Содержание

USS Ticonderoga (CV-14) - это... Что такое USS Ticonderoga (CV-14)?

«Тикондерога» (англ. USS Ticonderoga (CV/CVA/CVS-14)) — американский авианосец типа «Эссекс» времён Второй мировой войны. При закладке корабль получил имя «Хэнкок» (англ. «Hancock»), однако ещё в ходе постройки, 1 мая 1943 года, был переименован в «Тикондерогу», фактически обменявшись названиями с авианосцем USS Hancock (CV-19), который при закладке был назван «Тикондерога».

История

Заложен 1 февраля 1943 года на верфи Newport News Shipbuilding. Спущен на воду 7 февраля 1944 года. Вступил в строй 8 мая 1944 года. Участвовал в сражениях против Японии на Тихоокеанском театре военных действий, получив 5 боевых звезд. 9 января 1947 года выведен в резерв. 1 октября 1952 года переклассифицирован в CVA-14. Вновь введен в строй 1 октября 1954 года, после модернизации по проекту SCB-27C. Модернизирован по проекту SCB-125 (оборудован угловой палубой) и вновь введен в строй в марте 1957 года в качестве ударного авианосца (CVA).

Принимал участие в войне во Вьетнаме (14 апреля 1964 — 15 декабря 1964, 28 сентября 1965-13 мая 1966, 15 октября 1966 — 29 мая 1967, 28 декабря 1967 — 17 августа 1968, 1 февраля 1969 — 18 сентября 1969, 11 марта 1971 — 6 июля 1971, 17 мая 1972 — 29 июля 1972), получив три благодарности в приказе по кораблю, одну благодарность в приказе особо отличившейся части и 12 боевых звезд. В 1969—1970 годах прошел переоборудование и 21 октября 1969 года переклассифицирован в противолодочный авианосец (CVS).

Участвовал в операциях по поиску и доставке в США экипажей приводнившихся в Тихом океане космических кораблей «Аполлон-16» (27 апреля 1972), «Аполлон-17» (19 декабря 1972) и «Скайлэб-2» (22 июня 1973). 1 сентября 1973 года выведен из боевого состава флота. Списан 16 ноября 1973 года и 15 августа 1974 года продан для разделки на металл.

Четвёртый корабль США, носивший имя «Тикондерога». Название восходит к форту Тикондерога, который сыграл свою роль в ходе Войны за независимость.

Примечания

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

Рассказ о маленьком крейсере «Тикондерога»

Огромная ударная мощь при минимальных затратах.

Крейсер «Тикондерога» — абсолютный рекордсмен, среди кораблей, имеющих водоизмещение менее 10 тыс. тонн:

— 11 радаров.
— 80 антенных устройств.
— 122 ракетные шахты.
— боевая информационно-управляющая система «Иджис».

Выбор названий кораблей — в честь мест, где происходили битвы и сражения прошлого.

Среди достижений и рекордов:

— участие в военных конфликтах в Ливии (1986), Ираке (1991, 2003) и Югославии. «Тикондероги» обеспечивали прикрытие морских группировок и наносили удары по наземным целям;

— уничтожение космического спутника, двигавшегося на высоте 247 км со скоростью 27 000 км/ч (операция «Обжигающий холод», 2008 г.)

Крейсер «Филиппин Си» ведет обстрел позиций ИГИЛ (сентябрь 2014, выпущено 47 «Томагавков»)

Ракетный крейсер, созданный на платформе эсминца. Изначально причисленный к семейству эсминцев с управляемым ракетным оружием (DDG), однако впоследствии «повышенный в звании» до уровня крейсера (CG). В сравнении с другими крейсерами-ровесниками «Тикондерога» короче атомного «Орлана» на 80 метров, её ширина на миделе меньше в 1,5 раза, а полное водоизмещение уступает в 2,6 раза. В таком масштабе становится отчетливо заметна разница в значениях слова «крейсер» и различия в подходах к проектированию кораблей по обеим сторонам океана.

Справка. О том, чего не видно с берега

Размерения и обводы корпуса, силовая установка, а также значительная часть механизмов и вооружений унифицированы с эсминцами типа «Спрюэнс».

Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на 13 отсеков.

Две палубы и восемь платформ крейсера (пять из которых — уровни надстройки) параллельны конструктивной ватерлинии для упрощения сборки корабля и монтажа оборудования.

Силовая установка газотурбинная, в составе 4 турбин General Electric LM2500. Табун из 80 тыс. «лошадей» способен разогнать корабль с места до макс. скорости (~32 узла) всего за 15 минут.

Слева — крейсер, справа — эсминец

«Тикондерога» превосходит по количеству вооружений даже более крупный и современный эсминец «Арли Берк»

. Причина парадокса заложена непосредственно в конструкции «Бёрка» — он полностью стальной. В то время как надстройка «Тикондероги» выполнена из алюминиево-магниевого сплава марки «5456» и в буквальном смысле разваливается под тяжестью собственного веса.

…В ходе эксплуатации в надстройках 27 крейсеров было выявлено свыше 3000 трещин — www.navytimes.com, «Эпидемия растрескиваний на «Тикондерогах».

Данный недостаток не помешал крейсерам прослужить по 30 с лишним лет. Но выводы были сделаны. Все последующие американские корабли выполнены целиком из стали.

Основное назначение «Тикондерог» — противовоздушное и противолодочное охранение авианосных и многоцелевых корабельных групп, соединений и конвоев в открытых морских районах.

Крейсера обладают высокой автономностью и способны преодолеть 6000 морских миль на оперативной скорости 20 узлов. Что эквивалентно расстоянию от ВМБ Норфолк до Персидского залива.

Первые пять «Тикондерог» оснащались пусковыми установками балочного типа MK.26, с ограниченным арсеналом зенитных и противолодочных ракет. Возможность запуска «Томагавков» приоритетом не считалась; арсенал крейсеров пополнился КРМБ лишь с появлением ПУ шахтного типа MK.41 на крейсере «Банкер Хилл».

Главной идеей, смыслом существования и целевым назначением Иджис-крейсеров по-прежнему остаётся ПВО/ПРО.

Система ПВО

Все надежды возложены на БИУС «Иджис» (Эгида), связавшей в единую сеть компьютеры, радары и системы управления огнём.

Основной компонент «Эгиды» — многоцелевой радар AN/SPY-1 с четырьмя неподвижными ФАР. Диапазон работы — дециметровый (S). Пиковая мощность излучения — 6 мегаватт, что позволяет РЛС различать цели на околоземной орбите.

SPY-1 выполняет поиск по азимуту и углу места, захват, классификацию и сопровождение целей, управление автопилотами зенитных ракет на стартовом и маршевом участках траектории полета.

Единственная проблема SPY-1 — радар с трудом различает быстродвижущиеся цели, летящие вблизи поверхности воды.

Система управления огнём — архаичная, на основе четырех РЛС подсветки целей SPG-62. Любопытно, что в данном аспекте «Тикондерога» вновь имеет преимущество над «Арли Берком» (4 РЛС подсветки против трёх у эсминца).

Главный неисправимый недостаток SPG-62 — механическое сканирование (скорость разворота 72°/сек). В любой выбранный момент времени, каждый радар способен подсвечивать только одну цель. В результате, если возможности SPY-1 позволяют контролировать до 18 выпущенных зенитных ракет, то одновременной атаке могут подвергнуться лишь 4 воздушные цели (и, самое важное — не более двух с каждого борта).

Единственное преимущество данной схемы: в отличие от десятков лучей новомодных АФАР и ракет с активными ГСН, устаревший радар подсветки имеет диаграмму направленности с узким основным лепестком, что позволяет производить эффективную и высокоселективную подсветку цели в условиях применения средств РЭБ.

В настоящее время малое число каналов подсветки нивелируются появлением зенитных ракет с активным самонаведением (SM-3, SM-6, ESSM Block-II).

БПК «Маршал Шапошников» на фоне неуклюжего с виду USS Chosin (CG-65)

Селекция целей, оценка угроз, контроль очередности выпущенных зенитных ракет — таким выглядит предназначение системы «Иджис». В реальных условиях теория дала сбой, и первый бой вышел «комом». В суматохе боя с иранскими ВМС крейсер «Винсеннес» завалил гражданский «Эйрбас».

Впрочем, минуло три десятилетия. Американские Иджис-корабли провели в боевых походах суммарно 1250 лет, отстреляв в ходе боевых и учебных задач свыше 3800 ракет. Надо полагать, что кое-чему они научились.

Помимо четырёх пластин SPY-1 и четырех РЛС подсветки целей SPG-62, в комплекс средств обнаружения крейсеров входит вспомогательная станция SPS-49. Двухкоординатный обзорный радар L-диапазона с вращающейся параболической антенной. В настоящее время признан полностью устаревшим, существует проект его замены на радар SPQ-9B (Back-to-Back Slotted Array) с двумя ФАР, работающим в сантиметровом диапазоне. Появление данного устройства обещает «вылечить» один из основных недостатков «Тикондероги» — проблему обнаружения низколетящих целей.

Зенитный арсенал крейсера размещается в носовой и кормовой ПУ типа MK.41, количество и тип ракет варьируются в зависимости от задачи. Теоретически крейсер способен нести до сотни зенитных ракет (с возможностью сохранения умеренной универсальности, путем размещения в оставшихся шахтах КР «Томагавк» и АСРОК).

Видна носовая группа УВП

В боекомплект входят боеприпасы следующих типов:

— ЗУР семейства «Стандарт». Последние модификации RIM-156 SM-2ER и RIM-174 ERAM (с активной головкой от УР «воздух-воздух») способны, в теории, перехватывать цели на удалении 240 км от корабля;

— экзотическая RIM-161 «Стандарт-3», чья высота перехвата простирается за пределы стратосферы. SM-3 ориентирована исключительно на задачи ПРО и не предназначена против «обычных» аэродинамических целей. В схеме реализован кинетический перехват (прямое попадание в цель). Внешняя подсветка для космических целей не требуется (да и невозможна) — радар SPY-1 выводит ракету в заданную область пространства, далее SM-3 ориентируется сама, используя инфракрасную ГСН;

— зенитная ракета средней/малой дальности RIM-162 ESSM с эффективной дальностью стрельбы 50 км. Оптимизирована под перехват скоростных низколетящих целей (противокорабельных ракет). Благодаря необычной компоновке и наличию отклоняемого вектора тяги ESSM способна совершать маневры с перегрузками до 50g. Ракеты хранятся на борту крейсера по четыре в одной пусковой ячейке.

Ближний рубеж обороны образуют два зенитных автомата «Фаланкс». Главным преимуществом автоматических зениток является наличие собственной РЛС и полная независимость от остальных систем корабля (кроме электропитания). Недостаток (свойственным всех подобным системам): существует угроза, что в реальном бою «Фаланкс» окажется бесполезен. Обломки сбитых, в ближней зоне, ракет долетят по инерции и смертельно искалечат корабль.

В качестве оружия «последнего шанса» на борту имеется 70 комплектов ПЗРК «Стингер».

Общие выводы: благодаря выбранному диапазону и мощности радара система ПВО «Тикондероги» идеально приспособлена для перехвата целей в верхних слоях атмосферы. В то же время наблюдается целый комплекс проблем с перехватом низколетящих целей.

Впрочем… Более эффективной ПВО ближней зоны по сравнению с «Тикондерогой» располагают лишь «Замволт» и несколько европейских и японских эсминцев.

Противолодочная оборона

Крейсер располагает полным спектром противолодочных средств, которые традиционно устанавливаются на борту крупных надводных кораблей. В его состав входят:

— активный подкильный гидролокатор типа AN/SQS-53;

— буксируемая низкочастотная антенна TACTAS;
— два противолодочных вертолёта семейства SH-60;
— противолодочные ракеты RUM-139 ASROC-VL — макс. дальность стрельбы составляет 22 км, боевая часть — малогабаритная глубоководная торпеда MK.54;
— два торпедных аппарата для запуска малогабаритных торпед (калибра 324 мм). Назначение — борьба с подлодками в непосредственной близости от корабля.

ПЛО — задача сетевая, она не решается одним кораблём. В этом смысле «Тикондерога» является важным составляющим элементом противолодочной обороны ордера.

Ударное вооружение

В пусковых шахтах MK.41 могут быть размещены крылатые ракеты «Томагавк». Как и в случае с зенитным боекомплектом, установить точное количество КРМБ на борту крейсера невозможно, оно меняется, в зависимости от поставленных задач.

В ходе боевого применения были зафиксированы случаи, когда крейсеры выпускали за одну ночь по 40…50 крылатых ракет. Очевидно, их количество может стать еще больше за счет сокращения или полного отказа от зенитного боезапаса.

Также на борту присутствуют восемь противокорабельных ракет «Гарпун» (размещены в кормовой части, запуск — с наклонной установки Mk.141). Масштабы, выделенные под данное вооружение, указывают на его второстепенное значение. «Тикондероги» не собираются вступать в бой с надводным противником, всецело полагаясь на авиацию и подлодки. Крейсер «Йорктаун» применил свои ПКР лишь однажды — против ливийского скоростного катера, и, как обычно, с неясным результатом.

В настоящее время, с изменением тактики применения флота и переходу к формированию многоцелевых боевых групп, возникла необходимость в вооружении крейсеров полноценным противокорабельным оружием. Этим оружием станет перспективная AGM-158 LRASM. Малозаметная ПКР нового поколения, сочетающая новые технологии, умеренные размеры и универсальность «Гарпуна» с дальностью полета и мощностью БЧ тяжелых советских ракет.

Авиационное вооружение

В штормовую погоду «Тикондерога» имеет одно незаметное, но исключительно важное преимущество перед любым другим крейсером или эсминцем. Её вертолетная площадка расположена в средней части корабля — там, где меньше амплитуда колебаний при продольной качке.

Для облегчения посадки и перемещения вертолетов по палубе в штормовую погоду все крейсеры штатно оборудованы системой RAST.

Имеется ангар, рассчитанный на два противолодочных вертолёта семейства SH-60 «Си Хок».

В погребе авиационных вооружений хранится до 40 малогабаритных противолодочных торпед, легкие противокорабельные ракеты «Пингвин», блоки НУРС и боеприпасы к авиационным пушкам.

Артиллерийское и вспомогательное вооружение

Крейсеры вооружены двумя универсальными пушками MK.45 калибра 127 мм. Компактная артсистема с ничем не выдающимися характеристиками. 16-20 выстр. в минуту, дальность стрельбы 13 миль (24 км). Ввиду невысокого могущества 5’’ снарядов, годится лишь для стрельбы по иранским корветам и добивания «подранков».

Корректировка артиллерийского огня ведется по данным радиолокатора AN/SPQ-9.

После инцидента с ЭМ «Коул» на борту крейсеров появилась пара 25 мм автоматических «Бушмастеров» для стрельбы по быстроходным лодкам террористов.

Средства РЭБ

На борту имеется стандартный для всех американских кораблей комплекс РЭБ для ведения радиоэлектронной разведки и подавления систем наведения ракет SLQ-32 с максимальной мощностью излучения 1 мегаватт (антенные устройства смонтированы на двух «балконах» в центральной части надстройки).

Имеется система отстрела дипольных отражателей MK.36 SRBOC и буксируемая противоторпедная ловушка («погремушка») SLQ-25 «Никси» (выпускается за борт через лацпорты в корме корабля). С учётом результатов боестолкновений на море за последние полвека, именно средства РЭБ являются «страховым полисом» и самым действенным средством защиты на борту корабля.

Более на борту крейсера нет ничего, о чём бы стоило рассказать.

Окончание

В настоящий момент в составе ВМС США имеются 22 крейсера данного типа. Несмотря на очевидную ветхость, янки не спешат отказываться от «Тикондерог». Крейсер превосходит современные эсминцы во всех, наиболее значимых аспектах, на 25% (число радаров, боекомплект, автономность, наличие флагманского командного поста).

«Тикондероги» по-прежнему выполняют роль лидеров в ПВО-охранении корабельных соединений и авианосных групп. Полное списание кораблей данного типа намечено лишь на конец 2020-х гг. При этом, по мнению военных, адекватной замены им не видно, и сроки могут быть сдвинуты «вправо» еще на целое десятилетие.

Затопление в качестве мишени списанного крейсера «Вэлли Форж»

/Олег Капцов, topwar.ru/

army-news.ru

Тикондерога (авианосец) Википедия

«Тикондерога»
USS Ticonderoga (CV/CVA/CVS-14)

Авианосец «Тикондерога» заправляется топливом у берегов Вьетнама в 1966 году
Служба
США
Назван в честь Battle of Ticonderoga[d]
Класс и тип судна Авианосец типа «Эссекс»
Организация ВМС США
Изготовитель Newport News Shipbuilding
Строительство начато 1 февраля 1943 года
Спущен на воду 7 февраля 1944 года
Введён в эксплуатацию 8 мая 1944 года,
1 октября 1954 года
Выведен из состава флота 9 января 1947 года,
1 сентября 1973 года
Статус Снят с вооружения, разделан на металл
Основные характеристики
Водоизмещение 23 785 т сухое
26 669 т стандартное
34 881 т полное
Длина 265,9 м
Ширина 45,0 м
Высота 24,9 м от киля до полётной палубы
Осадка 8,4 м при полном водоизмещении
Бронирование пояс: 64—102 мм
траверзы: 102 мм
палуба: 64+37 мм
румпельное отделение: 64—102 мм
крыша боевой рубки: 37 мм
кожухи кабелей и элеваторов: 25—64 мм
Двигатели 8 водотрубных котлов типа «Бабкок—Уилкокс»
4 турбины типа «Вестингауз»
Мощность 150 000 л.с.
Движитель 4
Скорость хода 33 узла максимальная
Дальность плавания 15 000 миль на 15 узлах
Экипаж штатно 2386 человек, в том числе 215 офицеров, реально до 3106 человек, в том числе 226 офицеров
Вооружение
Радиолокационное вооружение РЛС обнаружения воздушных целей SK и SC-2,
2 РЛС обнаружения надводных целей SG
Зенитная артиллерия 6×2 127-мм/38 Mk.12
8×4 40-мм «Бофорс» Mk.2
46×1 20-мм «Эрликон» Mk.4
Авиационная группа 91—103 самолёта
 Медиафайлы на Викискладе

«Тикондерога» (англ. USS Ticonderoga (CV/CVA/CVS-14)) — американский авианосец типа «Эссекс» времён Второй мировой войны. При закладке корабль получил имя «Хэнкок» (англ. «Hancock»), однако ещё в ходе постройки, 1 мая 1943 года, был переименован в «Тикондерогу», фактически обменявшись названиями с авианосцем USS Hancock (CV-19), который при закладке был назван «Тикондерога».

Четвёртый корабль США, носивший имя «Тикондерога». Название восходит к форту Тикондерога, который сыграл свою роль в ходе Войны за независимость США.

Строительство

Заложен 1 февраля 1943 года на верфи Newport News Shipbuilding. Спущен на воду 7 февраля 1944 года.

Служба

Вступил в строй 8 мая 1944 года. Участвовал в сражениях против Японии на Тихоокеанском театре военных действий, получив 5 боевых звезд.

9 января 1947 года выведен в резерв.

1 октября 1952 года переклассифицирован в CVA-14.

Вновь введен в строй 1 октября 1954 года, после модернизации по проекту SCB-27C.

Модернизирован по проекту SCB-125 (оборудован угловой палубой) и вновь введен в строй в марте 1957 года в качестве ударного авианосца (CVA).

Принимал участие в войне во Вьетнаме (14 апреля 1964 — 15 декабря 1964, 28 сентября 1965-13 мая 1966, 15 октября 1966 — 29 мая 1967, 28 декабря 1967 — 17 августа 1968, 1 февраля 1969 — 18 сентября 1969, 11 марта 1971 — 6 июля 1971, 17 мая 1972 — 29 июля 1972), получив три благодарности в приказе по кораблю, одну благодарность в приказе особо отличившейся части и 12 боевых звезд.

В 1969—1970 годах прошел переоборудование, и 21 октября 1969 года переклассифицирован в противолодочный авианосец (CVS).

Участвовал в операциях по поиску и доставке в США экипажей приводнившихся в Тихом океане космических кораблей «Аполлон-16» (27 апреля 1972 года), «Аполлон-17» (19 декабря 1972 года) и «Скайлэб-2» (22 июня 1973 года).

1 сентября 1973 года выведен из боевого состава флота.

Списан 16 ноября 1973 года, и 15 августа 1974 года продан для разделки на металл.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Тикондерога (авианосец) Википедия

«Тикондерога»
USS Ticonderoga (CV/CVA/CVS-14)

Авианосец «Тикондерога» заправляется топливом у берегов Вьетнама в 1966 году
Служба
США
Назван в честь Battle of Ticonderoga[d]
Класс и тип судна Авианосец типа «Эссекс»
Организация ВМС США
Изготовитель Newport News Shipbuilding
Строительство начато 1 февраля 1943 года
Спущен на воду 7 февраля 1944 года
Введён в эксплуатацию 8 мая 1944 года,
1 октября 1954 года
Выведен из состава флота 9 января 1947 года,
1 сентября 1973 года
Статус Снят с вооружения, разделан на металл
Основные характеристики
Водоизмещение 23 785 т сухое
26 669 т стандартное
34 881 т полное
Длина 265,9 м
Ширина 45,0 м
Высота 24,9 м от киля до полётной палубы
Осадка 8,4 м при полном водоизмещении
Бронирование пояс: 64—102 мм
траверзы: 102 мм
палуба: 64+37 мм
румпельное отделение: 64—102 мм
крыша боевой рубки: 37 мм
кожухи кабелей и элеваторов: 25—64 мм
Двигатели 8 водотрубных котлов типа «Бабкок—Уилкокс»
4 турбины типа «Вестингауз»
Мощность 150 000 л.с.
Движитель 4
Скорость хода 33 узла максимальная
Дальность плавания 15 000 миль на 15 узлах
Экипаж штатно 2386 человек, в том числе 215 офицеров, реально до 3106 человек, в том числе 226 офицеров
Вооружение
Радиолокационное вооружение РЛС обнаружения воздушных целей SK и SC-2,
2 РЛС обнаружения надводных целей SG
Зенитная артиллерия 6×2 127-мм/38 Mk.12
8×4 40-мм «Бофорс» Mk.2
46×1 20-мм «Эрликон» Mk.4
Авиационная группа 91—103 самолёта
 Медиафайлы на Викискладе

ru-wiki.ru

Крейсер "Тикондерога" бъет рекорды вооруженности и интеллекта

Ракетные крейсера типа «Тиконде́рога» (англ. Ticonderoga-class of guided-missile cruisers) — тип ракетных крейсеров, стоящих на службе Военно-Морских Сил США. Корабли данного типа явились первыми боевыми кораблями ВМС США, оснащенными боевой информационно-управляющей системой (БИУС) «Иджис». Головной корабль серии был заказан в 1978 году как эсминец УРО (DDG-47), но 1 января 1980 года, ещё до окончания постройки, был переклассифицирован в крейсер УРО (CG-47) в силу его существенно более высоких боевых возможностей. В качестве основы при разработке были взяты корпус и механизмы эсминца типа «Спрюэнс».

Крейсер «Тикондерога» — абсолютный рекордсмен, среди кораблей, имеющих водоизмещение менее 10 тыс. тонн:

  • 11 радаров.
  • 80 антенных устройств.
  • 122 ракетные шахты.
  • боевая информационно-управляющая система «Иджис».

Воспользуйтесь нашими услугами

Выбор названий кораблей — в честь мест, где происходили битвы и сражения прошлого.

  • участие в военных конфликтах в Ливии (1986), Ираке (1991, 2003) и Югославии. «Тикондероги» обеспечивали прикрытие морских группировок и наносили удары по наземным целям;
  • уничтожение космического спутника, двигавшегося на высоте 247 км со скоростью 27 000 км/ч (операция «Обжигающий холод», 2008 г.)

Крейсер «Филиппин Си» ведет обстрел позиций ИГИЛ (сентябрь 2014, выпущено 47 «Томагавков»)

Ракетный крейсер, созданный на платформе эсминца. Изначально причисленный к семейству эсминцев с управляемым ракетным оружием (DDG), однако впоследствии «повышенный в звании» до уровня крейсера (CG). В сравнении с другими крейсерами-ровесниками «Тикондерога» короче атомного «Орлана» на 80 метров, её ширина на миделе меньше в 1,5 раза, а полное водоизмещение уступает в 2,6 раза. В таком масштабе становится отчетливо заметна разница в значениях слова «крейсер» и различия в подходах к проектированию кораблей по обеим сторонам океана.

Справка. О том, чего не видно с берега

Размерения и обводы корпуса, силовая установка, а также значительная часть механизмов и вооружений унифицированы с эсминцами типа «Спрюэнс».

Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на 13 отсеков.

Две палубы и восемь платформ крейсера (пять из которых — уровни надстройки) параллельны конструктивной ватерлинии для упрощения сборки корабля и монтажа оборудования.

Силовая установка газотурбинная, в составе 4 турбин General Electric LM2500. Табун из 80 тыс. «лошадей» способен разогнать корабль с места до макс. скорости (~32 узла) всего за 15 минут.

Слева — крейсер, справа — эсминец

«Тикондерога» превосходит по количеству вооружений даже более крупный и современный эсминец «Арли Берк». Причина парадокса заложена непосредственно в конструкции «Бёрка» — он полностью стальной. В то время как надстройка «Тикондероги» выполнена из алюминиево-магниевого сплава марки «5456» и в буквальном смысле разваливается под тяжестью собственного веса.

…В ходе эксплуатации в надстройках 27 крейсеров было выявлено свыше 3000 трещин — www.navytimes.com, «Эпидемия растрескиваний на «Тикондерогах».

Данный недостаток не помешал крейсерам прослужить по 30 с лишним лет. Но выводы были сделаны. Все последующие американские корабли выполнены целиком из стали.

Основное назначение «Тикондерог» — противовоздушное и противолодочное охранение авианосных и многоцелевых корабельных групп, соединений и конвоев в открытых морских районах.

Крейсера обладают высокой автономностью и способны преодолеть 6000 морских миль на оперативной скорости 20 узлов. Что эквивалентно расстоянию от ВМБ Норфолк до Персидского залива.

Первые пять «Тикондерог» оснащались пусковыми установками балочного типа MK.26, с ограниченным арсеналом зенитных и противолодочных ракет. Возможность запуска «Томагавков» приоритетом не считалась; арсенал крейсеров пополнился КРМБ лишь с появлением ПУ шахтного типа MK.41 на крейсере «Банкер Хилл».

Главной идеей, смыслом существования и целевым назначением Иджис-крейсеров по-прежнему остаётся ПВО/ПРО.

Система ПВО

Все надежды возложены на БИУС «Иджис» (Эгида), связавшей в единую сеть компьютеры, радары и системы управления огнём.

Основной компонент «Эгиды» — многоцелевой радар AN/SPY-1 с четырьмя неподвижными ФАР. Диапазон работы — дециметровый (S). Пиковая мощность излучения — 6 мегаватт, что позволяет РЛС различать цели на околоземной орбите.

SPY-1 выполняет поиск по азимуту и углу места, захват, классификацию и сопровождение целей, управление автопилотами зенитных ракет на стартовом и маршевом участках траектории полета.

Единственная проблема SPY-1 — радар с трудом различает быстродвижущиеся цели, летящие вблизи поверхности воды.

Система управления огнём — архаичная, на основе четырех РЛС подсветки целей SPG-62. Любопытно, что в данном аспекте «Тикондерога» вновь имеет преимущество над «Арли Берком» (4 РЛС подсветки против трёх у эсминца).

Главный неисправимый недостаток SPG-62 — механическое сканирование (скорость разворота 72°/сек). В любой выбранный момент времени, каждый радар способен подсвечивать только одну цель. В результате, если возможности SPY-1 позволяют контролировать до 18 выпущенных зенитных ракет, то одновременной атаке могут подвергнуться лишь 4 воздушные цели (и, самое важное — не более двух с каждого борта).

Единственное преимущество данной схемы: в отличие от десятков лучей новомодных АФАР и ракет с активными ГСН, устаревший радар подсветки имеет диаграмму направленности с узким основным лепестком, что позволяет производить эффективную и высокоселективную подсветку цели в условиях применения средств РЭБ.

В настоящее время малое число каналов подсветки нивелируются появлением зенитных ракет с активным самонаведением (SM-3, SM-6, ESSM Block-II).

БПК «Маршал Шапошников» на фоне неуклюжего с виду USS Chosin (CG-65)

Селекция целей, оценка угроз, контроль очередности выпущенных зенитных ракет — таким выглядит предназначение системы «Иджис». В реальных условиях теория дала сбой, и первый бой вышел «комом». В суматохе боя с иранскими ВМС крейсер «Винсеннес» завалил гражданский «Эйрбас».

Впрочем, минуло три десятилетия. Американские Иджис-корабли провели в боевых походах суммарно 1250 лет, отстреляв в ходе боевых и учебных задач свыше 3800 ракет. Надо полагать, что кое-чему они научились.

Помимо четырёх пластин SPY-1 и четырех РЛС подсветки целей SPG-62, в комплекс средств обнаружения крейсеров входит вспомогательная станция SPS-49. Двухкоординатный обзорный радар L-диапазона с вращающейся параболической антенной. В настоящее время признан полностью устаревшим, существует проект его замены на радар SPQ-9B (Back-to-Back Slotted Array) с двумя ФАР, работающим в сантиметровом диапазоне. Появление данного устройства обещает «вылечить» один из основных недостатков «Тикондероги» — проблему обнаружения низколетящих целей.

Зенитный арсенал крейсера размещается в носовой и кормовой ПУ типа MK.41, количество и тип ракет варьируются в зависимости от задачи. Теоретически крейсер способен нести до сотни зенитных ракет (с возможностью сохранения умеренной универсальности, путем размещения в оставшихся шахтах КР «Томагавк» и АСРОК).

Видна носовая группа УВП

В боекомплект входят боеприпасы следующих типов:

  • ЗУР семейства «Стандарт». Последние модификации RIM-156 SM-2ER и RIM-174 ERAM (с активной головкой от УР «воздух-воздух») способны, в теории, перехватывать цели на удалении 240 км от корабля;
  • экзотическая RIM-161 «Стандарт-3», чья высота перехвата простирается за пределы стратосферы. SM-3 ориентирована исключительно на задачи ПРО и не предназначена против «обычных» аэродинамических целей. В схеме реализован кинетический перехват (прямое попадание в цель). Внешняя подсветка для космических целей не требуется (да и невозможна) — радар SPY-1 выводит ракету в заданную область пространства, далее SM-3 ориентируется сама, используя инфракрасную ГСН;
  • зенитная ракета средней/малой дальности RIM-162 ESSM с эффективной дальностью стрельбы 50 км. Оптимизирована под перехват скоростных низколетящих целей (противокорабельных ракет). Благодаря необычной компоновке и наличию отклоняемого вектора тяги ESSM способна совершать маневры с перегрузками до 50g. Ракеты хранятся на борту крейсера по четыре в одной пусковой ячейке.

Ближний рубеж обороны образуют два зенитных автомата «Фаланкс». Главным преимуществом автоматических зениток является наличие собственной РЛС и полная независимость от остальных систем корабля (кроме электропитания). Недостаток (свойственным всех подобным системам): существует угроза, что в реальном бою «Фаланкс» окажется бесполезен. Обломки сбитых, в ближней зоне, ракет долетят по инерции и смертельно искалечат корабль.

В качестве оружия «последнего шанса» на борту имеется 70 комплектов ПЗРК «Стингер».

Общие выводы: благодаря выбранному диапазону и мощности радара система ПВО «Тикондероги» идеально приспособлена для перехвата целей в верхних слоях атмосферы. В то же время наблюдается целый комплекс проблем с перехватом низколетящих целей.

Впрочем… Более эффективной ПВО ближней зоны по сравнению с «Тикондерогой» располагают лишь «Замволт» и несколько европейских и японских эсминцев.

Противолодочная оборона

Крейсер располагает полным спектром противолодочных средств, которые традиционно устанавливаются на борту крупных надводных кораблей. В его состав входят:

  • активный подкильный гидролокатор типа AN/SQS-53;
  • буксируемая низкочастотная антенна TACTAS;
  • два противолодочных вертолёта семейства SH-60;
  • противолодочные ракеты RUM-139 ASROC-VL
  • макс. дальность стрельбы составляет 22 км, боевая часть
  • малогабаритная глубоководная торпеда MK.54;
  • два торпедных аппарата для запуска малогабаритных торпед (калибра 324 мм). Назначение — борьба с подлодками в непосредственной близости от корабля.

ПЛО — задача сетевая, она не решается одним кораблём. В этом смысле «Тикондерога» является важным составляющим элементом противолодочной обороны ордера.

Ударное вооружение

В пусковых шахтах MK.41 могут быть размещены крылатые ракеты «Томагавк». Как и в случае с зенитным боекомплектом, установить точное количество КРМБ на борту крейсера невозможно, оно меняется, в зависимости от поставленных задач.

В ходе боевого применения были зафиксированы случаи, когда крейсеры выпускали за одну ночь по 40…50 крылатых ракет. Очевидно, их количество может стать еще больше за счет сокращения или полного отказа от зенитного боезапаса.

Также на борту присутствуют восемь противокорабельных ракет «Гарпун» (размещены в кормовой части, запуск — с наклонной установки Mk.141). Масштабы, выделенные под данное вооружение, указывают на его второстепенное значение. «Тикондероги» не собираются вступать в бой с надводным противником, всецело полагаясь на авиацию и подлодки. Крейсер «Йорктаун» применил свои ПКР лишь однажды — против ливийского скоростного катера, и, как обычно, с неясным результатом.

В настоящее время, с изменением тактики применения флота и переходу к формированию многоцелевых боевых групп, возникла необходимость в вооружении крейсеров полноценным противокорабельным оружием. Этим оружием станет перспективная AGM-158 LRASM. Малозаметная ПКР нового поколения, сочетающая новые технологии, умеренные размеры и универсальность «Гарпуна» с дальностью полета и мощностью БЧ тяжелых советских ракет.

Авиационное вооружение

В штормовую погоду «Тикондерога» имеет одно незаметное, но исключительно важное преимущество перед любым другим крейсером или эсминцем. Её вертолетная площадка расположена в средней части корабля — там, где меньше амплитуда колебаний при продольной качке.

Для облегчения посадки и перемещения вертолетов по палубе в штормовую погоду все крейсеры штатно оборудованы системой RAST.

Имеется ангар, рассчитанный на два противолодочных вертолёта семейства SH-60 «Си Хок».

В погребе авиационных вооружений хранится до 40 малогабаритных противолодочных торпед, легкие противокорабельные ракеты «Пингвин», блоки НУРС и боеприпасы к авиационным пушкам.

Артиллерийское и вспомогательное вооружение

Крейсеры вооружены двумя универсальными пушками MK.45 калибра 127 мм. Компактная артсистема с ничем не выдающимися характеристиками. 16-20 выстр. в минуту, дальность стрельбы 13 миль (24 км). Ввиду невысокого могущества 5’’ снарядов, годится лишь для стрельбы по иранским корветам и добивания «подранков».

Корректировка артиллерийского огня ведется по данным радиолокатора AN/SPQ-9.

После инцидента с ЭМ «Коул» на борту крейсеров появилась пара 25 мм автоматических «Бушмастеров» для стрельбы по быстроходным лодкам террористов.

Средства РЭБ

На борту имеется стандартный для всех американских кораблей комплекс РЭБ для ведения радиоэлектронной разведки и подавления систем наведения ракет SLQ-32 с максимальной мощностью излучения 1 мегаватт (антенные устройства смонтированы на двух «балконах» в центральной части надстройки).

Имеется система отстрела дипольных отражателей MK.36 SRBOC и буксируемая противоторпедная ловушка («погремушка») SLQ-25 «Никси» (выпускается за борт через лацпорты в корме корабля). С учётом результатов боестолкновений на море за последние полвека, именно средства РЭБ являются «страховым полисом» и самым действенным средством защиты на борту корабля.

Более на борту крейсера нет ничего, о чём бы стоило рассказать.

Окончание

В настоящий момент в составе ВМС США имеются 22 крейсера данного типа. Несмотря на очевидную ветхость, янки не спешат отказываться от «Тикондерог». Крейсер превосходит современные эсминцы во всех, наиболее значимых аспектах, на 25% (число радаров, боекомплект, автономность, наличие флагманского командного поста).

«Тикондероги» по-прежнему выполняют роль лидеров в ПВО-охранении корабельных соединений и авианосных групп. Полное списание кораблей данного типа намечено лишь на конец 2020-х гг. При этом, по мнению военных, адекватной замены им не видно, и сроки могут быть сдвинуты «вправо» еще на целое десятилетие.

Затопление в качестве мишени списанного крейсера «Вэлли Форж»

/Олег Капцов, topwar.ru/

Воспользуйтесь нашими услугами

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!

integral-russia.ru

Ракетные крейсера типа «Тикондерога» | Военное оружие и армии Мира

«Тикондерога» — серия из 27 крейсеров с управляемым ракетным оружием (УРО) — первые корабли ВМС США, оснащенные боевой информационно-управляющей системой «Иджис».

История создания крейсеров типа «Тикондерога» началась с доклада министра обороны США Р. Макнамары, сделанного осенью 1966 года и посвященного снижению затрат на строительство военно-морского флота при расширении его боевых возможностей. Опыт эксплуатации кораблей ВМС США показал, что в течение своего 25-30-летнего срока службы они, как правило, проходят две модернизации. Исходя из этого, перед проектировщиками новых кораблей была поставлена задача: разработать архитектуру корпуса, позволяющую размещать новое и модернизировать установленное оборудование без больших материальных затрат и в короткое время. В результате была сформулирована программа DX/DXG, в рамках которой, в частности, были построены эсминцы класса «Спрюэнс».

ПРОЕКТ

«Тикондерога» — головной корабль серии — был заказан в 1978 году как эсминец УРО (DDG-47), но еще до окончания постройки, в силу его существенно более высоких боевых возможностей был переклассифицирован в крейсер УРО (CG-47).

Корабль создавался на базе корпуса и ГЭУ эсминцев типа «Спрюэнс». Это позволило ускорить и удешевить его строительство, упростило эксплуатацию и обеспечение запасными частями, облегчило подготовку личного состава. В проекте отразилась попытка применить принципы массового производства при строительстве судов.

На корабле смонтированы ленточные транспортеры и лифты для передачи грузов, доставляемых вертолетами. Модульная конструкция оборудования дает возможность использовать метод агрегатного ремонта и быстро заменять неисправные блоки силами личного состава корабля и обслуживающей плавбазы. В процессе разработки совершенствовались и сами методы проектирования корабля. Корабль рассматривался как единица комплексной системы оружия, включающая корпус, вооружение, боевые и технические средства, личный состав. Автоматизация управления движением и маневрированием корабля, системами вооружения и ГЭУ позволила сократить численность личного состава.

Было уделено большое внимание размещению и условиям функционирования различных систем. Потребовалось по-новому разместить большое количество разнообразных антенных устройств создающих взаимные помехи при работе. Но главной особенностью проекта была его «электронная начинка». Крейсера «Тикондерога» стали первыми боевыми кораблями ВМС США, оснащенными информационно-управляющей системой (БИУС) «Иджис».

БИУС «ИДЖИС»

БИУС «Иджис» (AEGIS — Airborne Early Warning Ground Environment Integration Segment) представляет собой интегрированную сеть корабельных средств освещения обстановки, средств поражения и средств управления. Основной элемент системы — РЛС кругового обзора AN/SPY-1 модификаций А, В или D с четырьмя пассивными фазированными антенными решетками. Система позволяет производить автоматический поиск, обнаружение и сопровождение до 300 целей в радиусе 190 км и наводить на наиболее угрожающие из них до 18 зенитных ракет. Решение на поражение угрожающих кораблю целей может приниматься автоматически. «Иджис» может получать и обрабатывать информацию с датчиков других кораблей и летательных аппаратов соединения и выдавать целеуказания на их пусковые установки.

ВООРУЖЕНИЕ

На первых пяти кораблях типа «Тикондерога» размещались обычные двухбалочные универсальные установки для запуска противокорабельных ракет (ПКР) «Гарпун», зенитных «Стандарт» и противолодочных АСРОК. Но в 1986 году на вооружение ВМС США поступили установки вертикального пуска ракет (УВП) с ячейками-контейнерами. Применение УВП позволило повысить живучесть установки, увеличить боезапас и номенклатуру запускаемых ракет, сократить время реакции. Типовая загрузка УВП на шестом и последующих крейсерах типа «Тикондерога»: 26 крылатых ракет «Томахок», 16 ПЛУР RUM-139А VL- АСРОК и 80 ЗУР RIM-66M-5 «Стандарт» SM-2MR Block IIIB или RIM-156А SM-2ER Block IV — всего 122 ракеты в носовом и кормовом модулях.

В 2000-2011 годах крейсера «Тикондерога» были модернизированы для обеспечения возможности применения ракет-перехватчиков класса «стандарт» — RIM-161 SM-3. Эти ракеты позволяют при помощи системы «Иджис» поражать заатмосферные цели на дистанции до 500 км.

КОНСТРУКЦИЯ КРЕЙСЕРОВ ТИПА «ТИКОНДЕРОГА»

Крейсера типа «Тикондерога» приспособлены для действий в условиях применения оружия массового поражения. В корпусе и надстройке отсутствуют иллюминаторы. Все внутренние помещения оборудованы системой кондиционирования воздуха.

Корабли этого типа имеют довольно неказистый вид: полубак, простирающийся на 85 % длины корабля, массивную надстройку, «клиперский» нос и транцевую корму. Обводы корпуса проектировались с учетом уменьшения амплитуд бортовой и килевой качки и сопротивления воды движению корабля.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

По сравнению с эсминцами типа «Спрюэнс» общая длина корабля была увеличена на 1,1 м за счет вытянутости носовой части. Для уменьшения воздействия волн при сильном шторме на носовые 127-мм артиллерийские установки и установку вертикального пуска установлен фальшборт длиной около 40 м и высотой 1,4 м. Корабль оснащен системой стабилизации качки и бортовыми килями. По проекту крейсер длительное время должен удерживать скорость 20 узлов при семибалльном волнении.

В конструкции корабля широко применены долговечные материалы: алюминиевые сплавы, пластмассы, износоустойчивые покрытия. Верхняя палуба имеет виниловое покрытие.

Перед конструкторами была поставлена задача повысить взрывостойкость корпуса, конструкций и оборудования. Погреба боеприпасов на кораблях проекта бронированы 25-мм стальными плитами, которые, впрочем, не в состоянии защитить от противокорабельных ракет. Наиболее важные части надстройки дополнительно покрыты сотовыми панелями.

На крейсерах установлена полуавтоматическая система диагностики повреждений, которая передает информацию о характере и величине повреждений и позволяет дистанционно закрывать отсеки для предотвращения распространения огня или воды.

Дымовые трубы разнесены по бортам, по длине корабля. За ходовым мостиком и в средней части надстройки располагаются решетчатые мачты. Площадь жилых помещений, размещенных в средней части корпуса и в надстройке, увеличена по сравнению с другими американскими кораблями. Койки в кубриках сгруппированы в блоки по шесть и разделены легкими переборками. Предусмотрены также помещения для отдыха и занятий спортом.

СНИЖЕНИЕ АКУСТИЧЕСКОЙ ЗАМЕТНОСТИ

На кораблях данного типа для снижения акустических шумов используются различные шумопоглощающие устройства и покрытия, малошумное энергетическое оборудование, изготовленное по специально разработанной технологии.

Для снижения кавитационного шума в качестве движителя выбран пятилопастный винт регулируемого шага с подачей воздуха к кромкам лопастей гребных винтов (система PRAIRIE). Система создает облако воздушных пузырьков, искажающее и сглаживающее акустический сигнал.

СТРОИТЕЛЬСТВО И МОДИФИКАЦИИ

Крейсера типа «Тикондерога» строились двумя судостроительными компаниями: «Инголлс Шипбилдинг»(19 ед.) и «Бат Айрон Уоркс» (8 ед.) с 1980 по 1992 год. Суда строились на поточной линии блочно-секционным методом (корабль разбит на десять блоков и секций) с модульным монтажом комплектующего оборудования и предварительно высокой степенью насыщенности им секции.

Корабли, закладываемые в разное время, имели разные версии оборудования и вооружения. Все крейсера данного типа можно разбить на пять базовых уровней. Уровень 0 (CG 47 — 48) — первые два корабля серии «Тикондерога» и «Йорктаун», спущенные на воду в 1981 и 1983 годах. Имели БИУС «Иджис» Мк.7 с радаром SPY-1А и системой управления оружия Мк.1, ЗРК «Стандарт» SM-2 MR Block I и ПРЛ Mk 116 Mod 4 UBFCS. На этих двух кораблях было по два вертолета SH-2F LAMPS-I вместо SH-60B, используемых на следующих крейсерах.

Позднее боевые системы этих кораблей были модифицированы до Уровня 1. Кроме того, установки наклонного пуска Мк.26 были заменены УВП Мк.41

Уровень 1 (CG 49 — 51) — следующие три корабля также имели раннюю версию «Иджис», не имели УПВ и не могли запускать крылатые ракеты «Томахок». Пусковые установки Mk.26 Mod имели запас 44 ракеты, включая 20 АСРОК. Для использования вертолетов MH-60R «Си Хок» LAMPS III крейсера получили систему RAST и вертолетный канал передачи данных 5QQ-28. Ракеты: SM-2 MR Block II с поддержкой «Иджис».

Уровень 2 (CG 52 — 58) — на этих крейсерах изначально устанавливались УВП Mk.41 Mod 0, которые уже могли запускать «Томахоки». Два модуля по 61 ячейке в носовой и кормовой частях корабля с разнообразным ассортиментом ракет, способных поражать воздушные, надводные, подводные и наземные цели.

Уровень 3 (CG 59 — 64) — корабли этого уровня получили более совершенные РЛС AN/SPY-1В с консолью AN/UYQ-21 (вес системы снизили с 5450 до 3600 кг). С 1984 года устанавливались более мощные компьютеры AN/UYK-44. Это позволило эффективно использовать новейшие ракеты класса «Стандарт» в единой системе ПВО корабельного соединения.

Уровень 4 (CG 65 — 73) — на последних девяти кораблях серии вместо UYK-7 и UYK-20 устанавливались компьютеры AN/UYK-43/44 с последней версией программного обеспечения, разработанного для новейшего эсминца «Арли Берк» (DDG 51). Внедрена усовершенствованная система отображения данных UYS-20. На всех судах этой группы стоят гидролокаторы SQS-53C с процессором SQR-17.

9 июля года был введен в строй крейсер УРО «Порт-Ройял» (CG 73). Он стал последним из 27 кораблей типа «Тикондерога» с БИУС «Иджис». На этом проект был завершен. С 2004 по 2005 год первые пять кораблей серии были выведены из состава флота. В 2015 году для экономии средств еще 11 (CG 64 — 73) будут выведены в резерв.

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь