Рои беспилотников
Перспективное направление в области использования БЛА — это их объединение в группы или в рой. Принцип организации роя подсмотрен у насекомых. В случае с дронами, после их объединения в рой, каждый дрон управляется собственной автоматикой, а поведением роя может управлять программа с элементами ИИ или один (несколько) операторов.
Ниже представлены примеры и концепции объединения беспилотников в группы или рой и возможные варианты использования таких объединений для решения различных задач.
Исторический прообраз — роман Непобедимый, написанный Станиславом Лемом в 1955 году. Автор предугадал появление роев миниатюрных летающих роботов, которые в его романе оказались непобедимыми.
Преимущества применения группы БЛА
Снижение суммарной стоимости БЛА
Распределение полезной нагрузки по нескольким бортам (возможность сэкономить на суммарной стоимости полезной нагрузки)
Снижение потерь от аварий
Улучшение точности позиционирования каждого БЛА за счет взаимного позиционирования
Улучшение получаемых результатов за счет разных углов зрения разных БЛА
Ускорение получения результата в ряде применений
Недочеты и ограничения применения групп БЛА
Требуются высокие вычислительные возможности на борту БЛА для взаимодействия БЛА в полете в составе группы и предварительной обработки собираемой информации в режиме реального времени
Необходимые новые типы управляющего ПО
Желательна интеграция системы управления группой БЛА и ПО полезных нагрузок
Беспилотники в рое не только не должны сталкиваться, но также не должны мешать друг-другу создаваемыми ими воздушными потоками.
Беспилотники в рое должны иметь возможность коллективно распределять «специальности» и при необходимости перераспределять назначения данные отдельным участникам роя, например, при выходе из строя тех или иных «специалистов».
Военные применения
Очевидные применения — это повышение надежности/живучести системы разведки/целеуказания или атаки за счет увеличения числа дронов, занимающихся разведкой, целеуказанием или атакующих цель.
Система ПВО может оказаться «ошеломлена» числом целей и не сможет предотвратить выполнение группой дронов их задачи.
Даже потребительские дроны, объединенные в единый рой, могут представлять опасность для цели — от создания помех для радаров и до сброса на противника небольших боеприпасов.
Также группы БЛА могут использоваться для эффективного поиска пропавших людей или имущества, обеспечивая «параллельный» поиск на большой территории.
Группа (рой) БЛА может оказаться эффективным средством противодействия враждебному рою БЛА. Соответствующие эксперименты идут с 2017 года в США.
2019.05.15 Любопытные факты о первом случае запуска группы беспилотников военнослужащими ЦВО. Использовались БЛА Орлан-10, Тахион, Элерон-3. Подробностей в источнике нет, но вряд ли БЛА взаимодействовали в составе роя. Источник: tass.ru.
Каталог устройств
В России
2019.07.01 В России разработали систему управления малыми беспилотниками для нанесения массированного удара Стая-93. В основе системы — самоорганизующийся рой БЛА СОМ-93, каждый из которых может нести до 2.5 кг боевой нагрузки.
Роем управляет беспилотник-лидер, остальные участники роя поддерживают с ним визуальный контакт с использованием ИК-камер. Если ведущий выйдет из строя, например, из-за поражения огнем противника, его место займет другой БЛА, который возьмет на себя управление роем.
Число дронов в рое можно увеличивать неограниченно, например, формируя его как набор групп, где ведущий 1 является лидером для ведомых 2, 3 и так далее, которые в свою очередь являются ведущими для своих фрагментов роя.
Достоинство такого решения — сравнительно небольшая стоимость удара, который может нанести такой рой. Рой предназначен для нанесения массированного удара по одиночным и групповым наземным и воздушным целям в условиях противодействия средствами РЭБ и ПВО. Для эффективного противодействия противник должен располагать эффективными средствами борьбы с множественными небольшими низколетящими целями, что в реальных условиях встречается не так уж часто.
За рубежом
Cicada, Исследовательская морская лаборатория, США
беспилотные микродроны-планеры. В разработке на 2015.05. Микродроны предполагается «роем» выбрасывать с большой высоты, с самолета, дрона или аэростата. Далее они планируют к цели, ориентируясь по GPS. Разрабатывают эти микродроны в Исследовательской морской лаборатории США.
Gremlin, DARPA, США
2017.03.22 DARPA приступило ко второй фазе испытаний “Гремлинов”. За проект соревнуются команды из Dynetics, Inc. и General Atomics Aeronautical Systems. Испытания назначены на 2019 год. “Гремлинов” можно будет запускать с большинства воздушных аппаратов — бомбардировщиков, транспортников, истребителей и даже небольших беспилотных платформ-носителей с фиксированным крылом. Запуская и принимая на борт «гремлинов», “база” может оставаться за пределами действия систем ПВО противника.
2016.04.15 По заказу DARPA разрабатываются БЛА Gremlin — группы БЛА воздушного старта для запуска с бомбардировщика и возвращения после исполнения задачи транспортным самолетом C-130. Пока что идет прототипирование, в 2020 году планируются выбрать компанию, которая получит контракт на Gremlin.
Perdix, MIT / Strategic Capabilities Office, США
военный микродрон самолетного типа роевого применения, распечатанный на 3D-принтере. Разрабатывается с 2011 года для проверки концепта роевых БЛА, запускаемых из диспенсеров обитаемого самолета, прежде всего, для создания помех в работе систем самонаведения ракет и систем ПВО противника. Испытания прошли в 2016 году.
Новости по теме
2019.07.01 В России разработали систему управления малыми беспилотниками для нанесения массированного удара Стая-93. В основе системы — самоорганизующийся рой БЛА СОМ-93, каждый из которых может нести до 2.5 кг боевой нагрузки.
Число дронов в рое можно увеличивать неограниченно, например, формируя его как набор групп, где ведущий 1 является лидером для ведомых 2, 3 и так далее, которые в свою очередь являются ведущими для своих фрагментов роя.
Достоинство такого решения — сравнительно небольшая стоимость удара, который может нанести такой рой. Рой предназначен для нанесения массированного удара по одиночным и групповым наземным и воздушным целям в условиях противодействия средствами РЭБ и ПВО. Для эффективного противодействия противник должен располагать эффективными средствами борьбы с множественными небольшими низколетящими целями, что в реальных условиях встречается не так уж часто.
2019.05.15 Любопытные факты о первом случае запуска группы беспилотников военнослужащими ЦВО. Использовались БЛА Орлан-10, Тахион, Элерон-3. Подробностей в источнике нет, но вряд ли БЛА взаимодействовали в составе роя. Источник: tass.ru.
2017.04.27 В США испытывают роевые технологии для летающих БЛА, в частности провели учебный бой между двумя роями БЛА. 2 группы по 10 БЛА Zephyr «сражались» между собой, каждая команда при этом использовала различные тактики. Беспилотники в бою обменивались информацией о своем положении на основе данных, полученных при помощи GPS — в будущем её можно будет собирать также с других сенсоров — с бортовых камер, радаров и т.д. RoboTrends.ru
2017.03.22 DARPA приступило ко второй фазе испытаний “Гремлинов”. За проект соревнуются команды из Dynetics, Inc. и General Atomics Aeronautical Systems. Испытания назначены на 2019 год. “Гремлинов” можно будет запускать с большинства воздушных аппаратов — бомбардировщиков, транспортников, истребителей и даже небольших беспилотных платформ-носителей с фиксированным крылом. Запуская и принимая на борт «гремлинов», “база” может оставаться за пределами действия систем ПВО противника.
2017.02.24 EHang подняли в воздух рой из тысячи БЛА. До сих пор чемпионами в подобных шоу были американцы, компания Intel в октябре 2016 года подняла в воздух 500 дронов, синхронизированных в единую группу. Это, конечно, не совсем рой и, тем более, не самоорганизующийся рой, но сама по себе организация синхронного управления тысячей аппаратов — это непростая задача.
2016.01.16 В США испытывают крупный рой военных БЛА. Проект #Perdix. В Пентагоне давно задумались о возможности использования автономных дронов в составе крупных организованных групп, в которые войдут тысячи аппаратов. Соответствующие испытания уже начались — в октябре 2016 на полигоне в Калифорнии три самолета Boeing F/A-18E/F Super Hornet за короткий промежуток времени выпустили 103, разработанных в MIT беспилотников Perdix.
2016.12.25 В Поднебесной заинтересовались “роевыми” технологиями. В прошлом месяце, китайская CETC (China Electronics Technology Group Corporation) побила этот рекорд, подняв в воздух 67 аппаратов в составе единого роя. Китайский “рой” способен выполнять разведывательные миссии и вести наблюдение без участия человека. Дроны самостоятельно взлетают, поддерживают построение, взаимодействуют друг с другом в воздухе.
2016.08.14 DARPA задумалась о борьбе с группами малых БЛА противника. В Пентагоне озаботились тем, что противник может применить схожие технологии — а следовательно, США потребуются защитные системы, способные отразить атаку роя микродронов. DARPA объявила о начале “мозгового штурма”, в рамках которого предлагается представить систему, способную быстро обнаруживать, идентифицировать, отслеживать и, при необходимости нейтрализовывать группы мелких беспилотников.
2016.04.15 По заказу DARPA разрабатываются БЛА Gremlin — группы БЛА воздушного старта для запуска с бомбардировщика и возвращения после исполнения задачи транспортным самолетом C-130. Пока что идет прототипирование, в 2020 году планируются выбрать компанию, которая получит контракт на Gremlin.
2016.03.13 F16 сможет выстреливать стаи дронов Проект #Perdix.
2015.10.12 На прорыв обороны направят рой хобби-дронов. Армия США намеревается провести испытания на полигонах Wait Sands и Fort Bliss в Техасе. Будет проверяться концепция использования недорогих хобби-дронов для групповой атаки на цель. Квадрокоптеры Iris 3D компании 3D Robotics объединят в группу, оснастив имитаторами взрывчатки.
2015.10 Концепт создания «радиолокационного комплекса» основали на использовании группировки (роя) беспилотных летательных аппаратов, барражирующих в автоматическом режиме на высотах от 100 м до 1000 м в заданном районе. Каждый участник роя действует автоматически, но «с оглядкой» на остальных участников роя, например, стараясь равномерно заполнить объем, выделенный для «патрулирования». Также каждый беспилотник обеспечивает обнаружение целей, например, низколетящих крылатых ракет или наземных целей противника. Обнаружив цель, беспилотник передает собранные данные на пункт управления. Уничтожить такой «распределенный локатор» достаточно сложно. Идею предложили в МГТУ им. Баумана / arms-expo.ru
2015.09.04 Рой ARSENL вырос до 50 беспилотников. В рамках эксперимента два оператора управляли роем из 50 беспилотников, отдавая команды двум “лидерам” подгрупп по 25 дронов в каждой. Ранее специалисты лаборатории запускали одновременно 20 дронов, затем — 30 дронов.
2015.07.28 Дронов собирают в стаю. ARSENL.
2014. Идея проекта ВМС США под названием LOWCUST (саранча + созвучие с LOW COST — дешевые) — запуск группы разведывательных дронов над полем боя. Дроны самолетного типа Coyote обеспечивают целеуказание, а чтобы затруднить уничтожение такого «корректировщика огня», их предлагатся запускать группой. Название проекта LOWCOST расшифровывается, как Low Cost UAW Swarming Technology, т.е. технология роя недорогих беспилотников. Видео
2017.01.07 В Amazon разработали модульный БЛА, способный перевозить практически любой груз. Оригинальность идеи в том, что БЛА формируется из унифицированных модулей-квадрокоптеров, их число в БЛА определяется грузом, который нужно перевезти. После доставки БЛА может быть переконфигурирован, вновь разобран на отдельные модули-квадрокоптеры.
2016.11.10 FAA разрешила Disney использовать дроны для проведения ночных световых шоу.
2016.11.08 Intel представил беспилотник для световых шоу. #ShootingStar. В октябре 2016 года Intel сумел синхронизировать 500 беспилотников — это новый рекорд. Видео.
2016.05.01 Более 20 беспилотников Sky Magic drones компании MicroAd станцевали у горы Фудзи под традиционную японскую музыку. / theverge.com
2016.01.11 Сто танцующих дронов — новый мировой рекорд шоу беспилотников
2012.04.30 49 квадрокоптеров в едином управляемом полете в рамках светового шоу. Видео
Исследования в области роев БЛА
2017.05.18 Участники “роя” не помешают друг другу. Исследователи в США сформулировали понятие «сфера безопасности» для летающих БЛА. Это актуально при их использовании в составе роя, когда важно не только исключить прямые столкновения участников роя и других БЛА, но и минимизировать взаимное влияние друг на друга и другие БЛА воздушных потоков, создаваемых БЛА.
+ +
robotrends.ru
Рой беспилотников. Дротики, пульки и жала » Военное обозрение
В последнее время всё чаще отслеживаю увеличивающийся поток сообщений о первых наработках по созданию роёв (слаженных стай) беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Одновременно с этим всё больше появляется тревожных публикаций на тему необходимости создания специальных средств вооружения для защиты от этих будущих роёв. Особенно тревожатся по поводу появления таких роёв из мелких и мельчайших БПЛА. Ведь сейчас их особенно трудно обнаруживать и уничтожать, а вред они способны принести существенный, ибо могут достаточно эффективно разведывать и наводить на важные цели высокоточное оружие. А если при такой проходимости на них вешать боезаряды, чтобы они с этими зарядами сами атаковали нужные цели? Вот прорвётся такой рой, да как начнёт всё взрывать! Ах, ах, ах, что будет, что будет…Но есть и компетентные рассуждения со стороны наших специалистов, которые я абсолютно разделяю. Ну да, американцы не жалеют денег и активно ведут работу над тем, чтобы беспилотники различного размера и назначения могли летать и маневрировать стаями под управлением всего одного оператора. Предполагается, что такие рои будут более эффективно вести разведку целей, наводить на них высокоточное оружие, возможно, сами атаковать какие-то объекты как камикадзе, а лучше в виде ложных целей станут «вскрывать» системы ПВО противника, давая возможность системам РЭБ сканировать частоты, на которых работают РЛС, системы связи и управления противника, чтобы подавлять их без ущерба для своих радиосредств.
Звучит всё это веско, но в массовых и очень подвижных боях, которые будут вестись при полномасштабных войнах современного типа, все эти рои станут просто бесполезны, ну, может быть, сумеют сыграть какую-то роль в самом начале боевых действий, при их подготовке. Крупные и средние БПЛА большой дальности тихоходны, легко обнаруживаются и сбиваются обычными видами ПВО и авиации, тем более если будут лететь кучей. А мелкие и мельчайшие БПЛА летают недалеко, невысоко, медленно и по-прежнему могут действовать только при ясной, безветренной погоде. То есть площадки запуска и управления этими БПЛА должны быть в ближайшей прифронтовой полосе и, следовательно, будут в зоне поражения лёгкой артиллерии и даже миномётов. Или эти рои БПЛА надо будет запускать с самолётов или вертолётов, которые тоже будут подвергаться немедленным атакам, ещё на подлёте к точке выпуска своих БПЛА.
Сделаем предположение, что всё-таки рой мельчайших БПЛА удалось выпустить, и он попёр к цели. Стоит ясный безветренный день, иначе эти рои не работают. В любом случае этот размер БПЛА летит не быстро и не высоко. Стаю будет легко опознать даже взглядом. Если это рой разведчиков-корректировщиков, то летать-кружить они способны недолго, иначе не возвратятся. Если это рой-провокатор для вскрытия частот, то после его опознания можно включить в работу фальш-маяки на ложных частотах, которые и засечёт радиоразведка неприятеля, а «птички» полетают и упадут сами, одноразовые же. Допустим, это рой «камикадзе» для подрыва чего-то там… На мелких аппаратах большой заряд не установишь, поэтому такой рой будет лететь плотно и нападать на цель кучей для максимальности подрыва. Опять же, такой рой будут запускать явно не для уничтожения целей взводного и даже полкового масштаба. Это будут объекты дивизионного и ещё более высокого значения. А их и прикрывают соответственно хорошими РЛС да мощным оружием.
И встаёт в моей памяти классическое документальное кино, запечатлевшее атаку японских самолётов-смертников на американский авианосец. На максимальной скорости камикадзе стараются врезаться в почти стоящий гигантский корабль, а с него по всему периметру поливают огнём подлётную зону многоствольные зенитные автоматы системы «Эрликон». Камикадзе влетают в эту огневую завесу, кто на куски разлетается, а кто теряет управление, сбрасываются с курса, в общем, все оказываются в воде вместо авианосца. Вот и я себе представляю, как мелкие беспилотники-камикадзе кучей стремятся «грохнуть», скажем, штаб дивизии, а подлётную зону к штабу поливают мелкой дробью многоствольные гладкоствольные зенитные автоматы. А мелкий беспилотник даже от попадания одной дробинки выходит из строя. Рой же разведчиков-корректировщиков, который кружит повыше камикадзе, расстрелять из тех же дробострелов с обыкновенного вертолётика, и вся «любовь». Дёшево и сердито!
В общем, в настоящее время БПЛА — это оружие только против противника, который технически заведомо слабее своих врагов. И так будет ещё очень долго, как бы они ни роились. Однако саму работу по созданию этих летающих стай я считаю нужной и очень перспективной, которую следует наладить и вести у нас по возможности не менее напряжённо, чем в других странах.
Объясняю. БПЛА были и пока остаются оружием полицейским, предназначенным для борьбы с террористами и другими вооружёнными преступниками с целью максимально снизить потери, прежде всего людские, в антитеррористических подразделениях. Сражаться с террористами обычно приходится либо в условиях городской застройки, либо в труднодоступной местности, где они надёжно укрепляются и способны долго, не жалея себя, яростно отбиваться, пока не удастся их полностью уничтожить. Довольно часто приходится читать, что вот где-то в доме или лесном блиндаже блокировали террористов, и при штурме или в перестрелках были потери среди спецназовцев, числом не меньше, чем все уничтоженные бандиты. Вот я и мечтаю, исходя, между прочим, из уже имеющихся технических наработок, что окружили в крепком доме или ещё где группу террористов с автоматами, пулемётами, гранатомётами, а другого-то оружия у них ведь не бывает, начали перестрелку. Перестреливается себе спецназ, следит, чтобы никто не прошмыгнул, сам в полымя не лезет, только фиксирует, кто где у них расположился. Так всё идет до темноты. А сзади спецназа бронеавтомобиль подъехал и встал в безопасности, но поблизости. А как темнота пришла, так вылетела из броневичка бесшумная стайка мелких как колибри, а то и, чем чёрт не шутит, даже как крупные комары, дрончиков. Летят они на электродвижках с батарейками, значит, не шумят. Запас хода у них минут на 20-30, у каждого на борту мельчайший видеоглаз и ещё кое-что… А в броневике оператор за пультом глядит на монитор. Подлетел рой к дырке в доме или блиндаже, её можно и специально из пушечки проделать заранее, залетел туда, углядел, где каждый бандит находится, распределились дрончики относительно каждого — и в атаку! Прямо в лица или другие незащищённые точки тела с самых близких расстояний либо дротики пустили, либо пульки мелкие выстрелили, либо сами воткнулись какими-то жалами, а дротики, пульки, жала — с ядами сильнейшими. Может, с первого раза и не всех завалят, зато панику среди уцелевших наведут большую, а под панику можно следующий рой запустить, который и добьёт оставшихся. Так что спецназовцам останется только трупы грузить да в морг отвозить.
P. S. Свою первую статью с предложением дробострелов для борьбы с мелкими и мельчайшими беспилотниками я опубликовал в 2016 году. И недавно пришло сообщение, где рассказывается, что концерн «Алмаз-Антей» начал эксперименты по установке дробострелов на беспилотники, чтобы бороться с роями мелких БПЛА. А я месяц назад видел по ТВ, как в Америке демонстрировали беспилотники величиной с воробья, на которые устанавливаются мельчайшие видеокамеры и заряды в 2 грамма тротилового эквивалента. Такой заряд, взорвавшись рядом с головой человека, раздолбает её в куски, несмотря на любые шлемы. Американцы показывали этих «птичек», дабы обсудить, что придётся делать, когда такие технологии окажутся в руках террористов, и они попробуют их применить в городах?
Да уж! Военно-технический прогресс скачет, опережая самые безумные фантазии. И захлебнутся своей кровью те, кто за ним не поспеет. Вся история человечества наглядно показывает это.
topwar.ru
полный цикл — Naked Science
Неприметная типовая двухэтажка конца 1980-х. Такими страны постсоветского пространства нашпигованы, как поганками в лесу. Все они одинаковые, подслеповатые. Понять, что внутри, невозможно.
— Здесь и делают беспилотники, которыми можно гордиться? Наверное, только разрабатывают, а производство в другом месте, — промелькнуло в моей голове.
Нас встречает приветливый, расторопный бородач по имени Владимир Чудаков — главный конструктор и сооснователь бюро в одном лице. Он ведет нас коридорами в свою обитель. Через минуту мы перед массивной железной дверью. Первые мысли о секретности и серьезности появились у меня, когда я заметил сканер отпечатков пальцев.
— Да, у нас все по-взрослому, — сказал Чудаков и открыл дверь.
©Анна Миронова
Первое впечатление
Глазам открылось не очень большое, но все же просторное и светлое помещение. Аккурат в центре стояла причина нашего удивления – четырехметровый красавец-вертолет черного цвета. Угловатые очертания облика и матовая окраска сразу же вызвали ассоциации с технологией Stealth.
— Только не Stealth, а «пониженной радиозаметности», — поправил меня подоспевший к нам на помощь заместитель директора по развитию Денис Милютин. – Обычно непосвященные считают, что такие машины и вовсе незаметны для радаров, хоть это и не так.
Под потолком — беспилотный самолет, блестящий, красивый и в пленке. Ближе к окну — что-то, напоминающее игровые автоматы в процессе сборки. Как оказалось позже, это мозг и сердце любого беспилотного комплекса, то есть все необходимое для дистанционного мониторинга, постановки задач и ручного управления в экстренных ситуациях.
Денис Милютин на поверку оказался весьма приятным и интересным собеседником, который, в отличие от большинства менеджеров, отлично разбирается и в технических тонкостях работы компании.
— Конечно, без этого в нашем деле никак. Беспилотные летательные аппараты- это очень сложная и дорогая техника. Мне и моим коллегам зачастую приходится объяснять не только преимущества нашей продукции клиентам, но и полезность столь дорогой покупки именно для них.
Нелегко быть независимым
История компании началась еще в 1996-м году. Тогда новоиспеченная «Индела», образованная как полностью независимая организация с частным капиталом, занималась лишь созданием систем телеметрии и высокоскоростной передачи данных. Примерно через три года по заказу военных началась разработка модульной системы управления беспилотными летательными аппаратами. Самих аппаратов ни у «Инделы», ни у их заказчиков на тот момент не было и в помине. Это и сподвигло руководство компании на создание собственных решений.
Владимир Чудаков — главный конструктор и сооснователь бюро / ©Анна Миронова
— Главная проблема в нашей области, не считая денег, – острая нехватка квалифицированных кадров, — признается Милютин. – Наш персонал- это сборная солянка. Основная часть специалистов осталась еще со времен Советского Союза. С его развалом многие светлые головы уехали за рубеж, кто в США или Европу, кто в Россию или другие страны бывшего СССР. В условиях такой нехватки квалифицированных специалистов они пользуются спросом почти везде. Но время прошло, ситуация в экономическом плане перестала быть столь катастрофической, и некоторые вернулись на Родину. Мы стараемся переманивать к себе самых лучших: без них в нашей области никак. Конечно, среди молодежи тоже есть достойные специалисты, а некоторые наши сотрудники и вовсе приехали из России и других стран ближнего зарубежья.
Только переманивать сотрудников становится все сложнее.
— Дело в том, что в России уже осознали, что подобные проекты очень нужны оборонке, а заказывать военное оборудование у соседей считается ниже своего достоинства. Вот и получается, что руководство российского военпрома пытается создавать собственные бюро. Денег при этом никто не жалеет, так что нам с нашим частным капиталом и относительно небольшим оборотом тяжело предложить что-то, что перебьет ставки российских военных.
В начале 2000-х годов компания обратила внимание на новые горизонты – БПЛА с вертикальным взлетом и посадкой.
— Сегодня в мире существует лишь семь организаций, создающих решения вертолетного плана подобного уровня. При этом из них лишь две коммерческие – мы и австрийская Schiebel, причем начинали мы примерно одновременно, да и боролись за одни и те же заказы, — продолжает Денис.
Начали компании схоже, но почти сразу же их судьбы стали различаться весьма разительно. То ли благодаря везению, то ли географии, но Schiebel удалось заключить весьма выгодный контракт на постройку сорока вертолетов для нужд армии ОАЭ.
— История довольно веселая. Дело в том, что в итоге Schiebel заказала у нас лопасти для этих вертолетов. Компания, получив значительную предоплату от армии ОАЭ, решила пойти по пути наименьшего сопротивления и заказать комплектующие у сторонних организаций. Среди поставщиков, с которыми связались ее представители, оказалась германская компания, которая разместила субподряд на разработку и изготовление лопастей у нас. Разумеется, что мы ничего об этом не знали и взялись за разработку с нуля не для себя, а для заказчика. Как оказалось, в итоге выиграли все: мы получили технологию изготовления качественных лопастей за чужие деньги, а конкуренты – готовый продукт. Очень скоро тайное стало явным, так что теперь Schiebel делает лопасти сами.
На протяжении всей своей истории компания остается полностью независимой. Руководство ВС Беларуси никогда не проявляло желания взять компанию под крыло и вложить в нее деньги. Конечно, сотрудничество с белорусскими военными в истории «Инделы» есть.
Опытный Indela-I.N.Sky готовят к очередному полету / ©Анна Миронова
— Мы разрабатывали для белорусской армии тактический беспилотный самолет «Гриф-1», но сотрудничество изначально было направлено на полную передачу технологий. То есть мы разработали этот самолет, сделали прототип и испытали его по всем стандартам. После этого передали чертежи, и теперь этот аппарат полностью производится на военном ОАО «558 завод».
Привычка рассчитывать только на собственные деньги помогла «Инделе» прийти к успеху.
— На самом деле вышеупомянутая компания Schiebel сейчас является только разработчиком, производителем небольшой части узлов и конечным сборщиком. В то же время у «Инделы» куда более полный цикл – мы делаем почти все, — добавляет Владимир Чудаков. – Ну что, вы на производстве еще не фоткали? Ладно, пока там занято, давайте попьем кофе.
На самом деле мы не «фоткали», потому что нам не разрешили. На производстве как раз собирали оснащенный новыми узлами штатный вертолет I.N.SKY. Этот закаленный боец отлетал уже более четырехсот часов, его «Индела» использует для проверки новых разработок и модулей, а также для демонстрации своих успехов потенциальным клиентам и партнерам. В общем, на следующий день вертолет должен был лететь, так что его тщательно готовили, а на оголенные узлы внутренностей не дали смотреть ни мне, ни камере.
Второй этаж
Туда ведет металлическая лестница. За дверями – офис, где сидят проектировщики и начальство. На потолке висит футуристический корабль, который бурная фантазия могла бы и в космос отправить.
— На самом деле это роботизированная воздушная мишень «Беркут» для военных учений, — сообщает Чудаков. — Только в одном Китае подобных решений производится около пяти тысяч в год. Представляете, какой это объем? А, по сути, подобные мишени, способные конкурировать с нашими, выпускает лишь пара организаций в мире. Наш «Беркут-2», благодаря радиолокационному имитатору, способен маскироваться под крылатую ракету, истребитель и другие цели. К тому же его можно до двадцати раз запускать с катапульты. А главная особенность – с ним просто обращаться, так что солдат не придется учить сложным фокусам.
Индела 2.0
Наверху, попивая терпкий кофе, мы слушали о проблемах и перспективах компании. На сегодняшний день в КБ «Индела» работает около сорока человек. В нынешнем помещении несколько скученно. Кроме того, и разработка, и производство находятся порой в пределах одной комнаты.
— Да, немного тесновато. Но у нас уже есть план нового здания, которое мы планируем построить, чтобы перевести туда все наши мощности. Для этого нужен подходящий крупный контракт, — объясняет Милютин.
Денис Милютин показывает лопасти для вертолета / ©Анна Миронова
Судя по эскизу футуристического здания, который нам показали Денис и Владимир, нужен действительно хороший контракт. К сожалению, планы и эскизы будущего здания остались вне нашего репортажа.
– Новое здание будет просторным и современным, там можно будет разнести разработку и производство, чтобы процессы друг другу не мешали, – дополняет В. Чудаков. – Мы разработали свою будущую фабрику таким образом, чтобы ее копию можно было построить в любой другой стране. Так делают и австрийцы: они построили свою фабрику в ОАЭ и организовали производство некоторых гражданских коммерческих аппаратов в России на заводе ОАО «Горизонт» в Ростове-на-Дону.
Перспектива обновки не так уж и туманна. По словам руководителей КБ «Индела», к ним уже на протяжении нескольких лет постоянно приезжают гости из разных стран, смотрят и восхищаются. Рано или поздно это должно принести отдачу, которую Владимир Чудаков и Денис Милютин ждут уже в ближайшее время. Конечно, какая-то работа ведется постоянно, и этого хватает, чтобы компания могла и дальше существовать. Но для резкого прорыва время, видимо, еще не настало.
– Понимаете, для того, чтобы грамотно подойти к покупке беспилотной авиации, нужно самому в ней хорошо разбираться. В существующей в России, Беларуси и других странах тендерной системе кроется еще одна коварная и пока непреодолимая проблема. Представьте ситуацию: объявляется тендер, и его выигрывает молодая компания, предложившая наиболее низкую цену. Но дело в том, что ребята, подавшие документы на тендер, могли просто не рассчитать свои силы: схожий по функциональности прибор может стоить как 50 долларов, так и на несколько порядков больше. Разница будет всего-то в надежности: один откажет на пятый раз, а другой вообще не откажет. Вот и получается, что тендер выигран, деньги выделены и время упущено, а через год или два эти горе-разработчики не могут ничего достойного представить. В результате тендер проводится снова, возможно, что и с таким же скучным результатом. А может и вообще не проводиться больше. Заказы очень важны для нашей компании, ведь для того чтобы оставаться на месте в технологическом плане, мы должны со всех ног мчаться вперед.
©Анна Миронова
Снова внизу
Наконец нас пригласили посмотреть на финальные штрихи сборки вертолета INDELA-I.N.SKY. Сразу после спуска вниз в глаза бросилось другое: буквально за час, пока нас не было, панель управления успела обрасти частью недостающих элементов.
— Это полностью автономный комплекс управления, — говорит Чудаков. — Он способен до 24 часов обходиться без внешнего питания. При этом телеметрические показатели в реальном времени можно принимать на расстоянии до 100 км. При удалении БПЛА не более 50 км станция позволяет также принимать видео- и аудиосигнал без задержек. Комплекс монтируется в морской контейнер или автомобильный прицеп схожего размера. В него обычно входят два летательных аппарата, но при необходимости их может быть и больше. Как видите, все вполне эргономично!
Я и вправду обратил внимание на современные трекболы, джойстики и островные клавиатуры в стиле Sony VAIO. Все стереотипы насчет «военного» как топорного и неудобного, но сделанного на века, сразу же отпали. Пока во все еще закрытом для нас помещении проводились последние приготовления, я поинтересовался у Дениса насчет используемых материалов и узлов. Оказалось, что «Индела» — предприятие максимально полного цикла.
— Мы все делаем сами. Ну, кроме готовых узлов вроде экранов или стандартизованных радиостанций. В остальном все наше, включая пайку деталей. Дело в том, что с нашей секретностью отдавать на аутсорсинг что-либо может быть весьма плачевно. Вот, смотрите, как делаются наши лопасти, — Денис и Владимир поднимают тяжелющий с виду алюминиевый ящик. Он оказался составной формой, из которой извлекается готовая лопасть, белая и блестящая.
— А какие материалы вы используете?
— Ну, по большей части традиционные для авиации композиты. Карбоновое волокно, связующие. Конечно, секрет мы вам не раскроем! – улыбается Денис. – Давайте сфотографируем лопасть и уже можно будет пойти посмотреть на наш опытный I.N.SKY.
Система управления способна до 24 часов обходиться без внешнего питания / ©Анна Миронова
Рабочая лошадка
Наконец нас впустили в святая святых – комнату, где проходила сборка вертолета I.N.SKY. Внешне этот герой выглядел весьма достойно и ухоженно, даже не скажешь, что за плечами у него уже множество полетов.
— А случались ли у него внештатные ситуации?
— Разумеется, как же без этого, — признается Денис. – Но аварийная система позволяет посадить вертолет даже с отказавшим двигателем, так что потерять его безвозвратно очень сложно. К тому же есть аварийные парашюты, а электронные узлы дублируются. Я уже говорил, что надежность– главная особенность такого оборудования и причина его высокой стоимости.
Indela-6M готов к полету, только пленку снять и заправить / ©Анна Миронова
— А какое оборудование обычно приходится тестировать?
— Да любое! Мы оснащаем свои БПЛА практически любым телеметрическим и вспомогательным оборудованием, все зависит от конкретного заказа. Обычные и инфракрасные камеры, дальномеры, системы обнаружения и слежения за целью, а для военных целей это может быть даже оружие. Например, наш H.U.SKY-II может нести до 55 кг полезной нагрузки, так что при желании на него можно повесить даже пулемет.
Ребята-сборщики как раз поставили на секретные внутренности вертолета панели корпуса, но прихватили их лишь на несколько винтов. Все равно после нашего ухода им придется перепроверять все еще раз – спешка в таких делах, как авиация, до добра не доводит.
naked-science.ru
Производители беспилотников
Производители военных беспилотников
Telegram канал https://telegram.me/proUAV
Производители по странам
Россия
США
Израиль
Китай
Объединенное Королевство
Франция (беспилотники Франции)
Южная Корея
Япония
Все производители
3D Robotics, США
Iris (Офсайт Iris)
Iris+
Solo
Advanced Robotics, США
FLYBi
AeroVironment, США
компания с капитализацией около $700 млн, которая показала рекордные продажи в $264 млн в 2015 фискальном году. $234 млн или 88% обеспечил сегмент беспилотных летающих систем. Это бизнес, выпускающий как гражданские, так и военные БЛА. Модель Raven — это самая популярная модель небольшого БЛА самолетного типа в мире.
RQ-11 Rаven
Aerovel, США
Aeroxo, Россия
См. Аэроксо
AheadX, Китай
Airinov, Франция
Airbus Defence and Space
Tanan
Zephir
Air Hogs
Helix X4 Stunt
Airobotics, Израиль
Airobotics — автоматизированная система для запуска и обслуживания БЛА
2016.06.23 В Израиле разработали полностью автоматическую систему для обслуживания и запуска беспилотников.
ADCOM Systems, Объединенные Арабские Эмираты
Yabhon United 40
Yabhon United 40 block 5
Ascent AeroSystems
Sprite
AT-200, Китай
В сентябре 2017 года сообщалось, что разработчики КНР создали тяжелый БЛА AT-200 на базе новозеландского серийного самолета короткого взлета PAC P-750 XSTOL. Взлетная масса — до 3.4 тонн, грузоподъемность — 1.5 тонн, дальность полета — до 2000 км, практический потолок — 6 км, крейсерская скорость — 260 км/ч, максимальная скорость — 313 км/ч. Продолжительность полета — 8 часов. Объем грузового отсека — 10 куб. м. /
Назначение — снабжение продовольствием и припасами удаленных локаций (погранзаставы, острова). Как ожидается, самолет может зайействовать SF Express, который занимается экспресс-доставкой почты и других отправлений, как в КНР, так и по всему миру. Как ожидается, переход к БЛА вместо обычных грузовых самолетов поможет снизить расходы на оплату летного персонала и снизить влияние проблемы нехватки пилотов в КНР.
В компании уже образовано подразделение SF UAS для развития беспроводной тематики.
Aurora Flight Sciences, США
с 2017 года входит в состав корпорации Boeing
разработка роботизированного второго пилота на базе коллаборативного робота Universal Robotics
2018 Идея проекта — установить электромеханический привод, который воздействует на существующие органы управления летательным аппаратом. Система технического зрения обеспечивает контроль действий робота. Планируется, что такая система заменит второго пилота.
разработка DARPA VTOL X-plane
2016.04.22 Прототип дрона будущего Darpa становится на крыло. Aurora Flight Sciences занимается разработкой БЛА вертикального взлета, получившего название LightningStrike, в рамках программы DARPA VTOL X-plane. На сегодняшний день готов прототип, масштаб которого — 1:5 относительно будущего аппарата. Выглядит новинка весьма необычно — это так называемый кэнард.
AVIC, Китай
Axis, США
Vidius
2016.02.23 Дрон за $74 передает поток видео.
BAE Systems, Объединенное Королевство
Taranis
Beijin Univercity of Aeronautics & Astronautics
BZK-005 Harbin вместе с Harbin Aircraft Industry, Китай
Boeing Phantom Works, США
X-45
XS-1
Byrobot, Южная Корея
Byrobot Drone Fighter
China Aerospace Science and Technology Corporation, Китай
CH-3
CH-5
CyPhy Works, США
PARC
Te Pocketfly
LVL1
Delair-Tech, Франция (Тулуза)
2016.03.13 Французская Delair-Tech получила $14.5 млн инвестиций и теперь попробует свои силы в Европе, в США и Китае
DII
Eturnas D.
DJI, Китай
Inspire 1
Phantom 2
Phantom 3 Professional
Phantom 3 Advanced
Spreading Wings S1000
Spreading Wings S1000+
Drone.UA
CD600, Drone.UA, гексакоптер, для аэрофотосъемки высокого разрешения
PD1900, самолетного типа, для аэрофотосъемки высокого разрешения
Drone Volt, Франция
Компания основана в 2011 года во Франции, Канаде, Дании, США, Швейцарии. Специализируется в разработке и в продажах гражданских беспилотников для профессионального использования. Оборот — 3.5 млн евро в 2015 году. www.dronevolt.com
2016.03.04 Еще один «привязной» дрон — Z18 UF от Drone Volt обеспечит непрерывное наблюдение с воздуха
Elbit Systems, Израиль
Elbit Hermes-180
Elbit Hermes-450
Elbit Hermes-900
Elbit Hermes-1500
Elbit Skylark
ETH Zurich’s Autonomous Systems Lab
AtlantikSolar
титульный разботчик высотного дрона «псевдоспутника» Aquila
FLIR, США
Американская компания, известная, прежде всего, своими тепловизорами для использования на беспилотниках. В 2016 году также приобрела компанию Prox Dynamics, производителя известного беспилотника Black Hornet.
Flyter, Россия
Стартап специализируется на разработке легких самолетов и тяжелых беспилотников. Основной продукт — ПАК ВВП 720-200 (в разработке на май 2019).
General Atomics Aeronautical Systems Inc.
MQ-1B Predator
MQ-1C Grey Eagle
MQ-9 Reaper / Predator-B
Hubsan
SpyHawk FPV RC Plane
X4 h207C
X4 h207D FPV RC Quadcopter
X4 h207L
INDELA, Россия
Штиль
Infotron, Израиль
IT180 5TH-U
Insitu
Scan Eagle
Israel Aerospace Industries (IAI), Израиль
Harpy
Heron I
Heron TP
Mk II Searcher
MQ-5B Hunter
RQ-5 Hunter
RQ-5A Hunter
Jetfly
F2
F2 FPV
J1micro
J2 Minicam
J2 Minicam V2
J10
J10 Cam
J10 Cam HD
J30 Cam
J40 Cam
J50 Cam
Kaman Aircraft, США
K-MAX
Kratos, США
проект LCASD ударного беспилотника для ВВС США. Известен с лета 2016 года
KVAND, Россия
Хаски
Lily
Lily
Lockheed Martin, США
Indago VTOL Quad Rotor
RQ-170 Sentinel
SR72
Microdrones, Германия
Microdrones d4100
Mist Mobility Integrated Systems Technology (MMIST), Канада
SnowGoose BRAVO
Northrop Grumman, США
MQ-4C Triton
RQ-4 Global Hawk
X-47A Pegasus
X-47B
Parrot SA, Франция
разработчик хобби-беспилотников, инвестор в ряд других бизнесов, разрабатывающих беспилотникик, например, Delair
Piaggio Aerospace, Италия
Компания Piaggio Aerospace, Италия, находится в состоянии банкротства. Известна разработками 8 больших БЛА P.1HH HammerHead. Их хотели закупить ВВС ОАЭ (Abu Dhabi Autonomous Systems) в марте 2016 года с поставкой в январе 2019. Также 10 аппаратов планировали приобрести ВВС Италии в 2016-2017 годах, но затем сочли разработку не соответствующей требованиям после того, как прототип AV 001 потерпел крушение в Средиземном море. В компании Piaggo Aerospace начали разработку Р.2HH, но контракт не был заключен. В итоге компания объявила о банкротстве. / bmpd.livejournal.com
Prodrone, Франция
Prox Dynamics, США
2015.09.24 Норвежские пико-беспилотники PD-100 Black Hornet приняты на вооружение морской пехоты США.
Reference Technologies
Hummingbird II
Robota, США
Eclipse
2016.06.25 Eclipse — полностью автономный беспилотник — фиксированное крыло
Schiebel, Австрия
Camcopter Schiebel S-100
Shunfeng, Китай
Тяжелый беспилотник. Размах крыла — 20 м, взлетная масса — 3 тонны, полезная нагрузка — 1.2 тонны. Компания SF Express в ноябре 2017 года провел экспериментальную доставку комплекта технологического оборудования с помощью БЛА Shunfeng.
Secutronics, Саудовская Аравия
Inspire1
Sierra Nevada Corporation (SNC), США
Dream Chaser
Smart Information Systems, Казахстан
Барыс — БЛА самолетной схемы
Threod Systems, Эстония
производитель беспилотников
Tsuru Robotics, Россия
UDI
U816A
U816A-X
U839
Unmanned Cowboys
ATLAS
Vantage Robotics
Snap
WB Electronics SA, Польша
Специализируется на разработке беспилотных БЛА.
2015.09.22 Сообщается о планах совместной разработке БЛА с ГП Антонов, Украина. WB Electronics будет обеспечивать электронику, ГП Антонов — летную технику. / zn.ua
Yamaha, Япония
Yuneec International, Китай
Yuneec Q500 4K Typhoon
Yuneec Q500 RTF
Шанхайская компания Yuneec International основана в 1999 году и занимается дронами и аэрокосмическими разработками. Выпускает дроны и самолеты с электродвигателями. 2015.08
ZALA Aero Group (ЦСТ), Россия, Ижевск
ZALA 421-02X
ZALA 421-04M
ZALA 421-06
ZALA 421-08M
ZALA 421-08Ф
ZALA 421-16
ZALA 421-16E
ZALA 421-16EM
ZALA 421-20
ZALA 421-21
ZALA 421-22
ZALA 421-23
ZALA 421-M1
Авиационные роботы (ООО «Авиационные роботы»), Россия
Автономные аэрокосмические системы (ООО НППП Автономные аэрокосмические системы — Геосервис), Россия
Delta-M
Антиград-Авиа, Россия
А-03 Нарт
Антонов (ГП Антонов), Украина
2015.09.22 Сообщается о планах совместной разработке БЛА с ГП Антонов, Украина. WB Electronics будет обеспечивать электронику, ГП Антонов — летную технику. / zn.ua
Атлон Авиа (НПП Атлон Авиа, Киев), Украина
Фурия
АФМ-Серверс, Россия
упоминается в 2017 году
Птеро
Птеро-E
Птеро-G0
Птеро-СМ
Аэроб (ООО Аэроб), Россия
Aerob 4D
Aerob 4D FL
Аэроксо, Россия
Резидент Сколково.
Аэрокон (Казань), Россия
Прекурсор (см. Рубеж-30)
Рубеж-2
Рубеж-10
Рубеж-20
Рубеж-30
Рубеж-60
Аэрокон (Жуковский), Россия
Инспектор 101
Инспектор 201
Инспектор 301
Инспектор 402
Инспектор 601
Инспектор 202О
Аэрокосмические системы (РТИ Аэрокосмические системы), Россия
Diamond DA42 (лицензия)
Авиус-1
Вяхирь
Кайра-1
Кайра-2
2015.09.09 Вместе с Тайбер и АО Кронштадт Технологии компания РТИ Аэрокосмические системы участвуют в проекте по созданию российского тяжелого беспилотника. / tiber.su
Беспилотные системы, Ижевск, Россия
Supercam
Supercam S-240
Supercam S-250
Supercam S-300M
Supercam S-350
Supercam X6
Supercam X8M
Пионер
Бласкор, Россия
Бласкор
Взлет (КБ Взлет, ООО Научно-промышленные системы)
А-3 Ремез
А-4К Альбатрос
Геоскан, Россия
Geoscan 101
Geoscan 201
Geoscan 401
Горизонт (ОАО Горизонт)
БАК Горизонт G-Air S-100, Россия (по лицензии Schiebel S-100, Schiebel, Австрия)
Ижмаш (ООО Ижмаш), Россия
Гранат-1
Гранат-2
Гранат-3
Гранат-4
Гранат-5
Гранат-6
Муха
Тахион
Иркут (Корпорация Иркут), Россия
Иркут
Иркут-2 М
Иркут-3
Иркут-10
Иркут-DA42
Иркут-200
Иркут-850
Истра, Россия
Истра-07
Истра 10
Истра 12
Истра 13
Камов, Россия
Ка-37
Ка-137
Ка-175
Конструкторское бюро — 1 (входит в Ассоциацию военно-промыщленных компаний), Россия
Глаз — одноразовая система мониторинга. Впервые показана на МАКС2015.
Кронштадт (Группа Кронштадт — ранее Транзас), Россия
(АФК Система)
Дозор
Дозор-2
Дозор-3
Дозор-50
Дозор-85
Дозор-100
Дозор-600
Кузнецова (НИИ Прикладной механики им. акад В.И.Кузнецова), Россия
Пустельга
Луч (КБ Луч, ОПК), Россия
Ворон
Дрозд
Корсар
Ласточка
Луч
Типчак
МАИ (ОСКБЭС МАИ)
Ворон-300
Ворон-333
ПС-01 Комар
Шмель 1
Эльф-Д
Меридиан (ГП Меридиан, Киев), Украина
2015.09.19 На предприятии Меридиан, Украина сформирован специальный участок, где собираются БЛА. Используются разработки Киевского политехнического университета. В конце ноября 2015 года ожидается появление опытных образцов, которые можно будет использовать в ВСУ. / news.liga.net
МиГ (ОКБ Микояна-Гуревича), Россия
Скат (возможно совместно с Климовым)
Нелк (ЗАО НПЦ Нелк), Россия
Колибри-6
НЕЛК-В6
вертолетного типа
НЕЛК-В8
экспериментальный, вертикального взлета, на топливных элементах
Новик (НПКЦ Новик), Россия
Брат
ГрАНТ
Отшельник
ОПК (Объединенная приборостроительная корпорация), Россия
Чирок
ПИК ПБА (ООО Компания ПИК ПБА)
Оса
вертолетного типа, два соосных винта, собственная масса — до 16 кг, полезная нагрузка — до 15 кг, скорости — до 80 км/ч, высота — до 3000 м, дальность до 25 км (до 120 км) — в режиме управления (автономно). Газотурбинный двигатель с минимальным уровенем шума. По лицензии Франции.
Плаз
Грифон-02, Плаз, Россия
электродвигатель, фото- видео- тепловизионная разведка
Грифон-07, Плаз, Россия
3D-картографирование местности
Грифон-11, Плаз, Россия
3D-картографирование местности
Грифон-12, Плаз, Россия
3D-картографирование местности
Грифон-41, Плаз, Россия
3D-картографирование местности
Радар (ООО НПП Радар ММС), Россия
АВИС
БВП-50-Б
БВП-500
мБВП-50-Б
Рикор Электроникс (ОАО Рикор-Электроникс), Арзамас, Нижегородская область, Россия
Рикор АЛ-320 — конвертоплан
Рикор АЛ-350 Курьер-5 — конвертоплан
Рикор БС-103 — конвертоплан
Рисса (НТЦ РИССА), Россия
Т-3
РТИ Аэрокосмические системы, Россия
см. Аэрокосмические системы
РусАэроЛаб, Россия
Кронштадт
Симонова (ОКБ им. М.П.Симонова, ранее КБ Сокол), Россия, Казань
ОАО Научно-производственное объединение «Опытно-конструкторское бюро имени М.П. Симонова»
Казань, ул. Академика Павлова, д.2А, www.okbsimonova.ru
Альтиус
Зеница
БЛА БДПП — в разработке на 2016 года, для использования в Арктике. Страница на сайте производителя.
СКАН (ООО СКАН), Москва
Конструирование БЛА с параметрами, превосходящими аналоги; разработка фотограмметрического ПО и ГИС; разработка специализированных интеллектуальных ИТ; создание бортового оборудования и полезных нагрузок (спектрометров, камер, датчиков).
Сокол (КБ Сокол, предположительно переименовано в ОКБ им. М.П.Симонова), Россия
Альтиус
Дань-Барук
Данэм
Иноходец (совместно с Кронштадт)
СТЦ (ООО Специальный технологический центр), Россия, С.Петербург
Орлан-2
Орлан-3М
Орлан-10
Орлан-30
Оралн-50
Сухой (Авиационный холдинг Сухой), Россия
БАС-62
Зонд-1
Зонд-2
Зонд-3
Охотник-У
Тайбер (ООО Тайбер), Россия
Научно-производственное предприятие, специализирующееся на промышленных системах автоматического управления подвижными объектами. Компания «ТАЙБЕР» разрабатывает, производит, интегрирует и осуществляет послепродажную поддержку уникальных систем автоматического управления для беспилотных систем вертикального взлёта и самолётного типа, аппаратов легче воздуха, надводных скоростных объектов. Производимое оборудование имеют промышленное, герметичное исполнение, расширенный температурный диапазон.
Сайт компании: http://www.tiber.su/
2015.09.09 Тайбер участвует в проекте по созданию российского тяжелого беспилотника вместе с РТИ Аэрокосмические системы. / tiber.su
Транзас, Россия
(название компании Кронштадт до 2015 года)
Туполев (АНТК им.А.Н.Туполева), Россия
Ту-123 Ястреб
Ту-1230
Ту-141
Ту-143
Ту-243
Ту-300 Коршун
Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), Россия
Застава, лицензионный израильский
Форпост, лицензионный израильский
Фрегат, Россия
Филин
ЦСТ, Россия, Ижевск
см. ZALA Aero
Эдельвейс, Россия, Смоленск
Научно-исследовательский институт современных телекоммуникационных технологий (завод «Эдельвейс»)
контракт на БЛА для обследования магистральных газопроводов в 2017 году.
ЭНИКС (ЗАО ЭНИКС), Россия, Казань
Типчак-РН
Элерон 3СВ
ЕoT
Еo8
Е2T
Е2У
Т-3
Т10
Т23
Яковлев (ОКБ А.С.Яковлева), Россия
Пчела-1
robotrends.ru
Российский стратосферный беспилотник может летать год без посадки
Российской НПО имени Лавочкина разработало первый отечественный стратосферный беспилотник. Аппарат «Аист» работает на солнечной энергии и может не приземляться целый год, заряжая свои аккумуляторы днем и работая от них ночью.
«Аист» ЛА-252 уже испытали, однако летал он пока лишь на низких высотах. Для полета в стратосфере, сообщил «Известиям» глава НПО им. Лавочкина Сергей Лемешевский, необходимо официально зарегистрировать летательный аппарат и получить специальное разрешение от авиационных властей. Решить все формальности и провести полноценный полет «Аиста» в стратосфере планируют к декабрю.
Разработка НПО им. Лавочкина относится к классу так называемых «атмосферных псевдоспутников» — как и спутники, он получает энергию от солнца и летает там, куда обычные гражданские самолеты подняться не могут: на высотах от 15 до 22 км. Выглядит «Аист» как одно большое (размах — 23 метра) покрытое солнечными батареями крыло с четырьмя пропеллерами и двумя «хвостами» для стабилизации. При этом взлетная масса выполненного из современных композитов дрона составляет 125 кг, а максимальная масса полезной нагрузки — 25 кг.
«Аист» может пригодиться для размещения в стратосфере на долговременной основе наблюдательного оборудования или средств связи. После завершения полноценных испытаний беспилотник покажут потенциальным заказчикам, в первую очередь — представителям российской армии и других силовых структур.
Дрон, созданный в НПО им. Лавочкина — не единственная российская разработка такого рода. В марте «Известия» писали, что завершающую стадию испытаний проходит высотный беспилотник «Сова», разработанный фирмой «Тайбер». Он также призван стать дешевой альтернативой дорогостоящим низкоорбитальным спутникам наблюдения и связи и создается с прицелом на использование российскими военными для патрулирования удаленных районов мирового океана и Арктики. В НПО им. Лавочкина отказались прокомментировать сходства и различия «Аиста» и его потенциального конкурента.
Есть подобные разработки и за рубежом. Самая известная из них — разработанный Facebook «стратосферный спутник» Aquila. Его размах крыльев — почти 40 метров, а масса — около 400 кг. Первые испытания названного в честь мифического орла бога Юпитера аппарата закончились в 2016-м серьезной аварией, однако год спустя все прошло гладко:
В Facebook рассчитывают использовать такие дроны для обеспечения связью удаленных местностей: беспилотник будет кружить на районом диаметром 100 километров и обеспечивать его жителей беспроводным сигналом.
hitech.vesti.ru
Дронобой: как сбивать беспилотники | Журнал Популярная Механика
По мере того как дроны стремительно падают в размерах, цене и обзаводятся искусственным интеллектом, растет проблема борьбы с ними. Только американский рынок дронов увеличивается на миллион штук в год, а стоимость приличной модели упала ниже тысячи долларов. Традиционные средства противодействия при таких ценах становятся просто нерентабельными. Поэтому появляются альтернативные системы противодроновой защиты — от автономных истребителей беспилотников до электромагнитных и лазерных пушек.
На выставке «Армия-2017» свою версию такого оружия представила входящая в состав концерна «Калашников» Zala Aero Group, которая специализируется на беспилотниках. Устройство REX 1 интересно тем, что его разработали люди, которые делают беспилотники и поэтому лучше всех знают их уязвимые места.
Ничего не вижу, ничего не слышу
«В подавляющем большинстве случаев неприятельский дрон прилетает к вам не с ударной, а с разведывательной миссией. Важно не только его перехватить, но и как можно раньше ослепить, лишить возможности передавать ценную информацию», — говорит генеральный директор Zala Aero Group Александр Захаров, один из авторитетнейших в мире специалистов по беспилотным аппаратам. Поэтому в комплекс REX 1 включены еще два элемента оптического воздействия на телевизионные камеры в лазерном и оптическом световом диапазоне с добавлением стробоскопического эффекта. «Ни одна ПЗС-матрица не успевает реагировать на мощное изменение светового потока, и поэтому робот видит только вспышки», — Захаров направляет REX 1 на оптический сенсор висящего под потолком дрона, и на экране монитора у оператора четкое изображение мгновенно тонет в пульсирующем белом молоке. Любые действия дронобоя должны быть документированы, поэтому REX 1 оснащен встроенным регистратором, который пишет HD-изображение со звуком.
Глушилка
Почти все беспилотники — от любительских DJI до крылатых ракет — используют для полета данные спутниковых навигационных систем. Поэтому REX 1 может не только блокировать каналы управления и передачи информации с беспилотных летательных аппаратов, но и подавлять сигналы всех существующих спутниковых навигационных систем: GPS, ГЛОНАСС, Galileo и BeiDou. Если появятся какие-то новые, простая перепрошивка программного обеспечения позволит бороться и с ними.
Дронобой построен по модульному принципу, и его можно собирать под конкретные задачи. Облегчают сборку простые пиктограммы на модулях: «квадрокоптер» подавляет каналы управления и передачи информации дронов, «спутник» гасит системы навигации, «антенна» — каналы Wi-Fi, а «телефон» — мобильную связь. REX 1 можно успешно использовать при задержаниях: лазер и стробоскоп ослепит и дезориентирует потенциального террориста, а приборы радиоэлектронного подавления не дадут ему связаться с сообщниками или передать сигнал на взрывное устройство. Не лишним будет REX 1 и при обнаружении подозрительных предметов: он блокирует радиосвязь, и можно спокойно дожидаться приезда саперов.
Модульный принцип также позволяет легко увеличивать количество функций антидрона в дальнейшем. Александр Захаров считает, что одним из наиболее эффективных методов борьбы с беспилотниками являются выстреливаемые сверхлегкие сетки с грузиками. И на REX 1 уже предусмотрено крепление подобных устройств 12-го калибра с электрической инициацией, как у «Осы». В общем, теперь вы знаете, какое ружье брать, если собрались поохотиться на дроны.
Если принять во внимание современный уровень развития беспилотных технологий и их доступность, становится очевидной та степень потенциальной опасности, которую несет использование дронов в противоправных целях. Объединив многолетний опыт производства стрелкового оружия и разработки киберсистем, конструкторы создали устройство, представляющее собой образец высокотехнологичного радиоэлектронного нелетального оружия нового поколения.
Тактико-технические характеристики | Основные преимущества | Области применения |
• Время непрерывной работы 3 часа • Рабочая температура от -40 до +50 °С • Радиус действия (GPS) 1000 м (5000 м) • Угол охвата 15° (180°) • Масса 4,2 кг | • Микропроцессорное управление • Оперативные и стационарные режимы • Возможность приведения в боевое положение нажатием одной кнопки • Система крепления, позволяющая установить ряд опциональных приспособлений; прицелы, фонари, целеуказатели, устройства объективного контроля • Встроенная АКБ, питающая как само изделие, так и опциональные приспособ-ления • Возможность подавления GSM-сигнала, а также сигналов систем глобальной навигации | • Обеспечение безопасности и неприкосновенности частной жизни • Защита охраняемыхобъектов • Устранение возможных угроз при проведении массовых мероприятий • Проведение специальных контртеррористических операций |
www.popmech.ru
Уникальный гибридный беспилотник совершил первый полёт
Американская компания Aurora Flight Sciences показала первый беспилотник, созданный в рамках проекта X-Plane. Вчера разработчики первого в мире летательного аппарата, совмещающего в себе возможности самолёта, вертолёта и конвертоплана, сообщили об испытательном полёте масштабной модели БПЛА LightningStrike.
В ходе испытаний, которые состоялись 29 марта, была проведена проверка аэродинамической компоновки и работы системы управления полётом. Кроме того, LightningStrike отработал вертикальный взлёт, зависание в воздухе и посадку. Согласно пресс-релизу, опубликованному на сайте компании Aurora Flight Sciences, испытания прошли успешно и работа над проектом X-Plane продолжается.
Первый полёт беспилотника LightningStrikeLightningStrike приводится в движение 24 электромоторами, размещёнными в четырёх поворотных крыльях. Масса масштабной модели – 147,5 кг, что составляет 20% от запланированного веса полноразмерного беспилотника, который будет создан в ближайшие два года.
Концепт полноразмерного летательного аппарата X-Planedefense-update.com
В рамках проекта X-Plane Минобороны США планирует создать пилотируемый летательный аппарат для нужд американской армии, который сможет вертикально взлетать и приземляться, развивать скорость до 400 узлов (740 км/ч) и иметь полезную нагрузку порядка 40% от собственной массы. Одной из особенностей нового БПЛА станет то, что он будет сравнительно малошумным благодаря использованию электрических двигателей, а питание электрогенератора потребует значительно меньше топлива, чем расходуют двигатели внутреннего сгорания.
Компьютерная модель X-PlaneСогласно контракту, заключённому между Агентством перспективных оборонных проектов (DARPA) Минобороны США и Aurora Flight Sciences, разработка проекта X-Plane будет проходить в три этапа. Первым шагом станет создание действующего прототипа полноразмерного БПЛА (на эти работы, которые должны завершиться к 2018 году, Минобороны США выделило $89,4 млн). Вторым этапом станет серийное производство дронов, а третьим – создание пилотируемых летательных аппаратов для ВС США.
warspot.ru