооксид железа. При температуре около 1200 °С он реагировал с SiO2 пустой породы с образованием фаялита (Fe2SiO4), который превращался в основную составляющую жидкого шлака. Таким образом, железная руда играла роль флюса. Такая технология имела определяющее влияние на дальнейшее развитие металлургии. Шлак, образующийся при выплавке меди, практически идентичен шлаку, который позднее получался при выплавке железа в сыродутных горнах.

При использовании сернистых руд требовалось проведение ряда подготовительных операций. Широко практиковалось окисление раздробленной руды на воздухе в течение длительного времени. Благодаря воздействию влажного воздуха и атмосферных осадков руда обогащалась кислородом и теряла часть серы. Важную роль играл предварительный обжиг сернистой руды, при котором происходили выгорание серы и разрыхление руды. Его проводили в кучах, в специально устраиваемых ямах, а также в особых сооружениях – стойлах. Размеры стойл были значительны: их каменные стены достигали 12,5 м в длину и 1,5 м в ширину.

Повышение температурного уровня плавки зависело, прежде всего, от совершенствования техники и технологии дутья. Определяющую роль играло использование естественного дутья – силы ветра. Эффективными были печи, встраиваемые в естественный ландшафт. Они часто строились с подветренной стороны холма, имели соединяющиеся горизонтальный и вертикальный каналы, были обложены камнями и обмазаны глиной. В этом случае достигался «эффект трубы», усиливавший приток воздуха в агрегат. В поду некоторых печей были металлоприемники – углубления для установки горшков, в которые через специальные отверстия стекал металл.

Значительный прогресс последовал вслед за изобретением простейших ручных, а затем и ножных мехов. Они изготовлялись из шкур животных и представляли собой примитивный тип насоса с резервуарами, приспособленными для наполнения их воздухом. Ручные и ножные мехи широко использовались уже в 3-м тысячелетии до н. э. Металлургические печи с искусственным дутьем были, как правило, прямоугольными или цилиндрическими, с толстыми стенками высотой до 1 м, сложенными из камня и изнутри обмазанными глиной, целиком глинобитными или выложенными из кирпича.

Выплавленные из руды слитки меди содержали значительное количество шлаковых включений. Их отделяли ударами молотов. Рафинирование черновой меди осуществляли в тиглях и небольших горнах. При этом на расплавленную черновую медь дутьевыми трубками подавали воздух, основная масса оставшихся в ней примесей, кроме благородных металлов (золота и серебра), окислялась и формировала шлак.

Бронзолитейное искусство

Бронзовый век представляет собой эпоху бурного развития металлообработки. Технология изготовления металлических изделий в это время, как правило, включала совместное применение приемов, как литейной, так и кузнечной технологии, последующие полирование и гравирование изделий.

Сначала применяли литье в открытые глиняные или песчаные формы. Их сменили открытые формы, вырезанные из камня, и формы, у которых углубление для отливаемого предмета находилось в одной створке, а другая, плоская, играла роль крышки. Следующим шагом стало изобретение разъемных форм и закрытых форм для фигурного литья. В последнем случае сначала из воска лепили точную модель будущего изделия, затем ее обмазывали глиной и обжигали в печи. Воск плавился, а глина принимала точный слепок модели и использовалась в качестве литейной формы. Этот способ получил название литья по восковой модели. Мастера получили возможность отливать пустотелые предметы очень сложной формы. Для образования полости практиковалась вставка в формы особых глиняных сердечников – литейных стержней. Несколько позднее были изобретены технологии литья в стопочные формы, в кокиль, в различные формы с креплением литейного стержня на каркасе, литье по выплавляемым моделям и армированное литье.

Древние литейные формы изготовляли из камня, металла и глины. Глиняные литейные формы, как правило, получали путем оттиска в глине специально сделанных моделей из дерева и других материалов. В качестве моделей могли применяться и сами отлитые металлические изделия. Следует отметить, что формы, вырезанные из камня или литые металлические, вследствие их большей ценности не всегда служили для литья изделий, а могли использоваться для изготовления в них легкоплавких моделей. Например, в некоторых районах Англии была отмечена отливка в бронзовых литейных формах свинцовых моделей.

Развитие литейных технологий

Металлические формы в основном изготовляли из меди, так как она имеет значительно более высокую температуру плавления, чем бронза, для отливки которой они и предназначались. Применение кокилей позволяло получать отливки сложного профиля, с мелкими деталями, точный негатив которых было трудно вырезать в каменной форме. Переход на металлическую форму, более прочную, чем глиняная, и более простую в изготовлении, чем каменная, позволил соединить преимущества двустворчатых форм, приспособленных к многократному использованию, и отливок по восковой модели. Например, в рассматриваемое время повсеместно применялось литье удил из двух или четырех свободно соединенных звеньев, для получения которых на каждое звено требовались отдельный литник (канал для подвода металла) и складная форма, по крайней мере, из четырех частей.

Постоянной практикой стала дополнительная проковка отлитых изделий без изменения формы в целях повышения твердости, плотности и эластичности (пластичности) материала. Основным видом изделий, подвергавшихся подобной обработке, являлись орудия труда и некоторые виды оружия – мечи и кинжалы. Ковку использовали в процессе изготовления булавок, которые подвергались также гравированию или чеканке. Такие же приемы обработки применяли и к украшениям.

а. Литье в открытую форму
б. Литье в разъемную форму с литейным стержнем

Эпоха металлов наступила тогда, когда повсеместно была освоена технология изготовления литых топоров и мечей. Необходимость объединить в одном орудии труда каменное рубило и деревянную палицу возникла у человека уже в каменном веке. Первые бронзовые топоры, изготовленные методом литья, повторяли форму каменных, однако новые требования к орудиям труда и необычные в сравнении с камнем свойства бронзы способствовали быстрому совершенствованию литых изделий. Появились топоры сложных форм, с закраинами, вислообушные, кельты. Их изготовление требовало высокого развития литейного ремесла: сложная конфигурация отливки и наличие отверстия значительно усложняли устройство разъемных каменных форм. Появление усовершенствованных литых бронзовых топоров сыграло исключительную роль в развитии многих народов: облегчило строительство жилищ и изготовление других орудий труда и предметов быта, упростило освоение лесистых местностей земледельцами и т. п. Литые мечи и кинжалы раньше других бронзовых изделий стали произведениями искусства. Древние мечи, найденные при археологических раскопках, часто снабжены не только замысловатыми рукоятями с литыми узорами, но и богатой инкрустацией из серебра, золота и драгоценных камней.

Как отмечалось выше, ранний бронзовый век представлял собой эпоху безраздельного господства мышьяковой бронзы. Олово пришло на смену мышьяку только во 2-м тысячелетии до н. э. Отметим, что технология обработки оловянной бронзы заметно сложнее, так как зачастую требует горячей ковки (хотя и при низких

paulus-raul.livejournal.com

Бронзовый век лесной полосы СССР

127

Глава 7

БРОНЗОВЫЙ ВЕК ЛЕСНОЙ ПОЛОСЫ СССР

Племена лесной полосы Восточной Европы и в бронзовом веке в основном сохраняли неолитический быт. Причиной тому была бедность месторождениями цветного металла и суровая природа, с трудом приспособляемая к нуждам земледелия и скотоводства. Но производящее хозяйство здесь все же появилось.

В начале бронзового века по всей Европе распространяются культуры шнуровой керамики, иначе называемые культурами боевых топоров. Первое название происходит от типа орнамента на керамике, второе — от каменных сверленных топоров ладьевидных очертаний.

В бронзовом веке каменные орудия и оружие еще были широко распространены. Люди уже не довольствовались кремневыми месторождениями, которые давали низкокачественное сырье. По определенным признакам они научились находить подземные залежи хорошего каменного сырья и разрабатывать его в шахтах. В Гродненской области у Красного села изучен грандиозный комплекс шахт по добыче кремня, поставлявший сырье и орудия культурам шнуровой керамики.

Шахты Красного села пробили наслоения мела, насыщенные кремнем. Люди сначала мотыгами из оленьего рога копали вертикальную яму глубиной до 5—6 м и поперечником около 1 м (следы мотыг хорошо заметны на стенах, найдены и сломанные мотыги). Дойдя до кремневого пласта, копали боковой ход — штрек — длиной до 20 м, выбирая встречавшийся кремень. От штрека шли небольшие углубления — забои. Штреки имели расширения — здесь люди отдыхали и разбирали материал. Там встречаются непригодные куски камня, неудачные заготовки топоров, потерянные готовые орудия. Стены штреков закопчены, видимо, горевшими лучинами. Таким образом, в шахтах не только добывали материал, но и предварительно обрабатывали его. Возле шахт много крупных кусков камня, нуклеусов, заготовок орудий, отщепов. На поверхности исследован поселок, где жили горняки в течение сезона добычи кремния. Горное дело достигло значительного развития.

На нашей территории культур боевых топоров несколько. Для них характерно развитое скотоводство и металлургия. Рассмотрим некоторые из них.

Основой среднеднепровской культуры (середина III — середина

II тысячелетия до н. э.) считают древнеямные племена на позднем этапе их развития и племена позднего Триполья. Несомненно влияние и местных неолитических культур. Поскольку среднеднепровские погребения часто совершены в позднеямных курганах, очевидно, что среднеднепровские племена жили позже ямных, в крайнем случае какое-то время они сосуществовали.

Территория максимального распространения среднеднепровской культуры простирается по Днепру от Черкасс до Могилева,

128

а в стороны — до Брянска и Мозыря. Отдельные вещи встречаются и шире. На ранних этапах культуры ее территория была меньше.

Среднеднепровских поселений изучено немного. Они небольшие и обычно расположены в поймах рек на песчаных дюнах, иногда на высоких мысах. Жилища наземные столбовой конструкции. Очаги каменные. Орудия в подавляющем большинстве сделаны из камня.

Основной материал по среднеднепровской культуре получен из раскопок многочисленных погребений. На раннем этапе мертвых хоронили вытянуто, а могилу вырывали в насыпи уже готового «чужого» кургана. На позднем этапе покойники скорчены, лежат в ямах, как под курганами, так и без них. В Белоруссии встречаются и трупосожжения. Вещей при погребенных мало. Обычно это один-два сосуда, каменный сверленый топор и мелкие украшения. Горшки имеют шаровидное тулово и невысокую шейку. Иногда находят и плоскодонные сосуды, встречается металл кавказского или прикарпатского происхождения, но его очень мало: несколько топоров, одно бронзовое копье и так называемые височные кольца, укреплявшиеся женщинами на висках и поддерживавшие прическу. О дальних связях с населением других областей говорит привозной металл и янтарные украшения.

Находки зернотерок и зерен пшеницы свидетельствуют о земледелии. Наличие каменных и бронзовых топоров позволяет предположить его подсечный характер. Но ведущей формой хозяйства

Рис. 42. Инвентарь среднеднепровской культуры: 1—4 — сосуды, 5 — пряслице, в—10 —копья и стрелы, 11—12 — топоры, 13 — тесло, 14— 17 — украшения

129

было скотоводство. Разводили овец, свиней, лошадей, может быть и коров. Их кости встречаются как на поселениях, так и в погребениях.

В Юго-Восточную Прибалтику, где в конце III и во II тысячелетии до н. э. находились многочисленные и часто расположенные поселения (от Калининградского залива до восточной части Финского залива, кроме Литвы), около XVIII в. до н. э. проникают другие племена. Они оставили поселения и могильники, где обычны сверленые топоры и плоскодонная шнуровая керамика. Это памятники восточно-прибалтийской культуры боевых топоров. В могилах костяки скорчены и лежат на боку, чего раньше в местных погребениях не было. По статистике костей на поселениях и в погребениях племена восточно-прибалтийской культуры разводили овец, свиней, реже коров. В могилах кроме топоров и сосудов находят кремневые орудия, костяные гарпуны, ожерелья из зубов животных, янтарные украшения. Топоры часто сделаны из камня, встречающегося на юге Литвы и Белоруссии. Керамика сходна с сосудами Средней Вислы и Верхнего Днепра.

Крайне редко на поселениях восточноприбалтийской культуры находят бронзовые вислообушные топоры подобные фатьяновским, копья сейминского типа (см. ниже), плоские топоры.

Во второй половине II тысячелетия до н. э. происходит постепенное слияние пришельцев с местным населением. Севернее Западной Двины укоренился охотничье-рыболовецкий быт местных племен, а южнее — скотоводческий. Вероятно, так было положено начало формированию племен эстов и летто-литовцев.

Через Прибалтику прошла мощная волна племен, проникших в среднерусские леса и занявших почти всю их зону. Они расселились от Псковского озера на западе до Камы и Вятки на востоке, на севере их граница проходит по югу Вологодской области, а на юге — у верховьев Оки, до Суры и Средней Волги. По могильнику, расположенному у села Фатьяново близ Ярославля, культура была названа фатьяновской (1800 — конец II тысячелетия до н. э.).

Фатьяновская культура изучена в основном по могильникам, иногда довольно обширным, что говорит об определенной оседлости племен. Эти кладбища расположены на высоких местах. Костяки с небольшим количеством инвентаря в могильных ямах лежат скорченно. Вместе с покойниками положены топоры и глиняные сосуды. Во всех погребениях, где встречаются кости животных, неизменно преобладают кости домашнего скота: свиней, овец, коров, лошадей и собак. Имели значение также охота и рыболовство. Преобладание скотоводства, частые находки боевых топоров, свидетельствующие об усилении межродовых столкновений, позволяют предположить господство патриархата. Наличие боевого оружия связывают с вооруженным вторжением на чужую территорию. На волосовском поселении Николо-Перевоз найдены фатья-новские погребения: фатьяновцы победили аборигенов, похоронили своих убитых и пошли дальше. Фатьяновцы были убиты волосов-

130

сними стрелами. Если бы волосовцы не были побеждены, они не позволили бы хоронить чужаков на своем поселении.

Погребальный обряд фатьяновцев не слишком устойчив, имеет варианты, которые объясняют смешением этих племен с местными.

Фатьяновская культура делится на несколько групп, отличающихся друг от друга временем существования или местными особенностями. Наиболее крупные из них — Московско-Клязьминская, Верхневолжская и Средневолжская. Первая расположена на верховьях Днепра, по Москве-реке и Клязьме, вторая — на севере Калининской, Ярославской и Костромской областей, а третья занимает огромную территорию по Нижней Каме и Средней Волге.

Рис. 43. Инвентарь фатьяновской культуры:1 — сосуд московско-клязьминского типа, 2 — сосуд верхневолжского типа, 3 — сосуд средневолжского типа, 4 — ладьевидный каменный топор, 5—6 — каменные топоры, 7 — клиновидный каменный топор, 8— вислообушный бронзовый топор, 9—11 — каменные стрелы, 12 —кремневое орудие, 13 —костяная проколка, 14 — медное колечко, 15 —браслет, 16 — 20 — украшения

131

Таким образом, фатьяновцы двигались с запада на восток. Они заняли территорию волосовских племен, на поселениях которых изредка обнаруживают тонкий слой, который иногда считают фатьяновским. Он тонок, раньше его не замечали и считали, что по неизвестным причинам поселений у фатьяновцев якобы не было. Фатьяновские вещи находят на стоянках волосовской культуры до самого конца бронзового века, когда на этих стоянках уже появляется керамика типичная для раннего железного века.

Рис. 44. Инвентарь абашевской культуры: 1 — пешня, 2 — кинжал, 3 — топор, 4 — серп, 5 — копье, в — топор, 7 тесло (1-7 — бронза), 8 —серебряные подвески, 9 —каменная стрела, 10 —костяной предмет, 11—13 керамика, 14 — украшение

132

Фатьяновцы, как теперь полагают, соединились с местным населением, и этот симбиоз стал субстратом населения следующей культуры.

На западе фатьяновского ареала металлические предметы не встречаются, однако можно утверждать, что эти племена знали обработку металла. Об этом говорят, во-первых, находки так называемых льячек — глиняных ложечек для разливания в формы расплавленного металла. Во-вторых, на некоторых фатьяновских топорах этой территории в подражание бронзовым воспроизведен литейный шов, невозможный для каменных изделий.

В дальнейшем металла становится больше, но в жизнь фатьяновцев он достаточно широко входит только на последней стадии развития этой культуры. Об этом свидетельствует погребение металлурга с литейными формами. Спектральные исследования доказали существование у фатьяновцев собственной металлургии, причем вещи отливали из чистой меди. Исходными рудами были медистые песчаники Среднего Поволжья. Оттуда и происходит фатьяновский металл, распространение которого шло с востока на запад. Поэтому понятно, что области, лежавшие ближе к Волге, имели металла больше, чем западные. Западноевропейского металла у фатьяновцев нет.

Средневолжскую группу фатьяновской культуры некоторые археологи считают самостоятельной балановской культурой, ссылаясь на отмеченные когда-то особенности ее металла и несовпадение антропологического типа фатьяновцев и балановцев. Последующие исследования установили, что металл средневолжской группы не отличается от металла других фатьяновских групп, а чужие антропологические типы у балановцев редки. Но разногласия по вопросу самостоятельного значения средневолжской группы до сих пор не сняты. Здесь хорошо выражены поселения, они расположены на высоких холмах, в них прослежены полуземляночные жилища; инвентарь этих поселений не отличается от предметов, найденных в погребениях. Но многие археологи считают, что это не поселения, а разрушенные могильники.

Среднеднепровской и фатьяновской культурам по своему характеру близка абашевская (вторая половина II тысячелетия до н. э.). О ее происхождении единого мнения нет. Новейшие исследователи ведут ее от древнеямной, но бытует и старое мнение, что абашевцы произошли от среднеднепровцев.

Существенно, что территория абашевской культуры распадается на три группы, расположенные в лесной и лесостепной зонах. Одна из них — донская (район Воронежа), вторая — средневолжская (по обоим берегам Волги от Ярославля до Казани) и третья — уральская (Южное Приуралье). Таким образом, у абашевских племен не было единой территории. Каждая группа абашевских племен имела могущественных соседей, часто оказывавших на нее сильное влияние. Так, рядом с донской группой располагалась срубная культура, а с уральской — андроновская. Неко-

133

Рис. 45. Схема расположения культур позднего бронзового века

134

торые исследователи трактуют абашевцев как культурно-историческую общность.

Считают, что абашевцы пришли с юга-востока. В Казанское Поволжье их могло привести, например, стремление овладеть источниками меди, столь необходимой и ценной в те времена. Абашевский металл, как и фатьяновский, поволжского происхождения.

Абашевская культура изучена в основном по курганам; поселения исследованы пока недостаточно, а в средневолжской группе они до сих пор неизвестны. Под насыпью абашевского кургана обычно расположено несколько могил. Покойников клали на спину с подогнутыми ногами. Инвентарь составляет керамика или круглодонная, или с плоским дном, напоминающая перевернутый колокол. Орнамент сосудов геометрический. Курганы бедны металлом, хотя встречаются медные и серебряные украшения, образующие целые наборы.

В одном из курганов, где захоронено 28 человек, вероятно изрубленных врагом, выделялось погребение мужчины, при нем находились литейная форма проушного топора, тигель и каменная наковаленка. Эта находка — несомненное свидетельство существования местной металлургии. Крупные вещи — топоры, долота, кинжалы, копья известны по кладам. Встречались и бронзовые серпы, существовавшие наряду со вкладышевыми.

В хозяйстве преобладало скотоводство, подтверждаемое многочисленными находками костей домашних животных. Земледелие играло второстепенную роль. Социальный строй — патриархат.

На берегу Галичского озера на территории стоянки бронзового века, имеющей неолитический облик, найден клад вещей, который связывают с абашевской культурой. В Галичском кладе найдены бронзовые статуэтки мужчин. Одна из них изображает солнечное божество — его голова окружена лучами, другая — лунное божество: на его голове три полумесяца. С этими статуэтками найдены бронзовые фигурки ящериц, вислообушный топор, кинжал, ножи, браслеты. Вероятно это вещи употреблялись при религиозных обрядах и принадлежали родовому коллективу.

Сейминско-турбинская культура (вторая четверть II тысячелетия до н. э.) названа по могильнику у ст. Сейма близ Горького и удаленному от него на 1500 км крупнейшему могильнику этой культуры, находившемуся в черте современной Перми. К памятникам этого типа относят могильник Ростовка (в черте Омска). Вокруг этих памятников не утихают споры, главным образом о том, можно ли их объединять в одну культуру. Многие предлагают назвать культуру сейминско-самусьской, придавая, таким образом, ведущее значение древности со стоянки Самусь на реке Томи. При этом включают в сейминско-самусьский «пласт» культур кротовскую, самусьскую, окуневскую — сибирские культуры со сходными бронзовыми предметами, но различающиеся по керамике и по хозяйственной направленности.

135

Поселения сейминско-турбинской культуры до сих пор не открыты. Могильников немного, они не имеют насыпей, погребения сопровождаются богатым инвентарем из камня и высококачественной бронзы. Постоянное повторение в инвентарях предметов вооружения свидетельствует о воинском характере погребений. Представлено оружие трех основных категорий. Характерны кинжалы с фигурными рукоятями, на которых встречаются, например, художественные изображения лошади или головы лося. По мнению зоологов, изображенная порода лошадей могла водиться только в области Западного и Южного Алтая и Восточного Тянь-Шаня. Аналогичный вывод сделан при изучении изображений архаров на ноже из Турбина; археологи делают вывод об алтайском происхождении этого ножа.

Топоры представлены шестигранными кельтами, есть небольшое количество чеканов, а также вислообушных топоров. Копья имеют вильчатый стержень втулки и совпадают с найденными в Бородинском кладе. Одно копье из Турбина сделано из серебра. На ноже из Ростовки изображен лыжник, едуший, держась за вожжи, за лошадью. Считают, что сейминско-турбинские племена были коневодческими. Лошадь использовалась не только в качестве тяглового, но и верхового животного.

Каменный инвентарь многочислен. Он представлен кремневыми стрелами, вкладышами, скребками, а также бусами из нефрита и горного хрусталя.

Рис. 46. Металлические вещи из Сейминского (1—3) и Турбинского (4—9) могильников: 1-3 — ножи-кинжалы, 4 — копье, б — нож, 6—7 — топоры-кельты, 8 — вислообушный топор, 9 — нож

136

Металлургия сейминско-турбинских племен высокоразвитая, наиболее близка она к алтайской. Параллели кремневому и нефритовому инвентарю также достигают района Саян и Алтая. Но источники металла на сейминско-турбинских памятниках восточнее и западнее Урала различные. В восточных памятниках использовались алтайские бронзы, в западных — уральские. Из уральского серебра сделаны серебряные копья Турбина и Бородинского клада. Связь сейминско-турбинских и бородинских древностей несомненна. С Урала происходит и золото, из которого сделаны немногочисленные сейминско-турбинские перстни.

В мастерской на стоянке Самусь найдено четыре литейные формы для кельтов и три — для копий сейминско-турбинского вида. При исследовании этих предметов установлено, что самусьские типы более поздние. Они как бы продолжают линию развития сейминско-турбинской индустрии.

Несомненны связи сейминско-турбинской культуры с племенами абашевской культурно-исторической общности, отражающиеся в общности металла и, насколько можно судить, в формах немногочисленной керамики. Следует также отметить, что в сейминскотурбинских могильниках выделяются несколько абашевских погребений: очевидно, абашевцам было разрешено хоронить своих мертвых на этих кладбищах, чего не разрешалось другим племенам.

Центром происхождения сейминско-турбинских племен называют Саяны и Алтай, откуда они стремительно несколькими группами двинулись на запад. За сравнительно короткий срок был пройден путь в 4000 км, чему, как думают, способствовало использование коня как верхового животного. Продвижение было вооруженным, местное население относилось к пришельцам как к ненавистным врагам: в Ростовке прослежены перекопанные могилы сейминцев-турбинцев. Инвентарь был не тронут, но верхняя часть скелетов переломана, чтобы заклятый враг не смог после смерти причинить никакого вреда. Только с абашевскими племенами у сейминцев, как сказано выше, сложились добрососедские, может быть, даже союзнические отношения.

Преодолев Уральские горы, сейминско-турбинские племена вторглись в среду местных племен, но просуществовали недолго: период их активности укладывается в одно-два столетия. Видимо, пришельцы были немногочисленными. Часть воинов, вероятно, погибла в боях, остальная часть была ассимилирована. Уже вскоре после их исчезновения по всей Северной Евразии начинается отливка копий, кельтов, чеканов и других вещей сейминско-турбинских типов. На востоке ареала появляются изогнутые ножи-кинжалы с фигурными навершиями. Сходные формы оружия распространяются до Китая.

* * *

137

Рис. 47. Синхронистическая таблица культур неолита, энеолита и бронзы

138

За три тысячелетия, приходящихся на время господства меди и бронзы, человечество прошло огромный путь прогресса. Появление бронзы обусловило новый уклад жизни, утвердившийся во второй половине III — начале II тысячелетия до н. э. Широко распространяются орудия труда и оружие из искусственных сплавов. Новые орудия дали мощный импульс развитию хозяйства племен бронзового века. Осваиваются неудобные при прежней технике обработки земли участки, в ряде мест происходит переход к переложной системе земледелия. С помощью скотоводства интенсивно осваиваются степи, постепенно развиваются его полукочевая и кочевая формы. Скотоводство проникает на Крайний Север, где разводят оленей и собак.

Увеличивается подвижность населения, неизмеримо возрастает протяженность путей обмена, несомненна и его экономическая целесообразность, не сдерживаемая этническими связями. Обмен, особенно металлом, обретает огромный размах: кавказские бронзы доходят до областей позднего Триполья, алтайские — до Камы и Волги. В местах добычи руд возникают специализированные поселения общинных ремесленников.

Улучшение условий жизни привело к быстрому росту населения. В производство включались новые и новые массы людей, что ускоряло социально-экономическое развитие общества. Внутри родовой общины происходит процесс вычленения малых семей, дома для больших коллективов сменяются малыми. Усложняется социальная структура общества, выделяется племенная верхушка, существование которой отмечено богатыми и пышными погребениями, совершенными по особому обряду. Начиная с древнеямных курганов, покойников в степях часто сопровождают повозки, иногда сопоставляемые с древневосточными колесницами.

Внутри племен и между ними возникает имущественное неравенство. Богатство соседей, стремление расширить свою территорию, а, значит, пастбища, приводят к все учащающимся межродовым столкновениям. Происходит массовое строительство укреплений вокруг поселков.

С появлением классов рабов и рабовладельцев в ряде стран возникает аппарат господства угнетателей над угнетенными — государство. На территории СССР к порогу классообразования еще в бронзовом веке подошли общества юга Средней Азии и Закавказья.

Но прогресс был быстрым не на всех территориях. Действовали различные закономерности, тормозившие развитие производительных сил и связанных с этим процессов. Такими тормозящими факторами были, в частности, господствовавшие на некоторых территориях потребляющие формы хозяйства и отсутствие меднорудных запасов. Эти причины действовали на большей части территории нашей страны. Значительная нивелировка этих факторов произошла с открытием железа.

Подготовлено по изданию:

Авдусин Д. A.
Основы археологии: Учеб. для вузов, по спец. «История». — М.: Высш. шк., 1989. — 335 с.: ил.
ISBN 5—06—000015—X
© Издательство «Высшая школа», 1989

www.sno.pro1.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *