Содержание

Барражирующие боеприпасы в армии | Журнал Популярная Механика

Итак, берем гранату. Размахиваемся и бросаем. Упала и взорвалась? Нет, зависла в воздухе и наблюдает за землей. Ну и пусть летает, а мы сейчас подберем ей подходящую цель. Все это звучит странно? Да, но при этом довольно точно описывает концепцию оружия нового поколения — барражирующих боеприпасов.

Преимущества военных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) хорошо известны: они малозаметны, их сложнее сбить, их использование не подвергает опасности жизнь высококлассного специалиста, коим безусловно является пилот ВВС. БПЛА применяются в основном для разведки, но есть, как известно, и модели с ударными функциями (типа Predator) — с их помощью вооруженные силы США наносят высокоточные удары ракетами и ликвидируют (в основном в Афганистане и Пакистане) представителей противостоящих формирований.

Хоть в Predator и нет пилота, но потерять машину стоимостью $4 млн было бы, конечно, жалко. Однако существуют ведь беспилотники и поменьше и подешевле. Да и развитие индустрии производства БПЛА в целом постепенно приводит к снижению стоимости как планера, так и систем управления и наблюдения. В общем, наступило такое время, когда идея одноразового ударного беспилотника, фактически синтеза разведывательного самолета, бомбардировщика и бомбы, стала овладевать умами конструкторов и военных.

Ястреб и мышь

То, что демонстрируется на испытаниях, поначалу очень похоже на соревнования авиамоделистов. Человек держит в руках небольшой летательный аппарат с размахом крыла, едва ли достигающим метра, а затем резко запускает «птичку» в небо. Мы видим, как толкающий винт быстро уносит аппарат в высоту. Потом оператор берет в руки станцию управления, имеющую вид планшетного компьютера, и рассматривает на экране изображение, получаемое камерой беспилотника. Аппарат никуда не спешит, он может кружить над местностью до получаса, осматривая дома, поля и дороги, пока оператор не укажет стилусом на цель.

Тогда, подобно ястребу, ныряющему с небес на зазевавшуюся мышь, беспилотник резко спикирует на автомобиль и с характерным хлопком сожжет все, что находится внутри салона. Самолетик весит около 3 кг, поэтому разместить на борту заряд, аналогичный, скажем, артиллерийскому снаряду, не получится. Однако эквивалент заряда ручной гранаты или минометной мины небольшого калибра — вполне реально.

Надо, однако, понимать, что для точечного удара по небольшому объекту (например, по машине с террористами или штабному автомобилю противника) такой мощности вполне хватит, особенно если учесть, что оператор имеет все возможности правильно распознать цель и точно навести на нее снаряд. БПЛА-самоубийца компактен, его крылья складываются (по всей видимости, за счет использования гибких элементов из углепластика), а запуск можно осуществлять прямо из металлического тубуса.

Создаваемый компанией Raytheon на платформе БПЛА KillerBee барражирующий боеприпас способен нести до 14 кг боевого заряда и работать в «стае», объединенной компьютерной сетью.

Подспорье в перестрелке

Вышеописанное оружие имеет название T-RAM (Tactical Remote Aerial Munition), что можно перевести как «тактический дистанционно управляемый воздушный снаряд». Система разработана компанией Textron Defense Systems по заказу ВВС США, которые намерены оснащать этим барражирующим боеприпасом сверхлегкого класса свои полевые подразделения, выполняющие спецоперации.

Однако подобные аппараты вполне могут использоваться не только в тайных диверсионно-разведывательных операциях, но и во вполне стандартных боевых ситуациях. Компания AeroVironment, получившая от Пентагона контракт в общей сложности на $10 млн на производство и поставку миниатюрного барражирующего боеприпаса Switchblade, считает, что ее продукт даст американским солдатам «возможность защищать себя с филигранной точностью и при минимальных нежелательных сопутствующих потерях».

Принятие на вооружение вооруженными силами Великобритании боеприпаса FireShadow обеспечит высокоточное поражение приоритетных целей в сложных тактических сценариях.

Сценарий применения Switchblade рисуется компанией-производителем примерно так. Бронированный автомобиль с американскими военными подвергается нападению из засады. Противник ведет огонь с окружающих холмов: позиция выгодная, обнаружить стреляющих трудно. Пока часть экипажа машины, спрятавшись за ней, отстреливается, один из солдат достает из рюкзака трубу, похожую на маленький миномет, устанавливает ее на опоры и производит пуск. Снаряд, похожий на маленькую крылатую ракету, однако движимый вперед тянущим винтом (имеет привод от электромотора), поднимается над холмами.

С помощью изображения, поступающего на дисплей, солдат-оператор наводит снаряд на цель и уничтожает ведущего огонь. Остальные боевики спасаются бегством и залезают в оставленный неподалеку внедорожник. Но в воздухе уже второй Switchblade — он выслеживает и подрывает автомобиль противника.

Вес «малютки» — всего 1 кг, скорость полета — 60 км/ч, время нахождения в воздухе 20−40 минут. И пусть эти параметры не сильно поражают воображение, надо понимать, что даже такой легкий и не очень мощный боеприпас являет собой весьма «умное», а потому опасное оружие. Маленькие размеры и малошумящий электромотор затрудняют обнаружение аппарата, особенно в шуме боя. Более того, Switchblade способен приближаться к цели с выключенным двигателем, в режиме планирования, что делает его по‑настоящему «бесшумным убийцей».

Выпущенный в полет Switchblade не имеет столь же определенной судьбы, как снаряд или мина. Пока он барражирует в небе (в управляемом с земли или полностью роботизированном режиме), оператор может выбрать другую цель или даже отменить миссию, что позволяет не тратить снаряд вхолостую и избежать случайных жертв среди мирного населения.

Мечта артиллериста

Надо сказать, что нарождающийся класс барражирующих боеприпасов отнюдь не исчерпывается миниатюрными аппаратами с небольшими зарядами и тактическими дальностями. Есть снаряды и посерьезнее. Один из них разработан британской компанией MBDA в интересах ВС Соединенного Королевства и носит название FireShadow («Огненная тень»). В марте прошлого года компания начала поставки боеприпаса британской армии, однако где, как и когда будут развернуты эти средства, пока неизвестно.

Указывается, что FireShadow имеет массу до 200 кг, то есть это уже не портативный формат. О массе БЧ сведений нет, однако можно предположить, что по мощности заряда боеприпас сопоставим по крайней мере с артиллерийским снарядом. FireShadow запускается из обычного ракетного контейнера с любого транспортного средства.

Беспилотные летательные аппараты, выполняя разведывательные и ударные функции, не подвергают при этом риску жизнь пилотов. Барражирующие боеприпасы на платформах БПЛА позволяют сберечь жизни возможных случайных жертв «точечного» удара среди мирного населения. У оператора есть шанс исправить ошибку, изменив цель или отменив задачу. Гибрид бомбы и БПЛА (на фото) — израильский аппарат Harop — вызвал большой интерес у военных разных стран мира. О закупке этого боеприпаса объявила Индия, среди возможных покупателей также называют Турцию. Германия намерена построить на базе Harop разведывательно-ударную систему с использованием опционально пилотируемого самолета.

При запуске используется реактивный ускоритель, однако он отбрасывается, и в полете в качестве движителя используется толкающий винт. После этого БПЛА может отправиться к заданной точке (операционный радиус — 100 км) и там, на высотах до 4500 м, в течение шести часов барражировать в небе со скоростью до 300 км/ч, ожидая команды на атаку. Если аппарату уже назначен объект, но команды еще не последовало, снаряд захватывает цель и начинает выписывать над ней круги, будто заправский пернатый хищник. Фактически FireShadow заменяет собой одновременно как артиллерийский снаряд или ракету, так и средства воздушной разведки, необходимые для точного наведения на цель.

Как и в случае с компактными барражирующими боеприпасами, производители указывают на значительно более низкую вероятность нежелательных разрушений и потерь среди мирного населения. Даже если в течение шести часов аппарату дел не найдется или миссия будет отменена, FireShadow самоликвидируется в воздухе, прежде чем закончится топливо. Аппарат создан в рамках программы министерства обороны Великобритании Indirect Fire Precision Attack («Точный удар по целям вне непосредственной видимости»).

Одна из последних новинок — барражирующий боеприпас Textron T-RAM — адресован спецподразделениям, проводящим «точечную» ликвидацию личного состава и небольших объектов противника. Установленная на снаряде камера, передающая картинку на пульт оператора, дает возможность выследить цель и дать команду на ее уничтожение.

Таким образом английские военные пытаются найти некую альтернативу дальнобойной артиллерии, которая в условиях конфликтов малой интенсивности имеет недостаточную точность и слишком дорога и хлопотна в транспортировке и обслуживании. Заявленная же точность попадания для снаряда FireShadow составляет всего 1 м. Благодаря установленной на снаряде системе сенсоров оружие может действовать бесперебойно день и ночь.

По поражающей силе с FireShadow может сравниться израильский барражирующий боеприпас Harop производства Israel Aerospace Industry. Вес его боевой части весьма внушителен — 23 кг. При высокой точности попадания, характерной для этого типа оружия, снаряд может причинять объектам противника серьезный ущерб. Операционный радиус боеприпаса — до 1000 км, скорость — 182 км/ч.

Этот совсем маленький беспилотный аппарат — глаза и карающий меч солдат, попавших в засаду. Switchblade умещается в воинский рюкзак, готовится к запуску в считанные секунды, дает возможность легко обнаружить противника, скрывшегося за строениями или складками рельефа, и нанести точный убийственный удар.

Предшественником Harop стал другой БПЛА-самоубийца — Harpy. Но тот отличался меньшими размерами и был предназначен для атаки на радиолокационные станции противника. Harpy — полностью автономный и самонаводящийся, а вот Harop может управляться оператором. Снаряд использует установленную в носовой части турель с оптико-электронными и инфракрасными датчиками для обнаружения цели и ретрансляции формируемых видеоизображений на станцию управления.

После осуществления целеуказания Harop может атаковать цель по нескольким профилям — от резкого пикирования до подлета по пологой траектории. Предусмотрена возможность работы нескольких аппаратов «в связке» — например, один наносит удар, другой работает по оценке ущерба и, если надо, добивает цель.

Пилота не возьмем

Разумеется, барражирующие боеприпасы типа FireShadow и Harop вполне вписываются в современную концепцию «сетецентрической» войны и могут работать во взаимодействии с другими типами вооружений, большой авиацией и разведывательными БПЛА. Самым, пожалуй, интересным примером такой связки можно считать немецкий проект WABEP (немецкая аббревиатура, расшифровывающаяся как «Система удаленного поражения индивидуальных и точечных целей»).

Суть проекта в том, что на борту небольшого самолета размещается разведывательный модуль KZO производства Rheinmetall Defense и барражирующий боеприпас Harop. Места вполне хватит, так как в качестве базовой платформы Rheinmetall намерен использовать опционально пилотируемый (то есть умеющий летать как с пилотом, так и без) двухмоторный поршневой самолет, сделанный на основе четырехместной машины австрийского производства DA42 Twin Star.

Работа этого беспилотного комплекса строится на взаимодействии двух модулей: разведывательный модуль KZO обнаруживает объекты на местности, затем Harop обрабатывает полученные данные и сообщает на контрольную станцию о готовности поразить цель. В случае необходимости миссию легко можно отменить. Если KZO не обнаружит никаких достойных внимания целей, то пуск беспилотного снаряда просто не будет произведен, и он вернется на базу в целости и сохранности. Вот только назвать систему KZO-Harop малозаметной затруднительно — правда, для решения поставленных перед нею задач это не так важно.

Развитие систем вооружения на основе барражирующих боеприпасов — это еще один шаг к войне «умной», дистанционной, высокоточной. БПЛА-самоубийцы вполне отвечают характеру большинства современных конфликтов, в которых нет места массированным артобстрелам и сплошным линиям фронта, зато ключевыми факторами являются связь, взаимодействие, управление. Для точечного разрушения инфраструктуры управления барражирующие боеприпасы весьма перспективны.

Кроме того, низкий «попутный ущерб» (английский термин collateral damage), уменьшение числа случайных жертв среди мирного населения при точечных ударах, дает обладателю этих «тихих убийц» важное психологическое преимущество. Ну а о том, что управление новыми видами оружия все больше напоминает игру-«стрелялку» на компьютере, говорилось уже не раз. Последствия этого предсказать сложно.

Статья «Выжидающая смерть» опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2013).

www.popmech.ru

Барражирующие боеприпасы семейства IAI Harpy (Израиль) » Военное обозрение

Израиль является одним из мировых лидеров в области беспилотной авиации, в том числе в направлении т.н. барражирующих боеприпасов. Для своей армии и для иностранных заказчиков производятся изделия множества типов, в том числе несколько беспилотников-камикадзе семейства IAI Harpy. Первый образец этой линейки был создан еще в конце восьмидесятых годов, и в дальнейшем появились несколько новых разработок. Последний представитель семейства впервые показали всего несколько дней назад.

IAI Harpy


По известным данным, разработка первого израильского барражирующего боеприпаса стартовала во второй половине восьмидесятых годов. Развивая концепции БПЛА и крылатых ракет, компания Israel Aerospace Industries пришла к идее беспилотника с собственной боевой частью, способного как вести разведку, так и наносить удары по целям путем прямого столкновения. Такие предложения были реализованы в проекте Harpy («Гарпия»). Следует отметить, что это был один из первых проектов подобного рода в мире. В связи с этим авторство идеи беспилотника-камикадзе нередко приписывают именно Израилю, хотя схожие изделия создавались и в других странах.
Изделие IAI Harpy — первый представитель будущего семейства

Изделие Harpy предназначалось для борьбы с вражеской противовоздушной обороной, что определило его облик. БПЛА построен по схеме «летающее крыло» с выдающимся цилиндрическим фюзеляжем. В хвостовой части аппарата помещен двигатель внутреннего сгорания UEL AR731 мощностью 37 л.с. с толкающим винтом. Предусматривалась установка 32-кг фугасной боевой части. «Гарпию» оснастили пассивной радиолокационной головкой самонаведения и автопилотом.

Длина аппарата достигала 2,7 м, размах крыла – 2,1 м. Максимальная масса – 125 кг. Винтомоторная группа обеспечивала скорость до 185 км/ч при дальности полета 500 км. Взлет осуществлялся с наземной пусковой установки из контейнера.

БПЛА IAI Harpy должен был взлетать с катапульты и под управлением автопилота выходить в заданный район. Там в работу включалась радиолокационная ГСН, задачей которой являлся поиск РЛС ПВО противника. При обнаружении нужного сигнала беспилотник-камикадзе автоматически наводился на его источник. В отличие от существующих противорадиолокационных ракет, «Гарпия» могла оставаться в нужном районе в течение нескольких часов и ждать появление сигнала цели.

Первым заказчиком системы Harpy стала Армия обороны Израиля. В 1994 году появился контракт на поставку такого оружия Китаю. В дальнейшем беспилотники поступили на вооружение еще несколько зарубежных стран. В 2004 году китайский контракт стал темой споров на международном уровне. Армия КНР заказала компании IAI модернизацию оставшихся в наличии беспилотников, что вызвало критику со стороны США. Израиль в ответ напомнил о происхождении проекта и отметил отсутствие в нем американских составляющих. Китайские «Гарпии» прошли требуемое обновление.

IAI Harop

При всех своих положительных качествах, изделие Harpy имело серьезную проблему. В базовой версии оно могло бороться только с РЛС противника, находя их по излучаемому сигналу. В связи с этим в начале двухтысячных началась разработка модернизированной версии БПЛА под названием Hapry 2; позже появилось название IAI Harop. На этот раз речь шла о полноценном многоцелевом беспилотнике с функцией средства поражения.


БПЛА Harop / Harpy 2 на выставке

Для Harop был разработан новый планер с передним горизонтальным оперением, килями и иным крылом. Также изменились обводы фюзеляжа и общие габариты. Под увеличенной носовой частью аппарата поместили гиростабилизированную платформу с оптико-электронной системы разведки. В хвосте, между килями, появился кожух двигателя с толкающим винтом. Электроника подверглась кардинальной переработке с целью получения новых функций. Внутри планера поместили фугасный заряд массой 23 кг.

Длина «Гарпии-2» сократилась до 2,5 м, тогда как размах крыла довели до 3 м. Масса – 135 кг. Максимальная скорость осталась на уровне предшественника, но дальность выросла до 1000 км. За счет этого обеспечивалось патрулирование продолжительностью до 6 часов. Старт осуществляется из транспортно-пускового контейнера при помощи твердотопливного двигателя. Предусматривается возвращение аппарата на базу по команде оператора. Оператор комплекса мог отозвать беспилотник даже во время пикирования на цель.


Испытания изделия Harop начались в 2003 году, а через несколько лет оно поступило на вооружение АОИ. Компания-разработчик публиковала различные данные, но первый публичный показ аппарата состоялся только в 2009 году. К этому времени уже выполнялись заказы от третьих стран. Так, первым зарубежным покупателем стала Индия. В настоящему времени она имеет на вооружении более сотни беспилотников, переименованных в P-4.


Старт беспилотника Harop

В начале апреля 2016 года имели место первые случаи боевого применения IAI Harop. В ходе очередного обострения обстановки в Нагорном Карабахе азербайджанская армия использовала беспилотники-камикадзе для атаки транспорта и стационарных объектов противника. По известным данным, следующая успешная атака с использованием Harpy 2 произошла в мае прошлого года. При помощи такого аппарата АОИ уничтожила сирийский зенитный комплекс «Панцирь-С1». Следует напомнить, что во время атаки комплекс не функционировал и не имел боеприпасов.

IAI Harpy NG

В 2016 году компания Israel Aerospace Industries впервые представила новый проект семейства «Гарпия». На одной из международных выставок показали материалы по барражирующему боеприпасу Harpy NG (New Generation – «Новое поколение»). Как следовало из опубликованных данных, компания-разработчик сделала «гибрид» двух предыдущих летательных аппаратов с ограниченными возможностями, но с достаточно высокими характеристиками.

Harpy NG построили на основе планера БПЛА Harop. Сохранена основная часть его агрегатов, но некоторые удалены за ненадобностью. Так, изменились форма и оснащение носовой части фюзеляжа. У изделия «NG» отсутствует оптико-электронная система, а головной отсек отдан под пассивную радиолокационную ГСН. Силовая установка осталась прежней, авионика переработана соответственно новым задачам. Максимальная унификация с предыдущим образцом позволила сохранить габариты и массу на прежнем уровне.

Беспилотник-камикадзе представляет собой средство для борьбы с радиолокационными станциями противника. По сути, речь идет о переносе функций более старого изделия Harpy на более совершенную платформу Harop. Это позволило известным образом повысить летно-технические характеристики, а вместе с ними и боевую эффективность.


БПЛА IAI Harpy NG с наведением на источники радиолокационного излучения

По имеющимся данным, аппараты IAI Harpy NG состоят на вооружении только в Израиле. Сведения о закупках таких систем зарубежными странами отсутствуют. Вполне возможно, что в будущем «новое поколение» найдет иностранных заказчиков – прежде всего, среди стран, уже освоивших предыдущие образцы семейства.

IAI Mini Harpy

Всего несколько дней назад на выставке Aero India 2019 израильская компания IAI впервые представила новый барражирующий боеприпас семейства «Гарпия». Очередная разработка получила название Mini Harpy, раскрывающее основные положения проекта. По своим функциям «Мини-гарпия» ничем не отличается от предшественников. При этом используется новый планер и обновленное оборудование. За счет их применения удалось значительно сократить габариты и массу изделия.

Новый планер построен по нормальной аэродинамической схеме и имеет фюзеляж большого удлинения с сечением, близким к прямоугольному. На сужающейся хвостовой части аппарата крепится Л-образное хвостовое оперение. Сверху предусматривается установка прямого крыла с гребнями у законцовок. В транспортном положении крыло укладывается вдоль фюзеляжа, при выходе из ТПК – разворачивается в рабочее положение. Силовая установка вновь использует толкающий винт.

В новом проекте IAI объединили все ранее использовавшиеся средства наблюдения. Mini Harpy несет оптико-электронный блок и систему радиотехнической разведки, что позволяет выявлять и атаковать любые цели, в том числе РЛС противника. Управление осуществляется с операторского пульта, при этом часть задач возлагаются на автоматику.


Новейший образец Mini Harpy — пока в виде трехмерной модели из рекламного ролика

Беспилотник-камикадзе имеет длину и размах крыла около 2 . Стартовая масса – 45 кг. Боевая нагрузка выполнена в виде фугасно-кумулятивного заряда массой 8 кг. Аппарат способен работать дистанциях до 100 км от оператора, запас топлива обеспечивает барражирование в течение 2 ч.

Точная стадия работ по Mini Hapry на данный момент неизвестна. Некоторые предположения можно сделать на основании того факта, что рекламировать проект пока приходится при помощи видеоролика с компьютерной графикой и без реальных съемок. Следует отметить, что рекламный ролик к проекту уже наделал немало шума. Дело в том, что одной из целей БПЛА из видео стала некая РЛС, подозрительно похожая на компонент российского зенитного ракетного комплекса. Нарисованная «Мини-гарпия» без труда справилась с такой целью, за что сразу получила от прессы прозвище «Убийца С-300».

Представители компании-разработчика говорят о высоком боевом и коммерческом потенциале нового барражирующего боеприпаса. В то же время, они пока не упоминают реальные контракты на поставку таких изделий. Возможно, беспилотник IAI Mini Harpy еще не готов к поставкам, а его создатели пока лишь представляют свою новую разработку потенциальным покупателям, желая заинтересовать их.

Большое семейство

К настоящему времени компания Israel Aerospace Industries разработала и вывела на международный рынок вооружений четыре барражирующих боеприпаса семейства Harpy. Следует отметить, что эта линейка не является единственной в каталоге продукции IAI. Существуют несколько других разработок того же класса, имеющих определенные отличия от «Гарпий». По всей видимости, израильская промышленность не будет останавливаться на достигнутом и продолжит развитие идеи беспилотников-камикадзе.


«Мини-гарпия» падает на цель

Большой интерес представляют пути развития семейства Harpy, итогом которых стало нынешнее положение дел. Первый образец семейства по своей сути являлся особым видом противорадиолокационной ракеты. В отличие от других изделий аналогичного назначения, БПЛА IAI Harpy мог патрулировать район и ждать появления цели, а затем атаковать ее. В дальнейшем идея патрулирования была развита, и появились полноценные разведывательно-ударные системы. Последний образец семейства способен вести разведку разными методами. Таким образом, за несколько десятилетий линейка «Гарпия» прошла длинный путь и теперь включает ряд образцов с разными характеристиками и возможностями.

Еще в начале девяностых годов первое изделие семейства вывели на рынок, и вскоре появились зарубежные заказы. В дальнейшем иностранные государства приобретали и новые образцы семейства. Теперь в IAI ожидают заказы на новые вооружения.

Стабильное появление контрактов и интерес со стороны новых покупателей демонстрируют высокий коммерческий потенциал как израильских «Гарпий», так и всего направления барражирующих боеприпасов. Факты успешного боевого применения беспилотников-камикадзе подогревают интерес потенциальных покупателей – и к израильской продукции, и к разработкам других стран. Кроме того, семейство Harpy показывает коммерческие перспективы подобных систем, что приводит к старту зарубежных проектов.

Израиль считается одним из создателей концепции барражирующего боеприпаса, и именно израильский проект IAI Harpy был первым изделием такого рода, поступившим на вооружение и выведенным на международный рынок. Компания Israel Aerospace Industries продолжает работу по этой тематике и представляет новые образцы, в том числе из семейства Harpy. Последняя разработка такого рода была впервые показана всего несколько дней назад.

По материалам сайтов:
http://iai.co.il/
https://armyrecognition.com/
http://globalsecurity.org/
https://flightglobal.com/
https://janes.com/

topwar.ru

компактное многоцелевое средство » Военное обозрение

В последние годы определенную популярность завоевала концепция барражирующего боеприпаса. Развитие электроники позволяет реализовывать ее разными способами, в том числе и самыми интересными. Не так давно оригинальный вариант барражирующего боеприпаса был предложен австралийской компанией DefendTex. Изделие Drone-40 выполнено в габаритах 40-мм гранаты для подствольного гранатомета, но способно выполнять задачи БПЛА.
Drone-40 в боевом исполнении

Оригинальная концепция


Барражирующий боеприпас DefendTex Drone-40 был разработан недавно, его впервые представили в мае этого года на конференции Сил специальных операций США SOFIC-2019. Военных ознакомили с документацией по новому проекту и с реальным образцом.

Австралийская компания предлагает оригинальную концепцию многофункционального изделия, на основе которой можно создавать барражирующие боеприпасы разных размеров и с отличающимися характеристиками. В проекте Drone-40 речь идет об устройстве калибром 40 мм, совместимом с рядом существующих гранатометов.

БПЛА нового типа должен выстреливаться гранатометом или другой пусковой установкой, затем запускать собственные винтомоторные группы и совершать полет. При помощи собственных средств наблюдения изделие обеспечивает поиск целей или разведку. В другой комплектации оно способно нанести удар по назначенному объекту. Концепция предусматривает оснащение аппарата боевыми частями разных типов или специализированной аппаратурой.

По данным фирмы-разработчика, подобные идеи могут быть реализованы в барражирующих боеприпасах разного рода. Уже представлено изделие для 40-мм систем. В будущем планируется разработать аналогичные системы в виде патрона 12 калибра и 81-мм мины.

Drone-40


Нынешнее изделие Drone-40 представляет собой устройство калибром 40 мм и длиной около 170-180 мм с цилиндрическим корпусом и оживальным либо плоским головным обтекателем. Такой БПЛА заметно крупнее и тяжелее стандартной гранаты 40х46 мм, однако отличается от нее функциями и целями.

Головная часть боеприпаса представляет собой модуль полезной нагрузки. Прежде всего, Drone-40 должен нести боевые части разных типов. Заявлена возможность использования осколочной, бронебойной, дымовой или термобарической боевой части. Также возможно использование разведывательной системы с видеокамерой либо «противодроновой» БЧ. Способ действия последней не уточняется.

Цилиндрическая часть корпуса представляет собой приборный отсек с необходимым оборудованием. В стенке корпуса предусмотрены четыре паза, в которых до запуска размещаются четыре раскладные опоры с электродвигателями и винтами. Внутри корпуса находятся приборы управления, аккумулятор и т.д. Полет осуществляется при помощи четырех моторов с винтами. Аппарат управляется с пульта либо летит по заданной программе, используя спутниковую навигацию. Задняя стенка центрального отсека усилена для взаимодействия с пороховыми газами. Эта часть Drone-40 помещается в гильзу с метательным зарядом.

При помощи любого серийного 40-мм гранатомета изделие Drone-40 следует запускать в направлении противника. Имеющийся пороховой заряд обеспечивает уход от места старта. В полете БПЛА раскрывает оперение и запускает моторы, вследствие чего становится типичным квадрокоптером. Бортовая аппаратура обеспечивает двухсторонний обмен данными и передачу видеосигнала оператору.

Бортовая батарея позволяет боеприпасу выполнять активный полет в течение 12 минут. При висении на одной точке время полета увеличивается до 20 мин. Скорость горизонтального полета – до 20 м/с. Обеспечивается работа на удалении до 10 км от оператора.

Утверждается, что система Drone-40 отличается крайней простотой конструкции и дешевизной. Беспилотник в основном состоит из готовых комплектующих, находящихся в серии. Специально для него изготавливается минимально необходимое число деталей. За счет этого стоимость опытных изделий не превышает 1000 долл. Запуск серийного производства позволит сократить этот параметр примерно вдвое.

Способы применения



По задумке создателей, барражирующие боеприпасы Drone-40 можно использовать для решения широкого круга задач пехотными или специальными подразделениями. Прежде всего, такие изделия должны стать простым и доступным средством разведки. При помощи штатного вооружения бойцы смогут «подвесить» над позицией противника видеокамеру и наблюдать за его действиями, получая преимущество.

По данным от аппарата-разведчика можно осуществить атаку с использованием боевых БПЛА. Для этого компания DefendTex предлагает несколько вариантов боевых частей разного назначения. С их помощью боеприпас сможет бороться с живой силой, постройками и даже бронетехникой. За счет возможности управления и ручного наведения Drone-40 должен показывать высокую точность и эффективность поражения целей.

Предлагается также массовое использование барражирующих боеприпасов с разной полезной нагрузкой. Подобный «рой» должен включать аппараты с разведывательным оснащением и изделия с БЧ разных типов. Это позволит провести разведку и выявить цели в заданном районе, а затем поразить их с применением наиболее эффективного в данной ситуации оружия – в том числе одновременным ударом.

Возможные перспективы


Тематика барражирующих боеприпасов в последние годы получает активное развитие, чему способствует как развитие технологий, так и интерес со стороны промышленности и потенциальных заказчиков. Австралийские специалисты из DefendTex обратили внимание на эту тенденцию и представили свою концепцию, а также один из вариантов ее реализации.
Разведывательная модификация с видеокамерой

Показанный в мае образец Drone-40 выглядит интересно и многообещающе, хотя и не лишен недостатков. Не менее любопытна и общая концепция, предлагающая строительство БПЛА в форм-факторе боеприпасов для ружей, гранатометов и минометов. Она может получить дальнейшее развитие и имеет шансы дойти до реальной эксплуатации.

Главным плюсом проекта DefendTex Drone-40 можно считать сам факт создания барражирующего боеприпаса для 40-мм гранатометов. Такое изделие не требует особых средств для запуска, и потому может поступить на вооружение широкого круга подразделений. Широкому внедрению Drone-40 также поспособствует низкая стоимость и ожидаемое ее снижение. Возможность применения разных БЧ или специального оснащения тоже является несомненным плюсом тактического характера.

Использование форм-фактора 40-мм гранаты для пехотных гранатометов привело к ограничениям и даже недостаткам. Корпус ограниченных размеров не может вместить аккумулятор большой емкости, из-за чего Drone-40 может находиться в воздухе не более 10-20 мин. Грузоподъемность изделия ограничена, и потому видеокамеру приходится делать в виде отдельного модуля для монтажа вместо БЧ. Из-за этого атака одной цели с применением одной боевой части требует участия, как минимум, двух беспилотников.

От части проблем, имеющихся у Drone-40, можно будет избавиться при разработке новых барражирующих боеприпасов с увеличенными габаритами. Так, 81-мм минометная мина сможет одновременно нести и камеру, и боевую часть. В случае с уменьшенными изделиями, такими как «пуля» 12 калибра, следует ожидать новые проблемы и затруднения.

Следует отметить, что на данный момент изделия DefendTex Drone-40 существуют только в виде опытных образцов и все еще остаются на стадии испытаний. О существовании проекта рассказали только несколько месяцев назад. Новая разработка привлекла внимание СМИ, но об интересе со стороны потенциальных заказчиков пока ничего не известно. Также остаются неизвестными сроки появления новых образцов, развивающих предложенную концепцию.

Таким образом, промежуточные результаты проекта пока выглядят скромно. Австралийские специалисты из DefendTex предложили и реализовали интересную концепцию компактного и легкого барражирующего боеприпаса, способного нести разную нагрузку и решать различные задачи. Однако из-за объективных ограничений изделие Drone-40 имеет некоторые недостатки, способные ухудшить его реальные возможности. Каким будет будущее нового боеприпаса и всей концепции – неясно. Следует ожидать появления новых сообщений. Возможно, они раскроют как будущее проекта, так и мнение потенциальных заказчиков.

topwar.ru

Барражирующий боеприпас DefendTex Drone-40 | Армейский вестник

Drone-40 в боевом исполнении.

В последние годы определенную популярность завоевала концепция барражирующего боеприпаса. Развитие электроники позволяет реализовывать ее разными способами, в том числе и самыми интересными. Не так давно оригинальный вариант барражирующего боеприпаса был предложен австралийской компанией DefendTex. Изделие Drone-40 выполнено в габаритах 40-мм гранаты для подствольного гранатомета, но способно выполнять задачи БПЛА.

Оригинальная концепция

Барражирующий боеприпас DefendTex Drone-40 был разработан недавно, его впервые представили в мае этого года на конференции Сил специальных операций США SOFIC-2019. Военных ознакомили с документацией по новому проекту и с реальным образцом.

Австралийская компания предлагает оригинальную концепцию многофункционального изделия, на основе которой можно создавать барражирующие боеприпасы разных размеров и с отличающимися характеристиками. В проекте Drone-40 речь идет об устройстве калибром 40 мм, совместимом с рядом существующих гранатометов.

БПЛА нового типа должен выстреливаться гранатометом или другой пусковой установкой, затем запускать собственные винтомоторные группы и совершать полет. При помощи собственных средств наблюдения изделие обеспечивает поиск целей или разведку. В другой комплектации оно способно нанести удар по назначенному объекту. Концепция предусматривает оснащение аппарата боевыми частями разных типов или специализированной аппаратурой.

По данным фирмы-разработчика, подобные идеи могут быть реализованы в барражирующих боеприпасах разного рода. Уже представлено изделие для 40-мм систем. В будущем планируется разработать аналогичные системы в виде патрона 12 калибра и 81-мм мины.

Drone-40

Нынешнее изделие Drone-40 представляет собой устройство калибром 40 мм и длиной около 170-180 мм с цилиндрическим корпусом и оживальным либо плоским головным обтекателем. Такой БПЛА заметно крупнее и тяжелее стандартной гранаты 40х46 мм, однако отличается от нее функциями и целями.

Головная часть боеприпаса представляет собой модуль полезной нагрузки. Прежде всего, Drone-40 должен нести боевые части разных типов. Заявлена возможность использования осколочной, бронебойной, дымовой или термобарической боевой части. Также возможно использование разведывательной системы с видеокамерой либо «противодроновой» БЧ. Способ действия последней не уточняется.

Цилиндрическая часть корпуса представляет собой приборный отсек с необходимым оборудованием. В стенке корпуса предусмотрены четыре паза, в которых до запуска размещаются четыре раскладные опоры с электродвигателями и винтами. Внутри корпуса находятся приборы управления, аккумулятор и т.д. Полет осуществляется при помощи четырех моторов с винтами. Аппарат управляется с пульта либо летит по заданной программе, используя спутниковую навигацию. Задняя стенка центрального отсека усилена для взаимодействия с пороховыми газами. Эта часть Drone-40 помещается в гильзу с метательным зарядом.

При помощи любого серийного 40-мм гранатомета изделие Drone-40 следует запускать в направлении противника. Имеющийся пороховой заряд обеспечивает уход от места старта. В полете БПЛА раскрывает оперение и запускает моторы, вследствие чего становится типичным квадрокоптером. Бортовая аппаратура обеспечивает двухсторонний обмен данными и передачу видеосигнала оператору.

Бортовая батарея позволяет боеприпасу выполнять активный полет в течение 12 минут. При висении на одной точке время полета увеличивается до 20 мин. Скорость горизонтального полета – до 20 м/с. Обеспечивается работа на удалении до 10 км от оператора.

Утверждается, что система Drone-40 отличается крайней простотой конструкции и дешевизной. Беспилотник в основном состоит из готовых комплектующих, находящихся в серии. Специально для него изготавливается минимально необходимое число деталей. За счет этого стоимость опытных изделий не превышает 1000 долл. Запуск серийного производства позволит сократить этот параметр примерно вдвое.

Способы применения

По задумке создателей, барражирующие боеприпасы Drone-40 можно использовать для решения широкого круга задач пехотными или специальными подразделениями. Прежде всего, такие изделия должны стать простым и доступным средством разведки. При помощи штатного вооружения бойцы смогут «подвесить» над позицией противника видеокамеру и наблюдать за его действиями, получая преимущество.

По данным от аппарата-разведчика можно осуществить атаку с использованием боевых БПЛА. Для этого компания DefendTex предлагает несколько вариантов боевых частей разного назначения. С их помощью боеприпас сможет бороться с живой силой, постройками и даже бронетехникой. За счет возможности управления и ручного наведения Drone-40 должен показывать высокую точность и эффективность поражения целей.

Предлагается также массовое использование барражирующих боеприпасов с разной полезной нагрузкой. Подобный «рой» должен включать аппараты с разведывательным оснащением и изделия с БЧ разных типов. Это позволит провести разведку и выявить цели в заданном районе, а затем поразить их с применением наиболее эффективного в данной ситуации оружия – в том числе одновременным ударом.

Возможные перспективы

Тематика барражирующих боеприпасов в последние годы получает активное развитие, чему способствует как развитие технологий, так и интерес со стороны промышленности и потенциальных заказчиков. Австралийские специалисты из DefendTex обратили внимание на эту тенденцию и представили свою концепцию, а также один из вариантов ее реализации.

Разведывательная модификация с видеокамерой

Показанный в мае образец Drone-40 выглядит интересно и многообещающе, хотя и не лишен недостатков. Не менее любопытна и общая концепция, предлагающая строительство БПЛА в форм-факторе боеприпасов для ружей, гранатометов и минометов. Она может получить дальнейшее развитие и имеет шансы дойти до реальной эксплуатации.

Главным плюсом проекта DefendTex Drone-40 можно считать сам факт создания барражирующего боеприпаса для 40-мм гранатометов. Такое изделие не требует особых средств для запуска, и потому может поступить на вооружение широкого круга подразделений. Широкому внедрению Drone-40 также поспособствует низкая стоимость и ожидаемое ее снижение. Возможность применения разных БЧ или специального оснащения тоже является несомненным плюсом тактического характера.

Использование форм-фактора 40-мм гранаты для пехотных гранатометов привело к ограничениям и даже недостаткам. Корпус ограниченных размеров не может вместить аккумулятор большой емкости, из-за чего Drone-40 может находиться в воздухе не более 10-20 мин. Грузоподъемность изделия ограничена, и потому видеокамеру приходится делать в виде отдельного модуля для монтажа вместо БЧ. Из-за этого атака одной цели с применением одной боевой части требует участия, как минимум, двух беспилотников.

От части проблем, имеющихся у Drone-40, можно будет избавиться при разработке новых барражирующих боеприпасов с увеличенными габаритами. Так, 81-мм минометная мина сможет одновременно нести и камеру, и боевую часть. В случае с уменьшенными изделиями, такими как «пуля» 12 калибра, следует ожидать новые проблемы и затруднения.

Следует отметить, что на данный момент изделия DefendTex Drone-40 существуют только в виде опытных образцов и все еще остаются на стадии испытаний. О существовании проекта рассказали только несколько месяцев назад. Новая разработка привлекла внимание СМИ, но об интересе со стороны потенциальных заказчиков пока ничего не известно. Также остаются неизвестными сроки появления новых образцов, развивающих предложенную концепцию.

Таким образом, промежуточные результаты проекта пока выглядят скромно. Австралийские специалисты из DefendTex предложили и реализовали интересную концепцию компактного и легкого барражирующего боеприпаса, способного нести разную нагрузку и решать различные задачи. Однако из-за объективных ограничений изделие Drone-40 имеет некоторые недостатки, способные ухудшить его реальные возможности.

Каким будет будущее нового боеприпаса и всей концепции – неясно. Следует ожидать появления новых сообщений. Возможно, они раскроют как будущее проекта, так и мнение потенциальных заказчиков.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

army-news.ru

Компания «Zala» и её барражирующие боеприпасы «Ланцет» » Военное обозрение

Не так давно российская промышленность представила свой первый барражирующий боеприпас – беспилотный летательный аппарат, способный осуществлять разведку и атаковать назначенную цель путем прямого попадания. На военно-техническом форуме «Армия-2019» впервые демонстрируется новое изделие этого класса. Компания Zala Aero Group, входящая в состав концерна «Калашников», показала новый БПЛА «Ланцет».

Развитие идей


Сообщается, что появление «Ланцета» в двух версиях прямо связано с предыдущим проектом такого рода. Барражирующий боеприпас Zala «Куб» получил хорошие оценки, но не обошлось без критики . Потенциальные заказчики указывали на необходимость доработки бортовой электроники и операторского пульта: требовалось обеспечить сохранение видеосвязи до момента попадания в цель. Эти пожелания были учтены в новом проекте.

Кроме того, были сделаны выводы, затрагивающие общую архитектуру и аэродинамический облик БПЛА. Как следствие, новый «Ланцет» совершенно не похож на предыдущий «Куб». Новая конструкция обеспечивает получение определенных преимуществ технического и эксплуатационного характера.

Под названием «Ланцет» представлены две версии ударного БПЛА. Изделия «Ланцет-1» и «Ланцет-3» унифицированы по планеру и части внутренних систем. Отличия заключаются в полезной нагрузке и летно-технических характеристиках. Аппараты несут боевые части разной массы, а также отличаются взлетным весом и продолжительностью полета.

Новая конструкция


Два «Ланцета» имеют весьма интересный облик. Эти барражирующие боеприпасы построены по схеме продольного биплана с двумя наборами X-образных плоскостей. Они установлены на фюзеляже большого удлинения с оптико-электронным блоком в носовой части и силовой установкой в хвосте. В конструкции БПЛА максимально широко применены пластики и композиты.

Унифицированный блок оптической аппаратуры имеет телевизионный канал с передачей сигнала на операторский пульт. Также БПЛА оснащен собственной системой навигации, способной определять координаты по разным источникам и объектам. Полет и наведение на цель могут осуществляться как под управлением оператора, так и самостоятельно. Возможно применение комбинированного режима.

Аппараты оснащены электрическими моторами неназванного типа. Двигатель помещается в хвосте фюзеляжа и соединяется с толкающим винтом. По-видимому, «Ланцет-1» и «Ланцет-3» имеют разные аккумуляторные батареи, что сказывается на их летных характеристиках.

«Ланцет-1» оснащается осколочно-фугасной боевой частью массой 1 кг. В такой конфигурации он имеет взлетный вес всего 5 кг. БПЛА «Ланцет-3» заметно тяжелее. Он весит 12 кг и несет 3-кг боевую часть. По своему могуществу боезаряды двух БПЛА эквивалентны артиллерийским снарядам средних калибров. Подрыв осуществляется при помощи предконтактного взрывателя.

Оба барражирующих боеприпаса запускаются при помощи наземной катапульты, ранее созданной для «Куба». В полете они способны развивать скорость 80-110 км/ч. Более легкий аппарат имеет продолжительность полета 30 минут, тяжелый вариант – до 40 мин. Обеспечивается работа на дальностях до 40 км от операторского пульта.

В комплекс входит операторский пульт, обеспечивающий прием и обработку данных, а также передачу команд на боеприпас. Создана тренажерная система, максимально точно имитирующая эксплуатацию реальных БПЛА. При помощи интеграции необходимых компонентов тренажер можно превратить в пульт для боевого применения.

Преимущества «Ланцета»


Представленные барражирующие боеприпасы имеют определенные преимущества технического, эксплуатационного и боевого характера. Наличие таких качеств упрощает производство и эксплуатацию, повышает боевую живучесть и повышает вероятность успешного поражения целей.

В первую очередь, возможности «Ланцетов» определяются их принадлежностью к классу барражирующих боеприпасов. Такие БПЛА способны в течение некоторого времени находиться в заданном районе и искать цель, после чего уничтожать ее. Это упрощает ведение разведки и нанесение ударов. При этом не исключается совместное использование «одноразовых» беспилотников и разведывательных машин.

Важнейшей особенностью двух «Ланцетов» является аэродинамическая схема с двумя X-образными наборами плоскостей. Ее использовали для сокращения габаритов несущих плоскостей при сохранении требуемой подъемной силы. При этом удалось повысить жесткость конструкции и нарастить возможную скорость полета. Два набора плоскостей также улучшили маневренность аппарата.

Разработчики утверждают, что за счет высокой маневренности новые БПЛА в полете способны даже имитировать поведение птиц, запутывая противника. Это серьезно затрудняет поиск и идентификацию барражирующих боеприпасов, а также последующее их уничтожение.

В контексте боевой устойчивости и живучести приняты и иные меры. Считается, что высокую эффективность в борьбе с беспилотниками должны показывать лазерные средства ПВО. В Zala Aero Group разработали новые методы защиты от таких угроз. Разработчики говорят об отражении лазерных лучей, но не уточняют подробности таких технологий.

Комплекс «Ланцет» включает минимально необходимое количество средств и прост в эксплуатации. За счет этого, как утверждается, атака при помощи барражирующего боеприпаса обходится существенно дешевле, чем применение самоходной артиллерии с управляемыми боеприпасами. Малая стоимость обеспечивает еще одно характерное преимущество: она упрощает организацию массированных налетов, направленных на перегрузку ПВО противника.

На выставке и на полигоне


На выставке «Армия-2019» демонстрируется натурный макет нового БПЛА. Кроме того, концерн «Калашников» показал рекламное видео, представляющее большой интерес. В этот ролик вошли кадры с испытаний «Ланцета», снятые непосредственно его оптико-электронным блоком.

Видеосъемки показывают, что испытания барражирующего боеприпаса начались, как минимум, прошлой зимой. Они проводились в разных условиях и с применением различных мишеней. Последние располагались неподвижно или перемещались, затрудняя наведение. Мишени стояли как на открытых пространствах, так и в окружении других объектов. Во всех случаях, вошедших в рекламный ролик, БПЛА успешно навелся на указанную цель и поразил ее.

Все это означает, что проект «Ланцет» прошел стадию проектных работ, и теперь ведется отработка опытных изделий. В самом ближайшем будущем производитель сможет предложить готовый продукт заказчикам. По-видимому, сначала такие БПЛА предложат российской армии, а затем возможен выход на международный рынок. Впрочем, сроки этого пока не назывались.

Новое направление


По мировым меркам, барражирующий боеприпас не является новинкой. Подобные изделия разрабатываются достаточно давно и уже успели поучаствовать в реальных операциях. Для российской промышленности и армии такие изделия пока остаются неосвоенным перспективным направлением. Тем не менее, прилагаются все усилия для изменения ситуации.

Всего несколько месяцев назад, в феврале этого года, компания Zala Aero представила первый современный отечественный барражирующий боеприпас «Куб». Работы в этом направлении были продолжены, и теперь на выставке показали новый БПЛА «Ланцет». Эти два проекта имеют ряд общих черт, но при этом заметно отличаются друг от друга. За счет тех или иных нововведений более новый «Ланцет» получает определенные преимущества перед «Кубом».

Компания из состава концерна «Калашников» набрала неплохие темпы в освоении нового для нашей армии направления. Вполне возможно, что следующий барражирующий боеприпас от Zala появится всего через несколько месяцев. Пока этого не произошло, министерство обороны может рассмотреть и изучить уже существующие проекты и определить необходимость таких систем. Пока есть все основания для оптимистичных прогнозов. «Куб» или «Ланцет» имеют шансы поступить на вооружение и расширить ударные возможности войск.

topwar.ru

Барражирующие боеприпасы на выставке IDEX-2019

На проходившей с 17 по 21 февраля 2019 года в Абу-Даби (ОАЭ) очередной международной оборонно-промышленной выставке IDEX-2019 на стенде российского АО «Концерн «Калашников» состоялась международная презентация барражирующего боеприпаса KYB («КУБ-БЛА» ).

Беспилотной тематикой работ в составе концерна «Калашников» с 2015 года занимается компания ZALA Aero. Премьера имела неплохую прессу — главным образом, российскую, что, вероятно, может объясняться относительной новизной данной тематики в нашей стране. Вместе с тем, в мировом масштабе она отнюдь не нова. На рынке присутствует существенное количество решений в данной области. Немало подобных систем было представлено на той же выставке IDEX-2019.

Барражирующий боеприпас KYB

Барражирующий боеприпас KYB, представленный АО «Концерн «Калашников» в экспозиции выставки IDEX-2019. Аппарат KYB имеет длину 1210 мм, размах крыла 950 мм и высоту 165 мм. Комплекс предназначен для поражения удаленных наземных целей. Беспилотный летательный аппарат доставляет специальную нагрузку по координатам цели, которые задаются вручную, либо по изображению, полученному с оптико-электронной системы наблюдения.

Продолжительность полета беспилотника составляет до 30 мин. Диапазон скоростей — 80-130 км/ч. На борту аппарата размещается полезная нагрузка (боевая часть) массой до 3 кг. Как было сообщено во время выставки, данный беспилотный комплекс успешно прошел испытания и готов к применению. Абу-Даби, февраль 2019 года.

Беспилотник-камикадзе Coyote.

Американская корпорация Raytheon представила на IDEX-2019 «беспилотник-камикадзе» под названием Coyote. Длина аппарата составляет около 0,9 м, крыло тандемное складное c размахом 1,5 м. Взлетная масса беспилотника не превышает 6 кг, включая порядка 2,3 кг полезной нагрузки, включая боевую часть. Запуск выполняется из пусковой трубы. Аппарат способен оставаться в воздухе от 1 до 2 ч в зависимости от массы полезной нагрузки.

По данным на 2017 год, канал связи обеспечивает оператору контроль над БЛА на удалениях до 130 км, впрочем, на рабочих высотах в 150-300 м радиус действия будет значительно меньше. Любопытно, что данная система, разработка которой завершилась в 2014 году, первоначально применялась в гражданских целях. В июле 2018 года стало известно, что армия США начала закупку данных систем.

Барражирующий боеприпас CH-901

Барражирующий боеприпас CH-901, представленный на IDEX-2019 китайской компанией Poly Defence (дивизион объединения Poly Technologies группы Poly Group). CH-901 внешне напоминает упомянутый выше американский аппарат Coyote. Взлетная масса беспилотника составляет 9 кг, длина аппарата – 1,2 м. Масса каждой системы, включающей три БЛА и носимую станцию управления, составляет порядка 45 кг.

Запуск устройства осуществляется из пусковой трубы. Полет выполняется на удалении до 10 км от оператора на высотах 100-1500 м. Максимальная продолжительность полета, в зависимости от массы носимой нагрузки, может достигать от 40 до 120 мин. Данных о боевой части CH-901 компания не представляет. Разработка системы заняла несколько лет, в 2016 года она поступила на вооружение НОАК. Год спустя начался международный маркетинг системы.

Барражирующий боеприпас MS-03

Сингапурская технологическая компания Ray 10, работающая совместно с китайской CITIC Group, представила барражирующий боеприпас MS-03. Аппарат также внешне напоминает БЛА Coyote и CH-901, однако плоскости крыльев складываются внутрь специальных полостей в корпусе беспилотника. Диаметр аппарата в сложенном состоянии – 120 мм. Длина аппарата – 1 м, размах крыла – 1,26 м. Максимальная взлетная масса аппарата составляет 6 кг.

Запуск MS-03 также выполняется при помощи пусковой трубы. Продолжительность полета – 25 мин. Радиус действия системы – 10 км. В носовой части располагается оптикоэлектронная аппаратура наблюдения. Помимо нее, аппарат оснащается осколочно-фугасной боевой частью массой около 1,5 кг, интегрированной в конструкцию беспилотника.

Барражирующий боеприпас ALPAGU BLOK II

Барражирующий боеприпас ALPAGU BLOK II был выставлен на стенде турецкой компании STM. В отличие от некоторых других разработчиков, турецкая компания не стала делать БЛА с тандемным крылом. Запуск БЛА может выполняться как из пусковой трубы, так и из многозарядной пусковой установки.

Радиус действия БЛА составляет 5-10 км, рабочая высота пролета – 250-400 м. Продолжительность полета – 10-20 мин. Полет выполняется на скоростях порядка 90-120 км/ч. Масса боевой части, по некоторым данным, составляет до 2,5 кг. Как сообщалось, в системе были использованы алгоритмы самообучения, позволяющие автоматизировать функции обнаружения, идентификации и сопровождения целей.

Разработчики заявляют диапазон рабочих температур комплекса -25 …+55 град. Производство комплекса было начато в 2017 году. С тех пор комплекс был уже модернизирован, в соответствии с требованиями вооруженных сил Турции.

Беспилотник-камикадзе KARGU

Еще один «беспилотник-камикадзе» от турецкой компании STM – KARGU. В отличие от первого упомянутого барражирующего боеприпаса, данный аппарат вертолетного типа, выполненный по мультироторной схеме. Максимальная взлетная масса БЛА чуть более 7 кг. Аппарат может находиться в воздухе до 25 мин. Радиус действия KARGU – 5 км. Рабочая высота полета – 500 м.

По словам представителей компании-разработчика, беспилотный аппарат, способный управляться как в ручном, так и в автономном режиме. В 2018 году комплексы ALPAGU BLOK II и KARGU были впервые показаны общественности на авиасалоне Eurasia Airshow в турецкой Анталии.

Барражирующий боеприпас GiezWarbleFly

Система GiezWarbleFly была представлена среди беспилотных систем польской компании MSP. Максимальная взлетная масса аппарата составляет 6 кг. Длина беспилотника – 1,35 м. Крыло размахом около 1,65 м и v-образное хвостовое оперение складные. Транспортировка и запуск БЛА выполняются с использованием пускового контейнера.

Аппарат может выполнять полеты на высотах 50-250 м. Максимальная продолжительность полета составляет 25 мин. В носовой части устанавливается съемная боевая часть. Всего разработчиком предлагаются пять вариантов БЧ, включая осколочно-фугасную и бронебойно-кумулятивную.

Беспилотный аппарат RAM

На стенде Украины присутствовала уже знакомая разработка в области барражирующих боеприпасов – аппарат RAM. Его международный дебют состоялся здесь же в Абу-Даби год назад на выставке беспилотных систем UMEX. Размах крыла беспилотного аппарата составляет 2,3 м, длина – 1,8 м. Максимальная взлетная масса БЛА составляет 8 кг.

Взлет барражирующего боеприпаса RAM UAV производится при помощи специальной катапульты. Полет беспилотника может проходить полностью в автоматическом режиме. Согласно обнародованным данным, максимальный радиус действия такого беспилотника не превышает 30 км, а продолжительность полета – 40 мин. Ударная функция реализуется за счет установки на него боевой части массой до 3 кг.

/Денис Федутинов, bmpd.livejournal.com/

army-news.ru

Дроны-самоубийцы, или барражирующие боеприпасы | Журнал Популярная Механика

Лет десять назад на парижской выставке вооружений Eurosatory мы наткнулись на интересный экспонат на стенде английской компании BAE Systems — макет барражирующего боеприпаса Fire Shadow. Собственно, тогда мы и услышали первый раз этот термин — loitering munition (барражирующий боеприпас), который впоследствии обзавелся синонимами suicide drone и kamikaze drone.

Александр Грек

Приветливый англичанин радостно демонстрировал схемы работы комплекса, показывал макет и рассказывал про это оружие. На картинках все действительно выглядело замечательно: Fire Shadow размером с человека выстреливался из установки, напоминающей систему реактивного залпового огня. Через некоторое время отделялся стартовый реактивный двигатель, выдвигались крылья, и боеприпас превращался в небольшую крылатую ракету с винтовым двигателем в хвосте, которая на скорости 150−300 км/ч летела в сторону неприятеля, преодолевая расстояние около 100 км. После прибытия в район патрулирования боеприпас начинал барражирующий полет на высоте до 4,5 км, высматривая цель и передавая информацию в командный пункт. Висеть он мог до шести часов и в случае обнаружения цели и получения команды на уничтожение пикировал на противника с 200 кг взрывчатки на борту.

В общем, как убедительно говорили англичане, это оружие ближайшего будущего. Еще несколько лет о барражирующих боеприпасах было довольно много сведений, но потом поток информации практически иссяк. А когда мы решили поинтересоваться у Министерства обороны, что можно написать об их разработке, нас попросили держаться подальше от этой темы. Значит, решили мы, самое время делать материал.

Fire shadow Английский долгострой. К работам над барражирующими боеприпасами Великобритания приступила еще в 90-х годах прошлого века, а с начала нынешнего периодически показывает прототипы на различных выставках вооружений. К 2013 году страна потратила на разработку Fire Shadow более 200 млн фунтов, однако никаких данных об их боевом использовании до сих пор нет.

Они были первыми

Главное преимущество барражирующих боеприпасов — быстрое реагирование для атаки скрытых целей, появляющихся на короткое время, без развертывания дорогостоящих высокоточных комплексов вблизи позиций противника. Дополнительный плюс — более избирательное целеуказание, а также возможность быстрой отмены атаки. Этот вид вооружения призван заполнить нишу между крылатыми ракетами и ударными беспилотниками, стоимость которых не опускается ниже миллиона долларов. Цена барражирующих боеприпасов является критически важным параметром: они должны быть в первую очередь дешевыми.

Родоначальниками этого вида боеприпасов стали компактные системы, предназначенные для вывода из строя систем ПВО противника. Типичный пример подобной системы — израильский самонаводящийся самолет-снаряд Harpy, разработанный компанией IAI в далеком 1989 году. По сути, это была классическая противорадиолокационная ракета с 15-килограммовой боевой частью и пассивной головкой самонаведения на источник электромагнитного излучения, способная около шести часов висеть в предполагаемом районе дислокации системы ПВО и мгновенно атаковать при включении радаров. В начале 2000-х появилась идея расширить диапазон поражаемых целей. Первые изделия представляли собой либо ракету с крыльями и винтовым маршевым двигателем — например, упоминавшаяся выше британская разработка Fire Shadow, либо небольшой классический беспилотник с интегрированной боевой частью, как наиболее известный израильский барражирующий боеприпас Harop. Последний является более продвинутым вариантом Harpy — с измененным планером и продвинутой оптико-электронной головкой самонаведения. Героем Harop стал в апреле 2016 года, когда парой таких боеприпасов азербайджанские военные уничтожили автобус с новобранцами у штаба армии Нагорно-Карабахской Республики, а видеозапись одной из атак набрала около 140 000 просмотров в сети.

Harop

Fire Shadow, несмотря на приличное финансирование (около 207 млн фунтов) со стороны правительства Великобритании, не может похвастаться реальным применением. Вдобавок ему не удалось продемонстрировать явного преимущества перед ударными беспилотниками: Fire Shadow никак нельзя назвать дешевой альтернативой.

Тем не менее география использования барражирующих боеприпасов постепенно расширяется: по некоторым данным, они входят в арсенал как минимум 14 стран. В основном это разного вида модифицированные беспилотники, повторяющие все тот же Harop. Например, Азербайджан выпускает по израильской лицензии барражирующий боеприпас «Орбитер-1K» («Зарба»), переделанный из БПЛА Orbiter 2. А боеприпасы Warmate польской компании WB Electronics, по некоторым данным, в небольшом количестве появились на вооружении украинской армии в Донбассе. Однако все это вчерашний день.

Orbiter-1K

Прогнозы и разработки

Нам удалось на условиях анонимности поговорить с некоторыми разработчиками барражирующих боеприпасов, и они поделились взглядами на перспективные пути развития этого вида вооружения. За прошедшие два десятилетия значительно уменьшились габариты и снизились цены на главные компоненты: оптические и тепловизионные сенсоры, аккумуляторы, полетные контроллеры и даже боевые части. Это позволило делать более дешевые и эффективные боеприпасы. В ближайшее время ожидаются еще более емкие и легкие серно-литиевые аккумуляторы. Электромоторы полностью вытеснят двигатели внутреннего сгорания, так как главный параметр, над улучшением которого работают конструкторы, — незаметность, в том числе и акустическая, и тут электромоторы вне конкуренции. К тому же электромоторы легче, компактнее и дешевле.

В области аэродинамики прогнозируется отход от широко распространенных самолетных схем в пользу X-образного оперения. Именно эту аэродинамическую конструкцию использует израильская компания UVision в своей линейке барражирующих боеприпасов Hero. У самолетной схемы есть один принципиальный недостаток: боеприпас хорошо маневрирует по одной оси и не очень подвижен по другой, что снижает результативность атаки движущейся цели. X-образная схема крепления аэродинамических поверхностей, характерная для ракет, лишена этого недочета.

HERO-400EC Новейший боеприпас производства израильской компании UVision демонстрирует самую перспективную аэродинамическую схему с X-образным оперением. Такое расположение аэродинамических поверхностей позволяет эффективно маневрировать во всех плоскостях, что особенно важно при атаке подвижных целей.

UVision считается восходящей звездой в области барражирующих боеприпасов, и многие разработчики ориентируются как раз на израильтян. Компания сегодня предлагает самую большую линейку новейших двухрежимных (разведывательных и боевых) систем для армии, авиации и флота как ближнего, так и дальнего радиуса действия.

Самая маленькая трехкилограммовая переносная электрическая система Hero-30 может барражировать всего полчаса и несет полукилограммовую боевую часть. Самая последняя разработка — 40-килограммовый полностью электрический Hero-400EC, который пришел на смену бензиновому Hero-400. Новый боеприпас имеет максимальный радиус действия 150 км, способен держаться в воздухе не менее двух часов, а 10-килограммовая боевая часть позволяет поражать самые разнообразные цели.

К недостаткам аэродинамической схемы Hero специалисты относят вынесение органов управления (элеронов) на основные крылья, что усложняет конструкцию. Уже сейчас есть более интересные схемы с управляемыми стабилизаторами.

Израильтяне демонстрируют и наиболее правильную экономическую модель — выпуск барражирующих боеприпасов максимально большой серией, что неизбежно приводит к стремительному снижению стоимости производства. И конечно, новые боеприпасы нужно активно экспортировать. Современная электронная начинка подобной техники полностью исключает применение этого высокоточного оружия по своей территории: в блоке управления достаточно прописать запретные для полета области, как сегодня поступают, например, с коммерческими беспилотниками. Остается надеяться, что в нашем следующем материале про этот новый тип вооружения мы сможем поведать и о российских разработках. И поверьте, там есть о чем рассказать.

Будем ли мы в ближайшие десять лет летать на сверхзвуковых или гиперзвуковых самолетах? И как в это время изменится авиация?


Михаил Погосян, авиаконструктор, ректор МАИ, возглавлял ОКБ Сухого и РСК «МиГ»

«В ближайшие 10 лет — не будем. Около 30 лет назад в авиации рассматривалась такая развилка: комфортные дозвуковые самолеты с большой дальностью полета или сверхзвуковые бизнес-джеты. Компания «Сухой» в то время прорабатывала с Gulfstream Aerospace Corporation различные варианты создания сверхзвукового самолета бизнес-класса. Победила концепция меньших рисков. Сегодня появление сверхзвуковой машины зависит от успешного решения целого ряда вопросов: создания двигателя для полетов на крейсерском сверхзвуке, решения проблемы звукового удара, внедрения синтетического зрения и расчета экономической эффективности проекта.

В мире установилась монополия Airbus и Boeing. Стимулов для внедрения инноваций стало меньше: зачем рисковать? Есть одна аэродинамическая схема — низкоплан с двумя подкрыльевыми двигателями, и она будет доминировать ближайшее десятилетие.

Функционал бортового оборудования меняется значительно быстрее. Самолеты, по сути, встроены во всемирную информационную систему и могут «смотреть» на мир «глазами» других самолетов. Благодаря искусственному интеллекту на борту скоро останется один пилот, контролирующий технику. Растет использование электричества в авиации. Концепция так называемого более электрического самолета станет важным фактором развития авиации».

www.popmech.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *