В Великом Новгороде со дна реки подняли пушечный бронеавтомобиль БА-10 времен войны — Общество
ТАСС, 18 августа. Пушечный бронеавтомобиль БА-10, который пролежал на дне реки Малый Волховец 80 лет, подняли в Новгородской области. Он участвовал в боях 1941 года и тогда под обстрелом фашистов рухнул в воду вместе с мостом, сообщила в среду пресс-служба регионального правительства.
«В Великом Новгороде у Синего моста со дна реки Малый Волховец поднят пушечный бронеавтомобиль БА-10, который пролежал в реке ровно 80 лет. Броневик участвовал в боях на Малом Волховце 18 августа 1941 года и под обстрелом фашистов вместе с мостом рухнул в воду. В июне этого года его обнаружила группа подводного поиска поискового отряда «Находка», — отмечается в сообщении.
По данным пресс-службы, броневик принадлежал 28-й танковой дивизии, которой командовал будущий генерал армии и дважды Герой Советского Союза Иван Черняховский. «Остатки 3-й и 28-й танковых дивизий были прижаты к берегу Малого Волховца.
Подъем техники провели водолазные подразделения ОМОН Росгвардии и Новгородского «Облводобъекта». Ранее они провели подготовительные работы — обследовали бронеавтомобиль на наличие взрывоопасных веществ, очистили его от мусора и ила. «После подъема броневик планируют восстановить, чтобы в будущем он мог принимать участие в торжественных мероприятиях военно-исторического характера», — отмечается в сообщении.
Как сообщил журналистам губернатор Андрей Никитин, броневик будет восстановлен и проедет по Синему мосту «в память о тех героях, которые воевали на Великой Отечественной войне». «Очень важно, что у нас есть такая возможность — память сохранить. Есть возможность его [броневик] восстановить. <…> Приятная важная новость — у Росавтодора из экспертизы вышел проект восстановления этого [Синего] моста, со следующего года начнутся работы.
До въезда в Новгород будет открыто четырехполосное движение в течение двух лет. Мост будет приведен в порядок, покрашен в синий цвет», — сказал Никитин.Либава | Броневик БА-10
В 1938 году Красная Армия приняла на вооружение средний бронеавтомобиль БА-10, разработанный годом раньше на Ижорском заводе группой конструкторов во главе которых стояли такие известные специалисты как А. А. Липгарт, О. В. Дыбов и В. А. Грачев.
Новая машина представляла собой дальнейшее развитие линии бронеавтомобилей БА-3, БА-6, БА-9 и серийно производилась с 1938 по 1941 год. Всего за этот период Ижорским заводом было выпущено 3311 бронемашин этого типа. Являясь стандартным бронеавтомобилем разведывательных подразделений и отдельных танковых бригад БА-10 оставался в строю до 1943 года.
Экипаж БА-10 состоял из 4 человек: командира, водителя, наводчика и пулеметчика.
Боевое крещение БА-10 и БА-10М состоялось в1939 году во время вооруженного конфликта у реки Халхин-Гол. Они составляли основную часть парка броневиков 7, 8 и 9 и мотобронебригад. Успешному их применению способствовал степной рельеф местности. Позднее бронемашины БА 10 принимали участие в освободительном походе и советско-финской войне. Во время Великой Отечественной воины они использовались в войсках до 1944 года, а в некоторых подразделениях вплоть до конца воины. Они хорошо зарекомендовали себя как средство разведки и боевого охранения, а при грамотном применении успешно боролись и с танками противника.
В 1940 году некоторое количество бронеавтомобилеи БА-20 и БА-10 было захвачено финнами и в дальнейшем они активно использовались в финской армии. 22 единицы БА 20 были приняты на вооружение, причем отдельные машины использовались как учебные до начала 1950-х годов. Броневиков БА-10 было меньше, их родные 36,7-киловаттные двигатели финны заменили 62,5-киловаттными (85 л.с.) восьмицилиндровыми V-образными моторами «Форд» V8. Три машины финны продали шведам, которые испытывали их с целью дальнейшего применения в качестве машин управления.
В шведской армии БА-10 получили обозначение m/31F.Немцы также использовали трофейные БА-10, захваченные и восстановленные машины под обозначением Panzerspah-wagen BAF 203(r), поступили на вооружение некоторых пехотные частей сил полиции и учебных подразделений.
События в городе:
На 22 июня 1941 года 11-й отдельный разведывательный батальон, 67-й стрелковой дивизией (имел на вооружении 16 малых плавающих танков Т-38 и 10 бронеавтомобилей БА-10, — командир капитан Шапошников), которые участвовали при обороне города.
Использованные источники:
60 лет Великой Победы — БА-10
Военный альбом — Захваченный советский броневик БА-10
После 80-летнего заточения со дна реки в Новгороде подняли легендарный броневик | Новости
А в Великом Новгороде завершилась операция по подъему легендарного броневика БА-10. Он пролежал на дне реки 80 лет. У боевой машины история по-настоящему героическая.
Ведь броневик несколько часов держал оборону города, отбивая атаки фашистов. Соприкоснуться с историей посчастливилось и Кириллу Сергееву.
Под лязг лебедок и скрежет тросов многотонный броневик поднимается из толщи воды. Легендарная машина БА-10 — одна из немногих, что сдерживала наступление немецко-фашистских войск под Новгородом. Конкретно ее пытались разыскать без малого 80 лет. Получилось только сейчас.
«Для нас любая находка времен ВОВ — неожиданность. Все, что лежало сверху, уже собрали. Это последний „железный солдат“, который защищал Новгород. Это героический броневик», — говорит руководитель поисковой операции «Находка» Александр Морзунов.
История этого броневика достойна как минимум экранизации. В августе 1941-го экипаж по приказу комдива Ивана Черняховского вышел на мост, чтобы оборонять въезд в город от наступающих нацистов. Несколько часов машина провела под непрерывным огнем, а затем рухнула в воду вместе с опорами переправы. Ветеран Великой Отечественной Василий Крестьянинов — тоже танкист и вспоминает: тогда, в 1941-м, неистово защищали каждый клочок земли.
«Мы не бежали, не драпали. Мы отступали с боями, изматывая машину немецкую. Я знаю, что он был подбит. Танком подбит, орудием подбит. Но экипаж спасся», —
Чтобы спасти сам знаменитый броневик, под Новгородом развернули настоящую спецоперацию: акваторию сутками прочесывали водолазы, дно исследовали сотрудники «Росгвардии». В итоге вместе с корпусом машины обнаружили коробку передач и башню. Внешне — почти в идеальном состоянии.
За 80 лет, которые броневик провел под водой, в самой кабине уцелело немного. Вот, масляный бак со следами немецких пуль, металлическое сиденье и остатки боекомплекта. Эти пулеметные диски во время последней схватки с нацистами экипаж отстрелять так и не успел.
Все найденное в кабине броневика бойцы поисковых отрядов передадут в музей. А сам БА-10 планируют снова привести в боевую готовность. Его кузов очистят от ржавчины и ила, а нерабочие детали заменят на новые.
«Энтузиасты из отрядов поисковиков выполняют свой священный долг в отношении предков, наших героев. Мы об этом помним и оказываем помощь в этом вопросе», —
признается замкомандующего северо-западным округом войск Росгвардии Андрей Бакуменко.Закончить ремонт боевой машины поисковики обещают меньше, чем через год — до конца зимы. Так что на следующий парад Победы легендарный броневик приедет уже своим ходом. По тому же мосту, на котором когда-то принял последний бой.
БА 10 — советский бронеавтомобиль, технические характеристики и описание, модификации, особенности конструкции и боевой опыт, история создания
С улучшением состояния в экономике СССР в середине 20-х годов приступил к первому этапу технического оснащения своих вооруженных сил. До этих пор Красная Армия в основном была представлена пехотными стрелковыми частями. Подвижные соединения были немногочисленны и представляли собой конно-механизированные группы, состоящие из кавалерийских частей и отдельных бронедивизионов. В большинстве случаев транспортный и технический парк таких подразделений состоял из трофейных машин, доставшихся в наследство Красной Армии со временем Гражданской войны и иностранной вооруженной интервенции. Первой ласточкой стало изготовление бронемашин отечественного производства на колесной базе первых советских грузовых автомобилей.
Несмотря на то, что собственная автомобильная промышленность находилась в зачаточном состоянии, а опыта в постройке бронированной техники у советских конструкторов не было, первые пробы в этом направлении оказались удачными. Первенцем стал легкий колесный автомобиль БА 27, а вот вершиной советской конструкторской мысли, стал тяжелый пушечный броневик БА 10. Эта военная техника стала по многим аспектам уникальной, положив начало новому классу техники, бронированным боевым машинам.
Робкое рождение и твердая поступь
Советский Союз в период индустриализации большое значение уделял восстановлению оборонной промышленности. Танкостроительная отрасль находилась в приоритете, однако темпы строительства танков и технические характеристики машин в недостаточной степени отвечали поставленным целям и задачам перед новым видом войск. Красная Армия в срочном порядке нуждалась в техническом оснащении новыми образцами колесно-гусеничной техники с пушечно-пулеметным вооружением.
Советское высшее военное руководство понимая, что быстро создать боеспособный танк собственными силами достаточно проблематично. Тяжелым бременем для молодой страны стали попытки организовать и наладить производство танков в достаточных количествах. К тому же выпуск танковой техники был связан с большими финансовыми затратами. Выходом из сложившейся ситуации стало решение строить колесные пушечные бронеавтомобили. Идея поставить на шасси автомобиля бронированный корпус, установить стрелковое вооружение не была новинкой. Подобная схема впервые появилась в годы Первой Мировой войны и показала на практике свою жизнеспособность. Первые броневики в массовом порядке стали поступать на вооружение французской и британской армии.
В последствие – этот вид военной техники получил широкое распространение в мире, став грозной боевой единицей. Единственным существенным недостатком первых броневиков являлись слабые ходовые характеристики и недостаточно мощная колесная база. Советские конструкторы не стали копировать иностранные образцы, а решили пойти собственным путем, пытаясь создать свой колесный бронеавтомобиль. В 1927 году высшее руководство РККА получило для ознакомления проект бронеавтомобиля, разработанного на Московском заводе АМО. Итогом тщательного ознакомления с новой разработкой стала постройка бронеавтомобиля БА 27, принятого в 1928 году на вооружение Красной Армии. Машина имела трехколесную формулу, оснащалась модернизированной танковой башней от танка «Русский Рено» с 37-мм орудием.
Первый советский броневик указал на правильность выбранного пути, дав старт последующей работе в этом направлении. Следом за БА 27 на вооружении Красной Армии появились новые машины, большие и малые, с пулеметным и со смешанным вооружением. Такое оснащение значительно увеличило огневую мощь кавалерийских подразделений. Стрелковые части Красной Армии в виде броневиков получили мощное огневое средство усиления. Советские бронеавтомобили стали одним из самых многочисленных видов бронированной техники в Красной Армии и сумели на определенном этапе компенсировать нехватку гусеничных машин. К тому же технический прогресс не стоял на месте. Недостаточно сильное вооружение советские конструкторы решили усилить путем установки на бронированный корпус танковой башни от танка Т-26, оснащенной 45-мм пушкой.
Увеличить броневую защиту не представлялось возможным ввиду слабости автомобильного шасси. Только в 1934 году, когда на Горьковском автозаводе выпустили трехосный грузовик ГАЗ-ААА, у конструкторов бронеавтомобилей появились новые возможности. Уже на базе нового шасси советские конструкторы создали броневик БА 10, машину, которая вобрала в себя все самое лучшее от предыдущих моделей. Методом проб и ошибок, используя опыт в создании машин БА 3, БА 5 и БА 9 в СССР удалось создать вполне современный, мощный и хорошо защищенный бронеавтомобиль.
Основные особенности советской машины
Шасси ГАЗ-ААА в результате технических переделок изменили, укоротив их общую длину на 600 мм. После внесения изменений в конструкцию шасси бронеавтомобиль имел длину 4665 мм при ширине 2070 мм. В движение броневик массой 5,14 тонн приводил карбюраторный бензиновый двигатель мощностью 50 лошадиных сил. Максимальная скорость машины составляла по дороге с хорошим покрытием 55 км/ч. По пересеченной местности бронированный автомобиль мог двигаться со скоростью 20-25 км/ч.
Первоначально машина оснащалась танковой 45-мм пушкой образца 1932 года, которая была установлена в башне вместе со спаренным 7,62 мм пулеметом ДТ. Рядом с местом водителя находилось место пулеметчика, управляющего еще одним курсовым пулеметом типа ДТ. В таком виде Ижорский завод, основное место производства бронеавтомобилей в Советском Союзе, выпустил в 1937 году первый прототип. Машина понравилась военным, особенно той части армейского руководства, которое отвечало за формирование кавалерийских частей. Танкисты поначалу были скептически настроены в отношении новой колесной бронированной техники, считая ее недостаточно мощной и сильной для выполнения боевых задач.
Экипаж броневика состоял из 4-х человек и во многом повторял схему танкового экипажа: водитель, наводчик, пулеметчик и командир машины. По огневой мощи броневик не уступал советским танкам Т-26 и БТ, однако имея при этом значительно меньший вес и более простую конструкцию.
Уже на следующий год из цехов Ижорского завода вышло 489 новеньких БА 10, составивших основу боевой мощи вновь создаваемых конно-механизированных групп.
На новую машину возлагались следующие тактические и боевые задачи:
- ведение разведки в полосе фронта;
- огневая поддержка кавалерийским частям для придания им устойчивости в тактическом плане;
- поддержка огнем стрелковых частей в полосе наступления и обороны;
- обеспечение огневого прикрытия армейских частей на марше;
- обеспечение командно-штабных функций.
В таком ключе бронеавтомобиль использовался в ходе боевых действий на Халкин-Голе, во время финской компании 1939-40 гг. В первые месяцы военных действий Великой Отечественной войны советские бронеавтомобили часто использовались вместе с танковыми частями, что привело к большим потерям в материальной части.
Серийно машина выпускалась в течение последующих трех лет. За эти годы было выпущено 3414 броневиков, которые успели принять участие практически во всех военных конфликтах довоенной поры. Несмотря на значительные боевые и небоевые потери, советские пушечные броневики продолжали стоять на вооружении Красной Армии до 1943 года.
Конструктивные особенности
Конструкция машины имеет ряд особенностей, на которые хочется обратить внимание. Корпус машины изготавливался из сваренных и клепаных броневых листов. В процессе создания броневого корпуса конструкторы постарались расположить броню под оптимальным углом. Посадка в машину осуществлялась через боковые двери, расположенные в центральной части бронированного корпуса. Характеристика, которая была озвучена экипажами броневиков, свидетельствовала о том, что машина была просторной и удобной для экипажа.
Следует отметить, что в отличие от ранних моделей БА 10 был бронеавтомобилем с полным бронированием. Толщина броневых листов на бортах составляла 8-9 мм. Лобовая и башенная броня была увеличена до 10 мм. Не обошли внимание создатели бронированной машины и днище. В этой части корпус имел толщину брони 4-6 мм. Нельзя сказать, что такая толщина брони спасала машину во время подрыва на фугасе, однако экипаж получал дополнительные шансы уцелеть в данной ситуации.
Бензобаки также имели дополнительную бронированную защиту. Качественным скачком в конструкции бронеавтомобиля стала установка лобового окна со стороны водителя, защищенного бронекрышкой. Аналогичными по конструкции смотровыми окнами были оснащены боковые двери со стороны пулеметчика. В отличие от танков, машина имела автомобильные органы управления и лучшую обзорность.
Боевой опыт
Советский бронеавтомобиль имел тактико-технические характеристики, во многом сходные с тактическими характеристиками современных советских танков. Имея пушку калибром 45 –мм, экипаж машины мог противостоять бронированной технике противника, включая танки и самоходки. В процессе эксплуатации выяснилось недостаточная проходимость колесной машины, недостаточным был и запас хода. Следствием модернизации конструкции стало появление новой модификации БА 10М. В этой модели можно уже увидеть гусеницы, которые при необходимости могли быть установлены на задние ведущие колеса.
Увеличился запас хода за счет установки дополнительных топливных баков, который у новой машины составлял уже 300-400 км.
Во время военного конфликта с японскими войсками на реке Халкин-Гол и во время Зимней войны советский бронеавтомобиль справлялся с возложенными на него задачами. Во время ожесточенных боев с немецкими войсками советская колесная бронетехника, даже вооруженная 45-мм пушкой, не могла соперничать с противником на поле боя. В дальнейшем, оставшиеся в армейских частях бронеавтомобили БА 10 использовались для поддержки кавалерийских частей и для командно-штабной работы.
Бронеавтомобиль БА-10 | all-oldtimers.com
В конце 1938 года на вооружение Красной армии поступили бронеавтомобили БА-10А, которые впоследствии применения были отмечены как эффективные машины для ведения разведывательных миссий или задач по охране и сопровождению. БА-10А и принятая в войска через год модификация БА-10М были средними бронеавтомобилями которые являлись на тот момент венцом эволюционной линейки бронемашин разработанных в конструкторском буро Ижорского завода.
В конструкции БА-10А применяются успевшие себя хорошо зарекомендовать инновационные разработки и прошедшие большой цикл испытаний технические решения.
БА-10А получает модифицированную базу от серийного трехосного грузовика ГАЗ-ААА. Сердцем бронемашины становиться двигатель от ГАЗ-М1 объемом 3280 см3 и мощностью 52 л.с.
Из вооружения на БА-10А устанавливают 45-мм танковую пушку с спаренным с ней 7,62-мм пулеметом, таким образом бронеавтомобиль имел на вооружении огневую силу равную силе которой располагали легкие танки того времени.
Привод у БА-10А осуществлялся на задние оси. На передней оси устанавливались односкатные колеса, на ведущих задних — двухскатные. Запасные колеса крепились к бортам корпуса в нижней задней части моторного отсека и свободно вращались на своих осях, тем самым не давая бронеавтомобилю сесть на днище, облегчали преодоление окопов, рвов и насыпей. Таким образом БА-10 легко преодолевал подъемы до 24° и броды глубиной до 0.6 м.
Штатный комплект оборудования БА-10А оснащался гусеничными лентами типа «Оверолл» которые при необходимости надевались на задние оси для повышенной проходимости.
В результате на вооружении Красной армии появилась боевая единица оснащенная вооружением с которым возможно эффективно вести самостоятельные боевые действия, при этом способная быстрее легких танков преодолевать расстояния по пересеченной местности, разгоняться до 55 км/ч. по дорогам с твердым покрытием.
Всего за 1938—1941 годы было изготовлено 3 413 единицы бронеавтомобилей БА-10А и БА-10М, которые успешно применялись советскими войсками в боях на Халхин-Голе, Советско-финской и в Великой отечественной войне.
В Вермахте использовали трофейные БА-10А и БА-10М под обозначением Panzerspahwagen BAF 203(r).
БА-10А
Историю советского среднего бронеавтомобиля можно начать с 1927 года, когда был готов технический проект бронемашины под индексом БА-27 (бронеавтомобиль 1927 года). Выпускать машину решено на Ижорском автомобильном заводе, где в 1928 году первая БА-27 прошла серею успешных испытаний. Первоначально машина выпускалась на базе советского грузовика АМО-Ф-15, а с лета 1928 года ставилась на современное по тем меркам шасси от Форд-АА. До конца 1931 года было произведено около сотни таких машин. Из-за тонкой брони 4-7 мм, этот бронеавтомобиль был абсолютно беспомощен при борьбе с танками противника. И в 1934 году на Ижорском заводе начались работы по модернизации бронемашины, с целью увеличит ее огневую мощь. В результате армия получила бронеавтомобиль с индексом БА-3, на которой стояла башня от легкого танка Т-26.
Через год в 1935 году на Горьковском автозаводе освоили новое трехосное шасси для грузовика ГАЗ-ААА. В этом же году ворота Ижорского завода покидает новый трехосный бронеавтомобиль БА-6, бронирование которого было увеличено и достигало 10 мм. Едва было развернуто серийное производство БА-6, как в конструкторском бюро Ижорского завода начались работы над его модифицированным вариантом, получившем обозначение БА-6М. База от грузового автомобиля ГАЗ-ААА, сохранялась, но с внесением целого ряда значительных доработок. Основные мероприятия были направлены на уменьшение массы машины. Раму шасси укоротили в средней части на 200 мм и на 400 мм в задней. Передняя часть машины была усилена за счет установки новых рессор и двух гидравлических амортизаторов от автомобиля ГАЗ М-1, которые крепились к лонжеронам рамы. Для БА-6М была разработана новая башня конической формы, с углом наклона стенок 10, двумя смотровыми щелями со стеклами типа «Триплекс» по бортам и двумя револьверными отверстиями. В задней части башни был сделан люк для установки и демонтажа пушки с револьверным отверстием в центре. В люке на крыше башни располагались отверстия для перископического прицела ПТ-1, флажковой сигнализации и вентилирования боевого отсека.
Параллельно был создан вариант бронеавтомобиля, вооруженный одним пулеметом ДК калибра 12,7-мм, установленным в башне вместо спаренной пушечно-пулеметной установки. Эта машина получила обозначение БА-9 и проходила испытания весной 1937 года. Однако из-за отсутствия крупнокалиберных пулеметов, производство БА-9 развернуто не было.
В апреле 1937 года, Главный военный совет РККА принял решение о начале производства БА-6М на Ижорском заводе под обозначением БА-10. Корпус бронемашины изготавливался из листов катаной стали толщиной 10 мм, для днища использовались листы толщиной 4 мм, крыша и корма корпуса также имели толщину 10 мм. Башня по кругу имела толщину брони 10 мм, крыша башни – 6 мм. Листы крепились клепками и сваркой, и имели наклон, что повышало пулестойкость бронекорпуса и соответственно степень защищенности экипажа.
Бронекорпус бронеавтомобиля БА-10А. |
Бронеавтомобиль был выполнен по классической компоновочной схеме с передним расположением двигателя, передними управляющими колесами и двумя задними ведущими мостами. Двигатель на БА-10 устанавливался ГАЗ-М1 объемом 3280 куб.см, и выдавал мощность в 50 л.с., что не мешало машине весом более чем 5 тн развивать скорость до 53 км/ч. Бронеавтомобиль обладал хорошей проходимостью. Он преодолевал 45-градусный подъем, а благодаря, низко подвешенным и свободно вращающимся запасным колесам, мог преодолевать даже траншеи. Трансмиссия была четырех ступенчатой, с сухим однодисковым сцеплением и колесной формулой 6х4. Тормоза, как и на ГАЗ-ААА, были механическими.
На первых двух фотографиях БА-10А показан с правой и левой сторон. Хорошо видны инструментальные ящики спереди на обоих задних крыльях, крепление «овероллов» в специальных кронштейнах над задними крыльями. С левой стороны на крыле – два запасных «трака», за подножкой на нижнем борту крепится лопата. На третьей фото также хорошо видны кронштейны крепления «овероллов», задний инструментальный ящик, домкрат на специальном кронштейне, задний фонарь.
Для повышения проходимости БА-10А комплектовался быстросъемными гусеничными лентами –«овероллами», крепившимися в модификации БА-10А — на бортах боевого отделения над задними крыльями и на корме у БА-10М в специальных кронштейнах посредством натяжения специальной гайки-«барашка».
Экипаж БА-10 состоял из 4 человек: командира, водителя, наводчика и пулеметчика. Длина бронеавтомобиля составляла 4665 мм, ширина – 2070, а высота – 2210 мм. При боевой массе в 5,14 т он с 50-сильном двигателем от «эмки» развивал 53 км/ч. В расположенной в задней части бронеавтомобиля башне устанавливалась 45-мм танковая пушка 20К образца 1932 года и спаренный с ней пулемет 7,62 ДТ. Поворот башни осуществлялся в ручную, специальным 2-х скоростным редуктором. Башня была оснащена перископическим прицелом ПТ-1 обр.1932 года и телескопическим прицелом ТОП обр.1930 года. Боекомплект машины состоял из 49 выстрелов к орудию и 2079 патронов к 2-м пулеметам ДТ. Пушка предназначалась для борьбы с танками, самоходками и бронемашинами противника. Для своего времени бронепробиваемость её снаряда была вполне достаточной – по нормали на 500 м она пробивала 40-миллиметровую броню. Тогда этого было достаточно для борьбы с любой бронетехникой.
На левом фото — место механика-водителя. Хорошо видны органы управления, такие же, как и на грузовике ГАЗ-ААА, в центре снизу – рычаг включения демультипликатора. Сверху смотровой люк водителя, ниже правее – рычаг открывания лючка притока воздуха на капоте, внизу слева – рычаг открывания бронезаслонок радиатора. Справа видна сумка для стреляных гильз пулемета ДТ. На правом фото — место стрелка. Вверху виднеется «яблоко» пулемета ДТ. В центре и справа – ящики для аккумуляторных батарей и рация.На левом фото — место наводчика. Хорошо видна боеукладка, узел наведения пушки, педали механического выстрела, сумка стреляных гильз башенного пулемета ДТ. На правом фото — вид в башню через открытый люк, на люке «барашковая» гайка открывания лючка вентиляции боевого отделения, справа виднеется машинка поворота башни.
На левом фото – крыша башни. Хорошо видны — лючок вентиляции боевого отделения, лючок флажковой сигнализации, прицела ПТ-1. На правом фото – смотровая щель борта башни и пистолетный порт.
На правом фото – внутренняя сторона двери бронекорпуса с внутренними петлями и накладками по периметру двери, на среднем фото – вид изнутри на дверной смотровой люк стрелка. Люк имеет рычажок-стопор и смотровую щель с задвижкой и стопорной гайкой. На правом фото – задняя дверка башни. Дверка служит для демонтажа пушки 20К. Открывается также на внутренних петлях. На дверке хорошо видны пистолетный порт с гайкой-фиксатором и рычажок закрывания дверки изнутри.
На ранней модификации БА-10А топливные баки крепились к крыше, практически над головами механика-водителя и стрелка, что вызывало повышенную пожароопасность броневика. Позже в модификации БА-10М, выпуск которой наладили уже в конце 1939 года, бензобаки новой конструкции емкостью 54 литра каждый, были вынесены на крылья задних колес и защищены дополнительными броневыми кожухами, что позволило обеспечить защиту экипажа от горящего бензина при пробитии бензобаков в бою.
Кроме того, на модернизированном бронеавтомобиле ввели броневую защиту пулеметной установки в лобовом листе корпуса, новый поворотный механизм башни, изменили расположение глушителя, установили стандартный ящик для запасных радиоламп и новый ящик ЗИП, лом убрали внутрь корпуса, инструментальный ящик разместили под полом, установили сумку для ручных гранат, уменьшили высоту спинок сидений в башне и, соответственно, изменили крепление аптечки и ракетницы. При этом масса машины возросла до 5,5 тн, но динамические качества практически не изменились.
Для посадки экипажа в машину в бортах средней части корпуса имелись прямоугольные двери с небольшими окнами, оборудованными бронекрышками со смотровыми щелями. Для навешивания дверей были использованы внутренние петли вместо наружных, что избавило внешнюю поверхность корпуса от излишних мелких деталей. Обзор водителю обеспечивало лобовое окно, оборудованное откидной бронекрышкой с узкой смотровой щелью, и небольшое прямоугольное окно аналогичной конструкции в двери левого борта. Такое же окно имелось и в правой двери со стороны пулеметчика.
Кроме обычных БА-10, в 1939-1941 годах было изготовлено около 20 железнодорожных вариантов броневика, получивших обозначение БА-10ЖД. Они оборудовались домкратом для установки железнодорожных скатов на переднюю и заднюю ось. Масса БА-10ЖД составляла 5,78 тн, скорость по железнодорожному полотну – до 90 км/ч.
Железнодорожный вариант БА-10ЖД | Железнодорожный вариант БА-10ЖД |
В 1940 году в КБ Ижорского завода изготовили бронеавтомобиль БА-10Ц с бронекорпусом из цементованной брони. Никаких внешних отличий от БА-10М эта машина не имела. Однако в связи с трудностями, возникшими при изготовлении бронекорпуса, эта работа осталась экспериментальной.
Боевое крещение бронеавтомобили БА-10 прошли во время конфликта у реки Халхин-Гол в 1939 году, где великолепно себя зарекомендовали. К началу боев в этом районе БА-10 составляли примерно половину всего парка средних броневиков ок.200 единиц.
БА-10А (на заднем плане), Халхин-Гол,1939 г. | Экипаж БА-10, Халхин-Гол,1939 г. |
Японцы у подбитых БА-10А, Халхин-Гол | Японцы обороняются, на заднем плане БА-10, Халхин-Гол |
В первые месяцы войны при отступлении Красной Армии большая часть бронемашин БА-10 была брошена из-за поломок и отсутствия топлива.
Брошенные на различных участках при отступлении бронеавтомобили БА-10А и БА-10М.
Бронеавтомобили БА-10 использовались очень активно, причем зачастую наряду с задачами по разведке, связи и боевого охранения их часто использовали для атак совместно с пехотой и поддержки своих частей непосредственно на поле боя, что вело к неоправданно большим потерям. Тем не менее, при грамотном использовании, советские броневики могли с успехом бороться и с немецкими танками.
БА-10А в атаке | Пакет доставлен (на задние колеса БА-10А надеты «оверолы») |
В связи с приближением фронта непосредственно к Ижорскому заводу, производство бронеавтомобилей БА-10 в сентябре 1941 года было переведено на Балтийский завод в Ленинград. На этом предприятии из оставшегося задела Ижорского завода изготовили несколько десятков броневиков, которые восполняли потери БА-10 и сыграли большую роль в обороне Ленинграда. Они активно использовались и при прорыве блокады.
Колонна БА-10М под Ленинградом | Ленинград, осень 1941 г. |
Экипаж у БА-10, Ленинградский фронт | Ремонт БА-10 в заводских цехах |
Сыграли свою роль бронеавтомобили БА-10 и в битве за Москву и в контрнаступлении в декабре 1941 года.
Колонна БА-10А, Западный фронт, ноябрь 1941 г. | БА-10М, под Москвой, ноябрь 1941 г. |
В небольшом количестве бронеавтомобили БА-10 использовались на центральных фронтах в решающих боях кампаний 1943 года. Накануне Курской битвы — в танковых частях Воронежского фронта числилось 8 бронемашин БА-10 — по 3 в составе 6-й гвардейской армии и 6-го танкового корпуса. Отдельные экземпляры средних бронемашин были в войсках вплоть до окончания войны. Как правило, их использовали в ротах охраны штабов фронтов и армий, а также как командирские машины и машины связи в некоторых танковых и стрелковых частях.
Заключительным этапом для бронеавтомобилей БА-10 стала советско-японская война 1945 года — в войсках, стоявших на Дальнем Востоке оставалось некоторое количество бронеавтомобилей БА-10, где с успехом использовались против японцев, а по окончании боевых действий часть машин была поставлена китайским коммунистам, которые применяли его против войск Чан-Кайши. Единичные экземпляры применялись даже во время войны в Корее.
Немецкие войска в ходе первых же боев на территории Советского Союза захватили большое количество бронемашин БА-10, брошенных при отступлении Красной Армией. В Вермахте бронеавтомобили БА-10 получили обозначение Panzerspahwagen BA 203(r) и в основном применялись в качестве штабных и связных машин, поступали на вооружение некоторых пехотных частей, сил полиции и учебных подразделений, применялись в тылу для поддержания порядка на оккупированных территориях. Часть бронемашин также была передана подразделениям SS. Довольно охотно немцы эксплуатировали железнодорожный вариант БА-10ЖД, поскольку при движении по рельсам такой недостаток советской машины, как ограниченная проходимость, уже не имел значения. Захваченные БА-10ЖД немцы использовали для охраны железных дорог и даже включали в состав своих бронепоездов.
Захваченные бронеавтомобили БА-10А и БА-10М на службе в Вермахте, полиции, СС.
Бронеавтомобили БА-10 служили и в так называемых «Освободительных армиях», созданных на Восточном фронте под немецким командованием. БА-10 имели в своем распоряжении и РОНА под командованием Б.В.Каминского, и РОА генерала Власова и другие коллаборационистские формирования.
БА-10М в РОНА | БА-10М в РОА (Чехия, май 1945) |
В ходе Зимней войны и последующих боевых действий финские войска захватили несколько десятков броневиков БА-10. В 1943 году броневики прошли модернизацию — на них установили двигатели «Форд» V-8 мощностью 95 л.с. В качестве учебных два бронеавтомобиля БА-10 эксплуатировались в финской армии вплоть до 1959 года. В 1962 году один из списанных броневиков был переоборудован в самоходный кран и под обозначением BA-10N использовался в техническом центре танковых войск до 1978 года.
Использование БА-10А финской армией
В 1942 году представители Швеции, начали переговоры с финами о закупке у нескольких советских бронемашин. Им были предоставлены только бронекорпуса и башни, снятые с разбитых советских машин, после чего их установили на шасси трехосного Ford и присвоили обозначение Pansarbil m/31. Соответственно были внесены конструктивные изменения. Вместо советской 45-мм пушки 20К и пулемета ДТ установили шведскую Bofors калибра 20-мм, а также перископ от легкого танка Strv m/41. Все бронемашины Pansarbil m/31 F поступили на оснащение пехотной школы в Розерсберге, недалеко от Стокгольма, и использовались только для обучения экипажей. Как и в Финляндии шведская модификация БА-10 пошла на слом с начала 1950-х гг. Последний Pansarbil m/31 F был списан в 1955 году, так что до наших дней ни одна машина этого типа не сохранилась.
БА-10М под обозначением Pansarbil m/31 F в шведской армии
Небольшое количество трофейных БА-10 также имелось в составе армий Венгрии и Румынии.
БА-10 серийно выпускался с 1938 года по 1941 год, всего было выпущено 3392 бронеавтомобиля БА-10А и БА-10М, что позволило ему стать самым массовым средним бронеавтомобилем.
Бронеавтомобиль БА-6 — обзор — журнал За рулем
Бронеавтомобиль БА-6 — ветеран двух войн.
БА-6
Утром 12 января 1943-го случилось, наконец, то, чего голодный, замерший Ленинград ждал с осени 1941-го — войска Ленинградского и Волховского фронтов начали наступление. Советские части соединились, прорвав блокаду, 18-го, под Шлиссельбургом. В этих боях участвовало и 19 броневиков БА-10. Именно на Ленинградском фронте, еще в 1943-м, таких машин было немало, ведь их ремонтировал тот самый Ижорский завод, который ранее производил. Ну а часть броневиков пошла еще дальше — на запад…
БЛИНДАЖ НА КОЛЕСАХ
Идея бронеавтомобиля стара почти как сам автомобиль. Первый период расцвета блиндированных, как их тогда часто называли, машин пришелся на первую мировую. Броневики делали на базе не только грузовиков, но и многих легковых моделей — от «Форда-Т» до «Роллс-Ройса Сильвер Гоуст». В России строили бронеавтомобили на шасси «Руссо-Балта» и импортных. Ну а практически сразу после начала производства первого советского грузовика АМО-Ф15 по заданию артиллерийского управления РККА разработали БА-27 с 37-миллиметровой пушкой и пулеметом калибра 6,5 мм.
Отечественные броневики развивались вместе с автопромом — медленно и трудно. Конечно, вооруженной машине необходимы достаточно мощное шасси и соответствующий двигатель. Но ни того, ни другого в начале 1930-х наша промышленность не делала. Поначалу пришлось использовать доработанное трехосное шасси импортного «Форда-Тимкен» и 40-сильный фордовский (он же — горьковский после пуска завода на Волге) мотор.
БА-6
На Ижорском заводе, построив ряд экспериментальных и мелкосерийных машин, в 1933 году начали выпускать БА-3 с 45-миллиметровой пушкой в башне от танка Т-26. После модернизации и установки на отечественное шасси ГАЗ-ААА машина получила обозначение БА-6. Ее серийное производство начали в 1936-м.
ПОСЛУЖНОЙ СПИСОК
Удивительна судьба наших броневиков тех лет. Их расцвет продолжался всего десятилетие, но какое! Они успели поучаствовать в четырех войнах. Боевой путь начали в Испании, куда республиканской армии поставили 60 машин, в том числе 37 БА-6. На относительно хороших (по сравнению с нашими) дорогах они показали себя неплохо. Порой были даже полезнее менее быстрых танков. Несколько машин в качестве трофеев достались франкистам и довольно долго стояли у них на вооружении. Мало того, советскую конструкцию приспособили к трехосному шасси «Шевроле» и делали такие машины серийно.
Летом 1939 года немало бронеавтомобилей отправилось на Халхин-Гол. Они оказались очень эффективными не только в стычках с японской пехотой и кавалерией, но и против легких танков. Правда, тут же отчетливо проявились многие недостатки, о которых, впрочем, говорили и раньше. Военные рекомендовали перед атакой на пересеченной местности надеть на ведущие колеса стальные гусеницы «оверолл», поскольку завязший на бездорожье броневик становился отличной мишенью, а броня не выдерживала огня пулемета «Гочкисс» калибра 13,2 мм. Отмечались также «острые углы в отделении управления» и вообще неудобное расположение членов экипажа, особенно того, кто командовал орудием в башне. Высока была и пожароопасность машины, в которой бойцы сидели фактически в обнимку с бензобаком.
БА-6
Между моторным отсеком и ногами экипажа щель, через которую в кабину проходит теплый воздух вместе с выхлопными газами. Справа — место пулеметчика.Между моторным отсеком и ногами экипажа щель, через которую в кабину проходит теплый воздух вместе с выхлопными газами. Справа — место пулеметчика.
Финская война 1940 года добавила печального опыта. Неполноприводные машины с задними двускатными шинами на зимнем бездорожье очень часто оказывались беспомощными. Военные писали в отчетах, что нужен двигатель в 90–100 л.с. вместо 50-сильного, который ставили на БА-10 — модернизированный БА-6. Немало трофейных машин служило в финской армии вплоть до начала 1960-х годов, получив то, чего им так не хватало, — мощную фордовскую «восьмерку». У нас же БА-10, самый массовый в этом классе броневик, делали до осени 1941-го, пока немцы вплотную не приблизились к Ижоре.
ГЛАВНОЕ ДЕЛО ЖИЗНИ
22 июня 1941 года группа бронеавтомобилей 5-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса, умело замаскированных в лесу близ шоссе, под командованием старшего лейтенанта Суровцева несколько часов сдерживала немецкую колонну легких танков и мотоциклов. Маленький эпизод огромной войны — считаные часы «боя местного значения». Вряд ли кто-то из тех бойцов и тех бронемашин дожил до победы. Но они сумели внести в нее свой вклад.
Многие машины вышли из строя в первые месяцы войны, уцелевшие продолжали воевать и под Москвой, и под Ленинградом. Даже в 1944 году несколько броневиков участвовало в боях за Латвию — в частности, в штурме Елгавы.
БА-6
Под бронелистом газоновский 40-сильный (позднее 50-сильный) двигатель.Под бронелистом газоновский 40-сильный (позднее 50-сильный) двигатель.
А в последний год войны машины чаще использовали как мобильные КПП на прифронтовых дорогах — сегодня это назвали бы блок-постом. Погоду на полях последних сражений Великой Отечественной делали исключительно танки, а на подхвате у них были полугусеничные и полноприводные американские бронетранспортеры. Именно эти машины, куда более совершенные и практичные, стали причиной полного забвения броневиков 1930-х по окончании войны.
И как они, наши деды, в этом воевали?! Залезть в низкую и узкую дверцу, разместиться на маленьком сиденьице — уже проблема! Забухтел тщедушный 40-сильный моторчик, натужно завыла трансмиссия, БА-6, щедро наполняя кабину выхлопными газами (своего рода печка!), потихоньку поехал. Помню, в отчетах военных читал, как уставали экипажи броневиков даже на коротких маршах. Верю! А если с марша — в бой? Справа строчит пулемет, сверху грохает «сорокопятка», на пол падают гильзы, по кузову бьют вражеские пули. А водитель тем временем маневрирует, спасая экипаж и машину и видя мир в узенькую амбразуру. И ведь воевали!
Эта машина — как рядовой неизвестный солдат начала войны, в серой грязной шинели, обмотках вместо сапог, с винтовкой-трехлинейкой. Но из тяжелого ратного труда таких безымянных, небравых рядовых и таких несовершенных, простеньких машин сложилась наша Победа.
Чтобы понять ее цену, полезно хотя бы прокатиться в этом, кстати, полностью оригинальном БА-6. Трудности современной жизни после этого предстают в несколько ином свете…
БА-6
ГВАРДИИ РЯДОВОЙ
Бронеавтомобиль БА-6 выпускали в 1936–1938 гг. Шасси — модернизированное ГАЗ-ААА, двигатель — 40-сильный (позднее на БА-6М с измененной рамой и башней — 50-сильный), 3-ступенчатая коробка передач с демультипликатором. Броня 8 мм, скорость до 42 км/ч. Построили 306 машин, часть — с радиостанциями. Сделали также прототип для движения по рельсам. Модернизированных БА-10 с 50-сильным мотором до осени 1941-го выпустили 3331 экземпляр.
Редакция благодарит Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке за предоставленный автомобиль и помощь в организации съемки.
Страна Происхождение/Использование: | БА-6М: Россия БА-10А и БА-10М: Россия, Финляндия и Германия | ||
Первый Даты производства/обслуживания: | БА-6М: 1937 БА-10А: 1938-1939 БА-10М: 1939-1941 | ||
Производитель: | БА-6М и БА-10А: Ижорский завод (некоторые корпуса БА-10А могли быть построены
на Высоком заводе). БА-10М: Ижорский завод и завод 189 в Ленинграде. | ||
Экипаж: | 4 | ||
Вооружение: | Основная: (1) 45-мм пушка * ; Соосный: (1) 7,62-мм пулемет ДТ; Корпус: (1) 7,62-мм пулемет ДТ [ * На БА-6М устанавливался пулемет М1932 пушка, БА-10А был оснащен как М1934 (ранняя), так и М1938. (позже) вооружение, а на БА-10М устанавливалась пушка М1938.] | ||
Двигатель: | 4-цилиндровый бензиновый (ГАЗ М1 50л.с.) | ||
Разное Информация: | Бронеавтомобили БА-6М, БА-10А и БА-10М объединены в один индекс.
из-за их сходства; точнее их почти идентичные внешне
внешний вид. В 1937 г. улучшенный БА-6М был разработан, чтобы в конечном итоге заменить более ранний Бронеавтомобиль БА-6. Однако этого так и не произошло, поскольку на самом деле был построен только один, хотя некоторые источники утверждают, что 15-20 были закончены. И БА-6, и БА-6М строились на базе грузовика ГАЗ-ААА. шасси, однако на БА-6М устанавливался более мощный ГАЗ-М1 двигатель. Другие изменения БА-6М были добавление новой конической башни меньшего размера, установка радио (впервые в советских тяжелых бронеавтомобилях) и увеличили броня. Несмотря на изменения, вес новых автомобилей был легче своего предшественника БА-6.Хотя БА-6М был почти сноска в истории, его дизайн напрямую привел к развитию более мощный тяжелый бронеавтомобиль БА-10А. В 1938 году пошел БА-10А ** в производство и в том же году был передан советским частям. БА-10А по сути был немного улучшенная версия БА-6М, хотя и был построен на базе слегка укороченного грузовика ГАЗ-ААА вместо шасси. Основные отличия машин БА-6М и БА-10А заключалась в том, что БА-10А имел модернизированную ходовую часть и был оснащен улучшенной/упрощенной 45-мм пушкой. (первоначально оружие образца 1934 года, а затем оружие образца 1938 года). Две легко идентифицируемые визуальные подсказки, чтобы отличить BA-10A а БА-6М это замена буксировочных крюков на буксирные скобы типа «D» и добавление бронированные крышки фар. Всего было построено 489 БА-10А. 1938 г. ** Во многих источниках эта машина указана как БА-10. На самом деле есть некоторые упоминания о нем в официальных современных российских документах. Однако на основе дальнейших исследований и анализа многочисленных российских основные ссылки, БА-10 никогда не строились; в официальное название БА-10А. В 1939 году последний автомобиль в серийный тяжелый бронеавтомобиль БА-10М. БА-10М был еще раз по существу улучшенной моделью той же базовой конструкции. На БА-10М также устанавливалась более поздняя 45-мм пушка образца 1938 года, как и на БА-10М. БА-10А, но получил дополнительную броню вокруг корпуса машины. пушка, была оснащена улучшенное радио (если установлено) и имел больший диапазон операций из-за новые, большие прямоугольные топливные баки, установленные над задними колесами. Эти топливные баки обычно ошибочно принимают за ящики для хранения топлива. задние «габаритные» гусеницы транспортных средств. Автомобили БА-10А и БА-10М были самыми выпускаемыми моделями советской серии тяжелых бронированных машин БА. автомобилей, около 3377 построено с 1938 по 1941 год. Помимо службы с Советским Союзом трофейные машины использовались финской армией. (обозначены как Ps25, 26 и 27) и также немецкие войска. Вообще-то немцы захватили столько БА-6, БА-10А & БА-10М, для которых создали официальное обозначение: Панцерспахваген БА-203(р). Наконец, единственные официальные подварианты эти (3) три машины представляли собой вагоны-разведчики БА-10А ЖД и БА-10М ЖД. ЖД разведывательные машины были оборудованы обычными опорными катками, а также рельсовыми колесами с ребордой. Эти две колесные пары могут быть заменены при необходимости, чтобы автомобиль мог переключаться между бегом по дорогам и рельсам. | ||
Данные Доступный лист: | Нет в наличии | ||
Комплект моделей | Производитель | Весы | Другая информация |
Комплект модели бронеавтомобиля БА-6М (362) | УниМодель (УМ) | 1/72 | Литой пластик. |
Комплект модели бронеавтомобиля BA-10A (1033) | Командиры Серия | 1/35 | Смола. Снято с производства. Выглядит как БА-10М или может быть построен как БА-10А или БА-10М. |
Комплект модели бронеавтомобиля BA-10A (35141) Детали Фотографии предоставлены Стерлинг Лоури — Уиллингтон, Великобритания | Восточный экспресс | 1/35 | Литой пластик под давлением; Старый комплект.Такой же как комплект «Звезда»? Выглядит как БА-10М или может быть построен как БА-10А или БА-10М. |
Комплект модели бронеавтомобиля BA-10A (83840) | ХоббиБосс | 1/35 | Литой пластик под давлением; Новый набор инструментов. смотрит на быть БА-10М или может быть построен как БА-10А или БА-10М. |
Комплект модели бронеавтомобиля BA-10A (RT015) | КМР | 1/35 | Смола.Снят с производства? |
Комплект модели бронеавтомобиля BA-10A | Реплика | 1/72 | Смола. Снят с производства? Похоже на БА-10М или может быть построен как БА-10А или БА-10М. |
Модель бронеавтомобиля BA-10A (501) | УниМодель (УМ) | 1/48 | Литой пластик. Похоже на БА-10М или может быть построен как БА-10А или БА-10М. |
Модель бронеавтомобиля BA-10A (319) | УниМодель (УМ) | 1/72 | Литой пластик. Похоже на БА-10М или может быть построен как БА-10А или БА-10М. |
Модель бронеавтомобиля БА-10А с гусеницами (366) | УниМодель (УМ) | 1/72 | Литой пластик. Похоже на БА-10М или может быть построен как БА-10А или БА-10М. |
Комплект модели бронеавтомобиля BA-10A (3617) | Звезда | 1/35 | Литой пластик под давлением; Старый комплект. Такой же как Комплект «Восточный экспресс»? Выглядит как БА-10М или может быть построен как БА-10А или БА-10М. |
Комплект модели бронеавтомобиля BA-10A (6149) | Звезда | 1/100 | Литой пластик под давлением; Снап-тайт. Выглядит как БА-10М или может быть построен как БА-10А или БА-10М. |
Набор аксессуаров/деталей | Производитель | Весы | Другая информация |
Ствол советской 45-мм пушки 20К (Л-174) | Абер | 1/35 | Точеный алюминий. Подходит для БА-6, БА-10 Бронированный Автомобили и танк Т26.Похоже, также включает ствол для коаксиального 7,62-мм пулемет ДТ. |
Бронеавтомобиль ГАЗ-ААА, БА-3, БА-6, БА-9 и БА-10А Комплект колес (7203) | Оружейная | 1/72 | Смола. |
«Союзники Оси РОНА и РОА: русский Добровольцы на службе Вермахта» (35093) | Наклейки «Бизон» | 1/35 | Маркировка для нескольких типов транспортных средств, включая Бронеавтомобиль БА-10М. |
Бронеавтомобиль ГАЗ-ААА, БА-6 и БА-10А Комплект колес (35045) | Самосвал | 1/35 | Смола. |
Комплект деталей BA-10A (48329) | Самосвал | 1/48 | Фототравление из латуни. Для комплекта УМ № 501 |
ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА Комплект колес (35031) | Гусар Продакшнс | 1/35 | Смола.Может использоваться на БА-3, БА-6 и БА-10А/10М. Бронеавтомобили |
Бронеавтомобиль БА-10А Комплект колес (35118) | Гусар Продакшнс | 1/35 | Смола. Для набора Hobby Boss. |
7,62-мм пулемет ДТ (3 шт.) (LM10041) | Лайонмарк | 1/35 | Точеная латунь. |
45-мм ствол пушки M1932 (LM10040) | Лайонмарк | 1/35 | Точеный алюминий. |
7,62-мм пулемет ДТ (2 шт.) (ММ3560) | Магические модели | 1/35 | Точеная латунь. |
45-мм ствол пушки M1932 (ММ3551) | Магические модели | 1/35 | Точеный алюминий. |
45-мм ствол пушки M1932/34 (ММ3550) | Магические модели | 1/35 | Точеный алюминий. |
Бронеавтомобиль ГАЗ-ААА, БА-6 и БА-10А Комплект колес (MC23501) | Мастерклуб | 1/35 | Смола. |
ГАЗ-ААА Комплект колес (35112) | Миниарт | 1/35 | Литой пластик. Может использоваться на Бронеавтомобили БА-3, БА-6 и БА-10А/10М в/ч |
Ствол орудия 45 мм 20K (1932 г. выпуска) (MP3501) | Модельпойнт | 1/35 | Точеный алюминий. |
Ствол орудия 45 мм 20K (1934 г. выпуска) (MP3501-1) | Модельпойнт | 1/35 | Точеный алюминий. |
Комплект модернизации BA-10A и BA-10M (35449) | MR Modellbau | 1/35 | Смола. Для набора Hobby Boss 83840. |
45-мм ствол орудия 20-K M1932 (35b72) | РБ Модель | 1/35 | Точеный алюминий. |
45-мм ствол орудия 20-K M1934 (35b73) | РБ Модель | 1/35 | Точеный алюминий. |
«Ось и восточноевропейская танковая смесь № 4: русский РОА Власов Армия освобождения» (35-C1165) | Наклейка со звездой s | 1/35 | Наклейки.Включает маркировку для бронеавтомобилей БА-10М . |
«Бронеавтомобили БА-10 и БА-20 на дипломатической службе» (35-889) | Наклейка со звездой s | 1/35 | Наклейки. |
«БА-10М на вооружении Германии» (35-902) | Наклейка со звездой s | 1/35 | Наклейки. |
«Финляндия WW2 #3 (48-B1011) | Наклейка со звездой s | 1/48 | Наклейки. Включает окраску бронеавтомобилей БА-10М и БА-20М. |
«Ordnungs Polizei #2: смесь танков и ББМ — борьба с партизанами и Служба безопасности» (35-С1187) | Наклейка со звездой s | 1/35 | Наклейки.Включает маркировку для бронеавтомобилей БА-10М . |
Советские бронеавтомобили БА-10М и БА-20М на дипломатической службе: Германия, Швеция, Финляндия, R.O.A. и РОНА (72-A1079) | Наклейка со звездой s | 1/72 | Наклейки. |
Комплект колес для бронеавтомобиля БА-6 (СТЗ023) | Танковая мастерская | 1/35 | Смола.Может использоваться на БА-10А и БА-10М. Бронированные автомобили. |
Комплект деталей BA-10A (PE35721) | Вояджер | 1/35 | Фототравление из латуни. Для набора Hobby Boss 83840. |
Советский бронеавтомобиль БА-10 Hobby Boss 83840
БА-10 — бронеавтомобиль, разработанный в Советском Союзе в 1938 году и выпускавшийся до 1941 года. версии.Этими версиями были БА-10, БА-10М (улучшенная версия с новой радиостанцией) и БА-10ЖД (оборудованная для двойного железнодорожного и автомобильного использования). Базовая конструкция БА-10 была разработана на базе тяжелых бронеавтомобилей БА-3 и БА-6. Он имел улучшенное шасси ГАЗ-ААА и улучшенное бронирование (до 15 мм в лобовой части и башне). Предполагалось, что в 1941 году БА-10 будет заменен на БА-11 с дизельным двигателем и более сложной конструкцией бронирования, но начавшаяся война помешала производству БА-11. БА-10 состоял на вооружении Красной Армии до 1945 года.Значительное количество захваченных БА-10 использовалось Финляндией (не менее 24), Германией и другими державами Оси в Европе.
BA-10 редним, szeciokowym samochodem pancernym konstrukcji radzieckiej. Pierwsze prototypy powstay w 1938 roku, a produkcja seryjna trwaa od 1938 do 1941 roku i zakoczya si wytworzeniem ponad 3300 pojazdów. Возьмем напрокат автомобильный ГАЗ-М1 или проедем 52 км. Uzbrojenie gówne stanowia armata czogowa 20K wz. 1934 lub wz.1938 кал. 45 мм umieszczona w obrotowej wiey, a uzbrojenie pomocnicze zapewniay 2 karabiny maszynowe DT kal.7,62 мм.
BA-10 powsta jako nastpca, ale te daleko idce rozwinicie wozu BA-6. W nonym wozie take zastosowano podwozie ciarówki GAZ-AAA, ale zastosowano nowy silnik oraz liczne nowe elementy przeniesienia napdu. Pancerz BA-10 (около 10 мм) от cakowicie spawany. В окресии 1939-1940 гг. производилась модернизация БА-10М. Zwikszono w nim mas pojazdu, poprzez przyrost opancerzenia oraz zastosowano nowy model armaty 20K. Pojazdy BA-10 w okresie do 1941 byy podstawowym pojazdem radzieckich pododdziaów rozpoznawczych.Бий те на щелок скаль стосоване в войне з Япони (1938-1939) или раз в битве под Чачын-Го (1939 г.). Wziy take udzia w agresji na Polsk we wrzeniu 1939 roku i w wojnie zimowej z Finlandi (1939-1930). W toku pierwszych miesicy wojny z Niemcami w 1941 roku Armia Czerwona stracia bardzo due iloci tych wozów, które póniej wykorzystywa Wehrmacht oraz oddziay Waffen-SS do walki z partyzantami na terenach okupowanych.
Co oprócz modelu bd potrzebowa do jego sklejenia?
Звезда 1/100 Советский бронеавтомобиль БА-10 Набор пластиковых моделей 6149
Эта политика конфиденциальности определяет, как мы используем и защищаем любую информацию, которую вы предоставляете нам при использовании этого веб-сайта.
Мы стремимся обеспечить защиту вашей конфиденциальности. Если мы попросим вас предоставить определенную информацию, по которой вас можно идентифицировать при использовании этого веб-сайта, вы можете быть уверены, что она будет использоваться только в соответствии с настоящим заявлением о конфиденциальности.
Время от времени мы можем изменять эту политику, обновляя эту страницу. Вам следует время от времени проверять эту страницу, чтобы убедиться, что вы довольны любыми изменениями.
Что мы собираем
Мы можем собирать следующую информацию:
- имя и должность
- контактная информация, включая адрес электронной почты
- демографическая информация, такая как почтовый индекс, предпочтения и интересы
- прочая информация, относящаяся к опросам клиентов и/или предложениям
Что мы делаем с собранной информацией
Нам нужна эта информация, чтобы понять ваши потребности и предоставить вам лучший сервис, в частности, по следующим причинам:
- Внутренний учет.
- Мы можем использовать эту информацию для улучшения наших продуктов и услуг.
- Мы можем периодически отправлять рекламные электронные письма о новых продуктах, специальных предложениях или другой информации, которая, по нашему мнению, может показаться вам интересной, используя предоставленный вами адрес электронной почты.
- Время от времени мы также можем использовать вашу информацию, чтобы связаться с вами в целях исследования рынка. Мы можем связаться с вами по электронной почте, телефону, факсу или почте. Мы можем использовать эту информацию для настройки веб-сайта в соответствии с вашими интересами.
Безопасность
Мы стремимся обеспечить безопасность вашей информации. Чтобы предотвратить несанкционированный доступ или раскрытие информации, мы внедрили подходящие физические, электронные и управленческие процедуры для защиты и защиты информации, которую мы собираем в Интернете.
Как мы используем файлы cookie
Файл cookie — это небольшой файл, который запрашивает разрешение на размещение на жестком диске вашего компьютера. Как только вы соглашаетесь, файл добавляется, и файл cookie помогает анализировать веб-трафик или сообщает вам, когда вы посещаете определенный сайт.Файлы cookie позволяют веб-приложениям реагировать на вас как на личность. Веб-приложение может адаптировать свои операции к вашим потребностям, симпатиям и антипатиям, собирая и запоминая информацию о ваших предпочтениях.
Мы используем файлы cookie журнала трафика, чтобы определить, какие страницы используются. Это помогает нам анализировать данные о трафике веб-страницы и улучшать наш веб-сайт, чтобы адаптировать его к потребностям клиентов. Мы используем эту информацию только для целей статистического анализа, после чего данные удаляются из системы.
В целом файлы cookie помогают нам сделать веб-сайт лучше, позволяя нам отслеживать, какие страницы вы считаете полезными, а какие нет. Файл cookie никоим образом не дает нам доступа к вашему компьютеру или какой-либо информации о вас, кроме данных, которыми вы решили поделиться с нами.
Вы можете принять или отклонить файлы cookie. Большинство веб-браузеров автоматически принимают файлы cookie, но обычно вы можете изменить настройки своего браузера, чтобы отказаться от файлов cookie, если хотите. Это может помешать вам воспользоваться всеми преимуществами веб-сайта.
Ссылки на другие сайты
Наш веб-сайт может содержать ссылки на другие интересующие вас веб-сайты. Однако, как только вы использовали эти ссылки, чтобы покинуть наш сайт, вы должны помнить, что мы не имеем никакого контроля над этим другим сайтом. Поэтому мы не можем нести ответственность за защиту и конфиденциальность любой информации, которую вы предоставляете во время посещения таких сайтов, и такие сайты не регулируются настоящим заявлением о конфиденциальности. Вам следует проявлять осторожность и ознакомиться с заявлением о конфиденциальности, применимым к рассматриваемому веб-сайту.
Управление вашей личной информацией
Вы можете ограничить сбор или использование вашей личной информации следующими способами:
- всякий раз, когда вас просят заполнить форму на веб-сайте, найдите поле, которое вы можете щелкнуть, чтобы указать, что вы не хотите, чтобы информация использовалась кем-либо в целях прямого маркетинга
- , если вы ранее давали согласие на использование нами вашей личной информации в целях прямого маркетинга, вы можете изменить свое решение в любое время, написав нам или отправив электронное письмо.
Мы не будем продавать, распространять или сдавать в аренду вашу личную информацию третьим лицам, если у нас нет вашего разрешения или это требуется по закону. Мы можем использовать вашу личную информацию для отправки вам рекламной информации о третьих лицах, которая, по нашему мнению, может вас заинтересовать, если вы сообщите нам, что хотите, чтобы это произошло.
Если вы считаете, что какая-либо информация о вас, которую мы храним, неверна или неполна, пожалуйста, напишите нам или напишите нам как можно скорее по указанному выше адресу.Мы оперативно исправим любую информацию, которая окажется неверной.
ЗВЕЗДА 3617 Советский бронеавтомобиль Ба-10, набор 1:35 — Jadlam Toys & Models
Как зарегистрироваться в программе Jadlam Rewards?
Существующие клиенты: щелкните значок «Награды» в правом нижнем углу экрана и войдите в свою учетную запись.
Новые клиенты: создайте учетную запись Jadlam Rewards, чтобы начать зарабатывать баллы и использовать вознаграждения! Убедитесь, что вы подписаны на нашу рассылку, чтобы первыми узнавать о новых поступлениях и распродажах!
Как начать зарабатывать баллы после присоединения?
Вы получите 10 баллов за каждый потраченный 1 фунт стерлингов и будете вознаграждены за взаимодействие с нами в социальных сетях (например: лайкните нас на Facebook или подпишитесь на нас в Instagram!) Кроме того, вы получите баллы в свой день рождения! Не забудьте проверить панель управления наградами Jadlam в правом нижнем углу экрана, чтобы узнать обо всех способах заработка!
Как проверить баллы?
Просто войдите в свою учетную запись на jadlamracingmodels. com и нажмите на значок вознаграждений, расположенный в правом нижнем углу экрана. Ваш баланс также можно просмотреть на странице входа в учетную запись!
Срок действия моих баллов истекает?
Срок действия баллов истекает только после длительного периода бездействия. Другими словами, пока вы продолжаете зарабатывать (или тратить) баллы, они останутся в вашей учетной записи. И не волнуйтесь, мы честно предупредим вас (по электронной почте), если срок действия ваших баллов истечет.
Могу ли я иметь несколько учетных записей или переводить баллы на другую учетную запись?
Нет, у вас может быть только одна учетная запись Jadlam Rewards и один логин.С вашими баллами будет связана только одна учетная запись, и вы не можете комбинировать учетные записи электронной почты.
Как я могу потратить J Points?
Вы можете потратить баллы J всякий раз, когда накопите достаточно для покупки награды, например, когда у вас накопится 1000 баллов J, вы сможете приобрести купон на 5 фунтов стерлингов, который можно использовать при следующем заказе. Нажмите на значок вознаграждения в нижней правой части экрана и выберите «способы потратить». Когда вы согласитесь приобрести вознаграждение, вам будет отправлен уникальный код купона по электронной почте, чтобы ввести его при оформлении заказа при покупке.
J Points нельзя комбинировать с другим кодом купона или использовать для оплаты кредитом в магазине. После того, как вы приобрели вознаграждение, вы должны использовать этот купон вознаграждения за одну покупку; он не будет иметь остатка.
У меня проблемы с моей учетной записью, к кому мне обратиться?
Если у вас возникли технические трудности или вы не понимаете, как работает система начисления баллов, свяжитесь с нашим отделом обслуживания клиентов по адресу [email protected]
Я разместил заказ; сколько времени потребуется, чтобы мои баллы были применены?
Ваши баллы будут начислены, как только ваш заказ будет отправлен, так что возвращайтесь и смотрите, как накапливаются баллы!
Есть ли ограничения по накоплению баллов?
Наградные баллы начисляются только на цены товаров; доставка и покупки, сделанные с помощью подарочной карты или кредита на счете, не имеют права на получение вознаграждения.
Как работают коды купонов, срок их действия истекает?
После того, как вы заработаете награду, она останется в вашей учетной записи вознаграждений до тех пор, пока вы не будете готовы ее использовать. Обратите внимание, что каждый код является одноразовым, и балансы не могут переноситься.
Советские бронеавтомобили: довоенные и времен Второй мировой войны
Советские бронеавтомобили Второй мировой войны
Легкие бронеавтомобили БА-20 в довоенном СССР.
Произведено | Масса т | Экипаж | Вооружение [Боеприпасы] | Скорость км/ч | Колеса | Двигатель | Броня, мм | ||||||
башня | передняя | боковая | задняя | крыша | нижняя | ||||||||
FAI , 1933-36 | 697 | 1,75 | 2 | 7,62 мм DT [1323] | 80 | 2х4 | ГАЗ-А 40 л. с. | ||||||
ФАИ-М , 1939 | 2,28 | 7,62мм ДТ [1512] | 83 | ГАЗ-М1 50 л.с. | |||||||||
БА-20 , 1936-38 | 749 | 2,27 | 3 | 7,62 мм ДТ [1386] | 90 | 6 | 5 | 4 | 3 | ||||
БА-20М , 1938-41 | 1230 | 2,32 | 3 | 7,62мм ДТ | 90 | 6-9 | 6-9 | 6 | 5 | 4 | 3 | ||
BA-I , 1933-34 | 109 | 3,86 | 3 | 37 мм PS [34] x 2 2 | 75 | 4х6 | ГАЗ-АА 40 л.с. | ||||||
БА-3 , 1934-35 | 220 | 5,82 | 4 | 45 мм 20K [60] 2 x 7,62 мм DT [3402] | 70 | 4х6 | ГАЗ-АА 40л. с. | 8 | 8 | 8 | 6-8 | 4 | 2,5 |
БА-6 , 1936-37 | 425 | 5,12 | 45 мм 20K [60] 2 x 7,62 мм DT [3339] | 60 | 8 | 9 | 8 | 6-8 | 4 | 3 | |||
БА-10А , 1938-39 | 3331 | 5,14 | 45 мм 20K [49] 2 x 7,62 мм DT [2079] | 60 | ГАЗ-М1 50 л.с. | ||||||||
БА-10М , 1940-41 | 5,5 | 67 | ГАЗ-ММ 52 л.с. | ||||||||||
БА-64 , 1942-43 | 3 901 | 2,36 | 2 | 7,62мм DT [1260] | 80 | 4×4 | ГАЗ-64 50 л.с. | 10 | 9 | 9 | 9 | 0-6 | 4 |
БА-64Б , 1943-46 | 5 209 | 2425 | 10 | 9-11 | 7-9 | 9-11 | 0-6 | 4 |
Российская разведывательная машина БА-64. Автометаллхадора BA/64. | Советский средний бронеавтомобиль БА-10. пуленепробиваемый. Панцерваген BA.10. | Советские легкие бронеавтомобили ФАИ. Ф.А.И. Пансарбиль. |
Советский легкий бронеавтомобиль БА-64, средний бронеавтомобиль БА-6. |
Русские бронеавтомобили 1941 года.
БА.20 самоход панцерный радзиецкий
Бронеавтомобиль БА-11 СССР.
ББМ 1941 года выпуска на шасси ЗИС-5 в блокадном Ленинграде, вооруженная ШВАК и ДТ.
БА-64.
БА-64 в 1942 году.
Бронеавтомобиль БА-И.
Война окончена главная страница
Бронированные силы: ||| Танки Первой мировой войны ||| WW1 Arm.Cars ||| Танки Второй Мировой войны |||
educationnewz 3617Советский бронеавтомобиль Ба-10 «Звезда» Комплект моделей для детей Взрослые Игрушки и хобби Land
3617Советский бронеавтомобиль Ба-10 «Звезда» Комплект моделей для детей и взрослых
неиспользованный, Найдите много отличных новых и подержанных вариантов и получите лучшие предложения для 3617Советский бронеавтомобиль Ба-10 Звезда Модельный комплект для детей и взрослых по лучшим онлайн-ценам на ! Бесплатная доставка для многих продуктов!. Состояние: : Новое: совершенно новый, неоткрытый, неповрежденный товар (включая изделия ручной работы). Полную информацию смотрите в объявлении продавца. См. все определения условий : Марка: : Звезда , MPN: : 3617: Масштаб: : 1:35 , UPC: : Не применяется ,.
подходит к одному нагрудному карману. SterlingSilver — это ценный металл, который на протяжении всей истории ценился за его красоту. Обеспечивает комфорт в течение всего дня, блокируя дождь. Размер: MUS: 6UK: 10EU: 36. Бюст: 92 см / 36. Магазин женской одежды. Современный индустриальный вид табуретов идеально дополнит минималистский городской шик.Этот куб для хранения достаточно просторный, чтобы вместить все любимые предметы вашего ребенка. Эти настенные открывалки и наборы для улавливания крышек не только функциональны. Panda в магазине женской одежды, товар на фото — это настоящий товар. введите ссылку APK для загрузки на Android Car Audio и установите его. стремится использовать максимально экологически чистые материалы и процессы. Пожалуйста, ознакомьтесь с описанием продукта перед заказом, чтобы обеспечить точную подгонку, поскольку большинство заказов из США будут отправлены в США в среднем через 1–2 недели после времени обработки. В среднем.Kensie использует самые современные материалы для изготовления своих фирменных оправ для очков: ацетат целлюлозы премиум-класса, Our Size are Tag Size (Азиатский размер). 3617Советский бронеавтомобиль Ба-10 Звезда Модельный комплект для детей и взрослых . Дата первого перечисления: 29 марта. Разница между победой и поражением очень тонкая, D&D DD27T5-42 2-6F-A T5 с метрическим шагом синхронных ременных шкивов. Вход 1-1/2 дюйма x выход 2-1/2 дюйма. Размер: промышленный и научный. все уловители находятся в халате, компьютеризированные коврики (черные) с 3D-сканированием, адаптированные для седана BMW 3 серии 20-2018, дата первого появления: 31 октября.Носки унисекс для взрослых с пряжкой и цветочным принтом Пейсли2 Черно-белый экипаж, и пришло время элегантным женщинам носить различные сапоги, наши превосходные тормозные и фрикционные продукты позволяют вам контролировать. Маленькие серьги великолепное дополнение к повседневному образу. Прекрасная бархатная коробочка с кольцом в виде розы. 1 один бутон розы розового цвета. Он вибрирует с высокой частотой. Эти цепочки для четок из бисера ручной работы доступны в GemMart в виде готовых ожерелий для четок или просто в виде цепочки на ногу. Вы получите набор из 40 замечательных вкладышей для кексов Madeline от Vestli House.Эти тарелки из коллекции Mikasa Pivotal в узоре «Оникс», 3617Советский бронеавтомобиль Ба-10 «Звезда» Модельный набор для детей и взрослых , Чикаго, 1946 год, изготовлены из стекла Pyrex, я думаю, что это из эпохи 1940-х годов, но может быть и позже. , Черный оникс, граненый. Соединители, установленные на лицевой панели. Соединитель, но отслеживание доступно за дополнительную плату в размере 12 канадских долларов. (Все продаваемые предметы бывшие в употреблении/винтажные, если не указано иное). Обычно я могу поместить пару ювелирных изделий вместе с подарочными коробками в эти коробки с фиксированной ставкой. Бусины двух разных размеров. КОЛЬЦО С ДВОЙНЫМ ЖЕМЧУГОМ кольцо с бирюзой эластичное кольцо большое кольцо. Изображенный значок был вырезан из орехового дерева. Мать и красивый бант украшают нижний конец сердца. ПРИМЕЧАНИЕ: ВНЕШНИЙ ЦВЕТ НА КАЖДОМ КОМПЬЮТЕРНОМ МОНИТОРЕ РАЗЛИЧАЕТСЯ. Вот подробная информация о сумке: Полиэстер 600 денье Черные лямки 29½ Плечевые лямки Основное отделение на молнии Передний карман с петлей для ручки Две стороны, в том числе тиковое дерево, но большая часть вырезана из экологически чистых материалов. коричневая твердая древесина индийского шишама (также известная как индийский палисандр — член семейства тиковых).Позволяет солнечному свету проникать на поверхность, чтобы быстро нагреть воду. Коэффициент пропускания видимого света выше 92%. Не оставляющая следов резиновая подошва с подковообразным каблуком, мужская футболка Tommy Hilfiger Core Flag с V-образным вырезом. Она также идеально подходит для хрустящих садовых салатов. вы можете вернуть его для замены или возмещения. Детский молодежный комплект джерси: Джерси, шорты и носки, можно печатать номера и имена (S) и другие спортивные болельщики по адресу: лицевая сторона; Прокладка Fan Cage изготовлена из стойкого к озону этилен-пропиленового каучука и изготовлена в соответствии с оригинальными спецификациями оригинального оборудования.Краны для ванной и смесители для унитаза. Профессиональный термометр для почвы 4 In1 ЖК-дисплей Температура Солнечный свет Влажность PH Тестер почвы в саду. 0 E 6V ACE 992/0 > 994/07 AUDI 00 (4A2. Удобная опора на 360 градусов — безопасно окутывает вашего ребенка плюшевым комфортом, пока он наблюдает за окружающим миром. Использование этого продукта, вероятно, не было бы таким непонятным, — Штук премиум-класса гайка фланца оси велосипедного колеса из нержавеющей стали, контактное кольцо Mini Capsule 300 об / мин, 6-стороннее 22 мм, 2A, вращение на 360 °, AWG28: Инструменты и товары для дома.Регулируемое быстросъемное крепление позволяет прикрепить прицел практически к любым жестяным направляющим Weaver/Pica.