Бронеавтомобиль «Тигр» — технические характеристики и фото
Вряд ли можно ошибиться, назвав российский бронеавтомобиль «Тигр» самым большим, защищенным и высокопроходимым отечественным внедорожником. Это транспортное средство, выпускаемое на Арзамасском автозаводе, может быть оборудовано различными типами вооружения и способно преодолевать самые трудные дорожные препятствия. Параметры защиты экипажа и проходимости, которые имеет отечественная машина, настолько высоки, что даже знаменитый «Хаммер» не способен составить ей конкуренцию.
Историческая справка
С момента появления первых автомобилей у их разработчиков сразу стали возникать идеи оборудования экипажей системой защиты от осколков и пуль. Эти замыслы были воплощены в жизнь спустя короткое время — с началом Первой мировой войны, период которой можно считать звездным часом «железных монстров». Первые российские бронеавтомобили производились в 1904 г. французской фирмой «Шарон, Жиридо и Вуа». Уже в январе 1905 года эти машины заняли свое место в действующей армии. Кстати, автором такого транспортного средства являлся М. А. Накашидзе, служивший тогда подъесаулом в Сибирском казачьем полку. Бронеавтомобили того времени по мобильности были сравнимы с кавалерией и имели надежную защиту от пуль. Наличие собственного вооружения и недостатки тогдашних танков сделали из этого «чудо-оружия» реальное средство ведения боя.
Современные реалии
Прошло время, изменилась военная стратегия, облик современной армии, а разработка и производство такой техники, благодаря росту промышленных возможностей, перешли на совершенно новый уровень. Сегодняшние модели бронеавтомобилей являются защищенными транспортными средствами, повышающими мобильности воинских и специальных подразделений. Такие машины применяются в армии — для проведения разведки, рейдов по тылам противника, доставки солдат к месту боя и их огневой поддержки. Особый интерес к этой технике проявляют и полицейские спецподразделения, вынужденные работать в стесненных городских условиях.
Модели бронеавтомобилей зарубежного производства
Вновь и вновь возникающие военные конфликты с участием стран-членов НАТО заставляют эти государства уделять повышенное внимание безопасности своих солдат. Армия США в 2009 году заказала компании Oshkosh Truck производство 1000 новых бронемашин марки M-ATV. Это мощный, хорошо защищенный броневик массой 14,5 тонн и грузоподъемностью до 1900 кг. Машина оснащена турбодизелем мощностью 370 л/с, который позволяет ей двигаться со скоростью 105 км/ч. Наряду с этим заказом, министерство обороны США объявило тендер на разработку замены старому доброму HMMWV – «Хаммеру», который долгие годы стоит на вооружении во многих странах мира. Из других машин такого класса нужно отметить немецкие ATF Dingo, имеющие V-образное днище с противоминной защитой и LAPV Enok, обладающие отличными скоростными характеристиками. Из техники стран бывшего СССР наиболее известны украинские бронеавтомобили «Дозор-Б» и KrAZ MPV TC.
Отечественные разработки
Современные российские бронеавтомобили стали активно разрабатываться отечественными конструкторами с конца 90-х. На Горьковском автозаводе работы по созданию такой техники велись группой проектировщиков, которой руководил опытный инженер А. Г. Масягин. Учеными были тщательно изучены все достоинства и недоработки зарубежной техники. В результате проведенной работы, конструкторы КБ разработали абсолютно новую машину, которая отвечала всем современным стандартам. Это транспортное средство получило название бронеавтомобиль «Тигр» (СТС ГАЗ-2330). Осенью 2002-го первые опытные образцы такой техники поступили для эксплуатации в отряд столичного СОБРа. Спустя некоторое время, руководством МВД России было издано указание об оснащении всех своих спецподразделений машинами «Тигр» и размещен заказ на партию этих бронеавтомобилей.
Конструктивные особенности автомобиля
Руководство Арзамасского автозавода учло все пожелания сотрудников спецслужб, и в конце 2003 года бронеавтомобиль «Тигр» был запущен в производство. Бытует мнение, что при его создании использовались узлы и агрегаты ГАЗ-66. Это неверно, так как общего у них — только колесная формула. ГАЗ-2330 имеет жесткую раму, на которую монтируется независимая торсионная подвеска, снабженная гидравлическими амортизаторами. Кузов армейской (полицейской) модели – бронированный, трехдверный и рассчитан на транспортировку 6–9 военнослужащих, а также до 1,2 тонн груза. Силовая установка машины состоит из мощного дизельного двигателя, пятиступенчатой МКПП и механизма сцепления с гидроусилителем. Автомобиль оснащен двухступенчатой раздаточной коробкой, которая имеет электропневматический привод блокировки, и двумя мостами с дифференциалами высокого трения. Колеса «Тигра» снабжены специальными покрышками, предназначенными для преодоления труднопроходимой местности.
Конструкция ходовой части
Чтобы соответствовать современным требованиям, бронеавтомобиль «Тигр» должен с одинаково высокой скоростью передвигаться и по шоссейным, асфальтированным трассам, и в условиях бездорожья. Выполнение этой задачи обеспечивается конструктивными особенностями новых торсионов, прочной рычажной подвеской и энергоемкими амортизаторами. Наличие таких элементов позволяет машине сохранять устойчивость в процессе движения как по сухой, так и по мокрой дороге. Модифицированная подвеска, постоянный полный привод, высокий клиренс, блокировка межосевого и межколесного дифференциалов, а также грамотно спроектированная колесная база способствуют отличной проходимости автомобиля по сырым, болотистым грунтам. Ходовая часть «Тигра» обеспечивает комфортное передвижение экипажа со скоростью до 150 км/ч по шоссе и до 75 км/ч по бездорожью.
Силовая установка
Бронеавтомобиль «Тигр», технические характеристики которого прошли испытания на полигонах спецподразделений МВД, был оборудован турбированным двигателем Cammins B205 американского производства. Этот дизельный мотор, развивающий мощность до 210 л/с, обладает отличными динамическими качествами. В последнее время на машинах этой марки устанавливаются, преимущественно, российские дизельные двигатели с турбонаддувом марки ЯМЗ-534. Эти шестицилиндровые моторы компактнее импортных аналогов, но имеют большую (235 л/с) мощность и соответствуют экологическому стандарту «Евро-3».
Установка вооружения
Крыша армейской модели «Тигра» оборудована поворотной платформой, на которой монтируются турели для нескольких видов современного стрелкового вооружения — крупнокалиберных пулеметов «Корд» или «Печенег» и гранатометов АГС-17 или АГС-30. Размеры и конструкция люка автомобиля обеспечивают ведение огня, в разных направлениях, сразу двумя стрелками. Также существует несколько отдельных, бронированных орудийных модулей отечественного и иностранного производства, устанавливаемых на военную версию машины. Бронеавтомобиль «Тигр» оснащен специальными отсеками для размещения боекомплекта, а также креплениями дополнительного вооружения – ручных реактивных гранат и ПЗРК. На армейском варианте машины также установлены два мощных поисковых прожектора, которые управляются из салона.
Удобство в эксплуатации
Все разновидности «Тигра» имеют в своем арсенале дистанционную регулировку давления воздуха в шинах, систему автоматического пожаротушения и подогрев двигателя, который способствует его запуску при сверхнизких температурах. Машины оборудованы электроприводными лебедками. Руль и передние сиденья регулируются как по высоте, так и по горизонтали. На технике могут устанавливаться АКПП, кондиционер и антиблокировочная система. Недавно с конвейера Арзамасского автозавода сошел бронеавтомобиль «Тигр», модель которого была оснащена бортовой системой управления, имеющей функции информационного контроля за работой электрооборудования, а также навигации.
Модификации автомобиля
Существуют две основные версии специального автомобиля «Тигр». СПМ ГАЗ-233034 и ГАЗ-233036 являются специальными машинами полиции и используются как оперативно-служебный транспорт МВД России.
Кузовы этой техники имеют отличное бронирование и оснащены местами водителя, старшего группы, а также семи членов экипажа. Крыша СПМ оборудована двумя люками без кронштейнов для установки оружия. Бронеавтомобиль «Тигр», фото которого вы видите – СТС ГАЗ-233014. Он является специальным транспортным средством – машиной для армейских подразделений. В ее крыше расположен объемный люк с креплениями для вооружения. Цельнометаллический кузов имеет бронезащиту третьего класса прочности. Стекла машины надежно бронированы и могут открываться для ведения огня членами экипажа. Армейский «Тигр», помимо кресла водителя, вмещает в себя места командира машины и четырех десантников. Здесь отведены особые ниши под боекомплект, дополнительное вооружение, радиостанцию и систему блокировки взрывных радиоуправляемых устройств. Помимо основных версий, выпущены несколько модификаций спецавтомобилей для командования, машин с усиленной защитой против мин, транспорта с установленными ракетными комплексами и так далее.Бронеавтомобиль «Тигр». Гражданский вариант
В 2009 году на автозаводе началось производство небронированного автомобиля «Тигр» — ГАЗ-233001. Машина собрана на базе спецавтомобилей, с применением всех технологий, которые предназначались для изготовления военной техники. Модель имеет цельнообъемный пятидверный кузов с большим грузовым отсеком и способна перевозить четырех человек, а также 1,5 тонны груза. Полный привод, увеличенный дорожный просвет, независимая подвеска и две электролебедки обеспечивают гражданскому «Тигру» отличную проходимость в условиях бездорожья. Автомобиль оснащен мощным, но экономичным дизельным мотором и двумя вместительными баками для топлива, дающими возможность проехать 800 км без дозаправки. Максимальная скорость, которую способен развивать гражданский вариант «Тигра» составляет 160 км/ч. Машина оборудована вместительным багажником, а также имеет лестницу на задней двери. В крыше установлен люк с электрическим приводом. В отделке интерьера салона использованы натуральные кожа и замша. Машина оборудована электрорегулировкой передних сидений, видеокамерой заднего обзора и электрическими стеклоподъемниками.
Основные тактико-технические характеристики автомобиля
Наименование | Спецавтомобили «Тигр» | Гражданский «Тигр» |
Длина (мм) | 5700 | 5160 |
Ширина (мм) | 2300 | 2300 |
Высота (мм) | 2300 | 2150 |
Масса (кг) | 7600 | 6200 |
Грузоподъемность (кг) | 1200 | 1500 |
Макс. скорость (км/ч) | 140 | 160 |
Клиренс (мм) | 400 | 400 |
Расход топлива (л) | 35 | 20 |
Макс. мощность двигателя (л/с) | 235 | 205 |
Бронеавтомобили России
Помимо бронетехники марки «Тигр» необходимо упомянуть еще несколько машин такого же класса. Наибольшую известность получил автомобиль «Рысь», лицензионный аналог итальянского IVECO LMV L65.
Также российские производители выпускают машины «Волк», «Медведь» и «Тайфун», которые используются, в основном, МЧС и спецслужбами. Бронеавтомобили «Рысь» и «Тигр» одно время очень серьезно боролись между собой за право быть принятыми на вооружение российской армией. Нешуточная интрига сохранялась довольно долго. В итоге именно бронеавтомобиль «Тигр», технические характеристики которого намного превзошли показатели своего конкурента, одержал заслуженную победу в этом состязании. Нужно отметить, что эти машины уже успели принять участие в полномасштабных боевых действиях. Появление «Тигров» в августе 2008 года в Южной Осетии помогло сберечь жизни многих наших военнослужащих, задействованных в операции по принуждению Грузии к миру. Все без исключения модели СТС ГАЗ-2330 отмечены только лучшими отзывами от представителей силовых структур и организаций, которые эксплуатируют эту технику.fb.ru
ГАЗ-2330 «ТИГР»
Автор: По материалам Eaglemoss
Категории: Бронетехника
Создание многоцелевых автомобилей — одна из современных тенденций в развитии легковых бронированных машин. Проектрированием и производством данных транспортных средств занимается множество компаний по всему миру. Данная сфера деятельности не обошла и Россию — свой образец подобной машины предложил Арзамасский машиностроительный завод.
История создания
Первой вехой в истории развития многоцелевых бронированных машин стала разработка вездехода для армии США — HMMWV M998, ошибочно называемым «Хаммером».
«Хаммер» же, по сути, является гражданской версией военной машины именуемой в обиходе «Хамви», которая поступила на вооружение в армию США в 1981 году, а получила мировую популярность после войны в Персидском заливе. Существовало множество модификаций данной машины, в том числе бронированные и полубронированные. Тем не менее, данные автомомбили не соответстсовали требованиям, предъявляемым к машинам такого класса (что выяснилось после ввода американских войск в Ирак и Афганистан), что и стало толчком в разработке новых бронетанковых вооружений.
Российским ответом «Хаммеру» считается специальное транспортное средство «Тигр», которое появилось в начале 2000-х годов. Однако, были и предшественники. Таким можно считать ГАЗ-3937 «Водник».
Горьковский автозавод получил заказ на проект «Водник» в конец 1980-х годов. Военные задумывали данную машину как многоцелевой разведывательно-диверсионный вездеход, замену утсаревающему БРДМ-2. Проектирование машины возглавил А. Г. Масягин — руководитель Управлением конструкторских и эксперементальных работ ГАЗа. Вездеходу успешно дались заводские и государственные испытания и он был рекомендован к принятию на вооружение, но началу серийного производства этих машин помешало отсутствие финансов у заказчика.
Основное преимущество «Водника» заключается в том, что благодаря быстроразьемному соединению
заднего модуля и опорного фланца корпуса возможна оперативная замена различных модулей на
одном автомобиле даже в полевых условиях. Таким образом, имея ряд различных модулей, одно шасси
может выполнять функции нескольких автомобилей.
Впервые ГАЗ-3937 (в гражданском исполнении) был представлен широкой публике в 1994 году
на выставке «Средства спасения-94» и вызвал большой интерес среди журналистов, окрестивших
его русским Хаммером.
В основу конструкции «Водника» положена модульная схема. Сварной корпус автомомбиля имеет 2 съемных модуля — передний и задний. В переднем модуле находились силовое отделение и отделение управления, разделенные герметичной перегородкой. Задний модуль включал в себя места для транспортировки людей и грузов, монтажа специального оборудования и различных видов кузовов.
Важным решением в компановке данного автомобиля стало решение вынесести колеса за пределы несущего корпуса и предусмотреть открытую нишу. За счет этого при подрыве на мине основной удар отражается от неподрессоренных масс и воздушная волна уходит в крыло, изготовленное из тонкого листа, что значительно снижает ударную нагрузку на корпус машины. Сиденья в заднем модуле не имеют прямой связи с днищем машины, что является одним из факторов безопасности во время передвижения. «Водник» считается плавающим, однако, водоходные способности автомобиля ограничены что, в первую очередь, обусловлено отсутствием гребного винта, водомета или какого-либо водоходного движителя.
Движение
www.metaljournal.com.ua
Новая версия бронемашины «Тигр» изготовлена арзамасскими машиностроителями
Арзамасский машиностроительный завод приступил к выпуску модифицированного бронированного автомобиля «Тигр-6А». Конструкция автомобиля основана на базовой модели СПМ-2 «ГАЗ-233036» «Тигр». Одним из главных достоинств машины является броневая защита корпуса, которая по прочности превосходит защиту корпуса обычных армейских «ГАЗа-66» и «УАЗа».
К слову, «Тигры» на заводе выпускаются начиная с 2005 года. «Тигры» могут транспортировать девять человек со скоростью до 140 километров в час. Также экипаж «Тигра» может по ходу движения производить стрельбу из люка на крыше, а также через створки, которые открываются по бортам и на бронированных стеклах в дверях. Сейчас бронеавтомобиль выпускается в нескольких модификациях: СПМ-1, СПМ-2, командно-штабной автомобиль Р-145БМА для правоохранительных органов и специальное транспортное средство ВПК-23314 «Тигр-М» по заказу Минобороны России.
Новый «Тигр-6А» служит для осуществления безопасного передвижения в боевых условиях командного состава. На данный момент бронеавтомобиль начал подготовку к контролю его тактико-технических характеристик, а затем будут проведены полигонные испытания. После завершения всех предусмотренных проверок и испытаний «Тигр-6А» планируется запустить в серию.
Внутренние механизмы и техническое оснащение нового «Тигра» не претерпели больших изменений, разве что принципиально изменился корпус. Была установлена дополнительная броня входных дверей и передней части – вокруг всего днища и лобового стекла. Это способствует наибольшей защите членов экипажа от пуль и мин. Установлена также и дополнительная броневая защита двигателя. Установлены дополнительно еще две боковые задние двери, подобные передним. Они служат для более удобной высадки экипажа. Увеличилась толщина броневого листа лобовых стекол, и была изменена марка броневой стали, чтобы увеличить огневую стойкость «Тигра-6А». В конструкции бронеавтомобиля появился также боевой грузовой отсек, который закрыт тентом, в задней части корпуса бронемашины. Отсек предназначен для самых разнообразных целевых нужд: как для транспортирования еще двух человек, так и для перевозки дополнительных грузов. В итоге новый «Тигр-6А» стал похож на бронированный пикап.
Салон стал более комфортным: вместе с ремнями безопасности и подголовниками располагаются еще и «плавающие» кресла на амортизаторах, которые смягчают езду по бездорожью. Установлена также защита от осколков. У такой защиты число технической ткани увеличено. Это препятствует попаданию осколков от разорвавшихся снарядов внутрь бронемашины.
Своими впечатлениями по поводу новой машины делится начальник МСЦ-6 Сергей Буров: «Этот новый «Тигр» – очень удачная машина. Для быстрой и безопасной транспортировки экипажа лучше придумать невозможно. Полагаю, что «Тигр-6А» имеет все шансы для дальнейшей модернизации. Уверен, она будет пользоваться популярностью как на внутреннем, так и на внешнем рынках». Дополнительной защитой также снабдили и автомобильный двигатель. Вместе с тем, изменился и класс брони всех стекол – с «5» на «6А».
Кроме поставок «Тигра-6А» на российский рынок, ряд зарубежных заказчиков также заинтересовались в приобретении новой модели. Уже десять государств, в том числе Иордания, Бразилия и Израиль, выразили такую готовность.
Кстати, на днях на заводе-изготовителе «Тигра-6А» проходил сертификационный аудит систем управления качеством продукции, которая выпускается. Основной целью проведенного аудита является получение ОАО «АМЗ» сертификата соответствия системы менеджмента качества (СМК) требованиям ГОСТ РВ 15.002-2003 и ГОСТ Р ИСО 9001-2008. В проведении сертификации приняли непосредственное участие специалисты системы добровольной сертификации «Военный Регистр». Cпециалисты «Военного Регистра» приняли решение выдать ОАО «АМЗ» сертификат соответствия выпускаемой продукции сроком до трех лет.
topwar.ru