Ударные крылья: лучшие бомбардировщики Туполева (ФОТО)

  • Главная
  • Новости
  • Видео
  • Аналитика/Мнения
  • Форум
  • Информвойна
  • ТВ
  • Контакты
  • Помочь сайту
  • Партнёры
  • О нас
Главная > Мнения 23.10.2017 - 3:00

rusvesna.su

Ударные крылья. Лучшие бомбардировщики Андрея Туполева | Блог Владимир Гавриков

МОСКВА. 22 окт — РИА Новости, Андрей Станавов. Размашистая надпись "За наших!" на чугунном боку бомбы, заготовленной для сирийских боевиков, короткий взмах сигнальщика — и 130-тонная "тушка" под свист турбин мягко выруливает на взлет. Что-то похожее уже было. Полевой аэродром 1945-го, фронтовые бомбардировщики Ту-2 и надписи "По Берлину!" на подвешенных под крылья "фугасках". Старейшему в России ОКБ имени Андрея Туполева в воскресенье исполняется 95 лет. В его стенах разработаны десятки типов военных и гражданских летательных аппаратов, многие из которых стали мировыми легендами. РИА Новости публикует подборку самых лучших ударных самолетов выдающегося авиаконструктора.

Пикирующий фаворит

Фронтовой бомбардировщик Ту-2 Андрей Туполев проектировал в знаменитых "шарашках" НКВД, первый полет он совершил в 1941-м, уже после начала Великой Отечественной войны. И хотя внешне двухмоторная машина здорово смахивала на Пе-2, стоявший тогда на вооружении, она превосходила его по мощности, скорости и другим параметрам. По дальности действия Пе-2 уступал "тушке" почти в два раза, по бомбовой нагрузке — в три.

Репродукция фотографии бомбардировщика ТУ-2 из фондов Музея Военно-Воздушных Сил в поселке Монино

Летчикам туполевский самолет понравился гораздо больше, чем Пе-2. Они отмечали, что "тушка" легче пилотируется и может вернуться на базу при отказе одного из двигателей. Благодаря мощному оборонительному вооружению, хорошей бронезащите и надежной конструкции экипажи чувствовали себя уверенней. И хотя немецкие "мессершмиты" и "фокке-вульфы" открыли на Ту-2 настоящую охоту, бомбардировщики часто летали без истребительного прикрытия, оставаясь для врага трудной добычей.

Из-за сложностей военного времени массово машину начали поставлять в войска только с начала 1944-го, она производилась до 1952-го и после войны почти полностью заменила списанные Пе-2. "Туполевы" участвовали в битве на Курской дуге, бомбили Кенигсберг и Берлин, перебрасывались на Дальний Восток и применялись в войне с японцами, поставлялись на экспорт в Китай и Европу. Интересно, что китайские ВВС эксплуатировали этот самолет вплоть до начала 1980-х годов.

Пикирующий бомбардировщик Ту-2. Репродукция из книги "Оружие Победы 1941-1945 гг."

Всего было изготовлено около трех тысяч бомбардировщиков. На редкость удачная поршневая машина дослужилась до появления первого поколения своих реактивных потомков, пришедших ей на смену. По оценкам специалистов, уникальные летно-технические характеристики, простота производства и высокая боевая живучесть позволяют считать Ту-2 лучшим фронтовым бомбардировщиком Второй мировой войны. За разработку этого самолета Андрею Туполеву было присвоено звание генерал-майора инженерно-авиационной службы.

Пикирующий бомбардировщик Ту-2

Первый реактивный дальний

Бомбардировщик Ту-16 пришел на смену "срисованному" с американских "суперкрепостей" поршневому Ту-4 и открыл в СССР эру дальних боевых турбореактивных машин. В части ВВС самолеты начали поступать 1954-м году. Ту-16 получился настолько удачным, что как минимум пару десятков лет определял облик новых машин ОКБ Туполева.

Экипаж ракетоносца "Ту-16" морской авиации возвращается после выполненного задания

В машине применили множество революционных на тот момент конструктивных решений: бомбовый отсек разместили у центра масс, для экипажа предусмотрели две гермокабины с катапультными креслами, установили мощнейшее оборонительное стрелково-пушечное вооружение и оригинальное шасси с двумя четырехколесными поворотными тележками. Благодаря такой схеме самолет мог садиться не только на бетонные, но и на грунтовые и снежные аэродромы.

Три завода за десять лет построили более 1500 машин в версиях бомбардировщика, ракетоносца, торпедоносца-бомбардировщика, разведчика, самолета радиоэлектронного противодействия. Всего было создано более 50 модификаций. Родившись на заре ядерной программы СССР, Ту-16 стал главным "испытателем" новейшего оружия. Именно с этого самолета сбрасывали первую советскую термоядерную бомбу РДС-37Д в 1955-м.

Дальний бомбардировщик Ту-16

Легендарная "тушка" поставлялась не только в советские ВВС и ВМФ, но и за рубеж, в том числе Индонезии, Ираку и Египту. Бомбардировщик — "ветеран" целого ряда вооруженных конфликтов по всему миру. Ту-16 можно было увидеть в небе во время Шестидневной войны между Египтом и Израилем в 1967-м, Арабо-израильской войны 1973-го, Ирано-иракской войны. В Афганистане "ту шестнадцатые" сбрасывали сверхмощные девятитонные бомбы для уничтожения укрепленных пещер моджахедов. Их чудовищные взрывы сносили скалы и вызывали лавины, хоронившие моджахедов заживо.

Дальний бомбардировщик ТУ-16 в музее боевых самолетов на аэродроме "Дягилево"

Медвежья сила

Легендарный "стратег" Ту-95 (по кодификации НАТО "Медведь") был создан еще в первой половине 1950-х и до появления первых межконтинентальных баллистических ракет вместе с самолетами Мясищева оставался главным сдерживающим фактором в ядерном противостоянии с США.

Стратегический бомбардировщик «ТУ-95» на аэродроме части дальней авиации

На базе "девяносто пятого" построили множество машин разного назначения. Это бомбардировщики, ракетоносцы, самолеты разведки и целеуказания для ВМФ, стратегические разведчики. Созданный в конце 60-х самолет противолодочной обороны Ту-142 до сих пор стоит на вооружении ВМФ.

Интересно, что именно на основе этого "охотника за подлодками" был разработан стратегический носитель крылатых ракет большой дальности Ту-95МС, который сегодня вместе с Ту-160 составляет авиационный форпост сил ядерного сдерживания России. Во время операции в Сирии "медведи" наносили удары по позициями боевиков новейшими стратегическими ракетами Х-101. Всего до 1990-х советская промышленность построила около 400 самолетов типа Ту-95 и Ту-142.

Стратегический дальний ракетоносец Ту-95 "Александр Можайский" во время главного военно-морского парада в честь Дня Военно-Морского Флота России в Санкт-Петербурге

Ту-95МС считается одним из самых быстрых турбовинтовых самолетов в мире и по малозаметности переигрывает Ту-160: выхлоп двигателей "Медведя", в отличие от реактивных струй, плохо различим со спутников-шпионов.

Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95 ВКС России

Наперегонки со звуком

К концу 1950-х заслуженный Ту-16 на посту сменил сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22, самим фактом своего появления "разорвавший" шаблоны мирового авиастроения. Необычным в нем было почти все — расположение двигателей, крыло большой стреловидности, "ужатая" компоновка систем и оборудования.

Взлет бомбардировщика Ту-22

"До ума" самолет доводили долго и трудно, но именно благодаря ему летчики Дальней авиации и ВМФ СССР получили возможность летать в полтора раза быстрее скорости звука. За годы серийного производства на авиабазы отправились 300 машин в вариантах бомбардировщика, ракетоносца, разведчика-бомбардировщика, самолета РЭП и учебно-тренировочного самолета.

Ту-22 много раз модернизировали, "научили" дозаправляться топливом в полете, оборудовали мощными и надежными двигателями, постоянно совершенствовали авионику. Эти бомбардировщики служили в ВВС Ливии и Ирака, участвовали в конфликтах и проявили себя как надежные и неприхотливые бойцы. Самолет применялся в Афганистане вместе с бомбардировщиками предыдущего поколения Ту-16 и своим "сменщиком" Ту-22М.

Убийца авианосцев

Разработанный в конце 1960-х дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М (по кодификации НАТО "Бэкфайр") унаследовал от своего предшественника Ту-22 цифры в названии и… почти ничего больше. После пяти лет доработок самолет в варианте Ту-22М2 был принят на вооружение ВВС, а еще через пять лет советские военные аэродромы начали получать модернизированные Ту-22МЗ.

Самолет Ту-22М3

Сверхзвуковой многорежимный ударный комплекс вобрал в себя все научно-технические достижения в самолетостроении и первым из своих собратьев научился "поджимать крылья". Изменяемая стреловидность и мощные экономичные двухконтурные двигатели подарили ракетоносцу фантастические возможности, сделав его грозой корабельных группировок вероятного противника.

Машина при максимальной загрузке несет 24 тонны боеприпасов, разгоняется до 2300 км/ч и может действовать на удалении в тысячи километров от аэродрома. Эти самолеты вооружают управляемыми сверхзвуковыми ракетами Х-22М различных модификаций, способными поражать морские и наземные цели на дальностях до 480 километров.

Пара стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22

Кроме того, "Бэкфайр" может нести свободнопадающие бомбы или до десяти оперативно-тактических аэробаллистических ракет Х-15. Они разгоняются до пяти Махов и позволяют на дистанции до 300 километров уничтожать авиабазы, радары, командные пункты и военные заводы противника.

Именно на Ту-22М за счет широкого применения электроники были впервые автоматизированы многие элементы работы экипажа, в том числе применение оружия и управление различными бортовыми системами. До конца 1990-х было собрано 500 самолетов этого типа. Дальние бомбардировщики воевали в Афганистане и Чечне, а в наши дни успешно применяются для бомбардировок позиций террористов в Сирии.

Бомбардировщик-ракетоносец Ту-22 М3 ВКС России во время нанесения массированного удара авиабомбами ОФАБ-250-270 по объектам инфраструктуры ИГ в Сирии

Модернизация Ту-22 продолжается: в версии М3М их боевая эффективность вырастет в десятки раз — самолет получит цифровую подсистему для повышения точности бомбометания, обновленную авионику, связь и сможет применять новейшие высокоточные ракеты Х-32 и Х-38.

Дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22 М3 на авиабазе Хамадан в Иране. Август 2016

РИА Новости https://ria.ru/defense_safe...

×

test.box.cont.ws

Ящик пандоры – Ударные крылья. Лучшие бомбардировщики Андрея Туполева


Размашистая надпись "За наших!" на чугунном боку бомбы, заготовленной для сирийских боевиков, короткий взмах сигнальщика — и 130-тонная "тушка" под свист турбин мягко выруливает на взлет. Что-то похожее уже было. Полевой аэродром 1945-го, фронтовые бомбардировщики Ту-2 и надписи "По Берлину!" на подвешенных под крылья "фугасках". Старейшему в России ОКБ имени Андрея Туполева в воскресенье исполняется 95 лет. В его стенах разработаны десятки типов военных и гражданских летательных аппаратов, многие из которых стали мировыми легендами. РИА Новости публикует подборку самых лучших ударных самолетов выдающегося авиаконструктора.

Пикирующий фаворит
Фронтовой бомбардировщик Ту-2 Андрей Туполев проектировал в знаменитых "шарашках" НКВД, первый полет он совершил в 1941-м, уже после начала Великой Отечественной войны. И хотя внешне двухмоторная машина здорово смахивала на Пе-2, стоявший тогда на вооружении, она превосходила его по мощности, скорости и другим параметрам. По дальности действия Пе-2 уступал "тушке" почти в два раза, по бомбовой нагрузке — в три.

Летчикам туполевский самолет понравился гораздо больше, чем Пе-2. Они отмечали, что "тушка" легче пилотируется и может вернуться на базу при отказе одного из двигателей. Благодаря мощному оборонительному вооружению, хорошей бронезащите и надежной конструкции экипажи чувствовали себя уверенней. И хотя немецкие "мессершмиты" и "фокке-вульфы" открыли на Ту-2 настоящую охоту, бомбардировщики часто летали без истребительного прикрытия, оставаясь для врага трудной добычей.
Из-за сложностей военного времени массово машину начали поставлять в войска только с начала 1944-го, она производилась до 1952-го и после войны почти полностью заменила списанные Пе-2. "Туполевы" участвовали в битве на Курской дуге, бомбили Кенигсберг и Берлин, перебрасывались на Дальний Восток и применялись в войне с японцами, поставлялись на экспорт в Китай и Европу. Интересно, что китайские ВВС эксплуатировали этот самолет вплоть до начала 1980-х годов.Всего было изготовлено около трех тысяч бомбардировщиков. На редкость удачная поршневая машина дослужилась до появления первого поколения своих реактивных потомков, пришедших ей на смену. По оценкам специалистов, уникальные летно-технические характеристики, простота производства и высокая боевая живучесть позволяют считать Ту-2 лучшим фронтовым бомбардировщиком Второй мировой войны. За разработку этого самолета Андрею Туполеву было присвоено звание генерал-майора инженерно-авиационной службы.
Первый реактивный дальний
Бомбардировщик Ту-16 пришел на смену "срисованному" с американских "суперкрепостей" поршневому Ту-4 и открыл в СССР эру дальних боевых турбореактивных машин. В части ВВС самолеты начали поступать 1954-м году. Ту-16 получился настолько удачным, что как минимум пару десятков лет определял облик новых машин ОКБ Туполева.В машине применили множество революционных на тот момент конструктивных решений: бомбовый отсек разместили у центра масс, для экипажа предусмотрели две гермокабины с катапультными креслами, установили мощнейшее оборонительное стрелково-пушечное вооружение и оригинальное шасси с двумя четырехколесными поворотными тележками. Благодаря такой схеме самолет мог садиться не только на бетонные, но и на грунтовые и снежные аэродромы.

Три завода за десять лет построили более 1500 машин в версиях бомбардировщика, ракетоносца, торпедоносца-бомбардировщика, разведчика, самолета радиоэлектронного противодействия. Всего было создано более 50 модификаций. Родившись на заре ядерной программы СССР, Ту-16 стал главным "испытателем" новейшего оружия. Именно с этого самолета сбрасывали первую советскую термоядерную бомбу РДС-37Д в 1955-м.


Легендарная "тушка" поставлялась не только в советские ВВС и ВМФ, но и за рубеж, в том числе Индонезии, Ираку и Египту. Бомбардировщик — "ветеран" целого ряда вооруженных конфликтов по всему миру. Ту-16 можно было увидеть в небе во время Шестидневной войны между Египтом и Израилем в 1967-м, Арабо-израильской войны 1973-го, Ирано-иракской войны. В Афганистане "ту шестнадцатые" сбрасывали сверхмощные девятитонные бомбы для уничтожения укрепленных пещер моджахедов. Их чудовищные взрывы сносили скалы и вызывали лавины, хоронившие моджахедов заживо.
Медвежья сила
Легендарный "стратег" Ту-95 (по кодификации НАТО "Медведь") был создан еще в первой половине 1950-х и до появления первых межконтинентальных баллистических ракет вместе с самолетами Мясищева оставался главным сдерживающим фактором в ядерном противостоянии с США.На базе "девяносто пятого" построили множество машин разного назначения. Это бомбардировщики, ракетоносцы, самолеты разведки и целеуказания для ВМФ, стратегические разведчики. Созданный в конце 60-х самолет противолодочной обороны Ту-142 до сих пор стоит на вооружении ВМФ.
Интересно, что именно на основе этого "охотника за подлодками" был разработан стратегический носитель крылатых ракет большой дальности Ту-95МС, который сегодня вместе с Ту-160 составляет авиационный форпост сил ядерного сдерживания России. Во время операции в Сирии "медведи" наносили удары по позициями боевиков новейшими стратегическими ракетами Х-101. Всего до 1990-х советская промышленность построила около 400 самолетов типа Ту-95 и Ту-142.Ту-95МС считается одним из самых быстрых турбовинтовых самолетов в мире и по малозаметности переигрывает Ту-160: выхлоп двигателей "Медведя", в отличие от реактивных струй, плохо различим со спутников-шпионов.

Наперегонки со звуком
К концу 1950-х заслуженный Ту-16 на посту сменил сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22, самим фактом своего появления "разорвавший" шаблоны мирового авиастроения. Необычным в нем было почти все — расположение двигателей, крыло большой стреловидности, "ужатая" компоновка систем и оборудования.


"До ума" самолет доводили долго и трудно, но именно благодаря ему летчики Дальней авиации и ВМФ СССР получили возможность летать в полтора раза быстрее скорости звука. За годы серийного производства на авиабазы отправились 300 машин в вариантах бомбардировщика, ракетоносца, разведчика-бомбардировщика, самолета РЭП и учебно-тренировочного самолета.
Ту-22 много раз модернизировали, "научили" дозаправляться топливом в полете, оборудовали мощными и надежными двигателями, постоянно совершенствовали авионику. Эти бомбардировщики служили в ВВС Ливии и Ирака, участвовали в конфликтах и проявили себя как надежные и неприхотливые бойцы. Самолет применялся в Афганистане вместе с бомбардировщиками предыдущего поколения Ту-16 и своим "сменщиком" Ту-22М.

Убийца авианосцев
Разработанный в конце 1960-х дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М (по кодификации НАТО "Бэкфайр") унаследовал от своего предшественника Ту-22 цифры в названии и… почти ничего больше. После пяти лет доработок самолет в варианте Ту-22М2 был принят на вооружение ВВС, а еще через пять лет советские военные аэродромы начали получать модернизированные Ту-22МЗ.


Сверхзвуковой многорежимный ударный комплекс вобрал в себя все научно-технические достижения в самолетостроении и первым из своих собратьев научился "поджимать крылья". Изменяемая стреловидность и мощные экономичные двухконтурные двигатели подарили ракетоносцу фантастические возможности, сделав его грозой корабельных группировок вероятного противника.

Машина при максимальной загрузке несет 24 тонны боеприпасов, разгоняется до 2300 км/ч и может действовать на удалении в тысячи километров от аэродрома. Эти самолеты вооружают управляемыми сверхзвуковыми ракетами Х-22М различных модификаций, способными поражать морские и наземные цели на дальностях до 480 километров.


Кроме того, "Бэкфайр" может нести свободнопадающие бомбы или до десяти оперативно-тактических аэробаллистических ракет Х-15. Они разгоняются до пяти Махов и позволяют на дистанции до 300 километров уничтожать авиабазы, радары, командные пункты и военные заводы противника.
Именно на Ту-22М за счет широкого применения электроники были впервые автоматизированы многие элементы работы экипажа, в том числе применение оружия и управление различными бортовыми системами. До конца 1990-х было собрано 500 самолетов этого типа. Дальние бомбардировщики воевали в Афганистане и Чечне, а в наши дни успешно применяются для бомбардировок позиций террористов в Сирии.Модернизация Ту-22 продолжается: в версии М3М их боевая эффективность вырастет в десятки раз — самолет получит цифровую подсистему для повышения точности бомбометания, обновленную авионику, связь и сможет применять новейшие высокоточные ракеты Х-32 и Х-38.

Андрей Станавов

Источник: nnm.me

pandoraopen.ru

Ударные крылья. Лучшие бомбардировщики Андрея Туполева (23 фото) . Чёрт побери

Размашистая надпись «За наших!» на чугунном боку бомбы, заготовленной для сирийских боевиков, короткий взмах сигнальщика — и 130-тонная «тушка» под свист турбин мягко выруливает на взлет. Что-то похожее уже было.

Полевой аэродром 1945-го, фронтовые бомбардировщики Ту-2 и надписи «По Берлину!» на подвешенных под крылья «фугасках».
Смотреть все фото в галерее

Старейшему в России ОКБ имени Андрея Туполева в воскресенье исполняется 95 лет. В его стенах разработаны десятки типов военных и гражданских летательных аппаратов, многие из которых стали мировыми легендами. Публикуем подборку самых лучших ударных самолетов выдающегося авиаконструктора.

Пикирующий фаворит.

Фронтовой бомбардировщик Ту-2 Андрей Туполев проектировал в знаменитых «шарашках» НКВД, первый полет он совершил в 1941-м, уже после начала Великой Отечественной войны. И хотя внешне двухмоторная машина здорово смахивала на Пе-2, стоявший тогда на вооружении, она превосходила его по мощности, скорости и другим параметрам. По дальности действия Пе-2 уступал «тушке» почти в два раза, по бомбовой нагрузке — в три.

Летчикам туполевский самолет понравился гораздо больше, чем Пе-2. Они отмечали, что «тушка» легче пилотируется и может вернуться на базу при отказе одного из двигателей.  Благодаря мощному оборонительному вооружению, хорошей бронезащите и надежной конструкции экипажи чувствовали себя уверенней. И хотя немецкие «мессершмиты» и «фокке-вульфы» открыли на Ту-2 настоящую охоту, бомбардировщики часто летали без истребительного прикрытия, оставаясь для врага трудной добычей.

Из-за сложностей военного времени массово машину начали поставлять в войска только с начала 1944-го, она производилась до 1952-го и после войны почти полностью заменила списанные Пе-2. «Туполевы» участвовали в битве на Курской дуге, бомбили Кенигсберг и Берлин, перебрасывались на Дальний Восток и применялись в войне с японцами, поставлялись на экспорт в Китай и Европу. Интересно, что китайские ВВС эксплуатировали этот самолет вплоть до начала 1980-х годов.

Всего было изготовлено около трех тысяч бомбардировщиков. На редкость удачная поршневая машина дослужилась до появления первого поколения своих реактивных потомков, пришедших ей на смену.  По оценкам специалистов, уникальные летно-технические характеристики, простота производства и высокая боевая живучесть позволяют считать Ту-2 лучшим фронтовым бомбардировщиком Второй мировой войны. За разработку этого самолета Андрею Туполеву было присвоено звание генерал-майора инженерно-авиационной службы.

Первый реактивный дальний.

Бомбардировщик Ту-16 пришел на смену «срисованному» с американских «суперкрепостей» поршневому Ту-4 и открыл в СССР эру дальних боевых турбореактивных машин. В части ВВС самолеты начали поступать 1954-м году. Ту-16 получился настолько удачным, что как минимум пару десятков лет определял облик новых машин ОКБ Туполева.

В машине применили множество революционных на тот момент конструктивных решений: бомбовый отсек разместили у центра масс, для экипажа предусмотрели две гермокабины с катапультными креслами, установили мощнейшее оборонительное стрелково-пушечное вооружение и оригинальное шасси с двумя четырехколесными поворотными тележками. Благодаря такой схеме самолет мог садиться не только на бетонные, но и на грунтовые и снежные аэродромы.

Три завода за десять лет построили более 1500 машин в версиях бомбардировщика, ракетоносца, торпедоносца-бомбардировщика, разведчика, самолета радиоэлектронного противодействия. Всего было создано более 50 модификаций. Родившись на заре ядерной программы СССР, Ту-16 стал главным «испытателем» новейшего оружия. Именно с этого самолета сбрасывали первую советскую термоядерную бомбу РДС-37Д в 1955-м.

Легендарная «тушка» поставлялась не только в советские ВВС и ВМФ, но и за рубеж, в том числе Индонезии, Ираку и Египту.  Бомбардировщик — «ветеран» целого ряда вооруженных конфликтов по всему миру. Ту-16 можно было увидеть в небе во время Шестидневной войны между Египтом и Израилем в 1967-м, Арабо-израильской войны 1973-го, Ирано-иракской войны. В Афганистане «ту шестнадцатые» сбрасывали сверхмощные девятитонные бомбы для уничтожения укрепленных пещер моджахедов. Их чудовищные взрывы сносили скалы и вызывали лавины, хоронившие моджахедов заживо.

Медвежья сила.

Легендарный «стратег» Ту-95 (по кодификации НАТО «Медведь») был создан еще в первой половине 1950-х и до появления первых межконтинентальных баллистических ракет вместе с самолетами Мясищева оставался главным сдерживающим фактором в ядерном противостоянии с США.

На базе «девяносто пятого» построили множество машин разного назначения. Это бомбардировщики, ракетоносцы, самолеты разведки и целеуказания для ВМФ, стратегические разведчики. Созданный в конце 60-х самолет противолодочной обороны Ту-142 до сих пор стоит на вооружении ВМФ.

Интересно, что именно на основе этого «охотника за подлодками» был разработан стратегический носитель крылатых ракет большой дальности Ту-95МС, который сегодня вместе с Ту-160 составляет авиационный форпост сил ядерного сдерживания России. Во время операции в Сирии «медведи» наносили удары по позициями боевиков новейшими стратегическими ракетами Х-101. Всего до 1990-х советская промышленность построила около 400 самолетов типа Ту-95 и Ту-142.

Ту-95МС считается одним из самых быстрых турбовинтовых самолетов в мире и по малозаметности переигрывает Ту-160: выхлоп двигателей «Медведя», в отличие от реактивных струй, плохо различим со спутников-шпионов.

Наперегонки со звуком.

К концу 1950-х заслуженный Ту-16 на посту сменил сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22, самим фактом своего появления «разорвавший» шаблоны мирового авиастроения.  Необычным в нем было почти все — расположение двигателей, крыло большой стреловидности, «ужатая» компоновка систем и оборудования.

«До ума» самолет доводили долго и трудно, но именно благодаря ему летчики Дальней авиации и ВМФ СССР получили возможность летать в полтора раза быстрее скорости звука. За годы серийного производства на авиабазы отправились 300 машин в вариантах бомбардировщика, ракетоносца, разведчика-бомбардировщика, самолета РЭП и учебно-тренировочного самолета.

Ту-22 много раз модернизировали, «научили» дозаправляться топливом в полете, оборудовали мощными и надежными двигателями, постоянно совершенствовали авионику. Эти бомбардировщики служили в ВВС Ливии и Ирака, участвовали в конфликтах и проявили себя как надежные и неприхотливые бойцы. Самолет применялся в Афганистане вместе с бомбардировщиками предыдущего поколения Ту-16 и своим «сменщиком» Ту-22М.

Убийца авианосцев.

Разработанный в конце 1960-х дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М  (по кодификации НАТО «Бэкфайр») унаследовал от своего предшественника Ту-22 цифры в названии и… почти ничего больше. После пяти лет доработок самолет в варианте Ту-22М2 был принят на вооружение ВВС, а еще через пять лет советские военные аэродромы начали получать модернизированные Ту-22МЗ.

Сверхзвуковой многорежимный ударный комплекс вобрал в себя все научно-технические достижения в самолетостроении и первым из своих собратьев научился «поджимать крылья». Изменяемая стреловидность и мощные экономичные двухконтурные двигатели подарили ракетоносцу фантастические возможности, сделав его грозой корабельных группировок вероятного противника.

Машина при максимальной загрузке несет 24 тонны боеприпасов, разгоняется до 2300 км/ч и может действовать на удалении в тысячи километров от аэродрома. Эти самолеты вооружают управляемыми сверхзвуковыми ракетами Х-22М различных модификаций, способными поражать морские и наземные цели на дальностях до 480 километров.

Кроме того, «Бэкфайр» может нести свободнопадающие бомбы или до десяти оперативно-тактических аэробаллистических ракет Х-15. Они разгоняются до пяти Махов и позволяют на дистанции до 300 километров уничтожать авиабазы, радары, командные пункты и военные заводы противника.

Именно на Ту-22М за счет широкого применения электроники были впервые автоматизированы многие элементы работы экипажа, в том числе применение оружия и управление различными бортовыми системами. До конца 1990-х было собрано 500 самолетов этого типа. Дальние бомбардировщики воевали в Афганистане и Чечне, а в наши дни успешно применяются для бомбардировок позиций террористов в Сирии.

Модернизация Ту-22 продолжается: в версии М3М их боевая эффективность вырастет в десятки раз — самолет получит цифровую подсистему для повышения точности бомбометания, обновленную авионику, связь и сможет применять новейшие высокоточные ракеты Х-32 и Х-38.

chert-poberi.ru

Лучшие бомбардировщики Туполева

Свои самолеты авиаконструктор создавал с большим технологическим запасом
Будет 8 картинок и текст (не ломайте)
Via svpressa.ru

10 ноября родился авиационный конструктор Андрей Николаевич Туполев (1888 – 1972). Его разработки стали главной ударной силой отечественной тяжелой бомбардировочной авиации. Лидерство в этой области ОКБ Туполева удерживает и поныне.

На снимке: авиаконструктор Андрей Туполев (в центре) демонстрирует сотрудникам западноевропейских авиационных журналов модели самолетов его конструкции, 13 февраля 1966 года. Фото: Борис Трепетов /ТАСС

Ночной
Первой «солидной» разработкой Туполева стал дальний бомбардировщик ТБ-3, совершивший первый полет в 1930 году. Несмотря на невысокую технологическую дисциплину того периода большой конструктивный запас этой машины позволил сделать ее надежной в эксплуатации. Изготовленные на разных заводах ТБ-3 за счет использования несертифицированных материалов (различной толщины и удельного веса) имели массу, отличающуюся порой на две-три сотни килограммов.

Тяжелый бомбардировщик, оснащенный четырьмя мощными двигателями по 715 л.с., мог брать до 5 тонн бомб и летать на расстояние в 1350 км. А при нормальной взлетной массе дальность превышала 3 тыс. км. Всего было выпущено 818 этих машин.

Во второй половине 30-х годов ТБ-3 был уже устаревшим за счет низкой скорости – 177 км/ч на высоте 3000 м и 197 км/ч у земли. И потолок у него был невысок – 3800 м. Однако во время Великой Отечественной эта машина принесла значительную пользу. Дело в том, что благодаря удаленному от фронта базированию ТБ-3 в первые месяцы войны практически не пострадали от немецких массированных авианалетов. Днем их не использовали - из-за низкой скорости они становились легкой добычей и для зенитной артиллерии, и для истребителей. А в качестве ночных бомбардировщиков ТБ-3 были достаточно эффективными.

Они принимали активное участие во всех важных битвах вплоть до конца 1943 года. К моменту окончания войны в строю находилось еще десять самолетов ТБ-3.

На снимке: советский самолет ТБ-3 на старте, 01 февраля 1934 года /Фото: Георгий Зельма /РИА Новости

Первый реактивный

Появившийся после войны четырехмоторный поршневой стратегический бомбардировщик Ту-4, был, несомненно, прекрасной машиной. Однако лавры за его создание Туполев должен разделить с американскими конструкторами компании Boeing. Потому что Ту-4 был почти точной копией B-29 Superfortress.
Разве что была существенно повышена обороноспособность. Вместо 12-и 12,7-мм пулеметов на него установили 10 пушек калибра 23 мм.

На снимке: бомбардировщик ТУ-4 /Фото: РИА Новости

А вот принятый на вооружение в 1956 году турбовинтовой Ту-95 «Медведь» - это оригинальная разработка Туполева. Он сделан с таким громадным стратегическим и эксплуатационным запасом, что до сих пор эксплуатируется в частях дальней авиации ВВС России, являясь носителем ядерного оружия.

Грозным стратегическим оружием стал и тяжелый турбореактивный бомбардировщик Ту-16, находившийся на вооружении с 1954 по 1993 год. Всего было изготовлено 1500 этих самолетов различных модификаций. Наибольшее количество было бомбардировщиков. Производились также противолодочные самолеты, постановщики помех, разведчики, заправщики, торпедоносцы... Две модификации были носителями ядерного оружия. Также на базе Ту-16 с минимальными доработками был произведен первый в стране реактивный пассажирский самолет Ту-104.

Справедливости ради следует сказать, что Ту-16 был первым серийным реактивным бомбардировщиком ОКБ Туполева. Первый же советский серийный реактивный сделал Ильюшин, он назывался Ил-28.

На снимке: воздушные корабли Северного флота Ту-16, 07 июня 1973 года /Фото: Семен Майстерман/ТАСС

ЛТХ Ту-16
Длина – 34,8 м
Высота – 10,4 м
Размах крыла – 33 м
Площадь крыла – 165 кв.м.
Масса пустого – 37200 кг
Максимальная взлетная масса – 79000 кг
Тяга двигателей – 2х9650 кгс
Максимальная скорость – 1050 км/ч
Крейсерская скорость – 850 км/ч
Дальность полета – 5925 км
Практический потолок – 12800 м
Вооружение – 7х23-мм пушек
Ракетно-бомбовая нагрузка – до 12400 кг в бомболюке и на подвеске
Экипаж – 7 человек.

Первый сверхзвуковой

В 1962 году началась постепенная замена Ту-16 сверхзвуковым бомбардировщиком Ту-22. Причем это была не улучшенная, а качественно иная машина. На первых порах Туполев намеревался при разработке обойтись «малой кровью», т.е. навесить на планер Ту-16 новые более мощные двигатели, позволяющие перешагнуть звуковой барьер. Однако по мере решения сыплющихся, как из рога изобилия, все новых и новых непредусмотренных сложностей, конструкторы все более меняли геометрию самолета.

Одна из проблем состояла в необходимости длительного полета на крейсерской скорости, которая была дозвуковой. И лишь на форсаже, при подходе к атакуемым позициям, кратковременно преодолевался звуковой барьер. Для длительного полета с превышением числа Маха тогда не имелось технологических возможностей. Поэтому в ОКБ-156 пришли к компромиссу. Планер бомбардировщика туполевцы скомпоновали в соответствии с законами аэродинамики сверхзвуковых скоростей, а воздухозаборное устройство выполнили со скругленной обечайкой, увеличивающей на сверхзвуке и лобовое сопротивление, и потери полного давления. Но зато на околозвуковых скоростях такой воздухозаборник создавал дополнительную подсасывающую силу, что благоприятно сказывалось на дальности полета.
Существенные изменения претерпела и компоновка гермокабин. Экипаж удалось сократить до трех человек. При этом катапультируемые кресла отстреливались вниз. В связи с чем у самолета был установлен нижний порог катапультирования – 350 метров.

Разработка самолета проходила сложно, поскольку это был первый сверхзвуковой бомбардировщик. И испытания были не менее сложными, и при этом высокоаварийными. И в строевых частях Ту-22 внедрялся непросто. Однако в строю бомбардировщик продержался с 1962 года до 1994 года.

На снимке: сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22, 16 января 1976 года/ Фото: Николай Акимов /ТАСС

ЛТХ Ту-22
Длина – 41,6 м
Высота – 10,3 м
Размах крыла – 23,2 м
Площадь крыла – 162 кв.м.
Нормальная взлетная масса – 85000 кг
Тяга двигателей – 2х10500 кгс
Тяга на форсаже – 2х16000 кгс
Максимальная скорость – 1510 км/ч
Крейсерская скорость – 950 км/ч
Практическая дальность – 5850 км
Практический потолок – 14700 м
Вооружение – 23-мм пушка, 12000 кг ракетно-бомбовой нагрузки.
Количество построенных самолетов - 311

Первый интеллектуальный

Ошибочно считать, что Ту-22М – это одна из модификаций Ту-22. Эта машина затевалась как глубокая модернизация 22-го Ту. Но в процессе ее разработки конструкторы настолько далеко ушли от прототипа, что Ту-22М является самостоятельным самолетом, имеющим с прототипом общими лиши две двойки да реактивный принцип движения. И называется он уже не сверхзвуковым бомбардировщиком, а сверхзвуковым ракетоносцем с изменяемой геометрией крыла.

При этом новая машина получила возможность длительного полета на сверхзвуковой скорости. При практической дальности в 7000 км он имел на сверхзвуке боевой радиус в 1850 км с нагрузкой в 12 тонн.
Еще одна причина повторного названия новой машины заключалась в том, что Туполев воспользовался военной хитростью для получения госзаказа и финансирования новой разработки, заявив, что всего лишь намерен модернизировать старую. То есть, фигурально выражаясь, сварил кашу из топора.

Разработка за счет внутренних резервов ОКБ началась в 1965 году, а спустя два года пришло финансирование.

На вооружение самолет поступил в 1976 году. И с этого момента машина периодически модернизировалась. В настоящий момент на вооружении дальней авиации стоят ракетоносцы Ту-22М3 и Ту-22М3М. Машина обладает прекрасными летными качествами – имеет не только дозвуковую, но и сверхзвуковую крейсерскую скорость, равную 1600-1800 км/ч. Обладает хорошими оборонительными качествами – на старших моделях двуствольная пушка со скорострельностью 4000 выстр/мин дополнена ракетами «воздух-воздух». Экипаж имеет повышенную бронезащиту. Катапультирование производится вверх, а не вниз, как это было на Ту-22.

Помимо прекрасных летных качеств машина оснащена совершенной авионикой. Ее диспетчером является цифровая специализированная вычислительная подсистема СВП-24-22, ведающая навигацией (GPS/ГЛОНАСС), отслеживанием и наведение на цель на основе различных физических принципов, средствами противодействия и РЭБ, постановщиками ложных тепловых целей, дипольных отражателей, работой двигателя и многим другим, приближаясь по возможностям к электронной начинке новейших истребителей. Понятно, что большая часть этого цифрового великолепия была внедрена уже в самые последние модификации бомбардировщика после смерти Туполева. Но его заслуга состоит в том, что он сделал машину с большим конструктивно-технологическим запасом, который позволяет постоянно ее модернизировать

На снимке: в полете советские сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22М/ Фото: Скрынников /РИА Новости

ЛТХ Ту-22М и Ту-22М3М
Длина: 41,46 м – 41,46 м
Высота: 11,1 м – 11,1 м
Размах крыла: 23,6-34,28 м – 23,5-34,28 м
Площадь крыла: 175-173 кв.м. - 175-173 кв.м.
Максимальная взлетная масса: 122000 кг – 124000 кг
Максимальная масса полезной нагрузки: 24000 кг – 24000 кг
Тяга двигателей: 2х16200 кгс – 2х14500 кгс
Тяга на форсаже: 2х20000 кгс – 2х25000 кгс
Максимальная скорость: 1800 км/ч – 2300 км/ч
Крейсерская скорость дозвуковая: 900 км/ч – 900 км/ч
Крейсерская скорость сверхзвуковая: 1800 км/ч – 1800 км/ч
Практический потолок: 13000 м – 14000 м
Практическая дальность: 6000 км – 7000 км.

Вооружение: двуствольная скорострельная пушка, ракеты «воздух-воздух», высокоточное ракетно-бомбовое оружие весом до 24 000 кг.
В заключение необходимо отметить, что мы здесь не рассмотрели не имеющий в мире аналогов бомбардировщик Ту-160, поскольку к его разработке Андрей Николаевич отношения уже не имел. Его создал его сын – Алексей Андреевич Туполев. И это уже другая история.

На снимке: авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев (5 слева) у своего первого самолета, 02 ноября 1923 года. Фото: РИА Новости

yap-helper.ru

Эволюция бомбардировщика Туполева в фотографиях

В 1925 году, советский авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев создал двухдвигательный бомбардировщик ТБ-1, который считался одним из самых передовых военных самолетов того времени. 26 ноября 1925 ТБ-1 совершил свой первый испытательный полет. С тех пор прошло 90 лет. Как менялся легендарный бомбардировщик за эти годы. (фото ТАСС).

Туполев ТБ-1 стал основой советской бомбардировочной авиации и стал первым в мире цельнометаллическим тяжёлым двухмоторным бомбардировщиком-монопланом.

ТБ-3 – тяжелый бомбардировщик, поступивший на вооружение в ВВС СССР в 1930 году. ТБ-3 активно использовался во время Великой Отечественной Войны.

Ту-4 — четырехмоторный бомбардировщик, стоящий на вооружении советской армии с конца 1940-х до середины 1960-х. Самолет был копией американского Boeing B-29.

Ту-4А был первым советским самолетом-носителем ядерного оружия.

Ту-16 – двухмоторный реактивный стратегический бомбардировщик использовался Советским Союзом в течение более чем 50 лет.

Ту-22 стал первым сверхзвуковым бомбардировщиком, произведенным в Советском Союзе. Начало эксплуатации – 1962 год.

Ту-95, тяжелый бомбардировщик-ракетоносец, оснащенный четырьмя турбовинтовыми двигателями. Ту-95 поступил на вооружение в Советском Союзе в 1956 году.

Ту-95 был символом Холодной войны. Бомбардировщик осуществлял разведывательные и целеуказательные миссии для других воздушных судов, кораблей и подводных лодок.

Ту-160 «Белый лебедь» — тяжелый сверхзвуковой стратегический бомбардировщик. Поступил на вооружение в 1987 году.

Ту-160 является крупнейшим в мире боевой самолет и крупнейший сверхзвуковым самолетом. Сегодня Ту-160 задействован в военной операции России в Сирии.

Геннадий

nauka.boltai.com

День России : Лучшие бомбардировщики Туполева

Свои самолеты авиаконструктор создавал с большим технологическим запасом

10 ноября родился авиационный конструктор Андрей Николаевич Туполев (1888 – 1972). Его разработки стали главной ударной силой отечественной тяжелой бомбардировочной авиации. Лидерство в этой области ОКБ Туполева удерживает и поныне.

Ночной

Первой «солидной» разработкой Туполева стал дальний бомбардировщик ТБ-3, совершивший первый полет в 1930 году. Несмотря на невысокую технологическую дисциплину того периода большой конструктивный запас этой машины позволил сделать ее надежной в эксплуатации. Изготовленные на разных заводах ТБ-3 за счет использования несертифицированных материалов (различной толщины и удельного веса) имели массу, отличающуюся порой на две-три сотни килограммов.

Тяжелый бомбардировщик, оснащенный четырьмя мощными двигателями по 715 л.с., мог брать до 5 тонн бомб и летать на расстояние в 1350 км. А при нормальной взлетной массе дальность превышала 3 тыс. км. Всего было выпущено 818 этих машин.

Во второй половине 30-х годов ТБ-3 был уже устаревшим за счет низкой скорости – 177 км/ч на высоте 3000 м и 197 км/ч у земли. И потолок у него был невысок – 3800 м. Однако во время Великой Отечественной эта машина принесла значительную пользу. Дело в том, что благодаря удаленному от фронта базированию ТБ-3 в первые месяцы войны практически не пострадали от немецких массированных авианалетов. Днем их не использовали - из-за низкой скорости они становились легкой добычей и для зенитной артиллерии, и для истребителей. А в качестве ночных бомбардировщиков ТБ-3 были достаточно эффективными.

Они принимали активное участие во всех важных битвах вплоть до конца 1943 года. К моменту окончания войны в строю находилось еще десять самолетов ТБ-3.


На снимке: советский самолет ТБ-3 на старте, 01 февраля 1934 года / Фото: Георгий Зельма / РИА Новости

Первый реактивный

Появившийся после войны четырехмоторный поршневой стратегический бомбардировщик Ту-4, был, несомненно, прекрасной машиной. Однако лавры за его создание Туполев должен разделить с американскими конструкторами компании Boeing. Потому что Ту-4 был почти точной копией B-29 Superfortress. Разве что была существенно повышена обороноспособность. Вместо 12-и 12,7-мм пулеметов на него установили 10 пушек калибра 23 мм.


На снимке: бомбардировщик ТУ-4 / Фото: РИА Новости

А вот принятый на вооружение в 1956 году турбовинтовой Ту-95 «Медведь» - это оригинальная разработка Туполева. Он сделан с таким громадным стратегическим и эксплуатационным запасом, что до сих пор эксплуатируется в частях дальней авиации ВВС России, являясь носителем ядерного оружия.

Грозным стратегическим оружием стал и тяжелый турбореактивный бомбардировщик Ту-16, находившийся на вооружении с 1954 по 1993 год. Всего было изготовлено 1500 этих самолетов различных модификаций. Наибольшее количество было бомбардировщиков. Производились также противолодочные самолеты, постановщики помех, разведчики, заправщики, торпедоносцы... Две модификации были носителями ядерного оружия. Также на базе Ту-16 с минимальными доработками был произведен первый в стране реактивный пассажирский самолет Ту-104.

Справедливости ради следует сказать, что Ту-16 был первым серийным реактивным бомбардировщиком ОКБ Туполева. Первый же советский серийный реактивный сделал Ильюшин, он назывался Ил-28.


На снимке: воздушные корабли Северного флота Ту-16, 07 июня 1973 года / Фото: Семен Майстерман/ ТАСС

Первый сверхзвуковой

В 1962 году началась постепенная замена Ту-16 сверхзвуковым бомбардировщиком Ту-22. Причем это была не улучшенная, а качественно иная машина. На первых порах Туполев намеревался при разработке обойтись «малой кровью», т.е. навесить на планер Ту-16 новые более мощные двигатели, позволяющие перешагнуть звуковой барьер. Однако по мере решения сыплющихся, как из рога изобилия, все новых и новых непредусмотренных сложностей, конструкторы все более меняли геометрию самолета.

Одна из проблем состояла в необходимости длительного полета на крейсерской скорости, которая была дозвуковой. И лишь на форсаже, при подходе к атакуемым позициям, кратковременно преодолевался звуковой барьер. Для длительного полета с превышением числа Маха тогда не имелось технологических возможностей. Поэтому в ОКБ-156 пришли к компромиссу. Планер бомбардировщика туполевцы скомпоновали в соответствии с законами аэродинамики сверхзвуковых скоростей, а воздухозаборное устройство выполнили со скругленной обечайкой, увеличивающей на сверхзвуке и лобовое сопротивление, и потери полного давления. Но зато на околозвуковых скоростях такой воздухозаборник создавал дополнительную подсасывающую силу, что благоприятно сказывалось на дальности полета.

Существенные изменения претерпела и компоновка гермокабин. Экипаж удалось сократить до трех человек. При этом катапультируемые кресла отстреливались вниз. В связи с чем у самолета был установлен нижний порог катапультирования – 350 метров.

Разработка самолета проходила сложно, поскольку это был первый сверхзвуковой бомбардировщик. И испытания были не менее сложными, и при этом высокоаварийными. И в строевых частях Ту-22 внедрялся непросто. Однако в строю бомбардировщик продержался с 1962 года до 1994 года.


На снимке: сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22, 16 января 1976 года / Фото: Николай Акимов / ТАСС

Первый интеллектуальный

Ошибочно считать, что Ту-22М – это одна из модификаций Ту-22. Эта машина затевалась как глубокая модернизация 22-го Ту. Но в процессе ее разработки конструкторы настолько далеко ушли от прототипа, что Ту-22М является самостоятельным самолетом, имеющим с прототипом общими лиши две двойки да реактивный принцип движения. И называется он уже не сверхзвуковым бомбардировщиком, а сверхзвуковым ракетоносцем с изменяемой геометрией крыла.

При этом новая машина получила возможность длительного полета на сверхзвуковой скорости. При практической дальности в 7000 км он имел на сверхзвуке боевой радиус в 1850 км с нагрузкой в 12 тонн.

Еще одна причина повторного названия новой машины заключалась в том, что Туполев воспользовался военной хитростью для получения госзаказа и финансирования новой разработки, заявив, что всего лишь намерен модернизировать старую. То есть, фигурально выражаясь, сварил кашу из топора.

Разработка за счет внутренних резервов ОКБ началась в 1965 году, а спустя два года пришло финансирование.

На вооружение самолет поступил в 1976 году. И с этого момента машина периодически модернизировалась. В настоящий момент на вооружении дальней авиации стоят ракетоносцы Ту-22М3 и Ту-22М3М. Машина обладает прекрасными летными качествами – имеет не только дозвуковую, но и сверхзвуковую крейсерскую скорость, равную 1600-1800 км/ч. Обладает хорошими оборонительными качествами – на старших моделях двуствольная пушка со скорострельностью 4000 выстр/мин дополнена ракетами «воздух-воздух». Экипаж имеет повышенную бронезащиту. Катапультирование производится вверх, а не вниз, как это было на Ту-22.

Помимо прекрасных летных качеств машина оснащена совершенной авионикой. Ее диспетчером является цифровая специализированная вычислительная подсистема СВП-24-22, ведающая навигацией (GPS/ГЛОНАСС), отслеживанием и наведение на цель на основе различных физических принципов, средствами противодействия и РЭБ, постановщиками ложных тепловых целей, дипольных отражателей, работой двигателя и многим другим, приближаясь по возможностям к электронной начинке новейших истребителей. Понятно, что большая часть этого цифрового великолепия была внедрена уже в самые последние модификации бомбардировщика после смерти Туполева. Но его заслуга состоит в том, что он сделал машину с большим конструктивно-технологическим запасом, который позволяет постоянно ее модернизировать.


На снимке: в полете советские сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22М / Фото: Скрынников / РИА Новости

В заключение необходимо отметить, что мы здесь не рассмотрели не имеющий в мире аналогов бомбардировщик Ту-160, поскольку к его разработке Андрей Николаевич отношения уже не имел. Его создал его сын – Алексей Андреевич Туполев. И это уже другая история.


Снимок: стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95 пролетают над Красной площадью во время Парада в честь 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, 2010 год / Фото: Антон Денисов / РИА Новости

Владимир Тучков

http://svpressa.ru/post/article/103454/

dayofru.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о