Авиационная бомба — это… Что такое Авиационная бомба?


Авиационная бомба
Авиационная бомба
— боеприпас для поражения объектов (целей) на земле и в воде, доставляемый в район цели самолётом или другим летательным аппаратом (носителем). После отделения А. б. от носителя ее дальнейшее движение к цели осуществляется по закону свободного падения либо с применением систем наведения. А. б. состоит из корпуса сигарообразной, цилиндрической, сферической или иной формы, аэродинамического оперения (или без него), боевого заряда, взрывателя (взрывательного устройства), тормозного устройства (у А. б., предназначенной для бомбометания с малых высот) и приборов управления (у управляемых А. б.). В качестве тормозных устройств используют парашют, пороховой ракетный двигатель или раскрывающийся стабилизатор зонтичного типа (тормозное устройство уменьшает скорость и увеличивает время падения сброшенной А. б., что позволяет летательному аппарату уйти на безопасное расстояние от точки взрыва). Для подвески А. б., как правило, снабжаются ушками. Существуют различные типы бомб: фугасные, бетонобойные, осколочные, противотанковые, зажигательные и др., а также комбинированного действия, например, осколочно-фугасные, фугасно-зажигательные и др.; могут быть монолитными и кассетными. Кроме А. б. для поражения целей (А. б. основного назначения) применяются также бомбы вспомогательного назначения — осветительные, фотографические, дымовые, ориентирно-сигнальные, практические и др.
Фугасные А. б. снаряжаются боевыми зарядами из сильного взрывчатого вещества, например тротила, смеси тротила с гексогеном и пр. Они наносят поражение объекту (цели) главным образом взрывной ударной волной и применяются для разрушения оборонительных сооружений, военно-промышленных объектов, железно-дорожных узлов, мостов, кораблей и т.
п. Масса (калибр) фугасных А. б. обычно 100—1400 кг. В войне во Вьетнаме (1965—1975) США применяли фугасные А. б. массой 6800 кг.
Разновидностью фугасных А. б. являются бомбы так называемого объёмного взрыва. В такой А. б. в качестве взрывчатого вещества используются сжиженные легкокипящие органические вещества. При взрыве бомбы подрывом диспергирующего заряда обеспечивается распыление углеводородного горючего, которое в смеси с воздухом образует взрывчатое облако. Подрывом детонирующего заряда производится взрыв облака. Мощность взрыва такой бомбы значительно превышает мощность взрыва фугасной бомбы равной массы. При взрыве облака создаётся избыточное давление во фронте ударной волны, способное поражать живую силу в укрытиях, разрушать прочные инженерные сооружения, подрывать противотанковые и противопехотные мины — уничтожать минные поля.
Бетонобойные А. б. являются разновидностью фугасной бомбы и предназначены для разрушения железобетонных укреплений и взлетно-посадочных полос. В отличие от фугасной бетонобойная А. б. имеет более прочный корпус и утолщённую термически обработанную головную часть, благодаря чему она при наличии достаточной кинетической энергии пробивает бетонную преграду и взрывается в запреградном пространстве. Бомбы, сбрасываемые с малых высот, снабжаются тормозным устройством и реактивным ускорителем, который после срабатывания тормозного устройства сообщает А. б. необходимую для пробивания преграды кинетическую энергию. Масса 25—550 кг. В 80 х гг. появились бетонобойные А. б. без ускорителя, с тандемной боевой частью. Пробивание преграды обеспечивает расположенный в передней части А. б. кумулятивный заряд. В образовавшееся отверстие проникает основной фугасный заряд. Масса 15—25 кг.
Осколочные А. б. предназначены для поражения расположенной вне укрытий живой силы, легкобронированной техники, автоколонн, самолётов на аэродромах, артиллерии, радиолокационные станции и т. п. Снабжаются обычным фугасным зарядом. Необходимая осколочность обеспечивается рифлением корпуса, размещением в корпусе спиралей из стальной ленты с насечками, заливкой стальных шариков диаметром 5—10 мм в стенки корпуса, отливаемого из лёгкого сплава, и другими способами. Масса 0,5—125 кг.
Осколочно-фугасная А. б. представляет собой осколочную А. б. с усиленным фугасным действием. Масса 100—250 кг.
Противотанковые А. б. применяются для поражения бронетанковой техники. Их масса обычно невелика; 0,5—2 кг. Поражающее действие обеспечивается применением кумулятивного заряда.
Зажигательные А. б. , применяются для поражения огнём живой силы, военно-промышленных объектов, железно-дорожных станций и т. п. Для снаряжения А. б. малого калибра используются твёрдые горючие смеси на основе оксидов различных металлов, развивающие при горении температуру 2000—3000°С. В качестве снаряжения для А. б. больших калибров обычно применяются вязкие смеси на основе загущенных нефтепродуктов. Для разбрасывания вязких смесей и их зажигания А. б. снабжены разрывным зарядом и поджигающим (обычно фосфорным) патроном. Масса от 0,5 до 500 кг.
Кассетные А. б. представляют собой тонкостенные корпуса (кассеты), снаряжённые большим числом бомб и (или) мин малого калибра (0,2—25 кг), называемыми кассетными боевыми элементами (осколочные, противотанковые, зажигательные, бетонобойные и др.). После отделения от носителя на заданной высоте происходит вскрытие кассеты и выброс боевых элементов. Масса 60—900 кг. Возможно также рассеивание боевых элементов из несбрасываемых кассет, называемых авиационными контейнерами, из отсеков которых можно производить как одновременный, так и последовательный выброс боевых элементов.
Осветительные А. б. применяются для освещения цели при ночном бомбометании. Снаряжаются осветительным составом, который после сбрасывания бомбы загорается на заданной высоте. Имея небольшой парашют, А. б. медленно опускается, освещая местность в течение нескольких минут.
Фотографические А. б. предназначены для ночного аэрофотографирования. Обеспечивают необходимую при фотографировании кратковременную мощную вспышку света.
Дымовые А. б. применяются для постановки дымовых завес с целью ослепления противника и снижения эффективности управляемого им оружия. Снаряжаются зарядом, при горении которого образуется дымовой состав, непрозрачный как в видимой части спектра, так и в той части, которая используется для управления различными видами оружия.
Ориентирно-сигнальные А. б. применяются для целеуказания, аэронавигация и в других целях. Снаряжаются составами, при горении которых в течение заданного времени образуется дым и факел пламени.
Практические А. б.
применяются для обучения лётного состава приёмам бомбометания. Место падения бомбы обозначается дымом и пламенем.
В конце Второй мировой войны ВВС США сбросили на японские города Хиросима и Нагасаки две атомные бомбы с тротиловым эквивалентом 20 тысяч т каждая. При атомной бомбардировке этих городов пострадало около 500 тысяч человек.

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.

.

  • Авиахим
  • Авиационная промышленность

Смотреть что такое «Авиационная бомба» в других словарях:

  • АВИАЦИОННАЯ БОМБА — АВИАЦИОННАЯ БОМБА, вид авиационных боеприпасов, сбрасываемых с летательных аппаратов; основной вид бомбардировочных средств поражения. Подразделяются на бомбы основные, специальные и вспомогательные назначения. Авиационные бомбы основного… …   Военная энциклопедия

  • Авиационная бомба — один из видов авиационных боеприпасов, сбрасываемых с летательных аппаратов. Современные авиационные бомбы могут быть управляемыми. Калибр авиационной бомбы (масса) от 0,5 до 20 000 кг. Различают авиационные бомбы основного (имеют обычный или… …   Морской словарь

  • Авиационная бомба — Медная 20 фунтовая бомба времён Первой Мировой …   Википедия

  • авиационная бомба — Рис. 1. Английская фугасная авиационная бомба калибра 250 кг. авиационная бомба — боеприпас для поражения объектов (целей) на земле и в воде, доставляемый в район цели самолётом или другим летательным аппаратом (носителем). После отделения А …   Энциклопедия «Авиация»

  • авиационная бомба — Рис. 1. Английская фугасная авиационная бомба калибра 250 кг. авиационная бомба — боеприпас для поражения объектов (целей) на земле и в воде, доставляемый в район цели самолётом или другим летательным аппаратом (носителем). После отделения А …   Энциклопедия «Авиация»

  • Авиационная бомба —         один из видов авиационных боеприпасов, сбрасываемых с самолёта или другого летательного аппарата для поражения наземных, морских и воздушных целей. А. б. специальной конструкции используются для постановки дымовых завес, освещения… …   Большая советская энциклопедия

  • АВИАЦИОННАЯ БОМБА — один из видов авиац. боеприпасов, сбрасываемых с самолёта или др. ЛА. Различают А. б. осн. и вспомогат. назначения. А. б. осн. назначения (см. рис.) снаряжаются ВВ, зажи гат. составами, ядерными или термоядерными зарядами, служат для поражения… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • авиационная бомба — aviacinė bomba statusas T sritis apsauga nuo naikinimo priemonių apibrėžtis Aviacijos šaudmenų, numetamų iš orlaivių, rūšis. Susideda iš korpuso, užtaiso ir stabilizatoriaus. Prieš naudojimą aviacinė bomba užtaisoma vienu ar keliais sprogdikliais …   Apsaugos nuo naikinimo priemonių enciklopedinis žodynas

  • Авиационная бомба — вид авиационных боеприпасов. Бывают основного (фугасные, осколочные, осколочно фугасные, противотанковые, бронебойные, бетонобойиые, противолодочные, зажигательные, химические и др.) и вспомогательного назначения (светящие, фотографические,… …   Словарь военных терминов

  • Авиационная бомба управляемая — имеет аэродинамические поверхности на корпусе (в виде развитого стабилизатора, рулей, иногда крыльев), позволяющие совершать управляемый полет после сброса с носителя. Команды на управление могут подаваться с носителя по радио, лазерному лучу и т …   Морской словарь

dic.academic.ru

авиационная бомба — это… Что такое авиационная бомба?

Рис. 1. Английская фугасная авиационная бомба калибра 250 кг.

авиацио́нная бо́мба — боеприпас для поражения объектов (целей) на земле и в воде, доставляемый в район цели самолётом или другим летательным аппаратом (носителем). После отделения А. б. от носителя ее дальнейшее движение к цели осуществляется по закону свободного падения либо с применением систем наведения. А. б. состоит из корпуса сигарообразной, цилиндрической, сферической или иной формы, аэродинамического оперения (или без него), боевого заряда, взрывателя (взрывательного устройства), тормозного устройства (у А. б., предназначенной для бомбометания с малых высот) и приборов управления (у управляемых А. б.). В качестве тормозных устройств используют парашют, пороховой ракетный двигатель или раскрывающийся стабилизатор зонтичного типа (тормозное устройство уменьшает скорость и увеличивает время падения сброшенной А. б., что позволяет летательному аппарату уйти на безопасное расстояние от точки взрыва). Для подвески А. б., как правило, снабжаются ушками. Существуют различные типы бомб: фугасные, бетонобойные, осколочные, противотанковые, зажигательные и др., а также комбинированного действия, например, осколочно-фугасные, фугасно-зажигательные и др.; могут быть монолитными и кассетными. Кроме А. б. для поражения целей (А. б. основного назначения) применяются также бомбы вспомогательного назначения — осветительные, фотографические, дымовые, ориентирно-сигнальные, практические и др.

Фугасные А. б. (рис. 1) снаряжаются боевыми зарядами из сильного взрывчатого вещества, например тротила, смеси тротила с гексогеном и пр. Они наносят поражение объекту (цели) главным образом взрывной ударной волной и применяются для разрушения оборонительных сооружений, военно-промышленных объектов, железнодорожных узлов, мостов, кораблей и т. п. Масса (калибр) фугасных А. б. обычно 100—1400 кг. В войне во Вьетнаме (1965—75) США применяли фугасные А. б. массой 6800 кг.

Разновидностью фугасных А. б. являются бомбы так называемого объёмного взрыва. В такой А. б. в качестве взрывчатого вещества используются сжиженные легкокипящие органические вещества. При взрыве бомбы подрывом диспергирующего заряда обеспечивается распыление углеводородного горючего, которое в смеси с воздухом образует взрывчатое облако. Подрывом детонирующего заряда производится взрыв облака. Мощность взрыва такой бомбы значительно превышает мощность взрыва фугасной бомбы равной массы. При взрыве облака создаётся избыточное давление во фронте ударной волны, способное поражать живую силу в укрытиях, разрушать прочные инженерные сооружения, подрывать противотанковые и противопехотные мины — уничтожать минные поля.

Бетонобойные А. б. являются разновидностью фугасной бомбы и предназначены для разрушения железобетонных укреплений и взлетно-посадочных полос. В отличие от фугасной бетонобойная А. б. имеет более прочный корпус и утолщённую термически обработанную головную часть, благодаря чему она при наличии достаточной кинетической энергии пробивает бетонную преграду и взрывается в запреградном пространстве. Бомбы, сбрасываемые с малых высот, снабжаются тормозным устройством и реактивным ускорителем, который после срабатывания тормозного устройства сообщает А. б. необходимую для пробивания преграды кинетическую энергию. Масса 25—550 кг. В 80-х гг. появились бетонобойные А. б. без ускорителя, с тандемной боевой частью. Пробивание преграды обеспечивает расположенный в передней части А. б. кумулятивный заряд. В образовавшееся отверстие проникает основной фугасный заряд. Масса 15—25 кг.

Осколочные А. б. (рис. 2) предназначены для поражения расположенной вне укрытий живой силы, легкобронированной техники, автоколонн, самолётов на аэродромах, артиллерии, радиолокационные станции и т. п. Снабжаются обычным фугасным зарядом. Необходимая осколочность обеспечивается рифлением корпуса, размещением в корпусе спиралей из стальной ленты с насечками, заливкой стальных шариков диаметром 5—10 мм в стенки корпуса, отливаемого из лёгкого сплава, и другими способами. Масса 0,5—125 кг.

Осколочно-фугасная А. б. представляет собой осколочную А. б. с усиленным фугасным действием. Масса 100—250 кг.

Противотанковые А. б. применяются для поражения бронетанковой техники. Их масса обычно невелика; 0,5—2 кг. Поражающее действие обеспечивается применением кумулятивного заряда.

Зажигательные А. б., применяются для поражения огнём живой силы, военно-промышленных объектов, железнодорожных станций и т. п. Для снаряжения А. б. малого калибра используются твёрдые горючие смеси на основе оксидов различных металлов, развивающие при горении температуру 2000—3000°С. В качестве снаряжения для А. б. больших калибров обычно применяются вязкие смеси на основе загущенных нефтепродуктов. Для разбрасывания вязких смесей и их зажигания А. б. снабжены разрывным зарядом и поджигающим (обычно фосфорным) патроном. Масса от 0,5 до 500 кг.

Кассетные А. б. представляют собой тонкостенные корпуса (кассеты), снаряжённые большим числом бомб и (или) мин малого калибра (0,2—25 кг), называемыми кассетными боевыми элементами (осколочные, противотанковые, зажигательные, бетонобойные и др.). После отделения от носителя на заданной высоте происходит вскрытие кассеты и выброс боевых элементов. Масса 60—900 кг. Возможно также рассеивание боевых элементов из несбрасываемых кассет, называемых авиационными контейнерами, из отсеков которых можно производить как одновременный, так и последовательный выброс боевых элементов.

Осветительные А. б. применяются для освещения цели при ночном бомбометании. Снаряжаются осветительным составом, который после сбрасывания бомбы загорается на заданной высоте. Имея небольшой парашют, А. б. медленно опускается, освещая местность в течение нескольких минут.

Фотографические А. б. предназначены для ночного аэрофотографирования. Обеспечивают необходимую при фотографировании кратковременную мощную вспышку света.

Дымовые А. б. применяются для постановки дымовых завес с целью ослепления противника и снижения эффективности управляемого им оружия. Снаряжаются зарядом, при горении которого образуется дымовой состав, непрозрачный как в видимой части спектра, так и в той части, которая используется для управления различными видами оружия.

Ориентирно-сигнальные А. б. применяются для целеуказания, аэронавигация и в других целях. Снаряжаются составами, при горении которых в течение заданного времени образуется дым и факел пламени.

Практические А. б. применяются для обучения лётного состава приёмам бомбометания. Место падения бомбы обозначается дымом и пламенем.

В конце 2-й мировой войны ВВС США сбросили на японские города Хиросима и Нагасаки две атомные бомбы с тротиловым эквивалентом 20 тыс. т каждая. При атомной бомбардировке этих городов пострадало около 500 тыс. человек.

О. К. Каверин, А. Г. Ковалёв.

Рис. 2. Французская осколочная авиационная бомба калибра 125 кг.

Энциклопедия «Авиация». — М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.

avia.academic.ru

Авиационная бомба — Википедия РУ

К началу Первой мировой войны ни одна страна мира не имела серийных более или менее эффективных авиационных бомб. Тогда бомбами или бомбочками в обиходе называли также ручные гранаты и винтовочные (ружейные) гранаты. При этом выражение «аэропланная бомба» первоначально означало, собственно, тяжелую ручную гранату, которую сбрасывали с аэропланов летчики. Часто в качестве авиационных бомб использовали артиллерийские снаряды калибра 75 мм и выше. Но к концу войны в 1918 г. в Англии, Франции и Германии были созданы достаточно эффективные осколочные, фугасные, бронебойные, химические и дымовые бомбы. Эти бомбы снабжались крыльевыми или кольцевыми стабилизаторами и имели вполне современный вид.[1]

Первоначально авиационные боеприпасы брались пилотом или другими членами экипажа в кабину, и просто руками выбрасывались при полёте над целью. В дальнейшем стали применяться различные дистанционные устройства подвески бомб на держатели, их приведения в активное состояние перед сбросом и непосредственно сам сброс.

При расположении боеприпасов внутри фюзеляжа (это называется «внутренняя подвеска») конструктивно предусматриваются специальные отсеки вооружения (грузовые отсеки), закрываемые в полёте створками. Внутри такого отсека, как правило, находятся кассетные бомбовые держатели (КД), представляющие собой раму с направляющими, электрозамками, механизмами подъёма грузов, цепями блокирования и сброса, и т. д. На каждую кассету может подвешиваться несколько авиабомб в ряд. Также достаточно широко применяются различные контейнеры, которые снаряжаются боеприпасами на земле специально обученными людьми и поднимаются в грузоотсек уже полностью готовыми к применению. В грузоотсеке могут находиться и другие виды держателей и различных устройств для перевозки и применения различных грузов — балочные держатели, катапультные устройства и др.

При расположении боеприпасов снаружи на конструкции самолёта («внешняя подвеска») часто применяются универсальные многозамковые балочные держатели (МБД). Например, конструкция балочного держателя МБД3-У9 позволяет подвесить на него до девяти бомб калибра 250 кг группами по три штуки. Также специализированные балочные держатели применяются для подвески ракетного оружия.

Процесс подвески авиабомб и грузов часто механизирован. Широко применяются лебёдки с ручным или электрическим приводом — в последнем случае для централизованного управления стандартными электролебёдками Бл-56 используется мобильный пульт управления на базе тележки ТСУЛ-56.

Необходимо отметить, что чем больше летательный аппарат, тем более гибко и универсально его боевое применение, допускающее множество комбинаций (вариантов загрузки) различными типами авиационных средств поражения (АСП). В отечественной авиации имеются машины, в которых предусмотрено до 300 различных вариантов загрузки, в зависимости от особенностей каждой конкретной задачи.

www.http-wikipediya.ru

Авиационные бомбы (Россия) — Википедия РУ

Межтиповые виды бомб

Межтиповые виды бомб — типы бомб, особенности которых могут иметь все виды бомб.

  • Штурмовые (Индекс Ш) — бомбы, имеющие раскрываемый тормозной парашют, который обеспечивает маловысотное (штурмовое) бомбометание, без риска повредить свой самолёт осколками (как при применении обычных бомб с мгновенным взрывателем) и исключает возможность рикошета (как при применении обычных бомб с взрывателем с штурмовым (10-240 с) замедлением) обеспечивая высокую точность бомбометания. Также обеспечивается бо́льший разлёт осколков для ФАБ и ОФАБ, так как бомба падает с больши́м углом[1]. Штурмовые бомбы могут иметь встроенное или приставное исполнение[1].
  • Термостойкие (Индекс Т) — Бомбы, имеющие теплозащитную конструкцию или теплозащитную оболочку, предназначены для подвески на высотные сверхзвуковые перехватчики, типа МиГ-25 и МиГ-31.

ФАБ с коротким корпусом

ФАБ большого удлинения

ФАБ толстостенная
     Детонатор      Взрывчатое вещество      Корпус

Фугасные

Фугасные авиабомбы (ФАБ) — это авиабомбы, основным поражающим действием которых является действие фугаса. Они обладают наиболее мощным и универсальным поражающим действием среди авиабомб основного назначения[1]. Масса ВВ в бомбе примерно составляет 50 %, также бомба имеет сравнительно прочный корпус для проникновения в грунт или в препятствия типа межэтажных перекрытий зданий и сооружений[1].
Основные поражающие действия

  • Газообразные продукты взрыва имеющие большое избыточное давление
  • Ударные волны в воздухе или грунте и сейсмические волны
  • Осколки при дроблении корпуса бомбы

Основные цели

  • Объекты тыла и коммуникаций
  • Военно-промышленные и энергетические объекты
  • Боевая техника
  • Живая сила

Современные ФАБ общего назначения имеют массу 250 кг и более. Они могут иметь несколько форм исполнения[1]:

  • Тупоконечная — предназначены для наиболее эффективного размещения внутри фюзеляжа. Обеспечивается сброс на около- и дозвуковых скоростях и высоте до 15-16 км[1].
  • Большого удлинения — имею обтекаемую головную часть, предназначены в основном для самолётов с наружной подвеской в том числе и сверхзвуковых. Имеют меньшее лобовое сопротивление и более устойчивы[1].
  • Толстостенные (индекс ТС) — Предназначены для действий по особо прочным целям (ж/б складов вооружения, стоянок техники, ВПП, плотин). Они отличаются более массивной и прочной головной частью, большой толщиной корпуса, и отсутствием головного очка под взрыватель и запального стакана[1].
  Принципиальная схема ОФАБ      Детонатор      Взрывчатое вещество      Корпус

Осколочно-фугасные

ОФАБ — осколочно-фугасная авиационная бомба представляет собой обычную фугасную бомбу, но с меньшим наполнением ВВ около 30-35 %, и специальными средствами организованного дробления корпуса как пилообразная внутренняя сторона корпуса или система продольных и поперечных выточек (хотя на устаревших образцах их могло и не быть)[1].

Основные цели

Осколочно-фугасные
АббревиатураИзображениеДиаметр (мм.)Длина (мм.)Масса бомбы (кг.)Масса ВВ (кг.)Примечания
ОФАБ-100-120 273130013342[2]
ОФАБ-250Т300205023992[2]Термостойкая
ОФАБ-250ШЛ325199126692[2]Штурмовая, надповерхностный взрыв
ОФАБ-250-270 325145626697[2]
ОФАБ-250ШН325196626893[2]Штурмовая маловысотная
ОФАБ-500У4002300515159[2]Универсальная
ОФАБ-500ШР4502500509125[2]Штурмовая, с разделяющимися БЧ

Бетонобойные и противолодочные

БетАБ с парашютом и ракетным ускорителем      взрыватель     Взрывчатое вещество     контейнер с ракетным ускорителем      корпус

     контейнер с парашютом

Принцип действия БетАБ с парашютом и ракетным ускорителем

БетАБ — бетонобойная авиабомба. Предназначены для эффективного поражения железобетонных укрытий и ВПП. Конструктивно делятся на 2 вида:

  • Свободного падения — предназначены для бомбометания с больши́х высот. Конструктивно близки к толстостенным фугасным бомбам.
  • С парашютом и реактивным ускорителем — предназначены для бомбометания с любых (в том числе и малых) высот. Бомба за счёт парашюта наклоняется до 60°, парашют отстёгивается и включается ракетный ускоритель[1].

ПЛАБ — противолодочная авиабомба. Предназначена для поражения подводных лодок. Могут иметь разное исполнение. Бомбы большого калибра обычно имеют бесконтактный (гидроакустический, барометрический, дистанционный или чаще комбинированный) взрыватель, и поражают цель фугасным действием (гидродинамическим ударом) на расстоянии. Для них хорошо подходит ядерный заряд малой мощности (как пример, отечественная ПЛАБ 5Ф48 «Скальп»).

Бомбы малого калибра обычно используются в составе кассет и имеют контактный взрыватель и кумулятивное исполнение бомбы[1].

Бетонобойные и противолодочные
АббревиатураИзображениеДиаметр (мм.)Длина (мм.)Масса бомбы (кг.)Масса ВВ (кг.)Примечания
БетАБ-500350220047776[2]
БетАБ-500ШП325250038077[2]Штурмовая, с реактивным ускорителем
БетАБ-500У450248051045 ТЭ[4]
ПЛАБ-250-120240150012361[2]

Зажигательные и объёмно-детонирующие

ФЗАБ     Детонатор     Взрывчатое вещество      Заряд ВВ      Патрон с фосфором      Огнесмесь      Корпус

ОДАБ     взрыватель     диспергирующий заряд     снаряжение     вторичный (инициирующий) заряд      корпус

     контейнер с парашютом

ЗАБ — Зажигательная авиационная бомба. Предназначена для поражения огнём живой силы и боевой техники. Масса зажигательных бомб не превышает 500 кг. Конструктивно зажигательные бомбы делятся на 2 типа[1]:

  • С пиротехническим зажигательным составом — используется во всех бомбах меньше 100 кг, и в некоторых с калибром более 100. Пиротехническим составом как правило является термит со связующим веществом. Корпус обычно состоит из горючего металла электрон (сплав алюминия с магнием)[1].
  • С вязкой огнесмесью — применяются для бомб калибром от 100 до 500 кг. Огнесмесью является органические горючие вещества загущённые до вязкого состояния специальными веществами (каучук, жидкое стекло, полистирол). Огнесмесь в загущённом состоянии дробится при взрыве на крупные куски, которые несколько минут горят при температуре около 1000°С. Также в конструкцию бомбы входит патрон с фосфором и небольшой заряд ВВ, после детонации, фосфор на воздухе самовоспламеняется и поджигает огнесмесь.[1]
  • ФЗАБ — фугасно-зажигательная авиационная бомба. Представляют собой комбинацию ФАБ и ЗАБ в одном корпусе. При срабатывании бомбы сначала детонирует зажигательная, а потом фугасная часть[1].
  • ЗБ — зажигательный бак. Представляют собой ЗАБ в тонкостенном корпусе без стабилизатора и без разрывного заряда ВВ. Разброс и дробление осуществляется посредством гидроудара, возникающего при ударе о преграду. Могут эффективно применяться только с малых высот[1].

ОДАБ — объёмно-детонирующая авиабомба. Обеспечивает бо́льшую эффективность по живой силе и легкоуязвимой технике (в том числе в открытых укрытиях), чем ФАБ. При встрече с препятствием срабатывает диспергирующий заряд, разрушается корпус, дробится и разбрасывается горючее. Горючее испаряется и, смешиваясь с воздухом, образует облако топливовоздушной смеси. Через время необходимое для образования облака достаточного размера, вторичный детонирующий заряд ВВ подрывает топливовоздушную смесь[1].

ЗАБ с пиротехническим зажигательным составом.     Детонатор      Пиротехнический состав      Термитный состав     Корпус

ЗАБ с вязкой огнесмесью.     Детонатор     Патрон с фосфором     Огнесмесь      Заряд ВВ      Корпус

ЗБ     Патрон с фосфором     Огнесмесь     корпус

Зажигательные и объёмно-детонирующие
АббревиатураИзображениеДиаметр (мм.)Длина (мм.)Масса бомбы (кг.)Масса ВВ (кг.)Примечания
ЗАБ-100-1052731065106,928,5[2]
ЗАБ-250-200325150020260[2]
ЗБ-500ШМ5002500317260[2]
ЗБ-500ГД5002500270-340 (в зависимости от типа огнесмеси)218-290[2]
ФЗАБ-500М400250050086+49 (ВВ+огнесмесь)[2]
ОФЗАБ-5004502500500250[2]
ОДАБ-500ПМ 5002280520193[2]
АВБПМ 7100 (44000 кг. ТЭ)[5]

Кассетные

РБК — разовые бомбовые кассеты. Представляют собой тонкостенные авиабомбы, предназначены для применения авиабомб малого калибра (до 20 кг.). Название состоит из сокращенного наименования и типа снаряжения. Некоторые РБК имеют в комплекте съёмный обтекатель позволяющий эффективно устанавливать РБК на самолёты как с внешней подвеской так и с внутренним отсеком вооружения. РБК по способу разбрасывания боевых элементов делятся на два вида[1]:

  • обтюраторного типа — имеют в своей конструкции жёстко закреплённый обтюраторный диск, который после срабатывания дистанционного взрывателя и воспламенения им вышибного заряда под действием пороховых газов отделяется от стакана и перемещается внутри корпуса бомбы вместе с центральной трубой вокруг которой размещаются мелкие авиабомбы. Отделяется хвостовой конус, и боевые элементы выходят за пределы кассеты[1].
  • с центральным воспламенительно-разрывным зарядом (ВРЗ) — в конструкции бомбы есть центральная перфорированная труба с ВРЗ и боковое ослабленное сечение, закрытое планкой. При срабатывании взрывателя, инициируется ВРЗ. Образовавшиеся газы разрушают корпус бомбы по сечению и разбрасывают авиабомбы, при этом достигается больша́я площадь рассевания авиабомб[1].

КМГУ — контейнер малогабаритных грузов универсальный. Предназначен для транспортировки и сброса БКФ (блоков контейнерных фронтовых) с суббоеприпасами. Сам же КМГУ во время боевого применения находится на узле подвески вооружения летательного аппарата и не сбрасывается (хотя в аварийной ситуации может быть принудительно сброшен). Конструктивно КМГУ представляет собой обтекаемый корпус с управляемыми створками, отсеками для подвески БКФ и автоматикой позволяющий регулировать интервал сброса блоков[3][6].

РБК обтюраторного типа.     Стакан      Боевые элементы      Обтюраторный диск     Центральная труба     Вышибной заряд

РБК с центральным ВРЗ и установленным съёмным обтекателем.     Стакан     Воспламенительно-разрывной заряд     Боевые элементы      Механизм расцепления      Дистанционный взрыватель      Центральная труба     Корпус     Командный прибор      Планка

РБК с центральным ВРЗ (РБК-250 ЗАБ2,5М) в разрезе.     Стакан     Боевые элементы     Центральная труба с ВРЗ внутри     Корпус

Суббоеприпасы бомбовых кассет

В качестве суббоеприпасов (боевых элементов) кассетных бомб применяются бомбы сравнительно небольшого калибра. Из-за специфики их применения, кроме вышеописанных типов бомб имеются также специализированные бомбы, в настоящее время применяемые в основном только в бомбовых кассетах и КМГУ[1].

ОАБ (АО, ШОАБ) — осколочная авиационная бомба (авиационная осколочная, шариковая осколочная авиационная бомба). Авиабомбы основным действием которых является осколки корпуса. Калибр бомб колеблется от 0,5 до 50 кг. Они предназначены для поражения живой силы, не- и легкобронированной техники. Старые авиабомбы имеют цилиндрический корпус с жестким стабилизатором обеспечивают нерегулярное дробление, современные бомбы имеют сферическую или полусферическую конструкцию, складывающийся стабилизатор, аэродинамические устройства (приливы или лопатки), насечки для организованного дробления корпуса или уже готовые поражающие элементы.

  • Бомбы с готовыми осколками изготавливаются из двух полусфер, армированных стальными шариками. Внутри корпуса имеется разрывной заряд и контактный взрыватель.
  • Бомбы с насечками кроме того имеют взрыватель с замедлением. При встрече с преградой такая бомба разделяется на две части и через время, необходимое для поднятие на несколько метров, подрывается[1].

ПТАБ — противотанковая авиационная бомба. Предназначены для поражения бронированных объектов. Поражающим действием является кумулятивная струя, образующаяся при помощи кумулятивной выемки внутри корпуса бомбы. Также при подрыве корпус бомбы образует осколки, которые могут поразить живую силу и небронированную технику. Для эффективного воздействия кумулятивной струи взрыв должен происходить на расстоянии, называемом фокусным. Старые образцы бомб имеют контактный головной или донный взрыватель. Современные бомбы имеют встроенное взрывательное устройство с датчиком цели[1].

ШОАБ-0,5 с готовыми осколками-шариками (слева), и АО-2,5РТ с насечками (справа).

     Корпус      Заряд ВВ      Взрыватель      Стальные шарики      Стабилизатор      Прилив

ПТАБ-2,5М с головным взрывателем (вверху), и ПТАБ-1М со встроенным пьезоэлектрическим взрывательным устройством (внизу).

     Корпус      Заряд ВВ      Взрыватель (вариант с головным взрывателем)      Датчик цели (вариант со встроенным взрывательным устройством)      Предохранительно-исполнительный механизм

Кассетные
АббревиатураИзображениеТип БЧДиаметр (мм.)Длина (мм.)Масса бомбы (кг.)Количество элементовМасса одного элемента (кг.)Примечания
РБК-500У ОФАБ-50УДосколочно-фугасная45025005201050Универсальная[2]
РБК-500 АО-2,5РТМосколочная45025005041082,5[2]
РБК-500 ОАБ-2,5РТМосколочная45025005001262,5[2]
РБК-500 БетАБбетонобойная450250052512[2]
РБК-500У БетАБ-Мбетонобойная450249548010Универсальная[2]
РБК-500 ПТАБ-1Мпротивотанковая, кумулятивная4501954427268 (бронепробиваемость не менее 200мм)[2]
РБК-500У ПТАБпротивотанковая, кумулятивная4502500520352 (бронепробиваемость не менее 200мм)Универсальная[2]
РБК-500У СПБЭ-Дсамоприцеливающийся противотанковая450248550015Универсальная[2]
РБК-250 ЗАБ-2,5Мзажигательная3251492195482,5[2]
РБК-500 ЗАБ-2,5СМзажигательная45019544802972,5[2]
РБК-100 ПЛАБ-10К противолодочная2401585125610[2]

В 2015 году ВКС РФ применили в Сирии: РБК-500 с СПБЭ[7], Бетаб-500, КАБ-500, КАБ-500кр, Каб-500С, ФАБ-500Ш, ФАБ-500М54, ФАБ-500М62, ОФАБ 250-270Т, ОФАБ-500ШР, КАБ-1500Л, ОФЗАБ-500, ОДАБ-500ПМ, РБК-500 ЗАБ-2,5СМ .

www.http-wikipediya.ru

БОМБА АВИАЦИОННАЯ — это… Что такое БОМБА АВИАЦИОННАЯ?


БОМБА АВИАЦИОННАЯ
БОМБА АВИАЦИОННАЯ

аэробомба, авиабомба (Aerial bomb) — снаряд, сбрасываемый с летательного аппарата для поражения земных, морских и воздушных целей. Употребляемые в настоящее время авиационные бомбы имеют различные размеры и устройство в зависимости от их назначения. Вес их колеблется в пределах от 1 до 2000 кг, длина — от 10 см до 4,5 м, диаметр — от 5 до 80 см. Наиболее распространены бомбы весом 10, 50, 100, 250, 500 и 1000 кг. По назначению Б. А. в основном разделяются на осколочные, фугасные, химические и учебные. Особую категорию фугасных Б. А. образуют бомбы бронебойные и глубинные, предназначаемые для действия по кораблям и подводным лодкам. Аэрохимические бомбы снаряжаются как стойкими, так и нестойкими ОВ. Осколочно-химические бомбы снаряжаются раздражающими ОВ. Химические бомбы, кроме того, бывают с дымообразующими и с зажигательными веществами. Для освещения местности под самолетом применяются осветительные Б. А.

Самойлов К. И. Морской словарь. — М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941

.

  • БОМБА
  • БОМБЫ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ, или ГЛУБИННЫЕ

Смотреть что такое «БОМБА АВИАЦИОННАЯ» в других словарях:

  • Бомба авиационная — (см. Авиационная бомба). Авиация: Энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994 …   Энциклопедия техники

  • БОМБА АВИАЦИОННАЯ — бомба, сбрасываемая с авиационных средств на наземные и надводные цели …   Энциклопедия вооружений

  • бомба — 1) бомба авиационная (авиабомба) – вид боеприпасов, сбрасываемых с боевых самолётов и вертолётов для поражения наземных и морских целей противника. Относится к бомбардировочному вооружению, появившемуся вместе с первыми авиационными воинскими… …   Энциклопедия техники

  • Бомба Диснея — Бомба сразу после сброса (кадр фотокамеры в бомболюке самолета) Бомба Диснея (англ. Disney Bomb, официально «4500 фунтовая бетонобойная/ракетная бомба»)  противобункерная авиационная бомба с ракетным ускорителем, ра …   Википедия

  • АВИАЦИОННАЯ БОМБА — АВИАЦИОННАЯ БОМБА, вид авиационных боеприпасов, сбрасываемых с летательных аппаратов; основной вид бомбардировочных средств поражения. Подразделяются на бомбы основные, специальные и вспомогательные назначения. Авиационные бомбы основного… …   Военная энциклопедия

  • БОМБА — (франц. bombe) 1) устаревшее название артиллерийского снаряда. С 19 в. в русской артиллерии бомбой назывались снаряды массой св. 1 пуда (16 кг)2)] Авиационная бомба, вид авиационных боеприпасов. Существуют ядерные (см. Водородная бомба, Ядерная… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Авиационная бомба — боеприпас для поражения объектов (целей) на земле и в воде, доставляемый в район цели самолётом или другим летательным аппаратом (носителем). После отделения А. б. от носителя ее дальнейшее движение к цели осуществляется по закону свободного… …   Энциклопедия техники

  • Авиационная бомба — один из видов авиационных боеприпасов, сбрасываемых с летательных аппаратов. Современные авиационные бомбы могут быть управляемыми. Калибр авиационной бомбы (масса) от 0,5 до 20 000 кг. Различают авиационные бомбы основного (имеют обычный или… …   Морской словарь

  • Авиационная бомба управляемая — имеет аэродинамические поверхности на корпусе (в виде развитого стабилизатора, рулей, иногда крыльев), позволяющие совершать управляемый полет после сброса с носителя. Команды на управление могут подаваться с носителя по радио, лазерному лучу и т …   Морской словарь

  • Авиационная бомба — Медная 20 фунтовая бомба времён Первой Мировой …   Википедия

dic.academic.ru

Авиационная бомба — WiKi

К началу Первой мировой войны ни одна страна мира не имела серийных более или менее эффективных авиационных бомб. Тогда бомбами или бомбочками в обиходе называли также ручные гранаты и винтовочные (ружейные) гранаты. При этом выражение «аэропланная бомба» первоначально означало, собственно, тяжелую ручную гранату, которую сбрасывали с аэропланов летчики. Часто в качестве авиационных бомб использовали артиллерийские снаряды калибра 75 мм и выше. Но к концу войны в 1918 г. в Англии, Франции и Германии были созданы достаточно эффективные осколочные, фугасные, бронебойные, химические и дымовые бомбы. Эти бомбы снабжались крыльевыми или кольцевыми стабилизаторами и имели вполне современный вид.[1]

Первоначально авиационные боеприпасы брались пилотом или другими членами экипажа в кабину, и просто руками выбрасывались при полёте над целью. В дальнейшем стали применяться различные дистанционные устройства подвески бомб на держатели, их приведения в активное состояние перед сбросом и непосредственно сам сброс.

При расположении боеприпасов внутри фюзеляжа (это называется «внутренняя подвеска») конструктивно предусматриваются специальные отсеки вооружения (грузовые отсеки), закрываемые в полёте створками. Внутри такого отсека, как правило, находятся кассетные бомбовые держатели (КД), представляющие собой раму с направляющими, электрозамками, механизмами подъёма грузов, цепями блокирования и сброса, и т. д. На каждую кассету может подвешиваться несколько авиабомб в ряд. Также достаточно широко применяются различные контейнеры, которые снаряжаются боеприпасами на земле специально обученными людьми и поднимаются в грузоотсек уже полностью готовыми к применению. В грузоотсеке могут находиться и другие виды держателей и различных устройств для перевозки и применения различных грузов — балочные держатели, катапультные устройства и др.

При расположении боеприпасов снаружи на конструкции самолёта («внешняя подвеска») часто применяются универсальные многозамковые балочные держатели (МБД). Например, конструкция балочного держателя МБД3-У9 позволяет подвесить на него до девяти бомб калибра 250 кг группами по три штуки. Также специализированные балочные держатели применяются для подвески ракетного оружия.

Процесс подвески авиабомб и грузов часто механизирован. Широко применяются лебёдки с ручным или электрическим приводом — в последнем случае для централизованного управления стандартными электролебёдками Бл-56 используется мобильный пульт управления на базе тележки ТСУЛ-56.

Необходимо отметить, что чем больше летательный аппарат, тем более гибко и универсально его боевое применение, допускающее множество комбинаций (вариантов загрузки) различными типами авиационных средств поражения (АСП). В отечественной авиации имеются машины, в которых предусмотрено до 300 различных вариантов загрузки, в зависимости от особенностей каждой конкретной задачи.

ru-wiki.org

Авиационная бомба — Викизнание… Это Вам НЕ Википедия!

Авиационная бомба — снаряд, сбрасываемый с самолётов или других летательных аппаратов для поражения объектов (целей) па земле, море, в воздухе . Кроме того, А. б. могут использоваться и в специальных целях. Авиационная бомба состоит из корпуса сигарообразной, цилиндрической или другой формы, заполненного сильным взрывчатым вешеством или зарядом специального назначения: зажигательным, осветительным, дымовым и т. д. Взрыв А. б. вызывается взрывателем, одним или двумя, к-рые помещаются в её головной или хвостовой части. Возможные типы взрывателей: дистанционный — для взрыва бомбы на определённой высоте в воздухе, мгновенного действия — пря ударе о поверхность преграды, замедленного действия — взрывающий бомбу после проникновения её на определённую глубину. Длительность замедленного взрыва А. б. может быть от нескольких секунд до нескольких часов и даже суток. Существуют различные типы бомб: фугасные, бронебойные, бетоио-бойпые, осколочные, зажигательные, осветительные и специального назначения.

Фугасные А. б. являются наиболее употре-бителъным типом бомб и бомбардировочной авиации. Эти бомбы наносят поражение объекту (цели) гл. обр. взрывной волной. Во второй мировой войне известны случаи применения фугасных А. б, весом в 5.000, 7.000 и более — до 11.000 кг. Фугасные А. б. применяются для разрушения оборонительных сооружений, морских и речных судов, танков, бронемашин, складов, железнодорожных узлов, мостов, военнопромышленных объектов и др. Для фугасной А. б. применяются взрыватели мгновенного или замедленного действия, в зависимости от того, где требуется получить взрыв: на поверхности цели (объекта) или в её глубине.

Бронебойные и бетоноб ой н ы е А. б. весом от 100 до 1.000 кг являются разновидностью фугасной бомбы и предназначены для поражения

бронированных или железобетонных целой, в к-рые обычная фугасная бомба, вследствие слабости её корпуса, проникнуть не может. А. б. этого типа, в отличие от фугасной, имеет большую толщину и прочность стенок корпуса, а также прочную утолщённую, термически обработанную, головную часть.

Осколочные А. б. применяются для поражения расположенной вне укрытий живой силы, артиллерии, автоколонн, самолётов па аэродромах противника и др. Во второй мировой войне применялись осколочные бомбы весом от 0,5 до 25 кг. Обычно осколочные А. б. для получения лучшего поражения цели сбрасываются сериями по нескольку штук в каждой.

Зажигательные А. б. применяются для образования пожаров па ж.-д. станциях, складах, аэродромах, в населённых пунктах, лесах и т. п. Снаряжаются авиационные бомбы этого типа специальным зажигательным составом. При горении зажигательного состава развивается высокая температура. Обычно зажигательные бомбы сбрасывают одновременно в большом количестве, что создаёт многочисленные очаги воспламенения. Вес зажигательных бомб — от 1 до 50 кг.

Осветительные А. б. применяются для освещения цели при ночном бомбометании и при почном аэрофотографировании. Снаряжаются А. б. специальным осветительным составом, к-рый загорается поело сбрасывания бомбы па определённой высоте с помощью дистанционного взрывателя и, имея небольшой парашют, медленно опускаются, освещая местность в точение нескольких минут.

А. б. специального назначения: дымовые — для создания дымовых завес с целью ослепления противника; агитационные — позволяющие выбрасывать с разрывом па определённой высоте пакеты с агитационной литературой; аэронавигационные — для целей самолётовождения над морем; рассеивающие А. б. — для разбрасывания большого количества фугасных, осколочных, зажигательных и других А. б. малых и средних калибров, к-рыми эта бомба снаряжается. Цементные А. б. применяются для учебных целей; имеют каплеобразную форму, снаряжаются специальным патроном, дающим при взрыве дым чёрного или белого цвета.

Кроме описанных выше А. б., подчиняющихся после сбрасывания закону свободного падения тола, во многих странах для увеличения меткости разрабатываются, уже применявшиеся в конце второй мировой войны, управляемые А. б., самонаводящиеся на цель после сбрасывания их с самолёта, и реактивные бомбы.

Управляемые бомбы имеют несущие плоскости и рулеиоо управление. Направленно бомбы в цель достигается управлением на расстоянии с помощью радиоустановок с самолёта или с земли, позволяющих через толемохапич. устройство бомбы воздействовать на рули, изменяя, корректируя траекторию полёта бомбы к цели, что увеличивает меткость бомбометания.

Самонаводящиеся А. б. самоуправляемы после сбрасывания с самолёта, что достигается воздействием тепловых лучей, излучаемых целью на помещённый в головной части бомбы элемент, передающий через телемехапич. устройство соответствующие команды на рули управления бомбы. В зависимости от равномерности распределения тепловых лучей, воздействующих на элемент, будет изменяться положение рулей, всё время направляю 10*

щих бомбу па цель при её отклонении. Принцип самонаведения А. б. может быть основан не только на тепловом действии лучей, идущих от цели, но и на использовании радиоволн малой длины, отражаемых целью, и др. Самонаводящаяся А. б. имеет преимущество перед управляемой бомбой в том, что она не требует оператора для управления её полётом, к-рый обязателен при применении бомб управляемого типа. Управляемые и самонаводящиеся А. б. могут иметь для увеличения дальности полёта установленный реактивный двигатель. Реактивные бомбы отличаются от прочих тем, что при сгорании их реактивных зарядов они получают под действием реактивной силы газов дополнительную скорость. Реактивные бомбы могут быть также управляемыми и самонаводящимися. Применение управляемых и самонаводящихся А. б. позволяет повысить меткость и поражать цель, находясь вне зоны огня зенитной артиллерии.

В конце второй мировой войны впервые были применены американцами атомные А. б. Действие атомной бомбы (см.) основано на принципе использования внутриатомной энергии (см. Атомная энергия). Атомные бомбы в руках англо-американских империалистов — оружие агрессии, предназначенное для массового истребления мирного населения и разрушения мирных городов. Атомное оружие в руках СССР является одним из решающих средстп защиты мира. Владея секретом атомного оружия (с 1947), СССР настойчиво добивается немедленного запрещения атомного оружия и других средств массового разрушения и уничтожения, чему усиленно сопротивляются англо-американские империалисты.

Требуется проверка викификации!

Статья из Большой советской энциклопедии

Эта статья подлежит модернизации и корректировке!

Если Вы заметили неточность — Вы можете исправить её с помощью ссылки редактировать (или править) на этой странице.

www.wikiznanie.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *