Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 462-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов»

Принят Государственной Думой 22 декабря 2015 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2015 года

Статья 1

Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 50, ст. 6245; 2009, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901; 2012, N 31, ст. 4318; 2013, N 23, ст. 2882; N 27, ст. 3477; 2014, N 16, ст. 1830; N 30, ст. 4254; 2015, N 27, ст. 3957; N 29, ст. 4380) следующие изменения:

1) в пункте 1 статьи 8:

а) в подпункте 2 слова «2) гражданские» заменить словами «2) пилотируемые гражданские», после слов «, за исключением» дополнить словом «пилотируемых», дополнить словами «, а также сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее»;

б) дополнить подпунктом 21

следующего содержания:

«21) беспилотные авиационные системы, за исключением беспилотных авиационных систем, включающих в себя беспилотные гражданские воздушные суда, на которые сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа или акта оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации;»;

2) в статье 32:

а) пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:

«2. Легкое воздушное судно — воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет менее 5700 килограммов, в том числе вертолет, максимальная взлетная масса которого составляет менее 3100 килограммов.

3. Сверхлегкое воздушное судно — воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет не более 495 килограммов без учета массы авиационных средств спасания.»;

б) дополнить пунктами 4 — 6 следующего содержания:

«4. Пилотируемое воздушное судно — воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся на его борту.

5. Беспилотное воздушное судно — воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).

6. Беспилотная авиационная система — комплекс, включающий в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, технические средства и оборудование, используемые для управления полетом такого воздушного судна или таких воздушных судов.»;

3) в статье 33:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Государственной регистрации подлежат предназначенные для выполнения полетов следующие воздушные суда:

1) беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 0,25 килограмма и менее, и пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;

2) государственные воздушные суда.»;

б) дополнить пунктами 11 — 14 следующего содержания:

«11. Пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов, регистрируются в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации.

12. Сверхлегкие пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, регистрируются в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации.

13. Беспилотные гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, регистрируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

14. Государственные воздушные суда регистрируются в порядке, установленном уполномоченным органом в области обороны, по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.»;

в) дополнить пунктом 31 следующего содержания:

«31. Беспилотные воздушные суда, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;

4) в пункте 1 статьи 34 слова «При включении данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации этому воздушному судну» заменить словами «При государственной регистрации гражданского воздушного судна ему»;

5) пункт 1 статьи 36 изложить в следующей редакции:

«1. Гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности. Сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности, выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается.»;

6) пункт 1 статьи 53 после слов «экипажа гражданского воздушного судна,» дополнить словами «за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее,»;

7) в статье 56:

а) пункт 1 после слова «Экипаж» дополнить словом «пилотируемого»;

б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11. Экипаж беспилотного воздушного судна состоит из одного либо нескольких внешних пилотов, одного из которых владелец беспилотного воздушного судна назначает командиром такого воздушного судна.»;

8) в статье 57:

а) пункт 1 после слов «воздушного судна» дополнить словами «, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее,», слово «(летчика)» заменить словами «(летчика, внешнего пилота)»;

б) пункт 2:

после слова «Командир» дополнить словом «пилотируемого»;

дополнить абзацем следующего содержания:

«Командир беспилотного воздушного судна руководит работой экипажа беспилотного воздушного судна и отвечает за безопасное выполнение полета.»;

9) дополнить статьей 581 следующего содержания:

«Статья 581. Права командира беспилотного воздушного судна

Командир беспилотного воздушного судна имеет право:

1) принимать окончательные решения о взлете, полете и посадке беспилотного воздушного судна, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета беспилотного воздушного судна. Такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полета, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полет, с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) и по возможности в соответствии с установленными правилами полетов;

2) принимать иные меры по обеспечению безопасного завершения полета беспилотного воздушного судна.»;

10) статью 59 изложить в следующей редакции:

«Статья 59. Действия экипажа пилотируемого воздушного судна в случае бедствия

Если пилотируемое воздушное судно терпит или потерпело бедствие, командир пилотируемого воздушного судна и другие члены экипажа пилотируемого воздушного судна обязаны принять все возможные меры по сохранению жизни и здоровья находящихся на борту пилотируемого воздушного судна людей, а также по обеспечению сохранности пилотируемого воздушного судна и находящегося на нем имущества.»;

11) в пункте 1 статьи 67:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

«1. На борту гражданского воздушного судна должна находиться следующая документация:»;

б) в подпункте 1:

абзац второй дополнить словами «для воздушных судов, подлежащих государственной регистрации»;

абзац четвертый дополнить словами «, за исключением воздушных судов, эксплуатация которых допускается без сертификата летной годности»;

абзац пятый после слов «при эксплуатации сверхлегких» дополнить словами «и беспилотных»;

в) подпункт 2 дополнить словами «пилотируемого воздушного судна»;

12) пункт 2 статьи 84 дополнить подпунктом 6 следующего содержания:

«6) исключения возможности несанкционированного доступа посторонних лиц к беспилотным авиационным системам.»;

13) пункт 3 статьи 86 после слов «Терпящее или потерпевшее бедствие» дополнить словом «пилотируемое»;

14) в статье 88:

а) пункт 1:

после слов «потерпевших бедствие» дополнить словом «пилотируемых»;

дополнить абзацем следующего содержания:

«Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие беспилотных воздушных судов организует и осуществляет владелец такого воздушного судна.»;

б) пункт 4 после слова «Полеты» дополнить словом «пилотируемых»;

15) в пункте 2 статьи 131 слова «максимального взлетного веса» заменить словами «максимальной взлетной массы»;

16) в статье 132:

а) наименование после слова «экипажа» дополнить словом «пилотируемого»;

б) пункт 1 после слова «экипажа» дополнить словом «пилотируемого»;

в) пункт 2 после слова «экипажа» дополнить словом «пилотируемого».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

rg.ru

последние изменения и поправки, судебная практика

СТ 32 ВЗК РФ

1. Воздушное судно — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

2. Легкое воздушное судно

— воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет менее 5700 килограммов, в том числе вертолет, максимальная взлетная масса которого составляет менее 3100 килограммов.

3. Сверхлегкое воздушное судно — воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет не более 495 килограммов без учета массы авиационных средств спасания.

4. Пилотируемое воздушное судно — воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся на его борту.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

5. Беспилотное воздушное судно — воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).

6. Беспилотная авиационная система — комплекс взаимосвязанных элементов, включающий в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, средства обеспечения взлета и посадки, средства управления полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов и контроля за полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов.

Комментарий к Статье 32 Воздушного кодекса России

Под воздушным судном из смысла комментируемой статьи следует понимать летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

К воздушному транспорту относятся самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэростаты и т.п.

Федеральным законом от 18.07.2006 N 114-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» <41> введены определения понятий легкого воздушного судна и сверхлегкого воздушного судна. К легкому воздушному судну отнесено воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет менее 5700 килограмм. Для вертолета данной категории установлен максимальный взлетный вес менее 3100 килограмм. Что касается категории сверхлегкого воздушного судна, к ней относятся суда с максимальным взлетным весом не более 495 килограмм без учета веса авиационных средств спасания.
———————————
<41> СЗ РФ. 24.07.07. N 30. Ст. 3290.

vozkod.ru

Новая редакция Воздушного кодекса РФ: беспилотники

30 марта 2016 года вступили в силу поправки к Воздушному кодексу РФ, регламентирующие обязательную сертификацию, аттестацию и государственную регистрацию беспилотных летательных аппаратов.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. № 462-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов» вступил в силу 30 марта 2016 года, спустя 90 дней после официального опубликования. В связи с этим специальные пункты регистрации, находящиеся под юрисдикцией ФСБ, займутся постановкой на государственный учет «дронов», принадлежащих гражданам и организациям. В связи с этим обновилась редакция Воздушного кодекса РФ,

Материалы по теме

В статью 8 Воздушного кодекса РФ, регламентирующую порядок обязательных сертификации и аттестации в гражданской авиации, добавили новый пункт 2.1, определяющий, что все беспилотные авиационные системы подлежат обязательной сертификации. Исключение составляют только беспилотные авиационные системы, включающие в себя беспилотные гражданские воздушные суда, на которые сертификат летной годности был выдан на основании сертификата типа или акта оценки конкретного воздушного судна.

В статье 32 Воздушного кодекса РФ даны новые характеристики легким и сверхлегким воздушным судам, а также добавлены пункты о пилотируемых и беспилотных воздушных судах и беспилотных авиационных системах. В частности, беспилотное воздушное судно — это воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна, а система — это комплекс, включающий в себя одно или несколько таких воздушных судов и средства для управления их полетом. Статья 33 ВК РФ дополнена пунктом 3.1, регламентирующим учет беспилотников, произведенных в России или ввезенных из-за границы. Статьей 34 ВК РФ определено, что при госрегистрации на борт «дрона» должны быть нанесены специальные опознавательные знаки.

Новая редакция статьи 36 ВК РФ определяет, что допуск к эксплуатации беспилотника может быть осуществлен только при наличии сертификата. Статья 56 ВК РФ определяет понятие экипажа беспилотного воздушного судна, а статья 57 ВК РФ регламентирует должность командира такого экипажа, в частности, предписывает, что командир «руководит работой экипажа беспилотного воздушного судна и отвечает за безопасное выполнение полета». В связи с этим в кодекс была введена новая статья 58.1 ВК РФ, определяющая права командира беспилотного воздушного судна.

Поправки в статью 59 ВК РФ выбиваются из общего ряда, поскольку данная статья регламентируют действия командира и экипажа пилотируемого воздушного судна в случае бедствия. Это уточнение в нее было внесено в связи с появление в кодексе беспилотников. В статью 88 ВК РФ добавлена норма о том, что «поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие беспилотных воздушных судов организует и осуществляет владелец такого воздушного судна».

Кроме того, изменились требования к страхованию жизни и здоровья пассажиров и экипажей воздушных судов, а также ответственности их владельцев перед третьими лицами. В нормах статьи 131 ВК РФ понятие «максимальный взлетный вес воздушного судна» заменено на понятие «максимальная взлетная масс воздушного судна» в целях исчисления минимальной страховой суммы. В статье 132 ВК РФ определено, что «страховая сумма на каждого члена экипажа пилотируемого воздушного судна устанавливается в размере не менее чем тысяча минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на момент заключения договора страхования».

ppt.ru

Воздушное судно — 3D Vehicle

English

Deutsch

Español

Français

Hrvatski

Italiano

Polski

Türkçe

Русский

中文

日本語

한국어

Legal notice a span.text:after, .ynmenu-multi > a span.text:after, .ynmenu-content > a span.text:after, .ynmenu-mixed > a span.text:after { display: none !important; } ]]>
    a span.text { color: #transparent !important; } .ynmenu-style-metro li[data-level=’1′].ynmenu-level1-idmenu-1 > a { background-color: #transparent; } .ynmenu-style-metro li[data-level=’1′].ynmenu-level1-idmenu-1.ynmenu-standard li.over > a { background-color: #transparent; } .ynmenu-style-metro li[data-level=’1′].ynmenu-level1-idmenu-1 > ul, .ynmenu-style-metro li[data-level=’1′].ynmenu-level1-idmenu-1.ynmenu-standard ul, .ynmenu-style-metro li[data-level=’1′].ynmenu-level1-idmenu-1 > .ynmenu-mixed-main { border-color: #transparent; border-top-color: 4px solid #transparent; } .ynmenu-style-metro li[data-level=’1′].ynmenu-level1-idmenu-1.ynmenu-multi li a { color: #transparent; } .ynmenu-style-metro li[data-level=’1′].ynmenu-level1-idmenu-1.ynmenu-multi li li.over > a > .text { color: #transparent; } .ynmenu-style-metro li[data-level=’1′].ynmenu-level1-idmenu-1.ynmenu-multi li li.over > a > .text { background-color: #transparent; } ]]>
  • Community
      a span.text { color: #transparent !important; } ]]>
    • Groups
        a span.text { color: #transparent !important; } ]]>
      • Local and Branch
      • a span.text { color: #transparent !important; } ]]>
      • Manufacturer & Supplier
      • a span.text { color: #transparent !important; } ]]>
      • CAD, PLM, ERP
      • a span.text { color: #transparent !important; } ]]>
      • Mixed Zone
      • a span.text { color: #transparent !important; } ]]>
      • Functionality focused…
      • a span.text { color: #transparent !important; } ]]>
      • Made by CAD
      • a span.text { color: #transparent !important; } ]]>
      • Type of machine
      • a span.text { color: #transparent !important; } ]]>
      • All About
    • Members
    • a span.text { color: #transparent !important; } ]]>
    • Tools

b2b.partcommunity.com

Online Courses From Top Universities. Join for Free

List
  • Explore
  • For Enterprise
  • Join for Free
  • Log In
Loupe CopyИзучить