Фехтование на штыках | Екабу.ру

Начало темы было здесь: http://ekabu.ru/tradeunion/74559-russkiy-shtyk.html

Спортивное фехтование на штыках

Основные действия, при штыковом фехтовании.

Штыковое фехтование в конце XIX — начале XX века, наряду сабельным было вполне прикладным видом спорта. Как вид спорта в нашей стране оно дожило до 60-х годов, попутно сменив винтовку на карабин.
Оно считалось наиболее простым, среди других видов (сабля, шпага и рапира), из-за меньшего количества технических приёмов.
Ещё в начале XX века фехтование на штыках не было массовым и популярным видом спорта, оно развивалось и культивировалось в армии. Однако, к началу 30-х годов в нашей стране происходят попытки сделать этот вид спорта общенародным. Этому способствует с одной стороны его простота и доступность, с другой стороны массовое обучение штыковому бою в Армии и во Всеобуче.)

В 1925 г. проходит первое первенство Красной Армии по фехтованию на штыках.
В 1927 г. проводится первое первенство РСФСР по фехтованию на штыках на всероссийском летнем празднике физкультуры.
В 1928 г. состоялось первое первенство СССР по фехтованию на штыках на первой всесоюзной спартакиаде.
В 1929 году Ю.Т. Хозиков проводит в парке Культуры и Отдыха имени Горького в Москве массовые занятия по фехтованию на штыках.

Хозиков Юрий Тихонович (1904—1992).
Родился в городе Лебедянь Липецкой области 16 апреля 1904 года.
Фехтованием начал заниматься в 1920 году.
Засл. мастер спорта. Победитель первого
чемпионата Российской Федерации 1927
по фехтованию на винтовках с эластичным штыком.
Один из зачинателей массового развития фехтования в стране.
Засл. тренер СССР. С 1951 по 1957 главный тренер
сборной команды СССР.
Работаяначальником физической подготовки Погранвойск СССР
внёс большой вклад в развитие фехтования в системе Вооружённых Сил.
Тренер сборной СССР на ОИ 1952, 1956.
Был председателем Федерации фехтования СССР.
Долгие годы был председателем Федерации фехтования РСФСР,
председателем Всесоюзного тренерского совета,
Всесоюзной коллегии судей.
Автор монографий по фехтованию на штыках
и программ по рукопашному бою.
Награждён орденом Красного Знамени,
орденом Отечественной войны второй степени,
орденом Красой Звезды, и одиннадцатью медалями.

Штык для спортивного фехтования делали из тонкой полосы пружинистой стали с «пуговкой» на конце. Вес и длина оружия изменялись, копируя сначала винтовку Мосина ( длина165 см , вес 4,5 кг), с 1930 по 1938 года вес уменьшился до 2 кг при той же длине, с 1939 года вернулись к весу в 4,5 кг, а с 1948 года перешли на карабин, вес которого 2,5 кг, а длина до 136 см — длина карабина той же системы.

Фехтовали на дорожке, такой же, как и для сабли, что ограничивало перемещение только направлением вперёд-назад. Зона поражения аналогична рапирному фехтованию: ограничена шеей и туловищем. Нижней границей поражаемого пространства являются линии, проходящие спереди по сгибу ног в паху, а сзади — на уровне поясницы.

Для дополнительной зашиты тела применялся ватный нагрудник, на левую руку надевали рукавицу со стеганой длинной крагой для предохранения предплечья от ударов цевьем и трубкой штыка, на правую—обычную фехтовальную перчатку. Маску использовали ту же, что и в сабельном фехтовании.

Нагрудник и левая руковица.

Бой вёлся в левосторонних стойках, потеря карабина во время боя штрафовалась уколом.
Разрешались только уколы, режущие удары и удары прикладом были запрещены. Так же запрещалась атака броском.
Бои проводились до пяти уколов продолжительностью до 6 минут «чистого» времени.
Фехтовали на винтовках или карабинах только мужщины. Для женщин и детей нагрузки считались слишком тяжёлыми из-за большого веса оружия.

К сожалению, этот вид фехтования не стал олимпийским, хоть и культивировался в разных странах, но по национальным правилам, что затрудняло организацию международных встреч. К 60-м годам в нашей стране, которая начинает принимать активное участие в олимпийском движении, неолимпийским видам спорта перестали уделять хоть какое-то внимание, оставив их без государственной поддержки. Это стало причиной того, что фехтование на штыках почти мгновенно сошло на нет. После 60-х годов о нём у нас забыли напрочь.

Штыковой бой

Армейские приёмы и методы обучения штыковому бою сильно отличались от спортивного фехтавания на штыках.
Так же, как и сабле, с появлением магазинных винтовок и пулемётов, штыку пророчили отставку, которая так до сих пор и не состоялась.
Однако, новые реалии боя достаточно сильно изменили технику фехтования штыком.

Учебный групповой бой.

Применение пулемётов заставило пехоту из плотных построений плечо к плечу перестроиться в разреженную цепь. Это дало бойцу свободное пространство, и действия в штыковой атаке уже не сводились к только прямоленейному движению вперёд. Солдат получил возможность маневрировать назад, вправо-влево, обходить противника сбоку.
Массовое применение артеллерии сделало первую Мировую войну траншейной. Это заставило солдат фехтовать в крайне невыгодных условиях и породило короткие уколы с широким хватом винтовки (левая рука прямо за штыковой трубкой), а также удар снизу, хорошо известный в иностранных армиях, но так и не появившийся в наших наставлениях и уставах.

По легенде, первая Женевская конвенция заставила отказаться от удара сверху в живот с последующим опусканием винтовки, в результате чего полученные раны уже никак не совмещались с жизнью. Однако, по другой версии, причиной отказа от этого приёма стала высокая вероятность того, что штык будет зажат конвульсирующими мышцами пресса, и боец в разгар рукопашной останется безоружным. Так или иначе, но удар сверху в любую часть тела, в XX веке полностью исчизает из наставлений и уставов. Если у А. Люгарра это «удар первый», то после Империалистической войны о нём уже не упоминают. Возможно, причиной тому стало большое влияние на рукопашный бой спортивного фехтования на штыках, где этот удар не применялся из-за того, что атакующий слишком сильно открывается.

Армейские наставления и уставы до безобразия просты, зачастую содержат лишь два укола (длинный и короткий) два-четыре отбива и один-два удара прикладом. Никаких тонкостей пособия не объясняют, а методики предполагают крайне небольшые сроки обучения, в которых поединкам с реальным противником либо совсем не уделяют время, либо уделяют слишком мало, по сравнению с остальными упражнениями (удары в воздух и по мишеням). Это и понятно, на солдате всегда старались экономить, на обмундировании, довольствии, тренинге и прочем. Однако многих талантливых фехтовальщиков сие не устраивало, и они писали свои учебники и наставления, которые иногда доходили до их прямого адресата.

Иллюстрация из книги А. Люгарра «Руководство фехтования на штыках»

Одним из самых полных для своего времени руководств было составленное преподавателем фехтования при Александровском Военном Училище и при Императорском Московском Университете Александром Люгарром «Руководство фехтования на штыках», изданное в 1905 году. Во вступлении автор как раз пишет о том, что перед Русско-Японской войной преобладало мнение о том, что штык изжил своё и в войнах сколько-нибудь заметной роли играть уже не будет. За десятелетие перед упомянутой войной внимание уделяемое штыковому бою, и как следствие, умение солдат владеть штыком резко снизились. Однако, война доказала ошибочность такого взгляда на штыковой бой.

В книге прекрасно изложена программа подготовки к штыковому бою, которая включает, в духе времени, и применение штыка против кавалериста.
К сожалению, в «Обучении штыковому бою», высочайше утверждённому в 1907 году взамен соответствующих страниц Устава строевой пехотной службы рекомендации Люгара не использовались. Обошлись стандартным минимумом.
После Гражданской войны вопрос об улучшении методов обучения штыковому бою и фехтованию не раз поднимался на разных уровнях, к составлению руководств и методик привлекались лучшие фехтовальщики страны.

Иллюстрации из книги Г. Калачёва «Штыковой бой»

В 1927 году Г. Колачёв пишет своё исследование штыкового боя за рубежом, составленное на основе изучения иностранных уставов и наставлений «Штыковой бой». В нём очень подробно рассматривается методика обучения и техника штыкового боя крупнейших западных государств, и даются рекомендации о возможности применении этих приёмов и методов в Красной Армии. Однако, и этим рекомендациям не дано было попасть в методику обучения в нашей армии, что легко можно увидеть, сравнив труд Калачёва с соответствующей главой из Строевого устава пехоты РККА 1939 года.

Константин Трофимович Булочко, составивший первый в стране институтский учебник по фехтованию «Фехторвание и рукопашный бой», изданный в 1940 году., и программу для институтов физкультуры «Рукопашный бой и фехтование». В последствие он пишет ещё много наставлений по штыковому и рукопашному бою.

Булочко Константин Трофимович (1908 — 1991)
Заслуженный тренер СССР, многократный чемпион СССР, профессор.
Основоположник ленинградской школы фехтования.
Заслуженный мастер спорта, профессор, один из ведущих специалистов по
подготовке мастеров русского рукопашного боя.
Первых успехов в спорте добился в 20-е годы.
Участник первой спартакиады народов СССР 1928 года, где занял первое место
среди рапиристов и третье – по фехтованию на штыках.
Неоднократный победитель чемпионатов СССР.
Заведовал кафедрой фехтования ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта (Ленинград)
Чемпион СССР 1938 года в личных соревнованиях по фехтованию на рапирах и
саблях, 1939 года на рапирах и карабинах с эластичным штыком.
Был постановщиком военных номеров института физической культуры имени Лесгафта
на спортивных парадах в Москве и Ленинграде, а также солистом этих рукопашных
баталий.
Основатель и руководитель ДЮСШ по фехтованию в Ленинграде.
Подготовил более 50 мастеров спорта.
Является автором одного из первых учебников по фехтованию для ИнФизКульта,
автором более 100 научных и методических работ.

Кроме спортивного штыкового фехтования в СССР после гражданской и до Отечественной войны практикавался «рукопашный бой» военно-прикладное двоеборье, состоящие из прохождения 150-тиметровой полосы припятствий, на которой присутствовали мишени для удара штыком и прикладом, и фехтования до одного укола на винтовках с эластичным штыком, но не на фехтовальной дорожке, а в круге, где у бойцов была реальная возможность маневрировать не только взад-вперёд.

Обучение групповому бою.
Иллюстрация из книги К. Булочко «Физическая подготовка разведчика»

Обучение штыковому бою, как правило, состояло из отработки приёмов в строю, когда уколы и удары наносили «в воздух» по каманде инструктора; ударов по мешеням, которые представляли из себя либо связки хвороста, либо мешки, набитые соломой; индивидуальных поединков между обучающимися на деревянных макетах оружия; групповых рукопашных схваток с использованием тех же макетов; и тактических занятий с отработкой наступления, метанием муляжа гранаты и «штыковой атаки» теми же макетами винтовок.

Деревянный макет винтовки с мягким наконечником.

В обучении штыковому бою редко использовали эластичный штык, чаще это был макет винтовки, сделанный из дерева и утяжелённый металлическими полосами. Штык обычно не отделялся от винтовки. На конце штыка был самодельный «гуманизатор» — либо резиновый мячик, либо обмотка из ветоши и пакли.
Был ещё вариант, который использовался в иностранных армиях, но не прижился у нас. Состоял он в следующем: фехтовали на боевых винтовках, но на штых одевали ножны, часто конец ножен гуманизировали резиновыми мячиками, пробковыми шариками и т.п.

Литература:
К. Т. Булочко.
(Некоторые вопросы методики подготовки к рукопашному бою
О методике подготовки бойца к рукопашному бою
О развитии у бойца быстроты восприятий и ответных действий
Требования фронта к рукопашному бою
Физическая подготовка разведчика
Капитан Булочко подводит итоги — биографический очерк)

А.А.Тарасов «УНИЧТОЖАЙ ВРАГА В РУКОПАШНОЙ СХВАТКЕ»
Г. Калачёв «ШТЫКОВОЙ БОЙ»
А.Люгарр. Руководство фехтованiя на штыкахъ (1905)
Обучение фехтованию на штыках 1907
Из Строевого устава пехоты РККА 1939 Штыковой бой
Техника боевого фехтования
Фельдман. Изготовление инвентаря
Фехтование штыком Американское наставление
Ю.Т. Хозиков «Фехтование на штыках»

______________________________________
Источник: http://baritsu-club.livejournal.com/4476.html

ekabu.ru

Ножевой бой с точки зрения фехтовальщика

В данной статье представлен взгляд человека много лет практиковавшего различные виды фехтования на то, как может выглядеть ножевой бой. На наш взгляд, здесь есть спорные моменты, расходящиеся как с принципами филиппинской манеры ножевого боя, так и с практикой современного спортивного ножевого боя. Но, тем не менее, целый ряд идей заслуживает внимания и может быть весьма интересна для фехтовальщиков, которые хотят адаптировать свою технику для прикладного или спортивного ножевого боя.

В ножевом сообществе давно устоялось мнение, что нет прикладного фехтования на ножах, а есть только комплексный рукопашный бой с использованием ножа. Наверное, это правильно. По крайней мере в современных условиях.
Но так ли все плохо с фехтованием? Может быть, в качестве основы прикладного НБ оно менее применимо, чем РБ… но насколько менее? Ведь когда-то фехтование неплохо служило в качестве основы НБ. Еще в 20 в. системы прикладного НБ основывались на фехтовании. И это казалось логичным: на чем же ещё-то?
Да, техника боя длинным клинком не оптимальна для ножа. И, наверное, сложно построить эффективный НБ на основе чистого фехтования.
И конечно, НБ должен быть комплексным. Без рукопашных техник никак!
Как же может выглядеть НБ с точки зрения фехтовальщика?
Прежде всего, нужно не «изображать» фехтовальщика, а использовать принципы.
Позицию выбирайте ту, что удобна именно вам, и именно в данной ситуации. Классическая боковая позиция минимизирует поражаемую зону; в более фронтальном положении удобнее действовать невооруженной рукой. Способны вы работать в чисто фехтовальной позиции — ради бога!
Оружие всегда расположено между нами и противником. Оружие всегда угрожает, всегда направлено на противника. Конкретная цель зависит от ситуации и личных предпочтений, да и может меняться в процессе работы.
Главное, не опускайте оружия ниже груди. Запоминаем: живот почти никогда не является целью для ножа!
Держим дистанцию. Фехтовальщик умеет вести ближний бой, но все же оптимальная для него дистанция — дальняя/средняя.
Дистанция определяется принципом «от противника далеко, от себя близко». Это достигается:
— выработкой чувства дистанции
— выработкой чувства момента для ухода и атаки
— тренировкой передвижений, в том числе навыка быстрого сближения и выхода из атаки.
Основное атакующее воздействие — прямой укол. Им мы реагируем на попытку оппонента сблизиться. Иначе зачем бы мы постоянно держали оружие направленным на противника?
Конечно, прямым уколом мы не ограничиваемся. Колем с боков, снизу, сверху. Используем серии прямых уколов со сменой уровней.
Естественно, не пренебрегая и рубяще-режущими ударами. Хотя укол при прочих равных достает дальше, что важно при стремлении к бою на дальней дистанции. Да и из нашей основной позиции с направленным на противника оружием много удобнее колоть, чем резать/рубить.
Основная защита — маневром и дистанцией.
Конечно, и руками защищаемся. Естественно, не пытаемся останавливать чужие удары ножом, подобно шпаге. Не будем идиотами! Как обычно, ножом подрезаем конечности. Можно использовать и классические фехтовальные защиты. Только выполняются они не ножом, а предплечьем как вооруженной, так и невооруженной руки.
Как мы выяснили, фехтование ножом не имитирует фехтования длинным клинком, а ориентируется на него. Берет за основу технику и, главное, тактику. Обязательно адаптируя ее в соответствии с реалиями.
Защита руками при фехтовальной манере — мера скорее вынужденная. В общем случае мы, в ответ на любую угрозу, уходим. Защищаемся смещением, маневрируем. Можно назад, это проще и естественней всего. Нежелательно с точки зрения тактики, но лучше, чем ничего не сделать. Хотя более оптимально — в стороны, ориентируясь на классические фехтовальные уклонения. Смещаемся с линии атаки вправо или влево (можно и чуть назад-в сторону) и колем навстречу. Или адаптированный вариант классической passata sotto — уклонение вниз со встречным уколом. Хотя… это уже уклонение не передвижением, а корпусом вниз.
Такая манера предполагает активную игру дистанцией и превентивные действия. Хорошо, конечно, уклониться в последний момент, когда противник уже не сможет изменить траекторию атаки! Особенно хорошо — с тяжелым, более-менее инерционным оружием, для которого эти техники и создавались. С ножом такие штуки проходят, в том числе уклонение вниз — но сомнительней и опасней для исполнителя. Слишком короткое и легкое оружие, слишком мобильное! Атака начинается со сравнительно небольшой дистанции, а защиты-то изначально предназначались для боя на длинных и довольно увесистых старых рапирах…
Смещаемся мы всегда и в любом случае. В идеале — с упреждением; очень желательно – со встречной атакой. Если защитились предплечьем, чуть смещайтесь с линии атаки. Хуже не будет!
И помним: фехтование — это не только умение красиво действовать оружием. На 70 процентов это передвижения. Ясно, что лучше уходить/уклоняться в стороны. Хотя самая естественная реакция на угрозу — отскочить назад. Нежелательно… но и не так страшно. Особенно если знать, что делать. И уходить нужно контролируемо. На расстояние безопасное и вместе с тем удобное для контратаки.
В фехтовании отлично разработаны действия оружием: переводы, переносы, смена секторов, повторные атаки… Конечно, «играть» длинным клинком куда безопаснее, нежели ножом! Наверное, эти техники приходится адаптировать больше других.
В общем случае, атака начинается с движения вперед руки с оружием. Мы не спешим шагать, пока оружие не выведено вперед на всю длину руки. Возразите, что тем самым мы отдаем руку для поражения? Но это в любом случае происходит при сближении – неважно, подаем мы вперед одну руку или все тело. Только в одном случае мы рискуем получить удар по руке, а в другом – и по руке, и в корпус. Ведь реальный противник непредсказуем. И вместо ожидаемой встречной защиты (которую мы уже готовы обойти или сбить) можно нарваться на встречный удар. И с этой точки зрения кажется разумным начать атаку с распрямления руки (в фехтовании это называется показ укола). К тому же быстрый укол (или рез) одной рукой куда малозаметнее и быстрее.
Первая реакция на попытку оппонента сблизиться — смещение (уход) с обязательным встречным уколом или ударом.
Будьте постоянно «заряжены» на атаку! Неважно, в наступлении вы или в обороне. Раскрылся противник – рука сама распрямляется в укол! Не достали? Рука «вытягивает» все тело, ноги подхватывают движение, сокращая дистанцию шагом/выпадом. Сближаемся на необходимое для поражения противника расстояние, не больше! И проведя свой удар (при возможности — серию) уходим на безопасную дистанцию.
Уход со встречным ударом — стандартная реакция на любую попытку оппонента сблизиться. Даже если мы не достали, встречная угроза способна прервать атаку противника.
И конечно, не забываем атаковать ближайшую цель, оказавшуюся в зоне поражения. Не стоит атаковать корпус, если доступны конечности… и это еще одна причина сохранять дальнюю дистанцию. Нужно оппоненту? Пусть сам ищет способ сблизиться, а мы подождем. Глядишь, сунется в зону поражения…
Кстати, навык выполнения переводов и переносов эффективен не только в атаке, но и для защиты рук, вывода их из-под чужих ударов.
И несколько слов о невооруженной руке. «Фехтование» не равно глупости. Вторая рука долгое время активно использовалась и в фехтовании длинными клинками. Тем более – в ножевом бою, где велика вероятность входа в ближний бой. Хотя… если ближний бой в тренировочных боях случается слишком часто, может быть, кто-то занимается «не своим» стилем? Поскольку наша основная тактическая задача – остановить противника как можно дальше, не допустив сближения на дистанцию, где результат становится совершенно непредсказуем.

Автор – Александр Камышов

combat-arnis.ru

Беседы по технике боевого фехтования. Историческое фехтование

Беседы по технике боевого фехтования

Введение

У всех людей руки и ноги сгибаются в одну и ту

же сторону, и нет среди всех возможных движений

таких, которые вы не в силах бы были придумать и

научиться выполнять самостоятельно.

Юрий Юрьевич Сенчуков, Учитель и Мастер.

Прежде, чем начинать уроки и дискуссии в нашем Зале, всем присутствующим здесь ныне и пока только собирающимся почтить нас своим присутствием, опытным бойцам, прошедшим десятки схваток, и зеленым новичкам, боящимся удара, всем, постигающим науку жить и выживать в до-дзе и всем, чье сердце навсегда отдано сокрушительным размашным движениям кулачного боя стоит задать себе несколько элементарных вопросов. Эти вопросы я задавал многим моим знакомым и сам себе на протяжение всего периода моего увлечения боевыми искусствами вообще и фехтованием в частности. Самое интересное состоит в том, что с течением времени ответы на них у каждого человека достаточно резко изменяются. С моей точки зрения, уже сам факт наличия столь резких перемен доказывает значимость аспектов жизни людей, затрагивающихся этими вопросами.

Вот они

1) что есть бой? 2) Какова цель боя? 3) Каков наиболее оптимальный путь достижения этой цели?

Дабы избежать косвенного влияния моего миропонимания на Ваши ответы, я не буду приводить здесь собственную точку зрения, к тому же она, естественно, достаточно ярко проявится в нашем дальнейшем разговоре. А пока, давайте отворим тяжелые двери из ирландского бука и вступим на отполированные тысячами ног напольные дубовые панели нашего Вечного Фехтовального Зала

Беседа первая

Итак, мы вошли! Первое, что обычно бросается в глаза новым гостям, это относительно небольшой размер нашего Зала. А зачем он нам, большой-то? Мы же в нем не стометровки бегать собрались1 Зато Зал прекрасно освещен и через его широкие окна внутрь свободно льется солнечный свет. Его лучи скользят по различным приспособлениям для тренировок, укрепленным в полу, на стенах и потолке Зала и яркими белыми бликами сверкают на полировке развешанного по стенам оружия. Изредка солнечный зайчик, отразившись от изгиба клинка или обвода доспеха шмыгнет и в недра соседней оружейной комнаты, вырывая из сумерка очертания уж совсем незнакомых и непривычных европейскому глазу странной формы клинков, лезвий, гард, древк и рукоятей. Но лишь ненадолго они предстают нашему взору ибо не пришло еще время для разговора о том многообразии видов холодного оружия, что хранит

История.

— Ну что? Начинаем разговор? Начинаем! Нет, нет, молодой человек, не надо сразу тянуться к рукояти этого фальшона! Нет, и в стойку вставать еще очень-очень рано! Тем более, что она у Вас…. м-мда… Давайте пока поговорим! Какой у нас наиболее распространенный метод достичь победы в поединке? Правильно! Ударить противника! Различных методик добиться победы без этого мы пока касаться не будем (земной поклон Вам, Уэсиба-сан!). А чем мы его будем бить? Мечом? А если его нет? Копьем? Та же проблема Нож достанем? Это уже вообще статья! Кулаком по ро… по лицу? Ногой по …? Ох! А мы все это умеем? Или для каждого отдельного случая будем изучать принципиально новую технику боя и передвижения? Нет! Нам это делать лень! Вообще лень — двигатель прогресса! Ленивый человек делает то, что ему нужно сделать, один раз и хорошо, потому как переделывать – лень. Бить противника должно тело! Все сразу и целиком! Это абсолютно не значит, что вы должны вкладывать в каждый удар весь свой вес и пролетать мимо, если Вашему почтенному собеседнику удалось-таки уклониться, но если вам удобно воткнуть клинок ему в гортань, ударить его ногой в пах, локтем в лицо, или навершием меча в висок — делайте это не задумываясь, ибо принципы движения Вашего корпуса, перемещения Ваших ног и нанесения ударов остаются неизменными во всех случаях жизни! Естественное движение не может быть неверным! Нельзя зацикливаться только на оружии, которое вы держите в руках. Все ваше тело должно стать оружием, цельным и неразделимым, и тогда становится уже не принципиально важным, что за предмет находится у Вас в руках — кухонный НОЖ или швейцарский спадон, короткая трость строевая алебарда.

Так, следующий вопрос: куда бить? А что, еще понятно? Или вы считаете, что противник все-будет подставлять под удобное Вам в данный момент движение какие-то определенные части тела? Правильно думаете. Обязательно будет! Но совершенно не те, в которые Вам хочется ударить! Удар, к примеру, открытой ладонью в локоть замахивающегося мечом противника способен не только остановить атаку и выбить его из равновесия, но и, при достаточном навыке, обездвижить его руку на несколько драгоценных секунд. Элементарная подстановка предплечья под навершие меча обрывает атакующее действие любой силы. Поэтому бейте по любой доступной Вам части тела противника! Эффективнее, быстрее, безопаснее да и, пожалуй, милосерднее отрубить противнику кисть руки, держащей клинок, чем пытаться с первого удара вмять ему шлем в ребра. Тем более, что, отрубив руку, вы всегда, в случае необходимости, успеете закончить сеанс терапии этим или другим приглянувшимся Вам способом.

Третий, и заключительный вопрос, нашей первой беседы: как часто надо бить? Постоянно! Бой, если это бой, а не прообраз старинной русской игры в «салочки», всегда скоротечен и характеризуется значительной плотностью ударов. Необходимость постоянного нанесения ударов отнюдь не определяет необходимость постоянной активной атаки, хотя и это тоже желательно. Бить можно на контратакующем движении и на «блокирующем» в том случае, если производится удар в плоскость атакующего клинка или по древку/по пальцам на древке топора или копья. Подобная же ситуация имеет место и в случае подстановки локтя или колена под атакующую конечность противника. Бить можно «разменивая» удар на удар — пропуская горизонтальный рубящий мечом в кирасу, нанести колющий в щель забрала или обрушить острие клевца на шлем противника, принять удар рукой или ногой на мышцы брюшного пресса или спины, ударив в ответ открытой ладонью в голову или кулаком в пах.

И последнее: с противником никогда не надо драться! Противника надо бить! Каждым, самым мельчайшим своим движением надо стараться нанести ему максимально возможный вред. Ваш противник тоже человек, он тоже чувствует боль и боится остаться калекой! Помните это. Если атакующий Вас человек два раза пытаясь ударить Вас, дважды получит чувствительный удар по бьющей конечности, в третий раз он инстинктивно будет бояться ударить Вас. Его удар будет уже не таким быстрым, не таким уверенным — пользуйтесь этим!..

(Продолжение «Бесед…» и многое другое вы найдете на сайте www.tgorod.go.ru)

Крупица ценной информации от наших московских друзей — клуба

«Наследие предков»: www.rpg.ru/np/

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

sport.wikireading.ru

Фехтование

Фехтование (от нем. Fechten — «сражаться», «бороться») — спортивное единоборство с использованием холодного оружия. Состязаются фехтовальщики на специальной дорожке, ширина которой составляет от 1,5 до 2 м, длина — 14 м, а покрытие — из электропроводящего материала, с целью изоляции от регистрирующего уколы (удары) аппарата.

Управляет боем, а также оценивает умения и навыки фехтовальщиков арбитр, руководствующийся показаниями регистрирующего уколы и удары электрического аппарата, с которым связаны проводной системой оружие и одежда спортсменов. Кроме того, бои на определенных видах оружия отличаются некоторыми специфическими правилами, которые позволяют в некоторых случаях объявлять уколы или удары недействительными и не засчитывать их.

Первые соревнования по фехтованию, увековеченные на фресках древнего храма Абу в Медине (Египет), датируются примерно 1190 годом до нашей эры. Согласно сопровождающей фреску иероглифической надписи, состязания были устроены фараоном Рамзесом III в честь празднования победы в битве с ливийцами.

Довольно длительное время фехтование, то есть, владение холодным оружием (мечом, шпагой, ножом, секирой и так далее) было просто необходимо для решения споров, а порой — для выживания. Обучали искусству владения мечом легионеров и гладиаторов в Древнем Риме, а в Древней Греции фехтование преподавалось детям, достигшим 7-9 лет.

В средневековой Европе (особенно во Франции, Италии и Испании) рыцари-дворяне проводили немало времени, изучая особенности обращения с холодным оружием. В России же еще Петр I обязал придворных обучаться фехтованию на шпагах, и ввел изучение приемов штыкового боя в армии. Спустя некоторое время благородное искусство обращения с холодным оружием было включено в число обязательных предметов во многих учебных заведениях.

В наши дни фехтование перестало быть средством решения споров, и превратилось из боевого искусства в один из видов спорта. И это не удивительно — ведь издревле бой на мечах был чрезвычайно популярным видом состязаний. Сражения такого рода велись, как правило, до первой крови, судились наиболее уважаемыми старейшинами. Соревнования по фехтованию входили в программу олимпийских игр еще в 776 году до нашей эры, да и на Олимпиаде 1896 года проводились состязания фехтовальщиков. В зависимости от используемого оружия, различают такие виды спортивного фехтования:

Фехтование на рапирах — данном виде спорта для поединка используется рапира — колющее оружие четырёхгранного сечения, длина которого составляет 110 см, вес — 500 г. Для защиты руки служит круглая гарда, диаметр которой — 12 см. Турниры для мужчин и для женщин проводятся отдельно. Спортсмены защищены металлизированной курткой, укол в которую регистрируется цветной лампой (именно уколы такого рода засчитываются), в то время как удар, нанесенный в области, не закрытые курткой, фиксируется белой лампой и считается недействительным. Основное правило — вначале следует отразить атаку противника, а уж потом переходить к ответным действиям. Приоритет действий переходит от одного спортсмена к другому, преимущество определяет арбитр, основываясь на показаниях регистрирующего аппарата.

Фехтование на шпагах — шпага представляет собой колющее оружие трехгранного сечения, длина которого составляет 110 см, вес — до 770 г. Круглая гарда, защищающая руку, имеет диаметр 13,5 см. Мужчины и женщины соревнуются в отдельных турнирах. Действительными считаются уколы, нанесенные спортсменами в любую часть тела (кроме затылка). Приоритета действий в данном виде фехтования не существует.

Фехтование на саблях — в поединках такого рода спортсмены используют саблю — рубяще-колющее оружие трапециевидного сечения, длина которого не превышает 105 см, вес — 500 г. Гарда сабли овальная. Поражаемая поверхность тела спортсменов (в данном виде фехтования удары и уколы, фиксирующиеся на аппарате цветной лампой, могут наноситься во все части тела) закрыта защитной одеждой с серебряной стружкой.

Фехтование на тростях — в данном виде фехтования спортсмены вооружаются тростями — гладкими деревянными палками, длина которых — 95 см, вес — от 125 до 140 гр. Свое оружие они держат прямым хватом одной рукой, вторая при этом заложена за спину. Бой ведется в круге, диаметр которого составляет 6 метров. Основная цель бойцов, защищенных масками, нагрудниками, перчатками и щитками на ногах — нанести как можно больше колющих и рубящих ударов в любую часть тела противника за 2 минуты (такова продолжительность поединка).

Фехтование на карабинах — этот вид фехтования возник сравнительно недавно — примерно в конце XVIII века — с появлением нового вида длинноствольного оружия — карабина (от арабского «караб» — оружие, турецкого «карабули» — стрелок или французского carabin — винтовка). Честь изобретения карабина приписывают оружейному мастеру Гаспару Цольнеру. Обращение с данным видом оружия требовало не только недюжинной меткости, но и силы, быстроты и ловкости, когда дело доходило до рукопашного боя. Даже по прошествии нескольких столетий искусство фехтования на карабинах не забылось — более того, приобрело довольно широкую известность. Например, в середине прошлого века в СССР был довольно популярен такой вид спорта как фехтование на карабинах с эластичным штыком. Во время тренировок и различного рода соревнований участники не только боролись за призы и титулы, но и получали возможность подготовиться к ведению рукопашной схватки, обрести психологическую устойчивость во время боя, отточить навыки обращения с оружием.
 Система РОСС (Российская Отечественная Система Самозащиты), на общих принципах которой — законах природы и механики движений — сроилась программа и методика обучения данному виду фехтования, предлагала 2 варианта проведения уроков штыкового боя и соревнований:
 1. Упрощенные соревнования (тренировки) — проводятся без какого-либо защитного снаряжения, при этом фехтовальщики используют макеты карабинов или небольшие палки (шесты).
 2. Спортивный, более усложненный вариант. Спортсмены защищены масками с забралом, защитными перчатками, нагрудником и паховым бандажом. В качестве оружия используются карабины, на которых штык заменяется мягким теннисным мячиком.

Фехтование на тяжёлом клинковом оружии — соревнования такого рода проводятся неофициально, фехтовальщики применяют одно- или двуручные мечи, вес которых может составлять от 1200 до 4000-5000 грамм. Для защиты применяются исторические (или стилизованные под ту или иную эпоху) доспехи: латы, кольчуги, бригантины и т.д. Поскольку имеет место полноконтактный бой, этот вид фехтования чрезвычайно травмоопасен.

Бугуртные бои — один из видов фехтования на тяжелом клинковом оружии. Данный вид спорта возродился в России в начале XXI. В сражении участвуют команды 5х5, причем весовая категория спортсмена не имеет значения. Бойцы, облаченные в соответствующую экипировку, могут использовать не более двух видов оружия. Бой проводится на квадратной площадке 20 на 20 метров, окруженной зоной безопасности, ширина которой составляет 1 метр. Продолжительность схватки — 3 минуты. Бой может завершиться и в случае падения всех бойцов команды (к падению приравнивается также потеря или порча всего оружия, выход за пределы ристалища, потеря важного элемента защиты и т.д.).

Этикет фехтовальщиков был придуман в странах Европы. Это не совсем так. Некоторые формулировки словесных обращений в древности соответствовали современным. Например, возгласом «к бою!», которым начинается в наши дни фехтовальный поединок, начинали сражение фехтовальщики еще в Древнем Египте (об этом свидетельствует соответствующая надпись, сопровождающая фреску, изображавшую соревнование). Победитель салютовал оружием фараону и его свите, а результаты сражений записывались на специальном папирусе.

Чтобы победить, фехтовальщик должен нанести противнику как можно больше ударов или уколов, при этом не имеет значение, с какой силой нанесен удар и куда именно он пришелся. Действительно, удары и уколы в поединке фиксируются в обязательном порядке. Однако следует учесть, что, в соответствии с правилами того или иного вида фехтования, один и тот же удар (укол) может быть как засчитан, так и аннулирован. Например, при фехтовании на рапирах засчитываются только уколы, нанесенные в туловище, причем пружина в пуандаре (наконечнике рапиры) настроена лишь на давление не меньшее 500 г (более слабые удары аппарат просто не регистрирует). Те же правила действуют и в фехтовании на саблях, единственное отличие — запрет совершать «скрестный шаг вперед». А в бою на шпагах наконечник оружия должен создать давление не менее 750 г, удары же можно наносить во все части тела противника (кроме затылка).

В некоторых видах фехтования бои ведутся до первой крови. Это действительно так, но в отдельных случаях проигравшим считается тот, кто во время сражения закрывает глаза. Такого рода правила действуют, например, в мензурном фехтовании (нем. mensurfechten — фехтование в ограниченном пространстве), чрезвычайно популярном среди молодежи и студентов Германии начиная с XVI века. Экипировка сражающихся состоит из очков с металлической сеткой, кожаного нагрудника и толстого шарфа, защищающего шею. Цель фехтовальщиков — остро отточенным оружием («шпагером») поранить лицо противника. После того, как данный вид соревнований перестал быть средством решения споров и превратился в один из способов проверки мужества и стойкости, были созданы и новые правила поединка — специальные судьи следят за тем, чтобы сражающиеся не закрывали глаз во время боя.

Фехтовальная маска была введена сравнительно недавно. Исследователи утверждают, что еще фехтовальщики Древнего Египта защищали лица специальными масками. Однако в Европе о необходимости введения данного элемента экипировки фехтовальщика заговорили лишь в 1755 году, а введена маска была только спустя десятилетие — в 1765 году. По мнению специалистов, именно после введения маски началось бурное и быстрое техническое и тактическое совершенствование фехтования.

Дебют российских фехтовальщиков на Олимпийских играх состоялся в средине прошлого века в Хельсинки. Действительно, в Олимпиаде 1952 года (Финляндия, Хельсинки) сборная СССР участвовала, однако не следует думать, что это был дебют спортсменов из России на международной арене. Еще в 1910 российские саблисты выступали на соревнованиях, проводившихся в Париже. Да и в олимпиаде 1912 года (Швеция, Стокгольм) отечественные мастера клинка также принимали участия, хотя особых успехов не добились.

Для достижения победы в любом виде фехтования нужно досконально знать приемы данного искусства владения оружием и быть в хорошей физической форме. Это действительно так, ведь фехтование — индивидуальный вид спорта, даже командные соревнования проводятся один на один. Однако, например, в бугуртных боях для того, чтобы победить, участники команды должны проявить не только физическую силу, ловкость, искусство владения оружием, но и командную тактику и стратегию. Интеллект фехтовальщика также является чрезвычайно важной составляющей будущей победы, особенно в соревнованиях такого рода.

Наиболее утонченным является древнее японское искусство фехтования — ведь оно основывается на философских принципах гармонии. Европейское же фехтование чрезвычайно грубое и примитивное. Это не совсем так. В древности самураи, облаченные в тяжелые доспехи, использовали массивный длинный меч (тати). Техника владения данным видом оружия, несомненно, эффективная в бою, была в то же время чрезвычайно проста, ни о каких сложных методиках на тот момент речи не шло. Лишь в эпоху Эдо (1603-1868 гг.), когда японские воины вооружились более короткими и легкими мечами (катанами) и отказались от сковывавших движения доспехов, ситуация в корне изменилась — вместо выносливости и физической силы стали цениться ловкость, чувство дистанции и времени. Да и техника ведения боя постоянно совершенствовалась и утончалась.
 Примерно то же самое происходило и в Европе — на смену тяжелому мечу пришли шпага и рапира. Появились и новые школы фехтования, основывавшиеся порой на выводах точных наук (например, геометрии) и ценящие изящество и красоту движений фехтовальщика превыше всего, даже победы в поединке.

Наиболее качественными, надежными и сложными в изготовлении являются японские мечи. Это не совсем так. «Высокие технологии» японских оружейников («японский дамаск» — многочисленная сварка и последующая проковка слоев, технология стальных пакетов (сердцевина из мягкого железа обкладывается высокоуглеродной сталью), позволяющая изготовить упругое и долго держащее заточку изделие) были известны и в Европе еще в VI-VIII вв. Кроме того, следует учесть, что высококачественные и чистые руды Японии отнюдь не способствовали совершенствованию кузнечного мастерства, в то время как европейцы вынуждены были изобретать новые способы и технологии изготовления металлических изделий.

Двумечный бой никогда реально не существовал — это выдумка режиссеров боевиков и создателей компьютерных игр. Совершенно ошибочное мнение. Двумечный бой издревле активно применялся во многих странах мира, хотя ведения сражения двумя видами оружия требовало от человека недюжинной ловкости, координированности и освоения довольно обширного арсенала технических приемов. В разных странах фехтовальщики предпочитали использовать в двумечном бою различные виды оружия. Например, в Европе кроме длинного оружия (меча, рапиры или шпаги) применяли короткий клинок. Меньшей популярностью пользовалось искусство боя на парных шпагах. В Японии также зачастую использовали два меча — длинный и короткий. На островах Тихого Океана большой популярностью пользовалось искусство Кали Арнис — соперники вооружались парными палками, а в некоторых случаях — парными мачете. Наиболее часто ведение боя парными предметами использовалось в Китае. Для поединка бойцы выбирали парные короткие тесаки, парные палаши (шуандао), парные мечи (шуанцзянь), а также парные копья, булавы, боевые веера и т.д.

Двумечник играючи победит в схватке бойца, вооруженного лишь одним клинком. Как и всякий стиль ведения поединка, двумечный бой имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести огромный арсенал техник и приемов. Конечно, усилий и времени на их изучение придется затратить немало, но результат того стоит. Однако не следует забывать и о слабых сторонах двумечников. Например, если противник ведет бой на длинной дистанции, использование второго клинка становится попросту невозможным. А если к тому же соперник экипирован двуручным или полтораручным мечом, он легко сможет одержать победу над человеком, вооруженным двумя более короткими клинками.

Наиболее действенной является защита «клинок в клинок». Защита такого рода упоминается в трактатах по фехтованию лишь начиная с XVI века, до того предпочтение отдавалось сталкиванию оружия противника с линии атаки. Ведь жесткий блок (то есть столкновение мечей гранями) не только лишает вас возможности атаковать, но и повреждает оружие — на лезвии появляются трещины и зазубрины, которые в будущем могут привести к потере остроты лезвия, а то и разрушению клинка.

Издревле ведутся споры о том, что эффективнее — колющий или рубящий удар. Чаще всего склоняются к мнению, что острие превосходит лезвие. Нет, такого рода споры ведутся относительно недавно — примерно с начала XVIII века. До того в разных странах мира и колющий, и рубящий удар считались фундаментальными техниками ведения боя, да и оружие изготовлялось с таким расчетом, чтобы дать возможность бойцу наносить любой вид удара в соответствии со сложившейся ситуацией. В то же время существовало и чисто рубящее, и колющее оружие, причем не прослеживается доминирование клинков какого-то одного вида.

Фехтованием можно начинать заниматься с 12 лет. Действительно, чаще всего в спортивные секции принимают детей 10-12 лет, но начать постигать благородное искусство фехтования можно с 5 лет. В этом случае для обучения используется специальное облегченное оружие. Кстати, фехтовальщиком можно стать в любом возрасте. На чемпионате мира среди ветеранов, проводившемся в 2006 году, победила спортсменка из ЮАР, которая начала постигать премудрости фехтования в пятидесятилетнем возрасте, и добилась больших успехов.

Во Франции зародились различные школы фехтования, разрабатывались различные техники — значит, и в различных соревнованиях команда этой страны чаще всего будет занимать призовые места. Действительно, именно Франция была родоначальницей многих школ фехтования, распространившихся позднее во многие страны Европы. Однако по итогам, например, Олимпийских игр, эта страна оказалась на втором месте (36 медалей), на первом же прочно утвердились итальянцы (42 медали). Спортсмены Венгрии на третьем месте (29 медалей), на четвертом — фехтовальщики СССР и России, в копилке которых на данный момент 27 медалей.

Популярные мифы

Популярные факты

Популярные советы

Популярные сленг

www.molomo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *