Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-2 » Военное обозрение

В середине семидесятых годов на вооружение Советской армии была принята бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1, построенная на базе основного танка Т-72. Появление этой машины позволило заметно упростить эвакуацию поврежденной техники и ее дальнейший ремонт. Было очевидно, что в подобной технике нуждаются не только танкисты, но и другие рода войск, эксплуатирующие различную бронетехнику. Результатом этого стал старт разработки ремонтной машины БРЭМ-2.

К началу восьмидесятых годов Советский Союз построил большое количество боевых машин пехоты и другой легкой бронетехники. В случае начала полномасштабного вооруженного конфликта с вероятным противником эта техника должна была идти в бой, перевозить солдат и поддерживать их огнем. Естественно, в ходе боев бронемашины должны были получать повреждения и выходить из строя. Для их ремонта следовало использовать специальную технику, однако это было связано с определенными затруднениями. Как и танкисты до недавнего времени, экипажи боевых машин пехоты были вынуждены полагаться на разнообразный парк специальной техники. Универсальная ремонтно-эвакуационная машина при этом отсутствовала. Использование новейших БРЭМ-1 так же не имело смысла ввиду избыточности их характеристик и занятости на своем «месте работы». Как следствие, требовалась новая машина аналогичного назначения.


В 1982 году Конструкторско-технологический центр министерства обороны (г. Киев) получил приказ разработать легкую БРЭМ на базе существующей БМП-1. Применение подобного шасси позволяло упростить проект, а также удешевить эксплуатацию машин за счет унификации агрегатов. Кроме того, в это время производство БМП-1 постепенно сокращалось в пользу более новой БМП-2, а в будущем планировался их постепенный вывод из эксплуатации. Таким образом, старые машины предлагалось использовать в качестве основы для новой БРЭМ. Комплект специального оборудования планировалось устанавливать в ходе ремонта и модернизации на соответствующих предприятиях.

Общий вид БРЭМ-1. Фото Armor.kiev.ua

Проект новой ремонтно-эвакуационной машины, являясь второй современной разработкой в этой области, получил соответствующее название: БРЭМ-2. Таким образом, ремонтные машины для танковых и мотострелковых войск должны были иметь схожие обозначения. В дальнейшем такая «традиция» сохранилась.

В качестве основы для БРЭМ-2 была взята БМП-1, что сказалось на ряде основных особенностей. Ремонтно-эвакуационная машина сохранила основные черты базовой БМП, однако получила набор нового оборудования, установленного внутри корпуса и за его пределами. Так, компоновка корпуса претерпела некоторые изменения. Силовая установка осталась в передней части корпуса, в правой его части, у левого борта сохранились рабочие места двух членов экипажа. Позади них вместо боевого отделения располагаются еще два рабочих места, а десантный отсек отдан под машинное отделение с набором специальной аппаратуры. В ходе переделки БМП-1 не должны были лишаться кормовых дверей, что позволило обеспечить более удобный доступ к аппаратуре машинного отделения.

Корпус БРЭМ-2 сохранил противопульное бронирование базовой машины и способен защитить экипаж от стрелкового оружия при обстреле со всех направлений. Лобовая проекция имеет усиленную защиту. Часть внешних агрегатов, предложенных новым проектом, так же имеет защиту. Во избежание повреждений они выполняются из броневой стали.

Как и у базовой машины, в моторно-трансмиссионном отделении БРЭМ-2 находится дизельный двигатель УТД-20 мощностью 300 л.с. Такая силовая установка обеспечивает удельную мощность на уровне 22 л.с. на тонну веса, благодаря чему скорость 14-тонной машины на шоссе достигает 65 км/ч. Имеется возможность пересечения водных преград вплавь при помощи перемотки гусениц. При этом скорость движения не превышает 6-7 км/ч.


Общий вид. Фото Armor.kiev.ua

По имеющимся данным, силовая установка и ходовая часть БРЭМ-2 немного отличаются от агрегатов базовой БМП-1. С целью упрощения производства и увеличения характеристик некоторые детали были заменены аналогичными, но взятыми у более новой БМП-2, к началу восьмидесятых поступившей в серию.

Экипаж БРЭМ-2 состоит из четырех человек. Слева от двигателя, друг за другом, размещаются механик-водитель (он же оператор крана) и командир. У правого борта, в районе бывшего боевого отделения, размещаются специалист по электрооборудованию и слесарь-сващик. По другим данным, в экипаж не входит слесарь, а его обязанности должны выполнять командир и специалист по электрооборудованию. Экипаж располагает собственными люками в крыше машины. Люки водителя и командира располагаются на тех же местах, что и в случае с БМП-1. Люк третьего члена экипажа размещен у правого борта, с заметным сдвигом назад. Для наблюдения за обстановкой экипаж имеет перископические приборы. Кроме того, предусмотрено использование приборов ночного видения в темное время суток.

Помимо приборов наблюдения командирский люк оснащается прожектором и установкой для пулемета ПКМ. Для самообороны экипаж БРЭМ-2 может использовать пулемет с боекомплектом 1000 патронов. Кроме того, для постановки дымовой завесы и маскировки своей работы машина может использовать шесть дымовых гранатометов. Эти устройства располагаются на крыше машины, перед грузовой платформой. Для борьбы с бронетехникой противника экипаж имеет реактивный гранатомет РПГ-16 с боекомплектом.

Задачей «Бронированной ремонтно-эвакуационной машины, второй» является оказание разнообразной технической помощи поврежденной легкой бронетехнике. Проектом предусматривался набор специального оборудования, предназначенный для вытаскивания техники из грязи, буксировки к пункту сбора, а также проведения ремонта, в том числе с грузоподъемными работами. Следует отметить, набор специального оборудования машины БРЭМ-2 в определенной мере напоминает комплекс средств БРЭМ-1, что, в первую очередь, связано с предъявлявшимися требованиями.


Стрела подъемного крана в походном положении. Фото Tigerscorner.ru

Для вытаскивания «засевшей» техники БРЭМ-2 имеет тяговую лебедку и сошник-бульдозер. Последний располагается на нижнем лобовом листе корпуса и перед работой должен откидываться на шарнире вниз. Какие-либо приводы не предусматриваются. Основной задачей сошника является обеспечение устойчивости машины при вытягивании сравнительно тяжелого объекта, поскольку сцепление гусениц может быть недостаточным для ее удержания на месте. Кроме того, сошник-бульдозер может выполнять функции оборудования для самоокапывания. В походном положении сошник поднимается вверх и закрепляется при помощи двух стопоров.

Машинное отделение вмещает набор специального оборудования, главным элементом которого является механическая тяговая лебедка. Это устройство предназначено для вытаскивания техники, а также, при необходимости, для ее буксировки на небольшие расстояния. Лебедка комплектуется металлическим тросом длиной 150 м. Механизмы этого устройства позволяют развивать тяговое усилие до 6,5 тс. Для увеличения тяги экипаж БРЭМ-2 может использовать полиспаст, состоящий из двух блоков. При помощи этого устройства тяговое усилие увеличивается до 19,5 тс. Выдача троса осуществляется через блок в крыше корпуса. Кроме того, в передней части корпуса устанавливается специальный блок с роликами, при помощи которого трос поднимается над крышей и направляется в направлении «цели».

Вытащив поврежденную бронемашину из грязи, экипаж БРЭМ-2 должен доставить ее к месту ремонта. Для этого на кормовом листе корпуса, между люками, предусмотрено усиленное крепление для буксирного приспособления. Последнее имеет двухстороннюю внутреннюю амортизацию и позволяет брать на буксир технику весом порядка 10-15 т. В походном положении буксирное приспособление снимается со своего места и перевозится на креплениях борта корпуса.


Лобовая часть корпуса с волноотбойным щитком, устройством для подачи троса и сошником. Фото Tigerscorner.ru

На крыше корпуса, у левого борта позади люков водителя и командира, располагается опорно-поворотное устройство крана. Эта система позволяет производить погрузочные работы в секторе шириной 270°. На опорно-поворотном устройстве крепится подъемная стрела с электромеханическими приводами. В походном положении стрела укладывается под углом к оси корпуса. При этом она ложится на специальную опору в средней части корпуса и фиксируется на своем месте при помощи растяжки с крюками.

Без дополнительных приспособлений имеющийся кран имеет грузоподъемность на уровне 1,5 т, однако вес поднимаемого груза зависит от вылета стрелы, а максимальный вылет, в свою очередь, ограничивается нагрузкой. С помощью специального оборудования грузоподъемность крана, по некоторым данным, может быть увеличена до 7 т. Характеристики крана позволяют в полевых условиях проводить ремонт легкой бронетехники, в том числе с заменой отдельных агрегатов. В частности, имеется возможность замены силовой установки боевых машин пехоты и выполнения иных подобных работ.

На крыше машинного отделения располагается специальная грузовая платформа с откидными бортами. Она предназначается для перевозки комплектов ЗИП, различных инструментов, деталей и т.д. На своей платформе БРЭМ-2 может перевозить до 1,5 т грузов. Кроме того, некоторое оборудование перевозится в кормовой части корпуса. В состав специального оборудования, среди прочего, входит сварочный аппарат, энергоснабжение которого осуществляется от штатного генератора ВГ-7500. Перевозимый комплект инструментов позволяет выполнять различные операции по обслуживанию и ремонту бронемашин, а сварочный аппарат предназначается для резки и сварки деталей из черных металлов.

Проектные работы, строительство и последующие испытания машины-прототипа продолжались в течение нескольких лет. В 1985 году все необходимые проверки были завершены, после чего БРЭМ-2 приняли на вооружение сухопутных войск Советского Союза. Вскоре стартовало серийное производство этой техники. Для экономии времени, ресурсов и финансов ремонтно-эвакуационные машины не строились с нуля. Основой для этой техники становились боевые машины пехоты первой модели, нуждавшиеся в капитальном ремонте. Эту технику отправляли на ремонтные предприятия, где с нее снимали более не нужное оборудование, вместо которого монтировались, сошник, лебедка, кран и т.д.


Вид на корму. Фото Armor.kiev.ua

Использование готовых шасси, нуждающихся в ремонте и некоторых доработках, позволило обеспечить высокие темпы строительства новой бронетехники. За счет этого сухопутные войска сравнительно быстро получили новые ремонтно-эвакуационные машины в достаточно большом количестве. Благодаря этому мотострелковые подразделения получили возможность полноценного обслуживания своей техники в полевых условиях, а также в ходе боев.

После распада Советского Союза все построенные БРЭМ-2 достались новым независимым государствам. Ввиду последовавших за этим экономических трудностей далеко не вся подобная техника сохранилась до наших дней и находится в удовлетворительном состоянии. Тем не менее, эксплуатация ремонтно-эвакуационных машин «второго типа» продолжается. Со временем к эксплуатантам такой техники присоединились новые страны. Известно, что во второй половине девяностых годов несколько БРЭМ-2 были проданы Индонезии Украиной.

Появление БРЭМ-2 позволило обеспечить своевременный полноценный ремонт боевых машин пехоты первых двух моделей. Однако в конце восьмидесятых годов на вооружение была принята новая БМП-3, не имевшая почти ничего общего с предыдущей отечественной техникой своего класса, а также отличавшаяся большей боевой массой. Планируемое перевооружение войск сказалось и на ремонтно-эвакуационной технике. Для обслуживания новых БМП с иными характеристиками требовалась новая техника. Со временем была создана машина БРЭМ-Л. Тем не менее, появление новых бронемашин не привело к моментальному и полному отказу от БМП-1/2 и БРЭМ-2. Машины этих типов до сих пор используются отечественными вооруженными силами, однако в обозримом будущем их, похоже, ждет списание.

По материалам сайтов:
http://armor.kiev.ua/
http://russianarms.ru/
http://dogswar.ru/
http://vpk.name/
http://armoredgun.org/
http://plam.ru/
http://tinlib.ru/

Подробный фотообзор:
http://tigerscorner.ru/index.php?topic=1050.0

topwar.ru

БРЭМ-2 — советская бронированная ремонтно-эвакуационная машина

В 1982 году Конструкторско-технологический центр министерства обороны (г. Киев) получил приказ разработать легкую БРЭМ на базе существующей БМП-1. Применение подобного шасси позволяло упростить проект, а также удешевить эксплуатацию машин за счет унификации агрегатов. Кроме того, в это время производство БМП-1 постепенно сокращалось в пользу более новой БМП-2, а в будущем планировался их постепенный вывод из эксплуатации. Таким образом, старые машины предлагалось использовать в качестве основы для новой БРЭМ. Комплект специального оборудования планировалось устанавливать в ходе ремонта и модернизации на соответствующих предприятиях.Проект новой ремонтно-эвакуационной машины, являясь второй современной разработкой в этой области, получил соответствующее название: БРЭМ-2. Таким образом, ремонтные машины для танковых и мотострелковых войск должны были иметь схожие обозначения. В дальнейшем такая «традиция» сохранилась.
В качестве основы для БРЭМ-2 была взята БМП-1, что сказалось на ряде основных особенностей. Ремонтно-эвакуационная машина сохранила основные черты базовой БМП, однако получила набор нового оборудования, установленного внутри корпуса и за его пределами. Так, компоновка корпуса претерпела некоторые изменения. Силовая установка осталась в передней части корпуса, в правой его части, у левого борта сохранились рабочие места двух членов экипажа. Позади них вместо боевого отделения располагаются еще два рабочих места, а десантный отсек отдан под машинное отделение с набором специальной аппаратуры. В ходе переделки БМП-1 не должны были лишаться кормовых дверей, что позволило обеспечить более удобный доступ к аппаратуре машинного отделения.
Корпус БРЭМ-2 сохранил противопульное бронирование базовой машины и способен защитить экипаж от стрелкового оружия при обстреле со всех направлений. Лобовая проекция имеет усиленную защиту. Часть внешних агрегатов, предложенных новым проектом, так же имеет защиту. Во избежание повреждений они выполняются из броневой стали.
Как и у базовой машины, в моторно-трансмиссионном отделении БРЭМ-2 находится дизельный двигатель УТД-20 мощностью 300 л.с. Такая силовая установка обеспечивает удельную мощность на уровне 22 л.с. на тонну веса, благодаря чему скорость 14-тонной машины на шоссе достигает 65 км/ч. Имеется возможность пересечения водных преград вплавь при помощи перемотки гусениц. При этом скорость движения не превышает 6-7 км/ч.

fishki.net

Бронеэвакуаторы | Warspot.ru

БРЭМ (бронированные ремонтно-эвакуационные машины) предназначены для эвакуации — в том числе непосредственно с поля боя — повреждённых, застрявших или неисправных боевых машин, а также для их ремонта.

Ещё во время Первой мировой войны англичане оснащали некоторые танки специальным оборудованием, благодаря чему они могли выполнять ремонтные и эвакуационные функции. Но полноценные БРЭМ появились уже в годы Второй мировой. Первые из них строили полукустарным способом, часто в полевых условиях, путём переделки повреждённых либо устаревших танков. У таких машин снимали башню, а вместо неё устанавливали мощную лебёдку и/или крановую стрелу.

На смену таким импровизированным «эвакуаторам» довольно быстро пришли серийные БРЭМ, построенные на заводах. Впрочем, базой для них по-прежнему оставались «вышедшие из употребления» танки, а также (хотя и реже) БТР и БМП. Современные БРЭМ несут на себе целый комплекс различного инженерного оборудования, кроме лебёдок и подъёмных кранов включающий бульдозерные отвалы, насосы для перекачки топлива и т.п. Для самообороны на них может устанавливаться оружие, обычно пулемёты.

В этом материале предлагаем вам познакомиться с двадцатью образцами серийных бронированных ремонтно-эвакуационных машин, созданных со времени Второй мировой войны до наших дней.

Если фон фотографий создаёт помехи для чтения справочной информации к фотографиям, можно навести на текст курсор мыши — это затемнит подложку подписи

Bergepanzerwagen «Panther», или Bergepanther, Германия. БРЭМ на базе танка Panzerkampfwagen V Panther, выпускалась с 1943 года. Масса 43 тонны, двигатель 600 л.с, экипаж 3–5 человек. Построено около 300 машин Sherman BARV, Великобритания. «Пляжная» БРЭМ (Beach Armoured Recovery Vehicle), созданная на базе американского танка M4 для обеспечения десантной операции в Нормандии. Экипаж машины включал водолаза, задача которого состояла в прикреплении тросов к застрявшей на глубине технике M74, США. БРЭМ на базе танка M4A3, в эксплуатации с 1952 года. Машина для самозащиты вооружалась 12,7-мм и 7,62-мм пулемётами. Использовалась армиями США (в том числе в Западной Германии), Израиля и Испании M51 Heavy Recovery Vehicle, США. Тяжёлая БРЭМ на базе танка М103. В производстве с 1954 года, построено около 180 машин. Масса 54,4 тонны, двигатель 765 л.с, экипаж 4 человека Centurion ARV MkII, Великобритания. БРЭМ на шасси танка Centurion. В серийном производстве с 1956 года. Масса 48,4 тонны, двигатель 650 л.с, экипаж 4 человека. Вооружалась 7,62-мм пулемётом VT-34, Чехословакия. БРЭМ на базе советского танка Т-34–85. В серийном производстве с 1958 года, построено 300 машин. Масса 31 тонна, двигатель 368 л.с. Вооружена 7,62-мм пулемётом M88, США. На фотографии – БРЭМ немецкой армии в Военно-историческом музее в Дрездене, в Германии М88 известна под названием Bergepanzer 1. Машина создана на шасси и агрегатах танков М48 и М60, в эксплуатации с 1961 года. Масса (в разных версиях) от 50,8 до 70 тонн. Экипаж 3 человека БТС-4, СССР. Бронированный тягач на базе танка Т-44, предназначенный для эвакуации бронетехники с поля боя (различные модификации строились на шасси танков Т-54, Т-55, Т-55А). В производстве с 1965 года. Масса 31,4 тонны, двигатель 520 л.с. Bergepanzer 2, Западная Германия. БРЭМ на базе танка Leopard 1. В серийном производстве с 1966 года, построено 444 машины. Масса (в различных модификациях) 39,8–54 тонны, двигатель 830–960 л.с. Машина вооружалась двумя 7,62-мм пулемётами VT-55A, Чехословакия. БРЭМ на шасси танка Т-55, выпускалась с 1969 года. Построено около 1830 машин. Масса 35 тонн, двигатель 572 л.с. Trail Blazer ARV, Израиль. Несколько таких машин было перестроено из американских танков М4А1 в конце 60-х – начале 70-х годов. Двигатель 460 л.с. МТП-3, СССР. Бронированная машина технической помощи, созданная на базе САУ СУ-122–54. В эксплуатации с 1973 года. Масса 32 тонны, двигатель 520 л.с. AMX-30D, Франция. БРЭМ на шасси танка AMX-30, в серийном производстве с 1973 года. Масса 36 тонн, двигатель 720 л.с. БРЭМ-1, СССР. Машина на шасси танка Т-72, в эксплуатации с 1975 года. Масса 41 тонна, двигатель 840 л.с. Вооружение – 12,7-мм пулемёт FV4204 ARRV, Великобритания. БРЭМ на шасси танка Chieftain Mark 5. Масса 55,6 тонны, двигатель 750 л.с. Вооружение – 7,62-мм пулемёт VT-72B, Чехословакия. БРЭМ на шасси танка Т-72, выпускалась с 1989 года. Построено около 100 машин. Масса 45,8 тонн, двигатель 780 л.с. Машина вооружалась 12,7-мм пулемётом Bergepanzer 3 Büffel, Германия. БРЭМ на шасси танка Leopard 2. В производстве с 1992 года, построено около 250 машин, ещё 150 комплектов оборудования поставлено в Южную Корею для БРЭМ на шасси танка К1. Масса 54,3 тонны, двигатель 1500 л.с. Для самообороны машина вооружается 7,62-мм пулемётом K1 ARV, Южная Корея. Машина на шасси танка К1 с использованием оборудования немецкой БРЭМ Bergepanzer 3. В производстве с 1993 года. Масса 51 тонна, двигатель 1200 л.с. Вооружение – 12,7-мм пулемёт WZT-3М, Польша. БРЭМ на базе танка PT-91 (также часть перестроена из похожих машин WZT-3, создававшихся на шасси танка Т-72М). В эксплуатации с 1999 года, построено 29 машин для Польши и 556 для Индии (включая 204 машины, построенных в Индии по лицензии). Масса 42 тонны, двигатель 850 л.с. ВИУ-55 «Муња» («Молния»), Сербия. БРЭМ на шасси танка Т-55, в производстве с 2004 года. Масса 32 тонны, двигатель 572 л.с, экипаж 4 человека, 6 мест для десанта. Вооружена тремя 7,62-мм пулемётами и 30-мм автоматическим гранатомётом

warspot.ru

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ)

В 1985 году была создана бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-2, построенная на базе боевой машины пехоты БМП-1 и предназначенная для обслуживания подобной техники. Тем не менее, буквально через пару лет потребовалась новая машина этого класса. В 87-м на вооружение была принята БМП-3, отличавшаяся от предшественников рядом параметров, в том числе габаритами и боевой массой. По этой причине вскоре стартовала разработка перспективной БРЭМ на базе новой боевой машины пехоты, которая могла бы полноценно решать все поставленные задачи.
Разработкой новой БРЭМ занимался «Курганмашзавод», ранее создавший базовую БМП-3. Техническое задание подразумевало использование готового шасси, на которое следовало установить набор специального оборудования для решения основных задач. Новая БРЭМ, как и другая техника этого класса, должна была получить возможность вытаскивания и эвакуации поврежденной легкой бронетехники, а также участвовать в дальнейшем ее ремонте. Характеристики машины должны были позволять обслуживать легкую бронетехнику различных типов, в первую очередь БМП-3. Проект новой ремонтно-эвакуационной машины получил обозначение БРЭМ-Л и собственное имя «Беглянка».
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Л Беглянка предназначена для эвакуации поврежденных БМП и других эквивалентных по массе машин из зоны боевых действий и обеспечения технического обслуживания и ремонта боевых машин в полевых условиях.
БРЭМ-Л Беглянка имеет бронированный корпус, защищающий экипаж от пуль стрелкового оружия и мелких осколков. БРЭМ-Л снабжена системой защиты от оружия массового поражения с фильтро-вентиляционной установкой, системой противопожарной защиты, а также специальным ремонтно-эвакуационным оборудованием. Машина преодолевает водные препятствия вплавь.
В комплект специального оборудования БРЭМ-Л Беглянка входит полноповоротная крановая установка, тяговая лебедка, сошник-упор, выполняющий роль и бульдозерного отвала, электросварочное оборудование, включая и аппарат для сварки деталей из алюминиевых сплавов, средства буксировки машин, грузовая платформа грузоподъемностью 1,7 т на суше и 0,3 т на плаву с откидывающимися правым и задним бортами и другое ремонтное оборудование.
Крановое оборудование имеет стрелу грузоподъемностью 5 т, с двойным полиспастом 11 т (полиспаст — система подвижных и неподвижных блоков, огибаемых тросом), углом поворота 360° и максимальным вылетом 4,85 м. Тяговое усилие механической лебедки составляет 14 тс, длина троса 150 м. Сошник используется не только для упора машины на местности, но и в качестве бульдозерного отвала. Ширина сошника 3,15 м, глубина врезания в грунт 0,34 м.
БРЭМ-Л Беглянка вооружена 7,62-мм пулеметом ПКТ и блоками дымовых гранатометов для постановки дымовой завесы.
Экипаж БРЭМ-Л состоит из 3 человек: командира, механика-водителя (крановщик) и специалиста по электрооборудованию. Машина имеет радиостанцию, танковое переговорное устройство, смотровые приборы и прибор ночного видения.
Сегодня подобные машины выпускаются серийно и являются целой мастерской укрытой надежной броней — цель, как и в годы второй мировой войны, одна — спасти повреждённый танк или другую бронированную машину и вновь вернуть его в строй.
БРЭМ играет важную роль во время боевых действий танковых частей и подразделений. Имеет специальное оборудование: тяговые лебёдки, грузоподъёмное устройство, сварочное оборудование и другое. БРЭМ в состоянии обеспечить необходимый ремонт и техническое обслуживание в полевых условиях.

fishki.net

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Л «Беглянка»

В 1985 году была создана бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-2, построенная на базе боевой машины пехоты БМП-1 и предназначенная для обслуживания подобной техники. Тем не менее, буквально через пару лет потребовалась новая машина этого класса. В 87-м на вооружение была принята БМП-3, отличавшаяся от предшественников рядом параметров, в том числе габаритами и боевой массой. По этой причине вскоре стартовала разработка перспективной БРЭМ на базе новой боевой машины пехоты, которая могла бы полноценно решать все поставленные задачи.

Разработкой новой БРЭМ занимался «Курганмашзавод», ранее создавший базовую БМП-3. Техническое задание подразумевало использование готового шасси, на которое следовало установить набор специального оборудования для решения основных задач. Новая БРЭМ, как и другая техника этого класса, должна была получить возможность вытаскивания и эвакуации поврежденной легкой бронетехники, а также участвовать в дальнейшем ее ремонте. Характеристики машины должны были позволять обслуживать легкую бронетехнику различных типов, в первую очередь БМП-3. Проект новой ремонтно-эвакуационной машины получил обозначение БРЭМ-Л и собственное имя «Беглянка».



Общий вид БРЭМ-Л. Фото Wikimedia Commons

Предъявляемые требования сказались на списке специального оборудования, предлагавшегося для установки на новой машине. Примечательно, что в новом проекте был использован опыт разработки и эксплуатации подобной техники. Как следствие, БРЭМ-Л получила сошник-отвал, подъемный кран, тяговую лебедку, а также набор различных инструментов и дополнительного оборудования. При этом специальное оснащение машины было адаптировано к работе с техникой последних моделей.

Будучи дальнейшим развитием базовой БМП-3, ремонтно-эвакуационная БРЭМ-Л сохраняет большое количество ее узлов и агрегатов. Также сохраняется общая компоновка, однако отдельные отсеки корпуса претерпевают значительные изменения, связанные с установкой нового оборудования. Так, отделение управления с рабочим местом механика-водителя по-прежнему располагается в середине передней части корпуса. Рядом с ним предусматриваются места для двух других членов экипажа. Боевое отделение корпуса отдается под дополнительные места экипажа и некоторое специальное оборудование. Силовая установка, как и ранее, располагается в корме корпуса и имеет малую высоту.

Корпус ремонтно-эвакуационной машины имеет минимальные отличия от агрегатов базовой БМП-3. Он изготавливается из катаной алюминиевой брони и обеспечивает противопульную всеракурсную защиту. Лобовая проекция корпуса выдерживает попадания снарядов малокалиберных артиллерийских орудий. Поскольку БРЭМ-Л должна работать в условиях переднего края и постоянного риска атак противника, предусматривается некоторое вооружение. В центре корпуса, сбоку от командирской башенки, располагаются шесть дымовых гранатометов. На случай атаки живой силы противника командир располагает пулеметом ПКТМ с боекомплектом 1000 патронов.


Компоновка машины. Рисунок Armor.kiev.ua

Экипаж БРЭМ-Л состоит из трех человек: командира, механика-водителя и сцепщика-такелажника. При необходимости экипаж может быть усилен двумя ремонтниками. Водитель располагается в передней части корпуса, по центру. Справа от него находится еще одно рабочее место, а командир располагается позади него, у правого борта. Место командира оснащается башенкой. Дополнительные сиденья располагаются внутри бывшего боевого отделения и закреплены на бортах. Экипаж располагает набором приборов наблюдения, обеспечивающих вождение и слежение за обстановкой как днем, так и в темное время суток.

В кормовой части корпуса размещен многотопливный двигатель УТД-29Т мощностью 500 л.с. Крутящий момент двигателя при помощи механической трансмиссии передается на кормовые ведущие колеса. Ходовая часть заимствована у базовой БМП-3 без каких-либо изменений конструкции. В ее составе имеется по шесть опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту. Некоторые катки усилены дополнительными амортизаторами.

Одной из основных задач БРЭМ-Л «Беглянка» является эвакуация поврежденной бронетехники с поля боя. Для выполнения подобных операций машина оснащена набором специального оборудования. Основными средствами эвакуации являются буксирное приспособление, тяговая лебедка и сошник-бульдозер. С их помощью экипаж может подготовить рабочую площадку, а затем взять поврежденную технику на буксир, в том числе и после ее вытаскивания из грязи.


Передняя часть машины. Сошник опущен. Фото Russianarms.ru

На нижней лобовой детали корпуса ремонтно-эвакуационной машины располагаются крепления для подвижного сошника. Это устройство имеет ширину 3150 мм, оснащается гидравлическими приводами и предназначается для земляных работ или вытаскивания застрявшей техники. Врезаясь в грунт, сошник удерживает БРЭМ-Л на месте и тем самым обеспечивает правильное использование мощности тяговой лебедки, не позволяя машине сдвигаться.

Механическая тяговая лебедка с гидравлическим приводом располагается в центральной части машины. Это устройство оснащается тросом с рабочей длиной 150 м и может развивать тяговое усилие до 14-16 т. При помощи блоков, направляющих и роликов в лобовой части корпуса трос лебедки выдается вперед. Крепление троса к буксируемой технике осуществляется при помощи коуша. По некоторым данным, лебедка может использоваться вместе с полиспастом, который в несколько раз увеличивает ее тяговое усилие.

На кормовом листе крепится буксирное приспособление, состоящее из двух штанг с амортизацией. В транспортном положении оно закрепляется на кормовом листе, в рабочем откидывается и присоединяется к буксировочным крюкам поврежденной техники. Буксирное приспособление позволяет БРЭМ-Л тянуть за бронетехнику массой до 12-15 т со скоростью до 20 км/ч. Производителем заявлена возможность буксировки как по суше, так и на воде.


Вид справа сверху. Фото Russianarms.ru

В передней части корпуса, на левом борту, размещается опорно-поворотное устройство крановой установки. Для подъема и перемещения различных грузов БРЭМ-Л должна использовать подъемный кран с гидравлическими и механическими приводами. Максимальный вылет стрелы достигает 4,85 м, однако при этом значительно сокращается максимальная высота подъема. Нормальная грузоподъемность составляет 5 тс. При оснащении двойным полиспастом кран способен поднять до 11 т груза. В транспортном положении стрела крана укладывается вдоль корпуса. В рабочем положении стрела способна разворачиваться в любом направлении. Конструкция крана и ходовой части позволяет ремонтно-эвакуационной машине перемещаться по ровной площадке с грузом на крюке. Характеристики крана позволяют использовать его при замене башен и силовых блоков БМП-3, а также старых машин этого класса.

«Беглянка» построена на базе БМП-3 и предназначается для ремонта подобных машин. По этой причине она получила набор специального оборудования и инструментов, предназначенных для ремонта машин пехоты и техники на их базе. Машина перевозит электросварочные аппараты, позволяющие резать и сваривать различные металлические детали. В связи с особенностями корпуса БМП-3 ремонтная машина получила возможность резать и сваривать не только сталь, но и алюминиевые сплавы. Сварочные работы осуществляются вручную.

ЗИП, инструменты и т.д. перевозятся как внутри бронекорпуса, так и на специальной грузовой платформе. На крыше корпуса, позади командирской башенки, предусматривается металлическая платформа с возможностью открывания правого и заднего бортов. При движении по суше на платформу можно поместить до 1,7 т груза, по воде – до 0,3 т. Кроме того, на правом борту около командирской башни имеется крепление для газового баллона, применяемого в некоторых ремонтных работах.


Процесс замены силовго блока на БМП-3. Фото Kurganmash.ru

Полная боевая масса БРЭМ-Л составляет 18,7 т. Габариты остались на уровне базовой машины: длина 7,64 м, ширина 3,15 м, высота по крыше – 2,35 м. Сохранение размеров и веса на уровне базовой машины в сочетании со «старой» силовой установкой позволило сохранить и ходовые характеристики. На шоссе ремонтно-эвакуационная машина разгоняется до 70 км/ч, максимальная скорость задним ходом достигает 20 км/ч. При движении по грунтовой дороге скорость не превышает 50 км/ч. Имеется возможность пересечения водных преград вплавь при помощи двух водометов в корме. В таком случае (без дополнительной нагрузки) машина может двигаться со скоростью до 9 км/ч. При движении по шоссе запас хода составляет 600 км.

Скорость движения с поврежденной техникой на буксире зависит от множества параметров. При этом средняя скорость буксирования не превышает 20 км/ч и может ограничиваться состоянием агрегатов эвакуируемой техники. Скорость движения на воде с плавающей машиной на буксире так же значительно меньше максимальной.


Подъем застрявшей машины. Фото Kurganmash.ru

Состав специального оборудования БРЭМ-Л определялся с учетом опыта разработки и эксплуатации предыдущих отечественных машин аналогичного назначения. Благодаря этому новая ремонтно-эвакуационная машина получила возможность выполнения всех поставленных задач, связанных с транспортировкой и ремонтом поврежденной боевой техники. За счет применение некоторых более мощных в сравнении с БРЭМ-2 агрегатов удалось повысить тяговое усилие лебедки и характеристики буксировки, благодаря чему была обеспечена возможность обслуживания поврежденных БМП-3, которые отличаются от БМП-1/2 иными габаритами и большим весом.

Разработка проекта «Беглянка» стартовала только в конце восьмидесятых, что, среди прочего, сказалось на распространении этой техники. Серийное производство новых ремонтно-эвакуационных машин началось достаточно поздно, из-за чего они поступили на вооружение только российской армии. Сведения о наличии подобной техники в других странах, образовавшихся после распада СССР, отсутствуют. Таким образом, в течение некоторого времени вооруженные силы России оставались единственным эксплуатантом БМП-3 и новейших БРЭМ на их базе.


БРЭМ-Л сухопутных войск Венесуэлы на параде, 4 февраля 2012 г. Фото Militaryphotos.net

В дальнейшем были подписаны несколько контрактов на поставку этой техники третьим странам, ставшие дополнением к заказам на БМП-3. Так, Объединенные Арабские Эмираты, владеющие одним из крупнейших зарубежных парков БМП-3, в общей сложности приобрели порядка 85 ремонтно-эвакуационных машин. В начале текущего десятилетия некоторое количество БРЭМ-Л было поставлено Венесуэле. Информация о возможности новых заказов на БМП-3 и БРЭМ-Л пока не поступала.

В настоящее время российские вооруженные силы располагают несколькими сотнями боевых машин пехоты БМП-3 и другой техники на их базе. Помимо базовых БМП-3 эксплуатируются разведывательная машина БРМ-3К «Рысь», самоходное артиллерийское орудие 2С31 «Вена», машины противотанкового комплекса «Хризантема-С» и т.д. Эта техника строится на унифицированных шасси и имеет схожие характеристики, благодаря чему для ее обслуживания может использоваться ремонтно-эвакуационная машина «Беглянка». Таким образом, БРЭМ-Л сейчас отвечает за полноценную эксплуатацию достаточно большого количества сравнительно старой и современной военной техники. Это позволяет предполагать, что ремонтные машины этого типа в обозримом будущем будут продолжать свою службу, и закончат ее не ранее, чем будут списаны последние образцы техники на базе БМП-3. Эти события, по понятным причинам, не относятся к ближайшему будущему.

По материалам сайтов:
http://kurganmash.ru/
http://skbm.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://russianarms.ru/
http://armoredgun.org/
http://old.redstar.ru/
http://bmpd.livejournal.com/

topwar.ru

БРЭМ-2

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-2

БРЭМ-2

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-2 создана для эвакуации поврежденных БМП из зоны боевых действий и обеспечения технического обслуживания и ремонта боевых машин в полевых условиях.

БРЭМ-2 разработана Конструкторско-технологическим центром МО СССР в городе Киев на базе БМП-1 и принята на вооружение в 1985 году. Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-2 выпускалась ремонтными заводами путем переделки поступавших БМП-1 на капитальный ремонт. БРЭМ-2 является средством технического обеспечения боевых подразделений, на вооружении которых находятся БМП разных модификаций.

БРЭМ-2 имеет бронированный корпус, защищающий экипаж от пуль стрелкового оружия и мелких осколков. БРЭМ-2 имеет систему защиты от оружия массового поражения с фильтро-вентиляционной установкой, систему противопожарной защиты, а также специальное ремонтно-эвакуационное оборудование. Машина преодолевает водные препятствия вплавь.

В комплект специального оборудования БРЭМ-2 входит крановая установка, тяговая лебедка, сошник-упор для закрепления машины на местности при выполнении работ, электросварочное оборудование с генератором, средства буксировки машин, грузовая платформа грузоподъемностью 1,5 т и другое ремонтное оборудование.

Крановое оборудование имеет гидравлическую стрелу грузоподъемность 1,5 т (с доработкой до 7 т), углом поворота 270°. Тяговое усилие механической лебедки составляет 6,5 тс, с полиспастом — 19,5 тс (полиспаст — система подвижных и неподвижных блоков, огибаемых тросом), длина троса 150 м.

БРЭМ-2 вооружена 7,62-мм пулеметом ПКМБ и гранатометом РПГ-16. Имеются также 6 дымовых гранатометов.

Экипаж БРЭМ-2 состоит из 4 человек: командира, механика-водителя (крановщик), сварщика и специалиста по электрооборудованию. Места командира и механика-водителя находятся в носовой части корпуса машины, двух других членов экипажа — в кормовой части корпуса по левому борту.

armoredgun.org

БРЭМ-К ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БРЭМ-К — колесная бронированная ремонтно-эвакуационная машина предназначена для эвакуации поврежденных бронетранспортеров и других эквивалентных по массе машин из зоны боевых действий и обеспечения технического обслуживания и ремонта в полевых условиях.

БРЭМ-К разработана конструкторским бюро Горьковского автомобильного завода на базе колесного бронетранспортера БТР-80 и принята на вооружение в 1993 году. Прототип машины был построен в 1988 году.

БРЭМ-К имеет бронированный корпус, защищающий экипаж от пуль стрелкового оружия и мелких осколков, систему защиты от оружия массового поражения (ОМП) с фильтровентиляционной установкой, систему противопожарной защиты, а также специальное ремонтно-эвакуационное оборудование. Машина способна преодолевать водные препятствия вплавь.

В состав оборудования БРЭМ-К входит

— подъемное устройство,
— тяговая лебедка,
— сошник-упор для закрепления машины на местности при выполнении работ,
— электросварочное оборудование со сварочным генератором, работающим от базового двигателя,
— грузовая платформа грузоподъемностью 0,5 т,
— средства буксировки машин и другое ремонтное оборудование.

Крановое оборудование состоит из механического неповоротного и ручного поворотного кранов. Грузоподъемность механического неповоротного крана составляет 1,2 т, а время его развертывания 20 минут. Ручной поворотный кран имеет грузоподъемность 0,8 т.

Тяговое усилие лебедки составляет до 6 тс, с полиспастом — до 16 тс (полиспаст — система подвижных и неподвижных блоков, огибаемых тросом), длина троса — 50 м. На крыше имеется также и ручная лебедка.

БРЭМ-К вооружена башенной пулеметной установкой с 7,62-мм пулеметом ПКТ и дымовыми гранатометами 902В «Туча» для постановки дымовой завесы.

Экипаж БРЭМ-К состоит из 4 человек, кроме того в машине могут разместиться еще 8 человек. Посадка и высадка экипажа осуществляется через соответствующие люки.

БРЭМ-К снабжена радиостанцией, танковым переговорным устройством, смотровыми приборами и приборами ночного видения. Машина способна преодолевать водные препятствия на плаву, а также буксировать другой БТР на плаву.

Сварочный агрегат машины работает от генератора ГД-304 У3, который в свою очередь работает от базового дизельного двигателя ЯМЗ-238М. Ток сварки 44-100А.

Тактико-технические характеристики БРЭМ-К

Экипаж, чел.: 4
Десант, чел.: 6
Годы производства: с 1988
Годы эксплуатации: с 1993

Вес БРЭМ-К

— 13,6 тонн

Размеры БРЭМ-К

— Длина корпуса, мм: 7700
— Ширина корпуса, мм: 2900
— Высота, мм: 3000
— Клиренс, мм: 475

Броня БРЭМ-К

— Тип брони: противопульная

Вооружение БРЭМ-К

— Прицелы: механический
— Пулемёты: 1 × 7,62-мм ПКТ

Двигатель БРЭМ-К

— Тип двигателя: дизельный ЯМЗ-238М
— Мощность двигателя, л. с.: 260

Скорость БРЭМ-К

— Скорость по шоссе, км/ч: 80..90
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 9 на плаву
— Запас хода по шоссе, км: 600..700
— Удельная мощность, л. с./т: 18,6
— Колёсная формула: 8 × 8 / 4 (первые две оси)
— Удельное давление на грунт, кг/см²: 1,77..3,09

— Преодолеваемый подъём, град.: 30
— Преодолеваемая стенка, м: 0,5
— Преодолеваемый ров, м: 2,0
— Преодолеваемый брод, м: плавает

Специальное оборудование

— Тяговая лебедка механическая тяговое усилие, тс: 4,4 — 6 (16 с полиспастом)
— Длина троса, м: 50

 

Фото БРЭМ-К

Добавить комментарий

oruzhie.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *