Побег на «летучей лисице»: как летчик Беленко угнал МиГ-25 в Японию

Будущий летчик родился в Нальчике, с двухлетнего возраста остался без матери после развода родителей и воспитывался мачехой. Окончив школу с медалью, он поступил в Армавирское высшее военное авиационное училище. Имел хорошую характеристику и даже был членом КПСС. По собственному желанию в 1975 году Беленко был переведен на службу на Дальний Восток.

Там прошел переподготовку на МиГ-25П. В начале 1976 года у него закончился срок выслуги в звании старшего лейтенанта, однако до капитана он повышен не был по причине нерасторопности командования.

Это ли явилось причиной его решения взять «билет в один конец»? Сейчас уже сложно сказать. Скорее всего, был целый клубок накопившихся вопросов к стране, к начальству, к семье. Летом 1976 года сослуживцы заметили, что Беленко стал нервным, все время находился на взводе и крайне болезненно реагировал на все. Впоследствии в интервью американскому журналисту он признался, что не знает точно, сколько в нем зрело решение сбежать за границу. Окончательно план сложился за месяц до вылета в Японию. «Мне требовались хорошая погода и полные баки топлива», — пояснил он.

В 6 часов 45 минут 6 сентября Беленко вылетел с аэродрома Соколовка в Приморье для того, чтобы выполнить летное упражнение. Он оторвался от напарника и снизился, чтобы его не обнаружили радары. Горючего хватило до острова Хоккайдо, где он приземлился на аэродроме в 9:15. Истребитель выкатился за пределы небольшой взлетно-посадочной полосы, но в итоге приземление было удачным. Беленко вышел из самолета и тут же попросил политического убежища.

Японцы не стали обострять отношения с СССР, и 9 сентября Беленко был вывезен в США. Новенькую «Летучую лисицу» быстро разобрали и досконально изучили, после чего вернули советской стороне. К полетам побывавший в руках иностранных специалистов истребитель уже не допустили, используя в качестве учебного пособия.

Советское командование распространило официальную реакцию МИД на случившееся. Говорилось, что Виктор Беленко совершил вынужденную посадку в Японии и против своей воли был вывезен в США. Он оказался ценным кадром для разведки: много месяцев сотрудники ЦРУ опрашивали его на разные темы. Затем Беленко даже помогал составлять различные методички по тому, как работать с советскими гражданами.

В пользу того, что побег был тщательно спланирован, говорит и тот факт, что Беленко взял с собой все документы. Будучи гражданином США он не делал никаких попыток связаться со своей семьей, оставшейся в СССР: женой, сыном и мачехой. Впоследствии Беленко женился на американской официантке. Он был обласкан западными журналистами и охотно делился своим недовольством по поводу советского строя. С восторгом местная пресса распространила историю о том, как Беленко по ошибке съел на ужин кошачьи консервы, а потом без смущения рассказал, что это было гораздо вкуснее обычных консервов, что он ел на родине.

Что касается рассекреченного истребителя, то эта история повлекла за собой создание более совершенных моделей — перехватчика МиГ-25ПД и МиГ-25ПДС. Также это положило начало разработке новой системе государственного опознавания с более сложным алгоритмом кодирования.

ПРЕДАТЕЛЬ БЕЛЕНКО ЖИВЁТ В КАЛИФОРНИИ ЕМУ 71 ГОД: d_r_agon — LiveJournal

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ:

Виктор Иванович Беленко(род. 15.02.1947).Родился в Нальчике в рабочей семье.После развода родителей в двухлетнем возрасте был оставлен матерью и воспитывался у родственников,а затем — у отца с мачехой.В 1965 окончил среднюю школу с серебряной медалью.В 1967-ом Беленко поступил в Армавирское высшее военное авиационное училище лётчиков,окончил в 1971-ом.Лётчик-инструктор в Ставропольском высшем военном авиаучилище.Виктор характеризовался как отличный офицер.Член КПСС.Избирался членом комсомольского и партийного бюро.В 1975 году переведён на Дальний Восток(по его желанию).В должности старшего лётчика летал на истребителе-перехватчике МиГ-25П.

У Беленко имелись основания быть недовольным своим служебным положением.Срок выслуги в воинском звании старший лейтенант у него окончился 10 января 1976 года,однако до сентября звание капитан по нерасторопности командования он не получил(массовое присвоение очередных званий советским военнослужащим происходило либо ко Дню СА и ВМФ в феврале,либо ко Дню ВОСР в ноябре). Обещанная должность начальника штаба эскадрильи давала ему право на поступление в академию,куда он очень стремился.

6 сентября 1976 года в 6:45 Беленко вылетел с аэродрома Соколовка для выполнения полётного упражнения.После отрыва от напарника по учебному полёту,Беленко снизился до высоты примерно 30 метров,что позволило ему избежать обнаружения как советскими,так и японскими радарами.В 9:15 японское радио передало,что самолёт МиГ-25П совершил посадку в аэропорту Хакодате(остров Хоккайдо).Остаток дня 6 и ночь с 6 на 7 сентября наверняка навсегда запомнились японским ПВОшникам: истребители сил самообороны 143 раза поднимались в воздух на перехват советских самолетов,стаями летавших вблизи о. Хоккайдо.Впоследствии японскими властями было сделано официальное уведомление,что Беленко попросил политического убежища.Японцы отказали.9 сентября он был вывезен в США.Самолёт был разобран,подвергнут детальному изучению японскими и американскими специалистами и возвращён в СССР 15.11.1976 года(Беленко протестовал против возвращения самолёта,советуя американцам оставить его для изучения ещё на пару лет). Был снова собран,но к полётам не допущен и использовался в качестве учебного пособия.

28 сентября 1976 года ТАСС распространило пресс-релиз с текстом официальной реакции МИД СССР по поводу инцидента, где утверждалось,что Беленко совершил «вынужденную» посадку,был «вывезен» в США против своей воли.Посадка Беленко описывалась как сделанная «при невыясненных обстоятельствах»,публикации в западной прессе о том,что перелёт Беленко был преднамеренным назывались «кампанией пропаганды»,предположения что полёт Беленко был побегом,названы лживыми,офиц. представитель МИД СССР Л. В. Крылов заявил:«Всё это ложь,от начала и до конца».

Беленко сам был удивлён своей осведомлённостью:«Я никогда не задумывался над тем,что я так много знаю».Через три месяца его пребывания в США сотрудники разведслужб говорили о том,что им потребуется не несколько месяцев,а как минимум ещё год на общение с Беленко для сбора всей интересующей их информации,настолько ценным кадром он оказался для них.

Были изучены и вскрыты перегибы в действиях партийно-должностной элиты,принявшие к тому времени систематический характер и массовость. Например, равнодушие к жизни честно выполняющих свой долг офицеров на фоне личных карьерных мотивов(в частности,превращение выходных дней подчинённых в рабочие с целью быстро выделиться видимыми результатами).К дисциплинарной ответственности были привлечены лица из числа старших и высших офицеров ПВО,которые были признаны ответственными за побег комиссией,проводившей расследование.Военной коллегией Верховного суда СССР гражданин Беленко Виктор Иванович 1947 года рождения заочно осуждён по статье 64 УК РСФСР(«Измена родине»)и приговорён к высшей мере наказания—расстрелу.

Советское руководство пыталось осуществить нажим на Японию, угрожая в случае невозврата пилота вместе с самолётом прервать в одностороннем порядке выполнение им договорных обязательств по двусторонним внешнеторговым соглашениям,в частности,закрыть доступ для японских инвестиций в советскую экономику,прекратить японское участие в строительстве предприятий советской промышленности,обмене технологиями ядерной энергетики. .. Это сразу отразилось на инвестиционном климате.Экономические последствия возникшей напряжённости(и убытки СССР из-за позиции занятой советским руководством)ещё длительное время давали о себе знать в советско-японской торговле.Но несмотря на целый ряд недружественных шагов со стороны советского руководства,японцы всячески стремились к сохранению партнёрских отношений с СССР.

Возвращая самолёт в СССР, Япония выставила счёт в $40 тыс. за организацию непредусмотренной стоянки иностранного самолёта в японском аэропорту и другие расходы.Счёт советской стороной оплачен не был.(из Википедии)

Садовникову(агенту КГБ под дипломатическим прикрытием) разрешили с ним встретиться.Он сказал перебежчику:«Правительство знает,что вы сбились с курса,вас заставили совершить посадку,а затем применили наркотики.Я пришел, чтобы помочь вам вернуться домой к любимым жене и сыну».Летчик его прервал:«Не нужно меня агитировать.Я прилетел в Японию добровольно».Когда Беленко уводили,Садовников шепотом произнес:«У нас предателей не любят. Рано или поздно мы тебя найдем».Через некоторое время в советской печати появилась информация о гибели перебежчика в автокатастрофе.

В США Беленко вначале преподавал в военной академии, затем занялся бизнесом. За океаном Беленко женился повторно,родилось трое детей.Сейчас Виктор Иванович живет один.(Игорь Осипчук,«ФАКТЫ»)

В одном из интервью он рассказал о своих первых впечатлениях об Америке:«Первое посещение супермаркета происходило под присмотром людей из ЦРУ,и я думал,что это была инсценировка.Я не верил,что этот магазин может быть настоящим.Мне казалось, что раз я необычный гость,то они могли меня разыграть.Ведь это было такое красивое просторное здание с невероятным количеством товаров и БЕЗ ОЧЕРЕДЕЙ!!!В России везде длинные очереди.Впоследствии я понял, что супермаркет настоящий.

В России трудно было найти хорошие консервы,я ежедневно покупал самые разные консервированные продукты.Однажды приобрел с виду обычную баночку и поджарил ее содержимое с картошкой,луком и чесноком—получилось вкусно. Наутро приятели сказали мне,что я съел куриные консервы для кошек.Но они были вкусными!Они были лучше консервов для

людей,которые и сегодня делают в России!».Беленко рассказал журналистам,что приезжал в 1995 году в Россию.И это несмотря на то,что в бытность Советского Союза его приговорили к высшей мере наказания.

Для деятелей советского искусства и эстрады побег Беленко надолго закрыл дорогу в Японию.У советских музыкальных коллективов сорвались гастроли в Японии,даже у тех из них, которые уже получили советские выездные и японские въездные визы и буквально «сидели на чемоданах»,гастроли были отменены без разъяснения причин начальниками советской эстрады.

Лето и осень 1976 года выдались насыщенными разнообразными авиационными инцидентами для СССР и стран социалистической ориентации, куда недавно прибыли советские самолёты.14 июня лётчик ВВС Сирии флайт-лейтенант Махмуд Муслех Ясин перелетел на своём МиГ-23 в Ирак,а 17 июлядругой сирийский лётчик,прославленный герой Войны Судного дня капитан Абдул Кадар аль-Терманини сбежал туда же на МиГ-21. Через семнадцать дней после успешного побега Беленко сбежал на самолёте Ан-2 в Иран лейтенант запаса Валентин Зосимов.В «Нью-Йорк Таймс» сентябрь 1976 года был назван «национальным месяцем бегства» из СССР.(Википедия).

Расследованием дела перебежчика занималась специальная группа КГБ. В процессе выяснения обстоятельств предательства было опрошено более 150 сослуживцев, приятелей, родственников, в том числе и супруга, которая осталась в СССР.В результате выяснилось,что Беленко интересовался западным уровнем жизни.В одной из бесед он сказал,что в Америке нагрузка у военных летчиков меньше,а условия службы и оплата лучше, чем у советских.Жена Беленко:муж осуждал летчика-перебежчика Сафронова,угнавшего самолет в Иран и запрещал ей вести переписку с проживающей в Италии подругой.Версия о том, что советского пилота завербовали заранее,не подтвердилась. Западные и японские СМИ раздували эту теорию для пропагандистских целей.Метеоусловия были простыми,Беленко был квалифицированным пилотом и всегда мог сориентироваться по солнцу или береговой линии. Пилот держал прямой курс на японский остров Хоккайдо.Уйдя с учебной зоны,он снизился до 250 метров и так пролетел 130 километров,чтобы уйти от радиолокационных систем.

Из квартиры пропали его паспорт,дипломы,свидетельства и прочие документы.У предателя часто возникали конфликты с командованием на почве недовольства службой.Однажды он подал рапорт о нежелании служить под началом командиров,злоупотребляющих алкоголем.

Не устраивало Виктора и его карьера.Срок выслуги в звании старшего лейтенанта у него истек еще зимой,звания капитана из-за халатности командования он так и не получил.Не получалось поступить и в академию,куда Беленко очень стремился.С июля месяца сослуживцы заметили нервозность и вспыльчивость Виктора,перед последним вылетом он был бледен,его руки тряслись.Следствие пришло к выводу,что пилот Беленко совершил предательство в корыстных целях.Он знал, что западные страны с радостью примут не только пилота,но и его боевую машину,самый современный на то время МиГ-25,прозванный американцами «Летучей лисицей». Самолет был «билетом» Беленко в новую жизнь.В СССР пилот был обвинен в измене Родине и ему заочно вынесен приговор–расстрел.

Ни по одному советскому самолету не имелась столь противоречивая информация,и ни один наш самолет,кроме МиГ-25. не получал прозвище«НЕСБИВАЕМЫЙ».О полетах МиГов над Израилем писалось много раз.В свое время в МАИ ходили легенды о полетах МнГ-25 над Западной Европой.В библиотеке ЦАГИ отыскался номер журнала «Флайт»от 10.04.1976 со статьей«МиГ-25 над Британией».

В Японии уже никто не помнит русского летчика,предавшего Родину.Режиссер Акиро Мицумори по заказу канала Nexus снял о нем фильм.Знания, которыми обладал советский пилот, оказались очень ценными для американских специалистов и они несколько лет вплотную с ним работали.За короткий срок перебежчик получил гражданство и натурализовался.Беленко преподавал в одной из американских военных академий и консультировал авиастроительные компании.На основе его рукописи была даже написана книга.После того, как его теоретические знания устарели,советский перебежчик читал лекции об СССР. Однако с развалом геополитического противника эта информация в штатах уже никого не интересовала.В 90-х пытался заниматься бизнесом.

Беленко быстро забыл свою русскую супругу и женился на американке.В США у него родилось трое детей,после развода дом остался жене.На момент съемок Виктору Беленко было 69 лет, он жил в съемном номере отеля и имел вид неустроенного в жизни человека.Советское удостоверение личности перебежчика и сегодня,как трофей,хранится в музее ЦРУ.(Александр Бражник)

После того как МИГ-25П был поневоле рассекречен,с него были сняты экспортные ограничения.Тут же этим воспользовался Ирак и закупил 20 самолетов.Сирия пошла дальше и приобрела 30 машин,не отстал и Алжир.“Стимулировал” Беленко и создание еще более совершенного МИГ-25ПД(перехватчик доработанный).В 1978-ом авиазавод в Горьком освоил выпуск этих машин.На них стоял новый локатор,вооружение пополнилось ракетами,был установлен теплопеленгатор,который позволял обнаруживать скрытые цели на земле.Худа без добра не бывает!

Дерзкое бегство секретного советского суперистребителя

Фотографии тогда еще секретного МиГ-25 «Лисбэт» были сделаны с ближайшей дороги до того, как его успели прикрыть. (Фото: Рейтер/Википедия)

14:30. Местный, 6 сентября 1976 г. Японское море возле аэропорта Хакодате, префектура Хоккайдо.

Топливо для реактивных двигателей сгорало быстрее, чем он рассчитывал, пока он опускался ниже под облачным покровом, к серо-черным волнам всего в 150 футах над Японским морем. Он дернул тяжелую ручку управления влево, затем скорректировал вправо по скользящему берегу вокруг рыбацкого судна, появившегося из туманного небытия в низкой дневной облачности. Белый пар вырвался длинными буквами «S» из его угловатых крыльев в резком повороте, почти касаясь вершин волн.

Это была вторая рыбацкая лодка, которую он с трудом накренил, чтобы не промахнуться почти на уровне вершины волны. Начались шквалистые дожди. Огромные реактивные двигатели Туманского Р-15 с каждой минутой поглощали все больше бензина. Этот самолет не был создан для того, чтобы летать низко и дозвуково. Он был построен для полетов на сверхзвуковой скорости в высотной охоте за ныне вымершим американским супербомбардировщиком B-70 Mach 3, который так и не был принят на вооружение.

Он должен был найти японские силы самообороны F-4 Phantom, которые, несомненно, находились в воздухе, чтобы перехватить его. Если они не подстрелят его первым, они приведут его на авиабазу Титосэ, где он сможет благополучно приземлиться. Если его топливо выдержит. Но японских «Фантомов» нигде не было.

Итак, он втащил палку обратно себе на колени, и большой квадратный летучий лис прорвался через облака в своем последнем яростном подъеме, прежде чем погибнуть от нехватки топлива.

В конце концов, он нашел аэропорт. Аэропорт Хокодате. Взлетно-посадочная полоса 6000 футов. Однако для его МиГ-25 этого недостаточно. Он заставит это работать. На последнем заходе на посадку в Хокодате он чуть не столкнулся лоб в лоб с авиалайнером 727. Это было лучше, чем свалить туда, где он потеряет свой главный козырь. Его сверхсекретный самолет. Ему удалось совершить грубую посадку, сбежать с конца взлетно-посадочной полосы, вылезти из самолета и выстрелить из пистолета в воздух, когда любопытные японцы начали фотографировать инцидент с проезжей части.

Насколько я помню, это было самое большое событие в моей жизни. Мне тогда было 15 лет.

Мы помчались в магазин товаров для хобби на велосипедах, чтобы посоветоваться со старшими владельцами магазина. Что бы это значило? Это было реально? Будет ли выпущена модель МиГ-25 в ближайшее время? Мы снова и снова просматривали зернистые газетные фотографии, лучшие из тех, что мы когда-либо видели. Мы не могли в это поверить, но это было на самом деле. Самый экзотический, самый летающий, самый быстрый и самый скрытный истребитель в мире только что попал в руки американцев. Мы впервые увидели загадочный МиГ-25 Foxbat.

Летчик-лейтенант Виктор Иванович Беленко, пилот элитного МиГ-25П Войск ПВО СССР, дезертировал на самом секретном боевом самолете того времени.

Американские аналитики изначально считали МиГ-25 высокоманевренным истребителем завоевания господства в воздухе со сложными легкими реактивными двигателями. Реальность такова, что у МиГ-25 были массивные, тяжелые двигатели, и он был сделан в основном из простых материалов с использованием технологии электронных ламп (Фото: The Koku Fan)

То, что произошло после его дезертирства 42 года назад, повлияло на дизайн самолетов, развеяло мифы о Советский Союз разозлил одну нацию и предложил помощь другой, оставив третью в затруднительном дипломатическом положении.

Это был еще один небольшой разрыв в гобелене железного занавеса, когда он медленно расползался по краям, как слабая нить, которая продолжает тянуться все дольше и дольше.

«Что они думали и [что мы] думаем сейчас? Предатель! Военные летчики считают это огромным позором для ВВС СССР и России». Об этом рассказал TheAviationist.com администратор самой активной фан-страницы ВКС России в социальных сетях, когда мы спросили их, что россияне думают сегодня о Викторе Беленко. Несмотря на то, что железный занавес опустился, ожесточенное отношение к предательству Беленко государством сохраняется. Русские до сих пор ненавидят Виктора Беленко за то, что он украл их самые ценные боевые самолеты того времени.

В США «секретные» подразделения годами незаметно эксплуатируют российские МиГи и Сухой над американским западом. Но дезертирство Беленко в 1976 году с «Foxbat», кодовое название НАТО для МиГ-25 (русские его так не называют), было удачным ходом разведки, который не только предоставил технические данные и контрольные точки зрения на десятилетия вперед, но также предоставил Образец коммунистической жизни в Советском Союзе.

По словам Беленко, в Советском Союзе было плохо. В хронике дезертирства Беленко 1980 года «Пилот МиГа: последний побег лейтенанта Беленко» автор Джон Бэрон писал о безудержном алкоголизме в рядах советских ВВС. Жилые условия на базах на востоке Советского Союза были плохими, поскольку некоторые из баз, с которых эксплуатировались МиГ-25, еще не были модернизированы для размещения более крупных наземных бригад, необходимых для обслуживания самолетов. Качество еды для зачисленных ремонтных бригад было настолько плохим, что мужчины отказывались есть. В то время как еда для офицеров/пилотов, таких как Беленко, была намного лучше, когда Беленко прибыл в Соединенные Штаты после своего дезертирства, он по ошибке съел банку кошачьего корма и позже заметил, что «это было восхитительно. Лучше, чем консервы в Советском Союзе сегодня!»

Но Беленко попал в преисподнюю, когда бежал из России. Хотя президент США Джеральд Форд предоставил Беленко убежище в США, а Центральное разведывательное управление выделило ему стипендию и устроило ему жизнь в качестве пилота и консультанта в США, ни одна из сторон не могла полностью доверять перебежчику. Когда Беленко приехал в Японию, ему подарили книгу советского диссидента Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Несмотря на присягу на военную службу Советскому Союзу, Беленко боялся и отталкивался от глубокой социальной несправедливости коммунистической Советской России. Он видел людей в Советском Союзе, страдающих, как Денисович, от нищеты, голода и угнетения. Беленко хотел уйти. Итак, он украл свой Foxbat, улетел на нем в Японию и никогда не оглядывался назад.

В примечании к побегу Беленко на МиГ-25П «Лисбат» вскоре после этого я получил свой набор для масштабной модели самолета. Японский хобби-бренд Hasegawa отправил фотографов в аэропорт Хокодате, чтобы сфотографировать МиГ-25, прежде чем он был спрятан, изучен США и Японией и отправлен обратно в Советский Союз в разобранном виде. Через несколько месяцев после приземления МиГ-25 в Японии компания Hasegawa выпустила пластиковую модель МиГ-25 в масштабе 1/72 с декалями для самолета Виктора Беленко. Он был продан за 10 долларов США 9. 0003 Японский хобби-бренд Hasegawa получил фотографии МиГ-25 в аэропорту Хокодате до того, как он был закрыт, и быстро изготовил точную пластиковую копию самолета в масштабе 1/72. (Фото: The Squadron Shop)

Согласно большинству источников, Виктор Беленко продолжает жить в США. Его сфотографировали в баре в 2000 году, где его узнали, сфотографировали и открыто рассказали людям о своем опыте побега из бывшего Советского Союза. В 1995 году он вернулся в Россию после распада Советского Союза, а затем благополучно вернулся в США. Беленко сказал интервьюеру, что ему нравилось ездить на рыбалку в США с летчиком-испытателем и асом-истребителем генералом Чаком Йегером.

Виктор Беленко хорошо адаптировался к жизни в США, служил в армии США и наслаждался американской культурой. Он даже женился в США. (Фото: SeanMunger.com)

Были и другие известные дезертирства военных летчиков, в том числе вымышленные, такие как неудачное дезертирство на советском тяжелом бомбардировщике Ту-95 «Медведь». Писатель Том Клэнси прославился благодаря роману «Охота за «Красным Октябрем»» о русском капитане, дезертировавшем с советской атомной ракетной подводной лодки. Один из его вымышленных персонажей в книге даже ссылается на побег Беленко, говоря: «Это не какой-то летчик, дезертировавший на МиГе!». Но если оставить в стороне вымышленные истории, теперь, когда «железный занавес» давно пал, маловероятно, что мы когда-либо увидим дезертирство из какой-либо страны, подобное бегству Виктора Беленко.

Веб-сайт Facebook Twitter LinkedIn instagram

Том Демерли — писатель, журналист, фотограф и редактор, автор статей, которые публикуются по всему миру на TheAviationist.com, TACAIRNET.com, журналах Outside, Business Insider, We Are The Mighty, The Dearborn Press и Guide, National Interest, российское государственное издание Sputnik и многие другие издания. Демерли изучал журналистику в Колледже Генри Форда в Дирборне, штат Мичиган. Том Демерли служил в разведывательном подразделении в составе армии США и Национальной гвардии Мичигана.

Его военный опыт включает в себя то, что он с отличием окончил пехотную школу армии США в Ft. Беннинг, Джорджия (цикл C-6-1) и в качестве наблюдателя-разведчика в разведывательном подразделении роты «F», 425-го полка INF (рейнджеры/десантники), подразделение дальнего наблюдения (LRSU). Демерли — опытный парашютист, имеет продвинутые сертификаты подводного плавания с аквалангом, поднялся на самые высокие горы на трех континентах и ​​посетил все семь континентов, а также летал на нескольких типах легких самолетов.

Автор POV – Виктор Беленко, герой или предатель? | Журнал Armchair General Magazine

Мигель Варгас-Каба

Мигель Варгас-Каба является автором книги «Медведь: Полет на свободу» (iUniverse, 2007 г.), исторической фантастики о дезертирстве экипажа советского истребителя морской авиации. Дальний разведывательный самолет 95 РЦ «Bear D» с Кольского полуострова в Северную Канаду, 4 августа 1976 года. Уроженец Доминиканской Республики, который сейчас проживает с семьей в Бронксе, Нью-Йорк, задает вопросы о том, кто является предателем.

а кто герой.

Сразу после распада Советского Союза Беленко иногда называли героем.

В сентябре 1976 года лейтенант Виктор Беленко дезертировал с советской авиабазы ​​в Чугуевке, Сибирь, в гражданский аэропорт в Хакодате, Япония. В своем дезертирстве он привез на Запад лучший истребитель, который Советы успели произвести к тому времени, Микоян-Гуревич МиГ-25 Foxbat вместе с его руководством пилота. Сразу после приземления он запросил и получил политическое убежище в США.

{по умолчанию}

(Примечание редактора: правительство Японии ограничило США наземными испытаниями радара и двигателей МиГа. Затем самолет был разобран и возвращен в СССР на японском корабле.)

В своей книге МиГ Пилот Последний побег лейтенанта Беленко (McGraw-Hill 1980), Джон Бэррон, используя рукопись, предоставленную ему Беленко, подробно изложил причины, побудившие лейтенанта Беленко перейти на сторону «противника». Среди причин называлась абсурдная жизнь, которую вынуждены были вести простые советские граждане в те времена, так называемые «годы брежневского застоя». Постоянно ощущалась нехватка всего, что только можно вообразить, от основных продуктов питания, таких как мясо и колбасы, до туалетной бумаги. Когда такие предметы были в наличии, гражданам приходилось выстраиваться в километровые очереди, чтобы их приобрести. Как элитный летчик-истребитель, лейтенант Беленко имел доступ ко многим предметам, недоступным для простого гражданина, таким как мясо и другие продукты питания (но даже у него не было доступа к туалетной бумаге; использовались старые номера «Правды»).

Однако на побег его толкнула не столько нехватка этих предметов; это было то, что он считал очевидным несоответствием между обещаниями советской коммунистической системы и реальностью жизни при ней. Все обещания системы о лучшей жизни были доступны только избранным представителям номенклатуры в высших эшелонах советской жизни.

Еще одним спорным моментом для него были явные противоречия между тем, что советская пропаганда внушала своим гражданам информацию о Западе, и достижениями западного общества. По словам самого Беленко: «Если они были такими плохими, то как они могли отправить человека на Луну и вернуть его обратно? Если они разваливаются прямо сейчас, почему они производят лучших истребителей, чем наши, и получают больше Нобелевских премий? победители, чем мы?»

Сразу после распада Советского Союза Беленко иногда превозносили как героя за то, что он смело и дерзко избежал тоталитарного гнета советского режима, но после 2004 года его снова поносили как предателя Родина , «Мать Россия.» Его недоброжелатели обвиняют его в том, что он был «завербован» ЦРУ, когда еще учился в школе летчиков-истребителей, и в том, что он дезертировал исключительно из-за денежной выгоды, а именно из-за обещания 100 000 долларов США всем тем, кто дезертировал на Запад, взяв с собой истребитель. .

Мои вопросы таковы: верна ли старая пословица «предатель всегда остается предателем»? Тот, кто предает тоталитарный режим, предатель или герой? Дезертировав на МиГ-25, Беленко предал Советский Союз; значит он предатель «матушки России»?

Оставьте комментарий ниже, чтобы предложить свои ответы на эти вопросы.