Большие противолодочные корабли проекта 1155
Большие противолодочные корабли проекта 1155 | |
---|---|
Проект | |
Страна | СССР Россия |
Изготовители | ССЗ «Янтарь» Завод № 190 им. А. А. Жданова |
Операторы | ВМФ СССР |
Предшествующий тип | Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б |
Годы постройки | 1977 |
В строю | На вооружении 8 кораблей |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 6930 т (нормальное) 7570 т (полное) |
Длина | 145,0 м (по КВЛ) 163,5 м (наибольшая) |
Ширина | 17,2 м (по КВЛ) 19,0 м(наибольшая) |
Осадка | 5,2 м (средняя) 7,87 м (по обтекателю антенны ГАК) |
Двигатели | 2 форсажных ГТД, 2 маршевых ГТД |
Мощность | 2х25 250 л. с. (форсажных ГТД) 2х9000 л. с. (маршевых ГТД) |
Движитель | 2 ВФШ |
Скорость хода | 29 узлов (полная), 18 узлов (экономическая) |
Дальность плавания | 5000 морских миль на 14 узлах при наибольшем запасе топлива), 2400 миль на 32 узлах |
Автономность плавания | 30 суток (по запасам провизии) |
Экипаж | 220 (в том числе 29 офицеров) |
Вооружение | |
Радиоэлектронное вооружение | РЛС «Фрегат» ГАК «Полином» |
Артиллерия | 2х1 100-мм/60 АУ АК-100 (боезапас — 1200 выстрелов) |
Зенитная артиллерия | 4х6 ЗАК АК-630 |
Ракетное вооружение | 2 ЗРК «Кинжал» (64 ЗУР самообороны) |
Противолодочное вооружение | 2х4 ПУ ПЛУР «Раструб-Б» (8 ПЛУР 85-РУ), 2х12 213-мм РБУ-6000 |
Минно-торпедное вооружение | 2х4 533-мм ТА ПТА—53-1155 (8 торпед) 53-65К и СЭТ-65, или ПЛУР 83РН |
Авиационная группа | 2 вертолёта Ка-27ПЛ |
Большие противолодочные корабли проекта 1155 (шифр — «Фрегат», код НАТО — Udaloy) — тип больших противолодочных кораблей (по классификации НАТО — эскадренных миноносцев). Были приняты в 1980-ом году на вооружение Военно-Морского Флота СССР, в настоящее время в количестве 8 единиц (в том числе 1 БПК «Адмирал Харламов» с 2006 года находится в резерве) состоят на вооружении ВМФ Российской Федерации. Ещё 2 корабля, «Адмирал Чабаненко» и «Адмирал Басистый», были заложены по проекту 1155.1, из них достроен только первый.
История разработки проекта
Проект большого противолодочного корабля проекта 1155 (шифр «Фрегат») был разработан Северным проектно-конструкторским бюро под руководством Н. П. Соболева и В. П. Мишина. По первоначальному ТТЗ (тактико-техническому заданию) 1972-1973 годов корабль проектировался как развитие сторожевых кораблей проекта 1135 с устранением недостатков последнего (в числе которых были: отсутствие вертолёта и несовершенство гидроакустических средств, не способных обеспечить целеуказание ПЛУР на полную дальность стрельбы — 90 км). Изначально планировалось ограничить стандартное водоизмещение БПК 4000 тонн, но в итоге от ограничений размеров отказались по причине внесения в ТТЗ требования размещения на кораблях проекта ГАК «Полином» нового поколения, имеющей бо́льшие массогабаритные характеристики, чем ГАК предыдущего типа «Титан-2» и «Титан-2Т».
История строительства
Всего было построено 12 кораблей этого типа.
Конструкция
Корпус корабля выполнен из стали, имеет удлинённый полубак (на 2/3 длины корпуса), большой развал шпангоутов в носовой оконечности и двойное дно на всём своём протяжении. В нижней части носовой оконечности смонтирован обтекатель антенного поста и приборного оборудования ГАК (гидроакустического комплекса), имеющего «торпедообразную» форму. Длина обтекателя ГАК — около 30 м, диаметр — более 5,1 м. Подобная конструкция, вызывая днищевый слемминг и сильное заливание носовой оконечности, отрицательно сказывается на мореходности кораблей этого проекта, затрудняя при этом использование корабельного оружия.
Внутренние помещения корпуса разделяются огнеупорными переборками, в отделке помещений использованы негорючие материалы. На кораблях проекта 1155 также имеется стационарная система пенотушения.
В средней и кормовой частях корпуса кораблей проекта расположены 3 группы надстроек. При их изготовлении широкое применение нашли алюминиево-магниевые сплавы. В кормовой надстройке расположены два полуутопленных вертолётных ангара, кормовые ВПУ ЗРК «Кинжал» и 2 реактивно-бомбовых установки РБУ-6000.
Энергетическая установка
Главная энергетическая установка, полностью идентичная ГЭУ, установленной на сторожевых кораблях проекта 1135 «Буревестник», состоит из 2 ГТА (газо-турбинных агрегатов) М9, каждый из которых устроен так, что работает только на свою линию вала. Каждый агрегат включает в себя маршевый двигатель ГТД Д090 мощностью 9000 л. с. и форсажный ГТД ДТ59 мощностью 22 500 л. с. Предусмотрен аварийный пост управления форсажными ГТА; при нормальном функционировании всех систем корабля управление главными механизмами осуществляется с помощью пневмоэлектрической системы. Газовывод от ГТА осуществлён от каждого эшелона в 2 дымовые трубы: это позволяет, при необходимости, произвести агрегатную замену ГТД.
Электроэнергетическая система состоит из 4 (по 2 в носовом и кормовом машинных отделениях) газотурбогенераторов ГТГ-1250-2 по 1250 кВт, из которых по одному ГТГ в каждом из машинных отделений корабля имеют теплоутилизационные котлы, работающие на теплоотдаче уходящих газов ГТГ, которые дополняют паропроизводительность паровых котлов и обеспечивают паром общесудовые потребители.
Служба
На начало 2010 года в составе ВМФ Российской Федерации находится 8 кораблей этого типа, в том числе:
Оценка проекта
Галерея
Литература
- Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. — СПб.: Галея Принт, 2003. — Т. II, часть I. Авианесущие корабли. Ракетно-артиллерийские корабли.. — 124 с. — ISBN 5-8172-0080-5
- Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. — СПб.: Галея Принт, 2005. — Т. III. Противолодочные корабли. Часть I. Большие противолодочные корабли. Сторожевые корабли. — 124 с. — ISBN 5-8172-0094-5
- Апальков Ю. В. Противолодочные корабли. — Моркнига. — М., 2010. — С. 147. — 310 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903080-99-1
- Павлов А. С. БПК типа Удалой. — Якутск, 1997. — 40 с. — ISBN не указан
- Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1947—1995. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996. — ISBN 1557501327
Ссылки
dic.academic.ru
Большие противолодочные корабли проекта 1155 (типа «Удалой»)
После катастрофического сокращения финансирования российского флота в 1990-е годы были списаны многие корабли постройки 1960-1970-х годов. Из оставшихся в строю особое место занимают большие противолодочные корабли (БПК) проекта 1155 (типа «Удалой») — самые многочисленные крупные надводные корабли ВМФ России.
Одной из основных задач советского ВМФ в 1970-е годы являлась борьба с атомными подводными лодками — для этого ВМФ предполагал использовать свои подводные лодки-охотницы, базовые противолодочные самолеты и специализированные корабли. Последними и наиболее совершенными из надводных охотников за подлодками в океанской зоне стали разработанные в начале 1970-х годов корабли проекта 1155.
Быстрый рост технических характеристик подводных лодок, особенно после перехода на атомные силовые установки,чрезвычайно усложнил борьбу с ними.
В результате противолодочным кораблям потребовалось существенно увеличить как дальность обнаружения, так и дальность поражения. Эти системы, обладая значительными габаритами и весом (особенно в советских образцах), привели к неудержимому росту размеров и водоизмещения противолодочных кораблей.
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА
В 1972 году флот выдал промышленности техническое задание на большой противолодочный корабль нового поколения, в котором было необходимо существенно увеличить возможности поиска и борьбы с новейшими АПЛ противника при одновременном усилении защиты от ПКР. Выполнение всех работ поручили Северному проектно-конструкторскому бюро (Ленинград), главным конструктором проекта был назначен Е. Третников, которого с 1977 года сменил В. Мишин.
Первоначально предполагалось в качестве основы при разработке проекта использовать хорошо отработанные и строившиеся большой серией БПК проекта 1135. Вначале имели место надежды уложиться в водоизмещение немногим более 4000 т, что позволило бы строить новые корабли на старых стапелях. Предыдущее поколение БПК (корабли проекта 1134Б) к этому моменту «доросли» почти до 9000 т и казались чрезмерно большими и дорогими.
Однако новый гидроакустический комплекс, который требовалось разместить на корабле, базирование двух противолодочных вертолетов и другие обязательные требования по увеличению боевой эффективности заставили отказаться от ограничений, и в конце концов новый проект преодолел отметку в 7000 т полного водоизмещения. Гидроакустический комплекс «Полином», установленный на новых БПК, обладал значительно большими возможностями по сравнению с ГАК предыдущего поколения «Титан» и «Титан-2», но цена этих достоинств оказалась высока. Масса комплекса составила около 800 т, а размеры подводного обтекателя (30 м в длину и более пяти в диаметре) потребовали особых обводов корпуса в носовой части. В корме обводы диктовались размещением двух вертолетов и соответствующей взлетно-посадочной площадкой. На новых БПК использовали газотурбинную силовую установку — в тяжелые 1990-е годы оказалось, что такое решение позволило избежать многих проблем, возникших при эксплуатации котлотурбинных эсминцев проекта 956.
Хотя концепция использования ЭМ и БПК предполагала разделение обязанностей — первые в основном были ориентированы на противокорабельные задачи, а вторые на борьбу с ПЛ, по сравнению с БПК проекта 1134 на «Удалом» артиллерийское вооружение было заметно усилено. Так был сделан шаг в направлении создания универсального боевого корабля, что в условиях постоянного роста размеров и стоимости оказалось верным решением.
Наконец, 23 июля 1977 года на заводе «Янтарь» в Калининграде был заложен головной корабль «Удалой». Спустя несколько месяцев второй БПК, «Вице-адмирал Кулаков» начали строить на судостроительном заводе им. Жданова (Ленинград). Вступление в строй «Удалого» припало на 31 декабря 1980 года. Всего за последующие 10 лет по первоначальному проекту построили 12 кораблей, восемь из них — на «Янтаре». Последний БПК проекта 1155, «Адмирал Пантелеев», поднял флаг всего за несколько дней до распада СССР. Все эти корабли вошли в состав Северного и Тихоокеанского флотов и после 1991 года перешли в ВМФ России.
В настоящий момент в строю осталось восемь БПК, поровну разделенных между Северным и Тихоокеанским флотами.
ПРОЕКТ 11551 — БОЛЕЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ
Вскоре после вступления в строй первых кораблей стала очевидной возможность сделать комплекс вооружения заметно более сбалансированным, усилив противокорабельную и универсальную составляющие, одновременно заменив более совершенными системы ПЛО и ПВО. Артиллерия получила вместо двух 100-мм АУ одну двухствольную 130-мм АУ; появились восемь ПКР «Москит», а для ПВО в ближней зоне установили ЗРАК «Кортик». ПЛУР «Раструб» уступили место ПЛУР «Водопад», а реактивные противолодочные бомбометы РБУ-6000 — комплексу противоторпедной защиты РБУ-12000. ГАК «Полином» заменили более новым «Звезда-2».
Усовершенствованный таким образом корабль получил обозначение БПК проекта 11551; первый из предполагавшихся 10 кораблей заложили в 1990 году. Последовавшие события значительно затянули постройку, и в строй «Адмирал Чабаненко» вошел только в феврале 1999-го. Он остался единственным представителем проекта 11551, хотя этот вариант обладает заметно более высокими качествами по сравнению с оригинальными 1155-го.
ТИП «УДАЛОЙ»: ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
В 1976 году ВМФ потребовал скорректировать технический проект 1155: было принято радикальное решение об увеличении боевых возможностей корабля за счет еще одного вертолета, установки второй РЛС и улучшения эксплуатационных характеристик.
Особенности конструкции военных судов типа «Удалой» обусловливаются их предназначением: они создавались для борьбы с подводными лодками.
КОРПУС
Корабли проекта 1155 имеют стальной корпус с удлиненным полубаком и большим развалом шпангоутов в носовой части для компенсации негативного влияния обтекателя ГАС «Полином». Надстройки изготовлены с широким применением легких (алюминиевых и магниевых) сплавов. Имеется система успокоения качки, снижающая бортовую качку в три с лишним раза.
Улучшена (по сравнению с предшественниками) обитаемость корабля с учетом возможности действий в различных по климатическим условиям районах. Для офицеров предназначены одно- и двухместные каюты, для мичманов — двух- и четырехместные, для матросов — кубрики на 12-14 человек. Имеются помещения для отдыха, занятий спортом, лазарет.
ГЛАВНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
МГЭУ та же, что и на CKP (ранее БПК) проекта 1135. В ее состав входят два автономных газотурбинных агрегата М9, работающих каждый на свой гребной вал. ГТА состоит из газовой турбины экономического хода Д090 мощностью 9000 л. с. и газовой турбины полного хода ДТ59 мощностью 22 500 л. с. Разделение на турбины экономического хода и форсажные вызвано тем, что наиболее экономичными для газовых турбин (в отличие от паровых или ДВС) являются режимы, близкие к полным оборотам. Таким образом, в большинстве случаев корабль может использовать оптимальные для выбранной скорости турбины — либо только экономические, либо обе одновременно при необходимости полного хода.
По сравнению с паротурбинной (котлотурбинной) установкой газовые турбины имеют высокую удельную мощность, меньшие габариты, более просты в обслуживании. Не менее важным достоинством является возможность быстро перейти из выключенного состояния в режим полной мощности — у ГТД это время составляет 10-15 мин, в то время как у классической паротурбинной установки «подъем» паров занимает более полутора часов. Наконец, современные котлы с высокими параметрами пара (давление и температура) оказываются очень требовательными к качеству котельной воды, что в реалиях повседневной службы создает порой большие проблемы (от чего страдают ЭМ проекта 956 — современники и близкие по размерам корабли).
ГИДРОАКУСТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ «ПОЛИНОМ»
Ядром противолодочного комплекса БПК является ГАС «Полином» — подкильная поисковая ГАС кругового обзора и целеуказания. Огромные размеры обеспечили высокие данные — в частности, дальность обнаружения цели типа ПЛ составляет 40-50 км, в то время как станции предыдущего поколения имели дальность примерно в 5-10 раз меньше. В дополнение к антенне в носовой бульбе имеется и буксируемая антенна переменной глубины. Помимо подлодок, «Полином» способен обнаруживать торпеды и якорные мины. Корабли проекта 1155 — самые маленькие, оснащенные этой ГАС.
РАДИОЛОКАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
МР760 «Фрегат-МА» — трехкоординатная РЛС с фазированной антенной решеткой предназначена для обнаружения воздушных и надводных целей и выдачи целеуказаний ракетным и артиллерийским комплексам. Антенны станции размещены на гиростабилизированной платформе. Максимальная дальность обнаружения воздушной цели составляет 300 км. МР350 «Подкат» — двухкоординатная РЛС для обнаружения низколетящих малоразмерных целей в условиях помех. На высотах до 100 м дальность обнаружения превышает 30 км.
МР212 «Позитив» — РЛС сопровождения и подсветки целей ЗРК «Кинжал». Кроме этого, имеются РЛС иного назначения (навигационные, управления огнем артиллерии МР-114 «Лев-114»)
ВООРУЖЕНИЕ
УРК-5 «Раструб-Б» — универсальный ракетный комплекс для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями.
Стреляет ракето-торпедой, которая доставляет в район цели малогабаритную торпеду УМГТ-1. Максимальная дальность стрельбы — 55 км. Счетверенные пусковые устройства располагаются побортно под ходовым мостиком. Автоматическая артустановка АК-100 калибра 100 мм предназначена для стрельбы по воздушным, морским и наземным целям. Башня имеет противоосколочное бронирование, сохранена возможность ручного заряжания. Дальность стрельбы — 21,5 км, скорострельность — 60 выстр./мин. Постоянное охлаждение ствола обеспечивается забортной водой.
Автоматическая 6-ствольная 30-мм АУ АК-630М предназначена для борьбы с воздушными и легкими морскими целями надальности до 5000 м. Основное средство борьбы с ПКР на малых дистанциях. Скорострельность 4000-5000 выстр/мин.
«Кинжал» — зенитный ракетный комплекс для уничтожения воздушных целей (включая низколетящие). Дальность стрельбы — 12 км. Ракеты размещаются в подпалубных пусковых контейнерах с вертикальным стартом. В конусе 60° «Кинжал» может обстреливать до четырех целей и наводить на них (для повышения вероятности поражения) до восьми ракет.
Все вооружение корабля управляется боевой информационно-управляющей системой «Лесоруб-55», использующей информацию от РЛС и иных средств обнаружения. БИУС позволяет выделять приоритетные цели и использовать вооружение с максимальной эффективностью.
Оставить эмоциюНравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
13504warfor.me
Большие противолодочные корабли проекта 1155.1
Большие противолодочные корабли проекта 1155 | |
---|---|
Проект | |
Страна | СССР Россия |
Изготовители | ССЗ «Янтарь» |
Операторы | ВМФ СССР |
Годы постройки | 1990 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 7700 т (нормальное) 8900 т (полное) |
Длина | 145,0 м (по КВЛ) 163,5 м (наибольшая) |
Ширина | 17,2 м (по КВЛ) 19,0 м(наибольшая) |
Осадка | 5,2 м (средняя) 7,87 м (по обтекателю антенны ГАК) |
Двигатели | 2 форсажных ГТД, 2 маршевых ГТД |
Мощность | 2х25 250 л. с. (форсажных ГТД) 2х9000 л. с. (маршевых ГТД) |
Движитель | 2 ВФШ |
Скорость хода | 30 узлов (полная), 18 узлов (экономическая) |
Дальность плавания | 2900 морских миль на 14 узлах |
Автономность плавания | 30 суток (по запасам провизии) |
Экипаж | 296 (в том числе 32 офицера) |
Вооружение | |
Радиоэлектронное вооружение | 2х2 140-мм ПУ РЭП, 12х10 122-мм ловушек |
Артиллерия | 1х2 130-мм/54 АУ АК-130 (боезапас — 1000 выстрелов) |
Ракетное вооружение | 2х4 ПУ ПКР «Москит» 2 ЗРК «Кинжал» (64 ЗУР самообороны), 2 ЗРАК «Кортик» (128 ЗУР, 24 000 выстрелов) |
Противолодочное вооружение | 2х4 ПУ ПЛУР «Водопад» (24 ПЛУР 83-РН или 84-РН), 2х10 300-мм РБУ-12000 (120 РГБ) |
Минно-торпедное вооружение | 2х4 533-мм ТА ПТА—53-1155 (8 торпед) 53-65К и СЭТ-65, или ПЛУР 83РН |
Авиационная группа | 2 вертолёта Ка-27ПЛ |
Изображения на Викискладе | |
Большие противолодочные корабли проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко» (код НАТО — Udaloy II) — тип больших противолодочных кораблей (по классификации НАТО — эскадренных миноносцев), дальнейшее развитие больших противолодочных кораблей проекта 1155. Были приняты в 1990-м году на вооружение Военно-Морского Флота СССР, в настоящее время в количестве 1 единицы (БПК «Адмирал Чабаненко») состоит на вооружении ВМФ Российской Федерации. Ещё 1 корабль, «Адмирал Басистый», был заложен, но впоследствии был разобран на стапеле.
История разработки проекта
Проект большого противолодочного корабля проекта 1155 (шифр «Фрегат») был разработан Северным проектно-конструкторским бюро под руководством В. П. Мишина.
История разработки БПК пр. 1155.1 восходит к середине 1970-х гг., когда в ответ на появление первого американского универсального эсминца «Спрюэнс» в СССР начались работы по созданию эсминца пр. 956. Сбалансированный корабль создать не удалось — гипертрофированная артиллерия и мощное противокорабельное вооружение не позволили установить на корабле сколько-нибудь эффективные противолодочные средства. В связи с этим для совместного использования с новыми эсминцами было решено начать проектирование нового противолодочного корабля пр. 1155, который и стал реальным конкурентом «Спрюэнсу» по возможностями ПВО и ПЛО.
Однако идея создания универсального эсминца, гармонично сочетающего в себе противокорабельные, противовоздушные и противолодочные функции, а также функции артиллерийской поддержки десантных операций, не была окончательно оставлена. Определённым шагом в этом направлении стало создание БПК проекта 1155.1 (головной корабль «Адмирал Чабаненко»), где за счёт замены двух 100-мм орудий одной спаренной 130-мм артустановкой и применения противолодочного комплекса «Водопад-НК» с запуском противолодочных ракет из обычного торпедного аппарата удалось разместить пусковые установки для 8 сверхзвуковых противокорабельных ракет «Москит». Кроме того, для усиления средств ПВО самообороны зенитные автоматы AK-630М были заменены двумя боевыми модулями зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик», а противолодочные бомбомёты РБУ-6000 — комплексом противоторпедной защиты РБУ-12000 «Удав». Вместо гидроакустического комплекса (ГАК) «Полином» был установлен более совершенный ГАК «Звезда-2».
В результате родился гибрид, сочетающий в себе противокорабельные ракеты и (сокращённую наполовину) артиллерию эсминца пр. 956 и средства ПВО и ПЛО противолодочного корабля пр. 1155. Фактически этот корабль следует классифицировать как эсминец 1-го ранга, хотя по преемственности проекта он традиционно считается большим противолодочным кораблём.
История строительства
Всего планировалось построить 10 кораблей данного типа, однако до развала СССР были заложены только 2 из них, причём достроен только один. Ещё 2 корабля были заказаны, но так и не были начаты постройкой.
После длительного простоя, связанного с прекращением финансирования, головной корабль в 1999 г. был передан флоту. Заказ на второй заложенный и ещё два заказанных корабля был аннулирован в 1993 г.
Состав серии
№ | Название | Верфь | Заложен | Спущен | В строю | Списан | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1. | «Адмирал Чабаненко» | ССЗ «Янтарь» | 1990 | 16.06.1992 | 20.02.1999 | — | в составе СФ |
2. | «Адмирал Басистый» | ССЗ «Янтарь» | 1991 | — | — | — | Разобран на стапеле |
3. | «Адмирал Кучеров» | — | — | — | — | Заказ аннулирован в 1993 г. | |
4. | — | — | — | — | Заказ аннулирован в 1993 г. |
Оценка проекта
Проект 1155.1 был в определенном смысле развитием концепции проекта 1134 (объединения в один функций двух классов кораблей), но в отличие от него много более удачным. Сохранив мощное противолодочное вооружение, корабль получил противокорабельные возможности, идентичные ЭМ проекта 956 и сопоставимой мощности артиллерию. По сути дела единственным слабым местом проекта оставалось отсутствие дальней ПВО, способной справляться с самолетами-носителями противокорабельных крылатых ракет.
Галерея
Литература
- Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. — СПб.: Галея Принт, 2003. — Т. II, часть I. Авианесущие корабли. Ракетно-артиллерийские корабли.. — 124 с. — ISBN 5-8172-0080-5
- Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. — СПб.: Галея Принт, 2005. — Т. III. Противолодочные корабли. Часть I. Большие противолодочные корабли. Сторожевые корабли. — 124 с. — ISBN 5-8172-0094-5
- Павлов А. С. БПК типа Удалой. — Якутск, 1997. — 40 с. — ISBN не указан
- Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1947—1995. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996. — ISBN 1557501327
Ссылки
dic.academic.ru
Знаки Флот | БПК проекта 1155
Большой
противолодочный корабль Проект 1155.
Большой
противолодочный корабль Проект 1155 шифр «Фрега». Разрабатывался как улучшенный сторожевой
корабль Проекта 1135 с целью устранения их основных недостатков: отсутствие
вертолета, малая дальность действия гидроакустических средств. Головной корабль
«Удалой».
Большой противолодочный корабль Удалой.
Большой противолодочный корабль Удалой — построен в рамках проекта 1155, шифр «Фрегат». Спущен на воду 5 февраля 1980г. и вступил в строй 31 декабря 1980г., и уже 24 января 1981г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). В 1982г. участвовал в комплексных учениях Северного флота, в составе ТАКР «Киев», РКР «Киров», СКР «Жаркий». 20-26 сентября 1983г. принимал участие в учениях «Океан-83».
В октябре 1983г. в составе кораблей БПК «Адмирал Исаков» эсминец «Отчаянный», и танкером «Генрих Гасанов» эскортировал до широты Гибралтара тяжёлый авианесущий крейсер «Новороссийск». В конце марта 1984г. совершил официальный визит о.Куба,( Гавана, Сьенфуэгос). Бортовые номера: 444(1980), 480(1981), 695(1983),656(1985), 612(1990), 637(1993). Списан: 1997г.
Большой противолодочный корабль Адмирал Левченко.
Большой противолодочный корабль Адмирал Левченко — построен в рамках проекта 1155, шифр «Фрегат». Спущен на воду 21 февраля 1985г. и вступил в строй 30 сентября 1988г., и уже 1 мая 1989г. вошел в состав Краснознамённого Северного флота (КСФ). В январе 2009г. участвовал в совместных военно-морских учениях с Турцией «Турраш-2009». В августе 2010г. ведет патрулирование и защищает суда от пиратов в районе Африканского рога — Сомали. Бортовые номера: 405(1988), 691(1989), 671(1990), 605(1993). Списан: в строю.
Большой противолодочный корабль Адмирал Чабаненко.
Большой противолодочный корабль Адмирал Чабаненко — построен в рамках проекта 11551, шифр «Фрегат-М». Спущен на воду 16 июня 1994г. и вступил в строй 28 января 1999г., и вошел в состав Северного флота (СФ). В 2008г. участвовал в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008». В ноябре 2009г. и апреле 2010г. ведет патрулирование и защищает суда от пиратов в районе Африканского рога — Сомали. Бортовые номера: 534(1994), 437(1994), 650(1999). Списан: в строю.
Большой противолодочный корабль Адмирал Виноградов.
Большой противолодочный корабль Адмирал Виноградов — построен в рамках проекта 1155, шифр «Фрегат». Спущен на воду 4 июня 1987г. и вступил в строй 30 декабря 1988г., и уже 1 мая 1989г. вошел в состав Краснознамённого Тихоокеанского флота (КТОФ). В декабре 2008г. отправился в дальний. Далее принял участие в совместных российско-индийских учениях. В начале 2009г. и в конце 2010 ведет патрулирование и защищает суда от пиратов в районе Африканского рога — Сомали. В 2012г. принял участие в Российско-Китайских учения Морское взаимодействие-2012. Бортовые номера: 493(1988), 554(1989), 606(1992), 572(1993). Списан: в строю.
Большой противолодочный корабль Адмирал Трибуц.
Большой противолодочный корабль Адмирал Трибуц — построен в рамках проекта 1155, шифр «Фрегат». Спущен на воду 26 марта 1983г. и вступил в строй 30 декабря 1985г., и уже 15 февраля 1986г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). С 5 декабря 1992 года по 23 мая 1993г. входил в состав отряда миротворческих сил по поддержанию порядка в Персидском заливе. с 3 по 19 февраля 2004г. участвовал в походе в Корею, посвященном столетию начала Русско-Японской Войне. В 2005г. принял участие в совместном Российско-Индийском учении»Индра-2005″. С 30 июля по 15 октября 2009г. в составе отряда Тихоокеанского флота (танкер «Борис Бутома», морской буксир МБ-99) участвовал в миссии ООН по борьбе с пиратством у берегов Сомали. С 29 июня по 8 июля 2010г. принял участие в оперативно-стратегических учениях «Восток-2010». 25 июля 2010г. принял участие в параде кораблей во Владивостоке в честь празднования Дня Военно-Морского флота России. Бортовые номера: 415(1985), 472(1987), 592(1988), 552(1992), 564(1993). Списан: в строю
Большой противолодочный корабль Адмирал Захаров.
Большой противолодочный корабль Адмирал Захаров — построен в рамках проекта 1155, шифр «Фрегат». Спущен на воду 4 ноября 1982г. и вступил в строй 30 декабря 1983г., и уже 18 января 1984г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). Назван в честь адмирала Михаила Николаевича Захарова.
В 1987г. совершил переход на КТОФ — с 21 октября по 25 октября — визит в Луанда (Ангола), далее с 6 ноября по 11 ноября в Мапуту (Мозамбик), с 17 ноября по 23 ноября в Викторию (Сейшельские острова ) ну и уже 29 ноября по 3 декабря, дружественный визит в Бомбей (Индия).
С 12 по 16 мая 1988г. в составе отряда кораблей (ТАКР Новороссийск, Эм Боевой) посетил с официальным визитом Вонсан, в рамках военно-технического сотрудничества с Северной Кореей.
С 1989г. боевая служба в Персидском заливе – охрана мирного судоходства СССР, совместно с плавбазой «Иван Колышкин», МТЩ «Контр-адмирал Першин», «Харьковский комсомолец» и «Вице-адмирал Жуков»
С августа 1990г. по февраль 1991г. выполнял задачи боевой службы в районе Южно-Китайского моря, п. Камрань(СРВ).
17 февраля 1992г. в кормовом машинном отделении произошел взрыв газотурбинной установки, который вызвал объемный пожар. Ремонт был признан нецелесообразным, и корабль списали в резерв 2-й категории.
Бортовые номера: 472(до 1984г), 443(1984), 441(1987), 464(1988), 541(1990), 501(1991), 513(1993). Списан 1994г.
Большой противолодочный корабль Адмирал Спиридонов.
Большой противолодочный корабль Адмирал Спиридонов – построен в рамках проекта 1155, шифр «Фрегат». Спущен на воду 28 апреля 1984г. и вступил в строй 30 декабря 1984г. и уже 4 марта 1985г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). Назван в честь адмирала Эмиля Николаевича Спиридонова.
С 4 по 8 июля 1986г. в составе отряда кораблей (ТАКР Минск, БПК «Таллин) посетил с официальным визитом Вонсан, в рамках военно-технического сотрудничества с Северной Кореей.
Летом 1986 г. в составе 183-й бригады противолодочных кораблей 10-й ОПЭСК ТОФ, участвовал командно-штабных учений в Японском море.
С марта по сентябрь 1989г., боевая служба в Персидском заливе – охрана мирного судоходства СССР, провёл 6 конвоев в составе 15 судов.
В 1991г. боевая служба в Персидском заливе совместно с БПК «Маршал Шапошников».
Бортовые номера: 409(1984), 563(1987), 541(1988), 533(1990), 555(1993). Списан 2001г.
Большой противолодочный корабль Адмирал Харламов.
Большой противолодочный корабль Адмирал Харламов – построен в рамках проекта 1155, шифр «Фрегат». Спущен на воду 29 июня 1988г. и вступил в строй 30 декабря 1989г. и уже 1 апреля 1990г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). Назван в честь адмирала Николая Михайловича Харламова.
С 30 июня по 5 июля 1993г. нанес визит в Галифакс (Канада), с 7 по 11 июля 1993г. — в Бостон (США) и с 8 по 11 июля 1994 г. — в Роттердам (Голландия). В 1996 и 1997 годах являлся лучшим кораблем ВМФ по противолодочной подготовке.
В январе 2001г. осуществлял охрану района места гибели АПЛ «Курск»
В 2001-2003г. прошел средний ремонт на СРЗ-82.
С 2006г. находится в резерве.
Бортовые номера: 498(1990), 606(1991), 678(1993).
Большой противолодочный корабль Маршал Шапошников.
Большой противолодочный корабль Маршал Шапошников — построен в рамках проекта 1155, шифр «Фрегат». Спущен на воду 27 декабря 1984г. и вступил в строй 30 декабря 1985г., и уже 15 февраля 1986г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). С 14 июля 1988г. по 13 февраля 1989г. проходил боевую службу в Персидском заливе, осуществлял конвоирование судов и защита их от пиратов. В 1990г. участвовал в эвакуации советских граждан из Эфиопии. С 15 декабря 1990г. по 30 августа 1991г. проходил боевую службу в зоне Персидского залива, выполняя функции корабля разведки и слежения за многонациональными силами участвующими в операции «Буря в пустыне».
Бортовые номера: 430(1985), 469(1987), 555(1989), 534(1990), 543(1993).
Списан: в строю
Большой противолодочный корабль Симферополь.
Большой противолодочный корабль Симферополь — построен в рамках проекта 1155, шифр «Фрегат». Спущен на воду 24 декабря 1985г. и вступил в строй 30 декабря 1987г., и уже 1 мая 1988г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). На стапелях сменил два названия «Маршал Буденный» и «Маршал Жуков» в итоге вошел в строй под именем «Симферополь». В конце 1995г. был переименован в «Североморск». Бортовые номера: 487(1988), 684(1991), 619(1994). Списан: в строю.
Большой противолодочный корабль Вице-Адмирал Кулаков.
Большой противолодочный корабль Вице-Адмирал Кулаков — построен в рамках проекта 1155, шифр «Фрегат». Спущен на воду 16 мая 1980г. и вступил в строй 29 декабря 1981г. 10 января 1982г. поднят Военно-Морской флаг. В апреле 1982г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ).
В период с 23 декабря 1983г. по 16 февраля 1984г. выполнял задачи боевой службы в Средиземном море и Северной Атлантике. С 28 июня по 24 июля 1985г. участвовал в учениях по проводке конвоя в Северной Атлантике. С 24 марта по 7 апреля 1986г. — учение в Норвежском море. С 26 мая по 18 декабря 1988г. - боевая служба в Средиземном море. В октябре 1988г. КПУГ в составе БПК «Вице-адмирал Кулаков» и СКР «Задорный» принимала участие в советско-кубинском учении «Содружество». 26 июля 1992г. сменил Краснознамённый Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Май 2011г. — участие в 2-х недельных международных российско-норвежских учениях «Помор», с заходом в порт Трёмсе. Апрель — сентябрь 2012г. — боевая служба (159 дней) ведет патрулирование и защищает суда от пиратов в районе Африканского рога — Сомали.
Бортовые номера: 401(1981), 623(1983), 659(1988), 666(1990), 400(1993), 626(2010).
Информация предоставлена — командиром машинной группы в 1980-82гг. Фёдоровым Сергеем Александровичем.
Большой противолодочный корабль Маршал Василевский.
|
Большой противолодочный корабль Маршал Василевский – построен в рамках проекта 1155, шифр «Фрегат». Спущен на воду 29.12.1981г. и вступил в строй 8.12.1983г. и уже 18 января 1984г.. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). Назван в честь маршала Александра Михайловича Василевского.
Март 1986г. нес боевую службу в Средиземном море у берегов Ливии, осуществлял слежение за авианосцем «Корал Си».
Бортовые номера: 472 412(1983), 645(1985), 630(1987), 652(1990), 687(1997). Списан 2007г.
znaki-flot.ru
Большие противолодочные корабли проекта 1155
TR | UK | KK | BE | EN |Большие противолодочные корабли проекта 1155 (шифр — «Фрегат», код НАТО — Udaloy) — тип больших противолодочных кораблей (по классификации НАТО — эскадренных миноносцев). Были приняты в 1980-м году на вооружение Военно-Морского Флота СССР, в настоящее время в количестве 8 единиц (в том числе 1 БПК «Адмирал Харламов» с 2006 года находится в резерве) состоят на вооружении ВМФ Российской Федерации. Ещё 2 корабля, «Адмирал Чабаненко» и «Адмирал Басистый», были заложены по проекту 1155.1, из них достроен только первый.
Содержание
- 1 История разработки проекта
- 2 История строительства
- 3 Конструкция
- 4 Энергетическая установка
- 5 Служба
- 6 Оценка проекта
- 7 Галерея
- 8 Литература
- 9 Ссылки
История разработки проекта
Проект большого противолодочного корабля проекта 1155 (шифр «Фрегат») был разработан Северным проектно-конструкторским бюро под руководством Н. П. Соболева и В. П. Мишина. По первоначальному ТТЗ (тактико-техническому заданию) 1972-1973 годов корабль проектировался как развитие сторожевых кораблей проекта 1135 с устранением недостатков последнего (в числе которых были: отсутствие вертолёта и несовершенство гидроакустических средств, не способных обеспечить целеуказание ПЛУР на полную дальность стрельбы — 90 км). Изначально планировалось ограничить стандартное водоизмещение БПК 4000 тонн, но в итоге от ограничений размеров отказались по причине внесения в ТТЗ требования размещения на кораблях проекта ГАК «Полином» нового поколения, имеющей бо́льшие массогабаритные характеристики, чем ГАК предыдущего типа «Титан-2» и «Титан-2Т».
История строительства
Всего было построено 12 кораблей этого типа.
- «Удалой» (1980)
- «Вице-адмирал Кулаков» (1982)
- «Маршал Василевский» (1983)
- «Адмирал Захаров» (1983)
- «Адмирал Спиридонов» (1984)
- «Адмирал Трибуц» (1985)
- «Маршал Шапошников» (1987)
- «Североморск»(1987)
- «Адмирал Левченко» (1988)
- «Адмирал Виноградов» (1988)
- «Адмирал Харламов» (1989)
- «Адмирал Пантелеев» (1991)
Конструкция
Корпус корабля выполнен из стали, имеет удлинённый полубак (на 2/3 длины корпуса), большой развал шпангоутов в носовой оконечности и двойное дно на всём своём протяжении. В нижней части носовой оконечности смонтирован обтекатель антенного поста и приборного оборудования ГАК (гидроакустического комплекса), имеющего «торпедообразную» форму. Длина обтекателя ГАК — около 30 м, диаметр — более 5,1 м. Подобная конструкция, вызывая днищевый слеминг и сильное заливание носовой оконечности, отрицательно сказывается на мореходности кораблей этого проекта, затрудняя при этом использование корабельного оружия.
Внутренние помещения корпуса разделяются огнеупорными переборками, в отделке помещений использованы негорючие материалы. На кораблях проекта 1155 также имеется стационарная система пенотушения.
В средней и кормовой частях корпуса кораблей проекта расположены 3 группы надстроек. При их изготовлении широкое применение нашли алюминиево-магниевые сплавы. В кормовой надстройке расположены два полуутопленных вертолётных ангара, кормовые ВПУ ЗРК «Кинжал» и 2 реактивно-бомбовых установки РБУ-6000.
Энергетическая установка
Главная энергетическая установка, полностью идентичная ГЭУ, установленной на сторожевых кораблях проекта 1135 «Буревестник», состоит из 2 ГТА (газо-турбинных агрегатов) М9, каждый из которых устроен так, что работает только на свою линию вала. Каждый агрегат включает в себя маршевый двигатель ГТД Д090 мощностью 9000 л. с. и форсажный ГТД ДТ59 мощностью 22 500 л. с. Предусмотрен аварийный пост управления форсажными ГТА; при нормальном функционировании всех систем корабля управление главными механизмами осуществляется
www.turkaramamotoru.com
Большие противолодочные корабли проекта 1155 | |
---|---|
Проект | |
Страна | |
Изготовители | |
Операторы | |
Предшествующий тип | Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б |
Годы постройки | 1977 — 1991 |
Построено | 12 |
В строю | 8 |
Отправлено на слом | 4 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 6930 т (нормальное) 7570 т (полное) |
Длина | 145,0 м (по КВЛ) 163,5 м (наибольшая) |
Ширина | 17,2 м (по КВЛ) 19,0 м(наибольшая) |
Осадка | 5,2 м (средняя) 7,87 м (по обтекателю антенны ГАК) |
Двигатели | 2 форсажных ГТД, 2 маршевых ГТД |
Мощность | 2х22 500 л. с. (форсажных ГТД) 2х9000 л. с. (маршевых ГТД) |
Движитель | 2 ВФШ |
Скорость хода | 32 узла (полная), 18 узлов (экономическая) |
Дальность плавания | 5000 морских миль на 14 узлах при наибольшем запасе топлива), 2400 миль на 32 узлах |
Автономность плавания | 30 суток (по запасам провизии) |
Экипаж | 220 (в том числе 29 офицеров) |
Вооружение | |
Радиолокационное вооружение | МР-145 РЛС «Фрегат» |
Тактическое ударное вооружение | 2 × 4 ракето-торпед ПЛРК «Раструб» |
Артиллерия | 2х1-100мм АУ АК-100 (1200 выстрелов) 2х1-45мм 21-КМ |
Зенитная артиллерия | 4х6-30 мм ЗАК АК-630 |
Ракетное вооружение | 2 ЗРК «Кинжал» (64 ЗУР) |
Противолодочное вооружение | ГАК «Полином» (8 ПЛУР 85-РУ) 2х12-213мм РБУ-6000 |
Минно-торпедное вооружение | 2х 533мм ТА ЧТА-53-1155 (8 торпед 53-65К, СЭТ-65 или ПЛУР 83РН) |
Авиационная группа | 2 вертолёта Ка-27ПЛ |
Медиафайлы на Викискладе | |
ru-wiki.ru
Большие противолодочные корабли проекта 1155 «Фрегат»
Большие противолодочные корабли проекта 1155 | ||
---|---|---|
Основная информация | ||
Тип | Большой противолодочный корабль | |
Государство флага | СССР Россия | |
Принадлежность | ВМФ СССР | |
Верфь | ССЗ «Янтарь» Завод № 190 им. А. А. Жданова | |
Строительство начато | 1977 | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 6930 т (нормальное) 7570 т (полное) | |
Длина | 145,0 м (по КВЛ) 163,5 м (наибольшая) | |
Ширина | 17,2 м (по КВЛ) 19,0 м(наибольшая) | |
Осадка | 5,2 м (средняя) 7,87 м (по обтекателю антенны ГАК) | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 форсажных ГТД, 2 маршевых ГТД | |
Мощность | 2х25 250 л. с. (форсажных ГТД) 2х9000 л. с. (маршевых ГТД) | |
Винты | 2 ВФШ | |
Скорость | 29 узлов (полная), 18 узлов (экономическая) | |
Дальность плавания | 5000 морских миль на 14 узлах при наибольшем запасе топлива), 2400 миль на 32 узлах | |
Автономность плавания | 30 суток (по запасам провизии) | |
Экипаж | 220 (в том числе 29 офицеров) | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 2х1 100-мм/60 АУ АК-100 (боезапас — 1200 выстрелов) | |
Зенитная артиллерия | 4х6 ЗАК АК-630 | |
Противолодочное вооружение | 2х4 ПУ ПЛУР «Раструб-Б» (8 ПЛУР 85-РУ), 2х12 213-мм РБУ-6000 | |
Зенитное ракетное вооружение | 2 ЗРК «Кинжал» (64 ЗУР самообороны) | |
Торпедно-минное вооружение | 2х4 533-мм ТА ПТА—53-1155 (8 торпед) 53-65К и СЭТ-65, или ПЛУР 83РН | |
Авиационная группа | 2 вертолёта Ка-27ПЛ |
Большие противолодочные корабли проекта 1155 «Фрегат» (код НАТО — Udaloy) — тип больших противолодочных кораблей (по классификации НАТО — эскадренных миноносцев). Были приняты в 1980-ом году на вооружение Военно-Морского Флота СССР, в настоящее время в количестве 7 единиц (в том числе 1 БПК «Адмирал Харламов» с 2006 года находится в резерве) состоят на вооружении ВМФ Российской Федерации. Ещё 2 корабля, «Адмирал Чабаненко» и «Адмирал Басистый», были заложены по проекту 1155.1.
История разработки проекта
Проект большого противолодочного корабля проекта 1155 (шифр «Фрегат») был разработан Северным проектно-конструкторским бюро под руководством Н. П. Соболева и В. П. Мишина. По первоначальному ТТЗ (тактико-техническому заданию) 1972-1973 годов корабль проектировался как развитие сторожевых кораблей проекта 1135 с устранением недостатков последнего (в числе которых были: отсутствие вертолёта и несовершенство гидроакустических средств, не способных обеспечить целеуказание ПЛУР на полную дальность стрельбы — 90 км). Изначально планировалось ограничить стандартное водоизмещение БПК 4000 тонн, но в итоге от ограничений размеров отказались по причине внесения в ТТЗ требования размещения на кораблях проекта ГАК нового поколения, имеющей большие массогабаритные характеристики, чем ГАК предыдущего типа «Титан-2» и «Титан-2Т».
История строительства
Всего было построено 12 кораблей этого типа.
- «Удалой» (1980)
- «Вице-адмирал Кулаков» (1982)
- «Маршал Василевский» (1983)
- «Адмирал Захаров» (1983)
- «Адмирал Спиридонов» (1984)
- «Адмирал Трибуц» (1985)
- «Маршал Шапошников» (1987)
- «Североморск» (1987)
- «Адмирал Левченко» (1988)
- «Адмирал Виноградов» (1988)
- «Адмирал Харламов» (1989)
- «Адмирал Пантелеев» (1991)
Конструкция
Корпус корабля выполнен из стали, имеет удлинённый полубак (на 2/3 длины корпуса), большой развал шпангоутов в носовой оконечности и двойное дно на всём своём протяжении. В нижней части носовой оконечности смонтирован обтекатель антенного поста и приборного оборудования ГАК (гидроакустического комплекса), имеющего «торпедообразную» форму. Длина обтекателя ГАК — около 30 м, диаметр — более 5,1 м. Подобная конструкция, вызывая днищевый слеминг и сильное заливание носовой оконечности, отрицательно сказывается на мореходности кораблей этого проекта, затрудняя при этом использование корабельного оружия.
Внутренние помещения корпуса разделяются огнеупорными переборками, в отделке помещений использованы негорючие материалы. На кораблях проекта 1155 также имеется стационарная система пенотушения.
В средней и кормовой частях корпуса кораблей проекта расположены 3 группы надстроек. При их изготовлении широкое применение нашли алюминиево-магниевые сплавы. В кормовой надстройке расположены два полуутопленных вертолётных ангара, кормовые ВПУ ЗРК «Кинжал» и 2 реактивно-бомбовых установки РБУ-6000.
Энергетическая установка
Главная энергетическая установка, полностью идентичная ГЭУ, установленной на сторожевых кораблях проекта 1135 «Буревестник», состоит из 2 ГТА (газо-турбинных агрегатов) М9, каждый из которых устроен так, что работает только на свою линию вала. Каждый агрегат включает в себя маршевый двигатель ГТД Д090 мощностью 9000 л. с. и форсажный ГТД ДТ59 мощностью 22 500 л. с. Предусмотрен аварийный пост управления форсажными ГТА; при нормальном функционировании всех систем корабля управление главными механизмами осуществляется с помощью пневмоэлектрической системы. Газовывод от ГТА осуществлён от каждого эшелона в 2 дымовые трубы: это позволяет, при необходимости, произвести агрегатную замену ГТД.
Электроэнергетическая система состоит из 4 (по 2 в каждом машинном отделении) ГТГ () по 1259 кВт, из которых по одному ГТГ в каждом из машинных отделений корабля имеют теплоутилизационные котлы, работающие на теплоотдаче уходящих газов ГТД, которые дополняют паропроизводительность паровых котлов и обеспечивают паром общесудовые потребители.
Служба
На начало 2009 года в составе ВМФ Российской Федерации находится 7 кораблей этого типа, в том числе:
Галерея
Литература
- Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. — СПб.: Галея Принт, 2003. — Т. II, часть I. Авианесущие корабли. Ракетно-артиллерийские корабли.. — 124 с. — ISBN 5-8172-0080-5
- Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. — СПб.: Галея Принт, 2005. — Т. III. Противолодочные корабли. Часть I. Большие противолодочные корабли. Сторожевые корабли. — 124 с. — ISBN 5-8172-0094-5
- Павов А. С. БПК типа Удалой. — Якутск: 1997. — 40 с. — ISBN не указан
- Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1947—1995. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996. — ISBN 1557501327
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru