Содержание

Бисмарк (корабль) Википедия

«Бисмарк»
Bismarck

Линкор «Бисмарк», 1940 год
Служба
Германия Германия
Назван в честь Отто фон Бисмарк
Класс и тип судна Линейный корабль типа «Бисмарк»
Изготовитель Blohm & Voss, Гамбург
Строительство начато 1 июля 1936 года
Спущен на воду 14 февраля 1939 года
Введён в эксплуатацию 24 августа 1940 года
Выведен из состава флота 27 мая 1941 года
Статус потоплен
Эмблема
Основные характеристики
Водоизмещение 41 700 т стандартное;
50 900 т полностью снаряжённый
Длина 241,6 м по ватерлинии;
251 м общая
Ширина 36 м
Высота 15 м (от киля до верхней палубы на миделе)
Осадка 9,3 м стандартная;
10,2 м полностью снаряжённый
Бронирование главный пояс 320 мм, верхний пояс 145 мм, пояс в оконечностях 60/80 мм, главная палуба 80—110 мм, рулевое устройство 110—150 мм, башни ГК 180—360 мм, барбеты ГК 340 мм, башни СК 35—100 мм, боевая рубка 200—350 мм, противоторпедная переборка 45 мм
Двигатели 12 паровых котлов Wagner, 3 турбины Blohm & Voss
Мощность 150 170 л. с. (110 МВт)
Движитель 3 трёхлопастных винта диаметром 4,7 м
Скорость хода 30 узлов (55,56 км/ч)
Дальность плавания 9280 морских миль (17 200 км) на ходу 16 узлов (30 км/ч)
Экипаж 2200 офицеров и матросов
Вооружение
Артиллерия 8 × 380-мм SKC34 (4 × 2),
12 × 150-мм (6 × 2)
Зенитная артиллерия 16 × 105-мм (8 × 2),
16 × 37 мм (8 × 2),
20 × 20 мм (20×1)
Минно-торпедное вооружение не было установлено
Авиационная группа 4, одна двусторонняя катапульта
 Медиафайлы на Викискладе

ru-wiki.ru

Бисмарк (корабль) - это... Что такое Бисмарк (корабль)?

«Бисмарк»
Bismarck
Линкор «Бисмарк», 1940 год
Основная информация
Тип Линкор
Государство флага Германия
Спущен на воду 14 февраля 1939
Современный статус Потоплен 27 мая 1941
Параметры
Тоннаж 41 700 т стандартное;

50 900 т полностью снаряженный

Длина 241,6 м по ватерлинии;

251 м общая

Ширина 36 м
Высота 15 м (От киля до верхней палубы на миделе)
Осадка 9,3 м стандартная;

10,2 м полностью снаряженный

Бронирование Главный пояс 320мм, верхний пояс 145мм, пояс в оконечностях (нос/корма) 60/80мм, главная палуба 80-110мм, рулевое устройство 110-150мм, башни ГК 180-360мм, барбеты ГК 340мм, башни СК 35-100мм, боевая рубка 200-350мм, противоторпедная переборка 45мм.
Технические данные
Силовая установка 12 паровых котлов Wagner

3 турбины Blohm & Voss 3 трехлопастных винта диаметром 4,7 м.

Мощность 150 170 л.с. (110 МВт)
Скорость 30 узлов
Автономность плавания 9280 морских миль (17 200 км) на скорости 16 узлов (30 км/ч)
Экипаж 2200 офицеров и матросов
Вооружение
Артиллерия 8 × 380 мм SKC34 (4×2)

12 × 150 мм (6×2) 16 × 105 мм (8×2) 16 × 37 мм (8×2) 20 × 20 мм (20×1)

Торпедно-минное вооружение {{{Торпедно-минное воору}}}
Авиация 4, одна двусторонняя катапульта

«Бисмарк» — линейный корабль германского военного флота, один из самых известных кораблей Второй мировой войны. Назван в честь первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка. Во время своего единственного похода в мае 1941 г. потопил в Датском проливе британский флагман, линейный крейсер «Худ» (англ. HMS Hood). Начавшаяся после этого охота британского флота за «Бисмарком» трое суток спустя закончилась его потоплением.

Строительство

Класс «Бисмарк» (позднее был построен ещё один корабль этого класса — линкор «Тирпиц») первоначально создавался как наследник «карманных линкоров» и в основном предназначался для ведения рейдерских операций против торговых кораблей. Так, объём топливного резерва «Бисмарка» скорее характерен для тихоокеанских линкоров, а показанная на испытаниях в Балтийском море скорость в 30,1 узлов была одним из лучших в мире значений для таких кораблей. После спуска на воду второго французского линкора класса «Дюнкерк» проект был изменен в сторону дальнейшего увеличения размеров. «Бисмарк» был первым после Первой мировой войны полноценным линкором германского флота: вооружение, включавшее восемь 380-мм пушек SKC-34 на четырёх башнях, позволяло ему на равных противостоять любому линейному кораблю. «Бисмарк» во время своей службы был крупнейшим линкором в мире, а класс «Бисмарк» остается третьим по величине (после японского «Ямато» и американского «Айова») классом линкоров за всю историю.

Киль «Бисмарка» был заложен на верфи фирмы Blohm & Voss в Гамбурге 1 июля 1936 года. Корабль сошёл со стапелей 14 февраля 1939 года, в день святого Валентина. При спуске на воду присутствовали канцлер Адольф Гитлер и внучка князя Бисмарка Доротея фон Левенфельд, по традиции «окрестившая» корабль бутылкой шампанского. 24 августа 1940 года линкор был сдан под командование капитану цур зее (нем. Kapitän zur See) Эрнсту Линдеманну. Установка оборудования и испытания продолжались до весны 1941 года.

Боевая история

Прорыв в Атлантику

Операция «Рейнские учения» (нем. Rheinübung

) предусматривала выход «Бисмарка» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» (нем. Prinz Eugen) в Атлантику через Датский пролив. Главной целью операции были торговые корабли на британских морских коммуникациях. Предполагалось, что «Бисмарк» будет оттягивать на себя корабли конвоя, чтобы дать «Принцу Евгению» добраться до торговых кораблей. Назначенный командовать операцией адмирал Гюнтер Лютьенс просил командование отложить начало операции, чтобы к ней смогли присоединиться также проходивший испытания «Тирпиц» или стоявший в Бресте «карманный линкор» «Шарнхорст». Главнокомандующий германским флотом гросс-адмирал Эрих Редер ответил отказом. 18 мая 1941 года «Бисмарк» и «Принц Евгений» вышли с базы кригсмарине в Готенхафене (ныне польский порт Гдыня).

20 мая «Бисмарк» был замечен со шведского авианесущего крейсера «Готланд», в тот же день об эскадре, включавшей два больших корабля, сообщили члены норвежского Сопротивления. 21 мая 1941 года британское Адмиралтейство получило от своего военного атташе в Швеции сообщение о том, что в проливе Каттегат были замечены два больших корабля. С 21 по 22 мая немецкое соединение вставало на стоянку во фьордах возле норвежского города Берген, где «Бисмарк» был перекрашен, а «Принц Евгений» перекрашен и дозаправлен. «Бисмарк», по неизвестным причинам, дозаправлен не был. Во время стоянки корабли были замечены и сфотографированы с самолета-разведчика британских ВВС «Спитфайр». Теперь британская сторона идентифицировала «Бисмарк». На место стоянки были отправлены британские бомбардировщики, однако к тому времени немецкие корабли покинули место стоянки. «Бисмарк» и «Принц Евгений» незамеченными прошли Норвежское море и пересекли Северный полярный круг. Британцы искали их гораздо южнее.

Командующий британским Хоум-флитом адмирал Джон Тови направил линейный крейсер «Худ» и линкор «Принц Уэльский» (HMS Prince of Wales) с эсминцами сопровождения к юго-западному побережью Исландии. Крейсер «Саффолк» (HMS Suffolk) должен был присоединиться к уже находящемуся в Датском проливе крейсеру «Норфолк» (HMS Norfolk). Легкие крейсера «Манчестер» (HMS Manchester), «Бирмингем» (HMS Birmingham) и «Аретуза» (HMS Arethusa) должны были патрулировать пролив между Исландией и Фарерскими островами. Ночью 22 мая сам адмирал во главе флотилии, состоявшей из линкора «Король Георг V» и авианосца «Викториес» с эскортом, вышел из базы британского флота в Скапа-Флоу на Оркнейских островах. Флотилия должна была дожидаться появления немецких кораблей в водах к северо-западу от Шотландии, где к ней должен был присоединиться линейный крейсер «Рипалз» (

HMS Repulse).

«Бисмарк» после морского боя, 24 мая 1941 года.

Вечером 23 мая в наполовину перекрытом льдом Датском проливе в густом тумане «Норфолк» и «Саффолк» вступили в визуальный контакт с немецкой флотилией. «Бисмарк» открыл огонь по «Норфолку». Британские корабли передали сообщение своему командованию и отступили в туман, продолжая следовать за немцами по радарам на растоянии 10-14 миль. После стрельбы на «Бисмарке» отказал носовой радар, поэтому Лютьенс приказал «Принцу Евгению» двигаться впереди «Бисмарка».

Бой в Датском проливе

«Худ» и «Принц Уэльский» установили визуальный контакт с немецким соединением рано утром 24 мая. Британские корабли начали бой в 5:52 утра на расстоянии 22 км. Вице-адмирал Холланд, командовавший британской группой, приказал открыть огонь по первому кораблю, ошибочно считая его «Бисмарком». На «Принце Уэльском» поняли ошибку и открыли огонь по второму немецкому кораблю. Германская сторона некоторое время не отвечала: адмирал Лютьенс имел приказ не вступать в бой с военными кораблями противника, если они не входят в конвой. Однако после нескольких британских залпов капитан Линдеманн заявил, что не позволит безнаказанно стрелять по своему кораблю. «Принц Евгений» и «Бисмарк» открыли ответный огонь по «Худу». Холланд понял свою ошибку, но его приказ, по-видимому, не дошёл до управления огнём, так как «Худ» до конца продолжал стрелять по «Принцу Евгению».

В 5:56 шестой залп «Принца Уэльского» принес попадание: снаряд пробил топливные цистерны, вызвав обильную утечку топлива и поступление воды в цистерны. «Бисмарк» стал оставлять нефтяной след. Минуту спустя «Худ» получил попадания от второго залпа «Принца Евгения» и третьего залпа «Бисмарка», на корме и у миделя корабля начались пожары. «Бисмарк» получил попадание от девятого залпа «Принца Уэльского» ниже ватерлинии, а минуту спустя и третье. К 6:00 корабли находились на расстоянии 16-17 км. В это время на «Худе» раздался взрыв, по-видимому, вызванный попаданием пятого залпа «Бисмарка», корабль разорвало на две части, и он утонул за считанные минуты. Кроме трех человек, вся команда, состоящая из 1417 человек, погибла. Линкор «Принц Уэльский» продолжал бой, но очень неудачно: он был вынужден пойти на сближение до 14 км с двумя немецкими кораблями, чтобы избежать столкновения с тонущим «Худом». Линкор вышел из боя под дымовой завесой, получив семь попаданий.

Капитан Линдеманн предложил начать погоню и потопить «Принца Уэльского», однако адмирал Лютьенс принял решение продолжать поход. На «Бисмарке» был выведен из строя один из генераторов, в бойлерную № 2 с двумя котлами начала поступать вода, пробиты две топливные цистерны, имелся дифферент на нос и крен на правый борт. Лютьенс решил вести «Бисмарк» на ремонт во французский порт Сен-Назер, откуда после ремонта он мог беспрепятственно выйти на просторы Атлантики. Кроме того, позже к нему могли присоединиться «Шарнхорст» и «Гнайзенау». Капитану «Принца Евгения» было приказано продолжать атаки на британские конвои самостоятельно.

Погоня

«Норфолк», «Саффолк» и «Принц Уэльский» продолжали преследовать немцев, сообщая об их расположении. Гибель «Худа» была крайне болезненно воспринята в британском Адмиралтействе, для расследования её обстоятельств позже была учреждена специальная комиссия. Большая часть находившихся в Северной Атлантике британских военных кораблей была привлечена к охоте за «Бисмарком», включая корабли охранения многих конвоев. Так, находившимся к западу от Ирландии линкору «Родни» (

HMS Rodney) и трём из четырёх эсминцев, сопровождавших превращённый в военный транспорт лайнер «Британник» (Britannic), утром 24 мая было приказано оставить конвой и присоединиться к соединению адмирала Тови. Дополнительно были задействованы ещё два линкора и два крейсера. Соединение «H», стоявшее в Гибралтаре, также было приведено в готовность на случай, если «Бисмарк» будет двигаться в их направлении.

24 мая в 18:14 «Бисмарк» в тумане развернулся прямо на своих преследователей. В коротком обмене залпами попаданий не было, однако британские корабли были вынуждены уклониться, и «Принц Евгений» успешно прервал контакт. «Принц Евгений» пришёл во французский Брест через 10 дней. В 21:32 Лютьенс сообщил командованию, что из-за нехватки топлива «Бисмарк» не может продолжать попытки стряхнуть преследователей и вынужден идти прямо в Сен-Назер.

Вечером 24 мая адмирал Тови приказал авианосцу «Викториес» сократить дистанцию, и в 22:10 с него стартовали 9 торпедоносцев «Суордфиш». Под сильным огнём они атаковали линкор и добились одного попадания по правому борту. Все самолеты к 02:30 вернулись на «Викториес», несмотря на плохую погоду, темноту, неопытность экипажей и поломку наводящего радио-маяка. Серьёзных повреждений нанесено не было, единственная точная торпеда попала в главный пояс брони. Экипаж «Бисмарка» потерял одного человека (первая потеря за время похода). Для защиты от налета были задействованы все зенитные орудия и даже крупнокалиберные пушки, «Бисмарк» увеличил скорость, выполнял маневры уклонения от торпед. В результате пластыри-паруса, заведенные на пробоину в носовой части, отошли, усилилась течь и дифферент на нос. Бойлерная № 2 была окончательно затоплена.

В ночь с 24 на 25 мая «Бисмарк», воспользовавшись тем, что его преследователи, по-видимому, опасаясь возможной атаки подводных лодок, начали совершать зигзаги, прервал контакт. В 4:01 25 мая «Саффолк» сообщил: «контакт с неприятелем потерян».

Обнаружение

Атлантический рейд «Бисмарка» и его перехват

Однако на «Бисмарке», по-видимому, продолжали принимать сигналы радара «Саффолка», и в 7:00 утра 25 мая Лютьенс сообщает командованию, что преследование продолжается, а в 9:12 передает ещё одну, весьма длинную, радиограмму. Вечером командование сообщает Лютьенсу, что британцы, по-видимому, его потеряли, и приказывает сообщить данные о своем положении и скорости, если это не так. Ответной радиограммы Лютьенс не посылает, но радиоперехват утренних сообщений позволяет британской стороне приблизительно определить местоположение «Бисмарка». Тем не менее Тови ошибочно заключил, что «Бисмарк» направляется к проливу между Исландией и Фарерскими островами, и его соединение начало движение на северо-восток.

В 10:10 26 мая американо-британский экипаж летающей лодки «Каталина» британского командования береговой авиации, вылетевшей на поиски с базы Лох-Эрне в Северной Ирландии, обнаружил «Бисмарк». Лютьенсу оставалось примерно 690 миль до Бреста (Франция), и вскоре он смог бы использовать для защиты своего корабля бомбардировщики люфтваффе.

Единственным британским соединением, способным замедлить «Бисмарк», было соединение «H» под командованием адмирала Соммервилля, которое вышло из Гибралтара, имея в своем составе авианосец «Арк Ройял» (HMS Ark Royal). В 14:50 с него к месту обнаружения вылетели торпедоносцы «Свордфиш». К тому времени в этом районе находился отделившийся от соединения для установления контакта с «Бисмарком» крейсер «Шеффилд», и не оповещенные об этом пилоты ошибочно начали торпедную атаку. К счастью для британцев, ни одна из 11 выпущенных торпед не попала в цель. Плохо показавшие себя в этой атаке магнитные детонаторы на торпедах было решено заменить на контактные.

К 17:40 «Шеффилд» установил контакт с «Бисмарком» и начал преследование. В 20:47 пятнадцать торпедоносцев c «Арк Ройял» начали вторую атаку на «Бисмарк» и добились двух (по другим источникам, трех) попаданий. Одно из них имело решающие последствия: пытаясь уклониться от торпеды, «Бисмарк» повернул влево, и торпеда вместо пояса брони по правому борту попала в кормовую часть, нанеся критическое повреждение рулевому механизму и заклинив рули. «Бисмарк» потерял возможность маневрировать и начал описывать циркуляции. Попытки восстановить управляемость успеха не принесли, и линкор стал двигаться на северо-запад. Около 21:45 «Бисмарк» открыл огонь по «Шеффилду», ранив 12 (по другим сведениям, 13) человек, а ночью вступил в бой c британским соединением, состоявшим из эсминцев «Казак» (HMS Cossack), «Сикх» (HMS Sikh), «Зулус» (HMS Zulu) и «Маори» (HMS Maori), вместе с переданным Великобританией польскому флоту эсминцем «Перун» (Piorun). Ни та, ни другая сторона не добилась прямых попаданий.

Потопление

27 мая в 08:00 утра, «Родней» и «Кинг Джордж V» подошли к «Бисмарку» на расстояние 21 морской мили (39 км). На тот момент видимость была только 10 морских миль (19 км) и волнение моря достигало 4-5 баллов. Ветер дул с северо-запада по силе равный 6-7 баллам. «Родней» держался курса на север так, чтобы вести огонь по «Бисмарку» с достаточной дистанции, в то время как «Кинг Джордж V» принял в сторону. Огонь был открыт в 08:47. «Бисмарк» ответил огнем, но его неспособность уклоняться и крен, негативно влияли на точность стрельбы. Низкая скорость (семь узлов) также сделала корабль легкой целью для тяжелых крейсеров «Норфолк» и «Дорсетшир», объединивших свою огневую мощь. В 09:02 8-дюймовый (200-миллиметровый) снаряд с «Норфолка» поразил главную оружейную башню. При этом был убит офицер Адальберт Шнейдер, награжденный Рыцарским Крестом в ранние часы того же самого утра за участие в потоплении «Худа». В 09:08 тяжелый снаряд с «Родней» поразил обе носовые башни «Бисмарка» Anton и Bruno, выведя из строя последнюю. Одновременно, другим попаданием разрушило передовой контрольный пункт, убив большинство высших офицеров. Кормовые башни корабля Caesar и Dora продолжали стрельбу на близкой дистанции. В 09:21 Dora была выбита. Команде Anton удалось произвести один последний залп в 09:27. В 09:31 Caesar дала свой последний залп и тогда же вышла из строя. Этот залп повредил «Родней», заклинив торпедные аппараты. Огонь Бисмарка в ходе всего сражения был сосредоточен на «Родней», возможно в надежде на достижение успеха, подобного достигнутому в противостоянии с «Худом». Когда адмирал Гернси наблюдал это, он заметил: «Слава Богу немцы стреляют по „Родней“».

После 44 минут боя тяжелые орудия Бисмарка смолкли. «Родней» подошёл на дальность прямого выстрела (приблизительно 3 км), в то время как «Кинг Джордж V» продолжал стрельбу с большего расстояния.

«Бисмарк» не спускал флага. Британцы не испытывали желания оставить Бисмарк в покое, но и тот не подавал признаков сдачи, несмотря на неравную борьбу. Запасы топлива и снарядов британской эскадры были невелики. Это создавало дополнительные трудности для линейных кораблей, стремившихся потопить боевую единицу подобную Бисмарку, несмотря на численное превосходство. Однако, когда стало очевидно, что их враг не сможет достигнуть порта, «Родней», «Кинг Джордж V» и эсминцы были отозваны домой. Крейсерам было приказано добить «Бисмарк» торпедами. «Норфолк» использовал свои последние торпеды, подключившийся атаке «Дорсетшир» выпустил три 533-мм торпеды, которые поразили «Бисмарк» на короткой дистанции.

Верхняя палуба линейного корабля была почти полностью разрушена, но его машины всё ещё функционировали. Йоханес Ханс Зимерман (кочегар котельного отделения) рассказывает о забортной воде, подступавшей к линии подачи топлива к котлам, что заставило механиков уменьшать скорость до семи узлов, опасаясь взрыва. Был отдан приказ открыть кингстоны и покинуть корабль. Многие из команды прыгали за борт, но с нижних палуб только нескольким морякам удалось выбраться живыми. Капитан Линдеманн считался убитым со всеми офицерами после того, как мостик был поражен 16-дюймовым (406-миллиметровым) снарядом. Неясно также, он ли отдавал приказ покинуть судно или же нет. В то же время некоторые из спасшихся настаивали, что видели капитана живым, добровольно оставшимся со своим идущим ко дну кораблём.

«Бисмарк» ушёл под воду в 10:39 тем утром. Не зная его судьбы, Группа Запад - немецкая командная база - продолжала посылать сигналы на «Бисмарк» ещё несколько часов, пока агентство «Рейтер» не сообщило в новостях из Великобритании — "корабль потоплен". В Великобритании в Палате общин сообщили о потоплении «Бисмарка» тем же днем. Крейсер «Дорсетшир» и эсминец «Маори» остались, чтобы спасти оставшихся в живых, но из-за тревоги, сыгранной из-за появления немецкой субмарины, покинули место битвы, сумев спасти 110 моряков «Бисмарка» и бросив остатки команды в воде. Следующим утром U-74 и немецкое метеорологическое судно «Заксенвальд» (Sachsenwald) подобрали 5 оставшихся в живых. Всего из 2200 человек команды 1995 немецких моряков погибли.

После этого боя Джон Товей написал в своих мемуарах: «Бисмарк» дал самый героический бой при самых невозможных условиях, достойный старых дней Имперского немецкого Флота, и он ушёл под воду с поднятым флагом». Адмирал хотел сказать это публично, но Адмиралтейство возразило: «По политическим причинам важно, чтобы ничего из чувств, выраженных Вами, не было предано гласности, однако мы восхищаемся героической схваткой».

Действия немецких субмарин во время похода «Бисмарка»

Немецкие подводные лодки, ведущие в составе волчьих стай в Атлантическом океане охоту на конвои сил союзников, были оповещены о выходе в поход «Бисмарка» и «Принца Евгения».

24 мая в радиограмме подлодкам сообщалось о победе «Бисмарка» над «Худом» и рекомендовалось в будущем руководствоваться приказами, учитывающими операции «Бисмарка».

25 мая в нескольких сотнях миль от Бисмарка подводной лодкой U-557 был обнаружен и атакован крупный конвой.

26 мая лодка получила приказ передать свои координаты другим субмаринам для совместной атаки.

Утром 27 мая субмаринами был получен приказ:

Всем срочно. Подводным лодкам, сохранившим запас торпед, немедленно на максимальной скорости следовать к «Бисмарку» в сетку квадрата БЕ-29.

Приказание было получено с опозданием на 8 часов: подписано оно было в 21:15, 26 мая, когда многие лодки участвовали в атаке конвоя и скрывались под водой от эскортов, не имея возможности получить приказ. К тому же, в это время лодки оттянулись за конвоем на север от «Бисмарка». U-556 передала радиограмму о том, что «Бисмарк» ведёт безнадёжный бой. В 11:25 из штаба была получена радиограмма:

Бисмарк стал жертвой массированного огня противника. Всем находящимся поблизости подлодкам вести поиск спасшихся членов экипажа линкора.

Придя 29 мая, через два дня и семь часов после гибели корабля, в квадрат БЕ-65, U-557 обнаружила только множество плавающих обломков и толстый слой нефти на воде. После дня поисков лодка вернулась в район патрулирования [1].

Обсуждение

Последний бой «Бисмарка» показал, насколько трудно линейному кораблю потопить другой линейный корабль, даже при численном превосходстве. С другой стороны, решающее попадание в «Бисмарк» было произведено одной торпедой с небольшого самолета. Гибель «Бисмарка» явилась яркой иллюстрацией утраты линкорами главенствующего положения во флоте. Эта роль перешла к авианосцам.

Немецкое военно-морское командование вскоре отказалось от рейдерских действий надводного флота и сделало основную ставку на неограниченную подводную войну. Второй корабль класса «Бисмарк», линкор «Тирпиц», повреждённый британскими мини-подлодками и несколько лет простоявший в ремонтном доке, за всю войну не произвел ни одного залпа по неприятельским кораблям[2], однако британцы были вынуждены связать значительные морские и воздушные силы, на случай, если стоявший на базе в Норвегии линкор выйдет в море.

В 1960 году режиссёр Льюис Гильберт снял фильм «Потопить „Бисмарк“!».

«Бисмарк» и «Тирпиц» часто сравнивают с лайнерами «Титаник» и «Олимпик». «Бисмарк», как и «Титаник», погиб в своем первом дальнем плавании и приобрел легендарную известность, в то время как «Тирпиц» и «Олимпик» гораздо менее известны, хотя и прослужили намного дольше.

Место потопления

Бисмарк затонул в точке с примерными координатами 48.166667, -16.248°10′00″ с. ш. 16°12′00″ з. д. / 48.166667° с. ш. 16.2° з. д. (G), в 380 милях к юго-западу от ирландского города Корк. Место гибели было обнаружено 8 июня 1989 г. экспедицей Роберта Балларда, ранее нашедшего «Титаник», и по международным законам считается военным захоронением. Всего было шесть экспедиций к месту потопления. В 2002 г. Джеймс Камерон, режиссёр фильма «Титаник», используя подводные аппараты «Мир» российского научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш», провел съемки для документального фильма «Экспедиция „Бисмарк“».

Сноски и источники

Ссылки

на английском:

Литература

  • Ангелов С. Линейные корабли и авианосцы. М.: АСТ, 2003. Энцикл. военной техники. ISBN 5-17-001122-9.
  • Бунич И. Л., Линкоры фюрера: историческая хроника. М.: Яуза/Эксмо, 2004. ISBN 5-699-16221-6.
  • Дуршмидт, Эрик. Акула на воле // Победы, которых могло не быть: как слепой случай и глупость меняли историю. М.: АСТ, 2002. Военно-ист. б-ка. ISBN 5-17-016312-6.
  • Малов А. А., Патянин С. В. Линкоры «Бисмарк» и «Тирпиц». М.: Эксмо, 2006. ISBN 5-699-16242-9.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Бисмарк (линейный корабль) Википедия

«Бисмарк»
Bismarck

Линкор «Бисмарк», 1940 год
Служба
Германия Германия
Назван в честь Отто фон Бисмарк
Класс и тип судна Линейный корабль типа «Бисмарк»
Изготовитель Blohm & Voss, Гамбург
Строительство начато 1 июля 1936 года
Спущен на воду 14 февраля 1939 года
Введён в эксплуатацию 24 августа 1940 года
Выведен из состава флота 27 мая 1941 года
Статус потоплен
Эмблема
Основные характеристики
Водоизмещение 41 700 т стандартное;
50 900 т полностью снаряжённый
Длина 241,6 м по ватерлинии;
251 м общая
Ширина 36 м
Высота 15 м (от киля до верхней палубы на миделе)
Осадка 9,3 м стандартная;
10,2 м полностью снаряжённый
Бронирование главный пояс 320 мм, верхний пояс 145 мм, пояс в оконечностях 60/80 мм, главная палуба 80—110 мм, рулевое устройство 110—150 мм, башни ГК 180—360 мм, барбеты ГК 340 мм, башни СК 35—100 мм, боевая рубка 200—350 мм, противоторпедная переборка 45 мм
Двигатели 12 паровых котлов Wagner, 3 турбины Blohm & Voss
Мощность 150 170 л. с. (110 МВт)
Движитель 3 трёхлопастных винта диаметром 4,7 м
Скорость хода 30 узлов (55,56 км/ч)
Дальность плавания 9280 морских миль (17 200 км) на ходу 16 узлов (30 км/ч)
Экипаж 2200 офицеров и матросов
Вооружение
Артиллерия 8 × 380-мм SKC34 (4 × 2),
12 × 150-мм (6 × 2)
Зенитная артиллерия 16 × 105-мм (8 × 2),
16 × 37 мм (8 × 2),
20 × 20 мм (20×1)
Минно-торпедное вооружение не было установлено
Авиационная группа 4, одна двусторонняя катапульта
 Медиафайлы на Викискладе

ru-wiki.ru

Линейный корабль «Бисмарк». 100 великих кораблей

Линейный корабль «Бисмарк»

Линейный корабль «Бисмарк» («Bismarck») был заложен 1 июля 1936 г. на верфи «Бломм унд Фосс» в Гамбурге, спущен на воду 14 февраля 1939 г., а 24 августа 1940 г. на линкоре был поднят флаг и корабль вошел в строй военно-морского флота Германии (кригсмарине). Он имел следующие характеристики: стандартное водоизмещение – 41 700 т, полное – 50 900 т; длина наибольшая – 251 м, ширина – 36 м, осадка – 9,9 м. Мощность паротурбинной установки – 150 000 л.с., скорость – 30 узлов. Бронирование: пояс – 320—170 мм, верхний пояс – 145—120 мм, палубы – 50 + 80 мм, башни – до 360 мм, башни среднего калибра – до 100 мм, рубка – 350 мм. Вооружение: восемь 380 мм орудий в четырех линейно-возвышенных двухорудийных башнях, 12 150 мм орудий в шести башнях, 16 105 мм 16 37 мм и 12 20 мм зениток, четыре гидросамолета (для них имелись две катапульты). Экипаж состоял из 103 офицеров и 1962 старшин и матросов. Всего построено два однотипных корабля: «Бисмарк» и «Тирпиц».

Весной 1941 г. командование германского флота подготовило директиву по осуществлению рейдерских операций и определен состав выделяемых. В рамках операции «Рейнюбунг» новейший линкор «Бисмарк» (он заканчивал курс боевой подготовки на Балтике) и тяжелый крейсер «Принц Ойген» должны были выйти в Северную Атлантику; командующим соединением был назначен адмирал Гюнтер Лютьенс. План операции выглядел следующим образом: корабли, соблюдая все возможные меры предосторожности, следуют в Северное море проливом Большой Бельт, а затем Датским проливом в Северную Атлантику. Там корабли предполагалось атаковать конвои, следующие из Галифакса в Англию. Пополнение боезапаса и продовольствия планировалось в портах западного побережья Франции.

«Бисмарк»

Корабли покинули Готенхафен19 мая. В Каттегате они были замечены шведским крейсером «Готланд», a 21 мая во время стоянки в Коре-фьорде близ Бергена их обнаружила британская авиаразведка, и Флот метрополии вышел в море для перехвата рейдеров. 23 мая «Бисмарк» и «Принц Ойген» были обнаружены в Датском проливе британскими тяжелыми крейсерами «Саффолк» и «Норфолк».

Утром 24 мая у южного входа в Датский пролив германский отряд встретился с британским линейным крейсером «Худ» и линкором «Принс оф Уэллс». В 05: 53 английские корабли с дистанции 12—13 миль открыли огонь из носовых орудий. Немецкие корабли открыли огонь через две минуты и сосредоточили его на «Худе». Четвертый залп немецких кораблей поразил «Худ» в корму и вызвал пожар в средней части линейного крейсера. В 06: 01 пятый залп с дистанции 8 миль поразил «Худ» в район артиллерийских погребов между грот-мачтой и задней трубой. Сильный взрыв переломил корпус крейсера и «Худ» исчез в гигантском облаке черного дыма; с него спаслись только три человека. «Принс оф Уэлс» получил три попадания с «Принца Ойгена» и четыре – с «Бисмарка». Вышла из строя носовая четырехорудийная башня, был поврежден корпус, корабль принял 500 т воды. В 06: 09 британцы огонь прекратили, и «Принс оф Уэллс» отошел под прикрытием дымзавесы.

«Бисмарк» получил три попадания 356 мм снарядами, один из которых пробил носовые топливные цистерны в двух отсеках, через пробоину площадью 1,5 м2 в корпус поступило 1000 т воды. Попытка перекачать топливо из носовых цистерн закончилась неудачей, так как насосы находились в затопленных отсеках. Корабль шел с дифферентом на нос 3? и креном на левый борт 9?, из пробитой топливной цистерны вытекал мазут. После окончания боя Лютьенс отправил командованию радиограмму, в которой сообщал о потоплении линейного крейсера, предположительно «Худ», нанесении тяжелых повреждений линкору «Кинг Джордж V» или крейсеру «Ринанун», а также о том, что два британских тяжелых крейсера поддерживают с ним радиолокационный контакт. В 07:05 с «Бисмарка» последовало новое донесение, в котором сообщались координаты места потопления английского корабля, а также о том, что полученные повреждения вынуждают взять на порт Сен-Назер: там находился единственный док, способный вместить линкор.

Вечером того же дня «Бисмарк» атаковали девять торпедоносцев «Суордфиш» с авианосца «Викториес», однако единственное попадание пришлось в броневой пояс и не причинило повреждений. 25 мая германский отряд разделился, «Бисмарк» в одиночку направился в Брест. Британский флот на время потерял с ним контакт, восстановив его лишь утром 26 мая, когда слева по борту «Бисмарка» появилась летающая лодка-разведчик «Каталина». Вечером того же дня линкор атаковали 15 торпедоносцев «Суордфиш» с авианосца «Арк Роял». Цель поразили три торпеды – две попали в кормовую часть, повредив левый тоннель гребного вала и румпельное отделение. Рули «Бисмарка» заклинило в положении 12? на левый борт. Третье попадание пришлось в район кормовой надстройки с левого борта. Линкор начал описывать циркуляцию. С большим трудом правый руль удалось вывести в нейтральное положение, но левый так и остался заклиненным. Скорость корабля упала до 14 узлов. Несмотря на попытки управляться машинами, «Бисмарк» описал две полные циркуляции.

В ночь на 27 мая «Бисмарк» атаковали четыре британских и один польский эсминец, но неудачно. А утром начался решающий бой. Главную силу английского соединения составляли линейные корабли «Родней» (девять 406 мм орудий) и «Кинг Джордж V» (десять 356 мм орудий; флаг командующего Флотом метрополии адмирала Джона Тови). В 07:53 крейсер «Норфолк» сообщил об обнаружении противника на расстоянии 9 миль подходившему линкору «Родней»: «Бисмарк» шел на северо-запад со скоростью 7 узлов. В 8.30 англичане увидели немецкий линкор, а спустя 17 минут 406 мм орудия «Роднея» открыли огонь. Практически одновременно заговорили пушки линкора «Кинг Джордж V».

«Бисмарк» начал стрельбу в 08:49. Через пять минут в бой вступил «Норфолк», а спустя еще 10 минут – «Дорсетшир». Около 9 часов «Родней» добился удачного попадания в носовую часть «Бисмарка», уничтожив носовой пост управления огнем главного калибра. В 09:08 были заклинены носовые 38 см башни «Антон» и «Бруно» (башни «Бисмарка» имели имена собственные). Управление стрельбой пришлось перевести в кормовой пост управления огнем, но и он вскоре был уничтожен. Тогда кормовые башни перешли на стрельбу по данным своих дальномеров. Стремясь укорить развязку, «Родней» применил торпедное оружие (он имел 610 мм торпедные аппараты), но цель поразить не удалось. В 09:21 английские снаряды вывели из строя башню «Дора». Прошло 11 минут, и замолчала последняя башня главного калибра, «Цезарь». Адмирал Лютьенс со штабом погибли в разбитом главном командном пункте. Для англичан бой превратился в расстрел цели на малой дистанции.

В 10:00 был отдан приказ затопить корабль. «Бисмарк» имел крен на левый борт, надстройки разрушены, в нижних палубах бушевали пожары. Но корабль оставался на плаву, и в 10:22 крейсер «Дорсетшир» выпустил в «Бисмарк» две торпеды, а затем – еще одну. После ее попадания взорвался кормовой погреб боезапаса, и корма линкора стала оседать в воду. Корабль накренился на левый борт, перевернулся вверх килем и в 10:39 скрылся под водой в точке с координатами 48? 10? с.ш., 16? 12? з.д., в 300 милях от Бреста. Вместе с линкором погибли его командир – капитан цур зее Эрнст Линдеман и еще 2290 моряков. Из всего экипажа было спасено 115 человек.

В 1980 е гг. американский исследователь Роберт Баллард организовал экспедицию для поисков «Бисмарка». В мае 1989 г. судно «Стар Геркулес» со специальным оборудованием на борту вышло в море, и уже в начале июня удалось найти две башни линкора. 5 июня на глубине 4750 м был обнаружен корпус корабля, лежащий на ровном киле, погруженный в ил по ватерлинию. Башни, рубка, катапульты, ангары гидросамолетов отсутствуют. По результатам работы этой и последующих экспедиций были созданы два документальных фильма.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Бисмарк (линейный корабль) - это... Что такое Бисмарк (линейный корабль)?

«Бисмарк»
Bismarck
Линкор «Бисмарк», 1940 год
Основная информация
Тип Линкор
Государство флага Германия
Спущен на воду 14 февраля 1939
Современный статус Потоплен 27 мая 1941
Параметры
Тоннаж 41 700 т стандартное;

50 900 т полностью снаряженный

Длина 241,6 м по ватерлинии;

251 м общая

Ширина 36 м
Высота 15 м (От киля до верхней палубы на миделе)
Осадка 9,3 м стандартная;

10,2 м полностью снаряженный

Бронирование Главный пояс 320мм, верхний пояс 145мм, пояс в оконечностях (нос/корма) 60/80мм, главная палуба 80-110мм, рулевое устройство 110-150мм, башни ГК 180-360мм, барбеты ГК 340мм, башни СК 35-100мм, боевая рубка 200-350мм, противоторпедная переборка 45мм.
Технические данные
Силовая установка 12 паровых котлов Wagner

3 турбины Blohm & Voss 3 трехлопастных винта диаметром 4,7 м.

Мощность 150 170 л.с. (110 МВт)
Скорость 30 узлов
Автономность плавания 9280 морских миль (17 200 км) на скорости 16 узлов (30 км/ч)
Экипаж 2200 офицеров и матросов
Вооружение
Артиллерия 8 × 380 мм SKC34 (4×2)

12 × 150 мм (6×2) 16 × 105 мм (8×2) 16 × 37 мм (8×2) 20 × 20 мм (20×1)

Торпедно-минное вооружение {{{Торпедно-минное воору}}}
Авиация 4, одна двусторонняя катапульта

«Бисмарк» — линейный корабль германского военного флота, один из самых известных кораблей Второй мировой войны. Назван в честь первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка. Во время своего единственного похода в мае 1941 г. потопил в Датском проливе британский флагман, линейный крейсер «Худ» (англ. HMS Hood). Начавшаяся после этого охота британского флота за «Бисмарком» трое суток спустя закончилась его потоплением.

Строительство

Класс «Бисмарк» (позднее был построен ещё один корабль этого класса — линкор «Тирпиц») первоначально создавался как наследник «карманных линкоров» и в основном предназначался для ведения рейдерских операций против торговых кораблей. Так, объём топливного резерва «Бисмарка» скорее характерен для тихоокеанских линкоров, а показанная на испытаниях в Балтийском море скорость в 30,1 узлов была одним из лучших в мире значений для таких кораблей. После спуска на воду второго французского линкора класса «Дюнкерк» проект был изменен в сторону дальнейшего увеличения размеров. «Бисмарк» был первым после Первой мировой войны полноценным линкором германского флота: вооружение, включавшее восемь 380-мм пушек SKC-34 на четырёх башнях, позволяло ему на равных противостоять любому линейному кораблю. «Бисмарк» во время своей службы был крупнейшим линкором в мире, а класс «Бисмарк» остается третьим по величине (после японского «Ямато» и американского «Айова») классом линкоров за всю историю.

Киль «Бисмарка» был заложен на верфи фирмы Blohm & Voss в Гамбурге 1 июля 1936 года. Корабль сошёл со стапелей 14 февраля 1939 года, в день святого Валентина. При спуске на воду присутствовали канцлер Адольф Гитлер и внучка князя Бисмарка Доротея фон Левенфельд, по традиции «окрестившая» корабль бутылкой шампанского. 24 августа 1940 года линкор был сдан под командование капитану цур Зее (нем. Kapitän zur See) Эрнсту Линдеманну. Установка оборудования и испытания продолжались до весны 1941 года.

Боевая история

Прорыв в Атлантику

«Бисмарк» до морского боя, 24 мая 1941 года.

Операция «Рейнские учения» (нем. Rheinübung) предусматривала выход «Бисмарка» и тяжёлого крейсера «Принц Ойген» (нем. Prinz Eugen) в Атлантику через Датский пролив. Главной целью операции были торговые корабли на британских морских коммуникациях. Предполагалось, что «Бисмарк» будет оттягивать на себя корабли конвоя, чтобы дать «Принцу Ойгену» добраться до торговых кораблей. Назначенный командовать операцией адмирал Гюнтер Лютьенс просил командование отложить начало операции, чтобы к ней смогли присоединиться также проходивший испытания «Тирпиц» или стоявший в Бресте линкор «Шарнхорст». Главнокомандующий германским флотом гросс-адмирал Эрих Редер ответил отказом. 18 мая 1941 года «Бисмарк» и «Принц Ойген» вышли с базы кригсмарине в Готенхафене (ныне польский порт Гдыня).

20 мая «Бисмарк» был замечен со шведского авианесущего крейсера «Готланд», в тот же день об эскадре, включавшей два больших корабля, сообщили члены норвежского Сопротивления. 21 мая 1941 года британское Адмиралтейство получило от своего военного атташе в Швеции сообщение о том, что в проливе Каттегат были замечены два больших корабля. С 21 по 22 мая германское соединение вставало на стоянку во фьордах возле норвежского города Берген, где «Бисмарк» был перекрашен, а «Принц Ойген» перекрашен и дозаправлен. «Бисмарк», по неизвестным причинам, дозаправлен не был. Во время стоянки корабли были замечены и сфотографированы с самолёта-разведчика британских ВВС «Спитфайр». Теперь британская сторона идентифицировала «Бисмарк». На место стоянки были отправлены британские бомбардировщики, однако к тому времени германские корабли покинули место стоянки. «Бисмарк» и «Принц Ойген» незамеченными прошли Норвежское море и пересекли Северный полярный круг. Британцы искали их значительно южнее.

Командующий британским Хоум-флитом адмирал Джон Тови направил линейный крейсер «Худ» и линкор «Принц Уэльский» (HMS Prince of Wales) с эсминцами сопровождения к юго-западному побережью Исландии. Крейсер «Саффолк» (HMS Suffolk) должен был присоединиться к уже находящемуся в Датском проливе крейсеру «Норфолк» (HMS Norfolk). Лёгкие крейсера «Манчестер» (HMS Manchester), «Бирмингем» (HMS Birmingham) и «Аретуза» (HMS Arethusa) должны были патрулировать пролив между Исландией и Фарерскими островами. Ночью 22 мая сам адмирал во главе флотилии, состоявшей из линкора «Король Георг V» и авианосца «Викториес» с эскортом, вышел из базы британского флота в Скапа-Флоу на Оркнейских островах. Флотилия должна была дожидаться появления германских кораблей в водах к северо-западу от Шотландии, где к ней должен был присоединиться линейный крейсер «Рипалз» (HMS Repulse).


Вечером 23 мая в наполовину перекрытом льдом Датском проливе в густом тумане «Норфолк» и «Саффолк» вступили в визуальный контакт с германской флотилией. «Бисмарк» открыл огонь по «Норфолку». Британские корабли передали сообщение своему командованию и отступили в туман, продолжая следовать за противником по радарам на расстоянии 10-14 миль. После стрельбы на «Бисмарке» отказал носовой радар, поэтому Лютьенс приказал «Принцу Ойгену» двигаться впереди «Бисмарка».

Бой в Датском проливе

«Худ» и «Принц Уэльский» установили визуальный контакт с немецким соединением рано утром 24 мая. Британские корабли начали бой в 5:52 утра на расстоянии 22 км. Вице-адмирал Холланд, командовавший британской группой, приказал открыть огонь по первому кораблю, ошибочно считая его «Бисмарком». На «Принце Уэльском» поняли ошибку и открыли огонь по второму немецкому кораблю. Германская сторона некоторое время не отвечала: адмирал Лютьенс имел приказ не вступать в бой с военными кораблями противника, если они не входят в конвой. Однако после нескольких британских залпов капитан Линдеманн заявил, что не позволит безнаказанно стрелять по своему кораблю. «Принц Ойген» и «Бисмарк» открыли ответный огонь по «Худу». Холланд понял свою ошибку, но его приказ, по-видимому, не дошёл до управления огнём, так как «Худ» до конца продолжал стрелять по «Принцу Ойгену».

В 5:56 шестой залп «Принца Уэльского» принес попадание: снаряд пробил топливные цистерны, вызвав обильную утечку топлива и поступление воды в цистерны. «Бисмарк» стал оставлять нефтяной след. Минуту спустя «Худ» получил попадания от второго залпа «Принца Ойгена» и третьего залпа «Бисмарка», на корме и у миделя корабля начались пожары. «Бисмарк» получил попадание от девятого залпа «Принца Уэльского» ниже ватерлинии, а минуту спустя и третье. К 6:00 корабли находились на расстоянии 16-17 км. В это время на «Худе» раздался взрыв, по-видимому, вызванный попаданием пятого залпа «Бисмарка», корабль разорвало на две части, и он утонул за считанные минуты. Кроме трех человек, вся команда, состоящая из 1417 человек, погибла. Линкор «Принц Уэльский» продолжал бой, но очень неудачно: он был вынужден пойти на сближение до 14 км с двумя немецкими кораблями, чтобы избежать столкновения с тонущим «Худом». Линкор вышел из боя под дымовой завесой, получив семь попаданий.

Капитан Линдеманн предложил начать погоню и потопить «Принца Уэльского», однако адмирал Лютьенс принял решение продолжать поход. На «Бисмарке» был выведен из строя один из генераторов, в бойлерную № 2 с двумя котлами начала поступать вода, пробиты две топливные цистерны, имелся дифферент на нос и крен на правый борт. Лютьенс решил вести «Бисмарк» на ремонт во французский порт Сен-Назер, откуда после ремонта он мог беспрепятственно выйти на просторы Атлантики. Кроме того, позже к нему могли присоединиться «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Капитану «Принца Ойгена» было приказано продолжать атаки на британские конвои самостоятельно.

Погоня

«Норфолк», «Саффолк» и «Принц Уэльский» продолжали преследовать немцев, сообщая об их расположении. Гибель «Худа» была крайне болезненно воспринята в британском Адмиралтействе, для расследования её обстоятельств позже была учреждена специальная комиссия. Большая часть находившихся в Северной Атлантике британских военных кораблей была привлечена к охоте за «Бисмарком», включая корабли охранения многих конвоев. Так, находившимся к западу от Ирландии линкору «Родни» (HMS Rodney) и трём из четырёх эсминцев, сопровождавших превращённый в военный транспорт лайнер «Британник» (Britannic), утром 24 мая было приказано оставить конвой и присоединиться к соединению адмирала Тови. Дополнительно были задействованы ещё два линкора и два крейсера. Соединение «H», стоявшее в Гибралтаре, также было приведено в готовность на случай, если «Бисмарк» будет двигаться в их направлении.

24 мая в 18:14 «Бисмарк» в тумане развернулся прямо на своих преследователей. В коротком обмене залпами попаданий не было, однако британские корабли были вынуждены уклониться, и «Принц Ойген» успешно прервал контакт. «Принц Ойген» пришёл во французский Брест через 10 дней. В 21:32 Лютьенс сообщил командованию, что из-за нехватки топлива «Бисмарк» не может продолжать попытки стряхнуть преследователей и вынужден идти прямо в Сен-Назер.

Вечером 24 мая адмирал Тови приказал авианосцу «Викториес» сократить дистанцию, и в 22:10 с него стартовали 9 торпедоносцев «Суордфиш». Под сильным огнём они атаковали линкор и добились одного попадания по правому борту. Все самолеты к 02:30 вернулись на «Викториес», несмотря на плохую погоду, темноту, неопытность экипажей и поломку наводящего радиомаяка. Серьёзных повреждений нанесено не было, единственная точная торпеда попала в главный пояс брони. Экипаж «Бисмарка» потерял одного человека (первая потеря за время похода). Для защиты от налета были задействованы все зенитные орудия и даже крупнокалиберные пушки, «Бисмарк» увеличил скорость, выполнял маневры уклонения от торпед. В результате пластыри-паруса, заведенные на пробоину в носовой части, отошли, усилилась течь и дифферент на нос. Бойлерная № 2 была окончательно затоплена.

В ночь с 24 на 25 мая «Бисмарк», воспользовавшись тем, что его преследователи, по-видимому, опасаясь возможной атаки подводных лодок, начали совершать зигзаги, прервал контакт. В 4:01 25 мая «Саффолк» сообщил: «контакт с неприятелем потерян».

Обнаружение

Атлантический рейд «Бисмарка» и его перехват

Однако на «Бисмарке», по-видимому, продолжали принимать сигналы радара «Саффолка», и в 7:00 утра 25 мая Лютьенс сообщает командованию, что преследование продолжается, а в 9:12 передает ещё одну, весьма длинную, радиограмму. Вечером командование сообщает Лютьенсу, что британцы, по-видимому, его потеряли, и приказывает сообщить данные о своем положении и скорости, если это не так. Ответной радиограммы Лютьенс не посылает, но радиоперехват утренних сообщений позволяет британской стороне приблизительно определить местоположение «Бисмарка». Тем не менее Тови ошибочно заключил, что «Бисмарк» направляется к проливу между Исландией и Фарерскими островами, и его соединение начало движение на северо-восток.

В 10:10 26 мая американо-британский экипаж летающей лодки «Каталина» британского командования береговой авиации, вылетевшей на поиски с базы Лох-Эрне в Северной Ирландии, обнаружил «Бисмарк». Лютьенсу оставалось примерно 690 миль до Бреста (Франция), и вскоре он смог бы использовать для защиты своего корабля бомбардировщики люфтваффе.

Единственным британским соединением, способным замедлить «Бисмарк», было соединение «H» под командованием адмирала Соммервилля, которое вышло из Гибралтара, имея в своем составе авианосец «Арк Ройял» (HMS Ark Royal). В 14:50 с него к месту обнаружения вылетели торпедоносцы «Свордфиш». К тому времени в этом районе находился отделившийся от соединения для установления контакта с «Бисмарком» крейсер «Шеффилд», и не оповещенные об этом пилоты ошибочно начали торпедную атаку. К счастью для британцев, ни одна из 11 выпущенных торпед не попала в цель. Плохо показавшие себя в этой атаке магнитные детонаторы на торпедах было решено заменить на контактные.

К 17:40 «Шеффилд» установил контакт с «Бисмарком» и начал преследование. В 20:47 пятнадцать торпедоносцев с «Арк Ройял» начали вторую атаку на «Бисмарк» и добились двух (по другим источникам, трех) попаданий. Одно из них имело решающие последствия: пытаясь уклониться от торпеды, «Бисмарк» повернул влево, и торпеда вместо пояса брони по правому борту попала в кормовую часть, нанеся критическое повреждение рулевому механизму и заклинив рули. «Бисмарк» потерял возможность маневрировать и начал описывать циркуляции. Попытки восстановить управляемость успеха не принесли, и линкор стал двигаться на северо-запад. Около 21:45 «Бисмарк» открыл огонь по «Шеффилду», ранив 12 (по другим сведениям, 13) человек, а ночью вступил в бой с британским соединением, состоявшим из эсминцев «Казак» (HMS Cossack), «Сикх» (HMS Sikh), «Зулус» (HMS Zulu) и «Маори» (HMS Maori), вместе с переданным Великобританией польскому флоту эсминцем «Перун» (Piorun). Ни та, ни другая сторона не добилась прямых попаданий.

Потопление

27 мая в 08:00 утра, «Родней» и «Кинг Джордж V» подошли к «Бисмарку» на расстояние 21 морской мили (39 км). На тот момент видимость была только 10 морских миль (19 км) и волнение моря достигало 4-5 баллов. Ветер дул с северо-запада по силе равный 6-7 баллам. «Родней» держался курса на север так, чтобы вести огонь по «Бисмарку» с достаточной дистанции, в то время как «Кинг Джордж V» принял в сторону. Огонь был открыт в 08:47. «Бисмарк» ответил огнем, но его неспособность уклоняться и крен, негативно влияли на точность стрельбы. Низкая скорость (семь узлов) также сделала корабль легкой целью для тяжелых крейсеров «Норфолк» и «Дорсетшир», объединивших свою огневую мощь. В 09:02 8-дюймовый (200-миллиметровый) снаряд с «Норфолка» поразил главную орудийную башню. При этом был убит офицер Адальберт Шнейдер, награжденный Рыцарским Крестом в ранние часы того же самого утра за участие в потоплении «Худа». В 09:08 тяжелый снаряд с «Родней» поразил обе носовые башни «Бисмарка» Anton и Bruno, выведя из строя последнюю. Одновременно, другим попаданием разрушило передовой контрольный пункт, убив большинство высших офицеров. Кормовые башни корабля Caesar и Dora продолжали стрельбу на близкой дистанции. В 09:21 Dora была выбита. Команде Anton удалось произвести один последний залп в 09:27. В 09:31 Caesar дала свой последний залп и тогда же вышла из строя. Этот залп повредил «Родней», заклинив торпедные аппараты. Огонь Бисмарка в ходе всего сражения был сосредоточен на «Родней», возможно в надежде на достижение успеха, подобного достигнутому в противостоянии с «Худом». Когда адмирал Гернси наблюдал это, он заметил: «Слава Богу немцы стреляют по „Родней“».

После 44 минут боя тяжелые орудия Бисмарка смолкли. «Родней» подошёл на дальность прямого выстрела (приблизительно 3 км), в то время как «Кинг Джордж V» продолжал стрельбу с большего расстояния.

«Бисмарк» не спускал флага. Британцы не испытывали желания оставить Бисмарк в покое, но и тот не подавал признаков сдачи, несмотря на неравную борьбу. Запасы топлива и снарядов британской эскадры были невелики. Это создавало дополнительные трудности для линейных кораблей, стремившихся потопить боевую единицу подобную «Бисмарку», несмотря на численное превосходство. Однако, когда стало очевидно, что их враг не сможет достигнуть порта, «Родней», «Кинг Джордж V» и эсминцы были отозваны домой. Крейсерам было приказано добить «Бисмарк» торпедами. «Норфолк» использовал свои последние торпеды, подключившийся атаке «Дорсетшир» выпустил три 533-мм торпеды, которые поразили «Бисмарк» на короткой дистанции.

Верхняя палуба линейного корабля была почти полностью разрушена, но его машины всё ещё функционировали. Йоханес Ханс Зимерман (кочегар котельного отделения) рассказывает о забортной воде, подступавшей к линии подачи топлива к котлам, что заставило механиков уменьшать скорость до семи узлов, опасаясь взрыва. Был отдан приказ открыть кингстоны и покинуть корабль. Многие из команды прыгали за борт, но с нижних палуб только нескольким морякам удалось выбраться живыми. Капитан Линдеманн считался убитым со всеми офицерами после того, как мостик был поражен 16-дюймовым (406-миллиметровым) снарядом. Неясно также, он ли отдавал приказ покинуть судно или же нет. В то же время некоторые из спасшихся настаивали, что видели капитана живым, добровольно оставшимся со своим идущим ко дну кораблём.

«Бисмарк» ушёл под воду в 10:39 тем утром. Не зная его судьбы, Группа Запад — немецкая командная база — продолжала посылать сигналы на «Бисмарк» ещё несколько часов, пока агентство «Рейтер» не сообщило в новостях из Великобритании — «корабль потоплен». В Великобритании, в Палате общин, сообщили о потоплении «Бисмарка» в тот же день. Крейсер «Дорсетшир» и эсминец «Маори» остались, чтобы спасти оставшихся в живых, но из-за тревоги, сыгранной с появлением немецкой субмарины, покинули место битвы, сумев спасти 110 моряков «Бисмарка» и бросив остатки команды в воде. Следующим утром U-74 и немецкое метеорологическое судно «Заксенвальд» (нем. Sachsenwald) подобрали 5 оставшихся в живых. Всего из 2200 человек команды 1995 немецких моряков погибли.

После этого боя Джон Товей написал в своих мемуарах: «Бисмарк» дал самый героический бой при самых невозможных условиях, достойный старых дней Имперского немецкого Флота, и он ушёл под воду с поднятым флагом». Адмирал хотел сказать это публично, но Адмиралтейство возразило: «По политическим причинам важно, чтобы ничего из чувств, выраженных Вами, не было предано гласности, однако мы восхищаемся героической схваткой».

Действия немецких субмарин во время похода «Бисмарка»

Немецкие подводные лодки, ведущие в составе волчьих стай в Атлантическом океане охоту на конвои сил союзников, были оповещены о выходе в поход «Бисмарка» и «Принца Ойгена».

24 мая в радиограмме подлодкам сообщалось о победе «Бисмарка» над «Худом» и рекомендовалось в будущем руководствоваться приказами, учитывающими операции «Бисмарка».

25 мая в нескольких сотнях миль от Бисмарка подводной лодкой U-557 был обнаружен и атакован крупный конвой.

26 мая лодка получила приказ передать свои координаты другим субмаринам для совместной атаки.

Утром 27 мая субмаринами был получен приказ:

Всем срочно. Подводным лодкам, сохранившим запас торпед, немедленно на максимальной скорости следовать к «Бисмарку» в сетку квадрата БЕ-29.

Приказание было получено с опозданием на 8 часов: подписано оно было в 21:15, 26 мая, когда многие лодки участвовали в атаке конвоя и скрывались под водой от эскортов, не имея возможности получить приказ. К тому же, в это время лодки оттянулись за конвоем на север от «Бисмарка». U-556 передала радиограмму о том, что «Бисмарк» ведёт безнадёжный бой. В 11:25 из штаба была получена радиограмма:

Бисмарк стал жертвой массированного огня противника. Всем находящимся поблизости подлодкам вести поиск спасшихся членов экипажа линкора.

Придя 29 мая, через два дня и семь часов после гибели корабля, в квадрат БЕ-65, U-557 обнаружила только множество плавающих обломков и толстый слой нефти на воде. После дня поисков лодка вернулась в район патрулирования [1].

Обсуждение

Последний бой «Бисмарка» показал, насколько трудно линейному кораблю потопить другой линейный корабль, даже при численном превосходстве. С другой стороны, решающее попадание в «Бисмарк» было произведено одной торпедой с небольшого самолета. Гибель «Бисмарка» явилась яркой иллюстрацией утраты линкорами главенствующего положения во флоте. Эта роль перешла к авианосцам.

Немецкое военно-морское командование вскоре отказалось от рейдерских действий надводного флота и сделало основную ставку на неограниченную подводную войну. Второй корабль класса «Бисмарк», линкор «Тирпиц», повреждённый британскими мини-подлодками и несколько лет простоявший в ремонтном доке, за всю войну не произвел ни одного залпа по неприятельским кораблям[2], однако британцы были вынуждены сохранять значительные морские и воздушные силы, на случай, если стоявший на базе в Норвегии линкор выйдет в море.

В 1960 году режиссёр Льюис Гильберт снял фильм «Потопить „Бисмарк“!».

«Бисмарк» и «Тирпиц» часто сравнивают с лайнерами «Титаник» и «Олимпик». «Бисмарк», как и «Титаник», погиб в своем первом дальнем плавании и приобрел легендарную известность, в то время как «Тирпиц» и «Олимпик» гораздо менее известны, хотя и прослужили намного дольше.

Место потопления

Бисмарк затонул в точке с примерными координатами 48.166667, -16.248°10′00″ с. ш. 16°12′00″ з. д. / 48.166667° с. ш. 16.2° з. д. (G), в 380 милях к юго-западу от ирландского города Корк. Место гибели было обнаружено 8 июня 1989 года экспедицей Роберта Балларда, ранее нашедшего «Титаник», и по международным законам считается военным захоронением. Всего было шесть экспедиций к месту потопления. В 2002 году Джеймс Камерон, режиссёр фильма «Титаник», используя подводные аппараты «Мир» российского научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш», провел съёмки для документального фильма «Экспедиция „Бисмарк“».

Сноски и источники

Ссылки

на английском:

Литература

  • B.B.Schofield. Der Untergang der BISMARK. 2.Aufgabe . Motorbuch Verlag Stuttgart. 1978 ISBN 3-87943-418-2
  • Ангелов С. Линейные корабли и авианосцы. М.: АСТ, 2003. Энцикл. военной техники. ISBN 5-17-001122-9.
  • Бунич И. Л., Линкоры фюрера: историческая хроника. М.: Яуза/Эксмо, 2004. ISBN 5-699-16221-6.
  • Дуршмидт, Эрик. Акула на воле // Победы, которых могло не быть: как слепой случай и глупость меняли историю. М.: АСТ, 2002. Военно-ист. б-ка. ISBN 5-17-016312-6.
  • Малов А. А., Патянин С. В. Линкоры «Бисмарк» и «Тирпиц». М.: Эксмо, 2006. ISBN 5-699-16242-9.

dic.academic.ru

Технические характеристики линкора «БИСМАРК» - описание и фото линейного корабля Бисмарк

Как и большинство кораблей 1930-х годов, «Бисмарк» значительно превышал ограничения международных соглашений. Его приняли на вооружение в августе 1940 года, и после доработок на Балтике корабль пытался прорваться в Атлантику в мае 1940 года. После потопления британского линкора «Худ» за «Бисмарком»организовали охоту, закончившуюся его потоплением бомбардировщиками Королевских ВВС «Ланкастерами».

Однотипный с «Бисмарком», но довооруженный торпедными аппаратами, «Тирпиц» имел заурядную боевую карьеру. Он был потоплен бомбардировщиками Королевских ВВС «Ланкастер».

 

Основное вооружение

381-мм орудия «Бисмарка» аналогичны современным им французским и итальянским конструкциям. Однако немецкие бронебойные снаряды были худшего качества.

Конструкция

Внутреннее устройство «Бисмарка» повторяло имперские разработки других современных кораблей, повторенных на нем в значительно больших размерах. В результате его броневая защита не была такой сложной, как на современных ему британских или американских кораблях.

Управление огнем

Немецкая система управление огнем отличалась совершенством. Во время боя с линкором «Худ» оба противника — Бисмарк и сопровождавший его тяжелый крейсер «Принц Ойген» — попали в британский корабль в начале сражения. «Худ» вскоре после этого взорвался.

 

Орудийная башня

Предназначенная защищать от снарядов, но орудийная башня фактически пробивалась 203-мм снарядами британских тяжелых крейсеров.

Окраска

Первоначально окрашенный шаровой краской, «Бисмарк» ходил в таком виде только на операционных вылазках, забавляя ослепительно-ярким цветовым решением, которое смягчили перед неудачными попытками вырваться в Атлантику.

Ширина

Большая ширина корпуса «Бисмарка» означала, что корабль был очень устойчив в любую погоду. В соединении с прекрасной немецкой оптической системой управления огнем это делало «Бисмарк» очень хорошей платформой для орудий.

Технические характеристики линкора «БИСМАРК»

Водоизмещение: Номинальное 35 000 т., но в действительности 41 600 т. нормальное и 50 150 т. максимальное.

Размеры: Полная длина 251 м; длина по  ватерлинии 241,5 м; ширина 36 м; средняя осадка 9,3 м.

Турбина — «Блом унд Фосс» мощностью 103 000 кВт (138000Л.С.).

Скорость: 29 узлов (53 км/ч).

Толщина брони: Основной броневой пояс 320 палуба 50-120 мм, башни главного калибра.

Вооружение: Восемь 381-мм орудий К34 в четырех двухорудийных башнях; 12 152-мм пушек К28 калибра в шести двухорудийных башнях; 16 105-мм зенитных пушек К30 в восьми двухорудийных башнях; 12-20-мм зенитных автоматов К30.

Самолеты: корабль способен нести до пяти, но обычно нес два гидросамолета «Арадо» Аr-196 для разведки, подсветки и целеуказания корабельной артиллерии/

Команда: от 2100 до 2200 офицеров и матросов

kriegs.ru

Бисмарк (корабль)

Бисмарк ( нем. Bismarck ) - линкор немецких военно-морских сил Третьего Рейха, один из найпотужнижих и известных военных кораблей Второй мировой войны. Первый корабль класса Бисмарк, названный в честь немецкого канцлера Отто фон Бисмарка. Построен на верфи Блом & Фосс в феврале 1939 г. Стал известным благодаря потопления гордости тогдашнего британского флота - линкора Худ в Датской проливе в мае 1941 г. По персональным приказом Уинстона Черчилля, был потоплен 27 мая 1941 г. в Атлантическом океане.


1. Предыстория

1.1. Название

Линкор "Бисмарк" был четвертым военным кораблем названным в честь первого канцлера объединенной Германии Отто фон Бисмарка. Первый, корвет "Бисмарк", был построен в 1877 г., служил преимущественно в южном полушарии. В 1891 г. корабль был выведен из службы. На смену ему построили 1 апреля 1896 крейсер "Бисмарк", местом службы, которого стала к 1910 г. южная Азия. Перед началом Первой мировой войны он был откомандирован в г. Киль и использовался как корабль прибрежной охраны. В 1920 г. крейсер был выведен из службы - ему на смену в 1915 г. уже начали строить крейсер "Князь Бисмарк" ( нем. Frst Bismarck ), Класса Макени. Однако, в связи с поражением в Первой мировой войне и неблагоприятными условиями мира для Германии, корабль не был достроен и 17 ноября 1918 недостроенный крейсер разобрали на металлолом. Также существовало несколько других не военных судов названных в честь Отто фон Бисмарка. [1]


1.2. Концепция дизайна

Концепция конструкции линейных кораблей класса Бисмарк берет свое начало с проектированием бронированных линкоров класса Дойчлянд в начале 20-х годов, которые имели кодовые названия А, В и С. После поражения в Первой мировой войне за Версальским мирным договором на Германию были положены ограничения количества и тоннажа военных кораблей, которые она имела право построить. Германии и Великобритании удалось договориться о снятии ограничений только в июне 1935 г., когда было подписано Англо-немецкий морской договор. По этому договору Германии было разрешено строить Военно-морской флот в объеме не более 35% ВМС Великобритании и корабли Водоизмещение не более 35 000 тонн. Это позволило Германии спроектировать и подписать контракт на строительство 16 ноября 1935 линкора под кодовым названием F, который позже стал "Бисмарком" и линкора G, позже названный "Тирпиц". На самом деле эти два корабля были несколько совершенными конструкциями кораблей Е и D, которые были спроектированы еще раньше, имели значительно большую Водоизмещение и крепче вооружения. Их проектирование началось в 1934 г. и уже тогда их конструкции предусматривали нарушение существующих ограничений тоннажности. Хотя официально Водоизмещение указывалась 35 000 тонн, в полном вооружении и с бронированным покрытием каждый обоих кораблей было в действительности более 50 000 тонн.


2. Технические характеристики

Киль "Бисмарка" был заложен на верфи "Блом & Фосс" 1 июля 1936 г. Основной задачей "Бисмарка" предусматривалась борьба против коммерческих кораблей Англии в северном Атлантическом океане. Для выполнения этой задачи, корабль имел характеристики, которые позволили бы ему противостоять британскому флоту - одному из самых мощных в мире. В первую очередь рассматривалась возможность увеличения бронированного покрытие линкора и установление высшего калибра артиллерии. В отличие от других кораблей, "Бисмарк" был также помимо бронированного покрытия корпуса, трюм разделен на 22 водонепроницаемых отсеков. Более 70% корпуса над ватерлинией были защищены броней толщиной от 100 до 320 мм. В частности 40% веса линкора приходилось именно на массивную броню. В частности, предполагалось, что броня могла выдержать прямое попадание снаряда 380 мм на расстоянии 20-30 км., или взрыв торпеды с зарядом весом 250 кг.

Внутри от киля до мачты устроили 17 палуб и установили 4 двогарматни башни.

В мае 1935 был решен вопрос силовой установки - на корабль установили паротурбинные двигатели, которые предоставляли проектную скорость около 30 узлов и дальность автономного плавания около 8000 миль. Корабль также имел широкую корму для стабильности при стрельбе и большие запасы топлива, что позволяло ему делать рейды на большие расстояния.


3. Спуск на воду и испытания

После спуска

По приказу Гитлера строительство корабля должно быть ускорено. В сентябре 1938 г. была закончена верхняя палуба и в феврале 1939 г. основные работы на корпусе были закончены. Спуск на воду состоялся 14 февраля 1939 в торжественной обстановке. На церемонии кроме Гитлера и других руководителей рейха присутствовала и внучка Отто фон Бисмарка Доротея фон Льовенфельд, которая разбила на счастье бутылку шампанского о борт корабля. Во время спуска произошло непредвиденное столкновение Бисмарка с пассажирским судном Фатерлянд. От этого в корпусе корабля появилась вмятина, однако других серьезных повреждений не было. После спуска судну еще нужно было несколько месяцев для оснастки и установки вооружения. 24 августа 1940 г. линкор был сдан в эксплуатацию.

Капитаном корабля был назначен капитан первого ранга Эрнст Линдеман.


4. Сноски

Источники

nado.znate.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о