Содержание

Беспилотники США

Telegram канал  https://telegram.me/proUAV

 

Численные оценки 

2016

Основные доходы на рынке потребительских БЛА в США обеспечивают БЛА стоимостью выше $300: за 12 месяцев с апреля 2016 года по март 2017 года они обеспечили 84% суммарной стоимости или 40% в штучном выражении. Наивысший спрос в премиальном сегменте отмечен на аппараты с ценой от $1000, на втором месте — БЛА с ценой от $300 до $500. Спрос на БЛА с автопилотом в 5 раз выше, чем на классические коптеры. Особенно активно покупали БЛА с функцией «следуй за мной» — в 19 раз чаще, чем аппараты без этой функции.  2017.04.17 В США продажи потребительских дронов в 2016 году удвоились.

США обладает крупнейшим в мире флотом военных БЛА и наибольшим опытом их использования на различных театрах военных действий. В нем более, чем 11 тысяч единиц, способных выполнять самые разные боевые задачи. В ближайшие годы эта ситуация вряд ли изменится.  

2016.06.21 Военные беспилотники США. Внушительная сила — неполная информация о составе беспилотного флота США. 

 

 Каталог БЛА, производимых в США

3D Robotics Iris, 3D Robotics, США

квадрокоптер, ~$750, до 15 минут полета ; Офсайт Iris  

 

3D Robotics Iris+, 3D Robotics, США

квадрокоптер, ~$600, 15-20 минут полета

 

3D Robotics Solo, 3D Robotics, США

квадрокоптер, ~$1000, ~20 минут полета

 

B2 (Big Bat), США

2016.03 Беспилотный орнитоптер, разработанный в США, в Иллинойсском университете. Авторы: A. Ramezani. X. Shi, S.-J. Chung, S. Hutchinson. 

 

Easy Drone XL PRO, Easy Aerial, США

хобби-квадрокоптер, до 45 минут в полете с нагрузкой 1.3-1.8 кг

2015.12.07 Easy Drone XL Pro — 45 минут в воздухе от одной зарядки 

 

Eclipse, Robota, США

2016.06.25 Eclipse — полностью автономный беспилотник — фиксированное крыло 

 

EQ-4, Northrop Grumman, США

Версия RQ-4 Global Hawk, оборудованная системой BACN (Battlefield Airborn Communications Node). В 2017 году у ВВС США три таких дрона, приданные 38-й Air Expeditionary Wing, базирующейся на авиабазе Al Dhafra в ОАЭ. 

 

Fury, Lockheed Martin, США

Военный беспилотник для разведки, наблюдения, рекогносцировки и РЭБ. Может оставаться в полете свыше 15 часов. Предназначен для оказания стратегической поддержки наземным тактическим группам. Не нуждается в ВВП, стартует с катапульты, приземление — в сеть. В 2017 году получил новый двигатель. 

 

LightingStrike, Aurora Flight Sciences

Ударный беспилотник с вертикальным взлетом, разрабатываемый в рамках программы DARPA VTOL X-plane. Планируется газотурбинный двигатель мощностью 3 МВт (4 тыс. л.с.), 24 канальных вентилятора — по 9 в каждом поворотном крыле и по 3 в поворотных носовых кэнардах. 4.5 тонны. Планируемые скорости — 740 км/ч, полезная нагрузка — около 1.8 тонн. Ожидаемое время постройки — 2018 год.  

2016.04.22 Прототип дрона будущего Darpa становится на крыло. 1:5

 

LOCUST, США

Название проекта LOCUST ВМС США расшифровывается, как LOw-Cost Unmanned aerial vehickle Swarming Technology, т.е. технология роя недорогих беспилотников.

Пусковая установка проекта LOCUST, разработанного в офисе военно-морских исследований США, способна за несколько секунд запустить в воздух целую группу беспилотников самолетного типа. Дроны предназначены для решения задач целеуказания, а также они могут затруднять работу систем ПВО врага. Основное преимущество такого подхода — противнику сложнее работать с большим числом небольших целей, выполняющих задачу, например, корректирования огня. Часть беспилотников группы по-замыслу может быть переоборудована для  использования в качестве барражирующего боеприпаса. Видимо, американцам понравился опыт израильтян с их HARPY, которую хотели бы закупить немало стран. Новости о Locust — по ссылке. 

 

MQ-1B Predator, General Atomics, США

MALE UAS, средневысотный телеуправляемый БЛА, самолетного типа, первоначально разведывательный (RQ-1), позднее был модифицирован до многоцелевого (MQ-1). 

 

MQ-1C Grey Eagle, General Atomics, США 

Многоцелевой телеуправляемый БЛА самолетного типа. Стоимость — порядка $21 млн за единицу. Может нести на себе ракеты воздух-земля.

 

MQ-4C Triton, Northrop Grumman, США

Многоцелевой BAMS UAS, самолетного типа. Для разведывательных целей. Способен оставаться в воздухе более 24 часов. Создан по заказу ВМФ США, как дальнейшее развитие BAMS UAS RQ-4 Global Hawk. Первый полет — 22 мая 2013 года. Планируется выпуск 68 штук. Стоимость порядка $182 млн (считая расходы на разработку). 

 

MQ-5B Hunter, IAI Malat Division, США/Израиль

многоцелевой телеуправляемый БЛА, средневысотный, самолетного типа, с длительным временем полета. 

От разведывательного RQ-5B отличается наличием авиабомб GBU-44/B Viper Strike. 

Разработан в 1989 году Israeli Aircraft Industries совместно с американской компанией TRW (Northorp Grumman Corp.) на базе израильского БЛА Impact. 

Первый полет — 1991

Первый контракт на производство для армии США — 1993 год. Также закупался Францией, Бельгией, Индией.

Официальная страница на сайте производителя. 

2014.03 Согласно публикациям российской прессы был посажен на территории Крыма после перехвата управления с использованием российского комплекса РЭБ Автобаза.  /tvzvezda.ru. Информация скорее всего не достоверна, в частности Ростех опровергает факт использования комплекса Автобаза в Крыму. /Rostec.ru Отрицают это и другие источники, в частности, со ссылкой на пресс-секретаря Пентагона /bbc.com   

 

MQ-8B, США

2015.06.20 UAV вертолетного типа. На вооружении Армии США.  7.32 м длиной, грузоподьемность — 272 кг. Не менее 30 единиц.

 

MQ-8C Fire Scout, США 

2015.07.20 Военно-морской беспилотный телеуправляемый вертолет. Может работать на удалении до 115 миль. Первый полет 31.10.2013. Оборудован радаром, сенсорами для перехвата связи и системой APKWS (высокоточного огня), что означает ракеты с лазерным наведением. Видео.  2015.07.20 Drone of the Day: Fire Scout 

2015.06.20 UAV вертолетного типа. Планируется использование MQ-8C в ВМС США, начиная с 2018 года. После двух лет тестирования модели MQ-8B начались испытания новой модификации MQ-8C. 9.45 метра длиной. Отличается большим временем в полете, большим радиусом действия и более высокой грузоподьемностью — более 317 кг. Новый радар с фазированной антенной решеткой на борту с дальностью действия более 148 км. Планируется использовать в качестве разведывательного дрона. ВМФ США уже заказало 17 MQ-8C и планирует приобрести до 40 таких дронов. 

2015.06.20 The Navy is testing out a bigger, badder Fire Scout UAV 

 

MQ-9 Reaper, General Atomics, США

самолетного типа, многоцелевой, повышенной дальности действия

 

MQ-25 Stingray,  производитель не выбран, США

самолетного типа, многоцелевой. В 2017 году появилась информация о том, что он будет беспилотным дозаправщиком для других аппаратов. 

 

Outrider, Lockheed Martin, США

складной БЛА, запускаемый из транспортно-пускового контейнера нажатием кнопки. Аппарат представлен в 2017 году и предназначен для военного и гражданского применения. 
2017.09.19 Lockheed Martin представили складной БЛА Outrider. 

 

PARC, CyPhy, США

гексакоптерная платформа, получающая электропитание с земли — для видеонаблюдения и ретрансляции радиосигналов, высота подъема — 150 метров. 

2015.11.10 Привязной дрон PARC может оставаться в воздухе час за часом, день за днем. 

 

Perdix,  MIT / Strategic Capabilities Office, США

военный микродрон самолетного типа роевого применения, распечатанный на 3D-принтере. Разрабатывается с 2011 года для проверки концепта роевых БЛА, запускаемых из диспенсеров обитаемого самолета, прежде всего, для создания помех в работе систем самонаведения ракет и систем ПВО противника. Испытания прошли в 2016 году.

 

Quantix, AeroVironment, США

Тейлситтер гражданского назначения, 2.26 кг, 1 м — размах крыльев, скорость до 72,4 км/ч, 45 минут полета, две камеры 18 мпикс. 

2016.11.25 AeroVironment выходит на рынок коммерческих беспилотников! 

 

RQ-4 Global Hawk, Northrop Grumman, США

BAMS UAS, беспилотный самолет-разведчик.  Разработан в Ryan Aeronautical, которая позднее вошла в Northrop Grumman. Оснащен радаром с синтезируемой диаграммой направленности, а также дальнодействующими электрооптическими и ИК сенсорами. Может производить наблюдение за территорией до 100 тыс. кв.км за день. Первый полет в 1998 году. 

В 2015 году используется в ВВС США, ВМФ США и NASA, как HALE БЛА. Стоимость колеблется от $61 млн в 2001 году до $223 млн в 2013 году. Построено порядка 43 таких дронов. 

По состоянию на 2015.03, использование БЛА Global Hawk по совокупности расходов обходится дороже, нежели разведывательного самолета U-2S с пилотом на борту. 

Более не производится, т.к. его сменил MQ-4C Triton.

 

RQ-7 Shadow, AAI Corp., США

Разведывательный БЛА. Стоит на вооружении Армии США, а также ряда других стран, включая Австралию и Швецию. Построено боле 500 экземпляров. Порядка $0.75 млн за аппарат, порядка $15.5 млн за систему. На вооружении с 2002 года. Есть модификации 200, 400, 600. Вики. 

 

RQ-11 Raven, Aerovironment, США

Телеуправляемый тактический мини-беспилотник. 

2016.12.22 Американские тактические дроны Raven RQ-11B в Украине показали себя не лучшим образом. 

 

RQ-21A Blackjack, Insitu, США

Малая тактическая беспилотная система. Вики. Используется, в частности, морпехами США. 

 

RQ-170 Sentinel, Lockheed Martin, США

многоцелевой телеуправляемый необитаемый летательный аппарат типа «летающее крыло» по «стелс» технологии. Используется ВВС США и ЦРУ с 2007 года. Размах крыльев — 20 метров, длина — 4.5 м. 

Использование его армией США рассекречено с 2009 года.

Использовался при ликвидации Усамы бен Ладена. Один экземпляр захвачен Ираном. Характеристики секретны. Стоит $6 млн. 

Используются например, 30-й разведывательной эскадрильей ВВС США в количестве 20 шт на 2016 года. 

 

Sandoval Silver State Seeder, Drone America, США

Самолетного типа, 3.6 метра — размах крыльев, вес — до 25 кг, может функционировать при неблагоприятных погодных условиях

2016.05.10 Дроны займутся засевом облаков. БЛА для распыления йодистого серебра в облаках для стимулирования выпадения осадков.  

 

SkyGuardian, General Atomics, США

Ударный  беспилотник, отличающийся от предшественников тем, что может быть сертифицированы для использования в едином воздушном пространстве. Как ожидается, первый такой БЛА будет передан заказчику в 2018 году. Ранее носил название Certifiable Predator B. Создается на базе MQ-9 Reaper. Первый полет — в ноябре 2016 года. 

 

Spy’Ranger, Thales Group, США

Переносной разведывательный БЛА Spy’Ranger для вооруженных сил других стран, прежде всего, стран Азиатско-тихоокеанского региона.

2017.04.13 В Thales Group разработали переносной разведывательный БЛА. 

 

SR-72, Lockheed Martin, США

Многоцелевой телеуправляемый гиперзвуковой летающий беспилотник самолетного типа. В разработке на 2017 год. Как ожидается, сможет разгоняться до скоростей выше 7 тыс. км/ч (6 Махов) и подниматься на высоты до 24 км. Для испытаний отдельных решений, предназначенных для SR-72, разрабатывается опционально-пилотируемый образец (FRV) с одним двигателем. Размер аппарата сопоставим с габаритами F-22.

 

Switchblade, AeroVironment, США

Барражирующий боеприпас. Предназначен для поражения личного состава и легкобронированной техники противника. 

 

VA001, Vanilla Aircraft, США

Экспериментальный беспилотный летающий аппарат с двигателем внутреннего сгорания, предназначенный для длительных полетов. Цели — разведка, наблюдение, ретрансляция сигналов.  Аппарат должен сократить ценовой разрыв между дорогостоящими высотными БЛА и бюджетными коммерческими дронами.  
Расчетное время полета — до 10 дней с полезной нагрузкой до 13,6 кг на высоте порядка 4.6 км. 

 

VTOL и PARC, CyPhy, США

2015.11.10 «Привязной» дрон PARC может оставаться в воздухе час за часом, день за днем. 

 

X-Plane (X24A), Aurora Flight Sciences, США

2017.04.09 В DARPA  строят полномасштабную версию X-Plane.

2016.04.22 Прототип дрона будущего становится на крыло.  

robotrends.ru

Успехи программ ударных БПЛА США и Европы

Когда на испытательных полигонах Запада идет успешная демонстрация новейших ударных беспилотных технологий, в российском Министерстве обороны уровень безнаказанного воровства зашкаливает уже за миллиардные отметки. Парадоксально, но факт: чем больше уровень воровства в военном ведомстве и оборонно-промышленном комплексе России, тем больше в головах у некоторых представителей военно-промышленного руководства страны оптимизма и решимости «догнать и перегнать Америку» в прорывных областях науки и техники, кардинальным образом влияющих на развитие новейших военных технологий.

Конец текущего года сложился весьма удачно для ВМС США и компании «Нортроп Грумман». В программе создания палубного беспилотного разведывательно-ударного авиационного комплекса (РУАК) UCLASS (Unmanned Carrier Launched Airborne Surveillance and Strike) отработаны очередные этапы, приближающие разработчиков к началу в 2013 году летных испытаний демонстраторов этой системы на авианосце.

Для этого создаются два опытных образца (AV-1 и AV-2) беспилотного летательного аппарата (БЛА) X-47B, разработанных «Нортроп Грумман» и представляющих на сегодня наиболее продвинутые опытные беспилотные платформы, служащие прообразом тех перспективных РУАК, которые через 10 лет могут появиться в составах палубных авиационных групп, базирующихся на атомных авианосцах американских военно-морских сил.

Новый дрон для Пентагона

В середине 90-х годов Пентагон начал работать над концепцией БЛА, предназначенного в основном для выполнения боевых задач. ВВС и ВМС США приступили к реализации двух отдельных программ создания демонстраторов ударных дронов типа UCAV (Unmanned Aerial Combat Vehicle). Для военно-воздушных сил компания «Боинг» разрабатывала демонстратор X-45, а для военно-морского флота эта программа имела обозначение UCAV-N (Unmanned Aerial Combat Vehicle – Navy), в рамках которой «Нортроп Грумман» и «Боинг» работали по двум отдельным конкурирующим проектам – X-47 «Пегас» и X-46 соответственно.

Однако в июне 2003 года американское оборонное ведомство приняло решение об объединении двух концепций для ВВС и ВМС в одну программу J-UCAS (Joint Unmanned Combat Air System) под руководством управления перспективных исследований Минобороны DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency). Цель такого слияния и трансформации проводимых работ заключалась в необходимости создания универсальной наступательной системы, в которой авиационный и наземный компоненты были бы адаптированы под выполнение специальных боевых задач.

Затем в декабре 2004 года DARPA получило указание передать управление всеми ресурсами программы J-UCAS в ВВС США. Однако все перестановки и трансформации не дали положительного результата, и это направление было закрыто в 2006 году. К тому времени расходы по программе на проведение НИОКР превысили 1,45 миллиарда долларов, сделав ее одной из самых дорогостоящих в области беспилотной техники, когда-либо реализованных Пентагоном.

Однако ВМС не отказались от идеи внедрить в составы своих и без того мощных корабельных авиационных групп летательные аппараты нового типа и в мае 2010 года сделали для ведущих корпораций американского ОПК запрос на информацию по палубному БЛА UCAV, получившему затем название UCLASS. Идея, занимавшая головы военно-морских стратегов США, заключалась в следующем. Потребовался малозаметный разведывательно-ударный комплекс, способный к концу 2018 года действовать совместно с пилотируемыми палубными самолетами в составе корабельной авиационной группы авианосца.

Предполагаемый РУАК в составе четырех – шести БЛА должен автономно действовать с авианосцами типа CVN-68 «Нимитц» и CVN-78 «Джеральд Форд», находиться в воздухе без дозаправки 11–14 часов, а также иметь возможность пополнять запасы топлива от самолетов-заправщиков по системам «шланг-конус» или «заправочная штанга-топливоприемник».

Важной отличительной особенностью системы UCLASS стало ее предназначение для действий в хорошо защищаемом средствами ПВО воздушном пространстве, а значит, БЛА должен был иметь малый уровень радиолокационной заметности по аналогии с палубным вариантом истребителя пятого поколения F-35C.

Контракты на проработку данной концепции ВМС выдали компаниям «Дженерал Атомикс Аэронаутикал Системз», «Локхид Мартин» и «Нортроп Грумман». Но сейчас нас больше интересует концепция X-47B, предложенная «Нортроп Грумман», поскольку два ее демонстратора построены, летают и готовятся к испытательным полетам на атомном авианосце «Гарри Труман». Компания получила от ВМС контракт на изготовление модели ударной беспилотной авиационной системы UCAS-D (Unmanned Combat Aircraft System Demonstrator) еще в августе 2007 года. В рамках реализуемой программы разработки и летных испытаний двух демонстраторов X-47B с габаритами истребителя будет получен необходимый опыт, который планируется использовать в последующей конкурсной программе по созданию для ВМС США палубного беспилотного РУАК UCLASS.

Вариант X-47B является усовершенствованным вариантом аппарата X-47A UCAV-N, выполнен по аэродинамической схеме «бесхвостка», имеет длину 11 метров и размах крыла 18,9 метра. Увеличение размаха крыла в сочетании с турбореактивным двигателем F100-220U компании «Пратт энд Уитни» позволяет модели находиться в воздухе 9 часов и обеспечивает дальность полета 2960 км. Консоли треугольного крыла аппарата выполнены складывающимися, что уменьшает его габариты и обеспечивает базирование на авианосце.

Морской вариант

Первый успешный полет X-47B выполнил в феврале 2011 года в Летно-испытательном центре имени Драйдена на базе ВВС США «Эдвардс» (штат Калифорния) и затем в июне 2012-го был переброшен на авиационную станцию ВМС Патаксент-Ривер (штат Мэриленд) для проведения следующего этапа испытаний.

Спустя месяц, 29 июля там же был осуществлен второй полет. Как сообщило командование авиационных систем военно-морских сил, демонстратор БЛА взлетел с аэродрома и находился в воздухе 35 минут, была достигнута высота 2300 метров и скорость 330 км/ч.

Этот полет над Чесапикским заливом открыл программу летных испытаний X-47B, в которых должна быть подтверждена совместимость модели со штатными летными процедурами на палубе и его взлетно-посадочным оборудованием. Воздушное пространство здесь позволяет разработчикам БЛА проводить испытательные полеты без каких-либо ограничений до момента переноса летной программы на борт авианосца в 2013 году.

Один из испытательных комплексов на авиационной станции имитирует условия авианесущего корабля и позволяет разработчикам убедиться в готовности БЛА к испытаниям на море, в частности проверить возможность взлета с помощью катапульты и точных заходов на посадку и приземление с применением аэрофинишера до момента проведения реальных испытаний на палубе.

В конце ноября текущего года на Патаксент-Ривере был проведен первый запуск X-47B с помощью береговой наземной паровой катапульты, после чего аппарат выполнил испытательный полет над Чесапикским заливом. Полетным заданием предусматривалось выполнение нескольких маневров, имитирующих программу полета БЛА при посадке на палубу авианосца по требуемой глиссаде.

По словам Дарела Мартиса, директора летных испытаний демонстратора UCAS-D в компании «Нортроп Грумман», подобный запуск – очень важный этап в программе испытаний, поскольку была продемонстрирована возможность точного управления аппаратом с помощью беспроводного ручного пульта управления CDU (Control Display Unit), который будет играть важную роль в будущих операциях с X-47B на корабле. В числе этих операций – рулежка БЛА, его перемещение к палубной катапульте и сцепка с ней, отцепка от аэрофинишера после посадки и быстрый выход с посадочной палубы.

Объединенная группа специалистов ВМС и компании-разработчика «Нортроп Грумман» продолжит наземные полеты в течение следующих нескольких недель до начала морских испытаний второго демонстратора БЛА X-47B на борту атомного авианосца CVN-75 «Гарри Труман». Эти работы будут проводиться до конца года, а в 2013-м планируется начать полеты с палубы, продолжив их в 2014 году летными испытаниями по осуществлению автономной заправки X-47B в воздухе по программе AAR (Autonomous Air Refueling) с применением заправочной штанги и конуса.

В ходе выполнения этой программы будут последовательно отработаны технологии, необходимые для последующего создания малозаметного беспилотного РУАК палубного базирования. К 2020 году ВМС планируют начать эксплуатацию на авианосце первой эскадрильи разведывательно-ударных БЛА, имеющих габариты палубного истребителя.

На начальном этапе декабрьских палубных испытаний демонстратора X-47B намечено проверить совместимость аппарата со штатными операциями, проводимыми с базирующейся на авианосце авиационной группой. Для этого на корабле установлено соответствующее оборудование и программное обеспечение. В соответствии с программой командования авиационных систем ВМС США БЛА будет выполнять различные рулежки на палубе авианосца, а также другие операции.

Летные демонстрационные испытания X-47B, запланированные на 2013 год, предусматривают выполнение демонстратором UCAS-D взлетов и посадок на палубу авианосца, нахождение аппарата в воздушном пространстве, контролируемом службой управления воздушным движением корабля, а также проведение других штатных операций с этой моделью.

В рамках программы UCAS-D планируется проверить к 2013 году возможность автономного малозаметного демонстратора X-47B безопасно действовать с авианосца, включая взлет и посадку, после чего в 2014-м будет проведена его автономная дозаправка топливом в воздухе.

В преддверии морских испытаний разработчики проверили управление аппаратом на палубе корабля с применением беспроводного ручного дисплейного устройства CDU (Control Display Unit), которое позволит операторам осуществлять маневрирование БЛА на авианосце посредством дистанционного управления. Работы были проведены в начале ноября на авиационной станции ВМС США Патаксент-Ривер и продемонстрировали возможность безопасного маневрирования аппарата на палубе, заполненной другими летательными аппаратами, при беспроводном управлении. Программой испытаний предусматривалось управление тягой двигателя БЛА, выполнение наземных рулежок, выход аппарата к катапульте и соединение с ней, а также перемещение беспилотника в имитируемой посадочной зоне после завершения посадки.

Палубный оператор X-47B будет работать в тандеме с руководителем летной палубы авианосца при выполнении операций по изменению его местоположения на корабле с применением устройства CDU. Руководитель полетов будет применять традиционные команды, отдаваемые рукой, чтобы показывать, как аппарат может двигаться по палубе. Оператор с устройством управления планирует находиться за руководителем полетов и использовать CDU для дублирования ручных команд и их передачу на БЛА в цифровой форме по беспроводной линии связи.

Успешно ведется отработка и других задач, которые должен выполнять в воздухе X-47B. В частности, проведена серия летных испытаний по демонстрации технологии, способной помочь увеличить дальность и продолжительность полета перспективных ударных БЛА палубного базирования при выполнении разведывательных или ударных операций.

В этих испытаниях демонстрировались возможности созданных аппаратных и программных средств, способных помочь X-47B выполнить автономную дозаправку в воздухе AAR (Autonomous Aerial Refueling) в 2014 году.

Как сообщила компания «Нортроп Грумман», в ходе летных испытаний по программе AAR функции ударного БЛА X-47B выполнял его имитатор – самолет «Лирджет» компании «Калспан». В качестве заправщика применялось воздушное судно K707 компании «Омега Эйр Рифьюэлинг». Демонстрировались возможности заправки двумя методами, применяемыми ВМС и ВВС США. В первом случае это была система «шланг-конус», а во втором – прием топлива от других аппаратов с применением топливной штанги. В испытаниях передача топлива в воздухе между летательными аппаратами не осуществлялась.

На «Лирджет» были установлены функциональные эквиваленты навигационной системы, процессор системы управления полетом и система обзора в передней полусфере, которые X-47B будет использовать при проведении заправочных операций в воздухе. На воздушном судне не было заправочной горловины или штангоприемника. K707 был практически идентичным самолету ВВС США KC-135 и оснащен заправочным конусом.

При каждой тренировке дозаправки в воздухе имитатор БЛА «Лирджет» выводился на удаление примерно 1,6 километра от заправщика. Затем летчик передавал управление самолетом бортовому процессору от X-47B, обеспечивающему автономное управление полетом и контролирующему самолет-имитатор при проведении испытания.

В ходе штатной операции «заправки» оператор на борту K707 или руководитель полета на земле выдавал команды «Лирджету» при прохождении каждой основной позиции при дозаправке в воздухе: наблюдение перед заправкой за крылом танкера, положение контакта за танкером при дозаправке, положение после заправки.

На борту X-47B будет применяться гибридная спутниково-визуальная навигационная система в сочетании с автономной системой управления полетом, что позволит определить и точно выдерживать дистанцию между заправщиком и заправляемым аппаратом. «Нортроп Грумман» и ВМС планируют провести дополнительные испытания по программе AAR с применением тех же самолетов, когда будут готовы отработанные в летных испытаниях аппаратные и программные средства X-47B.

Европейский аналог

Реализация программы создания ударных БЛА в США находится под пристальным вниманием ведущих европейских аэрокосмических компаний. Никто в Европе не желает, чтобы Соединенные Штаты ушли в длительный отрыв по созданию новейших технологий, которые будут востребованы в будущих военных конфликтах. В настоящее время оборонная промышленность Франции и Германии пытается воспрепятствовать закупке американских ударных БЛА MQ-9 «Риппер» (Reaper) компании «Дженерал Атомикс» (General Atomics).

Эти две европейские страны рассматривают вопрос о совместном приобретении партии этой модели для дальнейшего совместного применения. Однако те имеющиеся средства, которые предназначены для закупки американских беспилотников, по всей вероятности, могут быть изъяты из программы финансирования разработки европейского дрона, что поставит ее в сложное положение. Чтобы продемонстрировать правительствам своих стран готовность аналогичных технологий в области боевой беспилотной техники, а также оказать определенное давление на военно-политическое руководство Франции и Германии, 1 декабря 2012 года на французском испытательном полигоне Истр был проведен давно ожидаемый первый полет демонстратора европейского ударного БЛА «Нейрон».

Головной контрактант по этой программе – французская самолетостроительная фирма «Дассо Авиасьон» (Dassault Aviation), а также группа компаний-субподрядчиков из пяти европейских государств надеются, что первый полет «Нейрона» послужит своеобразным катализатором и заставит правительства стран – участников проекта объединить усилия и координировать свои действия в области разработки собственного беспилотного аппарата. Первым шагом в этом направлении могло бы быть решение о постройке новой модели – «Нейрон-2», которая имела бы более продвинутую конфигурацию и позволила проводить интенсивные войсковые испытания возможностей перспективного ударного БЛА.

В дополнение к программе «Нейрон» компания «Дассо Авиасьон» совместно с британской «БАЕ Системз» (BAE Systems) будет исследовать возможность создания перспективного англо-французского боевого БЛА, а также средневысотного беспилотника большой продолжительности полета типа MALE (Medium-Altitude Long-Endurance).

БЛА «Нейрон» выполнил первый полет продолжительностью 25 минут, в котором была проведена оценка следующих основных этапов:
— автоматическая рулежка аппарата по взлетно-посадочной полосе,
— удерживание его на середине полосы,
— взлет, заход на посадку и приземление,
— пробег по полосе на большой скорости,
— выполнение в воздухе различных разворотов,
— набор высоты и пологое пикирование.

Испытания проводились в диапазоне возможных летных режимов, причем скорость аппарата достигала 277 км/ч, а высота – 610 метров.

Теперь модель планируют передать в Центр электроники систем вооружения (Centre de l’Electronique de l’Armement) Генеральной делегации по вооружениям Франции DGA для проведения четырехмесячных исследований ее демаскирующих признаков в различных диапазонах электромагнитного спектра (радиолокационных, инфракрасных, ультрафиолетовых, оптических и др.) в специальной безэховой камере. После завершения этих работ БЛА будет возвращен в Истр, где в апреле 2013 года начнется программа его летных испытаний, которые в середине 2014-го завершатся сбросом управляемых бомб из внутреннего отсека вооружения.

Бомбометание в имитируемом боевом сценарии намечено производить по наземной цели, обнаруженной, опознанной и захваченной на сопровождение оптико-электронным и инфракрасным бортовыми датчиками беспилотника. Аппарат готовят к испытаниям не только во Франции, но и в Швеции и Италии, причем каждый раз на полигонах измерят уровень его заметности в различных диапазонах электромагнитного спектра при работе национальных средств ПВО и других систем вооружения. В общей сложности в ходе летных испытаний БЛА «Нейрон» выполнит около ста полетов, каждый из которых по продолжительности будет не менее часа.

Программа создания демонстратора технологий ударного БЛА «Нейрон» объявлена в 2003 году, а соответствующий контракт стоимостью около 400 млн. евро выдан в конце 2005-го. Примерно половина этой суммы пришлась на Францию («Дассо Авиасьон» и «Талес»), в то время как остальные средства были распределены между другими участниками программы: Грецией (компания HAI), Италией («Аления Аэрмакки»), Швецией (СААБ), Испанией (EADS-CASA), Швейцарией (RUAG).

Контроль за выполнением программы возложен на Генеральную дирекцию по вооружениям Франции DGA, головным контрактантом является «Дассо Авиасьон», заключающая субконтракты напрямую со своими промышленными партнерами. Организация работ не предусматривает дублирования, законтрактованные работы рассчитаны на применение только тех ноу-хау, которые уже имеются в научно-технических заделах участников программы, а не на перспективные разработки. Такой подход, как отмечают эксперты, принципиально новый для европейских совместных программ и обеспечивает финансовую и технологическую дисциплину при реализации проекта.

В отличие от большинства других БЛА, уже находящихся в эксплуатации, «Нейрон» не является дистанционно-управляемым аппаратом, а выполняет заранее запрограммированное задание без ввода каких-либо дополнительных команд с земли. Роль наземного оператора сводится к наблюдению за ходом полета и подтверждению каждого успешного этапа, хотя при необходимости он может осуществить вход в командный контур и взять управление на себя.

Полностью автономный полет БЛА рассматривается участниками проекта как наиболее оптимальный в боевых условиях, поскольку это позволит боевому беспилотнику выполнить поставленную задачу даже в том случае, когда командная линия передачи данных будет выведена из строя интенсивными помехами. В случае применения дистанционно-управляемых летательных аппаратов типа RPV (Remotely-Piloted Vehicle) они программируются на отвесное пикирование и разрушение при ударе о землю в случае выхода из строя канала управления полетом.

Масса «Нейрона»: сухая – 5 т, полезной нагрузки – 2 т (топливо и вооружение) и максимальная взлетная – 7 тонн. Аппарат может находиться в воздухе около 3 часов, выполняя полет при скорости, соответствующей числу М=0,8, на высотах до 3000 метров.

Что касается уровня заметности БЛА, то официальные представители «Дассо Авиасьон» сравнили ее со стрелой, отметив при этом, что величина эффективной поверхности рассеяния будет исследоваться при различных ракурсах в течение следующих 18 месяцев испытаний.

/Николай Новичков, главный редактор агентства АРМС-ТАСС, vpk-news.ru/

army-news.ru

В США испытали ударный беспилотник-конвертоплан с системой РЭБ

Появились данные об испытания ВВС США новейшего ударного беспилотника, который создаётся по концепции конвертоплана. Ранее сообщалось о работе американских производителей над беспилотником такого типа для нужд американской морской пехоты. Речь идёт о беспилотном летательном аппарате V-247 Vigilant.
Изначально предполагалось начать испытания этого БПЛА-конвертоплана в 2018 году. На вооружение Корпуса морской пехоты V-247 Vigilant должен поступить к 2026 году, если все испытания к тому моменту будут признаны успешными.

Кстати, 247 на самом деле это 24/7. Намёк на готовность к постоянному присутствию в зоне ответственности.

Важной особенностью беспилотников-конвертопланов, как сообщается, является их оснащение новейшей (по американским меркам) системой радиоэлектронной борьбы. Для повышения маневренности конструкторы решили воплотить схему с поворотными воздушными винтами.

По последним данным, масса испытуемого аппарата составляет около 13 тонн. При этом БПЛА V-247 Vigilant оснащается ракетным вооружением, а также специальными сенсорами, которые позволяют вести мониторинг (разведку) с передачей данных не только оператору «на земле», но и пилоту F-35. Дело в том, что с палубным вариантом этого истребителя пятого поколения (F-35B) и планируется в конечном итоге осуществлять совместные операции V-247 Vigilant. При этом у пилота F-35B, как отмечается, будет в наличии функция в том числе и корректировки ведения огня ударным дроном.

По некоторым данным, во время испытаний на американском полигоне Юма ударный беспилотник атаковал цель с применением ракеты Joint Air-to-Ground Missile (JAGM). Это управляемая ракета, которая позволяет работать по целям как на суше, так и на море (например, по патрульным кораблям). В общей сложности, беспилотник-конвертоплан способен нести 12 ракет различного типа на подвесках под крыльями.

topwar.ru

конец эпохи беспилотников США — Старый Русский Топ

В США, похоже, близится закат применения беспилотной авиации. Вермонт, Джорджия, Аризона заявили властям США о том, что их штаты — закрытая для полета БПЛА зона.

Ручной режим
Развитию БПЛА в самих Штатах отдавалось значительное внимание и такие же значительные деньги. Если объединить количество всех летательных аппаратов, выпущенных с 2001 года (именно в 2001 после 11 сентября разработка и производство БПЛА перешли в активную фазу), то можно обнаружить, что подрядчики Минобороны США выпустили около 30 тысяч различных беспилотных летательных аппаратов. Львиная доля всех производящихся среднеразмерных БПЛА в США приходится на долю Пентагона, однако большое число выпускаемых беспилотников не снимает целый ряд проблем, которые продолжают сыпаться на головы разработчиков и сами ВВС США.
Доцент кафедры Казанского научно-исследовательского технического университета — КАИ и эксперт в области авионики Илья Матвеев в интервью телеканалу «Звезда» пояснил, с чем связаны проблемы беспилотной авиации в США: «Следует помнить, что основные недостаток всех американских БПЛА — это крайне высокая стоимость эксплуатации и низкая степень автоматизации. Несмотря на многочисленные заявление и громкие премьеры, американские беспилотники все равно нуждаются в человеческом контроле, иначе применять их будет попросту невозможно. Управление такими беспилотниками как Reaper или Global Hawk все равно ведется вручную на всех сложных режимах, включая взлет и посадку. Также в ручном режиме осуществляется и барражирование над целью и применение оружия. Абсолютный контроль над такими БПЛА также невозможен, поскольку канал связи со спутником можно заглушить и перехватить управление. В общем и целом — слишком дорогая и сложная авантюра с применением этих беспилотников на данном этапе развития. Старания американцев видны, но успехов в части соотношения цена-качество в своих БПЛА за долгое время они так и не достигли. Производители строят дроны, они строят дорого, но о серьезной эффективности американских БПЛА в условиях современной войны говорить нельзя».

Нехватка информации
О надежности применения БПЛА американскими ВВС говорить долго не придется. За две войны в Афганистане и Ираке было множество случаев экспериментального и боевого применения таких БПЛА как RQ-4 Global Hawk, MQ-9 Reaper,MQ-1 Predator, однако поставленной глобальной цели в превосходстве над противником эти летающие полу-роботы так и не достигли. Об успешных применениях этой техники американские СМИ сообщали довольно часто, а вот о провалах говорить уже стеснялись. Основной проблемой для операторов БПЛА являлась нехватка разведданых. Зачастую, специально обученный управлению БПЛА человек, находился за много тысяч километров от места выполнения боевой задачи. В виду того, что информация о наземной цели добывалась разведкой непосредственно в районе операции, у оператора часто возникало множество противоречивых сообщений и команд, вследствие которых из 10 случаев применения ракетного вооружения беспилотниками, 5 попаданий приходилось на мирных жителей.

Две секунды пустоты
Еще одной серьезной проблемой, которую американцы так и не решили, является передача сигнала от беспилотника к оператору. Все дело в том, что большое расстояние между самим дроном и оператором, находящимся где-нибудь на авиабазе Хоршам в Пенсильвании, накладывает чисто физические ограничения на скорость отправки сигнала. Даже самый современный спутник США в силу самой технологии передачи сигнала не может передавать его мгновенно. За те пару секунд, которые сигнал «летит» через океан, ситуация в районе проведения операции может измениться настолько, что ракетой будет поражен не террорист, а очередной местный житель. Учитывая большую мощность ракеты Hellfire, которую обычно подвешивают на пилон ударного БПЛА, а также не забывая о том, что применяются они в основном против незащищенных целей в густонаселенных районах, можно сделать вывод, что попадание ракеты спустя несколько секунд после получения информации о цели — фатальная ошибка как для оператора, так и для всей операции в целом.

Персонал заканчивается?
В данный момент, ВВС США и другие вспомогательные службы имеют в своем распоряжении чуть больше двух тысяч человек, способных управлять ударными беспилотниками. Посчитав количество дронов, собранных для «наведения демократии» в ВВС США ужаснулись — нехватка кадров оказалась чудовищной. Для нормального управления большей частью летательных аппаратов беспилотного класса требуется нанять и обучить еще как минимум 15 тысяч человек — колоссальное число и чудовищный объем работы, учитывая специфику подготовки к тому же, управлять боевыми беспилотниками в США становится все труднее.

Несмотря на то, что операторы БПЛА официально приравниваются к боевым летчикам, продвижения по службе они практически не получают. Кроме того, в ряде случаев отмечается крайне маленькая психическая стойкость таких операторов, ведь несмотря на то, что человек смотрит на монитор и выполняет приказы, постепенно он осознает, что убивает людей, зачастую невиновных, и жить с таким грузом большинство операторов в США дальше не может. Только за 2013-й год было отмечено 25 случаев, когда операторы БПЛА в разных концах страны сводили счеты с жизнью без явных на то причин. Скандалы вокруг неправомерных действий, ошибочных ударов по мирному населению, самоубийствами операторов — все это явно не играет на руку ВВС США и облику применения беспилотной авиации США в целом. Все сложнее становится убедить как военное руководство, так и американскую общественность в целесообразности применения такого оружия.

Слабые места давно известны
Несмотря на то, что американские беспилотники в Афганистане до сих пор чувствуют себя вольготно, уязвимость у них не чуть ни меньше, чем у обычного персонального компьютера.
Страшный сон для беспилотника — это подавление канала GPS специальными устройствами РЭБ. Такие «глушилки» имеют радиус эффективного подавления около 150 км при том, что весят всего около 10 кг. Смонтировать такое устройство можно на любой защищаемый объект или мобильное шасси практически любого автомобиля. С помощью таких устройств можно дезориентировать практически любую американскую системы на основе GPS — беспилотник, авиабомбу, крылатую ракету. В случае с беспилотником же достаточно выяснить траекторию или просчитать курс, по которому он летит — и организовать на заданном участке «засаду» из десяти-пятнадцати таких «глушилок». Однако есть в арсенале специалистов по РЭБ и еще один интересный прием — так называемые спуфинг-атаки на навигационную систему БПЛА. В ходе такой атаки, специалист отправляет заранее запрограммированные «поддельные» сигналы на GPS-приемники БПЛА, выдавая ему тем самым ложны координаты для полёта, которые системами БПЛА воспринимаются как правильные. В течение минуты, максимум двух, после такой атаки — беспилотник перестает лететь прежним курсом и сразу принимает «новые» координаты. Такую «атаку» может провести любая система ПВО (российская, в частности, способна и на более масштабные вещи). А в случае, если полет над районом проводят сразу несколько БПЛА — то успех будет и вовсе фантастическим.

Угрозы больше нет
Не исключено, что именно с помощью такого приема, о котором речь шла выше, Иран в 2011 посадил на своей территории американский секретный беспилотник RQ-170 Sentinel — по заявлениям самих американцев, не поддающийся перехвату. Специалисты в области радиотехники в один голос заявляют, что перехватить американский дрон самостоятельно силы РЭБ Ирана не смогли, и что скорее всего, в этом им помог комплекс 1Л222 «Автобаза».

С помощью этого комплекса иранским военным удалось заглушить канал управления беспилотником и почти без повреждений посадить его на своей территории. С помощью этого же комплекса в 2014 году над Крымом уже российские военные на высоте 4000 метров перехватили американский беспилотник MQ-5B Hunter из состава 66-й американской бригады военной разведки, официально дислоцированной в Баварии.

Все известные случаи перехвата американских беспилотников говорят о том, что эффективные средства борьбы с ними уже разработаны и давно применяются. Угрожать беспилотные машины американского производства теперь могут разве что гражданам самих США. Многомиллиардная технология оказалась хрупка и уязвима для средств радиоэлектронной борьбы, а это значит, что противостоять американские дроны смогут разве что фермерам, у которых из вооружения нет ничего, кроме помпового ружья.

topru.org

ООН может запретить США применять ударные беспилотники » Военное обозрение

Комиссия ООН приступила к расследованию практики использования ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в качестве оружия в рамках войны, которую США ведут против террористической организации «Аль-Каиды». Расследование было начато после того как в ООН официально обратилось 3 страны, одной из которых является Пакистан. В Пакистане удары американских БПЛА расцениваются как посягательство на суверенитет страны. По информации агентства Associated Press, которое ссылается на свои собственные источники в комиссии ООН, двумя другими странами являются постоянные члены Совета безопасности ООН. Принимая во внимание, что расследование в целом носит антиамериканский характер, этими странами могут быть КНР и Россия, так как Великобритания и Франция являются союзниками США.

Британский юрист, один из экспертов ООН по вопросам борьбы с терроризмом и прав человека Бен Эммерсон полагает, что экспоненциальный рост использования беспилотных технологий как в гражданской, так и в военной сфере представляет собой новый вызов, который брошен общепринятым нормам международного права. По его словам, следует создать международные правовые механизмы, которые регулировали бы проведение эффективного и независимого расследования по каждому факту гибели гражданских лиц во время проведения атак ударных БПЛА.


Свой подробный доклад на этот счет Бен Эммерсон собирается представить на суд Генеральной ассамблеи ООН до конца 2013 года. В это же время, официальный представитель США при ООН на условиях анонимности отметил, что правительство США публично признает тот факт, что проводит удары с помощью беспилотных летательных аппаратов по целям, так или иначе связанным с террористической организацией «Аль-Каида». Утверждая, что данные атаки полностью соответствуют букве закона.

БПЛАMQ-9 Reaper


По данным издания Long War Journal, которое занимается мониторингом статистики использования ударных БПЛА, американские летающие роботы атаковали различные цели, расположенные на территории Пакистана в 2008 году – 35 раз, в 2010 – 117 раз, в 2011 – 64 раза и 46 раз в течение 2012 года. Подавляющее большинство таких операций осуществляется ЦРУ в рамках программы по предотвращению потенциальных терактов, направленных в отношении американских граждан. По словам Бена Эммерсона, гибель гражданских лиц во время использования ударных БПЛА может быть приравнена к военным преступлениям. По информации британского Бюро журналистских расследований, начиная с июня 2004 года и заканчивая сентябрем 2012 года на территории Пакистана в результате авиаударов БПЛА было убито до 3325 человек, из них до 881 человека являлись мирными гражданами, в том числе погибло 176 детей. Сообщается, что эффективность данных ударов достаточно низка – на уровне 2%, только 2% убитых – это террористы достаточно высокого уровня.

Результатом расследования, которое проведет Генеральная ассамблея ООН, может стать запрет на применение ударных БПЛА. Однако данное решение будет принято лишь в том случае, если США не наложат вето на данное решение, что весьма сомнительно. Правом на использование вето обладают все постоянные члены Совбеза ООН, в том числе и США. Ранее в докладе ООН по правам человека от 2010 года Филип Остин независимый эксперт по вопросам внесудебных убийств рассказал о достоверно известных фактах использования БПЛА для уничтожения предполагаемых террористов спецслужбами США, Израиля и России, при этом данной техникой располагают также Иран и Китай.

Главный редактор журнала «Национальная оборона» и председатель Общественного совета при Минобороны РФ Игорь Коротченко высказал свою позицию по данному вопросу радио «Голос России». По его словам, сомнений в том, что США достаточно неэффективно применяют свои новейшие военные технологии в Пакистане, нет. В первую очередь это может быть связано с отсутствием качественных данных разведывательных служб. Ударные БПЛА поражают цель не самостоятельно. У них есть операторы, которые находятся либо в специальном центре управления в Лэнгли, либо в каком-либо из подразделений Пентагона.

Операторы БПЛА за работой


Все современные беспилотники США связаны с командным центром по каналам спутниковой связи. При этом оператор БПЛА может находиться в любом уголке земного шара, в то время как управление боевой операцией ведется непосредственно на месте в Афганистане или Пакистане. Получив от разведки предварительную информацию, оператор, который находится перед экраном монитора в реальном времени оценивает то, что ему передает камера беспилотника и в дальнейшем самостоятельно принимает решение – нажимать на кнопку пуска ракет или не нажимать. Конечное решение всегда за человеком. А это значит, что причиной возможных ошибок является пресловутый человеческий фактор.

Качество предварительной развединформации и качество подготовки операторов ударных БПЛА решают все. Часто, беспилотники, управляемые американцами, по ошибке наносят авиаудары по похоронным или свадебным процессиям, принимая их за сходки полевых командиров. Либо удары наносятся по мирным женщинам и детям, которые в лесу занимаются сбором хвороста, а их опять же принимают за боевиков и наносят авиаудар.
Никто не подвергает сомнению тот факт, что современные американские беспилотники – это замечательные боевые машины. Но даже они будут совершать ошибки в том случае, если ими управляет человек, который имеет на руках недостоверную или неполную развединформацию. К примеру, американский агент в Пакистане дает информацию о том, что в заданном районе состоится сходка боевиков, а в итоге за сходку принимается свадьба или чьи-то похороны. В это время оператор в режиме нехватки времени и невозможности рассмотреть картинку в деталях принимает скопление гражданских лиц за необходимую цель, в результате чего погибают ни в чем не повинные гражданские лица.

БПЛА MQ-9 Reaper (Predator B)

MQ-9 Reaper (с англ. жнец или жатка) – ударно-разведывательный беспилотник, созданный компанией General Atomics Aeronautical Systems для нужд ВВС и ВМС США. Помимо этого БПЛА уже поставлен на вооружение ВВС Великобритании, Италии и Турции. Свой первый полет выполнил 2 февраля 2001 года. Беспилотник был создан на базе известного БПЛА MQ-1 Predator (англ. хищник). Беспилотный самолет может развивать скорость более 400 км/ч, а его практический потолок равняется 13 тыс. метров, максимальная продолжительность полета аппарата составляет 24 часа. В общей сложности ВВС США готовы закупить до 276 ударных БПЛА MQ-9 Reaper. По данным на 2011 год на вооружении американских ВВС находилось от 63 до 74 подобных машин.

БПЛА MQ-1 Predator


БПЛА MQ-9 Reaper представляет собой улучшенный и увеличенный вариант MQ-1 Predator. Главным его отличием является использования более традиционного V-образного хвостового оперения, которое имеет положительную V-образность. Компания General Atomics Aeronautical Systems испытывала 2 прототипа Predator B с двумя различными двигателями: ТРДД Williams FJ44-2A и ТВД фирмы Honeywell TPE-331-10T. В это же время его внутреннее оборудование в основном аналогично своему предшественнику и включает в себя РЛС с синтезируемой апертурой AN/APY-8 Lynx и инфракрасную оптико-электронную прицельную систему Raytheon AN/ASS-52(V). Данный БПЛА может без проблем выполнять роль боевого комплекса, вооруженного ПТУР Hellfire или иными управляемыми системами вооружений.

В настоящее время известны 2 дополнительных модификации машины. Модификация Block-1 была представлена в апреле 2012 года. Она отличается повышенной на 10-15 часов продолжительностью полета. Модернизированный ударный беспилотник в состоянии находится в воздухе до 37 часов. Достичь таких показателей удалось за счет обновленному шасси и дополнительным топливным бакам. По информации производителя, если на MQ-9 Reaper поставить крылья увеличенной длины (26,9 метра вместо штатных 20,0 метров), то БПЛА сможет находиться в небе до 42 часов.

У модификации БПЛА Block-5 была повышена мощность силовой установки, а также смонтирована вторая радиостанция для передачи данных нескольким наземным или воздушным объектам, увеличена грузоподъемность беспилотника.

БПЛА MQ-9 Reaper


БПЛА MQ-9 Reaper имеет 6 точек подвески: 2 внутренних по 680 кг., 2 посередине крыла по 230-270 кг. и 2 консольных – по 68-91 кг. При этом беспилотник в состоянии нести до 14 ракет AGM-114 Hellfire «воздух-земля», в то время как его предшественник был вооружен всего лишь двумя ракетами. В случае необходимости вместо данных ракет Reaper может взять на борт 4 ракеты «Хеллфайр» и 2 бомбы с лазерной системой наведения – GBU-12 Paveway II массой по 250 кг. каждая. Также он может использовать умные бомбы Mark 82 с GPS-наведением.

Для нужд ВМС США был создан собственный летательный аппарат на базе Reaper, который получил обозначение «Mariner». Данный летательный аппарат оснащен складными крыльями и обладает увеличенным запасом топлива, который позволяет ему находиться в воздухе до 49 часов. Перевооружение первой боевой эксадрильи американских ВВС на новую модель БПЛА завершилось в августе 2008 года. Ударные БПЛА MQ-9 Reaper хорошо зарекомендовали себя в Афганистане и Ираке. Главным их преимуществом по сравнению с истребителем F-16 является меньшая стоимость приобретения и эксплуатации, большая продолжительность полета, безопасность операторов и возможность их работы при продолжительных полетах в посменном режиме.

Источники информации:
http://www.utro.ru/articles/2013/01/25/1097271.shtml
http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/60413827/89491218.html
http://www.airwar.ru/enc/bpla/mq9.html
http://ru.wikipedia.org

topwar.ru

Ударные БПЛА США разместят в Польше » Военное обозрение

Варшава и Вашингтон ведут переговоры о размещении базы американских беспилотных летательных аппаратов на территории 12-й базы БПЛА ВВС Польши в Мирославце. Эту информацию подтвердил пресс-секретарь генерального командования Войска Польского.


Военные эксперты утверждают, что Пентагон планирует разместить БПЛА MQ-9 «Reaper». Несмотря на то, что министерство национальной обороны Польши не комментирует эти данные, известно, что американская сторона уже провела рекогносцировку в Мирославце и уже весной этого года здесь могут появиться ударные беспилотники класса MALE (средневысотные, большой продолжительности полета). Между тем на вооружении Войска Польского нет дронов такого класса, однако до конца 2018 года, в рамках технической модернизации польских ВС, планируется подписать соглашение на их покупку.

Сегодня Войско Польское располагает различными БПЛА. Самые крупные из них это тактические машины ближнего действия «ScanEagle», которые были получены в дар от правительства США в ходе миссии ISAF в Афганистане. Кроме того, на вооружении польских подразделений состоят разведывательные беспилотные машины «Orbiter» израильского производства и беспилотные системы «FlyEye» разработки частной группы предприятий «Grupа WB», работающей для оборонного сектора.

Если рассматривать американские подразделения, размещенные в Польше в рамках «усиления передового присутствия», а именно боевую бронетанковую бригадную группу, то следует указать, что у тактических соединений, размещенных в регионе, имеются дроны класса «мини» типа «Raven» или тактические беспилотные системы «Shadow 200».

Следует отметить, что многоцелевые БПЛА MQ-9 «Reaper», которые вскоре могут появиться на территории соседней Польши, способны нести бомбы GBU-12 Paveway II, GBU-38 JDAM, ракеты «воздух-земля» Hellfire (помещается 4 ракеты) и наносить удары по наземным целям с большой эффективностью. Также «Reaper» может использоваться в качестве разведчика.

Максимальная стартовая масса БПЛА MQ-9 «Reaper» – 4,7 т, из которых полезная нагрузка составляет 1,7 т. Аппарат способен развивать скорость до 370 км в час (по некоторым источникам до 480 км в час), летать на высоте 18,5 км. Максимальная продолжительность полета БПЛА MQ-9 «Reaper» равна 27 часам.

До сих пор тяжелые беспилотные системы использовались в Центральной и Восточной Европе только в нескольких случаях. Например, в 2015 году американские MQ-1 «Predator» (их сменят «Reaper») применялись в Литве. В 2016 году израильские системы Hermes 900 (класса MALE) и Hermes 450 (тактические средней дальности) обеспечивали безопасность саммита НАТО в Варшаве и Мировые Дни молодежи в Кракове. Известно, что совсем недавно над Центральной и Восточной Европой, в том числе над территорией Украины, БПЛА RQ-4 «Global Hawk» выполнял разведывательный полет.

БПЛА «Reaper» активно применяются в различных боевых операциях на Ближнем Востоке, в Афганистане и Африке.

Фактически в настоящее время на территории Польши кроме национальных ВС размещены многонациональная боевая батальонная группа НАТО, склады вооружения и военной техники, боевая бронетанковая бригадная группа США, бригада армейской авиации США, эскадрилья истребителей F-16 и звено военно-транспортных самолетов C-130 ВВС США, в воздушном пространстве страны дежурит самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией НАТО.

Это уже мощный ударный потенциал на восточном фланге НАТО непосредственно у границ Беларуси, который значительно возрастет с прибытием сюда многоцелевых БПЛА. Только вот к чему подобное усиление американского военного присутствия в Польше, не совсем понятно. Прямой угрозы от соседей у поляков нет – у россиян в Калининградской области слишком мало войск, чтобы они представляли какой-либо интерес в стратегическом плане, а Беларусь каждый год сокращает свои вооруженные силы и, если так будет продолжаться до 2020 года, их станет в четыре раза меньше польских. А тут еще и американские войска. В таком случае официальному Минску стоит пересмотреть планы по оптимизации собственных Вооруженных сил, иначе поздно будет.

topwar.ru

ООН может запретить США применять ударные беспилотники

Комиссия ООН приступила к расследованию практики использования ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в качестве оружия в рамках войны, которую США ведут против террористической организации «Аль-Каиды». Расследование было начато после того как в ООН официально обратилось 3 страны, одной из которых является Пакистан. В Пакистане удары американских БПЛА расцениваются как посягательство на суверенитет страны.

По информации агентства Associated Press, которое ссылается на свои собственные источники в комиссии ООН, двумя другими странами являются постоянные члены Совета безопасности ООН. Принимая во внимание, что расследование в целом носит антиамериканский характер, этими странами могут быть КНР и Россия, так как Великобритания и Франция являются союзниками США.

Британский юрист, один из экспертов ООН по вопросам борьбы с терроризмом и прав человека Бен Эммерсон полагает, что экспоненциальный рост использования беспилотных технологий как в гражданской, так и в военной сфере представляет собой новый вызов, который брошен общепринятым нормам международного права. По его словам, следует создать международные правовые механизмы, которые регулировали бы проведение эффективного и независимого расследования по каждому факту гибели гражданских лиц во время проведения атак ударных БПЛА.

БПЛАMQ-9 Reaper

Свой подробный доклад на этот счет Бен Эммерсон собирается представить на суд Генеральной ассамблеи ООН до конца 2013 года. В это же время, официальный представитель США при ООН на условиях анонимности отметил, что правительство США публично признает тот факт, что проводит удары с помощью беспилотных летательных аппаратов по целям, так или иначе связанным с террористической организацией «Аль-Каида». Утверждая, что данные атаки полностью соответствуют букве закона.

По данным издания Long War Journal, которое занимается мониторингом статистики использования ударных БПЛА, американские летающие роботы атаковали различные цели, расположенные на территории Пакистана в 2008 году – 35 раз, в 2010 – 117 раз, в 2011 – 64 раза и 46 раз в течение 2012 года. Подавляющее большинство таких операций осуществляется ЦРУ в рамках программы по предотвращению потенциальных терактов, направленных в отношении американских граждан. По словам Бена Эммерсона, гибель гражданских лиц во время использования ударных БПЛА может быть приравнена к военным преступлениям.

По информации британского Бюро журналистских расследований, начиная с июня 2004 года и заканчивая сентябрем 2012 года на территории Пакистана в результате авиаударов БПЛА было убито до 3325 человек, из них до 881 человека являлись мирными гражданами, в том числе погибло 176 детей. Сообщается, что эффективность данных ударов достаточно низка – на уровне 2%, только 2% убитых – это террористы достаточно высокого уровня.

Результатом расследования, которое проведет Генеральная ассамблея ООН, может стать запрет на применение ударных БПЛА. Однако данное решение будет принято лишь в том случае, если США не наложат вето на данное решение, что весьма сомнительно. Правом на использование вето обладают все постоянные члены Совбеза ООН, в том числе и США. Ранее в докладе ООН по правам человека от 2010 года Филип Остин независимый эксперт по вопросам внесудебных убийств рассказал о достоверно известных фактах использования БПЛА для уничтожения предполагаемых террористов спецслужбами США, Израиля и России, при этом данной техникой располагают также Иран и Китай.

Главный редактор журнала «Национальная оборона» и председатель Общественного совета при Минобороны РФ Игорь Коротченко высказал свою позицию по данному вопросу радио «Голос России». По его словам, сомнений в том, что США достаточно неэффективно применяют свои новейшие военные технологии в Пакистане, нет. В первую очередь это может быть связано с отсутствием качественных данных разведывательных служб. Ударные БПЛА поражают цель не самостоятельно. У них есть операторы, которые находятся либо в специальном центре управления в Лэнгли, либо в каком-либо из подразделений Пентагона.

Операторы БПЛА за работой

Все современные беспилотники США связаны с командным центром по каналам спутниковой связи. При этом оператор БПЛА может находиться в любом уголке земного шара, в то время как управление боевой операцией ведется непосредственно на месте в Афганистане или Пакистане. Получив от разведки предварительную информацию, оператор, который находится перед экраном монитора в реальном времени оценивает то, что ему передает камера беспилотника и в дальнейшем самостоятельно принимает решение – нажимать на кнопку пуска ракет или не нажимать. Конечное решение всегда за человеком. А это значит, что причиной возможных ошибок является пресловутый человеческий фактор.

Качество предварительной развединформации и качество подготовки операторов ударных БПЛА решают все. Часто, беспилотники, управляемые американцами, по ошибке наносят авиаудары по похоронным или свадебным процессиям, принимая их за сходки полевых командиров. Либо удары наносятся по мирным женщинам и детям, которые в лесу занимаются сбором хвороста, а их опять же принимают за боевиков и наносят авиаудар.

Никто не подвергает сомнению тот факт, что современные американские беспилотники – это замечательные боевые машины. Но даже они будут совершать ошибки в том случае, если ими управляет человек, который имеет на руках недостоверную или неполную развединформацию. К примеру, американский агент в Пакистане дает информацию о том, что в заданном районе состоится сходка боевиков, а в итоге за сходку принимается свадьба или чьи-то похороны. В это время оператор в режиме нехватки времени и невозможности рассмотреть картинку в деталях принимает скопление гражданских лиц за необходимую цель, в результате чего погибают ни в чем не повинные гражданские лица.

БПЛА MQ-9 Reaper (Predator B)

MQ-9 Reaper (с англ. Жнец или Жатка) – ударно-разведывательный беспилотник, созданный компанией General Atomics Aeronautical Systems для нужд ВВС и ВМС США. Помимо этого БПЛА уже поставлен на вооружение ВВС Великобритании, Италии и Турции. Свой первый полет выполнил 2 февраля 2001 года. Беспилотник был создан на базе известного БПЛА MQ-1 Predator (англ. Хищник). Беспилотный самолет может развивать скорость более 400 км/ч, а его практический потолок равняется 13 тыс. метров, максимальная продолжительность полета аппарата составляет 24 часа. В общей сложности ВВС США готовы закупить до 276 ударных БПЛА MQ-9 Reaper. По данным на 2011 год на вооружении американских ВВС находилось от 63 до 74 подобных машин.

БПЛА MQ-1 Predator

БПЛА MQ-9 Reaper представляет собой улучшенный и увеличенный вариант MQ-1 Predator. Главным его отличием является использования более традиционного V-образного хвостового оперения, которое имеет положительную V-образность. Компания General Atomics Aeronautical Systems испытывала 2 прототипа Predator B с двумя различными двигателями: ТРДД Williams FJ44-2A и ТВД фирмы Honeywell TPE-331-10T. В это же время его внутреннее оборудование в основном аналогично своему предшественнику и включает в себя РЛС с синтезируемой апертурой AN/APY-8 Lynx и инфракрасную оптико-электронную прицельную систему Raytheon AN/ASS-52(V). Данный БПЛА может без проблем выполнять роль боевого комплекса, вооруженного ПТУР Hellfire или иными управляемыми системами вооружений.

В настоящее время известны 2 дополнительных модификации машины. Модификация Block-1 была представлена в апреле 2012 года. Она отличается повышенной на 10-15 часов продолжительностью полета. Модернизированный ударный беспилотник в состоянии находится в воздухе до 37 часов. Достичь таких показателей удалось за счет обновленному шасси и дополнительным топливным бакам. По информации производителя, если на MQ-9 Reaper поставить крылья увеличенной длины (26,9 метра вместо штатных 20,0 метров), то БПЛА сможет находиться в небе до 42 часов.

У модификации БПЛА Block-5 была повышена мощность силовой установки, а также смонтирована вторая радиостанция для передачи данных нескольким наземным или воздушным объектам, увеличена грузоподъемность беспилотника.

БПЛА MQ-9 Reaper

БПЛА MQ-9 Reaper имеет 6 точек подвески: 2 внутренних по 680 кг., 2 посередине крыла по 230-270 кг. и 2 консольных – по 68-91 кг. При этом беспилотник в состоянии нести до 14 ракет AGM-114 Hellfire «воздух-земля», в то время как его предшественник был вооружен всего лишь двумя ракетами. В случае необходимости вместо данных ракет Reaper может взять на борт 4 ракеты «Хеллфайр» и 2 бомбы с лазерной системой наведения – GBU-12 Paveway II массой по 250 кг. каждая. Также он может использовать умные бомбы Mark 82 с GPS-наведением.

Для нужд ВМС США был создан собственный летательный аппарат на базе Reaper, который получил обозначение «Mariner». Данный летательный аппарат оснащен складными крыльями и обладает увеличенным запасом топлива, который позволяет ему находиться в воздухе до 49 часов. Перевооружение первой боевой эксадрильи американских ВВС на новую модель БПЛА завершилось в августе 2008 года.

Ударные БПЛА MQ-9 Reaper хорошо зарекомендовали себя в Афганистане и Ираке. Главным их преимуществом по сравнению с истребителем F-16 является меньшая стоимость приобретения и эксплуатации, большая продолжительность полета, безопасность операторов и возможность их работы при продолжительных полетах в посменном режиме.

/Сергей Юферев, topwar.ru/

army-news.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *