подвиг Чкалова, Байдукова и Белякова / Уроки истории / Радиостанция «Вести FM» Прямой эфир/Слушать онлайн

В этот день ровно 80 лет назад в аэропорту Ванкувер близ Портленда на Тихоокеанском побережье США успешно завершился беспосадочный перелет советского самолета АНТ-25 по маршруту Москва — Северный полюс — США. О подвиге советских летчиков Чкалова, Байдукова и Белякова напомнит Андрей Светенко на «Вестях ФМ». 

63 часа в воздухе, 9 тысяч 450 километров расстояния. Это значит, что скорость самолета только временами достигала 200 километров в час. Пионеров авиации можно сравнить с мореплавателями-первопроходцами. Для навигации использовался секстант и морской хронометр; пилоты ориентировались по солнцу. Но в целом, действительно, это был полет в неизвестность, тем более что треть маршрута пришлось преодолевать вслепую, летя в сплошной облачности.

Георгий Федорович Байдуков спустя годы вспоминал: «Я исполнял обязанности сменного пилота, сменного штурмана, сменного радиотелеграфиста и условного «врача». Теперь трудно даже представить себе, как сложен был путь к осуществлению такого перелета». По требованию Чкалова, до минимума срезали запас продовольствия и воды — до 150 килограммов, чтобы максимально загрузить самолет топливом. Конструкция АНТ-25 в этом плане была революционной: впервые цельнометаллический моноплан с размахом крыльев в 34 метра был оснащен дополнительными баками с горючим, располагавшимися именно в крыльях. Расчетный запас горючего — на 12 тысяч километров.

Но в экстремальных климатических условиях многое зависело от мастерства и хладнокровия экипажа, и надежности самолета. Байдуков вспоминал: «Через сутки после старта, после очередной полосы «слепого» полета, кончился кислород, а без него трудно пилотировать самолет на 6-километровой высоте, тем более, что всё обледенело, замерзли шланги охлаждения воды и маслопровод». Пришлось проявлять смекалку. Пикантная подробность, но экипаж использовал санитарно-гигиенические баллоны, так называемые шары пилота, чтобы отогреть их содержимым внутренние коммуникации. 

Но помимо профессиональных забот и проблем, обсуждали в полете и другое. Байдуков пишет: «Еще над Череповцом Валерий Чкалов вдруг заговорил: «Вот лечу и думаю, почему же нам никто не рассказал, как нужно вести себя среди американцев? Что говорить? Как держаться?» — «Да кто тебя должен учить!» — ответил Байдуков. — «Ты же коммунист, представитель советского народа». — «Это все верно», — парировал Чкалов. — «Но наркоминдел все-таки мог бы посоветовать». — «Сам разберешься не хуже Литвинова. Важно долететь, а там видно будет…».

Чкалов сумел посадить огромную машину, требующую более чем километровой полосы приземления, на совершенно неприспособленный для этого небольшой военный аэродром Ванкувер в пригороде Портленда. Выбежавших из ангаров американских военных Чкалов приветствовал как своих старых знакомых. Протянул коробку папирос. Американский сержант оробел, не взял. «Сувенир, сувенир», — ободряюще повторял Чкалов. Тут американец улыбнулся и произнес слова, понятные всем без перевода: «Паркинг, плиз». 

Больше всего американцев поразил не сам факт появления русских. Мир уже пережил эйфорию от рекордных перелётов Линдберга через Атлантику, англичанина Скотта из Европы в Австралию. Хозяева не могли поверить, что гости прилетели на целиком и полностью советском самолете. Что, и двигатель ни американский, ни немецкий? Да. Гордость за это советское и была главным ощущением от полета.

«Усталые, но довольные и веселые, мы», — вспоминал Байдуков, — «глядели в простодушные лица простых американцев, окруживших нас, и твердо стояли на их земле, как люди, принесшие через снега и горы, пургу и обледенения добрые пожелания своего народа народу Соединенных Штатов Америки».

radiovesti.ru

79 лет со дня рекордного перелёта В.П.Чкалова, Г.Байдукова и А.Белякова в Северную Америку

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1600-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1905-е, 1910—е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1939, 1940, 1940—е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1960-е? дети, 1970-е, 1980-е, 1990, 1990-е, 1990е, 1993, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВДНХ, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гитлер, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем — не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ленин, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, Пушкин, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авто=история, автомобилизм, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, альтернативка про Гитлера, анархисты, анархия, аристократия, армия, армия танки, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, белые, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, вещи, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, загадки, заговоры, зачем-не знаю, игрушки, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интевенция, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирака, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Таиланда, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коварство и любовь, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, комсомол, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метро, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, моделизм, модераторское, мои фотографии курьёзы, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, на радость модераторам, на радость модератору, на усмотрение сообщников, на усмотрение ссобщников, награды, напитки, народный костюм, наука, нацизм, национальный костюм, наши герои, ненавижу, необычно, нет слов, новейшая история, ню, образование, образование бесплатно, общество, одежда, одинокий путник, ой-ой, оккупация, опера, опрос, опять Бардо, опять Бордо, опять Монро, оружие,

foto-history.livejournal.com

Чкалов читать онлайн, Байдуков Георгий Филиппович

Annotation

Имя Чкалова навсегда вошло в историю советской авиации, в историю нашей страны. Валерий Чкалов испытывал самолеты и не одному из них дал путевку в долгую жизнь. Он внес много нового в тактику воздушного боя, и его маневры применяли наши летчики на фронтах Великой Отечественной войны. Чкалов первым совершил беспосадочные перелеты через Ледовитый океан на Дальний Восток и в Северную Америку. Книга написана другом Валерия Чкалова, членом его экипажа во время перелетов на остров Удд и через Северный полюс Героем Советского Союза Георгием Байдуковым.

Георгий Байдуков

Вместо предисловия

Часть I

Глава 1

Глава 2

Глава 3

Часть II

Глава 1

Глава 2

Часть III

Глава 1

Глава 2

Глава 3

Часть IV

Глава 1

Глава 2

Послесловие

Основные даты жизни и деятельности В. П. Чкалова

Краткая библиография

notes

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Георгий Байдуков

Чкалов

Вместо предисловия

Чкалова я близко узнал в лучшую пору его жизни, когда он стал одним из самых блестящих летчиков Советского Союза. Мы работали с ним плечом к плечу летчиками-испытателями сначала в научном институте ВВС, а потом на соседних авиационных заводах Москвы.

Во время сверхдальних перелетов, смелых воздушных рейдов в своенравную и коварную Арктику, принесших Валерию Павловичу славу великого летчика нашего времени, между нами родилась настоящая дружба, дружба на всю жизнь. И особенно тесными сделались наши отношения в последние три года жизни Чкалова, когда мы жили в одном доме, даже на одной лестничной площадке.

Отношения между нами кратко определил Валерий в дарственной надписи на книге «Наш трансполярный рейс».

«Егорушка! Я, кажется, написал то, что надо. Если у этой книжки один автор расписался, то не думай, что я забыл вас, то есть тебя и Сашу. Хочу всю жизнь с тобой прожить так, как сейчас.

Твой В. Чкалов. 24 октября 1938 года».

В Горьком высоко над Волгой стоит великолепная скульптура Чкалова, созданная И. А. Менделевичем. Он в свое время дал очень точный портрет Валерия Павловича: «…крепко сколоченная и вместе с тем гибкая фигура, рабочие руки, быстрые, решительные, но спокойные движения — все это свидетельствует о большой силе воли. Особенно характерно было его лицо, как бы сделанное для лепки: скульптурное по объему и форме.

Все в нем было выразительно: лоб, показывающий большую силу воли, почти всегда лежащие на лбу светлые мягкие волосы, сильный нос, резкие черты от ноздрей к губам, ярко очерченные губы и упрямый подбородок.

Отдельно надо сказать о глазах: казалось, что они видят все далеко вокруг себя. Построение глаза и орбиты очень напоминало могучий глаз сильной птицы. Эти любопытные, полные жизни глаза с преждевременными морщинами вокруг пристально изучали человека. Казалось, Чкалов, наблюдая, хотел постигнуть сущность своего собеседника. Молнии метали его глаза, когда он говорил о врагах, любовь светилась в них при упоминании дорогой своей матери — Родины».

Все это соответствует истине, и скульптура отображает то, что мне кажется главным: жизнерадостность, спокойствие и непобедимое бесстрашие перед очередным полетом, в который он сейчас, сойдя с пьедестала, отправится, как это делал множество раз.

Часть I

Познание жизни

Глава 1

Детство

Родные уголки

Как все люди, вышедшие из гущи трудового народа, Валерий горячо любил свои родные места. В родном доме, возле могучей Волги Валерий набирался сил, размышляя о жизни. Я вспоминал рассказы своего друга через два года после его гибели, когда по просьбе родных и земляков Чкалова ехал вместе с Александром Васильевичем Беляковым в село Василево, ставшее еще при жизни Валерия Павловича поселком Чкаловском.

Чем ближе подъезжали к Горькому, тем сильнее становилось не по себе — мучила совесть, что при жизни Валерия не побывал вместе с ним на его родине, несмотря на его неоднократные настойчивые приглашения. Сколько раз я отвечал другу: «Еще съездим! Успеем!..»

В Горьком, этом старинном приволжском русском городе, на Сормовском заводе когда-то работал котельщиком отец Валерия — Павел Григорьевич, которого затем уговорили переехать в село Василево, поработать в затоне на заводе по ремонту речных судов.

Здесь жили сестры Анна и Софья и старший брат Алексей, друзья и знакомые, а их так много было у Валерия Чкалова. Приезжая в Горький, он обязательно шел на откос и, усевшись на скамью, подолгу молча смотрел на Волгу и вспоминал о своем детстве.

Плывя на пароходе от Горького до Чкаловска, я любовался могучей рекой, и мне становилась понятной беззаветная любовь Валерия к ее шири и просторам, к басистым гудкам пароходов, ласковому плеску волн, к несколько грубоватому, протяжному окающему говору людей и задушевным песням волжан.

А увидев высокий берег реки и районный центр Чкаловск, припомнил, как Валерий в ноябре 1937 года говорил своим избирателям:

— …Каждый человек любит свои родные уголки. Я тоже люблю свою пленительную Волгу, дорогое Василево. Я не только люблю родные места и славных земляков, но и горжусь ими. Горжусь своей орденоносной Горьковской областью, которая вместе со всей страной идет бурно вперед.

Мой друг не находил лучшего уголка для отдыха, чем Василево и его волжское приволье. Он был на курорте только один раз в своей жизни, в 1936 году, и то по уговору друзей — членов экипажа самолета «АНТ-25» после перелета через Ледовитый океан из Москвы на Камчатку.

От родных Валерий слышал, что его прадед, Михаил Чкалов, всю жизнь бурлаком был, а сын его, то есть дед Валерия Павловича, также много лет таскал бечевой баржи по реке, а потом стал грузчиком, к чему приобщил смолоду и Павла, отца Валерия Чкалова.

Дед был необычно сильным и храбрым, и недаром впоследствии в Василеве говорили: «Валерий Павлович смелостью и силой в деда пошел». Когда мальчиком был, все подтверждали: «В аккурат дедушка! Как дедушка лютый был, так и он точь-в-точь в него!..»

От отца Валерий унаследовал любовь к труду и стремление непрестанно совершенствоваться в нем. Павел Григорьевич с 9 лет уже таскал рядом с папашей мешки на пристани, затем стал сормовским рабочим, а потом котельщиком Василевского затона.

Угрюмый, суровый, непомерно сильный, Павел Григорьевич имел большую семью. Его красивая ласковая и добрая жена Арина Ивановна любила детей беззаветно и нежно.

Павел Григорьевич, будучи художником своего сложного котельнического дела в Василевском затоне, прилично зарабатывал, и, когда в семье появился шестой ребенок, Арина Ивановна с мужем решили отделиться от отца, построить собственный дом.

Взяв раздельный приговор, с реки Унжи пригнали плот, а плотники из села Катуни поставили добротный, словно навеки сработанный дом с резными карнизами, крыльцом из дубовых досок, мезонином и галереею. В доме были высокие комнаты, особой конструкции печь, обогревавшая одновременно и спальню и столовую. Рядом с домом Павел Григорьевич насадил хороший фруктовый сад.

В это время произошло чрезвычайное происшествие в жизни Павла Григорьевича, которое повлияло на жизнь всей его семьи, — знаменитый мастер был вынужден уйти с работы из-за подлости инженера затона. Оставшись без работы, Павел Григорьевич метался, не зная, что делать. Друзья подбили вместе взять у купца Колчина в рассрочку корпус сгоревшего буксирного парохода «Русло» и восстановить его.

Сначала Павел Григорьевич протестовал: «Ну какой пароходчик, коли неграмотен». Очень возражала жена. Но в конце концов котельщик пошел на уговоры друзей, и Арине Ивановне пришлось вытащить из сундука завернутые в тряпочку деньги, припасенные на черный день…

Купец Колчин, продавший развалюшку, вел дело хитро, и «пароходчик» Павел Григорьевич Чкалов, не имея больших капиталов и не будучи по природе дельцом, стал день и ночь работать на уплату процентов по векселям.

Все реже теперь собирались гости в хлебосольном доме Чкаловых. Не на что было и пирогов испечь.

Старшую дочь Анну Арина Ивановна отдала учиться шитью. Четырнадцатилетняя девочка шила на знакомых, и весь свой заработок отдавала родителям.

Вот в это тяжелое время Арина Ивановна 2 февраля 1904[1] года родила десятого ребенка.

Крестили его, как полагается, в холодной купели и назвали Валерием. Правда, отец всегда говорил: Валериан, а то и просто — Аверьян или Волька.

Дела у отца — безработного художника котельного дела и безграмотного пароходчика — шли из рук вон скверно: пришлось дом и буксир заложить сроком на десять лет…

Все чаще появлялся в доме Павла Григорьевича судебный пристав для распродажи домашнего имущества с молотка.

Выручали друзья — они сбегались на торги и покупали более или менее ценные предметы, а енотовую шубу, когда не успевали спрятать, выторговывал всегда приятель Павла Григорьевича — Николай Иванович Шапошников, крестный Валерия. Так многократно имущество возвращалось на старое место, а хозяин его отдавал со временем долги своим друзьям.

Валерка рос и станов …

knigogid.ru

Федеральный еженедельник «Российские Вести»

Сегодня, 2 февраля исполняется 110 лет со дня рождения легендарного советского лётчика Валерия Чкалова. Экипаж под его руководством первым совершил трансконтинентальный перелёт в США через Северный полюс.

18 июня 1937 года Валерий Чкалов, Георгий Байдуков, Александр Беляков начали свой полет СССР- США через Северный полюс. 20 июня он завершился успешным приземлением на аэродроме Ванкувера.

Сегодня в распоряжении исследователей немало документального материала, описывающих это событие: мемуары героев- летчиков, различные правительственные документы, сообщения советской и зарубежной печати. На первый взгляд вырисовываются несколько задач, которые ставило тогда перед собой советское руководство. Да, с начала 30-х годов начинался век «авиационных рекордов». Поэтому каждая из ведущих стран мира того времени ставили перед собой престижные задачи. До 1937 года все мировые рекорды авиационных перелетов принадлежали иностранным летчикам.

Тогдашний мировой рекорд дальности беспосадочного полета по прямой составлял 9104 километра и был установлен в 1933 году французскими летчиками Полем Кодосом и Морисом Росси. Самолет Bleriot 110, построенный для установления этого рекорда, был заурядным по конструкции монопланом с неубирающимся шасси. Рекорды ставили американские, французские и английские энтузиасты. В Москве решили «догнать и перегнать», доказать, что создать с нуля принципиально новую машину, способную совершать дальние перелеты, может только первая страна социализма, способная мобилизовать немалые материальные ресурсы и привлечь лучшие конструкторские силы. Эта проблема была вынесена на самый высокий государственный уровень. Ею занималась специальная комиссия, созданная в 1931 году, которую возглавил Климент Ворошилов.

В декабре 1931 года было принято решение осуществить рекордный перелет в 1932 году. Летом того же года конструктор Андрей Туполев начал строить необычный одномоторный самолет, не имевший аналогов в тогдашней авиации. По внешнему виду он походил на планер с мотором – размах его крыльев в два с половиной раза превышал длину фюзеляжа. Но первый полет нового самолета «РД» состоялся в 1933 году. Стало ясно, что такой конструкции «далеко не улетишь» и авиаторы вынуждены были продолжить работу. Вот тут-то и пришло известие о перелете Кодоса и Росси из Нью-Йорка в Сирию. И уже именно их рекорд теперь предстояло побить на «РД».

Увлекательная история, как советские конструкторы доводили свой самолет «до ума», хорошо описана в литературе. Сегодня мы о другом. В компетенцию государственной комиссии входила и проработка маршрута, которым должны полететь летчики. А это уже — «большая политика». Прорабатывались маршруты Хабаровск–Москва–Франция–Северная Африка, Москва–Европа–Нью-Йорк (через Атлантику), Москва–Бразилия, Москва–Австралия…И вдруг появился проект лететь из Москвы в Америку через Северный полюс.

Первым эту миссию было поручено выполнить полярному летчику Сигизмунду Леваневскому. Именно он должен был полететь через Северный полюс. Но тут возникают всё же вопросы. Почему не через Европу и Атлантику? Почему минуя Германию? Почему именно в США? Вот вопросы, которые встают перед людьми, анализирующими события с точки зрения геополитики. Кстати, тогда многие в правительстве заявляли, что с точки зрения логики выбор маршрута является абсурдным.

На сей счет существует несколько версий. Согласно одной, Леваневский сам «пробивал» перелет в США. Потому, что якобы, он желал преумножить свою славу, связанную с тем, что он стал пользоваться известностью в США после того, как доставив туда американского летчика Джеймса Маттерна, потерпевшего аварию на Чукотке.

Другая версия более серьезная. В Кремле прекрасно понимали, что в ближайшее время придётся воевать с Германией. А в качестве возможного союзника рассматривались США. Вот и пришла идея «установить мосты» с Вашингтоном через Арктику.

Между тем, весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести беспосадочный перелёт в США, но неожиданно Сталин лично указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский. В результате он прошёл по маршруту: Кольский полуостров – Земля Франца-Иосифа – Северная Земля – Якутия – г. Петропавловск-Камчатский – о. Сахалин – о. Удд (залив Счастья в районе Николаевска-на-Амуре). Этот перелёт стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов.

Из книги Валерия Чкалова «Моя жизнь принадлежит Родине»: « …Июнь 1936 г. В Центральном Комитете ВКП(б) шло очередное заседание. Дождавшись перерыва, мы подошли к Серго Орджоникидзе и напомнили ему о своей просьбе разрешить полет к Северному полюсу. Товарищ Орджоникидзе был в курсе наших работ, но он требовал самой тщательной проверки готовности самолета и экипажа. Когда мы вновь обратились к нему с просьбой выяснить судьбу нашего проекта, Серго, рассмеявшись, сказал:

– Не сидится вам… А машину вы хорошо проверили? Ну, ладно. Я вас с товарищем Сталиным сведу. Что он скажет…

Нарком ушел, чтобы побеседовать с товарищем Сталиным. Взволнованные, мы ожидали его возвращения. В комнату вошел товарищ Сталин. Поздоровавшись с нами и пожав нам руки, он спросил:

– В чем дело? Чего вы хотите, товарищ Чкалов?

– Просим вашего разрешения, Иосиф Виссарионович, совершить полет к Северному полюсу.

В этот момент к нашей группе подошли тт. Молотов, Ворошилов и Каганович, которым т. Орджоникидзе сообщил о нашем проекте.

На минуту воцарилось молчание. Несколько смущенные встречей с вождем народа, мы ждали его ответа. Разрешит ли товарищ Сталин полет на полюс? Доверит ли он нам эту ответственную и почетную задачу? А вдруг он откажет?

Товарищ Сталин сказал:

– Зачем лететь обязательно на Северный полюс? Летчикам все кажется нестрашным– рисковать привыкли. Зачем рисковать без надобности? Иосиф Виссарионович показал нам на карте другой путь: Москва – Петропавловск-на-Камчатке. Об этой трассе мы никогда не думали. Предложение товарища Сталина было не только неожиданным, но и очень заманчивым. Путь от Москвы до Петропавловска-на-Камчатке сулил много новизны. Надо было лететь над пространством, не облетанным еще ни одним пилотом. Надо было проложить великую трассу, соединяющую сердце страны – Москву с ее дальневосточными границами. Мы немедленно приняли этот маршрут, назвав его «Сталинским маршрутом». Эти два слова мы написали на фюзеляже самолета, завоевавшего гордую славу нашей авиационной технике. Самолет советской конструкции и советский мотор М-34 своей безукоризненной работой вселяли в нас твердое убеждение в успехе задуманного нами дела».

Так почему надо было менять маршрут? Существует версия, что Кремль хотел проверить возможность возможной поставки авиатехники из США в случае войны с Германией.

И правда, в годы Великой Отечественной войны так значительная часть американских самолётов и поставлялась в СССР. В общей сложности за годы войны из Америки в Советский Союз было переправлено более 14 тысяч самолетов: Белл Р-39 «Аэрокобра», Кертисс «Китихоук» и «Томагаук», Дуглас А-20 «Бостон», Консолидейтед PBY «Каталина», Рипаблик Р-47 «Тандерболт», Норт-Америкен В-25 «Митчелл». Большая часть этих самолетов (примерно 8 тысяч) была перегнана по трассе Аляска-Сибирь. В Мурманск поставлялись из Англии истребители Супермарин «Спитфайр», Хоукер «Харрикейн», а также бомбардировщики Хендли-Пейдж «Хемпден». По ленд-лизу поставлялся также один из наиболее малоизвестных самолетов – «Армстронг Альбермарл». Самолеты, которые были изготовлены на территории США, перегонялись американскими и канадскими летчиками на Аляску, а оттуда их перегоняли на территорию Советского Союза летчики перегоночной советской дивизии, которая была создана специально для этих целей и состояла из пяти полков.

Отметим, что после перелёта экипаж Чкалова в Москве встречал лично Сталин. Лётчики после достигнутого продолжали добиваться разрешения на совершение перелёта в США. Весной 1937 года Чкалов пишет письма с просьбой о разрешении перелета в США на имя наркома обороны Ворошилова, а затем и на имя Сталина. И оно было получено.

И воспоминаний Александра Белякова: « Утром 17 июня 1937 года Чкалов и Байдуков уехали в Москву. Я остался на аэродроме и занялся приведением в порядок американских карт, которые были получены только накануне. На них были обозначены все аэродромы западного побережья США, радиосветовые маяки и их сигналы, а также маркеры — маленькие наземные радиостанции, автоматически излучающие в эфир одну или две буквы по азбуке Морзе. Наше правительство позаботилось о всех мерах по безопасности перелета. Радиостанции Северного морского пути приведены в действие, и их радисты будут самым внимательным образом слушать сигналы нашего самолета. Ни одно тире и ни одна точка не пропадут в эфире бесследно. Все радиограммы передадут в штаб перелета в Москву. Здесь их сличат, отбросят все сомнительное и точно установят текст, переданный с борта самолета. Пароходы и ледоколы Северного флота приведены также в готовность и, если понадобится, окажут нам немедленную помощь. В Канаде и США подготовлена сеть радиостанций для приема наших радиограмм и для передачи нам сведений о погоде. Народный комиссариат иностранных дел обо всем подробно договорился с представителями США. Из Нью-Йорка в Сиэтл выехал советский инженер. Он будет дежурить на радиостанции и отвечать на наши вопросы».

Любопытные воспоминания оставил Г.Ф. Байдуков: «Первое мое путешествие в США из Москвы через Северный полюс было совершено на самолете АНТ-25 в 1937 г., на котором командиром экипажа был Валерий Павлович Чкалов, штурманом и радистом — профессор Александр Васильевич Беляков, а я исполнял обязанности сменного пилота, сменного штурмана, сменного радиотелеграфиста и условно «врача». Одновременно и в США к перелету по маршруту Аляска — Северный полюс — устье Оби (или Енисея) готовился известный американский пилот Вилли Пост, которому Советское правительство предоставило возможность совершить посадку на территории СССР и обещало оказать содействие. Но американский летчик, национальный герой США, пилот с мировым именем, погиб в одном из тренировочных полетов, врезавшись на четырехмоторном гидроплане в крутой берег реки Юкон». Этот факт наводит на мысль, что проработка «сталинского маршрута» шла и со стороны американского правительства. Любопытно и то, что Сталин предлагал Леваневскому, Левченко и Байдукову выехать в США и купить там более надежный самолет для перелета в Америку через полюс. Следовательно, если он действительно намеревался устанавливать «перелетный рекорд», как об этом пишут многие современники и сообщали тогдашние СМИ, то «рекорд» на американском самолете- это не советский рекорд. А советско-американский. Когда же Леваневский, Левченко и Байдуков отказались ехать в США, Сталин весьма неохотно принял это их решение.

История распорядилась так, что именно экипаж Чкалова на советском АНТ-25 через Северный полюс совершил перелёт в США, где лётчики были приняты лично Франклином Рузвельтом. Через четыре года наши страны стали союзниками по антигитлеровской коалиции.

20 июня 1975 года в Ванкувере недалеко от аэродрома Барракс был открыт памятный монумент. Он представляет собой невысокую арку, две стороны которой знаменуют собой дружбу американского и советского народов. На арке надписи на русском и английском языках в память о полете Валерия Чкалова. На лицевой стороне барельеф, изображающий самолет АНТ-25, распростерший крылья над Арктикой. Этот барельеф был изготовлен в ЦАГИ и отослан в Америку. Вокруг монумента — небольшой цветник и площадка для нескольких тысяч зрителей.

02.02.2014

Автор — Вячеслав Николаев

rosvesty.ru

В. П. Чкалов; Г. Ф Байдуков; А. Ф Беляков? По какому принципу образован этот ряд?

Осенью 1935 года лётчик Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин, опасаясь повторения неудачной попытки перелета Леваневского лично указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский. Этот перелёт стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолета была нанесена надпись «Сталинский маршрут» , сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала «борьбы с культом личности Сталина» и литературных подчисток. За перелёт весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Об исключительной важности этого перелёта для того времени говорит тот факт, что возвращающийся в Москву самолёт приехал лично встречать на аэродром И. В. Сталин. С этого момента Чкалов стал одним из героев советской пропаганды и приобрёл всенародную известность в СССР. Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обледенение и т. д.) , но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в американском городе Ванкувер (штат Вашингтон, США) . Протяжённость перелёта составила 8504 километра. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. 12 декабря 1937 года Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск. Чкалову предлагали занять государственную должность, но он продолжал заниматься испытательской работой. 1 декабря 1938 года он был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя И-180.

Все они летчики

первый — командир, остальные — по алфавиту

Это экипаж, совершивший рекордный беспосадочный перелёт из Москвы в Петропавловск-Камчатский через Севреный Ледлвитый океан.

touch.otvet.mail.ru

Перелёт Чкалова, Байдукова и Белякова: stalist — LiveJournal

Именно в этот день, 80 лет назад Советская авиация доказала своё превосходство над всеми странами. 20 июля 1936 начался беспосадочный перелёт от Москвы до острова Удд. Его совершил экипаж Валерия Чкалов на самолёте АНТ-25.В те годы многие страны пытались установить рекорд дальности полёта, и СССР не остался в стороне. Еще в 1933 году был закончен самолёт АНТ-25, который как раз был рассчитан на дальние полёты. А в 1936 экипаж Чкалова, обратился к Орджоникидзе, что бы тот дал разрешение на перелёт из Москвы через Северный полюс в Америку. Позже весь экипаж был вызван в Кремль. Сталин объявил, что перелёт через полюс – важно, но сейчас больше нужен беспосадочный полёт из Москвы в Петропавловск-Камчатский».

Полет начался в Москве 20 июля 1936 года и завершился 22 июля на острове Удд в заливе Счастья, вблизи города Николаевска-на-Амуре. Перелёт длился 56 часов 20 минут. Было преодолено 9374 километра.

После этого все мировые СМИ стали рассказывать о подвиге советского экипажа.

Корреспондент газеты «Нью-Йорк таймс» Дюранти писал: «…Этот перелет возвещает всему миру, что советская авиация действительно способна догнать и перегнать страны Запада, что Советский Союз не только имеет превосходных пилотов и конструкторов, но что советские заводы овладели техникой постройки первоклассных самолетов. Невозможно преувеличить важность этого фактора не только с точки зрения экономической или чисто индустриальной, но и с точки зрения международных отношений…».

Лётчики Чкалов(капитан), Байдуков (второй пилот) и Биляков (штурман) получили звание Героев Советского Союза. А позже в Политбюро было принято решение переименовать острова Удд, Лангр и Кевос в заливе Счастья в острова Чкалов, Байдуков и Беляков.

Вот таким в истории остался день 20 июля. Друзья, чтите историю своей страны и рассказывайте её с гордостью.


stalist.livejournal.com

Его именем названа улица в Рязани

Главная улица Дягилево носит имя Героя Советского Союза Александра Белякова

Главная улица Дягилево носит имя Героя Советского Союза Александра Белякова.

Эта великая личность – символ авиагородка.

Александр Васильевич Беляков родился 21 декабря 1897 года в дерев­не Беззубово (Мо­сковская область) в семье учителя. Детство и юность провел в Рязани. Окончил гимназию. В 1915-1916 учился в Петроградском лесном институте. Затем в Александровском пехотном училище, окончил его в 1917.

1 февраля 1919 года его призвали в Красную Армию, направили на Восточный фронт. Воевал в 25-й стрелковой диви­зии под командованием легендарного Ва­силия Ивановича Чапаева. В годы Первой мировой войны для того, чтобы узнать расположение противника стали использовать самолеты. Для обучения молодых солдат основам аэросъемки стали создавать специализированные школы, оборудованные по последнему слову инженерной мысли. В одной из таких школ учился Александр Беляков и окончил ее с отличием.

В начале1930-х г. в СССР появляется самолет АНТ-25, созданный для полетов на дальние расстояния. Одними из первых испытать разработку советских ученых собрались Чкалов, Беляков и Байдуков. Они обратились в правительство с предложением разрешить им полет в Америку, однако, Сталин лично указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский.


Легендарный самолет АНТ-25

Стартовал перелет 20 июля 1936 года. Протяженность рекордного маршрута составила 9375 километров. Во время полета случился момент, когда экипаж получил приказ сесть при первой же возможности.

Беляков вспоминал: «В мглистых сумерках видим высокий скалистый остров Склеос (ныне остров Белякова), за ним более пологий, но бугристый остров Лангр (ныне Байдукова). Сесть негде. Остался еще Удд (Ныне остров Чкалова), но он весь изъеден оспинами озер, усыпан валунами. И все-таки Чкалов высмотрел клочок суши и сумел посадить машину. Одно колесо шасси отлетело и гул­ко ударило по фюзеляжу. 56 часов полета позади».


Беляков, Байдуков и Чкалов

За перелет весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза.

Вернувшись в Москву, летчики стали готовиться к полету через неприступный Северный по­люс.

18 июня 1937 года в 4 часа 4 минуты со Щелковского аэродрома был дан старт, и самолет взял курс по маршруту: Москва, Белое море, Кольский полуостров, Земля Франца-Иосифа, Северный полюс и далее через Северный Ледовитый океан в Северную Америку. Экипаж пробыл в воздухе 63 часа 16 минут, пролетев 11430 км.


Герой Советского Союза А.В. Беляков

В начале сентября 1940 года генерал-лейтенант авиации Беляков прибыл в Дягилево. Под его руководством в Рязани появилась высшая школа штурманов. Обучение в ней началось с 1 января 1941 года.

С началом Ве­ликой Отечественной войны школе были поставлены задачи: сформировать бомбардировочный полк, переучить летчиков на новой материальной базе и направить в действующую армию.


Памятник Белякову в Рязани

Беляков подготовил 440 боевых экипа­жей, 456 штурманов, 212 стрелков-ради­стов, 208 ночных стрелков, воспитал 17 Ге­роев Советского Союза.

За свою военную карьеру Александр Васильевич награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красно­го Знамени, орденом Отечественной войны I степени, тремя орденами Красной Звезды, двумя орденами Трудового Красного Зна­мени и многими медалями.

Валентина Бердюгина

mr-rf.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *