БМД-1 (Тула, Музей оружия): myauu — LiveJournal

Боевая машина десанта БМД-1П появилась среди экспонатов выставки "Стальные стражи" в начале августа 2016 года ко дню ВДВ.
Состояние - отличное.
Дата съёмки - 03 августа 2016 года.

01.


Все фото кликабельны до 3648х2736.

02. Большая часть вооружения БМД-1 разработана на тульских предприятиях ЦКИБ СОО и КБП.




03. БМД-1 (боевая машина десантная — 1) — советская боевая гусеничная плавающая машина, предназначена для использования в воздушно-десантных войсках и десантирования парашютным или посадочным способом с военно-транспортного самолёта типа Ан-12 и Ил-76.
Принята на вооружение в 1969 году.
Производилась до 1979 года.
Выпущено около 2200 штук.

Установленная здесь модификация БМД-1П принята на вооружение в 1978 году, отличалась от базовой модели типом противотанкового ракетного комплекса (9К111) и некоторым оборудованием.
Производилась до 1986 года.
Выпущено около 1000 штук.

Кроме линейных модификаций параллельно им выпускались командирские версии машин БМД-1К и БМД-1ПК с дополнительным радиооборудованием, бензиновым генератором, съёмными столиками на местах командира и радиста и штатным постоянным экипажем из шести человек (у линейной БМД - два человека экипаж и пять - десант).

Выпущено было, соответственно, 360 и 220 машин.

Все выпущенные БМД-1 и БМД-1К модернизировались до версий БМД-1П и БМД-1ПК при проведении капитального ремонта.




04. Классически действия воздушного десанта подразумевают десантирование, выполнение ближайшей задачи, рейд в новый район, захват и удержание района (объекта).
В тылу противника десантникам необходимы высокая мобильность и достаточно мощные средства поддержки, включая бронированные машины. Вопрос повышения подвижности воздушных десантов и снабжения их бронетанковой техникой волновал военное руководство с начала формирования воздушно-десантных войск.




05. По опыту Второй мировой войны наиболее опасным для десанта после высадки считалась бронетанковая техника противника, ему необходимо было располагать более мощным вооружением, чем у малых и легких танков того времени.

Передача после войны воздушно-десантным войскам 76-мм легкой самоходной артиллерийской установки СУ-76М не решало проблему: для боевой машины массой 10,5 т просто не было соответствующих средств доставки и десантирования.
Требовалась разработка специальной авиадесантной самоходки.




06. Работы по созданию боевой машины пехоты для вооружения Воздушно-десантных войск СССР была начата по инициативе командующего ВДВ В. Ф. Маргелова.
К 1960-м годам в СССР всё ещё не была преодолена проблема нехватки тяжёлого вооружения, которое могло бы высаживаться вместе с парашютно-десантными частями, на протяжении 1950-х годов десантники в основном были вооружены лишь стрелковым оружием и гранатомётами.
Задачи противотанковой обороны и непосредственной поддержки воздушно-десантных войск к началу 1960-х годов в той или иной мере обеспечивались самоходными ПТРК на базе БРДМ и БРДМ-2, противотанковыми САУ АСУ-57 и АСУ-85 и буксируемой или самодвижущейся артиллерией.
Вместе с тем, единственным средством транспортировки личного состава ВДВ оставались автомобили повышенной проходимости ГАЗ-67, ГАЗ-69, УАЗ-469 и ГАЗ-66.
Необходимость создания бронированной транспортно-боевой машины усиливалась и изменениями в военной доктрине, прежде всего широким распространением тактического ядерного оружия.
Для обеспечения действий десантных войск требовалась машина, схожая по концепции с разрабатывавшейся для Сухопутных войск БМП-1 и обеспечивающая как транспортировку десантников и ведение ими боя из-под брони машины на радиоактивно заражённой местности, так и борьбу с бронетехникой противника и его танкоопасными средствами.
Сама БМП-1, хоть и была авиатранспортабельной, не удовлетворяла ВДВ из-за того, что основным советским военно-транспортным самолётом того периода Ан-12 могла перевозиться только одна 13-тонная БМП, к которой вдобавок не существовало систем парашютного десантирования.




07. В СССР сложилась система разработки нового вооружения и военной техники на конкурсной основе — тактико-технические задания на разработку новых образцов получали сразу несколько КБ.
В апреле 1964 г. одновременно нескольким организациям, включая конструкторские бюро Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ), Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ) и Всесоюзного научно-исследовательского института ВНИИ-100 в Ленинграде (головного института танковой отрасли), была поручена подготовка эскизных проектов боевой машины Воздушно-десантных войск.
Этому предшествовала определенная подготовительная работа, проведенная В.Ф. Маргеловым.
Он лично переговорил с руководителями различных КБ страны, ведущих работы по "танковой" тематике, убедив их заняться авиадесантируемой боевой машиной.
Ю.М. Сорокин, в те годы ведущий конструктор-компоновщик в ОКБ ВгТЗ, вспоминает, что в конце декабря 1963 г. генерал-полковник В.Ф. Маргелов и полковник-инженер Н.Д. Доронин (один из трех братьев Дорониных, известных разработчиков парашютных систем) приезжали в ОКБ с проектом тактико-технических требований (ТТТ), составленным НТК ВДВ.
А после согласия ОКБ на проведение работ Ю.М. Сорокин и заместитель главного конструктора ВгТЗ А.Н. Шкурман в январе 1964 г. получили возможность ознакомиться с действием воздушно-десантной техники на базе 103-й Витебской воздушно-десантной дивизии и посетили СКБ завода "Универсал" — разработчика систем десантирования.
Из ТТТ следовало, что БМД по своим боевым и техническим характеристикам (вооружению, маневренности, броневой защите лобовой проекции, номенклатуре установленного оборудования) должна оказаться на уровне опытной боевой машины пехоты "Объект 765" (прототип БМП-1), разработанной КБ ЧТЗ под руководством П.П. Исакова.
Однако размеры и боевая масса жестко ограничивались условиями размещения и свободной вытяжки машины парашютом через грузовой люк серийного самолета Ан-12 военно-транспортной авиации с соблюдением требуемых зазоров между грузом и створками люка, а также необходимостью сохранения устойчивости полета самолета в момент выброса машины вместе с парашютной системой.
Имевшиеся системы десантирования позволяли десантировать грузы не более 10 т; 2 т отводились на средства десантирования, 0,5 т — на резерв массы.




08. Представленные заводами проекты отличались размерами, компоновкой, вооружением и двигателями.
Часть КБ предложили максимально использовать узлы и агрегаты существующих систем (АСУ-57, БРДМ-2 и т.п.).
Но они не обеспечивали требуемых массогабаритных и эксплуатационных характеристик.

Ни одна из компоновок БМД, предложенных ММЗ и ВНИИ-100, не обеспечивала скрытой подготовки к десантированию и быстрой погрузки в самолет Ан-12, так как не позволяла производить предварительную укладку на машину парашютной системы в стороне от аэродромов и осуществлять погрузку в самолет своим ходом, без применения дополнительного оборудования самолета.




09. В разработанном Особым конструкторским бюро ВгТЗ проекте БМД ("Объект 915") этот вопрос был решен за счет применения управляемой подвески и особой компоновки МТО, обеспечивавшей удобный проход для десанта и место для укладки парашютной системы.
При этом укладка парашютной системы на машине производилась заранее, в стороне от места погрузки ее в самолет.
Изменяемый клиренс позволял ускорить погрузку в самолет подготовленной к десантированию машины: она въезжала в самолет и на платформу на максимальном клиренсе, опускалась днищем на платформу и крепилась к ней; после дальнейшего поджатия опорных катков амортизационные устройства подкладывались и под гусеницы.
Использование такой системы подготовки машины к десантированию парашютным способом уменьшало массу амортизационной платформы, а в перспективе могло позволить применить бесплатформенные системы десантирования (парашютную или парашютно-реактивную).

При разработке БМД и выборе ее компоновочной схемы, наиболее полно удовлетворявшей заданным требованиям, конструкторы ВгТЗ выполнили компоновку машины с использованием дизеля, а также специальных узлов и агрегатов трансмиссии и ходовой части.

Двигатель 5Д20 - облегчённая версия УТД-20 - наследника дизеля В-2 от Т-34.

На фото виден проход для десанта в середине корпуса, упирающийся в широкий люк со смотровым прибором прямо позади башни.
Большие коробки с "крестами" по бокам прохода - ящики ЗИП (запчастей).




10. Корпус БМД-1 сделан из алюминиевой брони.
В филиале ВНИИ-100 под руководством Б.Д. Чухина с привлечением специалистов институтов авиационной промышленности (ВИЛС, ВИАМ и МАТИ) был разработан сложнолегированный броневой алюминиевый сплав системы Al-Zn-Mg, который был стандартизирован под наименованием АБТ-101 (алюминиевая броня танковая) или под маркой 1901.
Этот броневой сплав имел почти вдвое большее, чем в зарубежных алюминиевых броневых сплавах, содержание цинка и магния.

В это же время был отработан технологический процесс сварки броневых и алюминиевых листов большой толщины путем аргонодуговой сварки плавящимся электродом.
Полученный броневой алюминиевый сплав успешно прошел полигонные испытания при обстреле опытных образцов легкого танка "Объект 906".
При создании БМД броневой сплав АБТ-101 стал основой конструкции ее броневого корпуса.
Он не требовал термообработки после аргонодуговой сварки, что облегчало ремонт в полевых условиях.




11. Разработка проекта, поиск и оптимизация решений, различные испытания опытных образцов шли с 1964 года.

В 1967 г. машина прошла полигонные испытания в Тесницких лагерях под Тулой.
Шестичасовой безостановочный пробег с экипажем и десантом "по-боевому" (с закрытыми люками и полной заправкой ГСМ) на полигоне в г. Чирчик (Узбекская ССР) летом 1968 г. показал полную работоспособность машины в экстремально жарких условиях.
БМД проверили и при экстремально низких температурах — в морозильной камере.
Десантирование машины с помощью многокупольной парашютной системы на платформе П-7 также прошло успешно.

Председателем Государственной комиссии по принятию БМД "Объект 915" на вооружение был командир 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии генерал-майор Ю.М. Потапов (профессиональный танкист, в будущем — начальник танковых войск и начальник Главного бронетанкового управления МО СССР).
По результатам испытаний БМД "Объект 915" приняли на вооружение под обозначением БМД-1 Постановлением Совета Министров СССР от 14 апреля 1969 г. "О принятии на вооружение Советской Армии гусеничной боевой машины Воздушно-десантных войск".
Соответствующий приказ министра обороны СССР был подписан 22 мая 1969 г.




12. Башня БМД-1 полностью заимствована от БМП-1.
То же вооружение, прицельное оборудование, приборы наблюдения.

На БМД-1П на башню устанавливалась пусковая установка для ракет 9М113 "Конкурс" и 9М111 (9М111-2) "Фагот" противотанкового комплекса 9К111.
Пусковая установка в походном положении перевозится в боевом отделении, а в боевом крепится на правой стороне крыши башни вдоль оси пушки, либо, при необходимости, может быть развёрнута на отдельной огневой позиции вне БМД.

Обе ракеты имеют полуавтоматическую двухканальную проводную систему управления, 9М111-2 имеет дальность стрельбы от 70 до 2000 м и бронепробиваемость 400 мм по нормали, 9М111М — от 75 до 2500 м и бронепробиваемость 460 мм.
Ракета 9М113 имеет дальность стрельбы от 75 до 4000 м и бронепробиваемость 600 мм по нормали, а в 1986 году был принят на вооружение её модернизированный вариант 9М113М с тандемной кумулятивной боевой частью и увеличенной до 800 мм бронепробиваемостью.

Над механиком-водителем на крыше башни находится башенка, в которой три смотровых прибора ТНПО-170 (средний прибор мог заменяться на прибор ночного видения ТВН-2Б) и люк с броневой крышкой.

По бокам от водителя места двух стрелков курсовых пулемётов (с собственными люками и приборами наблюдения).




13. Маска 73-мм пушки 2А28 "Гром" и спаренный с ней пулемёт ПКТ.




14. Рабочее место левого курсового стрелка.
Он наблюдал за полем боя через триплексы и вёл огонь из курсового пулемёта ПКТ.
На правом борту аналогичная огневая точка.





15. Крышка водомётного движителя.
Скорость машины на плаву около 10 км/ч.
Привод на водометы осуществлялся от раздаточной коробки с помощью карданных валов.




16. Фара с козырьком и проводом, звуковой сигнал без провода, буксирный крюк и черенок лопаты.
Хорошо виден торец среднего лобового листа корпуса.
Его толщина 32 мм.
Остальные броневые листы корпуса имеют толщину 15-20 мм.




17. Ходовая часть БМД по каждому борту состоит из пяти двухскатных обрезиненных опорных катков, четырёх поддерживающих, ведущего, направляющего и одногребневой гусеницы.
Подвеска опорных катков — индивидуальная.
Каждый узел подвески включал пневматическую рессору, рычаг, балансир, ограничитель хода катка с резиновой подушкой.
Пневморессора выполняла сразу четыре функции, работая как упругий элемент, как амортизатор для гашения колебаний корпуса машины, как исполнительный силовой цилиндр при изменении клиренса машины и как механизм удержания опорных катков в верхнем положении при вывешенном корпусе.
Изменение клиренса(от 100 до 450 мм) и натяжения гусеничной ленты осуществляется при помощи гидравлической системы.




18. Ведущие катки заднего расположения с цевочным зацеплением.




19. Направляющий каток.
Виден упор с резиновым буфером-ограничителем хода опорного катка.
При погрузке в самолёт БМД-1 принимала десантируемую конфигурацию - опорные катки прижимались к буферам (корпус опускался вниз), уменьшая тем самым высоту установки и снижая её центр тяжести.
Частые и высокие гребни траков не давали гусенице свалиться с катков при отсутствии натяжения.




20. Опыт эксплуатации и боевого применения БМД-1 позволил разработать более совершенную модель - БМД-2
Она поступила на вооружение десантников в 1985 году.


Координаты:
54°12'13.65"С
37°37'0.65"В


myauu.livejournal.com

БМД-1 и БМД-2 (Рязань): myauu — LiveJournal

Среди экспонатов уличной экспозиции Музея ВДВ в Рязани стоят две машины, которые являются символом Воздушно-десантных войск.
Это боевые машины десанта БМД-1 и БМД-2.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Дата съёмки - 03 сентября 2015 и 8 октября 2016 года (Я и Екатерина Столярова).

01.


Все фото кликабельны до 3648х2736.

02. БМД-1 (боевая машина десантная — 1) — советская боевая гусеничная плавающая машина, предназначена для использования в воздушно-десантных войсках и десантирования парашютным или посадочным способом с военно-транспортного самолёта типа Ан-12 и Ил-76.
Принята на вооружение в 1969 году.




03. БМД-1 имеет компоновку с расположением отделения управления и среднего отделения, сочетающего функции боевого и десантного, в передней части корпуса и моторно-трансмиссионного отделения — в кормовой.




04. Боевой расчёт машины, включающий экипаж и десант, состоит из семи человек: командира, старшего механика-водителя и пулемётчика, находящихся в отделении управления; заместителя командира (наводчика-оператора), находящегося в башне; старшего стрелка, гранатомётчика и помощника гранатомётчика, размещающихся на своих местах в кормовой части среднего отделения.




05. Основное вооружение БМД-1 составляет 73-мм гладкоствольная полуавтоматическая пушка 2А28 "Гром".
2А28 имеет ствол-моноблок, вертикальный клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа и гидравлический концентрический откатник.
2А28 использует унитарные выстрелы с активно-реактивными снарядами (гранатами), боекомплект орудия состоит из 40 выстрелов, размещённых в механизированной боеукладке.
Выстрелы расположены по периметру башни в транспортёре механизированной укладки, который обеспечивает выведение выстрела к точке заряжания, после чего наводчик-оператор вручную осуществляет заряжание орудия. Боевая скорострельность орудия составляет 6—7 выстрелов в минуту.
В боекомплект орудия первоначально входили лишь выстрелы ПГ-15В с кумулятивными гранатами, имеющими бронепробиваемость 300 мм по нормали, позднее в него были введены модернизированные гранаты с увеличенной до 400 мм бронепробиваемостью, а также осколочные гранаты.
Максимальная дальность стрельбы кумулятивной гранатой составляет 1300 м, а максимальная дальность осколочной, формально, 4400 м, но на практике дальность эффективной стрельбы не превышает, соответственно, 800 и 600 м.





06. БМД-1 имеет противопульное дифференцированное бронирование.
Броневой корпус БМД-1 представляет собой жёсткую коробчатую конструкцию сложной формы, собранную при помощи сварки из катаных листов (плит) алюминиевой брони АБТ-101 толщиной 10, 12, 15, 20, 23 и 32 мм.
Лобовая часть корпуса состоит из двух гнутых двухскатных листов: верхнего, толщиной 15 мм, расположенного под наклоном 75° к вертикали и нижнего, толщиной 32 мм, расположенного под наклоном 47°.
В поперечном сечении корпус имеет Т-образную форму с развитыми надгусеничными нишами по всей длине, сужающимися по ширине в носовой части.
Борта корпуса вертикальны и собираются из 23-мм верхних листов, 20-мм нижних листов и наклонных надгусеничных полок.
Над моторно-трансмиссионным отделением в корпусе образован проход в средней части, вследствие чего корма состоит из трёх листов: кормовых листов надгусеничных полок, имеющих толщину 15 мм и наклон в 38° и нижнего 20-мм листа, имеющего наклон в 9°.
Крыша корпуса имеет толщину 12 мм над средним отделением и 10 мм над моторно-трансмиссионным.
Днище корпуса имеет толщину 10 мм и наклон в 70° в лобовой оконечности и 12 мм в остальной части.
Так как днище имеет сравнительно малую толщину, его жёсткость дополнительно повышается тремя продольными выштамповками и продольной балкой.
Часть деталей корпуса изготавливается из иных материалов: крышка кормового люка — из магниевого сплава, а крышка люка механика-водителя с середины 1970 года — из броневой стали.




07. Индивидуальная гидропневматическая подвеска, с изменяемым клиренсом.
БМД опускалась вниз (клиренс - 10 см.), а для преодоления бездорожья клиренс мог увеличиваться до 45 см.
При установке на платформу для десантирования БМД вплотную "укладывалась" днищем на неё с нулевым клиренсом.




08. БМД-2 (боевая машина десантная-2) — советская/российская боевая гусеничная плавающая машина.
Создана на базе БМД-1, предназначена для использования в воздушно-десантных войсках и десантирования парашютным или посадочным способом с военно-транспортного самолёта типа Ан-12, Ан-22 и Ил-76.
Принята на вооружение в 1985 году.




09. Конструкция БМД-2 в целом повторяет конструкцию БМД-1.
Основным отличием является боевой модуль (башня с вооружением).




10. БМД-2 имеет сварной корпус, выполненный из алюминиевого броневого сплава, защищающего экипаж от 12,7-мм бронебойных пуль в лобовой проекции и обеспечивает круговую защиту от 7,62-мм пуль.
Экипаж составляет 3 чел. и 4 чел. десанта.
Перед люком, установленным над механиком-водителем, имеются три прибора наблюдения ТНПО-170А.
Снаружи корпуса машины установлены фары, звуковой сигнал, габаритные фонари, волноотражательный щит, передние и задние грязевые щитки, заслонки водометных движителей, антенна радиостанции, детали крепления средств десантирования, буксирные крюки, буксировочное устройство для перевозки грузов на прицепе и два ящика с ЗИП.
Кроме того, снаружи БМД закреплены: брезент, вьючное устройство ПУ 9П135М, лом, лопата и аварийный буй.

Эта фотография сделана в 2015 году.
На ней БМП-2 имеет номер 001.




11. Через год номер изменился на 192, немного по другому нанесена краска - теперь схема камуфляжа БМД-2 идентична схеме на БМД-1.
На борта обеих БМД нанесены гвардейские ленты и знаки.




12. У машины так же, как и у БМД-1, 5 опорных катков, 2 поддерживающих, переднее направляющее колесо и заднее ведущщее с цевочным зацеплением (звёздочкой).




13. БМД-2 оснащена 30-мм орудием 2А42, спаренным и курсовым 7,62-мм пулеметами ПКТ, а также противотанковым ракетным комплексом 9М111 "Фагот" или 9М113 "Конкурс".




14. 2А42 — советская автоматическая пушка конструкции А. Г. Шипунова и В. П. Грязева, предназначена для поражения живой силы, легкобронированной техники и воздушных низколетящих целей.
При отстреле всего боекомплекта (500 патронов) пушка не нуждается в промежуточном охлаждении.
Стрельба возможна одиночным и автоматическим огнём, большим и малым темпом.
Боепитание — селективное из двух патронных ящиков, снаряжаемых патронами с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами.
Пушка разработана и производится на Тульском машиностроительном заводе (Туламашзавод).




15. Режимы стрельбы 2А42 - одиночный и два автоматических (не менее 550 выстрелов/мин. или 200-300 выстрелов/мин.).
Перезаряжание ручное или при помощи пиропатронов ППЛ.
Также установлен стабилизатор вооружения 2Э36, разработанный для БМП-2 и адоптированный для БМД-2.
Для наведения на цель используется комбинированный прицел БПК-1-42 (с марта 1986г. Заменен на БПК-2-42), дневной зенитный прицел ПЗУ-8 и ручные приводы наведения.




16. Грибок вентиляционной установки.
На башне видны лямки для крепления брезента.




17. Дульный тормоз 2А42.




18. Имитация левого курсового пулемёта.
В Туле можно увидеть, как выглядит настоящий пулемёт.




19. Основание антенны радиостанции.
В него помещался длинный штырь антенны.




20. Правая фара с защитным козырьком.


Координаты:
54°37'58.52"С
39°44'9.60"В


myauu.livejournal.com

Создание БМД-1 — Десантура.ру - о десанте без границ

10.10.2008

БМД-1

БМД-1 подготовленная к десантированию на платформе П-7

БМД-1П

Десантирование БМД-1П с ПБС-915 "Шельф"

В военной теории 1960-х гг. ядерное оружие стало расцениваться как средство решительного наращивания темпов наступления войск в операциях по 60-80 км в сутки. Для немедленного использования ядерных ударов и сохранения высоких темпов наступления считалось необходимым широкое применение воздушных десантов. В этих условиях Воздушно-десантные войска требовали решительной реорганизации, они должны были полностью соответствовать военно-стратегическим целям современной войны и отвечать военно-политическим целям государства.

Командующий Маргелов В.Ф., как никто другой, понимал это. Он говорил: «Чтобы выполнять свою роль в современных операциях, надо, чтобы наши соединения и части были высокоманевренными, укрытыми броней, обладали достаточной огневой эффективностью, хорошо управляемы, способны десантироваться в любое время суток и быстро переходить к активным боевым действиям после приземления.
Вот, по большому счету, идеал, к которому мы должны стремиться», - считал он.

Тогда, в начале 1960-х, многие не понимали целей командующего. Более того, считали утопией. Похожего мнения придерживался и ряд начальников в Генеральном штабе и Министерстве обороны.
Но не таков был Маргелов Василий Филиппович! Коренная реконструкция войск стала главной целью его деятельности если не сказать смыслом дальнейшей жизни. Трудностей на этом пути было «выше крыши», как тогда говаривал командующий.
Золотым периодом для развития Воздушно-десантных войск было время, когда Вооруженные Силы СССР возглавлял Маршал Советского Союза Гречко Андрей Антонович.
Министр любил Воздушно десантные войска, высоко ценил Василия Филипповича и поддерживал его в основных вопросах оснащения десантников современной боевой техникой и модернизации войск.

За короткий период (7-8 лет) для войск были разработаны запущены в производство боевая машина десанта БМД-1, бронетранспортер БТР-Д и семействе специальной боевой техники их базе.
Были разработаны уникальные средства десантирования для этой техники: многокупольные (платформенные) и парашютно-реактивные (бесплатформенные) системы, аналогов которым не было, да и сейчас нет в других армиях. Эти средства позволили десантировать парашютным способом всю штатную технику дивизии.

Командующий ВДВ и его штаб внимательно следили за всеми новыми разработками по вооружению и технике Сухопутных войск и других видов ВС и родов войск. Наши части в первую очередь оснащались новейшими автоматами и пулеметами Калашникова, ручными гранатометами, переносными зенитными комплексами, средствами связи, инженерной и другой техникой. Повышалась огневая мощь полков и дивизий. Но до середины 1960-х гг. не был решен главный вопрос — повышение их маневренности на поле боя. А изменившийся характер операций с появлением ядерного оружия настоятельно требовал перехода от пеших действии десантников к действиям на боевых машинах.
Создание боевой машины с достаточно эффективным вооружением и способной быть десантированной парашютным способом в тыл противника стало в этот период генеральной линией деятельности командующего.

К решению этой задачи Маргелов сумел подключить все инстанции и службы в Сухопутных войсках, Генеральном штабе, нескольких министерствах, а также руководство и конструкторов Волгоградского тракторного завода. Эту идею энергично поддерживал Маршал Гречко А.А. сначала как первый заместитель Министра обороны, а в дальнейшем и будучи на посту Министра.
Проведя ряд личных встреч с конструкторами на заводе и убедившись, что создание такой машины - дело реальное, Маргелов В.Ф. «поставил на ноги» штаб, Научно-технический комитет, начальников родов войск и служб, требовал непрерывно держать в поле зрения ход работ и всемерно содействовать решению задачи по скорейшему созданию машины.

Как вспоминал Костенко Юрий Петрович, ответственный сотрудник Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК), где с 1967 по 1987 г. он вел танковую тематику, в том числе БМД-1, десантники обратились к нему с просьбой помочь создать такую боевую машину, чтобы войска могли выполнять свои специфические задачи в тылу противника в отрыве от основных сил и в течение длительного времени. Во время Великой Отечественной войны при таких операциях десант терял до 80-85% личного состава. Имея качественно новые боевые средства, десантники смогли бы выполнить боевую задачу с гораздо меньшими потерями, а уж если придется погибнуть, то враги заплатили бы в бою гораздо более высокую цену.

Мимо внимания десантников, конечно, не прошло появление в Сухопутных войсках боевой машины пехоты БМП-1, которая резко повышало боевую мощь и мобильность мотострелковых подразделений. В целях экономии попытались применить БМП-1 и в ВДВ. Уже в то время на вооружении военно-транспортной авиации находился военно-транспортный самолет Ан-12Б, имевший максимальный взлетный вес 61т, максимальную грузоподъемность 20 т, допустимый вес сбрасываемого моногруза до 10 т, куда входил и вес средств десантирования.
БМД-1 могла десантироваться как на парашютно-платформенных средствах (ППС, весом более 2 т), так и парашютно-реактивной системой (ПРС, весом менее 1 т). Боевой вес принятой в 1966 г. БМП-1 составлял 12,6 т, а потому Ан-12Б мог транспортировать и десантировать только одну БМП-1 и то посадочным способом. Но главное, почему она не подходила для ВДВ, это то, что ее нельзя было десантировать парашютным способом. Только при боевом весе машины до 7,5 т (плюс к этому 2 т ППС и небольшого резерва до предельного полетного 10 т) Ан-12Б мог транспортировать и сбрасывать две такие машины за один рейс, что было крайне важно для десантников.

В 1965 г. КБ Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ) начало разработку такой машины. На стадии ОКР эта машина имея заводской индекс — «объект 915», после принятия на вооружение — боевая машина десанта БМД-1, но в войсковой документации ее еще долго обозначали как «объект 915». Работу начинал главный конструктор ВгТЗ Гавалов Игорь Валентинович, которого вскоре сменил Шабалин Аркадий Васильевич.
С обоими создателями БМД-1, командующего ВДВ был полный контакт и прекрасные деловые отношения.
Боевое отделение было решено брать точно такое, как и у БМП-1. Опытно-конструкторская работа по боевой машине продвигалась довольно быстро. Когда подошло время сборки опытных образцов БМД-1, Гавалов позвонил на Челябинский тракторный завод (ЧТЗ), где в ту пору велось серийное производство БМП-1, и договорился, что завод в течение месяца соберёт пару боевых отделений и железной дорогой отправит их в Волгоград. Дело это не быстрое - надо было заказывать заранее железнодорожный транспорт, в том числе «теплушку» с военизированной охраной (ведь груз имел гриф «секретно»), а потом 1,5-2 недели ждать, когда железная дорога доставит его из Челябинска в Волгоград.
Каково же было удивление Гавалова, он через несколько дней узнал, что оба боевых отделения уже на ВгТЗ. Оказалось, что Маргелов следил за ходом ОКР лично. Когда он узнал, что нужные для сборки опытных образцов два боевых отделения смогут поступить в Волгоград только через полтора месяца, он приказал своим десантникам взять военно-транспортный самолет, вылететь на нем в Челябинск, там на ЧТЗ прямо из серийного потока взять два готовых боевых отделения и этим же самолетом доставить их в Волгоград, что и было четко исполнено. При таком отношении со стороны заказчика БМД-1 руководство ВгТЗ понимало, что у него нет никакого морального повода допустить хоть малейшее отступление или задержку в работе по БМД-1.

БМД-1 подготовленные к десантированию с ПРС-915 на аэродроме


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все


desantura.ru

Боевая машина десанта БМД-1 - Независимый проект

БМД-1

Разработка первой в мире специализированной боевой машины воздушно-десантных войск, предназначенной для десантирования как парашютным, так и посадочным способом, началась в 1965 году в КБ Волгоградского тракторного завода. Ведущим инженером-конструктором по всем вопросам обеспечения водоходности этой машины (и всех других машин ВгТЗ с 1960 г.) был А.И.Русанов. По своим огневым возможностям она была идентична боевой машине пехоты БМП-1. БМД-1 (объект 915) была принята на вооружение в 1969 году. Серийное производство осуществлялось на том же ВгТЗ с 1968 года.Машины БМД-1 поступали на вооружение воздушно-десантных войск Советской Армии в качестве основного средства для транспортировки личного состава и поддержки его огнем. Они применялись советскими войсками в боевых операциях в Афганистане, а Российской Армией – в Чечне. Кроме того, эти машины использовались противоборствующими сторонами в вооруженных конфликтах в Нагорном Карабахе и Приднестровье. На экспорт БМД-1 не поставлялись. Однако, судя по западным публикациям, небольшое количество машин этого типа получила Куба, которая применяла их в Анголе, также некоторое количество таких машин имеет Ирак. После вывода кубинских войск с африканского континента несколько машин, по-видимому, остались на вооружении правительственных войск и, судя по фотографиям, участвовали в крупном сражении с войсками УНИТА у г.Мовинга в 1990 году.

БМД-1 имеет следующие конструктивные особенности: герметичный корпус небольшой массы с противопульным бронированием листами из специальных легких алюминиевых сплавов, обеспечивающий необходимую бронестойкость, плавучесть и остойчивость, требуемую компоновку отделения управления, боевого отделения и кормового моторно-трансмиссионного отделения; гусеничную ходовую часть с гидропневматическими упругими элементами и системой регулирования дорожного просвета; водометные водоходные движители, обеспечивающие создание сил тяги и поворачивающих моментов при движении по воде; эжекционную систему водоотлива для удаления забортной воды из корпуса и ряд других дополнительных и специальных систем, обеспечивающих боевую работу членов экипажа и десанта в различных условиях.

Масса БМД-1 в боевом снаряжении, равна 7,2 т, а в положении для десантирования – 6,7 т. Сварной корпус из алюминиевого сплава позволил при той же жесткости и прочности конструкции, что и у стальной, несколько снизить общую массу. Коническая сварная башня с установленным в ней комплексом вооружения заимствована у БМП-1. Необычным является размещение экипажа. Механик-водитель сидит в передней части корпуса по центру. Слева от него находится место командира, а справа – стрелок-пулеметчик, у каждого из них имеется свой люк в крыше. Наводчик-оператор располагается в одноместной башне, а остальные трое десантников – позади боевого отделения у кормовой перегородки МТО. В задней части оборудован специальный большой люк для выхода наружу по крыше МТО.

БМД-1 отправляются в Афганистан

Основным вооружением БМД-1 является 73-мм гладкоствольная пушка 2А28 «Гром» с концентрически расположенными противооткатными устройствами. С орудием спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Заряжание орудия полуавтоматическое – вращающийся конвейер, в котором размещен весь боекомплект из 40 выстрелов, с помощью электрического привода подает выстрелы на линию заряжания. Приводы наведения электрические и ручные. На башне установлен пусковой кронштейн для ПТУР 9М14М «Малютка», доступ к которому осуществляется через специальный люк в крыше. Управление ракетой производится по проводам одноканальной системы, в которой управляющие силы в плоскостях тангажа и курса создаются одним исполнительным органом. Разделение управления по двум взаимно перпендикулярным плоскостям происходит за счет принудительного вращения ракеты в полете с частотой 8,5 об./с. Всего в машине размещено 3 ПТУР и 4000 патронов к пулеметам.

Огонь из орудия, спаренного пулемета и из ПУ ПТУР ведет наводчик. Для прицеливания он использует комбинированный (дневной и бесподсветочный ночной) прицел 1ПН22М1. Дневная ветвь прибора имеет кратность увеличения х6 и угол поля зрения 15 градусов. Ночная ветвь, соответственно, х6,7 и 6 градусов. Кроме прицела наводчик пользуется 4 перископическими приборами ТНПО-170.

В амбразурах по краям лобовой части корпуса установлены два курсовых пулемета ПКТ. В бортах и в крышке кормового люка расположены три шаровые установки для ведения огня из личного оружия десанта.

У командира машины установлены перископический обогреваемый прибор наблюдения-прицел ТНПП-220, в котором ветвь прицела имеет полуторакратное увеличение и угол поля зрения 10 градусов, а ветвь прибора наблюдения углы обзора по вертикали 21, по горизонту 87 градусов соответственно. Такой же прибор ТНПП-220 установлен у стрелка-пулеметчика, сидящего справа от водителя. В ночных условиях командир пользуется перископическим бинокулярным бесподсветочным прибором ТВНЕ-4. Стрелки-десантники используют два призменных обогреваемых прибора ТНПО-170 и перископический прибор МК-4С (в кормовом люке).

БМД-1

В машине используется V-образный 6-цилиндровый четырехтактный дизель 5Д-20 жидкостного охлаждения, близкий по конструкции двигателю УТД-20, применяемому на БМП-1, но меньшей мощности. Особенностью системы питания воздухом является устройство воздухозабора, состоящего из двух кинематически связанных клапанов, перекрывающих попеременно забор воздуха снаружи машины и из боевого отделения, что повышает безопасность движения на плаву. Предусмотрен подогрев всасываемого двигателем воздуха. Система охлаждения эжекционная, обеспечивает также отсос пыли из воздухоочистителя и вентиляцию МТО. В нее включен отопитель калориферного типа для обогрева боевого отделения. Основной способ пуска двигателя электростартером, возможен пуск воздухом, но компрессор в машине не предусмотрен. Имеется механизм автоматического действия защиты двигателя от попадания воды, предотвращающий попадание воды в цилиндры двигателя при его остановке во время преодоления водной преграды или мойки.

Трансмиссия механическая, состоит из однодискового фрикциона сухого трения, простой ступенчатой коробки передач (4 передачи переднего и 1 заднего хода) с постоянным зацеплением шестерен и синхронизаторами на 3-й и 4-ой передачах, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух одноступенчатых планетарных бортовых редукторов. Бортовые фрикционы многодисковые, с трением сталь по стали. Главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы соединены с двигателем в один силовой блок.

Ходовая часть содержит по 5 опорных и 4 поддерживающих катка на каждом борту, стальные мелкозвенчатые гусеницы с открытыми металлическими шарнирами, индивидуальную гидропневматическую подвеску, состоящую из 10 пневматических рессор. Ведущие колеса сзади, направляющие колеса впереди. Опорные катки двускатные, поддерживающие катки односкатные. Те и другие имеют резиновые бандажи. Гусеница с открытым металлическим шарниром состоит из 87 траков. Механизм натяжения гусениц кривошипный с электрогидравлическим приводом. Гидропневматическая подвеска обеспечивает работу системы изменения клиренса, используемой, в частности, при подготовке к десантированию. Управление гидросистемой осуществляется с места механика-водителя.

БМД-1 в Афганистане

Движение и управление машиной на плаву обеспечивается водометным движителем, состоящим из двух водометов с заслонками. Для откачки воды имеются два насоса с электродвигателями. При движении по воде в носовой части корпуса поднимается волноотбойный щиток с пневмоприводом.

В конце 1970-х гг. БМД-1 подвергались некоторым изменениям во время капитального ремонта. В частности, на некоторых машинах в кормовой части башни устанавливался блок дымовых гранатометов системы «Туча», на других заменялись катки на более новые (позднее такие катки появились на БМД-2). На базе линейных машин выпускались командирские БМД-1К (позже БМД-1ПК), которые отличались наличием дополнительной радиостанции и еще одной антенны на корме корпуса.

ТТХ БДМ-1
Боевая масса, т 7 200+2,5%
Экипаж (десант), чел. 2 (5)
Длина, мм 5400
Ширина, мм 2630
Высота, мм 1620...1970
Клиренс, мм 100...450
Броня, мм: противопульная
Скорость максимальная, км/ч: 60...62
Скорость максимальная на плаву, км/ч: 10
Запас хода, км: 500
Удельное давление на грунт, кг/см 2: 0,47...0,5
Подъем, град. 32
Высота стенки, м 0,7
Ширина рва, м 2,5
Глубина брода, м плавает

www.soldati-russian.ru

1 - боевая машина десантная

Боевую машину десанта БМД-1 делали специально для использования в воздушно-десантных войсках. Она была принята на вооружение в одна тыща девятьсот шестьдесят девять г. и могла десантироваться парашютным либо посадочным методом с самолетов типа Ан-12. Сборка машины проектировалась с учетом более действенного размещения в ней стрелков. Корпус можно условно поделить на три части: отделение управления, центральное и моторно-трансмиссионное, расположенное в корме. Над МТО надгусеничные ниши создают тоннель, ведущий к кормовому люку.

БМД-1 - видео

Для сварки корпуса использовали броневой дюралевый сплав, башня изготавливалась из металлической брони. Лобовые листы способны были выдержать воздействие 12,7-мм пуль. В носовой части наблюдалось сужение, а поэтому ее поперечное сечение имело Т-образную форму с развитыми надгусеничными нишами. Машины была оборудована системой коллективной защиты от ОМП, состоящей из крепкой и герметичной конструкции корпуса и башни, устройства радиационной и хим разведки ГО-27, фильтровентиляционной установки, механизма остановки мотора и системы вытяжной вентиляции. Не считая того, на БМД-1 установили противопожарное оборудование, включающее автоматическую установку ППО с системой термодатчиков, находящихся в МТО, и ручного огнетушителя ОУ-2.

БМД-1 вооружена V-образным шестицилиндровым четырехтактным дизельным движком 5Д-20 жидкостного остывания. Система питания воздухом отличается устройством воздухозабора, включающего два кинематически связанных клапана, которые попеременно перекрывают забор воздуха снаружи БМД-1 и из боевого отделения. Эта мера значительно наращивает безопасность движения на плаву. Не считая того, в прохладное время года осуществляется обогрев всасываемого движком воздуха. Эжекционная охлаждающая система обеспечивает отсос пыли из воздухоочистителя и вентиляции МТО. Тут же находится механизм автоматического деяния защиты мотора от попадания воды, который не допускает жидкость в цилиндры дизеля при его остановке во время преодоления аква преграды либо мойки.
Ходовая часть включает механическую коробку, состоящую из однодискового фрикциона сухого трения, обычной коробки (4 фронтального и один заднего хода), также по 5 опорных и четыре поддерживающих катка по каждому борту. Персональная гидропневматическая подвеска состоит из 10 пневматических рессор. Ведущие колеса размещены сзади, а направляющие — впереди. Железные мелкозвенчатые гусеницы натягиваются средством кривошипного механизма натяжения с электрогидравлическим приводом. Движение машины по воде осуществляется при помощи водометного движителя, который состоит из 2-ух водометов с заслонками. Откачка воды делается при помощи 2-ух насосов с электродвигателями.

Основное вооружение у БМД-1 такое же, как и у БМП-1, — 73-мм гладкоствольная пушка 2А28 с концентрически расположенными противооткатными устройствами, находящаяся в одноместной сварной вращающейся башне. Боекомплект орудия составляют 40 выстрелов, размещенных на вращающемся конвейере и подающихся на линию заряжания средством электронного привода. При всем этом употребляются электронные и ручные приводы наведения. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Пулеметный боекомплект составляют четыре тыщи патронов. На башне смонтирован пусковой кронштейн для ПТУР 9М14М «Малютка», управление которым делается изнутри машины.
БМД-1 вооружена комбинированным прицелом 1ПН22М1, шестью перископическими устройствами ТНПО-170, 2-мя перископическими обогреваемыми устройствами наблюдения ТНПП-220, перископическим бинокулярным беспроводным устройством ТВНЕ-4, перископическим устройством МК-4С. Машина также оборудована радиостанцией Р-123 и ТПУ Р-124 на 5 абонентов.
На базе БМД-1 разработан плавающий бронетранспортер БТР-Д, который транспортируется парашютным и парашютно-реактивным методами и предназначен для перевозки личного состава, а именно, покалеченых, также вооружения, боеприпасов, горюче-смазочных материалов и т. п.

Тактико-технические свойства БМД-1

Масса 7,6 т
Длина 5,45 м
Высота 1,97 м
Ширина 2,63 м
Бронирование двенадцать - 30 два мм
Наибольшая скорость 60 км/ч
Припас хода 500 км
Экипаж / десант 2 / 5 чел.
Вооружение 73-мм орудие 2А28 «Гром»,
7,62-мм пулемет ПКТ, ПТРК «Малютка»
Тип мотора 5Д-20
Мощность мотора двести 40 л. с.

 

Фото БМД-1


militaryarticle.ru

БМД-1 — Вікіпедія

Радянська бойова машина десанту БМД-1 у музеї військової техніки міста Верхня Пишма

БМД-1

Загальні дані

класифікація бойова машина десанту
компонувальна схема Класична: відділення керування попереду, бойове — всередині, моторне — позаду

Виробництво та застосування

країна-виробник  СРСР
розробник КБ ВгТЗ
компанія-виробник Волгоградський тракторний завод
роки виробництва 1968–1986
кількість виробів, од. близько 3 780
роки експлуатації з 1969
модифікації БТР-Д, БМД-2
основні країни-оператори  СРСР
 Україна
 Росія
 Білорусь
війни Громадянська війна в Анголі
Війна в Афганістані
Конфлікти на пострадянському просторі
Перша російсько‐чеченська війна
Друга російсько-чеченська війна

uk.wikipedia.org

Боевая машина десанта БМД-1 (BMD-1)

    В Советском Союзе было семь дивизий ВДВ, имеющих по штату по 330 БМД-1 (BMD-1) каждая. Боевые машины десанта БМД-1 (BMD-1) применялись советскими войсками в Афганистане, а позднее — российскими войсками в Чечне. Небольшое количество БМД было поставлено на экспорт в Индию и Ирак.

    БМД-1 (BMD-1) выполнена по необычной компоновке. Место механика-водителя находится в передней части корпуса по центру, слева от него — место командира, справа — стрелка из двух 7,62-мм курсовых пулеметов, установленных по бортам. Отделение управления и боевое отделение объединены и расположены в передней и средней частях корпуса. Башня кругового вращения установлена, аналогичная БМП-1, установлена ближе к переднему срезу корпуса. За башней находится небольшое десантное отделение, вмещающее четыре десантника. Посадка и высадка десанта осуществляется через верхний люк. За десантным отделением находится моторно-трансмиссионное отделение с 6-цилиндровым V-образным дизельным двигателем 5Д20.

    Корпус БМД-1 (BMD-1) сварной из алюминиевой брони марки АБТ-101, впервые примененной в советском танкостроении. Лобовая броня защищает от пуль крупнокалиберного стрелкового оружия, боковая - от пуль индивидуального стрелкового оружия. Днище БМД-1 (BMD-1) усилено ребрами жесткости.

    Ходовая часть БМД-1 (BMD-1) состоит из пяти опорных катков и четырех поддерживающих роликов с каждой стороны, ведущих колес сзади и направляющих — спереди. Подвеска независимая и ее особенностью является то, что она имеет возможность с помощью гидравлической системы изменять клиренс (дорожный просвет) от 100 до 450 мм.

    Башня БМД-1 (BMD-1) вооружена 73-мм пушкой 2А28 Гром, спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ПКТ. Над стволом орудия размещена пусковая установка ПТУР 9М14 Малютка.

    Боевая машина десанта БМД-1 (BMD-1) имет возможность преодоления водных препятствий вплавь с помощью водометных движителей со скоростью до 10 км/час. При входе в воду необходимо поднимать спереди волнозащитный щиток.

    В состав штатного оборудования БМД-1 (BMD-1) входят радиостанция Р-123М, танковое переговорное устройство Р-124, автоматическая система пожаротушения, система защиты от оружия массового поражения (ОМП), система дымопуска, система противоатомной защиты, фильтровентиляционная установка, система вытяжной вентиляции, оптические приборы ночного видения.

    На базе БМД-1 (BMD-1) разработаны следующие модификации машин:

- БМД-1П (BMD-1) — выпускалась с 1977 года, вооружена более мощным ПТРК 9К111 "Фагот".
- БМД-1К (BMD-1C) и БМД-1ПК (BMD-1PC) - это командирские машины, снабженные дополнительной радиостанцией Р-122.
- БМД-КШМ (BMD-1CShM) — командно-штабная машина с двумя радиостанциями Р-112.

armoredgun.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о