Доспехи самурая

Между европейскими и японскими самурайскими доспехами есть достаточно большая разница . Японская броня сформировалась и приобрела привычный нам вид в 5-6 веке нашей эры.

Доспехи японских самураев. Краткая характеристика.

Снаряжение состояло из более чем двадцати частей (в основном из стальных пластин, с нанесенным на них лаком и кожей), соединенных шнуровкой. Шнуровка иногда покрывала почти всю площадь пластин, из-за чего их было почти не видно. Японская боевая амуниция была намного легче рыцарских лат и панцирей (весила всего 12 кг), давала большую свободу движения и маневрирования в бою, облачившись в нее, самурай мог свободно бегать и плавать, благодаря подвижности пластин тело было хорошо прикрыто – пластины плотно прилегали к телу, перекрывали края друг друга.

Доспех имел множество отверстий, что было необходимо в теплом и влажном климате японского архипелага для вентиляции и охлаждения тела бойца. Амуницию одевали в определенной последовательности: сперва самурай облачался в нижнее платье, потом одевал перчатки и шапочку, напульсники, верхнее платье и пластины для ног; затем обувался, и наконец, закреплял броню на теле и прикрытие шеи. Непосредственно перед сражением надевался шлем. Благодаря гибкой шнуровке доспехи подстраивались под телосложение, и даже была возможность надеть одну броню поверх другой.

Во время дальних переходов воин клал броню в маленький сундук. За доспехами и оружием тщательно ухаживали, не допускали потери их боевых качеств и внешней красоты, ведь они передавались из поколения в поколение.

В период правления сёгуната Камакура доспехам придавалось огромное значение. Даже самый бедный самурай должен был иметь хотя бы легкую броню харамаки, если воин был богат, то мог позволить купить себе ёрои (или о-ёрои) – тяжелый доспех.

Фото самурая в доспехах

Составные части

В традиционный комплект тяжелых доспехов, как правило, входили следующие составляющие:

— Шлем кабуто с металлической маской хоатэ, которая делалась похожей на лицо владельца защиты, но с устрашающими чертами. К шлему крепились кувагата – своеобразные грозные рога. Сзади подсоединялись пластины, защищающие шею. Шлем иногда использовался в качестве небольшого щита.

— панцирь ко, защищающий тело и состоящий из передней и задней пластин, защиты живота харамаки и железной или кожаной пластинчатой юбки кусадзури

— защита рук и ног – нарукавники,широкие наплечники, поножи.

— Двухметровый плащ хоро, защищавший зазоры между пластинами от стрел.

— Тэссен – веер со стальными спицами. В жару использовался для охлаждения, а в сражении для подачи сигналов.

 

Шлем самурая кабуто

Доспехи самурая видео

Видео, повествующее о самурайской броне.

Жанр Самураи

jamato.ru

Оружие и доспехи самураев | MIUKI MIKADO • Виртуальная Япония


Военное дело в Японии наряду со всей культурой страны в целом тоже отличается самобытностью. Древние воины японские самураи экипировались несколькими видами оружия и защитными элементами обмундирования. Облачение изготавливалось в основном из металла, кожи, ткани. Отдельные части доспехов лакировались. Посмотрим, что могло быть в арсенале любого небедного самурая.

Меч катана. 16 век. Мастер: Тайра. Школа Бунго Такада. Сталь. Длина 68,8 см:

Меч катана. Описание: Школа Тикудзэн Нобукуни. Мастер Минамото Нобукуни. Первая четверть XVIII в. Сталь:

Меч катана. С узором самбон-суги (три криптометрии). Первая половина периода Эдо (1603 — 1686). Сталь:

Меч одати для подношения в храм. Середина XIX в. На хвостовике выгравирована надпись в уставном каллиграфическом стиле: «В сезон благодатных дождей овладеть искусством необузданной пляски белого дракона». Сталь:

Меч вакидзаси. Первая четверть XIX в. Сталь:

Меч вакидзаси. Мастер Каэёси, школа Суэ-Суки. XVI в. Сталь:

Меч вакидзаси. Мастер Канэмицу. Сталь:

Цуба и рукоять меча ко вакидзаси:

Меч ко вакидзаси мастера Мурамаса. XVI в. Сталь:

Цуба с изображением дракона, сжимающего жемчужину. Мастер из Нисидзин (Киото). 19 век.
Железо, резьба с стиле мару-бори (круглая), ажурная резьба сукаси-бори, патинирование, вставки желтого металла в сквозные отверствия рё-хицуана, гравировка, инкрустация золотом и сплавом сякудо (глаза дракона):

Цуба с изображением нисходящего дракона с языками пламени. XIX в. Железо, резьба, икрустация золотом:

Комплект футигасира. С рельефным изображением дракона в облаках на фоне поверхности с фактурой «рыбья икра». Стиль официальной школы Гото. 2 предмета. XIX в. Сплав сякудо, резьба, инкрустация золотом:

Алебарда нагината. Период Эдо (1603 — 1868). Сталь:

Копьё тидори-ката дзюмондзи-яри. Кузнец Нобукуни Минамото Ёсимаса (ум. В 1873 г.). XIX в. Сталь:

Маска воина мэ-но-сита хо типа рэссэйбо («полная энергии ярости»). Маска со съемным носом и защитой для горла ёдарэ-какэ из четырех пластин и шелкового шнура. Конец 17 – начало 18 в. Железо, лак тэцу сабидзи уруси (патина, имитирующая легкую ржавчину), красный лак, шелковые шнуры (темно-синий, голубой, оранжевый):

Маска воина мэ-но-сита хо. Типа рэссэйбо («полная энергии ярости»), со съёмным носом, с «ушами» и защитой для горла ёдарэ-какэ из пяти пластин и шнуров. XVII в. Железо, лак, позолота, шёлковый шнур (синий и белый):

Маска воина мэ-но-сита хо. С накладными «ушами», с ажурными отверстиями узора «слива», съёмным носом, усами и защитой для горла ёдарэ-какэ из трёх пластин с синим шнуром. XVII в. Железо, лак, позолота, шёлковый шнур:

Маска воина мэ-но-сита хо. Типа россэйбо с красной губой, с усами, золотыми зубами и съёмным носом:

Маска воина мэ-но-сита хо. Маска с белыми усами, бородой, съемным носом и защитой для горла ёдаре-какэ из трех пластин, сошнурованных в стиле сугакэ-одоси. Конец 18 века. Железо, лак, шелковый шнур:

Шлем судзибати кабуто и маска мэ-но-сита хо. Шлем из 64 пластин с накладной декоративной стрелой синодарэ спереди. Назатыльник сикоро из четырёх сошнурованных ярусами цельных пластин в стиле хинэно. На отворотах фукикаэси, частично обитых коей с узором «сакура и львы», герб из двух слегка изрезанных листьев. Передний нашлемник в виде головы дьявола с мордой льва, ушами оленя, рогами водяного буйвола, торчащими в сторону усами и бровями. Маска мэ-но-сита хо (защита лица под глазами) типа рэссэйбо («полная энергии ярости») со слегка оттопыренными ушами, с пышными белыми усами, указывающими на почтенный возраст и статус владельца доспеха. Подбородник из сошнурованных ярусами четырёх цельных пластин:

Шлем кавари-кабуто. С тульей момо-нари хати («персик»), с нашлемником вакидатэ (рога буйвола по бокам) и маэдатэ (пластина «солнечный диск» в центре над козырьком):

Шлем самурая-пожарного. В стиле дзукин («клобук монаха») с гербом клана Симадзу. XIX в. Железо, лак сабидзи уруси (коричневатая патина, имитирующая легкий налет ржавчины), сукно, медный сплав:

Шлем судзибати хоси кабуто. Из 64 пластин с шипами, козырёк направлен вниз. Сикоро из 5 цельных пластин и одной, прикреплённой к коси-ита каски, служащей основанием отворотов фукикаэси. Маэдатэ классического типа кувагата, в нижней части имеет изогнутый цилиндрический футляр-подставку для рогов, он является частью кувагата и украшен тонкой гравировкой из листьев:

Шлем судзибато кабуто. Из 8 пластин, через одну идет стилизованная синодарэ. Задняя часть шлема приподнята. Маэдатэ в виде ваджры, уплощенное, из жёлтого металла. Железо, патинированное под саби:

Комплект доспеха тосэй-гусоку клана Сатакэ с гербом Гэндзи-мон. 18 век:

Доспех тосэй гусоку. С белым шнуром. Кираса гомай окэгава до:

Золотой доспех клана Токугава. Период Эдо:

Доспех тосэй гусоку. Кираса томай могами до со шнуровкой сугакэ-одоси, покрыта чёрным лаком. Шлем судзибати кабуто (сверху стиль ржавого железа) из 24 пластин. Маска мэносита хо с фактурой под «ржавое железо». Тип оиэбо (выражение спокойное), нос съёмный, ушей нет. XVIII в.:

Доспех тосэй гусоку. Со шлемом работы Саотомэ Иэнага (конец XVII — начало XVIII в.), представляющим восьмое поколение школы Саотомэ. Железо, лак, металл (медный спав), кожа, шёлковый шнур, парча, ткань из растительного волокна, медвежья шерсть:

Доспех тосэй гусоку. С фамильным гербом риндо (цветок горкчавки и листья бамбука). Использование этого цветка в сочетании с листьями бамбука разрешалось только родственникам клана Минамото и воинским родам, ведущим своё происхождение от членов императорской семьи. XVIII в. Железо, кожа, лак, шёлковый шнур, парча, сукно, ткань, металл (медный сплав), позолота, рога буйвола:

Полевая куртка дзимбаори. С драконом на спине и с фигурными застёжками «тыква-горлянка». Первая половина XIX в.:

Оружие самураев и ниндзя:

Похожие записи на сайте miuki.info:

miuki.info

Вот такой доспех сделал я к игре «Знамёна самураев», проходившей в…

04:53 pm

Вот такой доспех сделал я к игре «Знамёна самураев», проходившей в Саратове 30.07-03.08 сего года.

Вид спереди:

Вид сзади:


Вот как это смотрелось на людях

И вот как всё это произошло.

Шаг первый. Теория

Примерно месяцев за девять (воистину, доспехи как дети) до игры стал я смутно подозревать, что доспехостроение неизбежно. Начались поиски теоретических источников в сети и на книжных полках.
«Конечно, — рассуждал я — глупо ждать, что кто-то напишет трактат «Как создать японский доспех за один вечер из того, что есть у вас в гараже» и положит его на видном месте». Но я ошибся. Именно такой трактат я и нашёл. Назывался он «An Online Japanese Armour Manual» и лежал он здесь
http://www.sengokudaimyo.com/katchu/katchu.html
Более того, существует и частичный его перевод на русский, силами энтузиастов, и найти его можно тут:
http://www.sengoku.ru/archive/reconstruction/armour/manual.htm
Кусок седьмой главы «Изготовление кирасы» мне пришлось перевести самому, если кому нужно, могу поделиться.

Автор этой чудесной книги Anthony J. Bryant. Этот святой человек не только дал в книге кучу полезных практических советов, но и выложил самое главное — выкройки.

Шаг второй. «Из чего же, из чего же, из чего же…»

Выбор материалов не слишком велик: кожа, сталь или пластик. Поскольку игра собиралась быть суше, на воде и на кораблях, то выдвинулось требование хотя бы небольшой, но положительной плавучести доспеха, иначе его применение было бы ограничено сушей. Таким образом, остановился я на пластике.

С самого начала идею пластикового доспехостроения разделил со мной мой старый друг и боевой товарищ Алексей Тютютин, в дальнейшем именуемый «Лёха». Приобрёли мы с ним в Саратове две полиэтиленовых бочки, я — на 200 литров, он — поменьше (да он и сам поменьше будет). Распилил я свою бочку на куски и увёз в Питер. Впоследствии этого оказалось мало и я купил вторую, на 120 литров.

При всех своих достоинствах, у этого источника есть и недостатки. Во-первых, толщина стенок бочки гуляет в пределах от 1 до 5 мм. Во-вторых, обе бочки были интенсивного синего цвета, что недопустимо, т.к. японские доспехи в синий цвет не красили. Так что пришлось каждую пластину красить в чёрный цвет акриловой краской из баллончика. Но дело в том, что на полиэтилене не держится никакая краска. Я пробовал и дешевые баллончики, и дорогую краску для бамперов — результат примерно одинаковый: довольно быстро краска облупляется. Даже не смотря на то, что каждую пластинку я перед покраской зашкуривал, и красил в несколько проходов.

Но это всё после. Главная проблема была еще не решена: шнур. В том варианте доспеха, на котором я остановился, шнура нужно много (порядка 100-150 метров). И шнур должен быть плоским и широким. Чем шире, тем лучше. Дело в том, что я выбрал доспех в стиле «хон-кодзанэ», то есть из маленьких чешуек. Вся поверхность такого доспеха покрыта шнуром.

Ширина каждой такой чешуйки равна двойной ширине шнура. Чем шире шнур — тем меньше нужно чешуек и тем меньше объём работы. Но широкого шнура не было нигде, ни в Питере, ни в Москве. Самый широкий из того, что удалось найти с помощью wolverene и моего брата stasel (поклон им земной), был белорусский шнур белого цвета шириной 8 мм в Москве. Он был принят за основу. Поскольку выбирать цвета было не из чего, проблему решили старым козацким способом — акриловая краска из баллончика.

За основу шлема была взята советская стальная каска 1948 года выпуска, купленная по случаю.

Тут я отошёл от требования плавучести, решив, что голова дороже, а если буду тонуть, то успею сдернуть шлем с головы.

Лёха пошёл другим путём, чтобы мы могли в конце сравнить результаты. Он с самого начала решил делать доспех из больших полос и пластин, и шнуровать экономичным методом «сугакэ одоси», требующим гораздо меньше шнура. В основе лёхиного шлема тоже была каска, но пластиковая.

Шаг третий. Медленно и печально

Когда все необходимые материалы были собраны, началось самое главное. А именно: изготовление 650-ти чешуек размером 16 х 51 мм, с 13-ю отверстиями в каждой. Вот такого вида.

Для начала я сделал сотню, просверлил, покрасил, сплёл её, посмотрел, что получилось, потом сделал вторую и т.д. Это занятие пожирает время вагонами, несмотря на попытки автоматизировать отдельные стадии. Я купил настольные гильотинные ножницы для первичной нарезки чешуек, станину для дрели, чтобы сверлить как на станке, сделал специальное приспособление, чтобы удобнее было резать, и приспособление для того, чтобы сверлить по чешуйки стопкой по пять штук. Но всё равно это оказалось довольно муторным занятием.

Вид изнутри:

Очнулся я только тогда, когда до игры осталось меньше месяца. Чешуек в разной степени готовности хватало еле-еле на кирасу. Остальное было еще в стадии выкроек. А ещё нужно было успеть доделать лук, меч, колчан, сделать стрелы и многое другое. Это была катастрофа. Чтобы избежать окончательного краха (в одной кирасе ехать глупо), я принял решение все остальные элементы делать не из чешуек, а из больших пластин, то есть в совершенно другом стиле. Я стараюсь рассказывать здесь всё как есть, чтобы другие не повторили моих ошибок.

Лёха же спокойно скроил всё за пару вечеров весь доспех и неторопливо начал сверлить дырки. Кроме того, он в Саратове (!) умудрился найти шнур шириной 20 мм (!!!), какую-то пробную партию, которой никто потом никогда больше не видел. Это был знак судьбы. Волшебный шнур пошла на лёхин доспех и на оставшиеся элементы моего.

Шаг четвёртый. Марафон доспешного безумия или девочки-дебилки

За час до отхода поезда в Саратов я побросал в огромный баул все части доспеха, выкройки, куски пластика, кучу инструментов, паяльник, свёрла, баллоны с краской, мотки шнура и кучу всякой дряни. «Доделаю в Саратове.» — опрометчиво решил я. До игры оставалось четыре дня. Три из них мы провели в лёхиной квартире, по двенадцать часов в день занимаясь сверлением, покраской, шнуровкой, поклейкой, подгонкой и далее по кругу. Есть не хотелось, спать тоже, в глазах у нас горел нехороший огонь.
Четвертый день и ночь мы провели на даче моего папы. Папа подготовился к игре лучше всех и купил дачу в двух километрах от полигона. Нам нужно было электричество для паяльника и дрели, поэтому последние сутки мы были привязаны к цивилизации.
Проклятые доспехи всё еще не были готовы, но времени уже не было. Взвалив свой скарб на плечи, мы отправились на полигон. И каково же было наше удивление, когда среди императорского дворца мы увидели электрическую швейную машинку (и генератор)! Это было спасение. С милостивого разрешения Тенно мы тут же подрубились в соседнюю розетку и уткнулись паяльником в глубины доспеха.

В общем, почти успели.

Ошибки и работа над ними

Вне всякого сомнения, любой японский реконструктор или просто разбирающийся в вопросе человек увидит кучу ошибок и недоработок в том, что у нас получилось. Многие ошибки вижу и я сам, поэтому перечислю их еще раз:
1) Выбор материала. Пластик отношения к реконструкции не имеет, но с успехом может и должен использоваться на играх. Возможно, когда-нибудь я сделаю лучший доспех из металла.
2) Не были сделаны многие необходимые части доспеха: защита рук «котэ», бедёр «хаидатэ» и коленей «кикко». То есть доспех неполный. (Лёха успел сделать себе очень красивый «котэ» и отличную маску «мэнпо»).
3) Большинство японских шлемов делается из отдельных полос, а не из цельного купола, как каска.
4) Допущено смешение стилей. Кираса сделана в стиле «хон-кодзанэ», остальные элементы из сплошных полос со шнуровкой «сугакэ одоси».

В своё оправдание могу сказать лишь то, что это был первый опыт. Но мне не кажется, что он провалился. Несмотря ни на что, это всё было ужасно интересно.

Скажу еще вот что. Если кто-нибудь захочет сделать доспех из пластика, не стоит покупать бочки — это уже пройденный этап. Наш выбор — полиэтиленовые трубы большого диаметра. Часто можно видеть, как люди в оранжевых жилетах закапывают их под землю и рядом валяется куча обрезков. Это то, что нужно. Во-первых, у них отсутствует разброс по толщине (если это трубы одного типа). Во-вторых, они ЧЁРНЫЕ. Их не нужно красить и они не будут облупляться. Ну и в третьих, их можно раздобыть практически бесплатно. Эх, знать бы об этом раньше.

Благодарности

Прежде всего, спасибо тем, кто сделал эту игру. Спасибо don_djovanni, grossu и nikodim, всем игрокам и тем, кто помогал хотя бы словом, не говоря уже обо всём остальном. Это была лучшая саратовская игра.
Спасибо моей семье, которая неделями терпела вой электромеханизмов и запах краски, а также отсутствие меня в этой реальности.
Спасибо Лёхе. Ну, ты и сам всё знаешь.
Спасибо маэстро Anthony J. Bryant, выше я уже сказал, за что.
Спасибо всем Тайра. Из-за доспеха я не участвовал в строяке и он целиком лёг на плечи «кабуро». Простите меня.
Спасибо «бронепандам» Минамото. Вы еще более сумасшедшие, чем я. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на фото ваших доспехов и луков (фото). Хочу с вами повидаться и попытаться понять: как вы смогли это сделать?!

На этом прощаюсь. Давно не писал столько букв.

rrumil.livejournal.com

Skyrim — Броня, оружие и Кимоно Самураев — Новая броня и одежда — Skyrim — Моды для Skyrim, Fallout 4, Garrys Mod, Sims 4 и других игр

Довольно качественный и интересный мод для Skyrim, который добавляет в игру новую броню и кимоно самураев.

Если вы являетесь фанатом японской культуры, или вам просто нравится подобная стилистика — советую обратить ваше внимание на этот комплект экипировки. Все предметы выполнены очень качественно и с вниманием к мелким деталям. По моему мнению вся броня и кимоно отлично вписываются в атмосферу игры, хотя кто то может и не согласиться с этим.

Кстати, брони и кимоно существуют в разных расцветках — это так же является плюсом этого мода.

Броню Довакина можно получить только через квест, он автоматически начнется как только вы прочтете записку «Записка о броне Довакина» в Храме Небесная Гавань, на столе в комнате с экипировкой

 

Где скрафтить новую броню, оружие и кимоно?

Броня Самураев и Бронированное кимоно (легкое) крафтится в кузнице. Кимоно (одежда) и сандали крафтятся на дубильном станке. Оружие так же можно крафтить. Броня и оружие могут быть улучшены. Новые стрелы крафтятся из стандартных стрел, по 10шт за раз.

Для брони необходим перк стальной брони и наличие книги в инвентаре.

Книги:

  • Броня Акавирских ремесленников
  • Кимоно Акавирских ремесленников
  • Оружейная Акавирских ремесленников

Могут быть найдены в Храме Небесная Гавань (в комнате с экипировкой, в ящике). Эти книги содержат реальное описание оружия (я его не переводил т.к. в оружие не разбираюсь).

так же для крафта некоторых предметов нужны «предыдущие» предметы, например:

Кимоно-одежда (дубильный станок) — > Кимоно-броня (кузница)

Соломенная шляпа (дубильный станок) — > Кожаная Соломенная Шляпа (кузница)

Следующие предметы требуют стальной перк:

Таби и Сандали (дубильный станок)  — > Бронированные Таби и Сандали (кузница)

Шлем -> Шлем Харибачи — > Шлем Кавари -> Шлем Зунари -> Шлем Ебоши

Кабуто — > Генжи Кабуто -> Даймие Кабуто

Катана (+ вакизаши в инвентаре) — > Дайшо

 

 

Установка: Поместите папки meshes, textures и esp файл в папку Data

Скачать / Скачать с Яндекс

all-mods.ru

Боевые доспехи самураев — Civilization War

Основным самурайским костюмом во время войны, которая охватывала большую часть периода Момояма, был оборонительный доспех. Поскольку это была эпоха, когда характер войны стремительно менялся, менялись также устройство, дизайн и качественные параметры оборонительных доспехов.

Вплоть до XIII в. существовало два вида оборонительного доспеха: ёрой, тяжелый, похожий на коробку, богато орнаментированный доспех, предназначенный для конного самурая, и до-мару, оборонительный доспех пешего воина, который оборачивался вокруг тела и застегивался сбоку. Оба состояли из небольших металлических пластинок, называемых кодзанэ, которые соединялись посредством кожаного ремешка. Образующиеся таким образом пластинчатые полосы покрывались лаком для защиты от ржавчины и сошнуровывались шелковыми лентами, образуя легкую, но устойчивую оборонительную секцию. До-мару вполне мог состоять из одной такой большой секции, раздвоенной юбки (ку-садзури) и поддерживающих всю конструкци ю шнуров , пропускавшихся над плечами.

Самурай в оборонительном комплекте, типичном для периода Момояма.

В течение XIV в. самураи столкнулись с необходимостью защиты передовых постов, а военные действия приобрели такой характер, когда лошади требовались только в качестве транспортного средства, поэтому все начали переходить на более легкие и более удобные оборонительные доспехи, предпочитая их тяжелому и неуклюжему ёрою. Таким образом, до-мару стал одновременно самурайским доспехом, и появилась его разновидность, называемая хара-маки, с разрезом сзади.

В течение XV — начала XVI вв. военные действия начинают приобретать все более затяжной характер, поэтому самураи были вынуждены носить доспехи в течение очень длинных отрезков времени без перерыва. Тогда мастера-оружейники при изготовлении доспехов начинают обращать особое внимание на такое немаловажное качество, как удобство, которое напрямую зависело от более равномерного распределения веса доспеха, поскольку до-мару хотя и был легче ёроя, имел существенный недостаток — вся его тяжесть держалась на плечах. Конфигурация доспеха модифицировалась путем сужения его по направлению к талии, и основной вес теперь ложился на бедра, а не на плечи. Доспех в стиле тати-до снискал широкую популярность в период Момояма.

Затем мастера-оружейники задумались об изменениях в самой конструкции доспеха. Стиль кодзанэ, при котором горизонтальные полосы собирались из множества маленьких пластин, обладал одним серьезным недостатком — каждая пластина имела не менее четырнадцати отверстий, что приводило к ослаблению металла. Также и сама система шнуровки горизонтальных полос, называемая кэбики-одоси, имела несколько недостатков, проявлявшихся на полях сражений. В дождливую погоду шелковая шнуровка впитывала воду, что значительно увеличивало вес доспеха. В зимнее время влажный до-мару замерзал, превращаясь в ледяной каркас, а во время длительных летних походов шнуровка становилась грязной, дурно пахла и привлекала мириады муравьев и блох, что отрицательно сказывалось на здоровье его владельца. Наконец, в обильной шнуровке до (до — общее обозначение корпуса доспеха) застревали наконечники вражеских копий, вместо того, чтобы соскальзывать с пластинок, не причиняя вреда.

Ответом оружейников на вышеуказанные недостатки явилась разработка различных стилей доспеха, которые широко использовались в период Момояма. Во-первых, многочисленные пластинки были заменены цельными полосами, каждая из которых состояла либо из отдельного куска металла, либо из пластинок, только склепанных, а не сошнурованных. Также значительно уменьшилось количество поддерживающих шнуров, что привело к появлению стиля, известного как сугакэ-одоси, когда поддерживающие шнуры располагались попарно, или еще более простого стиля хиси-нуи, когда горизонтальные пластины соединялись посредством перекрестной шнуровки. Кусадзури (короткие пластины) также уменьшились в размере и в новых стилях располагались вокруг талии симметрично с корпусом до , нижняя окружность кусадзури была идентичной верхней окружности до.

Два стиля этого тосэй-гусоку (современного доспеха) назывались нуинобэ-до и могами-до. Нуинобэ-до состоял из двух частей (передней и задней), которые застегивались слева, и горизонтальных пластинок с закругленными верхними краями. Популярной разновидностью являлся могами-до. Это была многопластинчатая конструкция со шнуровкой в стиле сугакэ-одоси, характеризующаяся наличием выступов на краях горизонтальных пластинок. Секции крепились друг с другом посредством шарниров.

Кэбики-одос и не была окончательно забыта и применялась в ограниченном количестве для украшения. Необычными «смешанными» стилям и шнуровкой и отличался дангаэ-до, состоящий наполовину из до, а наполовину — из кэбики и нуинобэ.

Как только в Японии распространяется огнестрельное оружие, перед оружейниками встает очередная задача. В результате, появляется окэгава-до. Этот доспех, отчасти напоминающий европейский, включал цельнометаллический до. Горизонтальные пластины склепывались, а не сошнуровывались, с верхними и нижними пластинами, образуя поверхность, которая, как полагали, могла выдержать прямое попадание аркебузной пули и стрелы. Существовали две основные разновидности доспеха, в зависимости от способа крепления отдельных пластин — горизонтального {ёкохаги-до) или вертикального (татэ-хаги-до). Лучшими татэхаги-до были доспехи, изобретенные Мётин Хисаиэ (1573—161 5 гг.), который жил в Юкиносита, откуда этот стиль заимствовал свое название. Юкиносита-до имел гладкую поверхность без шнуровки, идеально отражающую пули и стрелы. Изготовители доспеха настолько были уверены в его надежности, что позволяли стрелять по ним из аркебуз, дабы покупатели сами могли убедиться в его защитных свойствах. Лучшим подтверждением высокого качества юкиносита-до стало указание Датэ Масамунэ (1566-1636 гг.) изготовить для всей его армии доспехи именно такого типа — единственным отличием между доспехами для высокопоставленных самураев и рядовых асигару была степень их отделки и комплектации.

Одной из разновидностей окэгава-до, также снискавшей широкую популярность, был хотокэ-до. Здесь места стыковок между пластинами были закрыты или полностью исключены за счет использования одной большой пластины, образующей совершенно гладкую, округлую поверхность.

Гладкая поверхность хотокэ-до служила отличным местом приложения художественных способностей оружейника, декорировавшего ее рисунками или чеканкой.

Последняя (утидаси-до) выполнялась с необходимой осторожностью , так как чеканка приводила к ослаблению металлических компонентов доспеха, о чем свидетельствует горделивая надпись на сохранившемся экземпляре доспеха, датируемом 1681 г: «не из тонкого металла.. . тщательно сработанный с применением божественного способа ковки против стрел и пуль, которые его не пробьют. Вот почему он является сокровищем для храбрых воинов из самурайского клана».

Период Момояма характеризовался укреплением торговых связей с Европой. Особенно оживленная торговля велась с португальцами, и не удивительно, что ввозимый в Японию европейский доспех приобретал черты японских стилей. Медиальное ребро европейского доспеха вдохновило японцев на создание хатомунэ-до, или до с «голубиной грудью». Некоторые образцы японского доспеха включали в себя детали настоящего европейского оборонительного костюма или настолько хорошо копировали их, что совершенно от них не отличались. Так, острогрудая испанская кираса могла комплектоваться с кусадзури, а сопровождающий ее шлем морион дополнялся элементами защиты шеи и навершием довольно оригинальной формы.

Весьма необычно выглядели доспехи, выполненные на основе хотокэ-до (состоящего из задней и передней пластин) в виде обнаженного человеческого торса с выпирающими ребрами и дряблой грудью горного отшельника.

Доспех периода Момояма выглядел не менее красочно , чем древние доспехи, главным образом благодаря цветной шнуровке в стиле кэбики-одоси. Сам доспех обычно покрывался черным или коричневым лаком и отделывался железом красноватого цвета (образующегося в результате контролируемого процесса коррозии).

Реже использовался лак красного и желтого цвета. Последний применялся главным образом для отделки доспехов самурайского клана Ии, которые предпочитали яркие, кирпично-красные цвета с глубокой, насыщенно й лакировкой. Шнуровка зачастую была темно-синего или василькового цвета, иногда она дополнялась разноцветной шнуровкой по белому в крайних рядах шеврона и называлась такая шнуровка «нитью дятла». Отделанный красным лаком доспех мог иметь шнуровку цвета охры и золота с белым.

Оборонительный доспех периода Момояма был, таким образом, очень практичным. Он бьл надежным, легким и несложным по устройству; можно сказать, что в период Момояма мастерство оружейников достигло своего апогея в деле обеспечения самураев оборонительными доспехами, позволявшими им двигаться совершенно свободно и максимально защищавшим и их от пули, клинка и стрелы.

Оборонительный костюм самурая состоял из защиты туловища (до и кусадзури, описанных выше) и ряда других элементов , обеспечивающих защиту других частей тела. Все вместе они составляли оборонительный комплект, который, где это было возможно, отличался единством стиля и цвета всех его отдельных компонентов.

1. Датэ Масамунэ, осада замка Осака, 1615 г.
Датэ Масамунэ (1566-1636), у которого был поврежден левый глаз, показан здесь в доспехе юкиносита-до — доспехи этого стиля носили все его подданные. На большом сасимоно изображено восходящее солнце.

2. Ии Наотака, осада замка Осака, 1615 г.
Ии Наотака (1590-1659), который также сражался при Осака, экипировал свою армию, вплоть до самого последнего асигару, в доспехи красного цвета. Сам он облачен в доспех дангаэ-до и дзунари-кабуто, украшенный большими золотыми кавагата. На заднем плане видна башня осажденного замка Осака.

ciwar.ru

Доспехи Самураев. Одежда и обувь. Добавила Светлана Кириатова — VilingStore.net

Развитие военного снаряжения Японии имеет свою историю и свои отличительные особенности. Если доспехи европейских рыцарей претерпевали в разные периоды существенные изменения в соответствии с духом и модой времени, в результате введения различных технических и конструктивных новшеств, то военная одежда японских воинов на протяжении веков оставалась почти неизменной.


Доспехи Самураев


Менялся только материал изготовления доспехов в сторону упрочения. Многие элементы боевого снаряжения, характерные для самурайских доспехов Средневековья, были известны уже в бронзовом и железном веках японской истории. По мнению многих исследователей, основные элементы раннего японского доспеха были заимствованы из маньжурско-китайской боевой традиции.


Археологические раскопки настоящего времени подтверждают данные китайских хроник, в которых говорилось об илоу и их боевых панцирях, изготовленных из костяных пластин. В дальнейшем на форму доспехов также оказывали влияние и знакомство с боевым снаряжением айну, с которыми японцы вели непрекращающиеся войны. В своих наиболее существенных чертах военное обмундирование буси оформилось уже к XII веку — времени начала длительных междоусобных войн.

Несколько веков феодализма (вплоть до революции Мэйдзи), последовавших за этим, дали лишь частичные изменения формы и конструкции, целью которых было усовершенствование уже имеющихся образцов доспехов. Объясняется это рациональностью японского военного снаряжения, которое позволяло воину быть более маневренным и подвижным в бою. Отдельные пластинки, скрепленные между собой шнурами, делали возможным свободное движение самурая.

В японском военном костюме было не очень жарко летом и не холодно зимой. К тому же, в отличии от западноевропейских лат, изготовленных для рыцарей по индивидуальным заказам, эти доспехи было легче приспособить к любой фигуре. Военное снаряжение пользовалось особым почитанием и передавалось по наследству. В комплекс самурайского боевого костюма (оёрои) обычно входили: шлем (кабуто), маска или полумаска (хаппури), панцирь (ко), наплечники (содэ), набедренник (хаидатэ), нарукавники (котэ), наголенники (сунэатэ) и обувь.

Надо заметить, что основным материалом для изготовления доспеха в различные времена являлось все, что угодно: лакированное дерево, кожа, прессованная склеенная бумага, керамика, кость. После знакомства с европейским вооружением и появлением в Японии огнестрельного оружия, основная масса доспехов изготовлялась из металла и появилась тенденция к защите доспешными элементами как можно большего пространства тела, при сохранении, тем не менее, традиционной подвижности.
Военное снаряжение хранилось в специальном деревянном сундучке для доспехов, называемом ёрои карабицу. Перед началом кампании доспех надевался в следующей последовательности: нижнее платье, шапочка (или специальная повязка — хатимаки), перчатки из кожи и напульсники, верхнее платье, затем икры ног обвязывались обмотками и надевались наголенники, далее шла обувь (меховая, соломенные сандалии или железные башмаки), набедренники, нарукавники, панцирь, под конец закреплялись наплечники. Шлем самурай одевал непосредственно перед битвой. Однако часто в бою самураи снимали свой шлем и использовали в качестве щита для защиты лица от стрел противника. Ручные щиты применялись в бою редко, так как это препятствовало употреблению двуручного меча. Щитами пользовались обычно только пехотинцы. Большие деревянные щиты (татэ) воины ставили на землю и укрывались за ними от стрел врага. Непременной принадлежностью костюма воина был военный веер — оги, собранный из ряда пластин и носимый воинами за поясом. Веер использовался самураями не только для обмахивания в жаркое время года, но и для сигнализации и управления войсками во время боевых действий. Складной веер делался из материи, бумаги, иногда с железными накладками. Украшением сигнального военного веера почти всегда являлся красного цвета круглый диск, нанесенный на желтый фон. Диск, символизирующий солнце, на обратной стороне выполнялся желтым цветом по красному фону. Наряду со складными веерами высшее дворянство и командный состав применяли жесткий нескладной веер, часто изготовленный из железа. Этот веер, называвшийся «гумбай-утива», служил полководцам и военачальникам в качестве командирского жезла. Он считался знаком феодала и использовался при необходимости (нападение с мечом или копьем) для самообороны, о чем есть упоминания во многих японских исторических книгах. В снаряжении конного воина, помимо перечисленных выше атрибутов, добавлялась еще специальная накидка хоро, прикреплявшаяся сзади на доспехи для защиты всадника от стрел противника, которые могли попасть в стык между частями лат. Хоро, известная уже в период Дзёкан (859- 877), получила наибольшее распространение в период Гэм-пэй, продолжая состоять на вооружении самураев вплоть до позднего периода развития японского феодализма. Эта накидка приблизительно двухметровой длины делалась из материи и укреплялась на шлеме и талии воина. Во время движения хоро раздувалась потоками воздуха парусообразно, гася ударную силу стрелы при попадании в нее. Подобная уникальная форма зашиты спины воина от стрел не была известна нигде, кроме Японии. На спине всадника укреплялось на длинном стержне и небольшое знамя со знаком, по которому можно было издали различить принадлежность воина к дружине того или иного феодала, узнать имя самурая. Боевой конь — маленькая и выносливая порода лошади — зачастую покрывался шкурами диких животных. Иногда его тело защищалось стеганой попоной или кольчатым панцирем. На груди коня укреплялись металлические пластины, соединенные шелковыми шнурами; на голову надевалась кованая маска (умадзура), выполненная в виде головы быка, что должно было наводить ужас на врага.
Такое снаряжение было характерно для периода правления Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. В комплект боевой амуниции коня (багу) входили также лакированное деревянное седло (кура), стремена (абуми), круглые удила (кан) и т. д. Обмундирование обыкновенных солдат — самураев низшего ранга (пехотинцев, или асигару) — было намного проще. Оно состояло из грудных лат, ножных шин, сандалий, шлема, который чаще (в XVI в.) заменялся каской из дерева или металла (дзингаса), и полевого военного знака (хата сасимоно).

vilingstore.net

Самурайские доспехи — По дороге с облаками…

Защитные доспехи самурая обычно изготавливались из металла, состояли из нескольких отдельных частей (в среднем, около 20), которые были подвижно соединены друг с другом кожаными ремнями. Общий вес японских доспехов составлял порядка 12 — 15 килограмм, что позволяло воину сохранять скорость и подвижность в боевых условиях. Считается, что изготовление и применение доспехов японскими мастерами началось с V века нашей эры. Японские воины старались беречь свое снаряжение, часто оно передавалось по наследству. Наиболее ценным считались доспехи, которые «проявили» себя в бою.

По своему строению, доспехи самурая напоминали чешую рыбы. Края металлических пластин скреплялись таким образом, чтобы перекрывать друг друга. Туловище самурая было защищено панцирем, состоящим из набрюшной и нагрудной металлических пластин. Известно, что японская боевая традиция уделяет огромное значение защите живота (хара), и если воин не мог позволить себе полноценные доспехи, то «харамаки» (облегченный вариант панциря, прикрывающий живот) был обязателен для всех. Спина воина также прикрывалась металлической пластиной. Все три элемента защиты туловища были соединены кожаными ремнями. В нижней части панциря крепилась специальная юбка (кусадзури). Обычно она изготавливалась из кожи, богатые воины позволяли себе металлическую кусадзури, состоявшую из множества скрепленных ремнями пластинок. Плечи и большая часть предплечий воина прикрывались пластинами, которые сохраняли подвижность конечности, но могли выдержать попадание стрелы и даже удар мечом.

Самым дорогим атрибутом доспехов самурая являлся шлем (кабуто). Шлем изготавливался при помощи соединения (склёпки) нескольких металлических пластин. Прочность металла дополнялась специальным наклоном каждой пластины, что позволяло амортизировать мощные удары. Для защиты шеи использовались пластины, прикрепляемые к нижней части шлема. Обычно, шлем имел козырек и выступы в виде рогов. «Рога», кроме декоративной функции, играли роль дополнительной защиты от стрел и ударов меча. Многие кабуто имели съемную металлическую маску, защищавшую лицо воина. Однако маски закрывали обзор во время битвы, и японские самураи зачастую не использовали их. Для защиты ног дополнительно использовались удлиненные передники и наколенники. Доспехи японского воина были покрыты защитным лаком, имели множество опознавательных знаков (к которым относилась общая цветовая гамма доспехов, герб клана и родовой герб воина, знаки регалий, специальные флажки). Конные воины использовали специальную накидку, закрепленную на шее и поясе. Накидка амортизировала вражеские стрелы при движении на лошади.

В походных условиях доспехи воина хранились в деревянном ящике, бережно укрытые от влаги специальной тканью. В мирное время доспехи сохранялись в доме хозяина, периодически осматривались и покрывались защитным лаком.
В целом, можно сказать, что японские боевые доспехи являются уникальным произведением культуры, великолепно сочетающим в себе сугубо боевую, утилитарную функцию, с эстетическим компонентом. Именно поэтому, даже в сегодняшнее время доспехи японских рыцарей (самураев) притягивают к себе внимание взрослых и детей, мужчин и женщин.

kruchanna.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *