Содержание

Военный аэродром Багерово, железная дорога, каменоломни и оккупанты: trainfanat — LiveJournal

Продолжим окунаться в историю железных дорог Крыма. Смотрим дальше на будущие первые железнодорожные станции Крыма под переменным видом тока —

Очень знаковые места, насыщенные историческими событиями. С первого взгляда обычная крымская пыльная степь, а сколько всего в себе таит.

Была такая идиотская статья — «КЕРЧЕНСКИЙ МОСТ СТРОЯТ ИЗ РАЗВАЛИН БАГЕРОВСКОГО АЭРОДРОМА» —

В ней ссылались на одного керченского «дореволюционного» активиста —

Спасибо ему за видео —

Эпическая сказка. Никакие обломки ни в какую основу Крымского моста не легли. Из развалин Багеровского аэродрома никто Крымский мост не строил и не строит.

Плиты, которые были сняты, просто используются на рабочих технологических подъездных дорогах. И всё. Снимать их начали ещё при Украине.

Ещё одним поставщиком бетонных плит, каменного лома и песка является Багеровский аэродром, окончательно уничтоженный в украинский период истории Крыма под разговоры о возможном использовании для гражданских нужд и о перспективах его развития. Ещё в мае 2012 года бывший аэродром был продан с молотка по сильно заниженной цене местной частной компании, тут же приступившей к его разборке на строительные материалы.
Большая часть взлётно-посадочной полосы была разобрана ещё до 2014 года…

Про то, что аэродром был рассчитан на «Бураны» — вымысел. Никакие «Бураны» там сажать не планировалось. Под «Буран» аэропорт Симферополя был приготовлен.

С возвращением Крыма в состав России уже спасть и сохранять было нечего. Осталось лишь одно — доразобрать.

Майдауны, что и не удивительно, преподнесли остатки разборки как вероломные действия каких-то мифических оккупантов Крыма —

Вывернутая реальность дегенератов во всей красе —

Что-то про мародёров в 2012 году эти клоуны не кричали. )

Особенно позабавило это: «…Здесь располагалась одна из трех наиболее больших взлетно-посадочных полос в Украине, которая была реконструирована в 1980-х годах как резервная полоса для приземления космоплана советской многоразовой транспортной космической системы «Буран»…»

Чего им за «Буран» переживать? У майдаунов никакого «Бурана» не было, нет и никогда не будет. Для чего они аэродром сохранить хотели? Для приземления своих дырявых кастрюль?

Лишний раз убедились в убогости, некомпетентности и лицемерии майданутых СМИ.

Есть такая тема «На секретном атомном полигоне» от meteo.

В ней есть интересные сведения: В конце XIX в. помещик немец Баугер приобрёл имение в деревне Курулу, в которой в те времена активно добывался строительный материал. В последующем старое название поместья «Баугер» трансформировалось в «Багерово». Все объекты в Багерово были построены из ракушечника очень высокого качества, и камни из карьера использовали и при строительстве Форта Тотлебен (Крепость Керчь).

По ссылке очень обширный материал.

Свежий снимок: левый верхний угол — закрытый аэродром, правый нижний угол — начало земляных работ по сооружению нижнего строения пути новой ветки «Багерово — Керчь-Южная — Крымский мост» —

Да, уже строят примыкание к станции Багерово —

На заглавном снимке показан подъездной путь к объектам аэродрома —

Ветка длиною почти восемь километров доходила почти до Багерово, параллельно основной магистрали.

На топографической карте Крыма от 1984 года он уже значительно короче —

Сейчас от неё уже вообще ничего давно не осталось. Лишь по нижнему строению пути парка станции можно определить: одной колеёй было больше —

***

В сороковые годы, в небе над Крымом, с аэродрома Багерово, дрочил себе стату некий немецкий гауптман Герхард Баркхорн —

К сожалению, эта мразь из Кёнигсберга выжила. И благополучно дожила до 1983 года, пока не попала в автомобильную аварию и не присоединилась к своим побратимам.

Спустя месяц после начала боёв за Крым, 30 ноября 1943 года, своего первого «юбилейного» успеха в керченском небе добился гауптман Герхард Баркхорн. По немецким данным, в бою над западной окраиной посёлка Колонка в 11:50 после его точных очередей на землю упал истребитель Як-1. При этом свидетелей успешной атаки аса не было, но победа была засчитана.

Это нацисты ещё были полны оптимизма и позволяли себе такое —

«Горе» — фотография времён Великой Отечественной войны, сделанная советским фотокорреспондентом Дмитрием Бальтерманцем в январе 1942 года в Крыму и получившая впоследствии мировую известность. На фотографии изображено место расстрела немецкими оккупантами мирных жителей: по полю ходят потрясённые горем люди, разыскивающие родных среди лежащих в снегу трупов.
В течение первых дней декабря 1941 года несколько тысяч (согласно немецкому рапорту — 2,5 тыс. человек, согласно свидетельствам очевидцев — 7 тыс. человек) евреев, живших в Керчи, были расстреляны зондеркоммандой 10Б айнзатцгруппы Д в противотанковом рву у поселка Багерово. Затем, 29 декабря, в том же противотанковом рву в связи с тем, что советской разведгруппой был убит немецкий офицер, оккупанты расстреляли несколько сот жителей посёлка Самострой около Камыш-Буруна — русских, украинцев, крымских татар.
Советские войска первого эшелона высадки десанта в район Керчи увидели Багеровский ров 30 декабря 1941 года; в начале января на это место прибыли следователи и фотожурналисты. Среди них были Дмитрий Бальтерманц и Евгений Халдей.

На линии «Джанкой — Керчь» расположена, перед Владиславовкой, расположена станция Кировская. В годы Великой Отечественной войны она называлась Ислам-Терек. Август 1943 года —

А это уже Керчь в августе 1943 —

Немцам в Керчи очень понравилось. Отличный отдых —

Наверняка пили Баварское! Не пронесло от него!

Керченский полуостров Крыма в те далёкие годы так утюжили бомбардировочной авиацией, что до сих пор все неразорвавшиеся бомбы не собрали. Особенно доставалось железной дороге. Наши отступали — немцы эшелоны бомбили. Наши наступали — немцам эшелоны бомбили. До сих пор воронки по всему Крыму.

Эта, у станции Владиславовка —

Проезжая на поезде эти места стоит лишь немного внимательней смотреть в окно.

И когда замечаешь эти признаки неудавшейся евроинтеграции, как никогда становится понятно: нужно давить в зародыше любые малейшие попытки разделения России на части, и всякую кёнигсбёргскую, ингерманландскую и прочую мразь, которая стремится к каким-то новым евроинтеграциям.

Утром 8 мая 1942 года 11-ая армия Манштейна перешла в наступление. Операция носила издевательское название «Охота на дроф».
72-я Кубанская кавалерийская дивизия сдерживала натиск ста фашистских танков.
Наступление врага было столь стремительным, что утром фашисты еще были в пригороде, а в полдень на главную площадь ворвались их моторизованные полчища. Кто выжил, помнит, как сутками гудело над городом небо, как надвигались лавины танков, как, укрываясь от бомбежек, прятались в штольнях старики, женщины, дети.
Город пылал. Народ бежал к переправе. Кавказский берег виден, до него всего несколько километров пролива! Но каких километров!
Переправа красна от крови. Катера подходили к причалам кормой и даже не заводили концы, чтобы сразу же отчалить, а на палубу тотчас врывался поток людей.
Кто-то пытался наводить порядок, но какое там! Сминали и смели бы любого.
Падали в воду с бортов, рисковали перевернуть переполненные суденышки.
На переправе утонул пароход «Рот Фронт».
В небе — тучи самолетов Рихтгофена, и прямо в толпе рвутся мины и снаряды.

Два года немецкой оккупации. Затем освобождение Керчи и Крыма.

22 октября 1943 зашли в каменоломни Багерова 850 человек, со всеми семьями, с детьми, со скарбом домашним, даже скот пригнали. Думали, неделя – и все! Освобождение! Зайти должен был только партизанский отряд, но все население устремилось туда же, в скалу!
Командиры решили: не гнать гражданских – все ли смогут под пытками не выдать местонахождение партизан?
В каменоломнях добывали, где — до самого начала войны, а где — когда-то давно — камень-бут для строительства. Говорят, что по сети этих подземных ходов можно выйти из Керчи аж в Феодосии, расположенной за 80 километров!
Каменоломни – это каменный мешок, холод, мрак и ни капли воды, но при этом сразу тебя охватывает промозглая сырость, и уже не отпускает – привыкнуть к ней нельзя. Над головой – 50 метров породы. Скалы (местное название каменоломен) таковы: потухнет свеча или фонарь – все, ты заблудишься, а потом погибнешь.
Что я помню из того времени?
Я чувствовал, что в моей жизни случилось что-то страшное, что так не должно быть.
А как – должно? Слишком мало я прожил на белом свете, слишком мало понимал.
Каким должно было быть настоящее детство – этого я не знаю и не узнаю никогда.

Что пишут о каменоломнях: «Багеровские каменоломни никогда не были объектом экскурсионного туризма. Во времена СССР в Багерово располагался закрытый военный гарнизон, а каменоломни находились на его территории.
Каменоломни представляют собой вырубленные в известняковой породе подземные лабиринты и штольни глубиной 30-50 метров и длиной 6 километров, в которых в довоенное время велась добыча камня-известняка.
В 1930-х годах большевистское руководство СССР ставит задачу повысить производственные мощности государства, и в это время в Крыму начинается добыча известняка. В Багеровских каменоломнях вручную, при помощи одних лишь железных пил, было проложено более 20 километров тоннелей, некоторые из которых достигают в высоту 10 метров. Известно, что добыча камня в багеровских катакомбах велась и в послевоенное время - в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах, о чем также свидетельствуют надписи рабочих на стенах. А тогда уже применялись механические пилы для резки камня. Однако масштабы работ все равно поражают…
Каменоломни, как и всем известные Аджимушкайские каменоломни, принимали в своих недрах участников кровопролитных сражений во время Великой Отечественной войны. В 1943–1944 годах в багеровских каменоломнях базировался партизанский отряд «Багеровская шахта». Также располагался госпиталь, оборудованный партизанами. С тех пор сохранились надписи на стенах, старая ржавая кровать в одной из штолен (в 1970-1980 годах еще была), оставшаяся со времен войны. В штольне, расположенный под местной школой, позже был ликвидирован склад боеприпасов.
Ворвавшись 5 марта 1944 года в каменоломни фашисты расстреляли и задушили в душегубках 220 партизан.

…самим посещать каменоломни не рекомендуется, лучше найти хорошего проводника, так как лабиринты весьма коварны и запутаны.«



trainfanat.livejournal.com

Багеровский аэродром уходит под воду

С окончанием зимы активность работ по строительству Крымского моста заметно возросла. На керченской стороне с каждой неделей происходит значительный прогресс — меняется и сам ландшафт местности: от берега протянулась огромная насыпь в сторону технического моста, остановившегося в заливе близ оконечности мыса Ак-Бурун. Десятки единиц тяжёлой техники привозят и ссыпают в море тонны каменных глыб; возводится городок для мостостроителей, вбиваются сваи, укрепляется берег, закладываются бетонные сооружения.

Строительный материал большей частью берётся с территории полуострова и не всегда он природного происхождения. Например, месяц назад стало известно, что на эти цели будут использованы руины Щёлкинской АЭС, выступавшие доселе разве что в роли атрибута постапокалиптического пейзажа у живописного мыса Казантип. На месте развалин атомной станции появится индустриальный технопарк.

Ещё одним поставщиком бетонных плит, каменного лома и песка является Багеровский аэродром, окончательно уничтоженный в украинский период истории Крыма под разговоры о возможном использовании для гражданских нужд и о перспективах его развития. Ещё в мае 2012 года бывший аэродром был продан с молотка по сильно заниженной цене местной частной компании, тут же приступившей к его разборке на строительные материалы.

Этот стратегический военный объект, способный принимать тяжёлые бомбардировщики, начал возводиться почти сразу после войны в рамках ядерной программы. Авиационная база занимала огромную площадь, одна только основная взлётная полоса имела протяжённость 3,5 км при ширине 80 м и толщине плит более 40 см. На этом полигоне были испытаны и отработаны многие новейшие разработки отечественных ВВС.

В 1973 году здесь открылось военное авиационное училище, а в конце 1980-х — произведён капитальный ремонт взлётно-посадочной полосы, позволивший принимать многоразовый орбитальный корабль «Буран». С распадом СССР аэродром оказался не нужен новому независимому украинскому государству, и уже в 1996 году прекратил своё существование. Закрытие военной базы подкосило и связанный с ней посёлок Багерово, который потерял импульс развития и начал быстро приходить в состояние глубокого упадка.

Последнее десятилетие аэропорт создаёт гнетущее впечатление: разбитые подъездные дороги, заросшие травой и деревьями взлётные полосы, множество забытых и разбираемых на камень больших и малых строений, разгромленные подземные склады и авиационные капониры. Некоторое оживление происходило на этой территории раз в год, когда съезжались владельцы тюнингованных автомобилей для участия в любительских гонках на ускорение. Не меньшее уныние вызывает и посёлок, где не было средств даже на косметический ремонт здания администрации, которое кажется нежилым, встречая прохожих облупленными стенами, оголённой кладкой и рассыпающимися в труху рамами.

Большая часть взлётно-посадочной полосы была разобрана ещё до 2014 года, а сегодня, ввиду строительства Крымского моста, темпы достигли впечатляющих масштабов. Надёжная иностранная техника превращает бетонную толщу в груду обломков. Экскаваторы загружают её в огромные причудливые машины для дробления и сортировки, а самосвалы один за другим отвозят материалы к морскому берегу, где обломки усилий прошлых поколений лягут в основу моста, который свяжет два русских берега Керченского пролива.

Хотелось бы надеяться, что после окончательного демонтажа аэродрома на его месте в будущем появится хоть что-то полезное, а не просто первозданная пустыня. И, возможно, какие-то строения ещё можно восстановить, чтобы открыть там музей Багеровского аэродрома для сохранения хотя бы исторической памяти о грандиозных свершениях прошлого.

14 марта 2016 г.













Фото от 12 марта — Г. Б. Григорьев.

309

zerkalokryma.ru

Багерово (аэродром) — Howling Pixel

Авиабаза Ба́герово — бывший военный аэродром (авиабаза) специального назначения в Крыму. Расположен в 3 км северо-западнее посёлка Багерово, в 14 км северо-западнее города Керчь.

С 1998 года аэродром не эксплуатируется (заброшен). Аэродром имел основную ВПП размерами 3500×80 м (ныне демонтированную), построенную из железобетонных плит ПАГ-18, и способен был принимать самолёты весом до 90 т.[1]. Имелась также грунтовая ВПП размерами 2200×90 м.

История

Стационарный аэродром Багерово использовался во время Великой Отечественной войны для размещения авиационных частей и соединений ВВС РККА. В период с апреля по май 1942 года на аэродроме размещались полки 15-й ударной авиационной группы Ставки ВГК, выполнявшие авиационную поддержку обороняющихся войск Крымского фронта:

После вывода авиации с Крыма в 1942 году на аэродроме базировались немецкие Люфтваффе.

Бетонная ВПП, стоянки и рулёжные дорожки аэродрома были построены всего за полгода зимой 1951-52 гг. под руководством Л. П. Берия, на месте действовавшего здесь во время войны полевого аэродрома. Сформирован 71-й специальный полигон ВВС (войсковая часть 93851)[4] в районе посёлка Багерово, в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 августа 1947 г., и приказом министра обороны от 27 августа 1947 г. с целью авиационного обеспечения проведения воздушных ядерных испытаний и отработки технических средств доставки ядерных зарядов, в качестве которых в то время могла использоваться только авиация. Первые атомные заряды разрабатывались для авиационных бомб с весогабаритными характеристиками, позволяющими использование их только с дальнего бомбардировщика Ту-4.

71-й специальный полигон ВВС

71-й специальный полигон («Москва-400» или «Курчатовский полигон»).

Полигон предназначался для технических, баллистических и др. неядерных испытаний термоядерных авиационных спецбоеприпасов и средств их доставки. Включал собственно аэродром Багерово, жилую и служебную зону в п. Багерово, а также территорию на п-ве Крым и часть акватории Азовского моря от озера Чокрак на востоке до Казантипского залива на западе. На территории полигона в самые сжатые сроки были построены: внеклассный аэродром с ВПП 3,5 км, позволяющий принимать любые летательные аппараты того времени днём и ночью, лаборатории и измерительные пункты для проведения баллистических испытаний, жилой городок, в котором были: гарнизонный Дом офицеров на 620 мест, солдатский клуб, две гостиницы, госпиталь и поликлиника, четыре магазина, образцовая средняя школа, детский сад, пионерский лагерь на 200 мест. Гарнизон выгодно (по меркам тех лет) отличала хорошая обеспеченность благоустроенным жильём для военнослужащих и членов семей. Строительством занимался военный строительный батальон, в дальнейшем развёрнут в строительную бригаду. Темпы строительства объектов были очень высокие.

С самого начала гарнизон Багерово был отнесён к закрытым режимным ядерным объектам с пропускным режимом даже в жилую зону городка. Первое время действовали ограничения по переписке, проживанию членов семей как в гарнизоне, так и близлежащих поселках и г. Керчи.

В структуру полигона входили: штаб, лётно-испытательная часть (три авиационных полка), инженерно-авиационная служба, научно-испытательная часть, службы тылового обеспечения.

В лётно-испытательную часть входили:

35-й отдельный специальный испытательный авиационный полк (бывш. 35-й бомбардировочный Берлинский орденов Суворова и Кутузова авиационный полк). На вооружении 35-го ОСИАП стояли самолёты Ту-4, затем Ил-28, Ту-16, Ту-95, 3М, Бе-12, Су-7Б. Все самолёты полка были оснащены специальным оборудованием и использовались в качестве самолётов-лабораторий и самолётов-носителей. В январе 1973 года полк был переформирован в 75-й ОСАП 8-го НИИ ВВС и убыл в СКВО.

513-й истребительный авиационный полк. На вооружении полка имелись истребители Ла-9, МиГ-15, а затем МиГ-17. Они предназначались для охраны и сопровождения самолётов носителей с изделиями на борту. Для предотвращения попыток угона самолётов со специзделиями все полёты на полигон выполнялись в строго оговоренных в полётном задании зонах воздушного пространства. При выполнении задания истребители снаряжались полным боекомплектом. Полк расформирован в 1962 году.

647-й смешанный авиационный полк специального обеспечения. В полку были самолёты и вертолёты следующих типов: По-2, Як-12, Ли-2, Ил-14, Ил-28, Як-25, Ан-8, Ан-12, Ан-24, Ми-6. Полк выполнял задачи: отбор проб воздуха из радиоактивного облака, фото- и киносъёмка различных этапов ядерных испытаний, отработка и испытания ядерных боеприпасов, транспортные перевозки, связь.

Научно-испытательная часть включала следующие подразделения: отдел испытаний ядерных авиационных бомб, отдел испытаний специальных боевых частей авиационных ракет, отдел испытаний самолётов, отдел самолётных измерений, отдел испытаний средств эксплуатации, временного хранения и подготовки изделий к применению, отдел по средствам отбора радиоактивных продуктов из облака ядерного взрыва и дезактивации самолётов, лаборатория механических и климатических испытаний.

Для натурных испытаний ядерных боеприпасов от 71-го полигона формировалась и командировалась авиагруппа. Так, например, при проведении войсковых учений на Тоцком полигоне от 71-го полигона выделена группа в составе 2-х носителей Ту-4, два самолёта-фотографа Ил-28, шесть истребителей МиГ-17, транспортный самолёт Ли-2 и связной самолёт Як-12.

В период с 1949—1962 гг. личный состав 71-й полигона участвовал в 178 ядерных испытаниях: на Семипалатинском полигоне 94 раза, на Новоземельском полигоне 83 раза и на Тоцком полигоне 1 раз.

В начале 1953 года в Багерово на базе 35-го ОСИАП происходило освоение ракетной системы

Комета 27-й УТЧ ВВС Черноморского флота (аэр. Гвардейское). В январе-феврале 1957 года в этом полку проходили обучение экипажи отряда управления 143-й минно-торпедной дивизии ВВС Тихоокеанского флота (аэр. Каменный Ручей), с последующей передачей 4-х самолётов Ту-4. В 1962 году на Новоземельском полигоне проводились лётно-тактические учения двух тяжелобомбардировочных полков ВВС ДА, с практическим применением термоядерных авиационных бомб. Авиагруппа от 71-го полигона на время учений базировалась на аэродроме Оленья. Затем СССР подписал международное соглашение о запрещении ядерных испытаний на земле, в море и в воздухе, и деятельность 71-го полигона сошла на нет.

В 1972 году 71-й полигон в п. Багерово прекратил свою деятельность как самостоятельная организация и был реорганизован в 10-е управление при 8-м ГНИИ ВВС, с дислокацией в р-не г. Ахтубинска.

Филиал Луганского (Ворошиловградского) штурманского училища

В 1973 году на базе аэродрома был открыт филиал Ворошиловградского высшего авиационного училища штурманов, который готовил кадры для фронтовой и армейской авиации, в том числе офицеров боевого управления.

На аэродроме Багерово базировался 228-й учебный авиационный полк. На вооружении стояли истребители МиГ-21 (1 и 2 аэ) и учебно-тренировочные самолёты чехословацкого производства L-29 (3 аэ).

Морская зона бывшего 71-го полигона использовалась для учебных задач при подготовке штурманов противолодочной авиации (тренировки на сброс гидроакустических буев с самолётов Бе-12)

В конце 1980-х выполнен капитальный ремонт ВПП с созданием поверхностного слоя из аэродромных бетонных плит ПАГ-18.

В 1992 году филиал вместе с училищем был передан в состав ВВС Украины, а в 1996 году прекратил своё существование. Гарнизон пришел в запустение вместе со всей инфраструктурой:

  • два эскадрильно-технических одноэтажных зданий;
  • насосная ПММ;
  • командно-диспетчерский пункт — 15,6 тысяч м²;
  • взлетно-посадочная полоса (№ 1) (основная и вспомогательная) площадью 27,23 га;
  • склады ПММ (4 открытых резервуара, заглубленных в землю).

Окончание истории аэродрома

16 мая 2012 года на сайте Фонда Имущества АРК был выставлен лот на продажу комплекса взлетно-посадочной полосы Багеровского аэродрома[5]. 29 мая 2012 года аэродром был продан за 13 млн. 300 тыс. гривен (~ 1.5 млн долларов США) на аукционе, проведённом 29 мая Фондом имущества Крыма, частной компании (ООО «Лама» из Керчи), специализирующейся на оптовой торговле строительными материалами. По многочисленным оценкам одни только плиты взлётной полосы могут быть проданы за 50 млн гривен[6][7][8][9]. К 10 сентября 2012 года было разобрано 2 км полосы из 3,5 км. В частности некоторые плиты были использованы при строительстве жилищного комплекса в Керчи[10].

Телеканал «Звезда», возможно ошибочно, 20 мая 2015 года с сюжете «Крепость по имени Крым: чем полуостров ответит врагу» сообщил «Одновременно решено восстановить ряд аэродромов, которые украинцы забросили, разграбили («Багерово») или превратили в птицефабрики («Веселое»). На них обновляются взлетно-посадочные полосы и аппаратура командно-диспетчерских пунктов.»[11].

По состоянию на 21 июня 2016 остались частично целыми две рулёжных дорожки: длиной 1500 м (южная РД) и 800 м (восточная РД). Остальная сеть РД и поверхность ИВПП варварски демонтированы и раздроблены на щебень. Аэродром прекратил своё существование.

Памятники

Памятник летчику Прокурату и погибшим в годы войны советским воинам. Адъютант эскадрильи 50-го истребительного авиационного полка комсомолец лейтенант Прокурат Е. Т. погиб при таране немецкого бомбардировщика Не-111.

Памятник Авиаторам Багерово напротив Дома офицеров на центральной аллее. Высечены имена курсантов и погибших в горячих точках выпускников Багеровского филиала Луганского училища, всего тридцать человек.

Памятник партизанам багеровских каменоломен.

Памятник Ленину возле Дома офицеров (до сих пор стоит!)

На поселковом кладбище — безымянная братская могила.

Возле вокзального домика на ж/д станции Багерово стояла скульптура лётчика.

Экологические проблемы

На территории полигона имеется закрытая зона — ядерный могильник объект «М», площадью 300 га. Вероятно, здесь утилизировали отходы от дезактивации самолётов либо радиоактивные элементы конструкции. В окрестностях объекта, согласно ежегодным замерам, уровень радиации не превышен, но в районе могильника зафиксированы выбросы до 15 тыс. микрорентген в час.

Легенды

В прессе и литературе упоминалось, что целью реконструкции аэродрома Багерово в 1980-х годах было его использование в качестве запасного аэродрома для посадки космоплана советской многоразовой транспортной космической системы «Буран».

В действительности в качестве «Западного запасного аэродрома» для «Бурана» предусматривался аэропорт Симферополь с реконструированной ВПП размерами 3701×60 м (45°02′42″ с. ш. 33°58′37″ в. д.)[12][13]. На этом аэродроме (и в его районе) был развёрнут Комплекс радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением «Вымпел» для обеспечения штатной посадки «Бурана» (в автоматическом и ручном режиме).

Примечания

  1. ↑ Схема (кроки) аэродрома Багерово
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Анохин В. А., Быков М. Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное издание. — М.: Яуза-пресс, 2014. — 944 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9955-0707-9.
  3. 1 2 3 4 Коллектив авторов. Боевой состав Советской Армии. Часть II. (Январь — декабрь 1942 г.) / Грылев А.Н.. — Военно-Научное управление Генерального Штаба. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1966. — 266 с.
  4. Куликов Серафим Михайлович. Авиация и ядерные испытания. — М.: ЦНИИатоминформ, 1998. — 176 с. — (Документальная литература). — ISBN 5-85165-449-X.
  5. ↑ Информация о продаже на аукционе объекта общей собственности Архивировано 20 мая 2012 года.
  6. ↑ Военный аэродром в Багерово пошел с молотка для погашения «мусорного» займа (ФОТО) / У объекта не было авиационного будущего / 30.05.12 / Новый Регион — Крым
  7. ↑ Кужель требует расследовать «дерибан» аэродрома Багерово (недоступная ссылка). Дата обращения 18 ноября 2012. Архивировано 30 июня 2012 года.
  8. ↑ Жители Багерово поняли, что их обдурили с аэродромом
  9. ↑ Аэродром в Багерово ушел с молотка — YouTube
  10. ↑ «Это не территория России, здесь немножко все по-другому»
  11. ↑ Крепость по имени Крым: чем полуостров ответит врагу
  12. ↑ Запасные аэродромы для «Бурана»
  13. ↑ Схема размещения в Крыму объектов Комплекса радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением «Вымпел»

Литература

  • Куликов Серафим Михайлович. Авиация и ядерные испытания. — М.: ЦНИИатоминформ, 1998. — 176 с. — (Документальная литература). — ISBN 5-85165-449-X.
  • Анохин В. А., Быков М. Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное издание. — М.: Яуза-пресс, 2014. — 944 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9955-0707-9.
  • Левшов П.В., Болтенков Д.Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). — Специальный выпуск альманаха «Тайфун» № 12. — СПб., 2012. — 768 с. — (Справочник).

Ссылки

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Аэродром Багерово — Забытые крепости ХХ века — LiveJournal

Авиабаза Багерово- военный аэродром в небольшом крымском посёлке неподалеку от Керчи. Авиабаза была секретным 71-м полигоном ВВС, участвовавшем в 178-ми ядерных испытаниях. Аэродром обеспечивал проведение воздушных ядерных испытаний, кроме этого на полигоне отрабатывались технические средства доставки ядерных зарядов. В 1998 г. воинская часть была расформирована, а аэродром пришел в запустение вместе со всей инфраструктурой.

Из истории Багерово:

В конце XIX в. помещик немец Баугер приобрёл имение в деревне Курулу, в которой в те времена активно добывался строительный материал. В последующем старое название поместья «Баугер» трансформировалось в «Багерово». Все объекты в Багерово были построены из ракушечника очень высокого качества, и камни из карьера использовали и при строительстве Форта Тотлебен (Крепость Керчь).

1. Авиабаза была создана Постановлением Советa Министров СССР от 21 августа 1947 г в 14 км к северо-западу от города Керчь, на месте действовавшего здесь во время войны полевого аэродрома. При выборе месторасположения полигона рассматривалось несколько вариантов, в том числе были предложения разместить полигон поблизости от места разработки и изготовления атомной бомбы, невдалеке от Сарова. Однако по условиям безопасности и другим соображениям этот вариант не был одобрен.

Окончательным местом для 71-го полигона был определен р-н пос. Багерово на Керченском п-ове в Крыму. Полигон был расположен в 14 км от Керчи В этом районе преобладало значительное количество солнечных дней, что было существенно для обеспечения визуального наблюдения за испытываемыми объектами при траекторных измерениях. При этом учитывалось обеспечение безопасности испытаний и соблюдение режимных условий, а также возможность отчуждения для полигона значительной территории. Восточная граница полигона от пос. Багерово выходила к Азовскому морю в р-не Чокракского оз., а западная — к Казантипскому заливу.

Срок формирования и оснащения полигона был приурочен к лету 1949 года, когда планировалось первое испытание ядерного заряда на Семипалатинском полигоне.

2. Аэродром был построен всего за полгода. Строили его в 51-52 годах под руководством Л.П. Берия для испытания крылатых ракет (главным конструктором которых был Сергей Берия) и выполнения воздушных ядерных взрывов и отбора продуктов взрыва из облака. Здесь велась отработка и «неядерные» испытания ядерных бомб совместно с испытаниями их носителей. Для взлета и посадки тяжелых ракетоносцев в Багерово была построена взлетно-посадочная полоса шириной 80 метров и длиной 3,5 километра. Полоса была сделана из прочнейшего бетона и использовалась дальними бомбардировщиками Ту-4.

По результатам этих испытаний определялась пригодность и готовность комплекса «самолет-бомба» к проведению воздушных ядерных испытаний.

3. В Багерово одна из самых длинных ВПП (вторая по величине в СССР), два реактивных самолета могли взлетать друг другу на встречу. Самолеты с Багеровского аэродрома вылетали для участия в ядерных испытаниях. Они проходили сквозь облако, поднимавшееся после взрыва, и отбирали пробы воздуха и частичек радиоактивной пыли.

4/5. Доставлять атомные заряды в то время могла лишь только авиация. Самолет-носитель бросал на полигон бомбы, идентичные по форме, массе и размерам первой отечественной атомной РДС-1, с теми же взрывателями, но не ядерные, а с обычным взрывным устройством. Только после того, как крымские эксперименты прошли успешно, приступили к опытам с настоящими ядерными бомбами на восточных и северных полигонах страны.

Самолёты с Багеровского полигона использовались в крупномасштабных учениях «Снежок» с применением атомной бомбы. 14 сентября 1954 года состоялось ядерное испытание на Тоцком полигоне в Оренбургской области. Оно готовилось в условиях нарастающей напряженности между СССР и США. В Америке были планы ядерного нападения на СССР. В сентябре 1953-го ЦК КПСС и Совмином СССР был принят документ о подготовке к боевым действиям в условиях ведения ядерной войны. А 14 сентября началось крупномасштабное общевойсковое учение с применением атомного оружия.

6. Аэродром стоял совсем рядом с морем, и иногда между вылетами лётчики успевали окунуться в море, а потом мокрые бежали на стоянку, где их уже ждали истребители.

7. Вся территория и объекты на ней были огорожены колючей проволокой, и почти у каждого объекта имеется свой КПП. Каждый занимался только своим делом в своём строго отведённом для этого месте. Все письма из Багерово шли через Москву — не дай Бог, кто из военнослужащих проболтается родным, чем занимается….

8. Больше 300 га степи Ленинского района на бывшем военном полигоне, отведено под объект «М» и его санитарно-защитную зону. Двойной ряд колючей проволоки, на столбах — таблички со знаком радиоактивной опасности. Название объекта «М» расшифровывается как «могильник». В нем под слоем земли и глины захоронены радиоактивные отходы. На самом могильнике радиоактивный фон держится в пределах нормы — около 40 микрорентген в час, но, по утверждению наблюдающих за объектом специалистов, есть и аномальные точки, где счетчики радиации фиксируют излучение до 15 тыс. единиц. В окрестностях объекта, согласно ежегодным замерам, уровень радиации не превышен.

9. Военных из полигона называли «глухонемыми» — они не имели права ничего рассказывать об объекте.

10.

11. В июле 1971 года начались учения Одесского ВО «Юг-71». В районе Багерово высаживался десант, самолеты Ан-12 и Ан-22 летели тройками, выбрасывали парашютистов и технику. Всего было совершено более 250 самолето-вылетов. После учений в «Красной звезде» появились статьи и фотографии гарнизона, это и называлось причиной расформированием части — дескать, часть рассекретили.

12. В мае 2012 года на сайте Фонда Имущества Крыма был выставлен лот на продажу комплекса взлетно-посадочной полосы Багеровского аэродрома и 29 мая 2012 года аэродром был продан за 13 млн. 300 тыс. гривен (~ 1.5 млн. долларов США) на аукционе ООО «Лама» из Керчи, специализирующемуся на оптовой торговле строительными материалами. Одни только плиты взлётной полосы могут быть проданы за 6 млн. долларов.

13. И началось разграбление бывшего аэродрома

14.

15.

16. Карта аэродрома в Гугл-мапс. Большинство плит снято.

17.

18.

19. С расстояния 260 км можно спокойно было наблюдать, а с расстояния 475 км уже фиксировать, что происходит на территории полигона, а до территории Турции, входящей в блок НАТО, расстояние было еще меньшим. Поэтому для проведения испытаний испытательные отделы уже в середине 60-х годов передислоцировали в другое место.

20/21.

22.

23. Жалкий вид представляют наблюдательные вышки, зияющие пустыми глазницами окон. Все, что только можно было унести, — унесено. Остались только голые остовы, на которые особенно горько смотреть. Ведь здесь когда-то проводилась работа по руководству полетами новейших советских стратегических бомбардировщиков.

24.

25. Командно-диспетчерская вышка

26. И то, что от неё осталось.

27. Всё разрушено и заросло травой.

28.

29.

30. Причиной разрухи явилась т.н. «перестройка», инициированная М.С.Горбачёвым в 1986 году.

31. И результат, к чему «перестройка» привела.

32.

33.

34.

35.

36. В 1970–80 годы 288-й истребительный авиаполк в Багерово служил учебной базой Ворошиловоградского высшего военного авиационного училища штурманов. Чуть позже аэродром и учебная база стали исполняли роль центра доподготовки и переподготовки штурманов после училищ всего СССР.

37.

38/39.

40.

41. В 1994 году последние сорок выпускников училища уехали в Россию. В 1998 г. летная воинская часть и училище были расформированы, аэродром перестали эксплуатировать, а гарнизон пришел в запустение вместе со всей инфраструктурой.

42. Запустение и разруха. Вот склад вооружения и техники, от которого остался лишь каркас. Какое-то время предпринимались попытки оградить постройку от полного разрушения, но человеческая алчность и беспамятство победили. Крыша и все ее конструкции исчезли, а внутреннее пространство склада поросло высокой травой.

43.

44. Надписи «Стой! Запретная зона! Огонь открывается на поражение!» давно выцвели

45. Жизнь ушла из Багерово, ни рядом, ни внутри нет людей

46. Раньше на аэродроме базировалось до 100 самолётов

47. И на КУОС-192 (курсы усовершенствования офицерского состава) готовились для авиации лётчики, штурмана и диспетчеры.

48. В гарнизоне стало не просто как в провинции, а хуже – как в захолустье. Все скверы, клумбы, розарии превращены в огороды. Все дворы превращены в курятники, хлева, заставлены убогими сараями, завалены мусором. Асфальтовые тротуары и бетонка по Центральной улице заилены глиной и землёй — во что всё превратилось в образцовом военном городке.

49.

50/51.

52.

53.

54. Склад ракетно-артиллерийского вооружения

55. ЗКП (закрытый командный пункт). Плиты перекрыытия проданы ЧП «Мыс Зюк» и смонтированы такой же аркой в Маме Русской под танцпол.

56. Теперь всё заросло бурьяном.

57/58. Колосится трава в рост человека. Забор у лётной школы почти на всём протяжении повален или разломан.

59. ТЭЧ — рембаза

60. В этих развалинах раньше хранилась первая атомная бомба, испытанная на Семипалатинском полигоне.

61. Когда-то бравые лётчики гордились тем, что служат стране. У них было будущее, они рожали детей, не зная…

Понравилось?

lost-fortresses.livejournal.com

Аэродром Багерово: starcom68 — LiveJournal

Авиабаза Багерово- военный аэродром в небольшом крымском посёлке неподалеку от Керчи. Авиабаза была секретным 71-м полигоном ВВС, участвовавшем в 178-ми ядерных испытаниях. Аэродром обеспечивал проведение воздушных ядерных испытаний, кроме этого на полигоне отрабатывались технические средства доставки ядерных зарядов. В 1998 г. воинская часть была расформирована, а аэродром пришел в запустение вместе со всей инфраструктурой.

Из истории Багерово:

В конце XIX в. помещик немец Баугер приобрёл имение в деревне Курулу, в которой в те времена активно добывался строительный материал. В последующем старое название поместья «Баугер» трансформировалось в «Багерово». Все объекты в Багерово были построены из ракушечника очень высокого качества, и камни из карьера использовали и при строительстве Форта Тотлебен (Крепость Керчь).

1. Авиабаза была создана Постановлением Советa Министров СССР от 21 августа 1947 г в 14 км к северо-западу от города Керчь, на месте действовавшего здесь во время войны полевого аэродрома. При выборе месторасположения полигона рассматривалось несколько вариантов, в том числе были предложения разместить полигон поблизости от места разработки и изготовления атомной бомбы, невдалеке от Сарова. Однако по условиям безопасности и другим соображениям этот вариант не был одобрен.

Окончательным местом для 71-го полигона был определен р-н пос. Багерово на Керченском п-ове в Крыму. Полигон был расположен в 14 км от Керчи В этом районе преобладало значительное количество солнечных дней, что было существенно для обеспечения визуального наблюдения за испытываемыми объектами при траекторных измерениях. При этом учитывалось обеспечение безопасности испытаний и соблюдение режимных условий, а также возможность отчуждения для полигона значительной территории. Восточная граница полигона от пос. Багерово выходила к Азовскому морю в р-не Чокракского оз., а западная — к Казантипскому заливу.

Срок формирования и оснащения полигона был приурочен к лету 1949 года, когда планировалось первое испытание ядерного заряда на Семипалатинском полигоне.

2. Аэродром был построен всего за полгода. Строили его в 51-52 годах под руководством Л.П. Берия для испытания крылатых ракет (главным конструктором которых был Сергей Берия) и выполнения воздушных ядерных взрывов и отбора продуктов взрыва из облака. Здесь велась отработка и «неядерные» испытания ядерных бомб совместно с испытаниями их носителей. Для взлета и посадки тяжелых ракетоносцев в Багерово была построена взлетно-посадочная полоса шириной 80 метров и длиной 3,5 километра. Полоса была сделана из прочнейшего бетона и использовалась дальними бомбардировщиками Ту-4.

По результатам этих испытаний определялась пригодность и готовность комплекса «самолет-бомба» к проведению воздушных ядерных испытаний.

3. В Багерово одна из самых длинных ВПП (вторая по величине в СССР), два реактивных самолета могли взлетать друг другу на встречу. Самолеты с Багеровского аэродрома вылетали для участия в ядерных испытаниях. Они проходили сквозь облако, поднимавшееся после взрыва, и отбирали пробы воздуха и частичек радиоактивной пыли.

4/5. Доставлять атомные заряды в то время могла лишь только авиация. Самолет-носитель бросал на полигон бомбы, идентичные по форме, массе и размерам первой отечественной атомной РДС-1, с теми же взрывателями, но не ядерные, а с обычным взрывным устройством. Только после того, как крымские эксперименты прошли успешно, приступили к опытам с настоящими ядерными бомбами на восточных и северных полигонах страны.

Самолёты с Багеровского полигона использовались в крупномасштабных учениях «Снежок» с применением атомной бомбы. 14 сентября 1954 года состоялось ядерное испытание на Тоцком полигоне в Оренбургской области. Оно готовилось в условиях нарастающей напряженности между СССР и США. В Америке были планы ядерного нападения на СССР. В сентябре 1953-го ЦК КПСС и Совмином СССР был принят документ о подготовке к боевым действиям в условиях ведения ядерной войны. А 14 сентября началось крупномасштабное общевойсковое учение с применением атомного оружия.

6. Аэродром стоял совсем рядом с морем, и иногда между вылетами лётчики успевали окунуться в море, а потом мокрые бежали на стоянку, где их уже ждали истребители.

7. Вся территория и объекты на ней были огорожены колючей проволокой, и почти у каждого объекта имеется свой КПП. Каждый занимался только своим делом в своём строго отведённом для этого месте. Все письма из Багерово шли через Москву — не дай Бог, кто из военнослужащих проболтается родным, чем занимается….

8. Больше 300 га степи Ленинского района на бывшем военном полигоне, отведено под объект «М» и его санитарно-защитную зону. Двойной ряд колючей проволоки, на столбах — таблички со знаком радиоактивной опасности. Название объекта «М» расшифровывается как «могильник». В нем под слоем земли и глины захоронены радиоактивные отходы. На самом могильнике радиоактивный фон держится в пределах нормы — около 40 микрорентген в час, но, по утверждению наблюдающих за объектом специалистов, есть и аномальные точки, где счетчики радиации фиксируют излучение до 15 тыс. единиц. В окрестностях объекта, согласно ежегодным замерам, уровень радиации не превышен.

9. Военных из полигона называли «глухонемыми» — они не имели права ничего рассказывать об объекте.

10.

11. В июле 1971 года начались учения Одесского ВО «Юг-71». В районе Багерово высаживался десант, самолеты Ан-12 и Ан-22 летели тройками, выбрасывали парашютистов и технику. Всего было совершено более 250 самолето-вылетов. После учений в «Красной звезде» появились статьи и фотографии гарнизона, это и называлось причиной расформированием части — дескать, часть рассекретили.

12. В мае 2012 года на сайте Фонда Имущества Крыма был выставлен лот на продажу комплекса взлетно-посадочной полосы Багеровского аэродрома и 29 мая 2012 года аэродром был продан за 13 млн. 300 тыс. гривен (~ 1.5 млн. долларов США) на аукционе ООО «Лама» из Керчи, специализирующемуся на оптовой торговле строительными материалами. Одни только плиты взлётной полосы могут быть проданы за 6 млн. долларов.

13. И началось разграбление бывшего аэродрома

14.

15.

16. Карта аэродрома в Гугл-мапс. Большинство плит снято.

17.

18.

19. С расстояния 260 км можно спокойно было наблюдать, а с расстояния 475 км уже фиксировать, что происходит на территории полигона, а до территории Турции, входящей в блок НАТО, расстояние было еще меньшим. Поэтому для проведения испытаний испытательные отделы уже в середине 60-х годов передислоцировали в другое место.

20/21.

22.

23. Жалкий вид представляют наблюдательные вышки, зияющие пустыми глазницами окон. Все, что только можно было унести, — унесено. Остались только голые остовы, на которые особенно горько смотреть. Ведь здесь когда-то проводилась работа по руководству полетами новейших советских стратегических бомбардировщиков.

24.

25. Командно-диспетчерская вышка

26. И то, что от неё осталось.

27. Всё разрушено и заросло травой.

28.

29.

30. Причиной разрухи явилась т.н. «перестройка», инициированная М.С.Горбачёвым в 1986 году.

31. И результат, к чему «перестройка» привела.

32.

33.

34.

35.

36. В 1970–80 годы 288-й истребительный авиаполк в Багерово служил учебной базой Ворошиловоградского высшего военного авиационного училища штурманов. Чуть позже аэродром и учебная база стали исполняли роль центра доподготовки и переподготовки штурманов после училищ всего СССР.

37.

38/39.

40.

41. В 1994 году последние сорок выпускников училища уехали в Россию. В 1998 г. летная воинская часть и училище были расформированы, аэродром перестали эксплуатировать, а гарнизон пришел в запустение вместе со всей инфраструктурой.

42. Запустение и разруха. Вот склад вооружения и техники, от которого остался лишь каркас. Какое-то время предпринимались попытки оградить постройку от полного разрушения, но человеческая алчность и беспамятство победили. Крыша и все ее конструкции исчезли, а внутреннее пространство склада поросло высокой травой.

43.

44. Надписи «Стой! Запретная зона! Огонь открывается на поражение!» давно выцвели

45. Жизнь ушла из Багерово, ни рядом, ни внутри нет людей

46. Раньше на аэродроме базировалось до 100 самолётов

47. И на КУОС-192 (курсы усовершенствования офицерского состава) готовились для авиации лётчики, штурмана и диспетчеры.

48. В гарнизоне стало не просто как в провинции, а хуже – как в захолустье. Все скверы, клумбы, розарии превращены в огороды. Все дворы превращены в курятники, хлева, заставлены убогими сараями, завалены мусором. Асфальтовые тротуары и бетонка по Центральной улице заилены глиной и землёй — во что всё превратилось в образцовом военном городке.

49.

50/51.

52.

53.

54. Склад ракетно-артиллерийского вооружения

55. ЗКП (закрытый командный пункт). Плиты перекрыытия проданы ЧП «Мыс Зюк» и смонтированы такой же аркой в Маме Русской под танцпол.

56. Теперь всё заросло бурьяном.

57/58. Колосится трава в рост человека. Забор у лётной школы почти на всём протяжении повален или разломан.

59. ТЭЧ — рембаза

60. В этих развалинах раньше хранилась первая атомная бомба, испытанная на Семипалатинском полигоне.

61. Когда-то бравые лётчики гордились тем, что служат стране. У них было будущее, они рожали детей, не зная…

62/63. ..что их дети станут такими (фотография с группы «Дискотека в пгт Багерово»). А ведь раньше при багеровском военном училище в 80-х годах существовала школа авиации и космонавтики для школьников города. В Багерово служил отец телеведущего Сергея Доренко, и родилась певица Алёна Свиридова( «Бедная овечка»,»Розовый фламинго»). Жизнь здесь давно остановилась. Про спорт здесь забыли.

64/65. Интересно, о чём сейчас мечтают и во что играют багеровские дети? В группе жителей однажды был задан вопрос «Поделитесь желаниями по изменению родного Багерово! Чтобы вы хотели изменить?», на который местнгая школьница Александра Волкова откровенно ответила «Я бы хотела изменить ВСЁ!» И она действительно права, в ЭТОЙ стране нужно менять всё.

starcom68.livejournal.com

Багерово (аэродром) — Википедия

Багерово
ИАТА: нет – ИКАО: нет
Информация
Тип Военный
Страна
Расположение Крым
Высота НУМ +120 м
Часовой пояс UTC+3
Сайт bagerovo.ru
Взлётно-посадочные полосы
НомерРазмеры (м)Покрытие
05Л/23П3500х80бетон
05П/23Л2200х90грунт

Авиабаза Ба́герово — бывший военный аэродром (авиабаза) специального назначения в Крыму. Расположен в 3 км северо-западнее посёлка Багерово, в 14 км северо-западнее города Керчь.

С 1998 года аэродром не эксплуатируется (заброшен). Аэродром имел основную ВПП размерами 3500×80 м (ныне демонтированную), построенную из железобетонных плит ПАГ-18, и способен был принимать самолёты весом до 90 т.[1]. Имелась также грунтовая ВПП размерами 2200×90 м.

История

Стационарный аэродром Багерово использовался во время Великой Отечественной войны для размещения авиационных частей и соединений ВВС РККА. В период с апреля по май 1942 года на аэродроме размещались полки 15-й ударной авиационной группы Ставки ВГК, выполнявшие авиационную поддержку обороняющихся войск Крымского фронта:

После вывода авиации с Крыма в 1942 году на аэродроме базировались немецкие Люфтваффе.

Бетонная ВПП, стоянки и рулёжные дорожки аэродрома были построены всего за полгода зимой 1951-52 гг. под руководством Л. П. Берия, на месте действовавшего здесь во время войны полевого аэродрома. Сформирован 71-й специальный полигон ВВС (войсковая часть 93851)[4] в районе посёлка Багерово, в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 августа 1947 г., и приказом министра обороны от 27 августа 1947 г. с целью авиационного обеспечения проведения воздушных ядерных испытаний и отработки технических средств доставки ядерных зарядов, в качестве которых в то время могла использоваться только авиация. Первые атомные заряды разрабатывались для авиационных бомб с весогабаритными характеристиками, позволяющими использование их только с дальнего бомбардировщика Ту-4.

Видео по теме

71-й специальный полигон ВВС

71-й специальный полигон («Москва-400» или «Курчатовский полигон»).

Полигон предназначался для технических, баллистических и др. неядерных испытаний термоядерных авиационных спецбоеприпасов и средств их доставки. Включал собственно аэродром Багерово, жилую и служебную зону в п. Багерово, а также территорию на п-ве Крым и часть акватории Азовского моря от озера Чокрак на востоке до Казантипского залива на западе. На территории полигона в самые сжатые сроки были построены: внеклассный аэродром с ВПП 3,5 км, позволяющий принимать любые летательные аппараты того времени днём и ночью, лаборатории и измерительные пункты для проведения баллистических испытаний, жилой городок, в котором были: гарнизонный Дом офицеров на 620 мест, солдатский клуб, две гостиницы, госпиталь и поликлиника, четыре магазина, образцовая средняя школа, детский сад, пионерский лагерь на 200 мест. Гарнизон выгодно (по меркам тех лет) отличала хорошая обеспеченность благоустроенным жильём для военнослужащих и членов семей. Строительством занимался военный строительный батальон, в дальнейшем развёрнут в строительную бригаду. Темпы строительства объектов были очень высокие.

С самого начала гарнизон Багерово был отнесён к закрытым режимным ядерным объектам с пропускным режимом даже в жилую зону городка. Первое время действовали ограничения по переписке, проживанию членов семей как в гарнизоне, так и близлежащих поселках и г. Керчи.

В структуру полигона входили: штаб, лётно-испытательная часть (три авиационных полка), инженерно-авиационная служба, научно-испытательная часть, службы тылового обеспечения.

В лётно-испытательную часть входили:

35-й отдельный специальный испытательный авиационный полк (бывш. 35-й бомбардировочный Берлинский орденов Суворова и Кутузова авиационный полк). На вооружении 35-го ОСИАП стояли самолёты Ту-4, затем Ил-28, Ту-16, Ту-95, 3М, Бе-12, Су-7Б. Все самолёты полка были оснащены специальным оборудованием и использовались в качестве самолётов-лабораторий и самолётов-носителей. В январе 1973 года полк был переформирован в 75-й ОСАП 8-го НИИ ВВС и убыл в СКВО.

513-й истребительный авиационный полк. На вооружении полка имелись истребители Ла-9, МиГ-15, а затем МиГ-17. Они предназначались для охраны и сопровождения самолётов носителей с изделиями на борту. Для предотвращения попыток угона самолётов со специзделиями все полёты на полигон выполнялись в строго оговоренных в полётном задании зонах воздушного пространства. При выполнении задания истребители снаряжались полным боекомплектом. Полк расформирован в 1962 году.

647-й смешанный авиационный полк специального обеспечения. В полку были самолёты и вертолёты следующих типов: По-2, Як-12, Ли-2, Ил-14, Ил-28, Як-25, Ан-8, Ан-12, Ан-24, Ми-6. Полк выполнял задачи: отбор проб воздуха из радиоактивного облака, фото- и киносъёмка различных этапов ядерных испытаний, отработка и испытания ядерных боеприпасов, транспортные перевозки, связь.

Научно-испытательная часть включала следующие подразделения: отдел испытаний ядерных авиационных бомб, отдел испытаний специальных боевых частей авиационных ракет, отдел испытаний самолётов, отдел самолётных измерений, отдел испытаний средств эксплуатации, временного хранения и подготовки изделий к применению, отдел по средствам отбора радиоактивных продуктов из облака ядерного взрыва и дезактивации самолётов, лаборатория механических и климатических испытаний.

Для натурных испытаний ядерных боеприпасов от 71-го полигона формировалась и командировалась авиагруппа. Так, например, при проведении войсковых учений на Тоцком полигоне от 71-го полигона выделена группа в составе 2-х носителей Ту-4, два самолёта-фотографа Ил-28, шесть истребителей МиГ-17, транспортный самолёт Ли-2 и связной самолёт Як-12.

В период с 1949—1962 гг. личный состав 71-й полигона участвовал в 178 ядерных испытаниях: на Семипалатинском полигоне 94 раза, на Новоземельском полигоне 83 раза и на Тоцком полигоне 1 раз.

В начале 1953 года в Багерово на базе 35-го ОСИАП происходило освоение ракетной системы Комета 27-й УТЧ ВВС Черноморского флота (аэр. Гвардейское). В январе-феврале 1957 года в этом полку проходили обучение экипажи отряда управления 143-й минно-торпедной дивизии ВВС Тихоокеанского флота (аэр. Каменный Ручей), с последующей передачей 4-х самолётов Ту-4. В 1962 году на Новоземельском полигоне проводились лётно-тактические учения двух тяжелобомбардировочных полков ВВС ДА, с практическим применением термоядерных авиационных бомб. Авиагруппа от 71-го полигона на время учений базировалась на аэродроме Оленья. Затем СССР подписал международное соглашение о запрещении ядерных испытаний на земле, в море и в воздухе, и деятельность 71-го полигона сошла на нет.

В 1972 году 71-й полигон в п. Багерово прекратил свою деятельность как самостоятельная организация и был реорганизован в 10-е управление при 8-м ГНИИ ВВС, с дислокацией в р-не г. Ахтубинска.

Филиал Луганского (Ворошиловградского) штурманского училища

В 1973 году на базе аэродрома был открыт филиал Ворошиловградского высшего авиационного училища штурманов, который готовил кадры для фронтовой и армейской авиации, в том числе офицеров боевого управления.

На аэродроме Багерово базировался 228-й учебный авиационный полк. На вооружении стояли учебно-тренировочные самолёты чехословацкого производства L-29.

Морская зона бывшего 71-го полигона использовалась для учебных задач при подготовке штурманов противолодочной авиации (тренировки на сброс гидроакустических буев с самолётов Бе-12)

В конце 1980-х выполнен капитальный ремонт ВПП с созданием поверхностного слоя из аэродромных бетонных плит ПАГ-18.

В 1992 году филиал вместе с училищем был передан в состав ВВС Украины, а в 1996 году прекратил своё существование. Гарнизон пришел в запустение вместе со всей инфраструктурой:

  • два эскадрильно-технических одноэтажных зданий;
  • насосная ПММ;
  • командно-диспетчерский пункт — 15,6 тысяч м²;
  • взлетно-посадочная полоса (№ 1) (основная и вспомогательная) площадью 27,23 га;
  • склады ПММ (4 открытых резервуара, заглубленных в землю).

Окончание истории аэродрома

16 мая 2012 года на сайте Фонда Имущества АРК был выставлен лот на продажу комплекса взлетно-посадочной полосы Багеровского аэродрома[5]. 29 мая 2012 года аэродром был продан за 13 млн. 300 тыс. гривен (~ 1.5 млн долларов США) на аукционе, проведённом 29 мая Фондом имущества Крыма, частной компании (ООО «Лама» из Керчи), специализирующейся на оптовой торговле строительными материалами. По многочисленным оценкам одни только плиты взлётной полосы могут быть проданы за 50 млн гривен[6][7][8][9]. К 10 сентября 2012 года было разобрано 2 км полосы из 3,5 км. В частности некоторые плиты были использованы при строительстве жилищного комплекса в Керчи[10].

Телеканал «Звезда», возможно ошибочно, 20 мая 2015 года с сюжете «Крепость по имени Крым: чем полуостров ответит врагу» сообщил «Одновременно решено восстановить ряд аэродромов, которые украинцы забросили, разграбили («Багерово») или превратили в птицефабрики («Веселое»). На них обновляются взлетно-посадочные полосы и аппаратура командно-диспетчерских пунктов.»[11].

По состоянию на 21 июня 2016 остались частично целыми две рулёжных дорожки: длиной 1500 м (южная РД) и 800 м (восточная РД). Остальная сеть РД и поверхность ИВПП варварски демонтированы и раздроблены на щебень. Аэродром прекратил своё существование.

Памятники

Памятник летчику Прокурату и погибшим в годы войны советским воинам. Адъютант эскадрильи 50-го истребительного авиационного полка комсомолец лейтенант Прокурат Е. Т. погиб при таране немецкого бомбардировщика Не-111.

Памятник Авиаторам Багерово напротив Дома офицеров на центральной аллее. Высечены имена курсантов и погибших в горячих точках выпускников Багеровского филиала Луганского училища, всего тридцать человек.

Памятник партизанам багеровских каменоломен.

Памятник Ленину возле Дома офицеров (до сих пор стоит!)

На поселковом кладбище — безымянная братская могила.

Возле вокзального домика на ж/д станции Багерово стояла скульптура лётчика.

Экологические проблемы

На территории полигона имеется закрытая зона — ядерный могильник объект «М», площадью 300 га. Вероятно, здесь утилизировали отходы от дезактивации самолётов либо радиоактивные элементы конструкции. В окрестностях объекта, согласно ежегодным замерам, уровень радиации не превышен, но в районе могильника зафиксированы выбросы до 15 тыс. микрорентген в час.

Легенды

В прессе и литературе упоминалось, что целью реконструкции аэродрома Багерово в 1980-х годах было его использование в качестве запасного аэродрома для посадки космоплана советской многоразовой транспортной космической системы «Буран».

В действительности в качестве «Западного запасного аэродрома» для «Бурана» предусматривался аэропорт Симферополь с реконструированной ВПП размерами 3701×60 м (45°02′42″ с. ш. 33°58′37″ в. д.HGЯO)[12][13]. На этом аэродроме (и в его районе) был развёрнут Комплекс радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением «Вымпел» для обеспечения штатной посадки «Бурана» (в автоматическом и ручном режиме).

Примечания

Литература

  • Куликов Серафим Михайлович. Авиация и ядерные испытания. — М.: ЦНИИатоминформ, 1998. — 176 с. — (Документальная литература). — ISBN 5-85165-449-X.
  • Анохин В. А., Быков М. Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное издание. — М.: Яуза-пресс, 2014. — 944 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9955-0707-9.
  • Левшов П.В., Болтенков Д.Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). — Специальный выпуск альманаха «Тайфун» № 12. — СПб., 2012. — 768 с. — (Справочник).

Ссылки

wiki2.red

Багерово (аэродром) — Википедия

Багерово
ИАТА: нет – ИКАО: нет
Информация
Тип Военный
Страна
Расположение Крым
Высота НУМ +120 м
Часовой пояс UTC+3
Сайт bagerovo.ru
Взлётно-посадочные полосы
НомерРазмеры (м)Покрытие
05Л/23П3500х80бетон
05П/23Л2200х90грунт

Авиабаза Ба́герово — бывший военный аэродром (авиабаза) специального назначения в Крыму. Расположен в 3 км северо-западнее посёлка Багерово, в 14 км северо-западнее города Керчь.

С 1998 года аэродром не эксплуатируется (заброшен). Аэродром имел основную ВПП размерами 3500×80 м (ныне демонтированную), построенную из железобетонных плит ПАГ-18, и способен был принимать самолёты весом до 90 т.[1]. Имелась также грунтовая ВПП размерами 2200×90 м.

История

Стационарный аэродром Багерово использовался во время Великой Отечественной войны для размещения авиационных частей и соединений ВВС РККА. В период с апреля по май 1942 года на аэродроме размещались полки 15-й ударной авиационной группы Ставки ВГК, выполнявшие авиационную поддержку обороняющихся войск Крымского фронта:

После вывода авиации с Крыма в 1942 году на аэродроме базировались немецкие Люфтваффе.

Бетонная ВПП, стоянки и рулёжные дорожки аэродрома были построены всего за полгода зимой 1951-52 гг. под руководством Л. П. Берия, на месте действовавшего здесь во время войны полевого аэродрома. Сформирован 71-й специальный полигон ВВС (войсковая часть 93851)[4] в районе посёлка Багерово, в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 августа 1947 г., и приказом министра обороны от 27 августа 1947 г. с целью авиационного обеспечения проведения воздушных ядерных испытаний и отработки технических средств доставки ядерных зарядов, в качестве которых в то время могла использоваться только авиация. Первые атомные заряды разрабатывались для авиационных бомб с весогабаритными характеристиками, позволяющими использование их только с дальнего бомбардировщика Ту-4.

71-й специальный полигон ВВС

71-й специальный полигон («Москва-400» или «Курчатовский полигон»).

Полигон предназначался для технических, баллистических и др. неядерных испытаний термоядерных авиационных спецбоеприпасов и средств их доставки. Включал собственно аэродром Багерово, жилую и служебную зону в п. Багерово, а также территорию на п-ве Крым и часть акватории Азовского моря от озера Чокрак на востоке до Казантипского залива на западе. На территории полигона в самые сжатые сроки были построены: внеклассный аэродром с ВПП 3,5 км, позволяющий принимать любые летательные аппараты того времени днём и ночью, лаборатории и измерительные пункты для проведения баллистических испытаний, жилой городок, в котором были: гарнизонный Дом офицеров на 620 мест, солдатский клуб, две гостиницы, госпиталь и поликлиника, четыре магазина, образцовая средняя школа, детский сад, пионерский лагерь на 200 мест. Гарнизон выгодно (по меркам тех лет) отличала хорошая обеспеченность благоустроенным жильём для военнослужащих и членов семей. Строительством занимался военный строительный батальон, в дальнейшем развёрнут в строительную бригаду. Темпы строительства объектов были очень высокие.

С самого начала гарнизон Багерово был отнесён к закрытым режимным ядерным объектам с пропускным режимом даже в жилую зону городка. Первое время действовали ограничения по переписке, проживанию членов семей как в гарнизоне, так и близлежащих поселках и г. Керчи.

В структуру полигона входили: штаб, лётно-испытательная часть (три авиационных полка), инженерно-авиационная служба, научно-испытательная часть, службы тылового обеспечения.

В лётно-испытательную часть входили:

35-й отдельный специальный испытательный авиационный полк (бывш. 35-й бомбардировочный Берлинский орденов Суворова и Кутузова авиационный полк). На вооружении 35-го ОСИАП стояли самолёты Ту-4, затем Ил-28, Ту-16, Ту-95, 3М, Бе-12, Су-7Б. Все самолёты полка были оснащены специальным оборудованием и использовались в качестве самолётов-лабораторий и самолётов-носителей. В январе 1973 года полк был переформирован в 75-й ОСАП 8-го НИИ ВВС и убыл в СКВО.

513-й истребительный авиационный полк. На вооружении полка имелись истребители Ла-9, МиГ-15, а затем МиГ-17. Они предназначались для охраны и сопровождения самолётов носителей с изделиями на борту. Для предотвращения попыток угона самолётов со специзделиями все полёты на полигон выполнялись в строго оговоренных в полётном задании зонах воздушного пространства. При выполнении задания истребители снаряжались полным боекомплектом. Полк расформирован в 1962 году.

647-й смешанный авиационный полк специального обеспечения. В полку были самолёты и вертолёты следующих типов: По-2, Як-12, Ли-2, Ил-14, Ил-28, Як-25, Ан-8, Ан-12, Ан-24, Ми-6. Полк выполнял задачи: отбор проб воздуха из радиоактивного облака, фото- и киносъёмка различных этапов ядерных испытаний, отработка и испытания ядерных боеприпасов, транспортные перевозки, связь.

Научно-испытательная часть включала следующие подразделения: отдел испытаний ядерных авиационных бомб, отдел испытаний специальных боевых частей авиационных ракет, отдел испытаний самолётов, отдел самолётных измерений, отдел испытаний средств эксплуатации, временного хранения и подготовки изделий к применению, отдел по средствам отбора радиоактивных продуктов из облака ядерного взрыва и дезактивации самолётов, лаборатория механических и климатических испытаний.

Для натурных испытаний ядерных боеприпасов от 71-го полигона формировалась и командировалась авиагруппа. Так, например, при проведении войсковых учений на Тоцком полигоне от 71-го полигона выделена группа в составе 2-х носителей Ту-4, два самолёта-фотографа Ил-28, шесть истребителей МиГ-17, транспортный самолёт Ли-2 и связной самолёт Як-12.

В период с 1949—1962 гг. личный состав 71-й полигона участвовал в 178 ядерных испытаниях: на Семипалатинском полигоне 94 раза, на Новоземельском полигоне 83 раза и на Тоцком полигоне 1 раз.

В начале 1953 года в Багерово на базе 35-го ОСИАП происходило освоение ракетной системы Комета 27-й УТЧ ВВС Черноморского флота (аэр. Гвардейское). В январе-феврале 1957 года в этом полку проходили обучение экипажи отряда управления 143-й минно-торпедной дивизии ВВС Тихоокеанского флота (аэр. Каменный Ручей), с последующей передачей 4-х самолётов Ту-4. В 1962 году на Новоземельском полигоне проводились лётно-тактические учения двух тяжелобомбардировочных полков ВВС ДА, с практическим применением термоядерных авиационных бомб. Авиагруппа от 71-го полигона на время учений базировалась на аэродроме Оленья. Затем СССР подписал международное соглашение о запрещении ядерных испытаний на земле, в море и в воздухе, и деятельность 71-го полигона сошла на нет.

В 1972 году 71-й полигон в п. Багерово прекратил свою деятельность как самостоятельная организация и был реорганизован в 10-е управление при 8-м ГНИИ ВВС, с дислокацией в р-не г. Ахтубинска.

Филиал Луганского (Ворошиловградского) штурманского училища

В 1973 году на базе аэродрома был открыт филиал Ворошиловградского высшего авиационного училища штурманов, который готовил кадры для фронтовой и армейской авиации, в том числе офицеров боевого управления.

На аэродроме Багерово базировался 228-й учебный авиационный полк. На вооружении стояли учебно-тренировочные самолёты чехословацкого производства L-29.

Морская зона бывшего 71-го полигона использовалась для учебных задач при подготовке штурманов противолодочной авиации (тренировки на сброс гидроакустических буев с самолётов Бе-12)

В конце 1980-х выполнен капитальный ремонт ВПП с созданием поверхностного слоя из аэродромных бетонных плит ПАГ-18.

В 1992 году филиал вместе с училищем был передан в состав ВВС Украины, а в 1996 году прекратил своё существование. Гарнизон пришел в запустение вместе со всей инфраструктурой:

  • два эскадрильно-технических одноэтажных зданий;
  • насосная ПММ;
  • командно-диспетчерский пункт — 15,6 тысяч м²;
  • взлетно-посадочная полоса (№ 1) (основная и вспомогательная) площадью 27,23 га;
  • склады ПММ (4 открытых резервуара, заглубленных в землю).

Окончание истории аэродрома

16 мая 2012 года на сайте Фонда Имущества АРК был выставлен лот на продажу комплекса взлетно-посадочной полосы Багеровского аэродрома[5]. 29 мая 2012 года аэродром был продан за 13 млн. 300 тыс. гривен (~ 1.5 млн долларов США) на аукционе, проведённом 29 мая Фондом имущества Крыма, частной компании (ООО «Лама» из Керчи), специализирующейся на оптовой торговле строительными материалами. По многочисленным оценкам одни только плиты взлётной полосы могут быть проданы за 50 млн гривен[6][7][8][9]. К 10 сентября 2012 года было разобрано 2 км полосы из 3,5 км. В частности некоторые плиты были использованы при строительстве жилищного комплекса в Керчи[10].

Телеканал «Звезда», возможно ошибочно, 20 мая 2015 года с сюжете «Крепость по имени Крым: чем полуостров ответит врагу» сообщил «Одновременно решено восстановить ряд аэродромов, которые украинцы забросили, разграбили («Багерово») или превратили в птицефабрики («Веселое»). На них обновляются взлетно-посадочные полосы и аппаратура командно-диспетчерских пунктов.»[11].

По состоянию на 21 июня 2016 остались частично целыми две рулёжных дорожки: длиной 1500 м (южная РД) и 800 м (восточная РД). Остальная сеть РД и поверхность ИВПП варварски демонтированы и раздроблены на щебень. Аэродром прекратил своё существование.

Памятники

Памятник летчику Прокурату и погибшим в годы войны советским воинам. Адъютант эскадрильи 50-го истребительного авиационного полка комсомолец лейтенант Прокурат Е. Т. погиб при таране немецкого бомбардировщика Не-111.

Памятник Авиаторам Багерово напротив Дома офицеров на центральной аллее. Высечены имена курсантов и погибших в горячих точках выпускников Багеровского филиала Луганского училища, всего тридцать человек.

Памятник партизанам багеровских каменоломен.

Памятник Ленину возле Дома офицеров (до сих пор стоит!)

На поселковом кладбище — безымянная братская могила.

Возле вокзального домика на ж/д станции Багерово стояла скульптура лётчика.

Экологические проблемы

На территории полигона имеется закрытая зона — ядерный могильник объект «М», площадью 300 га. Вероятно, здесь утилизировали отходы от дезактивации самолётов либо радиоактивные элементы конструкции. В окрестностях объекта, согласно ежегодным замерам, уровень радиации не превышен, но в районе могильника зафиксированы выбросы до 15 тыс. микрорентген в час.

Легенды

В прессе и литературе упоминалось, что целью реконструкции аэродрома Багерово в 1980-х годах было его использование в качестве запасного аэродрома для посадки космоплана советской многоразовой транспортной космической системы «Буран».

В действительности в качестве «Западного запасного аэродрома» для «Бурана» предусматривался аэропорт Симферополь с реконструированной ВПП размерами 3701×60 м (45°02′42″ с. ш. 33°58′37″ в. д.HGЯO)[12][13]. На этом аэродроме (и в его районе) был развёрнут Комплекс радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением «Вымпел» для обеспечения штатной посадки «Бурана» (в автоматическом и ручном режиме).

Примечания

Литература

  • Куликов Серафим Михайлович. Авиация и ядерные испытания. — М.: ЦНИИатоминформ, 1998. — 176 с. — (Документальная литература). — ISBN 5-85165-449-X.
  • Анохин В. А., Быков М. Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное издание. — М.: Яуза-пресс, 2014. — 944 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9955-0707-9.
  • Левшов П.В., Болтенков Д.Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). — Специальный выпуск альманаха «Тайфун» № 12. — СПб., 2012. — 768 с. — (Справочник).

Ссылки

wikipedia.green

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *