«Худ» против «Бисмарка» – kramscalemodels

Первыми  обнаружили немецкое соединение в составе линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Евгений» («Prinz Eugen») наблюдатели английского линкора «Принц Уэльский» (Prince of Wales) на дистанции примерно 38 км. Это произошло в 5.35 24 мая 1941 года – на фоне светлеющего горизонта, англичане заметили мачты немецких линкоров. Сами же линкоры «Худ» и «Принц Уэльский» оставались в тени уходивших сумерек. Но и немцы знали о присутствии противника благодаря показаниям гидрофонов. Да и крейсеры «Суффолк» («Suffolk») и «Норфолк» («Norfolk»), обнаружившие немецкое соединение наконуне вечером, следили за ним с помощью радара, периодически теряя и снова восстанавливая контакт. Но главное – они сообщили курс немецких рейдеров, благодаря чему и  удалось отыскать их на выходе из Датского пролива. В Атлантике, это сделать было бы намного сложнее и пришлось бы сопровождать каждый  конвой из Америки и обратно, затрачивая колоссальные ресурсы, которые и так распылялись по всем океанам. До вероломного нападения на СССР  оставалось меньше месяца и в Европе Англия одна вела войну с фашистской Германией. Очень помогала Америка, с помощью конвоев осуществляя доставку самого необходимого, но подводные лодки адмирала Редера уже начали сбиваться в “волчьи стаи”, почувствовав “вкус первой крови”. А тут еще и два новейших первоклассных рейдера, способных осуществить то, что не под силу подводной лодке – догнать и уничтожить. Силы охранения конвоев составляли в большинстве эсминцы, способные обнаружить и атаковать подводную лодку глубинными бомбами, но против линкора их главный калибр – что слону дробина! А «Бисмарк» против конвоя – это даже не слон в посудной лавке, это натуральное “избиение младенцев”…

У адмирала Холланда, державшего свой вымпел на «Худе», был выбор: сражаться или сопровождать немецкую эскадру до подхода главных линейных сил флота Его Величества. Два на два – все честно и медлить нельзя. Английское соединение “довернуло” и «Принц Уэльский» занял свою позицию в кильватере, на 4 кабельтова позади флагмана. «Худ» первым открыл огонь в 5:52 утра с расстояния в 22 км по ведущему германскому кораблю, ошибочно приняв его за «Бисмарк». Немцы ответили с задержкой по Худу, но чрезвычайно точно – 203-мм снаряд с «Принца Евгения» попал в боеукладку кормового зенитного орудия, вызвав ощутимый пожар. Для уверенного поражения противника из орудий главного калибра, необходимо было дать несколько пристрелочных выстрелов (три и более – это зависело от мастерства и выучки экипажа), беря противника в ’’вилку’’. Немцы же накрыли «Худ» вторым залпом… Шестой залп «Принца Уэльского» принес попадание в носовую скулу «Бисмарка» и привел к утечке мазута и заполнению цистерны забортной водой. «Бисмарк» получил крен на правый борт и дифферент на нос, а за ним потянулся шлейф вытекающего топлива. Англичане пытались сократить дистанцию боя, чтобы избежать навесного огня, которого так боялся «Худ» из-за мало бронированной палубы. И как оказалось – не зря…

   В 6.00 с дистанции в 15 км «Худ» был накрыт пятым залпом «Бисмарка» и через секунды появился огромный столб огня выше мачт, затем последовал взрыв, переломивший корабль пополам. Корма затонула мгновенно, а носовая часть поднялась вертикально и прогремел залп из носовой башни. Корабль скрылся под водой за считанные минуты, а спасти удалось лишь троих…

Что же представляли из себя линкоры, участвовавшие в одном из последних артиллерийских сражений тяжелых кораблей мировой истории? На море пришел самолет, ставший главным калибром флота, превзошедший все орудия по дальности, точности и огневой мощи.

   Линейный крейсер «Худ» был заложен после Ютландского боя главных линейных сил английского и германского флотов и учитывал уроки и ошибки британских кораблестроителей, дорого стоившие Короне в том бою. Спущен на воду 22 августа 1918 года, сразу став самым большим и самым мощным кораблем в мире. Достроен, дооборудован и подготовлен к испытаниям 9 января 1920 года. 29 марта передан флоту, а 17 мая 1920 года становится флагманом бригады линейных крейсеров.

Вооружение:

  • Главный калибр: 8 орудий – 381 мм в четырех двухорудийных башнях
  • 12 – 140-мм скорострельных орудия
  • 4 – 102-мм зенитных орудия

Длинна наибольшая – 262 метра

  • Водоизмещение нормальное 42600 т.
  • Водоизмещение полное 45 200 т.
  • Скорость – 31 узел

Перед войной проходит ряд небольших модернизаций, которые не затрагивают главные и самые трудоемкие проблемы – изношенность энергетической установки и слабое бронирование палубы. При установке более легких котлов нового поколения освободившийся вес возможно было бы направить на дополнительное бронирование.

Линкор «Бисмарк» был спущен на воду 14 февраля 1939 года, почти через 20 лет после «Худа». 24 августа 1940 года был назначен первый и единственный командир корабля – капитан первого ранга Линдеманн, запомнившийся словами: «Я не позволю безнаказанно стрелять по моему кораблю».

Вооружение:

  • Главный калибр:  8 орудий – 380 мм в четырех двухорудийных башнях
  • 12 орудий калибра 150 мм
  • 16 — 105 мм
  • 16 — 37 мм
  • 18 — 20 мм

Длинна наибольшая – 251 метр

  • Водоизмещение полное 50 900 т.
  • скорость – 30 узлов

  В рамках операции «Рейнские учения» вышел 18 мая 1941 года из польского порта Гдыня вместе с тяжелым крейсером «Принц Евгений» и направился на английские морские коммуникации в Атлантике, был встречен нейтралом – шведским крейсером «Готланд», после чего о выходе эскадры стало известно английской разведке. На перехват англичанами было отправлено несколько соединений, одно из которых и обнаружило немецкую эскадру…
«Бисмарк» не на долго пережил свою жертву – потопление «Худа» стало сокрушительным ударом по самолюбию Британии как морской державы, а месть – делом чести всего личного состава флота от юнги до седого адмирала в отставке. Через два дня «Бисмарк» был найден американской летающей лодкой «Каталина» (Америка тогда была нейтральной), торпедой «Свордфиша» с авианосца «Арк Роял» было перебито управление и корабль не управлялся и описывал циркуляции, а на следующий день он был добит эскадрой линкоров и крейсеров в упор так и не спустив флага и открыв кингстоны.

  В операции по травле «Бисмарка» участвовали все наличные силы Британского флота от Балтики до Гибралтара и Средиземного моря (если бы ему удалось туда добраться). Несколько соединений боевых кораблей оставило свои конвои для участия в операции по уничтожению «Бисмарка», а его однотипный линкор «Тирпиц» до своего затопления в норвежском фиорде наводил панический ужас на английский флот. Впрочем и Гитлер панически боялся потерять свой единственный козырь на море.

kramscalemodels.vavik96.com

Последний поход «Бисмарка» — в жизни и на экране

75 лет назад, 18 мая 1941 года, крупнейший линкор Третьего рейха «Бисмарк» вышел в свой первый боевой поход, ставший для него последним. Подробности этого похода были настолько невероятны и захватывающи, что им посвятили множество книг и кинокартин. Наиболее знаменитым художественным фильмом о судьбе корабля стала лента «Потопить Бисмарк!», вышедшая на экраны в 1960 году. Насколько реальная история «Бисмарка» отличается от кинематографической?

Рождение

Думать над обликом будущего суперлинкора в Германии начали ещё в 1932 году. Первоначально его водоизмещение должно было составить 35 000 т, а вооружение — восемь 330-мм орудий. Однако «за время пути собака могла подрасти», и 14 февраля 1939 года «Бисмарк», длиной свыше 240 м, максимальным водоизмещением без малого 51 000 т и четырьмя башнями с парой новейших 380-мм пушек в каждой, был торжественно спущен на воду — в присутствии Гитлера и командующего флотом гросс-адмирала Редера.

Размеры практически любой детали «Бисмарка» поражали воображение. Каждый снаряд для орудий корабля весил 800 кг. 12 высоконапорных котлов обеспечивали огромному линкору скорость в 30 узлов. Главный пояс корабля состоял из сваренных плит цементированной бронестали КС толщиной 320 мм. По качеству эта сталь была одной из лучших в мире — только британцы с маркой СА имели броню качественнее. Общий вес брони составлял внушительные 18 700 т — или 40% от боевого водоизмещения по проекту.

«Бисмарк» на базе в Киле. Изображение позволяет оценить размеры корабля
www.steelnavy.com

«Бисмарк» идёт в бой

К маю 1941 года германские линкоры уже имели за плечами опыт удачных рейдов в Атлантику. В ходе операции «Берлин» 22 января−22 марта 1941 года линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» смогли потопить 22 судна общим водоизмещением более 115 000 т. Гросс-адмирал Редер, естественно, горел желанием повторить успех. По плану «Учений на Рейне» «Бисмарк» и корабли поддержки должны были выйти из портов Германии, а «Шарнхорст» и «Гнейзенау» — из французского Бреста. Далее они совместно начинали охоту на конвои по всей Северной Атлантике. Капитаном «Бисмарка» был Эрнст Линдеман, а всей корабельной группировкой командовал адмирал Гюнтер Лютьенс.

Впрочем, в изначальные планы вмешались обстоятельства. Сначала на «Шарнхорсте» вышли из строя трубки пароперегревателей — потребовалось несколько месяцев ремонта. Затем «Гнейзенау» «поймал» торпеду с пролетавшего «Бофорта» — и «Бисмарк» остался только с тяжёлым крейсером «Принц Ойген» в паре. Но тут и «Принц Ойген» на рядовом переходе из Готенхафена в Киль подорвался на магнитной мине. Пришлось ждать его ремонта — Редер опасался близкого вступления в войну США (тогда вражеских кораблей в океане сразу стало бы гораздо больше) и не хотел отменять операцию насовсем.

В итоге «Бисмарк» вышел в море в ночь на 19 мая (чуть раньше это же сделал «Принц Ойген»). О выходе суперлинкора на охоту очень быстро узнали противники — уже 20 мая около 15 часов шведский крейсер «Готланд» передал радиограмму о встрече с германской эскадрой. Радиограмма немедленно попала к англичанам. 21 мая разведывательный «Спитфайр» смог сфотографировать и «Бисмарк», и «Принц Ойген».

Британцы известили о своей находке уже находящиеся в море тяжёлые крейсера «Норфолк» и «Саффолк», а также лёгкие крейсера «Бирмингем» и «Манчестер». На перехват врага вышла эскадра из новейшего линкора «Принц Уэльский» (на его борту даже остались рабочие с верфи), линейного крейсера «Худ» и шести эсминцев. Линкор «Кинг Джордж V» пока остался в запасе, на базе в Скапа-Флоу.

Тем временем, вечером 21 мая «Бисмарк», пользуясь туманом, двинулся в Арктику. 22 мая, узнав о том, что немцы уже где-то в море, «Кинг Джордж V» и авианосец «Викториес» с 5 лёгкими крейсерами тоже покинули базу. Затем к поиску «Бисмарка» подключились линейный крейсер «Рипалс» из Клайда, линейный крейсер «Ринаун» и авианосец «Арк Ройал» из Гибралтара.

Первая кровь

Вечером 23 мая сначала тяжёлый крейсер «Саффолк», а затем и «Норфолк» обнаружили радаром немецкую эскадру. Утром следующего дня в Датском проливе между Гренландией и Исландией начался бой. Первыми обнаружили врага и открыли огонь «Худ» и «Принц Уэльский». В 5:55 «Бисмарк» ответил. И вдруг, в 6:01, после пятого залпа «Бисмарка»…

Гибель «Худа»

«Худ», ещё недавно крупнейший корабль британского флота, его краса и гордость, а с ним и почти полторы тысячи (точнее, 1415) членов экипажа практически мгновенно исчезли в море. Спасти успели лишь троих человек. До сих пор любители флота ожесточённо спорят, что же погубило «Худ». Выстраиваются траектории, как именно бронебойный снаряд при повороте линкора мог пробить броневой пояс, скос бронепалубы и крышу погреба 102-мм снарядов. Может, прошёл через турбинное отделение? Или попал в воду и просто «поднырнул» под пояс? Такой снаряд, но невзорвавшийся, как раз нашли в «Принце Уэльском». Итог (тоже вероятный): порох в погребе вспыхнул, раскалённые газы ринулись по вентиляционным шахтам. Загорелись десятки тонн пороха уже главного погреба — и в несколько секунд разломили корпус корабля.

Через две минуты «Принц Уэльский», получив несколько попаданий, прикрылся дымовой завесой и вышел из боя. «Бисмарк» отделался тремя попаданиями: одно разорвало трубопровод к топливным цистернам, второе вывело из строя катапульту для корабельного гидросамолёта, третье — паропровод в турбогенераторном отделении. В итоге скорость корабля упала до 28 узлов, а топливо потекло за борт. Подумав, адмирал Лютьенс решил вернуть «Бисмарк» в Брест для ремонта, а «Принц Ойген» отпустить для самостоятельной охоты.

Следующим вечером в 22:00 «Бисмарк» атаковали восемь торпедоносцев «Суордфиш» с авианосца «Викториес», под прикрытием шести истребителей «Фулмар». Хотя пилоты впервые в жизни взлетели с палубы, один из них смог поразить линкор. Но ночью британские крейсера… потеряли «Бисмарк» на радарах. По иронии судьбы, на линкоре принимали излучение РЛС, и Лютьенс, думая, что британцам всё равно известно его местоположение, послал длинную радиограмму о положении дел на борту. Англичане смогли запеленговать «Бисмарк», но неправильно нанесли данные на карту. В результате почти полсотни кораблей много часов искали «Бисмарк» не там, где он плыл на самом деле. И только утром 26 мая патрульная «Каталина» снова обнаружила неуловимый линкор.

Но теперь британские корабли не успевали настигнуть «Бисмарк». Оставалась последняя надежда — на палубную авиацию. 14 «Суордфишей» с авианосца «Арк Ройал» выпустили 11 торпед… по своему же крейсеру «Шеффилд». К счастью, магнитные взрыватели нескольких торпед сработали слишком рано, от остальных кораблю удалось увернуться. И только вторая атака пришлась по настоящему врагу. Из 13 торпед две или три попали в цель. Но только одна стала роковой — она наглухо заклинила оба руля линкора.

Ночью «Бисмарк» атаковали британские эсминцы. Выпустив 14 торпед по неуправляемому кораблю, они… не попали ни разу. А утром англичане снова потеряли линкор, но вскоре опять смогли обнаружить.

Смерть «Бисмарка»

Британцы бросили в финальный бой линкоры «Родней» и «Кинг Джордж V» с 406-мм и 356-мм орудиями. Первый залп в 8:47 дал «Родней». Менее часа спустя англичанам удалось вывести из строя все башни главного калибра «Бисмарка». Вскоре умолкли и остальные его пушки. Германский линкор представлял собой пылающую развалину. «Родней», стремясь как можно быстрее разделаться с противником, пока не кончилось топливо, даже стрелял по беспомощному «Бисмарку» крупнокалиберными 24,5-дюймовыми торпедами, причём промахиваясь. Хотя пушки «Кинг Джордж V» и «Роднея» далеко не всегда работали, как полагается, вместе с тяжёлыми крейсерами «Норфолк» и «Дорсетшир» они выпустили почти три тысячи (точнее, 2876) снарядов калибром от 133 до 406 мм и добились примерно 300–400 попаданий. Летящие снаряды можно было заметить даже невооружённым глазом.

Первые разрывы британских снарядов http://www.kbismarck.com/

Оставшиеся в живых офицеры «Бисмарка» приняли решение затопить корабль подрывными зарядами. После 10:20 заряды сдетонировали, и «Бисмарк» стал медленно крениться на левый борт. Тем временем «Дорсетшир» вышел в торпедную атаку: две торпеды попали в правый борт, затем ещё одна была выпущена в левый. В 10:39 изуродованный линкор опрокинулся и затонул. Немецкие подводные лодки и авиация так и не пришли ему на помощь. Британцам удалось спасти всего 115 человек, более 2100 нашли свою смерть в воде.

На экране и под водой

После войны настало время киноделов. Вышедшая на экраны в 1960 году картина «Потопить Бисмарк!» заслужила множество похвал за точность отображения исторических событий. Оно и неудивительно — к примеру, Эдвард Мэроу, журналист, известный радиорепортажами из военного Лондона, сыграл в фильме… самого себя. Эсмонд Найт, игравший капитана «Принца Уэльского», в 41-м был на борту этого же корабля и получил ранение в том самом бою. Использовались реальная хроника спуска «Бисмарка» на воду и записи боёв. Виды «изнутри» кораблей снимали на «Вэнгарде» — единственном британском линкоре, дожившем до этого времени.

Эдвард Мэроу

Взлом кодов с помощью аналитиков Блетчли-парка оставался секретным вплоть до 1975 года, поэтому в фильме он не упомянут. Зато в кино точно показана летающая лодка «Каталина», нашедшая «Бисмарк». Не умолчали и об атаке своего же корабля. Отлично отображена сложность работы британского штаба, определяющего действия кораблей.

Для усиления драматизма на экране британцы «понесли» даже более серьёзные потери, чем в реальности: «Бисмарк» сбивает зенитным огнём два «Суордфиша» (в реальности несколько самолётов было повреждено). Любопытно, что при этом сцена, где сообщается о находке и спасении лодки с тремя лётчиками, совершенно точна. Два истребителя «Фулмар» с «Викториес», истратив горючее, сели в море, и три человека были спасены.

Также линкор, уже получив роковую торпеду, отражает атаку эсминцев и топит один из них — «Солент». Такого эсминца не было в составе британского флота, и ни один из эсминцев не был потерян. Но иначе события после поражения руля выглядели бы чистой «игрой в одни ворота».

«Бисмарк» на киноэкране

Адмирал Лютьенс в кино показан горячим поклонником Гитлера и убеждённым, если не фанатичным, нацистом. Он со всем энтузиазмом радостно настраивает команду на грандиозную и победную охоту за конвоями. Однако выжившие члены экипажа описывали реального Лютьенса как задумчивого и даже угрюмого человека. В жизни адмирал настаивал на откладывании операции до окончания ремонта «Шарнхорста» или даже ввода в строй «Тирпица». Лютьенс также не хотел вступать в бой с «Худом» и «Принцем Уэльским» (перехват конвоев был куда важнее дуэлирования) — а в кино именно он приказывает Линдеману открыть огонь.

И только через много лет после войны к останкам «Худа» и «Бисмарка» смогли добраться подводные аппараты. Судя по положению обломков, «Худ» действительно начал поворачивать перед самым взрывом. В 2002 году он был объявлен военным захоронением, поэтому все дальнейшие работы прекратились.

«Бисмарк» на дне http://www.kbismarck.com/

В 2002 году знаменитый кинорежиссер и энтузиаст глубоководных погружений Джеймс Кэмерон организовал экспедицию к «Бисмарку» на судне «Академик Мстислав Келдыш». С помощью батискафов «Мир-1» и «Мир-2» удалось установить характер повреждений корпуса. По нему следует, что, вероятно, обречённый корабль был в итоге затоплен собственной командой (как всегда утверждали выжившие из экипажа).


Источники и литература:

  1. http://www.imdb.com/
  2. http://www.kbismarck.com/
  3. http://www.scharnhorst-class.dk/
  4. Evans, Alun. Brassey’s Guide to War Films. Dulles, Virginia: Potomac Books, 2000.
  5. Буркхард фон Мюлленгейм-Рехберг. Линкор «Бисмарк». — М., Эксмо, Яуза. 2006.
  6. Дашьян А. Убийцы «Бисмарка». Линкоры «Нельсон» и «Родней». ­ М., Коллекция, Яуза, Эксмо, 2010.
  7. Кофман В. Гибель владыки морей. Линейный крейсер «Худ». ­— М., Коллекция, Яуза, Эксмо, 2009.
  8. Малов А. А., Патянин С. В. Линкоры «Бисмарк» и «Тирпиц». — М.: Эксмо, 2014

warspot.ru

Охота на «Бисмарка». Битва в Датском проливе. Исторический Справочник

Битва в Датском проливе, известная также как Исландская битва, была по сути своей коротким боевым столкновением, длившемся чуть больше четверти часа. Но это было столкновение титанов – крупнейшие на тот момент линейные корабли мира испытали себя и свои силы, и дело кончилось гибелью одного из этих гигантов.

Ранним утром 24 мая распогодилось, улучшилась видимость. Немцы следовали курсом 220 градусов со скоростью 28 узлов, и в 05.25 гидроакустики Принца Ойгена обнаружили шумы винтов двух кораблей по левому борту. В 05.37 немцы визуально заметили то, что поначалу было принято ими за легкий крейсер, на дистанции 19 миль (35 км) по левому борту. В 05.43 обнаружили еще один силуэт, пробили боевую тревогу. На Бисмарке все еще не определились с тем, что именно они наблюдают, ошибочно считая, что это – тяжелые крейсеры. А дело-то в том, что точное опознавание кораблей противника имело огромное значение для предстоящего боя, так как требовалось определить тип снарядов для стрельбы. Командир артиллерии Принца Ойгена, капитан-лейтенант Паульс Яспер, решил волевым решением, что они наблюдают тяжелые крейсеры англичан, и приказал зарядить орудия соответствующими снарядами. В действительности с немцами стремительно сближались Худ и Принц Уэльский, курсом 280 градусов, имея скорость 28 узлов. Вполне вероятно, что вице-адмирал Холланд, зная о слабости линейного крейсера Худ в бою на дальних дистанциях, хотел сблизиться, насколько возможно, чтобы получить преимущества или хотя-бы свести на нет возможные выгоды для противника. Так что у Лютьенса не было выбора, ввязываться в бой или нет. Бой был неизбежен.

Два снаряда калибра 381 мм ложатся рядом с «Принцем Ойгеном».

«Бисмарк» открывает огонь по «Худу».

«Бисмарк» ведет огонь по «Худу».

Англичане тоже оплошали в распознавании силуэтов, и решив, что головным должен был быть Бисмарк, Холланд приказал Худу и Принцу Уэльскому открыть огонь по головному. После чего британские корабли подвернули на 20 градусов вправо, тем самым приняв курс 300 градусов. В 05.52 Холланд наконец разобрал, что головным идет не Бисмарк, и отдал соответствующие команды, однако почему-то Худ продолжал отслеживать головного – Принца Ойгена. Принц Уэльский правильно выполнил команду и перевел прицелы на Бисмарка, следовавшего в кильватере Принца Ойгена на расстоянии приблизительно мили. Внезапно для всех, в 05.52.5 Худ открыл огонь, будучи на дистанции 12.5 миль. Вслед за ним выплюнул первые залпы и Принц Уэльский. Оба корабля дали залпы из носовых башен, кормовые не могли быть введены в дело из-за слишком острого угла сближения. Адмирал Лютьенс сообщил командованию радиограммой «Вступил в бой с двумя тяжелыми кораблями противника» — и отдался стихии боя.

Первые снаряды с Принца Уэльского разделились – часть пролетела над Бисмарком, часть упала в море по корме. У Принца Уэльского немедленно с открытием огня начались технические неполадки, и для начала вышло из строя первое орудие первой носовой башни. Следующие залпы Уэльского также в цель не попали, просвистев над арийскими головами и разорвавшись в безопасной дали. Первые залпы Худа стали недолетом, окатив, впрочем, крейсер водой от разрывов – напомню, что Худ открыл огонь по Принцу Ойгену.

«БИСМАРК» ВСТУПАЕТ В ДЕЛО


Снаряды мерзавцев англичан стали ложиться все ближе и ближе, а немецкие орудия все еще молчали. Командир артиллерии Бисмарка, капитан-лейтенант Адальберт Шнейдер, запросил «добро» на ведение огня, не дожидаясь команд с КП корабля. Адальберт находился на КП управления огнем на фок-мачте. Наконец, в 05.55, когда англичане подвернули на 20 градусов и тем самым помогли немцам понять, что они имеют дело с Худом и линкором класса Кинг Георг V, Бисмарк открыл огонь, и немедленно вслед за ним – Принц Ойген. В это время дистанция была порядка 11 миль (20300 метров). Оба германских корабля сосредоточили огонь на головном корабле противника, линейном крейсере Худ. Первый залп Бисмарка – недолет. В это время командир Принца Ойгена приказывает командиру минно-торпедной БЧ, лейтенанту Рейманну, зарядить торпедные аппараты левого борта торпедами диаметром 53.3 см и открыть огонь, не дожидаясь команд с мостика, как только корабль достигнет зоны торпедного огня, на усмотрение лейтенанта. 5-й залп Уэльского опять с перелетом, однако шестой, не исключено, поразил линкор, хотя Принц Уэльский попадания не зафиксировал. Ответный огонь немцев иначе, как снайперским, назвать нельзя. В 05.57 Принц Ойген зафиксировал первое попадание, его снаряды поразили Худ в районе грот-мачты. Разрывы снарядов вызвали большой пожар, пламя распространилось до второй дымовой трубы.

Досталось и Бисмарку, то было знаменитое попадание, которое пробило топливный танк, и теперь за линкором оставался след в виде широкого мазутного пятна. Лютьенс приказал Принцу Ойгену перенести огонь на Принца Уэльского, а артиллеристам Бисмарка – открыть огонь из орудий второго калибра по Принцу Уэльскому.

УНИЧТОЖЕНИЕ «ХУДА»


В 06.00 Худ и Принц Уэльский начали подворачивать влево на 20 градусов, тем самым давая возможность вступить в дело кормовым башням главного калибра. И как раз в это время пятый залп Бисмарка накрыл Худ прямыми попаданиями. Дистанция на тот момент была уже менее 9 миль (16668 м). По меньшей мере один снаряд из залпа, калибром 15 дюймов, пробил насквозь броневой пояс Худа, влетел в пороховой погреб и там взорвался. Раздавшийся затем взрыв ужаснул очевидцев своей силой. Худ, Великий Худ, в течении 20-ти лет бывший самым крупным линейным кораблем в мире, гордость Королевского флота, раскололся надвое и затонул всего за три минуты. В точке с координатами 63 градуса 22 минуты северной широты, 32 градуса 17 минут западной долготы. Первой затонула кормовая часть, кормой вверх, за ней последовала носовая, форштевнем вверх. Никто и корабль покинуть не успел, настолько все было быстро. Из 1418 человек, находившихся на борту, спаслось всего трое… Погибли адмирал Холланд и его штаб, командир корабля Ральф Керр и другие офицеры. Троих уцелевших подобрал из воды эсминец Электра и позже высадил их в Рейкьявике.

06.01. Худ взлетает на воздух, вид с Принца Ойгена».

Между 06.02 и 06.09 «Бисмарк» переносит огонь на линкор «Принц Уэльский» после потопления «Худа». Самая известная фотография «Бисмарка», признанная одной из лучших фотографий времен Второй мировой войны. Снято с «Принца Ойгена». Стреляют кормовые башни линкора. Это не сумерки, фото получилось затемненным от ярких вспышек залпа.

Схема боя в Датском проливе.

После взрыва Худа, Бисмарк подвернул вправо и перенес огонь на пока еще живого Принца Уэльского. Линкор англичан вынужден был также подвернуть, чтобы не врезаться в тонущие останки Худа, и таким образом, оказался между тонущим Худом и немцами, представляя из себя прекрасную цель. Немцы своего не упустили. В 06.02 снаряд Бисмарка разрывается в боевой рубке Принца Уэльского, убив всех, кто там был, за исключением командира линкора Джона Каттералла и еще одного человека. Дистанция сократилась до 14000 метров, теперь даже снаряды крупнейшего зенитного калибра Принца Ойгена могли достать до бедолаги Уэльского, и само собой, зенитные установки также открыли огонь. Если английский линкор не хотел разделить участь Худа, ему надо было уносить ноги. И поскорее. Англичане выставили дымовую завесу и бросились отступать на максимальной скорости. Им крепко досталось – четыре попадания от Бисмарка и три от Принца Ойгена. Напоследок, пылая местью, англичане дали три залпа из башни “Y”, управляемой на момент стрельбы самостоятельно, однако безуспешно, все залпы прошли мимо. В 06.09 немцы дали последний залп, и Битва Датского пролива закончилась. Многие моряки с Принца Уэльского, наверное, после этого похода поставили в церкви свечи в память своего спасителя, адмирала Лютьенса. Дело в том, что англичане были поражены тем фактом, что германские рейдеры не стали добивать Принца Уэльского. Скорее всего, причина тут одна – Лютьенс торопился уйти от спешащих к месту боя главных сил англичан, и решил не тратить время на погоню. Нет сомнений, Лютьенс и окрыленные победой моряки рейдеров ничего в тот момент не хотели сильнее, чем догнать Уэльского и отправить в компанию Худу, однако обстоятельства – из-за выбора, сделанного Лютьенсом — были сильнее.

Принц Ойген от огня англичан не пострадал никак, если не считать ставшей мокрой от близких разрывов палубу и несколько осколков, бессильно об эту палубу звякнувших. А вот Бисмарку крепко досталось. Не те были моряки англичане, чтобы умирать безнаказанными. Три тяжелых снаряда поразили левый борт линкора, скорее всего, все три – с Принца Уэльского. Первый поразил линкор в середине корпуса ниже ватерлинии, пронзил обшивку ниже броневого пояса и внутри корпуса разорвался, в результате чего затопило электростанцию №4 по левому борту. Вода начала поступать и в соседнюю котельную №2, но аварийные партии течь остановили. Второй снаряд пронзил корпус выше броневого пояса и вышел с правого борта, не взорвавшись, однако проделав пробоину диаметром 1.5 мерта. В результате в помещения бака влилось порядка 2000 тонн воды, была повреждена топливная цистерна, и линкор лишился 1000 тонн топлива. Плюс след от растекающегося топлива… Третий снаряд пронзил катер без всяких других последствий.

Общим итогом всех этих попаданий было то, что скорость Бисмарка упала до 28 узлов. Появились дифферент 3 градуса на нос и крен 9 градусов на левый борт, из-за чего правый винт время от времени обнажался. Пришлось принять воду в балластные танки, чтобы устранить крен.

Технически говоря, ничего серьезного с Бисмарком не случилось. Он не потерял боеспособности, скорость оставалась достаточной, из экипажа только 5 человек получили легкие ранения – проще сказать, царапины. Самым серьезным последствием стала потеря немалой части топлива.

historius.narod.ru

«Потопить «Бисмарк!». Жанр — военная драма.: f_dragon869 — LiveJournal

Я люблю старое кино — хоть цветное, хоть чёрно-белое. Люблю кино тех времен, когда не было крутых спецэффектов и режиссёры в большей степени полагались на игру актёров. Люблю, когда великие события не затянуты обывательской лирикой, как, например, в фильме «Перл-Харбор».
Сегодня я рассмотрю фильм на военно-морскую тематику, посвящённый одной из самых мрачных страниц историй войн на море — «Потопить «Бисмарк».
Почему одна из самых мрачных страниц?
«Бисмарк» на момент своего введения в строй по сочетанию характеристик был лучшим боевым кораблём в мире. И несмотря на это, первый же его боевой поход стал последним. «Бисмарк» пошёл ко дну, успев забрать с собой лучший артиллерийский корабль Флота Его Величества — линейный крейсер «Худ». И на том, и на другом корабле было очень мало выживших — на «Худе» всего трое из 1421 человека экипажа, на «Бисмарке» — 115 из 2092. В обоих случаях вместе с кораблями на дно пошли и командиры самих кораблей, и командиры соединений.
Это была действительно военная драма. Без всяких кавычек и без всякой иронии.
Снимали фильм американцы из 20th Century Fox, и что характерно для них — лирическую линию в фильм они всё-таки допустили. Однако в данном случае эта линия лёгкая, почти незаметная — между капитаном 1-го ранга Шепардом и вторым офицером Энн Дэвис.
А основное внимание посвящено всё-таки историческим событиям. Более того — сам фильм начинается с кадров немецкой кинохроники.
Как всегда в торжественных случаях — бравурный марш, бодрый голос немецкого диктора, сам Фюрер в кадре, нацистские флаги гордо реют по ветру, народ ликует на установленных трибунах. Место и время — Гамбург, февраль 1939 года, верфи «Блом унд Фосс».
Корпус «Бисмарка» торжественно спускают на воду.

Фюрер радостно улыбается, звучат крики «Зиг Хайль!!!».

Кадры кинохроники кончаются, начинается сам фильм. Действие переносится в май 1941 года, в Лондон. Заунывно воют сирены воздушной тревоги…
Через площадь идёт мужчина средних лет в форме морского офицера. Он идёт работать на своё новое место — место начальника оперативного отдела Флота Его Величества. Его зовут Шепард — капитан 1-го ранга Шепард.
Англия находится в тяжёлом положении, еле сдерживая натиск стран «оси». Немцы и итальянцы теснят англичан на Средиземном море, в Северной Африке и на Атлантике, где разбойничают надводные рейдеры и субмарины.
Снова кадры кинохроники — всплывающая немецкая субмарина, немецкие подводники, запускающие торпеды, взрывающиеся торговые суда. По словам диктора, подлодки и надводные рейдеры только за месяц потопили торговых судов на 600 тыс. т.
«Никогда за всю историю шансы Великобритании не были такими низкими, как сейчас, весной 41-го года», — сообщает диктор лондонского радио.

Итак, каперанг Шепард является на своё новое место работы — в подземные бункеры Адмиралтейства.
Порядки там — со значительным налётом партикулярности — кто-то ходит в штатском, кто-то ест прямо на рабочем месте, кто-то запросто обращается к сослуживцам по имени. Шепарда, как старого боевого офицера, всё это выводит из себя.
Кроме того, в отделе работает довольно много женщин.
И среди них — темноволосая красавица, второй офицер Энн Дэвис.

Шепард поначалу начинает «строить» всех подчинённых, и её в том числе, добиваясь железного порядка и дисциплины. Он пока ещё не знает, что между ним и Энн Дэвис есть нечто общее…
Они оба потеряли своих возлюбленных на войне. Жених Энн пропал без вести под Дюнкерком, а жена Шепарда погибла во время немецкой бомбёжки. Остался сын, но он на войне — служит воздушным стрелком в палубной авиации на авианосце «Арк Роял».
После гибели жены Шепард решил стать железным человеком и не проявлять никаких эмоций, понимая, что сейчас от него требуется одно — верная и ответственная служба стране, находящейся в тяжёлом поражении. Даже его начальники, в том числе и Первый Лорд Адмиралтейства, отзываются о нём как о «слишком хладнокровном».

А над атлантическими конвоями нависла новая угроза. Существует серьёзная вероятность, что к прорыву на оперативные просторы Атлантики готовятся два крупных боевых корабля Третьего Рейха. Первый — тяжёлый крейсер «Принц Ойген». Это ещё не так серьёзно — по сравнению с английскими тяжёлыми крейсерами он ничего особенного из себя не представляет, да и кроме того, у немецких тяжёлых крейсеров был один очень серьёзный недостаток — низкая надёжность главных механизмов.
А вот второй корабль — это не что иное, как линкор «Бисмарк», мощнейший боевой корабль на то время.
На борту «Бисмарка» командир корабля, капитан 1-го ранга Пауль Линдеманн и командир соединения адмирал Гюнтер Лютьенс планируют свои дальнейшие действия. Они могут выйти сразу, а могут ещё подождать — всё равно из-за тумана видимость нулевая, и они могут не бояться обнаружения.
«Помнят только победителей, и на этот раз должны запомнить нас!» — назидательно произносит Лютьенс. И приказывает через 15 минут выходить в море.
Как только английская авиация не обнаруживает «Принца» и «Бисмарка» на их месте стоянки, в движение приходит флот в Скапа-Флоу. Линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Худ» отправляются стеречь Датский пролив. Кроме того, узнав об опасности прорыва немецких кораблей, Шепард решает снять с охранения войскового конвоя для Африки линейный крейсер «Ринаун» и авианосец «Викториес». Конвой с войсками (а ведь там 20 тысяч человек!) остаётся без охранения, но Шепард считает это «продуманным риском». Адмирал Тови в Скапа-Флоу радуется, что получит ещё 2 крупных корабля, но вот солдатам в конвое вряд ли радостно.

А на «Бисмарке» Лютьенс выступает с проникновенной речью, рассказывая о великой миссии «Принца Ойгена» и «Бисмарка», и на все лады расхваливает корабли — мол, они мощнее любого английского, и потопить их просто невозможно.

«Никогда не забывайте, что вы немцы! Никогда не забывайте, что вы национал-социалисты! Хаиль Гитлер!» — так заканчивает свою речь Лютьенс.
Как утверждал камрад tanuki666 , тут дело не вполне соответствовало истинному положению вещей. В отличие от Вермахта, Гитлер не успел зачистить Кригсмарин от старого офицерства, и далеко не все офицеры Кригсмарин декларировали верность идеям национал-социализма. А Лютьенс как раз был из тех самых старых офицеров, если я верно понял.

В конце речи по лицу капитана 1-го ранга Линдеманна заметно неодобрение — как будто не по нраву ему этот пафос Лютьенса…
Лютьенс решает прорываться через Датский пролив. А там их в тумане смогли обнаружить крейсера «Саффолк» и «Норфолк», которые, в свою очередь, навели на немцев «Худ» и «Принц Уэльский».
История боя в Датском проливе хорошо известна, не буду повторять её здесь. Укажу только, что в фильме есть несколько неточностей. Ну и ещё приведу интересную ссылку по этой теме.
Во-первых, в «Худ» немцы попали с первого же залпа. Старший артиллерист «Бисмарка» Пауль Ашер до того служил на «Адмирале Графе Шпее», и если в бою у Ла-Платы он ещё тратил время на пристрелку, то здесь — первым же залпом попал.
А в фильме в «Худ» было единственное попадание, которое его и взорвало.

Адмирал Холланд на «Худе». Последние секунды.

В кадре слышен звук подлёта того самого рокового снаряда: «О-у-у-у-у-ф-ф…»
И — взрыв.

На всех кораблях — немая сцена. Онемели и немцы на «Бисмарке». Капитан Линдеманн только прошептал: «Невероятно…».
Британцы же были просто в ступоре.
«О боже…», — пробормотал командир «Принца Уэльского» Лич — «Доложите… доложите в Адмиралтейство, что «Худ» взорвался».
Как только прошло первое замешательство, бой продолжился. «Принц Уэльский и «Бисмарк» обменивались залпами.



Обратите внимание, что техника в фильме вполне неплохая. Характерные атрибуты кораблей хорошо видны — у «Принца Уэльского» — высокая надстройка и разные передние башни главного калибра — одна четырёхорудийная и одна двухорудийная, у «Бисмарка» — характерный для немецких боевых кораблей второй мировой «клиперский» нос и приземистые прямоугольные башни главного калибра с широко расставленными стволами.

Вот в ту самую высокую надстройку «Принца Уэльского» и угодил тяжёлый снаряд, убив или ранив офицеров, находившихся на мостике. Один из убитых навалился на переговорную трубу, и вахтенный офицер внизу ужаснулся, когда из переговорной трубы полилась струйка крови…
К счастью, командир корабля, капитан 1-го ранга Лич уцелел. Артиллеристы «Принца Уэльского» даже смогли всадить в «Бисмарк» два тяжёлых снаряда. Один из них проделал пробоину в борту и повредил топливные цистерны. Другой снаряд разбил кочегарку и два паровых котла. Скорость «Бисмарка» после этого упала до 27 узлов, за кораблём потянулся нефтяной шлейф.
В фильме Линдеманн предлагал Лютьенсу вернуться на базу, отремонтироваться и заправиться, но Лютьенс категорически отверг это предложения. Лютьенс в фильме вообще выглядит как упрямый гордец, который во что бы то ни стало хочет выполнить задание любимого фюрера — прорваться к конвоям и проутюжить их как следует. И ради этого он отказывается и от преследования крейсеров, и от преследования повреждённого «Принца Уэльского», и от поворота обратно в Норвегию.

Кстати, интересная деталь в изображении друзей и врагов в бою. 
Английские офицеры, отдающие приказ стрелять — молодые люди с чистыми и звонкими голосами. А на «Бисмарке» — мрачного вида небритый тип, громким, резким и хриплым голосом орущий в трубку: «Feuer!!!» 

После потопления «Худа» в Адмиралтейство как раз и приходит приказ от Черчилля — потопить «Бисмарк». Любой ценой, не важно, какой, и не важно, каким образом это будет сделано. Но «Бисмарк» должен быть потоплен.

Шепард принимает решение — придать Флоту Метрополии «соединение Н» — линейный крейсер «Ринаун», лёгкий крейсер «Шеффилд» и ударный авианосец «Арк Роял». 
На «Арк Рояле», повторюсь, служит его сын, и сослуживцы знают, что отец Тома Шепарда — начальник оперативного отдела флота. Когда капитан объявляет по открытой связи, что корабль отправляется в Северную Атлантику — сослуживцы чуть не устраивают Тому «тёмную». Как же, из тёплого Средиземноморья — в холодную и ветреную Севернуют Атлантику!

Теперь вернёмся к плану Лютьенса. Мы с tanuki666 обсуждали — на кой чёрт немецкому адмиралу понадобилось идти в Брест. А в фильме его план достаточно целостен — дойти до Бреста, починиться, заправиться и выйти в море, но уже не в одиночку, а вместе с линейными крейсерами «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Такую эскадру одолеть было бы уже очень сложно, даже скажу больше — почти невозможно.
Оторваться от преследования «Бисмарк» не смог — хотя удалось уйти от «Саффолка» и «Норфолка», к наблюдению подключилась береговая авиация и самолёты с «Викториес» и «Арк Роял».

Но увы — пока они вели наблюдение, 2 самолёта не вернулись домой. И на одном из них был сын капитана 1-го ранга Шепарда, Том…

Получив страшное известие, Шепард-старший зажмурился, лицо его исказилось от боли…
В кабинете с ним была Энн Дэвис. Все переживания так навалились на Шепарда, что он больше не мог держать всё в себе, и рассказал ей всю свою грустную историю — о том, как он после госпиталя поехал домой, к жене, но вместо дома увидел лишь большую воронку от авиабомбы.
И как он ночью после этого поклялся ни к кому больше не привязываться… но забыл про своего сына.
Энн Дэвис сочувственно объясняет, что нельзя избавиться от переживаний, просто отгородившись от всего, что помощь других людей очень нужна, что люди хотят быть нужными друг другу…
И соглашается на более раннее предложение Шепарда — занять пост его заместителя.

Их прерывает штабной офицер с хорошими новостями — «Бисмарк» снова обнаружен. В кадре возникает летающая лодка, наблюдающая за ним, и «Бисмарк», злобно плюющийся огнём из зенитных орудий.
С обнаружением «Бисмарка» его атакуют самолёты с «Арк Роял» (да, да, именно с «Арк Роял», а не с «Викториес»). Первой атакой они по ошибке чуть не топят «Шеффилд», но вот вторая…

Торпеда попадает «Бисмарку» в рулевой отсек. Руль заклинивает в положении 12 градусов лево на борт, и корабль начинает беспомощно кружиться на одном месте. Исправить повреждения не удаётся.
Кстати, взгляните ещё на пару кадров.
Британский лётчик на «Суордфише» — стареньком биплане готовится сбросить торпеду…

И — цель для его торпеды.

С одной стороны, нужно обладать незаурядной смелостью, чтобы на хлипкой конструкции из ткани, дерева и алюминия атаковать бронированную махину весом в 50300 тонн, огрызающуюся огнём из множества зенитных стволов.
А с другой стороны, и командиру «Бисмарка» Линдеманну тоже очень нелегко приходится — как увернуться на такой махине от маленьких, юрких самолётов и быстрых торпед? Тоже очень сложная задача. И справиться с ней не удаётся — в двух атаках «Бисмарк» получает 3 торпеды, и как раз последняя заклинивает руль.
Кстати, далее в фильме есть один странный эпизод — ночью «Бисмарк» атакуют эсминцы, а в реальности я такого что-то не припомню. Один эсминец «Бисмарк» разносит в куски единственным попаданием 380-мм снаряда, другой успевает смыться, попутно всадив в «Бисмарк» ещё одну торпеду.
И тот же скрывшийся эсминец подбирает из воды лодку со спасшимися лётчиками, и среди них оказывается Том Шепард!
Когда об этом сообщают его отцу, он уже совсем смог сдержать эмоций, ушёл к себе в комнату и разрыдался…
Так его и застала Энн Дэвис. Она уже было смущённо вышла из комнаты, но тут пришёл старшина с сообщением — «Бисмарк», кружащий на скорости 10 узлов, обнаружен линкорами «Король Георг V» и «Родней».
Наступает финальный акт драмы.

Линдеманн понимает, что дело плохо. Корабль продолжает неуправляемо кружиться и не может идти быстрее 10 узлов.

Однако Лютьенс не унывает: «Что вы такое говорите, капитан?! Это же «Бисмарк»! У нас целы все орудия, и с минуты на минуту появятся самолёты Люфтваффе! Открывайте огонь, капитан!».
Линдеманн отдаёт приказ открыть огонь, но теперь уже «Бисмарк» не может поразить английские корабли, зато англичане попадают в «Бисмарк» вторым же залпом. Из башни А вырывается столб огня.

Следующее попадание — в башню D. 

Языки пламени от горящей башни А облизывают стволы башни В, но она продолжает вести огонь.
Третье попадание — в среднюю часть корабля. «Бисмарк» теряет ход и останавливается.

На палубе — хаос и опустошение. Из огромных пробоин вырывается огонь.

Ещё одно попадание. 

Диалог в нижних отсеках:

— Хоффман, мы должны затопить передние артиллерийские погреба, выводите людей.
— Но они не могут уйти, там огонь!
— Мы можем взлететь на воздух!
— А как же люди? 
— Хоффман, я приказываю вам — затопить погреба!

В этот момент последовало новое попадание. «Бисмарк» содрогнулся, свет в помещении погас. 
Хоффман подошёл к телефону внутренней связи и ровным голосом произнёс:
— Затопить передние погреба.

…За стенами боевой рубки полыхает огонь. Адмирал Лютьенс меряет шагами пространство рубки. Вид у него совершенно растерянный.

В рубку вбегает растрёпанный и окровавленный вахтенный офицер, и, едва дыша, докладывает:
— Все башни главного калибра уничтожены, кроме одной.
— Ну и где же ваши самолёты, господин адмирал? — мрачно спрашивает Лютьенса Линдеманн.
— Не понимаю… Ничего не понимаю… Ведь фюрер обещал… Он обещал… обещал… — растерянно бормочет Лютьенс, не в силах поверить в происходящее, и сжимая в руке телеграмму от фюрера.
В этот момент в рубку попадает тяжёлый снаряд с одного из британских линкоров.

Адмирал Лютьенс убит. Он лежит посреди исковерканной рубки, по-прежнему сжимая в руке телеграмму от фюрера.
Линдеманн берёт телеграмму у него из руки.
— Он гордился этим, — говорит он, отдавая телеграмму вахтенному, — «Завтра весь мир…». Только вчера он это говорил.
В кадре возникает текст телеграммы. Она гласит: «Вся Германия ждёт, чтобы поприветствовать вас. Адольф Гитлер».
— Он был прав, — отвечает вахтенный, — Хайль Гитлер…
Его последние слова заглушает рёв очередного снаряда, который уничтожает рубку окончательно, вместе со всеми, кто там находился.
…Палуба «Бисмарка». Всё разворочено, везде валяются обломки, бушуют пожары.
Один из младших офицеров выскальзывает из дыма. Мимо него несут стонущего, молящего о помощи раненого.

Кто-то подбегает к офицеру и кричит рыдающе-истерическим голосом:
— Все офицеры на мостике убиты! Все орудия уничтожены!
Офицер отвечает:
— Прикажите экипажу оставить корабль!
— Оставить корабль! Оставить корабль!!!
Уцелевшие моряки бегут по искорёженной палубе и бросаются в воду.

…А на борту «Короля Георга V» царит полный энтузиазм. Командир корабля сообщает адмиралу Тови:
— К нам присоединился «Дорсетшир», сэр!
— Отлично, — отвечает адмирал, — Прикажите «Дорсетширу» сблизиться и прикончить его («Бисмарка») торпедами!
В кадре возникает знакомый трёхтрубный силуэт тяжёлого крейсера типа «Каунти».

Торпедные аппараты звонко выплёвывают торпеды: «плюм, плюм, плюм!».
Четыре торпеды поражают «Бисмарк» от носа до кормы.

«Бисмарк» вздрагивает и начинает быстро валиться на правый борт и оседать на корму.

Во внутренних помещениях ещё остаются люди, но спастись у них уже нет времени…
Адмирал Тови передаёт приказ на «Дорсетшир» — подобрать спасшихся.

— Всё, джентльмены, — говорит он своим офицерам, — Пора домой…
Английские корабли разворачиваются и уходят.
…А в адмиралтействе начинается другая история, куда более радостная и светлая. Капитан 1-го ранга Шепард приглашает второго офицера Энн Дэвис отобедать с ним. Из Адмиралтейства они выходят вместе.

За время пребывания в подземных бункерах он почти потерял чувство светового времени…
— Господи! — говорит Шепард, — Уже 9 утра, а я пригласил вас на обед!
— Тогда почему бы нам не позавтракать? — отвечает Энн.
— А ведь и правда.
Шепард и Энн уходят, а наблюдающие за этой сценой матросы переговариваются между собой:
— Ты посмотри, этот, с четырьмя полосками на рукаве, даже не знает, утро сейчас или вечер.

Необходимое примечание. Исторические события в фильме изображены в общем достоверно. А вот лирическая линия вместе с капитаном 1-го ранга Шепардом — вымысел, как честно предупреждают авторы фильма в титрах.

Выводы.
Забыл упомянуть ещё одну деталь, за которую я военное кино люблю. Военное кино — это один из наиболее убедительных способов преподавания морали — за счёт остроты ситуаций, возникающих на войне.
В лирической линии вывод — как бы ни пришлось тебе страдать из-за потери близкого человека — не стоит закрываться от эмоциональных привязанностей. Это не метод…
В линии исторических событий тоже есть свой моральный вывод. Как бы силён ты ни был — со сложными испытаниями в одиночку справиться невозможно. И убедительное визуальное доказательство — горящий и тонущий «Бисмарк» и те драматические картины, разворачивающиеся у него на борту в последние секунды.
Если для краткой презентации этого фильма делать ролик с нарезкой из кадров — я бы всё же выбрал кадры исторических событий. А поскольку события очень драматичные — то и композицию я бы подобрал соответствующую.
Вот эту.

f-dragon869.livejournal.com

Сражение Худа и Бисмарка (Великобритания) 2001 год смотреть онлайн в хорошем качестве

Режиссер: Роберт Линдсей

Эта история о двух огромных кораблях, Британском и Немецком, которые 60 лет назад затонули в водах северной Атлантики. При этом погибло более 3500 человек, спаслись же всего 118. Что бы приподнять завесу тайны над их гибелью была создана специальная экспедиция.

Эта история о 2 гигантских кораблях, Британском и Немецком, коие 60 лет назад затонули в водах северной Атлантики. При всем при этом погибло больше 3500 человек, спаслись же в общей сложности 118. Чтобы приподнять завесу тайны над их гибелью была создана особая экспедиция.

18 мая 1941 и из оккупированного немцами польского порта Гдыня в море выходит корабль, олицетворяющий собой мощь германского флота. Линкор «Бисмарк». На морских просторах нет корабля более элегантного и смертоносного. В ходе операции «Рейн» главная цель «Бисмарка» и сопровождающего его тяжелого крейсера «Принц Ойген» — прорваться незамеченными в Атлантику, где крейсировать на торговых путях Англии и уничтожать все торговые корабли. Командует операцией один из опытнейших германских моряков адмирал Лютьенс.

24 мая в Датском проливе между Исландией и Гренландией отряд Лютьенса встречается с отрядом английских кораблей во главе с линейным крейсером «Худ». «Бисмарк» встретился с достойным противником. Однако всего через 10 минут сражения снаряд «Бисмарка» пробивает броневой пояс «Худа» и взрывается в орудийном погребе, вызывая детонацию боекомплекта. Огромный корабль взрывается и тонет за считанные минуты. Из экипажа в 1419 человек спаслись лишь трое. Говорят, что когда Черчиллю доложили о гибели «Худа» он бросил только одну фразу: «Потопить «Бисмарк»!». Никогда еще в истории Королевский флот не выполнял столь тщательно приказ своего командующего…


voenhronika.ru

«Бисмарк» против «Худа»

24 мая 1941: Рано утром в Датском проливе германский линкор «Бисмарк» потопил гордость британского флота линейный крейсер «Худ», с которого спаслось лишь три моряка из команды 1417 человек. «Худ» взорвался, разломился на три части и утонул за считанные минуты.

«Часы показывали 5.50. Британский и германский адмиралы увидели друг друга одновременно. Дистанция стремительно сокращалась, и артиллеристы лихорадочно наводили орудия. Лютьенс крикнул:

— Огонь!

От сотрясения лед, облепивший башни, превратился в крошку, которую тут же унес ветер. Линейный крейсер «Худ» под адмиральским флагом шел впереди, за ним следовал линкор «Принц Уэльский». Оранжевые вспышки мелькнули на горизонте, подобно далеким зарницам. Через несколько секунд британские снаряды врезались в утреннее море, подняв коричневые фонтаны воды вокруг «Бисмарка». С помощью сильных линз Лютьенс пытался сократить 12 миль, отделявшие его от Холланда.

— Корабль справа имеет 2 трубы, мачту с мостиками на ней и 2 кормовые башни,- сказал он.- Это может быть «Худ». Сосредоточить огонь на нем!

Капитан 1 ранга Бринкманн разворачивал «Принц Ойген», чтобы ввести в действие орудия всего борта, когда с ужасающим грохотом «Бисмарк» дал второй залп. В 5.53 Лютьенс радировал в Германию: «Веду бой с двумя тяжелыми кораблями».

Эскадра Холланда имела 8 орудий калибра 381 мм и 10 орудий калибра 356 мм, то есть располагала явным превосходством в огневой мощи. Однако Холланд увидел немцев почти прямо по курсу, справа по носу, то есть он не мог использовать кормовые башни. Это сократило его огневую мощь вдвое в момент завязки боя. Зато идущие на юг «Бисмарк и «Принц Ойген» могли вести огонь всем бортом. В первые секунды боя «Худ» стрелял очень неточно. «Принц Уэльский» сразу открыл огонь по «Бисмарку», но потратил почти 40 снарядов, прежде чем добился накрытия. «Худ» сначала стрелял по «Принцу Ойгену», но его стрельба была очень неточной, и германский крейсер лишь обдавало брызгами от близких всплесков.

В 5.57 адмирал Холланд приказал повернуть так, чтобы в бой могли вступить кормовые башни «Худа». Но второй залп «Бисмарка» уже находился в воздухе. Через несколько секунд тяжелые бронебойные снаряды попали в кранцы первых выстрелов у зенитных орудий «Худа». Начался сильный пожар, который быстро охватил всю среднюю часть корабля. За кормой флагмана «Принц Уэльский» старался удержаться в кильватерной струе адмирала. Часы показывали 6.00, «Худу» оставалось жить еще 3 минуты.

Дистанция 22000 метров или 12 морских миль. Шнейдер приказал дать третий залп. Он обрушился на «Худ», подобно гигантскому железному кулаку, разорвал его палубы и проник глубоко в трюм, прямо в артиллерийские погреба. Ужасный вулканический взрыв снес одну из башен «Худа», и она закувыркалась в сером небе, словно спичечный коробок. В небо поднялся столб пламени. Потоки воды ринулись сквозь огромные пробоины в корпусе линейного крейсера и моментально потушили пожары. «Худ» начал быстро погружаться, главную палубу окутали облака дыма и пара. Корма корабля была разворочена и превратилась в груду железа. Пламя охватило надстройку, и «Худ» теперь был просто жалкой руиной. Шедший ему в кильватер «Принц Уэльский» едва успел повернуть, чтобы не столкнуться с обломками флагмана. Через минуту могучий «Худ» повалился на левый борт и исчез под водой. Он унес вместе с собой адмирала Холланда, 94 офицера и 1324 матроса. Позднее из нефтяного пятна эсминцам удалось поднять только 1 мичмана и 2 матросов. Это были единственные уцелевшие свидетели самого унизительного поражения британского флота.

Когда «Худ» взорвался, экипаж «Бисмарка» разразился дикими криками».

Источник: Тулейя Т., «Сумерки морских богов»

newphoenix.ru

Вторая Мировая: 1941:»Потопить Бисмарк!»: humus — LiveJournal

Вторая Мировая: ты помнишь, как все начиналось?
Вторая Мировая:1939
Вторая Мировая:1939 часть 2
Вторая Мировая: 1940. Операция «Везерюбунг»
Вторая Мировая: 1940. Война идет на Запад
Вторая Мировая: 1940 «Операция «Динамо»
Вторая Мировая: 1940 «Падение Франции»
Вторая Мировая: Британия принимает вызов
Вторая Мировая; Британия: Битва в воздухе
Вторая мировая: 1940 «Блиц» (ночные массированные немецкие бомбардировки английских городов)
Вторая Мировая: 1940. Невероятные приключения итальянцев в Африке
Вторая Мировая: 1941.»Такси до Тобрука»
Вторая мировая: 1941. Балканы и Греция
Вторая мировая: 1941: Средний Восток в перекрестье прицела
Вторая Мировая: 1941: «Атлантическая хартия»
Вторая Мировая: 1941: «Коричневый голубь мира»
Вторая Мировая: 1941: «Итало-английское противостояние в Абиссинии»
Гросс-адмирал Эрих Редер, главнокомандующий немецким военно-морским флотом, планировал наступление в Северной Атлантике с двух разных направлений: на линейном корабле «Бисмарк» и тяжелом крейсере «Принц Ойген» с севера и линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» из французского порта Брест. Командовал эскадрой адмирал Гюнтер Лютьенс. Хотя «Бисмарк» и «Принц Ойген» вырвались в Атлантический океан потопив британский линейный крейсер «Худ» — «Бисмарк» был пойман у берегов Франции, поврежден в результате воздушного нападения, изрешечен в клочья превосходящими британскими силами и добит торпедами. После этого боя Джон Тови написал в своих мемуарах: «„Бисмарк“ дал самый героический бой при самых невозможных условиях, достойный старых дней Имперского немецкого Флота, и он ушёл под воду с поднятым флагом». Адмирал хотел сказать это публично, но Адмиралтейство возразило: «По политическим причинам важно, чтобы ничего из чувств, выраженных Вами, не было предано гласности, однако мы восхищаемся героической схваткой».

«Бисмарк» в Гримстад-фьорде, Норвегия



«Бисмарк» во время боя в Датском проливе


Торжество «Бисмарка» : линейный крейсер «Худ» тонет в Датском проливе 24 мая. Три человека выжило из экипажа в 1421.


«Бисмарк» с палубы «Принц Ойген» после битвы в Датском проливе.

В 09:08 27 мая 406-мм снаряд с «Родней», поразив обе носовые башни «Бисмарка», «Anton» и «Bruno», выведя из строя последнюю. Одновременно другим попаданием разрушило передовой контрольный пункт, убив большинство высших офицеров.

Выжившие с «Бисмарка» поднимаются на борт «Дорсетшира». Выжило 117 человек из 2200. Адмирал Гюнтер Лютьенс был среди погибших


humus.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *