БРДМ-1 ч.2
- Статья опубликована 19.02.2015 07:49
- Последняя правка произведена 19.02.2015 08:17
В первой части нашей статьи мы рассказали историю создания БРДМ-1, теперь же продолжим наш рассказ описанием технических характеристик этой боевой машины.
БРДМ-1 оснащён герметичным несущим корпусом изготовленным из катанных бронелистов, имевших толщину 6, 8 и 12 мм, при этом лобовой верхний лист имел угол наклона в 85 градусов. Автомобиль имеет приваренную к корпусу бронированную рубку с двумя смотровыми люками, в которые установлены пуленепробиваемые стёкла. В задней же стенке рубки размещается имеющий две створки люк.
Конструкция машины использовала принципиальную схему компоновки, а так же узлы и агрегаты бронетранспортёра БТР-40. При этом её двигатель был установлен в удлинённой передней части кузова, что предусматривало выход членов экипажа из кБРДМ при помощи двух кормовых дверей. Такое техническое решение было не слишком удачным, так как подобная компоновка значительно ухудшала обзор с водительского места.
Командир машины и водитель располагались в средней части корпуса в отделении управления. Оно отделялось герметичной перегородкой от отделения силовой установки. Боевое отделение помещалось в кормовой и средней части корпуса. В передней части машины на вертлюге был смонтирован станковый пулемёт СГМВ, имеющий боезапас 1250 патронов. В походном положении он находился в рубке. В бортах и корме были проделаны отверстия для ведения членами экипажа бронемашины огня из личного оружия. Кроме того, вести такой огонь могли и десантники, принятые на борт. В стандартное оснащение БРДМ-1 входят танковые рации.
В качестве силовой установки на БРДМ-1 был использован бензиновый форсированный двигатель ГАЗ-40П карбюраторного типа, оснащённый системой жидкостного охлаждения. При передвижении машины вплавь крышки воздухозаборника задраивались, а охлаждение осуществлялось при помощи забортной воды с помощью теплообменника. Кроме того она имела радиатор большого размера с системой обратного тока воздуха, а так же мощный вентилятор, который приводился в движение при помощи карданного вала.
Механическая трансмиссия машины имеет однодисковое сцепление, двухступенчатую раздаточную коробку, а так же четырёхступенчатую КПП. Её подвеска имеет четыре продольных полуэллиптические рессоры, а так же восемь гидравлических амортизаторов. Для самовытаскивания БРДМ-1 в её конструкции предусмотрен смонтированный в передней части автомобиля трос длинной 50 метров.
Конструкторы броневика оснастили его герметичными тормозами, имевшими возможность саморегулирования. Он были оснащены системой пылевлагозащиты. Кроме того БРДМ имела на вооружение шины большого диаметра с централизированной системой подкачки.
Машина может легко преодолевать снежную целину глубиной до 0,65 метра, песок, а так же подъёмы до 31-го градуса.
БРДМ-1Для того что бы БРДМ-1 могла пере6двигаться по воде она была оснащена гребным винтом. Позже для этой же цели использовался водомёт от плавающего танка ПТ-76, установленный в корме машины. Этот движитель занимал меньше места и имел больший срок эксплуатации. Кроме того транспортное средство оснащённое водомётом значительно сократило радиус своего разворота, доведя этот показатель до 1,5 метра.
Гребной винт имел четыре лопасти, и он засасывал воду при помощи специального патрубка, который был расположен на днище, при этом вода выбрасывалась с помощью отверстия в кормовом листе корпуса. Данное отверстие при движении по суше закрывается бронированной заслонкой, при этом задний ход машина могла дать только с помощью изменения направления вращения гребного винта.
На воде БРДМ управлялась водяными рулями, установленными в трубе водомета, а так же при помощи передних колёс. В том случае, если водомёт выходил из строя броневик мог передвигаться за счёт работы колёс на второй или третьей передаче. Имелся на бронемашине и волноотражательный щит назначением которого было предотвращение заливания силового отделения сквозь вентиляционные отверстия. При нахождении на суше этот щит монтировался в нижнее положение для повышения защиты низа корпуса, а так же для улучшения обзора.
Что же касается эксплуатации БРДМ в войсках, то она была принята на вооружение в Советской Армии, а так же некоторая часть этих машин поставлялась союзникам СССР по Варшавскому договору. Принимал броневик и участие в военном конфликте в Южном Вьетнаме. С производства машина была снята в 1966 году при этом какое-то время она выпускалась вместе с созданной на её основе БРДМ-2.
Технические характеристики БРДМ-1:
Классификация | боевая разведывательная машина / бронеавтомобиль |
Боевая масса, т | 5,6 |
Компоновочная схема | силовое отделение в лобовой части машины, объединённое боевое и управления — в кормовой |
Экипаж, чел. | 2 |
Десант, чел. | 3 |
История | |
Производитель | ГАЗ |
Годы производства | 1957—1966 |
Годы эксплуатации | с 1958 |
Количество выпущенных, шт. | около 10 000 |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 5700 |
Ширина корпуса, мм | 2250 |
Высота, мм | 1900 по крыше, 2295 по пулемёту |
База, мм | 2800 |
Колея, мм | 1650 |
Клиренс, мм | 315 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса, мм/град. | 7—11 |
Борт корпуса, мм/град. | 7 |
Корма корпуса, мм/град. | 7 |
Днище, мм | 4 |
Крыша корпуса, мм | 5 |
Лоб рубки, мм/град. | 11 |
Борт рубки, мм/град. | 7 |
Корма рубки, мм/град. | 7 |
Крыша рубки, мм/град. | 5 |
Вооружение | |
Пулемёты | 1 — 7,62-мм СГМБ обр. 1949 г. |
Тип двигателя | ГАЗ-40П |
Мощность двигателя, л. с. | 85—90 |
Скорость по шоссе, км/ч | 80 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 25—30 по грунтовой дороге, 9 на плаву |
Запас хода по шоссе, км | 500 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 85 на плаву |
Удельная мощность, л. с./т | 15,2—16,1 |
Колёсная формула | 4-4 (дополнительные колёса подняты), 8-8 (все колёса) |
Тип подвески | независимая на листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами |
Удельное давление на грунт, кг/см^2 | регулируемое, 0,5—3,0 |
Преодолеваемый подъём, град. | 42 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,4 |
Преодолеваемый ров, м | 1,22 |
Преодолеваемый брод, м | плавает |
autohis.ru
1 — это… Что такое БРДМ-1?
У этого термина существуют и другие значения, см. БРДМ.Бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ) | |
---|---|
Классификация | боевая разведывательная машина / бронеавтомобиль |
Боевая масса, т | 5,6 |
Компоновочная схема | силовое отделение в лобовой части машины, объединённое боевое и управления — в кормовой |
Экипаж, чел. | 2 |
Десант, чел. | 3 |
История | |
Производитель | ГАЗ |
Годы производства | 1957—1966 |
Годы эксплуатации | с 1958 |
Количество выпущенных, шт. | около 10 000, включая машины на базе |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 5700 |
Ширина корпуса, мм | 2250 |
Высота, мм | 1900 по крыше, 2295 по пулемёту |
База, мм | 2800 |
Колея, мм | 1650 |
Клиренс, мм | 315 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса, мм/град. | 7—11 |
Борт корпуса, мм/град. | 7 |
Корма корпуса, мм/град. | 7 |
Днище, мм | 4 |
Крыша корпуса, мм | 5 |
Лоб рубки, мм/град. | 11 |
Борт рубки, мм/град. | 7 |
Корма рубки, мм/град. | 7 |
Крыша рубки, мм/град. | 5 |
Вооружение | |
Пулемёты | 1 × 7,62-мм СГМБ обр. 1949 г. |
Подвижность | |
Тип двигателя | |
Мощность двигателя, л. с. | 85—90 |
Скорость по шоссе, км/ч | 80 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 25—30 по грунтовой дороге 9 на плаву |
Запас хода по шоссе, км | 500 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 85 на плаву |
Удельная мощность, л. с./т | 15,2—16,1 |
Колёсная формула | 4×4 (дополнительные колёса подняты) 8×8 (все колёса) |
Тип подвески | независимая на листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами |
Удельное давление на грунт, кг/см² | регулируемое, 0,5—3,0 |
Преодолеваемый подъём, град. | 42 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,4 |
Преодолеваемый ров, м | 1,22 |
Преодолеваемый брод, м | плавает |
Бронированная разведывательно-дозорная машина[1](БРДМ) — советская боевая разведывательная машина 1950-х годов, по западной классификации также порой обозначается как бронеавтомобиль[2]. Была создана в 1954—1956 годах в ОКБ ГАЗа для замены лёгкого бронетранспортёра БТР-40 в роли стандартной лёгкой разведывательной, штабной и связной машины Советской Армии. По сравнению со своим предшественником, БРДМ имела повышенную проходимость за счёт применения шасси с двумя дополнительными парами опускаемых колёс и амфибийной способности, а также больший запас хода.
Серийное производство БРДМ осуществлялось с 1957 по 1966 год, последние годы машина выпускалась параллельно с улучшенной БРДМ-2, созданной на её основе. Помимо основного варианта, БРДМ послужила базой для созданий ряда специализированных машин, прежде всего самоходных ПТРК; всего было выпущено около 10 000 машин всех типов. БРДМ использовалась советскими сухопутными, воздушно-десантными войсками и морской пехотой вплоть до конца 1970-х годов. БРДМ также активно поступала на экспорт, около 1500 единиц были поставлены по меньшей мере в 21 страну мира и хотя, по состоянию на 2010 год, в большинстве из этих государств они сняты с вооружения, некоторые страны продолжают использовать машины этого типа[3].
История создания и серийного производства
Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1 была разработана конструкторским бюро под руководством В. А. Дедкова и принята на вооружение приказом Министра обороны СССР от 10.01.1958 г. Она находилась в серийном производстве с 1957 г. по 1966 г.
Конструкция
БРДМ представляла собой плавающую колёсную двухосную с обеими ведущими осями закрытую машину, оборудованную устройством для преодоления окопов и траншей и системой централизованной подкачки шин.
В конструкции БРДМ были использованы принципиальная схема компоновки и основные агрегаты бронетранспортёра БТР-40. Установка двигателя в удлинённой передней части корпуса предусматривала спешивание членов экипажа через две кормовые двери, однако ухудшала обзорность с места водителя.
В отделении управления, расположенном в средней части корпуса, были размещены водитель и командир машины. Отделение силовой установки и отделение управления разделялось перегородкой. Боевое отделение занимало среднюю и кормовую часть корпуса. Пулемёт СГМБ устанавливался на кронштейне в передней части боевого отделения.
Пулемёт СГМБ устанавливался на кронштейне в передней части боевого отделения.Броневой герметичный корпус имел форму, обеспечивавшую минимальное сопротивление движению на плаву. Он сваривался из броневых листов толщиной 6 мм, 8 мм и 12 мм и являлся основанием для монтажа агрегатов и оборудования машины. Сверху к корпусу была приварена рубка, в крыше которой имелся люк с двумя откидными крышками для посадки и выхода водителя и командира. Верхний лобовой лист имел угол наклона 85 градусов.
На БРДМ устанавливался карбюраторный двигатель ГАЗ-40П. В состав механической трансмиссии входили однодисковое сцепление, 4-х ступенчатая коробка передач, 2-х ступенчатая раздаточная коробка, карданные передачи, главные передачи с коническими дифференциалами, от которых осуществлялся привод к ведущим колёсам.
Машина была оборудована дополнительными пневматическими колёсами, расположенными в средней части корпуса по два на каждом борту. Они выполнялись ведущими с механическим приводом от трансмиссии. Дополнительные колёса опускались и поднимались при преодолении окопов шириной до 1,2 м с помощью гидроподъёмников подобно шасси самолёта.
В кормовой части корпуса был установлен водомёт. Четырёхлопастной винт засасывал воду через приёмный патрубок, расположенный на днище и выбрасывал её через отверстие в кормовом листе корпуса. Во время движения по суше это отверстие закрывалось бронированной заслонкой. Задний ход на воде обеспечивается изменением направления вращения винта. Для управления машиной на плаву использовались водяные рули, смонтированные в трубе водомёта, и передние поворачивающиеся колёса машины. Привод к рулям был объединён с приводом управления колёсами. В случае выхода из строя водомёта машина могла двигаться за счёт вращения колёс при включении второй или третьей передачи. Для предотвращения заливания силового отделения через вентиляционные отверстия во время плавания на машине устанавливался волноотражательный щит. При передвижении по суше он устанавливался в нижнее положение для улучшения обзора и повышения защиты нижней части корпуса.
Пневматические шины основного движителя были подключены к системе регулирования давления воздуха. Подвеска состояла из четырёх продольных полуэллиптических рессор и 8 гидроамортизаторов. Самовытаскивание машины при застревании осуществлялось при помощи кабестана с длиной троса 50 м, смонтированного в передней части корпуса машины.
Машины на базе БРДМ
На базе БРДМ был создан ряд боевых машин:
- 2П27 — боевая машина ПТРК 2К16 «Шмель»;
- 2П32 — боевая машина ПТРК 2К8 «Фаланга»;
- 2П32М — боевая машина ПТРК 2К8 «Фаланга-М»;
- 9П110 — боевая машина ПТРК 9К14М «Малютка-М»;
- БРДМ-РХ — машина химической разведки.
Машина химической разведки БРДМ-РХ
Машина химической разведки БРДМ-РХ была создана в 1966 году на базе БРДМ, находилась на вооружении и в серийном производстве.
Экипаж машины состоял из командира, двух химиков-разведчиков и водителя. Машина была оснащена приборами химической и радиационной разведки: войсковым прибором химической разведки ВПХР, автоматическим газоанализатором, радиометром-рентгенметром ДП-5А, рентгенметром ДП-3Б, а также приспособлением для установки знаков ограждения и артиллерийским дегазационным комплектом АДК.
Для определения направления ветра предназначались 9 ручных дымовых гранат РДГ-2. В комплект специального оборудования также входили шесть 40-мм реактивных сигналов химической тревоги СХТ.
С принятием на вооружение БРДМ-2 это же специальное химическое оборудование было установлено на машине химической разведки, получившей наименование БРДМ-2РХ.
Операторы
Современные
Бывшие
Примечания
- ↑ Руководство по материальной части и эксплуатации бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ). — М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1960—381 с.
- ↑ J. Kinnear. Russian Armored Cars 1930—2000. — Darlington, MD: Darlington Productions, 2000. — P. 210. — 336 p. — ISBN 1-89284-805-8
- ↑ The Military Balance 2010 / The International Institute for Strategic Studies. — London: Routledge, 2010. — 488 p. — ISBN 978-1857435575
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 356.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 433.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 311.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 331.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 301.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 78.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 317.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 327.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 306.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Stockholm Internation Peace Research Institute — Arms Transfers Database
Литература
- М. Б. Барятинский. Советская бронетанковая техника 1945—1995 (часть 1). — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — 32 с. — (Бронеколлекция № 3 (30) / 2000). — 4000 экз.
- J. Kinnear. Russian Armored Cars 1930—2000. — Darlington, MD: Darlington Productions, 2000. — 336 p. — ISBN 1-89284-805-8
- Руководство по материальной части и эксплуатации бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ). — М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1960. — 381 с.
См. также
- PSZH D944 — венгерский вариант БРДМ, совмещавший особенности БРДМ-1 и БРДМ-2
Ссылки
dic.academic.ru
БРДМ-1 — Википедия. Что такое БРДМ-1
БРДМ-1 | |
БРДМ-1 в музее «Военная горка» г. Темрюк | |
Бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ) | |
---|---|
Классификация | боевая разведывательная машина / бронеавтомобиль |
Боевая масса, т | 5,6 |
Компоновочная схема | силовое отделение в лобовой части машины, объединённое боевое и управления — в кормовой |
Экипаж, чел. | 2 |
Десант, чел. | 3 |
История | |
Производитель | ГАЗ |
Годы производства | 1957—1966 |
Годы эксплуатации | с 1958 |
Количество выпущенных, шт. | около 10 000, включая машины на базе |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 5700 |
Ширина, мм | 2250 |
Высота, мм | 1900 по крыше, 2295 по пулемёту |
База, мм | 2800 |
Колея, мм | 1650 |
Клиренс, мм | 315 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса, мм/град. | 7—11 |
Борт корпуса, мм/град. | 7 |
Корма корпуса, мм/град. | 7 |
Днище, мм | 4 |
Крыша корпуса, мм | 5 |
Лоб рубки, мм/град. | 11 |
Борт рубки, мм/град. | 7 |
Корма рубки, мм/град. | 7 |
Крыша рубки, мм/град. | 5 |
Вооружение | |
Пулемёты | 1 × 7,62-мм СГМБ обр. 1949 г. |
Подвижность | |
Тип двигателя | |
Мощность двигателя, л. с. | 85—90 |
Скорость по шоссе, км/ч | 80 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 25—30 по грунтовой дороге 9 на плаву |
Запас хода по шоссе, км | 500 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 85 на плаву |
Удельная мощность, л. с./т | 15,2—16,1 |
Колёсная формула | 4 × 4 (дополнительные колёса подняты) |
Тип подвески | независимая на листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами |
Удельное давление на грунт, кг/см² | регулируемое, 0,5—3,0 |
Преодолеваемый подъём, град. | 42 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,4 |
Преодолеваемый ров, м | 1,22 |
Преодолеваемый брод, м | плавает |
БРДМ-1 на Викискладе |
Бронированная разведывательно-дозорная машина[1](БРДМ) — советская боевая разведывательная машина 1950-х годов, по западной классификации также порой обозначается как бронеавтомобиль[2]. Была создана в 1954—1956 годах в ОКБ ГАЗа для замены лёгкого бронетранспортёра БТР-40 в роли стандартной лёгкой разведывательной, штабной и связной машины Советской Армии. По сравнению со своим предшественником, БРДМ имела повышенную проходимость за счёт применения шасси с двумя дополнительными парами опускаемых колёс и амфибийной способности, а также больший запас хода.
Серийное производство БРДМ осуществлялось с 1957 по 1966 год, последние годы машина выпускалась параллельно с улучшенной БРДМ-2, созданной на её основе. Помимо основного варианта, БРДМ послужила базой для созданий ряда специализированных машин, прежде всего самоходных ПТРК; всего было выпущено около 10 000 машин всех типов. БРДМ использовалась советскими сухопутными, воздушно-десантными войсками и морской пехотой вплоть до конца 1970-х годов. БРДМ также активно поступала на экспорт, около 1500 единиц были поставлены по меньшей мере в 21 страну мира и хотя, по состоянию на 2010 год, в большинстве из этих государств они сняты с вооружения, некоторые страны продолжают использовать машины этого типа[3].
История создания и серийного производства
Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1 была разработана конструкторским бюро под руководством В. А. Дедкова и принята на вооружение приказом Министра обороны СССР от 10.01.1958 г. Она находилась в серийном производстве с 1957 г. по 1966 г.
Конструкция
БРДМ представляла собой плавающую колёсную двухосную с обеими ведущими осями закрытую машину, оборудованную устройством для преодоления окопов и траншей и системой централизованной подкачки шин.
В конструкции БРДМ были использованы принципиальная схема компоновки и основные агрегаты бронетранспортёра БТР-40. Установка двигателя в удлинённой передней части корпуса предусматривала спешивание членов экипажа через две кормовые двери, однако ухудшала обзорность с места водителя.
В отделении управления, расположенном в средней части корпуса, были размещены водитель и командир машины. Отделение силовой установки и отделение управления разделялось перегородкой. Боевое отделение занимало среднюю и кормовую часть корпуса. Пулемёт СГМБ устанавливался на кронштейне в передней части боевого отделения.
Пулемёт СГМБ устанавливался на кронштейне в передней части боевого отделения.Броневой герметичный корпус имел форму, обеспечивавшую минимальное сопротивление движению на плаву. Он сваривался из броневых листов толщиной 6 мм, 8 мм и 12 мм и являлся основанием для монтажа агрегатов и оборудования машины. Сверху к корпусу была приварена рубка, в крыше которой имелся люк с двумя откидными крышками для посадки и выхода водителя и командира. Верхний лобовой лист имел угол наклона 85 градусов.
На БРДМ устанавливался карбюраторный двигатель ГАЗ-40П. В состав механической трансмиссии входили однодисковое сцепление, 4-х ступенчатая коробка передач, 2-х ступенчатая раздаточная коробка, карданные передачи, главные передачи с коническими дифференциалами, от которых осуществлялся привод к ведущим колёсам.
Машина была оборудована дополнительными пневматическими колёсами, расположенными в средней части корпуса по два на каждом борту. Они выполнялись ведущими с механическим приводом от трансмиссии. Дополнительные колёса опускались и поднимались при преодолении окопов шириной до 1,2 м с помощью гидроподъёмников подобно шасси самолёта.
В кормовой части корпуса был установлен водомёт. Четырёхлопастной винт засасывал воду через приёмный патрубок, расположенный на днище и выбрасывал её через отверстие в кормовом листе корпуса. Во время движения по суше это отверстие закрывалось бронированной заслонкой. Задний ход на воде обеспечивается изменением направления вращения винта. Для управления машиной на плаву использовались водяные рули, смонтированные в трубе водомёта, и передние поворачивающиеся колёса машины. Привод к рулям был объединён с приводом управления колёсами. В случае выхода из строя водомёта машина могла двигаться за счёт вращения колёс при включении второй или третьей передачи. Для предотвращения заливания силового отделения через вентиляционные отверстия во время плавания на машине устанавливался волноотражательный щит. При передвижении по суше он устанавливался в нижнее положение для улучшения обзора и повышения защиты нижней части корпуса.
Пневматические шины основного движителя были подключены к системе регулирования давления воздуха. Подвеска состояла из четырёх продольных полуэллиптических рессор и 8 гидроамортизаторов. Самовытаскивание машины при застревании осуществлялось при помощи кабестана с длиной троса 50 м, смонтированного в передней части корпуса машины.
Модификации
- БРДМ (1957) — модель с открытым верхом
- БРДМ-1А (1958) — с закрытой рубкой. Серия в 1958-65 гг.
- БРДМ-1У — машина управления[4]
Машины на базе БРДМ
На базе БРДМ был создан ряд боевых машин:
- 2П27 — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 2К16 «Шмель»;
- 2П32 — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 2К8 «Фаланга»;
- 2П32М — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 2К8 «Фаланга-М»;
- 9П110 — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 9К14 «Малютка»;
- БРДМ-РХ — машина химической разведки.
Машина химической разведки БРДМ-РХ
Машина химической разведки БРДМ-РХ была создана в 1966 году на базе БРДМ, находилась на вооружении и в серийном производстве.
Экипаж машины состоял из командира, двух химиков-разведчиков и водителя. Машина была оснащена приборами химической и радиационной разведки: войсковым прибором химической разведки ВПХР, автоматическим газоанализатором, радиометром-рентгенметром ДП-5А, рентгенметром ДП-3Б, а также приспособлением для установки знаков ограждения и артиллерийским дегазационным комплектом АДК.
Для определения направления ветра предназначались 9 ручных дымовых гранат РДГ-2. В комплект специального оборудования также входили шесть 40-мм реактивных сигналов химической тревоги СХТ.
С принятием на вооружение БРДМ-2 это же специальное химическое оборудование было установлено на машине химической разведки, получившей наименование БРДМ-2РХ.
Операторы
Примечания
Литература
- М. Б. Барятинский. Советская бронетанковая техника 1945—1995 (часть 1). — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — 32 с. — (Бронеколлекция № 3 (30) / 2000). — 4000 экз.
- J. Kinnear. Russian Armored Cars 1930—2000. — Darlington, MD: Darlington Productions, 2000. — 336 p. — ISBN 1-89284-805-8.
- Руководство по материальной части и эксплуатации бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ). — М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1960. — 381 с.
См. также
- D442 — венгерский вариант БРДМ-1
- PSZH D944 — венгерский вариант БРДМ, совмещавший особенности БРДМ-1 и БРДМ-2.
Ссылки
wiki.sc
БРДМ-1 Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. БРДМ.БРДМ-1 | |
---|---|
БРДМ-1 в музее «Военная горка» г. Темрюк | |
Классификация | боевая разведывательная машина / бронеавтомобиль |
Боевая масса, т | 5,6 |
Компоновочная схема | силовое отделение в лобовой части машины, объединённое боевое и управления — в кормовой |
Экипаж, чел. | 2 |
Десант, чел. | 3 |
Производитель | ГАЗ |
Годы производства | 1957—1966 |
Годы эксплуатации | с 1958 |
Количество выпущенных, шт. | около 10 000, включая машины на базе |
Основные операторы | |
Длина корпуса, мм | 5700 |
Ширина, мм | 2250 |
Высота, мм | 1900 по крыше, 2295 по пулемёту |
База, мм | 2800 |
Колея, мм | 1650 |
Клиренс, мм | 315 |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса, мм/град. | 7—11 |
Борт корпуса, мм/град. | 7 |
Корма корпуса, мм/град. | 7 |
Днище, мм | 4 |
Крыша корпуса, мм | 5 |
Лоб рубки, мм/град. | 11 |
Борт рубки, мм/град. | 7 |
Корма рубки, мм/град. | 7 |
Крыша рубки, мм/град. | 5 |
Пулемёты | 1 × 7,62-мм СГМБ обр. 1949 г. |
Тип двигателя | |
Мощность двигателя, л. с. | 85—90 |
Скорость по шоссе, км/ч | 80 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 25—30 по грунтовой дороге 9 на плаву |
Запас хода по шоссе, км | 500 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 85 на плаву |
Удельная мощность, л. с./т | 15,2—16,1 |
Колёсная формула | 4 × 4 (дополнительные колёса подняты) |
Тип подвески | зависимая на листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами |
Удельное давление на грунт, кг/см² | регулируемое, 0,5—3,0 |
Преодолеваемый подъём, град. | 42 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,4 |
Преодолеваемый ров, м | 1,22 |
Преодолеваемый брод, м | плавает |
Медиафайлы на Викискладе |
Бронированная разведывательно-дозорная машина[1](БРДМ) — советская боевая разведывательная машина 1950-х годов, по западной классификации также порой обозначается как бронеавтомобиль[2]. Была создана в 1954—1956 годах в ОКБ ГАЗа для замены лёгкого бронетранспортёра БТР-40 в роли стандартной лёгкой разведывательной, штабной и связной машины Советской Армии. По сравнению со своим предшественником, БРДМ имела повышенную проходимость за счёт применения шасси с двумя дополнительными парами опускаемых колёс и амфибийной способности, а также больший запас хода.
Серийное производство БРДМ осуществлялось с 1957 по 1966 год, последние годы машина выпускалась параллельно с улучшенной БРДМ-2, созданной на её основе. Помимо основного варианта, БРДМ послужила базой для созданий ряда специализированных машин, прежде всего самоходных ПТРК; всего было выпущено около 10 000 машин всех типов. БРДМ использовалась советскими сухопутными, воздушно-десантными войсками и морской пехотой вплоть до конца 1970-х годов. БРДМ также активно поступала на экспорт, около 1500 единиц были поставлены по меньшей мере в 21 страну мира и хотя, по состоянию на 2010 год, в большинстве из этих государств они сняты с вооружения, некоторые страны продолжают использовать машины этого типа[3].
История создания и серийного производства
Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1 была разработана конструкторским бюро под руководством В. А. Дедкова и принята на вооружение приказом Министра обороны СССР от 10.01.1958 г. Она находилась в серийном производстве с 1957 г. по 1966 г.
Конструкция
БРДМ представляла собой плавающую колёсную двухосную с обеими ведущими осями закрытую машину, оборудованную устройством для преодоления окопов и траншей и системой централизованной подкачки шин.
В конструкции БРДМ были использованы принципиальная схема компоновки и основные агрегаты бронетранспортёра БТР-40. Установка двигателя в удлинённой передней части корпуса предусматривала спешивание членов экипажа через две кормовые двери, однако ухудшала обзорность с места водителя.
В отделении управления, расположенном в средней части корпуса, были размещены водитель и командир машины. Отделение силовой установки и отделение управления разделялось перегородкой. Боевое отделение занимало среднюю и кормовую часть корпуса. Пулемёт СГМБ устанавливался на кронштейне в передней части боевого отделения.
Пулемёт СГМБ устанавливался на кронштейне в передней части боевого отделения.Броневой герметичный корпус имел форму, обеспечивавшую минимальное сопротивление движению на плаву. Он сваривался из броневых листов толщиной 6 мм, 8 мм и 12 мм и являлся основанием для монтажа агрегатов и оборудования машины. Сверху к корпусу была приварена рубка, в крыше которой имелся люк с двумя откидными крышками для посадки и выхода водителя и командира. Верхний лобовой лист имел угол наклона 85 градусов.
На БРДМ устанавливался карбюраторный двигатель ГАЗ-40П. В состав механической трансмиссии входили однодисковое сцепление, 4-х ступенчатая коробка передач, 2-х ступенчатая раздаточная коробка, карданные передачи, главные передачи с коническими дифференциалами, от которых осуществлялся привод к ведущим колёсам.
Машина была оборудована дополнительными пневматическими колёсами, расположенными в средней части корпуса по два на каждом борту. Они выполнялись ведущими с механическим приводом от трансмиссии. Дополнительные колёса опускались и поднимались при преодолении окопов шириной до 1,2 м с помощью гидроподъёмников подобно шасси самолёта.
В кормовой части корпуса был установлен водомёт. Четырёхлопастной винт засасывал воду через приёмный патрубок, расположенный на днище и выбрасывал её через отверстие в кормовом листе корпуса. Во время движения по суше это отверстие закрывалось бронированной заслонкой. Задний ход на воде обеспечивается изменением направления вращения винта. Для управления машиной на плаву использовались водяные рули, смонтированные в трубе водомёта, и передние поворачивающиеся колёса машины. Привод к рулям был объединён с приводом управления колёсами. В случае выхода из строя водомёта машина могла двигаться за счёт вращения колёс при включении второй или третьей передачи. Для предотвращения заливания силового отделения через вентиляционные отверстия во время плавания на машине устанавливался волноотражательный щит. При передвижении по суше он устанавливался в нижнее положение для улучшения обзора и повышения защиты нижней части корпуса.
Пневматические шины основного движителя были подключены к системе регулирования давления воздуха. Подвеска состояла из четырёх продольных полуэллиптических рессор и 8 гидроамортизаторов. Самовытаскивание машины при застревании осуществлялось при помощи кабестана с длиной троса 50 м, смонтированного в передней части корпуса машины.
Модификации
- БРДМ (1957) — модель с открытым верхом
- БРДМ-1А (1958) — с закрытой рубкой. Серия в 1958-65 гг.
- БРДМ-1У — машина управления[4]
Машины на базе БРДМ
На базе БРДМ был создан ряд боевых машин:
- 2П27 — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 2К16 «Шмель»;
- 2П32 — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 2К8 «Фаланга»;
- 2П32М — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 2К8 «Фаланга-М»;
- 9П110 — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 9К14 «Малютка»;
- БРДМ-РХ — машина химической разведки.
Машина химической разведки БРДМ-РХ
Машина химической разведки БРДМ-РХ была создана в 1966 году на базе БРДМ, находилась на вооружении и в серийном производстве.
Экипаж машины состоял из командира, двух химиков-разведчиков и водителя. Машина была оснащена приборами химической и радиационной разведки: войсковым прибором химической разведки ВПХР, автоматическим газоанализатором, радиометром-рентгенметром ДП-5А, рентгенметром ДП-3Б, а также приспособлением для установки знаков ограждения и артиллерийским дегазационным комплектом АДК.
Для определения направления ветра предназначались 9 ручных дымовых гранат РДГ-2. В комплект специального оборудования также входили шесть 40-мм реактивных сигналов химической тревоги СХТ.
С принятием на вооружение БРДМ-2 это же специальное химическое оборудование было установлено на машине химической разведки, получившей наименование БРДМ-2РХ.
Операторы
Примечания
Литература
- М. Б. Барятинский. Советская бронетанковая техника 1945—1995 (часть 1). — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — 32 с. — (Бронеколлекция № 3 (30) / 2000). — 4000 экз.
- J. Kinnear. Russian Armored Cars 1930—2000. — Darlington, MD: Darlington Productions, 2000. — 336 p. — ISBN 1-89284-805-8.
- Руководство по материальной части и эксплуатации бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ). — М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1960. — 381 с.
См. также
- D442 — венгерский вариант БРДМ-1
- PSZH D944 — венгерский вариант БРДМ, совмещавший особенности БРДМ-1 и БРДМ-2.
Ссылки
wikiredia.ru
БРДМ-1 — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. БРДМ.БРДМ-1 | |
БРДМ-1 в музее «Военная горка» г. Темрюк | |
Бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ) | |
---|---|
Классификация | боевая разведывательная машина / бронеавтомобиль |
Боевая масса, т | 5,6 |
Компоновочная схема | силовое отделение в лобовой части машины, объединённое боевое и управления — в кормовой |
Экипаж, чел. | 2 |
Десант, чел. | 3 |
История | |
Производитель | ГАЗ |
Годы производства | 1957—1966 |
Годы эксплуатации | с 1958 |
Количество выпущенных, шт. | около 10 000, включая машины на базе |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 5700 |
Ширина, мм | 2250 |
Высота, мм | 1900 по крыше, 2295 по пулемёту |
База, мм | 2800 |
Колея, мм | 1650 |
Клиренс, мм | 315 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса, мм/град. | 7—11 |
Борт корпуса, мм/град. | 7 |
Корма корпуса, мм/град. | 7 |
Днище, мм | 4 |
Крыша корпуса, мм | 5 |
Лоб рубки, мм/град. | 11 |
Борт рубки, мм/град. | 7 |
Корма рубки, мм/град. | 7 |
Крыша рубки, мм/град. | 5 |
Вооружение | |
Пулемёты | 1 × 7,62-мм СГМБ обр. 1949 г. |
Подвижность | |
Тип двигателя | |
Мощность двигателя, л. с. | 85—90 |
Скорость по шоссе, км/ч | 80 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 25—30 по грунтовой дороге 9 на плаву |
Запас хода по шоссе, км | 500 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 85 на плаву |
Удельная мощность, л. с./т | 15,2—16,1 |
Колёсная формула | 4 × 4 (дополнительные колёса подняты) |
Тип подвески | независимая на листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами |
Удельное давление на грунт, кг/см² | регулируемое, 0,5—3,0 |
Преодолеваемый подъём, град. | 42 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,4 |
Преодолеваемый ров, м | 1,22 |
Преодолеваемый брод, м | плавает |
БРДМ-1 на Викискладе |
Бронированная разведывательно-дозорная машина[1](БРДМ) — советская боевая разведывательная машина 1950-х годов, по западной классификации также порой обозначается как бронеавтомобиль[2]. Была создана в 1954—1956 годах в ОКБ ГАЗа для замены лёгкого бронетранспортёра БТР-40 в роли стандартной лёгкой разведывательной, штабной и связной машины Советской Армии. По сравнению со своим предшественником, БРДМ имела повышенную проходимость за счёт применения шасси с двумя дополнительными парами опускаемых колёс и амфибийной способности, а также больший запас хода.
Серийное производство БРДМ осуществлялось с 1957 по 1966 год, последние годы машина выпускалась параллельно с улучшенной БРДМ-2, созданной на её основе. Помимо основного варианта, БРДМ послужила базой для созданий ряда специализированных машин, прежде всего самоходных ПТРК; всего было выпущено около 10 000 машин всех типов. БРДМ использовалась советскими сухопутными, воздушно-десантными войсками и морской пехотой вплоть до конца 1970-х годов. БРДМ также активно поступала на экспорт, около 1500 единиц были поставлены по меньшей мере в 21 страну мира и хотя, по состоянию на 2010 год, в большинстве из этих государств они сняты с вооружения, некоторые страны продолжают использовать машины этого типа[3].
История создания и серийного производства
Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1 была разработана конструкторским бюро под руководством В. А. Дедкова и принята на вооружение приказом Министра обороны СССР от 10.01.1958 г. Она находилась в серийном производстве с 1957 г. по 1966 г.
Конструкция
БРДМ представляла собой плавающую колёсную двухосную с обеими ведущими осями закрытую машину, оборудованную устройством для преодоления окопов и траншей и системой централизованной подкачки шин.
В конструкции БРДМ были использованы принципиальная схема компоновки и основные агрегаты бронетранспортёра БТР-40. Установка двигателя в удлинённой передней части корпуса предусматривала спешивание членов экипажа через две кормовые двери, однако ухудшала обзорность с места водителя.
В отделении управления, расположенном в средней части корпуса, были размещены водитель и командир машины. Отделение силовой установки и отделение управления разделялось перегородкой. Боевое отделение занимало среднюю и кормовую часть корпуса. Пулемёт СГМБ устанавливался на кронштейне в передней части боевого отделения.
Пулемёт СГМБ устанавливался на кронштейне в передней части боевого отделения.Броневой герметичный корпус имел форму, обеспечивавшую минимальное сопротивление движению на плаву. Он сваривался из броневых листов толщиной 6 мм, 8 мм и 12 мм и являлся основанием для монтажа агрегатов и оборудования машины. Сверху к корпусу была приварена рубка, в крыше которой имелся люк с двумя откидными крышками для посадки и выхода водителя и командира. Верхний лобовой лист имел угол наклона 85 градусов.
На БРДМ устанавливался карбюраторный двигатель ГАЗ-40П. В состав механической трансмиссии входили однодисковое сцепление, 4-х ступенчатая коробка передач, 2-х ступенчатая раздаточная коробка, карданные передачи, главные передачи с коническими дифференциалами, от которых осуществлялся привод к ведущим колёсам.
Машина была оборудована дополнительными пневматическими колёсами, расположенными в средней части корпуса по два на каждом борту. Они выполнялись ведущими с механическим приводом от трансмиссии. Дополнительные колёса опускались и поднимались при преодолении окопов шириной до 1,2 м с помощью гидроподъёмников подобно шасси самолёта.
В кормовой части корпуса был установлен водомёт. Четырёхлопастной винт засасывал воду через приёмный патрубок, расположенный на днище и выбрасывал её через отверстие в кормовом листе корпуса. Во время движения по суше это отверстие закрывалось бронированной заслонкой. Задний ход на воде обеспечивается изменением направления вращения винта. Для управления машиной на плаву использовались водяные рули, смонтированные в трубе водомёта, и передние поворачивающиеся колёса машины. Привод к рулям был объединён с приводом управления колёсами. В случае выхода из строя водомёта машина могла двигаться за счёт вращения колёс при включении второй или третьей передачи. Для предотвращения заливания силового отделения через вентиляционные отверстия во время плавания на машине устанавливался волноотражательный щит. При передвижении по суше он устанавливался в нижнее положение для улучшения обзора и повышения защиты нижней части корпуса.
Пневматические шины основного движителя были подключены к системе регулирования давления воздуха. Подвеска состояла из четырёх продольных полуэллиптических рессор и 8 гидроамортизаторов. Самовытаскивание машины при застревании осуществлялось при помощи кабестана с длиной троса 50 м, смонтированного в передней части корпуса машины.
Модификации
- БРДМ (1957) — модель с открытым верхом
- БРДМ-1А (1958) — с закрытой рубкой. Серия в 1958-65 гг.
- БРДМ-1У — машина управления[4]
Машины на базе БРДМ
На базе БРДМ был создан ряд боевых машин:
- 2П27 — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 2К16 «Шмель»;
- 2П32 — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 2К8 «Фаланга»;
- 2П32М — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 2К8 «Фаланга-М»;
- 9П110 — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 9К14 «Малютка»;
- БРДМ-РХ — машина химической разведки.
Машина химической разведки БРДМ-РХ
Машина химической разведки БРДМ-РХ была создана в 1966 году на базе БРДМ, находилась на вооружении и в серийном производстве.
Экипаж машины состоял из командира, двух химиков-разведчиков и водителя. Машина была оснащена приборами химической и радиационной разведки: войсковым прибором химической разведки ВПХР, автоматическим газоанализатором, радиометром-рентгенметром ДП-5А, рентгенметром ДП-3Б, а также приспособлением для установки знаков ограждения и артиллерийским дегазационным комплектом АДК.
Для определения направления ветра предназначались 9 ручных дымовых гранат РДГ-2. В комплект специального оборудования также входили шесть 40-мм реактивных сигналов химической тревоги СХТ.
С принятием на вооружение БРДМ-2 это же специальное химическое оборудование было установлено на машине химической разведки, получившей наименование БРДМ-2РХ.
Операторы
Примечания
Литература
- М. Б. Барятинский. Советская бронетанковая техника 1945—1995 (часть 1). — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — 32 с. — (Бронеколлекция № 3 (30) / 2000). — 4000 экз.
- J. Kinnear. Russian Armored Cars 1930—2000. — Darlington, MD: Darlington Productions, 2000. — 336 p. — ISBN 1-89284-805-8.
- Руководство по материальной части и эксплуатации бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ). — М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1960. — 381 с.
См. также
- D442 — венгерский вариант БРДМ-1
- PSZH D944 — венгерский вариант БРДМ, совмещавший особенности БРДМ-1 и БРДМ-2.
Ссылки
wikipedia.green
БРДМ-1 — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. БРДМ. БРДМ-1 в музее «Военная горка» г. Темрюк | |
Бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ) | |
---|---|
Классификация | боевая разведывательная машина / бронеавтомобиль |
Боевая масса, т | 5,6 |
Компоновочная схема | силовое отделение в лобовой части машины, объединённое боевое и управления — в кормовой |
Экипаж, чел. | 2 |
Десант, чел. | 3 |
История | |
Производитель | ГАЗ |
Годы производства | 1957—1966 |
Годы эксплуатации | с 1958 |
Количество выпущенных, шт. | около 10 000, включая машины на базе |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 5700 |
Ширина корпуса, мм | 2250 |
Высота, мм | 1900 по крыше, 2295 по пулемёту |
База, мм | 2800 |
Колея, мм | 1650 |
Клиренс, мм | 315 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса, мм/град. | 7—11 |
Борт корпуса, мм/град. | 7 |
Корма корпуса, мм/град. | 7 |
Днище, мм | 4 |
Крыша корпуса, мм | 5 |
Лоб рубки, мм/град. | 11 |
Борт рубки, мм/град. | 7 |
Крыша рубки, мм/град. | 5 |
Вооружение | |
Пулемёты | 1 × 7,62-мм СГМБ обр. 1949 г. |
Подвижность | |
Тип двигателя | |
Мощность двигателя, л. с. | 85—90 |
Скорость по шоссе, км/ч | 80 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 25—30 по грунтовой дороге |
Запас хода по шоссе, км | 500 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 85 на плаву |
Удельная мощность, л. с./т | 15,2—16,1 |
Колёсная формула | 4 × 4 (дополнительные колёса подняты) |
Тип подвески | независимая на листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами |
Удельное давление на грунт, кг/см² | регулируемое, 0,5—3,0 |
Преодолеваемый подъём, град. | 42 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,4 |
Преодолеваемый ров, м | 1,22 |
Преодолеваемый брод, м | плавает |
Бронированная разведывательно-дозорная машина[1](БРДМ) — советская боевая разведывательная машина 1950-х годов, по западной классификации также порой обозначается как бронеавтомобиль[2]. Была создана в 1954—1956 годах в ОКБ ГАЗа для замены лёгкого бронетранспортёра БТР-40 в роли стандартной лёгкой разведывательной, штабной и связной машины Советской Армии. По сравнению со своим предшественником, БРДМ имела повышенную проходимость за счёт применения шасси с двумя дополнительными парами опускаемых колёс и амфибийной способности, а также больший запас хода.
Серийное производство БРДМ осуществлялось с 1957 по 1966 год, последние годы машина выпускалась параллельно с улучшенной БРДМ-2, созданной на её основе. Помимо основного варианта, БРДМ послужила базой для созданий ряда специализированных машин, прежде всего самоходных ПТРК; всего было выпущено около 10 000 машин всех типов. БРДМ использовалась советскими сухопутными, воздушно-десантными войсками и морской пехотой вплоть до конца 1970-х годов. БРДМ также активно поступала на экспорт, около 1500 единиц были поставлены по меньшей мере в 21 страну мира и хотя, по состоянию на 2010 год, в большинстве из этих государств они сняты с вооружения, некоторые страны продолжают использовать машины этого типа[3].
История создания и серийного производства
Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1 была разработана конструкторским бюро под руководством В. А. Дедкова и принята на вооружение приказом Министра обороны СССР от 10.01.1958 г. Она находилась в серийном производстве с 1957 г. по 1966 г.
Конструкция
БРДМ представляла собой плавающую колёсную двухосную с обеими ведущими осями закрытую машину, оборудованную устройством для преодоления окопов и траншей и системой централизованной подкачки шин.
В конструкции БРДМ были использованы принципиальная схема компоновки и основные агрегаты бронетранспортёра БТР-40. Установка двигателя в удлинённой передней части корпуса предусматривала спешивание членов экипажа через две кормовые двери, однако ухудшала обзорность с места водителя.
В отделении управления, расположенном в средней части корпуса, были размещены водитель и командир машины. Отделение силовой установки и отделение управления разделялось перегородкой. Боевое отделение занимало среднюю и кормовую часть корпуса. Пулемёт СГМБ устанавливался на кронштейне в передней части боевого отделения. Броневой герметичный корпус имел форму, обеспечивавшую минимальное сопротивление движению на плаву. Он сваривался из броневых листов толщиной 6 мм, 8 мм и 12 мм и являлся основанием для монтажа агрегатов и оборудования машины. Сверху к корпусу была приварена рубка, в крыше которой имелся люк с двумя откидными крышками для посадки и выхода водителя и командира. Верхний лобовой лист имел угол наклона 85 градусов.
На БРДМ устанавливался карбюраторный двигатель ГАЗ-40П. В состав механической трансмиссии входили однодисковое сцепление, 4-х ступенчатая коробка передач, 2-х ступенчатая раздаточная коробка, карданные передачи, главные передачи с коническими дифференциалами, от которых осуществлялся привод к ведущим колёсам.
Машина была оборудована дополнительными пневматическими колёсами, расположенными в средней части корпуса по два на каждом борту. Они выполнялись ведущими с механическим приводом от трансмиссии. Дополнительные колёса опускались и поднимались при преодолении окопов шириной до 1,2 м с помощью гидроподъёмников подобно шасси самолёта.
В кормовой части корпуса был установлен водомёт. Четырёхлопастной винт засасывал воду через приёмный патрубок, расположенный на днище и выбрасывал её через отверстие в кормовом листе корпуса. Во время движения по суше это отверстие закрывалось бронированной заслонкой. Задний ход на воде обеспечивается изменением направления вращения винта. Для управления машиной на плаву использовались водяные рули, смонтированные в трубе водомёта, и передние поворачивающиеся колёса машины. Привод к рулям был объединён с приводом управления колёсами. В случае выхода из строя водомёта машина могла двигаться за счёт вращения колёс при включении второй или третьей передачи. Для предотвращения заливания силового отделения через вентиляционные отверстия во время плавания на машине устанавливался волноотражательный щит. При передвижении по суше он устанавливался в нижнее положение для улучшения обзора и повышения защиты нижней части корпуса.
Пневматические шины основного движителя были подключены к системе регулирования давления воздуха. Подвеска состояла из четырёх продольных полуэллиптических рессор и 8 гидроамортизаторов. Самовытаскивание машины при застревании осуществлялось при помощи кабестана с длиной троса 50 м, смонтированного в передней части корпуса машины.
BRDM and PT-76 TBiU 24.jpg
Модификации
- БРДМ (1957) — модель с открытым верхом
- БРДМ-1А (1958) — с закрытой рубкой. Серия в 1958-65 гг.
- БРДМ-1У — машина управления[4]
Машины на базе БРДМ
На базе БРДМ был создан ряд боевых машин:
- 2П27 — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 2К16 «Шмель»;
- 2П32 — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 2К8 «Фаланга»;
- 2П32М — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 2К8 «Фаланга-М»;
- 9П110 — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 9К14 «Малютка»;
- БРДМ-РХ — машина химической разведки.
Машина химической разведки БРДМ-РХ
Машина химической разведки БРДМ-РХ была создана в 1966 году на базе БРДМ, находилась на вооружении и в серийном производстве.
Экипаж машины состоял из командира, двух химиков-разведчиков и водителя. Машина была оснащена приборами химической и радиационной разведки: войсковым прибором химической разведки ВПХР, автоматическим газоанализатором, радиометром-рентгенметром ДП-5А, рентгенметром ДП-3Б, а также приспособлением для установки знаков ограждения и артиллерийским дегазационным комплектом АДК.
Для определения направления ветра предназначались 9 ручных дымовых гранат РДГ-2. В комплект специального оборудования также входили шесть 40-мм реактивных сигналов химической тревоги СХТ.
С принятием на вооружение БРДМ-2 это же специальное химическое оборудование было установлено на машине химической разведки, получившей наименование БРДМ-2РХ.
Операторы
Современные
Бывшие
Напишите отзыв о статье «БРДМ-1»
Примечания
- ↑ Руководство по материальной части и эксплуатации бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ). — М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1960—381 с.
- ↑ J. Kinnear. Russian Armored Cars 1930—2000. — Darlington, MD: Darlington Productions, 2000. — P. 210. — 336 p. — ISBN 1-89284-805-8.
- ↑ The Military Balance 2010 / International Institute for Strategic Studies. — Abingdon: Routledge, 2010. — 492 p. — ISBN 978-1857435573.
- ↑ [www.militaryparitet.com/nomen/russia/bron/bbm/data/ic_nomenrussiabronbbm/13/ военный паритет].
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 356.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 433.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 311.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 331.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 301.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 78.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 317.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 327.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 306.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [armstrade.sipri.org/armstrade/page/trade_register.php Stockholm Internation Peace Research Institute — Arms Transfers Database]
Литература
- М. Б. Барятинский. Советская бронетанковая техника 1945—1995 (часть 1). — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — 32 с. — (Бронеколлекция № 3 (30) / 2000). — 4000 экз.
- J. Kinnear. Russian Armored Cars 1930—2000. — Darlington, MD: Darlington Productions, 2000. — 336 p. — ISBN 1-89284-805-8.
- Руководство по материальной части и эксплуатации бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ). — М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1960. — 381 с.
См. также
- PSZH D944 — венгерский вариант БРДМ, совмещавший особенности БРДМ-1 и БРДМ-2.
Ссылки
- [armor.kiev.ua/Tanks/Modern/brdm1/brdm1.php В разведке и дозоре]
|
wiki-org.ru
1 — бронированная разведывательно-дозорная машина
В армии СССР колесная бронетехника часто использовалась при обеспечении связи, ведении разведывательной деятельности, также для транспортировки командного состава и решения задач охранения в походе. Но посреди 1950-х гг. появилась необходимость в разработке спец бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ). Предполагалось новейшую машину сделать плавучей для преодоления аква препядствий без подготовительной подготовки. Также новенькому эталону бронетехники требовалась большая скорость движения, завышенная проходимость, значимый объем салона для размещения вооружения, нужного оборудования, группы разведчиков.
БРДМ-1 — видео
Началась разработка бронированной разведывательно-дозорной машины в конце одна тыща девятьсот 50 четыре г. Занимался разработкой БРДМ коллектив КБ Горьковского автозавода. Сначало предполагалось доработать отлично освоенный индустрией БТР-40 в качестве плавающего варианта. Но в процессе работы решили сделать новейшую машину, не имеющую аналогов в мире. В конечном итоге, согласуясь с требованиям армии по преодолению траншей и рвов, разработчики смогли сделать колесную боевую машину с уникальным шасси. Шасси эти состояли из 4 ведущих колес, меж основными размещалось четыре дополнительных колеса. Дополнительные колеса крепились меж основными в центральной части корпуса, с каждого борта по два. Когда машина была обязана преодолевать препятствия, дополнительные колеса опускались гидравлическим механизмом и при помощи цепной передачи крутились. Также увеличению проходимости машины содействовало внедрение шин огромного размера с верно выраженным рисунком протектора.
Для БРДМ-1 был сконструирован герметичный корпус из бронелистов шириной 4—11 мм. Броня обеспечивала защиту от пуль. Форма корпуса была кропотливо обмыслена с позиций гидродинамики, по этому обеспечивала малозначительное сопротивление при движении на плаву. За счет внедрения реактивного водометного движителя производилось форсирование аква препядствий. Фронтальный и задний мосты ходовой части были подвешены на рессорах. Наряду с рессорами в конструкцию добавили гидравлические рессоры, позволявшие уменьшать колебания машины. Ведущие колеса были обустроены системой автоматического регулирования давления в шинах. Отделение десанта и управления сначало располагалось в бронированной рубке, открытой сверху. Потом рубка была прикрыта бронированной крышей с 2-мя лючками. Силовое отделение разместилось в фронтальной части корпуса. В кормовой части рубки также имелся лючок. В лобовом листе рубки были вмонтированы смотровые лючки со встроенными пуленепробиваемыми устройствами, которые использовались для наблюдения.
На вооружение Русской Армии БРДМ была принята в одна тыща девятьсот 50 восемь г. Год назад Горьковский автозавод выпустил опытную серию разработанных машин. БРДМ-1 находилась в серийном производстве до одна тыща девятьсот шестьдесят 6 г. Основной вариант вооружения машины — один 7,62-мм пулемет СГМБ (либо ПКТ), который монтировался на лобовом бронелисте рубки. Также машина оборудовалась устройствами ночного видения, радиостанцией. Кроме стандартного вооружения, члены экипажа могли вести стрельбу из личного орудия через устроенные в бортах и корме бойницы.
На БРДМ употреблялся форсированный карбюраторный шестицилиндровый движок, мощность которого была усилена, также во избежание перегрева во время работы была смонтирована система жидкостного остывания.
При наибольшей скорости движения БРДМ по проходимости может быть сопоставлена с гусеничными машинами, она может преодолевать подъемы до 31°, вертикальные стенки высотой 0,4 м и рвы шириной более один м. Благодаря водометному движителю машина обладает довольно высочайшей (до девять км/ч) скоростью на плаву и высочайшей маневренностью. На базе БРДМ был разработан ряд бронированных машин.
Тактико-технические свойства БРДМ-1
Масса | 5,6 т |
Длина | 5,7 м |
Высота | 2,29 м по пулемету |
Ширина | 2,25 м |
База | 2,8 м |
Колея | 1,65 м |
Броня лобовая | 7—11 мм |
Броня бортовая | 7 мм |
Наибольшая скорость | 80 км/ч (на шоссе), 9 км/ч (на плаву) |
Припас хода | 500 км |
Экипаж | 2 чел. |
Вооружение | 7,62-мм пулемет СГМБ (ПКТ) |
Тип мотора | ГАЗ-40П |
Мощность мотора | 90 л.с. |
Фото БРДМ-1
Пусковая установка 2П27 комплекса 2К16 «Шмель» на базе БРДМ-1
militaryarticle.ru