Содержание

БМП - это... Что такое БМП?

БМП

безбалластное мостовое полотно

Источник: http://www.css-mps.ru/vestnik-vniizht/v2002-4/u44.htm

Пример использования

плиты БМП

БМП

буксируемый минный планер

Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.

БМП

батальон подводных мостов

воен.

Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.

  1. БМП
  2. БПМ

бюджет прожиточного минимума

  1. БМП

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

БМП

боевая машина пехоты

воен.

Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

БМП

ближний маркерный пункт

БМП

Балтийское морское пароходство

морск.

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

БМП

бензомотопомпа

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

  1. БМП
  2. БТМП

батальон морской пехоты

воен., морск.

  1. БМП

Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

БМП

«без малейшего понятия»

разг.

БМП

братская могила пехоты

арм.

воен., фольклорн.

БМП

батальон моторизованной пехоты

воен.

БМП

бегущее магнитное поле

БМП

батальонный медицинский пункт

воен., мед.

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

БМП

буровая машина передвижная

в маркировке

БМП

безопасность машиностроительного производства

предмет в вузе

образование и наука, произв.

БМП

биметаллическая пластина

БМП

Белорусское морское пароходство

Беларусь, морск.

Источник: http://www.cnews.ru/news/line/index.shtml?2013/04/23/526734

БМП

бассейн мокрой перегрузки

АЭС

БМП

бесконечно малая последовательность

матем.

Словарь сокращений и аббревиатур. Академик. 2015.

sokrasheniya.academic.ru

БМП-3 боевая машина пехоты последнего поколения


БМП-3 боевая машина пехоты последнего поколения
БМП-3 боевая машина пехоты последнего поколения
       В эту машину невозможно не влюбиться, поговорка, что красивые самолеты красиво летают, а красивые машины красиво ездят, как нельзя кстати подходит для российской боевой машины пехоты последнего поколения БМП-3.
        А ведь в 1979 году, когда с мая по декабрь на базе Таманской мотострелковой дивизии проходили испытания два объекта, 681 “Длинный Джон” и 675 “Темп”, решавших какой в будущем артсистеме занять место в качестве основного вооружения для новой БМП, трешки вообще могло бы не быть.
        Сравнение показало, что 30-мм автоматическая пушка 2А42 “Темпа” оказалась более эффективной, чем 76-мм пушка “Зарница”, установленная на “Джоне”. Однако сам носитель, как считали военные, в перспективе уже не мог обеспечить, даже с учетом последующих модернизаций, должного уровня защиты экипажа от перспективных на то время 25-мм боеприпасов американской пушки М242. Несомненно, нужен был новый носитель. Для этого на Курганском машиностроительном заводе предложили использовать доработанный для транспортировки личного состава корпус опытного легкого плавающего танка.
        Корпус новой машины был изготовлен из алюминиевого сплава. Стойкость к поражению малокалиберными снарядами по отношению к БМП-1 увеличилась почти в 1,7 раза. Например, лобовая проекция выдерживала попадания 30-мм боеприпасов с дистанции в 200 метров, а расположенный в передней части машины топливный бак являлся дополнительной защитой от кумулятивных боеприпасов. 500-сильный дизельный двигатель УТД-29 с углом развала блока цилиндров в 60 градусов разместили в кормовой части БМП. Так как УТД-29 имеет малую высоту, то для выхода десанта. размещаемого в средней части корпуса, используется специальный проход над двигателем, верхние крыши этого прохода в открытом состоянии используются в качестве дополнительной защиты по бокам при десантировании экипажа. С созданием этой машины российские конструкторы вновь предложили всему миру. как и с БМП-1, новую компоновку для боевых машин пехоты следующего поколения.
        Получив обозначение, объект 688 (в простонародье “Чебурашка"), новая БМП, была оснащена боевым модулем с 30-мм пушкой 2А42 и 2 ПУ ПТУР 9М 113 “Конкурс”. Для испытаний было изготовлено два образца, заводские номера "602" и “603”. Однако к тому времени конструкторы под руководством Шипунова, возглавлявшего Тульское конструкторское бюро приборостроения предложили абсолютно новый и достаточно оригинальный комплекс вооружения 2К23 для новой машины. В состав комплекса входит 100-мм пушка - пусковая установка 2А70 и спаренные с ней 30-мм автоматическая пушка 2А72 и 7,62-мм пулемет ПКТ. В боекомплект пушки помимо осколочно-фугасных снарядов входят противотанковые управляемые по лучу лазера ракеты 9М117 “Бастион”.
        Первая БМП “601” была оснащена новой башней уже в 1982 году и получила неофициальное обозначение об.688М. На ней, правда, первоначально отсутствовала вертикальная стабилизация основного прицела 1К13-1. Следом за “601” изготовили “604”, где у командира машины вместо ТКН-3 "Кристалл” был установлен стабилизированный прицел-прибор наблюдения ТКН-4С “Агат - С”. В том же году хотели провести сравнительные испытания двух разных комплексов вооружения, установленных на “601” и “602” машинах. Однако ввиду несомненной перспективности образца со 100-мм пушкой от этого отказались. В последствии “третью” “Чебурашку” оснастили боевым модулем от "604”, корпус которого был списан, и она получила не менее экзотическое название “три четверти”. Особенность этой машины помимо прицела командира еще заключалась в том, что на ней был установлен в качестве опробования, иной, чем на “601”. стабилизатор вооружения. Ковровский завод, а именно его образец был установлен на “604”, предложил усиленный стабилизатор от БМП-2, так как Челябинский образец, установленный на “601”, имел хотя спорный, но недостаток: по два привода на горизонтальное и вертикальное наведение, обеспечивающих большую жесткость стабилизации, которые имели постоянное вращение, что требовало большую прочность шестерен. После их сравнения было принято решение о последующем применении только ковровских стабилизаторов. Судьба “второй” “Чебурашки” определилась, после того как машина стала экспонатом музея НИИ БТВТ в Кубинке.
        Чтобы получить одобрение высшего военного руководства страны на ускоренное испытание БМП, было решено организовать первый показ новой машины, для этого в 1984 году в Кубинку были отправлены “605” и “1306” машины, которые впоследствии проходили там полный цикл испытаний. Несмотря на общее удовлетворение увиденным, проблем было значительно больше, чем казалось на первый взгляд, и порой просто необъяснимые. Например, при первых баллистических бросках на 100 метров по мишени-щиту управляемые ракеты упорно ложились плашмя. Такое поведение ракеты на траектории полета долго не поддавалось логическому объяснению. В результате долгих поисков специалисты пришли к выводу, что во всем, как ни странно виноват дульный компенсатор в виде скоса на конце ствола, который как раз и был призван, для того чтобы компенсировать увод пушки вправо и вверх. В срочном порядке они были убраны ( срочность решения проблемы доходила до смешного, компенсаторы отпиливали прямо на улице ножовками по металлу). После этого, таких явлений, как кувыркание, больше не отмечалось.
        Когда разобрались комплексом вооружения, то всё основное внимание было переключено на исппытание и доводку новой машины, в целом для испытаний было задействовано 27 машин, Уже в январе 1985 года начались государственные испытания БМП-3, в которых принимало участие четыре машины.
        Испытания проходили в разных регионах, Кубинке, Смолино, Средне-азиатском Военном Округе на станции Келята и Закавказском Военном Округе.
        В Алагезе (Армения). Одновременно "611" и "612" проходили морские испытания в Севастопольской бухте. Условия были очень тяжелыми, волнение моря доходило до трех баллов. Однако машины показали отменную мореходность и высокую кучность стрельбы на плаву. В частности одним из условий было ведение огня с дистанции 1500 метров на плаву по береговой цели, в роли которой выступал танк Т-55. По заданию танк сняли с хранения и укомплектовали 100% ЗИПом, было решено проверить поражающие возможности новой 30-мм пушки. Как ни упрашивали испытателей танкисты не портить новую машину, эффект от увиденного поразил даже хозяев. На машине было сметено все, что крепилось снаружи, о целостности приборов наблюдения и прицела танка даже не велся разговор, 100-мм пушка была пробита в четырех местах, а на верхней лобовой детали танка появились изломы с трещинами.
        С марта 1988 года по май 1989 год на базе одной из частей Белорусского Военного Округа был проведен заключительный цикл испытаний БМП-3 в виде опытной войсковой эксплуатации 10 машин первого серийного выпуска в составе штатной мотострелковой роты. Цель этих испытаний заключалась в обеспечении ускоренного освоения новой машины в войсках, также провести оценку эффективности конструктивных доработок, выявленных после контрольных и государственных испытаний и определить качество серийного производства.
        Проведенная ОВЭ показала превосходство БМП-3 над ранее выпускаемыми БМП-1/-2 по тактическим и огневым характеристикам. Учения с боевой стрельбой также подтвердили высокие точностные характеристики комплекса вооружения новой БМП и эффективность стрельбы подразделением на большие дальности по площадным целям (например, было получено 7 попаданий при стрельбе по арт. взводу условного противника на огневой позиции, расположенного на дальности 3500 метров в габарите 60х30 метров.) Это в свою очередь выявило, что указанные дальности стрельбы в существовавшем курсе стрельб не соответствуют возможностям комплекса вооружения БМП-3. Так для полной реализации ТТХ БМП-3 при проведении учебных стрельб было предложено увеличить дальность поражения целей для 2А70 до 1800-2500 метров, а для 2А72 до 1500-2000 метров и ввести в учебную задачу стрельбы взводом по целям, расположенным на большие дальности (3-3,5 тыс. метров).
        Вместе с тем недостаточная надежность отдельных узлов и деталей не позволила в полной мере реализовать возможности БМП-3. В ходе проведенных ОВЭ было отмечено свыше 300 различных отказов и повреждений. Тем не менее параметр количества отказов по сравнению с предыдущими испытаниями существенно снизился. В частности, по орудию 2А70 он был равен 1,12 отказа на 1000 выстрелов (по ТТЗ - 1,5 на КИ - 1,3), по 2А72 - 0,5 (по ТТЗ - 1 на КИ - 0,62), по СУО 2К23 - дальномер 1Д16-3 наработал на отказ 15000 циклов (по ТТЗ-2000), прицел-прибор наведения 1К13 - 5600 циклов (по ТТЗ - 500), а общая наработка прицела на отказ составила 210 часов (по ТТЗ - 250 на ГИ - 60,9 часа).
        Наиболее низкую надежность и эффективность показали:
        1. обеспечивающие системы вооружения;
        2. система ППО;
        3. системы воздухоочитски двигателя:
        4. системы трубопроводов (особенно подводили дюритовые соединения).
        Анализ выявленных отказов и повреждений показал, что основная доля приходилась на отказы производственного и конструкционно-производственного характера, обусловленного недостаточным уровнем качества изготовления установочной партии машин (сказывалась новизна и сложность многих деталей и узлов новой машины по сравнению с предыдущими образцами БМП). Однако по полученным недостаткам заводами изготовителями было выполнено около 40 доработок. Эффективность которых была подтверждена в ходе дополнительного этапа в рамках все тех же ОВЭ.
        Немаловажным фактором, влиявшим на скорейшее освоение БМП-3 в войсках, явилось определение трудоемкости выполняемых операций во время технического обслуживания машины. Было отмечено, что этот показатель в 3 раза превышал аналогичное время, затраченное на БМП-1. Например, замена силового блока в полевых условиях 3 членами экипажа составляла 20 часов. Для осуществления его расстыковки и стыковки необходимо специальное оборудование.
        При эксплуатации БМП-3 было выявлено, что имеющиеся на вооружении подвижные танкоремонтные мастерские не обеспечивали демонтаж силового блока из-за низкой грузоподъемности и малой высоты подъема. Стоящие на вооружении мотострелкового полка боевые ремонтно-эвакуационные машины не обеспечивали эвакуацию БМП-3 по весовым характеристикам (вес БРЭМ - “Ч” - 13 тонн, а вес БМП-3- 19 тонн). Негативным также моментом было отсутствие должного обеспечения аргоновой сваркой для ремонта алюминиевого корпуса БМП-3.
        Все эти недостатки подтолкнули специалистов КМЗ вплотную заняться разработкой БРЭМ именно на шасси БМП-3. Первая такая машина, названная БРЭМ - “Л” “Беглянка” была собрана из корпуса серийной машины. Однако впоследствии для нее была создана своя более легкая самоходная база с незначительными отличиями от шасси БМП.
        В 1999 году прошла испытания БМП-3, оснащенная комплексом вооружения “Бахча-У”. Этот комплекс был разработан в тульском КБ “Приборостроения” под руководством главного конструктора А.Шипунова и предназначается для вооружения БМД-3. От комплекса вооружения, установленного на БМП-3 он отличается измененной формой башни и меньшей массой. Но несмотря на успешные испытания БМП-3 с комплексом вооружения “Бахча-У”, вопрос о серийном производстве “трешек” с таким вооружением пока остается открытым.
        Несмотря на значительное увеличение броневой защиты БМП-3 по отношению к предыдущим образцам, опыт использования подобных машин в последних вооруженных конфликтах показал явную недостаточность защиты экипажей в первую очередь от кумулятивных средств поражения. Тактика использования БМП рассчитана на общевойсковые виды боя, где дистанции между противоборствующими оборонами достигают 1-1,5 тыс. метров. Однако применение легкобронированной техники (БТР, БМП) в условиях города без должного прикрытия, когда процент поражаемости был очень высок и не только от применения КС, но и крупнокалиберного стрелкового оружия, подтолкнуло наших специалистов вплотную обратить внимание на повышение уровня защищенности легкой боевой техники.
        Первым шагом в этом направлении был показ весной 1995 года специалистами НИИ “Стали” варианта применения навесной динамической защиты (НДЗ) на БМП-3. Для этого использовались матерчатые карманы, в которые были вложены взрывчатые элементы. Демонстрация подтвердила почти 100% защиту, в частности от выстрелов гранатометов, по отношению к незащищенному образцу БМП-3. Однако вопрос сохранения соседних элементов НД после взрыва и защита от крупнокалиберного стрелкового оружия остался открытым.
        Весной 2000 года прошел испытания образец БМП-3, оснащенный усовершенствованной системой защиты как от кумулятивных средств поражения (КСП), так и от крупнокалиберного стрелкового оружия. Машина имеет комплекс динамической защиты, состоящий из:
        1. броневых экранов ходовой части и бортов корпуса;
        2. броневых экранов крыши корпуса;
        3. броневых экранов башни;
        4. блоков динамической защиты и решетчатых экранов, установленных на броневые экраны корпуса и башни.
        Всего на машине установлено 84 контейнера ИМЖВ.32. Порядок размещения элементов 4С20 в контейнере обеспечивает двухразовую защиту от попадания КСП. Масса БМП-3 с этим комплексом возросла до 22,4 т, однако за счет применения двигателя УТД-32 мощностью 660 л.с. позволило сохранить подвижность на прежнем уровне по отношению к базовому варианту.
        Тем не менее машина потеряла плавучесть, несколько "подросла" (7290х4070х2380 мм), на ней исключена возможность изменения клиренса, постановки дымовой завесы и системы 902 В. Увеличение массы БМП вынудило увеличить массу ведущего колеса до 102 кг. Использование броневых экранов, состоящих из семи секций на каждом борту, четырех на верхнем лобовом листе корпуса и двух на башне машины, позволило обеспечить защиту БМП-3 от бронебойных пуль Б-3 калибра 12,7 с дистанции 100 метров. Броневые экраны крыши корпуса, расположенные вокруг башни в районе десантного отделения и крышках люков механика-водителя и стрелкового десанта, позволили обеспечить 100% защиту от крупных осколков снарядов и бронебойных пуль калибра 12,7 мм с дистанции 200 метров.
        Комплексом динамической защиты, предложенным специалистами НИИ "Стали" не замедлил заинтересоваться крупнейший импортер БМП-3 - Объединенные Арабские Эмираты. В частности, в 2000- 2001 -м. для проведения испытаний было заказано около 50 комплектов подобной защиты.
        Усиленное продвижение БМП-3 на международном рынке вооружений подталкивает конструкторов Курганского машиностроительного завода прилагать максимум усилий для постоянного совершенствования своего детища.
Библиография:
Танко-мастер № 5, 6 за 2000 год

Энциклопедия танков. 2010.

.

  • Щит и меч пехоты
  • "Королева пехоты" в аравийской пустыне

Смотреть что такое "БМП-3 боевая машина пехоты последнего поколения" в других словарях:

  • БМП-3 — БМП 3 …   Энциклопедия техники

  • БМП CV-90 — БМП CV 90 …   Энциклопедия техники

  • Стальной росток россии —        Несмотря на финансовые трудности нашего военно промышленного комплекса, за последнее десятилетие на вооружение ВС РФ принято немало образцов бронетехники: танк Т 90, БМП 3, успешно конкурирующая на мировом рынке с собратьями из других… …   Энциклопедия техники

  • АСУ-57 — ранних серий в бронетанковом музее в Кубинке …   Википедия

  • Алюминиевая броня — – броня на основе деформируемых алюминиевых сплавов различных систем легирования. По валовому объему производства алюминиевой брони основной областью ее применения, является танкостроение, а именно производство легкобронированной техники… …   Википедия

  • Battlefield 3 — Российская обложка расширенного издания игры Разработчик …   Википедия

  • БТР-152 — БТР 152 …   Энциклопедия техники

  • БТР-90 — Модификация БТР 90М со 100 мм орудием 2А70 и 30 мм п …   Википедия

dic.academic.ru

Какой будет БМП в XXI веке? » Военное обозрение

Сегодня во многих странах мира продолжается поиск новой концепции бронированной техники. Не является исключением и Россия. При этом заявления официальных лиц о перспективах развития российских вооруженных сил достаточно противоречивы и проследить в них за перспективами развития отечественной бронетехники достаточно сложно. При этом точно известно, что современные российские бригады будут представлены тремя основными типами: легкими, средними и тяжелыми. Последние будут оснащаться машинами только на гусеничном ходу, в том числе и БМП.

Боевые машины пехоты (БМП) впервые появились как вид бронетехники именно в нашей стране. Основоположником данного вида техники стала советская БМП-1, которая была принята на вооружение в 1966 году, на Западе первопроходцем в этом классе стала немецкая БМП «Мардер», которая поступила на вооружение бундесвера в 1969 году. Концепция БМП предполагала их использование на поле боя в одних порядках с танками. Данные машины должны были служить транспортным средством с броневой защитой для пехотных частей, обладая при этом достаточно сильным комплексом вооружения.

БМП-1



В последующем данная концепция в целом подтвердилась. Октябрьская война на Ближнем Востоке в 1973 году доказала, что появление на поле боя большого числа пехотинцев, вооруженных РПГ и ПТРК, во много раз повышает роль БМП, так как без проведения зачистки поля боя от вражеской пехоты танки теперь воевать не в состоянии. Одновременно с этим выяснилось, что БМП очень уязвимы для средств поражения. Броню их в состоянии пробить не только РПГ и ПТУРы, но снаряды мелкокалиберной артиллерии, которые не в состоянии причинить какой-либо вред танкам. Помимо этого выяснилось, что под определенными углами броня БМП уязвима даже для стрелкового оружия, а борт БМП-1 с короткой дистанции можно пробить из обычного АК.

Дальнейшие конфликты только подтвердили эти выводы. Выяснилось, что БМП в их нынешнем виде не подходят не только для участия в танковых сражениях, но и для борьбы с партизанскими формированиями, так как последние также обзавелись противотанковыми средствами поражения в больших количествах и способны вести интенсивную минную войну. Хорошо это проявилось в Афганистане, где советские солдаты ввели новую расшифровку БМП – «братская могила пехоты», окончательно эти выводы были закреплены во время 2-х чеченских кампаний. Сегодня ни одному пехотинцу не придет в голову залезать внутрь БМП, при том, что эта машина и была создана для защиты солдат на поле боя. В настоящее время выжить в отечественной БМП при подрыве на мине или при попадании снаряда можно только в том случае, если человек сидит на броне. При нахождении внутри шансов у десанта практически нет, «картонная» броня боевых машин пехоты не защищает, а, скорее, убивает.

Это утверждение в равной степени относится ко всем советским БМП, начиная от БМП-1 и заканчивая самой современной из них БМП-3. Достаточно взглянуть лишь на такой их параметр, как вес, чтобы понять, почему Минобороны не испытывает оптимизма и особого желания для массовых закупок БМП-3. Последняя машина серии БМП-3 весит 18,9 тонны, а ее бортовое бронирование в состоянии выдержать попадания пуль калибра до 7,62 мм. В то же время американская БМП M2A3 Брэдли весит уже 36,9 тонны, а немецкая БМП «Пума» весит от 31 до 43 тонн в зависимости от модификаций. Не надо быть экспертом в области бронетанковой техники, чтобы сделать выводы о том, что бронирование современных западных образцов БМП гораздо более внушительно.

БМП-3


При этом всем БМП до определенного момента были присущи одни и те же недостатки. Любой гражданский, оказавшийся в десантном отделении БМП, отмечает два основных момента: «как же вы здесь сидите?», заметьте, даже не воюете, а просто сидите, а второй «здесь же ничего не видно!», по сути, так оно и есть. Проблема с объемом внутреннего пространства, в том или ином виде, актуальна до сих пор, с обзором же дела по мере развития техники, компьютеров и микроэлектроники начали налаживаться.

Еще одной особенностью всех ранних БМП была возможность десанта вести огонь в движении через специальные бортовые амбразуры. При этом о точности такого огня говорить не приходилось. Многие знающие люди говорили, что единственным объяснением такому огню была возможность психологически разгрузить десант, заняв людей, по сути, бессмысленными, но азартным делом. Такой подход был свойственен всем БМП, в том числе и американцам, однако на практике оказалось, что единственным видом боя, который может вести десант, не спешиваясь с БМП, является «последний». На сегодняшний день от амбразур в бортах отказались все. Они либо отсутствуют изначально, либо закрыты навесной броней. Так, отечественная БМП-3М получила дополнительные бортовые экраны, которые в состоянии защитить десант от попадания пуль калибром до 12,7 мм.

БМП с повышенной бронезащитой

Первой страной, где возникла мысль сделать БМП на базе танка с аналогичным уровнем бронезащиты пехотинцев, стал Израиль. Для данной ближневосточной страны возможность крупномасштабных танковых сражений и противопартизанских операций актуальна всегда. Последние боевые действия в Ливане в 2006 году против партизанских формирований, имеющих на вооружении множество противотанковых средств, это только подтвердили. При этом в Израиле очень бережно относятся к личному составу.

БМП "Намер", Израиль


Именно поэтому на вооружении ЦАХАЛ сначала появилась БМП «Пума» на базе танка «Центурион», предназначенная для перевозки к месту «работы» саперов, а затем была создана БМП «Ахзарит» на базе трофейных советских Т-55, которая из-за отсутствия пушки иногда классифицировалась как БТР. Экипаж «Ахзарита» составлял 3 человека, десант – 7 человек. Масса 44 тонны, что на 16 тонн больше, чем у Т-55 без башни, такой большой вес объясняется значительным усилением бронирования.

На «Ахзарит» устанавливался американский дизель, благодаря чему в корме с правого борта появлялся проход для десанта. Вооружение состояло из 4 пулеметов калибра 7,62 мм, 3 из которых размещались на турелях над люками десантников, а еще 1 автоматически управлялся изнутри БМП.
В настоящее время на вооружении израильской армии стоит один из самых тяжелых БТР/БМП – «Намер» (с изр. Леопард), разработанный на шасси танка «Меркава Мк4». Вес бронемашины достигает 60 тонн, бронирование полностью соответствует танковому. «Намер» обладает экипажем из 3 человек и способен перевозить до 9 человек десанта.

Очевидно, что в качестве ответа Израилю в Иордании также была создана БМП на базе «Центуриона». Иорданская машина получила название «Тимсах», ее масса составила 47 тонн, экипаж – 3 человека, десант – до 10 человек. БМП получила на вооружение пушку калибра 20 мм и спаренный с ней пулемет калибра 7,62 мм.

Несколько лет назад интересная разработка была представлена на Украине. Соседи танкостроители представили на суд публике БМПТ-84. Данная БМП создана на базе танка Т-84 (украинский аналог танка Т-80). При этом, если на израильских и иорданских БМП основное вооружение демонтируется, то украинский вариант сохранил его полностью, включая мощнейшее 125-мм орудие (сокращен был лишь боекомплект до 36 выстрелов). При этом данный образец бронетехники способен перевозить 5 человек десанта.

БМПТ-84, Украина


Российский подход

По мнению экспертов, БМП сегодня отводится 2 основных функции на поле боя – действие в роли легкого танка. В этом случае БМП сопровождает танки в атаке и уничтожает те цели, по которым недостаточно эффективно или дорого использовать основное танковое вооружение. Вторая функция – это доставка бойцов в относительной целости и сохранности непосредственно в опорные пункты противника, которые необходимо захватить.

В России в последние годы попытались разделить две эти функции. В конце 90-х годов прошлого века «Уралвагонзавод» представил на суд военных разработку, не имеющую зарубежных аналогов – БМПТ «Терминатор» (боевую машину поддержки танков), созданную на базе танка Т-72. Данная машина не является БМП, поскольку не предназначается для перевозки пехоты, но она выполняет функцию поддержки танков на поле боя и создана, по сути, именно для замены пехоты. Имея танковое бронирование и мощное вооружение: две 30-мм пушки, два гранатомета АГС-17, четыре ПТРК «Атака», которые способны поражать также низколетящие штурмовики и вертолеты, данная машина могла бы эффективно прикрывать танки на поле боя, в том числе и во время городского боя. Однако в начале 2010 года Министерство обороны без объяснения причин отказалась от данной достаточно перспективной машины.

БМПТ "Терминатор", Россия


При этом в России создана и своя настоящая «танковая БМП», на базе того же танка Т-72. Более того, данная машина была принята на вооружение еще 10 лет назад. Машина получила название БМО-Т (боевая машина огнеметчиков тяжелая). На самом деле машина близка к классической БМП и рассчитана на перевозку 7 пехотинцев, ее собственное вооружение – 12,7-мм пулемет, управляемый дистанционно.

Бронезащита лобовой части корпуса БМО-Т отвечает уровню основного боевого танка, боковые стенки надстройки сделаны разнесенными с установкой в них топливных баков, различного оборудования и динамической защитой. Боковые стенки продлены от перегородки МТО до кормы машины. Борта корпуса также обеспечивают защиту на уровне ОБТ, с возможностью монтажа дополнительных бронеэкранов с встроенной динамической защитой.

Существует, правда, одно "но". У БМО-Т на сегодня очень узкая специализация – она перевозит только огнеметчиков (всего в боеукладке машины находится 30 пехотных огнеметов «Шмель»). Чем объясняется такая узость применения – объяснить сложно. Возможно все дело в том, что сегодня Россия является практически монополистом на огнеметы, которые все еще представляют довольно эффективное и мощное оружие не только в военном, но и в психологическом плане. При желании перепрофилировать данную машину на использование обычными пехотинцами не составит особого труда.

БМО-Т, Россия


Формально на сегодняшний день данная машина вписывается в концепцию тяжелых бригад, которые должны использовать единую гусеничную платформу. Но Т-72, безусловно, является уже достаточно устаревшей моделью. Так что будущее за машинами на платформе «Армата», разработка которой идет на «Уралвагонзаводе». Возможно, новая БМП на базе платформы «Армата» совместит в себе наработки обеих существующих сейчас моделей бронетехники: БМПТ и БМО-Т.

А что на западе?

Одной из самых современных западных БМП является немецкая «Пума», испытания которой были завершены 30 декабря 2007 года. Всего бундесвер предполагает приобретение 1200 таких машин на сумму в 3,6 млрд евро. Данная БМП создана по стандартной для машин данного класса компоновке, но имеет и ряд особенностей. МТО располагается в передней части машины и занимает 1/3 от ее длины. Механик-водитель располагается впереди слева, справа от него находится моторная перегородка силового отделения. За силовым отделением и отделением управления расположены рабочие места наводчика (слева) и командира (справа).

БМП оснащается необитаемой башней с комплексом основного вооружения. Башня находится в центральной части корпуса со смещением влево. В ней расположено основное вооружение БМП – 30-мм автоматическая пушка и спаренный с ней пулемет калибра 5,6 мм. Вдоль правого борта за спиной у командира БМП находится 4 сидения десанта, еще 2 сидения расположены вдоль левого борта. Крепление сидений осуществляется к крыше корпуса машины.

БМП "Пума", Германия, вариант усиления бронирования


Машина, по мнению разработчиков, обладает «непревзойденной защищенностью». Предусмотрено 3 уровня защиты машины: вариант «А» (авиатранспортабельный), вариант с повышенным уровнем защиты и вариант «С» (боевой).

В варианте «А» ее масса составляет 31,45 тонны, что обеспечивает возможность ее транспортировки по воздуху самолетами А400М. Броневой корпус обеспечивает защиту десанта (6 человек) и экипажа (3 человека) от поражения пулями крупнокалиберных снайперских винтовок и пулеметов (калибром до 14,5 мм) во всех плоскостях. В лоб «Пума» в состоянии выдержать попадание 30-мм снарядов и ручных противотанковых гранат. В варианте «С» вес машины доходит до 43 тонн. Данный вариант предполагает установку специальных бронемодулей, которые монтируются как на лобовую деталь, так и на борта, корму и крышу корпуса. Данный вариант обеспечивает машине защиту от поражения 30-мм подкалиберными снарядами и РПГ не только в лоб, но и в борта. Стоит отметить, что информация о том, какими именно РПГ и какими боеприпасами к ним не поражается данная БМП, отсутствует.

К основным недостаткам машины относят невозможность борьбы с танками и другими бронированными машинами высокой защищенности. На «Пуме» отсутствует комплекс ракетного вооружения. При этом пулемет MG-4, использующий автоматные патроны калибра 5,6 мм, также считается недостаточно мощным. Помимо этого к недостаткам относят отсутствие механического дублирования комплексом вооружений, а также малый боекомплект автоматической пушки – 200 выстрелов. Еще 200 снарядов хранятся в лентах внутри корпуса машины, и для того чтобы произвести перезарядку, экипаж должен покинуть БМП.

topwar.ru

Расшифровка серийного номера образца

На всех бронеобъектах (БТВТ) как правило на лобовом броневом листе выбит серийный номер, состоящий из двух групп букв и двух групп цифр

Место размещения заводского номера на БМП

Однако, не все знают, что по серийному номеру образца можно определить в каком месяце, какого года и на каком заводе изготовлен образец?

Вот как это расшифровать:

Образец серийного (заводского) номера:

Е 05 ЕТ 2554, где:

Е – код года выпуска      ЕТ – код завода- изготовителя

05 – месяц выпуска          2554 – серийный номер

До 1959 года ставились две последние цифры года, в 1960 году цифры года не ставились (хотя встречаются машины с клеймом 60), с 1961 по 1969 ставилась последняя цифра года.

 

Коды заводов: 

  • AT – Челябинский тракторный завод, Выксенский завод
  • БТ – Ленинградский Кировский завод
  • ВТ – Нижнетагильский вагоностроительный завод
  • ГТ – Омский машиностроительный завод
  • ДТ – Липецкий машиностроительный завод
  • ЕТ – Харьковский тепловозостроительный завод
  • ЖТ – Курганский машиностроительный завод
  • ИТ – Завод “Баррикады” или Ижорский завод
  • КТ – Челябинский завод дизельных двигателей
  • ЛТ – Заволжский машиностроительный завод (Арзамас)
  • МТ – Челябинский завод № 200
  • НТ – Калининградский оптический завод или завод в г. Киржач
  • ПТ – Минский тракторный завод
  • РТ – Рубцовский машиностроительный завод
  • ТТ – Муромский машиностроительный завод
  • ШТ – Завод “Уралтрансмаш”
  • ЭТ – Волгоградский тракторный завод
  • УТ – Курганский завод колесных тягачей
  • ЮТ – Мелитопольский металлургический завод
  • ЯТ – Загорский оптико-механический завод

Коды годов производства:

До 1959 г. Первые 2 цифры заводского номера равны году вы­пуска.

Например: 5403В316 = март 1954 года.

С 1960 по 1969 год. Первая цифра заводского номера равна по­следней цифре года выпуска от 1960 года.

Например: 111В316 = ноябрь 1961 года.

С 1970 года год выпуска по первой букве заводского номера.

Л-1970       Н-1971      П-1972      М-1973     Р-1974     А-1975      Д-1976     Г-1977
Б-1978       В-1979      С-1980       Я-1981      К-1982     Ф-1983      У-1984      И-1985
Х-1986       Ц-1987      Е-1988       Т-1989      Ж-1990     Ш-1991     Э-1992      Ю-1993
Щ-1994     Ч-1995      2Л-1996     2П-1997    2Н-1998    2Р-1999    2М- 2000    2А-2001
2Д-2002    2Г-2003    2Б-2004   2В-2005   2У-2006       2И-2007    2Х-2008     2Ц-2009
2Е-2010    2Т-2011      2Ж-2012   2Ш-2013

Образец номера капремонта:

1 РК 87

1 – номер капремонта    РК – код завода капремонта  87 год ремонта

Коды  ремонтных  заводов                Машины  проходившие  ремонт

  • РД                                                            Т-10МРИ ЗСУ-23-4,2П16
  • РК                                                            Т-64,БМП-1,БМП-2
  • РЛ                                                            Т-62, ЗСУ-23-2, БРЭМ-2
  • РМ                                                           Т-64
  • РН                                                            БМД-1
  • РТ                                                            Т-55,Т-64,БТР-50,2П16,2П19
  • РГ                                                            Т-55, Т-64
  • РВ                                                            Т-44, Т-55
  • РА                                                            Т-62
  • ПА                                                           Т-62

 

 

rem-battalion.ru

Расшифровка БТР - "бронированный" или все-таки "транспортер" ?

Многих занимает вопрос, как переводится расшифровка БТР по буквам. Путаница часто возникает из-за того, что тремя заглавными буквами обозначено всего два слова. Расшифровка аббревиатуры БТР выглядит как "бронированный транспортер". Более логичным бы выглядела маленькая буква "р". Она не обозначает отдельного слова в аббревиатуре БТР. Расшифровка, по аналогии с БМП, также выглядела бы более понятно. БМП - боевая машина пехоты. А БТП мог бы обозначать бронированный транспортер пехоты, что лучше отражает суть машины, которая возит мотострелков, а не грузы. Однако исторически сложилась именно такая аббревиатура.

Первые опыты

Первые БТР в привычном нам понимании появились во время Первой мировой войны, когда англичане стали производить танки с возможностью перевозки пехоты. Однако уровень механизации армии тогда был невелик, и гораздо важнее было оснащение танками.

Действительно, массово БТР стали применяться во время Второй мировой войны. Особенную изобретательность в их производстве применили немцы, создавшие множество модификаций колесно-гусеничных транспортеров.

Характерно, что многие БТР тех лет, как и первые советские послевоенные машины, не имели бронированной крыши. Это не совсем соответствует расшифровке БТР. Это приводило к высокому риску уничтожения всего десанта одной гранатой. С другой стороны, из машин с открытой крышей легко десантироваться, а охваченная пламенем коробка современного БТР обычно становится братской могилой для экипажа. Как бы то ни было, все современные БТР имеют закрытый тип.

Моментом, который поставил жирный вопрос в стратегии развития БТР, стали арабо-израильские войны и широкое использование противотанковых гранатометов, перед которыми БТР был беззащитен.

Советский и американский пути

В вопросах стратегии развития БТР СССР И США разошлись даже больше, чем в танкостроении. СССР быстро перешел на легкие восьмиколесные машины, которые были возможны к транспортировке самолетом. США же делали ставку на БТР. Их выбор пал на гусеничный движитель, как, например, у невероятно популярного M113. Кроме того, американцы выпускают и легкие четырехколесные командные и разведывательные БТР. Европейские же компании использовали как советскую, так и американскую формулы, в зависимости от предназначения и покупателя машины.

Отдельное внимание необходимо уделить Израилю. Израильтяне первыми стали делать действительно тяжелые транспортеры, обратив особое внимание на слово "бронированный" в расшифровке БТР.

Перспективы

Этот вопрос остается дискуссионным. Многие аналитики видят будущее в тяжелых БТР, сопоставимых по бронезащите с танками. Но это ведет к фактическому срастанию классов БТР и БМП, к уменьшению мобильности и проходимости транспортеров, а также к серьезному возрастанию их цены. Однако в условиях военного конфликта с сопоставимым противником ставка на дорогую, качественную, но малочисленную технику срабатывает далеко не всегда. В большинстве случаев лучше комбинировать легкие и тяжелые вооружения.

Все-таки в расшифровке БТР главным словом является "транспортер". Каковым он и должен оставаться.

fb.ru

история создания » Военные материалы

Боевая машина пехоты БМП-3 – это грозная бронированная гусеничная машина, которая предназначена для транспортировки личного состава пехотных и мотострелковых подразделений к переднему краю, повышения их вооруженности, мобильности и защищенности в условиях ведения общевойскового боя. Помимо этого БМП-3 может осуществлять огневую поддержу пехотных подразделений в случае их действия в пешем порядке. БМП-3 была разработана в СКБ Курганского машиностроительного завода. Главным конструктором машины является А. А. Благонравов. По состоянию на 2012 год на вооружении российской армии находится более 700 машин данного класса.

В соответствии с применяемой в 1970-е годы военной доктриной, основное боевое использование БМП предполагалось на Западном театре боевых действий, где, в случае наступления наших войск, существовали обширные зоны затопления. По этой причине БМП должна была плавать, причем делать это быстрее, чем БМП-1 и БМП-2. Инициатором создания новой боевой машины пехоты выступало Министерство оборонной промышленности СССР. Для того чтобы новая машина получила преимущество над основными зарубежными аналогами на достаточно длительный период времени, было принято решение о значительном усилении всех 3-х основных боевых свойств: зашиты, огневой мощи и подвижности БМП.

Первоначально на БМП предлагалось использовать тот же комплекс вооружения, что и на БМП-2 (ПТУР «Конкурс» и 30-мм автоматическую пушку) с упрощенной СУО. Это в целом соответствовало той концепции, которая сложилась за рубежом, но при этом не являлось шагом вперед ни в отношении расширения круга решаемых боевых задач, ни в техническом отношении. В роли возмутителя спокойствия тогда стал министр обороной промышленности Советского Союза С. А. Зверев. На рассмотрении технического проекта новой БМП он категорически заявил о том, что новая БМП будет иметь новый комплекс вооружения.

В результате было предложено несколько вариантов вооружения для новой машины. Наряду с 30-мм автоматической пушкой, были предложены: 76-мм нарезная пушка, 73-мм орудие с активно-реактивным выстрелом, 57-мм и 45-мм автоматические пушки. При этом специалисты КБ приборостроения из Тулы первоначально предложили вариант со 100-мм нарезным орудием-пусковой установкой умеренной баллистики, которая предназначалась для ведения огня неуправляемым осколочно-фугасным снарядом и управляемым снарядом с лазерной лучевой системой наведения 9М117 «Бастион». Чуть позже данная идея была развита и БМП-3 получила уникальный комплекс вооружения получивший обозначение 2К23. Он совмещал в себе 100-мм орудие (2А70), 30-мм автоматическую пушку (2А72) и 7,62-мм пулемет (ПКТ). Так на свет появилась знаменитая «тройчатка». Использование такой комбинации вооружения позволило увеличить круг решаемых боевых задач, фактически был разработан принципиальной новый комплекс вооружения для машин данного класса.

Первоначально казалось, что каждое из огневых средств будет обладать недостаточным боекомплектом для линейной БМП. Однако творческий энтузиазм конструкторов СКБ Курганмашзавода позволил успешно решить данный вопрос. У 100-мм орудия было столько же снарядов, как у танка, у 30-мм автоматической пушки – боекомплект, как у БМП-2, а количество ПТУР по сравнению с БМП-2 выросло в 2 раза.

Работа над созданием БМП-3 всерьез началась в 1977 году. Одной из наиболее сложных задач являлось повышение уровня броневой защиты плавающей машины. При этом лобовая броня БМП-2 пробивалась боеприпасами новой американской БМП с большой дистанции. Для защиты от огня этой пушки требовалось серьезное увеличение лобового бронирования. Однако при традиционной компоновке с передним расположением двигателя и трансмиссии это привело бы лишь к тому, что машина начала плавать носом вниз.

Конечно, боевое отделение можно было бы сместить назад, но такой вариант ухудшил бы размещение, вход и выход десанта. Помимо этого, выросла бы высота установки пушки, так как во время колебаний корпуса БМП при движении по полю боя линия огня никак не должна пересекать нос машины. Все это вело бы к росту силуэта башни и БМП в целом, увеличивая поражаемый силуэт машины. И тогда генеральный конструктор Александр Благонравов предложил сместить боевое отделение вперед. Такое решение позволяло обеспечить БМП башней минимальной высоты. При этом было принято решение об отказе от ставшей уже традиционной компоновки и разместить моторно-трансмиссионное отделение в корме машины.

Предложенная конструктором схема была такова: хорошо защитить лоб БМП, но не при помощи МТО, а за счет использования настоящей брони. В то же время боковая броня должна была защищать экипаж и десантников от огня стрелкового оружия с любой дистанции. Благонравов предложил вариант с поперечным размещением силовой установки и расположением обслуживающих систем в малоценном пространстве надгусеничных ниш. В то же время бюро компоновки СКБ под руководством В. А. Зиновьева настаивало на другом варианте – продольном расположении силовой установки по оси машины с созданием коридоров для покидания машины десантом. Но в таком варианте коридоры оказывались слишком узкими – всего по 60 см. В то время как Благонравов предлога установить двигатель в задней части машины поперек, так чтобы десантники могли по нему ходить. В итоге все решила комиссия, которая оценивала удобства входа, выхода и размещения десанта. Был утвержден вариант с поперечной установкой двигателя.

Корпус новой БМП производился из алюминиевого сплава. Его стойкость по поражению малокалиберными снарядами выросла практически в 1,7 раза по сравнению с БМП-1. К примеру, лобовая проекция БМП выдерживала попадания 30-мм боеприпасов с дальности в 200 метров. При этом топливный бак, который располагался в передней части машины, выполнял роль дополнительной защиты от кумулятивных боеприпасов.

На БМП-3 был установлен дизельный двигатель УТД-29 мощностью в 500 л.с. Угол развала блоков цилиндров составлял 60 градусов. Двигатель был установлен в корме машины. Так как данный двигатель имел небольшую высоту, то для выхода десанта, который находился в средней части корпуса, применялся специальный проход над ним. Верхние крыши данного прохода в открытом состоянии выполняли роль дополнительной защиты десанта и экипажа по бокам. С созданием БМП-3 российские конструкторы в очередной раз предложили миру новый вариант компоновочной схемы, как это ранее произошло с БМП-1.

Известно, что в наступательном бою основная масса огня ведется на подавление противника. В БМП-2 этому мешала сильная загазованность десантного отсека машины с одной стороны, а с другой неудобство применения автоматов по причине необходимости для прицеливания наклоняться в стороны за автоматом, мешая своим соседям. В то же время узкое поле зрения (сквозь амбразуру) мешало нормально ориентироваться на местности. На новой БМП-3 данный недостаток был ликвидирован за счет использования индивидуального размещения стрелков, а также нового метода прицеливания (за счет штатного триплекса, в котором была введена метка положения ствола).

Экипаж БМП-3 составляет 3 человека (механик-водитель, наводчик-оператор и командир), десант – 7 человек. Механик-водитель располагается в отделении управления по оси машины, по бокам от него могут разместиться 2 стрелка. Сразу за отделением управления находится боевое отделение с двухместной башней. Справа в башне располагается командир, слева – оператор-наводчик. За боевым отделением располагается отделение десанта, где на складываемых сиденьях могут разместиться 5 человек.

Первая БМП-3, получившая новую башню и состав вооружения, была собрана в 1982 году, данная машина получила обозначение – объект 688М. В том же году военные собирались провести сравнительные испытания двух разных комплексов вооружения, но в итоге отказались от них из-за явной перспективности образца, вооруженного 100-мм пушкой. Для того чтобы получить одобрение военного руководства на как можно более быстрое проведение испытаний, было решено провести первый показ БМП. Для этого в 1984 году в Кубинку отправили две опытных машины, которые прошли там полный цикл испытаний.

Несмотря на общее удовлетворение военных увиденным, был выявлен и ряд проблем, которых оказалось существенно больше, чем могло показаться на первый взгляд. Некоторые из них сначала казались вовсе необъяснимыми. К примеру, во время первых баллистических бросков на 100 метров по щиту-мишени управляемые ракеты упорно попадали в цель плашмя. Такое поведение ракет на траектории долго не поддавалось никакому логическому объяснению. Однако в результате поисков причины удалось установить, что во всем был виноват дульный компенсатор, имеющий вид скоса на конце орудийного ствола, который и должен был компенсировать увод орудия вверх и вправо. В срочном порядке данный компенсатор был убран. В срочности устранения проблемы доходило до смешного, компенсаторы спиливали прямо на улице обычными ножовками по металлу.

Как только с комплексом вооружения все удалось наладить, основное внимание было переключено на доводку и испытания машины. Всего испытывалось 27 новых БМП-3. В январе 1985 года начались ее государственные испытания. Испытания проводились в различных регионах СССР: Средне-азиатском Военном Округе на станции Келята и Закавказском Военном Округе, Смолино, Кубинке.

Одновременно с этим БМП испытывалась в Севастопольской бухте, в достаточно тяжелых условиях при волнении моря до 3-х баллов. При этом машина продемонстрировала высокую кучность стрельбы на плаву и очень хорошую мореходность. В частности во время одних испытаний с дистанции в 1500 метров необходимо было вести огонь по наземной цели, в роли которой был выбран танк Т-55. Данную боевую машину сняли с хранения и укомплектовали 100% ЗИПом. При этом было решено испытать поражающие возможности новой 30-мм автоматической пушки. Как ни упрашивали танкисты испытателей не портить танк, эффект от увиденного поразил даже их. Огнем скорострельной пушки с него было сметено все, что крепилось снаружи, о целости прицелов и приборов наблюдения не было и речи. При этом 100-мм ствол танка был пробит в 4-х местах, а на верхней лобовой детали танка были отмечены трещины и изломы.

Заключительный этап испытаний машины был проведен с марта 1988 по май 1989 года на базе одной из частей Белорусского Военного Округа. 10 машин первого серийного выпуска прошли опытную войсковую эксплуатацию в составе обычной мотострелковой роты. Целью этих испытаний было обеспечение ускоренного освоения БМП-3 в войсках, а также проведение оценки всех доработок, которые были выполнены по результатам контрольных и государственных испытаний. Дорога БМП-3 в армию была открыта.

Источники информации:
-http://otvaga2004.ru/bronya-pehoty/advanced-ifv/bmp-3-skorost-manyovr-ogon
-http://armor.kiev.ua/Tanks/Modern/BMP3/BMP3_2.php
-http://worldweapon.ru/tank/bmp3.php
-http://dokwar.ru/publ/bronetekhnika/boevaja_mashina_pekhoty_bmp_3/13-1-0-327

Юферев Сергей

warfiles.ru

Какой будет БМП в XXI веке?

Сегодня во многих странах мира продолжается поиск новой концепции бронированной техники. Не является исключением и Россия. При этом заявления официальных лиц о перспективах развития российских вооруженных сил достаточно противоречивы и проследить в них за перспективами развития отечественной бронетехники достаточно сложно. При этом точно известно, что современные российские бригады будут представлены тремя основными типами: легкими, средними и тяжелыми. Последние будут оснащаться машинами только на гусеничном ходу, в том числе и БМП.

Боевые машины пехоты (БМП) впервые появились как вид бронетехники именно в нашей стране. Основоположником данного вида техники стала советская БМП-1, которая была принята на вооружение в 1966 году, на Западе первопроходцем в этом классе стала немецкая БМП «Мардер», которая поступила на вооружение бундесвера в 1969 году. Концепция БМП предполагала их использование на поле боя в одних порядках с танками. Данные машины должны были служить транспортным средством с броневой защитой для пехотных частей, обладая при этом достаточно сильным комплексом вооружения.

 

 

БМП-1

 


В последующем данная концепция в целом подтвердилась. Октябрьская война на Ближнем Востоке в 1973 году доказала, что появление на поле боя большого числа пехотинцев, вооруженных РПГ и ПТРК, во много раз повышает роль БМП, так как без проведения зачистки поля боя от вражеской пехоты танки теперь воевать не в состоянии. Одновременно с этим выяснилось, что БМП очень уязвимы для средств поражения. Броню их в состоянии пробить не только РПГ и ПТУРы, но снаряды мелкокалиберной артиллерии, которые не в состоянии причинить какой-либо вред танкам. Помимо этого выяснилось, что под определенными углами броня БМП уязвима даже для стрелкового оружия, а борт БМП-1 с короткой дистанции можно пробить из обычного АК.

 

Дальнейшие конфликты только подтвердили эти выводы. Выяснилось, что БМП в их нынешнем виде не подходят не только для участия в танковых сражениях, но и для борьбы с партизанскими формированиями, так как последние также обзавелись противотанковыми средствами поражения в больших количествах и способны вести интенсивную минную войну. Хорошо это проявилось в Афганистане, где советские солдаты ввели новую расшифровку БМП – «братская могила пехоты», окончательно эти выводы были закреплены во время 2-х чеченских кампаний. Сегодня ни одному пехотинцу не придет в голову залезать внутрь БМП, при том, что эта машина и была создана для защиты солдат на поле боя. В настоящее время выжить в отечественной БМП при подрыве на мине или при попадании снаряда можно только в том случае, если человек сидит на броне. При нахождении внутри шансов у десанта практически нет, «картонная» броня боевых машин пехоты не защищает, а, скорее, убивает.

Это утверждение в равной степени относится ко всем советским БМП, начиная от БМП-1 и заканчивая самой современной из них БМП-3. Достаточно взглянуть лишь на такой их параметр, как вес, чтобы понять, почему Минобороны не испытывает оптимизма и особого желания для массовых закупок БМП-3. Последняя машина серии БМП-3 весит 18,9 тонны, а ее бортовое бронирование в состоянии выдержать попадания пуль калибра до 7,62 мм. В то же время американская БМП M2A3 Брэдли весит уже 36,9 тонны, а немецкая БМП «Пума» весит от 31 до 43 тонн в зависимости от модификаций. Не надо быть экспертом в области бронетанковой техники, чтобы сделать выводы о том, что бронирование современных западных образцов БМП гораздо более внушительно.

 

 

БМП-3

 


При этом всем БМП до определенного момента были присущи одни и те же недостатки. Любой гражданский, оказавшийся в десантном отделении БМП, отмечает два основных момента: «как же вы здесь сидите?», заметьте, даже не воюете, а просто сидите, а второй «здесь же ничего не видно!», по сути, так оно и есть. Проблема с объемом внутреннего пространства, в том или ином виде, актуальна до сих пор, с обзором же дела по мере развития техники, компьютеров и микроэлектроники начали налаживаться.

Еще одной особенностью всех ранних БМП была возможность десанта вести огонь в движении через специальные бортовые амбразуры. При этом о точности такого огня говорить не приходилось. Многие знающие люди говорили, что единственным объяснением такому огню была возможность психологически разгрузить десант, заняв людей, по сути, бессмысленными, но азартным делом. Такой подход был свойственен всем БМП, в том числе и американцам, однако на практике оказалось, что единственным видом боя, который может вести десант, не спешиваясь с БМП, является «последний». На сегодняшний день от амбразур в бортах отказались все. Они либо отсутствуют изначально, либо закрыты навесной броней. Так, отечественная БМП-3М получила дополнительные бортовые экраны, которые в состоянии защитить десант от попадания пуль калибром до 12,7 мм.

БМП с повышенной бронезащитой

Первой страной, где возникла мысль сделать БМП на базе танка с аналогичным уровнем бронезащиты пехотинцев, стал Израиль. Для данной ближневосточной страны возможность крупномасштабных танковых сражений и противопартизанских операций актуальна всегда. Последние боевые действия в Ливане в 2006 году против партизанских формирований, имеющих на вооружении множество противотанковых средств, это только подтвердили. При этом в Израиле очень бережно относятся к личному составу.

 

 

БМП "Намер", Израиль

 


Именно поэтому на вооружении ЦАХАЛ сначала появилась БМП «Пума» на базе танка «Центурион», предназначенная для перевозки к месту «работы» саперов, а затем была создана БМП «Ахзарит» на базе трофейных советских Т-55, которая из-за отсутствия пушки иногда классифицировалась как БТР. Экипаж «Ахзарита» составлял 3 человека, десант – 7 человек. Масса 44 тонны, что на 16 тонн больше, чем у Т-55 без башни, такой большой вес объясняется значительным усилением бронирования.

На «Ахзарит» устанавливался американский дизель, благодаря чему в корме с правого борта появлялся проход для десанта. Вооружение состояло из 4 пулеметов калибра 7,62 мм, 3 из которых размещались на турелях над люками десантников, а еще 1 автоматически управлялся изнутри БМП.
В настоящее время на вооружении израильской армии стоит один из самых тяжелых БТР/БМП – «Намер» (с изр. Леопард), разработанный на шасси танка «Меркава Мк4». Вес бронемашины достигает 60 тонн, бронирование полностью соответствует танковому. «Намер» обладает экипажем из 3 человек и способен перевозить до 9 человек десанта.

Очевидно, что в качестве ответа Израилю в Иордании также была создана БМП на базе «Центуриона». Иорданская машина получила название «Тимсах», ее масса составила 47 тонн, экипаж – 3 человека, десант – до 10 человек. БМП получила на вооружение пушку калибра 20 мм и спаренный с ней пулемет калибра 7,62 мм.

Несколько лет назад интересная разработка была представлена на Украине. Соседи танкостроители представили на суд публике БМПТ-84. Данная БМП создана на базе танка Т-84 (украинский аналог танка Т-80). При этом, если на израильских и иорданских БМП основное вооружение демонтируется, то украинский вариант сохранил его полностью, включая мощнейшее 125-мм орудие (сокращен был лишь боекомплект до 36 выстрелов). При этом данный образец бронетехники способен перевозить 5 человек десанта.

 

 

БМПТ-84, Украина

 


Российский подход

По мнению экспертов, БМП сегодня отводится 2 основных функции на поле боя – действие в роли легкого танка. В этом случае БМП сопровождает танки в атаке и уничтожает те цели, по которым недостаточно эффективно или дорого использовать основное танковое вооружение. Вторая функция – это доставка бойцов в относительной целости и сохранности непосредственно в опорные пункты противника, которые необходимо захватить.

В России в последние годы попытались разделить две эти функции. В конце 90-х годов прошлого века «Уралвагонзавод» представил на суд военных разработку, не имеющую зарубежных аналогов – БМПТ «Терминатор» (боевую машину поддержки танков), созданную на базе танка Т-72. Данная машина не является БМП, поскольку не предназначается для перевозки пехоты, но она выполняет функцию поддержки танков на поле боя и создана, по сути, именно для замены пехоты. Имея танковое бронирование и мощное вооружение: две 30-мм пушки, два гранатомета АГС-17, четыре ПТРК «Атака», которые способны поражать также низколетящие штурмовики и вертолеты, данная машина могла бы эффективно прикрывать танки на поле боя, в том числе и во время городского боя. Однако в начале 2010 года Министерство обороны без объяснения причин отказалась от данной достаточно перспективной машины.

 

 

БМПТ "Терминатор", Россия

 


При этом в России создана и своя настоящая «танковая БМП», на базе того же танка Т-72. Более того, данная машина была принята на вооружение еще 10 лет назад. Машина получила название БМО-Т (боевая машина огнеметчиков тяжелая). На самом деле машина близка к классической БМП и рассчитана на перевозку 7 пехотинцев, ее собственное вооружение – 12,7-мм пулемет, управляемый дистанционно.

Бронезащита лобовой части корпуса БМО-Т отвечает уровню основного боевого танка, боковые стенки надстройки сделаны разнесенными с установкой в них топливных баков, различного оборудования и динамической защитой. Боковые стенки продлены от перегородки МТО до кормы машины. Борта корпуса также обеспечивают защиту на уровне ОБТ, с возможностью монтажа дополнительных бронеэкранов с встроенной динамической защитой.

Существует, правда, одно "но". У БМО-Т на сегодня очень узкая специализация – она перевозит только огнеметчиков (всего в боеукладке машины находится 30 пехотных огнеметов «Шмель»). Чем объясняется такая узость применения – объяснить сложно. Возможно все дело в том, что сегодня Россия является практически монополистом на огнеметы, которые все еще представляют довольно эффективное и мощное оружие не только в военном, но и в психологическом плане. При желании перепрофилировать данную машину на использование обычными пехотинцами не составит особого труда.

 

 

БМО-Т, Россия

 


Формально на сегодняшний день данная машина вписывается в концепцию тяжелых бригад, которые должны использовать единую гусеничную платформу. Но Т-72, безусловно, является уже достаточно устаревшей моделью. Так что будущее за машинами на платформе «Армата», разработка которой идет на «Уралвагонзаводе». Возможно, новая БМП на базе платформы «Армата» совместит в себе наработки обеих существующих сейчас моделей бронетехники: БМПТ и БМО-Т.

А что на западе?

Одной из самых современных западных БМП является немецкая «Пума», испытания которой были завершены 30 декабря 2007 года. Всего бундесвер предполагает приобретение 1200 таких машин на сумму в 3,6 млрд евро. Данная БМП создана по стандартной для машин данного класса компоновке, но имеет и ряд особенностей. МТО располагается в передней части машины и занимает 1/3 от ее длины. Механик-водитель располагается впереди слева, справа от него находится моторная перегородка силового отделения. За силовым отделением и отделением управления расположены рабочие места наводчика (слева) и командира (справа).

БМП оснащается необитаемой башней с комплексом основного вооружения. Башня находится в центральной части корпуса со смещением влево. В ней расположено основное вооружение БМП – 30-мм автоматическая пушка и спаренный с ней пулемет калибра 5,6 мм. Вдоль правого борта за спиной у командира БМП находится 4 сидения десанта, еще 2 сидения расположены вдоль левого борта. Крепление сидений осуществляется к крыше корпуса машины.

 

БМП "Пума", Германия, вариант усиления бронирования


Машина, по мнению разработчиков, обладает «непревзойденной защищенностью». Предусмотрено 3 уровня защиты машины: вариант «А» (авиатранспортабельный), вариант с повышенным уровнем защиты и вариант «С» (боевой).

В варианте «А» ее масса составляет 31,45 тонны, что обеспечивает возможность ее транспортировки по воздуху самолетами А400М. Броневой корпус обеспечивает защиту десанта (6 человек) и экипажа (3 человека) от поражения пулями крупнокалиберных снайперских винтовок и пулеметов (калибром до 14,5 мм) во всех плоскостях. В лоб «Пума» в состоянии выдержать попадание 30-мм снарядов и ручных противотанковых гранат. В варианте «С» вес машины доходит до 43 тонн. Данный вариант предполагает установку специальных бронемодулей, которые монтируются как на лобовую деталь, так и на борта, корму и крышу корпуса. Данный вариант обеспечивает машине защиту от поражения 30-мм подкалиберными снарядами и РПГ не только в лоб, но и в борта. Стоит отметить, что информация о том, какими именно РПГ и какими боеприпасами к ним не поражается данная БМП, отсутствует.

К основным недостаткам машины относят невозможность борьбы с танками и другими бронированными машинами высокой защищенности. На «Пуме» отсутствует комплекс ракетного вооружения. При этом пулемет MG-4, использующий автоматные патроны калибра 5,6 мм, также считается недостаточно мощным. Помимо этого к недостаткам относят отсутствие механического дублирования комплексом вооружений, а также малый боекомплект автоматической пушки – 200 выстрелов. Еще 200 снарядов хранятся в лентах внутри корпуса машины, и для того чтобы произвести перезарядку, экипаж должен покинуть БМП.

maxpark.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *