«Новый российский авианосец будет гибридом»

Макет нового российского авианосца / Фото: tvzvezda.ru

Проект перспективного авианосца «Шторм» предусматривает наличие двух трамплинов и катапульты для разгона самолетов, сообщил «Интерфакс». Корабль также получит подъемники как вертикального, так и качельного типа, что существенно сэкономит место. Таким образом создатели применят в авианосце лучшие разработки отечественной и западной школ создания кораблей подобного типа. «Многоцелевой тяжелый авианосец проекта 23000Э „Шторм“ может получить комбинированную силовую установку и два „острова“ управления», — рассказал агентству представитель Крыловского государственного научного центра, занимающегося разработкой корабля. По предварительным данным, длина «Шторма» составит 330 метров, ширина — 40, осадка — 11, скорость — до 30 узлов. Закладка авианосца планируется в 2025 году в Северодвинске, поскольку «Севмаш» — единственное предприятие в России, имеющее опыт создания кораблей такого класса. На его верфях полностью перестраивался тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» для поставки в Индию. Атомный реактор «Шторма» проверят на перспективном эсминце типа «Лидер», а в подмосковном Жуковском уже испытывают электромагнитную катапульту для разгона самолетов.

Фото: РГ, Александр Емельяненков

«Основное требование Главного командования ВМФ к проектантам и разработчикам „Шторма“: корабль должен обладать широкими возможностями как в плане использования палубной авиации, так и в плане боевой эффективности действий в составе разнородных сил», — отметил главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков. Габариты российского корабля соответствуют американским авианосцам типа Nimitz, самым крупным на текущий момент кораблям в мире. Правда, эксперты предсказывают авианосцам США гибель от разрабатываемых в России дальних ракет — те могут атаковать авианосные ордеры стаей с нескольких сторон сразу.

Сейчас единственным российским авианосцем является авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» — в 2016 году он получит полк истребителей МиГ-29К. Помимо авиагруппы, крейсер вооружен крылатыми ракетами «Гранит» и несколькими типами ракетных и пушечных комплексов ПВО. Об этом в специальном проекте «РГ» «Русское оружие» пишет Антон Валагин.

Техническая справка

Атомный монстр-невидимка: каким будет новый российский авианосец

Несмотря на то, что в программе вооружения до 2020 года не предусмотрены средства на строительство авианосцев, в России полным ходом идет проработка проекта перспективного авианесущего корабля. Его прототип был представлен телеканалу ЗВЕЗДА в Крыловском государственном научном центре в Санкт-Петербурге — организации, без научного заключения которой ни один проект в российском кораблестроении никогда не будет воплощен в металле.

Фото: bastion-opk.ru

Перспективный российский авианосец пока существует только в виде моделей. Одни из них проходят цикл «морских» испытаний в многочисленных бассейнах Крыловского центра, имитирующих «плавание» будущего корабля в различных климатических, погодных условиях, морях и океанах планеты. Другая модель дает визуальное представление о том, каким же собственно будет корабль будущего.

С прицелом на будущее Первое, что бросается в глаза — это практически «голая» по сравнению с предыдущими проектами авианесущих крейсеров палуба будущего авианосца. Вместо массивной, ее еще называют островной надстройки, — вышки управления. Это не только экономит место на палубе, но и по логике должно снизить радиозаметность корабля в море. Сама палуба также имеет отличия: на ней два трамплина — большой и поменьше, и, соответственно — два направления взлета. А еще — закрепленные на корме и в носовой части авианосца самолеты и вертолеты — как минимум, пяти разных типов. Их явно больше, чем можно увидеть на палубе единственного стоящего на вооружении нашего ВМФ авианесущего крейсера «Адмирала Кузнецова» или переоборудованного для ВМС Индии авианосца «Викрамадитья».

Даже беглый взгляд на модели самолетов дает представление, какие именно машины планируется разместить на авианосце. Это палубные истребители Т-50, Миг-29К/КУБ, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, предположительно, Як-44Э и противолодочные вертолеты Ка-32. Разработанный в Крыловском научном центре концепт нового многофункционального авианосца, по словам руководителя авторской группы Валентина Белоненко, предусматривает размещение на его борту до 100 летательных аппаратов. А сам корпус корабля удалось оптимизировать таким образом, что сопротивление воды снизилось на 20%. Уже одно это — существенная экономия энергетики, возможность увеличения скорости и автономности.

Фото: bastion-opk.ru

На таком авианосце, дал понять Валентин Белоненко, возможен взлет самолетов и вертолетов последнего поколения даже в шторм. Для самолетов предусмотрены не только трамплины, но и катапульта. А под взлетной палубой и в оптимизированных надстройках — новейшие комбинированные энергоустановки, эффективное ракетное и радиоэлектронное вооружение.

Крейсер или аэродром

Последняя фраза специалиста о том, что на корабле будет размещено «ракетное и радиоэлектронное вооружение» — одна из самых интересных в определении облика будущего корабля. Дело в том, что в советском, а теперь и российском кораблестроении так до сих пор не определились с тем, к какому классу отнести отечественные авианосцы. Так, единственный оставшийся у России тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» уже одним своим названием говорит, что он не авианосец, а прежде всего «тяжелый авианесущий». То есть крейсер с дополнительным авиационным вооружением. Которое для него вспомогательное, а не основное вооружение.

Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Алексей Китаев

И это при том, что на вооружении корабля находятся 48 истребителей Су-27К (Су-33) и штурмовиков Су-25К, 12 вертолетов Ка-27. Под взлетной палубой крейсера, это главное отличие от аналогичных западных кораблей, размешены 12 пусковых установок сверхзвуковых ударных крылатых ракет большой дальности «Гранит», способных нести ядерные боеголовки. Также на крейсере имеется четыре комплекса противовоздушной обороны ближней зоны «Кинжал» — всего 192 ракеты, 8 установок ракетно-артиллерийского комплекса ПВО «Кортик» и 6 скорострельных (до 1000 выстрелов в минуту) шестиствольных артиллерийских автоматов АК-630. Подобного набора вооружений нет ни на одном корабле мира.

Именно из-за этой разноплановости в вооружении «Кузнецов» не считается «чистокровным» авианосцем в том понимании, как это видят в США. Тем не менее, по оценкам военных экспертов, именно такая компоновка крейсерского вооружения делает «Адмирал Кузнецов» наиболее универсальным морским оружием. В отличие, например, от подводных лодок с крылатыми ракетами большой дальности, такой крейсер одинаково пригоден для участия как во всеобщей ядерной или безъядерной войне, а также в любых локальных конфликтах. Именно в последних наиболее эффективно использовать подобных корабли. Это ярко продемонстрировали США в ходе операций в Персидском заливе и у берегов Югославии, когда основные ударные силы ВВС НАТО были представлены корабельным авиационными соединениями, практически неуязвимыми для наземных сил противника. Однако, как отмечают специалисты, разноплановость вооружений сейчас не так важна, как узкая специализация кораблей.

«Авианосец никогда не будет в море один, — сообщил телеканалу ЗВЕЗДА бывший замглавкома ВМФ Игорь Касатонов, его всегда будут охранять корабли сопровождения. Именно на них ляжет задача по отражению воздушного нападения или противодействие подводным лодкам противника, так что авианосец должен быть именно аэродромом, а не крейсером».

Грани головоломки

Советник генерального директора Крыловского центра доктор технических наук Валерий Половинкин считает, что концептуальное проектирование кораблей — не просто способ избежать лишних трат из-за неверного выбора, организационных и технических ошибок при создании дорогостоящих систем. Это самый надежный путь к избранной цели и гарантия, что в какой-то момент разработчики не окажутся в тупике или на обочине. Отработка корабля будущего, даже в макете, дает возможность без существенных инвестиций в проект точно следовать общемировым тенденциям при создании аналогичных кораблей в мире. Оперативно вносить в проект пожелание военных.

Фото: bastion-opk.ru

Например, сейчас перспективный авианосец рассматривается в двух версиях: с атомной энергетической установкой и неатомной. Если у него будет атомная энергетическая установка, тогда водоизмещение корабля составит 80-85 тыс. тонн. Если он будет неатомный, то 55-65 тысяч тонн. От этого фактора зависит количество самолетов, которые можно разместить на корабле.

По проектировочным нормам, на одну тысячу тонн водоизмещения может быть размещен один летательный аппарат. Исходя из этого, если водоизмещение составит 65 тысяч тонн, то на корабле сможет базироваться 50-55 самолетов, если 85 тысяч — порядка 70 разных летательных аппаратов. Из этого можно сделать еще один вывод — в неатомном исполнении корабль, скорее всего, будет предназначен для экспорта. В атомном — для российского флота.

Судить об этом можно по той программе обновления Военно-морского флота, которая реализуется в рамках госпрограммы вооружения. Например, было принято решение о ремонте и глубокой модернизации тяжелых атомных крейсеров проекта 1144 типа «Орлан». Таких кораблей у нас четыре: «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев» «Адмирал Ушаков» и «Петр Великий». В свое время эти корабли специально создавались под задачи охраны и сопровождения авианесущих крейсеров. Набор стоящего на них вооружения позволяет им вести боевые действия как против надводных, подводных, так и воздушных целей. А атомная энергетическая установка существенно расширяет возможности крейсеров по выполнению автономных походов.

Для этих кораблей в СССР специально строился атомный авианосец «Ульяновск», к сожалению, закончить его строительство до развала государства не успели, и гигант был порезан на «иголки» прямо на судостроительной верфи в Николаеве на Украине. Впрочем, решение о необходимости ремонта и модернизации «Орланов» говорит о том, что идея атомного авианосного флота в России не забыта.

Головной крейсер 1144 проекта «Адмирал Нахимов» / Фото: Пресс-служба МО РФ

Головной крейсер 1144 проекта «Адмирал Нахимов» уже стоит в судоремонтном заводе в Северодвинске в ожидании начала работ. По планам, в 2018 году там  же окажется и самый молодой из «Орланов» — крейсер «Петр Великий». Вполне возможно, что к этому моменту будет принято решение и о начале строительства нового авианосца. В Северодвинске возводится плавучий док, способный обеспечить постройку кораблей водоизмещением более 100 тысяч тонн: танкеров, сухогрузов и собственно авианосцев. На док планируется потратить около $500 млн. бюджетных средств.

Палубные истребители Су-33 / Фото: Пресс-служба МО РФ

«В этом году планируется доукомплектовать морскую авиацию самолетами МиГ-29К, — говорит начальник Морской авиации ВМФ Герой России генерал-майор Игорь Кожин. — В итоге мы получим более 20 самолетов МиГ-29К, которые станут основой формирования новой авиационной воинской части в составе Северного флота. В полном объеме начнет функционировать полигон „НИТКА“ в Ейске». Все это говорит, что флот готов к приходу новых авианосцев.

sdelanounas.ru

Российский проект «Шторм». Суперавианосец — выгодное вложение средств?

В отдаленном будущем военно-морской флот России может получить авианосец, построенный по совершенно новому проекту. Конкретные планы на этот счет пока не сформированы, и проект для строительства еще не выбран. Однако это не мешает отечественным и зарубежным специалистам обсуждать интересную тему, а также делать разные прогнозы. Интересный разбор ситуации и перспектив российской авианосной программы представило англоязычное интернет-издание Military Watch.

7 апреля издание опубликовало первую часть крупной статьи «Russia’s SHTORM Concept Design a Worthwhile Investment? How Moscow Would Deploy its Supercarrier» («Российский проект «Шторм»: выгодное вложение? Как Москва будет строить свой суперавианосец»). В ней рассматривались события прошлого и настоящего. 4 мая появилась вторая часть публикации, темой которой стали ожидаемые события обозримого будущего и перспективы нового российского проекта.



Суперавианосец «Ульяновск»

В начале первой публикации Military Watch напоминает о недавних новостях. Ранее российские военные указали на возможность строительства нового авианосца по проекту от Крыловского государственного научного центра. По результатам реализации таких планов Россия станет единственной страной мира, кроме США, способной строить и эксплуатировать столь крупные корабли. Предлагаемый проект, как утверждается, похож на модернизированный вариант авианосца «Ульяновск», строившегося в конце восьмидесятых годов.

Издание напоминает, что в связи с распадом СССР строительство «Ульяновска» было остановлено, а готовые конструкции позже разделали на металл. Недостроенный корабль мог стать первым в Советском Союзе / России авианосцем, способным работать в океанской зоне. Кроме того, это был всего лишь второй советский проект авианосца, на борту которого могли базироваться самолеты без вертикального взлета и посадки. Первый проект такого рода привел к появлению корабля «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

В настоящее время ВМФ России располагает только одним авианосцем. «Адмирал Кузнецов» имеет водоизмещение менее 55 тыс. т и, как считает Military Watch, плохо подходит для боевой работы в океанах. По своим боевым возможностям он заметно уступает американским кораблям проектов Nimitz и Gerald R. Ford. Американские авианосцы несут почти вдвое больше самолетов и способны запускать их примерно раз в минуту, тогда как «Кузнецов» может обеспечить один взлет в четыре минуты.


Суперавианосец типа «Нимиц»

Еще одно преимущество американских кораблей кроется в наличии паровых и электромагнитных катапульт, что увеличивает допустимую взлетную массу палубных самолетов. За счет этого истребители-бомбардировщики могут нести больше топлива и оружия, а кроме того, обеспечивается работа самолетов дальнего радиолокационного обнаружения E-2 Hawkeye. Российская палубная авиация не имеет аналогов последнего.

Единственным преимуществом «Адмирала Кузнецова» перед американскими авианосцами издание считает превосходное противовоздушное и противокорабельное вооружение. За счет этого авианосец оказывается менее зависимым от сопровождающих кораблей. Кроме того, могут иметь место преимущества в характеристиках и возможностях палубных самолетов. Однако, как отмечает Military Watch, это является заслугой авиационной промышленности, но не судостроения или самого авианесущего корабля.

Российский авианосец не так давно работал у берегов Сирии, но при этом в результате несчастных случаев потерял два своих самолета. Американские корабли типа «Нимиц», в свою очередь, оказались более эффективными в деле проекции силы в схожих операциях. Однако новый российский концепт-проект «Шторм» предусматривает получение схожих возможностей. В нем объединены характерные черты более старых кораблей проекта Nimitz и новейшего Gerald R. Ford. Российский авианосец будущего получит электромагнитные катапульты, позволяющие повысить основные характеристики самолетов. Палуба размером 330 на 40 м и возможность перевозки 80-90 самолетов приведут к получению значительного боевого потенциала.


Концепт-проект суперавианосца «Шторм»

Издание напоминает, что СССР не строил мощный авианосный флот. Кроме того, в связи с особенностями военной доктрины он достаточно поздно начал строительство развитой океанской группировки. Советский флот делал упор на ракетные технологии и подводные лодки, и это имело смысл с точки зрения экономики. Один авианосец стоил столько же, сколько тысячи крылатых ракет – и даже сотня таких изделий могла гарантировано потопить авианесущий корабль противника на большой дальности. Прогресс в области противокорабельных вооружений привел к тому, что всего одна современная ракета способна уничтожить суперавианосец водоизмещением 100 тыс. т. Авианосцы до сих пор уязвимы для ракет. В отличие от них, подводные лодки, являясь удобным средством проецирования силы, более живучи.

Авианосцы вряд ли могут быть главным оружием в крупной войне, но доктрина Соединенных Штатов не лишена преимуществ. Корабли с авиацией на борту символизируют военную мощь страны, а кроме того, являются удобным средством борьбы с противниками, имеющими ограниченные возможности. Рядом с берегами России, Китая или Северной Кореи – в зоне досягаемости береговых ракетных комплексов – авианосцы действительно подвергаются серьезным рискам. Однако они хорошо показали себя в Ираке, Афганистане, Ливии, Панаме, Вьетнаме, Югославии и в борьбе с ближневосточными террористами. Наконец, авианосцы являются удобным средством контроля за океанскими торговыми маршрутами на удалении от берегов противника.

Military Watch считает, что страны с большой военной мощью должны всегда быть готовы к столкновению друг с другом. При этом им не следует забывать и про возможность вступления в мелкие конфликты. Последняя крупная война с участием мощных держав была в 1953 году, а локальные конфликты случаются регулярно. Как следствие, возможности в контексте мелких войн могут иметь стратегическое значение. Российские подлодки оказываются лучшим средством для борьбы с флотом и армией США, тогда как суперавианосцы более удобны для борьбы с террористами, к примеру, на Ближнем Востоке, а также для проецирования силы в любых частях Мирового океана.


Су-57 — истребители завоевания превосходства в воздухе пятого поколения

Российский суперавианосец может совершать дружеские визиты в порты Юго-Восточной Азии или посещать латиноамериканские страны, имеющие натянутые отношения с Соединенными Штатами. Завершая первую часть своей статьи, Military Watch отмечает, что нельзя недооценивать политические последствия таких действий и их влияние на престиж страны.

* * *

Вторая часть статьи «Russia’s SHTORM Concept Design a Worthwhile Investment? How Moscow Would Deploy its Supercarrier», опубликованная несколько дней назад, посвящена непосредственно перспективному проекту «Шторм» и связанным с ним вопросам в контексте его будущей службы.

В начале второй части отмечается, что авианосец типа «Шторм» действительно может быть весьма полезным, поскольку даст России ряд новых возможностей. Однако его строительство может быть связано с некоторыми проблемами, ставящими под сомнение всю программу. В первую очередь, сомнения зарубежных авторов связаны со стоимостью работ. Авианосец дорог и сам по себе, а крупная авиационная группа дополнительно увеличивает стоимость строительства и эксплуатации.


Легкий палубный истребитель МиГ-29К

Насколько известно, в будущем Россия не планирует отказываться от истребителей завоевания превосходства в воздухе, что является ответом на состав авиагрупп зарубежных кораблей. При этом новый «Шторм» не должен будет использовать истребители Су-33, составляющие основу авиации «Адмирала Кузнецова». Вместо них корабль получит более новые многоцелевые истребители МиГ-29К, уже находящиеся в эксплуатации. Кроме того, возможно появление палубной модификации истребителя пятого поколения Су-57.

Перспективный самолет будет стоить порядка 100 млн долларов США, не считая затрат на разработку. Однако благодаря ему «Шторм» станет единственным в мире авианосцем, обеспечивающим работу истребителя завоевания превосходства пятого поколения. В результате корабль получит значительные преимущества перед любыми вероятными противниками. Military Watch напоминает, что Пентагон планировал создать палубную модификацию своего истребителя F-22, но потом отказался от такого проекта. Таким образом, у США не будет аналога российского палубного Су-57.

Если Россия действительно начнет строить новый авианосец, то станет актуальным вопрос места его службы. Вероятно, ему не удастся присоединиться к Черноморскому флоту. Российское министерство обороны неоднократно указывало, что этот флот способен разбить любые силы противника в регионе. В районе Черного моря вражеские корабли оказываются в зоне действия береговых ударных систем, и потому для авианосца почти не остается никаких задач. Кроме того, развертывание авианесущего корабля в Черном море затруднено текущими международными соглашениями.


Китайский палубный истребитель завоевания превосходства в воздухе J-15

Одновременно с этим авианосец может быть полезен любому из трех других российских флотов. В их районах баланс сил выглядит иным образом, и авианосец вряд ли останется без работы. Также корабль может нести службу на удалении от своей базы в тех или иных регионах.

Для борьбы с террористами в Сирии, а также для сокращения потенциала НАТО в регионе российский флот развернул корабли в Средиземном море. Однако «Адмирал Кузнецов» оказался плохо приспособленным для работы на таком удалении от базы. Перспективный «Шторм», в свою очередь, сможет показать свои преимущества, а также изменить баланс сил в регионе. В результате этого Россия покажет свою мощь, а критически важный союзник в лице Дамаска получит необходимую поддержку. Россия укрепляет связи со странами Персидского залива, и в будущем этот регион тоже сможет стать целью очередного похода авианосца. В этом случае корабль тоже будет символом поддержки дружественных стран.

Military Watch напоминает, что, по открытым данным, проект «Шторм» предусматривает обеспечение работы корабля при экстремальных температурах, в том числе в Арктике. Сейчас российские вооруженные силы наращивают свою группировку в Заполярье и при этом фактически конкурируют с американскими и канадскими военными. Такое усиление армейских группировок связано с желанием нескольких стран получить уникально крупные природные ресурсы региона. Появление в Арктике нового суперавианосца с палубными истребителями пятого поколения самым серьезным образом изменит баланс сил. При этом американские авианосцы вряд ли смогут нормально работать в северных широтах.


Палубный вариант истребителя F-22 — проект, который так и не был реализован

Если авианосец «Шторм» действительно сможет повлиять на ситуацию в Арктике и получить господство в воздушном пространстве региона, то вместе с тем он поможет России взять под свой контроль важнейшие ресурсы. Как следствие, авианосная программа полностью оправдает затраты на свою реализацию.

Третьим местом для возможного развертывания «Шторма» издание Military Watch считает Азиатско-Тихоокеанский регион. В последние годы почти все новые авианосцы мира отправляются на боевую службу именно туда. Китай сейчас строит свой авианосный флот и отправляет корабли в моря вблизи своего побережья, решая задачи обороны. Одновременно с этим Соединенные Штаты, Франция и Япония развертывают свои корабли ближе к Китаю для демонстрации силы и заинтересованности регионом.

В июле 2017 года присоединиться к такой работе обещала Великобритания. Ее министр обороны Майкл Фаллон заявил, что сразу после завершения строительства и испытаний сразу два британских авианосца отправятся в Азиатско-Тихоокеанский регион. По всей видимости, это обещание будет выполнено в ближайшем будущем.


Гипотетический палубный истребитель на базе Су-57

Россия имеет свои интересы в этом регионе, и потому наращивает свое присутствие. В моря региона регулярно приходят российские корабли, в том числе для участия в совместных учениях ВМФ России и Китая. Появившись вблизи Юго-Восточной Азии, перспективный российский суперавианосец мог бы сместить баланс сил и уменьшить влияние стран НАТО или Японии.

Военный бюджет России постепенно сокращается, а нагрузка на него растет. При этом, как отмечает Military Watch, перспективный авианосец проекта «Шторм» способен изменить ситуацию в любом из трех регионов, имеющих стратегическое значение. Боевые и военно-политические последствия его службы могут привести к тому, что российский проект заинтересует иностранных заказчиков, и это приведет к строительству кораблей на экспорт. Так, потенциальным клиентом российских судостроителей можно считать Индию. Она уже приобрела у России один авианосец и заинтересована в увеличении числа таких кораблей. Кроме того, покупка «Шторма» может быть выгодна Китаю, который заинтересован в копировании технологий или конструкторских решений с целью развития собственной программы кораблестроения.

Также китайские военные могут проявить интерес к палубной модификации истребителя Су-57. Принятие на вооружение такого самолета станет серьезным прорывом в сравнении с имеющимися у флота машинами типа J-15. Впрочем, пока нельзя исключать, что китайская промышленность разрабатывает собственный палубный истребитель пятого поколения. Если «Шторм» с палубными Су-57 появится в Тихом океане, то результаты такой боевой службы способны повлиять на дальнейшие решения Китая, а контракт на поставку техники позволит России, как минимум, частично покрыть расходы на ее разработку.

Вторая часть объемной статьи от Military Watch завершается весьма оптимистичными выводами. Авторы полагают, что крупнейшие затраты на строительство нового суперавианосца типа «Шторм» должны будут привести к сопоставимым стратегическим выгодам. В первую очередь, такие тенденции проявятся при развертывании корабля в Арктике. Также выгоду принесет экспортный потенциал проекта. В итоге выгоды – как финансовые, так и военно-политические с лихвой покроют все расходы на разработку, строительство и эксплуатацию. Таким образом, программа строительства авианосца «Шторм» имеет высокий потенциал и большое будущее.

Статья «Russia’s SHTORM Concept Design a Worthwhile Investment? How Moscow Would Deploy its Supercarrier»:
Часть 1: http://militarywatchmagazine.com/read.php?my_data=70145
Часть 2: http://militarywatchmagazine.com/read.php?my_data=70146

topwar.ru

Судостроители мечтают о целой группе российских авианосцев » Военное обозрение

«Наш проект предполагает более сбалансированный авианосец, чем у американцев», – заявил газете ВЗГЛЯД представитель главного судостроительного НИИ России – Крыловского научного центра. ВМФ снова озвучивает идеи создания авианесущего корабля на смену крейсеру «Адмирал Кузнецов». Каким может быть данный проект и сколько подобных кораблей нужно стране с точки зрения кораблестроителей?

ВМФ подтвердил планы строительства нового авианосца. Об этом на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге сообщил заместитель командующего ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук.


При этом он пояснил: макет нового авианосца, который продемонстрировал ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (КГНЦ), является лишь одним из многих возможных проектов. «Проводится проработка различных бюро, чтобы определить облик данного корабля», – приводит его слова ТАСС.

Напомним, что конструкторское бюро КГНЦ еще в 2015 году представило аванпроект перспективного российского авианосца. По оценкам гендиректора «Крыловского центра» Валерия Половинкина, этот корабль класса «Шторм» проекта 23000 может быть построен примерно в 2025 году.

Строительство авианосца обсуждается более 15 лет

Информация о том, что российский ВМФ имеет планы на новый авианесущий корабль, впервые появилась еще в 2004 году.

Тогдашний главком ВМФ, адмирал флота Владимир Куроедов планировал, что авианосец будет построен к 2017 году. Планирование должно было начаться уже в 2004-м, а строительство – после 2010 года. Заметим, сейчас в планах Минобороны фигурирует «третье десятилетие XXI века».

Преемник Куроедова на посту главкома, адмирал флота Владимир Масорин в 2007 году сообщил: «Сейчас идет разработка облика будущего авианосца при активном участии науки и промышленности».

В 2009 году новый главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий заявил: создание традиционных авианосцев уже считается бесперспективным, планируется заняться созданием морских авиационных комплексов. Однако уже в следующем году адмирал Высоцкий сообщил: конструкторы должны закончить разработку технического проекта перспективного российского авианосца. Но позже вице-премьер Сергей Иванов заявил, что в программе вооружений на 2011–2020 гг. строительство авианосцев не предусматривается.

И наконец, судя по нынешнему заявлению вице-адмирала Бурсука, процесс сдвинулся с мертвой точки.

«Приятно слышать, что Минобороны все-таки задумалось об авианосце», – заметил в комментарии газете ВЗГЛЯД начальник сектора проектного отдела ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Алексей Лицис.

Что собой представляет «сбалансированный «Шторм»

Лицис привел сравнение с только что переданным ВМС США авианосцем «Джеральд Форд» – самым крупным и, по оценкам экспертов, самым дорогостоящим кораблем такого класса.


«Наш проект предполагает авианосец не такой огромный, как у американцев, – отметил Лицис. – У нас он будет более сбалансированным. Он будет порядка 300 м по габаритной длине. Ширина полетной палубы около 80 м. Соответственно, водоизмещение около 90 тыс. тонн».

Для сравнения приводим параметры единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов»: длина по ватерлинии – 270 м, наибольшая ширина – 71 метр, полное водоизмещение – 59 тонн.

Пока предполагается установка на авианосец электромагнитного разгонного устройства, подчеркнул Лицис. «Но у нас сейчас сильные сомнения, и мы сейчас сами пересматриваем, возможно, что будут варианты, надо сравнивать технико-экономические характеристики образцов», – добавил собеседник. Он указал, что с электромагнитной катапультой возникают проблемы – результата нет ощутимого, а денег она требует много. Это показал и американский опыт с «Джеральдом Фордом», добавил эксперт.
Так как изначально «Шторм» разрабатывался прежде всего на экспорт (в Индию), то предполагалась силовая установка на органическом топливе, объяснил Лицис. Однако если он будет взят за основу нового российского авианосца, то он считает более целесообразным использовать атомную установку. «Если об этом речь зайдет – мы будем, конечно, рекомендовать АЭУ, – подчеркнул собеседник. – Не знаю, на чем флот остановится – у них свои взгляды и приоритеты».

Сколько может занять постройка нового авианосца

В случае утверждения проекта, предложенного «Крыловским центром», начало строительства второго российского авианосца – дело хоть и ближайшего, но будущего.

Лицис разъяснил, сколько примерно может занять создание нового авианосца после того, как будет принято решение о начале его строительства. «Проектирование не менее двух лет, а то и трех, потому что корабль серьезный. И строительство лет семь. Испытания не меньше года. Ну и доведение до уровня боевой готовности на флоте – год. Вот и получается 12 лет», – рассказал собеседник.

«Если напряжемся – на год, на два раньше. И с учетом ритмичного финансирования. Если в час по чайной ложке, как у нас корабли порой строятся, то это вообще бессмысленное занятие», – добавил он.

«Кузнецов» должен прослужить еще 20 лет

Пока же в распоряжении ВМФ – тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», введенный в строй еще в 1991 году. Напомним, в мае в Минобороны определили контуры и масштаб будущей модернизации «Кузнецова». Ремонт авианосца, предположительно, начнется в этом году, сообщил замкомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук.

«Адмирал Кузнецов» после ремонта прослужит ВМФ еще 20 лет, обещает вице-президент Объединенной судостроительной корпорации по военному кораблестроению Игорь Пономарев.

«Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» меньше размерами (чем проектируемый «Шторм»), и ему 27 лет, – указывает начальник сектора проектного отдела «Крыловского центра» Алексей Лицис. – Даже если его хорошо отремонтируют и модернизируют – не бывает вечных кораблей. Конечно, это очень важный корабль и его нужно беречь и всячески поддерживать, но новый авианосец нужно в ближайшее время начинать создавать».

Нужна серийность

При этом одного авианосца не хватит, считает Лицис: «Нам нужна серийность». Головной корабль всегда самый дорогой, у него коэффициент стоимости можно на 1,3 умножать примерно, поскольку в составе затрат на него скрыты НИОКР, объяснил эксперт.

«Кроме того, есть коэффициент оперативного напряжения, то есть вы никогда не сможете эксплуатировать корабль, не ремонтируя, не готовя его. А когда он становится на, допустим, средний ремонт, у вас нет этого корабля», – объяснил собеседник. Поэтому нужно по крайней мере два корабля, чтобы была подмена всегда.

«А вообще смысл возникает, когда четыре авианосца у нас будут создаваться, тогда это будет иметь какую-то логику», – добавил Лицис.

«Главный вопрос, который будет ставиться при разработке нового авианосца, – это соотношение эффективность – цена», – подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД руководитель Общероссийского движения поддержки флота, капитан первого ранга Михаил Ненашев. Будет учитываться сочетание потенциала и угроз, которые будут в XXI веке. Кроме того, он указал, что все будет зависеть от того, какая авиация будет размещаться. Эксперт считает, что должно быть авиакрыло из 50–70 самолетов и вертолетов, а также необходимо разместить беспилотники.

Сколько авианосцев может потребоваться России

Идеальным вариантом Андрей Лицис считает строительство шести авианосцев: «На каждый театр по два корабля: Север – два, Черное море и Средиземное – два и Дальний Восток – два».

«России как океанской стране необходимо два–четыре авианосца – по два авианосца на Северный и на Тихоокеанский флот», – полагает Михаил Ненашев.

Андрей Лицис, в свою очередь, подчеркнул: «Посмотрите на ситуацию в Сирии. Если бы у нас не было дружественного Ирана, мы бы не смогли вообще туда никаким образом доставлять наши силы и средства». А если дело будет не в Сирии, а где-то чуть дальше, на каком-то удалении от нашей территории, то как можем мы воздействовать на этот регион?» – задался риторическим вопросом собеседник. «Кроме авианосной ударной группы никаких вариантов нет. Это американцы хорошо продемонстрировали». Если б у нас в Сирии была нормальная авианосная группировка, как у американцев, мы просто взяли бы в клещи этот регион, подчеркнул эксперт. «Это средство активной внешней политики – авианосный флот», – добавил он.

«Поскольку Россия – страна океанская, у нас и океанские интересы», – отмечает Михаил Ненашев. Чтобы эти интересы реализовывать вдали от берегов, необходимы и корабли соответствующего класса. «Авианосец – это корабль, в первую очередь, позволяющий относительно меньшим числом морских единиц выполнять стратегические задачи», – объяснил он.

Остается добавить, что разработка, проектирование, проведение НИОКР и строительство каждого подобного корабля стоит как минимум несколько миллиардов долларов. Еще примерно столько же стоит создание авиакрыла – десятков специализированных самолетов, вертолетов и беспилотников. Кроме того, крайне дорогостоящим мероприятием является создание и поддержание школы высококвалифицированных морских летчиков, способных взлетать с палубы и садиться на нее. Ну и, разумеется, поддержание боеготовности таких кораблей обходится за период их эксплуатации в сумму, сопоставимую с потраченной на их создание.

Неудивительно, что такую роскошь, как флот из нескольких авианосцев, в данный момент может позволить себе только одна держава в мире – Соединенные Штаты.

topwar.ru

В 2019 году у России появятся возможности построить новый авианосец

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • www.arms-expo.ru

    Новый российский авианосец будет гибридом

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • www.arms-expo.ru

    Авианосец проекта 23000Э «Шторм» — ОРУЖИЕ РОССИИ Информационное агентство

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • www.arms-expo.ru

    Россия начала подготовку к строительству нового авианосца

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • www.arms-expo.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *