Вооруженные силы: Силовые структуры: Lenta.ru
24 мая 1941 года стал черным днем для Великобритании: в скоротечном бою в Датском проливе был потоплен линейный крейсер «Худ» — самый знаменитый и самый сильный на тот момент корабль Королевского флота. Его соперник — немецкий линейный корабль «Бисмарк» — вырвался на оперативный простор Атлантики, сопровождаемый тяжелым крейсером «Принц Ойген». Поход «Бисмарка», завершившийся его гибелью 27 мая, его удачный бой с «Худом» стал одним из центральных эпизодов битвы за Атлантику, а его влияние на ход войны и послевоенное развитие флота оказалось куда большим, чем можно было ожидать.
Опасный расклад
К весне 1941 года на Атлантическом театре военных действий сложилась парадоксальная ситуация. Британский Королевский флот, разумеется, обладал подавляющим превосходством над Кригсмарине Третьего Рейха — в том числе и в кораблях линейного класса, которые в то время являлись основой главных сил флота. Двум боеготовым германским линкорам — «Шарнхорсту» и «Гнейзенау» — и еще двум находящимся на этапе ввода в строй, более мощным «Бисмарку» и «Тирпицу», англичане могли формально противопоставить боевую линию из девяти старых линкоров — четырех «мобилизационных» кораблей Первой мировой войны типа «R» (пятый корабль этого типа, «Ройял Оак», был потоплен подводной лодкой U-47 еще осенью 1939 года), пяти их более совершенных ровесников «Куин Элизабет», три из которых были радикально модернизированы, двух более современных — «Нельсона» и «Роднея» постройки 1920-х годов, двух новейших линкоров типа «Кинг Джордж V» и трех быстроходных линейных крейсеров — «Рипалса», «Ринауна» и «Худа», тоже построенных на исходе Первой мировой.
Итого — шестнадцать вымпелов в боевой линии против четырех, при этом у британцев в постройке находились еще три линейных корабля, а у немцев — ни одного (о чем, правда, англичане не знали). Однако это формальное превосходство мгновенно тускнеет при подробном разборе. Во-первых, играл роль географический фактор. Исходный британский план войны подразумевал сохранение господства в Атлантике и Средиземном море и создание противовеса японскому развертыванию на Дальнем Востоке. Однако ключевым элементом в этих расчетах была позиция Франции, сильные ВМС которой должны были поддержать Королевский флот в европейских водах. Разгром Франции в 1940 году лишил Лондон союзника, а серия операций под общим названием «Катапульта», предполагавших захват и уничтожение французских кораблей в английских и колониальных портах во избежание их перехода под контроль Германии, превратила остатки французского флота во врага. Были ли оправданными действия англичан летом 1940 года — можно спорить, но в любом случае теперь им приходилось в одиночку иметь дело и с немцами, и с присоединившимися к ним итальянцами, не забывая при этом о Дальнем Востоке.
Линкор «Родней»
Фото: Scherl / Globallookpress.com
Италия прибавляла к морским силам стран Оси четыре линкора времен Первой мировой, прошедших модернизацию, и четыре достраивавшихся новейших корабля типа «Литторио». В потенциале это давало в общую копилку Берлина и Рима 12 кораблей линейного класса, в том числе 8 новых и 4 старых, против 19 (также учитывая строящиеся корабли) английских, из которых новыми были бы только 5. Военные приготовления Японии, к 1941 году располагавшей десятью модернизированными линейными кораблями постройки 1910-1920-х годов и строившей три линкора нового типа, окончательно сводили былое морское господство британцев на нет — попытка быть сильными везде грозила поражением на любом из трех ключевых для империи морских ТВД.
Сравнительные характеристики кораблей в этих условиях имели второстепенное значение, но оптимизма они не добавляли: экономические проблемы позволили империи модернизировать лишь три линкора и один линейный крейсер старой постройки, а также вынудили серьезно урезать характеристики строившихся новых кораблей, что серьезно уменьшало шансы в случае вероятных боестолкновений главных сил флота.
Впрочем, Королевский флот был бы недостоин своего имени, если бы не ловил шансы и в этих условиях: после хладнокровной расправы с кораблями французов в июле 1940 года наступил черед страданий итальянцев. 12 ноября 1940 года в атаке на главную базу итальянских ВМС Таранто 20 торпедоносцев и бомбардировщиков «Суордфиш», поднявшихся с палубы британского авианосца «Илластриес», добились попаданий торпед в три линкора — «Конте ди Кавур», «Кайо Дуилио» и новейший «Литторио». «Кавур» был выведен из строя до конца войны, «Литторио» и «Дуилио» — на несколько месяцев каждый, изрядно упростив задачу для британских сил в Средиземном море. Среди прочих последствий атаки можно отметить внимательное изучение ее результатов аппаратом японского военно-морского атташе в Риме, но своими выводами представители Токио делиться тогда ни с кем не стали.
В марте 1941 года страдания Реджиа Марина — Королевских ВМС Италии — продолжились: в бою у мыса Матапан итальянцы потеряли потопленными три тяжелых крейсера, а новейший линкор «Витторио Венето» получил тяжелые повреждения. Этот успех англичан, ими самими воспринятый как обидная неудача — поврежденному вражескому линкору удалось уйти — надежно запер итальянские ВМС в базах, позволив британцам продолжить проводку конвоев по Средиземному морю, несмотря на тяжелые потери, причиняемые атаками самолетов и подводных лодок. В целом при всех «но» и потенциальных угрозах этот театр оставался за Королевским флотом, а материальные результаты изрядно подкреплялись достигнутой в боях уверенностью в своих силах — ввязываться в открытый бой с британскими линкорами — хоть новыми, хоть устаревшими — итальянцы не желали.
Линкор «Шарнхорст»
Фото: Wikipedia
Эта уверенность царила и в Атлантике, даже после рейда линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» в феврале 1941 года. Несмотря на относительный успех — прорыв через британскую операционную зону от Северного моря до Бийскайского залива, приход в Брест без потерь и уничтожение 22 торговых судов противника общим тоннажем 115600 тонн — подтверждалась та же закономерность, что и в Средиземноморье. Немцы, опасаясь потерь, избегали связываться с британскими линкорами, отступив сначала от конвоя HX-106, который сопровождал устаревший и не модернизированный линейный корабль «Рэмиллис», а затем от SL-67, в эскорте которого немцы обнаружили чуть более совершенный, но также устаревший корабль «Малайя». В этих условиях готовность к боям двух новейших немецких линкоров — «Бисмарка» и «Тирпица» — воспринималась англичанами скорее философски: подводные лодки «гуннов» в Атлантике и их бомбардировщики в Средиземном море представляли куда более весомую угрозу.
Операция «Рейнские учения»
Февральский прорыв «Шарнхорста» и «Гнейзенау» убедил немцев в необходимости продолжать рейдерские операции крупных надводных кораблей в Атлантике: ввод в строй новых линкоров обещал качественный перевес более существенный, нежели у «Шарнхорста» и «Гнейзенау», 280-миллиметровый главный калибр которых все же считался недостаточным для успешного противостояния британским линкорам, несшим орудия ГК от 356 до 406 миллиметров. «Бисмарк» и «Тирпиц» несли 380-миллиметровую артиллерию главного калибра, по восемь новейших орудий с повышенной скорострельностью и точностью в четырех башнях, превосходя по огневой мощи и новые британские «Кинг Джорджи» с их десятью 356-миллиметровыми стволами, и старые корабли с восемью 381-миллиметровыми орудиями времен Первой мировой, уступавшие «Бисмарку» по дальности стрельбы, скорости хода и защищенности, и «Нельсоны», 406-миллиметровые пушки которых были не слишком удачными. Тем более уступали новым немецким кораблям линейные крейсера «Рипалс» и «Ринаун», чья запредельная для линкоров Первой мировой и высокая даже для Второй мировой 30-узловая скорость покупалась ценой ослабления броневой защиты и уменьшения числа стволов главного калибра с восьми до шести.
Линейный корабль «Бисмарк»
Построен верфью Blohm&Voss, Гамбург.
Заложен: 01.07.1936
Спущен на воду: 14.02.1939
Передан флоту: 24.08.1940
Достиг боеготовности: 02.1941
Водоизмещение: 41 700 т стандартное; 50 900 т полное.
Длина/ширина/осадка, метров: 251/36/10,2
Бронирование: главный пояс 320 мм, верхний пояс 145 мм, пояс в оконечностях 60/80 мм, главная палуба 80—110 мм, рулевое устройство 110—150 мм, башни ГК 180—360 мм, барбеты ГК 340 мм, башни СК 35—100 мм, боевая рубка 200—350 мм, противоторпедная переборка 45 мм.
Энергетика: котлотурбинная энергетическая установка, 12 паровых котлов, три вала, суммарная мощность 110 МВт.
Скорость полного хода: 30,6 узлов.
Вооружение:
главный калибр — 8 × 380-мм SKC34 (4 × 2),
средний калибр — 12 × 150-мм (6 × 2)
зенитная артиллерия — 16 × 105-мм (8 × 2),
16 × 37 мм (8 × 2),
20 × 20 мм (20×1).
Авиационная группа: четыре разведывательных гидросамолета, одна паровая катапульта.
Экипаж в день выхода в море: 2220 человек.
Тягаться с новыми немцами на равных мог только более крупный, чем оба эти корабля, «Худ» — хотя и не прошедший модернизацию, но находившийся в хорошем техническом состоянии, дававший почти 30 узлов хода, имевший адекватную (как казалось) броневую защиту и восемь 381-миллиметровых орудий главного калибра. Самый знаменитый и популярный в то время корабль Королевского флота, получивший имя в честь известной офицерской династии, последним представителем которой был погибший в Ютландском бою контр-адмирал Хорас Худ, был первым в своей серии — и единственным: постройка еще трех кораблей была отменена после Первой мировой по финансовым причинам. В сочетании с отменной выучкой сплаванного экипажа, имевшего солидный боевой опыт, характеристики «Худа» делали его самым ценным кораблем флота. Эти качества определили и его место в структуре сил Королевского Флота: корабль находился в составе Хоум Флита, отвечавшего за сохранение господства в Северной Атлантике, то есть на «домашнем», наиболее важном с точки зрения империи театре войны.
18 мая 1941 года немецкую военно-морскую базу Готенхафен покинули два корабля — линкор «Бисмарк» и тяжелый крейсер «Принц Ойген» с 203-миллиметровой артиллерией. Второй новейший линкор — «Тирпиц» — боевой готовности еще не достиг, а на предложение командовавшего надводным флотом адмирала Гюнтера Лютьенса отложить дату начала операции командующий Кригсмарине гросс-адмирал Эрих Редер ответил отказом.
21 мая британское адмиралтейство начало подозревать, что «что-то происходит»: британский атташе в Стокгольме передал радиограмму о том, что отряд из двух немецких тяжелых кораблей был днем ранее замечен в проливе Каттегат шведским крейсером «Готланд», а вечером того же дня о таком же отряде сообщили по радио бойцы норвежского сопротивления: немцы встали на якорь в порту Берген.
22 мая немецкий отряд был сфотографирован британским воздушным разведчиком, и Лондон точно определил силы противника: о неготовности к выходу в море «Тирпица» и пребывании «Адмирала Хиппера» в ремонте англичане знали.
В тот же день командующий Хоум Флитом адмирал сэр Джон Тови отправил к Датскому проливу между островами Гренландия и Исландия отряд в составе линейного крейсера «Худ», новейшего линкора «Принс оф Уэлс» и эсминцев сопровождения под общим командованием контр-адмирала Ланселота Холланда, находившегося на борту «Худа». В самом проливе развернулась завеса из двух тяжелых крейсеров — «Саффолк» и «Норфолк», которые должны были обнаружить немцев при их появлении. Другой вероятный маршрут следования германского отряда — широкий проход между Фарерскими островами и Исландией — обеспечивался завесой из трех легких крейсеров. В ночь на 23 мая Джон Тови вышел из базы Скапа-Флоу на Оркнейских островах на борту линкора «Кинг Джордж V» во главе отряда, включавшего также авианосец «Викториес» и корабли охранения. Британский командующий намеревался занять позицию к западу от Шотландии, которая позволяла перехватить немецкий отряд на любом маршруте. Там же он ждал подхода подкрепления в виде линейного крейсера «Рипалс».
Бой
Вечером 23 мая британские крейсеры в Датском проливе заметили немцев — и вскоре шедший головным «Бисмарк» открыл огонь по «Норфолку». Не имея задачи «останавливать грудью» явно превосходящего противника, англичане отступили, продолжая поддерживать радиолокационный и визуальный контакт. Радарами располагали и немцы, однако от сотрясений при стрельбе носовой радар «Бисмарка» вышел из строя, и адмирал Гюнтер Лютьенс поставил головным в строю «Принца Ойгена». Этого перестроения англичане не заметили в сгущавшейся облачной тьме, полагая, что «Бисмарк» по-прежнему возглавляет отряд. Адмирал Холланд, получив данные радарного контакта, вел две свои линейные единицы на перехват, очевидно, будучи уверенным в успехе: 18 стволов калибром 356-381 миллиметра против восьми немецких давали солидный перевес даже несмотря на не слишком высокую надежность новейших четырехорудийных башен недавно вошедшего в строй «Принца Уэльского».
Линейный крейсер «Худ»
Построен верфью John Brown & Company, Клайдбэнк.
Заложен: 01.09.1916
Спущен на воду: 22.08.1918
Передан флоту: 15.05.1920
Водоизмещение: 41 125 т стандартное; 47 430 т полное.
Длина/ширина/осадка, метров: 267,5/31,7/9
Бронирование: пояс 305 мм, верхний пояс 127—178 мм, барбеты 305 мм, палуба 25+38 мм, боевая рубка 76,2-280 мм, противоторпедная переборка 38 мм.
Энергетика: котлотурбинная энергетическая установка, 24 паровых котла, четыре вала, суммарная мощность 106 МВт.
Скорость полного хода по проекту — 31 узел, в 1941 году — 29 узлов.
Вооружение:
главный калибр — 8х381 мм Mk I (4х2)
зенитная артиллерия — 14 х 102-мм Mk XVI (7х2)
3х8 40-мм установок «пом-пом»
5×4 12,7-мм пулеметов «Виккерс»
5х20 установок зенитных неуправляемых реактивных снарядов UP.
Торпедное вооружение — 2×2 533-мм торпедных аппарата.
Авиационная группа: разведывательный гидросамолет, одна паровая катапульта.
Экипаж в день гибели: 1421 человек.
В 05:35 24 мая впередсмотрящие на «Принс оф Уэлсе» обнаружили немецкий отряд на дистанции 17 морских миль (28 километров), немцы к тому времени уже установили радарный контакт. Незамеченное перестроение немецких кораблей сыграло с англичанами злую шутку: «Бисмарк» и «Принц Ойген» имели силуэты, схожие до степени смешения, а большое расстояние не позволяло заметить разницу в размерах линкора и тяжелого крейсера.
Англичане полным ходом пошли на сближение и в 05:52 начали пристрелку по головному кораблю, полагая, что это «Бисмарк». Немцы тоже не сразу разобрались в тактической обстановке, некоторое время принимая «Худ» за легкий крейсер, но вскоре опознали обоих оппонентов. Неизвестно, насколько эта ошибка немцев повлияла на последующие события — не исключено, что, опознав обоих противников сразу, Гюнтер Лютьенс отступил бы, пользуясь преимуществом в скорости, как ранее отступали «Шарнхорст» и «Гнейзенау» даже при встрече с одиночным старым линкором.
Радиограмма с сообщением о гибели «Худа»
British naval forces intercepted early this morning off the coast off Greenland German naval forces including battleship Bismarck. The enemy were attacked and during the ensuing action HMS Hood (Captain R. Kerr, CBE, RN) wearing the flag of Vice-Admiral L.E. Holland, CBE, receive an unlucky hit in magazine and blew up. The Bismarck has damage and the pursuite of the enemy continues.
It is feared there will be few survivors from HMS Hood.
…
Британское соединение близ побережья Гренландии рано утром перехватило немецкое, включавшее линейный корабль «Бисмарк». Противник был атакован, и в последовавшем деле корабль Его Величества «Худ» (кэптен Керр, командор ордена Британской Империи, Королевский флот), под флагом вице-адмирала Холланда, командора ордена Британской Империи, получил неудачное попадание в погреба и взорвался. «Бисмарк» поврежден, преследование противника продолжается.
Опасаюсь, что с корабля Его Величества «Худ» спасутся немногие.
В 06:00 залп немцев с дистанции от 8 до 9,5 миль (точнее установить не представляется возможным из-за гибели основных участников событий) накрыл «Худ», на котором возник крупный пожар, а спустя несколько мгновений линейный крейсер взорвался. Из числа находившихся на борту 1421 человека эсминцы сопровождения смогли спасти только троих. Шедший в полумиле от «Худа» «Принс оф Уэлс» попал под град обломков, а несколько минут спустя немецкий отряд перенес огонь на уцелевший линкор. Немцам удалось повредить одну из четырехорудийных башен корабля, вторая вышла из строя из-за механической поломки, и англичане остались с одной двухорудийной башней главного калибра против восьми «больших пушек» немцев. Тем не менее за это короткое время «Принс оф Уэлс» добился трех попаданий в «Бисмарк», одним из снарядов повредив противнику носовую группу топливных цистерн. За немцем потянулся нефтяной след.
Преимущество врага, однако, оставалось бесспорным: получив семь попаданий, в том числе три 380-миллиметровых снаряда с «Бисмарка» и четыре 203-миллиметровых с «Принца Ойгена», командир «Принс оф Уэлса» кэптен Джон Лич, поставив дымовую завесу, вышел из боя. Линкор и два крейсера продолжали поддерживать контакт с немецким отрядом, передав сообщение о происходящем адмиралу Джону Тови. Немцы, в свою очередь, не зная о состоянии оппонента, также сочли за лучшее прервать сражение и продолжили путь на юг. Получивший попадание в топливные цистерны «Бисмарк» потихоньку начал зарываться носом в воду. Под пробоину был заведен пластырь, но от затопления значительных объемов в носовой части корабля это не спасло.
Последствия большие, чем ожидалось
Гибель «Худа» просто так нельзя было оставить: в северную Атлантику устремились все находившиеся поблизости свободные боевые единицы. Вечером того же 24 мая «Бисмарк» вновь вступил в огневой контакт с «Принс оф Уэлсом» и сопровождающими его крейсерами, прикрывая уход в самостоятельное рейдерство «Принца Ойгена». Оценив повреждения линкора, адмирал Лютьенс решает не рисковать лучшим немецким кораблем, и, отпустив крейсер в одиночное плавание, идти с «Бисмарком» в Брест, куда он тремя месяцами ранее благополучно привел «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Реализовать этот замысел ему не удалось — после трех дней драматической погони и двух атак торпедоносцев, вторая из которых, проведенная «Суордфишами» с авианосца «Арк Ройял», лишила «Бисмарк» рулевого управления, британцы догнали противника. 27 мая в 10:39 «Бисмарк» был потоплен. Британцы потерь не понесли — немецкий линкор, почти лишенный хода, в бурном море не мог адекватно маневрировать и корректировать огонь артиллерии, вдобавок одним из первых попаданий был уничтожен главный дальномерный пост «Бисмарка». Тем не менее корабль продержался под огнем двух британских линкоров почти три часа и был окончательно потоплен торпедами крейсеров, подошедших на минимальную дистанцию после того, как орудия «Бисмарка» прекратили огонь, исчерпав боезапас. Вместе с линкором погибли адмирал Лютьенс, командир корабля Линдеман и еще 2104 человека из числа 2220 находившихся на борту.
Торпедоносцы «Суордфиш» над авианосцем «Арк Ройял»
Фото: Wikipedia
Последствия боя, однако, оказались куда более значимыми, чем просто исключение из состава сил противников двух единиц главных сил флота. Прежде всего, почти мгновенное потопление линейного крейсера и последующее упорное сопротивление «Бисмарка» заставили англичан пересмотреть свои взгляды на боевые возможности немецких кораблей и постоянно держать в составе Хоум Флита достаточное количество современных линкоров и авианосцев для гарантированной нейтрализации немцев в случае нового прорыва в Атлантику, так и не состоявшегося.
Это серьезно сказалось на возможностях Королевского флота на других ТВД. Во-первых, в Средиземном море, особенно после того, как осенью 1941 года немецкие подлодки потопили линейный корабль «Бархэм» и авианосец «Арк Ройял», а итальянские подводные диверсанты тяжело повредили в гавани Александрии линкоры «Вэлиэнт» и «Куин Элизабет». Во-вторых, на Дальнем Востоке, где выживший в бою с «Бисмарком» «Принс оф Уэлс» совместно с линейным крейсером «Рипалс» был брошен на перехват японских конвоев с войсками без адекватного эскорта и без воздушного прикрытия. «Рипалс» и «Принс оф Уэлс» погибли 10 декабря 1941 года в Южно-Китайском море под атакой торпедоносцев и бомбардировщиков береговой авиации Императорского японского флота столь же героически, сколь и бессмысленно, не нанеся противнику никакого ущерба, если не считать четырех сбитых самолетов.
Для Советского Союза этот эпизод войны на море был важен прежде всего повышенной осторожностью, демонстрировавшейся британским флотом при проводке полярных конвоев, крайним выражением которой стал разгром конвоя PQ-17 в июле 1942 года, фактически брошенного по приказу из Лондона перед лицом гипотетической угрозы со стороны немецких крупных кораблей, к тому времени перебравшихся в Норвегию.
Отдаленное эхо боя «Бисмарка» и «Худа», однако, разносилось над Атлантикой еще полтора десятка лет после войны, когда одной из главных угроз для ВМС западных союзников считался прорыв в океан советских тяжелых артиллерийских кораблей — крейсеров проекта 68, 68-бис и предполагаемых линкоров и линейных крейсеров, сообщения о постройке которых в СССР долго будоражили умы западных военно-морских аналитиков. Для нейтрализации этой гипотетической угрозы США и Великобритания продолжали сохранять в строю и в резерве оставшиеся после войны линкоры — поскольку авианосцы и самолеты того периода не гарантировали успеха в сложных климатических условиях северной Атлантики, и разрабатывали проекты новых кораблей с мощным артиллерийским вооружением, объединенных общим названием «Sverdlov-killers» — в честь головного крейсера проекта 68-бис «Свердлов».
Окончательно призрак тяжелого артиллерийского корабля, внезапно появляющегося из-за скрытого облаками горизонта среди мрачных волн и стелющегося тумана, рассеялся только к концу 1950-х — к тому времени стало ясно, что Советский Союз в морской войне сделал ставку на развитие морской ракетоносной авиации и атомного подводного флота, а большие пушки как орудия морской войны остались достоянием истории.
Линкор «Бисмарк». Бой в Датском проливе и гибель линейного крейсера «Худ»
?- Линкор «Бисмарк». Бой в Датском проливе и гибель линейного крейсера «Худ»
- colonelcassad
- 8 апреля, 2021
Историки Федор Лисицын и Алексей Исаев продолжают разбирать недолгую, но яркую карьеру немецкого линкора «Бисмарк».
Первая часть про концепцию линкора, проект и постройку вышла на днях. Посмотреть можно тут https://colonelcassad.livejournal.com/6682783.html
Ну а сегодня будет разбор боя в Датском проливе 24 мая 1941-го года и гибели линейного крейсера «Худ» (из 1418 человек спаслись трое) в результате сверхудачного попадания немецкого снаряда, который вызвал пожар и детонацию погребов главного калибра, что обусловило молниеносность гибели самого знаменитого британского корабля той эпохи.Далее будет разбор поиска «Бисмарка» основными силами британского флота, роковая для немцев атака «Свордфишей» и добивание поврежденного линкора 27 мая 1941-го года.
Трое выживших с «Худа», которые почти 3 часа смогли продержаться в холодной воде Датского пролива, прежде чем их подобрал эсминец «Электра». Последний из них, посыльный Тэд Бригз умер в 2008-м году.CGI реконструкция боя в Датском проливе.
Подъем судового колокола с останкой линейного крейсера «Худ» в 2015-м году.
Памятные мероприятия 2016-го года посвященные гибели корабля.Метки: 1941, Атлантический Океан, Бисмарк, Британия, Британская Империя, Германия, Исаев, Лисицын, Принц Уэльский, Третий Рейх, Худ, видео, война на море, вторая мировая война, история
Телеграм-канал
Кайтен. Слепая смерть за империю.
Военный историк Максим Токарев об истории создания и боевом применении человекоуправлямых торпед, которые активно применяла Японская Империя в…
Неудачный поход соединения Z.
Неудачный поход соединения Z. Катастрофа Вышло продолжение лекции военного историка Максима Токарева «Неудачный поход соединения Z»,…
Неудачный поход соединения Z. Путь к катастрофе
Военный историк Максим Токарев о предпосылках катастрофы британского флота в декабре 1941 года после начала войны на Тихом Океане. Неудачный…
Цусима.
ТрагедияПродолжение исторического цикла посвященного русско-японской войне. Подходит к концу арка Цусимского сражения. На сей раз военные историки Федор…
Цусима. Бой крейсерского отряда
Продолжение исторического цикла посвященного русско-японской войне. В 3-й части «Цусимской арки» рассматривается бой крейсерского отряда…
Цусима.
Решающая фаза сражения Военные истории Федор Лисицын и Алексей Исаев продолжают цикл посвященный русско-японской войне. Сегодня продолжение разбора Цусимского сражения.…Цусима. Начало сражение
Вышло продолжение большого исторического цикла военных историков Федора Лисицына и Алексея Исаева посвященного русско-японской войне. В новом…
Обстоятельства гибели катера «Славянск»
Обстоятельства уничтожения катера ВМСУ «Славянск» в ходе боев за остров Змеиный. Из 16 членов экипажа погибли 11. Катер уничтожен…
Под прикрытием «зерновой сделки»
МО РФ сообщает, что морские дроны-камикадзе были запущены в районе побережья Одессы в «зерновом коридоре» с одного из зафрахтованных…
Канал 4 — Худ против Бисмарка — История
Битвы Датский пролив
«Подготовленные» и готовые к бою, 19 мая 1941 года нацистские корабли «Бисмарк» и «Принц Ойген» вышли из Готенхафена на побережье Балтийского моря с миссией перерезать британский путь снабжения через Атлантический океан из Америки.
Выйдя из Балтики, они направились на север. Они были замечены во время разведывательного полета Королевских ВВС, лежащими в норвежском фьорде, но к тому времени, когда Королевские ВВС смогли нанести удар, военные корабли Германии ушли.
Флот метрополии задействовал большое количество кораблей, чтобы перекрыть все маршруты в Атлантику. Но только 23 мая крейсер «Норфолк» сообщил, что «Бисмарк» был замечен в Датском проливе, где его ждали линейный крейсер «Худ», новый линкор «Принц Уэльский» и шесть эсминцев.
Действие
Рано утром следующего дня Принц Уэльский заметил Бисмарка в 17 милях от него, и оба корабля двинулись к немецкому кораблю. На этом расстоянии Худ был уязвим для дальнего артиллерийского огня. Британский корабль пытался приблизиться к «Бисмарку», чтобы любой огонь попал в его хорошо защищенные борта, а не в слабозащищенные палубы.
|
Когда два британских корабля развернулись, залп «Бисмарка» попал в «Худ». Произошел мощный взрыв, корабль разломился пополам и через несколько минут затонул. Всего трое из экипажа из 1419 человек.выжил.
Принц Уэльский получил повреждения, но сумел сбежать. Бисмарк также получил достаточно серьезные повреждения, чтобы его отправили в Сен-Назер в Бретани для ремонта.
Месть
Потеря Капюшона потрясла Империю и нанесла жестокий удар по уверенности Британии в победе в войне. В ответ Черчилль отдал свою теперь уже известную команду «потопить «Бисмарк». Ее кончины добивались не только по военным причинам, но и для того, чтобы обеспечить месть и боевой дух британского народа.
На какое-то время линкор исчез из поля зрения, но во второй половине дня 26 мая патрульный самолет обнаружил «Бисмарк» и 14 крошечных, хрупких торпедоносцев «Суордфиш» с авианосца «Арк Ройял» трижды поразил его.
|
Несмотря на эти избиения, он все еще не затонул, пока торпеды из Дорсетшира, наконец, не отправили самый грозный корабль Гитлера на дно моря — хотя некоторые люди думают, что его затопила собственная команда. Ее флаг со свастикой все еще развевался, а ее капитан стоял на палубе и отдавал честь, когда она снижалась.
Только 115 человек на борту были спасены.
Битва в Датском проливе
  Главная Введение Техническая История Экипаж Модели Галерея Кригсмарине Архивы Еще Форум Espaol ОБНОВЛЕНИЯ |
Битва в Датском проливе была коротким морским сражением, которое длилось немногим более четверти часа. Это была настоящая битва титанов, в которой прошли испытание самые большие военные корабли в мире, и она останется в памяти как битва, закончившаяся потоплением одного из самых известных кораблей всех времен.
Ранним утром 24 мая, когда на небе вот-вот должны были появиться первые лучи зари, погода улучшилась, а видимость увеличилась. Немецкая боевая группа держала курс 220 и скорость 28 узлов, когда примерно в 05:30 9Гидрофоны 0082 Prinz Eugen уловили шум винтов двух кораблей по левому борту. В это время немецкие радары по-прежнему не давали эха. Прошли минуты, когда в 05:37 немцы заметили то, что они сначала приняли за легкий крейсер, на расстоянии около 19 миль (35 190 метров / 38 480 ярдов) по левому борту. В 05:43 в порту был замечен еще один неопознанный летательный аппарат, после чего на борту Bismarck и Prinz Eugen была подана тревога. На борту Bismarck идентификация вражеских кораблей была неопределенной, и теперь они оба ошибочно считались тяжелыми крейсерами. Правильная идентификация в то время имела большое значение для выбора правильного типа снарядов. Prinz Eugen Первый артиллерийский офицер (I.A.O.), Korvettenkapitn Paulus Jasper, также счел приближающиеся корабли крейсерами и приказал зарядить 20,3-см осколочно-фугасными снарядами ( Spgr. L/4,7 ). 1 В этот момент британские боевые корабли (в действительности линейный крейсер «Худ» и линкор «Принц Уэльский» ) приближались к немецкой боевой группе курсом 280 со скоростью 28 узлов. Вице-адмирал Холланд на борту Hood , знакомый с уязвимостью своего линейного крейсера в дальнем бою, вероятно, пытался быстро приблизиться, прежде чем открыть огонь. У адмирала Лтьенса не было другого выбора, кроме как принять бой.
Судно: | Евгений | |||
Рабочий объем: | 51 700 т | 19 042 т | 49 136 т | 44 400 т |
Вооружение: Основное: Вспомогательное: Торпеды: | 8 х 38 см 12 х 15 см — | 8 х 20,3 см — 12 х 53,3 см | 8 x 38,1 см — 4 х 53,3 см | 10 х 35,6 см 16 х 13,3 см — |
Броня: Основной пояс: Башни: Верхняя палуба: Бронированная палуба: | 320 мм 130-360 мм 50-80 мм 80-120 мм | 80 мм 160 мм 25 мм 30 мм | 305 мм 127-381 мм 38 мм 75 мм | 348-374 мм 150-324 мм — 124-150 мм |
Скорость: | 30 узлов | 32,5 узла | 29-30 узлов | 28-29 узлов |
Из-за схожих силуэтов немецких кораблей в 05:49 Холланд приказал обоим своим кораблям атаковать головной немецкий корабль ( Prinz Eugen ), полагая, что это был Bismarck . После этого британские корабли сделали 20 поворотов на правый борт на новый курс 300. В 05:52, незадолго до открытия огня, Холланд правильно опознал Bismarck , наконец, и приказал своим силам сместить цель на правый корабль, но по какой-то причине Hood продолжал отслеживать головной корабль. Однако на борту Prince of Wales артиллерийский офицер лейтенант-командир Колин Макмаллен правильно нацелился на Bismarck , который следовал вслед за Prinz Eugen примерно в миле позади. Внезапно в 05:52 с расстояния примерно 12,5 миль (23 150 метров / 25 330 ярдов) Hood открыл огонь, а за ним Принц Уэльский через полминуты в 0553. Оба корабля открыли огонь своими носовыми башнями (4 x 15 дюймов + 6 x 14 дюймов), так как их кормовые башни не могли быть приведены в действие из-за неблагоприятного угла подхода кораблей. Немцы наконец поняли, что столкнулись с крупными кораблями противника, и адмирал Лтьенс немедленно дал сигнал группе «Север»: «В бою с двумя тяжелыми частями». Первый залп Prince of Wales приземлился над Bismarck и за ним. После этого Принц Уэльский начал страдать от первой из многих механических проблем, так как у башни «А» нет. 1 орудие временно сломалось и больше не могло стрелять. Ее второй, третий и четвертый залпы упали на Bismarck . Первые два залпа Hood не дотянули до Prinz Eugen , выбросив на борт несколько осколков и много воды.
Два 15-дюймовых снаряда Hood приземляются рядом с Prinz Eugen во время начальной фазы боя в Датском проливе. Эта фотография была сделана военным репортером Йозефом Лагеманном с позиции 10,5-сантиметровой зенитной артиллерии по правому борту.
Джот Дора! Bismarck открывает огонь.
Британские снаряды падали уже близко, но немецкие орудия по-прежнему молчали. На борту Bismarck первый артиллерийский офицер (IAO), Korvettenkapitn Адальберт Шнайдер на носовом командном пункте несколько раз запрашивал разрешение открыть огонь без ответа с мостика. Наконец, в 05:55, когда войска Холланда поворачивали на 20 влево (маневр, который теперь позволял Bismarck , чтобы правильно идентифицировать Hood и линкор класса King George V ), Bismarck открыл огонь, а сразу после этого Prinz Eugen . 2 Расстояние в это время составляло около 11 миль (20 300 метров / 22 200 ярдов). Оба немецких корабля сосредоточили свой огонь на переднем правом противнике, Hood . Первый залп Bismarck не приземлился. На борту Prinz Eugen г. левый 53,3-сантиметровый торпедный аппарат уже был направлен в сторону противника, и капитан Бринкманн приказал офицеру-торпедисту, капитан-лейтенанту Сигурду Рейманну: «разрешить стрелять, как только он достигнет дистанции». В 05:56 «Принц Уэльский» ‘ пятый залп снова упал, но шестой оседлал и, вероятно, поразил «Бисмарка» , хотя в борт британского линкора попаданий не наблюдалось. Первоначальный огонь немцев был превосходным, и в 05:57 Prinz Eugen уже получил попадание в укрытие Капюшон возле грот-мачты. Это вызвало большой пожар, который распространился до второй воронки. Bismarck также был подбит и теперь оставлял широкий масляный след на поверхности моря. Поэтому Лтьенс приказал Prinz Eugen (который уже произвел шесть залпов по Hood ) изменить цель на Prince of Wales вместе с вторичной батареей Bismarck , который только что вступил в действие. С самого начала Bismarck оказался в фаворе у противника, что позволило ей использовать все восемь орудий, в то время как Prince of Wales теперь стрелял по Bismarck только пятью, а Hood ошибочно стрелял по . Принц Ойген .
Bismarck открывает огонь по Hood , вид из Prinz Eugen . Это один из первых залпов, выпущенных немецким линкором примерно в 05:55-05:56. Bismarck находится примерно на 2500 метров позади Prinz Eugen . Фото: ПК-Лагеманн.
Разрушение Капюшона .
В 06:00 Hood и Prince of Wales находились в процессе поворота еще 20 в левый борт, чтобы привести в действие свои кормовые турели, когда пятый залп Bismarck попал в Hood . Расстояние было менее 9 миль (16 668 метров / 18 236 ярдов). Как минимум один 38-см снаряд пробил Капюшон бронепояса и достиг заднего магазина, где он взорвался. 3 Немецкие наблюдатели были поражены огромным взрывом. Сандерленд Z / 201 (лейтенант Р. Дж. Вон), который только что прибыл по соседству из Исландии, увидел, как Hood взорвался с воздуха, прежде чем попал под сильный зенитный огонь. обстрелом немецких кораблей и заставили немедленно укрыться облачностью. Bismarck Четвертый артиллерийский офицер (IV.A.O.), Капитанлейтенант Буркард фон Мленхейм-Рехберг описал увиденное:
- «Сначала Hood нигде не было видно, на ее месте был колоссальный столб черного дыма, уходящий в небо.
Постепенно у подножия колонны я различил выступающую вверх под углом носовую часть линейного крейсера — верный признак того, что он сломался пополам».
Hood , Mighty Hood , гордость Королевского флота и в течение 20 лет крупнейший военный корабль в мире, раскололся надвое и затонул за три минуты примерно на 63 22′ северной широты, 32 17′ западной долготы. Кормовая часть затонула первой, концом вверх и центром вниз, за ней последовала носовая часть, форштевнем вверх по центру вниз. Все произошло так быстро, что не было даже времени покинуть корабль. Из экипажа в 1418 человек выжили только трое. Вице-адмирал Холланд и штаб его флота, командующий 9-й0082 Худ Капитан Ральф Керр и все остальные погибли. Трое выживших были спасены после трех с половиной часов в море эсминцем «Электра» (командир Сесил Уэйкфорд Мэй), а позже высадились в Рейкьявике. 4
06:01 Немецкое летнее время. 05:01 по центральноевропейскому времени (установлено на борту немецких кораблей).
Капюшон взрывается, как видно из Prinz Eugen . Потребовалось снаряда Bismarck калибра 40 x 38 см, чтобы потопить Капюшон .
После того, как Hood взорвался, Bismarck сосредоточил свой огонь на Prince of Wales . С тех пор британский линкор изменил свой курс, чтобы избежать крушения Hood , и это поставило его между тонущим линейным крейсером и немецкими кораблями. Таким образом, немцы получили простой переключатель цели. В 06:02 Bismarck врезался в мост Prince of Wales ‘, убив там всех, кроме командира, капитана Джона Каттеролла Лича и еще одного человека. Дистанция уменьшилась до 14 000 метров (15 310 ярдов), и теперь даже 10,5-сантиметровая тяжелая зенитная батарея на Prinz Eugen (на Bismarck наверное тоже) вступил в бой. Prince of Wales был в явно невыгодном положении, и в 06:03 выпустил дымовую завесу и отступил из боя после того, как получил в общей сложности четыре попадания от Bismarck и еще три от Prinz Eugen . 5 В это время немецкие корабли начали выполнять серию маневров уклонения после того, как торпеды были ошибочно обнаружены гидрофонами, а с мостика 9 мая были обнаружены пузырьковые следы.0082 Принц Ойген . Эти внезапные изменения курса, несомненно, повлияли на стрельбу немцев, которые больше не попадали по противнику. Британский линкор, в свою очередь, при отступлении дал еще три залпа из башни «Y» местного управления, но попаданий тоже не получил. В 06:09 немцы дали последний залп, и бой закончился. Для британцев это, должно быть, было невероятно, немецкие корабли держали прежний курс вместо того, чтобы следовать за поврежденным Prince of Wales и прикончил ее. 6
Между 06:04 и 06:05. Bismarck с орудиями, направленными влево, открывает огонь по Prince of Wales .
Это самая известная фотография линкора Bismarck , а также одна из самых известных фотографий Второй мировой войны.
Он был снят с Prinz Eugen где-то между 06:07 и 06:09.
К тому времени Hood уже был потоплен, а Bismarck попал под три 14-дюймовых снаряда.
Кормовые башни «Царь» и «Дора» ведут огонь по Prince of Wales в одном из последних залпов боя.
Не дайте себя обмануть, это дневной свет, но вспышка орудий привела к затемненной недодержке фотографии.
Prinz Eugen не был поражен во время боя и остался невредимым, хотя некоторые снаряды Hood упали рядом в начальной фазе боя, а осколки упали на борт. Тем не менее, Bismarck был поражен тремя 14-дюймовыми снарядами в левый борт. Фактически Prince of Wales совершил три стрэддла с тремя попаданиями из 18 залпов. Первый снаряд Bismarck попал в мидель корабля ниже ватерлинии в секции XIV, прошел наружный корпус чуть ниже главного пояса и разорвался у 45-мм бронеторпедной переборки. Это попадание стало причиной затопления портовой электростанции №4. В соседнюю котельную № 2 также ушло некоторое количество воды, но аварийно-спасательные службы сдержали ее с помощью гамаков. Второй снаряд попал в носовую часть в районе ХХ-ХХI, чуть выше ватерлинии. Этот снаряд вошел в левый борт, прошел корабль над 20-мм верхней палубой платформы, не взорвавшись, и вышел в правый борт, оставив пробоину диаметром 1,5 метра. В полубак попало около 1000 тонн соленой воды, вследствие чего несколько сотен тонн мазута застряли в нижних цистернах. Третий снаряд просто прошел лодку по миделю без каких-либо заметных повреждений.
В результате этих попаданий максимальная скорость Bismarck была снижена до 28 узлов. Линкор был опущен на 3 носа и имел крен 9 на левый борт. Из-за этого при движении корабля лопасти правого гребного винта время от времени выходили из воды. Поэтому пустые цистерны правого борта в секциях II и III были затоплены, чтобы уменьшить дифферент и крен в носовой части. Повреждения не были особо серьезными, Bismarck сохранил свою боеспособность, хорошую скорость, потерь среди экипажа не было; только пять человек были легко ранены. Однако потеря топлива должна была сказаться на оставшихся действиях.
Сноски:
1. Korvettenkapitn Paulus jasper Выбор, доказываемое, чтобы быть правильным. /4,4 ) не был бы эффективен против тяжелобронированных кораблей типа Hood и Prince of Wales . 20,3-см осколочно-фугасные снаряды ( Spgr. L/4,7 ) были гораздо более подходящими для поражения небронированных надстроек и другого легкого оборудования на палубах.
2. Возможно, Лтьенс все еще пытался избежать боя с британскими кораблями, следуя приказу Верховного командования. Мленхейм-Рехберг в своей книге «Броненосец Bismarck , A Survivor’s Story» говорит, что он слышал, как капитан Линдеманн сказал: «Я просто не позволю, чтобы мой корабль выстрелили из-под моей задницы…. огонь!»
3. В военно-морских кругах иногда предполагалось, что это был корабль Prinz Eugen , нанесший смертельный удар Капюшон .
Однако Prinz Eugen не мог нести ответственность за это попадание, поскольку в момент решающего попадания (06:00) немецкий крейсер вел огонь по Prince of Wales . PG перевел огонь на военнопленных примерно в 05:57, сразу после попадания Худа в палубу убежища.
Более того, хотя недостатки Hood с точки зрения защиты общеизвестны, 20,3-сантиметровый снаряд теоретически не может пробить Hood 9брони 0083 и доберитесь до ее магазинов.
Также имейте в виду, что PG стрелял фугасными снарядами вместо бронебойных. Снаряды Prinz Eugen s были значительно меньше, чем у Bismarck , и весили всего 122 кг.
— Псгр. L/4,4 (m.Hb), бронебойная база с взрывателем, масса 122 кг, заряд взрывчатого вещества 2,30 кг.
— Spgr. L/4,7 Bdz (m.Hb), осколочно-фугасный взрыватель, вес 122 кг, заряд взрывчатого вещества 6,54 кг.
— Spgr. L/4,7 Kz, осколочно-фугасный взрыватель в носовой части, вес 122 кг, заряд взрывчатого вещества 8,93 кг.
4. Тремя выжившими из Hood были мичман Уильям Дж. Дандас, опытный моряк Роберт Э. Тилберн и сигнальщик Эдвард Бриггс.
5. На борту Prince of Wales погибло 13 человек, которых на следующий день станет 14: старший сигнальщик Уолтер Грэм Эндрюс, рядовой моряк Гарольд Барлоу, опытный моряк Лесли Мэддокс Дидс, рядовой моряк Эдвард Патрик Даймонд, мичман Питер Тутхилл Дрейер, рядовой моряк Уильям Джон Фэйрбэрн, опытный моряк Гарри Халлам, опытный моряк Артур Молино Харпер, старший сигнальщик Эдвард Джеймс Хант, мичман Джон Брет Инс, сигнальщик Норман Джонстон, опытный моряк Томас Рональд Слейтер, рядовой моряк Торнтон Смит и старший матрос Мервин Ричард Такер, умерший 25 мая 19 года.