дневнич*ЕГ: Броненосцы: новая сила


Броненосцы: новая сила


Как уже говорилось в предыдущем посте, американская гражданская война не была морской войной в общепринятом смысле этого термина, и операции флотов воюющих сторон не оказали определяющего влияния на исход конфликта. Юг был сломлен поражениями под Геттисбергом, Виксбергом и Чаттанугой и, что называется, загнан в гроб операциями Гранта на Востоке и маршем Шермана к морю. Федеральный же флот установленной им морской блокадой и захватом нескольких портов Конфедерации сыграл второстепенную роль по сравнению с победоносной сухопутной армией Союза. Значение маленького флота южан в военных действиях было еще скромнее. Даже если бы в ходе войны ему удалось добиться более ощутимых результатов, он все равно не смог бы уберечь мятежные штаты от разгрома.

Однако именно гражданская война на море вызвала наибольший интерес со стороны иностранцев, именно она внесла серьезный вклад в развитие военно-морского искусства и техники. Это связано с тем, что в ходе морской войны как северяне, так и южане применили много новинок, польза от которых была настолько очевидной, что не оценить их было невозможно.

В первую очередь всеобщий интерес вызвало строительство и применение в боях броненосных кораблей, которые наглядно продемонстрировали свое превосходство над деревянным флотом. Броненосцы заявили на весь мир, что именно они — будущее военного кораблестроения. И, пожалуй, главную роль в этом заявлении сыграли два знаменитых корабля, которым довелось противостоять друг другу в морском бою; первые броненосцы Юга и Севера: «Вирджиния», известный так же, как «Мерримак», и «Монитор».

История этих кораблей началась в апреле 1861 года, когда войска южных штатов захватили военно-морскую базу Госпорт в Вирджинии. Там наряду с прочими трофеями в руки конфедератов попал и паровой фрегат «Мерримак». Правда, при отступлении северяне успели поджечь корабль и затем затопить на отмели. В результате вся верхняя часть корпуса до ватерлинии сгорела, отсеки были заполнены водой. Но южанам, практически не имевшим военно-морского флота годился и такой наполовину уничтоженный корабль. Но «Мерримак» не стали восстанавливать в прежнем обличье. Ведь даже восстановленный, фрегат не смог бы в одиночку противостоять всему федеральному флоту. И южане решили превратить трофей в корабль нового типа, надеясь противопоставить численному неравенству неуязвимость.

По плану, разработанному кораблестроителями, уцелевшая жилая палуба была превращена в орудийную. В центральной части корпуса из дубовых и сосновых двухдюймовых досок построили большую рубку длиной около 50 м. Ее стенки были наклонены к палубе под углом в 36 градусов и защищались двумя слоями железных плит общей толщиной в 10 см, а крышу покрыли железными решетками. Поверх них положили железные 2х-дюймовые плиты.

К форштевню прикрепили железный таран длиной в 4 фута. Руль и винт остались без защиты, и только рулевая рубка была забронирована. Вооружение корабля составляли десять пушек - 6 девятидюймовых орудия системы Дальгрена и 4 нарезных орудия системы Брука (2 - 7'' и 2 - 9''). Строители добавили к обшивке еще 80 тонн чугунных чушек, в результате чего осадка корабля составила 23 фута, и над поверхностью воды осталось всего несколько дюймов корпуса корабля; фактически из воды возвышалась только бронированная рубка. Внешне новый корабль, получивший и новое название – «Вирджиния» (хотя многие исследователи даже сегодня продолжают величать его «Мерримаком»), больше всего походил на плывущую по морю крышу дома. Этот 10-пушечный броненосец водоизмещением в 4500 тонн приводился в движение двумя двухцилиндровыми паровыми двигателями, развивавшими скорость до 9 узлов (правда, старые двигатели часто отказывали – как правило, в самый неподходящий момент). Экипаж насчитывал 320 человек. Командовал броненосцем коммодор Франклин Бьюкенен.



«Вирджиния»
К марту 1862 года «Вирджиния» (он же «Мерримак») был готов к бою. Но у северян к тому времени уже имелся достойный его противник. Прознав про создание конфедератами грозного монстра, и опасаясь, что с его помощью враг сможет беспрепятственно громить флот Севера, федеральное правительство предприняло срочные ответные меры. В считанные месяцы по проекту шведа-эмигранта Джона Эриксона появился на свет «Монитор» (в переводе с латыни – «наставник») – совершенно новый и непохожий ни на что боевой корабль.

«Монитор» имел 1250 тонн водоизмещения, длина его была 172 фута, ширина 41 фут, углубление 12 футов; над водой он возвышался всего на 2 фута. Тарана на корабле не было. Бортовая броня была толщиной в 5 дюймов и выдавалась над подводной частью в носу и в корме, спускаясь ниже ватерлинии; это обеспечивало «Монитору» безопасность от таранного удара. Кроме того, у «Монитора» были бронированы днище и палубный настил. Однако самым необычным и вместе с тем наиболее передовым изобретением, примененным на броненосце, стала орудийная башня с двумя 11-дюймовыми пушками. Она могла поворачиваться, избавляя корабль от необходимости совершать сложные маневры при ведении огня. Процесс вращения башни обеспечивался паровым движком. Однако орудия, установленные в башне, были дульнозарядными, а потому после каждого выстрела их приходилось вкатывать внутрь для перезарядки. Сложным был и процесс подачи боеприпасов. Он осуществлялся через люки в полу башни, и в палубе корабля. При этом требовалось полное их совмещение, для чего башня должна была оставаться неподвижной. Когда боезапас в ней иссякал, «Монитор» следовало выводить из боя.

Еще одной палубной надстройкой являлась рубка рулевого. Располагалось это сооружение из железных брусьев толщиной в 22 см и с железной плитой вместо крыши в носовой части корабля перед башней, что не позволяло вести огонь по целям впереди броненосца.

«Монитор» был оснащен паровой машиной и мог развить скорость до 9 узлов. Благодаря тому, что желающих служить на необычном корабле было великое множество, экипаж подобрался из опытных, хорошо подготовленных моряков. И это оказалось весьма кстати, потому что «Монитор» (как и «Вирджиния») плохо слушался руля, в открытом море его захлестывали волны. Команда «Монитора» состояла из 80 человек, руководил кораблем лейтенант Уорден.



«Монитор»

Сражения у Джеймс-Ривер и на Хэмптонском рейде


Эти два корабля и сыграли выдающуюся роль в военно-морской истории, продемонстрировав в боях не только полное превосходство броненосцев над деревянными кораблями, но и полную их неуязвимость от снарядов крупнокалиберной артиллерии.

Это произошло 8 марта 1862 года. В тот день «Вирджиния», во главе отряда из пяти кораблей южан атаковал блокировавшую устье Джеймс-Ривер эскадру федералов, состоявшую из фрегата «Конгресс», корвета «Камберленд», и трех паровых фрегатов. Федералы не были готовы к бою; атака южан стала для них полной неожиданностью. Пока сопровождавшие «Вирджинию» канонерские лодки обстреливали корабли янки, броненосец пошел на таран 22-пушечного корвета «Камберленд». Пока «Вирджиния» приближался к своей жертве, его со всех сторон обстреливали федеральные фрегаты и береговые батареи. Однако их тяжелые снаряды отскакивали от брони броненосца, «словно шарики для пинг-понга». «Вирджиния» под огнем противника на всех парах сблизился с «Камберлендом» и с треском вонзил свой таран в борт корвета. Удар был так силен, что таран отломился и остался в пробоине корвета. Но судьба «Камберленда» уже была решена – продолжая стрелять, корвет пошел на дно, унеся на глубину не менее трети своей команды.


»Вирджиния» таранит отстреливающийся корвет «Камберленд»
«Вирджиния» же продолжил атаку, развернувшись на 50-пушечный фрегат «Конгресс». Двигаясь к противнику, броненосец одновременно вел огонь по расстреливавшим его береговым батареям северян, выбив у них большую часть орудий. Перенеся после этого огонь на находившуюся у батарей верфь федералов, «Вирджиния» взорвал стоявший там пароход, затем потопил шхуну, и после этого обрушил свои снаряды на «Конгресс». Фрегат отчаянно отстреливался, однако его артиллерия не могла причинить броненосцу никакого вреда. И тогда «Конгресс» попытался бежать, но при этом попал под обстрел не только «Вирджинии», но и остальных канонерок конфедератов. Изрешеченный градом снарядов, «Конгресс» спустил флаг и сдался. Однако когда одна из канонерок южан попыталась приблизиться к фрегату, чтобы принять капитуляцию и оказать помощь раненым, батареи северян открыли по ней ураганный огонь, заставив лодку отступить. Тогда коммодор Бьюкенен принял решение прекратить спасательную операцию и расстрелять несчастный корабль северян. Под новым градом снарядов «Конгресс» загорелся, а потом в крюйт-камере взорвался порох, и корабль разнесло на куски.

Этот бой наглядно продемонстрировал, что деревянный флот, даже если он и паровой, совершенно бессилен перед новыми броненосными кораблями. «Вирджиния» уничтожил четыре судна, оставшись фактически невредимым! Северянам нечего было противопоставить грозному бронированному убийце из конфедеративного флота, и от полного разгрома федералов спасла только наступившая темнота.

Обеспокоенные тем, что утром «Вирджиния» продолжит истребление их кораблей, северяне срочно вызвали в район сражения подкрепление: единственный корабль, способный противостоять «Вирджинии» - федеральный броненосец «Монитор».

«Монитор» спешил к месту действия на всех парах, ориентируясь, как на маяк, на факел догоравших обломков «Конгресса». И он успел…


»Монитор» против «Вирджинии»: бой начинается
Когда в 8 часов утра 9 марта эскадра конфедератов двинулась добивать севший на мель в ходе вечернего боя фрегат «Миннесота», она обнаружила прибывший «Монитор». Правда, поначалу южане не обратили на «гостя» внимания, приняв его за большой плавучий буек. «Вирджиния» выстрелила было из носовой пушки по беспомощному фрегату северян, но тут «Монитор» показал, что он вовсе не буек… В дело вступила орудийная башня федерального броненосца!

Как только южане сообразили, с кем, вернее, с чем им придется иметь дело, их деревянные канонерки отошли, освобождая «ристалище» для закованных в броню морских рыцарей. «Вирджиния» же, как ни в чем не бывало, продолжал идти прямо на «Миннесоту», ничуть не напуганный карликовыми размерами своего оппонента. Вскоре носовое орудие броненосца вновь выпалило по беспомощному фрегату, тот тотчас ответил яростным бортовым залпом. А в это время на «Вирджинию» устремился «Монитор», не желавший дать своему гигантскому противнику разделаться с сидевшим на мели фрегатом. По воспоминаниям очевидцев, «он устремился, как Давид на Голиафа», открыв по врагу ураганный огонь.


Но чугунные ядра не могли пробить толстого железного панциря гигантской черепахи и отскочили в воду, как горох от стенки. Южане ответили своим оппонентам бортовым залпом, окутавшим судно густыми клубами едкого порохового дыма, но также безрезультатно.

Три часа продолжалась артиллерийская дуэль, в течение которой «Монитор» кружил вокруг «Вирджинии», обстреливая ее с разных сторон. Южане отвечали бортовыми залпами. Однако бомбические снаряды, столь грозные против деревянных кораблей, не причиняли особого вреда ни тому, ни другому броненосцу. Тогда «Монитор» попытался таранить противника. Он устремился к кормовой части «Вирджинии», чтобы повредить ее винты и руль. Но южане сумели уклониться от удара. То же самое, в свою очередь, попытались проделать и они. Однако из-за потерянного накануне при атаке корвета «Камберленд» тарана, деревянный форштевень «Вирджинии» не нанес «Монитору» никакого урона.


После неудачного обмена оплеухами сражающиеся корабли снова разошлись и продолжили артиллерийскую дуэль, но толку от этого по-прежнему было немного. В конце концов, на кораблях стали подходить к концу снаряды, а усталые команды уже были не в состоянии вести бесполезный бой, и броненосцы разошлись в разные стороны, как равные по силе боксеры на ринге.

Таким образом, первая в истории схватка броненосцев завершилась безрезультатно: броня оказалась сильнее снаряда… И все же «Монитор», в отличие от «Вирджинии», выполнил свою задачу. Деревянные корабли северян были спасены им от неминуемого уничтожения, а потому федералы могли бы считать исход поединка на Хэмптонском рейде своим успехом.


Впрочем, значение этого боя гораздо выше: он положил начало новому этапу в развитии военно-морского искусства, связанному с применением броненосных кораблей, поиску нового вида артиллерийских снарядов, способных пробить броню. Мало того, если «Вирджиния» явился основоположником нового класса броненосцев, мало похожий на него «Монитор» дал толчок к появлению и развитию еще одного класса военных кораблей. Его плоскодонный корпус совершенно не годился для плавания по морям, однако позволял «Монитору» ходить на мелководье, там, где не могли пройти морские корабли. Показав свою несостоятельность как океанское судно, «Монитор» оказался зато чрезвычайно эффективным для патрулирования рек и заливов, и со времен гражданской войны по сей день основу всех речных флотилий составляют именно мониторы (имя грозного броненосца северян стало нарицательным).

К сожалению, судьба этих выдающихся исторических кораблей оказалась недолгой. Броненосец «Вирджиния» служил южанам всего два месяца. Когда Потомакская армия северян в мае 1862 года приблизилась к Норфолку, южане сами уничтожили свой первый броненосец, чтобы он не достался врагу. А спустя семь месяцев, 29 декабря 1862 года не стало и его соперника: при возвращении после ремонта на Хэмптомский рейд в свежую погоду «Монитор» захлестнула волна, и корабль пошел на дно, унеся с собой 16 человек команды…

dnevnicheg.blogspot.com

История корабля «Virginia» | www.korabli.eu

Конечно, корабли флота Конфедерации Южных Штатов не имеют прямого отношения к морским си­лам Соединенных Штатов — разве что как противни­ки. Однако, учитывая то значение, которое сыграло в истории морской войны сражение броненосцев «Virginia» и «Monitor», надо уделить внимание этому историческому броненосному кораблю конфедератов.

В апреле 1861 г., оставляя базу Норфолк, федера­лы подожгли находившийся там «Merrimack», а потом затопили его на отмели. В результате верхняя часть корпуса до ватерлинии сгорела, нижние отсеки были наполнены водой. Но южане использовали даже та­кой наполовину уничтоженный корабль

Превращение «Merrimack» в корабль нового типа конфедераты начали с того, что верхнюю обгорев­шую часть корпуса срезали почти до ватерлинии, уце­левшую жилую палубу превратили в орудийную.

В центральной части соорудили прямоугольный каземат длиной около 54 метров из двухдюймовых ду­бовых и сосновых досок. Стены каземата были накло­нены к палубе под углом 36 градусов, крыша имела 6 метров в ширину. Из-за отсутствия брони деревянный каземат обшили двумя перекрещивающимися слоями железных полос толщиной по 50 мм, полученных из сплющенных рельсов. В подводной части форштевня укрепили 700-кг чугунный таран.

Несмотря на значительное увеличение массы ко­рабля, его по-прежнему приводили в движение две старые двухцилиндровые машины с четырьмя котла­ми типа «Мартин», установленные на фрегате еще в 1856 г. В результате скорость броненосца не превы­шала 5 узлов.

В каземате были установлены шесть 229-мм ору­дий Дальгрена и четыре нарезных морских орудия Брука. Из этих последних два 178-мм стояли на верт­люгах в носу и корме, два других (162-мм) — у каждо­го из бортов. Расположенные близ топки, они пред­назначались для стрельбы калеными ядрами. Боеза­пас остальных орудий состоял из бомб.

Работы велись днем и ночью и были завершены в феврале 1862 г. А уже 8 марта «Virginia» атаковал ко­рабли северян на Хэмптонском рейде. Менее чем за два часа боя броненосец уничтожил фрегат, корвет и буксирное судно северян, сам не получив никаких по­вреждений.

После столкновения с «Monitor» броненосец южан оставался в строю всего лишь два месяца, охраняя от федерального флота базу в Норфолке.

В мае 1862 г. южанам пришлось эвакуировать ба­зу, к которой приближалась федеральная армия. Они попытались отвести «Virginia» вверх по реке Джеймс-Ривер, но осадка броненосца оказалась слишком ве­лика. Не помогли ни разоружение корабля, ни демон­таж брони. Поэтому экипаж посадил его на мель и взорвал возле островка Крэни.

Добавить в закладки:

www.korabli.eu

Броненосцы типа «Вирджиния» — ВиКи

В начале XX века Конгресс США, критически оценив предшествующие классы кораблей, счёл, что американские конструкторы набрали достаточный опыт, чтобы перейти от экспериментов и опытных единиц к крупносерийной постройке современных боевых кораблей. Успешная постройка серии броненосцев «Мэн» позволяла предположить, что технический риск при закладке сразу крупной серии будет сведён к минимуму, и новые корабли не будут иметь существенных недостатков проекта. Кроме того, критический анализ предшествующей — интенсивной, но сумбурной — кораблестроительной деятельности США, дал неутешительный результат: за 1890—1900 год было заложено двенадцать крупных броненосцев, но лишь четыре из них[1] были современными кораблями, пригодными для боя в открытом море. Такое положение представлялось совершенно недопустимым.

При проектировании новой серии броненосцев Конгресс вновь повысил предел разрешенного максимального водоизмещения[2] до 15 000 тонн. Это позволило гораздо более рационально расположить конструктивные элементы, чем в предшествующих проектах. Кроме того, общая тенденция на усиление вспомогательной артиллерии в начале XX века продемонстрировала американцам, что отказ от промежуточной 203-миллиметровой артиллерии был ошибкой. Новые броненосцы должны были получить 305-миллиметровые орудия главного калибра, 203-миллиметровые — промежуточного, и 152-миллиметровые скорострельные орудия. Проблемой было лишь скомпоновать данное вооружение в ограниченном водоизмещении.

Броненосцы типа «Вирджиния» были гладкопалубными высокобортными кораблями. Обе их башни главного калибра располагались на одном уровне и были подняты высоко над уровнем моря (предыдущие американские высокобортные броненосцы обычно имели кормовую башню палубой ниже носовой). В их силуэте прослеживалась стандартная для американского кораблестроения коробчатая надстройка с тремя высокими трубами и двухъярусной батареей, боевые мачты с многочисленными марсами и два мостика.

Вооружение

В конструкции броненосцев типа «Вирджиния» американцы вновь вернулись к двухъярусным башням главного калибра. Ранее таковые уже испытывались (малоуспешно) на броненосцах типа «Кирсадж», но инженеры считали, что с новыми башнями современного образца могут быть получены лучшие результаты, чем со старыми башнями «мониторного» типа. Новая башня была подлинно двухъярусной: то есть, верхняя её часть была не надстройкой к существующей башне, как раньше, а интегральным элементом конструкции.

На нижнем ярусе башен главного калибра стояли четыре тяжёлые 305-миллиметровые 40-калиберные орудия — мощные и современные морские пушки, составившие основу вооружения американских броненосцев того времени. Эти орудия вполне соответствовали мировым стандартам, а опыт испано-американской войны позволил, наконец, усовершенствовать процедуры заряжания орудий и поднять скорострельность до нормативных 1,5 выстрела в минуту. Орудийные башни Mark-5, использовавщиеся на «Вирджиниях», имели несколько бо́льший угол возвышения, чем башни на «Мэнах», и могли стрелять на дистанцию до 19 000 метров (правда, управлять огнём на такой дистанции во времена их закладки было ещё невозможно). С расстояния в 10 000 метров 305-мм снаряд мог пробить 250 миллиметров гарвеированной брони.

На верхнем ярусе башен главного калибра были установлены четыре «промежуточных» 203-миллиметровых 45-калиберных орудия. Ещё четыре такие же пушки стояли побортно в двух независимых двухорудийных башнях. Это было весьма удачное для того времени орудие, способное стрелять с частотой 1-2 выстрела в минуту на дистанцию до 20 550 метров. Его 118-кг снаряд, запускаемый с начальной скоростью 818 метров в секунду, мог пробить 127 миллиметров гарвеированой брони.

Таким образом, формально бортовой залп броненосцев серии «Вирджиния» состоял из четырёх 305-миллиметровых и шести 203-миллиметровых орудий. При этом 203-миллиметровые орудия на верхнем ярусе башен главного калибра имели отличные углы обстрела. Но практические проблемы, связанные с размещением орудий на разных ярусах одной башни все равно оставались, хотя и несколько сглаженные за счет лучшего качества как башен, так и орудий, по сравнению с предшествовавшими образцами. Залпы 305-миллиметровых и 203-миллиметровых орудий приходилось синхронизировать[3], выстрел одновременно из четырёх стволов создавал сильное задымление перед башней. Кроме того, существовала проблема уязвимости: один удачно попавший снаряд мог разом вывести из строя четыре тяжёлых установки. Значительный вес конструкции также приводил к частым поломкам. В итоге, корабли типа «Вирджиния» оказались вторыми и последними броненосцами с двухъярусными башнями, когда-либо построенными.

Скорострельная батарея состояла из 12 6-дюймовых 50-калиберных орудий. Орудия располагались в центре корпуса, на главной палубе, в индивидуальных казематных установках — палубой ниже бортовых башен 203-миллиметровой артиллерии, что позволяло орудиям разных калибров не перекрывать друг другу сектора выстрелов. Скорострельность орудий составляла до 6 выстрелов в минуту, при дальности огня до 14 000 метров.

Противоминное вооружение состояло из восьми 76-миллиметровых орудий в бронированных казематах в оконечностях, восьми таких же орудий в надстройке, и 25 1-фунтовых орудий (уже почти бесполезных в тенденции увеличения размеров и скорости миноносцев). Торпедное вооружение было представлено четырьмя 533-мм подводными торпедными системами.

Броневая защита

Всё бронирование кораблей было впервые выполнено из брони Круппа. Главный пояс высотой восемь футов (2,4 м — на 3 фута {0,91 м} выше ватерлинии и на 5 футов {1,5 м} ниже при нормальном водоизмещении), толщиной в цитадели 279 миллиметров и 190 мм внизу, тянулся вдоль всей ватерлинии, в оконечностях утоньшался до 76 мм и был высотой шесть футов в корме[4]. На верхнюю кромку главного пояса опирался верхний длиной 245 футов и толщиной 152 мм, защищавший борт в цитадели (между барбетами башен главного калибра) до главной палубы.

Сверху, над верхним поясом, стояли казематы 152-мм скорострельных орудий, защищённые 152-мм броней. Бортовые башни вспомогательного калибра защищала броня 165/152/51 мм (лицо/борт/крыша), броня их барбетов была 152 мм (вперед и наружу) и 102 мм (назад и вовнутрь)[4]. Башни главного калибра имели толщину броневых плит в 305-мм на нижнем ярусе и 152-мм на верхнем: барбеты имели толщину от 190 до 254 мм.

Горизонтальная защита обеспечивалась плоской броневой палубой толщиной 39 мм (62,5-фунтовой[прим. 1][5]) поверх главного пояса. Вне цитадели была 76 мм карапасная палуба[4].

Силовая установка

Корабли приводились в движение двумя паровыми машинами общей мощностью в 19 000 л. с. «Виржиния» и «Джорджия» первоначально получили 24 котла Никлосса. Остальные имели двенадцать котлов Бабкок и Вилкокс, которые обеспечивали достаточное давление пара для достижения максимальной (форсированной) скорости в 19 узлов. Дальность на ходу 10 узлов должна была составить 3825 миль при нормальном и 5500 миль при полном запасе угля. Нормальный запас угля составлял 900 дл. тонн, полный — 1955 дл. тонн.

После модернизации «Вирджиния» получила двенадцать котлов Бэбкок-Уилкокс. В войну на «Джорджии» 24 котла Никлосса то же заменили на двенадцать котлов «Бабкок и Вилкокс».

Дальность хода и маневренность

При полном запасе угля броненосцы с котлам Никлосса имели дальность 3825 морских миль на ходу 10 узлов (18,5 km/h), «Небраска» — 5950, остальные — 4860[4]. «Нью Вирджиния» имела тактический диаметр на ходу 12 узлов 478 ярдов при развороте правым бортом и 455 ярдов — левым[4].

Броненосцы типа «Вирджиния» были технической ошибкой. Хотя они имели мощную и хорошо продуманную систему бронирования, их скорость и мореходность не имели нареканий, из-за главного их недостатка — двухъярусных орудийных башен, являлись технически тупиковым направлением, хотя их башни были сконструированы значительно лучше, чем прежние на «Кирсейджах». Кроме того дальность хода была недостаточна для действий в Тихом океане. Котлы Никосса приобрели окончательную репутацию «пожирателей угля».

С вступлением в строй пяти броненосцев класса «Вирджиния» американский флот, наконец, обзавёлся мощной, полностью современной и однородной эскадрой, способной действовать в любой части земного шара. Но хотя американские верфи работали весьма быстро, и все пять кораблей были введены в строй в 1906—1907 году — через 4 года после закладки — появление британского «Дредноута» автоматически сделало их морально устаревшими. К Первой мировой войне эти линкоры, не прослужив и восьми лет, были переведены на второстепенные позиции эскортных, учебных кораблей и даже транспортов.

www.xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai

Броненосцы типа «Вирджиния» Википедия

Броненосцы типа «Вирджиния» (англ.  Virginia-class battleships) — серия из пяти эскадренных броненосцев, построенных для ВМФ США в 1902—1906 годах. Первые линкоры США, заложенные в XX веке. Наряду с броненосцами типа «Кирсадж», были одними из немногих кораблей, использовавших двухъярусные орудийные башни. Принимали ограниченное участие в Первой Мировой Войне в роли эскортных кораблей, но непосредственно в столкновениях с противником не участвовали. В 1920 помещены в резерв, и в 1922 в соответствии с условиями Вашингтонского Договора проданы на слом.

История

В начале XX века Конгресс США, критически оценив предшествующие классы кораблей, счёл, что американские конструкторы набрали достаточный опыт, чтобы перейти от экспериментов и опытных единиц к крупносерийной постройке современных боевых кораблей. Успешная постройка серии броненосцев «Мэн» позволяла предположить, что технический риск при закладке сразу крупной серии будет сведён к минимуму, и новые корабли не будут иметь существенных недостатков проекта. Кроме того, критический анализ предшествующей — интенсивной, но сумбурной — кораблестроительной деятельности США, дал неутешительный результат: за 1890—1900 год было заложено двенадцать крупных броненосцев, но лишь четыре из них[1] были современными кораблями, пригодными для боя в открытом море. Такое положение представлялось совершенно недопустимым.

При проектировании новой серии броненосцев Конгресс вновь повысил предел разрешенного максимального водоизмещения[2] до 15 000 тонн. Это позволило гораздо более рационально расположить конструктивные элементы, чем в предшествующих проектах. Кроме того, общая тенденция на усиление вспомогательной артиллерии в начале XX века продемонстрировала американцам, что отказ от промежуточной 203-миллиметровой артиллерии был ошибкой. Новые броненосцы должны были получить 305-миллиметровые орудия главного калибра, 203-миллиметровые — промежуточного, и 152-миллиметровые скорострельные орудия. Проблемой было лишь скомпоновать данное вооружение в ограниченном водоизмещении.

Конструкция

Броненосцы типа «Вирджиния» были гладкопалубными высокобортными кораблями. Обе их башни главного калибра располагались на одном уровне и были подняты высоко над уровнем моря (предыдущие американские высокобортные броненосцы обычно имели кормовую башню палубой ниже носовой). В их силуэте прослеживалась стандартная для американского кораблестроения коробчатая надстройка с тремя высокими трубами и двухъярусной батареей, боевые мачты с многочисленными марсами и два мостика.

Вооружение

В конструкции броненосцев типа «Вирджиния» американцы вновь вернулись к двухъярусным башням главного калибра. Ранее таковые уже испытывались (малоуспешно) на броненосцах типа «Кирсадж», но инженеры считали, что с новыми башнями современного образца могут быть получены лучшие результаты, чем со старыми башнями «мониторного» типа. Новая башня была подлинно двухъярусной: то есть, верхняя её часть была не надстройкой к существующей башне, как раньше, а интегральным элементом конструкции.

На нижнем ярусе башен главного калибра стояли четыре тяжёлые 305-миллиметровые 40-калиберные орудия — мощные и современные морские пушки, составившие основу вооружения американских броненосцев того времени. Эти орудия вполне соответствовали мировым стандартам, а опыт испано-американской войны позволил, наконец, усовершенствовать процедуры заряжания орудий и поднять скорострельность до нормативных 1,5 выстрела в минуту. Орудийные башни Mark-5, использовавщиеся на «Вирджиниях», имели несколько бо́льший угол возвышения, чем башни на «Мэнах», и могли стрелять на дистанцию до 19 000 метров (правда, управлять огнём на такой дистанции во времена их закладки было ещё невозможно). С расстояния в 10 000 метров 305-мм снаряд мог пробить 250 миллиметров гарвеированной брони.

На верхнем ярусе башен главного калибра были установлены четыре «промежуточных» 203-миллиметровых 45-калиберных орудия. Ещё четыре такие же пушки стояли побортно в двух независимых двухорудийных башнях. Это было весьма удачное для того времени орудие, способное стрелять с частотой 1-2 выстрела в минуту на дистанцию до 20 550 метров. Его 118-кг снаряд, запускаемый с начальной скоростью 818 метров в секунду, мог пробить 127 миллиметров гарвеированой брони.

Таким образом, формально бортовой залп броненосцев серии «Вирджиния» состоял из четырёх 305-миллиметровых и шести 203-миллиметровых орудий. При этом 203-миллиметровые орудия на верхнем ярусе башен главного калибра имели отличные углы обстрела. Но практические проблемы, связанные с размещением орудий на разных ярусах одной башни все равно оставались, хотя и несколько сглаженные за счет лучшего качества как башен, так и орудий, по сравнению с предшествовавшими образцами. Залпы 305-миллиметровых и 203-миллиметровых орудий приходилось синхронизировать[3], выстрел одновременно из четырёх стволов создавал сильное задымление перед башней. Кроме того, существовала проблема уязвимости: один удачно попавший снаряд мог разом вывести из строя четыре тяжёлых установки. Значительный вес конструкции также приводил к частым поломкам. В итоге, корабли типа «Вирджиния» оказались вторыми и последними броненосцами с двухъярусными башнями, когда-либо построенными.

Скорострельная батарея состояла из 12 6-дюймовых 50-калиберных орудий. Орудия располагались в центре корпуса, на главной палубе, в индивидуальных казематных установках — палубой ниже бортовых башен 203-миллиметровой артиллерии, что позволяло орудиям разных калибров не перекрывать друг другу сектора выстрелов. Скорострельность орудий составляла до 6 выстрелов в минуту, при дальности огня до 14 000 метров.

Противоминное вооружение состояло из восьми 76-миллиметровых орудий в бронированных казематах в оконечностях, восьми таких же орудий в надстройке, и 25 1-фунтовых орудий (уже почти бесполезных в тенденции увеличения размеров и скорости миноносцев). Торпедное вооружение было представлено четырьмя 533-мм подводными торпедными системами.

Броневая защита

Всё бронирование кораблей было впервые выполнено из брони Круппа. Главный пояс высотой восемь футов (2,4 м — на 3 фута {0,91 м} выше ватерлинии и на 5 футов {1,5 м} ниже при нормальном водоизмещении), толщиной в цитадели 279 миллиметров и 190 мм внизу, тянулся вдоль всей ватерлинии, в оконечностях утоньшался до 76 мм и был высотой шесть футов в корме[4]. На верхнюю кромку главного пояса опирался верхний длиной 245 футов и толщиной 152 мм, защищавший борт в цитадели (между барбетами башен главного калибра) до главной палубы.

Сверху, над верхним поясом, стояли казематы 152-мм скорострельных орудий, защищённые 152-мм броней. Бортовые башни вспомогательного калибра защищала броня 165/152/51 мм (лицо/борт/крыша), броня их барбетов была 152 мм (вперед и наружу) и 102 мм (назад и вовнутрь)[4]. Башни главного калибра имели толщину броневых плит в 305-мм на нижнем ярусе и 152-мм на верхнем: барбеты имели толщину от 190 до 254 мм.

Горизонтальная защита обеспечивалась плоской броневой палубой толщиной 39 мм (62,5-фунтовой[прим. 1][5]) поверх главного пояса. Вне цитадели была 76 мм карапасная палуба[4].

Силовая установка

Корабли приводились в движение двумя паровыми машинами общей мощностью в 19 000 л. с. «Виржиния» и «Джорджия» первоначально получили 24 котла Никлосса. Остальные имели двенадцать котлов Бабкок и Вилкокс, которые обеспечивали достаточное давление пара для достижения максимальной (форсированной) скорости в 19 узлов. Дальность на ходу 10 узлов должна была составить 3825 миль при нормальном и 5500 миль при полном запасе угля. Нормальный запас угля составлял 900 дл. тонн, полный — 1955 дл. тонн.

После модернизации «Вирджиния» получила двенадцать котлов Бэбкок-Уилкокс. В войну на «Джорджии» 24 котла Никлосса то же заменили на двенадцать котлов «Бабкок и Вилкокс».

Дальность хода и маневренность

При полном запасе угля броненосцы с котлам Никлосса имели дальность 3825 морских миль на ходу 10 узлов (18,5 km/h), «Небраска» — 5950, остальные — 4860[4]. «Нью Вирджиния» имела тактический диаметр на ходу 12 узлов 478 ярдов при развороте правым бортом и 455 ярдов — левым[4].

Служба

Оценка проекта

Броненосцы типа «Вирджиния» были технической ошибкой. Хотя они имели мощную и хорошо продуманную систему бронирования, их скорость и мореходность не имели нареканий, из-за главного их недостатка — двухъярусных орудийных башен, являлись технически тупиковым направлением, хотя их башни были сконструированы значительно лучше, чем прежние на «Кирсейджах». Кроме того дальность хода была недостаточна для действий в Тихом океане. Котлы Никосса приобрели окончательную репутацию «пожирателей угля».

С вступлением в строй пяти броненосцев класса «Вирджиния» американский флот, наконец, обзавёлся мощной, полностью современной и однородной эскадрой, способной действовать в любой части земного шара. Но хотя американские верфи работали весьма быстро, и все пять кораблей были введены в строй в 1906—1907 году — через 4 года после закладки — появление британского «Дредноута» автоматически сделало их морально устаревшими. К Первой мировой войне эти линкоры, не прослужив и восьми лет, были переведены на второстепенные позиции эскортных, учебных кораблей и даже транспортов.

Примечания

Комментарии
  1. ↑ 40,8-фунта=1 дюйм=25,4 мм
Использованная литература и источники

Ссылки

  • Chesneau, Roger. Conway's All the World's Fighting Ships, 1860–1905 / Roger Chesneau, Eugène M. Koleśnik, N.J.M. Campbell. — London : Conway Maritime Press, 1979. — ISBN 0-85177-133-5.
  • Sondhaus, Lawrence. Naval Warfare 1815–1914. — London : Routledge, 2001. — ISBN 0-415-21478-5.
  • Pike, John BB-13 Virginia Class (неопр.). GlobalSecurity.org. Дата обращения 3 октября 2011.
  • Friedman N. U.S. Battleships: An Illustrated Design History. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1985. — 464 p. — ISBN 0-87021-715-1.

wikiredia.ru

Броненосцы типа «Вирджиния» Википедия

Броненосцы типа «Вирджиния» (англ.  Virginia-class battleships) — серия из пяти эскадренных броненосцев, построенных для ВМФ США в 1902—1906 годах. Первые линкоры США, заложенные в XX веке. Наряду с броненосцами типа «Кирсадж», были одними из немногих кораблей, использовавших двухъярусные орудийные башни. Принимали ограниченное участие в Первой Мировой Войне в роли эскортных кораблей, но непосредственно в столкновениях с противником не участвовали. В 1920 помещены в резерв, и в 1922 в соответствии с условиями Вашингтонского Договора проданы на слом.

В начале XX века Конгресс США, критически оценив предшествующие классы кораблей, счёл, что американские конструкторы набрали достаточный опыт, чтобы перейти от экспериментов и опытных единиц к крупносерийной постройке современных боевых кораблей. Успешная постройка серии броненосцев «Мэн» позволяла предположить, что технический риск при закладке сразу крупной серии будет сведён к минимуму, и новые корабли не будут иметь существенных недостатков проекта. Кроме того, критический анализ предшествующей — интенсивной, но сумбурной — кораблестроительной деятельности США, дал неутешительный результат: за 1890—1900 год было заложено двенадцать крупных броненосцев, но лишь четыре из них[1] были современными кораблями, пригодными для боя в открытом море. Такое положение представлялось совершенно недопустимым.

При проектировании новой серии броненосцев Конгресс вновь повысил предел разрешенного максимального водоизмещения[2] до 15 000 тонн. Это позволило гораздо более рационально расположить конструктивные элементы, чем в предшествующих проектах. Кроме того, общая тенденция на усиление вспомогательной артиллерии в начале XX века продемонстрировала американцам, что отказ от промежуточной 203-миллиметровой артиллерии был ошибкой. Новые броненосцы должны были получить 305-миллиметровые орудия главного калибра, 203-миллиметровые — промежуточного, и 152-миллиметровые скорострельные орудия. Проблемой было лишь скомпоновать данное вооружение в ограниченном водоизмещении.

ruwikiorg.ru

Броненосцы типа «Вирджиния»



Броненосцы типа «Вирджиния» Tue . 19 Sep 2019 поисковая система

Toggle navigation

  • Домашня страница
  • TR
  • EN
  • RU
  • UK
  • KK
  • BE
TR | UK |

www.turkaramamotoru.com

Броненосец Вирджиния

Страна

США

Тип

Броненосец

Общие характеристики

Длина (м):

134,5

Ширина (м):

22,3

Водоизмещение (тонн):

16100

Скорость (узлов):

19

Осадка (м):

7,2

Экипаж:

812

Вооружениe

Орудия:

4 305 мм
8 203 мм
12 152 мм
12 76 мм

Торпедные аппараты:

4 533 мм

Гладкопалубные броненосцы с оригинальной схемой размещения артиллерии — двухъярусными башнями в оконечностях. Эти установки, ранее применявшиеся на Кирсардж, значительно усовершенствованы, однако появились на американских кораблях в последний раз. Неудобство управления и риск вывода из строя четырех орудий одним попаданием перевесили соблазн иметь теоретически очень мощный огонь из 4 305-мм, 6 203-мм и 6 152-мм орудий на борт. Основным признаком серии "Вирджиния" стал гладкопалубный корпус, а “начинка” характеризовалась обильным применением электричества.

 

В 1909— 1910 гг. все оборудованы решетчатыми мачтами и новыми дально­мерами.

Все исключены из списков в соответствии с Договор пяти держав.

ВВ.13Вирджиния1906/1923

"Вирджиния" использован в качестве мишени.

ВВ.15Джорджия1906/1923

 

ВВ.16Нью-Джерси1906/1923

"Нью-Джерси" использован в качестве мишени.

ВВ.17Род Айленд1906/1924

 

ВВ.14Небраска1907/1923

tonnel-ufo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *