БРДМ-1 Двигатель, Вес, Размеры, Вооружение

БРДМ-1 — советская бронированная разведывательно-дозорная машина 1950-х годов, по западной классификации также порой обозначается как бронеавтомобиль. Была создана в 1954—1956 годах в ОКБ ГАЗа для замены лёгкого бронетранспортёра БТР-40 в роли стандартной лёгкой разведывательной, штабной и связной машины Советской Армии. По сравнению со своим предшественником имела повышенную проходимость за счёт применения шасси с двумя дополнительными парами опускаемых колёс и амфибийной способности, а также больший запас хода.

БРДМ-1 — видео

В армии СССР колесная бронетехника нередко использовалась при обеспечении связи, ведении разведывательной деятельности, а также для транспортировки командного состава и решения задач охранения в походе. Но в середине 1950-х гг. появилась необходимость в создании специализированной бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ).

Предполагалось новую машину сделать плавучей для преодоления водных преград без предварительной подготовки. Также новому образцу бронетехники требовалась большая скорость движения, повышенная проходимость, значительный объем салона для размещения вооружения, необходимого оборудования, группы разведчиков.

Конструкция

Началась разработка бронированной разведывательно-дозорной машины в конце 1954 г. Занимался разработкой БРДМ коллектив КБ Горьковского автозавода. Первоначально предполагалось доработать хорошо освоенный промышленностью БТР-40 в качестве плавающего варианта. Но в процессе работы решили изготовить новую машину, не имеющую аналогов в мире. В итоге, согласуясь с требованиям армии по преодолению траншей и рвов, разработчики смогли создать колесную боевую машину с уникальным шасси. Шасси эти состояли из четырех ведущих колес, между основными располагалось четыре дополнительных колеса.

Дополнительные колеса крепились между основными в центральной части корпуса, с каждого борта по два. Когда машина была вынуждена преодолевать препятствия, дополнительные колеса опускались гидравлическим механизмом и с помощью цепной передачи вращались. Также повышению проходимости машины способствовало использование шин большого размера с четко выраженным рисунком протектора.

Для БРДМ-1 был сконструирован герметичный корпус из бронелистов толщиной 4—11 мм. Броня обеспечивала защиту от пуль. Форма корпуса была тщательно продумана с позиций гидродинамики, благодаря чему обеспечивала незначительное сопротивление при движении на плаву. За счет применения реактивного водометного движителя осуществлялось форсирование водных преград. Передний и задний мосты ходовой части были подвешены на рессорах. Параллельно с рессорами в конструкцию добавили гидравлические амортизаторы, позволявшие уменьшать колебания машины. Ведущие колеса были оснащены системой автоматического регулирования давления в шинах. Отделение десанта и управления первоначально размещалось в бронированной рубке, открытой сверху. Впоследствии рубка была прикрыта бронированной крышей с двумя люками. Силовое отделение разместилось в передней части корпуса. В кормовой части рубки также имелся люк. В лобовом листе рубки были вмонтированы смотровые люки со встроенными пуленепробиваемыми приборами, которые использовались для наблюдения.

На вооружение Советской Армии БРДМ была принята в 1958 г. Годом ранее Горьковский автозавод выпустил опытную серию разработанных машин. БРДМ-1 находилась в серийном производстве до 1966 г. Основной вариант вооружения машины — один 7,62-мм пулемет СГМБ (или ПКТ), который монтировался на лобовом бронелисте рубки. Также машина оборудовалась приборами ночного видения, радиостанцией. Помимо стандартного вооружения, члены экипажа могли вести стрельбу из личного оружия через устроенные в бортах и корме бойницы.

На БРДМ-1 использовался форсированный карбюраторный шестицилиндровый двигатель, мощность которого была усилена, а также во избежание перегрева во время работы была смонтирована система жидкостного охлаждения.
При максимальной скорости движения БРДМ по проходимости может быть сопоставлена с гусеничными машинами, она может преодолевать подъемы до 31°, вертикальные стены высотой 0,4 м и рвы шириной более 1 м. Благодаря водометному движителю машина обладает достаточно высокой (до 9 км/ч) скоростью на плаву и высокой маневренностью. На базе БРДМ был разработан ряд бронированных машин.

Модификации

БРДМ (1957) — модель с открытым верхом

БРДМ-1А (1958) — с закрытой рубкой. Серия в 1958-65 гг.

БРДМ-1У — машина управления

Боевая машина 9П110 с ракетным комплексом 9К14 «Малютка»

 

Машины на базе БРДМ-1

На базе БРДМ был создан ряд боевых машин:

2П27 — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 2К16 «Шмель»;

2П32 — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 2К8 «Фаланга»;

2П32М — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 2К8 «Фаланга-М»;

9П110 — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 9К14 «Малютка»;

БРДМ-РХ — машина химической разведки.

Пусковая установка 2П27 комплекса 2К16 «Шмель» на базе БРДМ-1

 

Тактико-технические характеристики БРДМ-1

Экипаж, чел.: 2
Десант, чел.: 3
Производитель: ГАЗ
Годы производства: 1957—1966

Количество выпущенных, шт.: около 10 000, включая машины на базе
Компоновочная схема: силовое отделение в лобовой части машины, объединённое боевое и управления — в кормовой

Вес БРДМ-1

— 5,6 тонн

Размеры БРДМ-1

— Длина корпуса, мм: 5700
— Ширина корпуса, мм: 2250
— Высота, мм: 1900 по крыше, 2295 по пулемёту
— База, мм: 2800
— Колея, мм: 1650
— Клиренс, мм: 315

Броня БРДМ-1

— Тип брони: стальная катаная
— Лоб корпуса, мм/град.: 7—11
— Борт корпуса, мм/град.: 7
— Корма корпуса, мм/град.: 7
— Днище, мм: 4
— Крыша корпуса, мм: 5
— Лоб рубки, мм/град.: 11
— Борт рубки, мм/град.: 7
— Корма рубки, мм/град.: 7
— Крыша рубки, мм/град.: 5

Вооружение БРДМ-1

— Пулемёты: 1 × 7,62-мм СГМБ обр. 1949 г.

Двигатель БРДМ-1

— Тип двигателя: ГАЗ-40П

— Мощность двигателя, л. с.: 85—90

Скорость БРДМ-1

— Скорость по шоссе, км/ч: 80
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 25—30 по грунтовой дороге, 9 на плаву
— Запас хода по шоссе, км: 500
— Запас хода по пересечённой местности, км: 85 на плаву
— Удельная мощность, л. с./т: 15,2—16,1

— Колёсная формула: 4 × 4 (дополнительные колёса подняты), 8 × 8 (все колёса)
— Тип подвески: независимая на листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами
— Удельное давление на грунт, кг/см²: регулируемое, 0,5—3,0
— Преодолеваемый подъём, град.: 42
— Преодолеваемая стенка, м: 0,4
— Преодолеваемый ров, м: 1,22
— Преодолеваемый брод, м: плавает

 

Фото БРДМ-1

Схема БРДМ-1

 

БРДМ-1 морской пехоты

 

БРДМ-1 экранированная решетками

Добавить комментарий

oruzhie.info

БРДМ-1 / ГАЗ-40П. Обзор, фото видео.

Обзор бронемашины БРДМ-РХ / Радиационно-Химическая
Фото БРДМ-1. Подборка-1
Фото БРДМ-1. Подборка-2

БРДМ расшифровывается, как Бронированная Разведывательно-Дозорная Машина. Проектированием бронемашины занимался с 1954 по 1956 коллектив конструкторского бюро ГАЗа (Горьковский Автомобильный Завод) под руководством В. А. Дедкова (по некоторым данным В.К. Рубцов). БРДМ был принят на вооружение Советской Армии приказом Министра обороны СССР 10 января 1958 года. Серийно бронемашины производились с 1957 по 1966 год на заводе ГАЗ. Часто БРДМ дают индекс «БРДМ-1», для избегания путаниц в его модификациях. По зарубежной классификации БРДМ часто проходит, как бронеавтомобиль. 

История создания

В середине 1950-ых руководство Министерства обороны СССР дало задание по созданию новой бронемашины способной плавать при волнах высотой до 0,5 метров и преодолевать рвы, окопы и траншеи шириной до 1,2 метров, препятствия высотой 0,4 метра. Новая бронемашина должна была заменить БТР-40, который не мог плавать. При создании бронемашины решено было использовать конструкцию БТР-40, так как новая бронемашина должна была уметь плавать в ее индексе ГАЗ-40П появилась буква «П» обозначающий «плавающий». Индекс ГАЗ-40П использовался во время проектирования и доработки, с началом массового производства бронемашина получила индекс БРДМ. Во время проектирования БРДМ машина стала получать совершенно новые технические новшества не только среди советских бронетехники, но и зарубежных образцов бронетехники. БРДМ имел колесную формулу 4х4, проходимость которой увеличивали уникальные выдвигающиеся шасси с двумя парами колес меньшего размера. Малые колеса, так же имели формулу 4х4. Дополнительные колеса значительно повышали проходимость бронемашины, а также помогали преодолевать траншеи и не позволяли машине «сесть на брюхо» на крутых склонах. Об БТР-40 БРДМ досталась централизованная подкачка шин с помощи, которой можно было регулировать давление в шинах в зависимости от плотности грунта, а в случае прокола, прострела подкачивать шина пока автомобиль не достигнет ремзоны. Корпус машины не рассчитан на защиту экипажа от оружия массового поражения. Все бронемашины стали оборудовать радиостанциями Р-113.

В 1956 году на свет появились несколько первых опытных образцов БРДМ, которые подвергли очень строгим полигонным испытаниям. Так одному образцу пришлось вплавь переплывать Керченский пролив (порядка 5-7 км). Опытные образцы не имели крыши-было решено оснастить их крышей и двумя люками. Первые БРДМ имели на вооружение бронетанковый вариант пулемета Горюнова-СГМБ (боезапас составлял 1250 патронов 7,62х54 мм), с 1961 года СГМБ заменили на ПКТ, иногда бронемашины вооружали 12,7-мм пулеметом ДШКМ.
Бронемашина получилась весьма удачной. В ней сочеталась отличная проходимость, плавучесть, защита экипажа от пуль и осколков. После полевых испытаний и доработок в 1958 году началось серийное производство БТРД, которое продолжалось до 1966 года. Одновременно с 1963 по 1966 год БТРД-1 выпускалось с улучшенной своей моделью БРДМ-2.

Бронекорпус изготавливался из листов прокатной стали толщиной 6, 8, 12 мм, корпус по сути является рамой для моторов, трансмиссии и другого оборудования. Бронелисты располагаются под острыми углами для увеличения толщины брони и увеличения шансов рикошета о броню. Так же остроконечная «морда» придавала бронемашине дополнительную обтекаемость на воде. Корпус имеет задние распашные люки-двери и два люка сверху. Обзор дороги водителем и командиром происходит через лобовое стекло, которое во время боя закрывается бронещитом с небольшим пуленепробиваемым стеклом. Боковой обзор не предусмотрен, хотя есть небольшие щели, но они больше подходят лишь для общения с людьми снаружи. Корпус и задние люки оборудованы бойницами для ведения огня экипажем из стрелкового оружия.

Двигатель и трансмиссия

Бронемашина оборудование форсированным шестицилиндровым карбюраторным двигателем ГАЗ-40П (те же двигатели ставился на БТР-60). Двигатель ГАЗ-40П является модернизированным двигателем ГАЗ-51 посредством увеличения объемов цилиндров и установки двухрядного коллектора. Двигатель выдает 85-90 л.с., что позволяет разогнать БТРД-1 до 80 км/час по трассе, 25-30 км по грунтовой дороге и 9 км/час на воде. Двигатель потребляет бензин АИ-80: 13 литров/час на плаву и 30 литров на 100 км по шоссе. Расположения двигателя в передней части авто придавало дополнительную защиту экипажу при обстреле бронемашины крупнокалиберным пулеметом. Охлаждения радиатора обеспечивал цепной привод с карданного вала на вентилятор, циркуляция воздуха происходила через верхние воздухозаборники «жабры», которые на плаву задраивались с помощи заслонок для избегания затопления двигателя. Трансмиссия состояла из однодискового сцепления с 4-х ступенчатой КПП и 2-ух ступенчатой раздаточной коробки. Привод к колесам обеспечивался с помощи конических дифференциалов. Дополнительные пневматические колеса 750х250 мм имели цепной привод от карданного вала были позаимствованный из авиации, в свободном положении находились в полу-подвешенном положении и могут свободно вращаться, что помогает не сесть на пузо при преодолении крутых подъемов. Карданный вал, так же обеспечивает вращения винта водомета. При эксплуатации на дорогах общего пользовании крутящий момент передается на задний мост, что позволяет экономить топливо. При езде по бездорожью водитель подключал передний мост, подключить мост можно было прямо на ходу. Если полный привод не обеспечивал необходимую проходимость, то водитель мог включить пониженную передачу, включить блокировку мелкоосных дифференциалов, опустить дополнительную пару полноприводных колес. Тормоза не имеют вакуумный усилитель, как и нет ГУРа. Для запуска двигателя в холодное время года предусмотрен прогрев двигателя с помощи паяльной лампы.

Плавание

Плавание БРДМ-1 обеспечивает герметичный корпус с заострённый мордой. Перед началом форсирования водной преграды поднимается волнорез на «носу» для защиты от заливания водой во время заезда в воду и вовремя плавания. Водитель бронемашины так же предварительно задраивает воздухосборники «жабры» моторного отсека, открывает в заднюю крышку водомета и передает вращения с карданного вала на винт диаметром 425 мм. Водомет позаимствован у плавающего танка ПТ-76. Водомет имеет пластины для направления струи воды в лево-право, рычаг-руль управления водометом находится слева от водителя. Подруливать на воде можно обычным рулем. Стоить обратить внимание, что в бронемашине продуман «задний ход», когда машина наплаву, для этого закрывается створка водомета и вода подается по двум трубам меньшего диаметра в обратную сторону и машина начинает медленно плыть задом. При выходе из строя водомета БРДМ-1 может плыть за счет вращения колес на 2-3 передаче, при таком способе скорость по воде значительно меньше, чем с помощи водомета. Поворот бронекатера наплаву составляет всего 1,5 метра. Забортную воду, которая попадает в машинное отделение и кабину удаляют два электронасоса располагающиеся в разных часть бронемашины. Первые выпуски БРДМ-1 для откачки воды имели ручные насосы. Откачку воды, так же обеспечивает водомет создающий пониженное давление в насосных трубках.
Если машина увязал в болоте по самые «уши», то на помощь придет кабестан (лебедка) с 50-ию метровым тросом установленный в передней части бронемашины. Вращения кабестана происходит от карданного вала.

Модификации БРДМ-1:

  • БТР-40П вып.1956 г. — прототип БРДМ-1
  • БРДМ-1 (ГАЗ-40ПМ) обр.1957 г. — серийный БРДМ
  • БРДМ-1А обр.1958 г. — серийный БРДМ с  закрытой рубкой
  • БРДМ-1У (БРДМ-5) — машина управления
  • БРДМ-1РХ обр.1966 г. — машина химической разведки
  • 2П27 обр.1960 г.- пусковая установка ПТРК 2К16 «Шмель», обозначение в НАТО-«Snapper». Детальные фото.
  • 9П32 обр.1960 г. — пусковая установка ПТРК 9К8 «Фаланга». Детальные фото.
  • 9П110 обр.1963 г. — пусковая установка ПТРК 9К14 «Малютка», обозначение в НАТО-«Sagger»
  • 9П124 обр.1968 г. — пусковая установка ПТРК 9К8М «Фаланга-М», обозначение в НАТО-«Swatter»
  • «Глаз» вып.1962 г. — опытная ПУ ПТУР

Первый БРДМ-1 в своем классе получился достаточно успешным для своего времени и своих целей, об этом говорит выпуск более 10 000 бронеавтомобилей за 8 лет. Успешность бронемашины послужило созданием на его базе других модификаций бронемашин химразведки и противотанковых комплексов с управляемыми ракетами. Автомобиль поставлялся странам ОВД и дружественным странам СССР, 1500 машин было поставлено более чем в 20 стран Мира. БРДМ-1 получил положительные отзывы от вьетнамцев, египетских «командос», который форсировали на нем Суэцкий канала при удерживании плацдарма в 1973 году. Полученный опыт создания БРДМ-1 дал толчок развитию советской легкой бронетехники. На смену БРДМ-1 в советскую армию стал поступать его модернизированный вариант БРДМ-2. Машина адаптирована для использования приборов ночгого видения с инфракрасной посдветкой, что обеспечивает даность видения до 200 метров в темное время суток, для этого на корме имеется две фары инфракрансой подсветки.

ТТХ БРДМ-1 / ГАЗ-40П
 Колесная формула 4х4+4х4
 Тип подвески рессорная
 Двигатель ГАЗ-40П, карбюраторный
 Объем двигателя 3,48 литра
 Мощность  90 л.с. 30-34 л.с./т.
 ТопливоАИ-80
 Объем бака  2х150
 КПП четырехступенчатая
 Габариты 5600х2170х2800 мм
 Колея нет данных
 Клиренс 130 мм «при десантировании», 450 мм»рабочая», 530 мм «максимальная»
 Базовая масса 5100 кг
 Снаряженная масса 5600 кг
 Грузоподъемность 500 кг
 Масса буксируемого прицепа нет данных
 Экипаж
 2 человека+3 десантника
 Скорость максимальная 85 км/час, крейсерская 30-40 км/час, 9 на плаву
 Запас хода500 км по пересеченной местности и 500 км по шоссе
 Расход топлива на плаву 13 литров/час, 30 литров на 100 км по шоссе
 Преодолеваемое препятствие
подъем-42 гр., стенка 0,4 метра, ров 1,2 метра, плавает
 Броняпротивопульная
 ВооружениеСГМТ или ПКТ, 1250 патронов 7,62х54

war-time.ru

Бронированная Разведывательно-дозорная Машина БРДМ-1

Советская боевая разведывательная машина БРДМ-1 является бронеавтомобилем амфибийного типа, выполненного по традиционной схеме. Машина предназначалась для ведения разведывательных и проведения диверсионных операций в полосе фронта. Имея противопульное бронирование, высокую проходимость и мощное стрелковое вооружение БРДМ-1 был серьезным противником на поле боя. Основные цели и задачи: фронтовая разведка, обеспечение связи и командно-штабного управления.

Бронеавтомобиль БРДМ-1 создавался в середине 50-х годов коллективом Горьковского автомобильного завода под руководством В.А. Дедкова. Новая машина должна была заменить находившийся на вооружении легкий бронеавтомобиль БТР-40.

В качестве новшества в конструкции были использованы шасси с опускаемыми дополнительными колесами меньшего диаметра. Бронированный корпус машины имел обтекаемую форму лодки. В качестве движителя для преодоления водных преград на БРДМ был использован водометный двигатель. После представления прототипа высокому армейскому руководству было принято решение рекомендовать принять новый бронеавтомобиль БРДМ-1 на вооружение. Серийное производство началось в 1957 году и продолжалось до 1966 года. Основной производственной базой для новой техники стал Горьковский автозавод.

Помимо основной модификации БРДМ-1, в войска поступали машины, оборудованные противотанковыми ракетными комплексами. Всего советской промышленностью было изготовлено около 10 тыс. машин различных типов.

Советская боевая разведывательная десантная машина БРДМ-1 на военном полигоне в полном боевом оснащении. Июнь 1958 года, Белорусский военный округ

Советская боевая разведывательная машина БРДМ-1 состояла на вооружение сухопутных армейских частей, использовалась в воздушно-десантных войсках и в подразделениях морской пехоты вооруженных сил Советского Союза. Большое количество машин было поставлено за рубеж. В странах Ближнего Востока и в Африке БРДМ-1 активно применялся в ходе локальных вооруженных конфликтов.

militaryarms.ru

Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1 | Энциклопедия военной техники

Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ

Полноприводная колесная бронированная машина повышенной проходимости, предназначенная для использования в качестве разведывательной, штабной и машины связи. Разрабатывалась с 1954 года в ОКБ ГАЗа. На момент создания аналогов за рубежом не имела. Принята на вооружение в 1958 году. Серийное производство осуществлялось на ГАЗе с 1957 по 1966 год.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
БРДМ – герметичный сварной несущий корпус с закрытой сверху рубкой (на машинах первых серий рубка не имела крыши). Силовое отделение расположено в передней части машины, управления и боевое – в кормовой. Ходовая часть состояла из основного четырехколесного движителя и системы дополнительных колес. Четыре дополнительных колеса меньшего диаметра при движении в обычных условиях поднимались и отключались, при преодолении препятствий опускались с помощью гидроподъемников и приводились во вращение цепной передачей. Движение на плаву обеспечивал реактивный водометный движитель. Установлен кабестан. Часть машин оснащалась крупнокалиберным пулеметом ДШКМ.

Боевая машина 2П27-ПУ самоходного ПТРК 2К15. Выдвижной пакет из трех направляющих с ПТУР ЗМ6 “Шмель” в кормовой части машины.
Система управления – ручная, по проводам. Дополнительный возимый боекомплект-3 ПТУР. Экипаж 2 человека.

Боевая машина 2П32 – ПУ самоходного ПТРК 2KB. Выдвижной пакет из четырех направляющих с ПТУР ЗМ11 “Фаланга” в кормовой части
машины. Система управления – радиокомандная.

Боевая машина 9П110 (1963 г.) – ПУ самоходного ПТРК9К11. Выдвижной пакет из шести направляющих с ПТУР 9М14М “Малютка”. Система управления – ручная по проводам. Дополнительный возимый боекомплект-8 ПТУР.

Первая опытная серия БРДМ была выпущена в конце 1957-го. Начиная со следующего года эти машины во все возрастающих количествах стали поступать в сухопутные войска, части морской пехоты и воздушно-десантные войска. Помимо самоходных ПТРК на базе БРДМ были созданы машины управления БРДМ-у и радиационной и химической разведки БРДМ-рх. БРДМ и машины на ее базе, включая ПТРК, активно экспортировались. В разные годы состояли или до сих пор состоят на вооружении в Албании, Алжире, Анголе, Афганистане, Болгарии, Вьетнаме, Гвинее, ГДР, Египте, Замбии, Зимбабве, Израиле (трофейные египетские), Индонезии, Конго, Кубе (250 единиц на 1995 г.), Мозамбике, Польше, Румынии, Сирии (400 на 1995 г.), Судане, Эфиопии, Югославии. БРДМ принимали участие в боевых действиях на Ближнем Востоке, в Африке и Юго-Восточной Азии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРДМ
БОЕВАЯ МАССА, т: 5,6.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ДЕСАНТ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 5700,
ширина – 2250,
высота по крыше – 1900,
высота по пулемету – 2295,
база – 2800,
колея – 1660,
дорожный просвет- 315.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет СГМБ обр.1949 г. калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 1250 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса – 7…11, лоб рубки – 11, борт, корма – 7, крыша – 5, днище – 4.
ДВИГАТЕЛЬ: ГАЗ-40П, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 85 – 90 л.с. при 3400 об/мин, рабочий объем 3480 см3.
ТРАНСМИССИЯ: однодисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач, коробка отбора мощности на водометный движитель и насос гидросистемы дополнительных колес, двухступенчатая раздаточная коробка с редуктором Отбора мощности на дополнительные колеса, редукторы привода дополнительных колес, цепные передачи, карданные передачи, главные передачи переднего и заднего мостов.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 4х4, размер шин 12.00-18″, давление воздуха в шинах регулируется от 3 до 0,5 кг/см2, подвеска на четырех продольных полуэллиптических рессорах, гидравлические рычажно-поршневые амортизаторы по четыре на каждом мосту, четыре дополнительных пневматических колеса (по два на борт) размером 750х250 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: на суше – 80, на плаву – 9.
ЗАПАС ХОДА, км: на суше – 500, на плаву – 85.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 30;
ширина рва, м – 1,22;
высота стенки, м – 0,4.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-113.

war-book.ru

Бронированный разведывательно-дозорный фрегат: тест-драйв БРДМ-1

Снаружи

Техническое задание, полученное от военных, предписывало конструкторскому бюро Горьковского автозавода разработать бронированную машину, способную развить на шоссе скорость до 90 км/ч, при этом преодолевать траншеи и рвы шириной до 1,2 метра и форсировать водные преграды вплавь, причем ходимость должна была обеспечиваться при волнах высотой до полуметра. Изначально планировалось создать плавающую версию широко используемого в войсках БТР-40, ранее собранного в том же КБ. Однако в процессе разработки быстро выяснилось, что модифицировать бронетранспортер под требования малыми силами не получится: новый автомобиль пришлось разрабатывать почти с нуля. В результате коллективом специального КБ Горьковского автозавода была создана поистине уникальная машина, в те годы не имеющая даже близких аналогов в мире.

Основными агрегатами с новинкой поделился бронетранспортер ГАЗ-40, поэтому в заводской документации осталось её первичное обозначение – ГАЗ-40П («плавающий»). В военной среде машина была зашифрована под аббревиатурой БРДМ-1. Первый опытный бронеавтомобиль изготовили в феврале 1956 года. Впоследствии вместе еще с несколькими экземплярами военные приемщики подвергли машины жестким испытаниям, которые включали, например, форсирование вплавь Керченского пролива. Военные остались довольны испытаниями, и БРДМ по приказу министра обороны СССР от 10 января 1958 года была принята на вооружение и запущена в серийное производство.

Машина разведчиков имела герметичный несущий бронекорпус, сваренный из катаных листов толщиной от 6 до 12 мм, который обеспечивал экипажу защиту от стрелкового вооружения, осколков артиллерийских снарядов и противопехотных мин. Понтонная форма корпуса была тщательно выверена с точки зрения гидродинамики и обеспечивала броневику минимальное сопротивление при движении на плаву.

На верхней «палубе» располагалась «рубка», бронированный колпак которой вмещал в себя экипаж из четырех человек. Передняя часть разведывательной машины выделяется мощной «челюстью» волноотражательного щита, а капот ощетинился жалюзи системы воздухозабора.

Внутри

Чтобы оказаться внутри БРДМ-1, потребуется сначала забраться на «палубу». Обычно экипаж из четырех человек пользовался «лесенкой» в корме машины.

Оказавшись на высоте более полуметра от земли, потребуется потянуть бронированные люки, закрывающие доступ в пассажирский отсек.

Теперь останется только пройти до передней части машины, лавируя между сиденьями, колесными арками и рычагами.

Впрочем, есть и другой вариант – в боковине бронеавтомобиля размещены специальные выемки, пользуясь которыми механик-водитель через открытые заранее бронелюки башни мог попасть за руль.

Но только при условии, что они были открыты заранее: в целях безопасности они могут открываться исключительно из салона.

За рулем

Как и на многих военных машинах, запуск БРДМ – это целая процедура. Щелчком отбрасываем тумблер включения «массы», затем ищем следующий среди множества подобных на панели приборов. Наконец, находим и его под надписью «зажигание». После этого вытягиваем ручку подсоса карбюратора на себя и, немного прокашлявшись от спячки, впереди оживает рядная «шестерка» с индексом ГАЗ-40.

Основные отличия от «гражданского» варианта, применяемого на ГАЗ-51/63 – иной карбюратор, распредвал и улучшенная система жидкостного охлаждения. В результате мощность мотора была доведена до 90 л. с. В паре с мотором работает механическая четырехступенчатая коробка передач, объединенная с двухступенчатой раздаткой.

В обычных условиях крутящий момент передается к задним ведущим колесам, что также позволяет немного экономить топливо. На бездорожье водитель может подключить передний мост, причем даже на ходу, при отсутствии пробуксовки задних колес. При необходимости можно дополнительно включить и понижающую передачу, а также – заблокировать передний и задний межколесные дифференциалы. Правда, всех этих опций военным показалось мало.

Опыт предыдущей войны показал, что специальный разведывательный автомобиль должен преодолевать рвы и траншеи. Для выполнения требований пришлось разработать уникальную ходовую часть, состоящую из четырех основных колес и еще четырех дополнительных, по два с каждого борта, расположенных в пределах колесной базы.

Дополнительные колеса размером всего 700х250 мм (кстати, позаимствованные из авиации) в походном положении были полуутоплены в корпус, а при наезде на выступы они вращались, перекатывая машину через препятствия. Для преодоления сложных участков бездорожья механик-водитель рычажком в передней части включал цепной привод и опускал их с помощью гидравлики.

Каждое из колес имело собственный привод. Таким образом, БРДМ из четырехколесного бронеавтомобиля превращался в восьмиколесный. В результате по проходимости он мог потягаться с гусеничными машинами – при максимальной скорости по шоссе в 90 км/ч броневик преодолевал рвы шириной до 1,22 м, подъемы до 31 градусов и вертикальные стенки высотой 0,4 метра.

Передний и задний мосты были подвешены на четырех продольных полуэллиптических рессорах и оснащены сдвоенными рычажными амортизаторами. За основу брали мосты от ГАЗ-63, которые у БРДМ имели герметичные редукторы и централизованную систему подкачки шин. Герметичность была необходима для обеспечения второго требования военных – ведь разведывательная машина должна была уметь плавать.

В кормовой части бронекорпуса смонтировали водомет, позаимствованный у плавающего танка ПТ-76. Четырехлопастной винт диаметром 425 мм засасывал воду через приемный патрубок в днище и выбрасывал ее через отверстие в корме. При движении по суше оно прикрывалось бронезаслонкой, также управляемой с места водителя.

Чтобы на воде «сдать назад», имелись трубы обратного хода, направляющие струю воды к бортам под острым углом. Водомет обеспечил высокую скорость на плаву – до 9 км/ч – и хорошую маневренность (радиус поворота «бронекатера» на плаву – всего 1,5 метра). Управлять машиной во владениях Нептуна призваны водяные рули, смонтированные в выпускном патрубке водомета, – для этого рядом с механиком-водителем разместили дополнительный рычаг слева. При повреждении водомета БРДМ могла добраться до берега и своим ходом за счет вращения колес при включенной второй или третьей передаче.

Чтобы предотвратить заливание силового отделения на плаву, в передней части машины установили волноотражательный щит. На суше его зафиксировали в нижнем положении – для повышения защищенности передней части и улучшения обзорности.

Еще одной сложной задачей стало обеспечение нормальной работы двигателя при движении на воде, когда вентиляционные жалюзи на капоте закрыты. Охлаждение обеспечивал радиатор увеличенных размеров с мощным вентилятором, а дополнительное охлаждение двигателя происходило при помощи забортной воды, проходящей через теплообменник. Но и это не все – чтобы двигатель не перегревался, потребовалось разделить воздушные потоки и установить все уплотнения.

В случае, если вода каким-то образом попадала внутрь БРДМ, для ее откачки использовали все тот же водомет, колесо которого создавало необходимое разрежение. Если водомет не работал, водитель применял трюмный насос. Изначально он был ручным, но позднее труд водителя заменил электропривод. Самовытаскивание машины при застревании осуществлялось с помощью кабестана с длиной троса 50 метров, смонтированного в передней части. Привод редуктора осуществлялся от носка коленвала через кардан и цепную передачу.

Помните тест БТР-40? По сравнению с БРДМ в управлении он покажется легковым автомобилем. Как и у БТР-а, компоновка БРДМ представляла собой схему с передним расположение мотор-трансмиссионного отделения. Установка двигателя в передней части массивного корпуса предусматривала спешивание членов экипажа, однако сильно ухудшила обзор с места водителя. И в самом деле – в передние триплексы видно только массивный капот да вынесенные на кронштейнах зеркала заднего вида, которые дополнительно установил владелец – они хоть как-то помогают при маневрировании. Бокового обзора нет вовсе, крошечные «форточки» можно использовать лишь для связи с внешним миром, но никак не для вождения.

В распоряжении механика-водителя имелся перископ и прибор ночного видения, который существенно облегчил вождение ночью. А вот командиру полагалась собственная радиостанция Р-113 и приборы химической и радиационной разведки: рентгенометр ДП-3Б и прибор ВПХР.

Рулевое управление позаимствовали у коллег с ЗиЛа – облегчить маневры потяжелевшей машины призван редуктор от «157-го». Сказать по правде, это нисколько ей не помогает – усилие на руле огромное, даже несмотря на то, что диаметр обода увеличился до размеров колеса от Волги. Кстати, интересный факт: поскольку машина собиралась на ГАЗе, зиловскую эмблему на «инородном» руле затирали.

Табуретка без ремней безопасности вместо водительского сиденья уже нагрелась от тепла тела, ноги упираются в педали – поехали! Нижневальный двигатель при нажатии на педаль газа недовольно бурчит, когда многотонная махина начинает движение в городе. Как и на «сороковом», водитель здесь должен знать хитрую науку переключения передач с двойным выжимом. Собственный норов и у тормозов – не снабженные никакими усилителями герметичные барабаны неохотно осаживают тяжелый броневик. Мехвод, выжимая педаль тормоза, наверное, представляет образ врага-диверсанта под солдатским сапогом – ласкового отношения тормоза не любят.

История покупки

Алексей и ранее уже бывал на страницах нашего издания со своими автомобилями. Постоянные читатели уже знают историю восстановления бронетранспортера ГАЗ-40. В случае с БРДМ, машина досталась ему в гораздо лучшем состоянии и была выкуплена у одного из таких же энтузиастов. Разумеется, несмотря на неплохое состояние, броневик потребовал от нового хозяина ласки и реставрации.

Корпус был отпескоструен и покрашен заново, установлены новые мосты, рессоры и амортизаторы. Дополнительно установили иные резиновые уплотнители в люках и ремни для закрытия/открытия. Многие детали для завершения облика пришлось создавать заново по историческим документам.

Как и БТР, БРДМ тоже имеет номерные знаки «мирного советского трактора» (для регистрации необходимы права тракториста категории С) и получила полное право на передвижение по дорогам общего пользования. Впрочем, обычно БРДМ только принимает участие в военно-исторических слетах и праздничных мероприятиях.

История модели

Основные вехи создания БРДМ-1 мы уже рассказали в начале этого материала, поэтому остается только подвести итоги. Серийный выпуск бронемашин продолжался до 1966 года, в большом количестве БРДМ поставлялись в Советские Вооруженные силы, а также – союзникам в страны Варшавского Договора и дружественные СССР страны третьего мира. В 1973 году египетские войска форсировали на БРДМ Суэцкий канал и захватили плацдарм Израильских войск. В Национальной народной армии ГДР БРДМ состояла на вооружении разведывательных войск под собственным обозначением SPW-40. А всего в разные годы она состояла на вооружении свыше 20 стран мира, среди которых – Сирия, Египет, Израиль, Куба, Албания, Босния и Герцеговина, Намибия и Вьетнам.

На фото: ГАЗ 40П (БРДМ 1) 1957–66

Изначально машины оснащались станковым пулеметом Горюнова калибра 7,62 мм, установленным на кронштейне в передней части боевого отделения, а на машинах выпуска с 1961 года ставили уже единый пулемет Калашникова ПКТ того же калибра 7,62 мм. Члены экипажа могли вести стрельбу и из личного оружия через бойницы в бортах и корме рубки.

На фото: ГАЗ 40П (БРДМ 1) 1957–66

На основе БРДМ было разработано и несколько специальных машин, среди которых самоходный противотанковый комплекс 9П110 с шестью ракетами «Малютка», командирская машина управления и авто радиационно-химической разведки.

Редакция благодарит МРОО «Военно-Техническое Общество» и лично Алексея Мигалина за предоставленный на тест автомобиль.

www.kolesa.ru

БРДМ-1 музейная + много интересных снимков из сети. : lewhobotov — LiveJournal

Бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ) — советская боевая разведывательная машина 1950-х годов, по западной классификации также порой обозначается как бронеавтомобиль. Была создана в 1954—1956 годах в ОКБ ГАЗа для замены лёгкого бронетранспортёра БТР-40 в роли стандартной лёгкой разведывательной, штабной и связной машины Советской Армии. По сравнению со своим предшественником, БРДМ имела повышенную проходимость за счёт применения шасси с двумя дополнительными парами опускаемых колёс и амфибийной способности, а также больший запас хода.

Серийное производство БРДМ осуществлялось с 1957 по 1966 год, последние годы машина выпускалась параллельно с улучшенной БРДМ-2, созданной на её основе. Помимо основного варианта, БРДМ послужила базой для созданий ряда специализированных машин, прежде всего самоходных ПТРК; всего было выпущено около 10 000 машин всех типов. БРДМ использовалась советскими сухопутными, воздушно-десантными войсками и морской пехотой вплоть до конца 1970-х годов. БРДМ также активно поступала на экспорт, около 1500 единиц были поставлены по меньшей мере в 21 страну мира и хотя, по состоянию на 2010 год, в большинстве из этих государств они сняты с вооружения, некоторые страны продолжают использовать машины этого типа.

Экспонат Военно-исторического музея артиллериии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.

Состояние на 2009 год.


Плюс подборка хороших фоток машины с поисковой выдачи Яндекса:



lewhobotov.livejournal.com

Бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ) | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

«Краткая справка: Советская плавающая бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ-1). История создания, особенности конструкции и эксплуатации»


В 1954 году, исходя из опыта эксплуатации БТР-40, возник список уточненных требований к многоцелевому бронированому внедорожнику для советской армии. Сюда входили и потребность в повышении проходимости бронетранспортера по бездорожью, и придание ему свойств амфибии для преодоления водных преград.

Создание и конструктивные особенности БРДМ-1

Над новой машиной работал тот же коллектив, что и над бронетранспортером: ведущий конструктор В.К. Рубцов и конструктор В.А. Дедков. Для повышения проходимости в конструкции машины было решено использовать дополнительную секцию из четырех колес меньшего диаметра, которые в обычном положении не допускали проседание машины на днище, а при необходимости могли опускаться на линию основных колес с помощью гидропривода. Четыре основные колеса были ведущими и имели систему регулировки давления воздуха.

Для передвижения по воде машина оборудовалась водометным движителем, для предотвращения заливания двигателя в носовой части устанавливался волноотражатель, дополнительно машина оборудовалась трюмным электронасосом. Сверху на корпус машины устанавливалась рубка, на машинах ранней серии открытая, в дальнейшем закрытая бронированной крышей с люками.

Бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ-1) с модулем ПТУР. На рисунке хорошо видны  4 дополнительных колеса под корпусом.

Хотя в конструкции новой машины использовались общая компоновка и основные узлы и агрегаты БТР-40, в ходе модернизации получилась принципиально новая машина, которая и была принята на вооружение 10 января 1958 г. после испытаний в 1957 г. под названием бронированная разведывательно-дозорная машина или БРДМ.

Уже после принятия на вооружение БРДМ-2, предыдущая модель стала обозначается как БРДМ-1.

Модификации и производство БРДМ-1

Серийное производство БРДМ было организовано на ГАЗе в 1954 году и продолжалось до 1966 г., за это время было выпущено около 10 000 машин всех модификаций.

На базе БРДМ  были разработаны и серийно производились машина радиохимической разведки БРДМ-РХ, машина управления БРДМ-У, боевые машины ПТУР 9П27 «Шмель», 9П32 «Фаланга»,  9П110 «Малютка».

Машина экспортировалась в страны Варшавского договора, а также в Албанию, Афганистан, Вьетнам, Гвинею, Египет, Замбию, Индонезию, на Кубу, Конго, Ливию, Мозамбик, Монголию, Сирию, Судан, Танзанию, Уганду и Эфиопию.

В некоторых странах эксплуатируется до сих пор.


источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

armedman.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *