Содержание

Бастард и полутораручный меч

Полутораручный меч (полуторный) - меч с удлиненной пятой клинка (незаточенной частью клинка у рукояти).

Пята давала возможность при необходимости перехватить оружие двумя руками (за рукоять и пяту)

Крестовина "полуторника" удлинена и могла иметь дужки для защиты второй руки. Классическим примером полуторного меча является так называемый бастард (дословно - "незаконнорожденный", названный так за неопределенность хвата: то ли он одноручный, то ли двуручный...). Этот тип меча был очень популярен, так как мог использоваться и в комбинации со щитом, и отдельно, как двуручный меч.

Критерий выделения полутораручных мечей : длина, превосходящая длину одноручного меча , но не более, чем по солнечное сплетение владельца. Вес полутораручных мечей - не менее 1200 г, не более 2400 г. Баланс полутораручных мечей - не менее двух ладоней от гарды в сторону острия. Полутораручные мечи поражают рубящими, режущими ударами.

Соответственно смысл бастарда как раз в том, что он позволяет использовать как технику одноручника, так и технику двуручника.

Применительно к одноручному мечу говорят как правило о комбинации меч+щит - такая комбинация была наиболее распространенной и в большинстве случаев наиболее рациональной. Использование щита и меча предполагает хорошо развитую защиту (не только в рукопашной, но и от метательного оружия) с возможностью контратаки - вы можете атаковать противника до того как он закончит свою атаку.

Существует большое разнообразие щитов и такое же большое разнообразие методов их использования - большой квадратный щит в технике использования совсем не похож на маленький и маневренный баклер. Удар в край щита может привести к тому, что клинок на мгновение застрянет в нем, и таким образом будет невозможно сразу же вернуть его исходное положение или возобновить атаку (а также откроет руку для контратаки). По этой причине часто использовались именно щиты без металлической оковки. В большинстве случаев боец со щитом в рукопашной не стремится полностью за него спрятаться - наоборот, большинство стоек со щитом закрывают лишь левую сторону, сознательно открывая противнику правую сторону. Такая стойка "приглашает" противника атаковать правую сторону и дает вам возможность заранее знать направление удара.

При этом не стоит забывать о защитном потенциале вашего меча - им также можно парировать атаки противника (тут нужно подчеркнуть, что при парировании рубящих ударов следует избегать контактов "лезвие-в-лезвие". Для защиты предпочтительнее использовать плоскость меча, и не подставлять его под удар подобно щиту, а уводить им оружие противника в сторону. Но это отдельная тема)

Двуручники получили распространение в связи с развитием защитного снаряжения: боец в прочном пластинчатом доспехе мог отказатся от щита в пользу большей скорости и силы ударов. Основная роль защиты главным образом отводилась уходу с линии атаки и парированию. Большая длинна клинка также дает возможность держать противника на почтительном расстоянии. Большая скорость ударов обусловлена так называемой "рычажной" работой мечом: меч удерживается широким хватом так, что правая рука лежит возле гарды, левая - возле навершия и расстояние между ними должно быть не меньше ладони. При нанесении рубящего удара одна рука полкает меч, а другая наоборот, тянет. Уколы чаще всего выполняются одной рукой, левая только в начальной фазе помогает, выталкивая меч. Боец в прочной пластинчатой броне иногда может сознательно пропустить удар, концентрируя внимание на ответной атаке. Но при этом он не будет стоять, как истукан или тупо шагать вперед, изображая из себя танк. Достаточно повернуть или отклонить в сторону корпус - и удар, который должен был разрубить его, лишь скользнет по броне, практически не нанося ей повреждения.

Однако отсутствие щита в начале боя могло стоить солдату жизни. Пластинчатая броня была хорошо сконструирована для боя в ней, и далека от громоздкого, неуклюжего клише, созданного Голливудом. Но тем не менее солдат без щита - идеальная мишень для лучника. В рукопашной отсутствие щита тоже может иметь неприятные последствия.

Поэтому одновременно с распространением двуручных мечей стали широко использоваться полутораручные мечи, как наиболее универсальные. Такой меч имеет широкую рукоять (иногда составную) и достаточно мощное навершие

По длинне клинка полуторка представляет собой промежуточный вариант между одноручным и двуручным мечами. Клинок как правило сужающийся к острию, что дает большую свободу уколов и делает оружие очень быстрым в защите.

Полутораручный меч в начале боя как правило использовался в комбинации со щитом (гораздо реже в паре с другим оружием - кинжалом или мечом). Когда дает о себе знать усталость боец может забросить тяжелый щит на спину (или вообще отбросить в сторону) и фехтовать полуторкой двумя руками.

Ценность этого оружия на мой взгляд заключается прежде всего в его универсальности.

Полутораручный меч - оружие на все случаи жизни, поэтому неудивительно, что он был так широко распространенн в средневековой Европе.

Что касается средневекового периода, типология Окшотта упоминает мечи подтипов XIIa и XIIIa второй половины Высокого Средневековья, приблизительно 1250-1350 гг., как предков полуторных мечей. Окшотт называет эти мечи «великими мечами» (great swords), и указывает на их полутораручные рукояти (с длиной, достаточной для того, чтобы удерживать второй рукой рукоять за навершие), и относительно большие клинки (порядка 90 см). Эти мечи были в большинстве своем заметно длиннее и шире, чем современные им одноручные мечи. Позднее, в Позднем Средневековье, приблизительно в 1350-1550 гг., возникли различные подтипы полуторных мечей:

Средняя длина клинка около 81 см: подтип XVIa (начало 14 века)

Средняя длина клинка около 87 см: подтип XVIIIc (середина 15 века – начало 16 века)

Средняя длина клинка 87 см, с разбросом от 76 до 96 см: Тип XX (14-15 века), подтип XXa (14-15 века)

Средняя длина клинка 89 см: подтип XVa (конец 13 века – начало 16 века), подтип XVIIa (середина 14 века – начало 15 века)

Средняя длина клинка 99 см, с разбросом от 91 до 107 см: подтипы XVIIIa (середина 14 века – начало 15 века), XVIIIb (начало 15 века – середина 16 века), XVIIId (середина 15 века – начало 16 века), XVIIIe (середина 15 века – начало 16 века)

Стоит отметить, что последний подтип XVIIIe иногда описывается как классический двуручный меч. Хотя все описанные выше типы мечей Позднего Вредневековья могут считаться «двуручными мечами», типология Окшотта не охватывает истинные двуручные мечи Ренессанса, с поистине огромными клинками, такие как шотландский клеймор (клинки длиной около 108-110 см) и германский цвайхандер (клинки в среднем около 135 см).

Современная терминология включает голландский grootzwaard, немецкий Langschwert, итальянский спадон или длинный меч (lunga) и португальский montante. Французская шпага batarde ссылается на бастард, тип полуторного меча. Термины «полутораручный меч», «greatsword», и «бастард» используются в разговорной речи применительно к полуторным мечам в целом.

Бой с полуторным мечом не был столь варварским и беспорядочным, как часто изображается. Существовали системы борьбы, с множеством стилей и учителей, каждый из которых предлагал несколько отличающуюся от других технику боя. Полуторный меч был быстрым, эффективным, и универсальным оружием, способным к смертельным уколам, режущим и рубящим ударам. Клинок обычно использовался с захватом эфеса обеими руками, одна из рук близко к навершию, или на нем. Однако, при некоторых обстоятельствах, этот меч мог удерживаться только одной рукой. В описаниях дуэлей можно видеть бойцов, удерживающих остроконечный полуторный меч в одной руке, оставляя другую руку для удержания большого дуэльного щита. Другой вариант использования обуславливается наличием доспеха. Half-swording («техника полумеча») - это техника, использующая обе руки, одна из которых находится на эфесе, другая же лежит на самом клинке, для лучшего управления мечом при уколах и ударах. Эта универсальность была уникальна, поскольку множество работ отмечают, что обучение владению полуторным мечом давало основу для изучения множества других видов оружия, включая копья, дубинки и древковое оружие. Использование полуторного меча при атаке не ограничивалось только использованием клинка, поскольку некоторые руководства по фехтованию описывают и изображают использование навершия и гарды в качестве атакующего оружия. Гарда использовалась как крюк для того, чтобы опрокинуть или сбить противника с ног.

Все то, что известно о бое с использованием полуторного меча, дошло до нас из художественных описаний сражений из рукописей и мануалов средневековых мастеров и мастеров эпохи Возрождения. В них было описание основ боя и, в некоторых случаях, соответствующие изображения. Немецкая школа искусства фехтования включает самый ранний известный мануал по фехтованию полуторным мечом, руководство, датированное приблизительно 1389г аккредитованное Johannes Liechtenauer. Это руководство, к сожалению для современных ученых, было написано неясным стихом. С помощью студентов Liechtenauer, таких как Sigmund Ringeck, это руководство было переведено в более понятную прозу, что сделало его более систематизированным и понятным. Другие специалисты так же проводили подобную работу, иногда сопровождая ее множеством изображений, поясняющих текст.

Итальянская школа искусства фехтования была другой базовой школой использования полуторного меча. Рукопись Fiore dei Liberi, датированная 1410 годом, описывает множество способов использования полуторного меча. Подобно немецким руководствам, оружие обычно изображено и описано как удерживаемое обеими руками за эфес. Однако, раздел, посвященный одноручному применению меча, занимает заметный объем руководства, и демонстрирует различные методы и преимущества одноручной техники, такие как внезапный дополнительный выпад. Руководство также описывает технику полумеча как неотъемлемую часть боя в доспехах.

Обе школы пережили спад в конце 16 века, с приходом более поздних итальянских мастеров, воздерживающимися от полуторного меча, и сосредоточившимися прежде всего на фехтовании на рапире. Последнее известное немецкое руководство, включающее в себя обучение технике фехтования полуторным мечом, было руководством Jakob Sutor, изданное в 1612 году. В Италии обучение фехтованию на спадоне, или полуторном мече, продолжалось, несмотря на популярность рапиры, по крайней мере до середины 17 века (Lo Spadone Alfieri's 1653), с последним трактатом «Двуручные мечи» некого Giuseppe Colombani, дантистом из Венеции, датирующегося 1711 годом. Эти традиции обучения, возможно, выжили в 19-20 веках в виде итальянской борьбы на палках, например, в работе Giuseppe Cerri's «Trattato teorico e pratico della scherma di bastone» 1854года. Однако, несомненно то, что расцвет полуторных мечей на полях сражений закончился к 1500 годам.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

historicaldis.ru

Полуторный меч - оружие Средневековья: вес, размеры, фото

В позднем Средневековье полуторный меч был одним из самых распространенных видов оружия. Он отличался практичностью, а в руках умелого бойца становился смертоносным для противника.

История термина

Средневековый полуторный меч был распространен в Европе в XIII-XVI вв. Главная особенность этого оружия заключалась в том, что в бою оно держалось двумя руками, хотя баланс и вес позволял при острой необходимости брать его одной рукой. Такое универсальное свойство сделало данный меч крайне популярным в позднем Средневековье.

Сам термин появился только в XIX веке, когда коллекционеры оружия создали его новую современную классификацию. В средневековых источниках использовалось простое название - меч, или полуторный меч-бастард. Также данное оружие считалось двуручным. Это название долго использовалось не только в исторических хрониках, но и в художественной литературе.

Основные характеристики

Что представлял собой полуторный меч? Длина его составляла 110-140 сантиметров, причем около метра приходилось на клинковую часть. Данные мечи были промежуточным видом между одноручными и двуручными. Характеристики рукояти такого оружия могли варьироваться в зависимости от места и времени производства. Однако были у всех разновидностей и общие черты. Рукоять имела специфическое узнаваемое деление. Она состояла из двух элементов.

Первая – это цилиндрическая часть у гарды, которая предназначалась для защиты рук от ударов врага. Для воина не было более важной части тела. Именно с помощью рук он использовал полуторный меч. Получить ранение означало стать уязвимым для противника. Гарда появилась с развитием фехтования в позднем Средневековье. Хотя первым ее получил полуторный меч, сегодня больше всего эта узнаваемая часть оружия ассоциируется со шпагами, появившимися в последующие столетия. Вторая часть была конической и располагалась около навершия.

Интересной была эволюция дисковой головки полуторного меча. В XV веке стал распространенным готический стиль. Он принес новый дизайн со стремящимися вверх и узкими формами. С другой стороны, такие новшества появлялись не только из-за перемен в эстетике, а из-за насущной практической пользы. Рифленые и грушевидные головки мечей-бастардов были удобнее для второй руки, которая в бою сжимала эту часть оружия.

Классификация

За несколько столетий своего существования полуторный меч обзавелся несколькими подвидами. Самым распространенным был боевой. Его также называли тяжелым. Такой меч был длиннее и шире своих аналогов. Он использовался исключительно в бою и лучше всего подходил для смертоносных рубящих ударов. Облегченная версия – меч-бастард. Это оружие лучше всего подходило для самозащиты и повседневного ношения. Данные виды полуторных мечей были особенно популярны у рыцарей и латников и составляли основу их амуниции.

Первые их экземпляры появились в конце XIII века во Франции. Тогда размеры полуторных мечей еще не устоялись, у них было множество модификаций, но все они были известны под общим названием - мечи войны, или боевые мечи. Данные клинки вошли в моду в качестве атрибута седла лошади. Прикрепленные таким образом, они были удобны в походах и путешествиях и часто спасали жизнь своим владельцам в случае внезапной атаки разбойников.

Узкие мечи-бастарды

Одним из самых примечательных видов полуторных мечей был меч-бастард узкой формы. Его клинок сильно сужался, а лезвие было почти прямым. Такое оружие предназначалось в первую очередь для колющих ударов. Рукоять была удобной для использования как одной, так и двумя руками. Таким мечом можно было буквально «сверлить» противника.

Самым известным клинком этого типа было оружие Черного принца Англии Эдуарда Плантагенета, жившего в XIV веке и запомнившегося участием в Столетней войне против Франции. Его меч стал одним из символов битвы под Креси в 1346 году. Это оружие долгое время висело над могилой принца в Кентерберийском соборе, пока его не украли в XVII столетии, в эпоху правления Кромвеля.

Французские и английские разновидности

Французские боевые мечи подробно изучались английским историком Эвартом Оукшоттом. Он сравнил множество разновидностей средневекового холодного оружия и составил собственную классификацию. Он отметил тенденцию постепенного изменения назначения, которым обладал полуторный меч. Длина также варьировалась, особенно после того, как французская модификация стала популярна в других странах Западной Европы.

В начале XIV века схожее оружие появилось в Англии. Там его называли большим боевым мечом. Его не возили при седле, а носили на поясе в ножнах. Отличия всевозможных разновидностей также заключались в форме кромок клинка. При этом вес оружия нигде не превышал 2,5 килограмма.

Искусство боя

Примечательно, что полуторные мечи 15 века, вне зависимости от места их производства, использовались согласно канонам всего двух школ фехтования – итальянской и немецкой. Секреты владения грозным оружием передавались из уст в уста, но некоторые сведения сохранились и в манускриптах. Например, в Италии пользовалось популярностью учение мастера Филлипо Вадиса.

Больше гениев искусства боя оставила Германия. В ней было написано большинство книг по этому предмету. Такие мастера, как Ханс Тальхофер, Зигмунд Рингэкк, Аулус Кал, стали авторами распространенных пособий о том, как нужно использовать полуторный меч. Для чего он нужен и как им пользоваться, знали и простые горожане, пусть даже в самых простых представлениях. В то время оружие нужно было всем, потому что только с ним можно было чувствовать себя спокойно в повседневности, когда нападения грабителей и других лихих людей были привычной нормой.

Центр тяжести и баланс

Хотя полуторные мечи на Руси и вообще в Европе были достаточно легкими, чтобы сражаться с их помощью, требовалась немалая атлетическая сила. В основном этим оружием владели рыцари, а для них война была профессией. Такие воины тренировались обращаться со своим оружием каждый день. Без регулярных занятий человек терял свои боевые качества, что почти всегда заканчивалось фатально для его жизни. Средневековые сражения подразумевали самый близкий контакт с противником, какой только может быть. Бои всегда шли в быстром темпе и без остановок.

Поэтому важной характеристикой становился даже не вес оружия или его острота, а баланс. Полуторные мечи на Руси имели центр тяжести в точке чуть выше рукояти. Если клинок выковывался неправильно, то его брак обязательно сказывался на поле боя. При центре тяжести, слишком сместившимся наверх, меч становился неудобным, хотя его рубящий удар продолжал оставаться смертоносным.

Дефекты оружия

Хорошее оружие должно было легко управляться в движении. Высокий темп сражения не оставлял шанса мешкающим воинам. На скорость и силу удара обязательно влиял вес на определенном расстоянии от руки, которая держала полуторный меч. Название, которое рыцари часто давали своему оружию, могло отражать и его боевые качества. Если клинок был предназначен только для рубящих ударов, то масса могла быть распределена по длине только равномерно. В случае если кузнец допускал ошибку при изготовлении, оружие становилось практически бесполезным в бою против правильно вооруженного противника.

Плохие мечи вибрировали в руках при ударе по другому мечу или щиту. Дрожь в клинке передавалась в рукоять, что неизбежно мешало владельцу. Поэтому хорошее оружие всегда прочно лежало в руке. В нем обязательно были свободные от вибрации зоны, которые назывались узлами и располагались в правильных с точки зрения физики местах.

Развитие военного дела

К началу XIV века в европейском военном деле произошли значительные изменения, которые повлияли как на оружие, так и на доспехи. Фото полуторных мечей разных столетий подтверждают этот факт. Если до этого главной силой на поле боя были рыцари, то теперь они стали терпеть поражения от пеших воинов. Улучшившиеся доспехи позволили последним использовать уменьшенный щит или вовсе отказаться от него. А вот фото полуторных мечей показывают, что как раз в начале XIV века они стали значительно длиннее своих предшественников.

Появившиеся новые модели обладали рукоятью, которой гораздо проще было управляться одной рукой, чем двумя. Поэтому часто такие мечи-бастарды использовались в паре с небольшим щитом или кинжалом. Такое двойное вооружение позволяло атаковать противника еще опаснее.

Полуторный клинок и пластичный доспех

С появлением пластичного доспеха специально против них была разработана техника «половины меча». Заключалась она в следующем. Сражаясь против неприятеля в такой экипировке, владелец меча должен был угодить колющим ударом в зазор между пластинами. Для этого воин левой рукой охватывал середину клинка и ею помогал направлять оружие к цели, в то время как правая, лежавшая на рукояти, придавала атаке необходимую для успеха силу. Достаточно вольным, но схожим по принципу действия, будет сравнение с игрой в бильярд.

Если бой принимал именно такой оборот, то меч обязательно должен был иметь заточенное острие. При этом остальная часть клинка оставалась затупленной. Это позволяло рукой в перчатке выполнять вышеописанные приемы. Мечи делались легкими во многом по подобию доспехов. Существует устоявшийся стереотип о том, что в них было практически невозможно двигаться. Говоря так, люди путают турнирные и боевые доспехи. Первые действительно весили около 50 килограммов и сковывали владельца, в то время как вторые весили в два раза меньше. В них можно было не только бегать, но и делать гимнастические упражнения, а также кувыркаться. Раз в изготовлении доспехов мастера старались придать им наибольшую легкость и простоту в эксплуатации, то те же самые качества переносились и на мечи.

autogear.ru

Полуторный меч (бастард) | Легенды нашей эпохи

К середине XIII века всё большее значение на полях сражений обретала пехота, что привело к резкому развитию её вооружения. Благодаря улучшению доспехов стало возможно сильно уменьшить щит или вообще вести бой без него. Это привело к тому, что меч в бою, для усиления удара, стали всё чаще удерживать двумя руками. Всё это повлекло за собой изменения формы меча — рукоять и клинок стали длиннее. На арену средневекового вооружения «вышел» новый тип меча — длинный меч (longsword) или меч бастард (bastard).

Настоящий расцвет длинного меча пришелся на эпоху позднего средневековья, на времена, когда в обиход вошли полные пластинчатые доспехи. Меч бастард предназначался для ведения боя как одной, так и двумя руками. Своё происхождение он ведет от большого рыцарского меча, который при фехтовании пешком и без щита порой подхватывали второй рукой за навершие. Поскольку подобный прихват был довольно популярен, оружейники стали делать навершие более ухватистым, одновременно удлиняя длину рукояти. У многих мечей бастардов имеется разделённую рукоять, обеспечивающую более надёжный хват одной или двумя руками.

Для многих бастардов характерно, что длины рукояти не хватает для полного хвата обеими руками — левая рука удерживает только её остаток, а также вытянутое в длину навершие, в связи с чем эти длинные мечи принято называть также полутораручными мечами (hand-and-a-half-sword).

Полуторный меч был быстрым, эффективным, и универсальным оружием, способным к смертельным уколам, режущим и рубящим ударам. Существовало множество стилей ведения боя, каждый из которых предлагал несколько отличающуюся от других технику использования меча. Клинок, как правило, использовался с захватом эфеса обеими руками (одна из рук близко к навершию или на нем). Однако, при некоторых обстоятельствах, меч мог удерживаться и одной рукой. Другой вариант использования — «техника полумеча», использующая обе руки, одна из которых находилась на эфесе, а другая лежала на самом клинке для лучшего управления мечом при уколах и ударах.

Использование полуторного меча при атаке не ограничивалось только использованием клинка, поскольку некоторые руководства по фехтованию описывали и изображали применение и навершия, и гарды в качестве атакующего оружия. Гарда, например, использовалась как крюк для того, чтобы опрокинуть или сбить противника с ног.

Все, что известно о фехтовании с использованием полуторного меча дошло до нас из средневековых художественных описаний сражений, рукописей и так называемых «фехтбухов» (руководств по фехтованию, снабженных иллюстрациями) мастеров средневековья и эпохи Возрождения. Наиболее распространены были немецкая и итальянская школы искусства фехтования на мечах. Обе школы пережили спад в конце 16 века с приходом мастеров, сосредоточившихся на фехтовании рапирой.

Самое раннее из известных руководство, включающее в себя обучение технике фехтования полуторным мечом, датировано 1389-м годом, самое позднее было издано в 1612 году в Германии. В Италии обучение фехтованию на спадоне или полуторном мече, продолжалось, несмотря на популярность рапиры, по крайней мере до середины 17-го века. Однако, несомненно, что расцвет полуторных мечей на полях сражений закончился к 1500 году.

NB: приложенное видео очень наглядно демонстрирует технику боя с использованием бастарда.

humaninside.ru

МЕЧ БАСТАРД ФОТО - Меч полуторный тренировочный

Железный меч с бронзовой рукоятью из Акуилеи, Италия. Железный клинок меча латенской культуры. Короткий меч из Центральной Европы раннего бронзового века, рукоять и клинок соединены клепкой. Длинный и тяжёлый меч с полутора- или двуручной рукоятью.

Чётко разделять «обычный», «длинный» (двуручный) и «полуторный» меч стали только в позднейшее время, когда это оружие имело значение лишь как объект коллекционирования. В устаревших источниках и популярной литературе такие мечи нередко называют двуручными, тогда как в современном оружиеведении принято проводить различие между полутора- и двуручными мечами.

Меч № 19 (1201-1300 гг.)

Кроме того, двуручный меч возможно эффективно использовать только двумя руками — иного не позволял его вес. Таким образом полутораручные мечи являются промежуточным типом между одно- и двуручными мечами.

Полутораручные мечи впервые появляются во второй половине-конце XIII-го века. Таким образом рука сдвигалась чуть ближе к центру тяжести меча, что в свою очередь позволяло лучше контролировать клинок и наносить более точные удары). Подобные защитные приспособления получили большое распространение на мечах и шпагах в XVI—XVII веках.

Узкий и длинный клинок с очень длинной рукоятью (25-28 см), рассчитанной на полноценный двуручный хват. Позднее объединён Оукшоттом с типом XVIIIa. Так же как и предыдущий был объединён с типом XVIIIa, изначально отличался от него несколько большей шириной и длиной клинка, рукоять всегда полутораручная. В этом столетии полутораручные мечи нередко имеют развитую гарду с дополнительными защитными элементами, сближающую их с тогда же появившимися шпагами.

Тяжелее в два раза

Добрый день! Масса тренировочного полуторного меча 2100-2300 гр, 1800 гр. была старая модель с более узким клинком, сейчас эта информация неактуальна. Добрый день. Данный меч — стальной, меч по ссылке выше — дюралевый. По желанию заказчиков был создана версия меча Sh3250 для тренировок. Произошёл от длинного рыцарского меча (англ. war sword/англ. Некоторые из поздних полуторных мечей в связи с наличием сложной гарды и узкого клинка являются разновидностью боевых шпаг/рапир.

Строение меча очень простое: длинный клинок с рукоятью на одном конце. Однако это оружие имеет множество форм и возможностей применения. Меч пригоден для нанесения и колющих, и рубящих ударов, для парирования ударов противника.

Строение меча (справа), схематично. Форма клинка. Клинки мечей имеют три основные формы, каждая со своими преимуществами. Включают мечи из Африки, Турции, Ирана, с Ближнего Востока и юга бывшего СССР. В большинстве этих регионов меч — распространенное оружие, но в Африке он редок и с трудом поддается датированию. Рукоять из рога, клинок с травлением и золотой насечкой.

Изогнутый однолезвийный короткий меч из Швеции. Греческий бронзовый меч гомеровских времен, ок. 1300 г. до н.э. Найден в Микенах. Длинный цельный бронзовый меч с одного из островов Балтики. Железный меч греческих гоплитов — тяжеловооруженной пехоты. V—VI вв. до н.э. Мечи такого типа использовали также в классической Греции. Железный римский гладиус, короткий меч легионеров. Меч был ценным оружием в течение всего раннего средневековья, особенно в Северной Европе.

УДАРНОЕ, РУБЯЩЕЕ И КОЛЮЩЕЕ ОРУЖИЕ

Для улучшения балансировки меча на конце рукояти крепили тяжелое навершие как противовес клинку. Меч викингов (справа) Х в. Рукоять обтянута серебряной фольгой с вытиснутым «плетеным» орнаментом, который оттенен медью и чернью. Двухлезвийный стальной клинок имеет широкий и неглубокий дол. Этот меч найден в одном из шведских озер. (Государственный исторический музей, Стокгольм). Широкий однолезвийный меч из железа.

Итальянский меч конца XIV в. со скобой для указательного пальца. Испанский меч с двумя скобами для пальцев. Большую популярность получили двуручные мечи, позднее их использовали и как церемониальное оружие. Одноручные мечи изменились гораздо сильнее, чем за несколько предыдущих столетии. Немецкий (боршверт или першверт — колющий меч без лезвия. Немецкий полутораручный меч 1540-1580 гг. Клинок однолезвийный, нижняя треть обоюдоострая.

«Меч войны» на Руси

Кацбальгер («забияка») — двухлезвийный меч с горизонтальной S-образной гардой. Меч шведского короля Густава Вазы. Сделан в Германии примерно в 1550 г. (Арсенал, Стокгольм). Чиавона, двухлезвийный меч со щитком — «корзинкой» на эфесе. Около 1600 г. Этот стиль зародился в Венеции. Герой даёт клятву оставить свои кровавые деяния в прошлом, но творящееся вокруг заставляет его снова взяться за меч — с самыми разрушительными последствиями.

Читайте также:

Центрально-европейский меч позднего бронзового века, так называемый «антенный». Короткий тяжелый меч с искривленным лезвием. Двухлезвийный меч с треугольным навершием рукояти. Этот меч — настоящий путешественник. Железный однолезвийный меч из Испании. В XVI—XVII вв. меч претерпел некоторые изменения.

Другие посетители сайта сейчас читают:

zdravbaza.ru

Бастард (меч) Википедия

Полутораручный меч

Современная реплика полутораручного меча типа XVIIIa
Тип меч
Страна
Годы эксплуатации ~1250—1550
Масса, кг ~1,4
Длина, мм ~1050—1300
Длина клинка, мм ~850—1220
Тип клинка прямой обоюдоострый
Тип эфеса открытый или полузакрытый
Тип навершия монолитный
 Медиафайлы на Викискладе

Полутора́ручный меч — современное обозначение группы средневековых западноевропейских мечей, которые удерживали в основном двумя руками, но при этом их вес и баланс допускал при необходимости одноручный хват. Обозначение введено оружиеведами и коллекционерами оружия в XIX—XX веках, в частности — использовалось британским исследователем средневекового оружия Оукшотом.

В средневековых трактатах такое оружие называется просто «меч» без каких либо уточнений, «меч-бастард» (англ. bastard-sword, аналогичное прослеживается в итальянских трактатах по фехтованию с 1549 года) или «длинный меч» (англ. longsword). Чётко разделять «обычный», «длинный» (двуручный) и «полуторный» меч стали только в позднейшее время, когда это оружие имело значение лишь как объект коллекционирования.

Определение[ | ]

В устаревших источниках и популярной литературе такие мечи нередко называют двуручными, тогда как в современном оружиеведении принято проводить различие между полутора- и двуручными мечами. Первый имеет общую длину около 110 см, из них примерно 90 см приходятся на клинок, у второго же длина составляет около 120—140 см, из них не меньше метра приходятся на клинок[1][2]. Кроме того, двуручный меч возможно эффективно использовать только двумя руками — иного не позволял его вес[2]. Таким образом полутораручные мечи являются промежуточным типом между одно- и двуручными мечами. Длина рукояти у полутораручных мечей варьируется — у одних образцов вторая рука помещается лишь частично, у других же есть место для свободного размещения обеих рук. Рукоять нередко имеет характерное деление на две части — цилиндрическую у гарды и коническую у навершия, при этом навершие часто продолговатой формы.

Полутораручные мечи имели определённые подвиды. Например

ru-wiki.ru

Полутораручный меч Википедия

Полутораручный меч

Современная реплика полутораручного меча типа XVIIIa
Тип меч
Страна
Годы эксплуатации ~1250—1550
Масса, кг ~1,4
Длина, мм ~1050—1300
Длина клинка, мм ~850—1220
Тип клинка прямой обоюдоострый
Тип эфеса открытый или полузакрытый
Тип навершия монолитный
 Медиафайлы на Викискладе

Полутора́ручный меч — современное обозначение группы средневековых западноевропейских мечей, которые удерживали в основном двумя руками, но при этом их вес и баланс допускал при необходимости одноручный хват. Обозначение введено оружиеведами и коллекционерами оружия в XIX—XX веках, в частности — использовалось британским исследователем средневекового оружия Оукшотом.

В средневековых трактатах такое оружие называется просто «меч» без каких либо уточнений, «меч-бастард» (англ. bastard-sword, аналогичное прослеживается в итальянских трактатах по фехтованию с 1549 года) или «длинный меч» (англ. longsword). Чётко разделять «обычный», «длинный» (двуручный) и «полуторный» меч стали только в позднейшее время, когда это оружие имело значение лишь как объект коллекционирования.

Определение[ | ]

В устаревших источниках и популярной литературе такие мечи нередко называют двуручными, тогда как в современном оружиеведении принято проводить различие между полутора- и двуручными мечами. Первый имеет общую длину около 110 см, из них примерно 90 см приходятся на клинок, у второго же длина составляет около 120—140 см, из них не меньше метра приходятся на клинок[1][2]. Кроме того, двуручный меч возможно эффективно использовать только двумя руками — иного не позволял его вес[2]. Таким образом полутораручные мечи являются промежуточным типом между одно- и двуручными мечами. Длина рукояти у полутораручных мечей варьируется — у одних образцов вторая рука помещается лишь частично, у других же есть место для свободного размещения обеих рук. Рукоять нередко имеет характерное деление на две части — цилиндрическую у гарды и коническую у навершия, при этом навершие часто продолговатой формы.

Полутораручные мечи имели определённые подв

ru-wiki.ru

Бастард (меч) Вики

Полутораручный меч

Современная реплика полутораручного меча типа XVIIIa
Тип меч
Страна
Годы эксплуатации ~1250—1550
Масса, кг ~1,4
Длина, мм ~1050—1300
Длина клинка, мм ~850—1220
Тип клинка прямой обоюдоострый
Тип эфеса открытый или полузакрытый
Тип навершия монолитный
 Медиафайлы на Викискладе

Полутора́ручный меч — современное обозначение группы средневековых западноевропейских мечей, которые удерживали в основном двумя руками, но при этом их вес и баланс допускал при необходимости одноручный хват. Обозначение введено оружиеведами и коллекционерами оружия в XIX—XX веках, в частности — использовалось британским исследователем средневекового оружия Оукшотом.

В средневековых трактатах такое оружие называется просто «меч» без каких либо уточнений, «меч-бастард» (англ. bastard-sword, аналогичное прослеживается в итальянских трактатах по фехтованию с 1549 года) или «длинный меч» (англ. longsword). Чётко разделять «обычный», «длинный» (двуручный) и «полуторный» меч стали только в позднейшее время, когда это оружие имело значение лишь как объект коллекционирования.

Определение[ | код]

В устаревших источниках и популярной литературе такие мечи нередко называют двуручными, тогда как в современном оружиеведении принято проводить различие между полутора- и двуручными мечами. Первый имеет общую длину около 110 см, из них примерно 90 см приходятся на клинок, у второго же длина составляет около 120—140 см, из них не меньше метра приходятся на клинок[1][2]. Кроме того, двуручный меч возможно эффективно использовать только двумя руками — иного не позволял его вес[2]. Таким образом полутораручные мечи являются промежуточным типом между одно- и двуручными мечами. Длина рукояти у полутораручных мечей варьируется — у одних образцов вторая рука помещается лишь частично, у других же есть место для свободного размещения обеих рук. Рукоять нередко имеет характерное деление на две части — цилиндрическую у гарды и коническую у навершия, при этом навершие часто продолговатой формы.

Полутораручные мечи имели определённые подвиды. Например «боевой меч» был более тяжёлым, длинным и широким, предназначался исключительно для боевых действий и в основном для рубящих ударов, тогда как меч-бастард был несколько легче и мог использоваться в повседневной жизни, например для самозащиты. Термин «длинный меч» использовался по отношению к обеим этим разновидностям. Следует учитывать, что «боевым» и «длинным» мечом могли называть также и двуручные мечи[3]

Полутораручный меч конца высокого средневековья[ | код]

Полутораручные мечи впервые появляются во второй половине-конце XIII-го века[4]. Такие мечи называли «боевыми», «военными», «мечами для войны» (старофр. espées de Guerre, ср.-англ. Swerdes of Werre), «большими» (старофр. Grant espées, ср.-англ. Grete Swerdes) или же «большими боевыми» (ср.-англ. Grete War Swerdes)[5][6], и они нередко упоминаются в средневековых источниках конца XIII — начала XIV века. По мнению английского историка холодного оружия Эварта Оукшотта именно эти мечи являлись седельными, так же часто упоминаемыми в письменных источниках, хотя до нашего времени и не дошло ни одного изображения меча закрепленного возле седла. С другой стороны известны изображения на которых «боевые мечи» носят в ножнах на поясе. Также Оукшоттом было высказано предположение о том, что «боевые мечи» не следует смешивать с двуручными, называемыми в средневековых источниках старофр. espées a deux mains или ср.-англ. Twahandswerds. Таким образом «боевые мечи» относятся именно к полутораручным, причем двуручный хват всё же являлся основным[7].

Оукшотт выделил всего две, очень похожие друг на друга, разновидности «боевого меча» получившие обозначение XIIa и XIIIa. Различие между двумя типами заключается в основном в том, что XIIa имеет более выраженное сужение кромок клинка, а у XIIIa они практически параллельны. Характеристики их таковы: длина клинка не менее 80 см, в среднем 90-104 см, от половины до двух третей длины занимает дол, длина рукояти 15-25 см, вес 1,5-2,0 кг, максимально до 2,3 кг[8].

Один из мечей типа XIIa датированный 1300—1350 годами, интересен тем, что, вероятно, является самым старым сохранившимся мечом, имеющим кольцо для защиты пальца[8](воины, удерживая меч, иногда перекидывали указательный палец через крестовину. Таким образом рука сдвигалась чуть ближе к центру тяжести меча, что в свою очередь позволяло лучше контролировать клинок и наносить более точные удары). Подобные защитные приспособления получили большое распространение на мечах и шпагах в XVI—XVII веках[9].

Полутораручный меч позднего средневековья[ | код]

По-настоящему популярными и распространёнными полутораручные мечи становятся в XIV и XV веках. Это хорошо видно на примере типологии Оукшотта, где каждый из восьми типов мечей 1350—1550 годов или сам является полутораручным, или имеет полутораручный подтип (исключениями являются только тип XVI, и частично типы XIV и XVII). Такой всплеск популярности объясняется распространением в данный период пластинчатых доспехов, защищавших тело воина настолько эффективно, что это позволило отказаться от использования щита и, таким образом, высвободить вторую руку для удержания меча. С другой стороны, поединок с противниками облачёнными в подобные доспехи также настоятельно требовал применения обеих рук: либо для нанесения силового удара, рассчитанного на пробивание доспеха, либо для выполнения техники «половины меча»[10].

Галерея[ | код]

Рукояти полутораручных мечей (на примере реплик)

Типы полутораручных мечей по Оукшотту[ | код]

     Цветом выделены типы мечей по разным причинам не вошедшие в окончательный вариант классификации.

Тип Описание Длина клинка, см[11] Период использования.
Типы наверший.
Стили крестовин[11] .
Изображение
Мечи первой группы, 1050—1350
XIIa Широкий клинок с плавным сужением к острию, две трети длины клинка занимает дол. Длина рукояти 15-25 см, вес 1,5-2,0 кг.[12]. 91,5-101,5 1250-1400
J или любой
1, 2, 3 или любой

XIIIa Широкий клинок практически без сужения, короткое остриё. Длина рукояти 15-25 см. 94-101,5 1240-1350
D, E, I или любой
1, 2, 3, 5, 6, 7

Мечи второй группы, 1350—1550
XVa Кромки клинка резко и прямолинейно сужаются, образуя форму сильно вытянутого треугольника, сечение клинка четырёхгранное. 73,5-94 1350-1420
G, H, I, J, K или любой
8 или любой

XVIa Сечение клинка шестигранное, в области острия — четырёхгранное. Неплохо подходит и для колющего и для рубящего ударов. 81-88 1330-1380
K, Н1 или любой
любой стиль

XVII Длинный и тяжёлый меч с полутора- или двуручной рукоятью. Образцы могут относится к «боевым мечам» или бастардам. Клинок довольно узкий, шестигранного сечения, вес меча может доходить до 2,5 кг. Мог иметь короткий и неглубокий дол. 86-96,5 1335-1425
Н1, Т, Т15
1,6 или любой

XVIIIa Сравнительно широкий клинок четырёхгранного сечения, иногда имеющий короткий и узкий дол, плавно сужается к длинному острию. Как и тип XVI, подходит и для колющего и для рубящего ударов 68,5-106,5 1410 — 1510
любой тип
любой стиль

XVIIIb Узкий и длинный клинок с очень длинной рукоятью (25-28 см), рассчитанной на полноценный двуручный хват. Позднее объединён Оукшоттом с типом XVIIIa. Преимущественно немецкий тип. 81-106,5 1410 — 1510
G, H, I, J, K, Т, Т15
1, 2, 10 или любой

XVIIIc Так же как и предыдущий был объединён с типом XVIIIa, изначально отличался от него несколько большей шириной и длиной клинка, рукоять всегда полутораручная. Крестовина чаще всего имела S-образно изогнутые в горизонтальной плоскости концы. Тип преимущественно итальянский. 81-86 1410 — 1510
G, H, I, J, K
12

XVIIIe Длинный узкий клинок, имеющий протяжённое рикассо, часто более узкое, чем заточенная часть клинка, рукоять может быть очень длинной. Региональный датский подтип (известные экземпляры в основном происходят с территории Дании). 81-106,5 1410 — 1510
Т, Т15
7, 9, 12

XIX В основном одноручный тип. Клинок шести- или четырёхгранного сечения, кромки почти параллельные с резким переходом в остриё. Один или три узких дола (центральный более длинный), четко выраженное рикассо (незаточенная пята клинка) длиной 5-7 см или длиннее[13]. ~95[13] 1350 — 1600
G, H, I, J, K, Т, Т15
5, 6

XX Эти большие бастарды или (в некоторых случаях) полностью двуручные мечи имеют широкие клинки с длинным остриём, два или три дола с каждой стороны. 86-106,5 1350 — 1450
G, H, I, J, K, Т, Т15
7, 9
Изображение меча
XXa От предыдущего типа отличается главным образом более выраженным сужением клинка и меньшими размерами. Мог быть и одноручным[14]. 56-86 1350 — 1450
G, H, I, J, K
7, 9

XXII Тип в основном одноручный. Широкий клинок с плавным сужением, короткое остриё, двойные узкие долы. 66-101,5 1440 — 1570
F, G, H
1, 9

Полутораручный меч в XVI веке[ | код]

Полутораручный меч XVI века с дополнительными элементами эфеса

В этом столетии полутораручные мечи нередко имеют развитую гарду с дополнительными защитными элементами, сближающую их с тогда же появившимися шпагами. В некоторых случаях речь шла о полузакрытых эфесах — имеющих дужку для защиты пальцев, не соединяющуюся с навершием. Среди всех этих эфесов (и открытых, и полузакрытых) выделялись немецко-баварский, швейцарский и испанский стили. В свою очередь немецко-баварский стиль делился на четырнадцать типов, объединённых в четыре группы, а швейцарский на пятнадцать типов (без групп)[15].

Примечания[ | код]

  1. ↑ Лайбле, 2011, с. 93.
  2. 1 2 Стоун Дж. К. Большая энциклопедия оружия и доспехов Оружие и доспехи всех времен и народов / Жуков К. А.. — М.: АСТ, Астрель, 2010. — С. 396. — 767 с. — ISBN 978-5-17-052742-7.
  3. ↑ Лайбле, 2011, с. 90, 93-94.
  4. ↑ Oakeshott, 1994, p. 42-44.
  5. ↑ Oakeshott, 1994, p. 42.
  6. ↑ Лайбле, 2011, с. 94.
  7. ↑ Лайбле, 2011, с. 90.
  8. 1 2 Лайбле, 2011, с. 94, 96.
  9. ↑ Лайбле, 2011, с. 86.
  10. ↑ Лайбле, 2011, с. 98.
  11. 1 2 Если не указано иное, данные в колонке приводятся по: Chad Arnow, Russ Ellis, Patrick Kelly, Nathan Robinson, and Sean A. Flynt Compiled and produced by Nathan Robinson. Ewart Oakeshott: The Man and his Legacy: Part II (англ.). myArmoury.com. Дата обращения 2 апреля 2013. Архивировано 22 апреля 2013 года.
  12. ↑ Лайбле, 2011, с. 94-96.
  13. 1 2 Лайбле, 2011, с. 107-108.
  14. ↑ Лайбле, 2011, с. 88.
  15. Ewart Oakeshott. European Weapons and Armour From the Renaissance to the Industrial Revolution. — Woodbridge: The Boydell Press, 2000. — P. 129-133. — ISBN 0-85115-789-0.

Литература[ | код]

  • Лайбле, Томас. Меч = Das Schwert : Mythos uпd Wirklichkeit. — М. : Омега, 2011. — 232 с. — 5000 экз. — ISBN 978-3-938711-05-7.
  • Oakeshott, Ewart. The Sword in the Age of Chivalry. — Woodbridge : Boydell Press, 1994. — ISBN 9780851157153.

См. также[ | код]

  • Скьявонеска — итальянский (венецианский) полутораручный меч.
  • Цзянь — китайский меч, по тяжести клинка соответствующий тяжёлым боевым шпагам, а по технике фехтования — полутораручным мечам[источник не указан 2042 дня].

ru.wikibedia.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о