Содержание

Стратегический бомбардировщик Northrop B-2. Бомбардировщик B-2: характеристики и фото

Таинственный B-2 (бомбардировщик) вызывает огромное число суждений, мифических легенд, высказываний. Что представляет собой этот самолет, если говорить о достоверных фактах? Американский летательный аппарат, невидимка третьего поколения эксплуатируется уже более 15 лет и, несмотря на завесу секретности, в мировом информационном поле появляются данные о технологических устройствах и характеристиках крылатого корабля.

Общее описание

Стратегический бомбардировщик B-2, являющийся произведением американской военной промышленности, разрабатывается как летательный аппарат с уменьшенной возможностью обнаружения противовоздушными войсками противника. Полностью невидимкой он не становится, так как специальные системы слежения определяют его на экранах радаров, но для обычных ПВО он незаметен, что говорит о его выживаемости в условиях бомбардировки.

Впечатляет внешний вид самолета, который напоминает летательные аппараты из фантастического фильма. Бомбардировщик B-2 Spirit выглядит в небе как стремительно мчащийся черный лоскут треугольной формы, взгляд в профиль выдает в нем настоящую летающую тарелку, приплюснутую, без хвостового оперения и фюзеляжа.

Для обеспечения функции невидимки используются передовые стелс-технологии:

  • наружная поверхность самолета покрывается материалами с высокой степенью поглощения радиоволн;
  • применяется конструктивная схема аэродинамики «летающее крыло»;
  • используется экранирование струй реактивного двигателя, значение ЭПР находится в пределах от 0,0015 до 0,1 кв. м.

Принципиальные особенности конструкции самолета

Производится бомбардировщик B-2 «Спирит» в виде крыла, схема предполагает полное отсутствие вертикальных компонентов оперения. В качестве направляющих рулей устанавливаются расщепляющие щитки на конечной части крыльев. Большая часть корпуса и основные детали делаются из титановых и алюминиевых сплавов. Дополнительными материалами служат углепластики и полиамиды с повышенным коэффициентом теплостойкости.

Стратегический бомбардировщик B-2 Spirit имеет несущий элемент в виде титанового кессона, расположенного в передней половине корпуса и продолжающегося в промежуточных отделах. Крылья самолета выполняются из углепластика. Монолитные панели титанового кессона делаются толщиной 23 мм. Соединение деталей между собой производится диффузной сваркой или улучшенной пластической формовкой.

Форма

В основе формирования внешнего вида лежит система четырех лепестков, а форма самолета создается 12 линиями. Это концентрирует отражение в плоскости горизонтали и в небольшом числе секторов центральной части. Задние и передние параллельные между собой обрамления корпусов, люков, двигательных отсеков, створки отверстия для шасси создают размещенные 4 сектора главного отображения. С передней и задней полусферами получается по 2 сектора.

Во фронтальной и боковой проекции крылатый корабль не имеет плоскостей и прямых линий. У основания крыла ставится конструкция, поглощающая радиоволны. Передняя часть кромки летательного аппарата выполняется под острым углом в 33º, а задняя сделана в форме английской буквы W. На середине полуразмаха крыла определяется точка верхнего излома, бомбардировщик B-2 Northrop имеет сверхкритический профиль крыла.

Самолет оснащается 4 двигателями, расположенными по обе стороны от бомбовых отсеков. Для обеспечения незаметного режима в небе сопла двигателей конструируются плоскими, на наружной поверхности самолета нет никаких щелей, а двигатели и вооружение располагаются внутри аппарата.

Недоработки конструкции

То, что у крылатого корабля отсутствует хвостовое оперение, ничуть не мешает ему лихо маневрировать в воздухе, стелс-бомбардировщики B-2 плохо сохраняют в небе выбранный курс из-за отсутствия вертикального киля. Поворот осуществляется креном самолета, при котором уменьшается сила на нижнем крыле, а верхнее принимает возрастающую подъемную силу, что приводит к развороту аппарата в нужном направлении. В авиации существует понятие «нагрузка крыла», которое относится к числу главнейших параметров судна. Чем меньше килограмм воздействует на один квадратный сантиметр крыла, тем легче самолету совершать повороты в воздухе. Таким образом увеличивается маневренность бомбардировщика.

Управлять бомбардировщиком нельзя без установки электрической дистанционной системы управления и автоматических устройств, следящих за процессом полета и выдающих командные импульсы на механические детали крыльев.

Устройство кабины

Самолет пилотируется двумя членами экипажа, B-2 (бомбардировщик), фото которого представлено ниже, оснащается для этого герметичной кабиной, расположенной в передней части самолета.

Попадают на рабочее место летчики через отсек в переднем шасси по складной лестнице. Для каждого летчика на рабочем месте имеется полный комплект приборов управления. В этом же месте предусмотрены кнопки запуска двигателей и систем бортового оснащения летательного аппарата. Эти кнопки ставятся на случай тревоги.

Защита прозрачной части кабины состоит из 4 панелей многослойной конструкции, позволяющих осуществлять обзор по горизонтали под углом 200º. На случай возникновения недалеко от самолета ядерного взрыва на стекло нанесен состав с компонентами золота, становящийся светонепроницаемым и не пропускающим радиационное излучение. Полет авиаторов проводится в противолазерных очках.

Система управления в самолете

Бомбардировщик B-2 оснащен дополнительным электрическим управлением на дистанции, которое представляет собой цифровую систему, квадрадуплексную с элементами быстрого реагирования. Автоматическое управление содержит в своем составе четыре вычислительных блока и остается в работоспособном состоянии при выходе из строя двух из них. Воздушная сигнальная система содержит 20 датчиков снятия показаний давления, что делает ее малозаметной.

Американский бомбардировщик B-2 в комплексе бортового оборудования имеет подсистему навигации класса NSS. Молниеносное реагирование на изменение ситуации в полете осуществляется двумя взаимосвязанными электронными блоками: IMU (инерциальным) и AIU (астроинерциальным). Каждый из пилотов наблюдает за 4 индикаторами многофункционального действия.

История создания

Во времена холодной войны между СССР и Америкой в 1979 году Р. Рейган во время предвыборной кампании обещает восстановить вооружение американской армии. Уже через год американское правительство намеревается создать ряд перспективных летательных аппаратов по быстрой доставке боеприпасов в зону поражения, и не первое место в списке занимает бомбардировщик-невидимка B-2. Прагматичные американцы просматривают на свету каждый доллар, прежде чем вложить его в какое-либо дело. Фантастический самолет с увеличенными возможностями и уменьшенной видимостью казался проектом с оправданными перспективами и находился на особом контроле у правительства США.

Компанией Northrop Grumman разрабатывается малозаметный бомбардировщик стратегического назначения, который предназначается для прорыва плотной системы противовоздушного слежения и доставки ядерного и другого оружия. Он разрабатывается на основе индустриальной программы АТВ.

Проект получает кодовое название B-2 с условным обозначением Spirit. Возникшая в 1987 году заминка из-за отсутствия дизайнерского решения откладывает начало испытаний до 1989 года и повышает финансирование проекта еще на миллиард долларов. Финансисты к 1989 году определяют стоимость затрат на создание нового самолета в 23,1 миллиарда долларов.

Первый экземпляр получает путевку в жизнь на военном заводе в Калифорнии, где и проходит его первый полет и демонстрация заинтересованным слоям общественности. Из-за высокой стоимости строится только 21 бомбардировщик B-2 Spirit Stealts. Все боевые машины получают личные имена, которые совпадают с названиями штатов Америки. Последний экземпляр крылатого корабля под названием «Дух Америки» ставится на вооружение армии в июле 2000 года.

Модернизация самолета

В 2008 году конгресс Америки финансирует программу, чтобы модернизировать B-2 (бомбардировщик). Система управления поражением движущихся наземных целей и радиолокационная сеть претерпевают положительные изменения. 2009 год увеличивает грузоподъемность воздушного судна, которая составляет 27 тонн, разделенных наполовину в правом и левом отсеках. В 2010 году усовершенствуется материал панели самолета, что делает невозможным еще недавнее растрескивание детали.

Панель находится между двигателями, нарушение ее поверхности связывается с тем, что постепенно накапливается усталость металла, приводящая к трещинам. Она закрывает композитный каркас от реактивной раскаленной струи и находится под действием высоких температур, не последнюю роль играет и вибрация при работе силовых установок. Инженеры компании справляются с задачей внесением изменений в конструкцию хвоста и применением более совершенных сталей.

В апреле 2010 года бомбардировщик получает усовершенствованное программное обеспечение, новую навигационную и прогрессивную коммуникационную системы. А в сентябре 2012 года в управление самолетом внесены изменения в части установки модернизированной БРЛС AN/APQ-181 с имеющейся в наличии радар АФАР. Обновки дополняются более совершенной связной системой и заменой оборудования в бортовом отсеке.

Технические характеристики боевой машины

Пилотируемый бомбардировщик имеет отличные технические характеристики. B-2 (бомбардировщик) оснащен авиационной электроникой. ИК-система FLIR создает расширенный обзор, высотомер с радиоволной HANIUAL устроен так, что его сигнал при разведке не обнаруживается противником.

Для передвижения в заданных координатах установлена навигационная система инерциального действия, есть канал для обмена данными со спутниками разведки. Точный выброс управляемых боеприпасов системы JDAM в заданном диапазоне обеспечивается при помощи устройства целевого указания. Самолет имеет связанную систему датчиков, передающих данные в систему управления об изменении ситуации снаружи судна.

Летательный аппарат снабжается радаром АФАР, но это не является характерным устройством для малозаметного самолета, стоит выпустить один сигнал и вражеские ПВО засекут самолет. Например, старое летательное судно F-117 имеет только пассивные средства сбора данных. Технические характеристики самолета:

  • в кабине свободно располагаются два пилота;
  • длина летательного крейсерного судна составляет 20,9 м;
  • аппарат имеет размах крыльев 52,1 м;
  • высота самолета — 5,1 м;
  • площадь поверхности крыла — 460 м2;
  • пустой крейсер без начинки весит 71,7 т;
  • нормальная и максимальная масса на взлете составляет 152,6 и 171 т соответственно;
  • топливо для заправки аппарата на весь период полета весит 73 т;
  • полезная нагрузка до модернизации и после – 22,7 и 27 тонн соответственно;
  • двигатель самолета двухконтурный турбореактивный, весит 1,452 т;
  • максимальная возможная скорость полета — 860 км/час;
  • средняя скорость крейсера — 776 км/час, боевая область захватывает радиус 5310 км;
  • дальность полета составляет 11110 км, время в пути до — 6,5 ч, B-2 (бомбардировщик) поднимается максимум на 15000 м.

Применяемое вооружение

Для поражения цели используются ядерные боеприпасы 340 к/тонн, 1,1 м/тонн. На борту самолета перевозят обычные бомбы 16 х 84, 36-кассетные бомбы 80 х 82. Используется оружие высокой точности, в качестве средства поражения применяют крылатые ракеты.

Существует распространенный миф, что бомбардировщик B-2 использовать крылатые ракеты не способен. Это неправда, так как для носителя в данном случае требуется подвесить боеприпас в отсеке для бомб и переместить его в заданную точку сброса, с чем без труда справляется аппарат.

Недостатки невидимки

Широкие слои американских военных и конгрессменов попросту обманываются в наилучших ожиданиях. Не все люди имеют познания в области радиотехники, а тем более в явлении дифракции электромагнитного излучения. Перед ними выступали лекторы с идеей создания невидимого бомбардировщика, ученые наперебой обещали создание такого самолета уже сегодня и заразили этой мыслью множество людей.

Но результативность идеи оказывается несколько сомнительной, полученная площадь рассеивания летательного аппарата остается в диапазоне от 0,0015 до 0,1 м2. Эта характеристика намного превосходит показания, например, истребителя, у которого ЭПР составляет 3-4 м2. На первый взгляд, площадь рассеивания находится в выгодном диапазоне.

Но уменьшенное ЭПР бомбардировщика не становится критическим показателем его невидимости. Снижение рассеивания является эффективным только для пролета над устаревшими моделями ПВО. Современные модификации радаров способны разглядеть самолет с такой областью рассеивания на расстоянии до десяти-двадцати километров.

Плоские формы, отсутствие вертикальных линий и хвостового оперения приводит к невозможности оставаться на выбранном курсе, и это требует установки дорогостоящего электронного управления.

Возникли практические проблемы с инфракрасным излучением, несмотря на совместные усилия инженеров и ученых. Они стараются расположить двигатели сверху самолета, изменяют выходные отверстия сопел для ускоренного охлаждения продуктов сгоревшего топлива. Это дает свои результаты, но идеального сокрытия реактивного раскаленного выхлопа не получается.

Свидетельства очевидцев на всевозможных современных выставках говорят о том, что через зрачок тепловизора самолет очень заметно просвечивается и хорошо различим. Аппарат может увидеть противник, в таком случае B-2 (бомбардировщик) обречен на уничтожение.

Эквивалент большой толпе самолетов

Согласно расчетам военных ученых, для нанесения урона в глубине расположения врага бомбардировщикам F-16 в количестве 32 машин с применением оружия высокоточного образца требуется множество сопроводительной техники. В эскорте состоят 16 истребителей, 4 самолета-постановщика помех, 8 летательных аппаратов для подавления радаров и целая стая заправщиков (15 штук), которые обеспечивают вышеназванные экипажи топливом.

Абсолютно идентичный удар по мощности наносит группа невидимых F-117 из 8 самолетов в сопровождении двух базовых заправщиков. Но американский бомбардировщик B-2 выходит в этом сравнительном анализе на лидирующие позиции – выполнение аналогичного задания требует присутствия в воздухе только двух стелс-систем и при этом не требуется применение топливных танкеров, так как максимальная дальность полета не требует дозаправки в небе. Как видим, экономия налицо.

Авария бомбардировщика-невидимки

Авария произошла на острове Гуама. Аэродром покидают четыре самолета из тех, что последние 4 месяца базировались на территории острова. Бомбардировщик с именем «Дух Канзаса» взлетает вторым. Раздается характерный хлопок, появляется выхлоп густого дыма на некотором расстоянии от вышки диспетчера. Вызываются пожарные и санитарные службы, но самолет спасти не удается, он полностью уничтожен.

Экипажу взлетевшего первым самолета приказано срочно вернуться к месту дислокации, все полеты бомбардировщиков данного типа приостановлены до выяснения исходных причин аварии. Летчики успели катапультироваться и получили не очень сильные повреждения, одного выписали на второй день, а другой некоторое время лечился в стационаре.

Предполагается, что причиной аварии послужила поломка механизма или действие человеческого фактора. После проведенного исследования специальной комиссией были сделаны выводы о том, что взрыв бомбардировщика-невидимки B-2 произошел в результате отказа двигателя.

Карьера боевого бомбардировщика

Впервые для поражения бомбардировщик применялся во время войны НАТО в Югославии, где было сброшено около 600 высокоточных боеприпасов. Характерно, что самолеты совершали бомбардировку без пересадки, они отправлялись с базы в штате Миссури, сбрасывали бомбы в Косово и долетали обратно.

Иракская война предоставляет новый плацдарм для боевых действий. Бомбардировщик-невидимка B-2 совершает взлет с атолла Диего Гарсия и еще одной секретной базы без разглашения названия. Всего самолеты делают около 22 вылетов. Авиабаза Уайтмен выпустила 27 начиненных боеприпасами летательных аппарата, которые в сумме с первыми бомбежками сбросили на территорию Ирака более 300 тонн бомб. Средний показатель пребывания в воздухе составил 30 часов, при этом отмечается, что наибольшая рекордная продолжительность принадлежит одному из экипажей, находящемуся в небе более 50 часов.

Немало опыта в боевой карьере прибавляет участие в бомбардировках Ливии в 2011 году, при котором боеприпасы сброшены на 45 наземных целей. Для крошечной серии выпуска в 21 единицу бомбардировщиков отмечается весьма неплохой боевой опыт.

Подведение итогов

Боевой бомбардировщик B-2 Spirit Stealth историей своего создания показывает, как не нужно производить самолеты. Несмотря на обильную шумиху, раскрученную вокруг идеи создания невидимого самолета, выпустить идеально подходящий под рекламное описание воздушный корабль так и не удалось. Сверхдорогие бомбардировщики наносят конгрессу США больше ущерба, чем его противникам. Вложение миллиардных средств совсем не оправдывается, налицо небольшая эффективность в связи с растущими новыми технологиями обнаружения воздушных целей.

На такой грустной ноте история стелс-бомбардировщиков не заканчивается, оптимистичным становится тот факт, что многие страны берут на вооружение известную технологию. Очевидно, она имеет рациональное применение, другое дело, насколько соответствуют вложенные средства полученному результату.

fb.ru

Бомбардировщик «Стелс» | Журнал Популярная Механика

Корреспондент Popular Mechanics получил редкую возможность отправиться в полет на бомбардировщике-невидимке B-2 и стать свидетелем учебной операции. Более того — его допустили к рычагам управления, и теперь он расскажет читателям о своем необычном опыте.

Несколько лет назад администрация США выделила более $6 млрд на разработку нового стратегического бомбардировщика. По оценкам экспертов, всего проект потребует не менее $120 млрд. Поскольку разработка всё ещё под завесой тайны, редакция Popular Mechanics попыталась представить себе, каким будет новый самолет.

Воздушное пространство над США исчерчено невидимыми траекториями — это магистрали с оговоренными точками входа и выхода, используемые военными самолетами для дозаправки в воздухе. Наша магистраль имеет номер 16 и ориентирована по линии «запад — восток». Мы летим на высоте около 8000 м над центральными районами штата Миссури. Рядом со мной в кабине бомбардировщика-невидимки B-2 сидит пилот, капитан Тимоти Салливан по кличке Шрам.

У капитана Салливана рост под два метра — это многовато для тесного кокпита, но начальство пошло пилоту навстречу, разрешив летать. Однако случись катапультирование — он неизбежно зацепится коленями за приборную панель.

Мы вышли на маршрут, по которому летают самолеты-заправщики KC-135 Stratotanker. Впереди нас ждет полет в сцепке с одним из них на скорости 720 км/ч. За это время мы должны заполнить под завязку наши топливные баки. «Еще шесть минут, и танкеры будут уже в поле нашего зрения», — говорит Шрам. Я слышу его голос из динамиков в моем шлеме. Без переговорного устройства его голос потонул бы в реве двигателей нашего бомбардировщика, носящего имя Spirit of Georgia.

Чести полетать в кокпите бомбардировщика B-2 удостоилось примерно столько же людей, сколько успело побывать в космосе. За всю историю космонавтики за пределы нашей атмосферы вырвалось всего 530 человек. К моменту моего полета, который состоялся в конце 2012 года, лишь 543 человека поднялись в воздух в кокпите самолета-невидимки Spirit. Доживем до посадки, и я стану 544-м.

Кабина бомбардировщика-невидимки рассчитана на двух пилотов, сидящих бок о бок. Наверно, в 1980-е, когда самолет проектировали в компании Northrop Grumman, дизайн приборов индикации смотрелся как последний писк моды. В кабине имеется непритязательного вида туалет — это унитаз из нержавейки, установленный за спинкой правого сиденья прямо рядом с серверами секретной связи. Естественно, никакой перегородки здесь не предусмотрено. Там же, за сиденьями, умещается двухметровая горизонтальная плоскость, на которой можно устроиться подремать, хотя многие предпочитают просто растянуться на полу. Это бывает нелишним, ведь время полета В-2 зачастую измеряется двузначными числами. «Я способен задремать в любом месте и в любой позе, — говорит Шрам, — а вот в кабине В-2 почему-то мне не спится».

Заправка в воздухе

С расстояния в 15 км стратотанкеры, составляющие в длину целых 40 м, выглядят маленькими точками. Однако по мере приближения мы уже четко видим очертания самолета, принадлежащего 128-му авиакрылу топливозаправщиков Национальной гвардии США.

А дальше я наблюдаю хорошо отрепетированный танец в воздухе. Нуждающийся в дозаправке самолет пристраивается сзади и чуть ниже танкера. Из КС-135 выдвигается телескопическая заправочная стрела. На ее конце — штуцер, который должен точно попасть в крошечный лючок в обшивке бомбардировщика. Включается помпа, а оба самолета тем временем продолжают полет, точно согласовывая друг с другом свои движения.

Когда я выслушивал во время предполетного инструктажа рассказ об этих манипуляциях, все было понятно, логично и рационально, однако, как только мы вплотную подкрались к танкеру и его корма закрыла весь обзор через лобовое стекло, операция дозаправки показалась мне чистым безумием. Притереться на расстоянии в четыре метра к другому самолету и удерживать такое положение минуту за минутой — одна эта мысль сама по себе представлялась дикой. Мозг в черепной коробке холодел от ужаса.

Шрам пристраивается у хвоста авиатанкера, и я вижу каждое его движение, когда он корректирует позицию своего бомбардировщика. И это на расстоянии, когда до танкера буквально доплюнуть можно. Оператор, управляющий заправочной стрелой, следит за нами через небольшое окошечко в хвосте КС-135, и мы видим выражение его лица. К счастью, уменьшив расстояние между самолетами до предела, мы выходим из зоны турбулентности, то есть наш бомбардировщик попадает в стабильный пузырь разреженного воздуха, сформировавшийся за хвостом заправщика.

На каждый час полета В-2 приходится 55 часов технического обслуживания. Большая часть времени расходуется на восстановление маскирующего покрытия. Аэродромные механики, как, например, сержант Джесси Филипс, легко узнают самолеты «в лицо». «У каждого из этих самолетов свой характер», — говорит сержант.

Заправочный люк самолета В-2 расположен в верхней части его фюзеляжа, так что Шрам и не видит, сколь далеко сейчас отстоит стрела заправщика от приемной горловины. Ему видны только световые сигналы, загорающиеся на фюзеляже заправщика, которые подсказывают ему, в каком направлении нужно сместиться. Еще одна подсказка — обрамление лобового стекла. Пилот давно уже знает, что должно вписываться в эту рамку, когда он выведет свой самолет в нужную позицию. И вот завершены все корректирующие маневры, на экране приборной панели загорается сигнал «стыковка», и по штанге в бомбардировщик полились тонны горючего.

На полных баках В-2 способен пролететь порядка 10 000 км, но если лететь от Миссури куда-нибудь на Ближний Восток и обратно, то в воздухе придется дозаправляться еще несколько раз. Я спросил пилота, что же они делают в случае сильной атмосферной турбулентности или при других погодных неприятностях. «А какие есть варианты? Заправляемся, — ответил Шрам, и в его голосе звучала не столько бравада, сколько смирение. — Ведь без топлива все равно никуда не долетишь».

Самолет-невидимка В-2 по праву считается самым технически совершенным из всех бомбардировщиков мира, однако и в нем многое стоило бы усовершенствовать. Я спросил у соседа по пилотской кабине, чего бы он желал от нового бомбардировщика, и услышал в своих наушниках: «Большего радиуса действия. Чтобы пореже заправляться».

Противостояние с равными

Война в Афганистане постепенно стихает, и Америка перераспределяет свои стратегические акценты. Вместо того чтобы готовиться к непосредственным боестолкновениям с плохо вооруженным противником, ведущим партизанские действия, в Пентагоне задумались о возможных противостояниях с сильными национальными государствами, располагающими вполне современным оружием. Среди военных экспертов такие потенциальные противники называются «равными» (peer) или «почти равными» (near-peer) по военной мощи. В 2011 году администрация Обамы заявила, что Пентагон теперь больше внимания будет уделять ситуации в Азии, которую необходимо считать «ключом ко всему тихоокеанскому региону». За этими словами вырисовывается стратегия, направленная конкретно против Китая — самого сильного в мире из «почти равных» противников.

Этот разворот в стратегическом мышлении вдохнул новую жизнь в программу разработки нового бомбардировщика-невидимки, которую еще в 2009 году закрыл тогдашний министр обороны Роберт Гейтс. Ударный бомбардировщик дальнего радиуса действия может взлетать далеко за пределами доступности для китайских крылатых и баллистических ракет, а его системы противорадарной маскировки позволят преодолеть барьер ПВО, который в этой стране поддерживается на весьма высоком уровне. (См. статью «Война невидимок», «ПМ» № 11’2012.) Кроме того, бомбардировщик может за считанные часы вернуться на базу, чтобы пополнить боезапас, чем выгодно отличается от подводной лодки или надводного корабля. Это преимущество может оказаться весьма важным в длительных военных кампаниях.

Пока что война между китайскими (а также некоторыми другими) разработчиками новых систем ПВО и американскими ВВС ведется только под крышами ангаров. На первый взгляд поверхность фюзеляжа и крыльев В-2 кажется просто черной. А вот старший сержант Джесси Филипс, молодой авиатехник, который никогда не занимался ничем, кроме обслуживания самолетов В-2 на базе Whiteman, способен разглядеть на этой черной шкуре сложный рисунок. В одних местах материал покрытия подобран так, чтобы поглощать волны от радиолокатора, в других отражение радиоволн направляется поперек фюзеляжа на его тыльную сторону.


Как развивалась схема «летающее крыло»

Июнь 1946 года. Летчик-испытатель Макс Стэнли совершает полет на XB-35, дальнем предке нынешнего В-2. Впереди эту идею ждут еще десятилетия технической доводки, пока такой аппарат не станет достаточно устойчивым в полете, чтобы участвовать в боевых действиях. Ноябрь 1981 года. Компания Northrop Grumman выигрывает тендер на разработку бомбардировщика по схеме «летающее крыло». Февраль 1982 года. Начинаются полеты опытного аппарата Tacit Blue. Данные, полученные при этих испытаниях, будут использованы для проектирования обводов бомбардировщика В-2. Июль 1989 года. В небе над Калифорнией в первый раз пролетает В-2.
Апрель 1997 года. Официальные лица ВВС заявляют, что теперь В-2 способен сбрасывать и неядерные бомбы. Март 1999 года. Два бомбардировщика Spirit наносят удар по Югославии. При этом используются бомбы спутникового наведения. Это первое использование В-2 в реальных боевых действиях. Октябрь 2001 года. Cамолеты В-2 бомбят Афганистан в ответ на теракты 11 сентября 2001 г. Март 2003 года. Самолеты В-2 открывают военную кампанию Shock and Awe («Шок и трепет») в Ираке. 900-кг бомбы попадают в заданные цели, однако Саддама Хусейна убить не удалось. Февраль 2008 года. На Гуаме из-за отказа датчиков воздушной скорости B-2 терпит крушение. Жертв нет. Как сказал авиамеханик Томас Андерсон, «для нас эта новость прозвучала, как сообщение об убийстве Кеннеди». Март 2011 года. Три В-2, прилетев из штата Миссури, за один вечер уничтожают прямо на земле все ВВС Ливии. Февраль 2012. года Администрация Обамы при формировании бюджета на 2013 г. запрашивает $6,3 млрд под разработку нового бомбардировщика, обещая его выпуск к 2025 г. Январь 2013 года. Пентагон подтверждает, что самолет-невидимка В-2 способен нести боеприпас GBU-57. Это 14-тонная бомба, взрывающаяся только после того, как прошьет десятки метров бетонной защиты.

В целом задача такой облицовки состоит в том, чтобы никакие из посланных волн не вернулись на приборы противника. «Мы постоянно взаимодействуем с инженерами военно-воздушной базы Тинкер (там расположен главный центр воздушной логистики штата Оклахома), получая от них обновленные методики и коррективы в технические данные, — говорит Филипс. — Нам нужно всегда держаться на шаг впереди в гонках с противником, поскольку на той стороне они все время пробуют на зубок наши средства маскировки». И чем дольше В-2 останется на вооружении, тем сложнее будет таким, как Филипс, держаться на шаг впереди потенциального противника.

Идея разработать новый бомбардировщик в расчете на противостояние с равносильным противником едва не захлебывается в потоках критики — особенно со стороны борцов за разоружение. Уильям Хартунг, руководитель темы «Вооружения и безопасность» в Центре международной политики, в своем февральском выступлении выразил мнение всех этих оппонентов, призвав «закрыть или сократить финансирование таких проектов, как, к примеру, разработка нового бомбардировщика с ядерными ракетами… поскольку такая техника актуальна только в условиях холодной войны».

Опасность неожиданного массированного удара ядерными ракетами сейчас практически свелась к нулю, так что бомбардировщик, предназначенный для доставки атомных бомб, вряд ли может рассматриваться как приоритетное направление. С другой стороны, наличие ядерных зарядов, всегда поддерживаемых в полной боевой готовности, может оказаться фактором, препятствующим перерастанию традиционной войны в ядерный конфликт. Таково мнение Эли Якобса, координатора одной из программ в Центре стратегических и международных исследований (CSIS). «Проигрывающая сторона, стремясь положить конец военному конфликту, может дерзнуть и нанести ограниченные ядерные удары», — писал он на сайте CSIS. Имея наготове средства ядерного сдерживания, легче, по его мнению, будет не доводить ситуацию до такого катастрофического развития.

Впрочем, главным предназначением нового американского бомбардировщика станет не сбрасывание ядерных бомб, а использование оружия других типов. ВВС США уточнили эти приоритеты еще в прошлом году, когда авиационное руководство официально заявило — новый самолет первым делом будет предназначен для доставки неядерных боеприпасов. Правда, это противоречит позициям самого Пентагона, который изначально подготовил В-2 для оснащения ядерным оружием еще за несколько лет до того, как этот самолет был оборудован под традиционные виды вооружения.

Благодаря дозаправке в воздухе самолет В-2 способен достичь цели в любой точке мира, взлетев с территории США. Новый бомбардировщик получит большую грузоподъемность и увеличенный радиус действия.

Бригадный генерал Томас Бассьер, командующий 509-м бомбардировочным авиакрылом, которое базируется на базе Whiteman, знает, что двадцать его самолетов представляют собой весьма эффективный инструмент, позволяющий оказывать влияние (то есть просто нагонять страх) на различные преступные режимы. «Осмелюсь заявить, что много кому наши В-2 не дают спать по ночам», — говорит он.

Режим вторжения

Пилоты В-2 давно уже не пользуются в своей работе традиционными прицелами для бомбометания и не жмут на гашетки. В их распоряжении кнопочки и клавиатура. Самолет сам вычислит правильный момент для сброса бомбы, учитывая при этом текущую скорость. Он автоматически откроет бомболюк и выпустит боеприпас — либо из бомбового стеллажа, либо из ротационного пускового устройства. Из официальных сообщений известно, что В-2 способен сбросить 80 неуправляемых бомб, причем так, что каждая из них ляжет не далее 150 м от заданной цели, кроме того, он может нести до 16 боеприпасов типа Joint Direct Attack Munition (JDAM) — 900-килограммовых свободнопадающих бомб, которые превращены в самонаводящиеся. Для этого достаточно было снабдить их управляемыми стабилизаторами, корректирующими курс падающего снаряда. При выпуске бомб типа JDAM взрываются пироболты. «Прямо в кабине можно спиной почувствовать, как самолет выстреливает свой боезапас», — говорит Шрам.

Возможности самолета В-2 были ярко продемонстрированы, когда в марте 2011 года он участвовал в ночном налете на Ливию. «Мы поразили 45 из 48 запланированных целей, использовав для этого высокоточное оружие, — рассказал нам генерал-лейтенант Джеймс Ковальски, начальник «глобального» ударного командования ВВС. — Все эти цели представляли собой хорошо защищенные укрытия для самолетов. Вот тут-то Каддафи и понял, что его укрытия были не так уж и хорошо защищены, да и вообще по большому счету это были вовсе и не укрытия».

На панели В-2 есть кнопочка — чуть побольше, чем клавиша ноутбука. На ней написано PEN, что означает «penetration», то есть «вторжение». Когда пилот нажимает на эту кнопку, самолет готовится к вторжению в защищенное воздушное пространство. При этом втягиваются телескопические антенны, строго ограничиваются сигналы, используемые для связи, выключаются все прочие источники, которые могли бы обнаружить присутствие в воздухе бомбардировщика-невидимки.

Самолет-невидимка — это не просто оптимизированные обводы фюзеляжа и покрытие, поглощающее радарные лучи. Это еще и специфическая стратегия. Вот пример. Самолет В-2 легче заметить на экране радара, когда он ориентирован боком к станции наблюдения, но его намного труднее обнаружить, когда он летит прямо на радар. Поэтому пилоты В-2 планируют свои атаки таким образом, чтобы учитывать эту специфику, и траектория их полета представляет собой ломаную линию. Шрам называет этот прием «пиковым управлением».

Мораль такова: нет пока еще таких самолетов, которые были бы абсолютно невидимы на экранах радаров, так что чем меньше времени самолет проведет в защищаемом пространстве, тем лучше. С другой стороны, В-2 не очень-то способен совершать резкие рывки, круто набирая скорость. У бомбардировщиков следующего поколения будут двигатели, работающие в двух режимах — в экономичном и в позволяющем резкие ускорения. (См. раздел «Двигатель будущего: взгляд изнутри».)

Прямо здесь, в полете Шрам показывает мне, как В-2 может получать изображения лежащих под ним ландшафтов, используя для этого отраженный от земли радарный импульс. Когда я сказал, что благодаря таким способностям этот бомбардировщик, по сути, становится самолетом-разведчиком, пилот посмотрел на меня не слишком-то дружелюбно. Кажется, я попал ему в больное место.

Как рассуждают пентагоновские стратеги, бомбардировщик, способный обмануть вражеские радары, может и просто барражировать во вражеском воздушном пространстве, собирая видеоизображения, перехватывая сообщения противника и выполняя функции радиорелейной станции для действующих под ним войск. Правда, эта идея изначально пришлась не по душе персоналу базы Whiteman. Когда я спросил пилота, что он думает об использовании будущего бомбардировщика в качестве самолета-разведчика, он ответил мне вежливо-скептической шпилькой, адресованной теоретикам из командования ВВС: «Что, они хотят из нас сделать затычку во все бочки? Чтобы мы хватались за все, но все делали посредственно?»

Вопрос серьезный, и до сих пор Пентагон не смог на него ответить. «Эти темы пока еще засекречены, — говорит Ковальски, — а многое здесь, говоря откровенно, просто не додумано до конца».

Spirit 544 в моих руках

Вдруг, ни с того ни с сего Шрам задает мне по внутренней связи вопрос: «Хочешь порулить?» Я не сразу дал согласие. С нами в паре летит еще один В-2, рассекая облака километрах в шести перед нами, он выглядит, как летающая тарелка. Допустим, ситуация обернется самым неблагоприятным образом, и я поставлю под угрозу десять процентов всех ударных американских авиационных сил дальнего радиуса действия и таким образом хоть немного, но все-таки нарушу хрупкий баланс вооружений.

Сидящий рядом Шрам не выразил никаких сомнений. Пилот его уровня абсолютно уверен в своей способности исправить любую ситуацию, в которую я мог бы завести его самолет. Тем более на такой высоте. Кроме того, Шрам имеет диплом инструктора, то есть он — один из немногих пилотов ВВС, обученных управлять самолетом В-2 в одиночку, без всякой посторонней помощи.

«Итак, самолет в твоих руках», — говорит он и переключает управление. Левую, неожиданно вспотевшую руку я кладу на рукоятку газа, а правую — на джойстик управления. «Переведи нашу красавицу на другую сторону», — говорит Шрам, имея в виду, что Spirit of Georgia должен пересечь траекторию ведущего и пристроиться за ним с левой стороны.

Я робко сдвигаю влево джойстик и вижу, как наклоняется горизонт. «Смелее, — говорит пилот, — не бойся, не сломаешь». Я жму более решительно, и бомбардировщик как бы сам по себе берет влево. Все маневры, совершаемые самолетом, который строили для долгой службы и далеких перелетов, происходят неспешно и плавно. Spirit of Georgia послушно отзывается на волю пилота, максимальная скорость составляет почти 1000 км/ч, но, когда держишь поводья в руках, он совсем не кажется резвой кобылкой.

Мы плавно меняем положение за хвостом ведущего В-2. Поворот завершен, я выравниваю курс, так что Spirit возвращается к горизонтальному полету, и прибавляю скорость, чтобы нагнать ведущего. В моей крови кипит адреналин. И в этот стремительный миг я чувствую — действительно, махина мне подчиняется.

Каким он будет: эксперты о перспективном бомбардировщике

Избегать уникальных деталей Механики с военно-воздушной базы Whiteman жалуются на то, что куда-то подевались поставщики запчастей к самолету: многих из этих фирм уже нет. «Систему следует конструировать с учетом требований к ее максимальной долговечности, — говорит один из снабженцев авиабазы, — для В-2 эта проблема стала настоящим проклятьем».

Сбрасывать топливные баки? Закрепленные под крыльями одноразовые топливные баки — сомнительное решение, ведь они будут отлично видны на экранах радаров. Тем не менее бывший глава департамента ВВС США Майкл Уинн предложил вернуться к этой идее, поскольку все-таки большая часть полета пролегает обычно над дружественными территориями. Когда баки опорожнятся, самолет сбросит ненужный балласт, и у него восстановятся все маскировочные функции.

Не только бомбы На борту у самолета следующего поколения будет установлено новейшее, весьма экзотическое оружие, например кибернетическое. «Летающая платформа, невидимкой вторгающаяся во вражеское воздушное пространство, начиненная самой передовой авионикой, — в случае ведения кибернетической войны это просто фантастическая боевая машина», — говорит аэрокосмический аналитик Ричард Абулафия (Teal Group).

Двигатель будущего: взгляд изнутри

Гибкий режим работы Основные производители двигателей, такие как Pratt & Whitney и GE Aviation, сейчас заняты разработкой двигателей, способных менять режимы работы. «Двигатель должен подстраиваться под меняющиеся требования прямо в полете», — говорит Джимми Рид, отвечающий за перспективные программы в компании P&W. Если самолету надо резко ускориться, потоки воздуха от вентилятора (на схеме они обозначены зеленым цветом) направляются в обход компрессоров и турбин. Этот режим даст повышенную тягу, но эффективен он лишь на высоких скоростях.

Турбинные лопатки В компании GE разработаны композиты с керамической матрицей для использования в самых горячих зонах двигателя. Это относится к заслонкам и лопаткам в турбинах высокого и низкого давления. Чем более высокие температуры выдерживает двигатель (особо горячие потоки помечены оранжевым), тем большую тягу он выдает.

Цифровое управление Небольшое изменение вектора тяги дает блестящие результаты. Поворачивая реактивную струю на несколько градусов, мы обеспечиваем более крутые повороты и вообще улучшаем поведение самолета в воздухе. Сейчас все авиапроизводители, поставляющие свою продукцию в ВВС, связывают двигатель с бортовым компьютером самолета. Получив команду пилота на маневр, он автоматически поворачивает сопло.

Больше воздуха В современных турбореактивных двигателях формируется два воздушных потока — по внутреннему и внешнему контурам. В одной из программ ВВС рассматривается конструкция с дополнительным третьим воздушным потоком (помечен голубым). Если поток от вентилятора направляется не по «зеленому», а по «голубому» направлению, двигатель теряет в мощности, но выигрывает в малошумности и экономичности. Холодный воздух третьего контура может добавляться в реактивную струю, охлаждая ее и уменьшая ее видимость для датчиков теплового наведения.

Статья «Тест-драйв бомбардировщика «Стелс»: что придет на смену?» опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2013).

www.popmech.ru

Два бомбардировщика-невидимки B-2 совершили посадку в Великобритании

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • Календарь социально-значимых мероприятий
  • www.arms-expo.ru

    Northrop B-2 Spirit — стратегический бомбардировщик США

    Northrop B-2 Spirit — стратегический бомбардировщик США

    Northrop B-2 Spirit — тяжелый малозаметный стратегический бомбардировщик, выполненный по технологии «стелс». Предназначен для прорыва ПВО и уничтожения стратегически важных объектов противника. Помимо общего названия Spirit, или «Дух», каждому самолету B-2, как и боевым кораблям, было присвоено еще и собственное имя в честь американских штатов. К примеру, самолет с бортовым номером 88-0332 получил название «Дух Вашингтона», самолет с бортовым номером 89-0129 — «Дух Джорджии» и т.д.

    Особенности

    Бомбардировщик B-2 Spirit является венцом развития американской программы по постройке «невидимого» боевого инструмента, способного доставлять ядерное оружие в любую точку земного шара. Первые шаги в этом направлении были реализованы в сверхзвуковом самолете-разведчике Lockheed SR-71, который, несмотря на ряд инновационных идей, по-прежнему выдавали реактивные двигатели. Кроме того, SR-71 отличался невысокой надежностью. Так, из 32 построенных самолетов 12 были потеряны в результате несчастных случаев.

    Следующим качественным прорывом стал одноместный тактический малозаметный ударный самолет Lockheed F-117 Nighthawk, панели которого отбивали электромагнитные импульсы в стороны от РЛС противника. Однако особенности строения корпуса F-117 не давали ему развивать сверхзвуковую скорость, и в 2008 г. дорогостоящая программа была свернута. Всего было произведено 64 таких самолета по цене 112 млн долларов США за единицу.

    Вот наконец широкой общественности был представлен бомбардировщик Northrop B-2 Spirit, явившийся вершиной инженерной мысли американских конструкторов. Благодаря оригинальной форме корпуса и специальному радиопоглощающему покрытию бомбардировщик B-2 Spirit остается практически невидимым для радаров противника. Справедливости ради стоит заметить, что В-2 не является полноценной «невидимкой», так как, с одной стороны, существуют системы, способные его обнаружить, а с другой, на вооружении США стоят самолеты, обладающие лучшими характеристиками малозаметности.

    Впечатляют и прочие боевые особенности американского бомбардировщика, в частности возможная дальность полета, благодаря чему базирующийся на территории США B-2 Spirit способен атаковать цели, расположенные далеко за пределами континента. Так, например, в ходе военной операции НАТО против Республики Югославия в 1999 г. бомбардировщики B-2 Spirit совершали беспосадочный перелет с базы ввс vvnueman (штат Миссури), на которой в настоящий момент базируются все боевые и учебные самолеты В-2, в Косово и обратно. Вместе с этим B-2 Spirit является и самым дорогим самолетом в истории мировой авиации. Всего был построен 21 такой бомбардировщик. Стоимость каждого — 1,5-2 млрд долларов США (с учетом инфляции цена этого самолета на 2013 г. составила бы 10 млрд долларов США). Это стало основной причиной сворачивания программы производства этих бомбардировщиков.

    Конструкция

    Сегодня большинство характеристик бомбардировщика B-2 Spirit являются государственной тайной, в связи с чем достоверных данных о конструкции самолета немного. В-2 выполнен по аэродинамической схеме «Летающее крыло» и не имеет вертикального оперения. В конструкции планера широкое применение нашли титановые и алюминиевые сплавы, углепластики.

    Силовая установка состоит из четырех высокотемпературных турбореактивных двухконтурных двигателей General Electric F118-GE-100, специально разработанных для B-2 Spirit. Двигатели установлены попарно по обеим сторонам центральной части корпуса. В целях уменьшения радиолокационной заметности сопла двигателей выполнены плоскими.

    В состав БРЭО В-2 Spirit входит БРЛС AN/APQ-181 с активной фазированной антенной решеткой, система оповещения о лазерном облучении, новейшие навигационные и коммуникационные системы с малой вероятностью обнаружения сигнала. Все бомбардировщики B-2 Spirit имеют доступ к боевой информационно-управляющей системе (БИУС) Пентагона.

    Отдельно следует упомянуть о системе радиоэлектронной борьбы бомбардировщика. В большинстве источников указывается, что на B-2 Spirit установлен комплекс РЭБ Northrop ZSR-62, по характеристикам превосходящий все аналогичные системы современности. Однако работа над данным комплексом была прекращена еще в 1980-х гг. в связи с рядом технических проблем, решение которых требовало больших финансовых затрат. По этой причине в настоящее время на В-2 установлена пассивная оборонительная система радиоэлектронной разведки AN/APR-50 фирмы Lockheed Martin.

    Вооружение

    Бомбардировщик B-2 Spirit способен взять на борт как ядерное оружие, так и широкую номенклатуру тактического вооружения, что делает из него универсальную боевую машину. К примеру, В-2 может нести до 16 новейших термоядерных бомб В61 -11 мощностью 340 кт каждая или такое же количество бомб В-83 либо AGM-131 SRAM II.

    Тактическое вооружение бомбардировщика В-2 может быть представлено высокоточными управляемыми авиационными бомбами GBU-27, AGM-154 JSOW или JDAM, обычными бомбами Mk. 82 или Mk. 84, кассетными бомбами CBU-87 или CBU-89, а также крылатыми ракетами AGM-158 JASSM. С целью сохранения высоких показателей малозаметности самолета В-2 все вооружение располагается внутри корпуса. Максимальная боевая нагрузка бомбардировщика В-2 составляет 27 т.


    В наше время многие проживают в квартирах небольшой площади. Учитывая этот момент — вопрос рационального использования жилплощади становится весьма актуальным: как поместить всё, и в тоже самое время не превратить квартиру в свалку полезных и не очень вещей. Решение проблемы весьма элегантно — это современный шкаф manngroup-trade.ru/product/shkafy/, который решит множество проблем, и одновременно станет изюминкой интерьера вашей квартиры.

    Вам также могут быть интересны следующие оружейные статьи:

    rus-guns.com

    B-2 стратегический бомбардировщик, foto, фотографии самолёта, тактико-технические характеристики самолёта, фотографии самолётов

    B-2 стратегический бомбардировщик, foto, фотографии самолёта, тактико-технические характеристики самолёта, фотографии самолётов

    B-2 стратегический бомбардировщик

    Предпросмотр фотографий

    Тактико-технические характеристики стратегического бомбардировщика B-2

     

    В-2 выполнен по схеме «летающее крыло» и не имеет вертикального оперения. Функцию рулей направления выполняют расщепляющиеся щитки, установленные на концах крыла. Планер самолета построен в основном из титановых и алюминиевых сплавов с широким применением углепластиков с бисмалеимидной и полиамидной матрицами, обладающими повышенной теплостойкостью по сравнению с эпоксидными связующими. Основным несущим компонентом конструкции служит однолонжеронный титановый кессон, расположенный в передней центральной части корпуса и в примыкающих промежуточных секциях, к которым крепятся углепластиковые консоли крыла, не имеющие сужения.

     

       Толщина монолитных титановых панелей кессона достигает 23 мм. Ряд титановых элементов изготовлен с применением сверхпластического формования и диффузионной сварки. Некоторые титановые панели обшивки — самые длинномерные в американской авиации. Например, панели промежуточных секций корпуса в зоне отсеков двигателей имеют размеры 0,31х3,66 м, в три раза большие по сравнению с ранее применявшимися. Консоли крыла, равные 19,8 м, — небывало длинномерные композитные конструкции.

     

       Форма В-2 в плане образована 12 прямыми линиями, что позволяет сконцентрировать все отражения в горизонтальной плоскости в нескольких основных узких секторах. Используется «четырехлепестковая» схема: параллельные передние и задние кромки корпуса и кромки люков, створок ниш шасси и отсеков двигателей, а также обечаек воздухозаборников формируют Х-образно расположенные четыре основных сектора отражения (по два сектора с передней и задней полусфер). С боковых и фронтальных ракурсов самолет практически не имеет прямых линий и плоских поверхностей. Носок крыла имеет внутреннюю шиловидную радиопоглощающую конструкцию с сотовым заполнителем, используются радиопоглощающие покрытия. Передняя кромка корпуса острая, без изломов, ее стреловидность — 33°. Задняя кромка имеет форму двойного W, внешняя точка излома находится примерно на полуразмахе. Крыло имеет сверхкритический профиль.

     

       Четыре двигателя установлены попарно по обеим сторонам центральной части корпуса рядом с бомбоотсеками. Для уменьшения радиолокационной заметности сопла двигателей выполнены плоскими. Этому же способствует организация изотропного рассеяния падающих волн благодаря плавному сопряжению элементов конструкции и минимальному числу выступающих элементов. Щели на внешних поверхностях тщательно заделываются, а двигатели и вооружение имеют внутреннее расположение.

     

       Экипаж — два человека, размещающихся в герметической кабине. Рабочее место каждого оснащено полным комплектом органов управления. В кабину поднимаются по складной лестнице через отсек передней стойки шасси. В отсеке шасси находится кнопка запуска двигателей и включения основных бортовых систем, использующихся при взлете по тревоге. Остекление кабины из четырех многослойных панелей обеспечивает обзор в горизонтальной плоскости 200°. Панели имеют слой с фотореакционной способностью и становятся светонепроницаемыми при световом воздействии ядерного взрыва. Золотосодержащее покрытие остекления не дает пройти через него радиолокационному излучению. Летчики должны пилотировать самолет в противолазерных очках.

     

       Топливные баки находятся в консолях крыла и хвостовых частях промежуточных секций корпуса. Сверху фюзеляжа за кабиной экипажа расположен приемник системы дозаправки топливом в полете от самолетов К-135 и КС-10.

     

       Система управления полетом электродистанционная цифровая квадруплексная с быстродействующими приводами. Имеет четыре вычислителя и сохраняет работоспособность при двух отказах. Система воздушных сигналов малозаметная, с 20 датчиками давления.

     

       В комплекс бортового оборудования входит навигационная подсистема NSS, включающая инерциальный блок IMU фирмы Кирфотт, связанный с астроинерциальным блоком AIU фирмы Нортроп. Есть восемь многофункциональных цветных индикаторов на ЭЛТ — по четыре для каждого летчика. 

     

      На самолетах серии 20 будет установлена спутниковая навигационная система.

     

    Характеристики стратегического бомбардировщика В-2:

     

    Размах крыла — 52,43 м.

    Длина самолета — 21,03 м.

    Высота самолета — 5,18м.

    Площадь несущей поверхности — 477,52 м2.

    Масса пустого самолета — 56700 кг.

    Масса топлива — 74845 кг.

    Взлетная масса — 181440 кг.

    Тип двигателя — ТРДД Дженерал Электрик F-118-GE-110.

    Максимальная скорость — 950—1010 км/ч.

    Практический потолок — 15240 м.

    Практическая дальность — 18530 км.

     

    Вооружение: 20 бомб В-61 общей массой 6360 кг или 16 В-83 общей массой 17420 кг.

     

    |Главная|

    Пишите мне


    voron70.narod.ru

    БОМБАРДИРОВЩИК B-2

    

    БОМБАРДИРОВЩИК B-2

    В соответствии с концепцией создания качественно новых средств вооруженной борьбы, принят на вооружение ВВС США стратегический бомбардировщик ATB (ADVANCED TECHNOLOGY BOMBER) B-2. Главным подрядчиком является фирма «Нортроп» при участии фирмы «Боинг», которые победили в конкурсе проектов, представленных ВВС США. В основу проводимых работ положено требование максимально широкого использования перспективных технологий, в том числе, «стеллс».

    Самолет В-2 котструктивно выполнен по схеме «летающее крыло». Он оснащен четырьмя двуконтурными турбореактивными двигателями, расположенными в консолях крыла. Двигатель разработан фирмой «Дженерал электрик» на базе ТРДД F101 — GE — 102 и установлен на бомбардировщике В-1В. Воздухозаборники двигателей встроены в передние кромки крыла, снаружи мотогондолы имеется, сравнительно небольшое по  размерам,вертикальное оперение. При максимальной взлетной массе более 180 т, новый стратегический бомбардировщик расчитан на преодоление систем ПВО противника на малых высотах, несет 18 т нагрузки и имеет дальность полета без дозаправки в воздухе свыше 9000 км при  скорости М — 0,85.

    В-2 приспособлен для использования всех видов авиационного вооружения, включая крылатые ракеты с ядерной боевой частью, которые размещаются на внутрифюзеляжных пусковых установках револьверного типа. В перспективе рассматривается вопрос о возможности применения принципиально новых видов вооружения, например, лазерного  и т.д.

    Уменьшение стоимости В-2 и обеспечение надежности преодоления им систем ПВО достигается за счет применения пассивных и активных средств технологии «стеллс». При  этом основное внимание уделено снижению возможности радиолокационного обнаружения самолета путем существенного уменьшения его эффективной площади рассеяния. Для этого, наряду с совершенствованием и выбором соответствующих аэродинамических форм и конструктивных решений элементов планера, большое значение придается использованию композиционных конструкционных материалов и высокоэффективных покрытий с поглащающими или рассеивающими свойствами. Значительные усилия предприняты для  снижения интенсивности ИК-излучения двигателей. Основными мероприятиями в этой области являются установка различных экранов, прикрывающих наиболее нагретые участки двигателей, широкое использование в их конструкциях композиционных материалов, специальных присадок к топливам, уменьшающим интенсивность инфра-красного излучения или изменяющих его спектр. В процессе изготовления с целью снижения общего веса В-2 применены оптико-волоконные кабели. Система управления оснащена быстродействующими интегральными схемами и элементами искусственного интеллекта, спутниковой связью.

    Серийное производство основано в г.Палмдейл (штат Калифорния). ВВС США планирует иметь в  боевом составе 132 бомбардировщика  В-2. Для экипажей предусмотрены учебно-тренировочные тренажеры.

    Постоянно расширяя зону ответственности, ВВС США используют В-2 для нанесения бомбовых ударов на территориях военных конфликтов последних лет — в Югославии (1 и 2 войны), Ираке, Афганистане.

    В Югославии средствами ПВО этой страны был сбит один бомбардировщик В-2 (применены средства ПВО еще советского производства). В Ираке и Афганистане, всилу абсолютного превосходства в  воздухе и отсутствия средств противодействия в  ПВО, потерь бомбардировщиков нет.
    Всего построено 22 самолета, каждый стоимостью 1,3 млрд. долларов, из них для ведения боевых действий предназначены 16.
    вооружение   

    www.warstar.info

    Стратегический бомбардировщик В-2

    Чудеса техники

    Стратегический бомбардировщик «Нортроп» В-2 знаменовал собой возвращение

    Американских конструкторов к забытой, казалось, схеме «летающее крыло»

    Возрождение «летающего крыла» было связано с новой военно-политической

    Обстановкой, требованием повысить вероятность прорыва ПВО потенциального

    Противника в условиях резко улучшившихся средств радиолокационного обнаружения

    Самолета.

    В-2 стал первым самолетом, в котором малоотражающие формы приближаются к идеалу,

    Обеспечивая равномерное рассеяние радиолокационных волн

    Джек Нортроп, основатель фирмы, носящей его имя, вряд ли мог предвидеть такой

    Поворот событий. Создав в 1939 году в возрасте 44 лет свою фирму, он отдал много

    Сил, чтобы довести до практического применения схему «летающее крыло»,

    Апологетом которой он был.

    Начав с экспериментальных N-1M (1940) и N-9M (1942), он создал первое тяжелое

    «летающее крыло» — поршневой ХВ-35 (1946), а затем на его основе — реактивный

    YB-49 (1947). Бомбардировщик ХВ-35, почти не имевший выступающих из крыла

    Частей, был ближе всего к конфигурации идеального «летающего крыла». Но даже

    Несмотря на свои высокие характеристики, он уступил в конкурсе самолету «Конвэр»

    В-36, имевшему традиционную компоновку. Не имел также успеха бомбардировщик YB-

    49, хотя он и заслужил одобрительный отзыв тогдашнего президента Гарри Трумэна.

    Побывав в 1949 году на борту бомбардировщика, президент заявил, выбравшись из

    Него: «Чертовски интересный самолет, может быть, мы закажем несколько таких

    Машин». Все же YB-49 не смог противостоять конкуренции со стороны «Боинга» В-47.

    Среди главных причин этого были потенциально меньшая

    Максимальная скорость и недостаточная динамическая устойчивость на больших высотах.

    По отзывам знавших Нортропа людей, это был не только «гениальный авиационный

    Конст-Руктор» Он отличал-ся сердечностью, Дружелюбием, вдумчивостью. Нортроп

    Покинул свою корпорацию в 1952 году,

    Тяжело восприняв неудачу «летающих крыльев» и будучи убежден, что стал жертвой

    Нечистоплотной конкуренции.

    В 1976 году, когда исследования стали однозначно указывать на преимущества

    «летающего крыла» в малозаметности, Джек Нортроп, не терявший надежды на

    Реализацию своих идей, направил письмо с просьбой еще раз оценить аэродинамику и

    Конструктивные особенности самолетов этой схемы. Полученный ответ гласил: «Наш

    Анализ подтверждает давно уже высказанную Вами уверенность в прочностных и

    Аэродинамических преимуществах такой схемы, а исследования, проведенные для нас

    Фирмами-изготовителями тяжелых самолетов, еще более убеждают нас в

    Справедливости подобной оценки».

    Незадолго до кончины конструктора в феврале 1981 года ему была показана модель

    Будущего бомбардировщика В-2. Очевидцы передают, что расчувствовавшийся и

    Прослезившийся престарелый Нортроп тихо произнес: «Теперь я знаю, зачем Господь

    Даровал мне последние четверть века жизни». 20 октября 1981 года с фирмой

    «Нортроп» был заключен контракт на громадную сумму — 7,3 миллиарда долларов — на

    Разработку самолета, имевшего фирменное обозначение N-14 и получившего от ВВС

    Обозначение В-2.

    Создание малозаметного бомбардировщика официально началось 22 августа 1980 года.

    Однако, кроме самого факта существования программы, все остальные сведения

    Оставались секретными. В-2 был частично рассекречен лишь в апреле 1988 года,

    Когда ВВС впервые опубликовали официальный рисунок самолета, а 22 ноября 1988

    Года был продемонстрирован и сам бомбардировщик.

    Первый полет опытного самолета состоялся 17 июля 1989 года. К этому времени В-2

    Выполнил большую программу. Некоторые элементы конструкции прошли ресурсные

    Испытания, соответствующие двум срокам службы.

    В-2 проектировался как многоцелевой бомбардировщик, способный доставлять ядерное

    И обычное оружие и поражать мобильные и сильнозащи-щенные стационарные цели в

    Условиях противодействия современных советских средств ПВО. По планам,

    Составленным во второй половине 1980-х годов, намечалось использовать самолеты

    В-2 в роли бомбардировщиков прорыва ПВО. Испытывались также возможности самолета

    Обнаруживать цели и вести разведку в сочетании с несением оружия.

    Бомбардировщику отведена важная роль в исследуемой вооруженными силами США

    Концепции «победа-сдерживание-победа», предусматривающей возможность победы США

    В одновременно ведущихся двух локальных войнах. Исследования показали, что

    Группа из трех В-2 может в течение секунд полностью уничтожить бронетанковую

    Дивизию на марше. При использовании двадцати самолетов, базирующихся недалеко от

    Района цели, малозаметные бомбардировщики могут в течение долгого времени дить

    Из строя по одной бронетанковой дивизии в день.

    Для иллюстрации эффективности В-2 его сравнивают с нарядом самолетов,

    Необходимых для доставки ПО тонн обычных бомб в район Северной Африки. Для

    Выполнения этой задачи потребовались бы две авианосные группы с личным составом

    12 000 человек, или 10 бомбардировщиков В-52Н с 32 топливозаправщиками, 14

    Вспомогательными самолетами и экипажами численностью 202 человека, или 30

    Бомбардировщиков FB-111 с 57 топливозаправщиками, 14 вспомогательными самолетами

    И экипажами численностью 302 человека. В то же время эту задачу смогли бы

    Выполнить шесть В-2 с шестью топливозаправщиками и 36 членами экипажей.

    Бомбардировщик В-2 стал одной из первых «жертв» резкого изменения

    Геополитической обстановки после распада СССР. Вначале предполагалось построить

    133 бомбардировщика, но в результате революционных преобразований в СССР

    Министерство обороны США решило ограничиться постройкой всего 21 самолета. Тем

    Не менее программа В-2 — одна из наиболее масштабных в истории американской

    Авиации. В начале 1992 года только на фирме «Нортроп» в ней было занято 13 400

    Человек. При цене более 2 миллиардов долларов В-2 стал самым дорогостоящим

    Самолетом в истории авиации.

    При разработке самолета использовалась система автоматизированного

    Проектирования и подготовки производства с 400 терминалами, включающая базу

    Данных по всем деталям самолета. Эта трехмерная база данных обеспечила

    Подготовку производства без использования обычных бумажных чертежей, макетов и

    Опытной оснастки, что в итоге позволило получить ij производстве высокую

    Точность обводов самолета.

    Благодаря использованию базы данных проектные изменения вносились в

    Технологические процессы в пять раз быстрее, чем обычно. По утверждению фирмы

    «Нортроп», она разработала и внедрила около девятисот новых материалов и

    Процессов. Благодаря автоматизации производства прогнозируемая трудоемкость

    Изготовления самолета в расчете на килограмм массы оказалась не выше, чем у

    Пассажирского самолета «Боинг»-757.

    Очертания бомбардировщика напоминают бумеранг с ровной передней кромкой со

    Стреловидностью около 35 градусов. Задняя кромка имеет пилообразную форму.

    Управление самолетом по трем осям осуществляется с помощью нескольких

    Аэродинамических поверхностей, находящихся на задней кромке крыла.

    В-2 сделан по схеме «летающее крыло» и не имеет вертикального оперения. Планер

    Самолета построен, в основном, из титановых и алюминиевых сплавов с применением,

    Прежде всего, углепластиков с бисмалеимидной и полиимидной матрицами,

    Обладающими повышенной теплостойкостью по сравнению с эпоксидными связующими.

    Основным несущим компонентом конструкции служит однолонжеронный титановый

    Кессон, расположенный в передней центральной части корпуса и в примыкающих

    Промежуточных секциях, к которым крепятся углепластиковые консоли крыла, не

    Имеющие сужения.

    Основной способ снижения радиолокационной заметности самолета — организация

    Изотропного рассеяния падающих волн благодаря плавному сопряжению элементов

    Конструкции и минимальному числу выступающих элементов. Требуемые характеристики

    Рассеяния достигаются с помощью поверхностей с тщательно подобранной кривизной

    Переменного радиуса. Щели на внешней поверхности заделаны, двигатели и

    Вооружение имеют внутреннее размещение.

    Форма В-2 в плане образована двенадцатью прямыми линиями, что позволяет

    Сконцентрировать все отражения в горизонтальной плоскости в нескольких основных

    Узких секторах. Носок крыла имеет внутреннюю шипо-видную радиопоглощающую

    Конструкцию с сотовым заполнителем, используются радиопоглощающие покрытия. Эти

    Покрытия, а также применение конструкционных материалов, чувствительных к

    Ультрафиолетовому излучению, требуют поддержания определенного температурно-

    Влажност-ного режима. Поэтому для самолета необходим индивидуальный ангар с

    Системой кондиционирования воздуха.

    Но одновременно применяемые радиопоглощающие покрытия не требуют от наземного

    Обслуживающего персонала ношения специальной одежды и обуви. Это связано с их

    Упругостью: образующиеся при надавливании тупыми предметами вмятины исчезают

    Через несколько секунд и резинопо-добный материал восстанавливает свою

    Первоначальную форму. Чтобы поддержать малозаметность самолета, необходимо,

    Прежде всего, сохранить гладкость контура его внешних обводов. Поэтому при

    Изготовлении покрытий особое внимание направлено на то, чтобы не допустить

    Образования постоянных царапин и вмятин. Если в процессе эксплуатации они все же

    Появятся, то возможен ремонт поврежденных участков покрытия.

    Экипаж состоит обычно из двух человек, размещающихся в герметической кабине на

    Установленных рядом катапультируемых вверх креслах. Справа сидит командир

    Экипажа, слева — второй летчик. Рабочее место каждого члена экипажа оснащено

    Системой управления, и каждый летчик может самостоятельно выполнить весь полет.

    Панели остекления имеют слой с фотореакционной способностью и становятся

    Светонепроницаемыми при световом воздействии ядерного взрыва. Золотосодержащее

    Покрытие остекления препятствует прохождению через него радиолокационного

    Излучения. Летчики должны пилотировать самолет в противолазерных очках.

    Силовая установка состоит из четырех турбореактивных двигателей с тягой по 8600

    Кгс. Воздухозаборники двигателей располагаются на крыльях самолета, здесь же

    Находятся и выходные сопла для снижения вероятности обнаружения самолета ИК-

    Аппаратурой противника. Самолет оборудован системой дозаправки топливом в

    Воздухе, что позволяет увеличить дальность полета.

    На В-2 установлены две РЛС с синтезированной апертурой и малой вероятностью

    Перехвата сигналов. В каждой РЛС предусмотрен двадцать

    Один режим работы, включающий картографирование местности, коррекцию

    Навигационной системы и обеспечение полета в режиме следования рельефу

    Местности. Режим синтезирования апертуры дает высокую разрешающую способность на

    Дальности цо 32 километров и позволяет обнаруживать с большой точностью

    Неподвижные и мобильные баллистические ракеты.

    Бортовой комплекс электронного оборудования имеет три основных режима: взлетный,

    Боевой и посадочный. В боевом режиме соблюдается режим, близкий к радиомолчанию,

    С выключением всех систем, несущественных для доставки оружия.

    Вооружение размещается на вращающихся пусковых установках в двух внутренних

    Отсеках вооружения, располагающихся рядом в центральной части корпуса и

    Закрывающихся двумя створками каждый. Во время сброса оружия заметность самолета

    Увеличивается из-за открытых створок, что обусловило применение

    Быстродействующих приводов их открытия и закрытия. Основное оружие

    Бомбардировщика — свободнопадающие бомбы.

    Некоторые характеристики самолета: размах крыла — 52,43 метра; длина самолета —

    21,03 метра; высота самолета -5,18 метра; площадь несущей поверхности — 477,52

    Квадратных метра. Взлетная масса бомбардировщика: максимальная — 181,44 тонны,

    Нормальная — 168,42 тонны; максимальная расчетная нагрузка в отсеках вооружения

    — 22,7 тонны. Максимальная скорость на большой высоте — 950-1010 километров в

    Час. Практический потолок — 15 240 метров, а дальность полета с одной

    Дозаправкой в воздухе — 18 530 километров.

    Вертолет КА-5 2 «Аллигатор»

    При всех своих достоинствах любой самолет имеет один важный недостаток — для

    Того чтобы оставаться в воздухе, он должен постоянно и с достаточно большой

    Скоростью перемещаться в горизонтальной плоскости, ведь подъемная сила его

    Крыльев напрямую зависит от скорости движения. Отсюда необходимость разбега при

    Взлете и пробега при посадке, которые приковывают самолет к аэродрому.

    Между тем часто возникает необходимость в таком летательном аппарате, который

    Обладает подъемной силой, не зависящей от скорости полета, может вертикально

    Подниматься и садиться, а кроме того, способен «зависать» в воздухе. Эта ниша

    После долгих конструкторских поисков была занята винтокрылой машиной —

    Вертолетом.

    Создание аппарата, обладавшего комплексом этих качеств, оказалось чрезвычайно

    Сложным делом, поскольку теория вертолета намного сложнее теории самолета.

    Потребовались годы упорного труда многих конструкто-Ров, прежде чем вертолет

    Стал уверенно чувствовать себя в воздухе. Хотя первые винтокрылые аппараты

    Появились едва ли не в одно время с первыми самолетами. В 1907 году

    Четырехвинтовой вертолет французов Бреге и Рише впервые смог оторваться от земли

    И приподнять над ней человека.

    К 1911 году 22-летний студент МВТУ Борис Юрьев разработал в общих чертах всю

    Схему одновинтового вертолета. Запатентовать ее он не смог, так как не имел на

    Это денег. В 1914 году построил свой геликоптер англичанин Мум-

    Форд. На нем впервые был осуществлен полет с поступательной скоростью. В 1924

    Году француз Эмишен впервые пролетел на своем вертолете по замкнутому кругу. В

    То же время Юрьев, заняв пост начальника Экспериментального аэродинамического

    Отдела ЦАГИ, попробовал реализовать свою одновинтовую схему. Под его

    Руководством Алексей Черемухин построил первый советский вертолет 1-ЭА.

    Первые же испытания 1930 года дали блестящий результат. Пилотируемый Черемухиным

    Вертолет уверенно отрывался от земли и легко взмывал на высоту нескольких сот

    Метров, свободно описывал в воздухе восьмерки и другие сложные фигуры. В 1932

    Году Черемухин поднялся на этом вертолете на высоту 605 метров, поставив тем

    Самым абсолютный мировой рекорд. Однако и этот вертолет был еще очень далек от

    Совершенства. Он был слишком неустойчив.

    В 1938 году под руководством Братухина был создан первый советский двухвинтовой

    Вертолет 11-ЭА поперечной схемы.

    В это время лидером в вертолетостроении была Германия. Талантливый конструктор

    Фокке создал в 1930-е годы несколько совершенных двухвинтовых вертолетов

    Поперечной схемы. В 1937 году на его вертолете FW-61 были установлены мировые

    Рекорды: высоты — 2439 метров, скорости — 123 километра в час, дальности — 109

    Километров.

    Однако по праву слава основателя мирового вертолетостроения принадлежит Игорю

    Сикорскому. Именно он положил начало серийному производству вертолетов.

    Испытание своего первого вертолета Сикорский провел в июле 1909 года во дворе

    Своего дома в Киеве. Ранней весной 1910 года он собрал второй вертолет. Этот

    Аппарат был первым и единственным в России, способным поднимать свой собственный

    Вес. Однако затем Сикорский сконцентрировался на конструировании самолетов, где

    Добился больших успехов. Он создал первые в мире четырехмоторные самолеты

    «Русский витязь» и «Илья Муромец». В 1919 году Сикорский эмигрировал в США, где

    В 1923 году основал свою фирму. Под его руководством были созданы пассажирские и

    Военные самолеты и вертолеты.

    Незадолго до своего пятидесятилетия, 14 сентября 1939 года, конструктор сам

    Поднял в воздух свой экспериментальный VC-300. Вскоре последовал заказ на

    Армейский вертолет связи и наблюдения. Двухместный S-47 был готов в декабре 1941

    Года и стал первым в мире вертолетом, запущенным в серийное производство. Он был

    Единственным вертолетом стран антигитлеровской коалиции, принявшим участие во

    Второй мировой войне.

    С той поры прошло почти шестьдесят лет, и на сегодняшний день Книга рекордов

    Гиннесса признает лучшим боевым вертолетом Ка-52 «Аллигатор»- Это модификация

    Известного вертолета Ка-50 «Черная акула».

    «Черная акула» является дневным противотанковым одноместным вертолетом. Успешно

    Пройдя трехэтапный конкурс, соперником в котором был двухместный ударный

    Вертолет Ми-28, опытный образец Ка-50 совершил первый полет в 1982 году.

    Уменьшение экипажа до минимума при умеренной загрузке летчика по управлению

    Вертолетом и вооружением, а также соосная схема, обеспечивающая большую

    Эффективность при висении, наборе высоты и полете на предельно малых высотах,

    Принесли победу этому вертолету в конкурсе, в котором участвовал также Ми-28.

    Композиционные материалы составляют 35 процентов от общей массы планера Ка-50.

    Двигатели установлены по бокам в верхней части фюзеляжа. Они оснащены

    Пылезащитными и экранно-выхлопными устройства, снижающими соответственно износ

    Лопаток турбокомпрессора и уровень инфракрасного излучения выхлопных газов.

    Вертолет сделан по соосной схеме. Он имеет два несущих винта, вращающихся в

    Противоположных направлениях, что позволило избавиться от рулевого винта на

    Хвосте. Лопасти несущих винтов изготавливаются в основном из неметаллических

    Материалов типа стеклопластика. Вертолет имеет трехстоечное с передним колесом

    Убирающееся шасси.

    Для несения вооружения на «Черной акуле» установлено крыло с размахом 7,3 метра,

    На консолях которого имеются по два пилона и по одному контейнеру. На пилонах

    Могут устанавливаться неуправляемые реактивные снаряды или пусковые устройства с

    ПТУР «Вихрь». Пилоны могут поворачиваться в вертикальной плоскости вниз на 10

    Градусов. На консолях крыла в контейнерах установлены блоки выброса средств

    Постановки помех.

    Справа в нижней части фюзеляжа установлена одноствольная пушка калибра 30

    Миллимиметров, первоначально разработанная для армейской БМП-2 (боекомплект 500

    Снарядов). Селективное питание пушки снарядами дает летчику при атаке цели

    Возможность выбора типа снарядов (бронебойные или осколочно-фугасные).

    msd.com.ua

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *