Гибель линкора «Бисмарк»
Операция «Рейнские учения» предусматривала выход линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» в Атлантический океан через Датский пролив. Главной целью операции был выход на морские коммуникации британского торгового флота. Предполагалось, что «Бисмарк» будет связывать боем эскорт конвоев, в то время как «Принц Ойген» будет топить торговые суда. Командиром операции был назначен адмирал Гюнтер Лютьенс, который просил командование отложить начало похода, для того чтобы к нему смог присоединиться проходящий испытания «Тирпиц» или ремонтирующийся в порту Бреста «карманный линкор» Шарнхорст. Однако главнокомандующий кригсмарине адмирал Эрих Редер не поддержал Лютьенса и 18 мая 1941 года «Принц Ойген» и «Бисмарк» вышли в море.20 мая немецкие корабли были замечены с нейтрального шведского крейсера «Готланд», в этот же день об эскадре из двух крупных боевых кораблей сообщили представители норвежского сопротивления. 21 мая Великобритания получила от своего военного атташе при посольстве Швеции сообщение об обнаружении в проливе Каттегат двух больших немецких судов. С 21 по 22 мая корабли встали на стоянку во фьордах недалеко от норвежского Бергена, где были перекрашены, а «Принц Ойген» был дозаправлен. «Бисмарк» по неизвестным причинам не заправлялся. Пока корабли были на стоянке, их удалось сфотографировать самолету-разведчику ВВС Англии. Теперь английские адмиралы точно идентифицировали Бисмарк.
Линкор «Бисмарк» и тяжелый крейсер «Принц Ойген»
Вечером 23 мая в Датском проливе в условиях густого тумана крейсера «Саффолк» и «Норфолк» вступили в визуальный контакт с немецкими судами. «Бисмарк» вынужден был открыть огонь по «Норфолку», после чего английские корабли отступили в туман и передали своему командованию местоположение противника, продолжая идти за «Бисмарком» по радарам на расстоянии 10-14 миль.
Бой в Датском проливе
Флагман английского флота «Худ» и линкор «Принц Уэльский» установили визуальный контакт с немецкими судами ранним утром 24 мая и в 5:52 утра начали бой, находясь на расстоянии более 20 км. Вице-адмирал Холланд, командовавший соединением, приказал открыть огонь по первому кораблю, приняв его за «Бисмарк». На «Принце Уэльском» быстро разобрались в ошибке и перенесли огонь на второй корабль. Вскоре это понял и сам Холланд, но видимо его приказ так и не дошел до центра управления огнем, так как «Худ» до самого конца продолжал обстреливать «Принца Ойгена».
В 5:56 шестой залп с «Принца Уэльского» попал в «Бисмарк», снаряды повредили топливные цистерны и вызвали утечку топлива и заполнение их водой, корабль стал оставлять нефтяной шельф. Минуту спустя «Худ» получил попадания от третьего залпа «Бисмарка» и второго залпа «Принца Ойгена на корабле начались пожары. В это время «Бисмарк» получил еще два попадания с «Принца Уэльского» ниже ватерлинии. К 6:00 часам корабли сблизились до 16 км., в это время «Худ» накрыл пятый залп с немецкого линкора, раздался страшной силы взрыв и гордость английского флота, разломившись пополам, за считанные минуты ушел на дно. Из всего экипажа 1417 человек спасти удалось лишь троих.
Линкор «Принц Уэльский» вынужден был продолжать бой в одиночку и он развивался для него крайне неудачно. Корабль вынужден был идти на сближение с немецкими судами до дистанции в 14 км., избегая столкновения с остатками «Худа». После получения семи попаданий, которые вывели из строя одну из башен главного калибра, линкор вышел из боя, прикрывшись дымовой завесой.
Капитан «Бисмарка» Линдеманн предлагал продолжать погоню и потопить подбитый линкор, но адмирал Лютьенс приказал продолжать поход. На «Бисмарке» в результате боя вышел из строя один генератор, в бойлерную №2 с двумя котлами начала поступать забортная вода, были пробиты две топливных цистерны, корабль шел с дифферентом на нос и креном на правый борт. Адмирал Лютьенс принял решение прорываться во французский порт Сен-Назер для ремонта, после которого линкор смог бы беспрепятственно выйти на коммуникации Атлантики.
«Бисмарк» ведет огонь по линкору «Принц Уэлский»
Преследование
Крейсера «Саффолк» и «Норфолк» а также поврежденный линкор «Принц Уэльский» продолжили преследование немцев, передавая их местоположение. Гибель флагмана флота линейного крейсера «Худ» произвела на английских адмиралов очень тягостное впечатление, позднее для расследования обстоятельств гибели «Худа» была даже создана специальная комиссия. Теперь большая часть находившихся в северной Атлантике военных судов подключалась к охоте за «Бисмарком». Для преследования линкора были привлечены корабли охранения многих военных конвоев. Так для данной операции был задействован линкор «Родни» и три из четырех эсминцев, которые сопровождали превращенный в военный транспорт бывший пассажирский лайнер «Британик». Дополнительно для операции привлекли еще 2 линкора и 2 крейсера. Соединение флота «H» размещенное в Гибралтаре было приведено в боевую готовность, на случай если «Бисмарк» пойдет в их направлении.
Около 18 часов 24 мая «Бисмарк» неожиданно развернулся в тумане и пошел на своих преследователей. После короткого боя корабли не добились попаданий друг в друга, но британские суда вынуждены были скрыться, в это время «Принц Ойген» успешно прервал контакт с ними и достиг французского порта Брест через 10 дней. Полдесятого Льютенс доложил командованию, что «Бисмарк», испытывая нехватку топлива, прекращает попытки стряхнуть преследователей и движется в Сен-Назар напрямую.
Вечером того же дня адмирал Тови приказывает авианосцу «Викториес» сблизиться с линкором, а уже в 22:10 с него взлетели 9 торпедоносцев «Свордфиш», которые под сильным огнем зенитной артиллерии атаковали линкор и добились одного попадания с правого борта. При этом корабль не получил серьезных повреждений, так как торпеда попала в главный броневой пояс. В этом инциденте экипаж корабля потерял одного матроса (первая потеря с начала похода). Ночью «Бисмарк» сумел оторваться от преследователей, воспользовавшись тем, что те, опасаясь атак подводных лодок, начали выполнять противолодочные маневры.
Обнаружение
Вновь обнаружить корабль удалось лишь в 10:10 26 мая, когда американо-британский экипаж летающей лодки «Католина» вылетевший с базы Лох-Эрне в Северной Ирландии смог обнаружить линкор. К этому времени Лютьенсу оставалось еще 690 миль до Бреста, вскоре он уже мог вызвать на защиту судна бомбардировочную авиацию люфтваффе.
В этот момент единственным английским соединением, которое смогло бы замедлить «Бисмарк» стало соединение «H», которым командовал адмирал Соммервилль, оно вышло на перехват из Гибралтара, имея в составе авианосец «Арк Ройаль». В 14:50 с его палубы к месту обнаружения линкора вылетели торпедоносцы «Свордфиш», к этому моменту в данном районе находился отделившийся от основных сил крейсер «Шеффилд», который пытался установить контакт с «Бисмарком». Нечего не знающие об этом пилоты приняли его за немца и провели торпедную атаку, на их счастье ни одна из 11 выпущенных торпед не смогла поразить цель.
В 17:40 «Шеффилд» обнаружил «Бисмарк» и начал его преследование, повторный налет 15 торпедоносцев в 20:47 принес свои плоды, английские летчики добились двух или трех попадании в линкор, при этом одно из них стало решающим, торпеда попала в кормовую часть судна и повредила рулевые механизмы. «Бисмарк» потерял возможность маневрировать и стал описывать циркуляции, попытки команды восстановить управляемость судна не принесли успеха.
Последний бой линкора
Потопление
27 мая в 8:47 утра с дистанции в 22 км. «Бисмарк» был атакован кораблями из соединения адмирала Тови, линкоры «Король Георг V» и «Родни» а затем и крейсера «Дорсетшир» и «Норфолк» начали обстрел судна. Линкор огрызался в ответ. Однако англичане достаточно быстро добились попаданий в «Бисмарк» за полчаса он получил повреждения орудийных башен главного калибра, многие надстройки, включая посты управления огнем, были разрушены и горели, корабль получил сильный крен. В 9:31 смолкла последняя четвертая орудийная башня крейсера, после этого по рассказам выживших членов команды капитан судна Эрнст Линдеман отдал приказ о затоплении корабля. «Бисмарк» до конца не спускал боевой флаг, что позволило «Родни» подойти на расстояние в 2-4 км. и в упор расстреливать беззащитный корабль. Однако топливо на британских судах подходило к концу, поняв, что «Бисмарк» уже не доберется до Бреста, адмирал Тови принимает решение вернуться на базу. Крейсер «Дорсетшир» в период с 10:20 до 10:36 выпускает по немецкому линкору 3 торпеды, каждая из которых попадает в цель. В 10:39 «Бисмарк» завалился на борт и затонул, спастись удалось лишь чуть более 110 членам экипажа, более 2100 человек разделили участь погибшего судна.
история гибели корабля, кто потопил, немецкий крейсер, технические характеристики (ТТХ), размеры
Во время Второй мировой войны германский военно-морской флот должен был обеспечить превосходство стран Оси на морских просторах Атлантики. Это было жизненно необходимо сначала для покорения Британии, а затем, для того, чтобы помешать снабжению СССР по программе ленд-лиза.
Однако в самом начале войны немцы понесли одну из самых болезненных утрат, превративших оставшиеся на плаву корабли в драгоценные фарфоровые статуэтки. Линкор «Бисмарк», погибший в бою с англичанами, внушил кригсмарине и, в первую очередь, самому фюреру опасность выходов в море. «Бесноватый» с удивлением узнал, что там его любимые игрушки могут потопить.
Создание линкора
Согласно условиям Версальских соглашений, поставивших точку в Первой Мировой войне, Германия не имела права создавать военные корабли водоизмещением свыше 35 тысяч тонн. До 1933 года это мало кого интересовало, так как у населения не было выбора «пушки или масло», потому что не было ни того ни другого. Все изменил приход Гитлера к власти.
Пообещав вновь сделать Германию великой, фюрер с рвением бросился осуществлять замыслы. Одним из важнейших аспектов было создание военно-морского флота, способного бросить вызов, в ту пору еще мощным кораблям Его Королевского Величества британского монарха.
Находившиеся на вооружении линкоры типа «Дойчланд» вызывали сардонические ухмылки на лицах британцев, так как и вооружением, и водоизмещением они даже близко не стояли с «Ройял Неви». Собственно, британцы окрестили эти корабли «карманными линкорами», и не воспринимали всерьез.
Был разработан план Z, согласно которому к 1948 году немецкий флот должен был стать самым сильным в мире. К этому времени должны были быть готовы восемь линейных кораблей типа «Бисмарк», четыре авианосца, около пяти тяжелых крейсеров и несколько сотен миноносцев и эсминцев.
Флагманами флота должны были стать первенцы новорожденного рейха, корабли «Бисмарк» и «Тирпиц».
1 июля 1936 года на верфи Blohm&Voss, расположенной в Гамбурге, был заложен линейный корабль Бисмарк. Во время строительства французы, в отличие от англичан серьезней относившиеся к немецким карманным линкорам, спустили линкор «Страсбург» и модернизировали «Дюнкерк», поэтому Гитлер потребовал увеличить размеры, чтобы обогнать заклятых врагов.
14 февраля 1939 фюрер получил гигантскую стальную «валентинку». На спуске корабля, получившего имя канцлера Бисмарка, «железом и кровью» сковавшего Германию в XIX веке присутствовали все важнейшие чины рейха. Была и внучка канцлера, Доротея фон Левенфельд. Именно она стала крестной линкору, разбив о его борт бутылку шампанского.
Еще примерно два года проходили испытания и доводка линкора до его максимальных характеристик, и только к весне 1941 года корабль мог выйти на боевую операцию.
Конструкция «Бисмарка»
Немецкие инженеры, разрабатывавшие судно, решили сделать его максимально бронированным. На 70 % площади поверхности стальные листы покрывали корпус корабля. Уязвимые места закрывались толстой сталью марки Schiffbaustahi 52 (St. 52).
В местах со сложной конфигурацией использовались более мягкая сталь марки St.45 и судостроительная мягкая сталь N-52.КМ.
Самые важные участки брони скреплялись заклепками, в остальных случаях использовалась сварка. Корпус делился на семь палуб. Три из них были сплошными, остальные четыре представляли собой по сути площадки под бронепалубой. В среднем расстояние между палубами равнялось 2,40 м.
В длину линкор «Бисмарк» имел 251 м в подводной части и 241,6 м по ватерлинии. Ширина корпуса составляла 36 м, а в высоту корабль был 15 метровый. Любители моделирования могут поискать модель от компании Звезда в масштабе 1:400 и 1:1200. Большего масштаба выпустить громадный корабль смельчаков пока не нашлось.
Новый корабль должен был получить мощное бронирование, способное защитить от тяжелой артиллерии противника. Цементированную броню, использовавшуюся для линкора, произвела фирма Круппа. Специальный сорт брони имел название Wotan, в честь древнегерманского бога войны, отождествляемого с Одином. Толщина броневого листа варьировалась в разных частях судна, и составляла:
- 356 мм, цитадель борта;
- 150 мм, нос и корма по борту;
- 50 мм палубная броня;
- 100 мм главная броневая палуба;
- 350 мм барбеты главного калибра;
- 150 мм барбеты среднего калибра;
- 400 мм боевая рубка.
Общий вес бронирования составлял почти 19 тыс. тонн, и на момент создания это был самый бронированный корабль в мире, за исключением японского «Ямато», но японец был большего размера.
Силовая установка представлена 12 котлами конструкции Вагнера, с тремя турбозубчатыми агрегатами фирмы-изготовителя корабля.
Суммарно установки выдавали 138 тыс. л.с., что позволяло развить скорость в 30 узлов. Три трехлопастных винта приводили махину корабля в движение, изготовлены они были из особого бронзово-марганцевого сплава.
Топливные цистерны вмещали 7900 м³ мазута, что обеспечивало дальность похода без дозаправки в 8410 морских миль при 15 узлах или 3740 морских миль на 30 узлах.
Всего в штате корабля было 1962 матросов и старшин и 103 офицера, то есть 2065 человек. Они были разделены на дюжину команд от 122 до 18 в каждой, каждая обслуживала свой сектор на корабле, на российском флоте это называется БЧ (боевая часть):
- I-IV команды артиллеристы главного и среднего калибра;
- V-VI команды обслуживали пороховые погреба и подающие устройства, а так же зенитную артиллерию на корабле;
- VII команда «боцманская», палубные матросы, плотники, маляры, а так же писаря, портные и команда судовых коков;
- VIII команда следила за механизмами артиллерийских систем;
- IX команда радисты, акустики, радиолокация, а так же сигнальщики и рулевые;
- X-XII команда ГЭУ (главная энергоустановка) и все энергосистемы.
В среднем матросам «Бисмарка» было по 22 года. Перед последним выходом в море на борт взошли 65 штабистов адмирала Лютьенса, отвечавшего за операцию, и примерно столько же курсантов, отправившихся на веселую практику, а так же некоторое число рабочих, «недопиливших» линкор в срок и отправленных доделывать работу прямо в боевом походе.
Всего в походе мая 1941 года участвовало 2221 человек и 1 судовой кот.
Для питания экипажа на корабле было организовано четыре камбуза – два матросских, и по одному для унтеров и офицеров. Матросы принимали пищу на носу и на корме, на броневой палубе, там же, за загородкой кормили унтеров. Их благородия офицеры кригсмарине изволили откушивать в настройках, там же была организована кают-компания.
Интересно, что в последний поход на борт поднялись тысяча 50-литровых бочек с пивом. Однако экипажу оно было положено только после оплаты, по 30 пфеннигов за кружку 0,5 литра. Вслед за пивом на борт отправились 500 свиных и 300 говяжьих туш, но большая часть этого досталась рыбе Атлантики.
Вооружение корабля
Немцы справедливо решили, что их корабль должен топить любого, бросившего вызов «Бисмарку». Для обеспечения этого были установлены 4 башни, в каждой из которых помещалось по два 380-мм орудия SK/C34. Каждая башня имела собственное имя, Anton, Bruno, Cesar и Dora, наименование начиналось с носа.
Примечательно, что пушки считались скорострельными, цикл стрельбы составлял всего 26 секунд.
Вспомогательный калибр был представлен дюжиной 150-мм орудий. Они так же располагались в барбетах попарно. Установлены барбеты были в средней части судна, и вместо имен собственных имели номера, начинавшиеся от носа.
Из-за близкого расположения к настройкам углы были недостаточны для полноценной стрельбы в своих секторах, однако это не было трагедией для инженеров, ведь все должны были решить орудия главного калибра.
Зенитки на корабле были разного калибра и разного назначения. Самыми серьезными в этом классе орудиями были 105-мм SKC/33. 12 стволов устанавливались в несколько этапов, конструкции менялись в зависимости от новых скоростей стремительно развивавшейся авиации. 105-мм зенитки ставились так же по две в башню. Средний класс представляли спаренные 37-мм орудия SK.C/30, общим числом 16, в 8 турелях.
Скорострельность этих орудий в теории 80 выстрелов в минуту, но практически редкий расчет делал больше 30 выстрелов. Объяснялось это ручной зарядкой обойм со снарядами. По традиции, именно эти установки не имели брони вообще. Никак не были защищены и операторы тяжелых зенитных пулеметов MG.C/30 калибром 20-мм.
Их так же было 12, и у этих пулеметов также были проблемы с теоретической и практической скорострельностью. На этот раз дело было в магазинах более удобной формы, но менее вместительных. Также в Данциге на «Бисмарк» были поставлены счетверенные MG.C/38, дававшие большую плотность огня за счет стрельбы из четырех стволов.
Уже в 1930-е годы немецкое руководство пронимало важность авиации на флоте, однако у нового линкора это вооружение обеспечивало скорее разведку, нежели штурмовку кораблей противника.
На «Бисмарке» имелось 4 гидросамолета, в случае необходимости могли добавить еще 2. Хранились они в сложенном состоянии в районе грота и трубы. Интересна система использования авиации.
Для запуска требовался необычайно смелый летчик и телескопическая катапульта. В катапульту устанавливали самолет, в самолет пилота, и запускали в свободный полет.
Когда пилот решал возвратиться на корабль, он сажал гидроплан у борта «Бисмарка», после чего его забирали на борт. Пока пилот сушился в кают-кампании, его AradoAr 196 складывали до следующего раза. Неудивительно, что в своем походе «Бисмарк» не очень активно использовал свою авиацию.
Поход в Вальхаллу
На май 1941 года немецкий штаб флота запланировал серьезную операцию, призванную нарушить снабжение Британских островов и до смерти напугать англичан возросшей мощью германского флота. Расчет ставился на факте, что «Бисмарк» был сильнее любого британского корабля один на один, но несколько кораблей могли разделать его под орех.
18 мая «Бисмарк» и сопровождавший его крейсер «Принц Ойген» вышли из Данцига и взяли курс на Норвегию.
По плану, в случае обнаружения флота или каравана, линкор должен вступить в бой и разделаться с вооруженными судами, а тяжелый крейсер потопить торговцев. Дойдя до норвежского Бергена, корабли встали на отдых. «Принц» начал принимать дополнительное горючее.
По неясным причинам «Бисмарк» не грузил ничего, что впоследствии окажется серьезной ошибкой. Пока оба корабля мирно стояли в Норвегии, британское адмиралтейство было поднято на уши сообщением о выходе в море сильнейшей немецкой флотской группы.
Об этом сообщали самолеты-разведчики, эти же данные доставили норвежские партизаны из Сопротивления. К моменту выхода из фьорда к немецкой группе стремились несколько соединений кораблей, в том числе английский флагман «Худ».
Характеристики | «Бисмарк» | «Худ» |
---|---|---|
Водоизмещение, т | 50 900 | 46 480 |
Мощность, л.с | 150 170 (110 МВт) | 144 000 (106 МВт) |
Артиллерия | 8 × 380 мм SKC34 (4 × 2), 12 × 150 мм (6 × 2) | 8 × 381мм (15″/42 Mark I) (4×2) 12×140 мм |
Экипаж, чел. | 2200 | 1477 |
23 мая вечером британские крейсера заметили немецкие корабли, однако в бой вступить не решились. Всю ночь британцы преследовали немцев, собирая силы и проводили время в поисках на главный вопрос, атаковать «Бисмарка» или нет. В полшестого утра британский адмирал Холланд окончательно решил атаковать эскадру, и в 05:52 «Худ» открыл огонь.
Правда в тумане флагман начал стрелять по «Принцу Ойгену», но развитие событий показало, что это было не так важно. В 6.00 залп «Бисмарка» накрыл «Худ». Моментально в районе трубы сдетонировал боезапас, и краса и гордость флота Его Величества, разломившись пополам, пошел ко дну. Из экипажа 1418 человек удалось спасти троих, среди выживших Холланда не оказалось.
Сопровождавший «Худ» «Принц Уэльский», однако, сумел нанести роковое повреждение германскому линкору. Один из снарядов попал в нефтехранилище, и мазут начал вытекать в океан. По этому следу английская эскадра понеслась в погоню за поврежденными и уходившими на базу немцами.
«Принцу Ойгену» было приказано охотиться за торговыми судами, поэтому после боя с флагманом, крейсер оставил «Бисмарка». Сам линкор, на котором несколько попаданий вызвали серьезные, но не смертельные повреждения, взял курс на побережье Франции, уже занятое немцами. Англичане преследовали линкор несколько суток, теряли и снова находили.
Решающую роль в разворачивающихся событиях сыграл единственный авианосец Ark Royal, гидропланы-торпедоносцы которого атаковали линкор несколько раз.
Допотопные самолетики англичан были настолько тихоходны и летели так низко, что немецкие зенитчики банально не могли разглядеть их на фоне моря.
В итоге одна из торпед попала в руль, и «Бисмарк» стал выписывать круги, будто под циркуль, вместо того, что бы идти прямо на Францию. Подошедшие линкоры «Родни» и «Король Георг V» открыли огонь по бессильному в маневренности кораблю. Планомерно снаряды этих кораблей сбивали, сначала дальномерный пост, потом башни главного калибра.
Один из 406-мм снарядов угодил в рубку, перебив командование корабля и штабистов адмирала Лютьенса. Гордость фюрера превратилась в идеальную мишень и грушу для озлобленных гибелью «Худа» английских моряков. Потом подсчитано, что в то утро английским флотом было выпущено 2800 снарядов разного калибра, и 700 из них попали в цель.
Несмотря на громадные повреждения, выход из строя всех орудий главного калибра и гибель офицеров, «Бисмарк» не спускал флаг. Это дало британцам право долбить корпус снарядами и торпедами до тех пор, пока кто-то не открыл кингстоны на гибнущем линкоре. В 10:39 линкор, перевернувшись вверх килем, пошел ко дну в 380 милях юго-западнее побережья Ирландии.
Несколько членов экипажа, находившиеся на корпусе в момент затопления, отдавали воинское приветствие гибнущему судну. Организованные спасательные работы позволили выловить из воды 110 человек, еще 5 спасла подошедшая, сутки спустя, немецкая подлодка. Команда эсминца Его Величества «Казак» спасла кота, окрестив его Оскаром.
Правда, он не принес удачи кораблям, на который забрасывала его судьба. «Казак» будет потоплен торпедой, после чего Оскар переберется на тот самый Ark Royal. Через короткое время и этот авианосец окажется на дне, уже у берегов Мальты. Но кот опять выживет. Непотопляемый Сэм, известный ранее как Оскар, после этого, от греха подальше, будет отвезен в Белфаст, где в мире и покое окончит свои дни в 1955 году.
Расследование обстоятельств гибели «Бисмарка» будет волновать умы еще много лет.
Версия о том, что корабль был потоплен экипажем во избежание захвата, будет косвенно подтверждена в 2002 году. Место гибели, поиски которого увенчались успехом в 1989, привлекло знаменитого создателя «Титаника» и фанатика подводных съемок Джеймса Кэмерона.
Используя новейшее оборудование, в 2002 году он снял уникальный фильм о состоянии покоящегося на дне корабля. Именно он обнаружил открытые кингстоны. Исследованиям, правда, помешало международное законодательство, по которому «Бисмарк» является массовым воинских захоронением, и исследовать его необходимо очень осторожно.
Для любителей морского флота и сам линкор, и обстоятельства его гибели являются одной из главных историй флота Второй Мировой войны. Привлекает обстоятельство героической борьбы экипажа «Бисмарка» на протяжении всего похода. Несмотря на огромное превосходство англичан в море и многочисленные трудности, немецкие моряки с честью сражались и с честью погибли.
На формирование образа корабля повлияло также время его гибели. К маю 1941 года война еще не приняла ожесточенный характер, и почти рыцарское поведение обоих флотов подняло престиж самого сильного германского линкора.
Видео
Последний поход «Бисмарка» — в жизни и на экране
75 лет назад, 18 мая 1941 года, крупнейший линкор Третьего рейха «Бисмарк» вышел в свой первый боевой поход, ставший для него последним. Подробности этого похода были настолько невероятны и захватывающи, что им посвятили множество книг и кинокартин. Наиболее знаменитым художественным фильмом о судьбе корабля стала лента «Потопить Бисмарк!», вышедшая на экраны в 1960 году. Насколько реальная история «Бисмарка» отличается от кинематографической?
Рождение
Думать над обликом будущего суперлинкора в Германии начали ещё в 1932 году. Первоначально его водоизмещение должно было составить 35 000 т, а вооружение — восемь 330-мм орудий. Однако «за время пути собака могла подрасти», и 14 февраля 1939 года «Бисмарк», длиной свыше 240 м, максимальным водоизмещением без малого 51 000 т и четырьмя башнями с парой новейших 380-мм пушек в каждой, был торжественно спущен на воду — в присутствии Гитлера и командующего флотом гросс-адмирала Редера.
Размеры практически любой детали «Бисмарка» поражали воображение. Каждый снаряд для орудий корабля весил 800 кг. 12 высоконапорных котлов обеспечивали огромному линкору скорость в 30 узлов. Главный пояс корабля состоял из сваренных плит цементированной бронестали КС толщиной 320 мм. По качеству эта сталь была одной из лучших в мире — только британцы с маркой СА имели броню качественнее. Общий вес брони составлял внушительные 18 700 т — или 40% от боевого водоизмещения по проекту.
www.steelnavy.com
«Бисмарк» идёт в бой
К маю 1941 года германские линкоры уже имели за плечами опыт удачных рейдов в Атлантику. В ходе операции «Берлин» 22 января−22 марта 1941 года линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» смогли потопить 22 судна общим водоизмещением более 115 000 т. Гросс-адмирал Редер, естественно, горел желанием повторить успех. По плану «Учений на Рейне» «Бисмарк» и корабли поддержки должны были выйти из портов Германии, а «Шарнхорст» и «Гнейзенау» — из французского Бреста. Далее они совместно начинали охоту на конвои по всей Северной Атлантике. Капитаном «Бисмарка» был Эрнст Линдеман, а всей корабельной группировкой командовал адмирал Гюнтер Лютьенс.
Впрочем, в изначальные планы вмешались обстоятельства. Сначала на «Шарнхорсте» вышли из строя трубки пароперегревателей — потребовалось несколько месяцев ремонта. Затем «Гнейзенау» «поймал» торпеду с пролетавшего «Бофорта» — и «Бисмарк» остался только с тяжёлым крейсером «Принц Ойген» в паре. Но тут и «Принц Ойген» на рядовом переходе из Готенхафена в Киль подорвался на магнитной мине. Пришлось ждать его ремонта — Редер опасался близкого вступления в войну США (тогда вражеских кораблей в океане сразу стало бы гораздо больше) и не хотел отменять операцию насовсем.
В итоге «Бисмарк» вышел в море в ночь на 19 мая (чуть раньше это же сделал «Принц Ойген»). О выходе суперлинкора на охоту очень быстро узнали противники — уже 20 мая около 15 часов шведский крейсер «Готланд» передал радиограмму о встрече с германской эскадрой. Радиограмма немедленно попала к англичанам. 21 мая разведывательный «Спитфайр» смог сфотографировать и «Бисмарк», и «Принц Ойген».
Британцы известили о своей находке уже находящиеся в море тяжёлые крейсера «Норфолк» и «Саффолк», а также лёгкие крейсера «Бирмингем» и «Манчестер». На перехват врага вышла эскадра из новейшего линкора «Принц Уэльский» (на его борту даже остались рабочие с верфи), линейного крейсера «Худ» и шести эсминцев. Линкор «Кинг Джордж V» пока остался в запасе, на базе в Скапа-Флоу.
Тем временем, вечером 21 мая «Бисмарк», пользуясь туманом, двинулся в Арктику. 22 мая, узнав о том, что немцы уже где-то в море, «Кинг Джордж V» и авианосец «Викториес» с 5 лёгкими крейсерами тоже покинули базу. Затем к поиску «Бисмарка» подключились линейный крейсер «Рипалс» из Клайда, линейный крейсер «Ринаун» и авианосец «Арк Ройал» из Гибралтара.
Первая кровь
Вечером 23 мая сначала тяжёлый крейсер «Саффолк», а затем и «Норфолк» обнаружили радаром немецкую эскадру. Утром следующего дня в Датском проливе между Гренландией и Исландией начался бой. Первыми обнаружили врага и открыли огонь «Худ» и «Принц Уэльский». В 5:55 «Бисмарк» ответил. И вдруг, в 6:01, после пятого залпа «Бисмарка»…
Гибель «Худа»«Худ», ещё недавно крупнейший корабль британского флота, его краса и гордость, а с ним и почти полторы тысячи (точнее, 1415) членов экипажа практически мгновенно исчезли в море. Спасти успели лишь троих человек. До сих пор любители флота ожесточённо спорят, что же погубило «Худ». Выстраиваются траектории, как именно бронебойный снаряд при повороте линкора мог пробить броневой пояс, скос бронепалубы и крышу погреба 102-мм снарядов. Может, прошёл через турбинное отделение? Или попал в воду и просто «поднырнул» под пояс? Такой снаряд, но невзорвавшийся, как раз нашли в «Принце Уэльском». Итог (тоже вероятный): порох в погребе вспыхнул, раскалённые газы ринулись по вентиляционным шахтам. Загорелись десятки тонн пороха уже главного погреба — и в несколько секунд разломили корпус корабля.
Через две минуты «Принц Уэльский», получив несколько попаданий, прикрылся дымовой завесой и вышел из боя. «Бисмарк» отделался тремя попаданиями: одно разорвало трубопровод к топливным цистернам, второе вывело из строя катапульту для корабельного гидросамолёта, третье — паропровод в турбогенераторном отделении. В итоге скорость корабля упала до 28 узлов, а топливо потекло за борт. Подумав, адмирал Лютьенс решил вернуть «Бисмарк» в Брест для ремонта, а «Принц Ойген» отпустить для самостоятельной охоты.
Следующим вечером в 22:00 «Бисмарк» атаковали восемь торпедоносцев «Суордфиш» с авианосца «Викториес», под прикрытием шести истребителей «Фулмар». Хотя пилоты впервые в жизни взлетели с палубы, один из них смог поразить линкор. Но ночью британские крейсера… потеряли «Бисмарк» на радарах. По иронии судьбы, на линкоре принимали излучение РЛС, и Лютьенс, думая, что британцам всё равно известно его местоположение, послал длинную радиограмму о положении дел на борту. Англичане смогли запеленговать «Бисмарк», но неправильно нанесли данные на карту. В результате почти полсотни кораблей много часов искали «Бисмарк» не там, где он плыл на самом деле. И только утром 26 мая патрульная «Каталина» снова обнаружила неуловимый линкор.
Но теперь британские корабли не успевали настигнуть «Бисмарк». Оставалась последняя надежда — на палубную авиацию. 14 «Суордфишей» с авианосца «Арк Ройал» выпустили 11 торпед… по своему же крейсеру «Шеффилд». К счастью, магнитные взрыватели нескольких торпед сработали слишком рано, от остальных кораблю удалось увернуться. И только вторая атака пришлась по настоящему врагу. Из 13 торпед две или три попали в цель. Но только одна стала роковой — она наглухо заклинила оба руля линкора.
Ночью «Бисмарк» атаковали британские эсминцы. Выпустив 14 торпед по неуправляемому кораблю, они… не попали ни разу. А утром англичане снова потеряли линкор, но вскоре опять смогли обнаружить.
Смерть «Бисмарка»
Британцы бросили в финальный бой линкоры «Родней» и «Кинг Джордж V» с 406-мм и 356-мм орудиями. Первый залп в 8:47 дал «Родней». Менее часа спустя англичанам удалось вывести из строя все башни главного калибра «Бисмарка». Вскоре умолкли и остальные его пушки. Германский линкор представлял собой пылающую развалину. «Родней», стремясь как можно быстрее разделаться с противником, пока не кончилось топливо, даже стрелял по беспомощному «Бисмарку» крупнокалиберными 24,5-дюймовыми торпедами, причём промахиваясь. Хотя пушки «Кинг Джордж V» и «Роднея» далеко не всегда работали, как полагается, вместе с тяжёлыми крейсерами «Норфолк» и «Дорсетшир» они выпустили почти три тысячи (точнее, 2876) снарядов калибром от 133 до 406 мм и добились примерно 300–400 попаданий. Летящие снаряды можно было заметить даже невооружённым глазом.
Первые разрывы британских снарядов http://www.kbismarck.com/Оставшиеся в живых офицеры «Бисмарка» приняли решение затопить корабль подрывными зарядами. После 10:20 заряды сдетонировали, и «Бисмарк» стал медленно крениться на левый борт. Тем временем «Дорсетшир» вышел в торпедную атаку: две торпеды попали в правый борт, затем ещё одна была выпущена в левый. В 10:39 изуродованный линкор опрокинулся и затонул. Немецкие подводные лодки и авиация так и не пришли ему на помощь. Британцам удалось спасти всего 115 человек, более 2100 нашли свою смерть в воде.
На экране и под водой
После войны настало время киноделов. Вышедшая на экраны в 1960 году картина «Потопить Бисмарк!» заслужила множество похвал за точность отображения исторических событий. Оно и неудивительно — к примеру, Эдвард Мэроу, журналист, известный радиорепортажами из военного Лондона, сыграл в фильме… самого себя. Эсмонд Найт, игравший капитана «Принца Уэльского», в 41-м был на борту этого же корабля и получил ранение в том самом бою. Использовались реальная хроника спуска «Бисмарка» на воду и записи боёв. Виды «изнутри» кораблей снимали на «Вэнгарде» — единственном британском линкоре, дожившем до этого времени.
Эдвард МэроуВзлом кодов с помощью аналитиков Блетчли-парка оставался секретным вплоть до 1975 года, поэтому в фильме он не упомянут. Зато в кино точно показана летающая лодка «Каталина», нашедшая «Бисмарк». Не умолчали и об атаке своего же корабля. Отлично отображена сложность работы британского штаба, определяющего действия кораблей.
Для усиления драматизма на экране британцы «понесли» даже более серьёзные потери, чем в реальности: «Бисмарк» сбивает зенитным огнём два «Суордфиша» (в реальности несколько самолётов было повреждено). Любопытно, что при этом сцена, где сообщается о находке и спасении лодки с тремя лётчиками, совершенно точна. Два истребителя «Фулмар» с «Викториес», истратив горючее, сели в море, и три человека были спасены.
Также линкор, уже получив роковую торпеду, отражает атаку эсминцев и топит один из них — «Солент». Такого эсминца не было в составе британского флота, и ни один из эсминцев не был потерян. Но иначе события после поражения руля выглядели бы чистой «игрой в одни ворота».
«Бисмарк» на киноэкранеАдмирал Лютьенс в кино показан горячим поклонником Гитлера и убеждённым, если не фанатичным, нацистом. Он со всем энтузиазмом радостно настраивает команду на грандиозную и победную охоту за конвоями. Однако выжившие члены экипажа описывали реального Лютьенса как задумчивого и даже угрюмого человека. В жизни адмирал настаивал на откладывании операции до окончания ремонта «Шарнхорста» или даже ввода в строй «Тирпица». Лютьенс также не хотел вступать в бой с «Худом» и «Принцем Уэльским» (перехват конвоев был куда важнее дуэлирования) — а в кино именно он приказывает Линдеману открыть огонь.
И только через много лет после войны к останкам «Худа» и «Бисмарка» смогли добраться подводные аппараты. Судя по положению обломков, «Худ» действительно начал поворачивать перед самым взрывом. В 2002 году он был объявлен военным захоронением, поэтому все дальнейшие работы прекратились.
«Бисмарк» на дне http://www.kbismarck.com/В 2002 году знаменитый кинорежиссер и энтузиаст глубоководных погружений Джеймс Кэмерон организовал экспедицию к «Бисмарку» на судне «Академик Мстислав Келдыш». С помощью батискафов «Мир-1» и «Мир-2» удалось установить характер повреждений корпуса. По нему следует, что, вероятно, обречённый корабль был в итоге затоплен собственной командой (как всегда утверждали выжившие из экипажа).
Источники и литература:
- http://www.imdb.com/
- http://www.kbismarck.com/
- http://www.scharnhorst-class.dk/
- Evans, Alun. Brassey’s Guide to War Films. Dulles, Virginia: Potomac Books, 2000.
- Буркхард фон Мюлленгейм-Рехберг. Линкор «Бисмарк». — М., Эксмо, Яуза. 2006.
- Дашьян А. Убийцы «Бисмарка». Линкоры «Нельсон» и «Родней». М., Коллекция, Яуза, Эксмо, 2010.
- Кофман В. Гибель владыки морей. Линейный крейсер «Худ». — М., Коллекция, Яуза, Эксмо, 2009.
- Малов А. А., Патянин С. В. Линкоры «Бисмарк» и «Тирпиц». — М.: Эксмо, 2014
Я потопил «Бисмарк»
Одно из самых знаковых событий Второй мировой войны: английский флот уничтожил самый мощный боевой корабль того времени — немецкий линкор «Бисмарк». Уничтожил после долгой, полной приключений погони, потеряв при этом «гордость и символ Британской империи» — тяжелый крейсер «Худ» Человек, сыгравший главную роль в уничтожении «Бисмарка», не только до сих пор жив, но и прекрасно помнит те события, как будто они произошло вчера
Шотландская деревушка Пилтокри известна винокуренными заводами. Сюда привозят туристов, чтобы показать им, как делают виски. Пилтокри также славится живописными видами и знаменитыми жителями. Вернее, одним, но каким!
В Пилтокри живет 95-летний Джон Маффот, бывший ас Военно-воздушных сил Его величества. Менее чем через три месяца – 26 мая исполнится 74 года с того дня, как он фактически потопил линкор «Бисмарк», самый большой военный корабль того времени. Длина этого стального острова, ощетинившегося мощными орудиями, составляла 251 метр, ширина – 36, а высота – 15. Водоизмещение этого гигантского боевого корабля в снаряженном состоянии совсем немного не достигало 51 тыс. тонн.
В 1938-м году в воздухе, что называется, пахло грозой. Политическая обстановка в Европе была накалена до предела. Было очевидно, что надвигается большая война. В самом конце 1938 года Джон Моффат, которому тогда шел двадцатый год и который работал в автобусном парке клерком, вопреки воле отца пошел на флот и поступил на курсы военных летчиков.
Нападение немецких войск на Польшу, ставшее началом Второй мировой войны, застало его в летном училище. Уже в 40-м году молодой лейтенант-коммандер Джон Моффат отрабатывал посадку и взлет с авианосца «Арк Ройял» на торпедоносце-биплане «Суордфиш».
Поздно вечером 26 мая 1941 года «Арк Ройял» находился в Северной Атлантике. В тот весенний вечер дул очень сильный ветер, сбивавший с ног. Тревога была объявлена, как всегда, внезапно. Моффат поднялся на палубу. Летчики выстроились около полутора десятков бипланов, находившихся на авианосце.
Старший офицер зачитал приказ. Несмотря на ужасную погоду Джон Моффат со своими людьми должен был найти и уничтожить или задержать до подхода британских кораблей печально знаменитый немецкий линкор «Бисмарк».
На карту была поставлена честь британского флота. Всего за два дня до описываемых событий «Бисмарк» потопил в Датском проливе между Исландией и Гренландией гордость Королевского флота линейный крейсер «Худ». Причем, сделал это фактически одним-единственным выстрелом одного из своих восьми страшных 15-дюймовых орудий. Снаряд диаметром 38 см угодил в склад боеприпасов. Страшной силы взрывом огромный крейсер разорвало на две части. Вместе с кораблем на дно за считанные минуты пошел и весь экипаж. Из 1417 человек уцелели лишь трое.
Потопление «Худа» стало сильнейшей пощечиной британским морякам. Они горели жаждой мести. За «Бисмарком» была объявлена охота…
Выскочив из облаков, Моффат увидел, что до бушующего моря каких-то три десятка метров, а впереди, милях в двух, виднелась громадина «Бисмарка», палившего из всех орудий по кораблям атаковавшей его британской эскадры.
Приблизившись несмотря на плотный огонь противника к немецкому линкору метров на 800, Джон Моффат выпустил торпеды. Стрелял он фактически наугад, потому что прибор наводки торпед вышел из строя.
Торпеды скрылись в пене волн, а избавившийся от лишнего веса самолет Джона стрелой взмыл вверх. Конечно, это было чистое везение, но удача, как говорится, выбирает сильных и смелых. Американский историк Марк Э. Хоран, полтора десятка лет тщательно изучал обстоятельства потопления «Бисмарка» и неопровержимо доказал, что именно торпеда лейтенанта-коммандера Джона Моффата попала в рулевое управление немецкого линкора, располагавшееся прямо под тепловым выхлопом. Это было единственное, пожалуй, уязвимое место «Бисмарка».
Лишившись руля, самый мощный боевой корабль превратился в беспомощную груду металла. Британские корабли закончили начатое Моффатом дело.
«Бисмарк» перевернулся вверх килем в 10.39 утра и пошел на дно милях в трехстах от французского Бреста. Из 2220 членов экипажа линкора спасли лишь 116 человек.
Конечно, Джон Моффат все это время знал, что именно его торпеда стала началом конца «Бисмарка». Однако особой радости ему это не доставило. На авианосец они вернулись в полном молчании.
«Могучий корабль лежал на боку,- вспоминает Джон Моффат, который несмотря на преклонный возраст на память не жалуется. — Я никогда не забуду то, что увидел в тот день. На волнах качались сотни голов. Все мы знали, что ни у одного из них нет шансов на спасение».
Сражение с «Бисмарком» стало кульминационным моментом войны для Джона Моффата. Вскоре после него его перевели на корабль «Грозный» в Индийском океане. В боевых действиях он больше не участвовал, а развозил продовольствие. В 1946 году Джон уволился из ВМФ Великобритании.
После войны Джон Моффат сделал успешную карьеру в гостиничном бизнесе. Выйдя на пенсию, он открыл антикварный магазин и тоже преуспел.
На здоровье Джон особенно не жалуется. Учитывая возраст, он находится в неплохой физической форме. Моффат и сейчас два раза в неделю ходит в бассейн. До 90 лет он также регулярно ходил на любимую охоту. Сейчас, кстати, он до сих пор изредка садится за штурвал легких самолетов.
Изрядно заглохший интерес к «Бисмарку» вернулся в 1989 году, когда его останки обнаружил на морском дне Джон Баллард, тот самый, кто нашел «Титаник».
Джон Моффат и сейчас помнит порывы ветра, бившие по лицу, как удары хлыстом; удушающий запах кордита и треск взрывов снарядов зенитов. Он описал эту историю в книге «Я потопил «Бисмарк»».
кот, «потопивший» линкор, три эсминца и авианосец
Узнав о единственном выжившем в авто- или авиакатастрофе, люди, верящие в судьбу и мистическое предназначение, любят сказать: «Наверное, у Господа были на него свои планы. Этот человек нужен ещё для чего-то». Если так, то у создателя были очень, ну просто очень серьёзные планы на обыкновенного дворового кота, волею случая оказавшегося на немецком линкоре «Бисмарк» весной 1941 года.
Линкор «Бисмарк»
[object Object]
Великая Отечественная ещё не началась, а Вторая мировая война уже шла полным ходом. Не имея достаточно сил и возможностей для уничтожения союзников на суше, Гитлер переносит военные действия в море, стремясь нанести максимальный урон коммуникациям. Использовалось для этого всё что можно: подводные лодки, собранные в «волчьи стаи», коммерческие рейдеры, авиация. Приказ был один: встретив в океане торговые суда союзников — уничтожать на месте.
А для защиты от британского флота, одного из лучших на то время, с немецких стапелей уже сошли два самых совершенных линейных корабля Третьего рейха — «Бисмарк» и «Тирпиц». Предполагалось, что эти линкоры смогут безнаказанно рейдерствовать в Атлантике, не боясь ни британцев, ни самого чёрта.
[object Object]
На случай встречи с противником «Бисмарк» имел восемь 380-мм пушек SKC-34 в четырёх башнях, позволявших ему на равных противостоять любому линейному кораблю. А если паче чаяния противник окажется не по зубам, то немецкий линкор мог показать очень серьёзную скорость: эта громадина длиной более 240 метров могла разгоняться до 30 узлов (55 километров в час).
[object Object]
Вот на таком корабле и посчастливилось служить чёрно-белому корабельному коту. Мы не знаем, как его звали немцы, да этого теперь и не узнать. На кораблях очень любят держать котов: во-первых, живое существо, во-вторых, при погрузке продуктов всегда есть шанс занести в трюмы крыс, изгнать которых впоследствии просто не представляется возможным. Экипаж «Бисмарка» насчитывал более 2200 матросов и офицеров, и возможно, что котов там был целый десяток. Но нас интересует только этот чёрно-белый красавец. Вот он сидит под майским солнышком на палубе и ещё ничего не знает о том, как «война в Атлантике» круто поменяет его жизнь.
Девять дней войны в Атлантике
[object Object]
Приближались «Рейнские учения». Два немецких линкора — «Бисмарк» и «Принц Ойген» — должны были добраться до торговых кораблей на британских морских коммуникациях. Предполагалось, что «Бисмарк» будет оттягивать на себя корабли конвоя, чтобы дать «Принцу Ойгену», как лисе, влезть в курятник с беззащитными транспортниками. 18 мая они вышли из польского Готенхафена (Гдыня), ведомые напутствиями самого гросс-адмирала Эриха Редера.
24 мая немецкие линкоры вступили в бой с британскими кораблями «Худ» и «Принц Уэльский». Уже пятым залпом «Бисмарк» попал «Худу» в хранилище боезапаса, отчего британский линейный крейсер за считаные минуты пошёл ко дну вместе с 1417 человеками экипажа. Впрочем, этим удачным попаданием «Бисмарк» подписал себе смертный приговор. Уничтожить нанёсшего такое оскорбление королевскому флоту стало для британцев делом чести.
[object Object]
Спустя трое суток погони, в которой участвовала добрая треть всего, что могло выставить на поле боя Британское адмиралтейство, «Бисмарк» был настигнут. К тому моменту немецкий хищник был повреждён торпедами самолётов с британского авианосца «Арк ройял» (мы вернёмся к нему позднее), рули почти не работали, машинное отделение могло выдавать не более семи узлов. Британские корабли потопили «Бисмарк» после непродолжительного боя. Корабль утонул, всего из 2220 человек команды «Бисмарка» погибло 2104.
[object Object]
Британский адмирал Джон Тови написал об этом в своих мемуарах: «Бисмарк» дал самый героический бой при самых невозможных условиях, достойный старых дней Имперского немецкого флота, и ушёл под воду с поднятым флагом». На что быстро получил указание Адмиралтейства, чтобы эта запись до конца войны публично не была озвучена.
[object Object]
Британский эсминец «Казак» (Cossack) участвовал в спасательной операции на месте гибели «Бисмарка». Моряков им найти не удалось, однако среди обломков ими был обнаружен наш приятель. Мокрый и несчастный чёрно-белый кот, разменявший одну из девяти жизней, чтобы не пойти под воду вместе с «Бисмарком». Документов с котом не было, имя своё называть он отказывался, а потому практически сразу получил кличку Оскар.
Эсминец Её Величества «Казак»
[object Object]
Британцы назвали кота Оскаром не случайно. Согласно Международному флажному своду сигналов, квадратный, разделённый по диагонали, красно-жёлтый флаг Oscar обозначает «человек за бортом». А то, что в данном случае за бортом был спасённый кот, большого значения не имеет. Во многих вопросах кошки гораздо лучше людей.
Оскар остался жить на новом корабле и с головой погрузился в жизнь корабельного кота на эсминце типа «Трайбл». Народу тут было гораздо меньше, всего 219 человек экипажа, зато качало куда сильнее, когда небольшой эсминец, словно мальчишка посыльный, мчался то на север к Норвегии, то на самый юг к Гибралтару.
По-английски «Трайбл» — племенной, принадлежащий племени. Именно так решили назвать серию из 27 эскадренных миноносцев Королевских ВМС, построенных ещё до начала войны. Каждый корабль получил имя какого-нибудь племени, когда-либо жившего на территории метрополии Британии, а ведь ещё совсем недавно она была такой большой. Были среди кораблей «Маори», «Сикх», «Эскимос», «Бедуин» и каким-то чёртом попавшие в эту компанию «Казак» и «Татарин».
Эсминцы оказались наиболее удачными из британских, а потому несколько штук заказала себе Канада и даже Австралия расщедрилась на три корабля. В Тихом океане к тому времени было совсем неспокойно, Япония аж с 1937 года начала усиленно расширять свои границы и немало в этом преуспела.
[object Object]
«Казак» мог похвастаться четырьмя спаренными 120-миллиметровыми пушками, тремя зенитными установками и одним четырёхтрубным торпедным аппаратом. Эсминец даже ходил в торпедную атаку на «Бисмарк» во время охоты за немецким линкором, однако волнение было очень сильным, погода плохой, а немецкий экипаж грамотным и, маневрируя, умудрился проскочить мимо всех торпед, скинутых с трёх британских миноносцев.
На эсминце Оскар пробыл всё лето, помогая водить конвои из Гибралтара в Атлантику. Потери торговых судов от немецких субмарин и авиации стали к тому моменту отвратительно большими, а потому Адмиралтейство предложило собирать суда в большие конвои, выделять им охранение, как правило, из пары легких крейсеров, авианосца и нескольких эсминцев. С одной стороны, собранные в кучу суда становились более лакомой целью для немецких подводников. С другой стороны, взять их становилось куда сложнее, а в случае удачной атаки уйти из боя удавалось только самым удачливым. К концу войны из 863 немецких подлодок были уничтожены 753.
В октябре 1941 года «Казак» сопровождал конвой транспортных судов HG-75 из Гибралтара в Великобританию. В самом начале пути конвой неудачно выскочил на немецкую субмарину. Залпом торпеды, выпущенной из носового аппарата подводной лодки U-563, эсминцу оторвало нос. Из двухсот человек команды погибли 158, включая командира корабля. Экипаж корабля перешёл на эсминец «Легион», а попытки отбуксировать тяжело повреждённый корабль обратно в Гибралтар не увенчались успехом из-за ухудшающихся погодных условий.
Оскар был доставлен в гибралтарский порт, где офицеры, узнав о его злоключениях, нарекли кота Непотопляемым Сэмом (Unsinkable Sam).
Авианосец Её Величества «Арк ройял»
[object Object]
Непотопляемый Сэм, не растерявший своего задора, попал на тяжёлый авианосец «Арк ройял» («Королевский ковчег»). Этот корабль уже участвовал во множестве боевых операций и заслужил репутацию «счастливчика». Помните, именно торпедоносцы «Арк ройяла» так удачно повредили «Бисмарк», что лишили его хода и сделали один из самых быстрых линкоров лёгкой добычей британских кораблей.
Построен «Арк ройял» был в 1937 году и своим серьёзным размерам был обязан Вашингтонскому морскому соглашению. Это договор между Соединёнными Штатами Америки, Британской империей, Францией, Италией и Японией, подписанный в 1922 году, чтобы ограничить гонку вооружений после Первой мировой войны. Каждому государству был отмерен максимальный тоннаж кораблей, и к 1935 году Британии, уже имевшей авианосцев на 115 000 тонн из 135 000, пришлось решать, строить два маленьких или один большой. Подумав, лорды из Адмиралтейства решили построить большой и тяжёлый ударный авианосец «Арк ройял».
Этот огромный ударный авианосец был даже на несколько метров длиннее «Бисмарка». Длина его корпуса ограничивалась лишь размерами самых больших британских сухих доков на Гибралтаре и на Мальте. А 48 самолётов авиакрыла могли у кого угодно отбить желание нападать на «Королевский ковчег».
Здесь Сэм пробыл совсем недолго. То ли он действительно влиял на удачу кораблей не лучшим образом, то ли ему самому везло как утопленнику. Уже 13 ноября 1941 года немецкой подводной лодкой U-81 «Арк ройял» был торпедирован, когда шёл в составе конвоя с Мальты на Гибралтар. Торпеда проделала в авианосце огромную дыру размерами сорок на десять метров (в такую дыру без труда моли заплыть пара торпедных катеров). Несмотря на все предпринятые усилия по спасению, авианосец потонул и в воде оказались многие из 1700 членов команды. К счастью, все до единого были спасены пришедшими на помощь союзными судами.
[object Object]
На этот раз Сэм, обнаруженный цепляющимся за доску и мяукающим на всю Атлантику, был спасён экипажем буксира. Спасатели, нашедшие кота, описывали его как «ужасно сердитого, но абсолютно невредимого». Коту было из-за чего сердиться: вот уже третий дом, на который он попадал, начинал тонуть в самый неподходящий момент.
Часть спасённого экипажа вместе с Сэмом была переведена на борт эсминца «Лайтнинг», затем на эсминец «Легион», добросивший моряков авианосца до Гибралтарского порта. Неудача Непотопляемого Сэма сработала и на эти два корабля. Спустя пять месяцев, в марте 1942 года, в результате авианалета будет потоплен «Легион», ещё спустя год, в марте 1943 года, немецкий торпедный катер торпедирует «Лайтнинг».
На берегу
На этом Сэм прекратил работу корабельным котом. Его взяли в дом генерал-губернатора Гибралтара ловить мышей, что он и делал некоторое время. Затем с попутным кораблем моряки забрали Сэма в Великобританию в Белфаст, и на этот раз путешествие прошло удачно. Чёрно-белый кот получил еду и крышу над головой в Белфасте, в Доме моряков, где спокойно прожил до 1955 года, не давая спуску местным сухопутным котам.
[object Object]
Непотопляемый Сэм был местной достопримечательностью и легендой, сохранился даже его пастельный портрет, сделанный художницей Джорджиной Шоу-Бейкер. А вот фотографий непотопляемого чёрно-белого кота почти не осталось.
В Сети часто иллюстрируют историю Сэма фотографиями другого не менее замечательного кота с чёрными пятнами на носу. Увы, но это не Сэм, а Саймон, героический корабельный кот с военного шлюпа «Аметист». В 1949 году, после ранения шрапнелью во время инцидента на реке Янцзы, он был награждён высшей воинской наградой Великобритании для животных — медалью Марии Дикин. Впрочем, это уже совсем другая история.
бисмарк корабль
Бисмарк корабль
Бисмарк линкор
27 мая 1941 года подводный мир пополнился грандиозным военным кораблём, созданным Германией для морских операций в ходе Второй Мировой войны. « Бисмарк» линкор был потоплен английскими военными кораблями, корабль был назван в честь видного немецкого государственного деятеля Отто фон Бисмарка.
Историческая справка
Отто Бисмарк родился 1 апреля 1819 года в отцовском поместье Шонхаузен. В 1835 году Бисмарк приступил к государственной службе. В 1847 году он становится консервативным членом Объединенного Прусского парламента. Благодаря его мудрой политике в 1870-1871 году велась война против Франции, которая завершилась победой. После победы Бисмарк предложил создать первый Немецкий Рейх, после создание, которого стал его Рейхсканцлером. В последующие годы, вплоть до кончины Вильгельма Первого велась реконструкция рейха. Бисмарк проводил мудрую мирную внешнею политику. Находясь а центре Европы, Первый Рейх был подвержен внешним нападкам, Отто пытался всеми силами защитить границы комплексной системой федерации.
Когда корону унаследовал Вильгельм Второй разница во взглядах на внутреннею и внешнею политику между новым императором и Бисмарком очень сильно различалась. Взгляды молодого и самоуверенного императора были чужды Бисмарку, что в 1880 году привело к отставке Бисмарка. Через семь лет 30 июля 1898 года Отто фон Бисмарк скончался. Впоследствии Бисмарк сильно критиковали как прямого «духовного» предшественника Гитлера, хотя на самом деле не соответствовало истине.
Гибель корабля «Бисмарк»
24 мая 1941 года в ходе морского боя «Бисмарком» под командованием адмирала Гюнтера Любьтенса и капитана Эрнста Линдерманна, был уничтожен самый мощный на то время английский крейсер «Худ». Артиллерийским огнём с «Бисмарка» была снесена половина надстроек крейсера и тот, взорвавшись мгновенно затонул, унеся жизни 1419 английских моряков. В живых осталось только трое, чудом спасшихся с затонувшего корабля.
Разгневанный Уинстон Черчиль отдал приказ любой ценой уничтожить линкор «Бисмарк». Английский флот данный приказ выполнял с необыкновенной быстротой, прошло всего четыре дня после гибели крейсера «Худ», как произошла трагедия с немецким кораблём. За эти дни были задействованы крупные морские силы англичан. В операции потопления «Бисмарка» были задействованы знаменитые корабли «Принц Уэльский» и «Реноун». С 24 мая по 27 мая началась настоящая охота за скоростным «Бисмарком». Благодаря своим скоростным данным немецкому кораблю несколько раз удавалось уйти от противника. Удача от «Бисмарка» отвернулась 25 мая 1941 года. После очередного налёта торпедоносцев с «Виктории» немецкий линкор получил серьёзные повреждения, которые привели к потери скоростных качеств корабля, сделав его более уязвимым. Англичане с особым усердием прочёсывали воды Атлантического океана и обнаружили «Бисмарк» в 10 часов 30 минут две торпеды, выпущенные с английского «Арк Роял» достигли цели, так начался морской бой.
Ранним утром 27 мая вплотную к «Бисмарку» подошли английские корабли «Король Георг Пятый» и «Родней», которые открыли беспощадный огонь по раненому кораблю. Позже к ним присоединился крейсер «Дорсетшир», с которого в 10 часов15 минут были выпущены три торпеды, которые отправили «Бисмарк» на дно. Уходя под воду корабль перевернулся кверху килем. Теряя башни основных калибров и палубные надстройки, корабль быстро уходил на дно. По мере погружения и освобождения верхней палубы, судно приобрело первоначальное положение, палубой вверх. Ударившись о склон «Бисмарк» проскользнул пару километров и навсегда обрёл покой. Команда «Бисмарка» до конца выполнила свой долг и ушла под воду вместе с кораблём, который служил им домом, другом и местом службы.
Чуть ниже посмотрим, как поэтапно тонул «Бисмарк»
Корабль медленно начинает погружаться вниз кормой, сражение затихает.
Перед тем, как затонуть, судно переворачивается, носовая часть смотрит вверх. Четыре мачты и другие останки корабля начинают падать, при этом корма ослабленная потерей мачт, ломается.
Полностью залитый водой «Бисмарк» погружается вниз.
Оставшись без воздуха внутри, корабль очень быстро переворачивается, и поступательное движение продолжается.
Приблизительно через двадцать минут после начало погружения, судно ударяется о склон подводного вулкана и начинает скользить вниз по склону. Мачты, которые оказались на дне раньше, тащатся вместе с кораблём.
Корпус судна и другие мощные останки, опустившиеся неподалёку, сметаются лавиной вниз по склону на место последней стоянки, а мелкие обломки погружаются ещё несколько часов, образую при этом настоящую свалку.
Исследование «Бисмарка»
В 1989 году Роберт Баллард (который в своё время обнаружил «Титаник») исследовал «Бисмарк», находящийся на глубине 15700 фунтов. Для этой цели был использован необитаемый подводный аппарат «Арго». Это была вторая попытка отыскать корабль, которая оказалась удачной. Первая экспедиция, предпринятая Баллардом в 1988 году завершилась неудачей, хотя три английских корабля дали точные координаты места сражения и тонущего корабля. В этой экспедиции Роберт Баллард обнаружил только остатки деревянного парусного судна, затонувшее судно не было найдено.
Вторая экспедиция стартовала из 25 мая 1989 года из Кадица при непосредственном участии Военно-морского флота США. Первое, что было найдено-это огромное количество обуви, разбросанной по морскому дну, а через несколько дней был обнаружен и сам «Бисмарк». Нос корабля немного повреждён, башни главного калибра отсутствовали. Капитанский мостик в хорошем состоянии с 50-ю огромными вмятинами от 16-ти дюймовых английских снарядов. Деревянные палубы в хорошем состоянии, немецкая свастика хорошо различима на носу и корме корабля.
По просьбе Германского правительства данная экспедиция оказалась последний, так как корабль стал братской могилой для многих немецких моряков.
Таким образом подводный мир Атлантики пополнился ещё одним трагическим объектом Второй Мировой войны.
Вечная стоянка линкора «Бисмарк». Атлантика, июнь 2001
В период с 5 по 14 июня 2001 года, экспедиция «Deep Ocean Expeditions», исследовала место гибели и останки линкора «Бисмарк».На фото: глубоководный аппарат «Мир» с научно–исследовательского судна «Академик Келдыш» над останками «Бисмарка». Палуба линкора вновь увидела свет впервые за 60 лет. Основные надстройки и башни орудий главного калибра сорваны при гибели корабля.
Историческая справка:
24 мая 1941 года этот линкор поверг в шок Великобританию: в ходе боя в Датском проливе «Бисмарком» был потоплен гордость британского флота линейный крейсер «Худ», и только трое моряков из его экипажа выжили после его гибели. Германия ликовала.
На охоту за германским линкором был направлен практически весь британский флот, в том числе — даже соединение «Н», базировавшееся в Средиземном море. Ведь ставкой в этой погоне были честь британской короны и флота.
И хотя к утру 27 мая 1941 года у англичан уже практически заканчивалось топливо, удача все же улыбнулась им. «Бисмарк», которому оставалось пройди до Бреста всего около 400 миль, имея серьезные повреждения винтов и рулевого управления, полученные в результате упорных атак торпедоносцев, сбавил ход и пошел по циркуляции, практически навстречу англичанам.
Бой начался на дистанции в 13 миль, но так как силы сторон были уже неравны, через полтора часа артиллерия «Бисмарка» была выведена из строя. И хотя силы британцев добивали его артиллерийским и торпедным огнем, линкор не тонул.
И лишь тогда, оставшиеся в живых немецкие моряки, открыли кингстоны, и линкор начал погружаться кормой, а затем, перевернувшись через левый борт, затонул. В бою погибли более 2000 человек из экипажа «Бисмарка», спасены были около 100 человек. Пришло время ликовать уже англичанам.
Карта тех событий в Атлантике:
Споры о причинах его гибели ведутся до сих пор. Англичане настаивают, что утопили его не моряки линкора, а только они.
Интересные факты:
Затонул линкор на глубине 4875 м (Титаник лежит на 3750 м). Погибло на борту Бисмарка 1995 человек (на Титатнике — 1514). Линкор опрокинулся, возникший изгибающий момент оторвал корму. Осыпались вниз тяжёлые орудийные башни главного калибра, сорвавшись под собственным весом с креплений барбетов. Набегающим потоком сорвало мостик, верх надстройки и трубы. После чего камнем идущий вниз корабль перевернулся в потоке килем книзу и так достиг дна, ударившись о склон подводного вулкана кормовой частью. От такого удара линкор должен был переломиться пополам как минимум, однако он остался цел, что удивительно. После касания склона вулкана всем килем, корабль заскользил по илу вниз по склону, вызвав лавину донных осаждений, на гребне которой то бортом, то носом, он проскользил вниз 1200 метров, пока не остановился.
источник
BBC — История — Отто фон Бисмарк
Отто фон Бисмарк в униформе © Бисмарк был ответственным за преобразование нескольких небольших немецких государств в Германскую империю и был ее первым канцлером.
Отто Эдуард Леопольд фон Бисмарк родился 1 апреля 1815 года в аристократической семье в Шёнхаузене, к северо-западу от Берлина. Он учился в престижной школе в Берлине, а затем в Геттингенском университете. Затем он поступил на прусскую государственную службу, но ему наскучила работа, и в 1838 году он ушел в отставку.Почти десять лет он помогал отцу управлять семейным имением.
В 1847 году Бисмарк женился на Йоханне фон Путткамер, которая обеспечила ему стабильность. Это был год значительных изменений в его жизни, когда он также принял христианскую традицию лютеранства и начал свою политическую карьеру в прусском законодательном органе, где приобрел репутацию ультраконсервативного роялиста. В 1851 году король Фридрих Вильгельм IV назначил Бисмарка представителем Пруссии в Германской Конфедерации.Затем он был послом в России и Франции. В 1862 году он вернулся в Пруссию и был назначен премьер-министром новым королем Вильгельмом I.
.Бисмарк был полон решимости объединить германские государства в единую империю, в основе которой лежит Пруссия. При поддержке Австрии он использовал расширенную прусскую армию для захвата у Дании провинций Шлезвиг и Гольштейн. Затем он перерос ссору с Австрией и ее немецкими союзниками по поводу управления этими провинциями в войну, в которой Пруссия стала победителем.Затем Пруссия аннексировала другие территории в Германии.
Не сумев убедить южные германские государства присоединиться к его Северо-германской конфедерации, он спровоцировал военные действия с Францией, чтобы объединить немецкие государства. Немецкая победа во франко-прусской войне одержала победу над южными германскими государствами, и в 1871 году они согласились присоединиться к Германской империи. Вильгельм Прусский стал императором.
Как «канцлер» новой Германии Бисмарк сосредоточился на создании могущественного государства с единой национальной идентичностью.Одной из его целей была католическая церковь, которая, как он считал, имела слишком большое влияние, особенно в южной Германии. Он также работал над предотвращением распространения социализма, отчасти путем введения медицинского страхования и пенсий.
За границей Бисмарк стремился сделать Германскую империю самой могущественной в Европе. В 1879 году он заключил союз с Австро-Венгрией для противодействия Франции и России. Позднее к альянсу присоединилась Италия. Чтобы избежать отчуждения Британии, Бисмарк подписал два Средиземноморских соглашения 1887 года, призванных сохранить статус-кво от российской угрозы.
В 1890 году Бисмарк подал в отставку после несогласия с новым императором Вильгельмом II. Он удалился в свое имение недалеко от Гамбурга и умер там 30 июля 1898 года.
,Утопление
Масштабы проблемы
По оценкам, в 2016 году в результате утопления погибло 320 000 человек, что сделало утопление серьезной проблемой общественного здравоохранения во всем мире. В 2015 году на травмы приходилось более 9% общей смертности в мире. Утопление является третьей по значимости причиной смерти от непреднамеренных травм, на него приходится 7% всех смертей, связанных с травмами.
Однако глобальное бремя и смерть от утопления наблюдается во всех странах и регионах:
- На
- стран с низким и средним уровнем доходов приходится более 90% непреднамеренных смертей в результате утопления;
- более половины случаев утопления в мире происходит в Регионе Западной части Тихого океана ВОЗ и Регионе Юго-Восточной Азии ВОЗ;
- Уровень смертности от утопления является самым высоким в Африканском регионе ВОЗ и в 15-20 раз выше, чем в Германии или Великобритании, соответственно.
Несмотря на ограниченность данных, несколько исследований раскрывают информацию о финансовых последствиях утопления. В Соединенных Штатах Америки 45% смертей от утопления приходится на наиболее экономически активную часть населения. Ежегодные прямые и косвенные расходы только на прибрежные утопления в Соединенных Штатах составляют 273 миллиона долларов США. В Австралии и Канаде общий годовой ущерб от утопления составляет 85,5 млн долларов США и 173 млн долларов США соответственно.
Существует широкий диапазон неопределенностей в отношении оценки глобальной смертности от утопления.Официальные методы категоризации данных по утоплениям исключают случаи преднамеренной смерти от утопления (самоубийство или убийство) и смертей от утопления, вызванных наводнениями и происшествиями с водным транспортом.
Данные из стран с высоким уровнем доходов показывают, что эти методы категоризации приводят к значительному недопредставлению полных потерь от утопления до 50% в некоторых странах с высоким уровнем доходов. Статистические данные о несмертельных случаях утопления во многих странах недоступны или ненадежны.
Факторы риска
Возраст
Глобальный отчет по утоплению (2014) показывает, что возраст является одним из основных факторов риска утопления.Эти отношения часто связаны с отсутствием надзора. В глобальном масштабе самые высокие показатели утопления наблюдаются среди детей 1–4 лет, за которыми следуют дети 5–9 лет. В Регионе Западной части Тихого океана ВОЗ дети в возрасте 5–14 лет умирают от утопления чаще, чем от любой другой причины.
Статистика случаев утопления среди детей из ряда стран, представленная в Глобальном отчете по утоплению , особенно показательна:
- Утопление является одной из 5 основных причин смерти людей в возрасте от 1 до 14 лет в 48 из 85 стран, по которым имеются данные соответствует критериям включения (1) .
- Австралия: утопление является основной причиной смерти от непреднамеренных травм среди детей в возрасте 1–3 лет.
- Бангладеш: на утопление приходится 43% всех случаев смерти детей в возрасте 1–4 лет.
- Китай: утопление — основная причина смерти от травм среди детей в возрасте 1–14 лет.
- Соединенные Штаты Америки: утопление является второй по значимости причиной смерти от непреднамеренных травм среди детей в возрасте 1–14 лет.
Пол
Мужчины особенно подвержены риску утопления, при этом общий уровень смертности женщин вдвое выше.Они с большей вероятностью будут госпитализированы, чем женщины, из-за несмертельного утопления. Исследования показывают, что более высокие показатели утопления среди мужчин связаны с повышенным воздействием воды и более рискованным поведением, таким как плавание в одиночку, употребление алкоголя перед плаванием в одиночестве и катание на лодке.
Доступ к воде
Расширенный доступ к воде — еще один фактор риска утопления. Лица, занимающиеся коммерческим рыболовством или рыболовством для пропитания, использующие небольшие лодки в странах с низким уровнем дохода, более склонны к утоплению.Особому риску подвержены дети, живущие вблизи открытых источников воды, таких как канавы, пруды, оросительные каналы или бассейны.
Стихийные бедствия, связанные с наводнениями
Утопления являются причиной 75% смертей в результате наводнений. Стихийные бедствия, связанные с наводнениями, учащаются, и ожидается, что эта тенденция сохранится. Риски утопления увеличиваются с наводнениями, особенно в странах с низким и средним уровнем доходов, где люди живут в районах, подверженных наводнениям, а способность предупреждать, эвакуироваться или защищать общины от наводнений слаба или только развивается.
Путешествие по воде
Ежедневные поездки на работу и поездки мигрантов или лиц, ищущих убежища, часто происходят на переполненных небезопасных судах, не оснащенных средствами защиты, или обслуживаются персоналом, не обученным правилам транспортных происшествий или навигации. Персонал в состоянии алкогольного или наркотического опьянения также представляет опасность.
Другие факторы риска
Существуют и другие факторы, связанные с повышенным риском утопления, такие как:
- более низкий социально-экономический статус, принадлежность к этническому меньшинству, отсутствие высшего образования и сельское население, как правило, быть ассоциированным, хотя эта ассоциация может варьироваться в зависимости от страны; \ n
- младенцев, оставленных без присмотра или одних с другим ребенком возле воды; \ n
- употребление алкоголя, рядом или в воде; \ n
- заболеваний, таких как эпилепсия; \ n
- туристов, незнакомых с местными водными рисками и особенностями; \ n
Профилактика
Существует множество мер по предотвращению утопления.Установка барьеров (например, прикрытие колодцев, использование заграждений в дверных проемах и манежей, ограждение бассейнов и т. Д.) Для контроля доступа к водным преградам или полное устранение водных преград значительно снижает подверженность водным опасностям и риски.
Услуги по уходу за детьми дошкольного возраста под присмотром местных жителей могут снизить риск утопления и имеют другие доказанные преимущества для здоровья. Другой подход — обучение детей школьного возраста основам плавания, безопасности на воде и безопасного спасения. Но эти усилия должны быть предприняты с упором на безопасность и общее управление рисками, которое включает проверенные на безопасность учебные программы, безопасную зону обучения, проверку и отбор студентов, а также соотношение студентов и инструкторов, установленное для обеспечения безопасности.
Эффективная политика и законодательство также важны для предотвращения утопления. Установление и соблюдение правил безопасного плавания, судоходства и паромов является важной частью повышения безопасности на воде и предотвращения утопления. Повышение устойчивости к наводнениям и управление рисками наводнений за счет лучшего планирования готовности к стихийным бедствиям, планирования землепользования и систем раннего предупреждения могут предотвратить утопление во время наводнений.
Разработка национальной стратегии безопасности воды может повысить осведомленность о безопасности воды, достичь консенсуса по решениям, обеспечить стратегическое направление и основу для руководства многосекторальными действиями и позволить осуществлять мониторинг и оценку усилий.\ n
Ответные меры ВОЗ
В ноябре 2014 г. ВОЗ опубликовала глобальный отчет о случаях утопления . Это был первый отчет ВОЗ, посвященный исключительно утоплению. В отчете отмечалось, что проблема утопления до сих пор сильно упускается из виду и что правительствам, исследовательским и политическим сообществам следует сделать гораздо больше, чтобы уделять первоочередное внимание профилактике утоплений и ее интеграции с другими программами общественного здравоохранения.
Глобальный отчет о случаях утопления. предлагает правительствам рекомендации по адаптации и реализации эффективных программ предотвращения утоплений в соответствии с их условиями, улучшению данных о случаях утопления и разработке национальных планов безопасности воды.В отчете также указывается на многосекторальный характер утопления и содержится призыв к большей координации и сотрудничеству между агентствами ООН, правительствами, ключевыми НПО и академическими учреждениями для предотвращения утопления.
В мае 2017 года ВОЗ выпустила документ Предотвращение утопления: руководство по внедрению . Эта публикация основана на Глобальном отчете о случаях утопления и содержит конкретные рекомендации для специалистов по профилактике утопления в отношении того, как проводить мероприятия по предотвращению утопления.
На страновом уровне ВОЗ работала с министерствами здравоохранения некоторых стран с низким и средним уровнем доходов над предотвращением утопления с помощью барьеров, контролирующих доступ к воде, и создания центров дневного ухода за детьми дошкольного возраста.Кроме того, ВОЗ также финансировала исследования в странах с низким уровнем доходов, посвященные изучению приоритетных вопросов, связанных с предотвращением утопления. На региональном уровне ВОЗ организует учебные программы и проводит семинары, чтобы собрать вместе представителей правительств, НПО и агентств ООН, работающих над предотвращением утопления.
(1) Данные о смертности для стран учитывались, если они отвечали следующим критериям: оценочный охват национальных смертей на уровне 70% или более; неустановленные причины смерти менее 20%; 10 или более смертей в возрастной группе 1–14 лет; и данные доступны с 2007 года или позже.\ n
«,» datePublished «:» 2020-02-03T12: 14: 00.0000000 + 00: 00 «,» image «:» https://www.who.int/images/default-source/imported/ drowning.jpg? sfvrsn = 5984c181_2 «,» publisher «: {» @ type «:» Organization «,» name «:» Всемирная организация здравоохранения: ВОЗ «,» logo «: {» @ type «:» ImageObject «,» URL «:» http://www.who.int/Images/SchemaOrg/schemaOrgLogo.jpg » «ширина»: 250, «высота»: 60}}, «dateModified»:» 2020-02-03T12: 14: 00.0000000 + 00: 00″ , «mainEntityOfPage»: «https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/drowning», «@context»: «HTTP: // схемы.орг», «@ типа»: «Статья»}; ,Что имел в виду Отто фон Бисмарк, говоря «железо и кровь»?
Наука
- Анатомия и физиология
- астрономия
- астрофизика
- Биология
- Химия
- наука о планете Земля
- Наука об окружающей среде
- Органическая химия
- физика
математический
- Алгебра
- Исчисление
- Геометрия
- Prealgebra