Avro Lancaster — Википедия

Авро 683 Ланкастер (англ. Avro 683 Lancaster) — британский тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик, состоявший на вооружении Королевских ВВС. Являлся основным, наряду с «Галифаксом», тяжёлым бомбардировщиком Королевских ВВС во время Второй мировой войны (на его счету 3/4 всего бомбового груза, сброшенного во ВМВ британской авиацией).

Первый боевой вылет «Ланкастеров» был совершён в марте 1942 года. Всего «Ланкастеры» совершили более 156 тысяч боевых вылетов и сбросили более 600 000 тонн бомб. Также использовался для множества других целей, включая точные дневные удары, доставку сверхтяжёлых бомб «Tallboy» и «Grand Slam». Большую известность получил после проведённой в 1943 году — в ходе операции «Большая порка» — бомбардировки плотин в долине Рура.

Название получил по небольшому английскому городу Ланкастер.

Разработка

«Ланкастер» является дальнейшим развитием конструкции двухмоторного среднего бомбардировщика «Манчестер». «Манчестер» по его бомбовой нагрузке в 4695 кг можно отнести к тяжёлым бомбардировщикам, но двигатели Роллс-Ройс Валчер (англ. Rolls-Royce Vulture), которыми он оснащался и которые позволяли ему нести такую бомбовую нагрузку, отличались низкой надёжностью и так и не были доведены, а наличие всего двух двигателей не позволяло самолёту благополучно вернуться на базу в случае отказа одного из них. Главный конструктор фирмы «Авро» Рой Чадвик предложил оснастить машину четырьмя более надёжными, но менее мощными двигателями Роллс-Ройс Мерлин и крылом увеличенного размаха, сохранив старый фюзеляж. Новый самолёт получил обозначение Авро Тип 683, 9 января 1941 года лётчик-испытатель Х. Торн поднял в воздух прототип, имевший бортовой номер BT308. Самолёт показал намного лучшие характеристики, чем его предшественник, и, оснащенный более мощными двигателями Роллс-Ройс Мерлин XX, вскоре поступил в серийное производство. Производство нового самолёта помимо завода Avro в Чаддертоне началось на заводах фирм Vickers-Armstrongs в Честере, Armstrong Whitworth в Ковентри, Metropolitan-Vickers в Манчестере и Austin Motor Company в Лонгбридже, Бирмингеме, а также в Канаде, на заводе Victory Aircraft в Malton, Ontario. Первоначально самолёт считался одной из модификаций «Манчестера» и обозначался как Манчестер III, позднее он получил собственное имя Ланкастер. Прототип имел трёхкилевое хвостовое оперение, позаимствованное у «Манчестера», позднее оно было заменено двухкилевым, с которым самолёт и пошёл в серию. По образцу «Ланкастера» так же было изменено и хвостовое оперение «Манчестера», производство которого стремительно сворачивалось с началом производства «Ланкастера».

Описание конструкции

Бомбовый отсек «Ланкастера»

«Авро Ланкастер» — четырёхмоторный свободнонесущий цельнометаллический среднеплан, имеющий овальное сечение фюзеляжа. Самолёт собирался из 36 отдельных модулей, имевших буквенно-цифровое обозначение, что упрощало его производство. Фюзеляж — клёпаный полумонокок, состоял из пяти модулей, соединявшихся болтами. Передний (D1) содержал в себе кабину бомбардира и переднюю стрелковую башню, следующий D2 — кабину пилотов и переднюю часть бомбового отсека, F1 выполнялся заодно с центропланом и состоял из кабины штурмана и радиста и основной части бомбоотсека, к D3 крепилась верхняя стрелковая башня, и хвостовая D4 предназначалась для установки стабилизатора, хвостового колеса и задней стрелковой башни. Для транспортировки фюзеляж мог разбираться на 3 части. Бомбовый отсек длиной 10,05 м, доставшийся от «Манчестера», закрывался двумя створками с помощью гидравлики. Вдоль всего фюзеляжа имелся проход, что позволяло оказать помощь при ранении членов экипажа и обеспечивало взаимозаменяемость.

Крыло также состояло из пяти модулей — центральной, интегрированой с фюзеляжем, двух внутренних секций с внутренними двигателями, и двух внешних консолей со своими двигателями. Крыло — двухлонжеронное, с работающей обшивкой. Закрылки — двухсекционные, по секции на внутренней и внешней консолях, с металлической обшивкой и гидроприводом. Внутренние секции закрылков отклонялись вместе с задней частью мотогондол. Элероны с полотняной обшивкой, оснащены триммерами. Хвостовое оперение — двухкилевое с килями овальной формы, стабилизатор — двухлонжеронный. Рули высоты и направления с металлической обшивкой и имели весовую и аэродинамическую компенсацию.

Шасси трёхстоечное, с хвостовым колесом. Основные стойки убирались гидроприводом назад-вверх в мотогондолы внутренних двигателей и после уборки полностью закрывались створками. Амортизация — масляно-воздушная, тормоза пневматические. Хвостовая стойка — неубирающаяся, дополнительное сопротивление, создаваемое ей в полёте компенсировалось меньшим весом из-за отказа от привода.

Модификации

Avro Lancaster.png

Боевое применение

Avro Lancaster.png «Ланкастер» над Гамбургом, ночь 30/31 января 1943 года Avro Lancaster.png

Первой эскадрильей, получившей на вооружение «Ланкастеры», стала 44-я эскадрилья, следом за ней 97-я эскадрилья, всего к концу войны, действовало 55 эскадрилий. Первый боевой вылет «Ланкастеры» совершили 2 марта 1942 года, во время которого самолёты 44-й эскадрильи заминировали Гельголандскую бухту. Дебют «Ланкастера» в роли бомбардировщика состоялся ночью 10-11 марта во время налёта на Эссен, в котором приняли участие «Ланкастеры» обеих эскадрилий.

С принятием на вооружение тяжёлых четырёхмоторных хорошо защищённых бомбардировщиков, Бомбардировочное Командование решило возобновить дневные рейды, которые вынужденно прекратились из-за больших потерь двухмоторных бомбардировщиков. 17 апреля 1942 года 12 самолётов 44-й и 97-й эскадрилий совершили дневной налёт на завод дизелей фирмы MAN. 4 самолёта были потеряны ещё на пути к цели, ещё 3 были сбиты на обратном пути, а все вернувшиеся 5 машин были повреждены. Несмотря на потери, дневные рейды продолжались: последний состоялся 17 октября 1942 года, когда 90 «Ланкастеров» отбомбились по заводу Schneider в Ле-Крезо. В ходе этого налёта был потерян только один самолёт.

Несмотря на высокий уровень потерь от немецкой ПВО во время дневных налётов, Бомбардировочное Командование вынуждено было продолжать их из-за низкой эффективности ночных бомбардировок — по данным разведки, лишь 50 % сброшенных бомб падало в районе цели, кроме того, три экипажа из четырёх даже не были уверены в том, что они обнаружили цель. Начало в августе 1942 года боевых действий 8-й Воздушной Армии ВВС США, вооружённой более защищёнными «Летающими крепостями» Б-17, позволило Королевским ВВС сосредоточиться на ночных рейдах против Германии.

Всего за годы войны из построенных 7377 машин было потеряно (на земле и в воздухе) около 3000.

Сохранившиеся самолёты

PA474 (Мемориальная эскадрилья британских ВВС) — не единственный летающий экземпляр. Avro Lancaster X — Canadian Warplane Heritage Museum, Hamilton, Ontario — Канадский Музей Военных Самолётов осуществляет регулярные полёты Avro Lancaster. Расписание полётов здесь

Тактико-технические характеристики

Avro Lancaster.png
Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
  • Стрелково-пушечное:  

8 пулемётов Браунинга кал. 7,7 мм (.303 British)

  • Боевая нагрузка: максим. 10 000 кг
    нормальная 6400

См. также

Ссылки

Литература

  • Coulding, Brian, Garbett, M. The Avro Lancaster I (Aircraft in Profile number 65). Leatherhead, Surrey, UK: Profile Publications Ltd., 1966.
  • Robertson, Bruce. The Avro Lancaster II (Aircraft in Profile number 235). Leatherhead, Surrey, UK: Profile Publications Ltd.
  • Котельников В.Р. Авиационный ленд-лиз. — М.: Фонд «Русские Витязи», 2015. — 368 с. — 1000 экз. — ISBN 985-5-9906036-3-9.
  • Околелов Н.Н., Шумилин С.Э., Чечин А.А. Бриллианты британской короны (рус.) // Моделист-конструктор : журнал. — 2007. — № 2 специальный выпуск. — С. 38 — 64.
  • Майлз Трипп Воздушная война в небе Западной Европы. Воспоминания пилота бомбардировщика. 1944—1945
  • Цветков С., «Ночные кошмары Германии», Моделист-Конструктор, 1-1996,3-1996
Музей РАФ-2: тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик Avro 683 Lancaster B Mk.1

Avro 683 Lancaster — британский тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик, состоявший на вооружении Королевских ВВС. Являлся основным, наряду с «Галифаксом», тяжёлым бомбардировщиком Королевских ВВС во время Второй мировой войны (на его счету 3/4 всего бомбового груза, сброшенного во ВМВ британской авиацией).

и других источников найденных мною в инете и литературе.


Это Avro Lancaster B.Mk.1 R5868/7325M 1942 года выпуска….здесь можно посмотреть подробную историю этого самолета.

Avro Lancaster B.Mk.1 это оригинальный Lancaster притзводимый с двигателями Rolls-Royce Merlin XX и SU карбюраторами(что это?). Небольшие детали могли отличаться у разных самолетов одной серии – например изменено место расположения ПВД. Более поздние Lancasters получали двигатели Merlin 22 и 24 серий. Но эти изменения никак не влияли на обозначение самолета.

Рожденный путем компромисса и появившийся из проекта среднего бомбардировщика, Lancaster стал самым удачным английским тяжелым бомбардировщиком периода второй мировой войны. Его разработка началась, когда в Европе уже три месяца шла война, но к тому времени, когда война кончилась, их было построено уже около 7300. Lancaster так интенсивно использовался королевскими ВВС, что около половины этого количества, 3345, числится потерянным на боевых заданиях. Lancaster бомбардировочного командования совершили между 1942 и 1945 гг. 156000 вылетов, сбросив свыше 600000 т бомб, включая 9988 кг бомбы глубокого проникновения Grand Slam, которые не мог нести ни один другой серийный самолет времен войны, 5448-кг бомбы Tallboy и известные бомбы Уоллиса для разрушения плотин.

Компания Avro в 1939 г. серьезно увязла в программе производства Avro Manchester, одного из двух типов среднего бомбардировщика, спроектированных согласно требованиям задания министерства авиации Р.13/36. Оба типа (Авро 679 и Handley Page НР.56) имели вид больших двухмоторных самолетов с моторами Rolls-Royce Vulture. Однако медленная разработка этого двигателя и его неудовлетворительные характеристики на ранних стадиях эксплуатации подвергли большому риску программы создания этих средних бомбардировщиков.

Перед концом 1937 г. конструкция Handley Page была изменена с двух двигателей Rolls-Royce Vulture на четыре Rolls-Royce Merlin; из этого получился Handley Page Halifax. Самолет Avro остался единственным с двигателями Rolls-Royce Vulture. Планировалось вести массовое производство Avro Manchester группой компаний, включающих Avro, Armstrong Whitworth , Fairey и Metropolitan-Vickers. Однако из-за продолжающихся затруднений и неопределенностей с Rolls-Royce Vulture эти планы постоянно откладывались и изменялись.

Конструкторская группа Avro, которой руководил Р.Чедвик, в 1939 г. начала исследовать возможность установки четырех Rolls-Royce Merlin вместо двух Rolls-Royce Vulture в качестве одного из альтернативных вариантов. В конце этого года министерство авиации согласилось на проведение работ по новому варианту Avro Manchester, Avro Manchester II с двумя моторами Napier Sabre или Bristol Centaurus, однако это предложение было быстро заменено Avro Manchester III с четырьмя Rolls-Royce Merlin.

Замена силовой установки производилась сравнительно просто: предполагалось оставить фюзеляж Avro Manchester, хвостовую часть и центральную часть крыла (с первоначальными мотогондолами Rolls-Royce Vulture, переделанными под Merlin), смонтировав новые внешние части крыла увеличенного размаха с мотогондолами под два дополнительных двигателя. Новому типу КБ присвоило номер 683. Avro считала, что четырехмоторный вариант бомбардировщика сможет действовать при весе 25878 кг, неся бомбовую нагрузку в 5448 кг на расстояние 1610 км или 3632 кг на 2574 км со скоростью 394 км/ч. На более экономичной крейсерской скорости 306 км/ч дальность увеличивалась соответственно до 2172 и 3218 км.

Avro 683 обещал значительно больше, чем Manchester I. Хотя на Merlin был большой спрос, планировалось развернуть массовое производство этого мотора на нескольких заводах. Снятие с производства Vulture, который не использовался ни на одной машине, кроме Manchester, в любом случае высвобождало дополнительные производственные мощности для выпуска Merlin. Хотя министерство авиации считало, что Avro 683 несколько уступает НР.57, он явно имел большое преимущество перед Manchester. 15 ноября 1940 г. было принято решение запустить четырехмоторный вариант в производство сразу же, как будут выполнены первые заказы на Manchester (200 у Avro и 100 у Metropolitan-Vickers).

Решили выбрать новое название, так как изменения в конструкции Manchester оказались более значительными, чем казалось на первый взгляд. Для определения серийного стандарта было подготовлено новое техническое задание Lancaster I/P1. Оно требовало от нового самолета лететь с крейсерской скоростью 402 км/ч на высоте 4575 м с нагрузкой в 3405 кг бомб на расстояние 3218 км и иметь максимальную дальность 4827 км. Очень большой бомбоотсек был особенностью исходной конструкции Manchester и, конечно, был сохранен в Lancaster, который (по первоначальному заданию) должен был нести большое разнообразие различных вариантов нагрузки — от одной 1816-кг и шести 227-кг бомб до шести 681-кг мин или шести 908-кг, трех 114-кг и до 14 меньших бомб.

Заказ на прототипы Lancaster был выдан в 1940 г. Поскольку Avro смогла использовать элементы серийного Manchester, то большой прогресс был достигнут уже с первым из них, собранным к концу 1940 г. Он совершил свой первый полет в Вудфорде 9 января 1941 г. Выглядевший как «четырехмоторный» Manchester, этот прототип имел такое же хвостовое оперение, как и исходный Manchester I с небольшим размахом (6,7 м), двумя шайбами на концах стабилизатора, которым помогал большой центральный киль. Новые внешние части крыла увеличили размах до 31,1 м. Прототип сохранил «манчестеровские» носовую (FN5) и хвостовую (FN4A) турели Fraser Nash, но не имел ни верхней, ни нижней турелей.

В то время как первый Lancaster проходил предварительные испытания управляемости и летных характеристик в центре в Боскомб-Даун, в Вудфорде появился второй прототип, взлетевший 13 мая 1941 г. На нем было внедрено новое хвостовое оперение размахом 10,1 м с увеличенными килями и рулями поворота, ставшее стандартным у серийных Lancaster и приспособленное позже для Manchester IA. Было установлено все стандартное вооружение Manchester: турель FN5 с двумя пулеметами в носу, FN20 с четырьмя пулеметами в хвосте, нижняя FN64 с двумя пулеметами и верхняя FN50 тоже с двумя.

Испытания быстро выявили, что Lancaster имеет отличные характеристики. Еще в марте 1941 г. рапорт из Боскомб-Даун сообщал об очень хороших летных качествах и предполагаемых высоких характеристиках. Замер скорости на первом самолете показал истинную скорость 389 км/ч на высоте 1402 м с моторами Merlin XX на самой бедной смеси и наддуве 0,28 кг/см2. Позднее в этом же году в Боскомб-Дауне испытывался второй прототип с весом, возросшим до 27240 кг. В результате, было дано заключение, что взлетные характеристики и скороподъемность будут удовлетворительны даже при весе до 27921 кг.

Успех первых испытаний,заставил министерство авиации прекратить производство Manchester для того, чтобы ускорить выпуск Lancaster, который занял его место во всех перспективных планах. Из-за этого выпуск Manchester не достиг даже цифр, назначенных первыми контрактами с Avro и Metropolitan-Vickers. Баланс по этим контрактам (43 у Avro и 57 у Metropolitan-Vickers) должен был быть возмещен Lancaster. Хотя два прототипа Lancaster использовали элементы серийных Manchester, они не считались модификациями Manchester (как часто пишут), а являлись дополнением к контракту на Manchester.

Первый серийный Lancaster I последовал сразу за последним Manchester на сборочной линии Avro и взлетел в Вудфорде 31 октября 1941 г., менее чем через два года после начала работ. К концу года к полету была готова еще дюжина самолетов. Первый формальный заказ на Lancaster поступил 6 июня 1941 г. Он включал 454 самолета и заменил заказ на 450 Manchester, выданный в январе 1940 г. За ним последовали и другие заказы.

Ранее имелись планы образовать группу по производству Manchester. Теперь эти планы были перенесены на Lancaster. Как уже отмечалось, контракт с Metropolitan-Vickers был переключен на Lancaster, дополнительные заказы были сделаны в 1941 г. у Armstrong Whitworth и Vickers-Armstrong (на заводах в Кэстл-Бромвич и Честере), в 1942 г. у Austin Motor (в Лонгбридже). Выпуск у Avro первоначально концентрировался в Манчестере со сборкой и летными испытаниями в Вудфорде, но затем самолеты стали собираться в Йедоне около Лидса. Однажды 200 Lancaster были заказаны у Short Brothers and Garland в Белфасте, но фактически ни один из них не был построен.

Производство Lancaster значительно упрощалось тем, что конструкция делилась на крупные узлы (всего 36). По пять узлов требовалось для сборки фюзеляжа и крыла. Фюзеляж был овальным, цельнометаллической конструкции. Его костяк образовывали пары прессованных стрингеров, расположенные в нижней части трех средних секций. Поперечные балки между стрингерами подпирали пол, образуя потолок бомбоотсека. Центральная часть крыла была прямоугольной в плане, наружные его части, несущие внешние моторы, были скошены по передней и задней кромке; конструкция завершалась полукруглыми законцовками. Конструкция крыла опиралась на два лонжерона, каждый из которых состоял из верхней и нижней прессованных балок, соединенных болтами через плоскую стенку. Крыло было зашито гладкой обшивкой из алюминиевого сплава.

Главные стойки шасси гидравлически убирались назад во внутренние мотогондолы. Нагрузку воспринимали специальные литые узлы из легкого сплава. Хвостовое колесо не убиралось; потери в сопротивлении окупались меньшим весом и отсутствием гидравлических магистралей для привода убирающейся системы. Предусмотрен был экипаж из семи человек, обычно состоявший из командира, второго пилота, наблюдателя (штурмана-бомбардира), двух стрелков-радистов и двух стрелков. В районе кабины предусматривалась бронезащита, включающая части конструкции, и турели также бронировались. Поперек центральной части фюзеляжа стояла бронеперегородка. В ней предусматривался проход для членов экипажа над бомбоотсеком.

Первые шесть Lancaster были нестандартными -имели только четыре топливных бака в крыльях общим объемом 7779 л. Размеры дальних баков в каждом крыле впоследствии были увеличены и установлены дополнительные баки еще дальше по размаху крыла, что увеличило объем до 9792 л.

Хотя Lancaster имел один из самых больших бомбоотсеков среди других бомбардировщиков того времени, была внедрена новая система подвески бомб, пригодная даже для бомбы в 3632 кг, которая не предусматривалась первоначальным заданием. Увеличенный бомбоотсек (что было достигнуто изменением формы створок) мог вместить бомбы в 3632 кг или 5448 кг. Ранний вариант такой модификации был проверен на втором прототипе.

Lancaster строился в больших количествах, но существовал только в четырех серийных вариантах: двух основных и двух менее важных. Этот факт означает, что конструкция с самого начала была совершенно правильной. Lancaster I оставался в производстве до самого конца войны, практически не изменившись с того времени, когда он был внедрен в производство в начале 1942 г. Существенно улучшило характеристики успешное применение последних вариантов «Мерлина». Первоначально стандартным был Merlin XX, дающий 1280 л.с. на взлете при наддуве 0,84 кг/см2 и имеющий максимальную мощность I480 л.с. на высоте 1830 м.

С этими моторами максимальный вес был ограничен 27921 кг и Lancaster I в начале своей карьеры имел максимальную скорость 462 км/ч на высоте 3505 м, рабочий потолок 7468 м и дальность 2671 км, если он нес 6356 кг бомб со скоростью 388 км/ч. Внедрение Merlin 22 с наддувом 0,98 кг/см2 при взлете и наборе высоты позволило увеличить максимальный вес до 28602 кг. При таком весе Lancaster I в боевых условиях должен был иметь максимальную скорость 434 км/ч на высоте 5791 м. Его дальность была 3942 км с грузом 8850 кг бомб и 1641 км с 6356 кг. Еще больших весов добились с введением Merlin 24 на поздних Lancaster I (без изменения обозначения). Эти моторы имели наддув 1,27 кг/см2 для взлета и набора высоты, имея взлетную мощность 1620 л.с., обеспечивая взлетный вес 30872 кг или, в исключительных случаях, 32688 кг

В общей сложности было выпущено 3434 серийных Lancaster I (плюс два прототипа). Еще 3030 Lancaster, практически идентичных модели I, были обозначены как III, поскольку на них ставились моторы Merlin типов 28 или 38, выпущенные в США компанией Packard, которые имели то же давление наддува, как и Merlin 22, или Merlin 24. Первая попытка установки паккардовского Merlin была сделана на Lancaster I фирмой Rolls-Royce в августе 1942 г. в исследовательских целях. За ним в том же году последовал Lancaster I, переделанный Avro уже в качестве формального прототипа модели III. Тип III имел те же самые общие характеристики, что и I, но получил отдельное обозначение из-за отличий в требованиях к обслуживанию. Позднее, в 1942 г., когда в королевских ВВС ввели индексы по назначению самолетов, эти Lancaster стали именоваться B.I и В.III.

Все пять компаний строили модель I: Avro выпустила 894 (из которых 840 были собраны и испытаны в Манчестере, а 54 в Йедоне), Metropolitan-Vickers — 944 (они строились на заводе этой компании «Мосли род уоркс» в Манчестере, но собирались и испытывались Avro в Вудфорде, за исключением последних 23, собранных Vickers-Armstrong в Честере), Armstrong Whitworth — 911 (их собирали в Багинтоне близ Ковентри, а потом в Биттесвелле под Ригби), Vickers-Armstrong — 535 (300 из них были собраны в Кэстл-Бромвич и 235 — в Честере) и Austin Motor — 150 (изготовленных «Лонгбридж уоркс» в Бирмингеме). Avro построила 2776 Lancaster III (2135 в Вудфорде и 641 в Йедоне). Metropolitan-Vickers изготовила 136 машин этой модели, а Armstrong Whitworth — 118.

В течение всей войны Бомбардировочное командование ревниво хранило соединения Lancaster, и он редко использовался в любой другой роли, кроме стратегического бомбардировщика. Когда война подошла к концу, было принято решение приспособить Lancaster к роли спасательного самолета (ASR), имея в виду применение на Тихом океане. Была разработана сбрасываемая спасательная лодка (конструкция «Uffa Fox»), предназначенная сначала для Hudson, а затем для Vickers Warwick ASR III. Теперь в виде модификации Mk.II она была приспособлена для установки на Lancaster, подвешиваясь за одну точку под бомбоотсеком.

В качестве бомбардировщика Lancaster оставался на службе до марта 1950 г., когда 49-я эскадрилья была перевооружена Avro Lincoln. Другими эскадрильями, использовавшими Lancaster в период 1945-50 гг., были 101-я, 115-я, 138-я, 148-я, 149-я, 207-я и 214-я в метрополии с Lancaster I и III, 9-я и 617-я в Индии с В.Mk.7 (FE) и 37-я, 40-я и 104-я на Ближнем Востоке также с B.Mk.7 (FE).

В годы Великой Отечественной войны советская авиация получила на вооружение в конце войны и первые послевоенные годы некоторое количество тяжелых бомбардировщиков английского и американского производства из числа восстановленных после вынужденных посадок или интернированных на Дальнем Востоке. Среди них были и самолеты типа Avro Lancaster.

Нам достались шесть поврежденных Lancaster — один Lancaster III и пять Lancaster I. Четыре из них были обследованы на предмет возможности восстановления. Два наименее поврежденных доставили в Кегостров, где

Испытано в СССР. Тяжелый бомбардировщик Avro Lancaster

Данная статья Владимира Котелььникова, напечатаная еще в 1992 году, выкладывается в качестве дополнения к статье уважаемого коллеги Serg-а «Самолеты альтернативных ВВС«.

В годы Великой Отечественной войны советская авиация остро нуждалась в поставке тяжелых бомбардировщиков. Авиазаводы страны, перегруженные производством самолетов тактического назначения, не могли обеспечить ВВС сколь-нибудь значительным парком больших многомоторных самолетов. Единственный отечественный тяжелый бомбардировщик Пе-8, строившийся в 1941-44 гг., был выпущен всего в 79 экземплярах.

Совсем мало подобных машин поступило к нам по официальным каналам помощи от союзников — один американский B-24D «Либерейтор» и несколько английских «Стирлингов». Тем не менее, на вооружении наших ВВС в конце войны и в первые послевоенные годы состояло некоторое количество тяжелых бомбардировщиков английского и американского производства из числа восстановленных после вынужденных посадок или интернированных на Дальнем Востоке. Среди них были и самолеты типа Авро «Ланкастер». История их появления у нас такова.

В сентябре 1944 г. советское и английское командования предприняли совместную операцию «Параван» против немецкого линкора «Тирпиц», отстаивавшегося в Альтен-фьорде на побережье Норвегии. Линкор ранее был несколько раз поврежден, но продолжал оставаться потенциальной опасностью на пути северных конвоев из Англии в Советский Союз. В ходе операции 38 «Ланкастеров», 2 транспортных «Либерейтора» и один разведчик «Москито» направили на аэродром Ягодник в Архангельской области.

Соединение, собранное из самолетов 6 17-й и 9-й бомбардировочных эскадрилий королевских ВВС, было укомплектовано «Ланкастерами» модификаций I (с моторами Роллс-Ройс «Мерлин 24») и III (с моторами Паккард «Мерлин 224»), специально приспособленными для подвески сверхтяжелых бомб весом 12000 фунтов (5450 кг). Внешне они отличались от стандартных углубленным «пузатым» бомбоотсеком и отсутствием верхней турели FN50.

«Ланкастер» в СССР

С 6 часов утра 12 сентября английские самолеты начали садиться на аэродромы архангельского узла. По различным причинам 10 бомбардировщиков совершили вынужденные посадки в Онеге, Беломорске, Кегострове, Молотове (Северодвинске) и просто в тундре. Одна машина села в столь неудобном месте, что пришлось сбросить парашютиста-проводника, который вывел экипаж к реке, где ждала летающая лодка МБР-2. 7 самолетов были повреждены, один из них наши и английские специалисты отремонтировали.

15 сентября 27 «Ланкастеров» (включая отремонтированный) отбомбились по «Тирпицу». На цель их вели наши штурманы. Советские самолеты также вели предварительную разведку и затем фотографировали результаты налета. Из 21 сверхмощной бомбы «Теллбой» (шесть машин несли обычные бронебойные бомбы по 224 кг) одна попала прямо в линкор, также в цель угодили и несколько более мелких. Однако, «Тирпиц» остался на плаву. Англичане потерь не имели.

С 16 по 28 сентября все исправные «Ланкастеры» вернулись на свои базы в Великобритании. Впоследствии им все-таки удалось добить «Тирпиц», который немцы перевели на новое место — у о.Ха-ак.

На советской земле осталось шесть поврежденных «Ланкастеров» — один «Ланкастер» III и пять «Ланкастеров» I. Четыре из них были исследованы на предмет возможного восстановления. Два наименее поврежденных доставили в Кегостров, где в мастерских ВВС Беломорской военной флотилии под руководством главного инженера Кирьянова занялись их ремонтом и переделкой.

Все вооружение с них сняли, заднюю турель зашили листами дюраля. Поврежденную носовую часть изменили: старый «ступенчатый» нос со стрелковой установкой заменили новым прозрачным обтекателем. Окраска осталась прежней, английской (коричнево-зеленый верх и черный низ), только опознавательные знаки закрасили нашей зеленой краской (отличавшейся по тону) и сверху нанесли красные звезды в черной окантовке. Обе машины переделывались однотипно.

Одна из них, с номером «01», досталась 16-му транспортному отряду (трао), где эксплуатировалась с конца января 1945 г. (предположительно это был самолет с номером МЕ559, выпущенный фирмой «Мэтрополитэн-Виккерс»). Командиром самолета был В.Ш.Евдокимов, штурманом — В.Я.Андреев. 16-ый трао являлся наследником известной 2-ой отдельной авиагруппы И.Т.Мазурука, сформированной в начале войны из полярных летчиков. Хотя он и назывался транспортным, но использовался не только и не столько для перевозки людей и грузов, сколько для сопровождения конвоев, ледовой разведки, патрулирования. «Ланкастер» тоже летал ∙на поиск подводных лодок (хотя не нес ни бомбового, ни стрелкового вооружения), на разведку отдаленных районов, где была очень ценна его большая дальность и продолжительность полета. Например, 24 января «Ланкастер» провел ледовую разведку участка губы Белужья (Новая Земля) — Нарьян-Мар.

Экипаж «Ланкастера» у нас составляли 4-5 человек: один или два пилота, штурман и два механика.

Lancaster B.Mk.I переделанный в транспортный самолет. 16 трао ВВС Беломорской военной флотилии, 1945г

В августе 1945 г. эту машину направили на Тихий океан, но в Красноярске она застряла из-за нехватки горючего. Пока ждали бензин, война с Японией кончилась. Летом 1946 г. этот «Ланкастер» перегнали в Ригу, в авиатехническое училище, как наглядное пособие. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Второй восстановленный «Ланкастер», с номером «02», попал в 70-й отдельный транспортный полк (отрап) ВВС Северного флота. Командиром этой машины был И.И.Дубенец. После расформирования 16-го трао в 1946 г. оба самолета недолго находились вместе в 70-м мотрап, «02» после войны разбили при посадке на аэродроме в Измайлове, в Москве. Бомбардировщик выкатился за пределы летного поля, подломал шасси и изуродовал носовую часть. Восстанавливать еще раз его не стали — списали.

Конечно, два самолета не могли изменить ход войны. Тем не менее, надо указать, что в отличие от В-17 и В-24, так и не принявших участия в боевых операциях с советскими экипажами, «Ланкастеры» с красными звездами успели совершить значительное количество боевых вылетов, хотя и не встречались с врагом «лицом к лицу», и таким образом внесли свой вклад в общую победу.

источник: Владимир Котельников «Мир авиации» 01/1992

Avro Lancaster. Фото. Характеристики.

 

Великобритания

Тип: четырехдвигательный тяжелый бомбардировщик

Экипаж: семь человек

Превосходный тяжелый бомбардировщик компании AVRo был, выражаясь литературным языком, «фениксом, восставшим из пепла» бедственной программы самолета «Манчестер» (Manchester) 1040-1941 годов. Последняя машина была оснащена двумя двигателями «Валче» (Vulture) компании «Роллс-Ройс» и отличалась компоновкой, почти идентичной самолету Lancaster, но она с самого начала страдала низкой надежностью двигателей.

Компания AVRo, тем не менее, понимала, что конструкция ее планера в основном правильна, поэтому повернулась к двигателям компании «Роллс-Ройс» и официально запросила проверенные силовые установки «Мерлин» (Merlin). Самолету «Манчестер» также хронически недоставало мощности двигателей, поэтому главный конструктор компании AVRo Рой Чэдвик (Roy Chadwick) посчитал, что его замена самолетом «Ланкастер» с четырьмя двигателями «Мерлин» X под крылом не будет страдать такими болезнями.

Прототип (переделанный планер самолета «Манчестер») впервые взлетел 9 января 1941 года, и вскоре в процессе интенсивных летных испытаний были выявлены его потенциальные возможности. В середине 1941 года в компании AVRo был быстро размещен заказ на 1070 бомбардировщиков, а первые серийные самолеты начали появляться в октябре того же года. Эскадрилья № 44 выполнила первые операции на этом типе самолета в марте 1942 года, и еще 58 частей командования бомбардировочной авиации вели боевые действия на самолетах «Ланкастер», выполнив 56 тыс. самолетовылетов и сбросив 60 8612 т фугасных бомб и 51 млн зажигательных бомб.

На шести заводах, переведенных на производство самолетов «Ланкастер», было выпущено около 7377 планеров самолета. Это число включало в себя пять различных модификаций. После войны и до конца 1950-х годов ряд бомбардировщиков сохранился в роли морских патрульных, транспортных и испытательных самолетов. Сегодня отдельные летающие экземпляры эксплуатируются в Канаде и Великобритании.

Основные данные

Размеры:

  • Длина: 21,18 м
  • Размах крыла: 31,09 м
  • Высота: 6,1 м

 

Дальность полета: 4072 км

Силовая установка: четыре двигателя «Мерлин» 24 компании «Роллс-Ройс»

Мощность: 5120 л. с. (3849,6 кВт)

Летно-технические характеристики:

Максимальная скорость: 462 км/ч

Вес:

  • Пустого: 16 738 кг
  • Максимальный взлетный: 31 751 кг

 

Дата первого полета:

  • 9   января 1941 года

 

Сохранившиеся годными к полетам модификации:

 

Avro Lancaster — Википедия. Что такое Avro Lancaster

Авро 683 Ланкастер (англ. Avro 683 Lancaster) — британский тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик, состоявший на вооружении Королевских ВВС. Являлся основным, наряду с «Галифаксом», тяжёлым бомбардировщиком Королевских ВВС во время Второй мировой войны (на его счету 3/4 всего бомбового груза, сброшенного во ВМВ британской авиацией).

Первый боевой вылет «Ланкастеров» был совершён в марте 1942 года. Всего «Ланкастеры» совершили более 156 тысяч боевых вылетов и сбросили более 600 000 тонн бомб. Также использовался для множества других целей, включая точные дневные удары, доставку сверхтяжёлых бомб «Tallboy» и «Grand Slam». Большую известность получил после проведённой в 1943 году — в ходе операции «Большая порка» — бомбардировки плотин в долине Рура.

Название получил по небольшому английскому городу Ланкастер.

Разработка

«Ланкастер» является дальнейшим развитием конструкции двухмоторного среднего бомбардировщика «Манчестер». «Манчестер» по его бомбовой нагрузке в 4695 кг можно отнести к тяжёлым бомбардировщикам, но двигатели Роллс-Ройс Валчер (англ. Rolls-Royce Vulture), которыми он оснащался и которые позволяли ему нести такую бомбовую нагрузку, отличались низкой надёжностью и так и не были доведены, а наличие всего двух двигателей не позволяло самолёту благополучно вернуться на базу в случае отказа одного из них. Главный конструктор фирмы «Авро» Рой Чадвик предложил оснастить машину четырьмя более надёжными, но менее мощными двигателями Роллс-Ройс Мерлин и крылом увеличенного размаха, сохранив старый фюзеляж. Новый самолёт получил обозначение Авро Тип 683, 9 января 1941 года лётчик-испытатель Х. Торн поднял в воздух прототип, имевший бортовой номер BT308. Самолёт показал намного лучшие характеристики, чем его предшественник, и, оснащенный более мощными двигателями Роллс-Ройс Мерлин XX, вскоре поступил в серийное производство. Производство нового самолёта помимо завода Avro в Чаддертоне началось на заводах фирм Vickers-Armstrongs в Честере, Armstrong Whitworth в Ковентри, Metropolitan-Vickers в Манчестере и Austin Motor Company в Лонгбридже, Бирмингеме, а также в Канаде, на заводе Victory Aircraft в Malton, Ontario. Первоначально самолёт считался одной из модификаций «Манчестера» и обозначался как Манчестер III, позднее он получил собственное имя Ланкастер. Прототип имел трёхкилевое хвостовое оперение, позаимствованное у «Манчестера», позднее оно было заменено двухкилевым, с которым самолёт и пошёл в серию. По образцу «Ланкастера» так же было изменено и хвостовое оперение «Манчестера», производство которого стремительно сворачивалось с началом производства «Ланкастера».

Описание конструкции

Бомбовый отсек «Ланкастера»

«Авро Ланкастер» — четырёхмоторный свободнонесущий цельнометаллический среднеплан, имеющий овальное сечение фюзеляжа. Самолёт собирался из 36 отдельных модулей, имевших буквенно-цифровое обозначение, что упрощало его производство. Фюзеляж — клёпаный полумонокок, состоял из пяти модулей, соединявшихся болтами. Передний (D1) содержал в себе кабину бомбардира и переднюю стрелковую башню, следующий D2 — кабину пилотов и переднюю часть бомбового отсека, F1 выполнялся заодно с центропланом и состоял из кабины штурмана и радиста и основной части бомбоотсека, к D3 крепилась верхняя стрелковая башня, и хвостовая D4 предназначалась для установки стабилизатора, хвостового колеса и задней стрелковой башни. Для транспортировки фюзеляж мог разбираться на 3 части. Бомбовый отсек длиной 10,05 м, доставшийся от «Манчестера», закрывался двумя створками с помощью гидравлики. Вдоль всего фюзеляжа имелся проход, что позволяло оказать помощь при ранении членов экипажа и обеспечивало взаимозаменяемость.

Крыло также состояло из пяти модулей — центральной, интегрированой с фюзеляжем, двух внутренних секций с внутренними двигателями, и двух внешних консолей со своими двигателями. Крыло — двухлонжеронное, с работающей обшивкой. Закрылки — двухсекционные, по секции на внутренней и внешней консолях, с металлической обшивкой и гидроприводом. Внутренние секции закрылков отклонялись вместе с задней частью мотогондол. Элероны с полотняной обшивкой, оснащены триммерами. Хвостовое оперение — двухкилевое с килями овальной формы, стабилизатор — двухлонжеронный. Рули высоты и направления с металлической обшивкой и имели весовую и аэродинамическую компенсацию.

Шасси трёхстоечное, с хвостовым колесом. Основные стойки убирались гидроприводом назад-вверх в мотогондолы внутренних двигателей и после уборки полностью закрывались створками. Амортизация — масляно-воздушная, тормоза пневматические. Хвостовая стойка — неубирающаяся, дополнительное сопротивление, создаваемое ей в полёте компенсировалось меньшим весом из-за отказа от привода.

Модификации

Avro Lancaster.png

Боевое применение

Avro Lancaster.png «Ланкастер» над Гамбургом, ночь 30/31 января 1943 года Avro Lancaster.png

Первой эскадрильей, получившей на вооружение «Ланкастеры», стала 44-я эскадрилья, следом за ней 97-я эскадрилья, всего к концу войны, действовало 55 эскадрилий. Первый боевой вылет «Ланкастеры» совершили 2 марта 1942 года, во время которого самолёты 44-й эскадрильи заминировали Гельголандскую бухту. Дебют «Ланкастера» в роли бомбардировщика состоялся ночью 10-11 марта во время налёта на Эссен, в котором приняли участие «Ланкастеры» обеих эскадрилий.

С принятием на вооружение тяжёлых четырёхмоторных хорошо защищённых бомбардировщиков, Бомбардировочное Командование решило возобновить дневные рейды, которые вынужденно прекратились из-за больших потерь двухмоторных бомбардировщиков. 17 апреля 1942 года 12 самолётов 44-й и 97-й эскадрилий совершили дневной налёт на завод дизелей фирмы MAN. 4 самолёта были потеряны ещё на пути к цели, ещё 3 были сбиты на обратном пути, а все вернувшиеся 5 машин были повреждены. Несмотря на потери, дневные рейды продолжались: последний состоялся 17 октября 1942 года, когда 90 «Ланкастеров» отбомбились по заводу Schneider в Ле-Крезо. В ходе этого налёта был потерян только один самолёт.

Несмотря на высокий уровень потерь от немецкой ПВО во время дневных налётов, Бомбардировочное Командование вынуждено было продолжать их из-за низкой эффективности ночных бомбардировок — по данным разведки, лишь 50 % сброшенных бомб падало в районе цели, кроме того, три экипажа из четырёх даже не были уверены в том, что они обнаружили цель. Начало в августе 1942 года боевых действий 8-й Воздушной Армии ВВС США, вооружённой более защищёнными «Летающими крепостями» Б-17, позволило Королевским ВВС сосредоточиться на ночных рейдах против Германии.

Всего за годы войны из построенных 7377 машин было потеряно (на земле и в воздухе) около 3000.

Сохранившиеся самолёты

PA474 (Мемориальная эскадрилья британских ВВС) — не единственный летающий экземпляр. Avro Lancaster X — Canadian Warplane Heritage Museum, Hamilton, Ontario — Канадский Музей Военных Самолётов осуществляет регулярные полёты Avro Lancaster. Расписание полётов здесь

Тактико-технические характеристики

Avro Lancaster.png
Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
  • Стрелково-пушечное:  

8 пулемётов Браунинга кал. 7,7 мм (.303 British)

  • Боевая нагрузка: максим. 10 000 кг
    нормальная 6400

См. также

Ссылки

Литература

  • Coulding, Brian, Garbett, M. The Avro Lancaster I (Aircraft in Profile number 65). Leatherhead, Surrey, UK: Profile Publications Ltd., 1966.
  • Robertson, Bruce. The Avro Lancaster II (Aircraft in Profile number 235). Leatherhead, Surrey, UK: Profile Publications Ltd.
  • Котельников В.Р. Авиационный ленд-лиз. — М.: Фонд «Русские Витязи», 2015. — 368 с. — 1000 экз. — ISBN 985-5-9906036-3-9.
  • Околелов Н.Н., Шумилин С.Э., Чечин А.А. Бриллианты британской короны (рус.) // Моделист-конструктор : журнал. — 2007. — № 2 специальный выпуск. — С. 38 — 64.
  • Майлз Трипп Воздушная война в небе Западной Европы. Воспоминания пилота бомбардировщика. 1944—1945
  • Цветков С., «Ночные кошмары Германии», Моделист-Конструктор, 1-1996,3-1996

Авро 683 Ланкастер — Avro Lancaster — Вооружение

Авро 683 Ланкастер — Avro Lancaster

Авро 683 Ланкастер (англ. Avro 683 Lancaster) — британский тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик, состоявший на вооружении Королевских ВВС. Вместе с предшественником, «Галифаксом», являлся основным тяжёлым бомбардировщиком Королевских ВВС во время Второй мировой войны.

Первый боевой вылет совершил в марте 1942 года. «Ланкастер» стал самым знаменитым и самым результативным ночным бомбардировщиком Второй мировой войны, совершив более 156 тысяч боевых вылетов и сбросив более 600 000 тонн бомб. Также использовался для множества других целей, включая точные дневные удары, доставку сверхтяжёлых бомб «Толлбой» и «Гранд слэм». Большую известность получил после проведённой в 1943 году в ходе операции «Большая порка» бомбардировке плотин в долине Рура.

Разработка

«Ланкастер» является дальнейшим развитием конструкции двухмоторного среднего бомбардировщика «Манчестер». «Манчестер» по его бомбовой нагрузке в 4 695 кг можно отнести к тяжёлым бомбардировщикам, но двигатели Роллс-Ройс Валчер (англ. Rolls-Royce Vulture), которыми он оснащался и которые позволяли ему нести такую бомбовую нагрузку, отличались низкой надёжностью и так и не были доведены, а наличие всего двух двигателей не позволяла самолёту благополучно вернуться на базу в случае отказа одного из них. Главный конструктор фирмы «Авро» Рой Чадвик предложил оснастить машину четырьмя более надёжными, но менее мощными двигателями Роллс-Ройс Мерлин и крылом увеличенного размаха, сохранив старый фюзеляж. Новый самолёт получил обозначение Авро Тип 683, 9 января 1941 года лётчик-испытатель Х. Торн поднял в воздух прототип имевший бортовой номер BT308. Самолёт показал намного лучшие характеристики, чем его предшественник, и, оснащенный более мощными двигателями Роллс-Ройс Мерлин XX, вскоре поступил в серийное производство. Производство нового самолёта помимо завода Avro в Чаддертоне началось на заводах фирм Vickers-Armstrongs в Честере, Armstrong Whitworth в Ковентри, Metropolitan-Vickers в Манчестере и Austin Motor Company в Лонгбридже, Бирмингем а также в Канаде, на заводе Victory Aircraft в Malton, Ontario. Первоначально самолёт считался одной из модификаций «Манчестера» и обозначался как Манчестер III, позднее он получил собственное имя Ланкастер. Прототип имел трехкилевое хвостовое оперение, позаимствованное у «Манчестера», позднее оно было заменено двухкилевым, с которым самолёт и пошёл в серию. По образцу «Ланкастера» так же было изменено и хвостовое оперение «Манчестера», производство которого стремительно сворачивалось с началом производства «Ланкастера».

Описание конструкции

«Авро Ланкастер» — четырёхмоторный свободнонесущий цельнометаллический среднеплан, имеющий овальное сечение фюзеляжа. Самолёт собирался из 36 отдельных модулей, имевших буквенно-цифренное обозначение, что упрощало его производство. Фюзеляж — клёпаный полумонокок, состоял из пяти модулей, собиравшимися между собой болтами. Передний (D1) содержал в себе кабину бомбардира и переднюю стрелковую башню, следующий D2 — кабину пилотов и переднюю часть бомбового отсека, F1 выполнялся заодно с центропланом и состоял из кабины штурмана и радиста и основной части бомбоотсека, к D3 крепилась верхняя стрелковая башня, и хвостовая D4 предназначалась для установки стабилизатора, хвостового колеса и задней стрелковой башни. Для транспортировки фюзеляж мог разбираться на 3 части. Бомбовый отсек длиной 10,05 м, доставшийся от «Манчестера» закрывался двумя створками с помощью гидравлики. Вдоль всего фюзеляжа имелся проход, что позволяло оказать помощь при ранении членов экипажа и обеспечивало взаимозаменяемость.

Крыло также состояло из пяти модулей — центральной, интегрированой с фюзеляжем, двух внутренних секций с внутренними двигателями, и двух внешних консолей со своими двигателями. Крыло — двухлонжеронное, с работающей обшивкой. Закрылки — двухсекционные, по секции на внутренней и внешней консолях, с металлической обшивкой и гидроприводом. Внутренние секции закрылков отклонялись вместе с задней частью мотогондол. Элероны с полотняной обшивкой, оснащены триммерами. Хвостовое оперение — двухкилевое с килями овальной формы, стабилизатор — двухлонжеронный. Рули высоты и направления с металлической обшивкой и имели весовую и аэродинамическую компенсацию.

Шасси трехстоечное, с хвостовым колесом. Основные стойки убирались гидроприводом назад-вверх в мотогондолы внутренних двигателей и после уборки полностью закрывались створками. Амортизация — маслянно-воздушная, тормоза пневматические. Хвостовая стойка — неубирающаяся, дополнительное сопротивление, создаваемое ей при полёте компенсировалось меньшим весом из-за отказа от привода.

Бомбовый отсек «Ланкастера»

Вторая мировая война

Первой эскадрильей, получившей на вооружение «Ланкастеры», стала 44-я эскадрилья, следом за ней 97-я эскадрилья, всего к концу войны, действовало 55 эскадрилий.

Первый боевой вылет «Ланкастеры» совершили 2 марта 1942 года, во время которого самолёты 44-ой эскадрильи заминировали Гельголандскую бухту. Дебют «Ланкастера» в роли бомбардировщика состоялся ночью 10-11 марта во время налета на Эссен в котором приняли участие «Ланкастеры» обеих эскадрилий.

С принятием на вооружение тяжёлых четырёхмоторных хорошо защищенных бомбардировщиков, Бомбардировочное Командование решило возобновить дневные рейды, которые вынуждено прекратились из-за больших потерь двухмоторных бомбардировщиков. 17 апреля 1942 года 12 самолётов 44-й и 97-й эскадрилий совершили дневной налёт на завод дизелей фирмы MAN. 4 самолёта были потеряны ещё на пути к цели, ещё 3 были сбиты на обратном пути, а все вернувшиеся 5 машин были повреждены. Несмотря на потери, дневные рейды продолжали осуществляться, последний из них состоялся 17 октября 1942 года, когда 90 «Ланкастеров» отбомбились по заводу Шнейдера в Ле-Крезо. В ходе этого налёта был потерян только один самолёт.

Несмотря на высокий уровень потерь от немецкой ПВО во время дневных налётов, Бомбардировочное Командование вынуждено было продолжать их из-за низкой эффективности ночных бомбардировок — по данным разведки лишь 50% сброшенных бомб падало в районе цели, кроме того, три экипажа из четырёх даже не были уверены в том, что они обнаружили цель. Когда в августе 1942 года начала боевые действия 8-я Воздушная Армия ВВС США, вооружённая более защищенными «Летающими крепостями» Б-17, то это позволило Королевским ВВС сосредоточится на ночных рейдах против Германии.

Всего за годы войны из построенных 7377 машин было потеряно (на земле и в воздухе) около 3000.

«Ланкастер» над Гамбургом, ночь 30/31 января 1943 года

Атака «Ланкастерами» Санкт-Вит, Бельгия, 26 декабря 1944 года

Сравнительные размеры трёх британских тяжёлых бомбардировщиков Второй мировой войны — Авро Ланкастер, Шорт Стирлинг и Хендли Пейдж Галифакс

Сохранившиеся самолёты

PA474 (Мемориальная эскадрилья британских ВВС) — не единственный летающий экземпляр. Avro Lancaster X — Canadian Warplane Heritage Museum, Hamilton, Ontario — Канадский Музей Военных Самолётов осуществляет регулярные полёты Avro Lancaster. Расписание полётов: Flight Schedule 2011.pdf.

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

  • Экипаж: 7 человек
  • Длина: 21,18 м
  • Размах крыла: 31,09 м
  • Высота: 5,97 м
  • Площадь крыла: 120 м?
  • Масса пустого: 16 705 кг
  • Масса снаряжённого: 29 000 кг
  • Максимальная взлётная масса: 30 845 кг
  • Силовая установка: 4 ? радиальный Rolls-Royce Merlin XX V12
  • Мощность двигателей: 4 ? 1280 л.с.

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 450 км/ч
  • Боевой радиус: 4 600 км
  • Практический потолок: 8 160 м
  • Скороподъёмность: 320 м/мин
  • Нагрузка на крыло: 168 кг/м?
  • Тяговооружённость: 130 Вт/кг

Вооружение

  • Стрелково-пушечное:

    8 пулемётов Браунинга кал. 7,7 мм (.303 British)

  • Боевая нагрузка: максим. 10 000 кг

    нормальная 6400

Авро 683 «Ланкастер» — лучший английский бомбардировщик Второй мировой

Ещё на стадии доводки «Манчестера» Р. Чедуик, ввиду проблем с двигателями «Валчур», предложил несколько альтернативных вариантов развития самолета с моторами других типов. В апреле 1940 г. предложения «Авро» были рассмотрены Министерством авиации, выбравшим для реализации проект «Манчестер» Mk.III — четырехмоторную машину под двигатели «Роллс-Ройс» «Мерлин». Помимо замены внешних частей крыла новыми, увеличенного размаха и с дополнительной парой двигателей, был усилен центроплан, увеличена емкость топливных баков, внесены другие усовершенствования.

Фирма «Авро» получила заказ на постройку (путем переделки из уже строящихся «Манчестеров») четырех прототипов самолета, получившего название «Ланкастер», первый из которых вышел на испытания 9 января 1941 г. Он имел трехкилевое оперение и моторы «Мерлин» X (1145 л.с). На второй машине установили двухкилевое оперение (как на «Манчестере» Mk.IA), моторы «Мерлин» XX (1280 л.с.) и полный комплект оборонительного вооружения (8 пулеметов «Браунинг» — по 2 в носовой и верхней башнях и 4 — в хвостовой). Третий прототип получил двигатели воздушного охлаждения «Бристоль» «Геркулес» VI, а от постройки четвертого отказались — результаты испытаний первых трех машин были настолько хорошими, что самолет запустили в серию.

31 октября 1941 г. завод «Авро» в Вудфорде выпустил первый серийный «Ланкастер» Mk.I. Впоследствии выпуск «Ланкастеров» наладили также на заводах «Метровик» в Траффорд Парке, «Армстронг Уитворт» в Бэгинтоне, «Виккерс Армстронг» в Кастл Бромвиче и «Остин Моторс» в Лонгбридже. Кроме того, «Ланкастеры» строили и в Канаде, на заводе «Виктори Эйркрафт» (позже переименованном в «Авро Канада») в Торонто. Их выпуск начался в августе 1943 г. До момента завершения выпуска серийных машин 2 февраля 1946 г. в Великобритании и Канаде построили 7377 самолетов «Ланкастер», ставших, таким образом, наиболее массовыми британскими четырехмоторными самолетами.

Основные модификации Авро «Ланкастер»:

«Ланкастер» Mk.I — двигатели «Мерлин» XX, 22 либо 24. Оборонительное вооружение соответствует второму прототипу, на некоторых установлена дополнительно нижняя башня с 2 7,7-мм пулеметами «Браунинг» (при этом не устанавливалась прицельная РЛС h3S). Нормальная бомбовая нагрузка — 3630 кг, на самолетах с увеличенным бомбоотсеком -5443 кг. Экипаж — 7 чел. (на самолетах с нижней стрелковой установкой — 8). Самолеты В Mk.I (SpeciaI) были приспособлены для подвески бомб «Грэнд Слэм» (9979 кг). С них сняли носовую и верхнюю стрелковые башни (в хвостовой оставили лишь два пулемета), а также створки бом-боотсека. Сам же бомбоотсек был удлинен, а шасси самолета усилено (в начале 1945 г. переоборудовали 33 машины). Часть самолетов переоборудованы в фоторазведчики PR Mk.I. Построили в общей сложности 3440 «Ланкастеров» Mk.I.

«Ланкастер» Mk.II — двигатели воздушного охлаждения «Геркулес» VI (первые 27 машин) либо XVI (1735 л.с). Оборонительное вооружение соответствует второму прототипу, на некоторых установлен дополнительно 1 7,7-мм пулемет «Браунинг» в подфюзеляжной установке. Удлиненный бомбоотсек рассчитан на 6351 кг бомбовой нагрузки. Отличались худшей высотностью, поэтому строились в ограниченном количестве — выпущено 300, заказчик принял лишь 282 машины.

«Ланкастер» Mk.III — аналог Mk.I с моторами «Паккард-Мерлин» 28, 38 либо 224 (мощностью, соответственно, 1300, 1480 либо 1640 л.с). Выпустили 3039 единиц. В послевоенное время 44 машины переоборудовали в поисково-спасательный вариант ASR Mk.III, а ещё некоторое количество — в морской патрульный самолет MR Mk.III (GR Mk.III).

«Ланкастер» Mk.VII — в верхней башне установлены 2 12,7-мм пулемета (как на Мк.Х). В 1945 г. построено 180 машин.

«Ланкастер» Мк.Х — аналог Mk.III, строившийся в Канаде. Оборонительное вооружение соответствует Mk.I, но в верхней башне, смещенной вперед, установлено 2 12,7-мм пулемета. Изготовлено 430 самолетов.

Летно-технические характеристики самолетов Avro Lancaster Mk.I

  • Двигатели: тип Роллс-Ройс «Мерлин» XX
  • мощность, л.с.: 1280
  • Размах крыла, м: 31,09
  • Длина самолета, м.: 21,34
  • Высота самолета, м.: 6,19
  • Площадь крыла, кв. м.: 120,8
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 16 753
  • максимальная взлетная: 28 576
  • Максимальная скорость, км/ч: 416
  • Практический потолок, м.: 7468
  • Дальность полета, км:
  • с 3178 кг бомб — 4070

Боевое использование Авро «Ланкастер»

Первой освоение «Ланкастеров» начала осенью 1941 г. 44-я АЭ. В бою новые бомбардировщики дебютировали в марте 1942 г. Несколько раз, учитывая высокие летные данные «Ланкастеров», британцы пытались применять их для дневных налетов, но всякий раз это вело к значительным потерям. Основной формой боевого применения оставались массированные ночные налеты. В ночь на 31 мая 1942 г. 73 «Ланкастера» из четырех эскадрилий участвовали в первом «налете 1000 бомбардировщиков», целью которого был Кёльн. Постепенно масштаб применения рос — в налете на Берлин в ночь на 17 января 1943 г. участвовало уже 190 «Ланкастеров».

С марта 1943 г. развернулась «битва за Рур» — широкомасштабные налеты на промышленные центры, в которой «первую скрипку» играли четырехмоторные бомбардировщики. 25 июля в налете на Гамбург принял участие 791 бомбардировщик, в т.ч. 347 «Ланкастеров». Именно здесь впервые были применены пассивные помехи для РЛС — полоски фольги под названием «Виндоу», позволившие существенно снизить потери бомбардировщиков (с 6% до 2,8%).

В ночь на 18 августа 1943 г. 595 бомбардировщиков (в т.ч. 324 «Ланкастера») бомбили ракетный центр в Пенемюнде, а 23, 31 августа и 3 сентября «Ланкастеры» участвовали в крупномасштабных налетах на Берлин.

Перед высадкой в Нормандии «Ланкастеры» наносили удары по объектам инфраструктуры на территории Франции, а после высадки бомбили узлы сопротивления немецких войск. С середины августа 1944 г. в прежнем масштабе возобновляются налеты на Германию.

Наряду с обычными бомбардировочными налетами, «Ланкастеры» применялись и для выполнения специальных задач. Самолеты 101-й АЭ, оборудованные специальной аппаратурой, ставили помехи в сетях наведения истребителей-перехватчиков. Вероятно, наиболее известным бомбардировочным рейдом времен Второй мировой войны в Европе стал налет «Ланкастеров» 617-й эскадрильи на дамбы в долине Рура с применением «бомб Уоллиса» в ночь на 17 мая 1943 г. Эта операция стала одной из наиболее успешных по соотношению собственных потерь и причиненного ущерба. Впоследствии 617-я АЭ специализировалась на применении т.н. «бомб глубокого проникновения» «Толлбой» (5448 кг). В частности, с их применением 12 ноября 1944 г. был потоплен линкор «Тирпиц». С марта 1945 г. 617-я АЭ наносила удары самыми тяжелыми авиационными боеприпасами, применявшимися во время Второй мировой войны — бомбами «Гранд Слэм».

К апрелю 1945 г. «Ланкастерами» было вооружено 56 эскадрилий. На этот тип полностью перевооружили 1, 3 и 5-ю группы Бомбардировочного командования. 8-я группа («следопытов») наряду с «Ланкастерами» эксплуатировала легкие «Москито». Лишь 4-я группа летала на «Галифаксах», а 6-я (канадская) имела смешанный состав — 7 Аэ «Галифаксов» и 10 «Ланкастеров». В последней, наряду с самолетами британского производства, служили и канадские «Ланкастеры» Мк.Х. Первой строевой частью, получившей такие машины в апреле 1944 г., стала 419-я эскадрилья.

Последние боевые операции Бомбардировочного командования в ходе войны в Европе имели место в третьей декаде апреля 1945 г. 25 апреля, в тот же день 482 самолета (в т.ч. 158 «Ланкастеров») бомбили береговые батареи Вангероога (Фризские о-ва). А в ночь на 26 апреля 107 «Ланкастеров» нанесли удар по нефтебазе в норвежском порту Тонсберг. При этом жертвой ночного истребителя Ju 88 стал самолет 463-й (канадской) эскадрильи — последний «Ланкастер», потерянный в ходе боевых действий. Его экипажу повезло — они сумели дотянуть на подбитой машине до нейтральной Швеции.

8 эскадрилий в 1945 г. получили адаптированные для Дальневосточного ТВД самолеты В Mk.I(FE) и В Mk.VII(FE), но поучаствовать в войне против Японии «Ланкастеры» не успели.

В послевоенное время «Ланкастеры» были относительно быстро заменены более современными «Линкольнами» и поставленными из США «Вашингтонами» (B-29D). В 1947 г. «Ланкастеры» оставались на вооружении 12 бомбардировочных эскадрилий, последняя из них — 49-я — перешла на «Линкольны» в 1950 г.

В послевоенный период Королевские канадские ВВС эксплуатировали около 230 «Ланкастеров» — все местного производства, прошедшие доработки и модернизации. Так, обычные бомбардировщики получили обозначение Mk.10S (т.е., «стандартные»), разведчики-бомбардировщики — Mk.10BR, разведчики с демонтированными бомбодержателями — Mk.10AR и Mk.10P, морские разведчики — Mk.10MR. Самолеты, приспособленные для поисково-спасательной службы, обозначались Mk.10SAR, для подготовки штурманов -Mk.10N, а для управления беспилотными мишенями -Mk.10DC.

15 «Ланкастеров» в 1948 г. приобрела Аргентина, где они эксплуатировались до 1966 г. В 1950 г. 9 таких самолетов поставили Египту.

В общей сложности 59 машин с января 1952 г. было передано Франции, где они использовались в качестве патрульных и поисково-спасательных.

Два самолета из числа совершивших вынужденные посадки на территории СССР после удара по «Тирпицу» с января 1945 г. эксплуатировались в ВВС Северного флота как транспортные.

«Ланкастеры» за время войны выполнили 156 308 боевых вылетов, потери составили 3349 машин. Таким образом, соотношение потерь к боевым вылетам составило 2,2% — наиболее низкая цифра среди всех британских бомбардировщиков.

На объекты противника «Ланкастеры» сбросили 618 612 т фугасных бомб (2/3 всех бомб, сброшенных самолетами Бомбардировочного командования за период с марта 1942 г. по май 1945 г.). Таким образом, самолет, чья история начиналась весьма неудачно (в облике двухмоторного «Манчестера» с капризными двигателями), превратился в наиболее эффективный британский бомбардировщик времен Второй мировой войны.

Авро Ланкастер | BAE Systems

перейти к содержанию

Поиск входа Кнопка поиска

 International Region Icon  International Region Icon Международный  CSAI Icon - Providing defence for business Киберзащита для правительства Защита финансовых услуг мультимедиа Связаться с нами

Поиск входа Кнопка поиска

,

Ланкастер | самолет | Britannica

Lancaster , также называемый Avro Lancaster , самый успешный британский тяжелый бомбардировщик Второй мировой войны. Ланкастер возник из ответа А.В. Roe & Company, Ltd., в соответствии со спецификацией Королевских ВВС 1936 года, предусматривающей создание бомбардировщика с двумя 24-цилиндровыми двигателями Rolls-Royce Vulture. Получившийся в результате самолет Манчестер, первый полет которого состоялся в июле 1939 года, был запущен в производство в следующем году, а в феврале 1941 года был принят на вооружение.Однако двигатель Vulture оказался неудачным, и Манчестер выпускался только в небольших количествах. Затем Avro предложил модернизированный Манчестер, оснащенный четырьмя двигателями Rolls-Royce Merlin, и в результате появился Lancaster.

Тяжелый бомбардировщик Ланкастер, самый успешный бомбардировщик, запущенный Королевскими ВВС во время Второй мировой войны. Andrea Featherby

«Ланкастер» впервые вылетел в январе 1941 года и начал производство в начале 1942 года; вступил в бой в апреле того же года. Среднеразмерный дизайн с двойным хвостом, Lancaster был оснащен четырьмя 1460-сильными Merlins, имел размах крыльев 102 фута (31 метр) и длину 69 футов (21 метр).Им управлял основной экипаж из семи человек, включая пилота, второго пилота, бомбардира, штурмана, радиста и стрелков. Он мог развивать максимальную скорость в 280 миль (450 км) в час и потолок в 24 500 футов (7500 метров), а также мог выдерживать бомбовую нагрузку в 14 000 фунтов (6350 кг) на расстояние 1660 миль (2670 км). ) в 200 милях (320 км) в час. Lancasters, работающие на радиальных двигателях Bristol Hercules с воздушным охлаждением, также были произведены в результате нехватки двигателей Merlin, но они оказались менее эффективными, чем версии с двигателями Merlin.Проблема производства двигателя была в конечном счете решена с Мерлинсом, построенным в Packard, импортированным из Соединенных Штатов.

Почти все 7 377 Ланкастеров, произведенных во время войны, были совершены в ночное время стратегической бомбардировки немецких городов. Для этих миссий на просторных бомбоубежищах самолетов, как правило, находились смешанные грузы из взрывоопасных бомб, например, цилиндрическое «печенье» весом от 2000 до 4000 фунтов (900 или 1800 кг) или несколько тысяч или 2000-фунтовые (450- или 900-килограммовые) бомбы — с балансом нагрузки бомбы, состоящей из небольших зажигательных предметов.Большинство Lancasters были вооружены хвостовой турелью с электроприводом, устанавливающей четыре 0,303-дюймовых (7,7-мм) пулемета, мощная сдвоенная башня-0,303 на верхней задней части фюзеляжа и пара 0,303 в носу; у некоторых были двойные 0.303 турели живота.

Наиболее впечатляющие подвиги «Ланкастера» включали успешные атаки на гидроэлектростанции Мёне, Сорпе и Эдер в Германии ночью 17 мая 1943 года с использованием специальных вращающихся бомб, которые были спроектированы, чтобы пропускать через воду при сбросе на малую высоту, обнять лицо плотины, когда они затонули, а затем взорваться на нужной глубине с помощью гидростатического предохранителя.Другим было потопление 12 ноября 1944 года немецкого линкора Tirpitz в отдаленном Каа фьорде Норвегии 31 Ланкастером, сбросившим бомбы «Tallboy» весом 12 000 фунтов (5400 кг).

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Некоторые Lancasters были оснащены картографическим радаром h3S с 1943 г. и позже улучшенными радиолокаторами h3X, а также приемниками для систем радионавигации «Джи» и «Гобой». К весне 1944 года радиолокационные «Ланкастеры» могли бомбардировать ночью со значительной точностью, особенно при атаке целей, расположенных достаточно близко к Британии, чтобы руководствоваться средствами радиомонтажа.Ланкастер играл важную роль в подготовке к Дню Дня (6 июня 1944 г.), проводя точные атаки на мосты, железнодорожные станции и другие транспортные объекты. Менее радостно, что установленное в середине 1943 года радиолокационное устройство Monica, установленное на хвосте и предназначенное для предупреждения экипажей бомбардировщиков о нападении сзади, оказалось магнитом для немецких ночных истребителей, оснащенных пассивными радиолокационными приемниками, настроенными для использования на передачах Monica. Командование бомбардировщиков оставалось в неведении о способностях самонаведения Германии в течение примерно шести месяцев, и многие экипажи бомбардировщиков заплатили за этот контроль своей жизнью.Кроме того, отсутствие вооружения или даже наблюдателя в брюшках большинства Ланкастеров дорого обошлось экипажам Бомбардировочного командования, поскольку в конце 1943 года (и в течение долгого времени неизвестным англичанам) вооруженные ночные истребители Люфтваффе вели стрельбу вверх мм (0,8-дюймовые) пушки в задней части фюзеляжа. Командование бомбардировщиков так и не разработало эффективный ответ на это оружие (которое немцы называли Schrage musik или «джазовая музыка»), и многие сотни британских тяжелых бомбардировщиков были уничтожены немецкими истребителями, стрелявшими незамеченными снизу с близкого расстояния.

Тем не менее, «Ланкастер» был, несомненно, самым эффективным британским тяжелым бомбардировщиком Второй мировой войны, значительно превосходя своего основного конкурента, «Галифакс», по тоннам бомб, сброшенных на человека в час, затраченных на производство и техническое обслуживание. В тоннах бомб, сброшенных на один потерянный самолет, особенно показывали его превосходные показатели: 107 тонн для «Ланкастера» против 48 для «Галифакса» для каждого самолета, потерянного во время операций летом 1943 года. После войны Ланкастерс хорошо служил в качестве патрульных бомбардировщиков. в 1950-х годах была выпущена небольшая партия гражданской версии авиалайнера Lancastrian.

Avro 683 lancaster — Википедия, la eniclopedia libre

Википедия todavía no tiene una página llamada «Avro 683 lancaster».


Busca Avro 683 lancaster en otros proyectos hermanos de Wikipedia:
Wikcionario Wikcionario (diccionario)
Wikilibros Wikilibros (учебные пособия / учебные пособия)
Wikiquote Wikiquote (citas)
Wikiviajes Wikisource (библиотека)
Wikinoticias Wikinoticias (noticias)
Wikiversidad Wikiversidad (contenido académico)
Commons Commons (imágenes y multimedia)
Wikiviajes Wikiviajes (viajes)
Wikidata Wikidata (дата)
Wikiespecies Википедии (виды)
  • Comprueba У Comprueba si есть условное обозначение правильной формы, правильной и правильной, как в Википедии, так и в добровольном обмене информацией.Си-э-э-э-э-э-э-э-э, правильно и правильно, Викимедиа donde quizás podrías encontrarla.
  • Busca Busca «Avro 683 lancaster» и текст статьи из Википедии.
  • Nuvola apps fonts.png Консультация по художественному оформлению «Avro 683 lancaster».
  • Enlaces Busa las páginas de Wikipedia que tienen включает в себя «Avro 683 lancaster».
  • ¿Borrada? Сюй хабиас креадо ла паджина кон эсте номбре, лимпия каше де ту навегадор.
  • Symbol delete vote.svg También puede que la página que buscas haya sido borrada.

Si el artículo incluso así no existe:

  • Crear la página Crea el artículo utilisando nuestro asistente o solicita su creación.
  • Traducir Puedes traducir este artículo de otras Wikipedias.
  • Aviso Ru Wikipedia únicamente pueden incirse textos enciclopédicos y que tengan derechos de autor совместимые с лицензией Creative Commons Compartir-Igual 3.0. Нет информации о правах ребенка.
  • Ten en cuenta Ten en cuenta también que:
    • Статьи об информации и информации serán borrados — версия «Википедия: Эсбозо» -.
    • Искусство публикации и автопромышленность serán borrados — версия «Wikipedia: Lo que Wikipedia no es» -.
,

Avro Lancaster — Википедия, Вольна энциклопедия

Z Wikipedii, wolnej encyklopedii

Przejdź do nawigacji Przejdź do Wyszukiwania W Wikipedii nie ma jeszcze artykułu o takiej nazwie. Możesz:
  • utworzyć go ,
  • zaproponować, żeby inni go napisali,
  • poszukać tekstu „Avro lancaster” в артикулах,
  • poszukać strony o tym tytule na jednym z siostrzanych projektów Wikipedii:
Commons Wikiźródła Wikisłownik Wikicytaty Wikibooks Викиновости
Źródło: „https: // pl.wikipedia.org/wiki/Avro_lancaster» ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *