В 70-х-80-х годах ХХ века в СССР была создана вся линейка беспилотных летательных аппаратов БПЛА

Двадцать первый век смело можно назвать веком дронов. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) различного назначения, безэкипажные катера и небольшие корабли, способные выполнить самые разные задачи – от патрулирования до уничтожения мин и боевых пловцов, роботизированные танки и другая наземная техника давно стали реальностью. Они создаются во многих странах. Ведущаяся специальная военная операция только подтвердила эту тенденцию.

Сюжет: Армия

Потребность в беспилотных летательных аппаратах БПЛА стала очевидной всем. Как зарождался этот вид вооружений? Мало кто знает, но весь спектр боевых БПЛА был создан и стоял на вооружении в СССР в 70-х – 80-х годах прошлого века. С развалом СССР о беспилотниках забыли. Сегодня оборонная промышленность России пытается срочно восполнить этот пробел. В статье мы расскажем о беспилотных летательных аппаратах, стоящих на вооружении Советской армии в ХХ веке.

Ту-143 «Рейс»

До конца 50-х годов прошлого века тактическую разведку вели только самолеты-разведчики. Как правило, это были модификации фронтовых бомбардировщиков или истребителей ПВО. На них устанавливались специальные авиационные фотокамеры. Для проведения дальней или оперативной разведки эти самолеты подходили идеально. Об успешной работе разведчика МиГ-25Р в небе над зоной конфликта смотри статью

«Летучая лисица» над Израилем».

Тактическая разведка во фронтовой полосе таило для таких самолетов определенную опасность. Дело в том, что прифронтовая зона, по определению, насыщена различными средствами ПВО, и выполнение боевого задания для экипажа разведчика было сопряжено с определенными рисками. Поэтому как только появились техническая возможность создать беспилотный управляемый летательный аппарат, военные сразу заинтересовались такой перспективой. Поручили создание такого разведчика КБ Туполева.

Пусковая установка Ту-143 (фото: Wikimedia Commons/George Chernilevsky)

Сначала, как всегда, замахнулись на глобальные задачи. Правда, это был не разведчик, а ударный беспилотник. В 1957 году началась проработка Ту-121 – беспилотный управляемый летательный аппарат с дальностью полета 3 880 км. Построили опытный образец. Более того, начались его лётные испытания. Но в 1960 году проект закрыли. Дело в том, что к тому времени прямой конкурент Ту-121 – баллистические ракеты резко улучшили свои характеристики – дальность полета, время подготовки к пуску, точность попадания. Ударный дрон оказался не нужен.

На базе Ту-121 появился Ту-123. Первоначально его тоже разрабатывали в ударном варианте, но с 1960 года перепрофилировали в дальнего разведчика в рамках проекта «Ястреб». Этот беспилотный летательный аппарат – БПЛА – производился небольшой серией. Создали несколько модификаций беспилотника. Более совершенной была следующая машина – Ту-139. Всего построили и летали 52 БПЛА этих двух типов.

По теме

632

В России планируют создать собственные банкоматы

В ЦБ была представлена «дорожная карта» по выводу на рынок российских банкоматов. Первые образцы должны направить в банки для тестирования нынешней осенью.

Набравшись опыта в этой тематике, туполевцы создали два советских массовых беспилотных разведчика – Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс». Эти БПЛА предназначались для ведения тактической маловысотной разведки в прифронтовой полосе с помощью фото и телеаппаратуры. Разведка могла проводиться как по маршруту полета, так и по площадным целям. Старт осуществлялся из специального контейнера, посадка – с помощью парашютов. «Стрижи» входили в состав разведывательного комплекса ВР-2, «Рейсы» – в состав разведывательного комплекса ВР-3. На вооружение Ту-143 «Рейс» был принят в 1976 году. Некоторые источники утверждают, что начало эксплуатации Ту-143 началось с 1982 года. Производились «Рейсы» на вертолетном заводе в городе Кумертау. Было построено 172 единицы «Стрижей» и 950 единиц «Рейсов». Выпускались следующие модификации – Ту-143, Ту-243 (с новой разведывательной аппаратурой) и М-143 (БПЛА-мишень для имитации полета крылатых ракет).

На вооружении каждой разведывательной эскадрильи было по 12 БПЛА Ту-143, 4 пусковые установки и специальные транспортно-заряжающие машины.

Ту-143 Рейс (фото: Wikimedia Commons/Hohum)

В эпоху Советского Союза эти БПЛА использовали в Афганистане и Сирии. В Сирии один БПЛА был потерян. В 1985 году Ту-143 ВВС Сирии в небе над Ливаном был обнаружен и сбит израильским истребителем F-16. Серийное производство было прекращено в 1989 году. Ту-143 стояли на вооружении СССР, Чехословакии, Ирака, Сирии, Болгарии и Румынии. После развала СССР Ту-143 стояли на вооружении армий России, Украины и Белоруссии. В России Ту-143 и М-143 находились на вооружении до десятых годов XXI века. К моменту воссоединения Крыма с Россией Ту-143 и М-143 стояли на вооружении только на Украине. В 2014 году во время боев за Донбасс ВСУ применяли «Рейсы» в качестве разведывательных и ударных беспилотников. У последних демонтировалась разведывательная аппаратура и устанавливалась боевая часть.

1 августа 2014 года под Шахтерском один Ту-143 по одной версии был сбит, по другой – совершил жёсткую посадку в незапланированной точке. Применялись «Рейсы» и на начальном этапе специальной военной операции. Несколько Ту-143 были сбиты российскими ПВО, а один из них почему-то изменил курс и полетел на запад, преодолел несколько границ и упал в Хорватии.

Для своего времени Ту-143 был вполне современной машиной, но в XXI веке он уже безнадёжно устарел, что и показал опыт уничтожения этих беспилотников во время специальной военной операции.

Ла-17Р

Ла-17Р (фото: Wikimedia Commons/Alan Wilson)

История создания второго типа беспилотного разведчика была иной. Еще в 1953 году в КБ Лавочкина была создана, как тогда говорили, летающая мишень Ла-17М (изделие 203). Мишень предназначалась для тренировки расчетов зенитно-ракетных комплексов ПВО страны и экипажей кораблей, на вооружении которых находились ЗРК. В 1959 году начались работы по созданию на её базе БПЛА-мишени. Она получила название Ла-17Р. Первый полет был совершен в 1963 году. Управление Ла-17Р в полёте осуществлял автопилот по заранее введённой программе и по радиокомандам с наземной станции. При полете на высоте 900 метров дальность полета Ла-17Р составляла 60 км, при полете на высоте 7 000 метров – 200 – 260 км. По некоторым данным, дальность полета могла доходить до 400 км. Скорость полета – 680 – 885 км/ч. Что интересно, Ла-17Р могли стартовать как с земли, так и с бомбардировщика Ту-4. Серийное производство Ла-17Р было развёрнуто на Смоленском авиационном заводе. На вооружении беспилотник находился 10 лет. Из иностранных государств этот разведчик состоял на вооружении армии Сирии, но информации о том, принимал ли он участие в боевых действиях, нет. БПЛА-разведчик нёс несколько различных фотоаппаратов и телекамеру «Чибис». Впоследствии был разработан Ла-17РМ (изделие 204М), но в серию оно не пошло.

Идеи из Америки

По теме

1818

Выставка советского искусства 60-70-х годов открылась в Музее «Новый Иерусалим»

Увидеть разнообразие стилей и направлений в искусстве шестидесятников можно на открывшейся выставке. Она стартовала в Музее «Новый Иерусалим» в начале июля.

В октябре 1960 года корпорация Lockheed получила заказ на разработку БПЛА-разведчика. Он получил индекс D-21. Без преувеличения можно сказать, что машина получилась уникальной. Скорость D-21 была свыше 3-х Махов. Оптика, которую он нес на борту, позволяла снимать поверхность земли с разрешением 15 сантиметров! D-21 был одноразовым БПЛА. После завершения миссии, отсек с фотоаппаратами отстреливался над нейтральной территорией, и подбирался специальными поисковыми службами.

Если честно, то машине просто не повезло. Первая потеря D-21 произошла в степях Казахстана (некоторые источники указывают на Монголию). БПЛА был доставлен в Москву, где его передали в КБ Туполева для изучения и создания аналогичной разведывательной системы. Второй D-21 был потерян на территории Китая. После этого, ЦРУ перестала его использовать в разведывательных полетах.

На основе D-21 Туполеву поручили создать дальний стратегический сверхзвуковой разведчик. Разработке присвоили шифр «Ворон». Он должен был стартовать с бомбардировщика Ту-95К. а в перспективе – с Ту-160. По замыслу, «Ворон» имел возможность работать над любым континентом земного шара. Можно не сомневаться, что туполевцы создали бы такой БПЛА. Но… советская промышленность не могла производить оптику необходимого качества. Тогда наши заводы делала фототехнику для авиаразведки, с помощью которой можно было делать снимки (пригодные для дешифровки) только днем в хороших погодных условиях. Проект закрыли. Но именно «Ворон» вдохновил Туполева на проектирование линейки беспилотных разведчиков, о которых мы рассказывали в начале статьи. Подробнее об этом смотри статью «История дрона» в бумажной версии газеты

Малые формы

Сегодня для всех очевидно, что армии нужны не только большие и средние дроны, но и «малыши», которые должны быть в каждом подразделении. Это утверждение, с которым сегодня все согласны, стало очевидно для советских генералов только в середине 80-х, когда в 1982 году израильские БПЛА доказали простую казалось бы истину – небольшие тихоходные дроны способны быстро давать картину боя в реальном масштабе времени для командиров любого звена, начиная с роты. И делают это значительно быстрее, чем классические разведывательные самолеты или тяжёлые БПЛА. Для них сохранилась ниша стратегической и оперативной разведки, а на тактическом уровне должны действовать маленькие простые дроны. Советской военной доктриной того времени ставились глобальные стратегические задачи, в которых «бои местного значения» не упоминались.

В Советском Союзе такие разработки были, но они были инициативного порядка, без заказа военных. Центром таких разработок стал Московский авиационный институт – МАИ. В 1976 году в МАИ был спроектирован сверхлёгкий самолет «Эльф». В 1979 году он стал радиоуправляемым. Машина имела скорость 195 км/ч и дальность полета 120 км. Это был бы идеальный БПЛА-разведчик. Но в серию он не пошел, было построено всего два таких самолета. В 1978 году студенты в качестве дипломного проекта создали БПЛА ПС-01 «Комар». Скорость 180 км/ч, дальность полета 100 км, вес – 90 кг. Излишне добавлять, что эта разработка будущего не имела.

Шмель-1 (фото: Wikimedia Commons/Pavel Adzhigildaev)

В 1983 году в КБ Яковлева был создан «Шмель-1» – БПЛА весом 130 кг, со скоростью полета 140 км/ч и продолжительностью полета 2 часа. Его появление стало итогом изучения опыта войны 1982 года на Ближнем Востоке. На борту имелись телевизионная и фотокамера. Связь и управление было возможно на расстоянии до 60 км. Построили 50 экземпляров «Шмеля». На его базе создали «Пчела-1К» и «Пчела-1Т» – по сути, модернизированный «Шмель». Вариант «Пчела-1ПП» предназначен для постановки помех. БПЛА «Пчела» летала уже в 1990 году. Но на вооружение была поставлена только в 1997 году. Этот БПЛА участвовал в Чеченской войне, в которой проявил себя с лучшей стороны. «Пчела-1Т» может корректировать огонь РСЗО «Град» и «Ураган». По некоторым данным, в 1994 году эти дроны были закуплены КНДР. «Пчелу» называют «Последним беспилотником Союза».

Заключение

Пчела-1Т на пусковой установке (фото: Wikimedia Commons/Piotr Butowski)

Тяжелые дроны-разведчики были на вооружении Советской армии в 60-е – 80-е годы ХХ века. Это были хорошие для своего времени машины. Они даже ограниченно приняли участие в двух войнах. Лёгкие беспилотники появились только на излете советской эпохи. И эта задержка целиком на совести генералов и военной промышленности, не понимавших перспективность этого вида вооружений.

Сегодня новые компании разрабатывают дроны всех классов для современной российской армии.

Беспилотники создавали ещё в СССР

Многие считают, что БПЛА – беспилотные летательные аппараты, иначе ещё именуемые дронами, появились лишь в начале ХХI века. Однако это не так: начиная с 60-х годов прошлого века советские и американские инженеры строили для армий своих стран сверхзвуковые беспилотные самолёты-разведчики.

1 мая 1960 года над Уралом ракетой советского ЗРК С-75 был сбит американский высотный разведывательный самолёт U-2, пилотируемый лётчиком Гэри Фрэнсисом Пауэрсом. Этот инцидент имел последствия не только в международной политике. Американцы поняли, что СССР может сбивать самолёты на высотах более 20 километров, что ставило крест на их разведывательной программе. В результате в ЦРУ возникла идея – запускать вместо самолётов, рискуя потерять опытных лётчиков, беспилотные аппараты. Так в октябре 1962 года компания «Локхид» получила контракт на разработку скоростного беспилотного разведчика D-21. Проект поражал воображение – камера, установленная на дроне, снимала поверхность Земли с разрешением до 15 сантиметров, а скорость разведчика втрое превышала скорость звука! Вот с этим и возникли сложности. Стартовать с аэродрома D-21 не мог, отчего было решено запускать его в воздухе с самолёта-носителя. В то время в США шли работы по созданию высотного сверхзвукового разведывательного самолёта SR-71 Blackbird («Чёрный дрозд»). Сам самолёт ещё не был готов, но уже летал его прототип – А-12. На его основе и была построена машина, получившая название М-21. С неё и должен был производиться запуск.

При этом сам дрон-разведчик являлся одноразовым аппаратом. После выполнения задания отсек с фотоаппаратом и плёнками отстреливался на парашюте где-нибудь над нейтральными водами, а на борту беспилотника срабатывало устройство самоуничтожения. Первые разведывательные полёты было решено проводить над Китаем, поскольку китайская ПВО в то время была несравнимо слабее советской. Однако, как говорится, что-то пошло не так.

Ту–123 «Ястреб»

«Ворон» не взлетел

9 ноября 1969 года D-21 с бортовым номером 517, выполнив задачу, не лёг на обратный курс, а продолжил полёт, достигнув территории Казахской ССР. Там он в итоге и упал.

Соответствующие советские службы нашли в степи обломки D-21 и доставили их в Моск­ву. Изучать находку поручили ОКБ Туполева. Причина была в том, что как раз в это время туполевцы вовсю занимались разработкой аналогичных дронов-разведчиков. В ОКБ Туполева трофей назвали объектом «Р» и тщательно изучили. Знакомство с американским образцом оказалось для советских конструкторов очень полезным. D-21 имел аэродинамическую схему «бесхвостка» с тонким стреловидным крылом. Сварен дрон был из титана, поверх которого лежала пористая масса теплоизоляции, а сверху всё было закрыто специальной эластичной плёнкой. В итоге всё получилось чисто и красиво. Конечно, с точки зрения современности многие технологические решения сейчас вызвали бы улыбку. Так, почти вся система навигации для защиты от перегрева в полёте (ведь скорость была 3,3 Маха, и соответственно весь фюзеляж разведчика сильно нагревался) находилась внутри топливных баков и охлаждалась топливом – авиационным керосином. Однако для того периода это казалось прорывом.

По теме

3737

Назад в СССР? Не получится

Экономический кризис уже накрывает нас, и началось это ещё до санкций.

Доклад комиссии, изучавшей D-21, выслушал лично Туполев. Ему понравились технические данные изделия «Р»: скорость свыше 3 Махов, высота полёта 23–27 километров, дальность полёта – свыше 4 тыс. километров со стартовой массой чуть более 6 тонн. В результате комиссия Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам поручила ОКБ Туполева создать дальний сверхзвуковой стратегический разведчик «Ворон». Внешне «Ворон» был очень похож на D-21. Стартовать он должен был с Ту-95К, в дальнейшем – с Ту-160. Так как эти самолёты при условии дозаправки имели неограниченную дальность полёта, то и «Ворон» мог работать в любой точке земного шара. Если бы не одно «но»… Советская оптика тогда могла делать качественные, пригодные для дешифровки снимки только днём и в относительно хороших погодных условиях. К тому же на подходе уже были разведывательные спутники. В итоге власти приняли решение свернуть проект.

Ту–141 «Стриж»

«Рейс», «Стриж» и «Коршун»

Тут можно было бы сказать: мол, непродуманное решение лишило Советскую армию передового вида вооружения. Но это не так. Дело в том, что к тому времени отечественные беспилотники уже существовали. Ещё в 1960 году в КБ Туполева началась разработка тяжёлого дрона-разведчика. 23 мая 1964 года система дальней беспилотной фото- и радиоразведки Ту-123 «Ястреб» была принята на вооружение Советской армии. Ту-123 стартовал с пусковой установки, базирующейся на автомобильном прицепе. Дальность его полёта составляла 4 тыс. километров, скорость – 2700 километров в час, высота от 19 до 22 километров. При этом схема работы дрона была аналогична американской – выполнив задание, «Ястреб» при достижении района приземления переходил под контроль наземных средств управления, после чего происходил набор высоты, слив остатков керосина из баков и выключение турбореактивного двигателя. Затем происходил выпуск тормозного парашюта, отсек с разведывательным оборудованием отделялся от аппарата и спускался на землю на спасательном парашюте, где его подбирали и после техобслуживания использовали вновь. Центральная же и хвостовая части дрона разрушались от удара о землю и к дальнейшему использованию не были пригодны. Всего было выпущено 52 дрона-разведчика. «Ястребом» комплектовались западные военные округа СССР – он был снят с вооружения в 1979 году после оснащения ВВС самолётами МиГ-25Р.

«Ворон» мог работать в любой точке земного шара. Если бы не одно «но»… Советская оптика тогда могла делать качественные, пригодные для дешифровки снимки только днём и в относительно хороших погодных условиях

«Ястреб» стал первым, но далеко не последним советским беспилотником. 30 августа 1968 года вышло постановление Совета министров СССР о разработке комплекса тактической разведки «Рейс», в состав которого входил беспилотный разведчик Ту-143. В 1976 году комплекс был принят на вооружение. Всего было произведено 950 аппаратов. Причём стояли «Рейсы» на вооружении не только Советской армии, но и армий стран Варшавского договора, а также других союзников СССР. «Рейс» обеспечивал проведение разведки на глубину до 450 километров. Имелась у него и специальная модификация, получившая название Ту-141 «Стриж». «Стриж» был несколько больше «Рейса» и обладал дальностью полёта в 1 тыс. километров, развивая скорость 1100 километров в час.

Позже был разработан ещё один беспилотник – Ту-300 «Коршун-У». Он создавался не как разведывательная, а как ударная машина. Работы над ним начались в 1982 году. Первоначально его поручили разрабатывать ОКБ Сухого, потом передали в ОКБ Туполева. Работы активно продвигались до середины 90-х годов, однако затем из-за недостатка финансирования были заморожены. В 2007 году они возобновились, но, судя по тому, что на вооружение Российской армии приняты другие тяжёлые беспилотники, этот проект продолжения не получил. Сейчас на вооружении Российской армии стоит целая линейка дронов самолётного и вертолётного типа. Недавно было объявлено о принятии на вооружение тяжёлого ударно-разведывательного дрона С-70 «Охотник». Он должен работать в паре с самолётом пятого поколения Су-57. Кроме того, на вооружении стоит тяжёлый беспилотник «Альтиус-У». Эти машины являются достойными наследниками туполевских беспилотников ХХ века.

КСТАТИ

Американский D-21 привлёк внимание не только советских инженеров. Вскоре после инцидента с потерей дроном управления и падением на территории СССР произошёл второй аналогичный случай. На этот раз дрон рухнул на территорию Китая. В результате ЦРУ в 1971 году решило отказаться от использования этих беспилотников.

И вот 1 октября 2019 года на параде в Пекине был продемонстрирован китайский сверхзвуковой разведывательный дрон. Специалисты сразу отметили, что внешне он очень напоминает старый американский D-21. Конечно, можно быть уверенным, что вся «начинка» дрона сделана на уровне ХХI века – как известно, в Поднебесной мастерски используют чужие идеи и наработки. Вполне вероятно, что идею сверхзвукового высотного дрона-разведчика в Китае посчитали перспективной. Что из этого получится, будет ясно в ближайшее время.

Оружие: Наука и техника: Lenta.ru

Беспилотники играют одну из ключевых ролей в современных военных конфликтах: названия Bayraktar, «Орлан-10», Grey Eagle теперь знают даже люди, далекие от армии. Боевые дроны не только помогают разведывать местность, но и наносят удары там, куда опасно отправлять пехоту или авиацию. Наличие большого парка способных решать самые сложные задачи БПЛА — один из главных признаков передовых ВВС. Россия по развитию этой отрасли занимает одно из лидирующих мест в мире. «Лента.ру» в рамках проекта «Оружие России» рассказывает об истории появления беспилотной авиации и современных российских БПЛА.

Пилот заходит на цель в небе над Афганистаном — выпускает ракету, фиксирует ее попадание в цель и спокойно возвращает летательный аппарат на базу. После этого майор снимает наушники, встает из-за рабочего стола, выходит на улицу — и оказывается всего в получасе езды от дома. Так еще в 2014 году режиссер Эндрю Никкол в фильме «Хорошее убийство» показал будни оператора ударного БПЛА. «Беспилотники — не будущее войны, а ее настоящее» — с этой фразой, прозвучавшей в кинокартине, сегодня трудно не согласиться.

Летающие бомбы

Исторически первые управляемые беспилотники были не летательными, а плавательными. Одно из первых подобных устройств — небольшую радиоуправляемую лодку — в 1898 году сербский инженер и физик Никола Тесла представил на озере в Медисон-сквер-гарден в Нью-Йорке.

Спустя десятилетие, в 1910-м, американский военный инженер и изобретатель Чарльз Кеттеринг предложил создать летательный аппарат, который был бы начинен взрывчаткой и управлялся часовым механизмом. В определенный момент этот беспилотник должен был сбрасывать крылья и падать на противника. Проект получил поддержку в армии США, было даже создано несколько рабочих моделей, однако из-за ряда неудачных испытаний разработка «летающей бомбы» была прекращена еще до начала Первой мировой войны.

По-настоящему революционными в беспилотной авиации стали 1930-е, когда в Великобритании появился первый БПЛА многоразового использования. Управляемый по радиоканалу беспилотник DH.82B Queen Bee впервые поднялся в воздух в 1933-м. С 1934 по 1943 год этот БПЛА использовался британской армией в качестве самолета-мишени для обучения будущих зенитчиков.

С началом Второй мировой войны беспилотная авиация стала развиваться еще активнее. В частности, Германия во время боевых действий в Средиземном море использовала радиоуправляемые бомбы Henschel Hs 293 и Fritz X. Затем их заменил самолет-снаряд V-1, выпускавшийся уже массово.

На заокеанские успехи обратили внимание в США, где в 1939 году запустили массовое производство радиоуправляемых самолетов-высокопланов нормальной схемы Radioplane OQ-2. Всего было выпущено около 15 тысяч таких аппаратов.

Главным конструктором OQ-2 был британский актер Реджинальд Денни, звезда немого кино, прекрасный комик, который увлекался авиацией, а в 1930-х заинтересовался радиотехникой. Денни — возможно, самая удивительная личность из всех внесших вклад в историю беспилотников: он начал выходить на театральную сцену в семь лет, к двадцати пяти успел побыть боксером, выступавшим в Индии оперным баритоном и стрелком в британской авиации в Первую мировую. Сразу после войны он стал настоящей звездой и постоянным экранным партнером легендарного Джона Бэрримора (например, в оригинальных «Шерлоке Холмсе» и «Бульдоге Драммонде»). С появлением в кино звука Денни перестал получать главные роли и отдался своей второй любви — авиации. Через несколько лет благодаря ему свет увидел OQ-2.

Однако наиболее успешным американским беспилотником Второй мировой войны стал ударный бомбардировщик-торпедоносец Interstate TDR, разработанный по заказу ВМС США. Аппарат был оборудован относительно компактной телевизионной камерой — она позволяла самолету-роботу наводиться на цель. Было произведено более 200 TDR-1 и его модификаций, а США стали лидером в мировой беспилотной авиации того времени.

Работы в этой области велись и в Советском Союзе.

Ту самую компактную камеру, которая делала Interstate TDR невероятной для своего времени разработкой, создал для американцев русский инженер-эмигрант Владимир Зворыкин. Весь мир до сих пор пользуется другим его изобретением — электронным телевидением, определившим историю ХХ века едва ли не больше, чем все военные новшества

Тем не менее в годы Великой Отечественной войны в нашей армии все равно пытались применять беспилотную авиацию. Спроектированный конструктором Андреем Туполевым тяжелый бомбардировщик ТБ-3 хотели задействовать для уничтожения мостов. При таком использовании экипаж покидал самолет на парашютах, а бомбардировщик становился снарядом. Удаленным управлением его в теории можно было направить на цель, однако большинство таких попыток оказались провальными. В одном случае из-за повреждений антенны самолет вместо удара по железнодорожному узлу упал в тылу у немцев, а во втором «летающая бомба» была уничтожена пожаром от взрыва боеприпасов на соседнем самолете.

Советские беспилотники

После Второй мировой войны беспилотная авиация наиболее активно развивалась в США и СССР. В конце 1950-х в Советском Союзе начали разработку первого отечественного разведывательного БПЛА. В результате к 1963 году выпустили 20 единиц Ла-17Р. Он мог подниматься на высоту до 7000 метров и проводить фоторазведку объектов на расстоянии до 200 километров. Скорость полета Ла-17Р составляла 680-885 километров в час. На вооружении в Советской армии это изделие состояло до начала 1970-х годов, однако в боевых условиях ни разу не применялось.

С середины 1960-х до начала 1990-х в Советском Союзе использовалось более десяти различных моделей военных БПЛА. Среди них одни из самых крупных и известных — Ту-143 «Рейс» и Ту-141 «Стриж». Основными задачами Ту-143 было ведение тактической разведки в прифронтовой зоне и контроль радиационной обстановки. Посадка «Рейса» осуществлялась при помощи парашютно-реактивной системы и шасси. Всего было выпущено 950 Ту-143, некоторые до сих пор используются в качестве мишеней.

Еще более крупный Ту-141 был длиннее Т-143 в два раза и тяжелее в четыре. Беспилотник, состоявший на вооружении ВВС СССР с 1979 по 1989 год, предполагалось использовать для ведения разведки на глубину нескольких сотен километров от линии фронта. Трансзвуковой Ту-141 оборудовали оптической и инфракрасной камерами, позволяющими осуществлять наблюдение в любое время суток. Приземлялся этот БПЛА, как и Ту-143, с помощью парашютной системы.

После распада СССР разработка беспилотников в России приостановилась из-за отсутствия финансирования. Наработанные десятилетиями труда советских инженеров и конструкторов компетенции были утрачены в считаные годы. Поэтому в начале 2000-х мировое лидерство в сфере БПЛА заняли США и Израиль, который в первом десятилетии XXI века, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира, контролировал 42 процента мирового рынка. А вот Турция, которая, судя по новостному фону, стала чуть ли не главным поставщиком беспилотников в мире, на самом деле занялась ими недавно. Первые дроны там появились в середине 2010-х, а компания Baykar Makina (производитель беспилотников Bayraktar TB2) изначально выпускала комплектующие для автомобилей. Главные покупатели турецких БПЛА — страны Ближнего Востока и Африки, где они конкурируют в основном с более дешевыми китайскими беспилотниками.

В России к развитию беспилотной авиации вернулись только в 2000-е, зато ускоренными темпами. К настоящему времени все упущенное в 1990-е уже удалось наверстать

Сделано в России

На сегодня Россия может похвастать почти всеми типами беспилотников собственного производства: у нас создаются и разведывательные, и ударные, и тактические, и оперативно-тактические дроны. Все они принимают активное участие в специальной военной операции на Украине.

Как утверждает бывший вице-премьер Юрий Борисов, на Украине российские беспилотники проявили себя достаточно хорошо — в частности, принесли немало пользы для разведки и наведения артиллерии. По мнению чиновника, отечественные БПЛА по своим качествам не уступают ни западным, ни турецким.

Одним из самых общепризнанно удачных российских беспилотников считается «Форпост». На Украине российские войска используют его в том числе для уничтожения боевых позиций противника. В основе этого БПЛА — проект израильского беспилотника Searcher MkII, контракт на сборку которого в России с израильской компанией IAI был заключен в 2011 году. В 2019-м Минобороны представило модернизированный «Форпост-Р», имеющий взлетную массу 500 килограммов и высоту полета до шести километров. В воздухе летательный аппарат способен находиться до 18 часов.

«Форпост-Р» отличается широким использованием российских комплектующих — в частности, отечественного силового двигателя АПД-85. Однако главной особенностью этого дрона стало наличие ударного вооружения — двух авиационных бомб или пары управляемых ракет. Такой арсенал позволяет использовать его для нанесения точных и разрушительных ударов по военной инфраструктуре противника.

Создание еще одного российского беспилотника «Орион» началось в том же 2011 году. Новый БПЛА оказался вдвое тяжелее и габаритнее израильского Searcher MkII. Первый полет «Орион» совершил в 2016 году, а уже через три года начал применяться в Сирии. Солидная масса дрона позволяет ему переносить значительно больше оружия, чем «Форпосту-Р». В качестве вооружения на «Орионе» могут применяться корректируемые бомбы, управляемые планирующие бомбы, свободнопадающие бомбы и управляемые ракеты.

«Орион» оснащен оптико-электронной системой, цифровой аппаратурой аэрофотосъемки высокого разрешения, многофункциональной радиолокационной системой и средствами радиотехнической разведки. Известно, что с высоты четыре-пять километров этот БПЛА способен при помощи корректируемых снарядов уничтожать цели с отклонением не более одного метра. Его зарубежными аналогами считаются турецкий Bayraktar TB2 и американский MQ-1C Grey Eagle.

Еще один известный российский беспилотник — «Орлан-10». Он имеет взлетную массу всего 14 килограммов, включая 5 килограммов полезной нагрузки. Отличительными особенностями «Орлана-10» считаются большая продолжительность полета — 16 часов — и невысокая цена. Обычно этот беспилотник используется для сопровождения техники с целью выявления засад, наведения артиллерии и воздушной разведки. Всего выпущено более тысячи единиц «Орлана-10», что делает его одним из самых массовых БПЛА в российских вооруженных силах.

Одним из перспективных направлений развития военной беспилотной авиации является разработка барражирующих боеприпасов, известных как дроны-камикадзе. Подобные аппараты способны находиться в воздухе продолжительное время, ожидая цель и подходящих для удара по ней условий.

Новейшим словом в военной беспилотной авиации считается разработка дронов-камикадзе

По сути, такие БПЛА являются барражирующими боеприпасами — дальними потомками «летающих бомб», о которых мечтали инженеры времен Второй мировой. Они немало удивились бы, узнав, что современные дроны-камикадзе могут надолго зависать в воздухе, пока цель не войдет в ареал их действия, а условия для удара по ней не станут оптимальными.

Самый известный российский БПЛА этого типа — «Куб-БЛА», впервые представленный широкой общественности в 2019 году на выставке International Defence Exhibition (IDEX) в Абу-Даби. Малоразмерный беспилотник запускается при помощи катапульты и развивает скорость до 130 километров в час. После этого он может находиться в воздухе до получаса, перенося груз массой до трех килограммов. Как заявляют в «Ростехе», эти дроны-камикадзе уже успешно показали себя в ходе спецоперации на Украине: они достаточно быстры, бесшумны, просты в применении, способны преодолевать десятки километров и обладают высокой точностью.

Помимо малых и средних БПЛА, на вооружении российской армии есть и тяжелые боевые дроны. Один из первых — разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полета «Альтиус» — начал разрабатываться в 2011 году, впервые поднялся в воздух в 2016-м, а еще через пять лет успешно прошел государственные испытания. Тогда же Минобороны заказало первую партию этих беспилотников.

Внешне «Альтиус» напоминает «Орион», но тяжелее его в пять раз. Планер аппарата практически полностью изготовлен из композитных материалов, что снижает его заметность для радиолокационных станций вероятного противника. Большие габариты позволили оснастить БПЛА сложным бортовым оборудованием — прежде всего станцией оптической видовой разведки с оптико-электронной системой и РЛС бокового обзора с активной фазированной антенной решеткой (АФАР).

48часов

может находиться в воздухе БПЛА «Альтиус»

Крейсерская скорость «Альтиуса» — 150-250 километров в час, максимальная высота полета — 12 километров, полезная нагрузка — 1000 килограммов, дальность полета — до 10 тысяч километров. По словам Юрия Борисова, в будущем «Альтиус» оборудуют противокорабельными ракетами. Это позволит вести бои в прибрежной зоне без привлечения флота.

«Они способны ждать своей добычи в определенном районе. Это не палочка-выручалочка, но средство, которое может вести разведку и выполнять боевые задачи в своей зоне, точно и эффективно уничтожать цели. Естественно, дроны получат систему наведения. Вот преимущества этого вооружения», — описывает оружие экс-начальник зенитных ракетных войск командования специального назначения ВВС РФ Сергей Хатылев.

Особенности национальной охоты

Главной гордостью отечественной беспилотной авиации стал «Охотник». Первые фотографии этого тяжелого ударно-разведывательного дрона появились в сети в 2019 году. История «Охотника» началась в 2009-м, когда стало известно, что конструкторские бюро «Сухой» и «МиГ» начали совместную работу над тяжелым ударным БПЛА. В июле 2012 года головным разработчиком дрона стал «Сухой», а программа малозаметного боевого беспилотника «Скат» от «МиГа» была приостановлена.

«Взаимодействие пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов можно реализовать и с использованием менее дорогих беспилотников. Здесь и сейчас рассматривается несколько концепций, подразумевающих взаимодействие пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, в том числе концепция беспилотного верного ведомого и концепция роевого применения», — подчеркивает главный редактор профильного издания «Беспилотная авиация» Денис Федутинов.

Впрочем, по мнению Федутинова, это взаимодействие можно реализовать и с помощью универсальных беспилотников: «В случае с более дешевыми аппаратами часть БПЛА имеет одни функции — скажем, разведки, а часть — другие, ударные или РЭБ».

«Охотник» представляется более универсальным средством, способным решать широкий спектр задач

Денис Федутиновглавный редактор издания «Беспилотная авиация»

Работы по созданию первого летного прототипа «Охотника» вышли на завершающую стадию в 2018 году, тогда же дрон впервые выкатили под открытое небо. Когда беспилотник рассекретили, выяснилось, что он может работать в связке с новейшим истребителем Су-57. По искусственному интеллекту и автономности БПЛА считается прототипом истребителя шестого поколения, однако пока решение о применении «Охотником» оружия все же принимает оператор.

«Охотник» невидим для радаров противника. Стелс-эффект создается благодаря радиопоглощающим материалам корпуса и особой конструкции по аэродинамической схеме «летающее крыло» с плоским соплом. Для противодействия радарам неприятеля «Охотник» может быть вооружен сверхзвуковой противорадиолокационной ракетой класса «воздух — земля» Х-58 (с дальностью полета около 260 километров). Против морских целей эффективной окажется дозвуковая маловысотная ракета X-35. Не исключено, что «Охотник» также получит четыре модифицированные сверхзвуковые ракеты X-74M2 и восемь корректируемых авиабомб КАБ-250.

Считается, что тяжелый БПЛА станет ведомым — то есть будет глазами и ушами российского истребителя Су-57. Предположительно, связка из 20-30 ударных беспилотников, управляемых двумя-тремя маневренными пилотируемыми самолетами, позволит нанести непоправимый ущерб инфраструктуре потенциального противника. В этом случае несколько «Охотников» не только расширят контролируемую одним Су-57 зону воздушного пространства, но и значительно повысят его боевой радиус.

«Очевидно, что для их реального воплощения нужно решить множество задач, включая то, как будет происходить взаимодействие ведущего пилота с БПЛА. Здесь не исключено использование инновационных подходов, в том числе на основе голосовых команд, чтобы сделать процесс взаимодействия максимально органичным и не нагружать пилота дополнительными компьютерными интерфейсами. Однако пока это все во многом гипотетические вещи, и как они будут реализованы на практике — неизвестно», — объясняет Денис Федутинов.

Легко представить ужас неприятеля, когда вражеский радар одновременно зафиксирует атаку целой эскадрильи разнородных БПЛА. Одни из них переносят ракетно-бомбовое вооружение. Другие выполняют функцию разведки. Третьи осуществляют радиоэлектронное подавление систем противника. Четвертые служат отвлекающими мишенями, а пятые, стелс-беспилотники, вообще остаются незамеченными. В этой ситуации вражеской ПВО придется непросто: она полностью растратит запас ракет, но сможет уничтожить лишь часть БПЛА. Уцелевшие же беспилотники завершат задачу уничтожения радаров противника и передадут необходимые данные ведущим пилотируемым истребителям. А они будут действовать уже в условиях полного господства в воздушном пространстве.

***

Очевидно, что в конфликтах будущего боевые дроны будут играть еще более развернутые и ключевые роли, чем сейчас (да и не только в конфликтах — достаточно убедителен пример Турции, сделавшей Bayraktar инструментом геополитики). И хотя развитием отрасли занимаются все сильные военные державы мира, у России в сравнении с ними есть понятное преимущество: проверкой своих разработок в боевых условиях она занимается прямо сейчас — в небе над Украиной. Этот опыт наверняка предоставит немало материалов для будущих идей не только командирам, но и инженерам.

И тогда уже российскому кинематографу придется задуматься о героическом фильме про оператора беспилотника, который поражает ключевую цель, чтобы провести вечер не на фронте, а в компании жены и детей. Под мирным небом над головой.

Крылатая ракета или дрон-смертник

Реактивный беспилотник Ту-143 времен холодной войны, предположительно принадлежащий украинским вооруженным силам, был недавно сбит в Курской области на западе России.

Фото уничтоженного дрона с хвостовой частью обнародовал губернатор Курской области Роман Старовойт: «Публикую фото дрона, который мы сбили прошлой ночью. В наше воздушное пространство влетел советский украинский Ту-141 Стриж. На месте обнаружения обломков работает Следственный комитет».

Однако судя по изображениям дрона, похоже, что это Ту-143 Рейс, который Старовойт ошибочно идентифицировал как Ту-141 Стриж, другой беспилотник советской эпохи большего размера.

#Россия: Сегодня ночью над Курской областью сбит украинский беспилотный самолет Ту-143 Рейс.
Есть сообщения, что эти устаревшие беспилотники были приспособлены для перевозки взрывчатки и теперь используются как эрзац-баллистические ракеты с дальностью более 100км. pic.twitter.com/2TpALhGylB

— 🇺🇦 Отслеживание оружия Украины (@UAWeapons) 29 июня, 2022

По сообщениям русскоязычных СМИ, беспилотник, вероятно, был уничтожен зенитно-ракетным комплексом «Бук», хотя никаких официальных заявлений по этому поводу сделано не было.

Ту-143 Рейс

Ту-143, также известный как Рейс, что в переводе с русского означает «рейс», представляет собой разведывательный беспилотный летательный аппарат (БПЛА), разработанный в Советском Союзе и оснащенный оптическими камерами и телевизором. и инфракрасные датчики.

Дрон имеет длину 8 метров с размахом крыльев 20 метров. Он может летать на максимальной высоте 1000 метров и имеет дальность полета 180 километров. 900:05 В Киеве выставлен списанный украинский Ту-143 Рейс. Дрон имеет длину 26 футов 5 дюймов и размах крыльев 7 футов 4 дюйма. (Wikimedia Commons)

После того, как Россия аннексировала Крым в 2014 году, Украина модернизировала эти беспилотники и привела их в рабочее состояние. Беспилотный летательный аппарат запускается с помощью ракеты из трейлера и следует по заданному курсу на околозвуковой скорости, собирая различные типы разведывательных данных перед тем, как спуститься с парашютом.

Это последний пример использования Украиной своего парка советских беспилотников Ту-143 в продолжающейся войне с Россией.

В апреле EurAsian Times сообщило об уничтожении в Харькове еще одного украинского Ту-143 Рейс, который, по утверждению московских властей, был сбит российскими войсками.

#Украина: Украинский беспилотный самолет-разведчик Ту-143 «Рейс» сбит российскими войсками в #Харькове. Считается, что такие устаревшие беспилотники используются для выведения позиций средств ПВО противника. pic.twitter.com/Ix9FhOMe4N

— 🇺🇦 Отслеживание оружия Украины (@UAWeapons) 12 апреля 2022 г.

Украина, как известно, использовала эти беспилотники советской эпохи для различных целей, таких как обнаружение средств ПВО противника, в качестве беспилотника-мишени и, возможно, также в качестве приманки.

Был ли Ту-143 нацелен на российскую авиабазу

Цель полета Ту-143 над территорией России неизвестна.

По неподтвержденным данным, Ту-143 участвовал в нанесении удара по российской авиабазе Курск-Халино, где дислоцируется полк многоцелевых истребителей Су-30СМ Flanker, которые широко используются Воздушно-космическими силами России (ВКС). ) на Украине.

Изображение файла: Су-35

В социальных сетях появилось несколько непроверенных видеороликов, на которых видно клубы дыма и звуки взрывов якобы в районе российской авиабазы. Эти видео появились примерно в то же время, что и пост Старовойт, показывающий останки Ту-143 в Курске.

Губернатор Курской области поделился фотографиями сбитого, по его словам, украинского Ту-141 «Стриж».

— Бенджамин Питте (@COUPSURE) 29 июня 2022 г.

Хотя Ту-143 изначально разрабатывался как разведывательный дрон, его можно было адаптировать как односторонний ударный дрон, но точных доказательств нет.

ОЧЕНЬ неподтверждено на данный момент, но уже есть сообщения о взрывах на авиабазе #Курск.

pic.twitter.com/BVzCKV0dVU

— The Intel Crab (@IntelCrab) 28 июня 2022 г.

Однако Ту-141 «Стриж», изначально разработанный Советским Союзом как разведывательный беспилотник, тесно связанный с Ту-143, потерпел крушение в Хорватии в марте под таинственные обстоятельства со следами взрывчатых веществ и компонентов авиабомбы, обнаруженных в воронке от удара.

#Украина: Нам удалось идентифицировать новые обломки и мы можем подтвердить, что был сбит украинский беспилотник!

Однако это не ТБ-2, а разведывательный беспилотник Туполев Ту-141 времен холодной войны; обратите внимание на шасси/двигатель КР-17А.

Вероятно, эксплуатируется UA, но возможная российская приманка. pic.twitter.com/MOP454BWPH

— 🇺🇦 Ukraine Weapons Tracker (@UAWeapons) 8 марта 2022 г.

Таким образом, украинские военные могли модифицировать Ту-143 для выполнения атак камикадзе по объектам противника. По словам Томаса Ньюдика, обозревателя Министерства обороны США, беспилотник можно вооружить, сняв исходное разведывательное оборудование и установив несколько боеголовок внутри.

Разработанный примерно в то же время Ту-141 Стриж значительно более заметен: его длина составляет 47 футов 0,25 дюйма, а размах крыла — 12 футов 8,5 дюйма. (Wikimedia Commons)

Ту-143 больше похож на крылатую ракету, чем на обычный беспилотник. Как указывалось ранее, это дрон с реактивным двигателем, который запускается с помощью ракеты из трейлера, поэтому все, что нужно сделать, кроме оснащения его взрывчаткой, — это запрограммировать его на завершение полета в пункте назначения.

Сможет ли Ту-143 заменить дроны ТБ2?

Имея дальность полета 180 км, Ту-143 может покрыть большую часть Курской области, если запустить его вблизи границы с Россией. Хотя это и не очень точно, дрон может нацеливаться на крупный объект.

Атака такого рода соответствовала бы растущим сообщениям об активности Украины на территории России, направленной на то, чтобы навязать войну своим захватчикам.

Например, в мае Украина нанесла удар по двум нефтебазам в Брянске, Россия, используя свой беспилотник ТБ2 турецкого производства, проникнув в воздушное пространство России на 150 километров. Тем не менее после ударов по нефтебазам из русскоязычных источников поступали сообщения о том, что в Курской области России был сбит ТБ2.

В последнее время ажиотаж вокруг беспилотников ТБ2 турецкого производства, принадлежащих украинским военным, начал спадать, согласно недавнему отчету EurAsian Times, в котором говорилось о нежелании украинских военных использовать беспилотники из-за их уязвимости для российского воздуха. системы защиты.

Таким образом, по сравнению с такой высокотехнологичной системой, как беспилотник ТБ2, советский Ту-143, приспособленный для атаки камикадзе, мог бы стать более дешевой альтернативой украинским силам.

Даже если российская система ПВО сбьет его, Украине это не будет стоить дорого, учитывая, что в случае успеха он потенциально может нанести огромный ущерб такому ценному объекту, как российская авиабаза, где базируются Су-30СМ.

  • Свяжитесь с автором по адресу [email protected]
  • Следите за EurAsian Times в новостях Google

Скоро ли БПЛА вытеснят истребители?

Чрезвычайно дорогие F-35 Lightning II и F-22 Raptor

The Economist назвал «Последний пилотируемый истребитель» в статье о Lockheed Martin F-35 Lightning II, самом дорогом оборонном проекте в истории. Бюджет проекта «Joint Strike Fighter», который сильно превышает бюджет, после нескольких сокращений обойдется примерно в 382 миллиарда долларов США. Это близко к ВВП Южной Африки в 2011 году (408 миллиардов долларов США) и превышает ВВП Таиланда (345 миллиардов долларов США).

Целью программы Joint Strike Fighter было добиться значительного повышения эффективности путем замены большей части стареющего парка военных самолетов ВВС США, ВМС и морской пехоты: 35 А)

  • ВВС США Fairchild A-10 Thunderbolt II (заменен на F-35 A)
  • Боинг A/F-18 Hornet ВМС США (вариант авианосца F-35C)
  • Прыжковый реактивный самолет морской пехоты США McDonell Douglas AV8B (заменен на F-35B, вариант STOVL)

При удельной стоимости 154 млн долларов США для F-35A, 237,7 млн ​​долларов США для F-35B и 236,8 млн долларов США для F-35C действительно сомнительно, что прирост эффективности по-прежнему высок при этих цифрах. Пентагон публично раскритиковал работу Lockheed Martin по программе F-35. Американское отделение MiGFlug FlyFighterJet.com недавно опубликовало интересный пост в блоге о чрезвычайно дорогом Lockheed Martin F-22 Raptor, побежденном немецкими истребителями Eurofighter в воздушном бою во время совместных военных учений. F-22 — более крупный двухмоторный истребитель 5-го поколения, имеющий сходство, элементы F-35 позаимствованы у него. Стоимость единицы F-22 Raptor составляет около 400 миллионов долларов США.

Сегодня кажется, что повышение эффективности, запланированное с помощью F-35, не удалось, но огромное повышение эффективности достигается за счет использования дронов для решения многих задач.

В этом году в ВВС США обучено больше пилотов дронов

Развитие впечатляет: количество атак БПЛА не только увеличилось в десять раз при президенте (и лауреате Нобелевской премии мира 2009 года) Бараке Обаме, но и в 2012 году больше пилотов дронов, чем обычных пилотов истребителей и бомбардировщиков прошли обучение. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) составляют самый быстрорастущий сегмент ВВС США. Как указывалось выше: это неудивительно, поскольку истребители 5-го поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning II сильно превышают бюджет.

Пилоты-дроны, обученные дистанционным боевым действиям, начинают обучение на базе ВВС Холломан. Даже пилоты, которые всегда мечтали полетать на настоящем истребителе, начинают добровольно летать на дронах Predator и других беспилотных летательных аппаратах. Основная причина — сокращение бюджета на традиционные истребители и переход после терактов 11 сентября к последовавшей за этим асимметричной и безграничной войне против «Аль-Каиды» и «Талибана». Мы поговорили со Стивом об изменениях в воздушной войне (имя только для защиты его личности). Стив — один из тех, кто родился летчиком-истребителем, и сейчас учит студентов управлять БПЛА на авиабазе Холломан. «Я бы предпочел летать на настоящих истребителях, но мы начали видеть, как исчезают наши эскадрильи». Стив по-прежнему убежден, что есть задачи, которые в ближайшее время придется выполнять пилотируемым истребителям. Датчики не могут все компенсировать. Но развитие ошеломляющее: строятся все размеры, слухи о дроне-шпионе-насекомом, который может не только шпионить, но и впрыскивать токсины во врагов, вероятно, не соответствуют действительности (или на несколько лет раньше). Но поле для БПЛА огромно, и, как указывает Стив: часто слабым местом является пилот, и мы должны инвестировать в его безопасность. Когда БПЛА теряется, нам не нужно спасать дрон, мы просто отправляем еще один.

Истребители только для авиашоу?

Так что, в конце концов, истребители мы увидим только на авиашоу? Являются ли пилотируемые истребители динозаврами в небе в ближайшее время? Наверное не очень скоро, но все больше задач будет перекладываться на беспилотники, это точно. И это развитие останется быстрым. И одно можно сказать наверняка: когда несколько истребителей используются только для авиашоу, русские имеют преимущество. Если не верите, посмотрите видео МиГ-29 ОВТ:

МиГ-29OVT — это вариант с векторной тягой. Видео снято на авиасалоне МАКС на подмосковной авиабазе Жуковский. Невероятный спектакль, если вы торопитесь смотрите 05:48 – 06:05.

 

Другие статьи и ресурсы

  • Последний пилотируемый истребитель, статья в «The Economist»
  • Сверхзвуковые полеты МиГ-29
  • Непобедимый F-22 Raptor? Подумайте еще раз.
  • X-51 Waverider: беспилотный гиперзвуковой реактивный самолет
  • Самый быстрый самолет в мире

Советский БПЛА Лавочкин Ла-17 | Оружие и боевые действия

Советские разработки в области беспилотной авиации отставали от тех происходит в Америке, Великобритании и Германии. Потрясения после революции и интенсивности участия России во Второй мировой войне. оставили свой след в советской научно-исследовательской базе. Когда очень на карту поставлено существование страны, любая программа, которая прямо не участие в основных военных усилиях является отвлечением внимания.

Когда война закончится, ресурсы можно будет перенаправить на новые проекты. Первоначально достижения в области технологий реактивных истребителей занимали основное конструкторские бюро самолетов. Были также созданы новые исследовательские центры, чтобы помочь развивать транспортные самолеты и вертолеты. Многие имена остались известные сегодня, такие как Антонов и Камов, увидели свое происхождение в этот период. Необходимость догонять события на Западе была настолько велика, что на разработку беспилотной авиации осталось не так много средств. Стремительный Однако разработки в области ракетных технологий действительно создали условия, при которых мишень нужно развивать дроны.

Будучи всегда прагматичными в своем подходе к развитию новых возможностей, Советы изначально удовлетворили потребность в дронах-мишенях, адаптировав бывшие пилотируемые самолеты к их новой роли. Самолеты, такие как МиГ-15, имели дополнительную букву М, добавленную к их обозначению, чтобы указать, что они были мишенью (целью). Ранние варианты вручную доставлялись в испытательную зону, прежде чем пилот передал управление самолетом наземной станции и катапультировался. Если беспилотник-мишень выживет в бою, он будет уничтожен с помощью дистанционного управления с земли. Однако этот подход не был устойчивым, и возникла потребность в недорогом беспилотнике-мишени. Первый вариант этого был Ла-17 (Изделие 201), созданный ОКБ Лавочкина.

Конструкция Ла-17 была достаточно упрощенной. Он был разработан, чтобы быть стартовал с большого бомбардировщика, выступающего в роли «базы». Самолет первый На эту роль был выбран Туполев Ту-2. Он производился серийно в Вторая мировая война и поэтому была доступна в большом количестве. Однако, стыковка Ла-17 с Ту-2 оказалась проблематичной. План полета на Ла-17 из от Ту-2 быстро отказались в пользу присоединения его к Туполевскому Ту-4 тяжелый бомбардировщик, производная от Boeing B-29.

В конструкции Ла-17 был использован ряд компромиссов. Требования к весу исключали любые средства, с помощью которых UMA мог быть восстановлен, если он не был уничтожен истребителем в ходе боя. Таким образом, Ла-17 мог лететь максимум сорок минут, прежде чем плюхнуться брюхом на землю и на двигатель. Несмотря на такой несколько упрощенный подход, на фотографиях видны Ла-17 с несколькими отметинами на хвосте, указывающими на то, что они использовались неоднократно.

При первых летных испытаниях стала проблема с тягой двигателя очевидный. Максимальная скорость Ту-4 оказалась недостаточной, чтобы помешать Ла-17. погружение после того, как оно было выпущено. Двигатель РО-900 просто не мог генерировать достаточной подъемной силы на этой скорости, так как поток воздуха в камеру двигателя был недостаточный. Прямоточные воздушно-реактивные двигатели просто не в состоянии передвигаться по земле без внешняя мощность. Они полагаются на поступательное движение для сжатия воздуха в камеру сгорания. камере и работают наиболее эффективно на скоростях около 3,9 Маха.0005

После того, как Ла-17 сбросили с Ту-4, управление часто потребовалось около девяноста секунд, чтобы установить. На скорости около 850 километров в час (528 миль в час) Ла-17 был способен совершать своеобразные маневры необходимо сделать задачу по его сбиванию репрезентативной угроза. Эти проблемы привели к тому, что программа была приостановлена ​​​​на короткий период. времени, пока были внесены изменения. После успешных летных испытаний десятью Беспилотники Ла-17 в различных ролях поступили на вооружение советских ВВС. где в различных усовершенствованных конфигурациях он оставался бы в эксплуатации почти тридцать лет.

В отличие от импульсно-реактивного двигателя, установленного на V-I, команда разработчиков выбрала прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Это был далеко не идеальный выбор. Топливо нормы расхода ограничивали время полета Ла-17. Это дало это более высокая общая скорость 900 километров в час (560 миль в час) и рабочая потолок 10 000 метров (32 810 футов). Эта конфигурация дрона-мишени позволил частично имитировать характеристики МиГ-17.

Максимальная скорость МиГ-17 была немного выше — 1145 км. в час (710 миль в час), но его практический потолок был намного выше — 16 600 метров (54 450 ноги). Конфигурация прямоточного воздушно-реактивного двигателя была разумным компромиссом, который означал стоимость Ла-17 удалось удержать. Однако с введением Советского Первый в Союзе сверхзвуковой реактивный самолет МиГ-19., в эксплуатацию, производительность Ла-17 вскоре упал намного ниже, чем истребитель, которым он должен был быть. моделирование. Это была не единственная проблема.

Размер самого дрона представлял проблему для современные российские радиолокационные технологии. Его радиолокационное сечение было довольно малы и нуждались в доработке, чтобы наземные радарные системы могли направить преследующий самолет в точку, где они установили визуальный контакт с цель. Для улучшения радиолокационной заметности дрон-мишень может быть оснащен количество линз Люнебурга на крыльях и хвостовом оперении. Эти устройства увеличили радиолокационное сечение Ла-17 на порядок, что позволяет ему имитировать современные угрозы от английской электрики Канберры или американской бомбардировщики средней дальности, такие как B-47 Stratojet.

Несмотря на достижение первоначальных целей проектирования, другие проблемы появлялись, что побудило команду разработчиков задуматься о разработке нового поколения беспилотника-мишени. Им должен был стать Ла-17М (изделие 203). Это должно было быть наземный запуск с платформы на базе зенитной артиллерийской установки КС-19. Этот позволит Ла-17 преодолеть ограничения по запуску с Ту-4, которые также ограничивали количество самолетов, которые можно было вести залпом. Фильм снят в то время показывает несколько примеров залпового огня Ла-17 для создания среда с высокой плотностью угроз. Он также имел новую радиосистему и автопилот. установлены. Однако беспилотнику-мишени мешала его малая дальность и примитивная система наведения.

Для запуска Ла-17М двух дополнительных твердотопливных ПРД-98 Двигатели с реактивным взлетом (RATO) устанавливались по обе стороны от основных двигателей. двигатель. У них было время бездействия от 1,6 до 3,1 секунды. В сочетании с главный двигатель работал на холостом ходу, это создавало достаточную тягу для ускорения Ла-17М до скорости более 300 километров в час (186 миль в час). Две секунды после запуска главный двигатель был переведен на полную мощность. Ускорители были сброшены после пять секунд, после чего Ла-17М перешел в горизонтальный полет.

После недолгих дебатов в команде дизайнеров по поводу точного конфигурации силовой установки принято решение использовать Микулин РД-9БК турбореактивный двигатель, используемый в МиГ-19. Он мог производить 19,1 кН (4300 фунтов) толкать. Это должно было удвоить доступную мощность, хотя на самом деле незначительно уменьшил максимальную скорость, которую мог развить беспилотник-мишень. Однако его практический потолок резко увеличился, а время полета увеличилось с сорока до шестидесяти минут.

Примерно в это же время бурное развитие ракетные технологии начали создавать все более враждебную среду для пилотируемый самолет.