Российская самоходная РСЗО «Град» БМ-21: 3655: 1/35: Звезда: Обзор коробки — МоделистЪ

Доброго времени суток, уважаемые пользователи проекта МоделистЪ — Путь к Мастерству.

С вами снова на связи Дмитрий Игнатычев — ваш проводник в мире масштабного моделирования!

Технический мир полон разнообразных модификаций.

Когда какой-либо образец выбирается в качестве платформы. И уже на её базе создаются разнообразные модификации, предназначенные для решения узкоспециальных задач.

Таких решений много и в авиации. И еще больше автомобильной и бронетехнике.

Именно поэтому создание моделей модификаций — один из самых простых и эффективных способов расширения ассортимента.

Им в должной мере пользуются, например, китайские производители. Когда в каталоге того же Хобби Босса можно насчитать уже два десятка вариаций самолета Корсар. Или же наиболее известные типы танка Т-28.

С некоторого времени (в этом году точно) наш отечественный производитель компания Звезда тоже решила применять этот весьма удачный подход к организации своего ассортимента сборных масштабных моделей.

Уже есть три варианта бронеавтомобиля Тигр. Примерно тоже самое можно сказать о модификациях самолетов семейства Су-27.

Также в этом году появилась модель, о которой и пойдёт сегодня речь в этом материале.

Самоходная РСЗО «Град» БМ-21

Кстати, здесь стоит сразу сделать одно замечание.

РСЗО «Град» не равно БМ-21.

Точно также как С-300 не равняется тем пусковым установкам, которые мелькают на экранах телевизора.

БМ-21 — это только боевая машина, носящая конкретный индекс ГРАУ, входящая наравне с семейством реактивных снарядов в состав РСЗО «Град».

Не говоря уже о том, что БМ-21 — это боевая машина, выполненная на базе Урала 375.

А наш образец — это БМ-21-1, боевая вашина выполненная на шасси Урал 4320.

Но это так — мелкие придирки.

Так уж сложилось, что среди широких народных масс система залпового огня «Град» неотделима от БМ-21.

И даже если она установлена на Зил-131 или ещё чем то другом, то для обывателя здесь ничего не поменяется.

Так что наверно именно такими мыслями и руководствовалась «Звезда» при создании наименования новой модели.

Ведь её (модель) продавать и за пределами нашей Родины.

Так что пусть будет РСЗО «Град» Бм-21.

Что до набора…

Как уже сказано выше, он создан на базе ранее вышедшей на рынок модели армейского грузовика Урал-4320.

Эта модель вышла, на мой взгляд, крайне удачной.

Она получилась высоко копийной. Обводы точно передавали характерный ураловский силуэт.

Очень высока детализация. И при этом сборка не представляет из себя особых сложностей.

Так что было бы просто преступно, если бы Звезда не стала выпускать модификации.

Одной из наиболее интересных и является РСЗО «Град».

Вот его то мы сейчас и будем рассматривать.

Модель по обыкновению предоставлена для обзора одним из моих партнёров — магазином «Армата моделс».

В состав комплекта ПРЕДЗАКАЗА входит как базовая коробка от Звезды, так и комплект эксклюзивных дополнений от Арматы.

Чтож, к делу…

СОДЕРЖАНИЕ

Коробка с моделью

Краткая историческая справка

Видеоролик о прототипе

Инструкция по сборке

Содержимое коробки

Детали крупным планом

Видеообзор

Выводы

Оценка

КОРОБКА С МОДЕЛЬЮ

Российская самоходная РСЗО «Град» БМ-21: 3655: 1/35: Звезда: Коробка с моделью

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

БМ-21 (Индекс ГРАУ — 9К51) — советская cамоходная реактивная система залпового огня (РСЗО) калибра 122 мм, также известная как РСЗО «Град».

Предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, небронированной техники и бронетранспортёров в районе сосредоточения, артиллерийских и миномётных батарей, командных пунктов и других целей, решения других задач в различных условиях боевой обстановки.

Разработка систем залпового огня была начата в НИИ-147 по приказу ГКОТ от 24 февраля 1959 г.

В соответствии с Постановлением Совета Министров № 578—236 от 30 мая 1960 г. создание боевой и транспортной машин для РСЗО «Град» было поручено СКБ-203. Тем же документом разработка новых сортов пороха марки «РСИ» для твердотопливного заряда возлагалась на НИИ-6.

Механические взрыватели для реактивных снарядов были разработаны Научно-исследовательским технологическим институтом в Балашихе. Боевые заряды были разработаны Научно-исследовательским химико-технологическим институтом. Испытания системы проходили на Софринском артиллерийском полигоне.

Систему наведения для корабельного варианта РСЗО (С-39) разработали специалисты ЦНИИ-173.

Постановлением СМ СССР № 372-130 от 28 марта 1963 года полевая реактивная система «Град» была принята на вооружение Советской Армии.

РСЗО 9К51 «Град» на шасси Урал-4320

Серийное производство боевых машин БМ-21 было развёрнуто на Пермском заводе им. Ленина и велось до 1988 года.

Производство пусковых установок 9П132 было налажено Ковровским механическим заводом. За время серийного выпуска только в Советскую армию было поставлено 6536 боевых машин.

На экспорт было изготовлено ещё не менее 646 машин.

К 1995 году уже после завершения серийного производства, более 2000 боевых машин БМ-21 находились на вооружении 50 стран мира. Выпуском реактивных снарядов занималось НПО «Сплав», всего было выпущено более 3 млн различных реактивных снарядов для РСЗО «Град».

РСЗО 9К51 «Град» на шасси Урал-4320

В состав полевой реактивной системы М-21, более известной как РСЗО «Град» (Индекс ГРАУ — 9К51) входит боевая машина БМ-21 (Индекс ГРАУ — 2Б5, шасси «Урал-375Д», в дальнейшем была создана боевая машина БМ-21-1 на доработанном шасси грузового автомобиля повышенной проходимости «Урал-4320»), неуправляемый реактивный снаряд М-21ОФ калибра 122 мм (штатный, позже было разработано целое семейство снарядов данного калибра).

Для транспортировки снарядов в ящиках могут использоваться грузовые автомобили народнохозяйственного назначения, а для транспортировки без ящиков — транспортная машина с комплектом стеллажей 9Ф37. Система М-21 была создана для вооружения дивизионной артиллерии в НИИ-147 (ныне ОАО «НПО „СПЛАВ“» (г. Тула) под руководством главного конструктора Александра Никитовича Ганичева, а также смежных предприятий, среди которых НИИ-6 (г. Москва) и СКБ-203 (г. Свердловск, ныне Екатеринбург).

По данным Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (г. Подольск) в ходе работ прорабатывались несколько типов реактивных снарядов:

  • с комбинированным пороховым стартовым двигателем и маршевым ПВРД на твёрдом топливе в виде четырёх гондол с воздухозаборниками, которые крепились автономно в хвостовой части;
  • снаряд такой же конструктивной схемы с тем отличием, что твёрдое топливо маршевого двигателя было сконцентрировано в одном центральном отсеке в виде двух цилиндров, а при неполном сгорании продукты его вытекали через четыре отверстия в гондолы, где происходило их догорание в воздушном потоке;
  • снаряд с жёсткими стабилизаторами;
  • снаряд со складывающимися лопастями блока стабилизатора.

В результате проведённых работ был создан неуправляемый реактивный снаряд М-21ОФ (с осколочно-фугасной головной частью, включающей две сварные рифлёные втулки для обеспечения повышения осколочного воздействия) и двухкамерным ракетным двигателем с одним зарядом, но разных размеров, из баллиститного твёрдого топлива в каждой камере и блоком стабилизатора со складывающимися лопастями.

РСЗО 9К51 «Град» на шасси Урал-4320

Полевая реактивная система М-21 стала базовой для ряда других отечественных систем для стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами калибра 122 мм: «9К59 Прима», «9К54 Град-В», «Град-ВД», «Лёгкая переносная реактивная система Град-П», 22-ствольная корабельная «А-215 Град-М», «9К55 Град-1», БМ-21ПД «Дамба», а также ряда иностранных систем, включая «RM-70», «RM-70/85», «RM-70/85М», «APRA», «PRL111», «PRL113», «Type 81», «Type 83», «Type 84», «Type 89», «Type 90», «Type 90A», «Type 90B», «BM-11», «HADID», «Lynx» (Naiza, «Найза»), «Modular», WR-40 Langusta[pl], «Град-1А БелГрад», T-122 «Sakarya»,»Бм-21 Казград».

Варианты

  • 9К51 «Град» — базовый вариант.
  • 9К51М «Торнадо-Г» — дальнейшее развитие системы: модернизированная боевая машина 2Б17-1/2Б17М с более совершенной системой управления огнём со спутниковой навигацией и компьютером расчёта баллистических поправок, и с новыми НУРС с увеличенной до 40 км максимальной дальностью стрельбы.
  • 9К54 «Град-В» — представляет собой десантируемую (облегчённую) модификацию с боевой машиной 9П125 с 12 направляющими и транспортной машиной с комплектом унифицированных стеллажей 9Ф37В на базе грузового автомобиля ГАЗ-66Б для ВДВ.
  • «Град-ВД» — представляет собой гусеничный вариант системы «Град-В» с боевой машиной БМ-21ВД с 12 направляющими и транспортно-заряжающей машиной на базе бронетранспортёра БТР-Д.
  • 9К55 «Град-1» — представляет собой модификацию системы «Град» с боевой машиной 9П138 с 36 направляющими и транспортно-заряжающей машиной 9Т450 на базе грузового автомобиля ЗИЛ-131 для полковой артиллерии (а не для дивизионной), например, для морской пехоты.
  • 9К55-1 «Град-1» — представляет собой гусеничный вариант системы «Град-1» с боевой машиной 9П139 на базе шасси самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» с 36 направляющими и транспортно-заряжающей машиной 9Т451 на базе многоцелевого тягача МТ-ЛБу.
  • 9К59 «Прима» — представляет собой модификацию системы «Град» повышенной огневой мощи. В состав системы входят боевая машина 9А51 с 50 направляющими и транспортно-заряжающая машина 9Т232М на базе грузового автомобиля Урал 4320.
  • РСЗО «Град-1А» (БелГрад) — представляет собой белорусскую модификацию системы «Град» с боевой машиной БМ-21А на базе грузового автомобиля МАЗ-6317-05.
  • Бастион-01, Бастион-02, БМ-21У «Верба» — украинские модернизации БМ-21.

Модификации боевых машин

  • 2Б5 — боевая машина БМ-21 РСЗО 9К51 на шасси Урал-375Д.
  • 2Б17 — боевая машина БМ-21-1 РСЗО 9К51 на шасси Урал-4320.
  • 2Б17-1 — модернизированная боевая машина БМ-21-1 РСЗО 9К51М «Торнадо-Г» на шасси Урал-4320.
  • 2Б17М — модернизированная боевая машина БМ-21-1 РСЗО 9К51М «Торнадо-Г» на шасси Урал-4320.
  • 2Б26 — боевая машина БМ-21 РСЗО 9К51 на шасси КамАЗ-5350. Модернизация боевой машины 2Б5 с переносом её огневой части с шасси Урал-375Д на шасси КамАЗ-5350.

Модернизацию осуществляет ОАО «Мотовилихинские заводы». Впервые образец боевой машины 2Б26 был публично показан в Перми 23 сентября 2011 года.

Информация с сайта Википедия

ВИДЕОРОЛИК О ПРОТОТИПЕ

Российская самоходная РСЗО «Град» БМ-21: 3655: 1/35: Звезда: Видео о прототипе

ИНСТРУКЦИЯ ПО СБОРКЕ

ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

 СОДЕРЖИМОЕ КОРОБКИ

ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

ДЕТАЛИ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

ВИДЕООБЗОР

Российская самоходная РСЗО «Град» БМ-21: 3655: 1/35: Звезда: Видеообзор

КОМПЛЕКТ ДОПОЛНЕНИЙ ОТ АРМАТА МОДЕЛС

ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

ВЫВОДЫ:

По своему обыкновению я начинаю осмотр любой модели с … инструкции. Ведь только глянув туда, уже можно сделать выводы о качестве модели.

Если перед вами чертёжная документация, в которой видна грамотная работа конструктора и технолога (а не непонятная портянка с рисунками а-ля уличный ксерокс 90х), то собирать модель будет удобно и без нервов. Даже если литьё окажется не по высшему разряду.

В этот раз перед нами именно отлично проработанная документация. С которой ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно ознакомиться до начала сборочного процесса.

Выполнена она грамотно. Чётко обозначены все подсборки. И методика их объединения в готовую модель.

Пластик…

Стандартный серый звездовский пластик, который хорош и удобен в работе.

У меня были серьезные претензии к зелёному и черному пластику. А вот серый проблем не доставляет.

Литьё выполнено качественно. Никаких дефектов мне не встретилось.

Вариант по которому отлиты направляющие я бы назвал оптимальным.

Сильно вышкуривать и доводить придётся только крайние элементы. С теми же частями труб, которые располагаются внутри системы, можно сильно не возится.

Хотя тут кому как.

Единственный минус «изкоробки» — колёса. Они однозначно идут под замену.

Либо Арматовские, либо колёса от Миниарм.

Состав комплекта предзаказа поистине шикарен.

Правильные декали с парадными звёздами (в коробочной декали они идут без окантовки). Ящики, ложементы под снаряды и сами снаряды. Маска на стёкла.

Антенные вводы и антенна из тонкой, жёсткой проволоки.

Насчёт краски пока ничего сказать не берусь. Пока не пробовал.

Но консистенция вроде неплохая. Пигмент взбалтывается нормально.

Позже попробую — напишу.

ОЦЕНКА: 5

В целом, я думаю — это удачная, давно ожидаемая модель. К покупке всем желающим — однозначно рекомендована.

И, как уже сказано выше, не забываем поменять на ней колёса.

На сегодня всё!
Удачи вам!
И прекрасных моделей!

globaltao.com

БМ-21 «Град» — это… Что такое БМ-21 «Град»?

БМ-21 «Град»

122-мм реактивная система залпового огня БM-21 «Град»
БМ-21 на базе Урал-375Д
Классификацияреактивная система залпового огня
ШассиУрал-375Д Урал-4320
История
Страна разработчик
Год(ы) производства1963 — наши дни
Год(ы) эксплуатации1964 — наши дни
Размеры
Масса без снарядов и расчета, кг10870
Масса в боевом положении, кг13700
Длина в походном положении, мм7350
Ширина в походном положении, мм2400
Высота в походном положении, мм3090
Клиренс, мм400
Вооружение
Калибр, мм122
Количество направляющих40
Дальность стрельбы минимальная, м5000
Дальность стрельбы максимальная, м40000
Максимальный угол возвышения, град55
Точность (рассеивание), мПри максимальной дальности рассеивание по дальности составляло 1/130, а боковое — 1/200.
ПрицелПанорама орудийная ПГ-1М
Расчёт БМ, чел.3
Перевод системы из походного положения в боевое не более, мин.3,5
Время залпа, с20
Подвижность
Тип двигателяV-8 карбюраторный ЗИЛ-375
Мощность двигателя, л.с.180
Максимальная скорость по шоссе, км/ч75
Запас хода по шоссе, км750
Колёсная формула6х6
РСЗО «Град-1» (9П138) на базе ЗиЛ-131 У этого термина существуют и другие значения, см. Град.

РСЗО «Град» (Индекс ГРАУ — 9К51) — реактивная система залпового огня на базе боевой машины БМ-21 (Индекс ГРАУ — 2Б5, шасси «Урал-375Д» или «Урал-4320»), представляющая собой эволюцию «Катюши». Создана для вооружения дивизионной артиллерии в ГНПП «Сплав» под руководством главного конструктора А. Н. Ганичева. В свою очередь РСЗО «Град» стала базовой для многих других систем: «Прима» (9К59), «Град-В» (9К54), «Град-П», «Град-М» (А-215), «Град-1» (9К55), «Дамба», «Град-1А» (БелГрад).

РСЗО «Град-В» (9К54) представляет собой модификацию комплекса «Град» с боевой машиной 9П125 на базе ГАЗ-66 для артиллерии ВДВ.

РСЗО «Град-1» (9К55) представляет собой модификацию комплекса «Град» с боевой машиной 9П138 на базе ЗИЛ-131 для полковой артиллерии.

РСЗО БМ-21 «Град-1А» (БелГрад) представляет собой белорусскую модификацию комплекса «Град» с боевой машиной на базе МАЗ-6317.

Также, для базовой РСЗО «Град» (9К51) создана усовершенствованная боевая машина 2Б17 на базе «Урал-4320».

Общая характеристика

РСЗО «Град» на базе шасси Tatra чешского производства на базе Урал-375

Принят на вооружение в 1963 году, дальность поражения цели до 30 км. Количество снарядов для залпа: 40 штук. Калибр 122 мм. Монтируется на грузовики «Урал-375» или «Урал-4320» в зависимости от модификации. Модификация «Град-1» монтируется на «ЗИЛ-131». Скорость движения пусковой установки 75-90 км/ч. В систему входит комплекс автоматизированного управления огнём «Виварий».

Белорусская модификация «Град-1А» (БелГрад) монтируется на МАЗ-6317. Максимальная скорость: 85 км/ч, запас хода: 1200 км, масса БМ: 16,45 т. Расчет БМ: 6 чел. Везет запасной боекомплект в количестве 60 ракет. Время перезаряжания: 7 мин.

Использование

Все серьезные вооруженные конфликты с 1964 г. в которых участвовали СССР и постсоветские государства.

Применение

122-мм реактивные снаряды

Предназначается для уничтожения и подавления живой силы и боевой техники противника в районах сосредоточения; для уничтожения и подавления артиллерийских и миномётных батарей; для разрушения укреплений, опорных пунктов и узлов сопротивления противника. Активно использовались в Афганской войне (1979—1989), Карабахском конфликте,Чеченской войне в Войне в Южной Осетии и других вооружённых конфликтах.

На вооружении

  •  СССР
  •  Азербайджан — 53 БМ-21, по состоянию на 2007 год[1]
  •  Алжир — 48 БМ-21, по состоянию на 2007 год[2]
  •  Ангола — 50 БМ-21, по состоянию на 2007 год[3]
  •  Армения — 47 БМ-21, по состоянию на 2007 год[4]
  •  Афганистан — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[5]
  •  Белоруссия — 208 БМ-21, по состоянию на 2007 год[6]
  •  Болгария — 222 БМ-21, по состоянию на 2007 год[7]
  •  Босния и Герцеговина — 4 БМ-21, по состоянию на 2007 год[8]
  •  Бурунди — 12 БМ-21, по состоянию на 2007 год[9]
  •  Венгрия — более 62 БМ-21 на хранении, по состоянию на 2007 год[10]
  •  Вьетнам — 350 БМ-21, по состоянию на 2007 год[11]
  •  Грузия — БМ-21 [12]
  •  Египет — 60 БМ-21, по состоянию на 2007 год[13]
  •  Замбия — 30 БМ-21, из них как боеспособные оцениваются 12, по состоянию на 2007 год[14]
  •  Израиль — 58 БМ-21, по состоянию на 2007 год[15]
  •  Индия — около 150 БМ-21, по состоянию на 2007 год[16]
  •  Иран — 100 БМ-21, по состоянию на 2007 год[17]
  •  Йемен — 280 БМ-21, из них около 150 боеспособных, по состоянию на 2007 год[18]
  •  Казахстан — 57 БМ-21, по состоянию на 2007 год[19]
  •  Камбоджа — 8 БМ-21, по состоянию на 2007 год[20]
  •  Камерун — 20 БМ-21, по состоянию на 2007 год[21]
  •  Кипр — 4 БМ-21, по состоянию на 2007 год[22]
  •  Киргизия — 21 БМ-21, по состоянию на 2007 год[23]
  •  Республика Конго — 10 БМ-21, по состоянию на 2007 год[24]
  •  ДР Конго — около 30 БМ-21, по состоянию на 2007 год[25]
  •  КНДР — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[26]
  •  Куба — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[27]
  •  Ливан — 25 БМ-21, по состоянию на 2007 год[28]
  •  Ливия — около 230 БМ-21, по состоянию на 2007 год[29]
  •  Македония — 6 БМ-21, по состоянию на 2007 год[30]
  •  Мали — 2 БМ-21, по состоянию на 2007 год[31]
  •  Марокко — 35 БМ-21, по состоянию на 2007 год[32]
  •  Мозамбик — 12 БМ-21, по состоянию на 2007 год[33]
  •  Монголия — 130 БМ-21, по состоянию на 2007 год[34]
  •  Мьянма — возможно, некоторое количество, по состоянию на 2007 год[34]
  •  Намибия — 5 БМ-21, по состоянию на 2007 год[35]
  •  Никарагуа — 18 БМ-21, по состоянию на 2007 год[36]
  •  Пакистан — 40
  •  Перу — 14 БМ-21, по состоянию на 2007 год[37]
  •  Приднестровская Молдавская Республика — 40
  •  Польша — 219 БМ-21, по состоянию на 2007 год[38]
  •  Россия:
  •  Сирия — до 300 БМ-21, по состоянию на 2007 год[41]
  •  Сомалиленд — 74
  •  Судан — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[42]
  •  Таджикистан — 10 БМ-21, по состоянию на 2007 год[43]
  •  Танзания — 58 БМ-21, по состоянию на 2007 год[44]
  •  Туркмения — 56 БМ-21, по состоянию на 2007 год[45]
  •  Уганда — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[46]
  •  Узбекистан — 36 БМ-21, по состоянию на 2007 год[45]
  •  Украина — 332 БМ-21, по состоянию на 2007 год[47]
  •  Финляндия — 24
  •  Хорватия — 40 БМ-21, по состоянию на 2007 год[48]
  •  Эритрея — 35 БМ-21, по состоянию на 2007 год[49]
  •  Эфиопия — около 50 БМ-21, по состоянию на 2007 год[50]

Реактивные снаряды

ПроизводительТип снарядаМинимальная
дальность
поражения
цели, м
Максимальная
дальность
поражения
цели, м
Длина,
м
Масса
снаряда,
кг
Масса
боеголовки,
кг
9М22 (М-21-ОФ)СССР/РоссияОсколочно-фугасный5,00020,3802.8766.618.4
9M28FСССР/РоссияОсколочно-фугасный1,50015,0002.2756.521.0
9M28KСССР/РоссияМинопостановочные
противотанковые
13,4003.0457.722.8
9M43СССР/РоссияДымовые20,0002.956620.2
9M217СССР/РоссияПротивотанковые30,0003.047025
9M218СССР/РоссияБронебойные30,0003.047025
9M519СССР/РоссияПостановщик радиопомех18,5003.046618.4
9M521СССР/РоссияОсколочно-фугасный40,0002.876621
9M522СССР/РоссияОсколочно-фугасный37,5003.047025
ПРС-60СССР/РоссияПодводный фугас (используется в комплексе «Дамба»)3005,0002.7575.320
Type 90AКитайОсколочно-фугасный12,70032,7002.7518.3
M21-OF-FPРумынияОсколочно-фугасный5,000-6,00020,4002.8765.46.35
M21-OF-SРумынияОсколочно-фугасный1,00012,7001.92746.66.35

Примечания

  1. The Military Balance 2007. — P. 157.
  2. The Military Balance 2007. — P. 218.
  3. The Military Balance 2007. — P. 261.
  4. The Military Balance 2007. — P. 155.
  5. The Military Balance 2007. — P. 312.
  6. The Military Balance 2007. — P. 159.
  7. The Military Balance 2007. — P. 105.
  8. The Military Balance 2007. — P. 160.
  9. The Military Balance 2007. — P. 264.
  10. The Military Balance 2007. — P. 122.
  11. The Military Balance 2007. — P. 378.
  12. The Military Balance 2007. — P. 166.
  13. The Military Balance 2007. — P. 221.
  14. The Military Balance 2007. — P. 298.
  15. The Military Balance 2007. — P. 228.
  16. The Military Balance 2007. — P. 315.
  17. The Military Balance 2007. — P. 224.
  18. The Military Balance 2007. — P. 248.
  19. The Military Balance 2007. — P. 319.
  20. The Military Balance 2007. — P. 346.
  21. The Military Balance 2007. — P. 265.
  22. The Military Balance 2007. — P. 163.
  23. The Military Balance 2007. — P. 320.
  24. The Military Balance 2007. — P. 268.
  25. The Military Balance 2007. — P. 270.
  26. The Military Balance 2007. — P. 358.
  27. The Military Balance 2007. — P. 70.
  28. The Military Balance 2007. — P. 233.
  29. The Military Balance 2007. — P. 234.
  30. The Military Balance 2007. — P. 168.
  31. The Military Balance 2007. — P. 283.
  32. The Military Balance 2007. — P. 237.
  33. The Military Balance 2007. — P. 284.
  34. 1 2 The Military Balance 2007. — P. 365.
  35. The Military Balance 2007. — P. 285.
  36. The Military Balance 2007. — P. 81.
  37. The Military Balance 2007. — P. 84.
  38. The Military Balance 2007. — P. 134.
  39. The Military Balance 2007. — P. 196.
  40. The Military Balance 2007. — P. 200.
  41. The Military Balance 2007. — P. 244.
  42. The Military Balance 2007. — P. 293.
  43. The Military Balance 2007. — P. 326.
  44. The Military Balance 2007. — P. 295.
  45. 1 2 The Military Balance 2007. — P. 327.
  46. The Military Balance 2007. — P. 297.
  47. The Military Balance 2007. — P. 177.
  48. The Military Balance 2007. — P. 161.
  49. The Military Balance 2007. — P. 273.
  50. The Military Balance 2007. — P. 274.

Ссылки

dic.academic.ru

Несбывшиеся ожидания. Система залпового огня 9К51 БМ-21 «Град»

Этой статьёй начинаю цикл про основную ударную силу укровермахта – ствольную и реактивную артиллерию механизированных и танковых бригад.

Как всегда, для начала исходные данные.
Согласно открытым источникам на 1992 год в составе разных частей находилось 378 установок (данных по количеству из них модификаций БМ-21 или БМ-21-1 пока нет).

Экспонат возле киевской академии:

Из справочника «Military Balance – 2012» в наличии должно быть 312 единиц. Эта цифра несколько спорная, ибо согласно расследованию камрада Алтын (http://altyn73.livejournal.com/697968.html) не менее 70 машин было продано легальными и нелегальными способами.

На фото контрабандный конфискат из трюма корабля «Фаина»:

Из боевого состава следует исключить ещё минимум девять РСЗО – шесть из них постоянно участвуют в парадах, одна (со сдвоенной кабиной) как выставочный образец кременчугского автозавода, одна как постамент на яворовском полигоне в Львовской области, ещё одна на артполигоне. Все они изменили шасси на «КрАЗ».

На памятники ушло 6 машин – по одной в Запорожье, Каневе, Сумах, Спадщанском лесу и две в Киеве (все модификации БМ-21):

Имеющаяся матчасть 406-й артиллерийской группы 36-й бригады береговой обороны отчалила в Россию вместе с Крымским полуостровом. По имеющимся скудным фотоматериалам там был ориентировочно дивизион — 18 установок: 10 БМ-21 и 8 БМ-21-1.

В итоге должно остаться до 277 систем.

На удивление, на складах как имущество, подлежащее отчуждению (фактически металлолом) на 2012 год числилось совсем немного:

в/ч А4558, г. Нежин – 14 единиц БМ-21 и одна БМ-21-1;
в/ч А2365, пгт Вакуленчук — одна БМ-21-1;
«Шепетовский ремонтный завод» — 12 единиц БМ-21;
в/ч А4559, пгт Оржев – тут совсем уж раритеты на базе ЗИЛ-131 9П138 «Град-1» — 18 единиц.

Всего 28 БМ-21 (-1).

В связи с тем, что данные изделия в укропской армии не имеют бортовых номеров, их идентификация возможна только по регистрационным автомобильным, а в военное время — по особенностям дополнительной маркировки.

Техника учебных частей. Тоже не густо:

1. 233-й учебный центр (Ровенская область) – всего две машины в парадной раскраске, по всей видимости, всё, что смогли найти:

2. 184-й УЦ «Яворовский полигон» — к известным трём штатным дизельным к весне 2015 года добавились две бензиновых установки:

3. 6-й учебный артполк из состава 169-го УЦ «Десна» (Переяслав-Хмельницкий район Киевской области) – к задокументированным четырём прибавилась ещё одна с нестандартным номером — 18-46 Н4.

Есть и одна совсем учебная:

В одесской военной академии:

В каком-то институте (вроде бы Запорожье):

Всего, как минимум, 15 реактивных систем. Возможно, не все учтены, но общая картина видна.

Лишённые доступа к счастью

128-я дебальцевско-станично-луганская горнопехотная бригада так и не предъявила миру свой реактивно-артиллерийский дивизион. Что несколько странно, ведь на фронте были её, правда неполные, дивизионы самоходных артиллерийских установок 2С1 «Гвоздика» и 2С3 «Акация».
(уважаемый камрад Алтын ошибся в своей статье, на приведенном видео «Грады» 24-й бригады).

Танковые бригады

Довоенные фанфары по танкам Т-64БМ «Булат» отодвинули в сторону факты наличия и состояния техники танковых бригад. По БМП-1/2 это хорошо видно в каталоге портала ЛА, со ствольной и реактивной артиллерией тоже всё не просто.

1-я танковая бригада (пгт Гончаровск Черниговской области).

Со ствольной артиллерией на начало войны было средняя картина – дивизионы 2С1 и 2С3 неполного состава убыли на фронт, но по реактивному дивизиону возникли вопросы. Довоенный состав явно не дотягивал до полного дивизиона (известные номера 77-56 Н3, 77-58 Н3, 77-62 Н3, 77-64 Н3, 77-80 Н3 и 77-92 Н3), причём были и БМ-21 и БМ-21-1. На видео от мая 2014 года полная батарея имела смешанный состав – пять бензиновых и один дизельный. Очень порадовал обоз отсутствием грузовых «Уралов», которые должны штатно входить в состав батареи.

В ходе войны была сформирована ещё одна батарея, преимущественно из БМ-21-1, её состав засветился на учениях осенью 2015 года:

Фото с фронта — 20 авгута 2014 года под Луганском:

Обывают с фронта — 27 сентября 2015:

Итого в дивизионе подтверждено 10-12 установок.

17-я танковая бригада из Кривого Рога

Со ствольной самоходной артиллерией на начало войны было совсем кисло – похоже дивизионы были в замёрзшем состоянии. Матчасть реанимировали и убыли с ней на фронт мобилизованные в годах, например, командиром дивизиона 2С3 был отставник 65-ти лет.

Несколько иначе обстояли дела у реактивщиков – они регулярно участвовали в парадах на весьма ухоженной технике. Фотографий с войны много, засвеченных номеров тоже — вполне уверенно можно утверждать, что воевал полный дивизион из 18-ти установок.

Механизированные бригады

24-я «Железная»

На удивление, артиллерийская составляющая по всем компонентам откровенно слабая. Лучше всех сохранился дивизион 2С3, две трети штатной численности смогли выставить на поле боя. Дивизион 2С1 к 2014 году был фактически ликвидирован, его воссоздали уже на фронте сборной солянкой техники, по большей части с длительного хранения.
Имеется очень хорошее фото от 5 июля 2014 года выезда реактивно-артиллерийского дивизиона на фронт – в наличии полная и половинная батареи, ИМХО всё живое на тот момент. С осени 2014 года действовал на фронте тремя батареями по четыре установки, в составе имеется минимум одна БМ-21 к остальным БМ-21-1.

Лутугино, июль-август 2014 года:

Сначала сомневался, что смогли восстановить дивизион после лутугинского окружения. Разъяснила ситуацию интересная фотосессия от начала сентября 2014 года из Новоайдара – две батареи бригады:

С учётом потерь на фронт выставили не менее полного дивизиона — пополнения приходили уже в ходе боевых действий.

28-я причерноморская

По факту ствольной самоходной артиллерии выкатили на фронт штатную численность, хотя до войны эта «гвардейская» часть была в аутсайдерах.

Дивизион РСЗО попал на фронт уже после Иловайского побоища, благодаря фото из предфронтового полевого сбора на полигоне «Широкий Лан» известен состав – 18 установок, правда, разнотипные, одна батарея на бензиновой базе. По косвенной информации из сообщения хунтоСМИ в сентябре 2015 года в живых осталось 12 машин.

30-я спорная

Самоходные орудия «Акация» были в полной готовности и сразу же ушли на фронт. Дивизиона 2С1 к началу 2014 года уже не было, воссоздать смогли только к ноябрю того года.
В реактивном дивизионе все машины были БМ-21-1, зелёные и двух видов камуфляжа. Известны номера 13-ти установок, полным составом дивизиона убыли на Донбасс. Есть спорный момент по эпизоду мая 2014 года в городе Доброполье – у меня до сих пор нет 100% уверенности, что это не машина указанной бригады.

Прославилась бригада благодаря раскрытой попытке замаскировать установки под грузовики:

51-я волынская

Самая многочисленная бригада укропской армии на весну 2014 года – 4500 гавриков. Сразу же выкатили на фронт всю артиллерию — почти полный дивизион 2С3, две батареи 2С1 и дивизион БМ-21-1 (не менее 15 машин).

Осенью 2014 года бригада вернулась в ППД и привезла с собой только три «Града».

С прошлой зимы одна батарея опять на фронте, судя по тому, что номера написаны краской на бамперах, получили пополнение.

72-я первая изменившая присяге

Придворная бригада, варилица по всем «котлам». Одной из первых выдвинулась на войну, притянув с собой полный дивизион БМ-21-1 и неполный 2С3. «Гвоздики» подтянули значительно позднее.

«Ему от сепорских снарядов досталось,но им от Него намного больше»:

Каким ветром занесло эту машину в 190-й учебный центр войск связи в селе Новая Гуйва под Житомиром, известно только всевышнему, фото датировано 1 апреля 2015:

92-я пражско-перекопская

До войны — самая технически убогая бригада, полных ходом готовилась к ликвидации. В конце концов часть имевшейся матчасти 2С3 была отдана в 93-ю бригаду, 2С1 – в 30-ю и 24-ю, вроде бы себе оставили по одной четырёхорудийной батарее «Акаций» и «Гвоздик».

Довоенный состав был представлен исключительно бензиновыми БМ-21, известны номера четырёх машин, возможно их было и больше, на фронте они как-то не светились.

Но в начале 2015 года получила она самое большое пополнение – фактически полный дивизион БМ-21-1, что стало большой неожиданностью.

93-я ручная жирного бени

Полный дивизион 2С3 очень хорошей сохранности с ранней весны 2014 года утюжил города Донбасса. Но мы так и не увидели в деле их 2С1 – в Черкасском долго стояли мёртвым грузом всего три САУ и одна машина управления.
К началу войны было сохранено в хорошем состоянии много БМ-21-1:

Только подозрительно выглядела эта расписная:

фронт же выкатили полный дивизион, начинал ещё со Славянска.

Интерес представляет этот момент – фото сделаны 26 марта 2015 на станции Шепетовка, но машины 93-й бригады. ИМХО пришли на заводской ремонт.

В ППД бригады засветились ещё номера машин, не характерные для этой части:

Кто такие — пока нет ответа.

Из неопознанных есть ещё пару фотографий:

Дополнительные возможности

В августе 2015 года на аэродроме «Чугуев» было предъявлено пополнение – целых 7 машин, все явно из ремонта:

И видео эшелона установок подозрительного выгоревшего цвета — бензиновые:

Возможно это подняли все складские запасы. Например, одно шасси восстанавливали добровольцы для оржевской базы хранения:

Подводя итог по всем частям получаем примерное количество:
160 – боевых;
16 – учебных;
20-25 – ремонтные.

Весной 2015 года ОБСЕ озвучила число отводимых от линии разграничения установок – 103 единицы. С учётом потерь довольно точно коррелирует с указанными выкладками.

Если просуммировать всю упомянутую матчасть, то общее число вполне соответствует цифре на 1992 год, что означает полное исчерпание запасов. Большинство машин типа БМ-21-1 прошли через войну и значительно выработаны, оставшиеся бензиновые БМ-21 имеют очень преклонный возраст, да и число их не так велико. Можно констатировать, что результатом гражданской войны на Донбассе стало резкое снижение боевых возможностей бригадной реактивной артиллерии армии укроигила.
На это есть и подтверждение — 9П138 «Град-1» – собственной персоной.

Справочный материал. Сводная таблица найденных автономеров РСЗО БМ-21 «Град»:

kloch4.livejournal.com

БМ-21 «Град-1А» БелГрад

Основной производитель:    Белоруссия      
Имя:   БМ-21 «Град-1А» БелГрад
Тип:    Реактивная система залпового огня
Год принятия на вооружение:   2001
  

Первое что обращает внимание, это разительные отличия от БМ-21 советского образца. В старой машине солдатский расчет находился в кузове, а в новой за спиной водителя установлены кресла для личного состава Солдат на автомобильном марше теперь не мокнет под дождем, не ежится на ветру.

Благодаря возможностям МАЗа вдвое большим стал возимый боекомплект. Снаряды эти грозные: летят на два десятка километров и поражают площадные цели — пункты управления противника, аэродромы, стартовые позиции ракет. Если дивизион подполковника Слуцкого сделает полный залп, то за 20 секунд будут выпущены 720 снарядов (это около двух тонн взрывчатки в тротиловом эквиваленте) и возникнет зона сплошного поражения размером примерно 800 на 700 метров.

Несколько штрихов из жизни ракетного дивизиона

Повод для встречи с гвардии подполковником Игорем Слуцким был основательный. Подначаленный ему реактивный артиллерийский дивизион БМ-21 «Град-1А» (известный ныне как «БелГРАД») вернулся с боевых стрельб на полигоне Репище под Осиповичами. Полевые учения длились три недели, и особенностью их было то, что сегодня около половины личного состава батарей — молодые солдаты зимнего призыва.

В парке боевой техники войсковой части, что неподалеку от столицы, грозные машины уходят под своды боксов. Это первые в Вооруженных Силах страны 12 систем залпового огня БМ-21, которые переоборудованы с шасси автомобиля «Урал» на базу отечественного МАЗ-6317. В августе исполнится год, как они официально приняты на вооружение (2001), хотя испытания начинались гораздо раньше.

 

military-informer.narod.ru

122 мм боевая машина реактивной артиллерии БМ-21 РСЗО 9К51

  

  

 

Разработка проекта 122 мм боевой машины реактивной артиллерии была начата летом 1960г. на основании Постановления Совета Министров СССР №578/238 от 30 мая 1960 г. и тактико-технического задания Главного артиллерийского управления (ГАУ) № 0010044 от 2 июня 1960 г. по теме «Полевая реактивная система «Град». Головным разработчиком новой системы был выбран Научно-исследовательский институт № 147 (НИИ-147, ныне НПО «Сплав», г. Тула), Специальное конструкторское бюро № 203 (СКБ-203, ныне НПП «Старт», г. Екатеринбург) проектировало пусковую установку, Научно-исследовательский институт №6 (НИИ-6, ныне Центральный научно-исследовательский институт химии и механики, г. Москва) и Государственное специальное конструкторское бюро № 47 (ГСКБ-47, ныне ГНПП «Базальт», г. Москва) — создавали 122 мм реактивный снаряд. Общее руководство проектными работами осуществлял главный конструктор НИИ-147 А.Н. Ганичев, разработкой пусковой установки руководил главный конструктор СКБ-203 А.И. Яскин.  Работа по созданию новой боевой машины была сопряжена с определенными сложностями. Дело в том, что по условиям ТТЗ общее количество направляющей на одной боевой машине должно быть не менее 30-ти. Конструкторы вновь оказались перед выбором аэродинамической схемы реактивного снаряда. В качестве отступления напомню, что в 40-е -50-е годы для боевых машин реактивной артиллерии применялись два типа ракет: первый — с жестко закрепленными стабилизаторами, обеспечивающих стабилизацию ракеты, и второй , в котором осуществлен принцип придания вращения снаряду, а стало быть и его стабилизация на траектории полета с помощью работы дополнительных реактивных двигателей, расположенных под углом к продольной оси снаряда. Оба принципа имели как положительные, так и отрицательные свойства. Не вдаваясь в подробности отметим, что обе принципиальные схемы не обеспечивали выполнение ТТЗ в отношении количества направляющих на одной боевой машине и общих габаритов пакета направляющих. В конструкции новой боевой машины советские конструкторы совместили, казалось, несовместимое: направляющие трубчатого типа, характерные для снарядов с турбореактивным принципом стабилизации (БМ-14, БМ-24) и ракету, полет которой стабилизируется с помощью стабилизаторов (БМ-8, БМ-13, БМ-31 и т.д.). Новаторское  решение, позволяющее подобный компромисс, заключалось в идее применить в конструкции реактивного снаряда не жестко закрепленные, а складывающие стабилизаторы. Существовало мнение, что складывающиеся стабилизаторы из-за существования определенных люфтов в механизме крепления, значительно увеличат рассеивание снарядов по дальности и направлению, однако сравнительные испытания опытной установки на нижнетагильском полигоне не подтвердили подобные опасения. В качестве шасси для боевой машины был избран новый автомобиль высокой проходимости «Урал»-375Д оборудованный под монтаж артиллерийской части. В состав системы вошли: боевая машина реактивной артиллерии 2Б5, 122,4 мм неуправляемый реактивный снаряд  М-21ОФ, транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) на базе «Урал»-375Д  9Ф37, впрочем, на практике зачастую в качестве ТЗМ  применялись обычные грузовые «Уралы». С 1 марта по 1 мая 1962 года в войсках Ленинградского военного округа прошли государственные испытания новой реактивной системы 9К51. Около года ушло на устранение выявленных недостатков. 28 марта 1963 г. совместным Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 372/130 система была принята на вооружение Советской Армии. Серийное производство системы «Град» было организовано в том же году на заводе № 172 (г. Пермь, ныне ОАО «Мотовилихинские заводы»), реактивные снаряды производились на заводе № 176 (Тульский патронный завод). Всего с 1964 г. по настоящее время было изготовлено не менее 11 000 боевых машин всех модификаций. БМ-21 поступала на вооружение отдельных реактивных артиллерийских дивизионов (ореадн) мотострелковых и танковых дивизий. Боевое крещение «Град» получил в уже в марте 1969 г. при отражении нападения китайских войск на пограничную заставу в районе полуострова Доманский.  В начале 80-х гг. в КБ завода № 172 была начата работа по модернизации конструкции реактивной системы 9К51. На пакет направляющих был установлен теплозащитный экран. Модернизированная боевая машина получила способность вести огонь с неподготовленной огневой позиции. Артиллерийская часть монтировалась на шасси дизельного автомобиля «Урал»-4320. В 1986 г. модернизированная боевая машина под обозначением 2Б17 была принята на вооружение. В начале 2000-х годов была проведена очередная модернизация боевой машины, оснащенной автоматизированной системой управления огнем. О производстве 2Б17М сведений не имею. Для системы 9К51 были разработаны следующие основные типы реактивных снарядов: М-21ОФ (9М22У) — осколочно-фугасный, МЗ-21 (9М22С) -зажигательный, 9М28Ф — модернизированный осколочно-фугасный, 9М519 — снаряд из комплекта для постановки радиопомех, 3М16 — с кассетной головной частью с противопехотными минами, 9М28К — с кассетной боевой часть с противотанковыми минами. На базе 9К51 были разработаны боевые машины реактивной артиллерии для морской пехоты, воздушно-десантных войск, береговая реактивная бомбометная система, переносная реактивная установка (на вооружение Советской Армии не принималась). БМ-21 поставлялась на экспорт в страны — участницы организации Варшавского договора, а также в Алжир, Анголу, Афганистан, Бурунди, Вьетнам, Египет, Замбию, Индию, Иран, Йемен, Ирак, Камбоджу, Кипр, Камерун, Конго, Кубу, КНДР, Китай, Ливан, Ливию, Марокко, Мозамбик, Монголию, Мьянму, Намибию, Никарагуа, Перу, Сирию, Судан, Танзанию, Уганду, Финляндию, Югославию, Эфиопию, Эретрию. Около 60-ти БМ-21 состоит на вооружении артиллерии воооруженных сил Израиля. 9К51 производится по лицензии в Чехии, Китае, Индии и в некоторых других странах.

                                         Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения 2Б5 2Б17
1 Расчет чел. 6 6
2 Шасси   «Урал»-375Д «Урал»-4320
3 Мощность двигателя л.с. 180 240
4 Максимальная скорость км/час 75 75
5 Боевая масса кг 13 700 14 060
6 Длина по корпусу мм 7350 7370
7 Ширина мм 2400 2400
8 Высота в походном положении мм 2680 2680
9 Запас хода по топливу км 750 750
10 Время перевода в боевое положение мин. 3,5 3,5
11 Время заряжания машины мин. 4-5 4-5
12 Количество направляющих шт. 40 40
13 Длина направляющей мм 3000 3000
14 Прицельные приспособления                                                       ПГ-1М ПГ-1М
15 Средства связи радиостанция Р-108 Р-107М
16 Угол горизонтального обстрела

вправо от оси:

влево от оси

градус  

70

102

 

70

102

17 Угол возвышения максимальный градус 55 55
18 Угол возвышения минимальный градус 0 0
19 Время производства залпа сек. 20 20
20 Боекомплект шт 120 120
21 Максимальная дальность стрельбы            м 20 400 20 400
22 Минимальная дальность стрельбы м 3000 3000
23 Калибр снаряда мм 122,4 122,4
24 Длина снаряда мм 2870 2870
25 Масса снаряда 9М22У кг 66,7 66,7
26 Масса боевой части 9М22У кг 18,7 18,7
27 Максимальная скорость полета снаряда м/сек. 690 690

 

 

cris9.armforc.ru

БМ-21 Википедия

Боевая машина БM-21 Полевой реактивной системы М-21

Боевая машина БМ-21 в парке «Патриот».
Классификация реактивная система залпового огня
Шасси семейства грузовых автомобилей Урал-375Д и Урал-4320
История
Страна-разработчик
Годы производства 1960 — 1988
Годы эксплуатации 1963 — настоящее время
Количество выпущенных более 8500[1] шт.
Размеры
Масса в боевом положении 13 700 кг
Длина в походном положении 7350 мм
Ширина в походном положении 2400 мм
Высота в походном положении 3090 мм
Клиренс 400 мм
Вооружение
Калибр 122 мм
Количество направляющих 40
Дальность стрельбы минимальная ОФС: 4000
КАС: 2500
УАС: 1600 м
Дальность стрельбы максимальная ОФС: 40 000
КАС: 33 000
УАС: 42 000 м
Площадь поражения 145 000[2] м²
Максимальный угол возвышения 55 °
Точность (рассеивание) При максимальной дальности СКО по дальности составляло 1/130, а боковое — 1/200. м
Прицел Панорама орудийная ПГ-1М
Расчёт БМ 3 чел.
Перевод системы из походного положения в боевое не более 3,5 мин
Время залпа 20 с
Подвижность
Тип двигателя

ru-wiki.ru

21В — это… Что такое БМ-21В?

БМ-21В (9П125)
Классификацияреактивная система залпового огня
ШассиГАЗ-66Б
История
Страна-разработчик
Год(ы) производствас 1967
Год(ы) эксплуатациис 1967
Размеры
Масса без снарядов и расчета, кгне более 5200
Масса в боевом положении, кгне более 6000
Длина в походном положении, мм5655
Ширина в походном положении, мм2400
Высота в походном положении, мм2440
Клиренс, мм315
Вооружение
Калибр, мм122,4
Длина ствола, мм3000
Количество направляющих12
Дальность стрельбы минимальная, м5000
Дальность стрельбы максимальная, м20 100
Максимальный угол возвышения, град54
Прицел9Ш118, ПГ-1М, К-1
Расчёт БМ, чел.2
Перевод системы из походного положения в боевое не более, мин.не более 3,5
Время залпа, с6
Время срочного оставления огневой позиции после залпа не более, мин.не более 3,5
Подвижность
Тип двигателяЗМЗ-66
Мощность двигателя, л.с.115
Максимальная скорость по шоссе, км/ч85
Запас хода по шоссе, км875
Колёсная формула4×4

9К54 «Град-В» — советская десантируемая реактивная система залпового огня. Создана на базе РСЗО 9К51 «Град».

История создания

Разработки системы М-21В были начаты в середине 1960-х под руководством НПО «Сплав». Разработка боевой машины была поручена Государственному конструкторскому бюро компрессорного машиностроения[1]. Полигонно-войсковые испытания проходили на территории в/ч 33941, в/ч 07264 и Стругокрасненском полигоне. После завершения испытаний, 20 сентября 1967 года приказом Министерства обороны СССР №0220 система была официально принята на вооружение Советской армии[2].

Описание конструкции

Основным предназначением 9К54 является оснащение подразделений ВДВ для усиления их огневой мощи и подавления вражеской боевой техники и живой силы. В качестве основного, используется осколочно-фугасный снаряд М-21ОФ, способный поражать цели на дальности до 20 км. В состав системы М-21В входят[1]:

  1. Боевая машина 9П125;
  2. Транспортная машина 9Ф87В с комплектом унифицированных стеллажей 9Ф37 для перевозки боеприпасов;
  3. Неуправляемые реактивные снаряды.

Боевая машина 9П125

Боевая машина 9П125 представляет собой облегчённую версию БМ-21. Первоначально в качестве базы использовался грузовой армейский автомобиль ГАЗ-66-02 (ГАЗ-66А). Отличающийся от ГАЗ-66 наличием лебёдки и системы регулирования давления в шинах. Позднее, оборудование размещалось на базе автомобиля ГАЗ-66Б с брезентовой складной кабиной. На грузовой платформе автомобиля установлен станок с пакетом из 12 направляющих. В задней части платформы находятся два амортизатора, для поглощения отдачи при ведении огня[1][2].

В номенклатуру боеприпасов входят следующие типы снарядов[1]:

  1. 3М16 — реактивный снаряд с кассетной головной частью, в составе головной части находятся 5 противопехотных мин ПОМ-2;
  2. 9М28К — реактивный снаряд с кассетной головной частью, в составе головной части находятся 3 противотанковые мины ПТМ-3;
  3. 9М28С — реактивный снаряд с отделяемой зажигательной головной частью;
  4. 9М28Ф — реактивный снаряд с отделяемой фугасной головной частью;
  5. 9М42 — реактивный осветительный снаряд;
  6. 9М43 — реактивный снаряд с дымовой головной частью.

Заряжание машины производится в ручную, либо с грунта, либо из транспортной машины 9Ф37В. Пуск может осуществляться как одиночными выстрелами, так и залпом с выносного пульта 9В366. Для ведения боевых действий ночью, имеется прибор ночного видения ПНВ-57. Наведение пакета осуществляется с использованием прицела 9Ш118, а также панорамы ПГ-1М и коллиматора К-1. Механизмы наведения ручные. Станок может наводиться в горизонтальной плоскости без перестановки шасси в диапазоне углов от -70° до +70°, а в вертикальной — от +15° до +54° в горизонтальном секторе до ±30° и от 0° до 54° в горизонтальном секторе свыше ±30°[1].

Для десантирования используется парашютная система МКС5-128М, при этом машина размещается на специальной платформе ПП-128-5000. В целях уменьшения высоты машины при транспортировке в самолёте Ан-12, артиллерийская часть складывается, а брезентовая крыша снимается. Авиатранспортировка к месту десантирования может осуществляться и самолётами типа Ан-22 или Ил-76, при этом ограничения по высоте машины уже не существенны[1].

Радиосвязь машины осуществляется через радиостанцию Р-123М[1].

Транспортная машина 9Ф37В

9Ф37В

Общие данные

Годы пр-ва:с 1967
ЗМЗ-66
Производитель:ЗМЗ
Марка:ЗМЗ-66
Тип:Бензиновый карбюраторный
Максимальная мощность:115 л.с.
Конфигурация:V8
Цилиндров:8

Характеристики

Массово-габаритные

Колея задняя:1800 мм
Колея передняя:1800 мм
Полная масса:6000 кг

Динамические

Макс. скорость:85 км/ч

Другое

Грузоподъёмность:2000 кг

Для перевозки боеприпасов, используется транспортная машина 9Ф37В с комплектом стеллажей, выполненная также на базе ГАЗ-66Б. Машина 9В37В тоже может десантироваться на платформе ПП-128-5000 с использованием парашютной системы МКС5-128М. Для ведения ночных боевых действий машина оснащается прибором ночного видения ПНВ-57В. Радиосвязь обеспечивается с помощью радиостанции Р-105М с дополнительной антенной от радиостанции Р-123[1].

Операторы

Оценка системы

Система 9К54 создавалась для ВДВ в качестве замены буксируемых систем РПУ-14. При сравнении с РПУ-14 система М-12В имеет более чем в два раза большую дальность (20 км против 9,8 км), повышенное в 1,5 раза осколочное действие основного снаряда М-21ОФ и возможность десантирования в заряженном состоянии, что повышает манёвренность и уменьшает время приведения в боевую готовность[2].

Примечания

Литература

  • Карпенко А. В. Полевая десантируемая реактивная система М-21В «Град-В» с боевой машиной БМ-21В (9П125) // Современные реактивные системы залпового огня. — С. 22—24. — 76 с.

См. также

Ссылки

Артиллерия резерва
Верховного
ГлавнокомандованияЗенитная артиллерияМорская артиллерияКорабельная
артиллерияБереговая
артиллерия

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *