Содержание

Берберские пираты. Братья Барбаросса.

В течении 150 лет, начиная с конца XV века, берберские пираты терроризировали Средиземноморье, действуя, как правило, в интересах Османской империи. С побережья Северной Африки они нападали на все не мусульманские корабли и грабили прибережные города. Они стали притчей во языцех за свою жестокость, но, надо отдать им должное, берберские пираты были прекрасно организованы, благодаря «таифе раисов» (совет капитанов), под чьим контролем были пиратские базы по всей Северной Африке; таифа осуществляла связь между ними, местными правителями и Османской империей, а также следила за правильным дележом добычи: часть ее распределялась между участниками разбоя, а часть уходила в казну Османской империи.

На протяжении всего XVI века берберские пираты воевали на стороне Османской империи против христиан, прежде всего испанцев. Пленных они сдавали на невольничьи рынки Северной Африки. По некоторым оценкам только в течении XVI и XVII столетий горькую участь раба испытали 1 250 000 европейцев.

Одними из самых известных берберских пиратов являются браться Барбаросса: Арудж и Хизир. Арудж путем заключения договора с эмиром Туниса получил в своей распоряжение остров Джербу, который стал использовать в качестве базы для своего флота. Взамен Арудж обязался отдавать эмиру пятую часть от своей добычи. В 1516 году один незначительный турецкий султан призвал Аруджа на помощь с целью захватит Алжир. После взятия города султан Селим ат-Туми провозгласил себя эмиром Алжира, правда, не надолго. Арудж пользуясь полным доверием султана вошел к нему во время купания и собственноручно задушил его в бассейне, после чего под именем Барбаросса I самопровозгласил себя владыкой Алжира.

Погиб Арудж у реки Саладо, сражаясь с испанцами. После смерти флот его был унаследован его братом Хизиром. В 1518 году он провозгласил себя султаном Барбароссой II и признал верховную власть Османской империи. Турецкий султан Селим I (по версии книги «Пираты. Бич морей», по другим — Сулейман I) назначил его главнокомандующим своего флота и берлербеем («эмиром эмиров», а их в Турции тогда было всего семь человек) Африки. Успешными набегами на испанские владения Хизир снискал себе прозвище «Хайр эд-Дин» («Дар Божий») и стал ключевой фигурой в установлении Османской империей контроля на Средиземноморьем.

Но берберские пираты не ограничивали себя только рамками Средиземного моря. В 1641 году преподобный Деверекс Спратт, плывя по Ирландскому морю из графства Корк в Англию, был захвачен ими в плен и продан в рабство. Описывая позже свои злоключения он отменял, что не успели они отплыть от берега на расстояние видимости, как он, и все кто был на корабле (120 человек), «были захвачены алжирскими пиратами, и всех мужчин тут же заковали в железо». Историк Роберт Дэвис пишет:

Отчеты Адмиралтейства за это время свидетельствуют, что корсары нанесли основательный урон британскому судоходству, захватив в 1609-1616 годах 466 кораблей и 27 вблизи Плимута в 1625 году.

Интересный факт от el basurero

Небезызвестный испанский писатель Мигель де Сервантес в свое время служил на флоте, который боролся с алжирскими пиратами. В одном из сражений больной лихорадкой Мигель не стал отлёживаться в лазарете как многие другие, а полез в первых рядах абордажной роты, получив три пули из аркебузы. Об этом эпизоде он потом сказал «я отдал руку к вящей славе другой», ибо как раз после этого, будучи списан на берег по ранению и влача нищее существование, он совершил переворот в литературе и театре, создав бессмертного «Дон Кихота».

Об этом стоит знать:

pirate-islands.com

Берберские пираты — Howling Pixel

Бербе́рские (бербери́йские, варварийские)

пираты (они же, за исключением марокканских, так как марокканцы не признавали себя османами, известны как османские корсары) — мусульманские пираты и каперы, орудовавшие в районе северной Африки, начиная со времён арабских завоеваний и до середины XIX века.

Действуя из множества портов Магриба (Варварский берег), включая такие крупные как Тунис, Триполи, Алжир и Сале, они держали в страхе всё западное Средиземноморье. Деятельность пиратов не ограничивалась одними лишь нападениями на торговые суда, очень часто они устраивали «раззии» — специальные рейды на прибрежные города Европы с целью захватить в плен христианских рабов и продать их на невольничьем рынке в Алжире или Марокко[1]. По данным профессора истории Роберта Дэвиса в период с XVI по XIX века, пираты захватили и продали в рабство от 1 до 1,25 миллиона европейцев. Основной целью для подобных рейдов служили прибрежные деревушки в Италии, Испании и Португалии, хотя и более отдалённые страны — Франция, Англия, Нидерланды, Ирландия и даже Скандинавские страны, включая Исландию — страдали от подобных нападений (смотри статьи Нападение берберских пиратов на Балтимор и Нападение турецких пиратов на Исландию).

Эффект от этих атак был крайне тяжёл: Франция, Англия и Испания потеряли тысячи кораблей, прибрежные регионы Испании и Италии обезлюдели; фактически этот пиратский промысел препятствовал заселению берегов вплоть до XIX века.

С XVI века начались «алжирские экспедиции» — ряд морских и десантных экспедиций европейских государств против гнезда пиратов в Алжире. С XIX века (с 1801 года) начались берберийские войны США.

Известные берберские пираты

Побывавшие в плену берберских пиратов

Литературные персонажи

См. также

Примечания

  1. Robert Davis. British Slaves on the Barbary Coast (англ.). BBC (17 February 2011). Дата обращения 2 ноября 2018.

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).

Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Берберские пираты. История — Путеводитель по Тунису

Действуя из множества портов Магриба, включая такие крупные как Тунис, Триполи, Алжир и Сале, они держали в страхе всё западное Средиземноморье.

Посол от государств Варварского берега ко двору английской королевы Елизаветы I неизвестен, Public Domain

Деятельность пиратов не ограничивалась одной лишь охотой на торговые суда, очень часто они устраивали «раззии» — специальные рейды на прибрежные города Европы с целью захватить в плен христианских рабов и продать их на невольничьем рынке в Алжире или Марокко.

Моской бой с Берберскими пиратами, Лоренцо А. Састро, 1681 Laureys a Castro (f 1664-1700), Public Domain

По данным профессора истории Роберта Дэвиса в период с XVI по XIX века, пираты захватили и продали в рабство от 1 до 1,25 миллиона европейцев.

Хайр-ад-Дин Барбаросса неизвестен, CC BY-SA 3.0

Основной целью для подобных рейдов служили прибрежные деревушки в Италии, Испании и Португалии, хотя и более отдалённые страны — Франция, Англия, Нидерланды, Ирландия и даже Скандинавские страны, включая Исландию, страдали от подобных нападений (смотри статьи Нападение берберских пиратов на Балтимор и Нападение турецких пиратов на Исландию).

Голландские корабли бомбардируют Триполи в карательной экспедиции против берберских пиратов, 1670 неизвестен, Public Domain

Эффект от этих атак был крайне тяжёл: Франция, Англия и Испания потеряли тысячи кораблей, прибрежные регионы Испании и Италии обезлюдели; фактически, этот пиратский промысел препятствовал заселению берегов вплоть до XIX века.

Мулай Ахмад ар-Раисуни — последний берберский пират, 1924 Frontispiz zu Raisuli Sultan der Berge, Public Domain

С XVI века начались «алжирские экспедиции» — ряд морских и десантных экспедиций европейских государств против гнезда пиратов в Алжире. С 19 века (с 1801 года) начались берберийские войны США.

Известные берберские пираты

  • Хайр-ад-Дин Барбаросса
Османская адмирал Хайреддин Барбаросса Nigari’nin bir minyatürü, Public Domain
  • Арудж Барбаросса
Турецкий пират Арудж Барбаросса Achille Devéria (1800–1857), Public Domain
  • Улудж Али
  • Тургут Рейс
Тургут-реис — мусульманский корсар (приватир) и адмирал Османской империи неизвестен, Public Domain
  • Пияле паша 
  • Мурат Рейс старший
Мурат-реис (старший) —албанский капер и адмирал Оттоманского флота. Считается одним из наиболее известных Берберских пиратов Ismael zniber, Public Domain
  • Мурат Рейс младший
  • Кемаль Рейс 
  • Салих Рейс

tunisia-ru.touristgems.com

Франция против Берберии: алчность и гордыня

В 1648 году в прекрасной Франции вспыхнула Фронда — серия антиправительственных выступлений крестьян и горожан, парламентариев и влиятельных аристократов. В первую очередь эти волнения и последовавшая за ними разруха ударили по французскому флоту: корабли гнили в гаванях, верфи пришли в запустение. Это оказалось настоящим подарком судьбы для берберских пиратов, орудовавших в Средиземном море: промышлявшие работорговлей разбойники почувствовали вольницу. Однако во Франции нашлись военачальники, способные одёрнуть зарвавшихся корсаров-мусульман.

Одиночка, противостоявший пиратам

Берберией называется область Северо-Западной Африки, включающая современные государства Тунис, Алжир, Марокко и Ливия. К XVI веку здесь широко распространилось пиратство. Морские разбойники немного модифицировали идеи английских «морских ястребов» Хокинса и Дрейка и с энтузиазмом занялись работорговлей. В период с 1500 по 1580 год берберы захватили 270 тысяч белых рабов, с 1580 по 1680 год — 850 тысяч, а в 1680 – 1800 годы в их руках оказалось 175 тысяч человек.

Например, в 1544 году командующий османским флотом Хайреддин Барбаросса продал в рабство вообще всё население итальянского острова Липари — а это 9 тысяч человек. Через десять лет турецкий флотоводец Даргут так же поступил с жителями острова Гоцо поблизости от Мальты, превратив в рабов 6 тысяч человек. И таким примерам несть числа. Спустя столетие, в 1652 – 1658 годах, пираты-мусульмане около сотни раз прошлись по приморским районам Прованса и Лангедока — и это не считая захватов французских судов. Алжирские пираты организовали свою базу на Майорке и оттуда терроризировали всё близлежащее побережье. В 1652 году на Йерских островах недалеко от Тулона они захватили два порта и совершали оттуда рейды вглубь Франции.

Галера берберийских пиратов. Художник Андрис ван Эртфельт

Проблемы с берберскими пиратами начались у Франции примерно с 1643 года, когда государство заключило с Венецией тайное соглашение по поводу антитурецкого союза. Возросшему и усилившемуся в то время французскому флоту союз с турками и их корсарами стал не нужен.

С 1642 по 1658 год Франция лишилась до 30 тысяч своих граждан, угнанных в рабство берберскими пиратами. Интересно, что в это же время вышли книги Жана Барро и Эммануэля Арада, на страницах которых турки и пираты изображены «приветливыми, гуманными, благочестивыми, целомудренными, образованными, в общем — львы в борьбе и ягнята в победе»

(из доклада падре Висента де Сен-Поля кардиналу Мазарини). Ренегаты, ушедшие к пиратам, названы «простыми, мудрыми, добродетельными моралистами».

Пока в стране полыхала Фронда, пока шла война между Францией и союзом Испании и Австрии, всё южное французское побережье защищал от пиратов, по сути, один человек — вице-адмирал Леванта Жан-Поль Сомюр, известный как шевалье Поль. При этом флота у вице-адмирала было всего ничего.

Состав флота Леванта по годам

1657 год

4 корабля, 13 галер

1658 год

2 корабля, 10 галер

1659 год

3 корабля, 7 галер

С этими малыми силами шевалье Поль умудрялся вести эпические бои. В 1657 году он с двумя кораблями и семью галерами вступил в схватку с двумя кораблями пиратов и 18-ю их галерами. На следующий год один его корабль и две галеры противостояли 14 османским галерам. Наконец в 1661 году Сомюр прорвался с подкреплениями к осаждённому Криту, выдержав бой с 25 турецкими галерами на своём 28-пушечном «Геркулесе». Бой длился 15 часов. В результате восемь турецких галер было потоплено, остальные бежали, а Поль доставил подмогу Кандии.

В 1660 – 1663 годах Сомюр организовал несколько рейдов к Тунису, Алжиру и Триполи. Используя мобильные оперативные группы (1–2 корабля, 3–5 брандеров, 5–7 галер), он устраивал настоящий террор у пиратских портов. Ему удалось добиться возврата шести французских кораблей и освобождения 78 пленников. 10 июля 1663 года состоялся бой двух его кораблей с 20-ю галерами пиратов, по итогам которого 12 галер противника были потоплены, шесть захвачены. В числе последних была и галера самого вице-адмирала Алжира.

Первый министр Франции кардинал Джулио Мазарини

Основная проблема заключалась в том, что несмотря на мужество шевалье Поля, сил ему отчаянно не хватало. Его успехи оказывались не более чем булавочными уколами.

Неудивительно, что в 1658 году проблемой берберийских пиратов озаботился никто иной, как Его Высокопреосвященство, великий политик и великий плут кардинал Джулио Мазарини. Было очевидно, что после окончания Тридцатилетней войны необходимо было обеспечить безопасность государства и государственной торговли на южном направлении. Времена были суровыми, поэтому с писателями, идеализировавшими турок, церемониться не стали: их вздёрнули на рыночной площади.

Подготовка к экспедиции

Планируя в 1658 году полноценную военную операцию, кардинал руководствовался двумя мотивами:

  1. «христианнейший король» Франции должен сражаться с неверными;
  2. казна нуждалась в деньгах: считалось, что у дея Алжира их очень много. А как мы помним по романам Александра Дюма-отца, деньги были слабостью мессира Джулио.

Основу плана составил помощник кардинала Жан-Батист Кольбер, убеждённый, что для завоевания Алжира нужен флот, которого на текущий момент у Франции не было. Кольбер полагал, что понадобится до 15 кораблей, 63 транспортных судна и, кроме того, до 20 галер для действий на мелководье. В результате возник амбициозный проект, согласно которому к 1660 году нужно было построить 31 военный корабль и около 60 галер. Часть денег Мазарини выделил сам — его личный бюджет был примерно равен бюджету тогдашней Франции, а часть денег приказал выделить суперинтенданту финансов Фуке.

Но тот был порождением и жертвой финансовой системы, в которой сам и существовал. Чтобы сэкономить на постройке кораблей и положить что-то себе в карман, он решил организовать дело на основе бартера и взаимозачётов. В результате к 1660 году все верфи были забиты, но в строй вступили только 11 кораблей — остальные были либо не готовы, либо построены так ужасно, что сразу же пошли на слом. Понимая, что творится что-то неладное, ещё в 1659 году Мазарини заказал постройку 7 кораблей в Голландии, как это практиковалось при Ришелье, со сроком сдачи не позднее лета 1661 года.

Османский адмирал Хайреддин Барбаросса разбил флот Священной лиги в битве у Превезы в 1538 году. Художник Оганес Умед Бехзад

Наконец, экспедиция против алжирских пиратов была готова. Возглавить её должен был Франсуа де Вандом, герцог де Бофор, получивший по наследству от отца звание суперинтенданта навигации. Вот что пишет о герцоге Ларошфуко:

«Герцог Бофор обладал великолепною внешностью: он был высокого роста, ловок в телесных упражнениях и неутомим; ему были присущи отвага и способность воодушевляться, но он постоянно во всём хитрил и не был правдив; его ум был тяжеловесен и неотёсан; тем не менее он достаточно искусно достигал своих целей, идя напролом; в нём было много завистливости; его доблесть была велика, но нестойка; на людях он неизменно держался храбро, но в чрезвычайных обстоятельствах нередко чрезмерно берёгся».

Бофор был заносчивым честолюбцем, не знавшим меры в любви и ненависти. В 1661 году он, чтобы соответствовать своему званию, решил научиться навигации и кораблевождению. Но обучение закончилось очень быстро: герцог не терпел ничьих возражений и в результате посадил один из кораблей флота Леванта на мель около побережья Испании. Он обвинил в происшествии флаг-капитана, избил его палкой и спокойно отплыл на галере обратно в Тулон, оставив корабль и команду выпутываться как смогут.

2 июля 1664 года пять кораблей и десять транспортов с десантом в 6 000 человек — полки Пикардии, Нормандии, Наварры, Французской Береговой Стражи, полк Короля, морские роты, две компании кавалерии и инженерная рота — покинули Тулон.

Как гордыня приводит к жертвам

22 июля корабли бросили якорь у городка Джиджелли (ныне Джиджель на северо-востоке Алжира). Здесь произошёл первый конфликт между спесивым герцогом де Бофором и язвительным и самоуверенным вице-адмиралом Абрахамом Дюкеном — одним из величайших морских героев своего времени. Последний утверждал, что высаживаться в этом месте неблагоразумно: глубины маленькие, а сам форт окружён горами. Не привыкший к критике герцог ответил, что для высадки используют галеры, а мавров французы разобьют одной атакой. К утру 23 июля французы без труда выбили из города крошечный арабский гарнизон, насчитывавший 120 корсаров, захватили Джиджелли и тут же занялись возведением укреплений.

Карта порта Джиджелли и высадка французов.
vintage-maps.com

Бофор, не найдя общий язык с Дюкеном, отослал того обратно в Тулон, приказав доставить припасы в расчёте на три месяца, а сам остался в Алжире. Он постоянно высылал конные разъезды, чтобы попасть в стычку с арабами и прославиться. При этом герцог поругался с инженером Глервиллем, поскольку тот настаивал на как можно более скором сооружении укреплений. К октябрю, когда к городу подошла алжирско-мавританская армия в 10 – 12 тысяч человек, те так и не были закончены.

На военном совете Бофор высказался за скорейшую атаку на неверных. Однако у французов к тому времени было в распоряжении примерно 5 000 человек, которым надо было сосредоточиться на виду у турецкой армии и атаковать снизу вверх. По всем законам тактики их бы просто перестреляли до того, как они смогли бы приблизиться к туркам. Оскорблённый нерешительностью военачальников Бофор назвал генералов трусами и покинул совет.

На следующий день турки установили артиллерию и начали обстреливать французов. Город и порт оказались как на ладони. Вскоре даже просто пройти от порта до фортеций стало совершенно не лёгкой задачей. Поскольку укрепления не были закончены, то приходилось отбивать постоянные атаки турок. При этом обе стороны несли ощутимые потери. Однако если алжиро-турецкому войску было где пополнить силы, то французам пришлось 5 октября отправить в Тулон послание с просьбой о помощи.

Дюкен, проглотив прежние обиды, срочно отправил на подмогу четыре корабля под командованием шефа д’эскадре Мартеля. Они прибыли в Джиджелли 22 октября 1664 года. Через пять дней началась погрузка на корабли. Под огнём турок французы демонтировали орудия с флешей, под огнём турок гоняли галеры с солдатами к кораблям. В мелкой гавани корабли не могли подойти к берегу и поддержать свои войска. 31 октября 4 тысячи турок атаковали отходившие части. Отступление быстро перешло в панику, и французы, бросая оружие и пушки, вплавь устремились к кораблям. С мола их из ружей обстреливали алжирцы и турки.

Гарем. Художник Фернан Кормон

Корабли обрубили якоря и спешно взяли курс на Францию. Однако около Прованса им пришлось задержаться: из-за эпидемии чумы в Северной Африке экспедиция получила приказ отбыть карантин около острова Поркероль между Марселем и Ниццей. При выходе в открытое море 6 ноября старый 54-пушечник «Люн» не выдержал нагрузки и, задев мель у Йерских островов, просто развалился на виду у эскадры и города. Утонули более 700 человек, в том числе генерал Жиллотье. Оставшиеся в живых выбрались на островок Пор-Кро, представляющий собой скальную пустыню размерами 7×2 км без малейшей растительности. Поскольку в Тулоне был объявлен карантин, на помощь несчастным никто не пришёл, и почти все они умерли от голода. Через месяц с острова сняли последних выживших — 24 человека. Они так и не смогли оправиться и вскоре умерли.

Общие потери французов в этой экспедиции составили около 4 тысяч человек.

На помощь союзникам

21 ноября 1664 года де Бофор получил письмо от Людовика XIV:

«Дорогой кузен!

Вернитесь к алжирским берегам, чтобы поколебать гордость Берберии, возьмите для этой цели корабли, список которых прилагается. Выберете себе флагманом «Руаяль» или «Сен-Луи», отдав другой шевалье Дюкену, к советам которого я вам настоятельно полагаю прислушиваться. Место второго флагмана доверьте мессиру Мартелю на «Дофине», он возглавит второй отряд».

В соответствии с указанием короля были сформированы две эскадры. Эскадра Мартеля состояла из кораблей «Дофин» (флагман), «Перль», «Нотр-Дам» и «Франсуаза». В эскадру Бофора входили корабли «Сен-Луи» (Бофор), «Руаяль» (Дюкен), «Меркюр», «Экюрейль», «Этуаль де Диане» (Габарэ). Однако 28 ноября, перед самым выходом из Тулонской гавани, де Бофор не нашёл ничего лучше, как поссориться с Жаном Габарэ, опытным и отважным моряком, и заменил того на капитана Лорье, с которым строптивый аристократ был дружен.

Наконец, 17 февраля 1665 года эскадра оставила Тулон и взяла курс к Тунису, к мысу Ла Гулет, который сейчас называют Хальк-эль-Уэд. Вместо Алжира французы отправились в Тунис по просьбе венецианцев, которые с 1644 года вели долгую Критскую войну с турками и пиратами Варварийского берега (Берберии). Прибывшая эскадра Бофора и Дюкена заставила флот тунисского реиса (старейшины) укрыться в гавани. Блокадные будни продлились два месяца. Дюкен смог договориться с венецианцами и обеспечил еженедельные поставки свежего провианта и воды на корабли. Благодаря этому французский флот вполне мог месяцами оставаться в море, в отрыве от своих баз. Более того, к середине июня в Ла Гулете закончилось продовольствие, а корсары, уже три месяца сидевшие без добычи, грозили взбунтоваться. Реис решил попытаться прорваться в море.

Бой у мыса Ла Гулет, 1665 год. Гравюра XIX века.
ebay.fr

Герцог де Бофор, узнав об этих планах, попытался взять руководство в свои руки, но его бесцеремонно отодвинул на задний план Дюкен. Он предложил следующее: надо выпустить корсаров из гавани, затем отряд Мартеля, идя вдоль берега, отрежет тунисцев от берега и завяжет перестрелку с береговыми батареями. Второй отряд атакует корсаров в море. Не дав герцогу возможности сказать хоть слово, Дюкен деловито распределил роли, дал указания и отпустил капитанов.

24 июня 1665 года тунисцы тремя большими кораблями и несколькими малыми парусниками вышли из гавани. Мартель, в соответствии с планом, отрезал отряд от суши и начал перестрелку с фортами. Его подопечные действовали быстро и слаженно — кроме капитана Лорье, друга Бофора, который на ровном месте посадил свой корабль на мель перед батареями и в результате понёс большие потери. Погиб и сам Лорье, и один из лейтенантов — сын прежнего капитана Габарэ.

Дюкен с Бофором атаковали флот Туниса. В отчётах французы писали, что потопили тунисский 50-пушечный адмиральский корабль (капитана), вице-адмиральский 34-пушечник (патрона) и 26-пушечник контр-адмирала (альмиранта). Данные по пушкам вызывают сомнения: таких больших кораблей тунисцы не строили, хотя и вариант с перевооружёнными и оснащёнными призами исключать нельзя. В любом случае, Дюкен был в ударе: он подводил свои корабли к противнику едва ли не вплотную и давал полные залпы до тех пор, пока враг не начинал тонуть.

Победа французов была полной. Тунисцы потеряли до 400 человек убитыми. После этой блестящей операции Бофор отослал Дюкена обратно в Тулон.

Новая попытка

Разбив тунисцев, французская эскадра направилась к Алжиру в следующем составе:

  • Saint-Philippe: 82 пушки (Матюрэн Габарэ)
  • Dauphin: 54 пушки (Даймьен де Мартель)
  • Royale: 56 пушек (шевалье Поль)
  • Reine: 60 пушек (Гектор Ардан)
  • Perle: 34 пушки
  • Jules: 24 пушки
  • Hercule: 34 пушки
  • Notre Dame: 28 пушек
  • Saint Antoine de Padoue (брандер): 15 пушек
  • Sainte Anne: 12 пушек

Бомбардировки Алжира тамошний дей не стерпел и вывел в море парусные корабли, которые дошли до нас по списку во французском варианте:

  • Pots-de-Fleurs (альмиранте): 30 пушек
  • Hillel: 33 пушки
  • Chems: 33 пушки
  • Cheval Blanc: 30 пушек
  • Nekhla: 22 пушки.

Около мыса Шершель два флота встретились.

Бофор предложил выстроить линию, но отважный шевалье Поль, даже не слушая герцога, ринулся в атаку на пиратов и вскоре с расстояния в 20 ярдов (1 ярд равен 0,9 м) бил полным бортом по алжирскому флагману. Все остальные корабли последовали за ним. Начался жестокий и беспощадный ближний бой. «Cheval Blanc», атакованный одновременно с двух сторон, яростно оборонялся. Его команда даже высадилась на «Notre Dame», но с тыла турок атаковали абордажные команды «Perle», в лучших традициях пиратов вооружённые сразу двумя абордажными саблями — по одной на каждую руку. Натиск французов был столь силён, что вскоре «Cheval Blanc» был захвачен. Гектор Ардан на своем 60-пушечнике бил по «Chems» до тех пор, пока тот просто не развалился и не затонул. Через полтора часа «Nekhla», подожжённый французским «Saint Antoine de Padoue», ярко пылал, а на «Pots-de-Fleurs» взвился белый флаг. После двухчасового боя французы уничтожили два алжирских корабля, а три захватили.

Берберские пираты, XVII век

В это же время отличились французские дворяне на службе Мальтийского Ордена: шевалье де Турвиль и шевалье де Окьюенкур. Отряд из «Турвиля», «Окьюенкура» и «Марини» (в Ордене корсарские корабли именовались по фамилиям капитанов) отправился к побережью Крита. Около небольшого рыбацкого порта Колокития мальтийцы обнаружили большую эскадру из 24 галер тунисского паши Мухаммеда-Огли. Выстроив отряд в линию, де Турвиль сблизился с кораблями тунисцев и открыл огонь, но из-за низкого силуэта галер ядра по большей части летели мимо.

Видя это, паша решил взять на абордаж «Окьюенкур», слишком близко подошедший к мусульманам. Дивизион из 10 галер под командованием Дурах-бея ринулся в атаку на христианский корабль, но сосредоточенный огонь заставил их отвернуть. Эскадра Мухаммеда-Огли укрылась в гавани Колокитии. В стычке, длившейся без малого девять часов, берберы потеряли 100 человек. Со стороны мальтийцев погибли 40 моряков и 30 были ранены. Хотя в этой схватке де Турвиль и не добился безусловной победы, дожи Венеции высоко оценили его действия: графу была вручена золотая медаль с изображением тонущей галеры и выгравированной на обратной стороне надписью «Непобедимому защитнику морской торговли и грозе мусульман».

Эти победы не на шутку испугали дея Алжира. 17 марта 1666 года он подписал с Францией договор, согласно которому отпускал на волю 1 127 французских рабов-пленников и обязался не нападать на французские торговые суда.

Продолжение следует

warspot.ru

Берберские пираты — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Бербе́рские (бербери́йские, варварийские) пираты (они же, за исключением марокканских, так как марокканцы не признавали себя османами, известны как османские корсары) — мусульманские пираты и каперы, орудовавшие в районе северной Африки, начиная со времён арабских завоеваний и до середины XIX века.

Действуя из множества портов Магриба (Варварский берег), включая такие крупные как Тунис, Триполи, Алжир и Сале, они держали в страхе всё западное Средиземноморье. Деятельность пиратов не ограничивалась одними лишь нападениями на торговые суда, очень часто они устраивали «раззии» — специальные рейды на прибрежные города Европы с целью захватить в плен христианских рабов и продать их на невольничьем рынке в Алжире или Марокко.[1] По данным профессора истории Роберта Дэвиса в период с XVI по XIX века, пираты захватили и продали в рабство от 1 до 1,25 миллиона европейцев. Основной целью для подобных рейдов служили прибрежные деревушки в Италии, Испании и Португалии, хотя и более отдалённые страны — Франция, Англия, Нидерланды, Ирландия и даже Скандинавские страны, включая Исландию — страдали от подобных нападений (смотри статьи Нападение берберских пиратов на Балтимор и Нападение турецких пиратов на Исландию).

Эффект от этих атак был крайне тяжёл: Франция, Англия и Испания потеряли тысячи кораблей, прибрежные регионы Испании и Италии обезлюдели; фактически этот пиратский промысел препятствовал заселению берегов вплоть до XIX века.

С XVI века начались «алжирские экспедиции» — ряд морских и десантных экспедиций европейских государств против гнезда пиратов в Алжире. С XIX века (с 1801 года) начались берберийские войны США.

Известные берберские пираты

Побывавшие в плену берберских пиратов

Литературные персонажи

См. также

Примечания

wikipedia.green

Берберские пираты — это… Что такое Берберские пираты?

Берберские пираты или берберийские пираты — мусульманские пираты и каперы, орудовавшие в районе северной Африки начиная со времён арабских завоеваний и до середины XIX века. Действуя из множества портов Магриба, включая такие крупные как Тунис, Триполи, Алжир и Сале, они держали в страхе всё западное Средиземноморье. Деятельность пиратов не ограничивалась одной лишь охотой на торговые суда, очень часто они устраивали «Раззии» — специальные рейды на прибрежные города Европы с целью захватить в плен христианских рабов и продать их на невольничьем рынке в Алжире или Марокко.[1] По данным профессора истории Роберта Дэвиса в период с XVI по XIX века, пираты захватили и продали в рабство от 1 до 1,25 миллиона европейцев. Основной целью для подобных рейдов служили прибрежные деревушки в Италии, Испании и Португалии, хотя и более отдалённые страны — Франция, Англия, Нидерланды, Ирландия и даже Скандинавские страны, включая Исландию, страдали от подобных нападений (смотри статьи Нападение берберских пиратов на Балтимор и Нападение турецких пиратов на Исландию).

Эффект от этих атак был крайне тяжёл — Франция, Англия и Испания потеряли тысячи кораблей, прибрежные регионы Испании и Италии обезлюдели, фактически этот пиратский промысел препятствовал заселению берегов вплоть до XIX века.

Известные берберские пираты

См. также

Примечания

dic.academic.ru

Берберские пираты — Карта знаний

  • Бербе́рские (бербери́йские, варварийские) пираты (они же, за исключением марокканских, так как марокканцы не признавали себя османами, известны как османские корсары) — мусульманские пираты и каперы, орудовавшие в районе северной Африки, начиная со времён арабских завоеваний и до середины XIX века.

    Действуя из множества портов Магриба (Варварский берег), включая такие крупные как Тунис, Триполи, Алжир и Сале, они держали в страхе всё западное Средиземноморье. Деятельность пиратов не ограничивалась одними лишь нападениями на торговые суда, очень часто они устраивали «раззии» — специальные рейды на прибрежные города Европы с целью захватить в плен христианских рабов и продать их на невольничьем рынке в Алжире или Марокко. По данным профессора истории Роберта Дэвиса в период с XVI по XIX века, пираты захватили и продали в рабство от 1 до 1,25 миллиона европейцев. Основной целью для подобных рейдов служили прибрежные деревушки в Италии, Испании и Португалии, хотя и более отдалённые страны — Франция, Англия, Нидерланды, Ирландия и даже Скандинавские страны, включая Исландию — страдали от подобных нападений (смотри статьи Нападение берберских пиратов на Балтимор и Нападение турецких пиратов на Исландию).

    Эффект от этих атак был крайне тяжёл: Франция, Англия и Испания потеряли тысячи кораблей, прибрежные регионы Испании и Италии обезлюдели; фактически этот пиратский промысел препятствовал заселению берегов вплоть до XIX века.

    С XVI века начались «алжирские экспедиции» — ряд морских и десантных экспедиций европейских государств против гнезда пиратов в Алжире. С XIX века (с 1801 года) начались берберийские войны США.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Пира́тство (греч. πειρατής – гра­би­тель, раз­бой­ник) — это незаконный захват, ограбление или потопление гражданских морских и воздушных судов. В современном международном праве пиратство является уголовным преступлением международного характера. По­ми­мо за­хва­та и ог­раб­ле­ния тор­го­вых и других су­дов в мир­ное вре­мя, к пиратству при­рав­ни­ва­ется на­па­де­ние во время войны боевых кораблей, подводных лодок и военных самолётов на торговые суда нейтральных государств. Определение пиратству… Варварийский берег (фр. Côte des Barbaresques) — название средиземноморского побережья Северной Африки от Марокко до Египта, со времён позднего Средневековья (XVI век) и до XIX века. Нападение берберских пиратов на Исландию (исл. Tyrkjaránið — турецкие похищения, тур. İzlanda seferi — Исландский поход или Поход на Исландию), — серия пиратских рейдов, совершённых 4—19 июля 1627 года. Нападению подверглась как восточная часть Исландии, так и южные острова Вестманнаэйяр. Сотни исландцев были похищены пиратами для продажи в рабство. Тех, кто оказывал сопротивление, жестоко убивали. Так как старые или больные рабы не имели ценности в государствах Варварского берега, стариков запирали… Золотой век пиратства — общее обозначение активности пиратов, охватывающее период с 1650 по 1730 год и включающее в себя три отдельных промежутка… Ара́бская работорго́вля — практика работорговли, имевшая место в арабском мире, в основном в Западной Азии, Северной Африке, Юго-Восточной Африке, на Африканском Роге, а также некоторых частях Европы (например, Пиренейском полуострове и Сицилии) в период господства арабов в этих районах. Торговля была сосредоточена на невольничьих рынках Ближнего Востока, Северной Африки и Африканского Рога. Не существовало ограничений на торговлю людьми конкретной расы, национальности или религии, а сами работорговцы…

Упоминания в литературе

Такое положение вещей в конце концов побудило арагонского короля Фердинанда начать ответные действия против пиратов. Испанские экспедиционные войска захватили главные опорные пункты берберских пиратов, такие, как Алжир, Бужи, Оран. Города эти были разграблены и сожжены, а их жители обложены большой данью. Кроме того, чтобы преградить пиратским кораблям доступ к Алжиру с моря, испанцы построили мощную систему фортов на острове Пеньон, которая долгое время перечеркивала всякое желание пиратов вернуть себе Алжир. Чтобы получить необходимую поддержку, Азор, прозванный из-за рыжей бороды Барбаросса, объявил себя вассалом турецкого султана, получил титул бейлербея (бея над беями) и 2000 янычар. В 1519 году он успешно противостоял нападению испанцев на Алжир, и в 1525 году вернул его с помощью местного населения. В 1529 году он окончательно выбил испанцев с близлежащего острова Пеньон. В мае Барбаросса сосредоточил против острова около полусотни судов, и через шестнадцать суток обстрела крепостные стены рухнули. Пираты ринулись в проломы, и к исходу дня 21 мая укрепления пали окончательно. Чтобы навсегда устранить опасность, Барбаросса согнал тысячи пленников, которые построили огромный мол, соединивший остров с материком. Алжир стал центром деятельности берберских пиратов.

Связанные понятия (продолжение)

Фраксинет (лат. Fraxinetum, араб. جبل القِلال‎) (888—972 годы) — небольшая, но стратегически важная база мусульманских пиратов «Варварского берега» и Мусульманской Испании в средневековом Провансе. Джаляль-аль-Хиляль, или Фраксинет (по названию его крупнейшей крепости) занимал прибрежную полосу и ряд внутренних районов на так называемом Маврском плато между оставшимися под контролем христиан более крупными городами Марсель и Ницца. Пиратский круг — мореходный маршрут, использовавшийся англо-американскими пиратами, преимущественно в конце XVII столетия и некоторое время в начале 1720-х годов. Корабли, следовавшие по Кругу, начинали путь из западной Атлантики, огибали южную оконечность Африки, делали остановку на Мадагаскаре, а затем брали курс к побережью Йемена или в Индию. Пиратский круг имел множество точек пересечения с маршрутами торговых судов, в частности, принадлежавших Британской Ост-Индской компании. Работорго́вля — продажа и покупка (торговля) людей в рабство. Наиболее массовым проявлением работорговли в истории был вывоз рабов из Африки; в связи с этим наиболее распространён образ чернокожего раба. Однако работорговля непосредственно не связана с расовой принадлежностью рабов. Неретвские пираты промышляли разбоем на Неретве в Далмации в Средние века. Впервые появились в регионе, называемом в то время Паганией. Они занимают особое место в фольклоре Хорватии, поскольку сражались c Венецианской и Генуэзской республиками, турками-османами, а также с разбойничьими мусульманскими бандами. Есть мнение, что пиратами их назвали победившие в сражении на мысе Мика венецианцы. Вако или вокоу (倭寇) — японские пираты, ронины и контрабандисты (хотя известны случаи, когда они за плату занимались и охраной морских перевозок), которые разоряли берега Китая и Кореи. Современное пиратство — преступление, состоящее в незаконном захвате, ограблении или потоплении торговых или гражданских, морских или речных судов. В этом смысле современное пиратство ничем не отличается от пиратства, известного с глубокой древности, ещё с античных времён. Пиратство в Гвинейском заливе — широко распространённый морской разбой в Гвинейском заливе у западных берегов Африки, который влияет на ряд прибрежных стран в Западной Африке, а также на международное сообщество. «Береговое братство» или «Береговые братья» — свободная коалиция пиратов и каперов, в более общем смысле известное как буканьеры, которое было активно в XVII и XVIII столетиях в Атлантическом океане, Карибском море и Мексиканском заливе. Буканьеры — пираты, нападавшие на испанские флотилии в Карибском море во второй половине XVII века. Заморин (англ. Samoothiri, Малаялам: സാമൂതിരി, русский термин образован от англизированного варианта англ. Zamorin) — титул, который носили правители в Кожикоде, государстве на юге Индии, в настоящее время это территория штата Керала. Заморины правили с XII по XVIII век, и были главной силой в регионе в средние века. Со времён династии Чера заморины были единственной силой, способной объединить все разрозненные княжества Керала. В 1766 году княжество Майсур во главе с Хайдар Али разбилo заморина… Государство дервишей (сомал. Daraawiish, араб. دولة الدراويش‎) — государственное образование, существовавшее на севере Сомали в начале XX века. Было образовано в начале XX века Мохаммедом Хасаном, религиозным лидером, объединившим местные кланы под лозунгами борьбы с засилием европейцев. Государство дервишей приобрело известность в исламских и западных странах благодаря его сопротивлению европейским империям — Англии и Италии. Силы дервишей успешно отражали натиск британцев и заставили их отступить… Колонизация Африки — процесс европейской (ранее также азиатской) колонизации африканского континента. Пиратство в Малаккском проливе — существующая многие столетия угроза для судовладельцев и экипажей судов, которые курсируют по этому 900-километровому (550 миль) морскому коридору. В последние годы скоординированное патрулирование пролива силами Индонезии, Малайзии и Сингапура, а также повышение безопасности на судах вызвали резкий спад в пиратстве в соответствии с данными Международного морского бюро (ММБ). Дюнкеркское каперство — сеть корсаров и приватиров, которые при поддержке испанского правительства препятствовали рыболовству и торговле Соединённых провинций в годы их борьбы за независимость. Базировались на западе Фландрии — в защищённых дюнами от нападения с тыла Дюнкерке, Ньивпорте и Остенде.

Подробнее: Дюнкеркские корсары

Вели́кие географи́ческие откры́тия — период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнёров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе. Историки обычно соотносят «Великие географические открытия» с первопроходческими дальними морскими путешествиями португальских и испанских путешественников в поисках альтернативных торговых… «Бобровые войны» — принятое в российской и иностранной историографии название серии военных конфликтов преимущественно между индейскими племенами во второй четверти — конце XVII века, основными участниками которых были ирокезы и индейцы из других окрестных племён, а также французские колонисты, регулярные войска и население европейских колоний. Бобровые войны велись преимущественно в районе Великих озёр и в Северном Вудленде и являются одним из самых кровавых эпизодов истории Северной Америки. Алжи́рские экспеди́ции — военные предприятия европейских государств против Алжира, начиная с 1535 года, когда, после взятия Туниса Карлом V, Алжир сделался средоточием варварских владений и грозой европейцев на Средиземном море. С начала XVI века начинается ряд морских и десантных экспедиций против Алжира — гнезда пиратов. Серебряный или золотой флот (исп. Flota de Indias; буквально «флот Индий») — военно-транспортная флотилия Испанской колониальной империи, предназначавшаяся для вывоза из американских колоний в Европу разнообразных ценностей — преимущественно серебра с рудников Потоси, а также золота, бриллиантов, пряностей, табака и шёлка. Конфедерация Аро (1690—1902) — это политический союз, организованный клановой группой народности игбо — племенами аро — главным образом вокруг города-государства Арочукву (или Аро-Чукву) в современной юго-восточной Нигерии. Влияние этого государственного образования распространялось на регионы восточной Нигерии, включая дельту реки Нигер и южной части региона Игала в XVIII и XIX веках. Также аро утверждали, что их влияние распространялось на часть современного Камеруна и Экваториальной Гвинеи. Арочукву… Морские республики (итал. repubbliche marinare) — итальянские города-государства, процветавшие в Италии и в Далмации (на территории современных Хорватии и Черногории). Наиболее известны Венеция, Генуя, Пиза и Амальфи; менее известны Ноли, Анкона, в Далмации находилась Дубровницкая республика с центром в городе Дубровник. Эра пиратства в Карибском море — специфическое явление перераспределения сокровищ, наличных денег и товаров между участниками колонизации Америки в эпоху первоначального накопления капитала, — началась на рубеже XVI—XVII веков и завершилась в 1720-х годах после усиления борьбы флотов западноевропейских наций с пиратами. Корса́ры — в узком смысле французские каперы из Сен-Мало. Благодаря их репутации, термин существенно распространился, и в широком значении используется как синоним слова капер или даже пират, но в более романтическом ключе. Североафриканских пиратов часто называли «турецкими корсарами». Сомалийские пираты — современные вооружённые группировки, захватывающие с целью выкупа морские суда (пиратство) у берегов Сомали. В качестве транспортных средств используют малотоннажные суда (катера, моторные лодки, рыболовецкие суда). Вооружены, как правило, автоматическим оружием и гранатомётами. Сомалийские пираты зачастую неплохо организованы, но редко имеют качественную подготовку. Для обеспечения безопасности судоходства в зоне действия пиратов выполняется боевое патрулирование силами стран-членов… Византийский флот являлся прямым продолжением древнеримского флота, но играл бо́льшую роль в обеспечении обороноспособности и выживания государства. Хотя флот Римской империи за свою историю сталкивался с несколькими большими морскими угрозами, его роль во внутренних конфликтах империи была значительно меньше по сравнению с ролью римских легионов, в то время как для Византии, которую некоторые историки называют «морской империей», контроль над морем имел жизненно важное значение. Килики́йские пира́ты занимались разбоем на Средиземном море (особенно в его восточной части) с II века до н. э. до их разгрома Помпеем Великим в 67 году до н. э. Они господствовали прежде всего в восточном Средиземноморье, серьёзно осложняя средиземноморскую торговлю. Осмáнский флот (тур. Osmanlı Donanması) — военно-морской флот Османской империи. В средние века являлся одним из сильнейших военно-морских флотов в Средиземноморье. Кроме того, в сферу интересов флота в разное время входили Чёрное и Красное моря, Индийский океан. Первая Мелильская кампания, также известная под названиями Мелильская война, война Маргалло (исп. Guerra de Margallo) и Первая Рифская война (исп. Primera Guerra del Rif) — вооружённый конфликт между испанцами и тридцатью девятью берберскими племенами рифов (риффов) на севере Марокко, поддержанными впоследствии марокканским султаном. Кампания началась в октябре 1893 года (официальное объявление войны — 9 ноября 1893 года), закончилась в 1894 году, после заключения Фесского договора. Великий трек (африк. Die Groot Trek) — переселение потомков голландских колонистов (буров) в центральные районы Южной Африки, приведшее к созданию двух республик — Южно-Африканской республики (Трансвааля) и Оранжевого Свободного Государства. Запре́т морско́й торго́вли (кит. 海禁, пиньинь: hǎijìn, палл.: хайцзинь, буквально: «морской запрет») существовал в Китае во времена империй Мин и Цин. Он был введён с целью борьбы с прибрежным пиратством, но наносил огромный ущерб национальной экономике и на протяжении пяти столетий сдерживал рост прибрежных поселений. Колонизация Америки — это колонизация Южной и Северной Америки европейскими государствами, начавшиеся с открытия Америки Колумбом в 1492 году. Главными европейскими метрополиями участвующие в колонизации Америки были Испанская империя, Португалия, Британская империя и Франция. В колонизации также участвовали и другие метрополии которые, однако быстро потеряли свои колониальные владения. Примерами таких метрополий являются Россия, Швеция и Нидерланды. Морские псы — английские авантюристы или пираты во времена Елизаветы I. Они были активны с 1560 по 1605 год.В 1560 году Джон Хокинс был лидером «морских псов» и предпринимал атаки на испанские корабли в Карибском море. Также они принимали участие в африканской работорговле.Другими известными «морскими псами» были Фрэнсис Дрейк, Рэли Уолтер и Мартин Фробишер.После 1604 года, когда с Испанией был заключен мир, многие из них продолжали пиратскую деятельность у Варварского берега, давая начало англо-турецкому… Морской пушной промысел — морская торговля мехом калана (морской выдры) и других животных, которая велась с коренными народами Аляски и индейцами северо-западного побережья Северной Америки. Пушнина в основном шла в Китай, где она обменивалась на чай, шёлк, фарфор и другие китайские товары, после чего эти товары потом продавалась в Европу и США. Впервые морским промыслом пушнины начали заниматься русские: он вёлся на востоке от Камчатки, вдоль Алеутских островов и на южных берегах Аляски. Англичане… Коринфская экспансия VIII—VI веков до н. э. — территориальные захваты и колонизация, предпринятые Коринфом в архаическую эпоху. Береговое право — (лат. лат. jus litoris, seu litorale, seu naufragii, франц. фр. droit de naufrage, нем. нем. Strandrecht) — это право, по которому жители морского побережья, побережья озёр, рек или его владельцы могли присваивать себе все произрастающее на принадлежащем ему берегу, а также остатки потерпевших крушение судов, их грузы и, вообще, все, что волны выбросили на берег, например, агат и янтарь на берегу Балтийского моря, жемчуг — в Персии, золото на африканском прибрежье. Гёзы (нидерл. Geuzen, фр. Les Gueux, буквально — «нищие», как их презрительно называли их противники за кальвинистскую приверженность скромной одежде без украшений) — участники антииспанской революции в Нидерландах, которые с 1566 по 1576 года боролись против испанского правления в Нидерландах, католической церкви и чиновников-некальвинистов. Самая большая группа гёзов воевала на море и была названа морскими гёзами (нидерл. watergeuzen, фр. Gueux de mer). Взятие Брилле морскими гёзами под командованием… Нидерландская Малакка (1641—1825 гг) являлась колонией Нидерландов. Период голландского правления был самым долгим во всей колониальной истории Малакки. Он длился почти 183 года с перерывом 1795—1818 году когда Малакка была оккупирована Британией во время наполеоновских войн (1795—1818 гг). Голландская Ост-Индия (нидерл. Nederlands-Indië) — голландские колониальные владения на островах Малайского архипелага и в западной части острова Новая Гвинея. Английский Кале (также Калезия, Калезис, Пэйл Кале — по аналогии с английским Пэйлом Дублина на острове Ирландия; англ. The Pale of Kales, фр. Calaisis) — бывший английский полуэксклав на территории современной Франции. Имел и английское название Кейлз (Kales). Существовал в 1346—1558 годах. Каспи́йские похо́ды ру́сов — серия морских набегов русских дружин на прибрежные государства Каспийского моря во 2-й пол. IX — нач. XI вв. Первоначально, по-видимому, частные вылазки вольных отрядов, затем политические мероприятия Древнерусского государства. Торговля, как процесс обмена товарно-материальными ценностями, известна начиная с каменного века. Как в то время, так и сейчас, сутью торговли является предложение к обмену, либо к продаже товарно-материальных, а также нематериальных ценностей с целью извлечения выгоды из этого обмена.

Подробнее: История торговли

kartaslov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *