БМП-1

Требования, предъявляемые к БМП, были сформулированы Главным бронетанковым управлением в конце 50-х. Армия потребовала, чтобы проектом предусматривалась установка новой системы вооружения, разработанной КБ «Приборостроение» в Туле. Ее основой которой была компактная башня, вмещающая одного человека. Главным оружием в башне было новое 73мм орудие 2А28 «Гром» с автоматической системой заряжания. Это 73-мм орудие было уникальным оружием типа широко используемого противотанкового гранатомета РГГГ-7. Оно стреляло 73-мм гранатой ПГ-15, схожей с гранатой СПГ-9. Главное отличие было в мощности метательного заряда.

В других армиях пытались поставить на бронетехнику различные типы гранатометов и безоткатных орудий, но не могли разместить их в башне из-за обратно направленной реактивной струи при выстреле. «Гром» дополнял спаренный 7.62-мм пулемет ПКТ. Для борьбы с танками на дистанциях, превышающих 700-метровый радиус действия «Грома», над стволом пушки была установлена простая рельсовая пусковая установка новой противотанковой ракеты «Малютка» (натовское обозначение «Sagger»). Подобное сочетание вооружения давало беспрецедентную для такой легкой и компактной машины огневую мощь. Лобовая броня защищала от 20-мм натовских боеприпасов.

Хотя набор вооружения был избран заранее, относительно схемы самой БМП решения принято не было. В Советской Армии все еще настороженно относились к концепции пол-ностью гусеничной машины из-за опасения высокой цены, и многие пехотные офицеры считали, что обслужи-вание сложной гусеничной машины будет превыше возможностей солдат срочной службы. В результате ГБТУ решило разрабатывать БМП на конкурсной основе несколькими конструкторскими бюро и рассмотреть несколько различных схем конструкции. Среди этих КБ было конструкторское бюро Гавалова из Волгограда, позже получившее известность благодаря боевой машине десанта БМД-1, КБ Исакова - новое конструкторское бюро, образованное из группы конструкторов тяжелых танков в Челябинске, и небольшие группы конструкторов с машиностроительных заводов Рубцовска и Брянска.

Брянский проект - объект 1200 - был колесной схемы, основывающийся на богатом опыте брянцев с тяжелыми грузовиками, такими, как семейство БАЗ-543. Наиболее необычный предложенный проект - рубцовский объект 19 - был смешанным колесно-гусеничным, напоминающим довоенные австрийские «Зауэры». У этой машины была обычная колесная подвеска для передвижения по дорогам и гусеницы в середине корпуса, которые можно было опустить для улучшения проходимости. Двигатель располагался в корме, пехота выходила через люки на крыше сзади башни. Конструкторское бюро Гавалова предложило два проекта - объект 911 и объект 914. 911 был несколько более необычным. Под корпусом было четыре убирающихся колеса. При движении по дорогам эти колеса можно было опустить для придания дополнительного ускорения.

914 был более классическим, полностью гусеничным. Двигатель находился в корме, экипаж выхо-дил через крышу. Последний проект - исаковскнй объект 765 - также был полностью гусеничным. Главное различие между этим проектом, названным "Коршун", и остальными было в том. что у него двигатель находился впереди. Это позволило разместить в корме отделение для десанта с дверями для более удобной высадки.

Большинство прототипов было готово к испытаниям в 1961 г. И доставлены на главные полигоны в Ржеве и Кубинке около Москвы. В конце концов был принят исаковский объект 765. Результат не был удивительным. У колесного объекта 1200 были такие же ограничения по пе-редвижению по снегу, как и у уже имеющегося БТР-60ПБ. Колесно-гусеничные схемы были ужасно сложны, а их характеристики были плохими. Выбор пал на гаваловский объект 914 и исаковский объект 765. Из них 765 был явно бо-лее совершенным. Размещение десантного отсека в корме было намного более разумным, хотя двигатель и вооружение обеих машин было очень схожим В 1966-67 гг началось производство ограниченной серии объектов 765 как БМП для полевых испытаний. В их результате в проект были внесены небольшие изменения и в 1969 г БМП была принята на вооружение Советской Армии. В ожидании решения о выборе машины был подготовлен новый сборочный центр в Кургане на Урале, куда со временем перебралось конструкторское бюро Павла Исакова. Курган продолжал оставаться главным центром разработки и производства БМП, дополнительный завод и конструкторское бюро были в Челябинске.

Схема под размещение пехотного отделения, выбранная для объекта 765, была для того времени уникальной, хотя с тех пор она стала стандартной. Восемь солдат отделения сидели в корме, спина к спине, лицом к борту С каждой стороны было восемь амбразур и перископов, еще одна ближе к корме Башня машины была спереди мест экипажа и слегка снесена вправо Водитель помешался спереди и слева, за ним и сбоку башни сидел командир отделения. Вход и выход из машины могли производиться либо через люки на крыше, либо через две кормовые двери. Такая схема явно отражала опыт мотострелковых частей с менее удачной конструкцией БТР-50 и БТР-60. Пехотинцы могли стрелять изнутри машины, не выходя наружу, где могла быть опасность заражения Внутренние помещения были защищены системой зашиты от ядерного заражения ПАЗ, состоящей из детектора, фильтров и системы нагнетания повышенного давления, не допускающей загрязненный воздух внутрь машины.

У объекта 765 были и другие новшества Машина была спроектирована с новым типом гусеницы, похожим на гусеницу среднего танка того периода Т-64. Поскольку 765 должен был держаться вместе с Т-64, он был спроектирован для больших скоростей Простая штурвальная колонка заменила в качестве механизма управления древние муфты поворота и тормоза, которые до этого были на всей советской бронетехнике. Машина также быта спроектирована плавающей, но от водометного двигателя отказались из-за его габаритов в пользу гусеничной системы, похожей на ту, которая использовалась на американских бронетранспортерах. Во многих отношениях 765 был самым крупным и радикальным новшеством в проектировании советской бронетехники после второй мировой войны, и он был первой в мире настоящей БМП, почти на год опередив немецкую «Мардер 1».

Между 1966 и 1969 годами было по крайней мере четыре различающихся в деталях серийных партии БМП. которые появлялись по мере того, как решались трудности с проектом. Наиболее серьезной проблемой был дисбаланс в весе, причиной чего были размещение спереди двигателя и трансмиссии. При движении по воде БМП часто подныривала. Эта проблема была разрешена удлинением передней части корпуса на 25 сантиметров, что придало машине дополнительную плавучесть. Такое решение было отличительной чертой окончательного варианта БМП. который появился в 1970 году как БМП-1. У БМП-1 появилась новая система химической фильтрации слева от башни и другие улучшения. Был поставлен новый воздухозаборник для плавания, имевший низкую поднимаемую трубу для предотвращения затопления воздухозаборника, что случалось с предыдущими БМП. На БМП-1

была также установлена модернизированная ракета 9М14М «Малютка».

Решение принять БМП на вооружение сухопутных сил вызвало большие дебаты. БМП была чрезвычайно дорогостоящей и многие офицеры-танкисты задавались вопросом разумно ли тратить столько денег на пехотную машину. В конце концов БМП по сравнению с танками была плохо защищена и слабо вооружена, а более дешевый колесный БТР-60 можно было получить в больших количествах. Дебаты также происходили в связи с продолжающимся развитием доктрины сухопутных сил. К началу 70-х годов они начали отходить от своей зацикленности на ядерной войне СССР приближался к паритету с США в ядерных вооружениях. Ядерный паритет означал, что война в Европе может быть ограничена применением чисто обычных вооружений, обе стороны опасались теx последствий, которые могло вызвать использование тактического ядерного оружия. Поэтому внимание снова переключилось на тактику и доктрину обычного поля боя.

БМП-1 4-й бронетанковой дивизии египетской армии. Синайский фронт, октябрьская война 1973 года. На этом фронте небольшое количество БМП-1 нового механизированного полка поддерживало 2-ю и 18-ю пехотные дивизии в районе Канторы. Египетские

БМП-1 чаще всего появлялись целиком горчично-песчаными, в некоторых случаях с нанесенными пульверизаторами полосами темно-зеленого и светло-коричневого цветов, как это показано на рисунке. На рисунке изображена машина в парадной окраске, с зелено-красным флажком египетских танковых войск на башне. Во время войны эти флажки обычно не использовались.

По мнению многих советских тактиков БМП-1 не совсем подходила к обычной войне. На поле боя с применением ядерного оружия дей-ствия натовских расчетов противотанковых гра-натометов и ракет на зараженной местности были бы серьезно осложнены; как считалось, при таких условиях БМП-1 могла спокойно следовать в голове объединенных танково-мотострелковых групп. Но в условиях обычной войны было бы множество противотанковых расчетов. Легкобро-нированная БМП-1 была бы особенно легкой жертвой широкого набора пехотного противотанкового оружия, имевшегося у НАТО. В Советской Армии спрашивали, как БМП может быть использована в таких разных сценариях, и пришли к выводу, что требуется новая тактика.

Было решено, что БМП может быть использована в условиях слабого противодействия, например на стадии прорыва в ходе наступления или при преследовании дезорганизованного противника. При сильном противодействия

БМП-1 должна была быть использована в составе танко-пехотных групп, где пехота высаживалась из машин. Взвод танков волной следовал в авангарде, поскольку танки были более приспособлены к приему ударов противотанковой обороны. Пехота следовала в 200 метрах позади танков для нейтрализации расчетов противотанковых средств противника. БМП следовали не далее 300-400 метров позади пехоты, поддерживая огнем танки и готовясь к передвижению вперед, чтобы забрать пехоту, как только сопротивление противника будет сломлено.

Тактико-технические характеристики БМП-1,2,3

 БМП-1БМП-2БМП-3
Экипаж223
Пехота977
Боевая масса, т12,61418,7
Удельная мощность, л.с./т
23,821,825,0
Давление на грунт, кг/см20,570,630,6
Длина, м6,746,747,2
Ширина, м2,94 3,15
Высота, м1,92 2,3
Клиренс, м0,390,420,19-0,51
Макс. скорость, км/ч806570
Запас хода, км600600600
Преодолеваемые: уклон, гр.353560
Стенка, м0,7 0,8
Ров, м2,52,52,2
ДвигательУТД-20УТД-20УТД-25
Мощность, л.с.300300500
Расход топлива, л/км0,90,92 
Орудие
73-мм 2А2830-мм 2А42100-мм 2А70
Стабилизатор пушкинет2Е36-1есть
Вспомогат. вооружениенетнет30-мм 2А72
Спаренный пулемет7,62-мм ПКТ7,62-мм ПКТ7,62-мм ПКТ
Боезапас снарядов4030040
Патронов200020002000
Ракета 9М14М Малютка9М111 Фагот9М117
Боезапас ракет446-8
Броня: башня, мм26-33 23-33 26
Корпус191919
Цена на экспорт (1992 год)-400000$800000$

militaryarticle.ru

Боевая машина пехоты БМП-1 (BMP-1)

    БМП-1 (BMP-1) впервые были продемонстрированы в 1967 году на параде на Красной площади в Москве, и сразу же стали причиной большой озабоченности командования армий западных государств. Если БТР лишь доставляли пехоту к месту боевого развертывания, то БМП позволяли укрытому за броней десанту вести огонь через бойницы, а вооружение новой техники включало 73-мм пушку и пусковую установку противотанковой управляемой ракеты.

    При разработке боевой машины пехоты БМП-1 (BMP-1) конструкторы применили нестандартную компоновку: место механика-водителя впереди слева, за ним место командира, справа разместили моторно-трансмиссионное отделение с 6-цилиндровым дизельным двигателем УТД-20. В центре броневого корпуса установили низкопрофильную башню, а за ней — десантное отделение, вмещающее восемь полностью экипированных десантников, сидящих спиной друг к другу. Их посадка и высадка осуществлялись через кормовые двери или верхние люки. По мнению аналитиков, основным недостатком такой компоновки является то, что командир оказался изолированным от личного состава, которым руководит в бою.

    В башне кругового вращения БМП-1 (BMP-1) установлена 73-мм пушка с боекомплектом 40 кумулятивных и осколочно-фугасных выстрелов, а также спаренный 7,62-мм пулемет. Для поворота башни установлен электропривод, а также предусмотрено аварийный ручной привод. К недостаткам орудия БМП-1 (BMP-1) можно отнести низкую начальную скорость полета снаряда и нестабилизированное орудие, прицельный огонь из которого можно было вести лишь во время коротких остановок. Над стволом 73-мм пушки монтировалась пусковая установка для ПТУР "Малютка", управляемая наводчиком оператором. Максимальная дальность стрельбы ПТУР "Малютка" составляла 3000 метров, которые ракета преодолевала за 27 секунд. Пробивная сила становила 550 мм брони.

    Боевая машина пехоты БМП-1 (BMP-1) имеет возможность преодоления водных преград на плаву со скоростью до 8 км/час за счет прокрутки гусениц.

    Все члены экипажа БМП-1 (BMP-1) снабжены инфракрасными (ИК) приборами. Машина имеет радиостанцию Р-123М, танковое переговорное устройство Р-124, систему защиты от оружия массового поражения, автоматическую противопожарную систему, три дренажных насоса, откачивающих просачивающуюся внутрь корпуса воду, а также систему противоатомной защиты.

    БМП-1 (BMP-1) серийно выпускалась с 1966 по 1983 годы, при этом постоянно совершенствовалась. На ее базе были сделаны целый ряд модификаций машин различного назначения:

    - БМП-1П (BMP-1P) - вместо ПТРК Малютка установлен ПТРК Конкурс с повышенной бронепробиваемостью и широким диапазоном дистанций боевого применения. Смонтировано новое противопожарное оборудование.
- БМП-1ПГ (BMP-1PG) - на крыше башни установлен автоматический гранатомет.
- БМП-1К (BMP-1C) — командирская машина, снабженная дополнительными средствами связи. В десантном отделении оборудованы места для трех офицеров.
- БМП-1КШ (BMP-1CSh) — командно-штабная машина, снабженная дополнительными средствами связи. Вместо вооружения в башне установлено телескопическое антенно-мачтовое устройство, а также имеется бензоэлектрический агрегат.
- БРМ-1К (BRM-1K) — боевая разведывательная машина с двухместной башней, вооруженной 73-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом, сдвинутой к кормовой части корпуса.
- ПРП-3 Вал (PRP-3 Val) - подвижный разведывательный пункт для обеспечения целеуказания ракетно-артиллерийским системам.
- ПРП-4 (PRP-4) - модификация ПРП-3, снабженная новыми средствами разведки, обработки и передачи информации.
- ПРП-4М (PRP-4M) - вариант с телевизионным инфракрасным прибором и перископическим лазерным дальномером.

armoredgun.org

БМП-1-2(СССР) - БМП - БТР БМП САУ ЗСУ - Бронетехника


Мы знакомы с ней, с этой стремительной и грозной машиной, носящей название БМП — боевая машина пехоты. Одни видели ее на военных парадах, посвященных годовщине Великого Октября, другие — в телевизионных передачах "Служу Советскому Союзу!", ну а третьи — в период "совместной службы" в рядах Советской Армии.

Созданная в конце 60-х годов, БМП стала качественно новым средством вооружения мотострелковых подразделений, сочетающим огневую мощь, высокую мобильность и хорошую защищенность.

Идея создания бронированного транспортера, способного укрыть пехоту от смертоносного пулеметного и ружейного огня, возникла еще в годы первой мировой войны, практически одновременно с появлением танков. Одним из примеров ранних образцов машин такого рода может служить разработанный в Англии в 1917 году бронированный гусеничный транспортер Мк IX, предназначавшийся для перевозки 50 человек или 10 т груза.

Непрерывное улучшение тактико-технических характеристик танков уже в 20-е и 30-е годы привело к коренному изменению взглядов на бронированные гусеничные машины. Из средства поддержки пехоты они переросли в самостоятельный род войск, способный решать самые разнообразные оперативные задачи. Резко возросла их скорость — до 60-89 км/ч! — и недавних тихоходов пехота уже физически не могла сопровождать.

К концу 20-х годов в составе сухопутных войск появляются крупные танковые и механизированные соединения. Опыт гражданской войны в Испании и боев на Халхин-Гола показал, что развитие нового рода войск требует и оснащения мотопехоты боевыми бронированными машинами, не уступающими в подвижности и проходимости сопровождаемым танкам, обеспечивающим эффективное применение оружия десанта.

Но для их разработки уже не осталось времени, и во вторую мировую войну сухопутные армии воюющих стран вступили практически без бронетранспортеров. Это сразу же сказалось на ходе боевых действий. Следующая на автомобилях за танками пехота либо застревала на бездорожье, либо, попав под огонь противника, несла большие потери — теряла боеспособность сама и оставляла без необходимой огневой поддержки сопровождаемые танки. Первой это ощутила страна-агрессор: уже с 1940 года немцы стали применять в мотопехотных подразделениях средний полугусеничный бронетранспортер, ставший а ходе войны основной транспортно-боевой машиной фашистской Германии.

Равноценную конструкцию, правда, несколько позже, а 1942 году, получили союзные армии. В США в спешном порядке было разработано семейство полугусеничных бронетранспортеров М2, МЗ, М5 и М9. 3 ограниченном количестве эти машины поставлялись по ленд-лизу для вооружения Красной Армии.

Выпускались бронированные транспортные средства для пехоты и в Японии. Это были полугусеничный "Хоха" и гусеничный "Хоки", Последний использовался в боях на Филиппинах в 1944 году.

Но, несмотря на весьма широкое применение бронетранспортеров в ходе второй мировой войны (только в США их было выпущено около 40 тыс.), ни одна из воюющих стран не смогла создать боевую машину пехоты, полностью отвечающую предъявляемым к ней требованиям. Ну а те, что состояли на вооружении, были недостаточно бронированы и плохо вооружены, не обладали хорошей проходимостью.

Именно поэтому в послевоенный период главной целью конструкторов стало создание боевой машины нового типа, сочетающей в себе качества танка и бронетранспортера.

Первыми массовыми советскими бронетранспортерами стали БТР-152 (см. "М-К" № 1 за 1972 год). Созданные на базе грузовых автомобилей высокой проходимости, они имели легкобронированный, открытый сверху корпус и по боевым качествам еще не являлись принципиально новыми машинами. Правда, помимо броневой защиты, они отличались от своих предшественников военной поры повышенной маневренностью и скоростью, большей вездеходностью.

В 50-е годы на вооружение поступил первый советский гусеничный бронетранспортер БТР-50, способный перевозить 20 человек или 2 т груза.

В начале 60-х годов начался выпуск плавающего бронетранспортера БТР-60П, наиболее полно отвечающего требованиям современного общевойскового боя. Полностью закрытый корпус с бойницами и два пулемета во вращающейся башне позволяли десанту вести огонь, не выходя из машины, а восьмиколесный движитель со всеми ведущими и управляемыми колесами обеспечивал хорошую проходимость.

В конце 60-х годов советскими конструкторами была создана уникальная по своим качествам боевая машина пехоты — БМП, высокоманевренная и скоростная. Дизельный двигатель мощностью 300 л. с. Позволяет ей развивать по хорошей дороге скорость до 65 км/ч. Запас хода составляет 600км, а это значит, что БМП может длительное время действовать без пополнения запасов горючего, что особенно важно в современном динамичном бою.

Несмотря на солидный вес — 13 т, удельное давление на грунт невелико и Составляет всего лишь 0,6 кг/ем2, отсюда хорошая проходимость по любым грунтам. БМП уверенно берет различные препятствия, прежде непреодолимые. Например, угол подъема на дернистом грунте может достигать 35°, не помеха для движения и рвы шириной 2,5 м, вертикальные стенки высотой 0,7 м. Герметизированный, специальной формы корпус позволяет машине с ходу преодолевать водные преграды. Движение на плаву обеспечивается гусеничным движителем, при этом скорость достигает 7 км/ч.

По расположению механизмов и оборудования внутри БМП разделена на отделения (отсеки) управления, силовое, боевое и десантное.

Отделение управления находится в левой передней части корпуса. В нем друг за другом расположены рабочие места механика-водителя и командира. Возле сиденья механика-водителя размещены органы управления машиной и контрольно-измерительные приборы. Управлять БМП не сложнее, чем автомобилем.

Рядом с сиденьем командира находится радиостанция и здесь же фильтровентиляционная установка для очистки воздуха и создания избыточного давления. Для наблюдения за местностью перед командиром и механиком-водителем размещены перископические приборы, в комплект которых входит оборудование ночного видения.

Силовое отделение расположено в правой передней части машины. Оно отделено от других отделений теплозвукоизоляционной перегородкой, имеющей специальные лючки для доступа к агрегатам. В отделении находятся, кроме двигателя, силовая передача и обслуживающие системы. Двигатель, коробка передач и планетарные механизмы поворота выполнены в одном блоке, что позволяет при ремонте быстро произвести их замену.

Боевое отделение занимает среднюю часть машины. В нем сосредоточены вооружение, боекомплект, приборы наведения и обеспечения стрельбы.

Во вращающейся башне установлено 73-мм гладкоствольное орудие. Прицельная дальность стрельбы составляет 1300 м, боевая скорострельность 8-10 выстрелов в минуту. Орудие заряжается полуавтоматически или вручную из конвейера емкостью 40 выстрелов, С орудием спарен 7,62-мм пулемет ПКТ; его боекомплект составляет 2000 патронов, снаряженных в сочлененные кусковые ленты.

На стволе и бронемаске орудия смонтирован кронштейн для пуска противотанковых управляемых реактивных снарядов (ПТУРС), обеспечивающих уверенное поражение танков противника на дальности от 500 до 3000 м. -

Для наведения оружия о цель служит комбинированный прицел, которым можно пользоваться как днем, так и ночью, а также электрический привод наведения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Огонь из всего этого оружия ведет третий член экипажа — наводчик-оператор.

Десантное отделение занимает всю кормовую часть машины. Здесь размещается в полном вооружении мотострелковое отделение. Каждый десантник обеспечен прибором наблюдения и может стрелять из личного оружия через специальную амбразуру. В этом же отсеке находятся основной и два запасных топливных бака, аккумуляторные батареи. Для входа м выхода десанта в кормовой части корпуса имеются две двери, а для выхода на плаву — четыре люка на крыше.

На БМП предусмотрена система защиты от оружия массового поражения и обеспечения обитаемости экипажа. Она работает в автоматическом режиме и позволяет быстро загерметизировать корпус и включить фильтровентиляционную установку.

В бою может сложиться такая обстановка, когда для защиты от сосредоточенного огня противотанковых средств противника одной скорости м маневренности окажется недостаточно (ведь БМП не танк, ее броня рассчитана на защиту в основном от пуль и осколков). В таких случаях на помощь приходит термодымовая аппаратура, которая в считанные секунды укрывает машину дымовой завесой длиной 100 — 150 м и стойкостью не менее 1 мин.

Если машина все-таки будет повреждена и возникнет пожар, в действие вступит еще одна автоматическая система — противопожарного оборудования. При повышении температуры срабатывает термодатчик, по сигналу которого мотоотделение герметизируется, выключаются вытяжные вентиляторы, останавливается двигатель, а огнегасящий состав по магистральному трубопроводу через распылители подается на очаг пожара.

Таким образом, состоящая на вооружении советских мотострелковых войск боевая машина пехоты представляет собой сложную систему Вооружения, максимально приспособленную для ведения современного общевойскового боя с, применением различных видов оружия. Действуя в тесном взаимодействии с танками, пехота на БМП способна успешно преодолевать подготовленные оборонительные позиции противника, насыщенные большем количеством различных видов стрелкового, артиллерийского и противотанкового оружия.

Боевая машина пехоты:

1 — механизм подъема волноотражательного щитка, 2 — фара, 3 — крыло, 4 — орудие, 5 — направляющая ПТУРС, б — ПТУРС, 7 — крышка амбразуры для стрельбы из пулемета, 8 — воздухозаборная труба, 9 — крышки амбразур для стрельбы из автомата, 10 — ведущее колесо, 11 — люк для доступа к двигателю, 12 — пробки отверстий для задрайки охлаждающей жидкости и масла, 13 — сетка над заслонками радиатора, М — сетка над жалюзи радиатора, 15 — пулемет, 16 — крышка люка наводчика-оператора, 17 — амортизатор, 18 — поддерживающий каток, 19 — опорный каток, 20 — направляющее колесо, 21 — волноотражательный щиток, 22 — съемный лист крыши, 23 — головки перископических приборов наблюдения, 24 — крышка люка механика-водителя, 25 — головка прибора наблюдения командира, 28 — крышка люка командира, 27 — люк для установки ПТУРС, 28 — съемная головка прицела, 29 — колпак клапана вытяжного вентилятора, 30 — бортовой габаритный фонарь, 31 — крышка люка десантного отделения, 32 — буксирный трос, 33 — кормовой габаритный фонарь, 34 — пробки отверстий для заправки топливом, 35 — дверь-бак, 36 — защитный кожух головки прибора наблюдения, 37 — трак.

П. Горохов, В. Кораблин

bronetexnika.moy.su

Боевая машина БМП-1 | Вооружение России и других стран Мира


Боевая машина пехоты БМП-1 является одним из видов бронетанковой техники, заметно усилившим наступательную мощь мотострелковых подразделений Советской Армии. Повышение огневой мощи мотострелков достигнуто благодаря применению в машине современного вооружения, обладающего высокими поражающими свойствами, и развитого комплекса приборов управления огнем. Небольшая масса и размеры БМП-1 обеспечили ей малую уязвимость на поле боя, а также наделили ее плавучестью и удобством транспортирования по воздуху. Легкость управления БМП-1 в сочетании с большим запасом хода по топливу, высокой надежностью и простотой эксплуатации позволяют существенно расширить диапазон ее боевого использования. Особенности конструкции БМП-1 существенно отличают эту машину от других видов бронетанковой техники. Силовое отделение БМП-1 расположено в носовой части корпуса справа. В нем находятся двигатель с главным фрикционом, коробка передач с планетарными механизмами поворота, объединенными в общий блок, масляный бак с котлом подогрева, блок системы охлаждения с воздухоочистителем, узлы топливной системы, компрессор, водооткачивающий насос и другое оборудование. В боевом отделении, расположенном в средней части корпуса и башне, размещаются штатное оружие машины и боекомплект, приборы наблюдения и стрельбы, вытяжной вентилятор.

На подвесной вращающейся платформе установлено сиденье, а в крыше башни – люк наводчика-оператора. Справа по борту предусмотрены гнезда для укладки ПТУР с направляющими, а на моторной перегородке установлены баллоны автоматической системы противопожарного оборудования. Отделение управления находится в передней части машины, между левым бортом корпуса и перегородкой силового отделения. В нем имеются входные люки и рабочие места механика-водителя и командира, а также их смотровые приборы для работы в дневное и ночное время. У рабочего места механика-водителя находятся: щиток контрольно-измерительных приборов, средства пуска двигателя и управления движением машины по суше и на плаву, гирополукомпас, пневмосистема, аппарат переговорного устройства. Рабочее место командира оборудовано радиостанцией и командирским аппаратом переговорного устройства. Десантное отделение, занимающее кормовую часть корпуса, разделено основным топливным баком и контейнерами аккумуляторных батарей на два отсека, в каждом из которых имеются рабочие места для четырех мотострелков. Рабочие места мотострелков оборудованы сиденьями, которые могут устанавливаться «по-походному» и «по-боевому». Для посадки и высадки десанта в крыше отделения имеются четыре люка, а в корме – две двери с емкостями для горючего. Кроме того, в десантном отделении размещены ящики для продуктов, водооткачивающий насос, насос термодымовой аппаратуры, воздуховоды для подачи очищенного воздуха мотострелкам, воздухозаборная труба, вентиляторы отсоса пороховых газов, два аккумулятора, укладки для гранатомета, ЗУР и другое оборудование. Основу силовой установки составляет шестицилиндровый V-образный четырехтактный дизель, разработанный специально для БМП-1. Обладая мощностью в 300 л.с., он обеспечивает машине хорошую подвижность на суше и на воде, а также наделяет ее высокой проходимостью.

Для работы двигателя БМП-1 используется очищенный воздух, который засасывается воздухозаборной трубой и по кольцевому воздуховоду поступает в бескассетный циклонный воздухоочиститель с эжекционным удалением отфильтрованной пыли наружу. Последнее обстоятельство освобождает экипаж от необходимости обслуживать воздухоочиститель в ходе эксплуатации. Предусмотрена также возможность предварительного подогрева в зимний период поступающего в двигатель воздуха за счет пропускания его через радиаторы. Это позволяет повысить эффективную мощность, снимаемую с двигателя. Система подогрева машины обеспечивает достаточно быстрый пуск двигателя в холодную погоду. Пуск двигателя БМП-1 производится сжатым воздухом. Резервным способом служит пуск двигателя с помощью электрического стартера. В трудных условиях пуска возможно использовать оба способа одновременно. Имеющаяся в БМП-1 пневмосистема, содержащая баллон со сжатым воздухом, воздушные редукторы и пневмокомпрессор, обеспечивает не только пуск двигателя, но также применяется для управления волноотражательным щитком, воздухозаборной трубой и дает возможность производить гидропневматическую очистку наружных стекол в приборах наблюдения механика-водителя и командира. Это позволяет использовать БМП-1 для преодоления водных преград с ходу, а также увеличивает маршевую скорость ее движения в период распутицы. Защита двигателя БМП-1 от попадания воды во время преодоления водных преград обеспечивается удачным размещением выдвижной воздухозаборной трубы и применением автоматических клапанов, предотвращающих попадание воды в двигатель со стороны воздухоочистителя и через выпускные коллекторы. Удаление воды, проникшей в корпус при движении на плаву, производится с помощью трех водооткачивающих насосов. Их высокая производительность обеспечивает машине сохранение плавучести даже при появлении в корпусе небольших пробоин.

Гидромеханическая силовая передача позволяет в широких пределах изменять крутящий момент двигателя, приспосабливая его к различным дорожным условиям. Она состоит из объединенных в общем картере главного фрикциона, пятиступенчатой коробки передач и двух планетарных механизмов поворота. Силовая передача управляется с помощью механических приводов, воздействующих на гидравлические элементы и механизмы гидросервирования. Поворот БМП-1 обеспечивается вращением штурвала. На рулевую колонку вынесены рычаги переключения передач (справа) и включения замедленной передачи (слева). Главный фрикцион машины имеет не только гидравлический, но и запасной пневматический привод выключения. Привод позволяет надежно отключать двигатель от коробки передач и автоматически выдерживать режим плавного включения фрикциона при трогании машины с места. Конструктивное совершенство силовой передачи БМП-1 в сочетании с удобными приводами облегчает управление машиной и снижает утомляемость механика-водителя. Движение машины по суше и на плаву осуществляется посредством гусеничного движителя, имеющего переднее расположение ведущих колес и цевочное зацепление. Легкая мелкозвенчатая конструкция траков, соединяемых резинометаллическими шарнирами, способствует движению по суше на высокой скорости и позволяет совершать длительные пробеги без замены гусениц. Перемещение на плаву происходит за счет реакции потока воды, направляемого нижними ветвями перематывающихся гусениц.

Увеличению скорости движения БМП-1 на плаву способствует конструкция крыльев машины со специальным направляющим аппаратом, который оборачивает поток, создаваемый верхними ветвями гусениц, в обратную сторону. Благодаря совершенству конструкции силовой передачи, гусеничного движителя и хорошей подвеске максимальная скорость БМП-1 по шоссе достигает 65 км/ч. Небольшое удельное давление на грунт создает ей повышенную проходимость по заболоченным и заснеженным участкам местности. БМП-1 оснащена орудием со спаренным пулеметом ПКТ калибра 7,62 мм и противотанковым ракетным комплексом, которые размещены во вращающейся башне. Гладкоствольное полуавтоматическое орудие позволяет поражать танки на удалении до 1300 м и фактически является противотанковым средством ближнего боя. Орудие может быть использовано также для поражения живой силы и огневых средств противника, расположенных открыто или в укрытиях легкого типа в пределах указанной дальности. Боекомплект орудия состоит из 40 унитарных выстрелов с кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами; они размещены в механизированной укладке боевого отделения машины. Поражение бронированных объектов на более значительных расстояниях производится противотанковыми ракетами с кумулятивной боевой частью. Для подготовки прицельной стрельбы из орудийно-пулеметного вооружения башни и наведения ПТУР в цель служит комбинированный бесподсветный прицел, позволяющий вести наблюдение и прицеливание в ночное время, не демаскируя машину осветителем. Наличие электрообогрева и пневмо-гидравлической очистки стекол позволяет использовать вооружение в мороз и непогоду. Более полному применению вооружения в бою способствует наличие в машине полупроводникового электропривода наведения башни, сочетающего большую скорость переброса башни с высокой плавностью наведения вооружения в цель. Увеличение огневой мощи БМП-1 достигается за счет оборудования ее амбразурами и смотровыми приборами, позволяющими десанту применять оружие, не выходя из машины, с ходу и с коротких остановок. С этой целью в десантном отделении БМП-1 установлено восемь перископических смотровых обогреваемых приборов и оборудованы амбразуры с шаровыми установками для двух ручных пулеметов и шести автоматов. По бортам отделения БМП-1 имеются коробки, снаряженные пулеметными лентами и патронами. Кроме того, в машине размещается ручной гранатомет РПГ-7 с гранатами, использование которого возможно через открытые люки в крыше десантного отделения. При необходимости действовать вне машины оружие десанта легко вынимается из амбразур, а десантники могут скрытно покинуть машину через двери.

Экипаж БМП-1 вооружен автоматами АКМ, ручными гранатами Ф-1 и сигнальным пистолетом с патронами. Боевой расчет машины состоит из экипажа (командир, механик-водитель, наводчик-оператор) и стрелков-десантников, составляющих мотострелковое отделение. БМП-1 располагает совершенными средствами защиты боевого расчета и оборудования от воздействия обычных огневых средств, ядерного, химического и бактериологического оружия, а также от пожара и затопления при повреждении корпуса на плаву. Машина оборудована также термодымовой аппаратурой для постановки дымовой завесы. Основой защиты боевого расчета и оборудования служит круговое бронирование машины. При ядерном взрыве система защиты обеспечивает автоматическую остановку двигателя, закрывание жалюзи, заслонки эжектора и клапанов вентиляторов башни и десантного отделения, остановку вентиляторов и нагнетателя, отключение электропривода башни и включение в магистраль подачи воздуха фильтра-поглотителя. После прохождения ударной волны механику-водителю следует включить нагнетатель, который обеспечивает подачу очищенного воздуха в обитаемые отделения под избыточным давлением. При обнаружении отравляющих или радиоактивных веществ система обеспечивает автоматическое закрывание заслонок вентиляторов и остановку их приводных двигателей, а также включение в воздухопроводы фильтра-поглотителя. Благоприятные условия обитаемости в машине созданы благодаря наличию в ней систем очистки и кондиционирования воздуха, а также благодаря возимым запасам продовольствия, воды и медикаментов. Хорошая амортизация БМП-1 и удобная конструкция рабочих мест боевого расчета, предусматривающая возможность приспосабливать их к эффективной работе в бою и к отдыху на марше, снижает утомляемость расчета в ходе ведения продолжительных боевых действий. Таким образом, высокие огневые и эксплуатационные возможности БМП наряду с эффективной защитой экипажа от воздействия различных видов оружия позволяют заключить, что мотострелковые подразделения оснащены надежной современной боевой машиной.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТТХ БМП-1

МаркаИндексПринципиальные отличия
БМП-1об.765Сп1 и Сп2 Базовая модель. Пушка 73 мм. Масса 12,6 т (Сп1) и 13 т (Сп2)
БМП-1об.765Сп3 В БК введен осколочный снаряд, масса 13,2 т
БМП-1Поб.765Сп4 ПТУР «Конкурс» вместо «Малютки», новое ППО
БМП-1ПГоб.765Сп8 Вариант БМП-1П с автоматическим гранатометом на крыше башни
БМП-1Коб.773Командирский вариант БМП-1. Доп. навигационная и радиоаппаратура
БМП-1ПКоб.773Командирский вариант БМП-1П. Доп. навигационная и радиоаппаратура
БМП-1Доб.765«Афганский вариант». Дополнительно АГС-17 «Пламя» и бортовые экраны
 

ФОТОГРАФИИ

 

© KorAx™.

 

Читайте также:

Понятие "пехота" в период до второй мировой войны прочно ассоциировалось с небольшими, поистине пешими скоростями передвижения войсковых соединений. И когда долговременные позиционные затишья вдруг сменялись атаками, то максимальная ...

ДАЛЕЕ

Высокоманевренная скоростная гусеничная боевая машина 2Т предназначена для ведения глубокой разведки и диверсионных операций. Универсальный комплекс вооружения позволяет использовать машину в качестве эффективного противотанкового и зенитного средства. Конструкция ...

ДАЛЕЕ

В эту машину невозможно не влюбиться, поговорка, что красивые самолеты красиво летают, а красивые машины красиво ездят, как нельзя кстати подходит для российской боевой машины пехоты последнего поколения БМП-3. А ...

ДАЛЕЕ

Бронетранспортер БТР-80 представляет собой боевую колесную плавающую машину, обладающую вооружением, броневой защитой и высокой подвижностью. Он предназначен для использования в мотострелковых подразделениях сухопутных войск. Бронетранспортер БТР-80 оборудован десятью посадочными ...

ДАЛЕЕ

Боевая машина пехоты БМП-2

Боевая машина 2T

Боевая машина БМП-3

Бронетранспортер БТР-80


worldweapon.ru

БМП-1 — WiKi

Для успешного преодоления водных преград в БМП-1 были установлены полые металлические катки, увеличивающие плавучесть. Машина не имела водомёта, поэтому для увеличения скорости на плаву на задних крыльях, над гусеницами, установили специальные решётки, перенаправляющие поток воды с гусениц не вверх, а назад. А спереди формой корпуса поток воды направлялся вниз, что приподнимало нос машины над водой.

БМП-1 получила принципиально новую конструкцию гусениц, в которой движущиеся части не перекрывали друг друга, как в танковой, что увеличило ресурс металла и резиновых уплотнителей до 8000 км.

Двигательная установка была создана на базе очень удачного 12-цилиндрового дизеля В-2, являвшегося базовым агрегатом для многих гражданских и военных изделий Союза ССР. Начальником КБ моторных установок и автором многих изобретений для двигателя БМП-1 был В. Д. Чудаков. Главным конструктором являлся П. П. Исаков.

Вооружение БМП-1 включает 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 «Гром», спаренный пулемёт 7,62-мм ПКТ и ПТУР 9М14М «Малютка», также в десантном отделении может крепиться и перевозиться переносной зенитно-ракетный комплекс 9К32 «Стрела-2».

Бронекорпус БМП-1 сварной из стальной катаной брони высокой твёрдости. В верхней лобовой части большой люк, закрывающийся откидывающимся ребристым бронелистом из алюминиевого сплава, обеспечивающий доступ к двигателю. Башня конической формы. Для защиты от проникающего излучения ядерного взрыва используется противорадиационный подбой.

Из-за малого угла подъёма ствола, экипажи машин в Афганистане сами укрепляли на башне АГС-17 «Пламя», что улучшало боевые свойства машины в горных условиях.

  В задних люках БМП-1 расположены дополнительные топливные баки.

Требованиями ТТЗ предусматривалось обеспечение защиты машины от 23-мм бронебойных снарядов с передних направлений обстрела на дальности с 500 метров, и защита кругом от 7,62-мм бронебойных пуль на дальности с 75 метров. Расположенные под большими углами наклона листы лобовой брони корпуса БМП-1 выдерживают поражение осколками снарядов полевой артиллерии, бронебойными пулями стрелкового оружия и крупнокалиберных 12,7-мм пулемётов, последние в секторе обстрела 60 градусов с носа с нулевой дальности. В большинстве случаев лобовая броня не пробивается боеприпасами[6] 20-мм автоматической пушки «Эрликон KAD» (ранее Hispano-Suiza HS-820) на дальностях более 100 метров.

Бортовая, кормовая броня и крыша корпуса и башни обеспечивают защиту машины от 7,62-мм пуль стрелкового оружия с нулевой дальности и от лёгких осколков артиллерийских снарядов, но не защищают от огня 12,7-мм пулемёта с близкой дистанции и от тяжёлых снарядных осколков. Полигонные испытания, тем не менее, показали, что кормовые двери, топливные баки которых заполнены песком, выдерживают обстрел 12,7-мм пулями.

Критика

БМП-1 уязвима от РПГ и ПТРК противника, а также обладает низкой стойкостью при подрывах на минах. Из-за последнего во время Войны в Афганистане и Чеченских кампаний десантники старались ездить «верхом на броне». Однако даже в этом случае десантники получали как минимум контузию или травмы[7].

Серьезным недостатком БМП-1 является слишком малый угол возвышения пушки (всего 15 градусов)[8][9], у БМП-2 он уже составлял 75 градусов. Сирийская Арабская армия потеряла с 2011 года около 700 БМП-1/2. В Сирии солдаты очень часто прибегают к самодельной броне. Так на многие БМП и танки вешают мешки с песком и ставят металлические решетки (имеется шанс разрушения кумулятивной воронки до подрыва, что предотвращает формирование кумулятивной струи)[10].

На протяжении длительного периода эксплуатации БМП-1 и БМП-2 неоднократно появлялись новые «угрозы» защите машины. Так в конце 1970-х годов, после принятия на вооружение НАТО новых боеприпасов 20×139 мм к пушкам «Испано-Сюиза» HS 820, «Рейнметалл» RH 202 и M 693 (F2) с бронебойными подкалиберными снарядами типа APDS — DM 63 (ФРГ) и OPTSOC (Франция) у сухопутных войск этих государств появилась возможность поражать БМП-1 в лобовой проекции с дальностей 800—1000 м. Боеприпасы к пушке M242 «Бушмастер» основной БМП США M2 «Брэдли», принятой в 1982 году, проектировались из расчёта поражения бронезащиты БМП-1, с обеспечением бронепробития 25,4 мм/60°/1500 м.

Опыт арабо-израильской войны 1973 года и войны СССР в Афганистане показал, что бронекорпус БМП-1 не выдерживает попаданий 12,7-мм пуль в борта, а попадание противотанковой гранаты РПГ, как правило, вызывало воспламенение машины с последующим взрывом боекомплекта[11].
Во время первой войны в Персидском заливе броневая защита машин БМП-1 оказалась уязвимой к бронебойным подкалиберным снарядам 25-мм автоматических пушек.

Согласно данным испытаний, проведённых в США, броня БМП-1 поражается бронебойным подкалиберным снарядом (БПС с отделяемым поддоном) M791 25-мм пушки M242 «Бушмастер» на дальностях 1500—2000 м.

ru-wiki.org

Тактико-технические характеристики БМП-1.

Количество просмотров публикации Тактико-технические характеристики БМП-1. - 154

  • Боевая масса, кг - 13200
  • Экипаж, человек - 3+8
  • Основные размеры:
  • длина, мм - 6740 ширина, мм - 2940 полная высота͵ мм - 2150
  • Вооружение: орудие, калибр, мм - 73, боекомплект, выстрелов - 40 спаренный пулемет, калибр, мм - 7,62, боекомплект, патронов - 2000 ПТРК "Малютка", боекомплект, штук - 4
  • Максимальная скорость движения, км/ч: по суше 60 на плаву - 7
  • Запас хода по топливу, км - 500
  • Двигатель - дизель УТД-20
  • Мощность двигателя, кВт - 221
  • Трансмиссия - простая механическая
  • Подвеска - торсионная с телœескопическими гидроамортизаторами
  • Преодолеваемые препятствия;
  • подъем 35 градусов
  • ров шириной 2,5 м,

стенка высотой 0,7 м.

Тактико-технические характеристики БМП-2.

- Боевая масса, кг - 14000

- Экипаж, человек - 3+7

- Основные размеры:

- длина, мм - 6710 ширина, мм - 3090 полная высота͵ мм - 2060

- Вооружение: автоматическая пушка 2А42, калибр, мм - 30, выстрелов - 500 спаренный пулемет ПКТ, калибр, мм - 7,62, боекомплект, патронов - 2000 ПТРК 9П135М (9П135М-1), боекомплект, штук - 4 Максимальная скорость движения, км/ч: по суше - 65 на плаву - 7

- Запас хода по топливу, км - 500

- Двигатель - дизель УТД-2001

- Мощность двигателя, кВт - 210-221

- Трансмиссия - простая механическая

- Подвеска - торсионная с телœескопическими гидроамортизаторами

-

Назначение и боевые свойства ручного пулемета РПК-74.

Назначение, РПК-74.

5,45 мм РПК-74 является оружием стрелкового отделœения, предназначено для уничтожения живой силы и поражения огневых средств противника. Важно заметить, что для стрельбы и наблюдения в условиях естественной ночной освещенности к ним присоединяется ночной стрелковый прицел (НСПУ).

№ п/п Наименование данных РПК-74
Прицельная дальность стрельбы. 1000 м
Наиболее действительный огонь: - по наземным целям; - по воздушным целям.   до 600 м до 500 м
Дальность прямого выстрела: - по грудной фигуре; - по бегущей фигуре.   460 м 640 м
Темп стрельбы 600 в/м
Боевая скорострельность: - очередями; - одиночными.   до 150в/м до 50в/м
Вес со снаряженным магазином 5,46 кг
Вес штык - ножа  

Люки, корпус и башня БМП-1, БМП-2. правила пользования ими.

referatwork.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *